Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РАЙ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р" (часть 1, "РАА"-"РАЙ")

Рааб В. И.

Рааб В. И. (урожд. - Билик, по второму мужу - Плющевская-Плющик) Вильгельмина Ивановна (13 V 1848, Аустерлиц, ныне Славков, Чехословакия - 10 (23) XI 1917, Петроград) - рус. певица (сопрано). По национальности чешка. Училась игре на скрипке в Пражской и Венской консерваториях, пению - у А. Бухгольц-Фалькони в Венской и у Г. Ниссен-Саломан в Петербургской (окончила в 1872) консерваториях. В 1871 дебютировала в партии Матильды ("Вильгельм Телль" Россини) на сцене Мариинского т-ра, где прослужила до 1885 (спела 32 партии в 29 операх). В её обширном репертуаре выделялись партии в операх Р. Вагнера - Елизавета ("Тангейзер"), Эльза ("Лоэнгрин"), Ирина ("Риенци"), а также партия Маргариты ("Фауст" Гуно). Была первой исполнительницей мн. ролей в операх рус. композиторов: Наталья, Оксана, Агнеса ("Опричник", 1874; "Кузнец Вакула", 1876; "Орлеанская дева", 1881, Чайковского), Ксения ("Борис Годунов", 1874),Тамара, Ноэми, Алёна Дмитриевна ("Демон", 1875; "Маккавеи", 1876; "Купец Калашников", 1880, Рубинштейна), Катарина ("Анджело" Кюи, 1876). Среди др. партий - Людмила и Горислава ("Руслан и Людмила"), Снегурочка и Купава; Донна Анна и Эльвира ("Дон Жуан"), Королева Маргарита ("Гугеноты"), Джильда. Обладала тонким художеств. вкусом, безупречной музыкальностью. Мягкий, ровный, подвижный голос большого диапазона позволял ей петь драм., лирич. и колоратурные партии. Её исполнение отличалось проникновенным лиризмом и задушевностью. Несколько сдержанная игра, без внешних эффектов, была правдива и естественна. Иск-во Р. высоко ценили Ц. А. Кюи и П. И. Чайковский; А. Г. Рубинштейн разучивал с ней партию Тамары. Концертировала, пропагандируя новые произв. рус. композиторов и заруб. классику. С 1884 преподавала в Петербургской консерватории (с 1901 профессор). Среди её учеников - H. A. Папаян.

Литература: Чайковский П. И., Музыкальная хроника. Музыкальное общество... Два образчика московской городской музыкальной критики, "Русские ведомости", 1875, 13 ноября, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; (Кюи Ц. A.), (О. В. И. Рааб), "Музыкальное обозрение", 1885, 14 ноября; О. В., Памяти В. И. Рааб, "РМГ", 1918, No 1-2, с. 15-19; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века. (1873-1889), Л., 1973.

А. П. Григорьева.

Раабе П.

Раабе П. (Raabe) Петер (27 XI 1872, Франкфурт-на-Одере - 12 IV 1945, Веймар) - нем. дирижёр и музыковед. Обучался у В. Баргиля в Высшей муз. школе в Берлине и в ун-тах Мюнхена и Йены. С 1894 дирижёр оперных т-ров в Кёнигсберге, Цвиккау, Эльберфельде, Амстердаме. В 1903-07 возглавлял симф. оркестр Ф. Кайма в Мюнхене и Мангейме, гастролировал с ним в Великобритании, Бельгии, Нидерландах. С 1907 придв. дирижёр в Веймаре, с 1910 хранитель музея Ф. Листа. В 1920-33 генерал-музик-директор в Ахене. В годы фашистского режима был президентом Имп. муз. палаты (1935-45). Автор фп. соч., хоров, песен. Среди лит. трудов Р. наибольшую известность получила монография о Ф. Листе ("Franz Liszt. Leben und Schaffen", т. 1-2, 1931). Совм. с Ф. Бузони работал над изданием собр. соч. Ф. Листа (т. 1-34, Lpz., 1907-36, не завершено). Регулярно выступал со статьями в муз. журн. Почётный доктор ун-та в Кёнигсберге (1906).

Литературные сочинения: Die Entstehungsgeschichte der Orchesterwerke Franz Liszts, Lpz., 1916 (Diss); Grossherzog Carl Alexander und Liszt, Lpz., 1918; Kulturwille im deutschen Musikleben, Regensburg, 1936; Deutsche Meister, Regensburg, 1937; Wege zu Weber, Regensburg, 1942; Wege zu Liszt, Regensburg, 1943; Wege zu Bruckner, Regensburg, 1944.

