Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОС"-"ГРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 9, "ГОС"-"ГРЕ")

Гостинский О.

Гостинский О. (Hostinskэ) Отакар (2 I 1847, Mapтиневес, близ Литомержице - 19 I 1910, Прага) - чешский историк музыки, критик и общественный деятель. Получил гуманитарное образование: изучал право и философию в Пражском (до 1865) и в Мюнхенском (с 1868) ун-тах; композицией и муз. теорией занимался гл. обр. самостоятельно, нек-рое время брал уроки композиции у Б. Сметаны (1871). В 1869-74 выступал как муз. критик и редактор в чеш. и нем. муз. журналах. В 1873-77 жил в Германии, путешествовал по Италии. Преподавал эстетику в ун-те (с 1877), историю музыки в консерватории (1882-86, с 1892 профессор), историю изобразит, иск-в в Худож.-пром. училище (1886) и в ун-те (1894-1904) в Праге. Среди учеников Г. - З. Неедлы (последователь Г.), О. Зих, В. Гельферт. Г. - основоположник чеш. муз. историч. науки, автор трудов по муз. эстетике, истории чеш. музыки, монографий о чеш. композиторах - Б. Сметане (осн. труды; выступал как активный пропагандист его творчества), А. Дворжаке, Ф. Шкроупе, В. Томашеке. Г. принадлежат также лучшие чеш. работы о В. А. Моцарте и Р. Вагнере. Его труды о развитии и совр. состоянии чеш. оперы являются основополагающими в чеш. музыковедении. Г. - автор произведений для фп., песен; оставил эскизы к операм "Электра", "Конрад Валленрод" и др.

Сочинения: Ьber die Entwicklung und den Jetzigen Stand der tschechischen Oper, Prag, 1880; Ьber die Bedeutung der praktischen Ideen Herbarts fьr die allgemeine Дsthetik, Prag, 1883; 36 nбpevu svetskэch pнsnн ceskйho lidu z XVI stoleti, Praha, 1892; Volkslied und Tanz der Slaven, Prag, 1893 (совм. с В. Гельфертом); Hudba v Cechбch, Praha, 1900; Bedrich Smetana a jeho boj о moderni ceskou hudbu, Praha, 1901; O nynejsн stavu a smeru ceskй hudby 1864-1904, Praha, 1909; О umenн, Praha, 1956 (сб. избр. соч.).

Литература: "Hudebnн sbornнk", 1913, No 1 (библ.); Nejedly Z., Otakar Hostinskэ, Praha, 1955.

И. Ф. Бэлза.

Государственные гимны союзных республик

Были созданы в сер. 1940-х - нач. 1950-х гг. В их подготовке приняли участие мн. выдающиеся композиторы и поэты республик.

Гос. гимн Азерб. ССР - муз. У. Гаджибекова, сл. С. Вургуна и С. Рустама (1945, утв. 1946); Гос. гимн Арм. ССР - муз. А. И. Хачатуряна, сл. А. Сармена (1944, утв. 1945); Гос. гимн БССР - муз. H. P. Соколовского, сл. M. H. Климковича (1955); Гос. гимн Груз. ССР - муз. О. В. Тактакишвили, сл. А. В. Абашели и Г. Г. Абашидзе (1945, утв. 1946); Гос. гимн Казах. ССР - муз. Е. Г. Брусиловского, М. Т. Тулебаева и Л. А. Хамиди, сл. К. Мухаметханова, Г. М. Мусрепова и А. Тажибаева (1945); Гос. гимн Кирг. ССР - муз. В. А. Власова, В. Г. Фере, А. Малдыбаева, сл. К. И. Маликова, А. Токомбаева, Т. Садыкбекова и М. Токобаева (1946); Гос. гимн Латв. ССР - муз. А. Я. Ленина, сл. Ф. Я. Рокпелниса и Ю. П. Ванага (1945); Гос. гимн Литов. ССР - муз. Б. Д. Дварионаса и И. И. Швядаса, сл. А. Венцловы (1950); Гос. гимн Молд. ССР - муз. С. Т. Няги, сл. Ем. Букова и Б. Истру (1945); Гос. гимн Тадж. ССР - муз. С. А. Юдакова, сл. А. А. Лахути (1946); Гос. гимн Туркм. ССР - муз. В. Мухатова, сл. А. Кекилова (1946); Гос. гимн Узб. ССР - муз. М. М. Бурханова, сл. Т. Фаттаха (1947); Гос. гимн УССР - группа композиторов под рук. А. Д. Лебединца, сл. М. Бажана и П. Г. Тычины (1947, утв. 1949); Гос. гимн Эст. ССР - муз. Г. Г. Эрнесакса, сл. Й. Семпера (1944, утв. 1945).

Государственные премии СССР

Государственные премии СССР - ежегодные премии в области науки и техники, лит-ры и иск-ва, присуждаемые за наиболее талантливые и высокоидейные произв., за выдающиеся творч. достижения. Учреждены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 сент. 1966. Положения о Г. п. утверждены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров от 17 февр. 1967. Решения о присуждении Г. п. принимаются Комитетами по Ленинским и Г. п. СССР при Совете Министров СССР и вступают в силу после утверждения их ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Лицам, получившим Г. п., присваивается звание "лауреат Государственной премии СССР", вручается диплом и почётный знак с указанием года присуждения премии. Дипломы и знаки лауреата Сталинских пр. (присуждались в 1940-52) 1-й, 2-й и 3-й степеней были заменены на дипломы и почётные знаки лауреата Г. п. соответствующих степеней. Среди композиторов первыми лауреатами Г. п. были Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, Д. Д. Шостакович (1-я пр.); А. В. Богатырёв, У. Гаджибеков, Г. В. Киладзе, Л. Н. Ревуцкий, А. И. Хачатурян (2-я пр.).

В союзных республиках учреждены респ. Г. п. Так, в РСФСР присуждаются Гос. пр. РСФСР за выдающиеся произв. лит-ры, иск-ва и исполнит. мастерство (пост. Сов. Мин. РСФСР от 16 февр. 1965).

Постановления о присуждении Г. п. СССР публикуются в центр., респ. и областной печати к годовщине Великой Oкт. социалистич. революции.

Государственный академический русский хор союза ССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Государственный гимн СССР

Первым гос. гимном Страны Советов был "Интернационал". В нач. 1940-х гг. было вынесено решение о создании нового гос. гимна СССР. В 1943 был организован конкурс, в к-ром участвовали мн. сов. композиторы. Конкурсная комиссия приняла для гимна музыку А. Б. Александрова (была написана к "Гимну партии большевиков", слова В. И. Лебедева-Кумача, 1939).

В ночь на 1 янв. 1944 новый гос. гимн прозвучал по радио, а 1 янв. его нотную запись опубликовали все сов. газеты. Решением Январского (1944) пленума ЦК ВКП(б) "Интернационал" сохранён как гимн Коммунистич. партии Сов. Союза. С 1944 новый Гос. гимн СССР исполняется повсеместно.

А. В. Шилов.

Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова

Государственный русский народный оркестр им. Н. П. Осипова - cм. Русский народный оркестр.

Государственный симфонический оркестр Союза ССР

Создан в Москве в 1936 на основе 1-й симф. бригады Всесоюзного радио. Первый концерт состоялся 5 окт. 1936 в Большом зале консерватории; были исполнены -"Интернационал", 1-я и 3-я симфонии Л. Бетховена. Худ. рук. и гл. дирижёром с 1936 был А. В. Гаук. В 1941-46 оркестр возглавлял Н. Г. Рахлин, в 1946-65 - К. К. Иванов, с 1965 - Б. Ф. Светланов. В репертуаре оркестра произв. рус. и зарубежной классики, сов. композиторов, а также сочинения совр. зарубежных композиторов. Оркестр впервые исполнил мн. крупнейшие сочинения сов. композиторов - Н. Я. Мясковского, Ю. А. Шапорина, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова, Т. Н. Хренникова, Ш. М. Мшвелидзе, Н. И. Пейко, А. П. Петрова, М. М. Кажлаева, Я. П. Ряэтса, А. Пярта, С. М. Слонимского, С. Ф. Цинцадзе и др.

