Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАК"-"РАЧ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 2, "РАК"-"РАЧ")

Раков Н. П.

Николай Петрович (р. 1(14) III 1908, Калуга) - сов. композитор, педагог, дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1975). В 1931 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Р. М. Глиэра. С 1949 выступает в качестве дирижёра, исполняя свои соч. и произв. классич. репертуара. С 1932 преподаватель, с 1943 профессор Моск. консерватории по классу инструментовки; среди его учеников - В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, Г. Н. Рождественский, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Я. Эшпай.

Осн. место в творчестве Р. занимает инстр. музыка (симф. и камерная), в к-рой композитор широко использует рус. народно-песенный мелос, а также фольклор др. народов Сов. Союза (Марийская сюита, 1-я симфония (на материале напевов кирг. акына Токтогула Сатылганова), Русская увертюра, 10 фп. пьес на нар. темы и др.). Для симф. соч. Р. характерны красочность, изысканность орк. письма; среди произв. крупной формы выделяется 1-й концерт для скрипки с оркестром (1944; Гос. пр. СССР, 1946). Композитор много работает в области инстр. миниатюры. В его музыке преобладают лирич., светлые, мечтательные настроения; в ряде соч. воплощены образы юности (2-я и 3-я симфонии, симфониетта). Р. является создателем обширного педагогич. репертуара для муз. школ и уч-щ, включающего произв. для фп., струн., дух. и нар. инструментов, для различных по составу ансамблей, ученич. оркестров.

Сочинения: для орк. - 3 симфонии (1940; Молодёжная, 1957; для струн. орк. - Маленькая, 1962), симфониетта (для струн. орк., 1958), сюиты Марийская (1931), Танцевальная (1934), Концертная (1949), Балетная (1950), Лирические напевы (1951), Летним днём (для струн. орк., 1969), Русская увертюра (1947) вальсы Концертный (1946), Праздничный (1973), Задумчивый (1973), Героический марш (1942); концерты с орк. - 2 для фп. и струн. орк. (оба - 1969), 2 для скр. (1944, 1963); концертино для скр. и струн. орк. (1960), концертная фантазия для кларнета с орк. (1968); соч. для духовых, эстр. орк. и орк. нар. инструментов; для фп., в т.ч. 2 сонаты (в классич. стиле, 1959; 1973); 15 сонатин (1950-76), 10 пьес на нар. темы (1969), 20 конц. этюдов (1929-74), новелетты (1937), Акварели (1946), вариации (h-moll, 1949; F-dur, 1969), Триптих (1970); для скр. и фп., в т.ч. 2 сонаты (1951, 1974), 2 сонатины (1964, 1965), Триптих (1968); соч. для влч. и фп., дух. инструментов и фп., для баяна; домры и фп.; хоры, романсы, вок. дуэты и др.

Литература: Соловцов A., H. П. Раков, М., 1958.

А. М. Цукер.

Ракоходное движение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раль Ф. А.

Фёдор Александрович (1802, Петербург - 4(16) VII 1848, там же), барон, - рус. капельмейстер и композитор. Сын придв. банкира А. А. Раля. Ученик Дж. Филда и Ш. Мейера (фп.). До 1839 находился на военной и гражданской службе. Автор дивертисментов, музыки к водевилям и балетам. С 1839 капельмейстер оркестра имп. т-ров (с 1842 "заведовал военной музыкой"). Был дружен с М. И. Глинкой. Руководил в 1842 постановкой последних актов оперы "Руслан и Людмила".

Литература: Стасов В. В., Помощник Глинки, "Русская старина", 1893, ноябрь, с. 300-15; его же, Капельмейстер барон Ф. А. Раль, "ЕИТ", сезон 1892/93, СПБ, 1894, с. 485-90.

И. М. Ямпольский.

Рамазанов Ш. А.

Шариф Абдуллаевич (р. 3(16) VI 1910, с. Гандым-Ян Хивинского р-на Хорезмской обл.) - сов. композитор. Нар. арт. Узб. ССР (1970). Чл. КПСС с 1951. Окончил композиторский ф-т Самаркандского ин-та музыки и хореографии (1930). С 1933 дирижёр и муз. рук. Узб. т-ра им. Мукими, с 1936 начальник Хорезмского обл. управления иск-в и муз. рук. обл. т-ра, в 1938-40 директор Ин-та искусствознания им. Хамзы, с 1946 директор муз. уч-ща в Намангане, с 1954 худ. рук. Узб. т-ра эстрады, с 1960 директор муз. школы No 1 в Ташкенте. Ведущее место в творчестве Р. занимает песня, среди наиболее популярных песен - "Наманганские яблоки", "Ожидаю", "Нежность", "Солнечный Ташкент".

Сочинения: муз. драмы - Холисхон (по одноим. пьесе Хамзы, 1936), Шахсенем (Шосанам, 1940), Настоящий сын (Асилфарзанд, 1947) и др.; кантата Герои хлопкоробы (Мард пахтакорлар, 1954); симф. сюиты; произв. для орк. узб. нар. инструментов; песни; музыка к кинофильмам.

Раман Г. Г.

Гедерт Гедертович (р. 8 IX 1927, г. Елгава) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1969). В 1955 окончил Латв. консерваторию у А. Скулте, с этого же года звукорежиссёр Латв. телевидения и радио. С 1968 пред. правления CK Латв. ССР.

Сочинения: балет Чудесный костюм цвета мороженого (Briniskigais, saldejuma krasas uzvalks, 1972); муз. комедия Чайки без моря (Kaijas bez juras, 1960, Рига), эстр. гипербола (оперетта) Хлеб-соль на улице Картофельной (Salsmaize Kartupolu iйla, 1970, там же); вок.-симф. произв., в т.ч. кантата Голос родной земли (Dzimtas zemes balss, сл. Л. Бридака, 1980); для орк. - 6 симфоний (1957; 1965; 1970; 1973, для камерного орк.; 1977, с участием хора; 1979) и др.; концерт для саксофона с орк. (1962); Concerto leggiero для 9 музыкантов джаза и струн. орк. (1970); камерно-инстр. ансамбли; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Торган Я., Человек на своем месте, "СМ", 1978, No 2.

Рамин Г.

Рамин Г. (Ramin) Гюнтер (15 X 1898, Карлсруэ - 27 II 1956, Лейпциг) - нем. органист, дирижёр и композитор (ГДР). В 1910 поступил в Томасшуле в Лейпциге, в 1914 - в Лейпцигскую консерваторию, где учился по классу органа у К. Штраубе, по фп. - у Р. Тейхмюллера, по композиции - у С. Креля. В 1918 сменил Штраубе на посту органиста Томаскирхе. Приобрёл широкую известность как искусный мастер импровизации, яркий интерпретатор орг. музыки разных эпох и композиторов, особенно М. Регера. С 20-х гг. вёл обширную конц. деятельность органиста и клавесиниста, пианиста-концертмейстера и дирижёра. Много работал с хор. коллективами: в 1922-35 с Лейпцигским объединённым хором учителей, в 1933-1934 и 1945-51 с хором Гевандхауза, в 1935-43 с хором Берлинской филармонии. Выступал с концертами в Юж. Америке и в разных странах Европы, в т.ч. в СССР (1953). Унаследовав в 1940 от Штраубе место кантора Томаскирхе - должность, к-рую в своё время занимали И. Кунау и И. С. Бах, - Р. сыграл важную роль в развитии баховских муз. традиций в Лейпциге. Руководил баховскими торжествами (1950, 1953, 1955). С 1920 преподавал в Лейпцигской консерватории (класс органа; с 1931 профессор). Известен и как автор ряда статей, посв. проблемам органного исполнительства и педагогики, творчеству И. С. Баха и др. Нац. пр. ГДР (1950). Р. является сост. сб-ков "Orgelwerke berьhmter Meister" (Lpz., 1922), "Das Organistenamt" (Bd 1-3, Lpz., 1925-37), "Alta trinita beata" (Lpz., 1951).

