Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОС"-"ГРЕ")
Гостинский О. (Hostinskэ) Отакар (2 I 1847, Mapтиневес, близ Литомержице - 19 I 1910, Прага) - чешский историк музыки, критик и общественный деятель. Получил гуманитарное образование: изучал право и философию в Пражском (до 1865) и в Мюнхенском (с 1868) ун-тах; композицией и муз. теорией занимался гл. обр. самостоятельно, нек-рое время брал уроки композиции у Б. Сметаны (1871). В 1869-74 выступал как муз. критик и редактор в чеш. и нем. муз. журналах. В 1873-77 жил в Германии, путешествовал по Италии. Преподавал эстетику в ун-те (с 1877), историю музыки в консерватории (1882-86, с 1892 профессор), историю изобразит, иск-в в Худож.-пром. училище (1886) и в ун-те (1894-1904) в Праге. Среди учеников Г. - З. Неедлы (последователь Г.), О. Зих, В. Гельферт. Г. - основоположник чеш. муз. историч. науки, автор трудов по муз. эстетике, истории чеш. музыки, монографий о чеш. композиторах - Б. Сметане (осн. труды; выступал как активный пропагандист его творчества), А. Дворжаке, Ф. Шкроупе, В. Томашеке. Г. принадлежат также лучшие чеш. работы о В. А. Моцарте и Р. Вагнере. Его труды о развитии и совр. состоянии чеш. оперы являются основополагающими в чеш. музыковедении. Г. - автор произведений для фп., песен; оставил эскизы к операм "Электра", "Конрад Валленрод" и др. Сочинения: Ьber die Entwicklung und den Jetzigen Stand der tschechischen Oper, Prag, 1880; Ьber die Bedeutung der praktischen Ideen Herbarts fьr die allgemeine Дsthetik, Prag, 1883; 36 nбpevu svetskэch pнsnн ceskйho lidu z XVI stoleti, Praha, 1892; Volkslied und Tanz der Slaven, Prag, 1893 (совм. с В. Гельфертом); Hudba v Cechбch, Praha, 1900; Bedrich Smetana a jeho boj о moderni ceskou hudbu, Praha, 1901; O nynejsн stavu a smeru ceskй hudby 1864-1904, Praha, 1909; О umenн, Praha, 1956 (сб. избр. соч.). Литература: "Hudebnн sbornнk", 1913, No 1 (библ.); Nejedly Z., Otakar Hostinskэ, Praha, 1955. И. Ф. Бэлза. |
Были созданы в сер. 1940-х - нач. 1950-х гг. В их подготовке приняли участие мн. выдающиеся композиторы и поэты республик. Гос. гимн Азерб. ССР - муз. У. Гаджибекова, сл. С. Вургуна и С. Рустама (1945, утв. 1946); Гос. гимн Арм. ССР - муз. А. И. Хачатуряна, сл. А. Сармена (1944, утв. 1945); Гос. гимн БССР - муз. H. P. Соколовского, сл. M. H. Климковича (1955); Гос. гимн Груз. ССР - муз. О. В. Тактакишвили, сл. А. В. Абашели и Г. Г. Абашидзе (1945, утв. 1946); Гос. гимн Казах. ССР - муз. Е. Г. Брусиловского, М. Т. Тулебаева и Л. А. Хамиди, сл. К. Мухаметханова, Г. М. Мусрепова и А. Тажибаева (1945); Гос. гимн Кирг. ССР - муз. В. А. Власова, В. Г. Фере, А. Малдыбаева, сл. К. И. Маликова, А. Токомбаева, Т. Садыкбекова и М. Токобаева (1946); Гос. гимн Латв. ССР - муз. А. Я. Ленина, сл. Ф. Я. Рокпелниса и Ю. П. Ванага (1945); Гос. гимн Литов. ССР - муз. Б. Д. Дварионаса и И. И. Швядаса, сл. А. Венцловы (1950); Гос. гимн Молд. ССР - муз. С. Т. Няги, сл. Ем. Букова и Б. Истру (1945); Гос. гимн Тадж. ССР - муз. С. А. Юдакова, сл. А. А. Лахути (1946); Гос. гимн Туркм. ССР - муз. В. Мухатова, сл. А. Кекилова (1946); Гос. гимн Узб. ССР - муз. М. М. Бурханова, сл. Т. Фаттаха (1947); Гос. гимн УССР - группа композиторов под рук. А. Д. Лебединца, сл. М. Бажана и П. Г. Тычины (1947, утв. 1949); Гос. гимн Эст. ССР - муз. Г. Г. Эрнесакса, сл. Й. Семпера (1944, утв. 1945). |
Государственные премии СССР - ежегодные премии в области науки и техники, лит-ры и иск-ва, присуждаемые за наиболее талантливые и высокоидейные произв., за выдающиеся творч. достижения. Учреждены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 сент. 1966. Положения о Г. п. утверждены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 17 февр. 1967. Решения о присуждении Г. п. принимаются Комитетами по Ленинским и Г. п. СССР при Совете Министров СССР и вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Лицам, получившим Г. п., присваивается звание "лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почётный знак с указанием года присуждения премии. Дипломы и знаки лауреата Сталинских пр. (присуждались в 1940-52) 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Г. п. соответствующих степеней. Среди композиторов первыми лауреатами Г. п. были Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович (1-я пр.); А. В. Богатырёв, У. Гаджибеков, Г. В. Киладзе, Л. Н. Ревуцкий, А. И. Хачатурян (2-я пр.). В союзных республиках учреждены респ. Г. п. Так, в РСФСР присуждаются Гос. пр. РСФСР за выдающиеся произв. лит-ры, иск-ва и исполнит. мастерство (пост. Сов. Мин. РСФСР от 16 февр. 1965). Постановления о присуждении Г. п. СССР публикуются в центр., респ. и областной печати к годовщине Великой Oкт. социалистич. революции. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Первым гос. гимном Страны Советов был "Интернационал". В нач. 1940-х гг. было вынесено решение о создании нового гос. гимна СССР. В 1943 был организован конкурс, в к-ром участвовали мн. сов. композиторы. Конкурсная комиссия приняла для гимна музыку А. Б. Александрова (была написана к "Гимну партии большевиков", слова В. И. Лебедева-Кумача, 1939). В ночь на 1 янв. 1944 новый гос. гимн прозвучал по радио, а 1 янв. его нотную запись опубликовали все сов. газеты. Решением Январского (1944) пленума ЦК ВКП(б) "Интернационал" сохранён как гимн Коммунистич. партии Сов. Союза. С 1944 новый Гос. гимн СССР исполняется повсеместно. А. В. Шилов. |
Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова - cм. Русский народный оркестр. |
Создан в Москве в 1936 на основе 1-й симф. бригады Всесоюзного радио. Первый концерт состоялся 5 окт. 1936 в Большом зале консерватории; были исполнены -"Интернационал", 1-я и 3-я симфонии Л. Бетховена. Худ. рук. и гл. дирижёром с 1936 был А. В. Гаук. В 1941-46 оркестр возглавлял Н. Г. Рахлин, в 1946-65 - К. К. Иванов, с 1965 - Б. Ф. Светланов. В репертуаре оркестра произв. рус. и зарубежной классики, сов. композиторов, а также сочинения совр. зарубежных композиторов. Оркестр впервые исполнил мн. крупнейшие сочинения сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова, Т. Н. Хренникова, Ш. М. Мшвелидзе, Н. И. Пейко, А. П. Петрова, М. М. Кажлаева, Я. П. Ряэтса, А. Пярта, С. М. Слонимского, С. Ф. Цинцадзе и др. С оркестром выступали известные сов. и иностр. музыканты: дирижёры - Н. С. Голованов, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Э. Клейбер, О. Фрид, А. Клюитенс, Г. Абендрот, Ф. Конвичный, Ш. Мюнш, Л. Мазель и др.; пианисты - Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, А. Фишер, М. Лонг, Г. Черны-Стефаньска; скрипачи - Л. Б. Коган, Д. Ф. Ойстрах, И. Менухин, И. Стерн и мн. др. Исполнение оркестра отличается