Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 16, "МУР"-"МЯС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 16, "МУР"-"МЯС")

Муранов Л. Б.

Лев Борисович (р. 1 XII 1930, Иваново) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1953. В 1952 окончил Моск. ин-т воен. дирижёров, с того же года - худ. рук. разл. армейских ансамблей песни и пляски. С 1979 начальник и худ. рук. Ансамбля песни и пляски Белорус. воен. округа. Автор солдатских песен.

Мураталы Куренкеев

Мураталы Куренкеев (1860, Талды-Булат, на Иссык-Куле - 12 I 1949, Чон-Кемин) - сов. нар. композитор и исполнитель на национальных инструментах (кыяке, комузе и чооре). Нар. арт. Кирг. ССР (1936). Учился у отца - известного нар. музыканта Куренкея (1826-1907). М. К. рано приобрёл известность. Его многогранное дарование полностью раскрылось после Окт. революции 1917. Он накопил богатейший репертуар нар. музыки, создал ок. 80 собств. произв. В своём творчестве развивал лучшие художеств. традиции нац. исполнительства. Создал замечат. образцы нар. инстр. музыки: кюи "Шингграма", "Кер толгоо", "Кыз Кербез", "Кок сандал", "Кайрма" и др. Многие мелодии М. К. использованы др. сов. композиторами в качестве муз. тем. М. К. был солистом Кирг. филармонии. Воспитал мн. учеников.

Литература: Смирнов М., Творчество Мураталы Куренкеева, "СМ", 1949, No 2; Виноградов В., Мураталы Куренкеев, Pр., 1962.

Мурешиану Я.

Мурешиану Я. (Muresianu) Якоб (29 VI (И VII) 1857, Брашов - 25 V (6 VI) 1917, Блаж) - рум. композитор. Учился в Брашове (1867-71), затем в Лейпцигской консерватории (1880-83) у С. Ядассона (теория музыки), К. Рейнеке (фп., камерный ансамбль) и др. Преподавал музыку в лицеях и одноврем. был дирижёром хоров в Нэсэуде (1878-80), Брашове (1884-85), Блаже (1886-1917). В 1888 основал в Блаже журн. "Musa romвna" ("Румынская муза"),к-рым руководил до 1907. Собирал, обрабатывал и публиковал румынский музыкальный фольклор. Автор оперетты "Милло-директор" (1910, либр. В. Александри), музыки к водевилям В. Александри (в т. ч. "Русалии", "Флорин и Флорика"); поэм и баллад (для солистов, хора и оркестра, 1884-1906), увертюры "Штефан Великий" ("Stefan cel Mare", 1882), хор., камерно-инстр. сочинений.

Литература: Breazul G., Jacob Muresianu, "Muzica", 1964, No 4; Merisescu G., Jacob Muresianu. (Viata si opera). Buc., 1966; Vancea Z., Creatia muzicala romвneasca, sec. XIX-XX, (v. 1), Buc., 1968, p. 145-53.

P. Э. Лейтес.

Мурин А. Г.

Александр Григорьевич (р. 21 XII 1916 (3 I 1917), Петроград) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1948. С 1926 пел в хоре мальчиков Ленингр. акад. капеллы. В 1940 окончил Ленингр. консерваторию у В. П. Степанова. С 1937 хормейстер Ленингр. радио, с 1940 - ансамбля песни и пляски Ленингр. воен. округа, с 1947 - Малого оперного т-ра; с 1952 хормейстер, с 1961 гл. хормейстер Ленингр. т-ра оперы и балета. Руководил постановкой хор. сцен в спектаклях "Хованщина", "Борис Годунов", "Иван Сусанин", "Царская невеста", "Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже...", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа", "Дон Карлос", "Аида", "Сила судьбы", "Бал-маскарад", "Дон Жуан", "Волшебная флейта", "Лоэнгрин", "Тихий Дон"; "Октябрь" Мурадели, "Оптимистическая трагедия" Холминова, "Декабристы", "В бурю"; "Пётр I", "Пушкин" Петрова и др. Гос. пр. СССР (1976). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1974).

Мурис И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муров А. Ф.

Аскольд Фёдорович (р. 5 II 1928, Покровск, ныне Энгельс Саратовской обл.) - сов. композитор. Был инженером-строителем. В 1962 окончил Новосибирскую консерваторию по классу композиции у М. А. Гозенпуда. С 1961 преподаёт там же, с 1968 доцент кафедры теории музыки и композиции. В 1965-70 пред. правления Сибирской организации CK РСФСР.

Сочинения: оперетта - Умные вещи (либр. С. Я. Маршака, 1965, Новосибирский т-р муз. комедии); для солистов, хора и орк. - Бессонница века (сл. В. Цыбина, В. И. Фирсова, В. Ф. Бокова, 1966), Тобольская симфония (для смешанного хора, солистов, декламатора и группы инструментов, сл. В. В. Хлебникова, с использованием текстов историч. документов и Библии, 1971), симф. поэма Ленин в Шушенском (сл. нар. 1969); для орк. - 4 симфонии (1961, 1963, 1968, 1973); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1958, 1960), фп. трио (1959); для хора - циклы Из сибирской нар. поэзии, Песни села Балман; романсы, песни; для радио - декламаторий Голоса революции (1970); музыка для драм. т-ра и кино.

Я. Н. Файн.

Муродов Д.

Джурабек (р. 24 XII 1942, с. Куруд Ленинабадской обл.) - сов. певец (тенор), исполнитель на рубобе и композитор. Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1967. В 1962 окончил Ленинабадский пед. ин-т, до 1963 был там же ассистентом кафедры педагогики и методики. С 1963 артист Тадж. филармонии. Исполняет песни народов СССР, в т.ч. таджикские, песни заруб. Востока, аккомпанируя себе на рубобе. Выступает и с симф. оркестром. Автор св. 150 песен, среди них циклы на сл. С. А. Есенина, М. Турсун-заде и др. Гастролирует за рубежом.

Муромцева Н. А.

Надежда Александровна (1848 - 1 (14) IV 1909) - рус. пианистка. В 1870 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у Н. Г. Рубинштейна (первый выпуск). Выступала в концертах РМО. Гастролировала по городам России и за границей. П. И. Чайковский, высоко ценивший талант М., писал о ней: "Это одна из лучших когда-либо слышанных в Москве виртуозок. Кроме безупречной техники, у г-жи Муромцевой бездна вкуса и выразительности" ("Русские ведомости", 1874, No 57). В 1883 М. открыла в Москве женские муз. курсы.

Муртазин Р. А.

Рауф Ахметович (р. 2 (15) I 1910, дер. Темясово, Баймакского уезда, ныне Башкирская АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Башк. АССР (1957). В 1930 окончил отделение дух. инструментов Уфимского муз. техникума, в 1947 - Башк. студию при Моск. консерватории (класс композиции В. А. Белого). С 1931 руководил духовым оркестром, возглавлял муз. часть Колхозно-совхозного т-ра Баймакского р-на, писал музыку для театр. постановок. Автор опер, симф. и хор. произв., ему принадлежат обр. (ок. 250) старинных и совр. башк. нар. песен. В 1948-1956 преподавал в Уфимском уч-ще иск-в (класс трубы).

Сочинения: оперы - Азат (1953, Башк. т-р оперы и балета), Буря (Дауыл, 1969); для орк. - 4 симфонии (1957, 1963, 1970, 1974); Праздничная симфониетта (1959), увертюра (1943); концерт для скр. с орк. (1971); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1944), квинтет для фп., двух скр., альта и влч.; соната для трубы и фп. (1950); хор - Мы с тобой, наша партия! (1953); для голоса с фп. - романсы и песни; музыка для кино и т. д.

Муса Баетов

Муса Баетов - см. Баетов Муса.

Мусабаев М. Х.

