Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 4, "МАН"-"МАР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 4, "МАН"-"МАР")

Манфредини В.

Манфредини В. (Manfredini) Винченцо (22 X 1737, Пистоя, близ Флоренции - 5(16) VIII 1799, Петербург) - итал. композитор и муз. теоретик. Начальное муз. образование получил у отца - Франческо Maрии М. (ок. 1688 - ок. 1748) - скрипача, ка-пельмейстра и композитора, затем у композиторов Дж. А. Перти (Болонья) и Дж. А. Фьорони (Милан). В 1758 (1755?) - 69 и с 1798 до конца жизни работал в России (в первый раз вместе с М. приезжал его брат - певец-кастрат Джузеппе М.) в качестве придв. капельмейстера, педагога, организатора концертов. Писал оперы (ставились итал. оперной труппой) - "Узнанная Семирамида" ("La Semiramide riconosciuta", 1760, Ораниенбаум), "Олимпиада" (1762, Москва), "Карл Великий" ("Carlo Magno", 1763, Петербург), балеты "Пигмалион" (1762, Петербург), "Амур и Психея" (1762, Москва), инстр. ("6 sonate da clavicembalo", СПБ, 1765) и церк. музыку. Автор трактатов "Гармонические правила" ("Regole armoniche", 1775; рус. пер. - "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке...", 1805) и "В защиту современной музыки" ("Difesa della musica moderna", 1788).

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М., 1928-29, с. 121-22, 151; Mооsеr R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, Gen., 1951.

M. A. Зильберквит.

Маныкин-Невструев Н. А.

Маныкин-Невструев Н. А. (Невструев) Николай Александрович (1869 - г. смерти неизв.) - рус. композитор и поэт. Писал преим. музыку для спектаклей драм. т-ров. В 1896-1904 пом. инспектора Моск. консерватории, затем правитель дел Моск. отделения РМО. В 1903-09 дирижёр и зав. муз. частью Моск. Художеств. т-ра; написал музыку к спектаклям "Юлий Цезарь" Шекспира (1903), "Борис Годунов" Пушкина (1907), музыкально оформил "Вишнёвый сад" Чехова (1904). Талант М.-Н. высоко ценили К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко. В 1909-14 М.-Н. работал в Т-ре Незлобина в Москве (муз. оформление и музыка к "Фаусту" Гёте, 1912, "Орлеанской деве" Шиллера, 1913, и др.). Написал либр. оперы "Ася" Ипполитова-Иванова. Популярностью пользовались его романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Н. Апухтина, К. Д. Бальмонта, А. Белого и др. Автор ряда статей, в т.ч. "Краткого исторического очерка Московского отделения императорского Русского музыкального общества" (1900).

Литература: Израилевский Б., Музыка в спектаклях Московского Художественного театра, М., 1965, с. 22, 45, 55-57, 61-62.

Маньянитас

Маньянитас (испан. maсanitas, от maсana - утро) - общее наименование лат.-амер. приветственных песен типа серенады, исполняющихся по разным поводам солистом или группой певцов в сопровождении разл. муз. инструментов. Известны также под назв.: парабьенес, эскинасо - в Чили, серенада - в Аргентине и Бразилии. В М. используются разнообразные поэтич. и муз. формы. Разновидность этого типа песен - деспедида, исполняемая при прощании.

Маньяр Л. Д. Г.

Маньяр Л. Д. Г. (Magnard) Альберик Люсьен Дени Габриель (9 VI 1865, Париж - 3 IX 1914, Барон, департамент Уаза) - франц. композитор. В 1886-88 учился в Парижской консерватории у Т. Дюбуа (гармония) и Ж. Массне (композиция); в 1888-92 брал уроки у В. д'Энди. Для соч. М. характерны конструктивная чёткость, совершенство формы, драматическая выразительность. В раннем творчестве М. испытал влияние Р. Вагнера, позднее развивал традиции школы С. Франка. В 1903 написал "Гимн справедливости" для оркестра как отклик на дело А. Дрейфуса. Мн. рукописи М. сгорели (во время 1-й мировой войны 1914-18 дом композитора был подожжён, а сам он убит нем. солдатами).

Сочинения: оперы - Иоланда (1892, Брюссель), Геркёр (Guer-coeur, 1900; 2-я ред. Ж. Г. Ропарца, 1931, т-р "Гранд-Опера", Париж), Береника (по трагедии Ж. Расина, 1911, т-р "Опера комик", Париж); для орк. - 4 симфонии (1890, 1893, 1896, 1913), Сюита в старинном стиле (Suite daus le style ancien, 1889), Гимн справедливости (Hymne а la Justice, 1903); Гимн Венере (Hymne а Venus, 1904) и др.; камерные соч. - квинтет для дух. инструментов и фп. (1894), струн. квартет (1903), фп. трио (1905), соната для скр. и фп. (1901), соната для влч. и фп. (1910), фп. пьесы, песни.

Литература: Boucher M., Albйric Magnard, Lyon, 1919; Саrraud G., La vie, l'oeuvre et la mort d'Albйric Magnard, P., 1921; Prunrиre H., Les idйes d'Albйric Magnard, "RM", 1920, novembre.

M. M. Яковлев.

Манюэль Р. А.

Манюэль Р. А. (Manuel) Ролан Алексис - см. Ролан-Манюэль.

Мара Г. Э.

Мара Г. Э. (Маrа; урожд. Шмелинг, Schmeling) Гертруда Элизабет (23 II 1749, Кассель - 20 I 1833, Таллин) - нем. певица (сопрано). Род. в семье музыканта. В детстве гастролировала с большим успехом как скрипачка (Вена, Лондон). Училась пению у П. Д. Парадизи (Лондон), совершенствовалась в 1766-71 в певч. капелле И. А. Хиллера (Лейпциг). И. В. Гёте, услышав певицу в оратории "Св. Елена" Хассе, был восхищён её пением и посвятил ей стихи. С 1767 пела в Германии, позже в Вене. В 80-х гг. 18 в. в Париже соперничала с примадонной Л. Р. Тоди. В 1784-1802 участвовала в генделевских торжествах в Лондоне, выступала как оперная и конц. певица в пастиччо и ораториях Генделя. В 1788-89 и 1791 гастролировала в Турине и Венеции. Обладала сильным голосом обширного диапазона (g - е3). Особый успех имела в роли Клеопатры ("Юлий Цезарь" Генделя). В 1804-12 жила в России (в Петербурге и Москве). С 1813 преподавала пение в Таллине. Её муж: Иоганн М. - нем. виолончелист и композитор.

Литература: Kaulitz-Niedeck R., Die Маrа, Heilbronn, 1929; Kьhner H., GroЯe Sangerinnen der Klassik und Romantik, Stuttg. (1954).

Мараги Х. А..

Мараги Х. А.. (псевд.; наст. имя и фам. - Ходжа Абдул Кадыр ибн Гейби аль-Хафиз аль-Мараги) (1353, Марага - 1437) - азерб. музыкант, певец, учёный, теоретик. Происходил из г. Марага - одного из научных и культурных центров Азербайджана (отсюда псевд.). Получил большую известность в странах Ближнего и Ср. Востока как музыкант, певец (гюенде) и учёный. Автор муз. трактатов "Джамы-ул-Эльхан", "Мэгасид-ул-Эльхан", "Шэрр-ул-Эдвар", освещающих нек-рые вопросы теории музыки и отражающих совр. ему муз. практику. Особенно ценен вклад М. в науку о муз. ладах. Он считается третьим (после аль-Фараби и Абу Али ибн Сины) мастером муз. иск-ва того времени. Был музыкантом при дворе Тимура в Самарканде. Нек-рые рукописи М. хранятся в б-ках Нур-Османие и Топ-Гапы (Турция), Мешхеда (Иран), Оксфордского ун-та (Великобритания). Творчество М. привлекло внимание мн. зап.-европ. музыковедов, в т.ч. Р. Г. Кизеветтера, Г. Дж. Фармера и др.

К. А. Касимов.