Сочинения: для органа (годы изд.) - фантазия и фуга (1924), прелюдия, largo и фуга (1927), хоральная сюита (1928), 5 больших хоральных прелюдий (1931), канцона и фугато (1937); для хора - 4-8-гол. мотеты (1923), 13-й псалм для 4-гол. муж. хора и орк. (1932); соната для скр. и фп. (1922).

Литературные сочинения: Gedanken zur Klдrung des Orgelproblems, Kassel, 1929, Kassel - Basel, 1955; Karl Straube als Pдdagoge, в кн.: Karl Straube zu seinem 70. Geburtstag, L., 1943; J. S. Bachs Totalitдt in Werk und Wesen, "Musik und Kirche", 1950, Bd 20; J. S. Bach als Ende und Anfang, "SMz", 1954, Bd 94 и др.

Литература: Aber A., Gьnther Ramin, "Die Musik" 1927/28, Jahrg. 20; Koerber L., Der Thomanerchor und sein Kantor, Hamb., 1954; Neumann W., Ein Leben im Dienste Sebastian Bachs. Zum Abschied von Thomas-Kantor Ramin, "Musica", 1956, Bd 10; Ram in Ch., Gьnther Ramin, Freiburg i. Br., 1958; Hasse E., Erinnerungen an Gьnther Ramin, В., 1958; Heintze H., Der Organist Gьnther Ramin, "Musik und Kirche", 1958, Bd 28; Hanke W., Gьnther Ramin, В., 1969.

Т. Б. Баранова.

Рамм В. И.

Рамм В. И. (урожд. Мандельштам) Валентина Иосифовна (10(22) X 1888, Харьков - 3 VII 1968, Москва) - сов. композитор и певица. В 1908 окончила Лейпцигскую у X. Зитта (скрипка), в 1915 - Петроградскую у К. Н. Дорлиак (пение) консерватории. В 1908-24 преподавала пение, концертировала, занималась у M. P. Гнесина (композиция) в Ростове-на-Дону. В 20-е гг. педагог Муз. техникума им. А. Н. Скрябина в Москве и Моск. обл. муз. техникума. В 1930-33 ред. массового отдела Музгиза, в 1938-40 - художеств. отдела фабрики звукозаписи, в 1941-43 преподаватель пения в муз. школах Кирова. Автор ряда статей.

Сочинения: балеты - Калиф-аист (1943, Киров), Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (1954); для голоса с орк. - Траурные строфы памяти В. И. Ленина Пять ночей и дней (сл. В. М. Инбер, исп. 1928), кантата В степных аулах (сл. Джамбула Джамбаева, 1939); 2 струн. квартета (1934, 1945); хоры, романсы и др.

Рамо Ж. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рамовш П.

Рамовш П. (Ramovs) Примож (р. 20 III 1921, Любляна) - словенский композитор (Югославия). Учился композиции у С. Остерца в Академии музыки в Любляне (окончил в 1941), совершенствовался у В. Фрадзиа в Сиене и у А. Казеллы и Г. Петрасси в Риме (1941-43). Работает в Любляне. С 1945 сотрудник б-ки Словенской академии наук и иск-в (с 1952 директор), одноврем. изучал философию в Люблинском ун-те. В 1948-64 преподавал в средней муз. школе. Соч. Р., использующего совр. приёмы письма, отличаются ясностью построения. Экспериментирует в области звуковой колористики (концерты для разл. инструментов и струн. оркестра), применяет разнообразные составы камерных ансамблей.

Сочинения: для орк. - симфонии (1940, 1943, 1948, 1968), Траурная музыка (Misika funиbre, 2 пьесы, 1941, 1955), 3 дивертисмента, симфониетта и др. пьесы, для инструмента с орк. - концерты для фп. (1946), для 2 фп. (со струн. орк., 1949), Малый концерт для фагота (со струн. орк., 1958), для скр. и альта (1961), концертино для трубы (1960), Конц. музыка для литавр (1961), Антипараллели для фп. (1966), сюита для 2 скр. и влч. (со струн. орк., 1950); Трансформации для 2 альтов и 10 струнных (1963), камерно-инстр. ансамбли - 5 миниатюр для флейты и кларнета (1961), трио для флейты пикколо, трубы и фагота (1952), фп. трио Контрасты (1961); дух. квинтет (1959), Флуктуации для камерного ансамбля (1964), пьесы для фп., для разл. дух., для струн., а также для удар. инструментов, для органа (в т.ч. Прелюдия и фуга, 1951).

Е. И. Гордина.

Рамон-и-Ривера Л. Ф.

Рамон-и-Ривера Л. Ф. (Ramуn у Rivera) Луис Фелипе (р. 23 VIII 1913, Сан-Кристобаль) - венесуэльский музыковед, фольклорист и композитор. В 1934 окончил Высшую муз. школу в Каракасе (учился у В. Э. Сохо и М. А. Эспинеля). Позже занимался у В. Асконе (композиция) в Монтевидео, у К. Веги и А. Р. Кортасара (музыковедение и фольклористика) в Буэнос-Айресе. С 1947 руководитель секции музыковедения Нац. службы фольклорных исследований, с 1953 директор Ин-та фольклора в Каракасе, с 1971 профессор Межамер. ин-та этномузыкологии и фольклора. Записал мн. нар. песни и инстр. мелодии. Среди его муз. произв. - "Хоропо" для оркестра, "Венесуэльские танцы" для фп., романсы; песни для детей, обработки образцов нар. музыки.

Сочинения: La polifonнa popular de Venezuela, В. Aires, 1949; El joropo, baile nacional de Venezuela, Caracas, 1953; Una interpretaciуn psicolуgica del coplero popular, Caracas, 1953; La mъsica folklуrica de Venezuela, Caracas, 1969; La mъsica afrovenezolana, Caracas, 1971; La mъsica popular de Venezuela, Caracas, 1976.

Рамос де Пареха Б.

Рамос де Пареха Б. (Ramos (Ramis) de Pareja) Бартоломе (ок. 1440, Баэса, Андалусия - после 1491) - испан. муз. теоретик. Биографич. сведений почти не сохранилось. Изучал муз.-теоретич. предметы под рук. X. де Монте, позже преподавал в Саламанкском ун-те. С 1472 жил в Болонье (преподавал в ун-те), с 1491 - в Риме. Осн. труд Р. де П. - трактат "Практическая музыка" (1482). В нём автор выступил реформатором муз. теории: отвергая доктрины античных и ср.-век. (в т.ч. Боэция и Гвидо дАреццо) церк. писателей, он провозгласил главным критерием в решении теоретич. проблем муз. практику, призывал опираться не на авторитеты, а на аналитич. силу разума. Р. де П. настаивал на необходимости равномерной настройки квинт и кварт, что предвосхитило идею темперации. Установил числовые пропорции 4 : 5 и 5 : 6 для большой и малой терций, что легло в основу определения консонантного трезвучия. Трактат вызвал острую дискуссию; не все его идеи были сразу восприняты современниками, впоследствии же они оказали благотворное влияние на развитие теоретич. мысли и композиторского творчества.

Сочинения: Musica practica, Bologna, 1482, факсим. переизд., Bologna, 1969.

Литература: Haar J., R. Caperon and R. de Pareia, "Acta musicologica", 1969, v. 41, No 1-2, p. 26-36.

Рангстрём А. Ю.

Рангстрём А. Ю. (Rangstrцm) Андерс Юхан Type (30 XI 1884, Стокгольм - 11 V 1947, там же) - швед. композитор, муз. критик, дирижёр и педагог. Учился у Ю. Линдегрена в Стокгольме (контрапункт), затем у Ю. Хея в Мюнхене (пение) и X. Пфицнера в Дрездене (композиция). В 1907-42 преподавал пение в Стокгольме, был муз. критиком, выступал как дирижёр (с 1919) с разл. оркестрами. В 1922-25 1-й капельмейстер Орк. союза (Orkesterfцreningen) в Гётеборге, в 1930-36 пресс-референт Стокгольмского корол. т-ра. Один из выдающихся мастеров швед. вок. лирики, Р. создал ок. 300 романсов, песен и баллад, в т.ч. "Песни короля Эрика" ("Ur Kung Eriks visor", 1918). Автор опер, в т.ч. "Коронованная невеста" ("Kronbruden", Штутгарт), 4 симфоний, из к-рых наиболее известна 1-я - "Памяти Августа Стриндберга" ("August Strindberg in memoriam", 1914); симф. поэм, сюит, произв. для скрипки с оркестром и др.