эмоциональностью, глубиной и масштабностью звучания, блестящим мастерством и безупречным чувством стиля, высокой культурой, ярким артистизмом. В составе оркестра (1973) 110 артистов. Среди солистов: засл. артисты РСФСР - концертмейстер оркестра Г. М. Фридгейм (скрипка), Ф. П. Лузанов (виолончель), лауреат междунар. конкурса В. А. Соколов (кларнет), лауреат Всесоюзного конкурса H. H. Толстая (арфа); лауреаты междунар. конкурсов - М. Н. Толпыго (альт), В. И. Зверев (флейта), А. И. Любимов (гобой), В. С. Попов (фагот), А. И. Максименко (труба), К. И. Ладилов (тромбон), В. М. Снегирёв (литавры); артисты - Н. Т. Дмитриенко (контрабас), Л. А. Крылов (англ. рожок), С. В. Заставенко (валторна), В. И. Мачехо (туба). Коллектив оркестра неоднократно гастролировал в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Нидерланды, Италия, Канада, Китай, Ливан, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, США, ФРГ, Швейцария, Чехословакия, Югославия, Япония). Оркестр находится в системе Моск. гос. филармонии. Литература: Попов Ин., Государственный симфонический оркестр СССР, в кн.: Московская государственная филармония, М., 1973, с. 185-91. Ж. Г. Дозорцева. |
Готлиб - сов. музыканты, братья; с 1927 выступали в фп. дуэте. Адольф Давидович Г. (11(24) VIII 1910, Москва - 12 IV 1973, там же) - пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1969). Кандидат искусствоведения (1943). Окончил в 1931 Моск. консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова, в 1935 - театроведч. ф-т ГИТИСа. В 1936-49 вёл класс фп. ансамбля в муз. уч-ще при Моск. консерватории, в 1941-44 преподавал игру на фп. в Саратовской консерватории; с 1955 профессор и зав. кафедрой камерного ансамбля Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В 1959 был организатором и художеств. руководителем первого студенческого камерного оркестра (с 1960 - коллектив ВГКО). Автор мн. транскрипций для 2 фп., ряда работ по теории исполнительства, в т. ч. "Основы ансамблевой техники" (1971), "Заметки о фортепианном ансамбле" (в сб.: Музыкальное исполнительство, 8 вып., 1973). Выступал в качестве муз. критика (псевд. А. Крамской). Михаил Давидович Г. (р. 26 Х(8 XI) 1907, Ярославль) - композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. К.Н.Игумнова. В 1932-38 преподавал игру на фп. в муз. уч-ще при Моск. консерватории. С 1938 преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур на военном ф-те Моск. консерватории (с 1949- Ин-т военных дирижёров, с 1960 - Военно-дирижёрский ф-т консерватории), с 1971 профессор. Автор ряда произв. для дух. оркестра. Ему принадлежат также мн. транскрипции для 2 фп. Написал совм. с Я. М. Каабаком и Е. П. Макаровым "Курс чтения партитур" (1956) и "Практический курс чтения партитур для духового оркестра" (1960); совм. с Н. А. Зудиным - "Пособие по инструментовке для руководителей самодеятельных духовых оркестров" (1961). Опубликовал "Заметки о преподавании концертного ансамбля" (в сб.: "Методические записки по вопросам музыкального образования", 1961). И. М. Ямпольский. |
Готовац Я. (Gotovac) Яков (р. 11 X 1895, Сплит) - хорв. композитор и дирижёр (Югославия). Учился у И. Маркса в Академии музыки в Вене (в 1920). В 1923-1957 дирижёр оперн. труппы Хорв. нац. т-ра в Загребе. Соч. Г., ярко выраженного нац. характера (гл. обр. вокальные), обогащены средиземноморскими влияниями, мелодии окрашены чувствительностью, страстностью (2 сонета, ор. 7, 1923; Песни страсти, ор. 21, 1940). Г. развивал традиции нац. хорв. музыки 2-й пол. 19 в., используя приёмы совр. композиторской техники, сочетал нар. основу с красочностью и изобретательностью гармонич. языка. Писал гл. обр. оперы на сюжеты из жизни хорв. народа, осн. на фольклорном муз. материале (б. ч. пост. в Хорватском нац. т-ре в Загребе), а также программные симф. сочинения. Последнее крупное произв. - опера-оратория "Петар Свачич" (1969). Сочинения: оперы - Эро с того света (Ero s onoga svijeta, 1935), Морана (1930, Брно), Каменоломня (Kamenik, 1946), Мила Гойсалича (1952), Станац (1959), Дальмаро (1964); для орк.- Балканская песня и танец (Pjesma i ples sa Balkana, 1939), симф. поэмы Пахари (Oraci, 1937), Гусляр (Guslar, 1940), Динарка (1945); хоры, романсы, песни, обр. нар. песен. Литература: Гордина Е., Самая популярная опера (об опере "Эро с того света"), "СМ", 1969, No 2, с. 121-25; Andreis J., Jakov Gotovac, Split, 1957; Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njehova djela, Zagreb, 1960, s. 164-79; его же, Dva zapazena jubileja, "Zvuk", 1965, No 66. Д. Ковачевич. |
Готт К. (Gott) Карел (р. 14 VII 1939, Пльзень) - чехосл. эстр. певец (лирико-драм. тенор). Дебютировал в 1959. Окончил Пражскую консерваторию (1965) у К. Каренина (ученика Ф. И. Шаляпина). С 1963 артист т-ра "Семафор", с 1965 - т-ра "Аполло". Обладает сильным, красивым голосом. В репертуаре классич. арии, нар. песни, джазовые баллады и совр. эстр. песни. Снимается в кино. Гастролирует во мн. странах мира, в т. ч. неоднократно в СССР (с 1965). 7 раз получал пр. "Золотой соловей" (с 1963), пр. "Золотой голос Праги", 1-й приз в Сопоте (ПНР; 1964), 1-я пр. на конкурсах в Сан-Ремо и Канне (1966). Литература: Завадская Н., Карел Готт, "МЖ", 1971, No 4. |
Готчок (Gottschalk) Луи Моро (8 V 1829, Новый Орлеан - 18 XII 1869, Рио-де-Жанейро) - амер. пианист и композитор. Учился игре на фп. и композиции в Париже (1842-46); выступал в Париже и др. городах Франции (1844). Иск-во Г.-пианиста высоко ценили Ф. Шопен, Г. Берлиоз, В. Гюго и др. Много гастролировал в странах Зап. Европы (1850-52), в США (с 1853), на Кубе (жил здесь в 1853 и 1857-60) и др. о-вах Карибского моря (1856-61), а также в др. странах Лат. Америки (1865). В концертах исполнял и собств. соч. (в 1869 организовал фестиваль своей музыки). Г. - первый амер. пианист и композитор, завоевавший междунар. известность. В своих соч. (гл. обр. для фп. - ок. 90 пьес) использовал муз. фольклор жителей юга США, Кубы и др. стран бассейна Карибского моря (фп. пьесы "Банджо", "Бамбула", "Креольские очи" - "Ojos criollos"; "Воспоминания..." - "Souvenir..." о Кубе, Гаване, Пуэрто-Рико). В ряде соч. экзотич. тематика сочетается с влиянием зап.-европ. романтиков (фп. пьесы "Последняя надежда" - "The last hope"; "Умирающий поэт" - "The dying poet", "Оссиан"). Написал также 2 оперы (не пост.), симфонию "Тропическая ночь" ("La nuit des tropiques"), симф. поэму "Монтевидео" и др. Литературные сочинения: Notes of a pianist, Phil., 1881. Литература: Hensel О., Life and letters of L. M. Gottschalk, N. Y. - Boston, 1870. |