Марака

Марака - мбарака, нварака, кабаса, гуиро, - самый древний тип ударно-шумовых инструментов индейцев Лат. Америки, распространённый от Антильских о-вов до Патагонии. М. - небольшой пустотелый сосуд из высушенной тыквы, плода гуиро, из сплетённых ивовых прутьев и др., наполненный камешками, сухими семенами или др. мелкими твёрдыми предметами. Издаёт при потряхивании характерный шум. В 20 в. М. получила применение в эстр. инстр. ансамблях, исполняющих народную (или в нар. характере) и лёгкую музыку. Осн. разновидности: абвес, атчере, эрикунди - на Кубе, кашиши, аджа, агуэ, шере, ганза - в Бразилии, уада - в Чили.

Маранц Б. С.

Берта Соломоновна (р. 3 (16) XII 1907, г. Хмельницкий) - сов. пианистка и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1972). Чл. КПСС с 1946. С 1925 училась в Одесской консерватории у Б. М. Рейнгбальд, в 1927- 1931 - в Моск. консерватории у Г. Г. Нейгауза. С 1927 концертмейстер Моск. консерватории и филармонии. С 1934 преподаватель Свердловской консерватории и муз. школы-десятилетки при ней (с 1947 профессор), с 1955 профессор Горьковской консерватории. Диплом и спец. премия за исполнение произв. Л. Бетховена на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1937, Москва).

Мараньо В.

Мараньо В. (Maragno) Вирту (р. 18 III 1928, Санта-Фе) - аргент. композитор и дирижёр. Муз. образование получил в Буэнос-Айресе, позже совершенствовался в Академии "Санта-Чечилия" в Риме у Г. Петрасси (композиция) и Ф. Капуаны (дирижирование). Преподаёт композицию в Нац. консерватории. В творчестве придерживается совр. ориентации, продолжая тенденции, идущие в аргент. музыке от X. К. Паса. Одним из первых в Аргентине обратился к электронной музыке. Среди его соч. - "Комбинации и вариации" ("Combinaciones у diferencias", 1960), "Напряжение и пространство" ("Intensidad у espacio", 1962) для оркестра, "Экспрессия" для двойного оркестра и ударных (1961), "Три композиции" для голосов, оркестра и магнитофонной ленты (1962), "Сенсемайя" для хора, 2 фп. и ударных (на текст Н. Гильена, 1951), "Жёлтые баллады" для сопрано и 5 инструментов ("Baladas amarillas", на тексты Ф. Гарсиа Лорки, 1952), фп. пьесы, романсы и песни; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Братья Карамазовы" (по Ф. М. Достоевскому, пост. 1952), к кинофильмам.

Маргаритов А. А.

Атанас Атанасов (р. 25 I 1912, Харманли) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1968). Окончил Муз. академию в Софии по классу скрипки (1933). Учился дирижированию у Ф. Вейнгартнера в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене (1936-38). В 1938-75 руководил самодеят. хором "Кавал", одноврем. был дирижёром Софийской нар. оперы (в 1963-66 гл. дирижёр), где участвовал в пост. ряда спектаклей, в т.ч. опер "Хованщина" (совм. с сов. реж. Б. А. Покровским), "Евгений Онегин" и "Князь Игорь", "Кармен", "Дон Карлос"; "Питер Граймс" Бриттена. Гастролировал за рубежом. Димитровская пр. (1952).

Марграф Х. Т.

Марграф Х. Т. (Margraf) Хорст Тану (р. 20 IV 1903, Дрезден) - нем. дирижёр (ГДР). Учился в Ганновере и Бонне (1919-25). Был дирижёром в Дармштадте, Гамбурге, Львове и др. городах. С 1952 генерал-музик-директор Земельного т-ра в Галле. Осуществил редакции 15 опер Г. Ф. Генделя, постановка к-рых в Галле содействовала возрождению его музыки. Нац. пр. ГДР (1957).

Маргулян А. Э.

Арнольд Эвадьевич (1(13) IV 1879, Киев - 15 VII 1950, Свердловск) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1944) и УССР (1932). Чл. КПСС с 1945. С 1888 учился в Одессе игре на скрипке у А. Фидельмана и Э. Млынарского, в 1893-97 - дирижированию у И. В. Прибика, В. И. Сука и Г. Цумпе. Был скрипачом оркестра Одесской итал. оперы, преподавал, дирижировал ученич. оркестром. В 1902-1904 дирижёр оперных трупп в Перми и Екатеринбурге (где был также режиссёром и хормейстером), в 1904-06 - в Харькове и Киеве. С 1909 гл. дирижёр оперной труппы М. Е. Медведева в Киеве, затем в Одессе и Тбилиси. В 1912-22 дирижёр Театра муз. драмы и Нар. дома в Петрограде, в 1922-24 - Свердловского т-ра оперы и балета. В 1925-37 М. работал на Украине, гл. обр. в Харькове, где руководил оперным т-ром и вок. классом Муз.-драм. ин-та. В 1927 был командирован в Берлин, изучал технику совр. оперной сцены. Опубликовал "Письма из Берлина" ("Украинский рабочий", 1927, июнь - июль). В 1937-50 гл. дирижёр и худ. рук. Свердловского т-ра оперы и балета. М. был крупным оперным дирижёром, обладавшим мастерством художника-практика. Большой темперамент и артистич. размах сочетались у него с чуткостью к тончайшим нюансам оперной партитуры. Стремясь к стилистич. единству и целостности художеств. воплощения муз.-сценич. спектакля, он вникал во время репетиционной работы во все детали оперной постановки. М. был пропагандистом творчества сов. композиторов. Им осуществлены пост. опер "Тихий Дон", "Поднятая целина" и "Надежда Светлова" Дзержинского, "Броненосец Потёмкин" Чишко, "За жизнь" и "Гроза" Трамбицкого, "Емельян Пугачёв" Коваля, "Суворов" Василенко, балетов "Бахчисарайский фонтан" и "Кавказский пленник" Асафьева, "Гаянэ" Хачатуряна. Среди пост. классич. репертуара выделяется "Отелло" Верди (Гос. пр. СССР, 1946). Творч. деятельность М. оставила заметный след в истории сов. оперной культуры. Под его руководством начали оперную деятельность известные укр. артисты - М. И. Литвиненко-Вольгемут, И. С. Паторжинский, З. М. Гайдай, М. С. Гришко и др. Большой вклад был внесён им и в развитие муз. жизни Свердловска. М. - автор ряда симф. произв., пьес для скрипки и фп., виолончели и фп., романсов на сл. М. А. Лохвицкой, И. Северянина, С. Я. Надсона. Вёл педагогич. работу (с 1942 профессор Свердловской консерватории).

Литература: Преображенский A., А. Э. Маргулян, "СМ", 1950, No 9.

И. М. Ямпольский.

Маргусте А.

Анти (р. 5 VIII 1931, Аре, Эстония) - сов. композитор, педагог. В 1953 окончил экономич. ф-т Таллинского политехнич. ин-та, в 1960 Таллинскую консерваторию по классу композиции у А. Гаршнека. С 1962 преподаёт теоретич. дисциплины в Таллинском муз. уч-ще. В разнообразном по жанрам творчестве М. интонации эст. нар. музыки сочетаются с совр. средствами муз. письма. Признание получили его сольные вок. циклы, хор. песни.

Сочинения: Реквием Вечный огонь (Igavene tuli, для мужского хора, солистов, органа и ударных инстр., 1967); для орк. - 5 симфоний (1960, 1964, 1966, 1967, 1970), Эстонская рапсодия (1974), Симфонические руны (1974), Вариации (для струн. орк., 1956); Концертино для фп. с орк. (1958), инстр. пьесы; вок. циклы, музыка к кинофильмам.

Марджанишвили К. А.

