Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛЕН"-"ЛИГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛЕН"-"ЛИГ")

Ленинградский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ленинские премии

Ленинские премии - премии им. В. И. Ленина, - высшие награды, присуждаемые в СССР за выдающиеся достижения в области науки, техники, лит-ры, иск-ва и архитектуры. Впервые были учреждены в 1925 (за научные работы); в 1935-57 не присуждались. Восстановлены в 1956 спец. решением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О Ленинских премиях за наиболее выдающиеся работы в области науки, техники, литературы и искусства". Присуждение премий производится специально созданным Комитетом по Л. п. при Совете Министров СССР в соответствии с особым Положением о Л. п. Кандидатуры на соискание Л. п. в области лит-ры и иск-ва выдвигаются творч. объединениями и обществ. организациями, коллегиями министерств культуры, редколлегиями периодич. изданий, а также собраниями трудящихся разл. предприятий. Списки кандидатов, отобранных комитетом для рассмотрения, публикуются в прессе и широко обсуждаются. Постановления о присуждении Л. п. объявляются ко дню рождения B. И. Ленина. С 1966 в области лит-ры и иск-ва присуждаются Л. п. один раз в 2 года. Лицам, получившим Л. п., присваивается звание лауреата Ленинской премии, вручается диплом, почётный знак и удостоверение, а также денежная премия в размере 10 тыс. рублей. В числе лауреатов Л. п.: композиторы - C. С. Прокофьев (1957, за Седьмую симфонию, посмертно), Д. Д. Шостакович (1958, за Одиннадцатую симфонию), В. П. Соловьёв-Седой (1959, за песни), А. И. Хачатурян (1959, за балет "Спартак"), Г. В. Свиридов (1960, за "Патетическую ораторию"), К. Караев (1967, за балет "Тропою грома"), Д. Б. Кабалевский (1972, за оперу "Кола Брюньон"), Т. Н. Хренников (1974, за 2-й концерт для фп. с оркестром); исполнители - Д. Ф. Ойстрах (1960), С. Т. Рихтер, Е. А. Мравинский (1961), Э. Г. Гилельс (1962), М. Л. Ростропович (1964), Л. Б. Коган (1965), З. А. Долуханова (1966), Г. Г. Эрнесакс, Г. Н. Рождественский, Л. Г. Зыкина (1970), Е. Ф. Светланов (1972), Е. В. Образцова (1976).

Литература: Лауреаты Ленинской премии. Ред.-сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1970.

M. M. Яковлев.

Леннон Д.

Леннон Д. (Lennon) Джон (Уинстон) (9 X 1940, Ливерпул - 8 XII 1980, Нью-Йорк) - англ. эстр. певец, гитарист, композитор и поэт. В 1954 организовал вок.-инстр. ансамбль "Кварримен".

Леннон Д.

С 1960 чл. вок.-инстр. квартета Битлз (ритм-гитара, фп., орган, пение). Основу репертуара квартета составляли песни Л. (совм. с Дж. П. Маккартни написал 203 песни). С 1970 выступал самостоятельно, затем с ансамблем в составе Ёко Оно (гитара), Э. Клептона (гитара), К. Вормана (бас-гитара), А. Вейта (удар. инструменты). Гастролировал за рубежом.

Ленский А. С.

Александр Степанович (р. 12 (25) III 1910, с. Нечаевка Саранского уезда, ныне Морд. АССР) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж.ССР (1945). Чл. КПСС с 1963. В детстве обучался игре на фп., пел в хоре. В 1931 окончил Ростовский муз. техникум по классу композиции у Н. З. Хейфица и инструкторско-хоровому отделению у А. Тушканова, в 1937 - Моск. консерваторию по классам композиции у Г. И. Литинского и хорового дирижирования у Г. А. Дмитревского. В 1937-56 жил в Таджикистане (Душанбе). В 1937-41 зав. муз. частью Т-ра им. Лахути (одновр. в 1938-41 худ. рук. Тадж. оркестра нар. инструментов), в 1942-46 худ. рук. филармонии. Деятельность Л. способствовала развитию тадж. проф. муз. иск-ва. В его творчестве широко использованы тадж. мелос, нац. танцевальные ритмы. Сценич. произв. отличаются ярким нац. колоритом. Автор "Таджикской сюиты для симф. оркестра" (1938), первого тадж. балета "Две розы" ("Ду гуль", 1941, Тадж. т-р оперы и балета), опер "Тахир и Зухра" (1945), "Невеста" ("Арус", 1946 - обе пост. там же) и др.; обработок тадж. мелодий и песен для оркестра нар. инструментов, смешанного хора и фп. и др. В 1943-56 пред. правления CK Тадж. ССР. В 1946-55 преподавал в Душанбинском муз. уч-ще; в 1966-74 в Моск. гос. ин-те культуры (с 1967 доцент кафедры хор. дирижирования).

Сочинения: оперы - Донецкая быль (1960, Донецкий т-р), Хосият (1964, Тадж. т-р оп. и бал.), Яков Шибалок (1967, по М. А. Шолохову, Саратовский т-р); балеты - Дильбар (1954, Тадж. т-р оперы и балета); кантаты - Победа (1945), Слава Партии (1948), О Ленине (1961), Это твоя весна (1964); для Хора a cappella - более 80 произв.; для орк. - 2 симфонии (1947, 1948), сюита Дружба народов (1942); для орк. рус. нар. инструментов - Праздничная увертюра (1957), Таджикские эскизы (1964); для виолончели с оркестром - концерт-фантазия; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет на тадж. темы (1944); для фп. - 2 прелюдии и фуги на тадж. темы (1951, 1972); пьесы, обработки тадж. песен, романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра, кино.

Литературные сочинения: Музыка таджиков, Таш. - Сталинабад, 1941 (сост. совм. с Н. М. Зубковым); Памирские мелодии, М., 1940; Таджикская ССР, М., 1955, 1957 (Музыкальная культура Таджикистана); Пособие по хоровой аранжировке, М., 1973.

Лентовский М. В.

Михаил Валентинович (1843, Саратов - 11(24) XII 1906, Москва) - рус. актёр, антрепренёр, оперный и опереточный режиссёр. Учился в Моск. театр. школе, работал в Малом т-ре (Москва) и в провинции. Выдвинулся как исполнитель нар. песен в дивертисментах, водевильный и опереточный актёр (Парис, Пиккилло - "Прекрасная Елена", "Птички певчие" Оффенбаха и др.). В 1876 начал работать как режиссёр и антрепренёр. Получил известность как крупный театр. организатор. Деятельность Л. содействовала расцвету классич. оперетты на рус. сцене. Л. открыл в Москве в саду "Эрмитаж" т-р оперетты, в к-ром выступали лучшие актёры, затем там же "Фантастический театр" (позже наз. "Антей"), где ставились феерии. Имел ряд антреприз, в т. ч. на нижегородской ярмарке, в петерб. загородном саду "Ливадия" (т-р "Кинь грусть") и др. Кипучая энергия, изобретательность, склонность к масштабным эффектным зрелищам отличали его деятельность. Как режиссёр Л. придавал большое значение исполнительской культуре. В 1898-1901 работал в Моск. частной опере С. И. Мамонтова.