С оркестром выступали известные сов. и иностр. музыканты: дирижёры - Н. С. Голованов, С. А. Самосуд, Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, Б. Э. Хайкин, К. П. Кондрашин, Г. Н. Рождественский, Э. Клейбер, О. Фрид, А. Клюитенс, Г. Абендрот, Ф. Конвичный, Ш. Мюнш, Л. Мазель и др.; пианисты - Л. Н. Оборин, Э. Г. Гилельс, С. Т. Рихтер, А. Фишер, М. Лонг, Г. Черны-Стефаньска; скрипачи - Л. Б. Коган, Д. Ф. Ойстрах, И. Менухин, И. Стерн и мн. др.

Исполнение оркестра отличается эмоциональностью, глубиной и масштабностью звучания, блестящим мастерством и безупречным чувством стиля, высокой культурой, ярким артистизмом.

В составе оркестра (1973) 110 артистов. Среди солистов: засл. артисты РСФСР - концертмейстер оркестра Г. М. Фридгейм (скрипка), Ф. П. Лузанов (виолончель), лауреат междунар. конкурса В. А. Соколов (кларнет), лауреат Всесоюзного конкурса H. H. Толстая (арфа); лауреаты междунар. конкурсов - М. Н. Толпыго (альт), В. И. Зверев (флейта), А. И. Любимов (гобой), В. С. Попов (фагот), А. И. Максименко (труба), К. И. Ладилов (тромбон), В. М. Снегирёв (литавры); артисты - Н. Т. Дмитриенко (контрабас), Л. А. Крылов (англ. рожок), С. В. Заставенко (валторна), В. И. Мачехо (туба). Коллектив оркестра неоднократно гастролировал в городах Сов. Союза и за рубежом (Австрия, Англия, Бельгия, Болгария, Венгрия, ГДР, Нидерланды, Италия, Канада, Китай, Ливан, Мексика, Норвегия, Польша, Румыния, США, ФРГ, Швейцария, Чехословакия, Югославия, Япония). Оркестр находится в системе Моск. гос. филармонии.

Литература: Попов Ин., Государственный симфонический оркестр СССР, в кн.: Московская государственная филармония, М., 1973, с. 185-91.

Ж. Г. Дозорцева.

Готлиб

Готлиб - сов. музыканты, братья; с 1927 выступали в фп. дуэте. Адольф Давидович Г. (11(24) VIII 1910, Москва - 12 IV 1973, там же) - пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1969). Кандидат искусствоведения (1943). Окончил в 1931 Моск. консерваторию по классу фп. К. Н. Игумнова, в 1935 - театроведч. ф-т ГИТИСа. В 1936-49 вёл класс фп. ансамбля в муз. уч-ще при Моск. консерватории, в 1941-44 преподавал игру на фп. в Саратовской консерватории; с 1955 профессор и зав. кафедрой камерного ансамбля Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В 1959 был организатором и художеств. руководителем первого студенческого камерного оркестра (с 1960 - коллектив ВГКО). Автор мн. транскрипций для 2 фп., ряда работ по теории исполнительства, в т. ч. "Основы ансамблевой техники" (1971), "Заметки о фортепианном ансамбле" (в сб.: Музыкальное исполнительство, 8 вып., 1973). Выступал в качестве муз. критика (псевд. А. Крамской). Михаил Давидович Г. (р. 26 Х(8 XI) 1907, Ярославль) - композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. К.Н.Игумнова. В 1932-38 преподавал игру на фп. в муз. уч-ще при Моск. консерватории. С 1938 преподаватель кафедры инструментовки и чтения партитур на военном ф-те Моск. консерватории (с 1949- Ин-т военных дирижёров, с 1960 - Военно-дирижёрский ф-т консерватории), с 1971 профессор. Автор ряда произв. для дух. оркестра. Ему принадлежат также мн. транскрипции для 2 фп. Написал совм. с Я. М. Каабаком и Е. П. Макаровым "Курс чтения партитур" (1956) и "Практический курс чтения партитур для духового оркестра" (1960); совм. с Н. А. Зудиным - "Пособие по инструментовке для руководителей самодеятельных духовых оркестров" (1961). Опубликовал "Заметки о преподавании концертного ансамбля" (в сб.: "Методические записки по вопросам музыкального образования", 1961).

И. М. Ямпольский.

Готовац Я.

Готовац Я. (Gotovac) Яков (р. 11 X 1895, Сплит) - хорв. композитор и дирижёр (Югославия). Учился у И. Маркса в Академии музыки в Вене (в 1920). В 1923-1957 дирижёр оперн. труппы Хорв. нац. т-ра в Загребе. Соч. Г., ярко выраженного нац. характера (гл. обр. вокальные), обогащены средиземноморскими влияниями, мелодии окрашены чувствительностью, страстностью (2 сонета, ор. 7, 1923; Песни страсти, ор. 21, 1940). Г. развивал традиции нац. хорв. музыки 2-й пол. 19 в., используя приёмы совр. композиторской техники, сочетал нар. основу с красочностью и изобретательностью гармонич. языка. Писал гл. обр. оперы на сюжеты из жизни хорв. народа, осн. на фольклорном муз. материале (б. ч. пост. в Хорватском нац. т-ре в Загребе), а также программные симф. сочинения. Последнее крупное произв. - опера-оратория "Петар Свачич" (1969).

Сочинения: оперы - Эро с того света (Ero s onoga svijeta, 1935), Морана (1930, Брно), Каменоломня (Kamenik, 1946), Мила Гойсалича (1952), Станац (1959), Дальмаро (1964); для орк.- Балканская песня и танец (Pjesma i ples sa Balkana, 1939), симф. поэмы Пахари (Oraci, 1937), Гусляр (Guslar, 1940), Динарка (1945); хоры, романсы, песни, обр. нар. песен.

Литература: Гордина Е., Самая популярная опера (об опере "Эро с того света"), "СМ", 1969, No 2, с. 121-25; Andreis J., Jakov Gotovac, Split, 1957; Kovacevic К., Hrvatski kompozitori i njehova djela, Zagreb, 1960, s. 164-79; его же, Dva zapazena jubileja, "Zvuk", 1965, No 66.

Д. Ковачевич.

Готт К.

Готт К. (Gott) Карел (р. 14 VII 1939, Пльзень) - чехосл. эстр. певец (лирико-драм. тенор). Дебютировал в 1959. Окончил Пражскую консерваторию (1965) у К. Каренина (ученика Ф. И. Шаляпина). С 1963 артист т-ра "Семафор", с 1965 - т-ра "Аполло". Обладает сильным, красивым голосом. В репертуаре классич. арии, нар. песни, джазовые баллады и совр. эстр. песни. Снимается в кино. Гастролирует во мн. странах мира, в т. ч. неоднократно в СССР (с 1965). 7 раз получал пр. "Золотой соловей" (с 1963), пр. "Золотой голос Праги", 1-й приз в Сопоте (ПНР; 1964), 1-я пр. на конкурсах в Сан-Ремо и Канне (1966).

Литература: Завадская Н., Карел Готт, "МЖ", 1971, No 4.

Готшалк Л. М.

Готчок (Gottschalk) Луи Моро (8 V 1829, Новый Орлеан - 18 XII 1869, Рио-де-Жанейро) - амер. пианист и композитор. Учился игре на фп. и композиции в Париже (1842-46); выступал в Париже и др. городах Франции (1844). Иск-во Г.-пианиста высоко ценили Ф. Шопен, Г. Берлиоз, В. Гюго и др. Много гастролировал в странах Зап. Европы (1850-52), в США (с 1853), на Кубе (жил здесь в 1853 и 1857-60) и др. о-вах Карибского моря (1856-61), а также в др. странах Лат. Америки (1865). В концертах исполнял и собств. соч. (в 1869 организовал фестиваль своей музыки). Г. - первый амер. пианист и композитор, завоевавший междунар. известность. В своих соч. (гл. обр. для фп. - ок. 90 пьес) использовал муз. фольклор жителей юга США, Кубы и др. стран бассейна Карибского моря (фп. пьесы "Банджо", "Бамбула", "Креольские очи" - "Ojos criollos"; "Воспоминания..." - "Souvenir..." о Кубе, Гаване, Пуэрто-Рико). В ряде соч. экзотич. тематика сочетается с влиянием зап.-европ. романтиков (фп. пьесы "Последняя надежда" - "The last hope"; "Умирающий поэт" - "The dying poet", "Оссиан"). Написал также 2 оперы (не пост.), симфонию "Тропическая ночь" ("La nuit des tropiques"), симф. поэму "Монтевидео" и др.