Мурат Хасенович (р. 2 IX 1937, Караганда) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Казах. ССР (1978). В 1964 окончил Алма-Атинскую консерваторию. С 1962 солист Казах. т-ра оперы и балета. Партии: Елецкий; Эбн-Хакиа ("Иоланта"), Князь Игорь, Риголетто; Ренато ("Бал-маскарад"), Скарпиа; Ёр-Таргын ("Ёр-Таргын" Брусиловского), Жанбота ("Биржан и Сара" Тулебаева), Алпамыс ("Алпамыс" Рахмадиева), Садыр Палван ("Садыр Палван" Кужамьярова), Абай ("Абай" Жубанова и Хамиди) и др. Выступает в концертах. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1968). С 1965 преподаёт в Алма-Атинской консерватории (с 1979 доцент).

Мусин И. А.

Илья Александрович (р. 24 XII 1903 (6 I 1904), Кострома) - сов. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1942) и засл. арт. БССР (1939). В 1930 окончил Ленингр. консерваторию (занимался у H. A. Малько, затем у А. В. Гаука). В 1934-40, 1944-52 дирижировал симф. оркестром Ленингр. консерватории и др. В 1937-41 был гл. дирижёром симф. оркестра Белорус. филармонии. В 1932-37 и с 1941 преподаёт в Ленингр. консерватории (класс дирижирования; с 1961 профессор). Среди учеников: М. А. Бухбиндер, Д. Э. Далгат, О. А. Димитриади, А. М. Кац, К. А. Симеонов, Ю. X. Темирканов, Д. Ю. Тюлин и др.

Сочинения: Техника дирижирования, Л., 1967.

И. Г. Нисневич.

Мускал

Мускал - маскал, - одно из названий молд. и рум. многоствольной флейты.

Мусоргский М. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мустаева М. И.

Майнур Ибрагимовна (р. 7 (20) V 1912, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Кирг. ССР (1947). Чл. КПСС с 1944. С 1935 занималась в Кирг. студии при ГИТИСе. В 1938-65 солистка Кирг. муз. т-ра (ныне - Киргизский т-р оперы и балета). Одна из первых проф. кирг. певиц, выступала в классич. и нац. репертуаре. Партии: Татьяна; Земфира ("Алеко"), Айчурек, Канаим, Тотуя ("Айчурек", "Манас", "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Гульчахра ("Аршин мал алан" Гаджибекова).

Литература: Кумушалиев К., Майнур Мустаева, Фрунзе, 1958.

Мустафаев Р. Г.

Рамиз Гаджи оглы (р. 16 X 1926, Чарджоу, Туркм. ССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1973). Чл. КПСС с 1961. В 1953 окончил Азерб. консерваторию по классу пения у Бюль-Бюля, в 1957 по классу композиции у Б. И. Зейдмана. Автор произв. разл. жанров, М. особое внимание уделяет вок.-хор. музыке (его песни "Царица красоты", "Фестивальная" премированы на респ. конкурсах). С 1958 руководитель хора Гос. комитета по телевидению и радиовещанию Азерб. ССР. В 1968-73 секретарь CK Азербайджана.

Сочинения: оперы - Ширин (1957, одноактная), Вагиф (1960, Азерб. т-р оперы и балета, пр. Всесоюзного конкурса, 1964), Айдын (1975, по драме Дж. Джабарлы), радиоопера Полад (1964), оперная сцена Хан и Пахарь (1962), детская оперная сцена Упрямый козел (1964); муз. комедии - Скупой (Гаджи Кара, совм. с В. Адигезаловым, 1958, Азерб. т-р муз. комедии), Конец будет хорошим (Ахыры яхшы олар, 1969, там же), По соседству живет один парень (Гоншумуза бир оглан вар, 1975); для солистов, хора и орк. - оратория Октябрь (1967), кантаты Тарас Шевченко (1964), Слава русскому народу (1965), Кура Апшерон (1969), Торжественная (1972), Ода Ленину (1962); для орк. - симфония (1971), симф. поэмы (1953; Памяти Физули, 1959); хор Баятылар (а cappella, 1973).

З. Кафарова.

Мустафа-Заде В. А.

Вагиф Азизович (16 III 1940, Баку - 17 XII 1979, Ташкент) - сов. джазовый пианист и композитор. Засл. арт. Азерб. ССР (1979). В 1959 окончил муз. уч-ще в Баку. Организовал джазовое трио "Кавказ" (Тбилиси). М.-З. - один из основоположников азерб. джаза. В 1969 - 70 солист и муз. рук. Эстр. оркестра Азерб. ССР. Создал в Баку ансамбли "Лейли" (1970-71) и "Севиль" (1972-77); организовал джаз-ансамбль "Мугам" (1977), для к-рого написал ряд произв., в т.ч. "В ожидании Азизы" (1-я пр. на 8-м Междунар. конкурсе джазовых произв., Монако, 1979). Соединил в своих композициях ладово-ритмич. особенности мугама с традиц. джазовой техникой. Участник ряда джазовых фестивалей.

Мутация

Мутация (от лат. mutatio - перемена, изменение).

1) В сольмизационнон системе раннего средневековья обозначение перехода из одного гексахорда в другой (см. Гексахорд, Сольмизация).

2) Перелом голоса у мальчиков и девочек в переходном возрасте. У мальчиков благодаря интенсивному росту частей гортани процесс М. в большинстве случаев приводит к резко выраженным изменениям в голосе. К концу мутационного периода голос мальчиков понижается в среднем на октаву, меняется и его тембр. Примерно у трети мальчиков устанавливается тенор, у остальных - баритон и бас. У девочек диапазон голоса после мутации остаётся почти прежним, однако голос становится более густым и устойчивым. Существовало мнение, что в период М. мальчикам целесообразно прекращать пение. Совр. методисты и физиологи (ларингологи) считают, что разумно ограниченные занятия пением оказывают в переходный период благоприятное воздействие на рост голосовых связок и развитие гортани.

3) Перемена строя в партии литавры; обозначается в нотах словами: muta in (итал. - перемена на), сокр. - m. i.; напр., перестройка литавры С посредством повышения на тон - С muta in D.

4) Перемена инструмента, напр. замена гобоя на английский рожок обозначается словами: Oboe muta in Corno inglese.

В. А. Вахромеев.

Мутон Ж.

Мутон Ж. (Mouton) Жан (ок. 1459, О-Винь, близ г. Самер, Па-де-Кале - 30 IX 1522, Сен-Кантен) - франко-фламандский композитор, певец, органист. С 7 лет пел в хоре собора Нотр-Дам дю Нель (близ г. Сен-Кантен). В 1500 руководил хором мальчиков в Амьенском соборе, в 1501 преподавал игру на органе и пение в соборе Гренобля. С 1513 (1509?) до конца жизни - певец корол. придв. капеллы. Писал церк. музыку - мессы, мотеты, псалмы и др. Последователь Жоскена Депре, М. испытал большое влияние его творчества (один из мотетов М. в течение длительного времени приписывали Жоскену Депре). Совершенное владение сложнейшей техникой контрапункта ярко проявилось в его 8-гол. мотете "Рождение богоматери" ("Nasciens mater") и др. Мессы и мотеты М. впервые издал О. Петруччи (1501-23), затем П. Аттеньян (1532, 1534), многие каноны привёл Г. Глареан в своём труде "Додекахордон" (1547). Среди учеников М. - комп. А. Вилларт.

Литература: Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, 1959; Lesure C. F., Un document sur la jeunesse de Jean Mouton, "RBM", 1951, V. 5.

H. Л. Чарная.

Мутон Ш.

Мутон Ш. (Mouton) Шарль (1626-1699 или 1710) - франц. лютнист и композитор. Учился у Д. Готье. Жил и работал при дворе в Турине, с 1678 - в Париже. Автор многочисл. лютневых сочинений. При жизни М. были опубликованы (ок. 1699) 4 книги "Пьес для лютни в различных ладах" ("Piиces de luth sur diffйrents modes"), из к-рых сохранились только первые две (в одной из них содержатся указания исполнителям-лютнистам). В сб. М. представлены гл. обр. произв. в форме сюиты, состоявшие из 4-11 частей (преим. прелюдия, аллеманда, жига, сарабанда); нек-рые пьесы имеют программные назв. ("Принцесса", "Мечтатель", "Отъезд" и др.). В музыке композитора проявилось влияние итал. муз. школы. Творчество М. - одного из последних выдающихся франц. представителей иск-ва игры на лютне (современники наз. его "мэтром лютни"), имело большое значение для дальнейшего развития сюиты. Среди учеников М. - Р. Мильран (составил в 1690 сб. произв. учителя) и Ф. Ле Саж де Рише.