Готье Д. (Gaultier) Дени (ок. 1600, Марсель - янв. 1672, Париж) - франц. лютнист и композитор. С 20-х гг. 17 в. жил в Париже, выступал в аристократич. салонах. "Мягкая" манера игры, простота стиля, мастерское владение приёмами колористич. письма оказали влияние на зап.-европ. лютневое иск-во. Г. был выдающимся композитором, утвердившим стиль и формы лютневой музыки. Известны его лютневый сб. "Красноречие богов" ("La rhйtorique des Dieux", 1669, состоящий из 62, гл. обр. программных, произв.; полностью опубликован в 1886) и пьесы, входящие в сб. "Книга табулатур лютневых пьес, написанных г-ном Готье владельцем Нева и г-ном Готье его кузеном"... ("Livre de tabulature des piиces de luthe...", P., 1672, изд. после смерти). Г. разрабатывал популярные танцевальные жанры, преим. аллеманду, куранту, сарабанду, объединявшиеся им тонально в сюиты. Исследователи отмечают их связь с энергичными, импульсивными танцами франц. нар. музыкантов-скрипачей. Несмотря на то, что пьесы Г. основаны ещё на старинных ладах, в них проявляются функциональные тяготения мажора и минора. Утончённая мелодич. орнаментика, применявшаяся Г., оказала влияние на клавесинный стиль Ж. А. Англебера, Ж. Шамбоньера, И. Фробергера. Среди учеников Г.- Ж. Мутон, Ж. Галло и другие. Литература: Друскин M., Клавирная музыка...XVI-XVIII веков, Л., 1960, с. 143-44; Fleischer О., Denis Gaultier, "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", Lpz., 1886; Tessier A., Denis Gaultier, P., 1933. И. M. Ямпольский. |
Гофман И. (Hofmann) Иосиф (Юзеф) (20 I 1876, Подгуже, близ Кракова - 16 II 1957, Лос-Анджелес, США) - польск. пианист, педагог и композитор. Учился в Берлине у М. Мошковского (фп.) и Г. Урбана (композиция), в Дрездене - у А. Г. Рубинштейна (фп.), оказавшего на формирование Г.-пианиста решающее влияние. С 1899 жил в США, в 1924-38 был профессором и директором Муз. ин-та Кёртис в Филадельфии. Его ученики: А. Чезинс, Ш. Черкасский, П. Шалит и др. Концертировал в 1883-1946 (с перерывом на годы учения -1884-94). Г. - один из крупнейших пианистов мира; особенной популярностью пользовался в США и в России, где в 1895-1913 гастролировал почти ежегодно (в Петербурге давал до 20 концертов в сезон). Игра Г. отличалась исключит. тщательностью воспроизведения нотного текста при безупречном мастерстве и блеске техники, благородством вкуса, сочетанием классич. ясности и чистоты стиля с романтич. изяществом и поэтичностью; однако существует мнение, что его интерпретациям не хватало глубины и творч. оригинальности. Репертуар Г. был громаден, особенно удавались ему мелкие пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а также М. Мошковского. Большую известность приобрели 2 книги Г. об игре на фп. (объединены им впоследствии в одну). Собранные в них советы и указания Г. отличаются точностью, конкретностью и имеют значит. практич. ценность; интерес представляют также включённые в книгу воспоминания Г. об А. Г. Рубинштейне. Муз. сочинения Г. (нек-рые под псевд. Михаил Дворский) большого художеств. значения не имеют. Автор 2 симфоний. 5 концертов и диалога "Хроматикон" для фп. с оркестром, а также мн. мелких пьес салонного характера для фп. Литературные сочинения: Piano playing, Phil., 1907, N. Y., 1908 (рус. пер. - Фортепианная игра, М., 1911, 1929); Piano questions answered, N. Y., 1909 (рус. пер. - Вопросы и ответы, М., 1913, 1929); объединённое и доп. изд. обеих кн. - Phil., 1920 (рус. пер - Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М., 1938, 1961); интервью "The Etude", 1944, No 11 (рус. пер. - Советы молодым пианистам, "СМ", 1957, No 4). Литература: Коган Г., Иосиф Гофман, "СМ", 1956, No 12; его же, Иосиф Гофман и его книга, в кн.: Гофман И., Фортепианная игра. М., 1961; перепечатка в кн.: Коган Г., Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Рабинович Д., Играет Иосиф Гофман, "СМ", 1961, No 7; Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964; Оссовский А. В., Музыкально-критические статьи, Л., 1971; Коломийцов В., Статьи и письма, Л., 1971; Сhаsins A., Speaking of pianists..., N. Y., 1958, p. 7-26 (извлечение в рус. пер.: Чезинс A., Говоря о пианистах, "СМ", 1960, No 3, с. 103-108); Schonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963. Г. M. Коган. |
Гофман К. (Hoffmann) Карел (12 XII 1872, Прага - 30 III 1936, там же) - чеш. скрипач. В 1920 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки А. Бенневица. С 1891 возглавлял "Чешский квартет"- один из лучших европ. камерных ансамблей, с к-рым гастролировал во мн. странах, неоднократно в России (впервые в 1895). Как солист был известен своей интерпретацией концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, P. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. Дворжака, сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха (цикл концертов исполнил в 1924-25). Й. Сук посв. ему "Четыре пьесы" для скрипки и фп., ор. 17. |
Гофман Р. М. (Hofman) Ростислав (Мишель) Модестович (р. 15(28) IV 1915, Петроград) - франц. музыковед. Сын литературоведа- пушкиниста и поэта Moдеста Людвиговича Г. С 1923 живёт во Франции. Деятель об-ва "Музыкальная молодёжь Франции". Ведёт большую работу по популяризации во Франции рус. и сов. муз. культуры, творчества сов. композиторов. Выступает по франц. радио с лекциями, комментариями. С 1968 редактор журн. "Diapason". Автор мн. работ, посвященных рус. классич. и сов. музыке. Сочинения: Un siиcle d opйra russe, P., 1946; Tchaпkovsky, P., 1947; La musique en Russie des origines а nos jours, P., 1957; Rimski-Korsakov, P., 1958; Histoire de la musique des origines а nos jours, P., 1959; Dvmitri Chostakovitch, p., 1963; Serge Prokofiev, P., 1964; La musique soviйtique, P., 1964; La vie de Moussorgski, P., 1964; La vie des grands musiciens russes, P., 1965; Les grandes figures slaves de Russie, P., 1965; Histoire de la musique russe des origines а nos Jours, P., 1968. И. M. Ямпольский. |