Литературные сочинения: Notes of a pianist, Phil., 1881.

Литература: Hensel О., Life and letters of L. M. Gottschalk, N. Y. - Boston, 1870.

Готье Д.

Готье Д. (Gaultier) Дени (ок. 1600, Марсель - янв. 1672, Париж) - франц. лютнист и композитор. С 20-х гг. 17 в. жил в Париже, выступал в аристократич. салонах. "Мягкая" манера игры, простота стиля, мастерское владение приёмами колористич. письма оказали влияние на зап.-европ. лютневое иск-во. Г. был выдающимся композитором, утвердившим стиль и формы лютневой музыки. Известны его лютневый сб. "Красноречие богов" ("La rhйtorique des Dieux", 1669, состоящий из 62, гл. обр. программных, произв.; полностью опубликован в 1886) и пьесы, входящие в сб. "Книга табулатур лютневых пьес, написанных г-ном Готье владельцем Нева и г-ном Готье его кузеном"... ("Livre de tabulature des piиces de luthe...", P., 1672, изд. после смерти). Г. разрабатывал популярные танцевальные жанры, преим. аллеманду, куранту, сарабанду, объединявшиеся им тонально в сюиты. Исследователи отмечают их связь с энергичными, импульсивными танцами франц. нар. музыкантов-скрипачей. Несмотря на то, что пьесы Г. основаны ещё на старинных ладах, в них проявляются функциональные тяготения мажора и минора. Утончённая мелодич. орнаментика, применявшаяся Г., оказала влияние на клавесинный стиль Ж. А. Англебера, Ж. Шамбоньера, И. Фробергера. Среди учеников Г.- Ж. Мутон, Ж. Галло и другие.

Литература: Друскин M., Клавирная музыка...XVI-XVIII веков, Л., 1960, с. 143-44; Fleischer О., Denis Gaultier, "Vierteljahrsschrift fьr Musikwissenschaft", Lpz., 1886; Tessier A., Denis Gaultier, P., 1933.

И. M. Ямпольский.

Гофман И.

Гофман И. (Hofmann) Иосиф (Юзеф) (20 I 1876, Подгуже, близ Кракова - 16 II 1957, Лос-Анджелес, США) - польск. пианист, педагог и композитор. Учился в Берлине у М. Мошковского (фп.) и Г. Урбана (композиция), в Дрездене - у А. Г. Рубинштейна (фп.), оказавшего на формирование Г.-пианиста решающее влияние. С 1899 жил в США, в 1924-38 был профессором и директором Муз. ин-та Кёртис в Филадельфии. Его ученики: А. Чезинс, Ш. Черкасский, П. Шалит и др. Концертировал в 1883-1946 (с перерывом на годы учения -1884-94).

Г. - один из крупнейших пианистов мира; особенной популярностью пользовался в США и в России, где в 1895-1913 гастролировал почти ежегодно (в Петербурге давал до 20 концертов в сезон). Игра Г. отличалась исключит. тщательностью воспроизведения нотного текста при безупречном мастерстве и блеске техники, благородством вкуса, сочетанием классич. ясности и чистоты стиля с романтич. изяществом и поэтичностью; однако существует мнение, что его интерпретациям не хватало глубины и творч. оригинальности. Репертуар Г. был громаден, особенно удавались ему мелкие пьесы Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Шуберта - Листа, а также М. Мошковского. Большую известность приобрели 2 книги Г. об игре на фп. (объединены им впоследствии в одну). Собранные в них советы и указания Г. отличаются точностью, конкретностью и имеют значит. практич. ценность; интерес представляют также включённые в книгу воспоминания Г. об А. Г. Рубинштейне. Муз. сочинения Г. (нек-рые под псевд. Михаил Дворский) большого художеств. значения не имеют. Автор 2 симфоний. 5 концертов и диалога "Хроматикон" для фп. с оркестром, а также мн. мелких пьес салонного характера для фп.

Литературные сочинения: Piano playing, Phil., 1907, N. Y., 1908 (рус. пер. - Фортепианная игра, М., 1911, 1929); Piano questions answered, N. Y., 1909 (рус. пер. - Вопросы и ответы, М., 1913, 1929); объединённое и доп. изд. обеих кн. - Phil., 1920 (рус. пер - Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре, М., 1938, 1961); интервью "The Etude", 1944, No 11 (рус. пер. - Советы молодым пианистам, "СМ", 1957, No 4).

Литература: Коган Г., Иосиф Гофман, "СМ", 1956, No 12; его же, Иосиф Гофман и его книга, в кн.: Гофман И., Фортепианная игра. М., 1961; перепечатка в кн.: Коган Г., Вопросы пианизма. Избр. статьи, М., 1968; Рабинович Д., Играет Иосиф Гофман, "СМ", 1961, No 7; Баринова М. Н., Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони, М., 1964; Оссовский А. В., Музыкально-критические статьи, Л., 1971; Коломийцов В., Статьи и письма, Л., 1971; Сhаsins A., Speaking of pianists..., N. Y., 1958, p. 7-26 (извлечение в рус. пер.: Чезинс A., Говоря о пианистах, "СМ", 1960, No 3, с. 103-108); Schonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963.

Г. M. Коган.

Гофман К.

Гофман К. (Hoffmann) Карел (12 XII 1872, Прага - 30 III 1936, там же) - чеш. скрипач. В 1920 окончил Пражскую консерваторию по классу скрипки А. Бенневица. С 1891 возглавлял "Чешский квартет"- один из лучших европ. камерных ансамблей, с к-рым гастролировал во мн. странах, неоднократно в России (впервые в 1895). Как солист был известен своей интерпретацией концертов В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Й. Брамса, P. Мендельсона, П. И. Чайковского, А. Дворжака, сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха (цикл концертов исполнил в 1924-25). Й. Сук посв. ему "Четыре пьесы" для скрипки и фп., ор. 17.

Гофман Р. М.

Гофман Р. М. (Hofman) Ростислав (Мишель) Модестович (р. 15(28) IV 1915, Петроград) - франц. музыковед. Сын литературоведа- пушкиниста и поэта Moдеста Людвиговича Г. С 1923 живёт во Франции. Деятель об-ва "Музыкальная молодёжь Франции". Ведёт большую работу по популяризации во Франции рус. и сов. муз. культуры, творчества сов. композиторов. Выступает по франц. радио с лекциями, комментариями. С 1968 редактор журн. "Diapason". Автор мн. работ, посвященных рус. классич. и сов. музыке.

Сочинения: Un siиcle d opйra russe, P., 1946; Tchaпkovsky, P., 1947; La musique en Russie des origines а nos jours, P., 1957; Rimski-Korsakov, P., 1958; Histoire de la musique des origines а nos jours, P., 1959; Dvmitri Chostakovitch, p., 1963; Serge Prokofiev, P., 1964; La musique soviйtique, P., 1964; La vie de Moussorgski, P., 1964; La vie des grands musiciens russes, P., 1965; Les grandes figures slaves de Russie, P., 1965; Histoire de la musique russe des origines а nos Jours, P., 1968.

И. M. Ямпольский.

Гофман фон Фаллерслебен А. Г.