Литература: Atterberg K., Nеrga tidiga instrumentalverk av T. Rangstrцm, "Musik-revy", 1950, No 5.

Ранки Д.

Ранки Д. (Ranki) Дьёрдь (p. 30 X 1907, Будапешт) - венг. композитор. Засл. арт. ВНР (1963). В 1930 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа. Композицию изучал под рук. З. Кодая. Работал как фольклорист в Этнографич. музее в Будапеште и "Музее человека" в Париже. Руководил муз. отделом Венг. радио. Для творчества Р. характерны юмор, сатира, гротеск, остроумное (часто пародийное) использование элементов муз. стилей разных эпох и муз. фольклора разных стран. Пр. им. Кошута (1954).

Сочинения: оперы - Новое платье короля Помаде (Pomбdй kirбly ъj ruhбja, комич., 1953, Будапешт; из этой музыки - сюита для орк., 1954), Петер-музыкант (Muzsikus Pйter, детская, 1962, Будапешт), Трагедия Человека (Az ember tragйdiбja, 1970, Будапешт); танц. драма Цирк (Cirkusz, 1956); оратории - "1944" (1966), Песня о городе (Cantus urbis, посв. 100-летию объединения Пешта, Буды и Обуды, 1973); кантаты - На окраине города (A vбros peremйn, 1947); для орк. - Венгерские танцы 16 в. (Magyar tбncok a 16. szбzadbуl, 1950), 3 товарища (Hбrom cimbora, танц. сюита, 1954), пьесы; фантазия 1514 для фп. с орк. (1960); дух. квинтет Пентаэрофония (Pentaerophonia, 1958); для хора с орк. - Песня о взаимопонимании народов (Dal a nйpek egyetйrtйsйrol, 1952), муж. хоры - Уэльские барды (A walesi bбrdok, с инстр. ансамблем, 1959), Песня мира (Bйkedal, 1960), Памяти Кодая (1971); романсы; музыка к кинофильмам (ок. 80); музыка к радиопостановкам "Возмутитель спокойствия" (по Л. В. Соловьёву, 1950), "Новое платье короля Помаде" (по X. К. Андерсену, соч. 1950), к драм. спектаклям "Антоний и Клеопатра" (Б. Шоу, 1955), "Дон Жуан" (Мольер, 1957) и др.

П. Ф. Вейс.

Рапгоф Е. П.

Евгений Павлович (13(25) VIII 1859, Петербург - 17 III 1919, Петроград) - рус. пианист и педагог. В 1880 окончил Петерб. консерваторию (занимался у В. В. Пухальского и К. К..Фан-Арка). Совершенствовался у Т. Лешетицкого в Вене, концертировал. В 1882 открыл в Петербурге муз. курсы ("Курсы Рапгоф"), завоевавшие признание высоким проф. уровнем преподавания. С 1894 преподаватель Николаевского сиротского ин-та (с 1898 также инспектор музыки). В 1888-98 муз. критик газ. "St. Petersburger Herold". После Oкт. революции 1917 преподавал в 7-й районной школе муз. просвещения. Составитель инструктивных сб-ков для фп.: "Собрание этюдов различных авторов" (тетради 1-6), "Педагогическая библиотека", "Большая школа техники" (тетради 1-6) и др.

Брат Р. - Ипполит Павлович Р. (гг. рожд. и смерти неизв.) - критик, муз. деятель. Один из организаторов в нач. 1900-х гг. концертов граммофонных записей; многое сделал для превращения грампластинки в средство пропаганды музыки. Ему принадлежит кн. "Пианофилы и пианофобы" (СПБ, 1894), статьи о грампластинках.

Литература: Фин. (Финдейзен Н. Ф.), К кончине Е. П. Рапгофа, "Жизнь искусства", 1919, No 103; Бронфин Ф., К кончине Е. П. Рапгофа, там же; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с. 88.

И. М. Ямпольский.

Рапм

Рапм - см. Российская ассоциация пролетарских музыкантов.

Раппапорт М. Я.

Маврикий Яковлевич (1827-17(29) XI 1884, Петербург) - рус. муз. критик. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та (1849). С нач. 40-х гг. его муз. рецензии печатались в журн. "Репертуар и Пантеон", "Сын Отечества". С 1851 сотрудник газ. "Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции". В 1856-60 ред.-издатель основанного им журн. "Музыкальный и театральный вестник" (с No 36 за 1857 - "Театральный и музыкальный вестник"), в к-ром активно участвовал А. Н. Серов. (В 1883 Р. возобновил на короткий срок издание журнала при газ. "Свет".) Сотрудничал во мн. органах периодич. печати (газ. "Биржевые ведомости", "Русский мир", парижском журн. "Le menestrel" и др.). Опытный журналист, Р. не обладал, однако, разносторонними муз. знаниями. Осн. внимание уделял оперному т-ру. В своей критич. деятельности испытал влияние Серова. При общей прогрессивной направленности его статьи и рецензии подчас носили поверхностный характер. Тем не менее зачастую он правильно оценивал совр. ему художеств. явления, в частности рус. музыки. Одним из первых отметил исполнит. дарование молодого М. А. Балакирева, предсказав ему "блестящую будущность"; высоко ставил оперное творчество Серова; положительно откликнулся и на первую пост. оперы "Борис Годунов" Мусоргского.

Литература: (Некролог), "Нувеллист", 1884, No 8; (Некролог), "Исторический вестник" 1885, т. 19, январь.

И. М. Ямпольский.

Рапсод

Рапсод (греч. rapodos, от rapto - сшиваю, слагаю и odn - песнь) - древнегреч. странствующий певец-сказитель. Представители архаич. этапа развития антич. художеств. творчества, Р. известны как исполнители муз.-поэтич. произв. "оймэ" (oimn). Есть свидетельства, что иногда Р. исполняли эпич. поэмы, танцуя или активно жестикулируя, что свидетельствует об их связи с древнейшим синкретич. иск-вом. В др. случаях Р. сопровождали свои композиции игрой на струн. инструментах - лире, кифаре и форминге. Иск-во Р. высоко ценилось в Др. Греции. Среди антич. легендарных или полулегендарных Р. - Амфион, Орфей, Мусей, Лин, Пан, Фамирис, Памф, Эвмолп, Олен, Демодок, Фемий и др. В "Поэтике" Аристотеля (гл. 26) названы рапсоды Сосистрат и Мнаситей, жившие в классич. эпоху. Иск-во Р. характеризовалось своеобразным синтезом традиционности, проявлявшейся в приверженности к стабильной художеств. структуре, и новаторства, связанного с внедрением индивидуальных мелодич. оборотов. Муз. сторона иск-ва Р. ещё мало изучена. Есть основания предполагать, что ладовые нормы их творчества были обусловлены ангемитонным этапом муз. мышления (см. Ангемитонный звукоряд).

Литература: Толстой И., Аэды. Античные творцы и носители древнего эпоса, М., 1958; Лосев А. Ф., Гомер, М., 1960; Guhrauer H., Musikgeschichtliches aus Homer, Lpz., 1886; Diehl E., Fuerunt ante Homerum poetae, "Rheinisches Museum fьr Philologie", 1940, No 89, S. 81-114; Henderson I., Ancient Greek music, в кн.: New Oxford history of music, v. 1 - Ancient and oriental music, L., 1957, p. 376-78.