Гофман фон Фаллерслебен А. Г. (Hoffmann von Fallersleben) Август Генрих (2 IV 1798, Фаллерслебен, Ганновер - 19 I 1874, Корвей, близ Хёкстера) - нем. поэт, филолог-германист, историк, фольклорист. Изучал древнюю филологию и теологию в Гёттингенском ун-те, германистику - в Боннском. В 1823-1843 библиотекарь в ун-те в Бреславле, с 1830 там же преподавал нем. яз. и лит-ру. В 1842 лишился должности в ун-те в связи с изданием "Аполитичных песен" ("Unpolitische Lieder", 1841) и с общей сатирич. и свободолюбивой направленностью творчества. С 1860 до конца жизни работал библиотекарем герцога в замке Корвей. Г. ф. P. автор текстов мн. песен, отличающихся высокой гражданственностью, патриотизмом, а также сатирических. В восторженно романтич. духе воспевал идеи всеобщего братства, гражданских свобод, гуманизма, охраны нац. прав. Особенную популярность получила песня "Германия, Германия превыше всего" ("Deutschland, Deutschland ьber alles", 1841), выражавшая идею единства Германии и ставшая нац. гимном (впоследствии использовавшаяся в грубо шовинистич. интерпретации в качестве националистич. гимна нем. фашистами). Были популярны также детские песни Г. ф. P., выдержанные в нар. духе, выразительные по языку. Большой вклад в нем. культуру внёс своей научно-фольклористич. деятельностью (сб. "Немецкие гражданские песни 16-17 вв." - "Die deutschen Gesellschaftslieder des 16. u. 17. Jahrhunderts", Tl 1-2, Lpz., 1844, 1860), а также сб. голл. и польск. нар. песен. Сочинения: Geschichte des deutschen Kirchenliedes bis auf Luthers Zeit, Breslau, 1832, Hannover, 1861; Schlesische Volkslieder mit Melodien, Lpz., 1842 (совм. с E. Рихтером); Fьnfzig Kinderlieder, Lpz., 1843; Michael Vehe's Gesangbuchlein vom Jahre 1537, Lpz., 1537, Neudruck, Hannover, 1853; Unsere volkstьmlichen Lieder, Lpz., 1859, 1900; Ruda. Polnische Volkslieder der Oberschlesier, Kassel, 1865; Vaterlandslieder, Hamb., 1871 (с мелодиями Г. М. Шлеттерера); Mein Leben. Aufzeichnungen und Erinnerungen, Bd 1-6, Hannover, 1868-70. Литература: Wagner J. M., Hoffmann von Fallersleben. 1818-1868. 50 Jahre dichterischen und gelehrten Wirkens. Bibliographisch dargestellt, W., 1869; Heidriсh W., Die Kinderlieder Hoffmann's von Fallersleben, Kцln, 1925 (Diss.). E. А. Мнацаканова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1 II 1874, Вена - 15 VII 1929, Родаун, близ Вены) - австр. поэт, драматург, либреттист. Творч. деятельность начал в 1890. Крупнейший представитель неоромантизма и символизма в австр. лит-ре. В 1906 по инициативе Р. Штрауса началась совм. работа композитора и Г. в качестве либреттиста его опер, превратившаяся в длительное творч. содружество. Из числа написанных для Штрауса (и в сотрудничестве с ним) либретто выделяются: "Электра" (по одноим. трагедии Г.; 1909, Дрезден) и "Кавалер роз" (1911, там же). Для первого характерна драматич. мощь, для второго блеск, естественность, особый динамизм, стремительность действия. Среди др. либретто к операм Штрауса: "Ариадна на Наксосе" (1913, Штутгарт), "Легенда об Иосифе" (1914, Париж, совм. с X. Кеслером), "Женщина без тени" (1919, Вена), "Елена Египетская" (1928, Дрезден), "Арабелла" (1933, там же). Музыку на тексты драм Г. писали и др. композиторы ("Каждый человек" с интермедиями Э. Нельсона, 1922; "Альцесста" Э. Веллеса, 1924; "Безумец и смерть" А. Мейера; "Свадьба Зобеиды" Черепнина, 1933; "Афинские развалины", обр. Р. Штраусом музыки Л. Бетховена). Литература: Krьger К. J., Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss, В., 1935; Hederer E., Hugo von Hofmannsthal, Fr./M., 1960; Hugo von Hofmannstahl. (Der Dichter im Spiegel der Freunde), Bern - Mьnch., (19631; Volke W., Hugo von Hofmannstahl im Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1967; Grдwe K. D., Sprache, Musik und Szene in "Ariadne auf Naxos" von Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss, Mьnch., 1969. |
Лейла Михайловна (р. 13 III 1924, Тбилиси) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва. В 1947 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной, с того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек, Иоанна, Кармен, Амнерис; Дареджан ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Натела, Нено ("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Хивря ("Семён Котко"). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Тбилисского муз. уч-ща им. М. Баланчивадзе, с 1978 - Театр. ин-та им. Ш. Руставели, с 1980 - Тбилисской консерватории. Литература: Лейла Гоциридзе, Тб., 1958 (буклет). |
Владимир Леонидович (р. 25 IX 1922, Ужгород) - сов. музыковед и фольклорист. Кандидат искусствоведения (1972). В 1944 окончил историко-филологич. ф-т Пражского ун-та, в 1953 - Львовскую консерваторию. С 1961 ст. преподаватель Львовской консерватории, в 1966-69 зав. фольклорным кабинетом, созданным Г. Работы Г. посв. вопросам сравнит. изучения муз. фольклора славян, связи музыкознания с совр. точными науками, исследования муз. культуры Закарпатья. Сочинения: До питания про музичнi Дiалекти Закарпаття, "Доповiдi та повiдомлення Ужгородського ун-ту", Cepiя фiлологiчна", 1958, No 3; Деякi особливостi iсторичного розвитку украпнськоп народноп пiснi на Закарпаттi, "Народна творчiсть та етнографiя", 1960, No 1; Заметки о музыкальной жизни советского Закарпатья, в кн.: Украинская советская музыка. Статьи, Киев, 1960; Ceskй a slovenskй pнsne v ukrajinskйm folklуru Zakarpatskй oblasti USSR, "Ceskэ lid", Praha, 1961, c. 5, 1962, c. 2; Фольклор и кибернетика, "СМ", 1964, No 11-12; The experiment of systematizing and cataloguing folk tunes following the principles of musical dialectology and cybernetics, "Studia musicologica Academiae scientiarum Hungarical", Bdpst, 1965, t. 7; Семиотика в помощь фольклористике, "CM", 1966, No 11; Страницы истории музыкальной культуры Закарпатья XIX - первой пол. XX в., в сб.: Украинское музыковедение, т. 1, К., 1966, т. 2, Кипв, 1967 (на укр. яз.); К спору о Дилецком, "СМ", 1967, No 9 (совм. с И. Дурневым); Спроба генези однoп лемкiвськоп веciьноп пiснi, в кн.: Збiрник Музею укpaпнскoп культури у Свиднику, т. 3, Пряшiв, 1967; Листування Ф. Колесси з I. Панькевичем, там же, 1969, т. 4; Украинские песни Закарпатья, М., 1968; Die Aufbauprinzipien des Elementarkatalogs der rhythmischen Versstrukturen, в кн.: Methoden der Klassifikation von Volksliedweisen, Brat., 1969; Ein ukrainisches Rдuberlied der Ostkarpaten, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", В., 1969, H. 2; Заметки на полях песен Хамдии Шахинпашича, "СМ", 1971, No 6; Академик Ф. Колесса, там же, 1971, No 9; У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению, М., 1971; Початки хорового спiву на Закарпаттi, в кн.: Збiрник Музею украпнськоп культури у Свиднику, т. 6, Пряшiв, 1972. |