Литература: Bobillier M. (Brenet M.), Notes sur l'histoire du luth en France, Turin, 1899; La Laurencie L. de, Les luthistes, P., 1928.

H. Л. Чарная.

Муффат Г.

Mюффa (Muffat) Георг (крещён 1 VI 1653, Межев, Савойя - 23 II 1704, Пассау, Бавария) - австр. композитор франц. происхождения. В юные годы жил в Париже (1663-69), изучал франц. музыку, в частности Ж. Б. Люлли. Работал органистом в Мольсеме (Эльзас), Вене, Праге, Зальцбурге. В 1681-82 совершенствовался в Риме у Б. Паскуини и А. Корелли. С 1687 придв. органист, с 1690 капельмейстер в Пассау. М. работал гл. обр. в области инстр. жанров, привнеся в нем. и австр. музыку достижения итал. муз. стиля (concerto grosso). Он упорядочил и сделал более стройной форму органной токкаты, создал орк. танц. сюиты по франц. образцу с программными подзаголовками ("Поварята", "Трубочисты", "Привидение" и т. п.). Автор муз. трактата ("Regulae concentuum partiturae", 1699).

Сын M. - Готлиб (Теофиль) M. (крещён 25 IV 1690, Пассау - 10 XII 1770, Вена) - австр. композитор. Известен преим. клавирными соч., на к-рых сказалось франц. влияние ("Componimenti musicali per il cembalo", 1738 или 1739).

Сочинения: Armonico Tributo cioe Sonata di camera (пять 5-гол. камерных сонат с basso continuo, изд. 1682); Exquisitioris harmoniae Instrumentalis gravijucundae selectus primus... (12 concerti grossi, в числе к-рых 5 переработанных сонат из первого сб., 1701), Svavioris harmoniae Instrumentalis hyporchematicae florilegium (сб. орк. сюит в 2 тт., изд. 1695-98), Apparatus musico-organisticus (12 токкат, чаконна и пассакалья для органа, 1690) и др.

Литература: Stollbrock L., Die Komponisten Georg und Gottlieb Muffat, Rostock, 1888.

M. M. Яковлев.

Муха А. И.

Антон Иванович (p. 6 I 1928, с. Шебалино Алтайского края) - сов. композитор музыковед. Кандидат искусствоведения (1966). В 1952 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Н. Н. Вилинского, в 1955 - аспирантуру. Ст. науч. сотрудник Ин-та искусствоведения, фольклора и этнографии АН УССР (Киев). Принимал участие в создании "Истории музыки народов СССР" (т. 4 и 5, М., 1973-74).

Сочинения: балеты для детей - Ивасик (1972, совм. с И. А. Виленским), Мечта (Mpiя, 1969); для орк. - симфония (1959); сюиты - Пионерский бал (1961), Казка про царевича і трьох лікарів (Сказка о царевиче и трех лекарях, 1971), симф. сказка О детях и взрослых (1971); Концерт для скр. с орк. (1953); пьесы для фп., для нар. инстр., хоры, романсы, песни, музыка для драм. т-ра, кино, радио.

Литературные сочинения: Принцип програмності в музиці, Київ, 1966; Симфонічний оркестр і його інструменти, Київ, 1967; Музиканти сміються, Київ, 1968 (в рус. пер. - 1969, 1970, 1972); статьи и рецензии в периодич. печати, сборниках.

Н. Н. Сидоренко.

Мухамеджанов C. М.

Caдых Мухамеджанович (р. 5 VIII 1924, урочище Улькенбулак, Шетский р-н) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Казах. ССР (1967). Чл. КПСС с 1961. В 1950 окончил теоретико-композиторское отделение Алма-Атинского муз. уч-ща, в 1957 - Ин-т иск-в им. Курмангазы (класс композиции Е. Г. Брусиловского). В 1953-68 худ. рук. Казах. радио, директор и худ. рук. Казах. филармонии им. Джамбула. Гос. пр. Казах. ССР (1974). Директор Казах. т-ра оперы и балета.

Сочинения: оперы - Айсулу (1964, 2-я ред. 1973), Жумбак-кыз (Загадочная девушка, 1971); вок.-симф. произведения - Поэма о Ленине (1962), Кантата о Ленине (1964); для орк. - симфония Буря (1968, посв. 100-летию со дня рождения В. И. Ленина); для оркестра казах. нар. инструментов - Родина радости (1973); Концерт для голоса с орк. (1959); оратория Голос веков (I960); кантата для хора a capellа Времена года (1975); песни и романсы - цикл песен на слова Абая и др.; музыка к спектаклям драматич. т-ра и др.; музыка к кинофильмам "Мать и сын" (1955), "Перекрёсток" (1963), "Альдар-Косе" (1965).

Литература: Балгожин A., Садых Мухамеджанов, в сб.: Композиторы Советского Казахстана, А.-А., 1958, с. 229-30.

Б. Г. Ерзакович.

Мухаммеддинов Н.

Нажимаддин (р. 26 VIII 1937, аул Тахтакупыр Каракалп. АССР) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1977). Чл. КПСС с 1978. В 1971 окончил Алма-Атинскую консерваторию у Е. Р. Рахмадиева. С 1971 худ. рук. филармонии Каракалп. АССР, с 1977 пред. CK Каракалп. АССР. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1974). Пр. Ленинского комсомола Каракалп. АССР (1977).

Сочинения: опера Ажинияз (1980); 2 муз. драмы (1975, 1978); 2 кантаты (1974, 1981); симф. поэма (1972); камерно-инстр. ансамбли; романсы, песни.

Муханова М. Ф.

Муханова М. Ф. (урожд. Нессельроде, по первому мужу Калерджи, по второму - М.) Мария Фёдоровна (авг. 1823 или 1822(?), Варшава - 10 (22) V 1877, там же) - пианистка. Ещё в детстве проявила большие муз. способности. Игре на фп. обучалась сначала у Ш. Майера, в 1846-48 у Ф. Шопена (считалась его лучшей ученицей). Пользовалась также советами и указаниями Ф. Листа, была с ним в дружеских отношениях до конца жизни. Была дружна также с X. Бюловым и Р. Вагнером, к-рому помогала материально в годы его изгнания. В 1830-50 с большим успехом концертировала в России и за границей. Исполнение М., обладавшей необыкновенно приятным, мягким и певучим туше, отличалось законченностью, пластичностью, свободой и изяществом. Её дарование высоко ценили Шопен, Лист, Вагнер, Бюлов, Т. Лешетицкий (считал её одной из лучших пианисток Европы). Памяти М. посвящена 1-я элегия Листа (для виолончели, фп., арфы и гармониума).

Литература: Арнольд Ю., Воспоминания, вып. 3, М., 1893, с. 60-61; Сабинина М. С., Записки..., "Русский архив", 1901, кн. 1, с. 524-25, кн. 3 (см. указатель имён); Киселев В. A., Франц Лист и его отношение к русскому искусству, М., 1929, с. 18-19; Шопен Ф., Письма. Общая ред. А. Соловцова, М., 1964, с. 487, 549; Мильштейн Я., Лист, т. 2, М., 1971, с. 256-57; М., Mouchanoff-Kalergis in Briefen an ihre Tochter, Lpz., 1907.

Я. И. Мильштейн.

Мухаринская Л. С.

Лидия Сауловна (р. 14 (27) III 1906, Тбилиси) - сов. музыковед-фольклорист. Засл. деят. иск-в БССР (1974). Кандидат искусствоведения (1968). В 1939 окончила Моск. консерваторию. В 1939-1941 и с 1948 преподаёт в Белорус. консерватории, с 1970 доцент (в 1941-45 в рядах Сов. Армии). Осн. внимание уделяет вопросам интонационного строя совр. белорус. нар. песни, истории белорус. революц. и партизанской песни.