E. В. Герцман.

Рапсодия

Рапсодия (греч. rapodia - пение или декламация нараспев эпич. поэм, эпич. поэма, букв. - песнь, рапсода; нем. Rhapsodie, франц. rapsodie, итал. гарsodia) - вокальное или инструментальное произведение свободной формы, слагающееся как последование разнохарактерных, порой остроконтрастных эпизодов. Для Р. типичны использование подлинных нар.-песенных тем, эпич. дух. Р. как бы воссоздаёт выступление нар. певца-рапсода; временами в ней воспроизводится его речитация. Назв. "Р." первым дал серии своих песен и фп. пьес X. Ф. Д. Шубарт (3 тетради, 1786). Самая ранняя фп. Р. была написана В. Р. Галленбергом (1802). Важный вклад в утверждение жанра фп. Р. внесли В. Я. Томашек (ор. 40, 41 и 110, 1813-14 и 1840), Я. В. Воржишек (12 Р. ор. 1, 1814). Особую популярность приобрели Р., созданные Ф. Листом (19 "Венгерских рапсодий", с 1847; "Испанская рапсодия", 1863). В этих Р. использованы подлинные нар. темы - венг. цыган и испанские (мн. эпизоды, вошедшие в "Венгерские рапсодии", первоначально были опубликованы в серии фп. пьес "Венгерские мелодии" - "Mйlodies hongroises..."; "Испанская рапсодия" в 1-й ред. 1844-45 носила назв. "Фантазия на испанские темы"). Неск. фп. Р. написал И. Брамс (ор. 79 и 119, более короткие и строгие по форме сравнительно с листовскими; пьесы ор. 119 первоначально были названы "Каприччи"), Создавались также Р. для оркестра ("Славянские рапсодии" Дворжака, "Испанская рапсодия" Равеля), для солирующих инструментов с оркестром (для скрипки и оркестра - "Норвежская рапсодия" Лало, для фп. с оркестром - "Украинская рапсодия" Ляпунова, "Рапсодия в блюзовых тонах" Гершвина, "Рапсодия на тему Паганини" Рахманинова), для певцов, хора и оркестра (рапсодия Брамса для альта соло, хора и оркестра на текст из "Зимнего путешествия на Гарц" И. В. Гёте). Р. пишут и сов. композиторы ("Албанская рапсодия" Караева для оркестра).

Литература: Мейен Е., Рапсодия, М., 1960; Jankйlйwitch VI., La rhapsodie, verve et improvisation musicale, P.,1955; Salmen W., Geschichte der Rhapsodie, Z. - Freiburg in Br., 1966.

Распев

Распев (старинное - роспев) - самостоятельная система монодии, характеризующаяся определённым фондом мотивов-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. В рус. церк. пении существует неск. Р. Древнейший из них, обладающий самым богатым фондом попевок, - знаменный распев; истоки его восходят к 12 в. Им распеты песнопения всего годичного круга богослужения, составляющие певческие книги: Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники и Триодь. Позже появились демественный распев и путевой распев, культивировавшиеся в 16-17 вв. Более поздние - болгарский распев, греческий распев и киевский распев применялись в рус. церк. пении с сер. 17 в. По фонду попевок все они значительно уступают знаменному Р. Закономерности их организации мало изучены.

От Р. следует отличать напев; в рус. дореволюц. музыковедч. лит-ре это различие проводилось не всегда. В широком значении термина напевом может быть названа любая мелодия, в т.ч. и принадлежащая одному из указанных Р. Чаще напевами называют местные варианты того или иного Р., образовавшиеся в многовековой практике клиросного пения под влиянием местных певч. традиций.

Н. Д. Успенский.

Раструб

Раструб - расширяющаяся часть мн. духовых инструментов, образующая выходное отверстие. Способствует распространению звука преим. в одном определённом направлении, что иногда используется композиторами (напр., пометка "раструбы вверх" в партиях валторн), Форма Р. влияет на тембр звучания инструмента. Р. делается как из одинакового материала со стволом, так и из другого. Напр., имеющие деревянный ствол старинные контрафаготы, бас-кларнеты, англ. рожки, рус. фаготы снабжены металлич. Р.; из рога или бересты изготовляется Р. у деревянных или камышовых жалеек, из рога - у волынок, из металла - у соны. Изредка встречаются инструменты с ложным Р. - по внешней форме он напоминает настоящий, однако канал до конца остаётся цилиндрическим.

Г. И. Благодатов.

Ратассепп А. Й.

Арво Йоханнесович (р. 17 III 1926, Таллин) - сов. хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. Эст. ССР (1969). В 1955 окончил Таллинскую консерваторию у Ю. Я. Варисте, в 1954-57 занимался в классе композиции у В. Г. Каппа. Руководил мн. хор. коллективами, в т.ч. муж. (с 1958) и жен. (с 1959) хорами АН Эст. ССР. Один из дирижёров Респ. хора дирижёров (с 1958) и Таллинского камерного хора (1962-76). С 1965 один из гл. дирижёров респ. Певч. праздников. С 1955 преподаватель Таллинского муз. уч-ща, с 1958 - Таллинской консерватории (с 1972 зав. кафедрой хор. дирижирования, с 1977 профессор). Автор хор. песен, в т.ч. 2 циклов на тексты эст. эпоса "Калевипоэг" (1953, 1961), циклов "Воспоминания об отце" (1963),. "Заклинания" (1969).

Ратил И. И.

Навратил Иозеф Иванович (27 II 1840, Пардубице - 17 II 1912, Тбилиси) - певец, хормейстер, педагог. По национальности чех. Окончил учительский ин-т в Праге и в течение 8 лет был преподавателем. Затем учился в Пражской консерватории, по окончании к-рой пел в оперных т-рах Праги, Теплице и др. В 1878 выступал в оперном т-ре Хельсинки, после чего гастролировал по разным городам России. С 1880 жил в Тбилиси; до 1885 был солистом оперного т-ра. Оставив сцену, изучал и записывал груз. нар. музыку, сблизился с известными деятелями груз. культуры, в т.ч. с музыкантами А. Бенашвили, И. Каргаретели, X. Саванели, Л. Агниашвили, Ф. Коридзе, К. Маградзе, М. Баланчивадзе, З. Чхиквадзе. С 1885 руководил работой груз. нар. хора, созданного Агниашвили. В 1890 Р. организовал хор, к-рый исполнял груз. нар. (карталинские, кахетинские, имеретинские, мегрельские, гурийские), а также нем., швед., чеш. песни. Сам Р. выступал как певец-солист. Записанные и обработанные Р. песни неоднократно исполнялись в концертах. Особенным успехом пользовались груз. песни "Подошёл к горе высокой", "Шёл, охотясь, Автандил", "Песня пахаря" и др.

Литература: Имедашвили И., Ладо Агниашвили, Тб., 1925 (на груз. яз.); Чхиквадзе Г., Чешский музыкант в Грузии, "СМ", 1955, No 8, чеш. пер.: Ceskэ hydebnik v Gruzii, "Praha - Moskva", 1955, No 11; Лекишвили С., И. Ратил в Грузии, Тб., 1961 (на груз. яз.).

Г. З. Чхиквадзе.

Ратхауз К.

Ратхауз К. (Rathaus) Кароль (16 IX 1895, Тарнополь - 21 XI 1954, Нью-Йорк) - композитор и педагог. Изучал композицию под рук. Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене (с 1913), муз.-теоретич. предметы - в Венском ун-те. Вёл классы композиции в Высшей муз. школе в Берлине (1925-32), жил в Париже (1932-34) и Лондоне (1934-38). С 1938 - в Нью-Йорке, где в 1940-54 преподавал в "Куинс-колледж" (именем Р. названо его новое здание). В своих произв., написанных в стиле поздних романтиков, Р. использовал также приёмы изложения, характерные для неоклассицизма. Р. принадлежит орк. ред. оперы "Борис Годунов" (для "Метрополитен-опера", Нью-Йорк). Музыка Р. эклектична, лишена нац. своеобразия.

Сочинения: опера Чужая земля (Fremde Erde, Берлин, 1930); балеты - Последний Пьеро (Der letzte Pierrot, Берлин, 1927), Влюблённый лев (Le lion amoureux, Лондон, 1937); оратория Диапазон (Diapazon, на стихи Дж. Драйдена и Дж. Мильтона, 1950); для opк. - 4 симфонии (1922-51), Контрапунктич. триптих (1941), ноктюрн Сон Иакова (Jacobs dream, 1938), симф. полонез (1944) и др. пьесы; Музыка для струнных и ударных (1932); Музыка для струнных (1942); концерт (1939) и концертино (1927) для фп. с орк.; сюита для скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - сонаты и др. пьесы для скр. с фп. и для кларнета с фп., 5 струн. квартетов (1921-54), трио для кларнета, скр. и флейты (1944); Вариации и фуга на тему Регера (1919) и др. пьесы для фп.; пьесы для органа; 23-й псалом для хора с орк. (1943); хоры; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и к кинофильмам.

Литература: Schwarz В., Karol Rathaus, "MQ", 1955, v. 41, No 4.

Раудсепп К. Д.

Кирилл Димитриевич (р. 23 III (5 IV) 1915, Таллин) - сов. дирижёр. Нар. арт. Эст. ССР (1957). Учился в Таллинской консерватории (в 1933-38 по классу фп. у А. Лембы, в 1945-48 - по классу композиции у X. Эллера). С 1944 дирижёр, в 1951-63 гл. дирижёр Эст. т-ра оперы и балета. Дирижировал первыми пост.: эст. опер - "Берег бурь" Эрнесакса (1949), "Певец свободы" Э. Каппа (1950), "Лембиту" В. Каппа (1961), "Барбара фон Тизен-хузен" Тубина (1969); балетов - "Калевипоэг" (1948), "Золотопряхи" (1956) Э. Каппа, "Тийна" Аустер (1955), а также муз.-сценич. произведения рус. и зап.-европ. классиков. В 1952-56 преподавал в Таллинской консерватории. Гос. пр. СССР (1951, 1952), Гос. пр. Эст. ССР (1949) - за исполнит. деятельность.

Л. Т. Нормет.

Раунд

Раунд (англ. round, букв. - круг) - англ. нац. разновидность бесконечного канона. Термин "Р." появился в 16 в.; ранее в Англии и в др. странах бытовали термины рота, ротула (от лат. rota - колесо). Р. исполняется певцами без инстр. сопровождения. В отличие от бесконечного канона, в к-ром расстояния между вступлениями голосов могут быть различными, в Р. они всегда одинаковы. Особенность Р. состоит также в том, что все голоса в нём вступают в унисон или в октаву. Как и др. виды бесконечного канона, Р. создаёт впечатление движения по кругу, вращения (отсюда назв.). Предполагают, что при исполнении Р. певцы располагались по окружности. В нек-рых старинных записях Р. применено подобное же "круговое" расположение нотных строк (чаще Р. нотировался одноголосно). Один из наиболее ранних и широко известных образцов Р. - "Летний канон" ("Sumer is icumen in"). Первоначально наряду с термином "Р." в качестве его синонима использовался также термин "кэч" (англ. catch - поимка, добыча); в 17-18 вв. этот последний термин стал обозначать особую разновидность англ. многогол. вок. композиции, зачастую также канонич. типа, но отличающуюся юмористич. характером текста и "разорванностью" мелодии, к-рая начинается в одном голосе и продолжается в другом. В Англии Р. сохранился и в 20 в. Рус. термин "круговой канон" обычно применяется по отношению к особого рода бесконечному канону, идущему по квинтовому кругу (образец - в "Музыкальном приношении" И. С. Баха).

Литература: Bukofzer M. P., "Sumer is icumen in"; a revision, Berk. - Los Ang., 1944; Handschin J., The summer canon and its beackground, "Musica Disciplina", 1949, v. 3, 1951, v. 5; Harrison Fr. Ll., Rota and rondellus in English medieval musik, "Proceedings of the Royal Musical Association", 1959/60, v. 86.

Раупах Г. Ф.

Раупах Г. Ф. (Raupach) Герман Фридрих (1728, Штральзунд - дек. 1778, Петербург) - нем. композитор и клавесинист. Сын органиста и комп. Кристoфа Р. (1686-1744). В 1755-62 и 1768-78 жил в России, занимал должность клавесиниста придв. оркестра, затем второго капельмейстера при дворе. С 1777 руководил муз. классами Академии художеств. где преподавал композицию, пение и игру на инструментах. В 60-х гг. работал в Париже. Писал преим. театр, музыку. Автор одной из первых опер на рус. Текст - "Альцеста" (либр. А. П. Сумарокова, 1758; неоднократно возобновлялась на сцене до 70-х гг. 18 в.). Большим успехом пользовалась в кон. 18 в. опера Р. "Добрые солдаты" (либр. M. M. Хераскова, 1779, Москва; 1780, Петербург), нек-рые номера из к-рой вошли в быт и воспроизводились в популярных песенниках. Р. написал также (совм. с И. Старцером) оперы-балеты "Сироэ" ("Siroe", на итал. либр. П. Метастазио, 1760), "Прибежище добродетели" (1759) и музыку торжеств. пролога "Новые лавры" (1759, по др. данным, 1764; оба произв. на текст Сумарокова). Во время второго пребывания в России написал музыку балетных сцен для ряда опер др. композиторов (в т.ч. для "Антигоны" Траэтты, 1772) и ученич. спектаклей Академии художеств. Известны также 6 сонат для клавесина и скрипки (изд. 1762 в Париже), темы к-рых были использованы В. А. Моцартом в нескольких его фп. концертах (K.-V., 37, 39, 41).

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века, т. 2, М.-Л., 1928-29, с. 236-37; Рабинович А. С., Русская опера до Глинки, (М.), 1948, с. 57-60; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 296-97; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII-e siиcle, t. 1, Gen., 1948, p. 234-36.

Ю. В. Келдыш.

Раутавара Т. А.

Раутавара Т. А. (Rautawaara) Тертту Ауликки (р. 2 V 1906, Хельсинки) - фин. певица (сопрано). Училась у отца - вок. педагога Вяйнё Р. (1872-1950). В 1925 окончила хельсинкскую консерваторию. Дебютировала в концерте в 1927 в Хельсинки. В 1932-33 солистка Фин. гос. оперы. Пела в оперных т-рах Берлина (1933), затем Мюнхена, Вены, Брюсселя, Амстердама, Стокгольма, Антверпена (гл. партии в классич. и совр. операх). Участвовала в муз. фестивалях в Глайндборне (1934-39), Зальцбурге (1937), Висбю (1946-50), Эдинбурге (1949). Пела также в оперетте, выступала в концертах (романсы Я. Сибелиуса и др.), по Радио, снималась в кино. С кон. 60-х гг. преподаёт пение в Хельсинки.

Раутавара Э.

Раутавара Э. (Rautavaara) Эйноюхани (р. 9 X 1928, Хельсинки) - фин. композитор. Учился в Хельсинки на филос. ф-те ун-та (1948-54) и одноврем. в Академии музыки им. Я. Сибелиуса у А. Мериканто (композиция), совершенствовался в 1955-56 под рук. А. Копленда в Нью-Йорке, у В. Персикетти и Р. Сешнса в Танглвуде, у В. Фогеля (1957) в Асконе (Швейцария) и у Р. Петцольда в Кёльне. Дебютировал в 1952 (фп. сюита "Народные музыканты" - "Pelimannit"). С 1959 преподаёт теорию музыки в Академии музыки им. Я. Сибелиуса (с 1971 профессор). Выступает как муз. критик. Междунар. известность Р. принёс "Реквием в наше время" (1954; в том же году премия на конкурсе, организованном амер. фондом Бреварда). Для произв. Р. разных жанров характерны чёткость формы, искренность, эмоциональность, однако стиль его несколько эклектичен. Испытал влияния музыки А. Брукнера и А. Берга, а также совр. представителей школы додекафонии. Участвует в фестивалях совр. музыки. Пр. им. Я. Сибелиуса (1965).

Сочинения: оперы - Шахта (Kaivos, фин. телевидение, 1963), Аполлон против Марса (Apollon contra Marsyas, 1970, Хельсинки); балет - Искушение (Kiusaukset, 1969, Хельсинки); для солистов, хора и орк, - кантата Независимость (Itsenдisyyskantaatti, с чтецами, 1967); концерт Дочь моря (Daughter ol the sea, для сопрано, хора и струн. орк., 1970); для орк. - 4 симфонии (1956, 1957, 1961, 1964), сюита для струн. орк. (1952), Реквием в наше время (A requiem in our time, для дух. и удар. инструментов, 1953), Памяти Паасикиви (In memoriam Paasikivi, для струн. орк., 1968); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1969) и для влч. (1968), Дифирамбы (Dithyrambos, для скр. и струн. орк., 1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для фагота и фп. (1968), струн. квартеты (1952, 1958, 1965), квартет для гобоя и струн. трио (1965), октет для духовых (1964); для фп. - сонаты (1963, 1970), сюиты; соната для влч. соло (1969); токката для органа (1971); для хора a cappella - месса (1971), Credo (1972), Певец (Lanlaja, 1956); романсы, песни на стихи У. Шекспира и Р. М. Рильке.

Литература: Mякинен T., Hyмми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965; Suomen Sдveltajiд, Hels., (1965); Suomi - Kдsikirja, Hels., (1968).

Г. И. Лапчинский.

Раутио К. Э.

Калле Эрикович (20 XI 1889, Унтамола, ныне Финляндия - 15 XII 1963, Петрозаводск) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Карел. АССР (1943). Чл. КПСС с 1922. Деп. Верх. Совета Карел. АССР 2-4-го соз. В 1903-22 жил в США, где работал на шахтах и одноврем. в 1916-20 занимался заочно в классе композиции при Калифорнийском ун-те. К 1912 относятся первые самостоят. соч. - в основном песни, навеянные образами родины: "Песня рыбака", "Мой парус", "Лесная роза" и др. С 1922 жил в СССР. В 1922-30 преподавал в Петрозаводском пед. техникуме (рук. хора, симф. и дух. оркестров учащихся). С 1931 муз. рук. Фин. драм. т-ра; в 1931-35 организатор и дирижёр симф. оркестра Радио Карел. АССР. В 1949-56 председатель CK Карел. АССР, чл. Всесоюзного комитета защиты мира (с 1954).

Р. - один из зачинателей проф. муз. иск-ва в Сов. Карелии. Автор симф. картины "Карельская свадьба", положившей начало становлению нац. симф. творчества в Карелии. Широкую известность приобрели песни Р. "Моя карельская земля", "Советской Карелии", "Моя страна", "Дума лесоруба", "Звучи, моё кантеле", "Весна". Автор песен, вошедших в песенник для школьников ("Lauluja koululaisille", первый на фин. яз., Петрозаводск, 1955). Среди обработок нар. мелодий - "Сато-сато", "Килка-калкат". Имя Р. присвоено Петрозаводскому муз. уч-щу (1972).

Сочинения: для орк. - симфония (1954), 3 сюиты (1939; 1948; 1950, 2-я ред. 1955), картины Карельская свадьба (1926; 2-я ред. 1938), Кимас-озеро (1934), 3 увертюры (1942, 1944, 1961); для орк. кантеле - Карельский танец (1945), пьесы, в т.ч. Финская песня (1952); длядух. орк. - марши на карел. темы (1943, 1946, 1948); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1944, 1951); музыка к 2 отрывкам из "Калевалы" - Новое берёзовое кантеле и Здравствуй, месяц серебристый! (1949); музыка к спектаклям Фин. драм. т-ра; песни; св. 60 обр. фин. и карел. нар. песен.

Литература: Тимонен A., Лапчинский Г., Композитор К. Э. Раутио, Петрозаводск, 1964; Лапчинский Г., Творческая деятельность К. Э. Раутио, в его кн.: Музыкальная культура Карелии, Л., 1968.

Г. И. Лапчинский.

Раухвергер М. Р.

Михаил Рафаилович (р. 22 XI (5 XII) 1901, Одесса) - сов. композитор. Нар. арт. Кирг. ССР (1961), засл. деят. иск-в РСФСР (1974). В 1927 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у P. M. Блуменфельда. С 1927 преподавал фп. в Моск. консерватории (с 1939 проф., в 1931-41 зав. кафедрой спец. фп.). Среди учеников - В. С. Локтев, Г. В. Атласман. Внёс большой вклад в сов. музыку для детей и в развитие кирг. муз. т-ра.

Сочинения: оперы - Кокуль (Золотой чуб, 1942, Кирг. т-р оперы и балета), Джамиля (по повести Ч. Айтматова, 1961, там же), детская опера Красная шапочка (1967, Моск. детский муз. т-р); опера-балет - Снежная королева (1968, Большой т-р); балеты - Чолпон (Утренняя звезда, 1943, Кирг. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1958, там же), Джаныл (1970), детский балет Колобок (1976, Моск. детский муз. т-р,); для детского хора и струн. орк. - Всегда живой (Кантата о Ленине, сл. О. И. Высотской, изд. 1966); для орк. - симфония (1956), симфониетта (для струн. орк., 1972), симф. картины В горах Ала-Тоо (1953),. сюиты; концерты с орк. - для влч. (изд. 1964), для фп. (1973); камерно-инстр. ансамбли - трио для 2 кларнетов и бас-кларнета (1971), 5 струн. квартетов (1948, 1954, 1964, 1972, 1975), квартет для флейты, 2 кларнетов и фагота (1976); для фп. - 4 сонатины, этюды, пьесы; песни, в т.ч. Мы весёлые ребята (сл. Высотской), Мишка (сл. А. Л. Барто); хоры (св. 400); обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т.ч. "Недоросль" Фонвизина (1939, Центр. детский т-р, Москва), "Красная шапочка" Шварца (1948, моск. Т-р юного зрителя); музыка к фильмам, в т.ч. "Белеет парус одинокий" (1937), "За власть Советов" (1956) и Др.

Литература: Виноградов В. С., От песни к симфонии, "СМ", 1957, No 9; его же, М. Раухвергер, "МЖ", 1972, No 2; Корев Ю., М. Раухвергер и его балет "Чолпон", М., 1958.

Рафф Й. И.

Рафф Й. И. (Raff) Йозеф Иоахим (27 V 1822, Лахен, близ Цюриха - 4 VI 1882, Франкфурт-на-Майне) - нем. композитор. Сын органиста. Спец. муз. образования не получил. Закончив иезуитскую школу в Швице, стал учителем. Первые опыты муз. творчества Р. (произв. для фп.) были изданы по рекомендации Ф. Мендельсона. Большую поддержку Р. оказал также Ф. Лист. С 1850 Р. примкнул к веймарской школе, сотрудничал в журн. "Neue Zeitschrift fьr Musik", опубликовал работу "Вагнеровская проблема" (1854). В 1856-77 жил в Висбадене. С 1877 директор консерватории во Франкфурте-на-Майне. Произв. Р. в своё время пользовались известностью и были репертуарными в разл. европ. странах.

Сочинения: оперы - Король Альфред (Kцnig Alfred, 1848; 2-я ред. 1851, Веймар), Дама-кобольд (Dame Kobold, 1870, Веймар) и др.; оратории; для орк. - 11 симфоний (в т.ч. К Родине - An das Vaterland, 1863; В лесу - Im Walde, 1869; Леонора, 1872; В Альпах - In den Alpen, 1877; Весенние звуки - Frьhlingsklдnge, 1878; Летом - Im Sommer, 1880), сюиты, увертюры, в т.ч. к пьесам У. Шекспира; для инструментов с орк. - для фп.: концерт, Ода весне (Ode au printemps), сюита; для скр.: 2 концерта, сюита; для влч. - 2 концерта; камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. 4 фп. трио, 8 струн. квартетов, фп. квинтет, струн. секстет, струн. октет; для фп. - 2 сонаты, сюиты, пьесы, транскрипции произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя; хоры, дуэты, песни.

Литература: Schдfer A., Chronologisch-systematisches Verzeichnis der Werke J. Raffs, Wiesbaden, 1888; Gandоlfi R., La musica di G. Raff, Fiorenza, 1904; Raff H., Joachim Raff. Ein Lebensbild, Regensburg, 1925.

T. H. Соловьёва.

Рахимов Х. Р.

Хамид Рахимович (15 V 1927, Ташкент - 8 XII 1977, там же) - сов. композитор и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1967). В 1954 "кончил Ташкентскую консерваторию у Б. Б. Надеждина. С 1950 муз. рук. ансамбля узб. песни и танца Узб. филармонии, с 1956 дирижёр Узб. муз. т-ра им. Мукими, с 1958 муз. рук. ансамбля "Бахор". С 1959 зав. отделом музыки Узб. филармонии, с 1960 - Мин-ва культуры Узб. ССР, в 1972-78 зам. начальника Гл. управления т-ров и конц. организаций там же. В 1961-1971 ректор Ташкентской консерватории, с 1978 профессор. Автор оперы "Зафар" (1970, Самарканд), муз. драм и комедий, в т.ч. "Повесть о сестрах" ("Сингиллар киссаси", совм. с П. Рахимовым, 1955), "Белый лотос" ("Ок нилуфар", 1959), "С твоей любовью" ("Ишкинг билан", 1963), "Жертвуя жизнью" ("Жоним фидо", 1974), "Стоны танбура" ("Танбур ноласи", 1975), "Машраб" (1977), кантаты "Весна", а также симф. поэмы "Молодость", камерно-инстр. соч. Мн. произв. Р. отличаются яркой мелодичностью песенного склада. Успешно работал в жанре массовой песни: "Мои думы о тебе", "Ташкентская весна", "Песня души", "Солнечный край". Гос. пр. Узб. ССР (1959).

Рахлин Н. Г.

Натан Григорьевич (p. 28 XII 1905 (10 I 1906), Сновск, ныне г. Щорс Черниговской обл.) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1948). Чл. КПСС с 1947. В юности трубач-сигналист в бригаде Г. И. Котовского; позднее участник дух. оркестра Высшей воен. школы в Киеве. В 1923-27 занимался в Киевской консерватории (класс скрипки), в 1930 окончил Муз.-драм. ин-т им. Н. В. Лысенко, где учился в классе дирижирования у В. Бердяева и А. И. Орлова. В 1931-35 заочно обучался муз.-теоретич. предметам и композиции у М. О. Штейнберга (Ленинград). Был дирижёром первого симф. оркестра на Радио в Харькове (1932-34) и художеств. руководителем и гл. дирижёром симф. оркестра в Донецке (1934-37). В 1938 получил 2-ю пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе дирижёров. В 1937-41 и в 1946-62 возглавлял Гос. симф. оркестр УССР, в 1941-45 - Гос. симф. оркестр СССР. С 1966 художеств. руководитель и гл. дирижёр созданного им в Казани Гос. симф. оркестра Тат. АССР.

Для исполнит. творчества Р. - крупнейшего сов. дирижёра, характерны ярко выраженное импровизационное начало, импульсивный темперамент, артистичность. К числу высших достижений относятся интерпретации "Пассакалии" Баха - Гедике, ряда произв. Л. Бетховена (9-я симфония), Г. Берлиоза ("Фантастическая симфония"), П. И. Чайковского (6-я симфония, симфония "Манфред", фантазия "Франческа да Римини"). В репертуаре Р. важное место принадлежит соч. сов. композиторов: Н. Я. Мясковского, Р. М. Глиэра, Ю. А. Шапорина, Д. Д. Шостаковича (11-я симфония, первое исп.), Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова, Ю. В. Свиридова, В. И. Мурадели, Я. А. Иванова и др. Р. - первый исполнитель мн. орк. сочинений укр. сов. авторов (Б. Н. Лятошинского, К. Ф. Данькевича, Г. И. Майбороды, В. Б. Гомоляки, Г. П. Таранова), а также тат. композиторов, в т.ч. Н. Г. Жиганова, А. З. Монасыпова, А. Б. Луппова. В 1946-66 профессор Киевской, с 1967 - Казанской консерваторий. Гос. пр. СССР (1952).

Литература: Юдин Г., Украинские дирижеры, "СМ", 1951, No 8; Гозенпуд М., Натан Рахлин, там же, 1956, No 5; Современные дирижеры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969.

M. M. Яковлев.

Рахмадиев Е. Р.

Еркегали Рахмадиевич (р. 1 VIII 1932, аул No 9 Чубартауского р-на Семипалатинской обл.) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Казах. ССР (1975). Чл. КПСС с 1960. Кандидат в чл. ЦК компартии Казахстана с 1971. Деп. Верх. Совета Казах. ССР 7-9-го созывов. Пред. CK Казахстана (с 1968). В 1952 окончил Алма-Атинское муз. уч-ще (отделения нар. инструментов и историко-теоретическое), в 1957 - Алма-Атинскую консерваторию по классу композиции у Е. Г. Брусиловского. В 1957-58 занимался на курсах повышения квалификации в Москве у Г. И. Литинского. С 1959 художеств. руководитель Казах. филармонии, в 1961-65 нач. Гл. управления по делам иск-в Мин-ва культуры Казах. ССР, в 1966 директор Казах. т-ра оперы и балета. С 1958 зав. фольклорным кабинетом, в 1967-75 ректор Алма-Атинской консерватории (с 1969 доцент). Р. - один из ведущих композиторов Казах. ССР. Центр. место в его творчестве занимает героико-патриотич. тематика. Особое внимание композитор уделяет опере и вок.-симф. жанрам. Р. успешно претворяет в своих соч. образцы нар.-инстр. музыки, им найдены новые пути симф. разработки казах. кюев, в его симф. произв. закономерности европ. проф. иск-ва органически сочетаются со стилистич. чертами нац. художеств. мышления ("Праздничный кюй", исп. в концертах конгресса Междунар. муз. совета, 1971, в Дни сов. культуры в Лондоне, 1973; отмечен на Междунар. муз. трибуне стран Азии, 1973). В 1977 Р. написал вок.-симф. "Поэму о Конституции" (по мотивам стихотворений Джамбула Джабаева).

Сочинения: оперы - Камар-сулу (1963, Алма-Ата), Степное зарево (совм. с А. В. Бычковым и Г. И. Гризбилом, 1967, там же), Алпамыс (1973, там же); для солистов, хора и орк. - лирич. поэма-реквием Мухтар-ага (1967), поэмы Аястан (1968), Пробуждённая земля (1968), Торжественная кантата (для солистов, детского и смеш. хоров, 1970), Ода партии (1971), Мы славим партию (1976); для орк. - поэмы Амангельды (1956), Толгау (1960), кюи Дайрабай (1961), Праздничный кюй (1966), Ортпа, Кудаша-думан (1973); скерцо для трубы с орк. (1966); камерно-инстр. соч.; хоры, песни, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литература: Вызго-Иванова И., Симфоническое творчество композиторов Средней Азии и Казахстана, Л. - М., 1974; Ахметова М., Ерзакович Б., Жубанов A., Музыка Советского Казахстана, A.-A., 1975 (на казах. яз.); Композиторы Советского Казахстана, A.-A., 1978.

С. А. Кузембаева.

Рахманинов С. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рахманкулова М. М.

Марьям Маннаповна (р. 7(20) XI 1901, Казань) - сов. певица (меццо-сопрано) и композитор. Нар. арт. РСФСР (1957) и Тат. АССР (1944). Чл. КПСС с 1941. В 1930 окончила муз. техникум в Казани, в 1938 тат. оперную студию при Моск. консерватории (класс E. P. Петренко). В консерватории одноврем. занималась по классу композиции у Б. С. Шехтера. Творч. деятельность начала в 1916 как исполнительница тат. нар. песен, с 1927 работала на Радио. С момента организации Тат. т-ра оперы и балета была его солисткой (1939-60). Одна из первых исполнительниц партий в нац. репертуаре: Бикэ, Тугзак, Сабира ("Качкын", "Алтынчач", "Ильдар" Н. Г. Жиганова). Среди др. партий: Няня ("Евгений Онегин"), Кармен; Ефросинья ("Семья Тараса"), Жиган ("Башмачки" Файзи), Любовь ("Мазепа"), Азучена. Автор св. 20 песен, музыки к ряду драм. спектаклей и др.

Литература: Хэйруллина З., M. Рахманкулова, Казан, 1957.

Рахманов Н. Н.

Рахманов Н. Н. (Рахманов-Соколов) Николай Николаевич (22 XI (4 XII) 1892, Одесса - 13 XI 1964, Москва) - сов. композитор и дирижёр. В 1908-11 учился в муз. уч-ще РМО, в 1917 окончил в Москве курсы музыки А. Шора по классам фп., теории и дирижирования; брал уроки композиции. В 1913-23 (с перерывом, 1915-18 в армии) зав. муз. частью и дирижёр 1-й Студии МХАТа, в 1924-36 - МХАТа 2-го, в 1936-41 пом. зав. муз. частью и дирижёр Малого т-ра, в 1943-50 зав. муз. частью и гл. дирижёр Моск. ТЮЗа, в 1950-53 - Малого т-ра. Автор муз. комедии "Голубой гусар" (1940-45, по мотивам пьесы А. К. Гладкова "Давным-давно"), музыки к драм. спектаклям: МХАТа 2-го - "Человек, который смеётся" по В. Гюго (1929); "Пётр I" по А. Н. Толстому (1930) и "Тень освободителя" по M. E. Салтыкову-Щедрину (1931) - совм. с А. В. Свешниковым; "Двенадцатая ночь" У. Шекспира (1933), "Смерть Иоанна Грозного" А. К. Толстого (1934); Малого т-ра - "Игра интересов" X. Бенавенте (1941), "Порт-Артур" И. Ф. Попова и А. Н. Степанова (1953) и др., а также музыки к цирковым представлениям.

Рахматуллина Н. К.

Наила Кадыровна (р. 10 (23) XII 1910, Чистополь) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). 2-я пр. на 2-м Всес. конкурсе музыкантов-исполнителей (1935, Ленинград). Выступала в художеств. самодеятельности. В 1930 была приглашена в Татарский т-р им. Г. Камала, на сцене к-рого исполняла гл. партии в первых нац. операх "Сания" (1925), "Эшче" ("Рабочий", 1930) Альмухамедова, Виноградова, Габаши. Училась на оперном отделении Моск. театр, уч-ща (по классу М. В. Владимировой) и в Студии Большого т-ра (под рук. А. В. Неждановой). С 1933 вела конц. деятельность. Наряду с рус. и заруб. классикой певица исполняла произв. тат. композиторов, а также тат. нар. песни. В 30-40-е гг. выступала в муз. передачах Всес. радио; в составе агитбригад - во мн. районах Татарии, Башкирии, в частях Кр. Армии (в 1939 - на Дальнем Востоке). Руководила худож. самодеятельностью моск. завода "Красный богатырь". В 1951 в связи с тяжёлым заболеванием прекратила конц. деятельность.

Литература: Зелов Н., В гостях у Наилы Рахматуллиной, "СМ", 1973, No 8, с. 148-50.

Н. С. Зелов.

Рацбаум А. Е.

Альберт Евгеньевич (р. 4 XII 1937, Ленинград) - сов. флейтист и педагог. Окончил Ленингр. консерваторию (1960) и аспирантуру при ней (1966) у И. Ф. Януса. С 1959 артист оркестра Латв. т-ра оперы и балета, в 1966-67 - симф. оркестра Радио и телевидения Латв. ССР, с 1968 солист Моск. камерного оркестра. 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963). В 1961-67 преподавал в Латв. консерватории.

Рацек Я.

Рацек Я. (Racek) Ян (р. 1 VI 1905, Бучовице) - чеш. музыковед. В 1924-28 изучал музыковедение под рук. В. Гельферта в ун-те в Брно, где в 1929-48 работал в муз. архиве, с 1948 преподавал музыковедение в ун-те и руководил Ин-том этнографии и фольклористики. Ред. "Архива Яначека", издания "Старинная чешская музыка" ("Musica Antiqua Bohemica"; с 5-го тома, 1950) и "Издания чешских классиков" ("Edice ceskэch klasiku", t. 1-3, 1950-52). Исследователь наследия Яначека, Р. - организатор и участник фестивалей его музыки и науч. конференций, посв. творчеству композитора (1948, 1954, 1958).

Сочинения: L. van Beethoven studie о zivote a dнle Bucovice, 1926, Praha, 1929; Idea vlasti, nбroda a slбvy v dнle В. Smetany, Brno, 1933, Praha, 1947; Duch ceskйho hudebniho baroku, Brno, 1940; Dvorбk a Morava, Praha, 1941; Ceskб hudba, Praha, 1949, 1958; Ruskб hudba, Praha, 1953; Leos Janбcek, Brno, 1963; Krystof Harant z Pozic a jeho doba, dl. 1-3, Brno, 1970-73.

Литература: Sbornik praci filosofickй fakulty Brnлnskй university, Rocnik 14, c. 9, Brno, 1965.

А. Г. Юсфин.

Рачинский А. А.

Андрей Андреевич (1729 - кон. 18 - нач. 19 вв.) - укр. регент и композитор духовной музыки. Образование получил во Львове. Был регентом капеллы Львовского епископа Льва Мелецкого. В 1753 переселился на Украину; поступил на службу к гетману графу К. Г. Разумовскому, был регентом его капеллы. Состоял камер-музыкантом при дворе Петра III в Петербурге. В 1790 проводил в Глухове (Украина) набор певчих для Петерб. придв. капеллы. Творчество Р., введшего в обиход рус. церкви "подлинного итальянского вкуса пение", оказало влияние на развитие рус. духовной музыки.

Литература: Придворная певческая каппель, "Отечественные записки", 1823, ч. 14, No 38, с. 424; Щербакiвський Д., Набор пiвчих в 1790 роцi в Малороссiп для придворноп капели, "Музика", 1924, ч. 1/3, с. 38-40.

И. М. Ямпольский.

Рачинский Г. А.

Гаврила Андреевич (1777, Новгород-Северский - 30 III (11 IV) 1843, там же) - рус. скрипач, гитарист и композитор. Игре на скрипке обучался у отца - А. А. Рачинского. В 1789 поступил в Киевскую духовную академию, в 1795 перевёлся в гимназию Моск. ун-та, по окончании к-рой (1797) работал в ней учителем муз. классов (до 1805). Первый концерт Р. состоялся 26 марта 1808. В 1817-23 жил в Новгороде-Северском, в 1823-40 - в Москве; совершил ряд конц. поездок по городам Украины и России (был одним из первых рус. инструменталистов, концертировавших в провинциальных городах), в 1828 впервые выступил в Петербурге. Исполнит. творчество выдающегося скрипача было связано с нар. певч. культурой. Его иск-во "задушевного пения" на скрипке получило высокую оценку современников, отмечавших импровизационность игры Р., его утончённый вкус. "Воскресивший в таланте своём знаменитого Хандошкина", Р. покорял аудиторию исполнением нар. песен с вариациями собств. сочинения, в к-рых ясность и простота изложения сочетались с задушевностью, свойственной рус. и укр. нар. мелосу. Написанные им вариации для скрипки с фп., скрипки с сопровождением струнного квартета, а также для скрипки соло отличаются многообразием приёмов скр. техники, блестящей виртуозной фактурой, колористически-тембровым разнообразием. Из них наиболее известны соч. для скрипки соло: "Лучина-лучинушка берёзовая", "Как мне жить без милого моего", "Среди долины ровныя" и др. Р. написал значительное число пьес для 7-струнной гитары, в том числе фантазию "На берегу Десны". Автор песен и романсов.

Литература: Китченко Ф., Г. А. Рачинский, знаменитый скрипач. (Биографический очерк), "Черниговские губернские ведомости", 1849, No 47, 48; Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864, с. 6; Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, т. 1, М.-Л., 1951, гл. 12.

Б. И. Вершов.

Предыдущая страница Следующая страница