Леонид Александрович (р. 28 I 1935, Киев) - сов. композитор. В 1958 окончил по классу композиции Б. Н. Лятошинского и Л. Н. Ревуцкого Киевскую консерваторию, где в 1961-63 и 1966-68 преподавал теоретич. предметы. Г. работает в кантатно-ораториальном, симфонич. и камерном жанрах. Наиболее значит. произв.- для голоса и камерного ансамбля разл. состава инструментов. Применение оригин. исполнит. составов и новой композиторской техники в творчестве Г. связано с поисками совр. приёмов воплощения нар.-нац. начала в музыке. В вок.-инстр. произв. использовал укр., рус, франц., нем., япон. поэзию; важнейший источник творчества - нар. укр. песни ("Четыре украинские песни", "Орнаменты" и др.). Сочинения: для орк. - Симфонические фрески (по мотивам рисунков Б. Пророкова из серии "Это не должно повториться" (1961), Гомеоморфия IV (1970); для голоса с орк. - 4 укр. песни для хора и орк. (1959; 1-я пр. на 1-м Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов, 1962), Море (для чтеца, хора, органа и орк.), музыка к отрывкам из поэмы Сен-Жона Перса Ориентиры (Горечи, 1965-70), и др.; камер н. ансамбли - трио для фп., скр. и к-баса (1964), Константы (для 4 роялей, 6 групп ударных искр, соло, 1966), Орнаменты (для гобоя, арфы и альта, 1969); для голоса и камер н. ансамбля - Пастели (на сл. П. Тычины для голоса, скр., альта, влч., и контрабаса, 1964), 6 японских хокку (на сл. средневековых япон. поэтов, для тенора, флейты-пикколо, фагота и ксилофона, 1964), Эпитафия Р.-М. Рильке (для сопрано, челесты, гитары, арфы и колоколов, 1965); 5 стихотворений В. Маяковского (для баритона и фп., 1962); Гомеоморфия I-III (для фп., 1969); соната для скр. соло; Микроструктуры для гобоя (1964). С. С. Павлишин. |
Петер Петрович (p. 26 VIII 1919, Kepпи, ныне Цесисского р-на) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1959). В 1939-41 учился в Латв. консерватории по классу В. Скотта, затем брал уроки у Э. Виттинга и А. Вилюманиса. В 1944-47 хорист, с 1947 солист Латв. т-ра оперы и балета. Среди партий: Даумант ("Банюта" Алф. Калниня), Андрей Болконский ("Война и мир"), главные партии в операх "Евгений Онегин", "Мазепа", "Риголетто", "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник"; Болстрад ("Питер Граймс" Бриттена), Вольфрам ("Тангейзер") и др. Выступает также в концертах. Литература: Peteris Gravelis, в кн.: Вerzinа V., Eju parversties skana, Riga, 1969, с 89-119. Я. Я. Витолинь. |
Ольгерт Эрнестович (р. 30 VIII 1926, Алуксне) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1969). Кандидат искусствоведения (1969). Окончил Латв. консерваторию (Рига) в 1952 - как музыковед, в 1960 - как композитор (у Я. А. Иванова). Окончил в 1956 аспирантуру Ленингр. консерватории (рук. Г. Г. Тигранов). С 1961 преподаёт в Латв. консерватории, с 1969 доцент. Г. - автор статей в периодич. печати, исследований по латыш. классич. музыке, монографий и популярных брошюр. Как композитор Г. обращается в основном к муз.-сценич. жанрам и вок. музыке. Среди его произв. - оперы "Аудрини" (1965, Латв. т-р оперы и балета), "Сквозь метели" ("Sniegputennos", 1967, там же), телевизионная опера "Соколёнок" ("Vanadzinns", 1959), кантаты, хоры, романсы (в т. ч. цикл "Лунное сияние" - "Moonshine", сл. Я. Райниса), обр. латыш, нар. мелодий и др. Литературные сочинения: Jurjanu Andrejs, Riga, 1953; в рус. пер. - Андрей Юрьян, Рига, 1955; Latviesu komponistu biografijas, Riga, 1953; в рус. пер.- Латышские композиторы, Рига, 1955; Jгzeps Vitols un latviesu tautas dziesma, Riga, 1958; в рус. пер. - Язеп Витол и латышская народная песня, М.-Л., 1966, Janis Reinholds, Riga, 1968; Arvids Zilinskis, Riga, 1971, и др. Я. Я. Витолинь. |
Гравичембало (итал. gravicembalo) - старинный клавишный инструмент. Идентичен клавичембало или клавесину. Приставка grave (итал.- глубокий) в названии связана с тем, что в 16-17 вв. в Италии Г. наряду с нек-рыми др. инструментами применялся в оркестре для исполнения генерал-баса (basso continuo); играл на нём сам руководитель оркестра (дирижёр). |
Градуал (позднелат. graduale, от лат. gradus - ступень). 1) Responsorium graduale (лат.) - песнопение католич. богослужения с особым текстом для каждого праздника. Г. исполнялся попеременно дьяконом, стоящим на ступенях амвона (отсюда и название Г.), и хором. В католич. богослужении Г. всегда следует за чтением духовных стихов. Первоначально как солист, так и хор пели поочерёдно целый псалм; с течением времени сольная часть всё более сокращалась, одновременно хор. и особенно сольная части обогащались мелизматич. украшениями. Ранние Г. были одноголосными; в 12 в. появились и многогол. Г. Расцвет жанра связан с именем Перотина (Париж, собор Нотр-Дам), создававшего высокохудожеств. 4-голосные Г. В 16 в. Г. писались в полифонич. манере, близкой к мотетному письму; в 17-18 вв. в них проявляются черты конц. барочного стиля. В последующее время Г. сблизился с др. многогол. церк. песнопениями. 2) Собрание сольных и хор. песнопений католич. церк. службы (мессы). Осн. часть составляют песнопения, исполняющиеся в определённые церк. праздники. В качестве приложения к Г. следуют, как правило, песнопения "обычной" мессы (Ordinarium missae) - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus/Benedictus, Agnus Dei. В католич. церквах применяется Graduale Romanum, изд. Ватиканом в 1908. Литература: Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1. Ursprung und Entwicklung der liturgischen Gesangformen bis zum Ausgange des Mittelalters, Freiburg, 1895, Lpz., 1911; Tl III. Gregorianische Formenlehre. Eine choralische Stilkunde, Lpz., 1921; Johner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesanges, Regensburg, 1906, 1937, под загл. "GroЯe Choralschule"; Gastоuй A., Le graduel et l'antiphonaire romains. Histoire et discription, Lyon, 1913; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (1958); Habire F., Die Gradualien des 3. Modus und ihre musikalische Structur, в кн.: Musicus - Magister. Festschrift Th. Schrems, Regensburg, 1963. |
Градштейн А. (Gradstein) Альфред (30 X 1904, Ченстохова - 9 IX 1954, Варшава), польский композитор. В 1922-25 учился в консерватории у Р. Статковского (композиция) и X. Мельцер-Щавиньского (дирижирование и фп.) и в ун-те (философия) в Варшаве; в 1925 -27 - в Высшей школе музыки в Вене у Й. Маркса (композиция) и К. Крауса (дирижирование). В 1927-47 жил в Париже. Работал в области муз. воспитания рабочих. В 1947 вернулся в Польшу. Г. - один из первых создателей польской массовой песни. Ему принадлежат статьи о музыке. Гос. пр. ПНР, 1950 и 1952. Сочинения: балеты - Сватанье (Zaloty, 1935), Польские танцы (Tance polskie, 1942); кантата; концерт с орк.- для фп. (1929-32); камерно-инстр. ансамбли; для фп. - Классическая соната (1943), миниатюры, 12 этюдов Памяти Шопена (Hommage б Chopin, 1940-45), танцы, мазурки и др.; пьесы для скр., массовые песни (в т. ч. популярная - Направо мост, налево мост), песни для детей; эстрадная музыка для драм, т-ра, кино. Литература: Charpentier R., Hessein et Gradstein, "Art", P., 1946, 25.1; Kawczynska A., О popularnosci piesni masowych A. Gradsteina, "Muzyka", 1954, No 7/8. З. Лucca. |