Сочинения: Белорусский государственный народный ансамбль песни и танца, Минск, 1959; Партизанские песни Белоруссии и их слагатели, М., 1964; Мелодический язык современной белорусской народной песни, Минск, 1966; Белорусская народная партизанская песня. 1941-1945, Минск, 1968; Историческое развитие белорусской революционной песни, в сб.: Музыка наших дней, Минск, 1969 (на белорус. яз.); Ленинская тема в белорусском песенном фольклоре, в кн.: В. И. Ленин в песнях народов СССР, М., 1971.

Е. А. Соломаха.

Мухатов В.

Вели (Велимухамед) (р. 22 IV (5 V) 1916, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на) - сов. композитор и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1965). Депутат Верх. Совета СССР 4-го и 5-го созывов. Занимался в 1941 в Туркменской студии при Моск. консерватории, в 1951 окончил Моск. консерваторию (класс композиции С. Н. Василенко). Творчество М. играет значит. роль в развитии проф. туркм. музыки, одним из основоположников к-рой он является. В его произв. ярко выражены характерные особенности туркм. фольклора, разработанного на основе совр. композиторской техники, нац. колорит соединяется у М. с проф. мастерством, широтой замыслов. Среди первых творч. работ М. - балет "Ак-Памык" ("Белый хлопок", 1945, совм. с А. Ф. Зноско-Боровским, Туркм. т-р оперы и балета), комич. опера "Кемине и казы" ("Поэт и судья", 1947) и опера "Зохре и Тахир" (1953) - обе совм. с А. Г. Шапошниковым.

Крупнейшие произв. М. - опера "Ганлы сака" ("Кровавый водораздел", 1967, Туркм. т-р оперы и балета), симф. произв. - симфония "Памяти Махтумкули" (1974), "Туркменская сюита" (1950; Гос. пр. СССР, 1951), поэма "Моя Родина" (1951, Гос. пр. СССР, 1952), вокально-симф. поэма "Сказание о коммунисте" (1970), Песня о Ленине (1970); М. - автор Гос. гимна Туркм. ССР (1946).

Ему принадлежат также "Кантата о Коммунистической партии" (1953), "Кантата о счастье" (1954) и др., симф. поэмы для орк. нар. инструментов, более 150 хоровых и сольных песен, романсов ("Песня о Ленине", "Песня за мир", "Утренняя песня", "Первая любовь" и др.), музыка к документальным и художеств. фильмам ("Советский Туркменистан", 1951, "Сын пастуха", 1955, "Случай в Дашкале", 1963) и др. Сб. песен М. удостоен Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули (1972). В 1954-59 председатель CK Туркменской ССР. С 1972 зав. кафедрой Ашхабадского муз.-педагогич. ин-та культуры.

Литература: Гусейнов X., Сын дутариста, "Ашхабад", 1960, кн. 2.

М. А. Микулич.

Мухатов Н.

Нуры (р. 18 I 1924, аул Багир, ныне Ашхабадского р-на) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1953.

Брат В. Мухатова. В 1965 окончил Ташкентскую консерваторию по классу дирижирования у М. А. Ашрафи и классу композиции у Б. И. Зейдмана. В 1949-73 дирижёр, с 1973 гл. дирижёр Туркм. т-ра оперы и балета им. Махтумкули. Принимал участие в пост. спектаклей: "Гюльшен" Гаджибекова (1953), "Эсмеральда" Пуньи, Глиэра, Василенко (1954), "Лебединое озеро" (1957); "Жизель" Адана (1960), "Каменный цветок" (1965), "Гибель суховея" Нурымова (1967), "Большой вальс" на муз. И. Штрауса (1972), "Кемине и казы" ("Поэт и судья") В. Мухатова и Шапошникова (1972), "Цыганский барон" Штрауса (1973). В своих произв. использует нац. фольклор, ладово-гармонич. основа его произв. близка нар. музыке.

Сочинения: балет - Чудесный лекарь (совм. с М. Б. Равичем, 1960, Туркм. т-р оперы и балета, 2-я ред., 1973, там же); для симф. орк. - симфония (1966), увертюра (1956), поэма (1966), сюита из балета "Чудесный лекарь" (1963); для фп. - 8 вариаций, 10 пьес; песни на сл. туркм. поэтов и др.

Литература: Керими К., Туркменский театр. Очерк истории, М., 1964, с. 209-12.

Мухин В. П.

Василий Петрович (27 XII 1888 (8 I 1889), с. Порецкое, ныне Чуваш. АССР - 29 X 1957, Москва) - сов. хор. дирижёр, педагог. С детских лет пел в церк. хоре. В 1912-14 учился в Саратовской консерватории, где изучал теоретич. предметы у Л. М. Рудольфа и Г. Э. Конюса. В 1929 окончил Моск. консерваторию у А. В. Александрова (отделение хор. образования) и С. И. Друзякиной (класс сольного пения). В нач. 20-х гг. работал помощником дирижёра в хоре под рук. А. М. Листопадова и школьным учителем пения в Саратове. В 1926-32 преподавал на рабфаке, в 1932-57 - на дирижёрско-хор. ф-те Моск. консерватории (с 1947 профессор, с 1951 зав. кафедрой хор. дирижирования). Много внимания уделял работе с хор. самодеятельностью. В 1948 организовал при Моск. консерватории гор. самодеят. хор студентов моск. вузов (с 1960 - Моск. хор молодёжи и студентов). Написал методич. очерк "Вокальная работа в хоре" (в сб.: Работа в хоре, (М.), 1960), создал ряд хор. обработок.

Литература: Тевлин Б., Василий Петрович Мухин. (Творческий портрет), в сб.: Музыкальное исполнительство, вып. 8, М., 1973.

И. М. Марков.

Мухтаров Х. М.

Хусейн Мухтарович (р. 18 VII 1938, с. Шортюбе Джамбулской обл.) - сов. певец (бас). Нар. арт. Кирг. ССР (1973). В 1964 окончил Моск. консерваторию, с того же года солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Борис Годунов, Пимен, Мельник, Филипп II, Амонасро; Рамфис ("Аида"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель ("Мефистофель" Бойто и "Фауст"), Манас Конурбай, Чинкото ("Манас", "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Пётр I ("Пётр I" Петрова) и др. 1-й исполнитель партий Вожака ("Оптимистическая трагедия" Холминова, 1965) и Васькова ("Зори здесь тихие" Молчанова, 1973). Выступает в концертах.

Мухтарова Ф. С.

Фатьма Саттаровна (14 (26) III 1893, Урмия, ныне Резайе, Иран - 19 X 1972, Баку) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. и Азерб. ССР (1940). В 1914 окончила Саратовскую консерваторию и дебютировала в Оперном т-ре Зимина (Москва), выступала здесь до 1917. Позднее пела в оперных т-рах Казани, Ленинграда, Киева, Харькова, Одессы, Тбилиси, гастролировала во мн. городах СССР. В 1938-1953 солистка Азерб. т-ра оперы и балета. Обладала красивым и сильным грудным голосом, хорошими актёрскими данными, художеств. вкусом, темпераментом. Лучшие партии: Марфа ("Хованщина"), Кармен, Амнерис; Любаша ("Царская невеста"), Азря ("Низами" Бадалбейли), Далила, Марина Мнишек.

Литература: Боголюбов Н., Полвека на оперной сцене, М., 1957; его же, 60 лет в оперном театре, М., 1967.

К. Касимов.

Муцио К.

Муцио К. (Muzio) Клаудия (7 II 1889, Павия - 24 V 1936, Рим) - итал. певица (лирико-драм. сопрано). Её отец был директором т-ров "Ковент-Гарден" и "Метрополитен-опера". Первоначально обучалась у матери - хористки т-ра "Метрополитен-опера", затем у А. Казалони в Турине. Дебютировала в 1910 в Ареццо. После успешного выступления в 1921 в т-ре "Даль Верме" (Милан) пела в т-рах "Ла Скала", "Ковент-Гарден", в 1916-22 и 1933-34 - в "Метрополитен-опера", в 1922-31 - в Чикагской опере. Одна из крупнейших певиц 1-й пол. 20 в., М. была подлинно трагедийной актрисой (современники называли её "Дузе оперной сцены"). Индивидуальности М. наиболее близкими были роли в операх Дж. Верди и веристов. 1-я исполнительница партии Джорджетты ("Плащ" Пуччини). В репертуаре певицы выделялись партии Виолетты, Дездемоны, Тоски, Мими; Манон ("Манон Леско" Пуччини), Сантуццы ("Сельская честь" Масканьи), Фьоры ("Любовь трёх королей" Монтемецци).