Марджанишвили К. А. (Марджанов) Константин (Котэ) Александрович (28 V (9 VI) 1872, Кварели - 17 IV 1933, Москва) - сов. режиссёр и театр. деятель. Нар. арт. Груз. ССР (1931). В 1894 начал сценич. деятельность как актёр, с 1902 режиссёр. Ставил, помимо драм. спектаклей, оперы, оперетты, пантомимы. Создал в Москве "Свободный т-р" (1913-14), в к-ром стремился объединить иск-во актёров драмы, оперы и оперетты. Спектакли этого т-ра носили экспериментальный характер. Т-р открылся неоконч. оперой Мусоргского "Сорочинская ярмарка" (реж. А. А. Санин), в пост. к-рой были соединены разл. муз. редакции (А. К. Лядова, В. Г. Каратыгина, Ю. С. Сахновского) с включением отрывков из текста повести. В репертуаре "Свободного т-ра" были также пантомима "Покрывало Пьеретты" Шницлера с музыкой Дохнаньи, "Арлезианка" Доде с музыкой Визе, "Жёлтая кофта" Хезельтона-Фюрста. М. осуществлял руководство пост. этих спектаклей; его самостоят. режиссёрской работой была пост. оперетты "Елена Прекрасная" Оффенбаха на новый текст Л. Г. Мунштейна. В 1914-16 М. возглавлял "Палас-театр" (Петроград), где пост. оперетты: "Боккаччо", "Донна Жуанита" Зуппе, "Прекрасная Елена"; "Весёлая вдова" Легара, "Принцесса долларов" Фалля, "Насморк души" Салама. В 1919 М. пост. в б. Никитском т-ре (Москва) оперетту "Красное солнышко" ("Маскотта") Одрана. В петрогр. Т-ре комической оперы (к-рым он руководил в 1920-21) осуществил спектакли: "Дон Паскуале" Доницетти, "Тайный брак" Чимарозы, "Похищение из сераля" и "Cosi fan tutte" ("Так поступают все женщины") Моцарта, "Бронзовый конь" Обера, "Птички певчие" Оффенбаха и др. С 1922 одноврем. с работой в драм. т-рах Грузии М. ставит в Тбилисском оперном т-ре: "Даиси"; "Сказание о Шота Руставели" (1923) и "Динара" ("Жизнь - радость", 1927) Аракишвили; "Абесалом и Этери", "Золотой петушок", "Лоэнгрин" (все в 1924); "Вильгельм Телль" Россини (1931); в Т-ре им. Руставели - пантомимы "Манящий свет" Метцеля и "Мзетамзе" ("Солнце солнц", 1926) Вахвахишвили. Последняя, неоконченная пост. М. - "Летучая мышь" Штрауса в Моск. т-ре оперетты (1933).

Сочинения: Творческое наследие, (т. 1) - Воспоминания, статьи и доклады, Тб., 1958.

Литература: Крыжицкий Г., К. А. Марджанов и русский театр, М., 1958; Гугушвили Э. Н., Котэ Марджанишвили, Тб., 1972 (на груз. яз.).

Г. К. Крыжицкий.

Маре М.

Маре М. (Marais) Марен (31 III 1656, Париж - 15 VIII 1728, Мант, близ Парижа) - франц. гамбист и композитор. Начальное муз. образование получил в парижской церкви Сент-Шапель, где был певчим в хоре. В детстве начал заниматься игрой на гамбе. Первым учителем М. считается известный гамбист Отман. Позже занимался у Сент-Коломба. По композиции брал уроки у Ж. Б. Люлли, влияние к-рого проявилось в творчестве М. (первый сб. виольных пьес, изданный в 1686, посв. Люлли). После смерти Люлли (1687) М. - дирижер Парижской оперы, где пост. свои оперы "Алкид" (1693), "Ариадна и Вакх" (1696), "Альцина" (1706), "Семела" (1709). Впервые во Франции ввёл в оперный оркестр контрабас вместо контрабасовой виолы. Известность получил как блистательный гамбист и автор пьес для гамбы. Игра М. отличалась блеском, певучим красивым звуком. Он реконструировал инструмент, добавил к основным 6 струнам 7-ю (A1), применил металлическую обвивку 3 нижних струн. Основной жанр его композиторского творчества - сюита. Многие пьесы программны ("Эхо", "Гитара", "Колокола", "Мельница", "Кузнечик", "Кошачий концерт" и др.). Широко известны его вариации на тему фолии. Написал своеобразные муз. эпитафии, посв. Сент-Коломбу, Ж. Б. Люлли и др. В произв. М. демонстрировались технич. и выразит. возможности гамбы, широкий игровой диапазон (3,5 октавы), виртуозная техника левой и правой руки, чередование звуков, извлекаемых смычком и щипком, вибрация, портаменто. Один из создателей ансамблевого жанра трио-пьесы - разновидности итальянского трио-сонаты (цикл этих пьес изд. в 1692). М. принадлежат 5 сб. пьес для одной и неск. гамб, в т.ч. с basso continuo (1686, 1701, 1711, 1717, 1725), и др. соч. Среди учеников - Э. К. Хес-се, по некоторым источникам, также К. д'Эрвелуа и Ф. А. Филидор. Сын M. - Rолан М. (1680-1750) - также гамбист-солист. В 1725 сменил отца в качестве придв. музыканта. Автор кн. "Новая музыкальная метода..." ("Nouvelle mйthode de musique pour servir d'introduction aux auteurs modernes", 1711), 2 сб-ков пьес для гамбы ("Piиces de violes", с basso continuo, (v.) 1-2, 1725-38).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959.

Б. В. Доброхотов.

Маренич А. Г.

Анатолий Григорьевич (17(30) I 1905, Харьков - 7 X 1972, Свердловск) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1960). В 1921-23 занимался под рук. Т. А. Маринич и Л. М. Крамаревского в Драм. студии в Харькове. С 1924 играл в опереточных труппах Харькова, Ростова-на-Дону, Киева, Ленинграда, с 1933 - в Свердловском т-ре муз. комедии. Образы, созданные артистом, отличались точностью и чёткостью сценич. рисунка, обаянием, тонким юмором, ярким темпераментом. Роли - Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Богдан Сусик ("Трембита" Милютина), Васька Кокшаров ("Марк Береговик" Кацман), Рахмет Алиев ("Севастопольский вальс" Листова), Аполлинарий ("Огоньки" Свиридова), Пеликан ("Принцесса цирка" Кальмана), Трепло ("Чёрный дракон" Модуньо), Яшка-буксир ("Белая акация" Дунаевского). Выступал как режиссёр, поставил муз. спектакли "Любовь бывает разная" Кацман и "Морской узел" Жарковского. С 1950 преподавал в Свердловской консерватории.

Литература: Риф И., Свердловский театр музыкальной комедии, Свердловск, 1959, с. 91-98; Логиновская М., Повесть о любимых актёрах, Свердловск, 1968; Коган Б. С., Добрый мир оперетты, Свердловск, 1973, с. 85-93.

В. И. Зарубин.

Маренцио Л.

Маренцио Л. (Marenzio) Лука (1553 или 1554, Коккальо, близ г. Бреша - 22 VIII 1599, Рим) - итал. композитор и капельмейстер. В детстве, возможно, был певцом в брешанском соборе, где получил муз. образование у капельмейстера Дж. Контино. В 1572-1578 капельмейстер у кардинала К. Мадруццо в Риме. В 1577 напечатаны первые произв. М. в сб. "Fiore della Ghirlanda musicale". С 1578 на службе у кардинала Л. д'Осте, с к-рым бывал в Ферраре при дворе А. д'Эсте, где общался с видными музыкантами того времени. С 1580 жил в Мантуе, с 1583 - при дворе Гонзага, в 1588-89 - во Флоренции, где вошёл в круг формирующейся Флорентийской камераты. В 1589 участвовал (вместе с К. Мальвецци, Э. Кавальери, Я. Пери) в сочинении музыки к интермедиям в комедии "Странница", к-рая стала важной вехой в развитии оперы. С 1589 работал в Риме, с 1594 жил в Ватикане; сблизился с поэтами Т. Тассо и Б. Гварини. Был членом Общества музыкантов-виртуозов. По рекомендации кардинала Ч. Альдобрандини в 1595-98 служил при дворе польского короля Сигизмунда III в Варшаве; в 1598 уехал в Венецию, а затем в Рим. М. - один из крупнейших представителей итал. хор. полифонии 16 в. на рубеже появления нового стиля монодии с сопровождением. Создал ок. 500 мадригалов, ок. 80 вилланелл; писал также духовные мадригалы, мотеты и др. соч. Обращался к текстам Ф. Петрарки, Т. Тассо, Дж. Саннадзаро, Б. Гварини. Для муз. письма М. характерны зрелость полифонич. мастерства, гармонич. полнота и тенденция к выделению верхнего голоса. В 1580-99 и частично посмертно вышли 18 книг его мадригалов, преим. 5- и 6-голосных, 5 книг 3-голосных вилланелл и др. произв.