Литература: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, М., 1954, с. 75-77, 156-59; Памяти М. В. Лентовского, "ЕИТ", сезон 1907-1908, вып. 18; Янковский М., Оперетта, М. - Л., 1937, с. 270-97.

Ленц В. Ф.

Василий (Вильгельм) Фёдорович (1(13) VI 1808, Рига - 19(31) I 1883, Петербург) - рус. муз. писатель и пианист. Учился в Дерптском и Петерб. ун-тах, занимался в Германии у И. Мошелеса и Ф. Листа (фп.). Общался с А. Н. Серовым, А. Л. Гензельтом, бр. Виельгорскими, в 40-х гг. во время заграничных поездок - с Дж. Россини, Ф. Мендельсоном, Г. Берлиозом, Листом и др. Осн. значение в его муз. исследоват. деятельности имели 2 работы о Л. Бетховене, к-рые наряду с работами А. Шиндлера и А. Б. Маркса положили начало совр. бетховениане. В кн. "Бетховен и его три стиля" (1852, на франц. яз.) Л. попытался обобщить идейно-эстетич. направление творчества Бетховена, выдвинув в собств. оригинальной интерпретации положение о трёх стилях. Л. дал разбор его фп. творчества (затронув также симф. и камерно-инстр. музыку), хотя и отнёсся критически к произв. последнего периода. Эта книга вызвала полемику в России и за рубежом. О ней упоминает Берлиоз во 2-м эпилоге своих "Оркестровых вечеров" ("Les soirйes de lorchestre", 1853). В кн. Л. "Бетховен. Художественный этюд" (1855, на нем. яз.) значит. ценность представляет приложенный 3-томный "Критический каталог" произв. Бетховена.

Сочинения: Aus dem Tagesbuche eines Livlдnders, W., 1850; Beethoven et ses trois styles. Analyses des sonates de piano suivies de lessai dun catalogue critique, chronologique et anecdotique de loeuvre de Beethoven, v. 1-2, St.-Pйtersbourg, 1852, P., 1855; Beethoven: Eine Kunst-Studie, (Bd 1-6), Hamb., 1855-60 (Bd 4-6 изд. под назв. Kritischer Katalog der sдmmtlicher Werke nebst Analysen derselben, Hamb., 1860, Bd 1 - под назв. Beethoven. Eine Biographie, 1872, переизд. с прим. А. Калишера, В., 1908); Die grossen Pianofortevirtuosen unserer Zeit..., В., 1872.

Литература: Ф(индейзен) Ник., Вильгельм фон Ленц. (К 25-летию его смерти), "РМГ", 1908, No 3, 6; Письма Ф. Листа к В. Ленцу, "Музыка", 1912, No 62-63, 1914, No 164-65; Иванов-Борецкий М., Полемика о Бетховене в пятидесятых годах прошлого века, в кн.: Русская книга о Бетховене, М., 1927.

И. М. Ямпольский.

Ленья Л.

Ленья Л. (Lenya, Lenja) Лотта (р. 18 X 1898, Вена) - амер. актриса и певица. Родом из Австрии. Жена комп. К. Вейля. Воспитанница балетной школы Цюрихского т-ра. Играла гл. роли в первых пост. пьес Б. Брехта с музыкой Вейля: "Махагони" (1927), "Трёхгрошовая опера" (1928) и др. 1-я исполнительница мн. песен Вейля. В 1933 эмигрировала из фашистской Германии. С 1935 - в США, выступала в мьюзиклах на сценах бродвейских т-ров. Написала воспоминания.

Сочинения: That was a time, N. Y., 1956 (на нем. яз.: Das waren Zeiten, в кн.: В. Brecht, Dreigroschenbuch, Texte, Materialien, Dokumente, hrsg. von S. Unself, Fr./M., 1960).

Леньяни Л.

Леньяни Л. (Legnani) Луиджи (7 XI 1790, Феррара - 5 VIII 1877, Равенна) - итал. гитарист и композитор. В юности играл на смычковых инструментах. Игре на гитаре учился самостоятельно. В 1819 с большим успехом выступил с концертами в Вене. Позднее гастролировал в Германии и Швейцарии. Выступал также как певец с исполнением собств. песен, аккомпанируя себе на гитаре. Л. был наряду с М. Джульяни крупнейшим итал. гитаристом 1-й пол. 19 в. Его игра отличалась исключит. лёгкостью и блеском техники, полнозвучием, тонкими колористич. эффектами. Дарование Л. высоко ценил Н. Паганини, совершивший в 1836 вместе с ним турне по Италии. В последний раз выступил с концертом в 1838. Л. - автор мн. произв. для гитары (фантазии, сонаты, вариации, этюды и др.), нек-рые из них написаны им специально для левой руки. Оставил "Школу игры на гитаре" (издана под ор. 250).

Литература: Buek F., Die Gitarre und ihre Meister, B., 1927.

Лео О. С.

Ди Лeо (Di Leo) Леонардо Ортензио Сальваторе (5 VIII 1694, Сан-Вито-дельи-Скьяви, ныне Сан-Вито-деи-Норманни, Бриндизи - 31 X 1744, Неаполь) - итал. композитор, органист, педагог. В 1713 окончил неаполитанскую консерваторию "Санта-Мария делла пьета деи турчини" (учился у А. Бассо и Н. Фаго), где с 1715 был педагогом. С 1713 органист Корол. капеллы, затем капельмейстер собора "Санта-Мария делла солитария" в Неаполе; с 1739 педагог консерватории "Сант-Онофрио". Л. - один из крупнейших представителей неаполитанской оперной школы (первое произв. - "Писистрат", 1714, пост. в Корол. дворце). Ему принадлежат оперы: "Софонисба" (1718, т-р "Сан-Карло"), "Раскрытый обман" ("Limbroglio scoperto", 1723, т-р "Фьорентини"), "Деметрий" (1732, т-р "Сан-Бартоломео"), "Олимпиада" (1737, т-р "Сан-Карло") и др. Особенно большую известность приобрели комич. оперы: "Баязет, император Турции" ("Bajazete Imperator dei Turchi", 1722, Корол. дворец), "Переодетая фраскатанка" ("La finta frascatana", 1744, т-р "Нуово", ставилась также под др. назв.). Л. писал также церк. произв. (кантаты, оратории, мессы, мотеты, Miserere, магнификаты и др.), инстр. сочинения (в т. ч. концерт для 4 скрипок, 6 концертов для виолончели), музыку для многочисл. празднеств, карнавалов. В творчестве его проявилось влияние музыки А. Скарлатти. Среди учеников: Н. Йоммелли и Н. В. Пиччинни.

Литература: Florimo F., Cenno storico della scuola musicale di Napoli, Napoli, 1869-1871; Leo G., Leonardo Leo, musicista del secolo XVIII e le sue opere mus cali, Napoli, 1905.

Г. П. Сахарова.

Леон А.

Леон А. (Leon) Архельерс (р. 7 V 1918, Гавана) - кубинский композитор и фольклорист. Окончил Гаванскую консерваторию, позже брал уроки композиции и гармонии у X. Ардеволя и в Париже у Н. Буланже. С 1946 ведёт курсы по муз. фольклору Кубы в Гаванском ун-те. В 1969-74 директор Ин-та этнографииЗ и фольклора АН Кубы. С 1974 директор Муз. департамента "Дома Америк" (Гавана). В своём творчестве широко использует афро-кубинский муз. фольклор. В нек-рых произв. Л. 60-70-х гг. применена серийная техника и алеаторика.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - кантата памяти Э. Че Гевары Творец нового человека (Creador del nombre nuevo, 1969); для орк. - Симфония (1946); для струн. орк. - Кубинская сюита (1946), Четыре кубинских танца (1959); камерно-инстр. ансамбли - Дивертисмент (1946), Квинтет (1959), 2 струн. квартета (1959, 1961); для фп. - сонатина (1944), Конц. каприччио (1946, для 2 фп.), цикл пьес на афро-кубинские темы Акорин (Acorнn, 1956); для инструмента с орк. - сонаты Вирхен дель кобре (с фп.); хоры, песни (в т. ч. на сл. Ф. Гарсиа Лорки, Р. Альберти, Н. Гильена).

Литературные сочинения: Influencias africanas en la mъsica de Cuba, La Habana, 1959; Mъsica folclуrica cubana, La Habana, 1964; Del canto y el tiempo, La Habana, 1974.

Леонар Ю.

Леонар Ю. (Leonard) Юбер (7 IV 1819, Беллер, близ Льежа - 6 V 1890, Париж) - бельг. скрипач и педагог. Игре на скрипке обучался в Льеже у Роумы, в 1836-39 - в Парижской консерватории у Ф. А. Хабенека. С 1844 гастролировал во мн. европ. странах (в России в 1856). В 1849-51 и 1853-67 профессор Брюссельской консерватории. Воспитал блестящую плеяду артистов. Среди учеников: П. Марсик, А. Марто, С. Томсон, из рус. скрипачей - В. В. Безекирский, С. Таборовский. В 1867-70 преподавал в Париже. В 1870-72 в консерватории в Льеже. Автор популярных в сер. 19 в. скрипич. произв. (5 концертов, 6 концертштюков, фантазий, вариаций и др.). Большое распространение в пед. практике имели инструктивные соч. Л.: "Упражнения скрипача" ("Gymnastique du violoniste"), "Маленькие упражнения юного скрипача" ("Petite gymnastique du jeune violoniste"), 24 классических этюда (24 йtudes classiques), "Школа Леонара" ("Йcole Lйonard") и др. Ему принадлежат ред. и обр. классич. произв., в т. ч. "Фолия" А. Корелли и др.

И. М. Ямпольский.

Леонин

Леонинус (Leonin, Leoninus, Leo) - франц. композитор и органист 12 в. Принадлежал к парижской Певч. школе капеллы собора Парижской богоматери. Гл. труд Л. - "Большая органная книга..." ("Magnus liber organi de gradali et antiphonario proservitio divino multiplicando"), создан между 1160 и 1170. В него входит более 80 пьес, предназначенных для исполнения во время церк. праздников. Произв. Л. в основном двухголосны, в них получили развитие принципы ранней полифонии, основанной на соединении 2 голосов в параллельном (см. Органум) и противоположном (см. Дискант) движении. Творчество Л. - первого выдающегося представителя парижской Певч. школы - было связано с ars antiqua.

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М. - Л., 1940, с. 92-93; Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. - Л., 1941; Rозеншильд К., История зарубежной музыки до середины XVIII века, вып. 1, М., 1963, гл. 2; Ludwig F., Repertorium organorum recentioris et motetorum vetustissimi stili, v. 1-2, Halle, 1910; Apel W., The notation of poliphonic music, Camb. (Mass.), 1942, 1953; Waite W. G., The rhythm of the 12th century poliphony, New Haven, 1954; Machabey A., Notations non modales des XII et XIII siиcles, P., 1958.

Г. П. Сахарова.

Леонкавалло Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Леонов Л. И.

Леонов Л. И. (наст. фам. - Шарпантье) Лев (Леон) Иванович (1813 или 1815 (?) - ок. 1872) - рус. певец (тенор). Сын пианиста и композитора Дж. Филда. Учился музыке у отца. В 1833 дебютировал на петерб. сцене (с 1860 в Мариинском т-ре); выступал здесь до 1864. Обладал не сильным, но звучным и чистым голосом, которым владел в совершенстве. Был первым исполнителем партий Собинина (1836) и Финна (1842). Среди его лучших работ: Торопка ("Аскольдова могила", первый исполнитель на петерб. сцене, 1842), Симеон ("Иосиф в Египте" Мегюля), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Феб ("Эсмеральда" Даргомыжского) и др. Жена Л. - певица М. К. Леонова.

Литература: Григорович Д. В., Литературные воспоминания, Л., 1928; Кюи Ц. A., Из моих оперных воспоминаний, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1952; Одоевский В., Статьи о М. И. Глинке, М., 1953; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - (1836-1856), (Л., 1969).

Леонова Д. М.

Дарья Михайловна (9 (21) III 1829, по др. сведениям. 4(16) III 1834, Вышний Волочёк, ныне Калининской обл. - 25 I (6 II) 1896, Петербург) - рус. певица (контральто). Род. в семье отставного офицера из крепостных. Училась в Петерб. театр. уч-ще. Одноврем. выступала на имп. сцене в водевилях и пьесах с пением. Здесь же дебютировала в партии Вани (1850 - эпилог; 1851 - вся партия целиком, в том же году зачислена в труппу), к-рую подготовила под руководством композитора. М. И. Глинка, занимавшийся с Л. и впоследствии, считал её самородным рус. талантом (по его совету певица брала уроки у А. П. Лодия); посвятил ей не-к-рые романсы, в т. ч. "Молитву". До 1873 Л. пела в Мариинском т-ре в Петербурге и Большом т-ре в Москве. Партии: Ратмир; Княгиня ("Русалка"), Рогнеда; Спиридоновна ("Вражья сила"), Хозяйка корчмы, Азучена и др. В 1858 предприняла конц. поездку в Берлин и Париж; совершенствовалась у Дж. Мейербера и Д. Обера. Оставив оперную сцену, концертировала в России и за границей (Австрия, Франция, Япония, Китай, США). Одна из выдающихся представительниц рус. вок. школы, обладавшая голосом огромного диапазона (соль малой октавы - до3 ), Л. создала яркие вок.-сценич. образы, была замечат. интерпретатором нар. песни, произв. совр. композиторов, особенно М. П. Мусоргского. В 1879 совершила с ним турне по югу России, знакомя слушателей с музыкой "Новой русской музыкальной школы". В Петербурге вместе с Мусоргским открыла муз. школу (школа пения; 1880). Преподавала также в Театральном уч-ще в Москве (1888-92). Среди её учеников - Л. Д. Донской, В. П. Шкафер. Автор "Воспоминаний" ("Исторический вестник", 1891, No 1-4).

Литература: Модзалевский Б., К биографии Глинки. (Несколько неизданных писем), в сб.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, вып. 3, Л.-М., 1925; М. П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. 1881-1931. Статьи и материалы, М., 1932; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л., 1936, с. 14-38; Яковлев В. В., Д. М. Леонова, М. - Л., 1950; Глинка М. И., Литературное наследие, т. 2, Письма и документы, Л., 1953; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века, (т. 1) - (1836-1856), (Л., 1969).

Леонова К. В.

Кира Васильевна (р. 19 VII 1922, Горький) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1953. В 1945 окончила Горьковский пед. ин-т, в 1946 - Горьковское муз. уч-ще. С того же года солистка Горьковского т-ра оперы и балета, с 1954 - Большого т-ра. С 1977 зав. оперной труппой Большого т-ра. Партии: Любаша ("Царская невеста"), Весна ("Снегурочка"), Ольга ("Евгений Онегин"), Кармен; Памела ("Фра-Дьяволо"), Эболи ("Дон Карлос"), Шарлотта ("Вертер") и др. Выступала в концертах, участвовала в исполнении 9-й симфонии Бетховена и реквиема Моцарта. Снималась в кино. Гастролировала за рубежом.

Леонова М. К.

Леонова М. К. (наст. фам. - Эйзерих) Мария Карловна (23 VIII (4 IX) 1818, Рига - 22 VI (5 VII) 1912) - русская певица (сопрано) и педагог. По национальности немка. Училась музыке в Риге у своего отца - капельмейстера и композитора К. Эйзериха, затем - в Петербурге у К. А. Кавоса. В 1835 дебютировала на петерб. оперной сцене. Выступала гл. обр. в операх зап.-европ. композиторов: Алиса ("Роберт-Дьявол"), Адель ("Семирамида" Россини) и др. В 1842 перешла в моск. Большой театр. Была здесь первой исполнительницей партии Антониды (1842); среди др. партий: Надежда ("Аскольдова могила"), Норма, Розина. С 1847 гастролировала за границей (Гамбург, Кёльн). С 1866 вела педагогич. работу (гл. обр. в России).

Литература: М. К. Леонова - первая "Антонида" в Москве, "РМГ", 1904, No 19-20; Яковлев В., Московская оперная сцена в сороковых годах, в сб.: Временник Русского театрального общества, т. 1, М., 1924.

Леонтович Н. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Леополита М.

Леополита М. (Leopolita), Леополитанус, Марцин из Львова (Marcin ze Lwowa), Львовчик Марцин (1540, Львов - вероятно, 1589 (?), там же) - польск. композитор. Учился у Себастьяна из Фельштына. В 1560-64 compositor cantus ("сочинитель песен") при дворе короля Сигизмунда Августа в Кракове, где проходил курс поэтики в ун-те; известен текст его лат. гимна в честь св. Марцина. После 1564 возвратился во Львов, преподавал в гимназии. Из богатого творч. наследия Л., одного из наиболее значит. польск. композиторов 16 в. (упоминается в трактате историка 17 в. Ш. Старовольского), сохранились лишь 5-голосная "Пасхальная месса" ("Missa paschalis") и четыре 5-голосных мотета - "Cibavit eos", "Mihi autem", "Resurgente Christo" и "Spiritus Domini". Л. - автор мн. мотетов, рассчитанных на исп. в костёле в течение всего года, ряда месс, в т. ч. мессы в честь божьей матери ("Missa Rorate") и мессы "Воскресение из мёртвых" ("Missa Resurectione"), найденных в 1885; рукоп. погибли во время 1-й мировой войны 1914-18. Муз. стиль Л. близок к соч. композиторов поздней нидерландской школы (в хорах a cappella и др. - техника имитац. полифонии). В качестве cantus firmus использовал польск. религ. песни, преим. пасхальные. Писал гл. обр. 5-голосные произв.; нек-рые изданы в сб. "Памятники духовной музыки в Польше" ("Monumenta musices sacrae in Polonia", t. 3, 1889; переизд. t. 35, 1958).

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, М., 1954, с. 61-64; Fеiсht H., О mszy wielkanocnej Marcina Leopolity, "Kwartalnik Muzyczny", 1930, No 6-7.

З. Лисса.

Лепин А. Я.

Лепинь, Лепиньш Анатолий Яковлевич (р. 4 (17) XII 1907, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1945). Чл. КПСС с 1949. В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова и историко-теоретич. отделение. В 1936-38 зав. уч. частью муз. уч-ща и преподаватель теоретич. предметов консерватории в Ташкенте. В 1938-39 преподавал историю музыки в Харьковской консерватории. Как композитор преим. уделяет внимание работе в области муз. т-ра; оперетты Л. ставятся на сцене мн. театров СССР. Широкую популярность завоевали песни Л., в т. ч. из фильмов: "Здравствуй, Москва" (1946), "Солдат Иван Бровкин" (1955), "Карнавальная ночь" (1956). Автор музыки Гос. гимна Латв. ССР (сл. Ф. Я. Рокпелниса и Ю. Валнага, 1945). Выступает в периодич. печати как муз. критик.

Сочинения: опера Рассвет (1950, Латв. т-р оперы и балета); балеты - Лайма (1947, там мне), Джунгли большого города (1960, Харьковский т-р оперы и балета), Песня о Гайавате (1971); оперетты - Лучший день её жизни (Есть на Волге городок, 1948, Ленингр. т-р муз. комедии), У голубого Дуная (1950, Воронежский муз. т-р), Однажды весной (1954, Кемеровский т-р муз. комедии), После свадьбы (1957, Одесский т-р муз. комедии), Где-то на окраине (1963), Заочное свидание (1964); для солистов, хора и орк. - сюита Дорога героев (1938); для орк. - Симфония победы (1946), 2 симф. поэмы (Волшебный портрет, Утро Африки, обе 1966 на основе музыки балета "Джунгли большого города"), 3 симф. сюиты (из балетов - "Лайма", 1950; "Джунгли большого города", 1972; "Песня о Гайавате", 1974); для фп. с орк. - концерты (1935, 1936, 1971); для солистов, хора и фп. - кантата Славься, родная страна (1940); романсы, в т. ч. циклы - на стихи С. А. Есенина (1970), А. А. Блока (1971); песни, в т. ч. цикл Солдатские дороги (для солиста и хора, сл. Ф. Лаубе, 1967); эстр. пьесы, в т. ч. 2 сюиты (для солиста и джаз-оркестра) Карнавал юности (1938), На катке (1939); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

M. M. Яковлев.

Лепнурм Х. Л.

Хуго Людвигович (р. 18 (31) X 1914, местечко Цитра волости Колга Харьюмаасского уезда, Эстония) - сов. органист и композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1974). Окончил Таллинскую консерваторию по классам органа у А. Топмана (1933), композиции у А. Каппа (1934). В 1938-39 совершенствовался как органист в Париже у М. Дюпре. С 1934 ведёт конц. деятельность. Гастролировал за рубежом. С 1936 преподаёт игру на органе и муз.-теоретич. предметы в Таллинской консерватории (с 1946 профессор). Автор мн. исследований в области истории органов и орг. музыки.

Сочинения: кантаты - Великий Октябрь (Sьur Цktoober, 1942), Огни Юрьевой ночи (Jьriцц tuled, 1943), Песня моря (Меrelaul, 1964), поэма для муж. хора и органа Родной язык (Emakeel, 1957); для орк. - 2 симф. сюиты (1943, 1963) и др.; концерты с орк. - для фп. (1960), для органа (1956); соч. для дух. орк.; камерно-инстр. ансамбли - 2 цикла вариаций для скр. и органа (1942, 1954), фп. трио (1946), концертино для 4 тромбонов (1965) и др.; баллада для фп. (1954); соч. Для органа; хоры a cappella; хор. песни a cappella (ок. 30).

Лесман И. А.

Иосиф Антонович (2 (14) III 1885, Варшава - 29 III 1955, Горький) - сов. скрипач, педагог и методист. По окончании Петерб. консерватории по классу скрипки у Л. С. Ауэра (1910) преподавал в Петерб. нар. консерватории, концертировал. В 1918-1932 артист оркестра Ленингр. Малого оперного т-ра. Вёл интенсивную конц. деятельность, выступал с циклами сонатных вечеров. В 1929 организовал и возглавил Струн. квартет им. Ауэра. Преподавал во 2-м и 3-м муз. техникумах, в 1933-35 - в Ленинградской, в 1935-51 - Алма-Атинской, с 1951 - Горьковской консерваториях. Большое значение имела деятельность Л. как методиста. Опубликованные им труды сыграли значит. роль в развитии рус. дореволюц. и сов. методич. мысли в области скр. игры. Уже в ранних работах, опираясь на опыт петерб. школы Ауэра, Л. выдвинул ряд прогрессивных положений, к-рые позднее были им развиты в очерках о муз. ритме и интонации и обобщены в осн. труде "Очерки по методике обучения игре на скрипке".

Сочинения: Скрипичная техника и её развитие в школе профессора Л. С. Ауэра, (СПБ, 1909), 1910; О постановке игры на скрипке, СПБ, 1911; Об игре на скрипке, П., 1914; Школа игры на скрипке (с предисл. В. Г. Каратыгина), Л., 1925; О музыкальном ритме, "Музыкальное образование", 1929, No 1; Об интонации в музыке, там же, 1929, No 2; Пути развития скрипача, Л., 1934; Очерки по методике обучения игре на скрипке, М., 1964.

И. М. Ямпольский.

Лессель Ф.

Лессель Ф. (Lessei) Франтишек (ок. 1780, Варшава - 27 XII 1838, Пётркув) - польск. композитор. Учился музыке у отца - композитора Винценты Л. (1750-1825), затем - у Й. Гайдна в Вене, где концертировал. С 1810 работал в Польше. В творчестве Л., сформировавшемся гл. обр. под влиянием Гайдна, ощутимо использование польск. (рондо а la polonaise, полонезы), а также укр. нар. музыки (вариации на тему песни "Пхав козак з-за Дунаю...", изд. в Варшаве в 1935, и др.). В духе раннего романтизма написан вок. цикл из 10 песен на текст "Исторических песен" Ю. Немцевича. Л. был ред. фп. произв. Гайдна и В. Моцарта. Автор трактата "Исследования по контрапункту" ("Studia kontrapunktyczne").

Сочинения: опера Цыгане (Cyganie); оратория Святая Цецилия, месса, реквием; для орк. - симфонии, увертюры, концерты с оркестром - для фп., для 2 кларнетов, попурри для скр. и для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 11 струн. квартетов, фп. квинтет, 2 квартета и 2 секстета для духовых; для фп. - 3 сонаты, танцы и др. пьесы; вариации для клавесина.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957, с. 14-16, 91-104, 172-77; его же, Miedzy Oswieceniem a Romantyzmem, Kr., 1961, s. 103-17; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1966, s. 415-17.

З. Лисса.

Лессер В.

Лессер В. (Lesser) Вольфганг (р. 31 V 1923, Бреслау, ныне Вроцлав, Польша) - нем. композитор и муз.-обществ. деятель (ГДР). В детстве учился игре на фп. и кларнете. С 1931 жил в Великобритании. В годы 2-й мировой войны 1939-45 вёл активную антифашистскую деятельность. С 1947 в ГДР. В 1950-54 занимался в Высшей муз. школе в Берлине по композиции у X. Эйслера, Р. Вагнера-Регени и Г. Кохана. В 1954-61 работал как композитор и педагог в Гос. ансамбле нар. иск-ва ГДР. С 1960 чл. секретариата, с 1968 1-й секретарь Союза композиторов и музыковедов ГДР. Автор популярных песен, хоров, музыки для т-ра и кино, концерта для скрипки с оркестром (1962), скр. сонаты (1964) и др. Нац. пр. ГДР (1969).

Лёссер Ф. Г.

Лёссер Ф. Г. (Loesser) Фрэнк Генри (29 VI 1910, Нью-Йорк - 28 VII 1969, там же) - амер. композитор, поэт-песенник, либреттист. Музыке учился самостоятельно. Стихи и песни писал с юных лет (первая на собств. текст опубликована в 1931). Завоевали популярность военные песни Л. на собств. стихи (1942-45). Сочинял песенные тексты для У. Шумена, А. Ньюмена, Б. Лейна и др. современных ему амер. композиторов. С 1937 работал в Голливуде; писал музыку к кинофильмам (более 40). За песню "Бэби, там холодно" из фильма "Дочь Нептуна" получил пр. Оскара (1949). Оказал влияние на музыку амер. кино и муз. т-ров Бродвея. Мьюзиклы (Л. - автор музыки и либр.; ставились в бродвейских т-рах с 1946) наиболее значительны в его творчестве. Широко известны "Где Чарли?" ("Wheres Charley?", пост. 1948), "Пареньки и куколки" ("Guys and dolls", пост. 1950), "Самый счастливый парень" ("The most happy Fella", пост. 1956), "Как достичь успеха, не прилагая особых усилий" ("How to succed in business without really trying", 1961, Нью-Йорк; в 1972 пост. Ленингр. т-ром муз. комедии под назв. "Как сделать карьеру?"). Начало творч. пути ряда амер. писателей (М. Уилсона и др.) связано с деятельностью Л. в качестве продюсера и издателя.

Литература: Loesser A., My brother Frank, music library association, "Notes", 1950, March.

Б. Н. Зайцев.

Лесюр Ф.

Лезюр (Lesure) Франсуа (р. 23 V 1923, Париж) - франц. музыковед. Учился в Сорбонне, в Нац. консерватории в Париже, получил также специальность архивиста-палеографа. С 1950 сотрудник, затем зав. муз. отделом Нац. б-ки в Париже. В 1953-67 рук. центр. секретариата Междунар. каталога муз. источников. В 1965 преподаёт в ун-те в Брюсселе. Занимается гл. обр. исследованием франц. музыки 16-17 вв., муз. палеографией, источниковедением и социологией иск-ва. Опубликовал рукопись трактата об инструментах франц. муз. теоретика П. Трише (сер. 17 в.). Издал "Антологию парижской песни 16 в." ("Anthologie de la chanson parisienne du 16 s.", 1953); составил библиографию старинных нотных изданий.

Сочинения: Bibliographie des йditions musicales publiйes par N. Du Chemin, в сб.: Annales Musicologiques, P., 1953; Musicians and poets of the French Renaissance, N. Y., 1955; Bibliographie des йditions dA. le Roy et R. Ballard (совм. с Г. Тибо), Р., 1955; Recueils imprimйs XVI-XVII s., Monaco, 1959; Clement Janequin, Chansons polyphoniques, v. 1-6, Monaco di В., 1965-70.

Г. С. Скудина.

Лесюэр Ж. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Летельер Льона А.

Летельер Льона А. (Letelier-Llona) Альфонсо (р. 4 X 1912, Сантьяго) - чилийский композитор и педагог. Обучался музыке у П. Альенде в Нац. консерватории (Сантьяго). Автор оперы "Мария Магдалина", симф. поэмы "Сельская жизнь" ("La vida del campo", 1937), мн. камерно-инстр. соч. Один из основателей "Современной муз. школы" в Сантьяго (1940), в к-рой преподавал композицию, возглавлял смешанный хор, исполнявший произв. чилийских и иностр. композиторов. С 1947 преподаватель сочинения и гармонии в Нац. консерватории. Член Академии изящных иск-в Чилийского ин-та, президент Нац. ассоциации композиторов (1950-56).

Сочинения: для симф. орк. - Дивертисмент (Divertismento, 1955), Сюита Акулео (Suite Aculeo, 1956); концерт с орк. - для гитары (1960); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1949), Сонатина для скр. и фп. (1953), струн. квартет (1939), квартет для саксофонов (1958); для фп. - Гротескная сюита (Suite grotesca, 1936), Вариации (1948), Четыре пьесы (1964); для голоса с орк. - Сонеты смерти (Sonetos de la muerte, 1947, на сл. Г Мистраль); хоровые и сольные вок. произв.

H. С. Константинова.

Леув Т.

Леув Т. (Leeuw) Тон де (р. 16 XI 1926, Роттердам) - нидерл. композитор и муз.-обществ. деятель. С 1947 обучался композиции у X. Бадингса в Амстердаме, в 1949-50 - у О. Мессиана в Париже, в 1950-54 - этномузыкологии у Я. Кунста в ун-те Амстердама. С 1954 консультант по музыке Нидерл. радио, с 1966 чл. его Совета. С 1959 преподаватель консерватории в Амстердаме (с 1972 директор), с 1960 - Утрехта, с 1963 доцент Амстердамского ун-та (совр. музыка). Творчество Л. отражает его увлечение музыкой стран Азии.

Сочинения: оперы - Алкеста (1963), Сон (The droom, 1965, Амстердам), телеопера Литания нашего времени (Litany of our time, 1970); балеты, в т.ч. Кришна и Радха (1964); для солистов, хора и орк. - Хайку II (Haiku II, для сопрано с орк., 1968) и др.; для орк. - Пространственная музыка I (Spatial music I, для 32-48 исполнителей, 1966) и др.; симфония для дух. инструментов (1963) и др.; камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1958, 1964) и др.; произв. для фп.; электронная музыка; хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: Experimentel muzieck, Amst., 1958; Muzieck van de twintigste eeuw, Utrecht, 1964, 1970; Influences mutuelles des cultures dans le domaine de la musique, P., 1973.

Лёфлер Ч. М.

Лёфлер Ч. М. (Loeffler) (псевд. - Tорнов, Tornow) Чарлз Мартин (30 I 1861, Мюлуз, Эльзас - 19 V 1935, Медфилд, шт. Массачусетс) - амер. композитор и скрипач. Учился в Берлине у Й. Иоахима (скрипка) и в Париже у Э. Гиро (композиция). Играл в оркестрах Франции, Швейцарии и США. С 1881 жил в США. Живя изолированно, вне амер. муз. жизни, соч. музыку, к-рая отражала впечатления детства, проведенного в России (на Украине), Венгрии и Швейцарии; в мистич. настроениях нек-рых произв. - влияние франц. импрессионизма. Б. ч. его соч. программна, основана на лит. произв. и написана в форме конц. пьес для солирующего инструмента (или голоса) с оркестром, к-рым он владел мастерски. Л. - автор школы "Скрипичные этюды для развития левой руки" (1936). Рукоп. 2 опер и ряд неопубл. соч. хранятся в Б-ке Конгресса.

Сочинения: для орк. - Поэма (La bonne chanson, по Верлену, 1902, ред. 1918), Воспоминания детства. Жизнь в русской деревне (Memories of my childhood. Life in a Russian village, 1924), Языческая поэма (по М. Вергилию, 1901, ред для фп. с орк. 1906); для инстр. с орк. - сюита для скрипки Вечера на Украине (The nights in the Ukraine, по H. В. Гоголю, 1891), Фантастический концерт для виолончели (1894), Смерть Тентажиля (La mort de Tintagiles, по М. Метерлинку, для виолы дамур, 1900), симф. фантазия для органа Дьявольская вилланелпа (La villanelle du Diable, 1902), Музыка для 4 струнных (Music for 4 strings, 1917), для голоса с орк. - 5 ирл. фантазий (1921), Canticum Fratis Solis (по Солнечным песнопениям Св. Франциска, с камерным орк., 1925); хоры (с орк.) - Таинственный час (Hora Mystica, 1917), Бейте, бейте, барабаны (Beat! Beat! Drums, муж хор-унисон, с дух., удар. и 2 фп., по У. Уитмену, 1917); Заклинание (Evocation, для чтеца и жен. хора, по греч. эпиграммам, 1930); песни.

Литература: Rosenfeld R., An hour with American music, Phil., 1929, p. 52-59; Chase G., Americas music, N. Y., Toronto - L., 1955, p. 373-74.

С. Ю. Сигида.

Лехтинен М.

Лехтинен М. (Lehtinen) Матти (р. 24 IV 1922, Хельсинки) - фин. певец (баритон). Учился в Муз. академии им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1945-48), в Оперной школе в Стокгольме. Пел в Фин. нац. опере (1949-1951 и с 1963). 1-я пр. на конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве (1950). Солист Кёльнской оперы (1952-55; более 30 партий). Лучшая партия - Папагено. В 1955-63 выступал в крупнейших оперных т-рах мира, участвовал в исполнении ораторий, пел в концертах, на Радио. Прославился как тонкий интерпретатор песен Ф. Шуберта и Р. Шумана. С 1963 преподаёт в Муз. академии им. Я. Сибелиуса (с 1975 профессор).

Литература: Мякинен Т., Нумми С., Musica fennica, Хельсинки, 1965; Ralf К., De tusen sеngarnas land, "Musikrevy", 1975, No 3.

Лешетицкий Т.

Лешетицкий Т. (Leszetycki) Теодор (Фёдор Осипович) (22 VI 1830, Ланьцут - 14 XI 1915, Дрезден) - польск. пианист и муз. педагог. Учился у К. Черни в Вене. Концертировал с 1842. В 1852-78 жил в Петербурге, занимаясь конц. и педагогич. деятельностью. В 1862-78 профессор Петерб. консерватории. В 1878-1915 жил в Вене. С 1886 отказался от конц. деятельности, всецело посвятив себя педагогике. Завоевал известность одного из крупнейших в Европе фп. педагогов. У Л. занимались ученики из разных стран. Мн. из них приобрели мировое имя пианистов либо педагогов, в т. ч. А. Н. Есипова (в 1880-92 его жена), А. Шнабель, И. Падеревский, И. Фридман, Г. Гальстон, О. С. Габрилович, В. И. Сафонов, А. Браиловский, М. Гамбург, В. В. Пухальский, И. Сливиньский, М. Задора, С. М. Майкапар, И. А. Венгерова. Игра Л. отличалась тщательностью и изяществом отделки деталей, завершённостью фразировки и пластичной лепкой формы. Экспрессия его была сдержанной. Пьесы мелкой формы (в т. ч. салонные) занимали в репертуаре Л. большее место, чем классич. произв. Неуверенность на эстраде послужила одной из причин его отказа от публич. выступлений. На становление педагогич. системы Л. оказали влияние наблюдения за игрой А. Г. Рубинштейна (с ним Л. вёл принципиальный спор о репертуаре, на к-ром следует воспитывать исполнителей). Отвергнув принципы чисто пальцевой игры предшествующих фп. школ, создал свой метод. Разработал системы разучивания муз. произв. и овладения технич. мастерством (посадка, положение локтя, запястья; принцип "кистевой рессоры", борьба с "зажимами"). Л. стремился к выработке красоты и полноты звука ("большой тон"), фразировочной и динамич. отделке, тщательной отработке аппликатуры, широкому использованию приёмов "запаздывающей педали". Хотя ряд положений методики Л. и устарел (напр., преувеличение роли запястья), б. ч. его принципов фп. игры легла в основу совр. прогрессивных школ фп. педагогики. Л. - автор оперы "Первая морщина" ("Die erste Falte", 1867, Прага; 1881, Висбаден) и мн. фп. пьес, гл. обр. салонного характера.

Литература: Лешетицкий (некролог), "Музыка", 1915, No 237; Айсберг П., Лешетицкий, там же, 1916, No 244; Коган Г., Школа Лешетицького, "Музика" (Київ), 1925, ч. 1; Mайкапар С. М., Годы учения (автобиография композитора и педагога), М. - Л., 1938, гл. 5; Шнабель A., Моя жизнь и музыка, пер. с англ., в сб.: Исполнительское искусство зарубежных стран, под ред. Г. Эдельмана, вып. 3, М., 1967, с. 73-86; Вrйе М., Die Grundlage der Methode Leschetizkys, Mainz, 1902, 1914; Potocka A., Theodor Leschetizky, N. Y., 1903; Prentner M., Der moderne Pianist, Phil., 1906; Unschuld v. Melasfeld M., Die Hand des Pianisten, Lpz., 1903; Hullah A., Theodor Leschetizky, L., 1906; Newcomb E., Leschetizky as I knew him, N. Y. -L., 1921; Bэk R., Prуba okreslenia metody Leszetyckiego, "RM", 1969, No 9, s. 12.

В. Ю. Дельсон.

Лёшхорн К. А.

Лёшхорн К. А. (Luschhorn) Карл Альберт (27 VI 1819, Берлин - 4 VI 1905, там же) - нем. пианист, педагог и композитор. В 1837-39 обучался игре на фп. у Л. Бергера, позднее занимался в Корол. ин-те церк. музыки (Берлин), где с 1851 преподавал игру на фп. (с 1858 профессор). Был видным пианистом и педагогом. Известен также как автор мн. фп. произв., среди к-рых популярны инструктивные соч. для фп. (сонатины, этюды и др.). Издал совм. с И. Вейсом указатель фп. лит-ры "Wegweiser in der Pianoforteliteratur" (1862, 1877); новый вариант под назв. "Путеводитель по фп. лит-ре" ("Fьhrer durch die Klavier-Literatur", 1855; 1895) принадлежит Л.

И. M. Марков.

Лещенко Л. В.

Лев Валерьянович (р. III 1942, Москва) - сов. певец. Засл. арт. РСФСР (1977). В 1969 окончил ГИТИС (отделение актёров муз. комедии, педагог - Г. П. Ансимов); в студенч. годы был артистом Моск. т-ра оперетты. С 1969 солист Всесоюзного радио и Центр. телевидения. Выступал как камерный певец, исполнил сольные партии в оратории "Ленин в сердце народном" Щедрина и в конц. пост. опер "Июльское воскресенье" Рубина, "Осуждение Лукулла" Дессау, "Порги и Бесс" Гершвина. Лауреат 4-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1970, Москва), Междунар. фестиваля песни в Сопоте (Польша, 1972, 1-я пр.), Междунар. фестиваля "Золотой Орфей" (Болгария, 1972, 3-я пр.). Выступает в концертах. Исполнит. манере Л. свойственны высокая гражданственность, жизнеутверждающий пафос, лирич. интимность, искренность. Особую популярность Л. принесло исполнение песен "За того парня" Фрадкина, "День Победы", "Соловьиная роща", "Притяжение земли" Тухманова, "Любовь, комсомол и весна", "До свиданья, Москва" Пахмутовой, "Берёза белая" Шаинского. Лауреат пр. Ленинского комсомола (1978). Гастролирует за рубежом.

Лещинский А. А.

Адольф Абрамович (р. 12 VII 1915, Черновицы) - сов. скрипач и педагог. Чл. КПСС с 1947. Род. в семье музыканта. Игре на скрипке учился под руководством отца. В 1924-28 концертировал во мн. городах СССР. С 1928 совершенствовался в Германии у М. Росталя, с 1929 у К. Флеша, по классу к-рого окончил в 1932 Высшую муз. школу в Берлине. Возвратившись в 1933 в СССР, возобновил конц. деятельность. Был солистом Всероссийского гастрольно-конц. объединения, укр. Гастрольбюро (1934-56), Харьковской филармонии (с 1956). В 1935 получил 3-ю пр. на Всесоюз. конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде. С 1943 преподаёт в Харьковском ин-те иск-в (с 1956 профессор, с 1958 зав. кафедрой орк. инструментов). С 1952 возглавляет струн. квартет Харьковского ин-та иск-в, активно пропагандируя творчество сов. композиторов. Среди учеников Л. - В. А. Селицкий, Г. Я. Фейгин.

И. М. Ямпольский.

Либерман Р.

Либерман Р. (Liebermann) Рольф (р. 14 IX 1910, Цюрих) - швейц. композитор, дирижёр, муз. деятель. Изучал право в Цюрихском ун-те, брал уроки музыки у X. Берро, позднее у Г. Шерхена (дирижирование), затем у В. Фогеля (композиция). До 1937 дирижировал в Вене оркестром в качестве ассистента Шерхена. С 1938 жил в Швейцарии, занимаясь муз.-критич. и композиторской деятельностью. С 1945 сотрудник Швейц. об-ва радиовещания в Цюрихе, в 1950-57 рук. орк. отдела в Беромюнстере. В 1957-72 возглавлял муз. отдел Сев.-нем. радио в Гамбурге, в 1959-72 рук. Гамбургской гос. оперы, с 1971 - Объединения лирич. нац. т-ров в Париже (совм. с Г. Сольти и Л. Эрло; первые пост. в 1973). С 1973 гл. интендант "Гранд-Опера" в Париже. Начав с сочинения музыки развлекательных жанров, стал известен как автор опер (наиболее значительна "Школа жён") и симфонии; применяет технику додекафонии. Пишет статьи о муз. т-ре.

Сочинения: оперы - Новая земля (Das neue Land, 1946, Базель), Леонора 40-45(1952, Базель), Пенелопа (1954, Зальцбург), Школа жён (Schule der Frauen, по Мольеру, 1955, Луизвиль, 2-я ред. 1957, Зальцбург); для солистов, хора и орк. - драматич. кантата Песнь борьбы между жизнью и смертью (Streitlied zwischen Leben und Tod, 1950); для голоса с орк. - хор Один из концов мира (Une des fins du monde, по Ж. Жироду, 1945), цикл Китайские любовные песни (Chinesische Liebeslieder, для тенора, арфы и струн. орк., на сл. Ли Тай-фе, 1945, также с фп.); для орк. - симфония (1949), сюита на темы 6 швейц. нар. песен (1947), 5 Полифонических упражнений (Polyphonie Studien, для камерного орк. по "Симпозиону" Платона, 1943), Furioso, 1947, Музыка (Musik, по Ш. Бодлеру, 1949), концерт для джаз-бэнда и симф, оркестра (1954); фп. пьесы; музыка для драм. т-ра, кино, радио.