Мушель Г. А.

Георгий Александрович (р. 16 (29) VII 1909, Тамбов) - сов. композитор, пианист. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). После окончания в 1936 Моск. консерватории (класс композиции M. P. Гнесина, класс фп. Л. Н. Оборина) М. переехал в Ташкент. Его дальнейшая творч. деятельность связана с Узбекистаном. Симфонии, камерные сочинения, музыка к театр. спектаклям М. отличаются остротой и образностью характеристик, свежестью и оригинальностью средств муз. выражения.

Сочинения: опера - Фархад и Ширин (совм. с В. А. Успенским, 1940); балеты - Балерина (1952), Цветок счастья (1959), Кашмирская легенда (1961), Легенда о Самарканде (1970); муз. драмы - Фархад и Ширин (совм. с В. А. Успенским, 1937); Муканна (на основе мелодий Ю. Раджаби, 1943), Офтобхон (на основе мелодий X. Тохтасынова, 1953), Мукими (1953), Равшан и Зулхумор (1959) - оба на основе мелодий Т. Джалилова; симф. произв. - 3 симфонии; для фп. с орк. - 6 концертов; пьесы для органа; музыка к спектаклям драматич. т-ра и кинофильмам.

Литература: Pеккер Я. Н., Георгий Мушель, М., 1966.

Т. Е. Соломонова.

Мушкудиани Т. В.

Тенгиз Варламович (р. 12 VI 1927, Тбилиси) - сов. певец (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1964). Чл. КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 6-го созыва. В 1954 окончил Тбилисскую консерваторию у В. С. Кашакашвили, с того же года солист Груз. т-ра оперы и балета. В 1960-61 стажировался в Большом т-ре. Среди партий - Борис Годунов, Мельник, Гремин; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Мефистофель, Дон Жуан; Штелина ("Крутнява" Сухоня), Александр Чавчавадзе ("Невеста Севера" Торадзе). С 1978 преподаёт в Тбилисской консерватории.

Мчеделов М. П.

Мчеделов М. П. (наст. фам. - Мчедлишвили) Михаил Павлович (26 I (8 II) 1903, Батуми - 21 II 1974, Москва) - сов. арфист, педагог, методист и композитор. В 1934 окончил Моск. консерваторию у Н. Г. Парфёнова. С 1938 арфист оркестра Моск. филармонии и Гос. оркестра СССР. С 1941 солист оркестра Груз. филармонии и преподаватель Тбилисской консерватории. В 1943-48 играл в оркестрах Всесоюзного радиокомитета, Т-ра им. Вахтангова. Преподавал в Муз. уч-ще при Моск. консерватории (с 1943 доцент, в 1946 зам. директора по уч. работе, в 1956-73 декан струн. отделения), в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (1952-60), в Моск. консерватории (1940-41 и 1957- 1959). Автор мн. произв. для арфы. Ему принадлежат также обработки и переложения для арфы. Редактор ряда сб-ков произв. для арфы. Внёс значит. вклад в сов. педагогику и методику арфовой игры.

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 109, 123-24; Агажанов A., Воспитатель арфистов, "МЖ", 1973, No 13; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975, с. 109; Полтарева В., Арфа, Киев, 1980, с. 34-36.

Мчедлидзе Д. С.

Дмитрий Семёнович (р. 1 (14) I 1904, Кутаиси) - сов. певец (бас), режиссёр, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1954). Чл. КПСС с 1951. Деп. Верх. Совета Груз. ССР 4, 5 и 8-го созывов. В 1932 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у П. З. Андреева. В 1927-33 солист Ленингр. т-ра оперы и балета; в 1933-52 - Большого т-ра (где в 1950-52 был зав. оперной труппой и репертуарной частью). В 1952-1973 директор, солист и режиссёр Груз. т-ра оперы и балета, в 1969-73 также директор его филиала - Кутаисского оперного т-ра. М. исполнял ведущие басовые партии, среди них - Мельник, Кончак, Галицкий, Борис Годунов, Гремин; Иван Грозный ("Псковитянка"), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель ("Фауст"), Марсель ("Гугеноты"), Цангала ("Даиси" Палиашвили), Тела ("Патара Кахи" ("Маленький кахетинец") Гокиели), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Данькевича) и др. Как режиссёр пост. в Грузинском т-ре оперы и балета оперы: "Русалка" (1959), "Даиси" (1960), "Травиата" (1961) и др. С 1954 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1962 доцент); среди его учеников много известных певцов.

Сочинения: Путь певца, Тб., 1960 (на груз. яз.); Певческое дыхание и некоторые советы по постановке голоса, Тб., 1966 (совм. с В. Давыдовой); Три поколения грузинских певцов, Тб., (1968) (на груз. яз.).

Литература: Сванишвили Н., Дмитрий Мчедлидзе, Тб., (1966) (на груз. яз.).

В. И. Зарубин.

Мшанская О. Ф.

Ольга Феликсовна (р. 11 (24) VII 1900, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1939), засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1960). Пению обучалась у своей матери Н. Н. Соколовой-Мшанской, артистки Большого т-ра СССР. В 1919 дебютировала в Т-ре Совета рабочих депутатов (быв. Оперный т-р Зимина). В 1920-59 солистка Ленингр. т-ра оперы и балета. Певица многогранного сценич. дарования, высокой муз. культуры, с равным успехом выступала в партиях классич. и сов. репертуара. Особенно впечатляющи в её исполнении образы рус. женщин. Среди партий: Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Лель, Ратмир; Любовь ("Мазепа"), Княгиня ("Чародейка"), Марина Мнишек, Амнерис, Кармен, Азучена; Ортруда ("Лоэнгрин"), Колдунья ("Русалка" Дворжака), Аксинья ("В бурю"), Ефросинья ("Семья Тараса"; Гос. пр. СССР, 1951). С 1948 преподаватель, с 1962 доцент Ленингр. консерватории. Среди учеников - Г. А. Туфтина. Гастролировала в Германии и Польше.

В. И. Зарубин.

Мшвелидзе Ш. М.

Шалва Михайлович (р. 15 (28) V 1904, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1958). Чл. КПСС с 1947. Депутат Верх. Совета Груз. ССР 3-го созыва. В 1930 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у M. M. Багриновского, в 1933 - аспирантуру. В 30-е гг. работал в драм. т-рах (Тбилиси, Ленинграда, Харькова и др.) как композитор. Написал оперы: "Сказание о Тариэле" по Шота Руставели (1946), "Десница великого мастера" (1961) - обе поставлены в Груз. т-ре оперы и балета им. З. Палиашвили. Ему принадлежат: 5 симфоний (1943, 1944, 1952, 1968, 1974), оратории "Кавкасиони" (1949), "Векам в предание" (1970), посв. В. И. Ленину, симф. поэмы "Звиадаури" по Важа Пшавела (1940), "Миндия" (1950), "Юноша и тигр" (1962), "Индийская сюита", "Бирманские картины", торжественные увертюры, песни (сольные и хоровые), музыка к спектаклям груз. драм. т-ров им. Руставели и им. К. Марджанишвили. Творчество М. - значит. явление новой груз., музыки, он основоположник груз. эпического симфонизма. Оперные произв. М. отличаются масштабностью драматургии, нац. самобытностью художеств. образов, муз. языка, истоки к-рого восходят к нар. творчеству горных областей Грузии. С 1929 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1942 профессор). Автор книги "Инструментоведение" (1965, на груз. яз.). В 1941-52 председатель правления CK Грузии, позднее директор Т-ра оперы и балета им. З. Палиашвили, худ. рук. Ансамбля песни и танца Грузии. Гос. пр. СССР (1942, 1947) и Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1971). В 1973 получил индийскую Гос. пр. им. Джавахарлала Неру.

Литература: Донадзе В., Шалва Мшвелидзе, Тб., 1946; Цулукидзе A., Шалва Мшвелидзе, Тб., 1964; Шаверзашвили А. В., Фуги Ш. Мшвелидзе, Тб., 1969.