Издания: 6 Madrigale, Мil., 1953; 5 Madrigale, Roma, 1952; 10 Villanellen, Kassel, 1928; 7 Villanellen, в кн.: Volksliederbuch fьr die Jugend, Bd 1, Lpz., 1929; 14 Motetten, "Musica Divina", Jahrg. 1, H. 2, Regensburg, 1855; 27 Motetten, в кн.: Repertorium musicae sacrae, hrsg. von Fr. X. Haberl, Regensburg, 1900-03; 9 Motetten, W., 1926.

Литература: Guerrini P., Luca Marenzio, Il piщ dolce cigno d'Italia nel IV centenario della nascita, Brescia, 1953; Engel H., Luca Marenzio, Firenze, 1956.

T. H. Ливанова.

Марескотти А. Ф.

Марескотти А. Ф. (Marescotti) Андре Франсуа (р. 30 IV 1902, Каруж, близ Женевы) - швейц. композитор, органист и хормейстер. Учился в Женевской консерватории, с 1924 в Париже у Ж. Ж. Э. Роже-Дюкаса. С 1921 работал органистом, с 1925 руководил церк. хором мальчиков. С 1931 преподавал в Женевской консерватории. Многим инстр. соч. М. свойственны виртуозный блеск и классич. уравновешенность; с 50-х гг. стал применять додекафонию. Известностью пользуются его "Увертюра к комедии о женившемся на немой" ("Ouverture pour la comйdie de celui qui йpousa une femme muette", 1930); "Утренняя серенада" ("Aubade", 1936), 3 "Kaружских концерта" для оркестра (1941-66), концерт для фп. с оркестром (1956), фантазия "Весенние дожди" ("Giboulйes") для фагота с оркестром (1949), оратория "Глиняная лампа" ("La lampe d'argile", 1947). G 1955 чл. правления Швейц. муз. союза. Автор кн. "Инструменты оркестра, их характер, возможности н использование в современном оркестре" ("Les instruments d'orchestre...", 1950).

Литература: Gоlеa A., A.-F. Marecotti, P., (1963).

Мареш Я. А.

Мареш Я. А. (Mares) Ян Антонин (1719, Хотешов, Чехия - 30 V (10 VI) 1794, Петербург) - чеш. валторнист и капельмейстер. Начальное муз. образование получил в Хотешове. Учился игре на валторне у А. Й. Хампеля в Дрездене и на виолончели у Й. Зики в Берлине, где в 1746-48 преподавал музыку. С 1748 жил в Петербурге, играл на валторне в оркестре графа А. П. Бестужева-Рюмина, с 1752 служил при царском дворе. Известен как создатель т.н. русского рогового оркестра. С 1751 рук. охотничьего оркестра графа С. К. Нарышкина. С 1757 капельмейстер рогового оркестра императрицы Елизаветы. Одноврем. был валторнистом (1752-74) и виолончелистом (1774-89) придв. оркестра. Со своим оркестром, завоевавшим широкую популярность, исполнял сложные 4-голосные произв. (собств. соч. или обр. современных ему популярных произв.).

Литература: Гинрихс И. X., Начало, успехи и нынешнее состояние роговой музыки, СПБ, 1796; Финдейзен H. P., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М., 1928-29; Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; D1abac G. J., Allgemeines historisches Kьnstlerlexikon, Bd 2, Prag, 1815; Sсhбni1eс J., Za slбvou. Ctenн о ceskэch hudebnнcнch n Rusku zvlбste od druhй poloviny XVIII do pocбtku XX stoletн, Praha, 1961.

M. Скалицка.

Марешаль М.

Марешаль М. (Marechal) Морис (3 X 1892, Дижон - 19 IV 1964, Париж) - франц. виолончелист. В 1907 окончил Дижонскую консерваторию (учился у М. Аньелле). Переехав в Париж, брал частные уроки у Л. Фёйара, учился в Парижской консерватории (класс Ж. Л. Лёба), к-рую окончил в 1911. С этого же года солист оркестра Ламурё, вёл регулярную конц. деятельность (в открытых концертах выступал ещё в Дижоне с 10 лет). В годы 1-й мировой войны 1914-18 был на военной службе. По возвращении из Парижа вновь солист концертов Ламурё, а также "Концертного общества консерватории" (1920-24). Выступал с А. Корто и Ж. Тибо, участвовал (с Р. и М. Казадезюс) в трио Казадезюса (1922-27). В 1926 гастролировал в Сев. Америке (Филадельфия, Нью-Йорк); в 1929 исполнил поcв. ему концерт А. Онеггера с Бостонским оркестром под упр. С. Кусевицкого. С 1930 до конца жизни регулярно выступал по Парижскому радио. Гастролировал во мн. городах Франции, а также в странах Европы (в СССР - 1932, 1934, 1935, 1937), Азии и Америки. Из-за болезни правой руки М. вынужден был сократить конц. деятельность (с 1949), в 1955 состоялся его последний сольный концерт в Париже. Один из наиболее выдающихся представителей франц. муз.-исполнительского иск-ва, М. воплотил в своём творчестве его характерные черты: утончённый вкус, яркий темперамент, изысканность звуковой палитры, безупречность технического воплощения. Основное место в репертуаре М. занимали произв. франц. композиторов (многие сочинения совр. авторов были посв. ему). М. принадлежат многочисл. переложения для виолончели. С 1942 профессор Парижской консерватории. Был чл. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1957, 1962), Междунар. конкурса им. П. Касальса в Будапеште (1963).

Литература: Гинзбург Л. С., Морис Марешаль, М., 1972.

Мариинский театр

Мариинский театр - см. Ленинградский театр оперы и балета.

Марийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маримба

1) Афр. ударный муз. инструмент: деревянные пластинки (от 4 до 20), укреплённые горизонтально (при помощи кожаных или волокнистых шнуров) на 2 металлич. или бамбуковых рейках, расположенных параллельно или под углом друг к другу. Под каждой пластинкой имеется подвесной резонатор из высушенных долблёных плодов тыквы, влияющий на силу звука инструмента, делающий его тембр более прозрачным и звонким (в наиболее примитивном типе М., состоящем из 4-5 пластин, резонаторы отсутствуют). Звук извлекается ударами 2 деревянных прямых или изогнутых палочек с каучуковыми наконечниками. М. распространён в Юж. и Центр. Африке, на побережье Зап. Африки. Встречается в сев. р-нах континента, где преобладает араб. культура, и на о. Мадагаскар. Бытует также под назв. маланге (Ангола), мадинда (Уганда), вилангве (Гвинея) и др.

2) Изредка М. именуют афр. щипковый муз. инструмент цанца.

Р. В. Галайская.

Марин К.

Марин К. (Marin) Константин (p. 27 II 1925, Урлета, уезд Прахова) - рум. хор. дирижёр, педагог и композитор. Засл. арт. СРР (1956). В 1949 окончил Бухарестскую консерваторию, занимался у Й. Киреску (теория, сольфеджио), Д. Ботеза (хор. дирижирование), М. Жоры (гармония). С того же года дирижёр любительских и студенч. хор. коллективов в Бухаресте, в т.ч. Ансамбля Союза коммунистич. молодёжи Румынии (1951-63; с 1953 директор). В 1960-65 секретарь Совета по музыке Гос. комитета по культуре и иск-ву, в 1966-69 муз. директор Рум. т-ра оперы и балета. В 1963 основал и возглавил камерный хор Бухарестской консерватории "Мадригал". В репертуаре хора нар. и старинная музыка, а также соч. композиторов 20 в., прежде всего румынских. Под рук. М. хор завоевал всемирную известность. Как хор. дирижёр (в т.ч. во главе "Мадригала") М. гастролировал во мн. странах (с 1957 неоднократно в СССР). С 1960 преподаватель (с 1972 профессор) Бухарестской консерватории. Автор хор. соч. на нар. слова и слова рум. поэтов.