Гофман фон Фаллерслебен А. Г. (Hoffmann von Fallersleben) Август Генрих (2 IV 1798, Фаллерслебен, Ганновер - 19 I 1874, Корвей, близ Хёкстера) - нем. поэт, филолог-германист, историк, фольклорист. Изучал древнюю филологию и теологию в Гёттингенском ун-те, германистику - в Боннском. В 1823-1843 библиотекарь в ун-те в Бреславле, с 1830 там же преподавал нем. яз. и лит-ру. В 1842 лишился должности в ун-те в связи с изданием "Аполитичных песен" ("Unpolitische Lieder", 1841) и с общей сатирич. и свободолюбивой направленностью творчества. С 1860 до конца жизни работал библиотекарем герцога в замке Корвей. Г. ф. P. автор текстов мн. песен, отличающихся высокой гражданственностью, патриотизмом, а также сатирических. В восторженно романтич. духе воспевал идеи всеобщего братства, гражданских свобод, гуманизма, охраны нац. прав. Особенную популярность получила песня "Германия, Германия превыше всего" ("Deutschland, Deutschland ьber alles", 1841), выражавшая идею единства Германии и ставшая нац. гимном (впоследствии использовавшаяся в грубо шовинистич. интерпретации в качестве националистич. гимна нем. фашистами). Были популярны также детские песни Г. ф. P., выдержанные в нар. духе, выразительные по языку. Большой вклад в нем. культуру внёс своей научно-фольклористич. деятельностью (сб. "Немецкие гражданские песни 16-17 вв." - "Die deutschen Gesellschaftslieder des 16. u. 17. Jahrhunderts", Tl 1-2, Lpz., 1844, 1860), а также сб. голл. и польск. нар. песен.

Сочинения: Geschichte des deutschen Kirchenliedes bis auf Luthers Zeit, Breslau, 1832, Hannover, 1861; Schlesische Volkslieder mit Melodien, Lpz., 1842 (совм. с E. Рихтером); Fьnfzig Kinderlieder, Lpz., 1843; Michael Vehe's Gesangbuchlein vom Jahre 1537, Lpz., 1537, Neudruck, Hannover, 1853; Unsere volkstьmlichen Lieder, Lpz., 1859, 1900; Ruda. Polnische Volkslieder der Oberschlesier, Kassel, 1865; Vaterlandslieder, Hamb., 1871 (с мелодиями Г. М. Шлеттерера); Mein Leben. Aufzeichnungen und Erinnerungen, Bd 1-6, Hannover, 1868-70.

Литература: Wagner J. M., Hoffmann von Fallersleben. 1818-1868. 50 Jahre dichterischen und gelehrten Wirkens. Bibliographisch dargestellt, W., 1869; Heidriсh W., Die Kinderlieder Hoffmann's von Fallersleben, Kцln, 1925 (Diss.).

E. А. Мнацаканова.

Гофман Э. Т. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гофмансталь Г.

Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1 II 1874, Вена - 15 VII 1929, Родаун, близ Вены) - австр. поэт, драматург, либреттист. Творч. деятельность начал в 1890. Крупнейший представитель неоромантизма и символизма в австр. лит-ре. В 1906 по инициативе Р. Штрауса началась совм. работа композитора и Г. в качестве либреттиста его опер, превратившаяся в длительное творч. содружество. Из числа написанных для Штрауса (и в сотрудничестве с ним) либретто выделяются: "Электра" (по одноим. трагедии Г.; 1909, Дрезден) и "Кавалер роз" (1911, там же). Для первого характерна драматич. мощь, для второго блеск, естественность, особый динамизм, стремительность действия. Среди др. либретто к операм Штрауса: "Ариадна на Наксосе" (1913, Штутгарт), "Легенда об Иосифе" (1914, Париж, совм. с X. Кеслером), "Женщина без тени" (1919, Вена), "Елена Египетская" (1928, Дрезден), "Арабелла" (1933, там же). Музыку на тексты драм Г. писали и др. композиторы ("Каждый человек" с интермедиями Э. Нельсона, 1922; "Альцесста" Э. Веллеса, 1924; "Безумец и смерть" А. Мейера; "Свадьба Зобеиды" Черепнина, 1933; "Афинские развалины", обр. Р. Штраусом музыки Л. Бетховена).

Литература: Krьger К. J., Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss, В., 1935; Hederer E., Hugo von Hofmannsthal, Fr./M., 1960; Hugo von Hofmannstahl. (Der Dichter im Spiegel der Freunde), Bern - Mьnch., (19631; Volke W., Hugo von Hofmannstahl im Selbstzeugnissen und Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1967; Grдwe K. D., Sprache, Musik und Szene in "Ariadne auf Naxos" von Hugo von Hofmannsthal und Richard Strauss, Mьnch., 1969.

Гоциридзе Л. М.

Лейла Михайловна (р. 13 III 1924, Тбилиси) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Груз. ССР (1958). Деп. Верх. Совета СССР 4-го созыва. В 1947 окончила Тбилисскую консерваторию у О. А. Бахуташвили-Шульгиной, с того же года солистка Груз. т-ра оперы и балета. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Марина Мнишек, Иоанна, Кармен, Амнерис; Дареджан ("Дареджан коварная" Баланчивадзе), Натела, Нено ("Абесалом и Этери", "Латавра" Палиашвили), Соломия ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Хивря ("Семён Котко"). Гастролирует за рубежом. С 1976 преподаватель Тбилисского муз. уч-ща им. М. Баланчивадзе, с 1978 - Театр. ин-та им. Ш. Руставели, с 1980 - Тбилисской консерватории.

Литература: Лейла Гоциридзе, Тб., 1958 (буклет).

Гошовский В. Л.

Владимир Леонидович (р. 25 IX 1922, Ужгород) - сов. музыковед и фольклорист. Кандидат искусствоведения (1972). В 1944 окончил историко-филологич. ф-т Пражского ун-та, в 1953 - Львовскую консерваторию. С 1961 ст. преподаватель Львовской консерватории, в 1966-69 зав. фольклорным кабинетом, созданным Г. Работы Г. посв. вопросам сравнит. изучения муз. фольклора славян, связи музыкознания с совр. точными науками, исследования муз. культуры Закарпатья.

Сочинения: До питания про музичнi Дiалекти Закарпаття, "Доповiдi та повiдомлення Ужгородського ун-ту", Cepiя фiлологiчна", 1958, No 3; Деякi особливостi iсторичного розвитку украпнськоп народноп пiснi на Закарпаттi, "Народна творчiсть та етнографiя", 1960, No 1; Заметки о музыкальной жизни советского Закарпатья, в кн.: Украинская советская музыка. Статьи, Киев, 1960; Ceskй a slovenskй pнsne v ukrajinskйm folklуru Zakarpatskй oblasti USSR, "Ceskэ lid", Praha, 1961, c. 5, 1962, c. 2; Фольклор и кибернетика, "СМ", 1964, No 11-12; The experiment of systematizing and cataloguing folk tunes following the principles of musical dialectology and cybernetics, "Studia musicologica Academiae scientiarum Hungarical", Bdpst, 1965, t. 7; Семиотика в помощь фольклористике, "CM", 1966, No 11; Страницы истории музыкальной культуры Закарпатья XIX - первой пол. XX в., в сб.: Украинское музыковедение, т. 1, К., 1966, т. 2, Кипв, 1967 (на укр. яз.); К спору о Дилецком, "СМ", 1967, No 9 (совм. с И. Дурневым); Спроба генези однoп лемкiвськоп веciьноп пiснi, в кн.: Збiрник Музею укpaпнскoп культури у Свиднику, т. 3, Пряшiв, 1967; Листування Ф. Колесси з I. Панькевичем, там же, 1969, т. 4; Украинские песни Закарпатья, М., 1968; Die Aufbauprinzipien des Elementarkatalogs der rhythmischen Versstrukturen, в кн.: Methoden der Klassifikation von Volksliedweisen, Brat., 1969; Ein ukrainisches Rдuberlied der Ostkarpaten, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", В., 1969, H. 2; Заметки на полях песен Хамдии Шахинпашича, "СМ", 1971, No 6; Академик Ф. Колесса, там же, 1971, No 9; У истоков народной музыки славян. Очерки по музыкальному славяноведению, М., 1971; Початки хорового спiву на Закарпаттi, в кн.: Збiрник Музею украпнськоп культури у Свиднику, т. 6, Пряшiв, 1972.

Грабовский Л. А.

Леонид Александрович (р. 28 I 1935, Киев) - сов. композитор. В 1958 окончил по классу композиции Б. Н. Лятошинского и Л. Н. Ревуцкого Киевскую консерваторию, где в 1961-63 и 1966-68 преподавал теоретич. предметы. Г. работает в кантатно-ораториальном, симфонич. и камерном жанрах. Наиболее значит. произв.- для голоса и камерного ансамбля разл. состава инструментов. Применение оригин. исполнит. составов и новой композиторской техники в творчестве Г. связано с поисками совр. приёмов воплощения нар.-нац. начала в музыке. В вок.-инстр. произв. использовал укр., рус, франц., нем., япон. поэзию; важнейший источник творчества - нар. укр. песни ("Четыре украинские песни", "Орнаменты" и др.).

Сочинения: для орк. - Симфонические фрески (по мотивам рисунков Б. Пророкова из серии "Это не должно повториться" (1961), Гомеоморфия IV (1970); для голоса с орк. - 4 укр. песни для хора и орк. (1959; 1-я пр. на 1-м Всесоюзном смотре творчества молодых композиторов, 1962), Море (для чтеца, хора, органа и орк.), музыка к отрывкам из поэмы Сен-Жона Перса Ориентиры (Горечи, 1965-70), и др.; камер н. ансамбли - трио для фп., скр. и к-баса (1964), Константы (для 4 роялей, 6 групп ударных искр, соло, 1966), Орнаменты (для гобоя, арфы и альта, 1969); для голоса и камер н. ансамбля - Пастели (на сл. П. Тычины для голоса, скр., альта, влч., и контрабаса, 1964), 6 японских хокку (на сл. средневековых япон. поэтов, для тенора, флейты-пикколо, фагота и ксилофона, 1964), Эпитафия Р.-М. Рильке (для сопрано, челесты, гитары, арфы и колоколов, 1965); 5 стихотворений В. Маяковского (для баритона и фп., 1962); Гомеоморфия I-III (для фп., 1969); соната для скр. соло; Микроструктуры для гобоя (1964).

С. С. Павлишин.

Гравелис П. П.

Петер Петрович (p. 26 VIII 1919, Kepпи, ныне Цесисского р-на) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Латв. ССР (1959). В 1939-41 учился в Латв. консерватории по классу В. Скотта, затем брал уроки у Э. Виттинга и А. Вилюманиса. В 1944-47 хорист, с 1947 солист Латв. т-ра оперы и балета. Среди партий: Даумант ("Банюта" Алф. Калниня), Андрей Болконский ("Война и мир"), главные партии в операх "Евгений Онегин", "Мазепа", "Риголетто", "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник"; Болстрад ("Питер Граймс" Бриттена), Вольфрам ("Тангейзер") и др. Выступает также в концертах.

Литература: Peteris Gravelis, в кн.: Вerzinа V., Eju parversties skana, Riga, 1969, с 89-119.

Я. Я. Витолинь.

Гравитис О. Э.

Ольгерт Эрнестович (р. 30 VIII 1926, Алуксне) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1969). Кандидат искусствоведения (1969). Окончил Латв. консерваторию (Рига) в 1952 - как музыковед, в 1960 - как композитор (у Я. А. Иванова). Окончил в 1956 аспирантуру Ленингр. консерватории (рук. Г. Г. Тигранов). С 1961 преподаёт в Латв. консерватории, с 1969 доцент. Г. - автор статей в периодич. печати, исследований по латыш. классич. музыке, монографий и популярных брошюр. Как композитор Г. обращается в основном к муз.-сценич. жанрам и вок. музыке. Среди его произв. - оперы "Аудрини" (1965, Латв. т-р оперы и балета), "Сквозь метели" ("Sniegputennos", 1967, там же), телевизионная опера "Соколёнок" ("Vanadzinns", 1959), кантаты, хоры, романсы (в т. ч. цикл "Лунное сияние" - "Moonshine", сл. Я. Райниса), обр. латыш, нар. мелодий и др.

Литературные сочинения: Jurjanu Andrejs, Riga, 1953; в рус. пер. - Андрей Юрьян, Рига, 1955; Latviesu komponistu biografijas, Riga, 1953; в рус. пер.- Латышские композиторы, Рига, 1955; Jгzeps Vitols un latviesu tautas dziesma, Riga, 1958; в рус. пер. - Язеп Витол и латышская народная песня, М.-Л., 1966, Janis Reinholds, Riga, 1968; Arvids Zilinskis, Riga, 1971, и др.

Я. Я. Витолинь.

Гравичембало

Гравичембало (итал. gravicembalo) - старинный клавишный инструмент. Идентичен клавичембало или клавесину. Приставка grave (итал.- глубокий) в названии связана с тем, что в 16-17 вв. в Италии Г. наряду с нек-рыми др. инструментами применялся в оркестре для исполнения генерал-баса (basso continuo); играл на нём сам руководитель оркестра (дирижёр).

Градуал

Градуал (позднелат. graduale, от лат. gradus - ступень).

1) Responsorium graduale (лат.) - песнопение католич. богослужения с особым текстом для каждого праздника. Г. исполнялся попеременно дьяконом, стоящим на ступенях амвона (отсюда и название Г.), и хором. В католич. богослужении Г. всегда следует за чтением духовных стихов. Первоначально как солист, так и хор пели поочерёдно целый псалм; с течением времени сольная часть всё более сокращалась, одновременно хор. и особенно сольная части обогащались мелизматич. украшениями. Ранние Г. были одноголосными; в 12 в. появились и многогол. Г. Расцвет жанра связан с именем Перотина (Париж, собор Нотр-Дам), создававшего высокохудожеств. 4-голосные Г. В 16 в. Г. писались в полифонич. манере, близкой к мотетному письму; в 17-18 вв. в них проявляются черты конц. барочного стиля. В последующее время Г. сблизился с др. многогол. церк. песнопениями.

2) Собрание сольных и хор. песнопений католич. церк. службы (мессы). Осн. часть составляют песнопения, исполняющиеся в определённые церк. праздники. В качестве приложения к Г. следуют, как правило, песнопения "обычной" мессы (Ordinarium missae) - Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus/Benedictus, Agnus Dei. В католич. церквах применяется Graduale Romanum, изд. Ватиканом в 1908.

Литература: Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1. Ursprung und Entwicklung der liturgischen Gesangformen bis zum Ausgange des Mittelalters, Freiburg, 1895, Lpz., 1911; Tl III. Gregorianische Formenlehre. Eine choralische Stilkunde, Lpz., 1921; Johner D., Neue Schule des gregorianischen Choralgesanges, Regensburg, 1906, 1937, под загл. "GroЯe Choralschule"; Gastоuй A., Le graduel et l'antiphonaire romains. Histoire et discription, Lyon, 1913; Apel W., Gregorian chant, Bloomington, (1958); Habire F., Die Gradualien des 3. Modus und ihre musikalische Structur, в кн.: Musicus - Magister. Festschrift Th. Schrems, Regensburg, 1963.

Градштейн А.

Градштейн А. (Gradstein) Альфред (30 X 1904, Ченстохова - 9 IX 1954, Варшава), польский композитор. В 1922-25 учился в консерватории у Р. Статковского (композиция) и X. Мельцер-Щавиньского (дирижирование и фп.) и в ун-те (философия) в Варшаве; в 1925 -27 - в Высшей школе музыки в Вене у Й. Маркса (композиция) и К. Крауса (дирижирование). В 1927-47 жил в Париже. Работал в области муз. воспитания рабочих. В 1947 вернулся в Польшу. Г. - один из первых создателей польской массовой песни. Ему принадлежат статьи о музыке. Гос. пр. ПНР, 1950 и 1952.

Сочинения: балеты - Сватанье (Zaloty, 1935), Польские танцы (Tance polskie, 1942); кантата; концерт с орк.- для фп. (1929-32); камерно-инстр. ансамбли; для фп. - Классическая соната (1943), миниатюры, 12 этюдов Памяти Шопена (Hommage б Chopin, 1940-45), танцы, мазурки и др.; пьесы для скр., массовые песни (в т. ч. популярная - Направо мост, налево мост), песни для детей; эстрадная музыка для драм, т-ра, кино.

Литература: Charpentier R., Hessein et Gradstein, "Art", P., 1946, 25.1; Kawczynska A., О popularnosci piesni masowych A. Gradsteina, "Muzyka", 1954, No 7/8.

З. Лucca.

Граматхес А.

Грамаш (Gramatges) Арольд (р. 26 IX 1918, Сантьяго-де-Куба) - кубин. композитор и муз. критик. Учился в США у А. Копленда (композиция). Один из основателей и руководителей муз. общества "Группа обновления", к-рое объединяло прогрессивных кубин. музыкантов, пропагандировало совр. музыку, издавало спец. журнал. В муз. творчестве Г. использует кубин. муз. фольклор, прежде всего - его ритмич. богатство. Вёл курсы муз. эстетики и истории в консерватории Гранадоса в Гаване.

Сочинения: балет - Икар (Icaro, 1943), пост. "Балет А. Алонсо"; для орк. - симфония; для камерного орк. - Инвенция (1941); для дух. орк. - увертюра к балету Обращаясь в будущее (1944), Концертино; для фп. - соната (1942); Каприччио для флейты, кларнета, скр. и влч., дуэт для флейты и фп.; хоры, песни.

Литература: Seeger Ch., Music of Latin America, Wash., 1953.

M. M. Яковлев.

Граммофон

Граммофон (от греч. gramma - буква, запись и ponn - звук, голос) - аппарат для воспроизведения звука, записанного на граммофонную пластинку. Происходит от фонографа. Состоит из ящика с диском и пружинным механизмом для вращения пластинки, звуковой коробки ("мембраны") с иглодержателем, в к-рый вставляется игла, тонарма (подвижной соединительной трубки) и рупора. При вращении грампластинки остриё иглы, двигаясь зигзагообразно по спиральной канавке с записью звука, передаёт диафрагме звуковой коробки свои колебания. Колебания диафрагмы (полой трубки постоянного сечения) через тонарм передаются рупору, излучающему звук.

Г. был изобретён в 1888 нем. инженером Э. Берлинером, работавшим в США. Вначале диск с помощью зубчатых передач приводился в движение рукой, хотя и при этом скорость вращения регулировалась спец. приспособлением. Позднее Берлинер и Э. Р. Джонсон применили в Г. пружинный механизм, скорость вращения стала более равномерной, и "плавание" воспроизводимых звуков уменьшилось. В ранних конструкциях Г. тонарма не было и звуковая коробка непосредственно присоединялась к входному отверстию рупора, таким образом движение коробки по пластинке вызывало поворот рупора. Около 1912 появились первые менее громоздкие "безрупорные" Г. (с внутренним рупором). Они оформлялись в виде тумб-шкафчиков из различных ценных пород дерева.

Постепенно конструкция рупора совершенствовалась и качество звука повышалось. После 1925 рупор и звуковая коробка Г. подверглись тщательным теоретич. исследованиям. Это позволило значительно улучшить передачу низких и высоких частот, уменьшить пики, вызываемые резонансом системы, добиться воспроизведения относительно большого диапазона частот (100-5000 гц). Были созданы портативные модели, выпускавшиеся в течение неск. десятилетий (см. Патефон). Осн. недостатки Г. - низкое качество звучания, быстрый износ пластинки. Поиски путей преодоления этих недостатков привели к изобретению электропроигрывателя, электрофона.

Литература: Вильсон П., Вебб Г., Современные граммофоны..., пер. (с англ.), Л.-М., 1936; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с. 28-40.

Н. С. Зильбербранд.

Граммофонная пластинка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гранадос Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Гранд-Опера"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гранжани М.

Гранжани М. (Grandjany) Марсель (р. 3 IX 1891, Париж) - франц. арфист и композитор. С 8 лет учился игре на арфе у франц. арфистки А. Ренье. В 1909, окончив Парижскую консерваторию, дебютировал в концертах оркестра Ламурё и в том же году дал первый сольный арфовый концерт. В течение неск. лет был органистом и хормейстером в церкви Сакре-Кёр в Париже, затем полностью посвятил себя игре на арфе. Первый и лучший интерпретатор "Интродукции и аллегро" Равеля (исполнял в Париже с оркестром под упр. автора). В 1921-35 преподавал в консерватории Фонтенбло. С 1936 жил в США. С 1938 возглавлял арфовый отдел Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке. С 1943 - один из ведущих педагогов Консерватории муз. и драматич. ин-та в Монреале (Канада), с 1956 - Манхаттанской школы музыки в Нью-Йорке. Конц. выступления во Франции, Великобритании, Канаде и США создали Г. славу одного из наиболее выдающихся совр. арфистов. Г. - представитель импрессионистской исполнит. школы, обладает виртуозной техникой, широко применяет разл. приёмы "тушения" звуков. Написал песни, пьесы для фп., многочисл. произв. для арфы: симф. поэма (с оркестром и хором), рапсодия "Осень", Арабеска, Мелодия, Прелюды, сюита "Детский час", Фантазия на тему Й. Гайдна, ария в клас-сич. стиле (арфа со струн, квинтетом), обработки нар. песен. Широко известны обработки Г. для арфы: Гендель-концерт b-moll (для одной арфы и каденция), "Сицилиана" Респиги, пьесы И. С. Баха, сонаты Ф. Э. Баха, пьесы французских клавесинистов и др.

В. В. Доброхотов.

Гранихштедтен Б.

Гранихштедтен Б. (Granichstaedten) Бруно (1 IX 1879, Вена - 20 V 1944, Нью-Йорк) - австр. композитор. Учился у С. Ядассона в Лейпцигской консерватории. Был концертмейстером в Венской придв. опере, выступал как певец и пианист в кабаре. Автор 16 оперетт (1908-30), в т. ч. "Мальчик или девочка" ("Bub oder Mдdel", 1908), "По приказу императрицы" ("Auf Befehl der Kaiserin", 1915), "Любовь в вальсах" ("Walzerliebe", 1918), "Орлов" (1928), "Эвелина" (1928), имевшие успех. Сочинял киномузыку, писал либретто" для своих оперетт и оперетт О. Штрауса, сотрудничал с комп. Р. Бенацки. В 1939 в связи с присоединением Австрии к фашистской Германии эмигрировал в США.

Гранфельт Х.

Гранфельт Х. (Granfeit) Ханна (Лиллиан) (2 VI 1884, Саккола - 3 XI 1952, Хельсинки) - фин. певица (сопрано). Пению училась в Хельсинки у А. Ангер. В 1902 дебютировала на сцене Финского т-ра. В 1904-1909 совершенствовалась в Париже и Дрездене, затем длит. время работала в Германии, где приобрела известность. В 1908-10 солистка Мангеймской оперы, в 1910-1912 - "Курфюрстендаммопер" (Берлин), в 1913 - "Ковент-Гарден" (Лондон), в 1915-22 - Берлинской придв. (затем гос.) оперы. Г. - одна из лучших исполнительниц партий в операх В. А. Моцарта, Р. Вагнера и совр. композиторов. С особенным успехом выступала в операх Р. Штрауса (Октавиан - "Кавалер роз"; Ариадна - "Ариадна на Наксосе", Саломея); неоднократно гастролировала в Европе и США совм. с композитором. С 1923 жила постоянно в Хельсинки, выступала на сцене Финской оперы, иногда выезжала за рубеж, преподавала. Г. обладала голосом большой силы, отличалась драм. одарённостью. Партии: Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"), Саломея и др. Выступала и как конц. певица, исполняла произв. фин. авторов.

М. М. Яковлев.

Граубинь Е. Я.

Граубиньш Екаб Янович (4 (16) IV 1886, Прейли - 3 XII 1961, Рига) - сов. композитор, фольклорист и музыковед. В 1923 окончил Латв. консерваторию по классу композиции Я. Витола.

В 20-30-х гг. выступал как муз. критик. В 1938-50 педагог Латв. консерватории (с 1945 профессор). Г. - один из крупнейших знатоков латыш. нар. музыки, собиратель латыш. нар. песен, автор исследований о латыш. муз. фольклоре.

В его муз. творчестве значит. место занимали многочисл. хор. обр. латыш. нар. песен. Эти обработки отличают богатая хор. фактура, развитая полифония. Г. редактировал сб. хор. песен А. Юрьяна и Я. Витола.

Сочинения: кантаты; произв. для орк., для орк. латыш. нар. инструментов; 2 фп. квинтета (1946, 1955); произв. для фп., органа; хоры - вок.-драм. поэма Сын вдовы (Atraitnes dels; на текст В. Плудониса, б cappella, 1959); муз.-педагогич. произв. и др.

Литературные сочинения: Latviesu tautas dziesmu muzika, в кн.: Latviesu literгtures vesture, I, Riga, 1935; Talsu novada tautas meldijas, Riga, 1935.

Я. Я. Витолинь.

Граубинь И. Е.

Илзе Екабовна (р. 8 XI 1941, Рига) - сов. пианистка и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1979). Дочь комп. Е. Я. Граубиня. Окончила Моск. консерваторию у Я. В. Флиера (1965). С 1967 солистка Латв. филармонии. Ведёт конц. деятельность. Дипломантка Междунар. конкурса пианистов им. В. Клиберна (1962, Форт-Уэрт, США). 1-я пр. на 2-м Междунар. конкурсе пианистов им. И. С. Баха (1964, Лейпциг). Гастролирует за рубежом. Преподаёт в Латв. консерватории.

Граун

Статья большая, находится на отдельной странице.

Граунд

Граунд (англ. ground, букв. - земля, почва, грунт, основание). 1) Англ. обозначение cantus firmus. 2) Англ. обозначение basso ostinato, а также самих сочинений, осн. на его применении. В таких произв. мелодия баса всё время повторяется, оставаясь неизменной, тогда как верхние голоса обновляются за счёт варьирования первонач. основы (в связи с чем подобные сочинения часто наз. дивиженс на Г. - divisions upon a ground) или за счёт свободного развития. Г. с нач. 16 в. широко представлен в творчестве англ. вёрджинелистов (Бёрд, Булль); в 17 в. часто применялся в обработках нар. мелодий (вариациях), проник и в оперу (Г. Пёрселл). В нек-рых произв. конца 17 в. подвергается фигурац. варьированию и сам basso ostinato. Порой Г. называли и обычный басовой голос в инстр. сочинениях. Хотя термин "Г." в Англии чаще всего использовали для обозначения ostinato в басу, нередко его относили и к остинатным мелодич. образованиям, проходящим в верхних голосах (мелодич. Г.) или передающимся из голоса в голос (для осн. на этом приёме произв. существовало, однако, и особое назв. фэнси - (fancy). Т. о., грань между Г. и др. родами осн. на ostinato произведений не была вполне чёткой.

Литература: Litterscheid R., Zur Geschichte des Basso ostinato, Marburg, 1928; Nowak L., Grundzьge einer Geschichte des Basso ostinato..., W., 1932; Neudenberger L., Die Variationstechnik der Virginalisten im Fitzwilliam "Virginal Book", В., 1937 (Diss.); Meyer E. H., English chamber music, L., 1946, 1951; Apfel E., Ostinato und Kompositionstechnik bei den englischen Virginalisten..., "AfMw", XIX/XX, 1962/63, H. 1, Aug., S. 29.

Граупнер И. К.

Граупнер И. К. (Graupner) Иоганн Кристоф (13 I 1683, Кирхберг, Саксония - 10 V 1760, Дармштадт) - нем. композитор и органист. Учился у И. Шелле (игра на клавесине, церковное пение) и И. Кунау (композиция) в Лейпциге. С 1706 аккомпаниатор в Корол. опере в Гамбурге; с 1709 вице-капельмейстер Дармштадт-Гессенского князя, с 1710 придв. органист, с 1712 1-й капельмейстер в Дармштадте, где также преподавал (его ученик по композиции - И. Ф. Фаш). Как композитор отличался исключит. продуктивностью. В огромном творч. наследии Г. (в б-ке ландграфа Дармштадтского хранилось ок. 200 рукоп. концертов, симфоний, увертюр) выделяются его клавирные сюиты. Среди др. изданных произв. наиболее известны 8 партит, прелюдии и фуги. Среди опер: созданные в Гамбурге - "Дидона" (1707), "Антиох и Стратоника" (1707 или 1708), "Карнавал в Венеции" ("Der Carneval von Venedig", совм. с Р. Кайзером, 1707); в Дармштадте - "Постоянство побеждает обман" ("La costanza vince l'nganno", 1719); не сохранились, но были пост. - "Береника и Луций" (1710) и "Телемак" (1711). Муз. стиль Г. отличается пышностью, импозантностью, внешним блеском, соединяет полифонич. мастерство с развитой гомофонной техникой, однако недостаточно самостоятелен. Г. обладал ярко выраженным мелодич. дарованием, что проявилось как в его операх, так и в фп. и орг. произв. (последние сохранили своё значение). Написал автобиографию (в сб. И. Маттезона - Mattheson J., "Grundlage einer Ehrenpforte", 1740).

Сочинения: 8 опер; для орк. - 113 симфоний, ок. 80 увертюр, 44 концерта для разл. инстр. с орк.; 20 трио-сонат; 6 сонат (сюит для клавесина, клавикорда, клавичембало), 4 пьесы для клавира ("Четыре времени года" - 4 Jahreszeiten, 1733); 16 партит; 4 сонаты для скр.; для хора - ок. 1400 церк. и 24 светск. кантат.

Литература: Nagel W., Das Leben Chr. Graupners, "SIMG", X, 1908/1909, S. 568; его же, Chr. Graupner als Sinfoniker, Langensalza, 1912; Nоаск Fr., Chr. Graupners Kirchemusiken, Lpz., 1916.

E. А. Мнацаканова.

Грач Э. Д.

Эдуард Давидович (р. 19 XII 1930, Одесса) - сов. скрипач. Игре на скрипке обучался в Одессе в Муз. школе им. П. С. Столярского. Окончил в 1953 Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского, в 1958 - аспирантуру (рук. А. И. Ямпольский и Д. Ф. Ойстрах). Лауреат междунар. конкурсов в Будапеште (1-я пр., 1949), им. М. Лонг - Ж. Тибо в Париже (3-я пр., 1955) и им. П. И. Чайковского в Москве (5-я пр., 1962). С 1953 солист Всероссийского гастрольно-конц. объединения (с 1965 - Москонцерт). С 1964 участник трио с Е. В. Малининым (фп.) и H.H. Шаховской (влч.). Гастролирует за рубежом (Венгрия, Франция, Югославия, Швеция, Англия, Италия, ГДР, ФРГ и др.).

Грачёв М. О.

Михаил Оскарович (р. 15(28) I 1911, с. Фельштын, ныне Львовской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Калмыцкой АССР (1962). Наборщик типографии г. Проскурова, Г. в 1929 был принят на рабфак Московской консерватории. В 1939 окончил консерваторию по классу композиции (ученик В. А. Белого, В. Я. Шебалина, Б. С. Шехтера). Автор песен, многие из к-рых премированы на конкурсах массовых песен. Неоднократно выезжал в Калмыкию, где записал и обработал ряд песен; на основе их создал кантаты "На земле калмыцкой" (1962) и "По заветам Ленина живём" (1970), орк. сюиту, струн. квартет, фп. трио, рапсодию для фп., составил сб. калмыцких нар. песен. В своём творчестве использовал также мелодии др. народов РСФСР.

Сочинения: оперетта - Дорога в Нью-Йорк (1962); симфония (1939); для хора и орк., в т. ч. сюиты Хозяева земли (с орк. нар. инстр.) и Колхозная весна (1952); хоры; вок. циклы на сл. Ш. Петефи, Дж. Родари, К. Рылеева, Л. Квитко; романсы, песни, музыка для цирка, кино и эстрады.

В. С. Штейнпресс.

Грачёв П. В.

Пантелеймон Владимирович (28 VI(10 VII) 1899, Петербург - 26 III 1966, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1949). Окончил в 1922 юридический ф-т Петерб. ун-та, в 1924 - ф-т истории и теории музыки Российского ин-та истории иск-в в Ленинграде (в 1919-23 занимался по композиции у М. О. Штейнберга). С 1925 ст. научный сотрудник этого ин-та (позже Научно-исслед. ин-т театра и музыки). В 1935-40 преподавал в Ленингр. консерватории (история музыки). Ему принадлежат вступ. ст., коммент. и пер. кн.: "Гретри. Мемуары, или Очерки о музыке" (т. 1, М.-Л., 1939).

Сочинения: Увертюры Бетховена, (Л.), 1937; Симфония до мажор Шуберта, Л., 1938; Героическая симфония Бетховена, в сб.: Очерки истории и теории музыки, вып. II, Л., 1940; О. И. Козловский, С. И. Давыдов, К. А. Кавос, в кн.: Очерки по истории музыки в России. 1790-1825, Л., 1956, и др.

Гребнев А. Ф.

Александр Филимонович (р. 17(29) XI 1886, с. Людиново, ныне Калужской обл.) - сов. хор. дирижёр, педагог и фольклорист. В 1894-1906 учился в Синодальном уч-ще в Москве, в 1914 окончил Моск. консерваторию по классам композиции М. М. Ипполитова-Иванова и С. Н. Василенко. С 1904 руководил школьными хорами, преподавал сольное и хор. пение в разл. учебных заведениях, занимался методикой детского вок. воспитания, обучения музыке слепых; был науч. сотрудником ГИМНа. Г. первым записал и исследовал (в 1937-41) адыгейские (черкесские) нар. песни и мелодии, реконструировал ряд нац. киргизских и адыгейских муз. инструментов, создал их орк. разновидности.

Сочинения: Как вести хоровую работу в клубах, М., 1925, 1929; Методика музыкально- художественного воспитания слепых, М., 1934, под назв.: Методика обучения музыке в школе слепых, М., 1949; "Адыгэ орэдхэр". Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии. Сб. первых записей. Сост. и ред. А. Ф. Гребнев, М.-Л., 1941 (с прил. ст. "Критический обзор музыкального творчества народа адыге (черкесов)").

И. М. Ямпольский.

Грегор Б.

Грегор Б. (Gregor) Богумил (р. 14 VII 1926, Прага) - чеш. дирижёр. Окончил Пражскую консерваторию (1949), где учился у П. Дедечека и А. Климы. Был дирижёром "Т-ра им. 5-го мая" (с 1947), Нац. т-ра (1948-1949 и с 1963) в Праге. Работал в Брно (1949-51); дирижировал оркестром оперного т-ра (ассистент З. Халабалы), Армейским художеств. ансамблем им. В. Неедлы в Праге. Возглавлял Гос. т-р в Остраве (1958-62). С 1965 дирижировал в Оперном т-ре в Стокгольме, 1968 - гаагским симф. оркестром "Резиденси". Подражая исполнит. стилю Халабалы, Г. дирижировал операми "Русалка" Дворжака и "Борис Годунов"; оперу "Хитрый крестьянин" Дворжака и балет "Спартак" поставил в Нац. т-ре как гл. дирижёр.

Грегор Ч.

Грегор Ч. (Gregor) Честмир (р. 14 V 1926, Брно) - чеш. композитор. Учился композиции у Я. Квапила в консерватории (1945-47) и у него же в Академии им. Л. Яначека (1950-54) в Брно. Секретарь Остравского филиала Союза чехосл. композиторов, в 1952-72 зав. отделом муз. передач Остравского радио. Творчество Г. формировалось под влиянием музыки И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита, а также П. Боржковеца и Я. Ежека. В 50-е гг. писал гл. обр. массовые песни (бронзовая медаль на 6-м Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве, 1957), эстр. музыку. В произв. 60-х гг. использовал алеаторику, сонористику. Тяготеет к лирико-драм. типу образности, к программной музыке. Его стиль отличают ясность формы, полифонич. мастерство, оригинальность ритмич. организации ткани.

Сочинения: кантаты Чешская песнь (Ceskэ zpev, 1951); для орк. - 3 симфонии (О славе нашей жизни - О slбve nasйho zivota, с хором, 1950; Земля и люди - Zeme a lidй, 1953; Хореографическая, 1963), увертюры, в т. ч. Прошу слова (Prosнm о slovo, 1956); для струн. орк. - сюиты (1956; Трагическая - Tragickб suita, 1956); концерты с орк. - для фп. (Semplice concerto, 1958), для скр. (1965); для фп. - соната in tre tempi (1966) и др. пьесы; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Грейнджер П. О.

Грейнджер П. О. (Grainger) Перси Олдридж (8 VII 1882, Мельбурн - 20 II 1961, Нью-Йорк) - австрал. пианист и композитор. Учился игре на фп. у матери, в 1892-93 - у Л. Пабста в Мельбурне. С 1894 жил в Германии, брал уроки фп. игры у Дж. Кваста во Франкфурте, затем у Ф. Бузони. С 1902 гастролировал во мн. странах, в 1913 в России. В 1909-14 жил в Англии, с 1914 - в США. В 1919-31 вёл летние курсы в Муз. колледже в Чикаго. В 1935 основал музей муз. культуры в Мельбурне. Г. делал разл. обр. своих соч. Занимался изучением муз. фольклора, особенно англ. и ирл. Под влиянием знакомства с Э. Григом (в 1906) собирал и делал обр. нар. песен разных стран. Одним из первых применил для записи фонограф (опубликовал записи в 1908). Фольклорные элементы Г. использовал во мн. сочинениях, написанных в разных жанрах, в т. ч. в большом хор. цикле по "Книге джунглей" Р. Киплинга (1898-1947). Известна фп. парафраза Г. на тему "Вальса цветов" из "Щелкунчика" Чайковского. Г. экспериментировал в применении элементов линеарности, полиритмии и др. совр. приёмов письма. Издал сб. "Английская готическая музыка" ("English Gothic music", совм. с Д. А. Хьюзом).

Сочинения: для орк. (в т. ч. камерн.) - Мок Моррис (1911), Ирландские мелодии графства Дерри (Irish tunes from county Derry, обр., 1911), Колониальная песнь (Colonial song, с 2 солистами, 1912), сюиты - В ореховой скорлупе (In a nutshell, с фп., 1905-16), Датская народная песня (Danish folk-song, 1937), Молодёжная (Youthful suite, 1899-1943), Гимн урожая (Harvest Hymn, 1933); для духового opк.- Сила Рима и христианское сердце (The power of Rome and the Christian heart, 1919; обр. для дерев. и медных духовых - 1937, 2-я ред. 1948), Английский танец (English dance, с органом, 1925), 2 Песни холма (Hillsongs, для 23 и для 24 соло-инструментов, 1902 и 1907); пьесы для воен. орк.; камерно-инстр. ансамбли (в т. ч. пьесы для фп. в 4 и в 6 рук); хоры - Песня-марш демократии (Marching song of democracy, с органом и орк., 1916), хоры (с камерн. ансамблем) на сл. Р. Киплинга, с духовым орк., с фп., a cappella, в т. ч. обр. нар. песен; песни.

Литература: Parker D. Ch., Persy Aldridge Grainger. A study, N. Y.- Boston, 1918; Taylor R. L., The running pianist, N. Y., 1950; Olsen S., Percy Grainger, Oslo, 1963.

M. M. Яковлев.

Греков К. Д.

Константин Дмитриевич (15 (27) X 1879, Таганрог - 28 VI 1927, Москва) - сов. актёр и режиссёр оперетты. Артистич. деятельность начал в Новочеркасске в труппе С. Крымова. Работал в т-ре оперетты А. Э. Блюменталь-Тамарина (Москва), в т-рах Харькова, Ростова-на-Дону, Киева, Одессы; в 1909 - в т-ре оперетты С. Н. Новикова (Петербург). В 1911-18 режиссёр т-ра Е. В. Потопчиной (Москва); в 1918-22 работал в Харькове, Баку, Тбилиси, Краснодаре. В 1922-1927 гл. режиссёр и худ. рук. Моск. т-ра оперетты. Г. - один из выдающихся артистов амплуа простаков в русской оперетте. Среди ролей Г. - Зупан ("Марица" Кальмана). Поставил оперетты: "Марица", "Сильва", "Баядерка", "Принцесса цирка" Кальмана и др.

Г. ставил красочные, эффектные спектакли, в к-рых большое внимание уделял зрелищной стороне представления и танцам. Перевёл на рус. яз. ряд либретто оперетт венских композиторов.

Предыдущая страница Следующая страница