Мырзабаев А.

Артык (р. 11 V 1930, Кызыласкерский р-н, ныне в черте г. Фрунзе) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1967). В 1954 окончил Муз. уч-ще им. Куренкеева в г. Фрунзе. В том же году дебютировал в партии Семетея ("Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере) на сцене Кирг. т-ра оперы и балета. М. обладает голосом красивого тембра, развитой вок. техникой, сценич. обаянием. Среди партий: Искандер, Токтогул ("Аджал ордуна" и "Токтогул" Власова, Малдыбаева и Фере), Артём ("Ак шумкар" Ряузова), Фигаро, Эскамильо, Яго, Онегин. Гастролировал в КНР, МНР, СРР и др. странах.

С. М. Ганцевич.

Мысливечек Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мыцельский З.

Мыцельский З. (Mycielski) Зыгмунт (p. 17 VIII 1907, Пшеворск) - польский композитор, муз. писатель и деятель. Учился композиции у О. Б. Рицци в Кракове, совершенствовался у П. Дюка и Н. Буланже в Париже (1928-36). В 1929-36 секретарь, затем вице-пред. Об-ва молодых польских музыкантов в Париже. В 1936-39 работал в Вильнюсе и Варшаве. В 1945-48 ред. краковского журн. "Ruch muzyczny". С 1948 живёт в Варшаве. Пред. (1949-50) и вице-пред. (1950-54) Союза польских композиторов. В 1960-68 гл. ред. варшавского "Ruch muzyczny". Сотрудничает и в др. польских, а также франц. муз. журналах. В композиторском творчестве М. опирается на нац. муз. фольклор, использует совр. приёмы письма.

Сочинения: балеты - Нарцисс (1936), Праздник в Липинах (Zabawa w Lipinach, 1953); для opк. - 4 симфонии (в т. ч. Польская, 1950), Плач Тристана (Lamento di Tristano, памяти К. Шимановского, 1937), 5 симф. эскизов (1945), 2 увертюры (1948, 1954); для камерного оркестра - марш (1945); концерт для фп. (1957); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1934), пьесы для скр. и для влч. с фп. и др.; инстр. пьесы; хоры, в т. ч. с орк. (5 мазовецких песен - 5 piesni mazowieckich, 1953), циклы песен на сл. польских поэтов.

Литературные сочинения: Ucieczki z pieciolinji, Warsz., 1956 (сб. статей за 1937-56); Notatki o muzyce i muzykach, Kr., 1961.

Литература: Schдffer В., Almanach polskich kompozytorow wspуlczesnych, Kr., 1966.

З. Лucca.

Мышуга А. Ф.

Мышуга А. Ф. (псевд. Филиппи-Мишуга) Александр Филиппович (7 (19) VI 1853, с. Новое Витково, ныне Львовской обл. - 9 III 1922, Фрейбург (Германия), похоронен в с. Новое Витково) - укр. певец (лирико-драм. тенор) и вок. педагог. Пению обучался во Львове у В. Высоцкого, с 1881 - в Милане и Ницце. В 1883 дебютировал в партии Лионеля ("Марта" Флотова) в г. Форли (Италия). Выступал в т-рах Милана, Вены, Львова, Кракова, Варшавы, Петербурга, Киева, Стокгольма и др., завоевав славу выдающегося оперного певца. Его исполнение отличалось высокой муз. культурой, прекрасной дикцией, обладал ярким драматическим талантом. Партии - Ленский, Йонтек; Стефан ("Страшный двор" Монюшко), Радамес, Фауст, Альфред, Герцог; Ричард ("Бал-маскарад"), Вертер; Фернанд ("Фаворитка" Доницетти), Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Канио и др. В 1904-11 (с перерывами) преподавал в Муз.-драм. школе Н. В. Лысенко в Киеве, затем в Варшаве, после 1918 - в Стокгольме. Среди его учеников - М. В. Микиша, С. М. Мирович и др.

Литература: Авдєєв В., Олександр Мишуга, "Мистецтво", 1956, No 5; Видатний співак Олександр Мишуга. (Спогади), Львів, 1964; Олександр Мишуга. Спогади. Матеріали. Листи. Київ, 1971.

Л. С. Кауфман.

Мьюзикл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мэконки Э.

Мэконки Э. (Maconchy) Элизабет (р. 19 III 1907, Броксборн, Хартфордшир) - англ. композитор. Училась композиции у Р. Воан-Уильямса в Корол. муз. колледже (1923-29). Написанный М. в студенч. годы концерт для фп. с камерн. оркестром исполнялся в др. странах (Прага, 1928); с нач. 1930-х гг. получили известность её камерно-инстр. соч., наиболее значительные в творчестве М. (их играли на мн. фестивалях Междунар. об-ва совр. музыки в 1935, 1937, 1947). Стиль её квартетной музыки, отличающийся концентрированностью изложения, целеустремлённостью развития, проявляется и в более поздних, симф. соч.; для нек-рых произв. характерно влияние экспрессионизма. Посетила Сов. Союз в 1960 в качестве пред. Союза англ. композиторов (с 1960).

Сочинения: оперы - Диван (The sofa, 1958, Лондон), Три незнакомца (The three strangers, по Т. Гарди, 1959, Лондон), Расставание (The departure, 1963, Лондон); балеты - Великий Агриппа (Great Agrippa, по Г. Хофману, 1933), Красные туфельки (The little red shoes, по Г. X. Андерсену, 1935) и др.; кантата Голос города (The voice of city, посв. защитникам Сталинграда, 1943) и др.; для орк. - симфонии (1948; для двойного струн. орк., 1953), сюита Земля (The land, 1929), Городок (A country town, для детей), Диалог (Dialogue, для фп. с орк., 1940), Вариации на хорошо известную тему (Variations on a wellknown theme; к 70-летию Р. Воан-Уильямса, 1942) и Тема с вариациями (1942); концерты (8) - для фп. (1928), для скр., для альта (1937), для фагота; концертино - для фп., для кларнета, для фагота (все со струн. орк.); камерно-инстр. ансамбли - струн. трио, 8 струн. квартетов, квинтеты (для гобоя и струнных, 1932; 1963), сонаты для скр. и для альта с фп., Отражения (Reflections, для гобоя, кларнета, альта и арфы, 1962); пьесы для фп.; хоры, песни.

Литературные сочинения: Привет от композиторов Великобритании, "СМ", 1961, No 1,с. 186-87.

Литература: Howes F., Elizabeth Maconchy, "Monthly Musical Record", 1938, v. 68, No 798; Mасnaghten A., Elizabeth Maconchy, "The Musical Times", 1955, No 1348.

H. А. Слепнёв.

Мюзет

Мюзет (франц. musette, осн. значение - волынка, от старофранц. muse - дудка).

1) Род волынки со складчатым мехом (поддувалом), двумя мелодич. трубками и патрубком для перестройки инструмента. В 17-18 вв. М. был широко распространён во Франции, где применялся даже в оперном оркестре (произв. Ж. Б. Люлли).

2) Мюзет де пуату, гобой де пуату, - гобой с воздушной капсулой и 8-9 игровыми отверстиями (7-8 на лицевой и одно на тыльной стороне). В 18 в. во Франции существовали 3 разновидности этого инструмента: сопрано, альт, бас (последний изогнут наподобие фагота).

3) Франц. старинный нар. танец. Муз. размер 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполняется под аккомпанемент мюзета (отсюда и назв.). В 18 в. вошёл в придв. оперно-балетные дивертисменты.

Мюзет

М. встречается в concerto grosso, увертюре к "Альчине" Генделя, в опере "Бастьен и Бастьенна" Моцарта, в англ. сюитах И. С. Баха, позднее в произв. А. К. Глазунова, М. Равеля и др.

Мюзик-холл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мюллер В.