Литература: Сosma V., Corul Madrigal al Conservatorului, Buc, 1971.

Маринера

Маринера - см. Самакуэка.

Марини Б.

Марини Б. (Marini) Бьяджо (1597, Бреша - 20 III 1665, Венеция) - итал. композитор и скрипач. Ученик Дж. Фонтаны. С 1615 церк. скрипач в Венеции, с 1621 придв. музыкант в Парме, в 1623-43 (с перерывами) - в Нёйбурге и Дюссельдорфе. В 1649 возвратился в Италию; в 1652 капельмейстер муз. академии в Ферраре, с 1653 - в Венеции. Один из первых выдающихся скрипачей-виртуозов и композиторов скрипич. музыки. Крупный мастер камерно-инстр. музыки. Написал первую сонату для скрипки с basso continuo (сб. "Affetti musicali...", op. 1, 1617), впервые применил в одной из скрипич. сонат приём скордатуры (сб. "Sonate, Symphonie...", op. 8, 1626), ввёл чёткое разделение сонаты на части, разграничил формы церк. и камерной сонат (сб. "Per ogni sorte d'istromento musicale diversi generi di Sonate da chiesa e da camera", op. 22, 1655). Писал также вок. музыку (светскую и церковную).

Литература: Schering A., Zur Geschichte der Solosonate, в сб.: Festschrift-Riemann, Lpz., 1909; Ise1in J. D., Biagio Marini, sein Leben und seine Instrumentalwerke, Basel, 1930 (Diss.).

И. M. Ямпольский.

Маринкович А.

Маринкович А. (Marinkovic) Александр (р. 15 XII 1910, Нови-Сад) - югосл. певец. В кон. 20-х гг. пел в самодеят. хоре г. Нови-Сад. Учился в Муз. школе им. К. Станковича в Белграде. С 1934 выступал в хоре оперной труппы Нар. т-ра в Белграде. Совершенствовался в Милане. В 1939 дебютировал как солист оперной труппы Нар. т-ра в партии Рудольфа ("Богема"). Гастролировал во мн. городах Европы и Азии. В начале творч. деятельности исполнял партии лирич. тенора, позднее - драм. тенора. М. мастерски владел выразительным голосом мягкого тембра. Среди лучших партий: Мича ("Эрос того света" Готоваца), Пинкертон, Каварадосси, Вертер. Большое место в репертуаре М. занимали партии рус. опер: Собинин, Ленский, Герман; Владимир Игоревич; Андрей ("Хованщина"). Среди др. партий: Радамес; Манрико ("Трубадур"), Йонтек; Боян ("Морана" Готоваца) и др. Вёл также конц. деятельность. В 1969 оставил сцену.

M. M. Яковлев.

Маринкович И.

Маринкович И. (Маринковиh) Иосиф (11 X 1851, Вранево, Банат - 13 V 1931, Белград) - серб. композитор и хор. дирижёр. Окончил органную школу в Праге у З. Скугерского (1881), занимался у Э. Ганслика в Вене (муз.-теоретич. предметы, 1886). Работал в Белграде. Возглавлял разл. певч. об-ва, в т.ч. "Белградское" (1881-86) и "Обилич" (1889-1900). Преподавал хор. пение в школах и гимназии (1891-1924). Поборник нац. Возрождения, М. - основоположник серб. романса, автор многочисл. песен и хоров патриотич. содержания (с фп., а также a cappella, в т.ч. "Коло", "Эй, трубач!", "Эх, со славой умирать..." - песня, называемая нац. "Марсельезой" и др.), детских песен на нар. слова и на стихи серб. поэтов, в к-рых опирался на нац. муз. фольклор. Среди др. соч. - симф. поэма "Молитва", хор. кантата "Досифею Обрадовичу" (1911), пьесы для фп. и для скрипки с фп., вок. ансамбли, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Перичиh В., J. МаринковиЙ. Живот и дела, Београд, 1967.

Маринов И. М.

Иван Маринов (р. 17 X 1928, София) - болг. композитор и дирижёр. Нар. арт. НРБ (1981). Окончил Болг. консерваторию (1955) по классам композиции у В. Стоянова и дирижирования у М. Големинова. Руководил муз. частью Болг. кинематографии (1956-62), был гл. дирижёром Оперного т-ра в Пловдиве (1962-66), дирижёром Софийской нар. оперы (1966-78), участвовал в пост. ряда болг. опер, в т.ч. "Антигона-43" и "Момчил" Пипкова. Возглавляет филармонию в Варне (с 1978). Секретарь Союза болг. композиторов (1968-72), зам. пред. Комитета по культуре (1972-75). Как дирижёр гастролировал в странах Европы и на Кубе. Для композиторского творчества М. характерны мелодичность, использование нар. интонаций и ритмов, стремление к обновлению муз. языка. Автор симфонии (1962), орк. пьес; поэмы "Поединок" ("Двубой", для голоса с орк., 1953), "Оды свободе" для хора с орк. (1969); пьес для разных инструментов; песен, в т.ч. эстрадных. "Гран при" "Золотой Орфей" на конкурсе вокалистов (1974, курорт "Золотые Пески").

Маринуцци Д.

Маринуцци Д. (Marinuzzi) Джино (24 III 1882, Палермо - 17 VIII 1945, Милан) - итал. дирижёр и композитор. В 1900 окончил консерваторию в Палермо по классу композиции у Г. Цуэлли и вскоре начал дирижёрскую деятельность, получив известность не только на родине, но и за границей (гастролировал во Франции, Великобритании, Испании, Германии, странах Юж. и Сев. Америки). В 1915-18 возглавлял консерваторию в Болонье, в 1928-34 худ. рук. Римской оперы, с 1934 (с небольшими перерывами) дирижировал спектаклями в т-ре "Ла Скала" (Милан). Один из крупнейших итал. дирижёров 1-й пол. 20 в., М. способствовал утверждению в репертуаре оперных произв. совр. ему композиторов - Дж. Пуччини, П. Масканьи, Ф. Альфано, О. Респиги, И. Пиццетти, Э. Вольф-Феррари, Дж. Ф. Малипьеро и др. Иск-во М. отличалось точной передачей стиля исполняемого произв., многообразием тембровой палитры. По инициативе М. ставились редко исполнявшиеся оперы В. Беллини, А. Бойто, Г. Доницетти, К. Монтеверди, Дж. Россини и др. Дирижировал первыми пост. в Италии опер "Князь Игорь" (1915, т-р "Ла Скала") и "Садко" (1931, Римская опера). Под управлением М. проходили спектакли фестиваля "Флорентийский музыкальный май", летние оперные сезоны в Вероне и Риме.

Сын М. - Джино М.-младший (р. 7 IV 1920, Нью-Йорк) - композитор и дирижёр.

Сочинения: оперы - Барберина (1903, т-р "Массимо", Палермо, под упр. М.), Жакерия (Jacquerie, 1918, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), Палла де Моцци (Palla de'Mozzi, 1932, т-р "Ла Скала"); балет - Приключения Пиноккио (Avventure di Pinocchio, 1956, Римская опера, в обр. Дж. Маринуцци-младшего); для орк. - симф. поэма Сикания (Sicania, 1912), Сицилийская сюита (Suite siciliana, 1910), Элегия на смерть героя (Elegia in morte di un eroe, 1920); транскрипции произв. П. Локателли, А. Скарлатти и др.

С. М. Грищенко.

Марио Д.

Марио Д. (Mario) Джованни (наст. имя и фам. - Джованни Маттео Де Кандиа, De Candia) (17 X 1810, Кальяри, Сардиния - 11 XII 1883, Рим) - итальянский певец (тенор). С 1836 учился в Парижской консерватории у Дж. М. Бордоньии Л. Поншара. В 1838 дебютировал в т-ре "Гранд-Опера", затем с большим успехом пел в "Т-р Итальен" в Париже. Был первым исполнителем гл. партий в операх Г. Доницетти: Шарль ("Линда ди Шамуни", 1842), Эрнесто ("Дон Паскуале", 1843). Выступал (вместе с женой - певицей Дж. Гризи) на сцене Итал. оперы в Петербурге (1849-53, 1870). Гастролировал в Париже, Лондоне, Мадриде (1855- 1868), а также в США (1853?54; 1872?73). В 1873 оставил сцену. Один из лучших певцов 19 в., М. обладал чистым голосом бархатистого тембра, высокой музыкальностью, прекрасными сценич. данными. В числе лучших партий: Паолино ("Тайный брак" Чи-марозы), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Неморино, Фердинанд, Эдгар ("Любовный напиток", "Фаворитка", "Лючия ди Ламмермур" Доницетти), Поллион, Эльвино, Артур Тальбот ("Норма", "Сомнамбула", "Пуритане" Беллини), Альфред, Герцог, Манрико; Елеазар ("Дочь кардинала" Галеви), Лионель ("Марта" Флотова), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты"), Оттавио ("Дон Жуан"), Иоанн Лейденский ("Пророк").