Литература: Mieg Р., 40 Schweizer Komponisten der Gegenwart, Amriswil, 1956; Schweizer Musiker-Lexikon, 1964, Z., 1965.

И. А. Слепнёв.

Либретто

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ливанова Т. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ливенка

Ливенка - разновидность русской гармоники. Названа по месту изготовления - г. Ливны бывшей Орловской губ. Высота звука Л. одинаковая при сжатии или растяжении меха. Число клавишей различно: для правой руки 8-18, для левой - 5-6 на передней стороне корпуса и 4 на задней (для игры большим пальцем). Аккомпанемент - октавные или унисонные звуки. По числу дублирующих язычков Л. бывает обычно двухголосной, реже трёхголосной. Корпус очень узкий и высокий. Мех большой длины, число борин (складок) ок. 40 (при игре гармонист как бы "опоясывает" себя мехами).

Литература: О гармонике. Сб. ст., М., 1928 (Труды ГИМН); Новосельский A., Книга о гармонике, М. - Л., 1936; Благодатов Г., Русская гармоника, М. - Л., 1960; Мирек A., Справочник по гармоникам, (М.), 1968.

Г. И. Благодатов.

Ливонт А. Ш.

Ливонтас Александр Шлемович (20 XI 1920, Харьков - 12 XI 1974, Вильнюс) - сов. скрипач и педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1970). В 1944 окончил Московскую консерваторию у Д. Ф. Ойстраха. В 1945-48 концертмейстер оркестра Литов. т-ра оперы и балета. Выступал с концертами в СССР и за рубежом. С 1945 преподавал в Каунасской, с 1948 - в Литов. консерваториях (с 1955 доцент). Л. содействовал созданию, подготовке к печати и пропаганде мн. скр. произв. литов. сов. композиторов.

Лига

Лига (староитал. liga - связь, от лат. ligo - связываю) - знак нотного письма, выгнутая вверх или вниз дугообразная черта. Л., связывающая две соседние ноты одинаковой высоты, показывает, что они объединяются в одну ноту суммарной длительности (см. Лигатура). Л. над или под группой нот разл. высоты обозначает их связное исполнение (см. Legato) и отделение от соседних звуков или их групп (см. Цезура), а в вок. музыке показывает, что все эти ноты исполняются на один слог.

В 16-17 вв. продление ноты через тактовую черту обозначалось не Л., связывающей две ноты одинаковой высоты, а точкой за тактовой чертой:

Лига

Изредка этот способ обозначения использовался и в позднейшее время. Применялись и нек-рые др. способы (Н. П. Дилецкий в "Мусикийской грамматике", 1677-81, с порицанием пишет, что Л. иногда заменяли знаком диеза).

Фразировочные Л. вплоть до сер. 18 в. почти не применялись (редко встречаются даже в соч. И. С. Баха). Лишь во 2-й пол. 18 в. и особенно в 19 в. они начинают привлекаться более широко.

В. А. Вахромеев.

Лигатура

Лигатура (позднелат. ligatura - связь).

1) В мензуральной нотации знаки, обозначающие две и более связно исполняющиеся ноты. Л. состоят из соответствующего числа тесно расположенных нотных знаков (знак лиги в эпоху мензурального письма ещё не применялся); исполнялись они обычно на один слог. Первоначально Л. образовывались из однородных квадратных нотных знаков (головок), заимствованных от хоральной нотации, позднее стали составляться из различных по форме нотных знаков, в к-рых форма знака обозначала уже определённую длительность (см. Мензуральная нотация, Хоральная нотация).

2) Способ увеличения нотной длительности посредством объединения её лигой (связкой) с длительностью соседней ноты той же высоты. В полифонич. письме Л. широко применяется при введении в др. голосе диссонирующего звука, а также для создания ритмич. Контраста в контрапунктирующем голосе или голосах (см. Полифония).

В. А. Вахромеев.

Лигети Д.

Лигети Д. (Ligeti) Дьёрдь (р. 28 V 1923, Дичёсентмартон, Трансильвания, ныне Тырнэвени, Румыния) - венг. композитор и музыковед. Учился в консерватории в Клуже, затем у Ф. Фаркаша и Ш. Верешша (композиция) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (1945-49), по окончании к-рой преподавал там теоретич. предметы. Одновременно занимался собиранием рум. фольклора в Трансильвании. В 1956 эмигрировал в Вену. С 1957 работает в студии электронной музыки при Кёльнском радио (создал ряд соч. для электронных инструментов). С 1959 читает курс лекций об электронной и серийной музыке на Междунар. летнем семинаре в Дармштадте, пропагандируя музыку совр. авангардистов. С 1961 преподаёт (эпизодически) композицию в Высшей муз. школе в Стокгольме. В своих лит. работах отстаивает позиции элитарного модернистского иск-ва, одним из представителей к-рого он является в качестве композитора. Экспериментирует в сфере муз. инстр. "театра абсурда" - сочетает лишённый содержания муз. язык, построенный на фонетич. звукосочетаниях, с эмоциональностью, богатством ассоциаций. Автор теоретич. статей в журн. "Die Reihe" и др.

Сочинения: балет Лонтано (конц. исп. 1971); для солиста, хора и орк. - Реквием (1962-65); для орк. - Появления (Apparitions, 1960, 1-я Рим. пр. 1964); Лонтано (Lontano, 1967); Камерный концерт для 13 инструментов (1970); Концерт для влч. с орк. (1966); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет Ночные метаморфозы (Mйtamorphoses nocturnes, 1954); для голоса и инстр. ансамбля - Приключения (Aventures, для 3 голосов и 7 струнных, 1963) и Новые приключения (Nouvelles aventures, для сопрано и 7 инструментов, 1966); симф. поэма для 100 метрономов и др.; электронная музыка - Артикуляция (Artikulation, 1958); соч. для фп.; хоры a cappella - Ночь (Йjszaka) и Утро (Reggel, оба - 1956); для органа - Объёмы (Volumina, 1962); для чембало - Continuum (1970); песни.

Литературные сочинения: Egy aradmegyei romбn egyьttйs, Bdpst, 1953; La polyphonie dans la musique populaire, Bdpst, 1953; Traitй dharmonie classique, Bdpst, 1954; Klasszikus цsszhangzatte, 1956; Entscheidung und Automatik in der Structure I-a von Pierre Boulez, Bdpst, "Die Reihe", 1958, (Bd) 4; Wandlungen der musikalischen Form, там же, 1960, (Bd) 7; Ьber die Harmonik in Weberns Erster Kantate, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 1960, (Bd) 3; Fragen und Antworten von mir selbst, "Melos", 1971, Jahrg. 38, H. 12, S. 509-16.

Литература: Zosi G., A proposito di Ligeti, "Nuova rivista musicale italiana", 1974, No 2, apr. - giugno, p. 234-38.

Ш. Э. Каллош.

Предыдущая страница Следующая страница