Мюллер В. (Muller) Венцель (26 IX 1759, Трнава, Моравия - 3 VIII 1835, Баден, близ Вены) - австр. композитор и театр. капельмейстер. Ученик К. Диттерсдорфа. С 1783 капельмейстер т-ра в Брно, в 1786-1807 и с 1813 - Леопольдштадт-театра в Вене. В 1808-13 дирижёр Пражской оперы. Автор мн. симфоний, увертюр, месс, вок. соч., М. приобрёл популярность своими муз.-сценич. произв. - волшебными операми, зингшпилями, бурлесками (более 200), написанными в нар. духе, изобретательными по сюжету, несложными по фактуре. Наиболее известны: "Праздник солнца браминов" ("Das Sonnenfest der Braminen", 1790), "Волшебная цитра" ("Фаготист"; "Die Zauberzither", "Der Fagottist", 1791; её либр. соприкасается с либр. Э. Шиканедера к "Волшебной флейте" Моцарта), "Сёстры из Праги" ("Die Schwestern von Prag", 1794, на мотив этого зингшпиля Л. Бетховен написал вариации для фп. трио ор. 121), "Чёртова мельница" ("Die Teufelsmьhle", 1799), "Новая Альцеста" ("Die neue Alceste", 1806, в опере содержится приписываемый В. А. Моцарту 3-гол. канонич. терцет "Die verdammten Heuraten"; см. Kцchel-Verzeichnis, L., 1961, Anh., 284 с). Дочь M. - Тереза М. (по мужу Грюнбаум) (24 VIII 1791, Вена - 30 I 1876, Берлин) - певица (драм. сопрано). В 1818-28 солистка Венской придв. оперы. Сын М. - Вильгельм М. (1800-82) - капельмейстер и композитор.

Литература: Raab L., Wenzel Mьller, Baden bei Wien, 1928; Haas R., Wenzel Mьller, в сб.: Mozart-Jahrbuch 1953, Salzburg, 1954.

И. М. Марков.

Мюллер-Блаттау Й. М.

Мюллер-Блаттау Й. М. (Muller-Blattau) Йозеф Мария (p. 21 V 1895, Кольмар, Эльзас) - нем. музыковед. Учился в Страсбурге - в ун-те у Ф. Людвига, в консерватории у X. Пфицнера (композиция и дирижирование) и у Э. Мюнха (орган); после 1-й мировой войны - в Фрейбургском (Брейсгау) ун-те у В. Гурлитта. С 1920 ассистент Музыковедч. ин-та при ун-те во Фрейбурге, с 1922 преподаватель ун-тов Кёнигсберга (с 1924 зав. кафедрой школьной и церк. музыки, с 1928 профессор), Франкфурта-на-Майне (с 1935), Фрейбурга (1937-39, руководил также гор. муз. школой), после 2-й мировой войны - Педагогической академии и гимназии в Пфальце. С 1952 работал в Саарбрюккене - в консерватории (в 1952-58 директор) и ун-те, при к-ром основал музыковедч. кафедру (руководил до 1964). Автор мн. работ по истории нем. музыки и нем. нар. песни, по теории музыки и проблемам связи музыки с поэзией и т-ром, по муз. воспитанию и муз. краеведению, а также монографий о Г. Ф. Генделе (1933, 1959), И. С. Бахе (1935, 1950), В. А. Моцарте (1957), Л. Бетховене (1958), Ф. Шуберте (1959), И. Брамсе (1933), X. Пфицнере (1940), П. Касальсе (1964). Редактор мн. нотных и муз.-лит. изданий.

Сын М.-Б. - Венделин М.-Б. (р. 16 IX 1922, Фрейбург (Брейсгау)) - музыковед; с 1955 преподаёт в ун-те в Саарбрюккене (диссертация - "Труверы и миннезингеры", 1956), с 1959 - муз. директор ун-та.

Сочинения: Geschichte der Fuge, Kassel, 1922, 1963; Das ElsaЯ, ein Grenzland deutscher Musik, Freiburg im Breisgau, 1922; Geschichte der Musik in Ost- und WestpreuЯen, Kцnigsberg, 1931, Wolfenbьttel-Z., 1968; Hamann und Herder in ihren Beziehungen zur Musik, Kцnigsberg, 1931; Das deutsche Volkslied, В., 1932, 1958; Geschichte der deutschen Musik, В., 1938; Deutsche Volkslieder, Kцnigstein im Taunus, 1959; Von der Vielfalt der Musik. Musikgeschichte. Musikerziehung. Musikpflege, Freiburg im Breisgau, 1966; Die Fuge, H. 2, Kцln, 1968; Goethe und die Meister der Musik, Bach - Hдndel - Mozart - Beethoven - Schubert, Stuttg., 1969.

Литература: Festgabe fьr Joseph Mьller-Blattau..., hrsg. v. W. Salmen, Saarbrьcken, 1962; Zum 70. Geburtstag von Joseph Mьller-Blattau..., hrsg. v. Chr. H. Mahling, Kassel u. a., 1966.

Б. С. Штейнпресс.

Мюнхен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мюнцер Л.

Мюнцер Л. (Munzer) Леопольд (8 III 1901, Львов - расстрелян нем. фашистами в июле 1943, там же) - польский пианист и педагог. Игре на фп. учился у Е. Лялевича в консерватории Галицийского муз. об-ва (до 1918) во Львове, с 1919 совершенствовался у Э. Штёйермана (фп.) в Академии музыки и сценич. иск-в в Вене, где занимался также композицией под рук. X. Эйслера. На формирование исполнит. стиля М. оказал влияние Э. Зауэр. Дебютировал в 1920 в Вене. Получил известность как интерпретатор соч. Ф. Шопена (почётный диплом на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в 1927; наряду с Д. Д. Шостаковичем и Ю. В. Брюшковым). Выделялись его интерпретации мазурок. В обширном репертуаре М. - также В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, К. Шимановский, А. Н. Скрябин и С. С. Прокофьев (в 1930 М. впервые исполнил во Львове его 3-й концерт) и композиторы кон. 1930-х гг. Игра М., обладавшего филигранной техникой, отличалась богатством звуковых красок, лиризмом и поэтичностью. В 1928-38 преподавал и руководил кафедрой спец. фп. в Львовской консерватории. В числе учеников - Ф. Портной, Я. Горбатый, Д. Ф. Колесса-Залеская, О. Р. Крыштальский. С 1930 возглавлял Львовское об-во совр. музыки. Гастролировал в Польше, странах Европы, в т. ч. в СССР (кон. 1940 - нач. 1941).

Литература: Р. Л., 3 концерта, "С. М.", 1941, No 4, с. 104-106; Altberg E., Polscy pianisci, (Lodz), 1947, s. 13; Miedzynarodowe konkursy imcnia F. Chopina w Polsce, Warsz., 1954, s. 31.

T. M. Старух.

Мюнш Ш.

Mюнх (Munch) Шарль (26 IX 1891, Страсбург - 6 XI 1968, Ричмонд, Виргиния, США) - франц. дирижёр и скрипач. Учился игре на скрипке в Страсбургской консерватории (у Ната), в Париже (у Л. Капе) и в Берлине (у К. Флеша). После демобилизации из армии (1918) был помощником концертмейстера Страсбургского гор. оркестра (1919), преподавал в местной консерватории (класс скрипки). В 1923, выдержав конкурс, стал концертмейстером оркестра Гевандхауза (Лейпциг), где работал под рук. В. Фуртвенглера и Б. Вальтера. В 1932 уехал из Германии в Париж, где после успешного дебюта с оркестром В. Страрама начал вести интенсивную дирижёрскую деятельность, выдвинувшую его вскоре на пост руководителя Парижского филармонич. оркестра (1935-38), а затем оркестра Об-ва Парижской консерватории (1937-46). В годы фашистской оккупации М. оставался в Париже, поставив своё иск-во на службу Движению Сопротивления. Впервые под его руководством в освобождённом Париже была исполнена "Песня освобождения" Онеггера (1944) и 7-я симфония Шостаковича (1945). С 1946 много выступал в США с амер. оркестрами и с Нац. оркестром Франц. радио (в 1948). В 1949-62 руководил Бостонским симф. оркестром. В 1951 директор Беркширского муз. центра в Танглвуде. В 1967 возглавил вновь созданный "Парижский оркестр". Гастролировал в СССР (впервые в 1956, с Бостонским симф. оркестром).