Литература: Engel L., From Mozart to Mario, L., 1886; Rearse С. M., Hird F., The romance of a great singer, L., 1910; Lauri-Volpi J., Voci parallele, Mil., 1955 (в рус. пер. - Вокальные параллели, Л., 1972).

С. М. Грищенко.

Марич Л.

Марич Л. (Maric) Любица (р. 18 III 1909, Крагуевац) - серб. композитор (Югославия). Чл. Серб. академии наук и иск-в. По композиции училась у Й. Славенского в Белграде, Й. Сука (1929-32) и А. Хабы (1936-37) в Праге, Г. Шерхена в Страсбурге (1933); дирижированием занималась в консерватории, а также брала уроки у Н. А. Малько в Праге. В 1938-45 преподавала в муз. школе "Станкович" в Белграде. Была активной участницей нар.-освободит. борьбы в годы нем.-фашистской оккупации Югославии. С 1945 профессор (теоретич. предметы) Муз. академии в Белграде. В начало творч. деятельности под влиянием модернизма писала атональную и четвертитоновую музыку (гл. обр. камерно-инстр. соч.). В дальнейшем под воздействием изучения муз. фольклора и работ С. Мокраняца (в т.ч. его "Осмогласника" - сб-ка церк. правосл. песнопений) приблизилась к нац. традициям. В зрелых произв. М. сочетаются характерные особенности серб. фольклора с приёмами совр. техники письма. Произв. М. свойственно также использование элементов муз. архаики и старинного правосл. церк. пения ("Музыка октоиха", "Византийский концерт").

Сочинения: кантаты - Песни простора (Pesme prostora, 1956), Порог сна (Prag sna, для 2 солистов, чтеца и инстр. ансамбля, 1961); для орк. - Музыка для оркестра (1933), Пассакалья (1958), Музыка октоиха No 1 (Musica octoicha, 1958), Византийский концерт для фп. с орк. (1959); камерно-инстр. ансамбли - четвертитоновое трио для кларнета, тромбона и контрабаса (1937), струн. квартет (1931), квинтет для дух. инструментов (1932); соната для скр. с фп. (1948), Остинато на тему Октоиха для струн. квинтета, арфы и фп. (1963); для фп. - пьесы, в т.ч. Бранково коло (Brankovo Kolo, 1947), сюита для четвертитонового фп. (1937), Картина (Skica, 1945), этюды; соната для скр. соло (1930); Для голоса с фп. - Стихи из Горного венка (Stihovi iz Gorskog vijenca, также с орк., 1951), Волшебница (Carobnica, мелодич. речитация, 1964), Музыка для Сияющего слова (Muzika za Slovo svetlosti, разговорная оратория на тексты из средневековой серб. поэзии, 1966).

Литература: Pericic V., Muzicki Stvaraoci u Srbiji, Beograd, (1968), s. 251-62.

И. M. Ямпольский.

Маркевич И.

Маркевич И. (Markevich) Игорь (Борисович) (р. 27 VII 1912, Киев) - франц. дирижёр, пианист и композитор. По национальности русский. Внук укр. историка, этнографа Н. А. Маркевича. В 1913 вместе с родителями из-за болезни отца уехал в Швейцарию. Учился в Париже у А. Корто, Н. Буланже, В. Риети, затем у Г. Шерхена. В 1928 написал первое крупное произв. - симфониетту. В последующие годы активно занимался композиторским творчеством. В сер. 30-х гг. жил во Флоренции. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 участвовал в Движении Сопротивления (награждён золотой медалью "Партизан Сев. Италии"). После войны занимается дирижёрской деятельностью, гастролирует во мн. странах Европы и Америки. В 1949-56 преподавал на летних курсах дирижёрского мастерства в Зальцбурге. С 1957 руководил парижским оркестром, осн. Ш. Ламурё, Монреальским симф. оркестром (Канада). Гастролировал в СССР (впервые в 1960); в 1963 провёл в Москве семинар по дирижированию. М. сумел добиться от оркестра того, что самые сложные произв. становились простыми и ясными для исполнителей и для слушателей (например, блистательное исполнение "Весны священной" Стравинского). Не навязывая свою волю, а как бы дружески подводя оркестр к желательному для него характеру исполнения, М. создаёт в коллективе атмосферу артистизма, свободного творческого музицирования. Отличная техника М. является результатом тщательно продуманной и введённой им системы дирижёрской "аппликатуры". Эта система включает ряд приёмов показа разл. оттенков, в частности левой рукой. Автор неск. книг.

Сочинения: балеты - Ребус (Rйbus, 1931), Полёт Икара (L'envol d'Icare, 1933), кантата (сл. Ж. Конто, 1930), оратория Потерянный рай (1935), для орк. - Concerto grosso (1930), концерт для фп. с орк. (1931); конц. обработка "Музыкального приношения" И. С. Баха и др.

Литературные сочинения: Introduction а la musique, Lausanne, 1940: Made in Italy, Gen., 1946; L'art de diriger l'orchestre а la lumiиre de notre temps, P., 1959; Point d'orgue. Entretiens avec Claude Rostand, P., 1959; в рус. пер. - Искусство дирижирования в наше время, "МЖ", 1963, No 1; Дирижёр, оркестр, партитура, там же, No 2.

Литература: Журдан-Моранж Э., Музыкальный сезон в Париже, пер. с франц., "СМ", 1958, No 3; Келдыш Ю., Зарубежные дирижёры в Москве, там же, 1961, No 1; Юдин Г., Зарубежные гастролёры, И. Маркевич, там же, 1963, No 7.

Г. Я. Юдин.

Маркевич Н. А.

Николай Андреевич (26 I (7 II) 1804, с. Дунаец, ныне Сумской обл. - 9(21) VI 1860, с. Туровка, ныне Киевской обл.) - укр. этнограф, историк, поэт, музыкант. Муз. образование получил в Петерб. университетском пансионе, позже у Дж. Филда. Был близко знаком с М. И. Глинкой (помогал ему в составлении текста Баллады Финна из "Руслана и Людмилы"), А. С. Пушкиным, Т. Г. Шевченко, В. А. Жуковским, декабристами К. Ф. Рылеевым, В. К. Кюхельбекером. Автор одного из первых вок. произв. на сл. Шевченко, написанных и изданных при жизни поэта, - "Сирота" ("На що менi чорнi брови"). В 1840 вышел его сб. "Народные украинские напевы" - обр. для фп. укр. нар. песен, в 1857 (анонимно) - сб. "Южно-руськi пicнi" для голоса с фп. М. принадлежит ряд исторических и этнографических трудов. На этнографич. материалах основан его стихотворный сб. "Украинские мелодии" (1831).

Литература: Макаров Н., Воспоминания о Н. А. Маркевиче, "Основа", 1961, январь, с. 293?97; (Из записок H. A. Маркевича). Предисл. А. А. Орловой, в кн.: Литературное наследство, т. 59, М., 1954, с. 501-12; то же, в кн.: Глинка в воспоминаниях современников, М., 1955, с. 119-41.

Маркези Л. Л.