Грамаш (Gramatges) Арольд (р. 26 IX 1918, Сантьяго-де-Куба) - кубин. композитор и муз. критик. Учился в США у А. Копленда (композиция). Один из основателей и руководителей муз. общества "Группа обновления", к-рое объединяло прогрессивных кубин. музыкантов, пропагандировало совр. музыку, издавало спец. журнал. В муз. творчестве Г. использует кубин. муз. фольклор, прежде всего - его ритмич. богатство. Вёл курсы муз. эстетики и истории в консерватории Гранадоса в Гаване. Сочинения: балет - Икар (Icaro, 1943), пост. "Балет А. Алонсо"; для орк. - симфония; для камерного орк. - Инвенция (1941); для дух. орк. - увертюра к балету Обращаясь в будущее (1944), Концертино; для фп. - соната (1942); Каприччио для флейты, кларнета, скр. и влч., дуэт для флейты и фп.; хоры, песни. Литература: Seeger Ch., Music of Latin America, Wash., 1953. M. M. Яковлев. |
Граммофон (от греч. gramma - буква, запись и ponn - звук, голос) - аппарат для воспроизведения звука, записанного на граммофонную пластинку. Происходит от фонографа. Состоит из ящика с диском и пружинным механизмом для вращения пластинки, звуковой коробки ("мембраны") с иглодержателем, в к-рый вставляется игла, тонарма (подвижной соединительной трубки) и рупора. При вращении грампластинки остриё иглы, двигаясь зигзагообразно по спиральной канавке с записью звука, передаёт диафрагме звуковой коробки свои колебания. Колебания диафрагмы (полой трубки постоянного сечения) через тонарм передаются рупору, излучающему звук. Г. был изобретён в 1888 нем. инженером Э. Берлинером, работавшим в США. Вначале диск с помощью зубчатых передач приводился в движение рукой, хотя и при этом скорость вращения регулировалась спец. приспособлением. Позднее Берлинер и Э. Р. Джонсон применили в Г. пружинный механизм, скорость вращения стала более равномерной, и "плавание" воспроизводимых звуков уменьшилось. В ранних конструкциях Г. тонарма не было и звуковая коробка непосредственно присоединялась к входному отверстию рупора, таким образом движение коробки по пластинке вызывало поворот рупора. Около 1912 появились первые менее громоздкие "безрупорные" Г. (с внутренним рупором). Они оформлялись в виде тумб-шкафчиков из различных ценных пород дерева. Постепенно конструкция рупора совершенствовалась и качество звука повышалось. После 1925 рупор и звуковая коробка Г. подверглись тщательным теоретич. исследованиям. Это позволило значительно улучшить передачу низких и высоких частот, уменьшить пики, вызываемые резонансом системы, добиться воспроизведения относительно большого диапазона частот (100-5000 гц). Были созданы портативные модели, выпускавшиеся в течение неск. десятилетий (см. Патефон). Осн. недостатки Г. - низкое качество звучания, быстрый износ пластинки. Поиски путей преодоления этих недостатков привели к изобретению электропроигрывателя, электрофона. Литература: Вильсон П., Вебб Г., Современные граммофоны..., пер. (с англ.), Л.-М., 1936; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с. 28-40. Н. С. Зильбербранд. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Гранжани М. (Grandjany) Марсель (р. 3 IX 1891, Париж) - франц. арфист и композитор. С 8 лет учился игре на арфе у франц. арфистки А. Ренье. В 1909, окончив Парижскую консерваторию, дебютировал в концертах оркестра Ламурё и в том же году дал первый сольный арфовый концерт. В течение неск. лет был органистом и хормейстером в церкви Сакре-Кёр в Париже, затем полностью посвятил себя игре на арфе. Первый и лучший интерпретатор "Интродукции и аллегро" Равеля (исполнял в Париже с оркестром под упр. автора). В 1921-35 преподавал в консерватории Фонтенбло. С 1936 жил в США. С 1938 возглавлял арфовый отдел Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке. С 1943 - один из ведущих педагогов Консерватории муз. и драматич. ин-та в Монреале (Канада), с 1956 - Манхаттанской школы музыки в Нью-Йорке. Конц. выступления во Франции, Великобритании, Канаде и США создали Г. славу одного из наиболее выдающихся совр. арфистов. Г. - представитель импрессионистской исполнит. школы, обладает виртуозной техникой, широко применяет разл. приёмы "тушения" звуков. Написал песни, пьесы для фп., многочисл. произв. для арфы: симф. поэма (с оркестром и хором), рапсодия "Осень", Арабеска, Мелодия, Прелюды, сюита "Детский час", Фантазия на тему Й. Гайдна, ария в клас-сич. стиле (арфа со струн, квинтетом), обработки нар. песен. Широко известны обработки Г. для арфы: Гендель-концерт b-moll (для одной арфы и каденция), "Сицилиана" Респиги, пьесы И. С. Баха, сонаты Ф. Э. Баха, пьесы французских клавесинистов и др. В. В. Доброхотов. |
Гранихштедтен Б. (Granichstaedten) Бруно (1 IX 1879, Вена - 20 V 1944, Нью-Йорк) - австр. композитор. Учился у С. Ядассона в Лейпцигской консерватории. Был концертмейстером в Венской придв. опере, выступал как певец и пианист в кабаре. Автор 16 оперетт (1908-30), в т. ч. "Мальчик или девочка" ("Bub oder Mдdel", 1908), "По приказу императрицы" ("Auf Befehl der Kaiserin", 1915), "Любовь в вальсах" ("Walzerliebe", 1918), "Орлов" (1928), "Эвелина" (1928), имевшие успех. Сочинял киномузыку, писал либретто" для своих оперетт и оперетт О. Штрауса, сотрудничал с комп. Р. Бенацки. В 1939 в связи с присоединением Австрии к фашистской Германии эмигрировал в США. |
Гранфельт Х. (Granfeit) Ханна (Лиллиан) (2 VI 1884, Саккола - 3 XI 1952, Хельсинки) - фин. певица (сопрано). Пению училась в Хельсинки у А. Ангер. В 1902 дебютировала на сцене Финского т-ра. В 1904-1909 совершенствовалась в Париже и Дрездене, затем длит. время работала в Германии, где приобрела известность. В 1908-10 солистка Мангеймской оперы, в 1910-1912 - "Курфюрстендаммопер" (Берлин), в 1913 - "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1915-22 - Берлинской придв. (затем гос.) оперы. Г. - одна из лучших исполнительниц партий в операх В. А. Моцарта, Р. Вагнера и совр. композиторов. С особенным успехом выступала в операх Р. Штрауса (Октавиан - "Кавалер роз"; Ариадна - "Ариадна на Наксосе", Саломея); неоднократно гастролировала в Европе и США совм. с композитором. С 1923 жила постоянно в Хельсинки, выступала на сцене Финской оперы, иногда выезжала за рубеж, преподавала. Г. обладала голосом большой силы, отличалась драм. одарённостью. Партии: Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Саломея и др. Выступала и как конц. певица, исполняла произв. фин. авторов. М. М. Яковлев. |
Граубиньш Екаб Янович (4 (16) IV 1886, Прейли - 3 XII 1961, Рига) - сов. композитор, фольклорист и музыковед. В 1923 окончил Латв. консерваторию по классу композиции Я. Витола. В 20-30-х гг. выступал как муз. критик. В 1938-50 педагог Латв. консерватории (с 1945 профессор). Г. - один из крупнейших знатоков латыш. нар. музыки, собиратель латыш. нар. песен, автор исследований о латыш. муз. фольклоре. В его муз. творчестве значит. место занимали многочисл. хор. обр. латыш. нар. песен. Эти обработки отличают богатая хор. фактура, развитая полифония. Г. редактировал сб. хор. песен А. Юрьяна и Я. Витола. Сочинения: кантаты; произв. для орк., для орк. латыш. нар. инструментов; 2 фп. квинтета (1946, 1955); произв. для фп., органа; хоры - вок.-драм. поэма Сын вдовы (Atraitnes dels; на текст В. Плудониса, б cappella, 1959); муз.-педагогич. произв. и др. Литературные сочинения: Latviesu tautas dziesmu muzika, в кн.: Latviesu literгtures vesture, I, Riga, 1935; Talsu novada tautas meldijas, Riga, 1935. Я. Я. Витолинь. |
Илзе Екабовна (р. 8 XI 1941, Рига) - сов. пианистка и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1979). Дочь комп. Е. Я. Граубиня. Окончила Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (1965). С 1967 солистка Латв. филармонии. Ведёт конц. деятельность. Дипломантка Междунар. конкурса пианистов им. В. Клиберна (1962, Форт-Уэрт, США). 1-я пр. на 2-м Междунар. конкурсе пианистов им. И. С. Баха (1964, Лейпциг). Гастролирует за рубежом. Преподаёт в Латв. консерватории. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Граунд (англ. ground, букв. - земля, почва, грунт, основание). 1) Англ. обозначение cantus firmus. 2) Англ. обозначение basso ostinato, а также самих сочинений, осн. на его применении. В таких произв. мелодия баса всё время повторяется, оставаясь неизменной, тогда как верхние голоса обновляются за счёт варьирования первонач. основы (в связи с чем подобные сочинения часто наз. дивиженс на Г. - divisions upon a ground) или за счёт свободного развития. Г. с нач. 16 в. широко представлен в творчестве англ. вёрджинелистов (Бёрд, Булль); в 17 в. часто применялся в обработках нар. мелодий (вариациях), проник и в оперу (Г. Пёрселл). В нек-рых произв. конца 17 в. подвергается фигурац. варьированию и сам basso ostinato. Порой Г. называли и обычный басовой голос в инстр. сочинениях. Хотя термин "Г." в Англии чаще всего использовали для обозначения ostinato в басу, нередко его относили и к остинатным мелодич. образованиям, проходящим в верхних голосах (мелодич. Г.) или передающимся из голоса в голос (для осн. на этом приёме произв. существовало, однако, и особое назв. фэнси - (fancy). Т. о., грань между Г. и др. родами осн. на ostinato произведений не была вполне чёткой. Литература: Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso ostinato, Marburg, 1928; Nowak L., Grundzьge einer Geschichte des Basso ostinato..., W., 1932; Neudenberger L., Die Variationstechnik der Virginalisten im Fitzwilliam "Virginal Book", В., 1937 (Diss.); Meyer E. H., English chamber music, L., 1946, 1951; Apfel E., Ostinato und Kompositionstechnik bei den englischen Virginalisten..., "AfMw", XIX/XX, 1962/63, H. 1, Aug., S. 29. |
Граупнер И. К. (Graupner) Иоганн Кристоф (13 I 1683, Кирхберг, Саксония - 10 V 1760, Дармштадт) - нем. композитор и органист. Учился у И. Шелле (игра на клавесине, церковное пение) и И. Кунау (композиция) в Лейпциге. С 1706 аккомпаниатор в Корол. опере в Гамбурге; с 1709 вице-капельмейстер Дармштадт-Гессенского князя, с 1710 придв. органист, с 1712 1-й капельмейстер в Дармштадте, где также преподавал (его ученик по композиции - И. Ф. Фаш). Как композитор отличался исключит. продуктивностью. В огромном творч. наследии Г. (в б-ке ландграфа Дармштадтского хранилось ок. 200 рукоп. концертов, симфоний, увертюр) выделяются его клавирные сюиты. Среди др. изданных произв. наиболее известны 8 партит, прелюдии и фуги. Среди опер: созданные в Гамбурге - "Дидона" (1707), "Антиох и Стратоника" (1707 или 1708), "Карнавал в Венеции" ("Der Carneval von Venedig", совм. с Р. Кайзером, 1707); в Дармштадте - "Постоянство побеждает обман" ("La costanza vince l'nganno", 1719); не сохранились, но были пост. - "Береника и Луций" (1710) и "Телемак" (1711). Муз. стиль Г. отличается пышностью, импозантностью, внешним блеском, соединяет полифонич. мастерство с развитой гомофонной техникой, однако недостаточно самостоятелен. Г. обладал ярко выраженным мелодич. дарованием, что проявилось как в его операх, так и в фп. и орг. произв. (последние сохранили своё значение). Написал автобиографию (в сб. И. Маттезона - Mattheson J., "Grundlage einer Ehrenpforte", 1740). Сочинения: 8 опер; для орк. - 113 симфоний, ок. 80 увертюр, 44 концерта для разл. инстр. с орк.; 20 трио-сонат; 6 сонат (сюит для клавесина, клавикорда, клавичембало), 4 пьесы для клавира ("Четыре времени года" - 4 Jahreszeiten, 1733); 16 партит; 4 сонаты для скр.; для хора - ок. 1400 церк. и 24 светск. кантат. Литература: Nagel W., Das Leben Chr. Graupners, "SIMG", X, 1908/1909, S. 568; его же, Chr. Graupner als Sinfoniker, Langensalza, 1912; Nоаск Fr., Chr. Graupners Kirchemusiken, Lpz., 1916. E. А. Мнацаканова. |
Эдуард Давидович (р. 19 XII 1930, Одесса) - сов. скрипач. Игре на скрипке обучался в Одессе в Муз. школе им. П. С. Столярского. Окончил в 1953 Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского, в 1958 - аспирантуру (рук. А. И. Ямпольский и Д. Ф. Ойстрах). Лауреат междунар. конкурсов в Будапеште (1-я пр., 1949), им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (3-я пр., 1955) и им. П. И. Чайковского в Москве (5-я пр., 1962). С 1953 солист Всероссийского гастрольно-конц. объединения (с 1965 - Москонцерт). С 1964 участник трио с Е. В. Малининым (фп.) и H.H. Шаховской (влч.). Гастролирует за рубежом (Венгрия, Франция, Югославия, Швеция, Англия, Италия, ГДР, ФРГ и др.). |
Михаил Оскарович (р. 15(28) I 1911, с. Фельштын, ныне Львовской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Калмыцкой АССР (1962). Наборщик типографии г. Проскурова, Г. в 1929 был принят на рабфак Московской консерватории. В 1939 окончил консерваторию по классу композиции (ученик В. А. Белого, В. Я. Шебалина, Б. С. Шехтера). Автор песен, многие из к-рых премированы на конкурсах массовых песен. Неоднократно выезжал в Калмыкию, где записал и обработал ряд песен; на основе их создал кантаты "На земле калмыцкой" (1962) и "По заветам Ленина живём" (1970), орк. сюиту, струн. квартет, фп. трио, рапсодию для фп., составил сб. калмыцких нар. песен. В своём творчестве использовал также мелодии др. народов РСФСР. Сочинения: оперетта - Дорога в Нью-Йорк (1962); симфония (1939); для хора и орк., в т. ч. сюиты Хозяева земли (с орк. нар. инстр.) и Колхозная весна (1952); хоры; вок. циклы на сл. Ш. Петефи, Дж. Родари, К. Рылеева, Л. Квитко; романсы, песни, музыка для цирка, кино и эстрады. В. С. Штейнпресс. |