Яркая эмоциональность, глубокий интеллект, строгий вкус и исключительное по точности дирижёрское мастерство сделали М. выдающимся интерпретатором музыки разл. стран и эпох. Но особое место в его обширном репертуаре принадлежало франц. музыке (Ж. Ф. Рамо, Г. Берлиоз, К. Дебюсси, М. Равель). М. был также активным пропагандистом и первым исполнителем мн. произв. совр. ему композиторов (А. Онеггер, А. Руссель, А. Дютийё, Ж. Ропарц и др.).

Литературные сочинения: Je suis chef d'orchestre, P., 1954, рус. пер. - Я - дирижер, M., 1960.

Литература: Вurian К. V., Charles Munch, Praha, 1971.

E. Я. Рацер.

Мюрен З.

Мюрен З. (Muren) Зеки (р. 1931, г. Бурса) - тур. певец и композитор. Учился у стамбульских инструменталистов-виртуозов - удиста Шерифа Ичли и тамбуриста Рефик Ферсана. Большую популярность приобрёл как исполнитель нар. песен. В его репертуаре также произв. тур. композиторов и песни собственного сочинения.

Литература: Tunckol Yilmaz, Unutulmaz hatiralar, (Ist.), 1956; Sцger Vural, Mьzik ve mьzisyenler ansiklopedisi, Ist., 1964; "Ses" (Ankara), 1968, No 28.

Мяги Э.

Эстер (р. 10 I 1922, Таллин) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1971). В 1951 окончила Таллинскую консерваторию по классу композиции у М. Саара, в 1954 аспирантуру Моск. консерватории под рук. В. Я. Шебалина. С того же года преподаёт теоретич. дисциплины в Таллинской консерватории. Творчество М. отличается эмоциональностью, поэтичностью, изяществом формы.

Сочинения: кантата Путешествие Калевипоэга в Суоми (Kalevipoja teckond Soome, 1954); симфония (1969); для фп. с орк. - концерт (1952), Вариации для фп., кларнета и струн. орк. (1972); Серенада для скр. с орк. (1958), камерно-инстр. ансамбли - трио (1950), 2 струн. квартета (1964, 1965), квинтет для дух. инструментов (1962); вок. циклы, инстр. пьесы, хоры.

Мякинен Т. Ю.

Мякинен Т. Ю. (Makinen) Тимо Юхани (р. 6 VI 1919, близ Сортавалы) - фин. музыковед и муз.-обществ. деятель. Учился в Хельсинки в ун-те и Муз. академии им. Я. Сибелиуса (1938-47). Совершенствовался в Швейцарии (1948-52), ФРГ и ЧССР (1960), в Польше (1966-67). Преподавал игру на фп. в муз. уч-ще (1953-1955) и Пед. ин-те (1956-62) в Ювяскюле, историю музыки - в Муз. академии (1963-69) и ун-те (1967-69) в Хельсинки. С 1969 профессор ун-та в Ювяскюле. Один из основателей (совм. с С. Нумми) фестиваля культуры "Ювяскюльское лето" (пред. его комитета с 1972), чл. худ. совета фестиваля оперного иск-ва в Савонлинне (с 1973). Опубликовал (совм. с X. Андерсеном) сб-к старинных фин. церк. и школьных песен (Стокгольм, 1972).

Литературные сочинения: Musica fennica, Хельс., 1965 (совм. с С. Нумми), Die aus frьhen bцhmischen Quellen ьberlieferten Piae Cantiones-Melodien, Juvдskylд, 1964 (Diss.); Piae cantiones..., Hels., 1968 (Acta musicologica fennica, v. 1).

Мясин Л. Ф.

Леонид Фёдорович (псевд. Леонид Массин) (р. 8 VIII 1895, Москва) - артист балета и балетмейстер. В 1912 окончил Моск. театр. уч-ще (ученик А. А. Горского) и был принят в балетную труппу Большого т-ра (Москва). С 1913 солист труппы С. П. Дягилева. Исполнитель партий Иосифа ("Легенда об Иосифе" Р. Штрауса, балетм. M. M. Фокин), Петрушки ("Петрушка", балетм. Фокин), а также мн. характерно-гротесковых партий в пост. им самим балетах. Дебютировал как хореограф в 1915 балетом "Ночное солнце" на музыку Римского-Корсакова. М. пост. св. 70 одноактных балетов, как правило, на музыку выдающихся композиторов. Это жанрово-характерные спектакли, часто с резко очерченным и остроумным конфликтом: "Женщины в хорошем настроении" ("Проказницы") на музыку Скарлатти - Томмазини, "Парад" Сати (1917), "Волшебная лавка" на музыку Россини - Респиги и "Треуголка" де Фалья (1919), "Пульчинелла" Стравинского (на темы Перголези; 1920), "Стальной скок" Прокофьева (1927) и др. Ставил также бессюжетные хореографич. симфонии: "Предзнаменования" на музыку 5-й симфонии Чайковского и "Хореатриум" на музыку 4-й симфонии Брамса (1933), "Фантастическая симфония" на музыку Берлиоза (1936), "Ленинградская симфония" на музыку 7-й симфонии Шостаковича (1945), "Симфония с колоколами" на музыку Гайдна (1948) и др. М. работал балетмейстером в труппах "Балле рюс де Монте-Карло", "Опера комик" (Франция), "Балле тиэтр" (США), "Ла Скала" (Италия) и др.

Литература: Haskell A. L., Some studies in ballet, L., 1934; Beaumont С., Ballets past and present, L., 1955.

В. М. Красовская.

Мясков К. А.

Константин Александрович (р. 15 VIII 1921, Полтава) - сов. композитор. В 1958 окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у К. Ф. Данькевича. Автор произв. разл. жанров. Ярко мелодичные соч. М. посв. героям современности.

Сочинения: Муз. комедия "Браво, сеньор Антонио" (1976, Киевский т-р оперетты); для хора и солистов с орк. - кантаты Світанок над Африкою (Восходит заря над Африкой, на сл. афр. поэтов и укр. поэта В. Г. Шкоды, 1964), Донбасс, Прометей (1967 и 1972, обе на сл. Н. А. Упеника), цикл баллад (7) о В. И. Ленине (1969), баллада Вічний океан и ода Батьківщині (обе в 1972); концерты для баяна с симф. орк. (1961, 1971), для бандуры с орк. нар. инструментов (1976); струн. квартет (1954), сюита для струн. квартета (1956); сюита Колгоспна трудова (Колхозная трудовая) для хора и орк. нар. инструментов (1970, на сл. В. В. Бычко); для орк. нар. инструментов - увертюры Праздничная и Молодёжная (обе 1971), Отчизна, В семье единой (обе 1972), Фантазия на закарпатские народные темы (1972); произв. для баяна - 15 концертных пьес из цикла Дружба народов (1966), Альбом-сюита Алые паруса (по А. Грину, 1968), Поэма, Скерцо, 2 Токкаты (1961, 1968), 12 этюдов (1964), Сюита для балалайки (1966); хор Коммунисты (1969), песни (св. 150), в т. ч. Солдатский вальс, Дороги, Полонина, По Краснодону они идут.

Н. H. Сидоренко.

Мясковский Н. Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мясникова Л. В.

Лидия Владимировна (р. 8 (21) IX 1911, Томск) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1960). В 1939 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у М. И. Бриан, в 1939-41 занималась там же в аспирантуре. В 1942-1944 солистка Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1944 - Новосибирского т-ра оперы и балета. М. обладает красивым сильным большого диапазона голосом, богатым тембровыми оттенками. Артистке большого драм. таланта особенно удаются трагич. образы. Среди лучших партий: Марина Мнишек; Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Графиня, Азучена, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"), Дьячиха ("Её падчерица" Яначека, 1-я исполнительница на сов. сцене, 1958), Аксинья; Графиня ("Октябрь" Мурадели). Выступает как конц. певица. С 1966 преподаёт в Новосибирской консерватории. Гастролировала в Чехословакии (1959).

Литература: Михайлов Л., Лидия Мясникова, "МЖ", 1961, No 7; Боровский И., В расцвете творческих сил, "СМ", 1963, No 8; Воробьева Т., Лидия Мясникова, "Сибирские огни", 1970, No 12.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница