Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 15, "МУЗ"-"МУР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 15, "МУЗ"-"МУР")

Музыкальное воспитание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальное государственное издательство

Музыкальное государственное издательство (Музгиз) - см. "Музыка".

Музыкальное исполнение

Музыкальное исполнение - см. Исполнение музыкальное.

"Музыкальное обозрение"

"Музыкальное обозрение" - муз. газета. Выходила в Петербурге в 1885-88 еженедельно в течение конц. сезона (сентябрь - май); изд.-ред. - В. В. Бессель. Освещала положение муз. иск-ва в России и новости заруб. муз. жизни. К "М. о." давалось ежемесячное нотное приложение.

"Музыкальное образование"

Журнал, посвященный педаго- гическим, научным и общественным вопросам музы- кальной жизни. (На титульном листе также на нем. яз.: "Musikalische Bildung...") - муз. журнал. Издавался в Москве в 1925-30. Орган Моск. консерватории, с 1929 - Гл. управления проф. образования Наркомпроса РСФСР, в 1930 - Наркомпроса РСФСР и Моск. консерватории. В 1925 журнал вышел в виде сборника, изданного группой работников Моск. консерватории. С 1926 выходило 4-6 номеров в год. Осн. место в журнале уделялось вопросам муз. образования и муз. педагогики в СССР; печатались статьи, поcв. общим вопросам развития сов. муз. культуры, а также зап.-европ. муз. иск-ву, библиография, обзоры сов. и заруб. муз. печати.

Музыкальное образование

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Музыкально-научное общество"

"Музыкально-научное общество" - см. "Музыкально-теоретическая библиотека".

Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальность

Музыкальность - комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке муз. вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала. По данным совр. муз. психологии задатки М. присущи каждому человеку, хотя порой они остаются невыявленными или неразвитыми. Важнейшим из них является муз. слух (см. Слух музыкальный). При этом наличие абсолютного слуха или тонкого относительного слуха оказывается менее важным, чем способность ощущать ладофункциональные отношения звуков. Большое значение имеет чувство ритма. Ценным задатком является муз. память. Особо выделяют композиторские задатки: муз. фантазию, способность представлять себе звучания и их исследования, "мыслить в звуках". Успех воспитания музыканта-профессионала определяется не только собственно М., но и др. данными. Так, для певца решающее значение имеет наличие красивого по тембру голоса и способности управлять им. Для музыканта-исполнителя важны также строение, подвижность и управляемость руки, пальцев, для исполнителя-духовика, помимо этого, и состояние дыхательного аппарата. Осн. муз. способности передаются но наследству, в связи с этим история музыки знает целые династии музыкантов (семья Бахов). Для выявления муз. способностей разработаны разл. тесты.

Литература: Billroth Th., Wer ist musikalisch?, hrsg. von E. Hanslick, В., 1895, 1912; Seashore С. Е., The psychology of musical talent, Boston, (1919); Кries J. von, Wer ist musikalisch?, В., 1926; Wing H., Tests of musical ability and appreciation, Camb., 1948 ("British Journal of Psychology", Monograph, suppl. 27); Rйvйsz G., Die Vererbung der musikalischen Anlage, "Universitas", 1950, (v.) 5; Кауser L., Prьfung der Musikbegabung, "Musik in Unterricht" (Allgemeine Ausgabe), 1962, Bd 53. См. также лит. при статьях Психология музыкальная, Музыкальное воспитание.

"Музыкально-теоретическая библиотека"

"Музыкально-теоретическая библиотека" - общество "Музыкально- теоретическая библиотека", - научно-просветит. организация, существовавшая в Москве в 1908-24. Была создана по инициативе "Муз.-науч. об-ва" - кружка моск. музыкантов, объединившихся в 1902 вокруг С. И. Танеева. В кружок входили; В. А. Булычев, А. Т. Гречанинов, М. В. Иванов-Борецкий, M. H. Курбатов, Э. К. Розенов и Д. С. Шор, явившиеся учредителями "М.-т.б.". Устав "М.-т.б." официально утверждён 25 нояб. 1908, пред. бюро был избран Булычев, почётным членом - Танеев. Осн. целью "М.-т. б." была пропаганда муз. классики и науч. разработка вопросов истории и теории музыки. Науч., художеств. и просветит. деятельность "М.-т.б." охватывала устройство науч. докладов, лекций (часто с муз. иллюстрациями), муз.-исполнит. собраний для ознакомления слушателей с малоизвестными произв. классич. музыки, проведение торжеств. заседаний, посв. выдающимся муз.. деятелям, публикацию науч. работ. "М.-т.б." была открыта библиотека и бесплатная читальня им. H. Г. Рубинштейна. В 1912 "M.-т.б." объединяла 300 действительных членов, в т.ч. многих видных музыкантов. Деятельность "М.-т.б.", прогрессивная в своей направленности, сыграла значит. роль в развитии муз. просвещения в стране. В 1924 библиотека "М.-т.б." слилась с муз. библиотекой Моск. консерватории.

Литература: Отчёт Общества "Музыкально-теоретическая библиотека" в Москве за первые 4 года его деятельности. 1909-12, No 1, M., 1913.

И. M. Марков.

Музыкально-этнографическая комиссия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальные академии

Музыкальные академии - см. Академия.

"Музыкальные выставки"

1) Концерты рус. и зап.-европ. музыки. Были организованы в 1907 в Москве певицей М. А. Дейша-Сионицкой при участии Б. Л. Яворского и содействии С. И. Танеева (существовали до 1911, состоялось 15 "М. в."). На "М. в." исполнялись произв. русских, гл. обр. моск., композиторов (преим. малоизвестных, напр. 13-я "М. в." в 1910 познакомила москвичей с фп. творчеством молодого С. С. Прокофьева) и незнакомые публике сочинения зап.-европ. композиторов. В "М. в." принимали участие в качестве исполнителей мн. композиторы и видные артисты. "М. в." устраивались в зале Синодального уч-ща, вход на них был свободным. "М.в." сыграли заметную роль в продвижении на конц. эстраду новых муз. сочинений. Н. Д. Кашкин называл "М. в." "крупным артистическим подвигом Дейша-Сионицкой".

2) Концерты-показы новых произв. сов. композиторов. Проводились в 1919 в Москве профсоюзом композиторов и муз. отделом Наркомпроса РСФСР. 1-я "М.в." состоялась 4 мая 1919 в Малом зале Моск. консерватории. Были исп. камерно-инстр. и вок. произв. М. Н. Невитова, В. В. Нечаева, Г. Г. Лобачёва, С. Е. Фейнберга и др.

Литература: Кашкин Н., Музыкальные выставки, "Русское слово", 1908, 27 апреля; Н. П. (Петров). Музыкальные выставки, "Вестник театра", 1919, No 25; К-р (Катуар Г. Л.), Третья музыкальная выставка союза композиторов, там же, 1919, Nо 31-32; Алексеева Е., М. Дейша-Сионицкая, "СМ", 1962, No 8.

И. М. Ямпольский.

Музыкальные издательства

Музыкальные издательства - см. Издательства музыкальные.

Музыкальные инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальные театры в СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Музыкальные увеселения"

"Музыкальные увеселения" - первый муз. нотный журнал в России. Издавался в 1774-75 в Москве. Издатель X. Л. Вевер, при участии И. Б. Керцелли. Вышло 4 полугодовых собрания (тетради), в к-рых были напечатаны произв. рус. и иностр. композиторов для голоса и хора, пьесы для клавесина и камерных ансамблей разного состава. Большое место занимали произв. Керцелли. В "М. у." были помещены три песни-романса, перепечатанные из сборника Г. Н. Теплова "Между делом безделье"; интерес представляют также фп. обработки образцов укр. фольклора - танца "Дергунец", песни "Ой, под вишнею" и др.

Музыкальные упражнения студентов Императорского университета

Музыкальные упражнения студентов Императорского университета - см. Университетские концерты.

"Музыкальный клуб"

"Музыкальный клуб" - первое рус. конц. общество. Осн. в 1772 в Петербурге с целью исполнения муз. произв. "М. к." охватывал преим. дворянские круги, но его членами числились и лица купеческого сословия. Первоначально насчитывал 30 членов (в 1776-500). В концертах "М. к." принимали участие любители и профессионалы, к выступлениям привлекались также и иностр. музыканты. "М. к." располагал хорошим оркестром. Ставились оперные спектакли, исполнялись крупные вок.-симф. произв. ("Stabat mater" Дж. Перголези, кантата М. С. Березовского и др.). Нек-рое время об-во возглавлял Я. Штелин, участвовавший в концертах в качестве флейтиста. "М. к." существовал до 1777.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, Л.-М., 1928-29, с. 161-62; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 2, М., 1957, с. 117-18.

И. М. Ямпольский.

Музыкальный момент

Музыкальный момент - музыкальное мгновение (франц. moment musical), - небольшая инстр. пьеса, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирич. высказывания (родственна экспромту). Обозначение вошло в обиход в 30-40-х гг. 19 в., когда приобрели популярность 6 М. м. для фп. Ф. Шуберта, изданные в 1828. По-видимому, название этим пьесам дал не сам автор, а издатель М. Лейдесдорф, одноврем. являвшийся и композитором, - незадолго до этого он опубликовал свои собств. пьесы под заглавием "Moments mйlancoliques". Из созданных в последующее время М. м. наиболее значительными являются 6 М. м. для фп. С. В. Рахманинова (ор. 16, 1896).

"Музыкальный современник"

"Музыкальный современник" - журнал музыкального искусства, - журнал, издававшийся в Петрограде в 1915-17 под ред. музыковеда А. Н. Римского-Корсакова и при ближайшем участии Ю. Л. Вейсберг, В. Г. Каратыгина, А. В. Оссовского, П. П. Сувчинского, Ю. Д. Энгеля и др. Выходил 8 раз в год (сентябрь - апрель). В качестве приложения издавалась "Хроника журнала Музыкальный современник"" (2-4 раза в месяц), состоявшая из рецензий, обзоров печати и деятельности муз. об-в, корреспонденций, библиографии, нотографии. В "М. с." большое внимание уделялось творчеству рус. композиторов. Отдельные номера были целиком посв. А. Н. Скрябину (1916, No 4-5), С. И. Танееву (1916, No 8), М. П. Мусоргскому (1917, No 5-6). В ряде номеров была опубликована переписка Н. А. Римского-Корсакова с М. А. Балакиревым.

Музыкальный театр имени ВЛ. И. Немировича-Данченко

Музыкальный театр имени ВЛ. И. Немировича-Данченко (Музыкальный театр имени народного артиста СССР Вл. И. Немировича-Данченко). Создан Вл. И. Немировичем-Данченко в 1919 в Москве первоначально как Муз. студия МХТ, в 1926 переименован в Муз. т-р им. Немировича-Данченко. Своей задачей Немирович-Данченко ставил реалистич. раскрытие содержания оперных произв., воспитание актёра, в равной мере владеющего вок. и сценич. мастерством. Т-р работал преим. над совр. и сов. спектаклями, а также над осуществлением реформы классич. оперетты. В 1920 т-р показал оперетту "Дочь мадам Анго" Лекока. Обновлённый, очищенный от пошлости дореволюц. оперетты, спектакль в пост. Немировича-Данченко имел огромный успех. Под его рук. были пост. оперетты - "Перикола" (1922) и "Прекрасная Елена" (1937) Оффенбаха, "Лизистрата" Аристофана с музыкой Р. М. Глиэра (1923), оперы - "Карменсита и солдат" Бизе (1924, по опере "Кармен"), "Девушка из предместья" М. де Фальи (1928), "Джонни" Кшенека (1929), "Травиата" (1934). Реалистич. тенденции в работе т-ра чётко проявились в пост. опер сов. композиторов - "Северный ветер" Книппера (1930), "Катерина Измайлова" (1934), "Тихий Дон" (1936), "В бурю" (1939). Т-ром также пост. "Сорочинская ярмарка" (1932); "Корневильские колокола" Планкета (1932) и др. В 1939 в т-р влилась балетная группа под рук. В. В. Кригер, в составе к-рой были солисты - В. П. Бурмейстер (с 1932 - балетмейстер), А. А. Клейн, И. В. Курилов, М. С. Сорокина, А. С. Тольский, А. А. Урусова, Н. С. Холфин и др. В т-ре в разное время работали певцы - В. В. Барсова, Л. С. Белякова, Н. А. Остроумова-Полозова, Н. Ф. Кемарская, А. П. Тулубьева, В. А. Лосский, Н. Н. Озеров, С. М. Остроумов, С. В. Образцов, Д. В. Камерницкий, H. E. Пермяков, П. С. Саратовский, И. С. Ягодкин, С. М. Големба, А. Е. Кузнецова, Л. П. Орлова, позднее - Ю. А. Прейс, З. А. Смирнова-Немирович, М. С. Федосеева, Т. Ф. Янко, А. Н. Аникиенко, В. А. Бунчиков, В. А. Канделаки, Г. С. Дойников, Г. И. Поляков, И. А. Петров, В. В. Федосов, Н. И. Тимченко, С. А. Ценин, З. М. Эфрос и др.; дирижёры - О. М. Брон, Г. А. Столяров, Е. А. Акулов, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин; режиссёры - Л. В. Баратов, К. И. Котлубай, П. С. Златогоров, Б. А. Мордвинов, П. А. Марков; хормейстер - А. В. Александров.

В 1941 т-р был объединён с Оперным т-ром им. К. С. Станиславского (см. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).

Литература: Maрков П. A., Вл. И. Немирович-Данченко и музыкальный театр его имени, (М.), 1936; его же, Режиссура Вл. И. Немировича-Данченко в Музыкальном театре, М., 1960.

Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыкальный фонд СССР

Музыкальный фонд СССР - обществ. организация, созданная при CK СССР в 1939. Осн. целью М. ф. СССР является содействие композиторам и музыковедам в развитии их творч. деятельности, в повышении квалификации и росте мастерства. В соответствии с этими задачами М. ф. организует и финансирует поездки для собирания фольклорного материала, предоставляет возможность работать над новыми произв. в домах творчества. Пропагандируя соч. сов. композиторов, М. ф. устраивает прослушивания произв. всех видов и жанров, авторские вечера, концерты, творч. консультации. Организует переписку и размножение нотных материалов для конц. организаций и муз. т-ров.

М. ф. оказывает своим членам материальную помощь, предоставляя возвратные ссуды на период работы над новыми произв. Организует медицинскую помощь и курортно-санаторное лечение, проводит мероприятия по улучшению жилищных условий композиторов и музыковедов, финансирует строительство жилых домов, домов творчества и отдыха, домов композиторов, поликлиник, пионерских лагерей. М. ф. имеет производств. предприятия и нотные магазины, организует ремонт клавишных инструментов. Основанный орг-цией фонд проката нот (партитуры, орк. и хор. голоса симф. и вок.-симф. произв.) содействует значит. расширению пропаганды сов. музыки конц. организациями как в СССР, так и за рубежом. По нотным материалам, выпущенным предприятиями М. ф. СССР, за рубежом были исполнены мн. произв. сов. композиторов.

М. ф. СССР и его отделения в республиках проводят встречи композиторов со слушателями и шефские лекции-концерты в цехах фабрик и заводов, домах культуры, рабочих клубах, школах, студенческих аудиториях, частях Сов. Армии.

Все члены CK СССР одновременно являются и членами М. ф. (могут быть и отд. лица, не являющиеся членами CK СССР). Денежные средства М. ф. образуются из вступительных и членских взносов его членов, установленных отчислений от издательств, конц., театр. и др. зрелищных предприятий, авторского гонорара за публичное исполнение муз. произв., доходов от принадлежащих CK СССР и М. ф. предприятий и пр.

Б. И. Родовский.

Музыкальный ящик

Музыкальный ящик - механич. заводной муз. инструмент (обычно настольный). Источник звука (как и у музыкальной шкатулки) - металлич. язычки ("гребёнка") разл. величины, настроенные (обычно по хроматич. звукоряду) в соответствии с исполняемым репертуаром. Поверх "гребёнки" вращается металлич. диск с зубцами, задевающими за язычки и заставляющими их звучать. Диски обычно съёмные. Заменяя один из них на другой, можно на одном и том же М. я. играть разные пьесы. Разнообразие репертуара - существ. преимущество М. я. перед муз. шкатулкой. Равномерная скорость обеспечивается центробежным регулятором. М. я. были широко распространены в 19 в. Разл. муз. фирмы, сохраняя принципиальную схему, создавали разнообразные конструкции М. я. (с разл. названиями). После изобретения граммофона М. я. выходит из употребления. См. также Механические музыкальные инструменты.

Г. И. Благодатов.

Музыковедение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мук К.

Мук К. (Muck) Карл (22 X 1859, Дармштадт - 3 III 1940, Штутгарт) - нем. дирижёр. Учился в корол. муз. школе в Вюрцбурге у С. Киснера. Изучал классич. филологию в Гейдельберге и Лейпциге, где одноврем. обучался в консерватории. В 1880 получил степень доктора филологии и дебютировал как пианист в Гевандхаузе. Работал дирижёром в т-рах Цюриха, Зальцбурга, Брно, Граца, в 1886-92 - первым капельмейстером Нем. оперного т-ра в Праге. В 1889 гастролировал с вагнеровской труппой А. Нёймана в Петербурге и в 1891 Москве (под его упр. впервые в России была исполнена тетралогия "Кольцо нибелунга"). В 1892-1912 дирижёр (с 1908 генерал-музик-директор) Берлинской корол. оперы. Одновр. руководил симф. концертами Берлинской корол. капеллы, принимал участие в Силезских муз. празднествах (1894-1911, Гёрлиц), дирижировал нем. операми в Лондоне (1899, т-р "Ковент-Гарден"), постановками "Парсифаля" Вагнера на Байрёйтских фестивалях (в 1901-30), филармонич. концертами оркестра Венской оперы (1903-06), а также концертами Бостонского симф. оркестра (1906, 1907), к-рый возглавлял в 1912-18. В 1919 выступал как гастролёр в Европе, в 1922-33 руководил филармонич. концертами в Гамбурге. Получил известность как разносторонний оперный и конц. дирижёр, первоклассный исполнитель опер Р. Вагнера. Строгость и объективность в работе с оркестром, острота слуха, точность ритма, чёткость дирижёрского жеста, ясность замысла делали М. одним из наиболее авторитетных музыкантов его времени. Дирижёрское иск-во М. высоко ценил Н. А. Римский-Корсаков.

Литература: Lowens I., L'affaire Muck, "Musicology", 1947, V. 1, No 3.

E. Я. Рацер.

Мукам

Мукам - в уйгурской музыке выдержанное в определ. ладу муз. произв., представляющее собой цикл инстр., вок. (сольных и хоровых) и танц. пьес. Звукоряды М. диатонические, но в исполнит. практике в связи с применением глиссандо, вибрации, мелизмов и др. возникают и интервалы в 1/4 тона и меньше. Каждый М. состоит из 3 разделов - "Чон нагмэ", "Дэстан" и "Мэшрэп", каждый из к-рых многочастен. М. начинается вступлением, к-рое исполняет солист-певец в сопровождении 13-струнного смычкового инструмента саттара. Далее подключаются др. певцы и музыканты, играющие на таких инструментах, как саттар, гиджак (смычковые), дуттар, тамбур, рабоб, чан (щипковые), нэй, сырнай (духовые), награ, дап, сопоя (ударные) и др. В первых двух разделах чередуются вок.-хор. части и их инстр. варианты (маргулы), в третий входят только вок.-хор. части. Нек-рые из них исполняют с участием танцоров. Вок.-хоровые эпизоды поются на тексты нар. поэм, сказаний, газалов и песен классиков уйгурской лит-ры. Исполнение каждого М. занимает около полутора часов. Всего известно 12 М. Каждый из них имеет свою мелодию и ладотональную основу, своё название: "Рак", "Чобият", "Мушавирэк", "Чаригах", "Пэнджичах", "Озаль", "Эджим", "Ошшак", "Баят", "Нова", "Сигах" и "Ирак". Части каждого М. связаны единой тематикой, отвечающей его названию. М. исполняются гл. обр. на нар. праздниках, свадьбах, вечеринках. Особенно популярны в народе М. "Чобият", "Ошшак", "Мушавирэк" и "Пэнджичах", отличающиеся весёлым, задорным характером. М. "Нова", "Рак" и нек-рые др. более спокойны, степенно-величавы. В общей сложности в М. входит не менее 72 напевов и 170 песен. М. создавались нар. певцами и музыкантами на протяжении мн. столетий, самые древние из входящих в их состав напевов датируются 7-8 вв. Как монументальные произв. М. полностью сложились в ср. века; они передавались от поколения к поколению устно.

В середине 19 в. попытку систематизации двенадцати М. предпринял в г. Кашгар местный музыкант и поэт Халим Селим. В 50-е гг. 20 в. в г. Урумчи (Синь-цзян) М. были записаны специальной экспедицией (запись издана). Родственные явления в музыке др. народов - Макам, Маком, Мугам, Рага.

Литература: Кужамьяров К., Двенадцать мукамов, "СМ", 1965, No 10; его же, Двенадцать мукамов, 6 сб.: Народная музыка в Казахстане, A.-A., 1967.

К. X. Кужамьяров.

Мулерт Ф. В.

Фридрих Вильгельмович (Фёдор Васильевич) (19 VI 1859, Елгава Латв. ССР - 1924, Киев) - виолончелист и педагог. В 1884 окончил медицинский ф-т Юрьевского ун-та, в 1886 Петерб. консерваторию по классу виолончели у К. Ю. Давыдова. В том же году поселился в Киеве. Принимал деятельное участие в работе Киевского отделения РМО: преподавал в Муз. уч-ще об-ва (в 1913 реорганизовано в консерваторию; среди учеников М. - видные виолончелисты М. И. Ямпольский, Л. В. Березовский, З. Л. Дынов, Б. Сикора, Г. А. Яцентковский и др.), играл в его квартете, был концертмейстером группы виолончелей симф. оркестра РМО. Выступал как. солист в Киеве, а также в Петербурге (впервые исполнил здесь с оркестром 1-й концерт А. Г. Рубинштейна), Москве, городах Прибалтики, в Берлине. Исполнительский стиль М. отличался благородством. Написал 3 концерта, неск. пьес, а также этюды, упражнения.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 233-236.

Л. С. Гинзбург.

Муллоджанова Ш. Р.

Шоиста Рубиновна (р. 3 IX 1925, Душанбе) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. Тадж. ССР (1957). В 1947-53 училась в Моск. консерватории (у Д. Б. Белявской). С 1941 играла в ансамбле рубобисток Тадж. филармонии. В 1944-58 в труппе Тадж. т-ра оперы и балета. Партии: Махин ("Тахир и Зухра" Ленского), Гулизор ("Восстание Восе" Баласаняна), Марфа ("Царская невеста"), Виолетта; Гульчехра ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Микаэла и др. С 1958 солистка Тадж. филармонии. М. - одна из популярных исполнительниц тадж. нар. песен, произв. композиторов Таджикистана, Узбекистана и др. нац. республик, песен народов Ближнего Востока. Гастролировала за рубежом (Индия, Индонезия, Финляндия, Франция, Греция, Нидерланды, Дания, Таиланд и др.).

Н. X. Нурджанов.

Муллокандов А. К.

Авнер Коенович (р. 28 III (10 IV) 1911, Самарканд) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Тадж. ССР (1941). Чл. КПСС с 1940. В 1931 окончил Ленинабадское муз. уч-ще. В 1933-34 артист Самаркандского евр. муз. т-ра. В 1935 окончил режиссёрские курсы (Ташкент), был принят в труппу Тадж. муз. т-ра. Исполнил роли Аскера ("Аршин мал алан" Гаджибекова), Кадыра ("Гюльсара" Джалилова, Садыкова и Глиэра) и др. В 1940-61 Солист Тадж. т-ра оперы и балета. Партии: Назир ("Восстание Восе" Баласаняна), Тахир ("Тахир и Зухра" Ленского), Исламбек ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова), Онегин (первый исполнитель на тадж. сцене), Мазепа, Эскамильо, Риголетто, Князь Игорь, Жермон. С 1962 занимается педагогич. деятельностью.

Н. X. Нурджанов.

Мундштук

Мундштук (нем. Mundstьck, от Mund - рот и Stьck - кусок) - спец. наконечник, способствующий звукообразованию на дух. муз. инструментах. В семействе медных мундштучных инструментов применяются металлич. М. (чаще из латуни) разных размеров (в соответствии с величиной и тесситурой инструмента), в форме воронки или чаши. От формы и размеров М. зависит тембр звука. Исполнитель прижимает к М. губы, струя выдыхаемого воздуха заставляет их вибрировать, создавая колебания воздушного столба внутри инструмента. У дух. инструментов с одинарным язычком (кларнет, бассетгорн, саксофон) используется деревянный М. клювообразной формы, на к-ром укрепляется трость. Конец М. охватывается губами, выдыхаемый воздух приводит в колебание трость, воздействующую на воздушный столб в инструменте. У продольных флейт со свистковым устройством М. наз. верхнюю клювообразную оконечность ствола, через к-рую вдувается воздух.

С. Я. Левин.

Мунтян М. И.

Михаил Иванович (р. 15 VIII 1943, с. Крива Бричанского р-на Молд. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Молд. ССР (1980). Чл. КПСС с 1966. В 1971 окончил Кишинёвский ин-т иск-в, в том же году дебютировал на сцене Молд. т-ра оперы и балета. В 1977-78 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". Партии: Ленский; Княжич ("Чародейка"), Водемон, Пинкертон, Каварадосси; Калаф ("Турандот" Пуччини), Альфред, Манрико; Ричард ("Бал-маскарад"), Поллион ("Норма"), Туридду ("Сельская честь"), Хозе; Сергей Лазо ("Сергей Лазо" Гершфельда) и др. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Муньейра

Муньейра (исп. muсeira, от галисийского muiсeirа - мельница) - популярный в Галисии (Испания) танец, исполняемый одной или неск. парами и сопровождаемый пением, а также инстр. мелодия, оживлённая по характеру; постоянный размер 6/8. Песенные тексты обычно лирического содержания. Аккомпанируют М. на гайте (т. н. галисийская гайта, волынка), пандейро и маленьком барабане тамбориле.

Мур Д.

Мур Д. (Moore) Джералд (р. 30 VII 1899, Уотфорд, близ Лондона) - англ. пианист. Учился музыке в ун-те в Торонто (Канада) у М. Хамбурга. С 1921 жил в Англии. Известен как один из крупнейших совр. аккомпаниаторов и ансамблистов (выступал с Э. Шварцкопф, Д. Фишером-Дискау, видными инструменталистами). Игра М. отличается тонким чувством ансамбля, разнообразием артикуляции, совершенством техники, иск-вом педализации, благородством и красотой звука. Его репертуар огромен. М. - один из первых теоретиков иск-ва аккомпанемента (читал лекции, выступал по радио, автор статей и книг); рассматривает его как высокую художеств. задачу, правильное решение к-рой определяет успех солиста, считает необходимым в сопровождении уделять большое внимание деталям. Сотрудничал в сб. "Музыкальная карьера" ("A career in music", 1950). Автор переложений песен для фп.

Сочинения: The unashamed accompanist, L., 1943, 1959 (в рус. пер. - Аккомпаниатор, которому не приходится краснеть, в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, М., 1966 (сокр. пер.)); Singer and accompanist. The performance of 50 songs, L., 1953, N. Y., 1954; Am I too loude, N. Y., 1962.

Мур Д. С.

Мур Д. С. (Мооrе) Дуглас Стюарт (10 VIII 1893, Катчог, близ Нью-Йорка - 25 VII 1969, Гринпорт, штат Нью-Йорк) - амер. композитор. Учился в Йельском ун-те у X. Паркера и Д. С. Смита (1911-17), в Париже - в "Схола канторум" у В. д' Энди (1921), брал уроки композиции у Н. Буланже; совершенствовался у Э. Блоха в Ин-те музыки в Кливленде (1924), где также руководил отделом музыки в Музее иск-ва. Как композитор дебютировал в 1922 ("4 музейные пьесы" - "4 Museum pieces" для органа). В 1925-62 преподавал в Колумбийском ун-те (в 1940-60 возглавлял муз. ф-т). В 1946-53 президент Нац. ин-та иск-ва и лит-ры. В 1957-60 рук. Амер. об-ва композиторов, авторов и издателей. В своих лучших соч., стилистически ясных, использовал "американизмы" - элементы амер. популярной музыки, джаза (оперы "Дьявол и Дэниэл Уэбстер", 1939, Нью-Йорк, и "Баллада Бэби Доу", симфония A-dur и "Симфония осени", орк. сюита "Шествие П. Т. Барнума" - "The pageant of P. T. Barnum", 1924; симф. поэма "Моби Дик"). Много работал в вок. жанрах (соч. на тексты поэтов В. Линдси, С. В. Бенета), способствовал развитию детской оперы (писал музыку для школьных постановок). С 1960 чл. Амер. академии иск-ва и лит-ры.

Сочинения: оперы - Белые крылья (White wings, соч. 1935; 1949, Хартфорд, Коннектикут), Новое платье короля (The emperor's new clothes, детская, 1948, Нью-Йорк), Гиганты земли (Giants of the Earth, 1950, Нью-Йорк), нар. драма Баллада Бэби Доу (1956, Сентрал-Сити, Колорадо), Галантность (Gallantry, 1957, Нью-Йорк; пародия на телевизионные и радиорекламы), Крылья голубки (The wings of the dove, по Г. Джеймсу, 1962, Нью-Йорк), Кэрри Нейшн (1966, Канзас); для орк. - Симфония осени (Symphony of Autumn, 1930), симфония A-dur (1945), увертюра на тему амер. напева (1931), симф. поэмы - Моби Дик (по Г. Мелвиллу, 1928), Памяти погибших (In memoriam, 1943), Молитва об Объединённых нациях (Prayer for the United Nations, с солистом и хором, 1943); для камерного орк. - Котильон для струнных, Деревенская музыка (Village music, 1941), сюита Дневник фермы (Farm journal, 1947); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1953), струн. квартет (1933), дух. квинтет (1942), квинтет для кларнета и струнных (1946), соната для скр. и фп. (1929); соч. для фп.; хоры; песни.

Литературные сочинения: Listening to music, N. Y., 1932; From madrigal to modern music. A guide to musical styles, N. Y., 1942.

Литература: Luening О., Douglas Moore, "Modern music", 1942, No 20; Mасhlis J., Douglas Moore, в кн.: American composers of our time, N. Y., 1963.

Дж. К. Михайлов.

Мур Т.

Мур Т. (Moore) Томас (28 V 1779, Дублин - 25 II 1852, Слопертон-Коттидж, близ г. Девайзес) - англ. поэт, певец и композитор-песенник. Чл. Корол. ирл. академии. По национальности ирландец. Сын торговца колониальными товарами. Учился в колледже в Дублине. Муз. грамотой овладел, вероятно, самостоятельно. С 1799 жил в Лондоне. Выступал с исп. своих песен в салонах лондонской аристократии. В 1818-22 жил в Париже. Путешествовал по Сев. Америке, Канаде. Написал либр. комич. оперы М. О'Келли "Цыганский князь" ("The Gipsy prince", 1801, "Хеймаркет тиэтр", Лондон), текст и музыку комич. оперы "М. П., или Синий чулок" ("М. P. or the Blue Stocking", увертюра написана Ч. Э. Хорном, оркестровавшим всю оперу; 1811, т-р "Лицеум", Лондон). М. - один из виднейших романтич. поэтов, создатель популярного "романа" (поэмы из 4 вост. сказок) "Лалла Рук" ("Lalla Rookh", 1817), использованного мн. композиторами (одноим. оперы Ч. Э. Хорна, Ф. С. Давида, опера "Фераморс" А. Г. Рубинштейна, балет и симф. поэма Г. Бантока, симф. поэма Й. Йонгена, оратория "Рай и Пери" Р. Шумана, кантаты и др.). М. - автор не только текстов, но и ряда мелодий песен; среди них - знаменитая "Канадская лодочная песня" ("The Canadian boat song", изд. 1805) для 3 голосов. Известны его тексты к песням (с фп. сопровождением Дж. Стивенсона и Г. Бишопа), вошедшим в собрание избранных ирл. мелодий ("Selection of Irish melodies", 10 тетр., 1807/08-1834, и "Selection of popular national airs", 6 тетр., 1818-1827). В 1816 вышел сб. духовных песен ("Sacred songs") с текстами М., музыкой Стивенсона и М. На стихи М. писали сольные песни и хоры композиторы Англии и др. стран, в т. ч. Г. Берлиоз - "Ирландские мелодии" и др., А. А. Алябьев - "Вечерний звон" (в рус. пер. И. И. Козлова), С. И. Танеев - "Рождение арфы". "Ирландские мелодии" М. неоднократно переиздавались, в 1859-61 в обр. Дж. А. Макфаррена, в 1895 - Ч. Станфорда. В 1880 вышло юбилейное собр. "The National Moore".

Литература: Баужите Г. A., Ирландские мелодии Т. Мура и ирландское национально-освободительное движение, "Учёные записки МГУ", 1958, вып. 196; Gwynn S., Thomas Moore, L., 1905; Trench W. F., Tom Moore, Dublin, 1934; MасСаll S., Thomas Moore, L.-Dublin, 1935; Strong L. A. G., The minstrel boy. A portrait of Thomas Moore, L., 1937; MaсКеу H. O., The life of Thomas Moore, Dublin, (1951).

Б. С. Штейнпресс.

Муравлёв А. А.

Алексей Алексеевич (р. 2 V 1924, Тбилиси) - сов. композитор. В 1941-44 учился в Свердловской консерватории по классу композиции у М. П. Фролова и фп. у Н. И. Голубовской. В 1949 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина и Ю. А. Шапорина, одноврем. занимался по классу фп. у Г. Г. Нейгауза. Для соч. М. характерны лиричность, мелодич. яркость, выразительность.

Сочинения: кантаты - Славься, Родина; Коммунисты (1969); оратория - Слава Советской земле; для орк. - симф. поэмы Азов-гора (на темы "Малахитовой шкатулки" П. П. Бажова), 1949; Гос. пр. СССР, 1950, Баллада об Андрее Чумаке (1964); для скр. и фп. - Две поэмы (1970); для фп. - сюита Уральские сказы (1947); музыка к фильмам - Белый пудель, Дом с мезонином, Тучи над Борском, Муму, Первое свидание, 49 дней, Непридуманная история, Одни, Волшебная лампа Аладдина, Незабываемое; к науч.-популярным, в т. ч. Художник Поленов, Художник Врубель, У Сиверского озера, и др.; музыка к драм. спектаклям.

Муравлёв Ю. А.

Юрий Алексеевич (р. 8 VII 1927, Сестрорецк Ленинградской обл.) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1981). Брат А. А. Муравлёва. В 1944-47 учился в Свердловской консерватории у Б. С. Маранц (фп.) и В. Н. Трамбицкого (композиция). Окончил Моск. консерваторию (1952) и аспирантуру при ней (1955) у Г. Г. Нейгауза. С 1946 солист Москонцерта. Лауреат Всероссийского конкурса исполнителей в Свердловске (1943, 3-я пр.), 3-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1945, 3-я пр.), конкурса 2-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште (1949, 2-я пр.), 4-го Междунар. конкурса пианистов им. Ф. Шопена (1949, Варшава). Почётный диплом и бронзовая медаль на Междунар. конкурсе им. В. А. Моцарта (1956, Зальцбург). В 1959-1961 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1967 - Моск. консерватории. Гастролирует за рубежом.

Муравский П. И.

Павел Иванович (р. 17 (30) VII 1914, с. Дмитрашковка, ныне Песчанского р-на Винницкой обл.) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1955. В 1941 окончил Киевский муз.-драм. ин-т по классу Г. П. Таранова. Был худ. рук. и гл. дирижёром Ансамбля песни и пляски Сев. тихоокеанской флотилии (1944-46), капелл "Трембита" (1948-64), "Думка" (1964-69; в 1941 и 1946-48 её дирижёр). В 1949-55 преподаватель Львовской, с 1969 Киевской консерваторий (с 1971 профессор).

Муравьёва Е. А.

Елена Александровна (22 V (3 VI), 1867, Москва - 11 III 1939, Киев) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1938). В детстве училась игре на скрипке и фп. Брала частные уроки пения у А. Д. Александровой-Кочетовой, С. Арнольдсон, Э. К. Павловской и др. В 1886 занималась в Моск. консерватории. С кон. 80-х гг. пела в оперной труппе А. Церетели и в рус-итал. опере И. А. Труффи. С 1901 преподавала пение в Екатеринославском муз. уч-ще, затем в Моск. школе Буниной, с 1906 - в Киевской муз.-драм. школе Н. В. Лысенко (с 1918 - Высший муз.-драм. ин-т им. Лысенко). С 1920 профессор Киевской консерватории. Среди учеников - И. С. Козловский, З. М. Гайдай, Б. Я. Златогорова, Л. А. Руденко и др.

Литература: Вік В., Ветерани Київської консерваторії, "Радянська музика", 1938, No 3, с. 33-34: Кузьмин Н., Украинская школа музыкального мастерства, К., 1968, с. 56-57; Михайлова Т., Виховання співаків у Київській консерваторії, Київ, 1970, с. 48-52.

Л. С. Кауфман.

Мурадели В. И.

Вано Ильич (24 III (6 IV) 1908, Гори, Грузия - 14 VIII 1970, Томск) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1942. В 1931 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у С. В. Бархударяна (ранее занимался у В. В. Щербачёва) и по классу дирижирования у M. M. Багриновского. Совершенствовался в Моск. консерватории под рук. Б. С. Шехтера, затем Н. Я. Мясковского (1934-38). В 1931-1934 работал в драм. т-рах Грузии как композитор и актёр, выступал как дирижёр. В 1942-44 начальник и худ. рук. Центр. ансамбля Военно-Морского флота СССР. В 1939-48 пред. Муз. фонда СССР. В 1959-70 пред. правления Моск. отделения CK РСФСР. М. - один из видных представителей сов. муз. культуры, автор значит. произв. в разных муз. жанрах. Для М. характерны гражданств. направленность, публицистич. заострённость, внимание к проблемам современности. Революц. событиям посвящены оперы "Великая дружба" (1947) и "Октябрь" (1962). В опере "Октябрь" композитор попытался воплотить нек-рые черты образа В. И. Ленина вок. средствами. Победе сов. народа над фашизмом посвящена 2-я симфония (Гос. пр. СССР, 1946). Широкую популярность завоевали песни М. (Гос. пр. СССР, 1951), в т. ч. "Гимн Москве", "Гимн Международного союза студентов", "Партия - наш рулевой", "Песня о Ленине", "Песня борцов за мир" (1-я пр. на Междунар. конкурсе в Будапеште, 1950), "Песня молодёжи", "Марш молодёжи мира", "Дружба всего дороже", "Россия - родина моя" и "Бухенвальдский набат". Актуальным проблемам современности посв. оперетты М., поставленные во мн. т-рах Сов. Союза. Автор рецензий и статей по разл. вопросам сов. муз. культуры.

Сочинения: оперы - Великая дружба (1947; 2-я ред., 1960), Октябрь (1961, конц. исп.; 1964, Большой т-р); оперетты - Девушка с голубыми глазами (1966), Москва-Париж-Москва (1968); для солистов, хора и орк. - Песенная здравица (1941), Четверть века золотого (1942), Гимн Ленинграду (1944), Путь победы (1950), кантата Навеки вместе (1959), песня-кантата С нами Ленин (1960); для орк. - 2 симфонии (1938, посв. памяти С. М. Кирова; 1945) и др.; для голоса и фп. - вок. цикл Горийские песни (1946); романсы; песни (ок. 300); хоры; музыка к драм. спектаклям и фильмам.

Литература: Сеженский К., Вано Мурадели, М., 1962.

M. M. Яковлев.

Мурадов А. И.

Александр Иванович (р. 13 V 1921, Тбилиси) - сов. мастер смычковых инструментов. В 1949 окончил Тбилисскую консерваторию по классу скрипки. В 1955-74 скрипач оркестра Моск. филармонии. С 1950 занимается построением смычковых инструментов. Стажировался как мастер муз. инструментов в мастер ских Большого т-ра у Г. А. Морозова и H. M. Фролова (1953-54). С 1977 мастер-художник Моск. экспериментальной фабрики муз. инструментов. Лауреат Всесоюзных конкурсов мастеров смычковых инструментов (1958, 1970), Международного конкурса мастеров скрипок им. Г. Венявского (Познань, 1967), 1-я пр. на Междунар. конкурсе мастеров им. А. Страдивари (Кремона, 1979).

Мурадова Р. Х.

Рубаба Халил кызы (р. 21 III 1933, г. Ардебиль, Иран) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Азерб. ССР (1971). С 1947 живёт в СССР. В 1955 окончила ф-т нар. музыки Бакинского муз. уч-ща им. А. Зейналлы. С 1951 солистка Азерб. филармонии, с 1954 - Азерб. т-ра оперы и балета. Среди партий - Асли, Лейли, Певица ("Асли и Керим", "Лейли и Меджнун", "Кёр-оглы" У. Гаджибекова), Шахсенем ("Ашуг Гариб" З. Гаджибекова), Санем ("Скала Невесты" Ахундовой), Араб Зенги ("Шах Исмаил" М. Магомаева). Выступает в концертах, известна как исполнительница мугамов. Гастролирует за рубежом.

Мурадян М. О.

Матевос Оганесович (р. 5 V 1911, с. Тагаспар Шатахского р-на Ванского вилайета, Турция) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1967). Доктор искусствоведения (1972). Чл. КПСС с 1937. В 1948 окончил историко-теоретич. ф-т Ереванской консерватории. С 1946 науч. сотрудник, с 1947 учёный секретарь Сектора истории и теории иск-в АН Арм. ССР, с 1958 зав. отделом музыки, с 1966 - нар. музыки Ин-та иск-в АН Арм. ССР. Осн. область науч. исследований М. - история арм. музыки 19 и 20 вв. Автор многочисл. статей и очерков.

Сочинения: на арм. яз. - Азат Манукян, Ер., 1950; X. Кара-Мурза, Ер., 1950; X. Кара-Мурза и внедрение многоголосия в армянскую музыку, Ер., 1956; Очерки истории армянской музыки, Ер., 1963 (совм. с X. С. Кушнарёвым и Г. Ш. Геодакяном); Армянская музыка в XIX и начале XX в., Ер., 1970 (История армянской музыкальной культуры, т. 2); Самсон Гаспарян, Ер., 1980; на рус. яз. - Армянские композиторы, Ер., 1956 (совм. с Р. А. Атаяном и А. Г. Татевосяном); Армянская советская музыкальная культура, Ер., 1958; Армен Тигранян, М., 1966 (совм. с Р. А. Атаяном).

Предыдущая страница Следующая страница