Маркезини (Marchesi, Marchesini) Луиджи Лодовико (8 VIII 1754, Милан - 14 XII 1829, Инзаго, близ Милана) - итал. певец-кастрат. Сын трубача. Учился игре на охотничьем рожке, затем пению в Модене (у педагога Кайрони и певца О. Альбуцци). В 1765 стал одним из учеников капеллы Миланского собора. В 1773 дебютировал в оперном т-ре в Риме, затем пел в Милане, Венеции, Мюнхене. Большую известность приобрёл, выступив в 1779 в т-ре "Ла Скала" (Милан), после чего пел в т-рах Турина, Вены, Берлина, Лондона, Петербурга (1785-88), Триеста, Флоренции, Падуи, Неаполя. В 1805 оставил сцену (последнее публич. выступление М. состоялось в 1820 в Неаполе). М. исполнял женские партии в операх П. Анфосси, Л. Алессандри, П. А. Гульельми, позже мужские сопрановые партии в операх-сериа. Среди лучших партий - Армида ("Армида" Мысливечека), Эцио ("Эцио" Алессандри), Джулио, Ринальдо ("Джулио Сабино", "Армида и Ринальдо" Сарти), Ахилл ("Ахилл на Скиросе" да Капуа). Участвовал в первом исполнении опер "Артаксеркс" Чимарозы (1784, Турин). "Джиневра Шотландская" Майра (1801, Триест). Один из последних знаменитых певцов-кастратов кон. 18 - нач. 19 вв., M. обладал голосом мягкого тембра, Виртуозной колоратурной техникой. Его пение отличалось благородством, тонкой музыкальностью. Стендаль в книге "Рим, Неаполь, Флоренция" назвал М. "Бернини в музыке".

Литература: Monaldi G., Cantanti evirati celebri, Roma, 1920; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, v. 2, Gen., 1951; Smith W. C, The italian opera and contemporary ballet in London, L., 1955; Heriоt A., The castrati in opera. L., 1956.

C. M. Грищенко.

Маркези М.

Маркези де Кастроне (Marchesi, Marchesi de Castrone; урожд. Грауман, Graumann) Матильда (24 III 1821, Франкфурт-на-Майне - 17 XI 1913, Лондон) - нем. певица (меццо-сопрано) и вок. педагог. В нач. 40-х гг. 19 в. училась у итал. певца Ф. Ронкони (Франкфурт-на-Майне), затем у комп. О. Николаи (Вена), педагога-вокалиста М. П. Р. Гарсиа-младшего в Париже, где брала также уроки декламации у известного актёра Ж. И. Сансона. В 1844 впервые выступила в публич. концерте (Франкфурт-на-Майне). В 1849-53 концертировала во мн. городах Великобритании, выступала в Брюсселе. С 1854 преподавала пение в консерваториях Вены (1854-61, 1869-78), Кёльна (1865-68) и в собственной школе в Париже (1861-1865 и с 1881). Воспитала плеяду выдающихся певиц, заслужив прозвище "маэстро примадонн". Среди её учениц - С. Галли-Марье, Э. Кальве де Рокер, Н. Мелба, С. Арнольдсон, Э. Гульбрансон, Э. Гестер, К. Клафски, её дочь - Бланш М. и др. M. высоко ценил Дж. Россини. Она была членом римской академии "Санта-Чечилия". Автор работы "Практический метод пения" ("Praktische Gesang-Methode", 1861), автобиографии "Воспоминания о моей жизни" ("Erinnerungen aus meinem Leben", 1877; пер. на англ. яз. - "Marchesi and music", 1897).

Муж M. - Сальваторе Маркези де Кастроне (15 I 1822, Палермо - 20 II 1908, Париж) - итал. певец и педагог. Происходил из знатной дворянской семьи. В 1840-е гг. брал уроки пения и композиции у П. Раймонди. После 1846 продолжал занятия вокалом иод рук. Ф. Ламперти в Милане. Участвовал в Революции 1848, после чего был вынужден эмигрировать. В 1848 дебютировал как оперный певец в Нью-Йорке. Возвратившись в Европу, совершенствовался у М. П. Р. Гарсиа-младшего в Париже. Пел гл. обр. на сценах оперных т-ров Лондона, где впервые выступил и как конц. певец. С 50-х гг. 19 в. совершал многочисл. конц. турне вместе с женой (Великобритания, Германия, Бельгия и др.). В дальнейшем наряду с конц. деятельностью занимался преподаванием в консерваториях Вены (1854-61), Кёльна (1865-68), Парижа (1869-1878). М. известен и как композитор, автор камерной вок. музыки (романсы, канцонетты и др.). Опубликовал "Школу пения" ("Vocal method"), несколько др. книг, посвящённых вокальному искусству, а также сб. упражнений, вокализов. Перевёл на итальянский яз. либретто опер "Медея" Керубини, "Весталка" Спонтини, "Тангейзер" и "Лоэнгрин" и др. Дочь М. - Бланш Маркези де Кастроне (4 IV 1863, Париж - 15 XII 1940, Лондон) - итал. певица. Автор мемуаров "Странствия певицы" ("Singer's pilgrimage", 1923).

С. М. Грищенко.

Маркетто Пудуанский

Маркетто Пудуанский (Marchetto da Padova) - итал. муз. теоретик 13-14 вв. Жил в Падуе (отсюда прозвище). Находился на службе при дворах Карла II (1289-1309) и Роберто I (1309-43) в Неаполе. Один из виднейших теоретиков ars nova. M. П. оставил два трактата, поcв. подробному разбору музыки своего времени ("Lucidarium in arte musicae planae", 1317 или 1318; "Pomerium in arte musicae mensuratae", 1321 или 1326). Отвергая ср.-век. догмы, M. П. первым из муз. теоретиков Возрождения выдвинул критерий естественности и благозвучия, начал говорить о красоте музыки ("Ухо - лучший судья в музыке", - писал он). "Луцидариум" состоит из 16 глав и содержит определение музыки, её классификацию, а также учение о звуке. "Помериум" состоит из 3 глав, в к-рых определяются принципы нотации, ритмич. меры звуков (см. Мензуральная нотация). Оба труда М. П. полностью напечатаны в 1784 в кн.: Gerbert M., "Scriptores ecclesiastici de musica sacra...", v. 3.

Литература: Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и Возрождения, М., 1966, с. 253-61; Sartori С., La notizione italiana del trecento, Firenze, 1938; Strunk О., Suirce readings in music history. From classical antiquity through the Romantic Era, N.Y., (1950), p. 160-71.

M. А. Зильберквит.

Марко да Гальяно

Марко да Гальяно (Marco da Gagliano) (1 V 1582, Гальяно, близ Флоренции - 25 II 1643, Флоренция) - итал. композитор. Ученик Л. Бати, капельмейстера собора Сан-Лоренцо, после смерти к-рого в 1608 сменил его в этой должности. С 1611 придв. капельмейстер. В 1607 участвовал в создании муз. академии (Accademia degl' Elevati), членами к-рой были видные музыканты и певцы Флоренции. В 1609 принял духовный сан. Писал интермедии, музыку для придв. театр. представлений. Известность получили: "Дафна" (на текст О. Ринуччини, 1608, Мантуя), "Бракосочетание Медора и Анжелики" ("Lo sposalizio di Medoro e di Angelica", 1619, Флоренция; соч. не сохранилось), "Арденнские источники" ("Le fonti dell' Ardenna", 1623; не сохранилось), "Королева святая Урсула" ("Le regina sant'Orsola", 1624, Флоренция), "Флора" (1628, Флоренция). Автор месс, мадригалов (1602-17, Венеция), респонсориев.

Литература: Torсhi L. (ed.), L' arte musicale in Italia, v. 4, Mil., 1897; Sо1erti A., Musica bello e drammatica alla corte medicea..., Firenze, 1905.

Марков Б. С.