Пантелеймон Владимирович (28 VI(10 VII) 1899, Петербург - 26 III 1966, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1949). Окончил в 1922 юридический ф-т Петерб. ун-та, в 1924 - ф-т истории и теории музыки Российского ин-та истории иск-в в Ленинграде (в 1919-23 занимался по композиции у М. О. Штейнберга). С 1925 ст. научный сотрудник этого ин-та (позже Научно-исслед. ин-т театра и музыки). В 1935-40 преподавал в Ленингр. консерватории (история музыки). Ему принадлежат вступ. ст., коммент. и пер. кн.: "Гретри. Мемуары, или Очерки о музыке" (т. 1, М.-Л., 1939). Сочинения: Увертюры Бетховена, (Л.), 1937; Симфония до мажор Шуберта, Л., 1938; Героическая симфония Бетховена, в сб.: Очерки истории и теории музыки, вып. II, Л., 1940; О. И. Козловский, С. И. Давыдов, К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории музыки в России. 1790-1825, Л., 1956, и др. |
Александр Филимонович (р. 17(29) XI 1886, с. Людиново, ныне Калужской обл.) - сов. хор. дирижёр, педагог и фольклорист. В 1894-1906 учился в Синодальном уч-ще в Москве, в 1914 окончил Моск. консерваторию по классам композиции М. М. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко. С 1904 руководил школьными хорами, преподавал сольное и хор. пение в разл. учебных заведениях, занимался методикой детского вок. воспитания, обучения музыке слепых; был науч. сотрудником ГИМНа. Г. первым записал и исследовал (в 1937-41) адыгейские (черкесские) нар. песни и мелодии, реконструировал ряд нац. киргизских и адыгейских муз. инструментов, создал их орк. разновидности. Сочинения: Как вести хоровую работу в клубах, М., 1925, 1929; Методика музыкально- художественного воспитания слепых, М., 1934, под назв.: Методика обучения музыке в школе слепых, М., 1949; "Адыгэ орэдхэр". Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Сб. первых записей. Сост. и ред. А. Ф. Гребнев, М.-Л., 1941 (с прил. ст. "Критический обзор музыкального творчества народа адыге (черкесов)"). И. М. Ямпольский. |
Грегор Б. (Gregor) Богумил (р. 14 VII 1926, Прага) - чеш. дирижёр. Окончил Пражскую консерваторию (1949), где учился у П. Дедечека и А. Климы. Был дирижёром "Т-ра им. 5-го мая" (с 1947), Нац. т-ра (1948-1949 и с 1963) в Праге. Работал в Брно (1949-51); дирижировал оркестром оперного т-ра (ассистент З. Халабалы), Армейским художеств. ансамблем им. В. Неедлы в Праге. Возглавлял Гос. т-р в Остраве (1958-62). С 1965 дирижировал в Оперном т-ре в Стокгольме, 1968 - гаагским симф. оркестром "Резиденси". Подражая исполнит. стилю Халабалы, Г. дирижировал операми "Русалка" Дворжака и "Борис Годунов"; оперу "Хитрый крестьянин" Дворжака и балет "Спартак" поставил в Нац. т-ре как гл. дирижёр. |
Грегор Ч. (Gregor) Честмир (р. 14 V 1926, Брно) - чеш. композитор. Учился композиции у Я. Квапила в консерватории (1945-47) и у него же в Академии им. Л. Яначека (1950-54) в Брно. Секретарь Остравского филиала Союза чехосл. композиторов, в 1952-72 зав. отделом муз. передач Остравского радио. Творчество Г. формировалось под влиянием музыки И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, а также П. Боржковеца и Я. Ежека. В 50-е гг. писал гл. обр. массовые песни (бронзовая медаль на 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, 1957), эстр. музыку. В произв. 60-х гг. использовал алеаторику, сонористику. Тяготеет к лирико-драм. типу образности, к программной музыке. Его стиль отличают ясность формы, полифонич. мастерство, оригинальность ритмич. организации ткани. Сочинения: кантаты Чешская песнь (Ceskэ zpev, 1951); для орк. - 3 симфонии (О славе нашей жизни - О slбve nasйho zivota, с хором, 1950; Земля и люди - Zeme a lidй, 1953; Хореографическая, 1963), увертюры, в т. ч. Прошу слова (Prosнm о slovo, 1956); для струн. орк. - сюиты (1956; Трагическая - Tragickб suita, 1956); концерты с орк. - для фп. (Semplice concerto, 1958), для скр. (1965); для фп. - соната in tre tempi (1966) и др. пьесы; музыка к спектаклям драм. т-ра. |
Грейнджер П. О. (Grainger) Перси Олдридж (8 VII 1882, Мельбурн - 20 II 1961, Нью-Йорк) - австрал. пианист и композитор. Учился игре на фп. у матери, в 1892-93 - у Л. Пабста в Мельбурне. С 1894 жил в Германии, брал уроки фп. игры у Дж. Кваста во Франкфурте, затем у Ф. Бузони. С 1902 гастролировал во мн. странах, в 1913 в России. В 1909-14 жил в Англии, с 1914 - в США. В 1919-31 вёл летние курсы в Муз. колледже в Чикаго. В 1935 основал музей муз. культуры в Мельбурне. Г. делал разл. обр. своих соч. Занимался изучением муз. фольклора, особенно англ. и ирл. Под влиянием знакомства с Э. Григом (в 1906) собирал и делал обр. нар. песен разных стран. Одним из первых применил для записи фонограф (опубликовал записи в 1908). Фольклорные элементы Г. использовал во мн. сочинениях, написанных в разных жанрах, в т. ч. в большом хор. цикле по "Книге джунглей" Р. Киплинга (1898-1947). Известна фп. парафраза Г. на тему "Вальса цветов" из "Щелкунчика" Чайковского. Г. экспериментировал в применении элементов линеарности, полиритмии и др. совр. приёмов письма. Издал сб. "Английская готическая музыка" ("English Gothic music", совм. с Д. А. Хьюзом). Сочинения: для орк. (в т. ч. камерн.) - Мок Моррис (1911), Ирландские мелодии графства Дерри (Irish tunes from county Derry, обр., 1911), Колониальная песнь (Colonial song, с 2 солистами, 1912), сюиты - В ореховой скорлупе (In a nutshell, с фп., 1905-16), Датская народная песня (Danish folk-song, 1937), Молодёжная (Youthful suite, 1899-1943), Гимн урожая (Harvest Hymn, 1933); для духового opк.- Сила Рима и христианское сердце (The power of Rome and the Christian heart, 1919; обр. для дерев. и медных духовых - 1937, 2-я ред. 1948), Английский танец (English dance, с органом, 1925), 2 Песни холма (Hillsongs, для 23 и для 24 соло-инструментов, 1902 и 1907); пьесы для воен. орк.; камерно-инстр. ансамбли (в т. ч. пьесы для фп. в 4 и в 6 рук); хоры - Песня-марш демократии (Marching song of democracy, с органом и орк., 1916), хоры (с камерн. ансамблем) на сл. Р. Киплинга, с духовым орк., с фп., a cappella, в т. ч. обр. нар. песен; песни. Литература: Parker D. Ch., Persy Aldridge Grainger. A study, N. Y.- Boston, 1918; Taylor R. L., The running pianist, N. Y., 1950; Olsen S., Percy Grainger, Oslo, 1963. M. M. Яковлев. |
Константин Дмитриевич (15 (27) X 1879, Таганрог - 28 VI 1927, Москва) - сов. актёр и режиссёр оперетты. Артистич. деятельность начал в Новочеркасске в труппе С. Крымова. Работал в т-ре оперетты А. Э. Блюменталь-Тамарина (Москва), в т-рах Харькова, Ростова-на-Дону, Киева, Одессы; в 1909 - в т-ре оперетты С. Н. Новикова (Петербург). В 1911-18 режиссёр т-ра Е. В. Потопчиной (Москва); в 1918-22 работал в Харькове, Баку, Тбилиси, Краснодаре. В 1922-1927 гл. режиссёр и худ. рук. Моск. т-ра оперетты. Г. - один из выдающихся артистов амплуа простаков в русской оперетте. Среди ролей Г. - Зупан ("Марица" Кальмана). Поставил оперетты: "Марица", "Сильва", "Баядерка", "Принцесса цирка" Кальмана и др. Г. ставил красочные, эффектные спектакли, в к-рых большое внимание уделял зрелищной стороне представления и танцам. Перевёл на рус. яз. ряд либретто оперетт венских композиторов. |