Борис Семёнович (7 III 1924, дер. Ходяково Аликовского р-на Чуваш. АССР - 25 III 1977, Москва) - сов. режиссёр оперы. Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1950. Деп. Верх. Совета СССР 6-го созыва. Окончил ГИТИС: в 1947 - актёрский ф-т (класс M. M. Тарханова), в 1959 - режиссёрский (класс A. Д. Попова; по оперной режиссуре занимался у Л. В. Баратова). В 1947-54 актёр Чуваш. драм. т-ра, с 1959 гл. режиссёр Чуваш. муз.-драм. т-ра. С 1968 режиссёр Большого т-ра, с 1972 начальник управления муз. учреждениями Мин-ва культуры РСФСР. С 1965 чл. Комитета по Гос. пр. РСФСР в области иск-ва и лит-ры. С 1971 доцент ГИТИСа. М. - один из создателей чуваш. муз. т-ра и первый постановщик оперных спектаклей на чуваш. сцене. Среди пост. М. - оперы "Евгений Онегин", "Севильский цирюльник", "Паяцы", "Шывармань" Васильева (1960, первая чуваш. опера), "Нарспи" Хирбю, "Чапай" Мокроусова, "Прерванный вальс" Асламаса, оперетты "Сильва" Кальмана, "Вольный ветер" Дунаевского, "Чёрная берёза" Новикова. Автор кн. "Рождение музыкального театра Чувашии" (1965). Гос. пр. Чуваш. АССР (1971).

Марковац П.

Марковац П. (Markovac) Павао (5 IV 1903, Загреб - июнь 1941, Керестинец) - хорватский музыковед и критик (Югославия). Изучал музыковедение под рук. Г. Адлера в Венском ун-те. Позднее работал в Загребе в качестве музыковеда, муз. критика и ред., занимался муз. просвещением, гл. обр. среди рабочей аудитории. М. был первым югосл. музыковедом, чьи труды посв. проблеме связей эволюции муз. культуры с общественным развитием; в своих работах рассматривал и истолковывал мн. явления муз. иск-ва с марксистских позиций. Автор мн. статей в периодич. печати. Отд. работы М., в т.ч. о М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, изданы в кн.: "Избранные статьи и очерки" ("Izabrani clanci i eseji", Zagreb, 1957), очерки "Ватрослав Лисинский" и "О наших народных песнях" в переводе на рус. яз. опубликованы в сб. статей югосл. музыковедов - "Из прошлого югославской музыки" (М., 1970). Погиб при попытке бежать из концлагеря.

Литература: Tomasek A, Revolucionar l borac Pavao Markovac, "Zvuk", 1958, No 15-16, Hercigonja N., Sjecanja na Pavla Markovca, там же, 1959, No 30.

И. М. Ямпольский.

Марковский А.

Марковский А. (Markowski) Анджей (псевдоним - Марек Анджеевский; Marek Andrzejewski) (p. 22 VIII 1924, Люблин) - польск. дирижёр и композитор. Учился у А. Малявского (муз.-теоретич. предметы) в Люблине (1939-41), у А. Роули (композиция) в муз. "Тринити-колледже" в Лондоне (1946-47), у B. Ровицкого (дирижирование), П. Рытеля и Т. Шелитовского (композиция) в Высшей муз. школе в Варшаве (1947-55). Был дирижёром и гл. дирижёром филармонии в Катовице (с 1954), Кракове (1959-64), Вроцлаве (1965-69), Варшаве (1971-77). Организовал в 1964 Междунар. фестиваль ораториальной музыки "Vratislavia cantans" во Вроцлаве. М. - тонкий интерпретатор музыки разных эпох и стилей; в репертуаре гл. обр. произв. авангардистов, особенно польских. Автор массовых партизанских песен (созданы во время фаш. оккупации и в послевоен. годы), пишет экспериментальную музыку, в т.ч. конкретную, электронную, музыку к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Гос. пр. ПНР (1974).

Литература: Blaszczyk L., Dyrygenci polscy i obcy w Polsce dzialajacy w XIX i XX wieku, Kr., 1964; Polska wspуlczesna kultura muzyczna 1944-1964, Kr., 1968.

Маркс А. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Маркс Й.

Маркс Й. (Marx) Йозеф (11 V 1882, Грац - 3 IX 1964, там же) - австр. композитор и муз. критик. Изучал историю иск-ва и философию в ун-те Граца. В 1914-1924 преподавал теорию музыки и композицию в Венской муз. академии. В 1925-27 ректор Высшей муз. школы в Вене.

Маркс Й.

В 1927-30 преподавал композицию в уч. заведениях Анкары. Выступал с муз.-критич. статьями. Широкое признание принесли М. песни для голоса с фп. (всего ок. 150), написанные под влиянием X. Вольфа и отчасти франц. импрессионистов. К числу высших достижений М. относится и вок. цикл с оркестром "Просветлённый год" ("Verklдrtes Jahr", 1932). Определяя свой творч. стиль, М. называл себя "романтическим реалистом". Мастерством муз. колорита отмечены оркестровые соч. М., посв. воссозданию картин природы: "Осенняя симфония" (1922), "Весенняя музыка" (1925), "Северная рапсодия" ("Нордландская", 1929), "Осенний праздник" (1945), "Castelli romani" для фп. с оркестром (1931), а также "Весенняя соната" для скрипки и фп. (1948), нек-рые хоры. Тонкое чувство стилизации проявил М. в "Романтическом концерте" для фп. с оркестром (1920), "Старовенских серенадах" для оркестра (1942), струн. квартетах "В античном стиле" (1938), "В классическом стиле" (1941) и др. Среди учеников М. - И. Н. Давид и А. Мелихар. Почётный профессор ун-та в Граце (1947). Почётный чл. АН Австрии. Президент Австр. CK.

Литературные сочинения: Ьber die Funktion von Intervall, Harmonie und Melodie beim Erfassen von Tonkomplexen, 1909 (Diss., рукоп.); Welche GesetzmдЯigkeiten begreift die Musiktheorie unter der Tonalitдt, 1934 (рукоп.); Harmonielehre, W., 1934; Kontrapunktlehre, W., 1935; Betrachtungen eines romantischen Realisten, W., 1946.

Литература: Семидесятипятилетие Йозефа Маркса, "CM", 1957, No 6; Рубин M., Й. Маркс, человек и музыкант, там же, 1963, No 5; Liess A., Joseph Marx, Graz, 1943; Werba E., Joseph Marx: Eine Studie, W., 1964.

M. M. Яковлев.

Мармонтель А.

Мармонтель А. (Marmontel) Антуан Франсуа (16 VII 1816, Клермон-Ферран - 15 I 1898, Париж) - франц. пианист и педагог. С 1827 учился игре на фп. у П. Циммермана, композиции - у Ж. Ф. Галеви и Ж. Ф. Лесюэра в Парижской консерватории. М. - один из крупнейших представителей франц. нац. школы фп. педагогики 2-й пол. 19 в. В 1848-87 профессор Парижской консерватории по классу фп. Среди учеников М. - Ж. Бизе, Э. Гиро, Ю. Венявский, К. Дебюсси, Л. Дьемер, В. д'Энди, М. Лонг, А. и Э. Дювернуа, Ф. Планте. М. подчинил своё композиторское творчество (сонаты, ноктюрны, миниатюры для фп.) педагогич. целям; получил известность как автор многочисл. инструктивных соч. для фп., в т.ч. этюдов (широкой популярностью пользовались его этюды ор. 9, 25, 45, 62, 80, 85). М. принадлежат "Начальная школа техники и стиля" ("Ecole йlйmentaire de mйcanisme et de style", 24 этюда, op. 6, P., 1847), "Школа техники" ("Ecole de mйcanisme", op. 105, 106, 107, P., 1875, 1882, 1887), сб. 50 салонных этюдов ("50 йtudes de salon", op. 108, P., 1874); "Искусство чтения с листа" ("L'art de dйchiffrer", op. 20, P., 1862); "Искусство чтения с листа в 4 руки" ("L'art de dйchiffrer а 4 mains", op. 111, P., 1862, 1872).

Сочинения: L'art classique et moderne du piano, P., 1876 (pt. 1 - Conseils d'un professeur sur l'enseignement technique et l'esthйtique du piano; pt. 2 - Vademecum du professeur de piano. Catalogue graduй et raisonnй des meilleures mйthodes de piano, P., 1876, 1907); Les pianistes cйlиbres, P., 1878; Symphonistes et virtuoses, P., 1881; Virtuoses contemporains, P., 1882; Histoire du piano et de ses origines, influence de sa facture sur le style des compositeurs et des virtuoses, 1885 (итал. пер. - Storia del pianoforte, Mil., 1904).

Литература: Pougin A., (Marmontel), "Le Mйnestrel", 1898, 23 jan.

Д. А. Рабинович.

Предыдущая страница Следующая страница