Литература: Festschrift zu P. Raabes 70. Geburtstag, Lpz., 1942; Rьhlmann F., Peter Raabe, "ZfM", 1942; Valentin E., Musiker, Mensch und Gelehrter. P. Raabe zum Gedenken, "ZfM", 1952, Jahrg 113.

Раабен Л. Н.

Лев Николаевич (p. 19 XII 1912 (1 I 1913), Грозный) - сов. музыковед. Д-р искусствоведения (1968). В 1940 окончил Ленингр. консерваторию по классу скрипки у Ю. И. Эйдлина, в 1945 аспирантуру под рук. Б. А. Струве по истории и теории смычкового исполнительства и методике обучения игре на смычковых инструментах. С 1946 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1971 профессор). С 1949 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии, в 1951-53 и с 1968 зав. сектором музыки. Автор исследований по истории рус., сов. и заруб. камерно-инстр. музыки, сов. инстр. концерта, а также работ, посв. крупнейшим мастерам смычкового исполнительства. Редактор ряда книг, среди них: "Процесс формирования виол и скрипок" Б. А. Струве (М., 1959); "А. И. Зилоти" (Л., 1963); "Шекспир и музыка" (Л., 1964); "Письма зарубежных музыкантов" (Л., 1967); "Людвиг ван Бетховен" (Л., 1970, совм. с Ю. А. Кремлёвым); Н. А. Малько. "Воспоминания, статьи, письма" (Л., 1972); сб. "Кризис буржуазной культуры и музыка" (вып. 1-3, М., 1972-1976); "Артур Никиш и русская музыкальная культура" (Л., 1975). Ответств. редактор ряда выпусков серии "Вопросы теории и эстетики музыки" (с 1962).

Сочинения: Вопросы квартетного исполнительства, М., 1956, 1960; Скрипичные и виолончельные произведения П. И. Чайковского, М., 1958; Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; Л. С. Ауэр, Л., 1962; Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; М. Полякин, М., 1963; Скрипка, М., 1963; Мастера советского камерно-инструментального ансамбля, Л., 1964; Жизнь замечательных скрипачей, (М.-Л., 1967); Советский инструментальный концерт, Л., 1967; Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов, Л., 1969; Советский инструментальный концерт 1968-1975 годов, Л., 1976, и др.

В. В. Смирнов.

Рабанастр

Рабанастр - раванастрон, раванастр, раванастрам, раванатта, - инд. 2-струн. смычковый муз. инструмент. Корпус маленький, деревянный, цилиндрич., полый, дека кожаная (чаще из змеиной кожи). Сквозь корпус проходит длинная шейка в виде деревянного стержня, в верхнем конце к-рого укреплены колки. Струны шёлковые или жильные. Играют на Р. сидя, держа его перед собой вертикально. Родственные инструменты бытуют у мн. народов стран Востока.

Литература: Mаrсuse S., Musical instruments, L., 1966, p. 436.

Рабинович А. С.

Александр Семёнович (13(26) II 1900, Петербург - 14 VI 1943, Новосибирск) - сов. музыковед. Брат Н. С. Рабиновича. В 1917-18 учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та, в 1919-21 в Муз.-драм, ин-те им. Лысенко в Киеве (по фп. у Ф. М. Блуменфельда, по композиции у Б. Л. Яворского). В 1924 окончил экстерном фп. ф-т Ленингр. консерватории; в 1926 - Ленингр. ин-т истории иск-в по специальности музыковедение у Б. В. Асафьева, в 1930 - у него же аспирантуру. С 1922 преподавал историю музыки в муз. уч. заведениях Ленинграда, в 1931-33 - Тбилиси. В 1933-35 и 1940-41 в Ленингр. консерватории (с 1940 и. о. профессора). В 1933-1940 зав. сектором муз. культуры и техники Эрмитажа (здесь же организатор и участник муз.-историч. концертов), с 1940 науч. рук. Музея муз. инструментов Ленингр. ин-та истории иск-в. В 1941 работал в осаждённом Ленинграде, в 1942 был эвакуирован. Участник коллективных трудов, в т.ч. "Истории русской музыки в нотных образцах" (т. 1-3, Л.-М., 1940-52), автор мн. радиопередач. Ред. рус. изд. кн. Ж. Б. Тьерсо "Песни и празднества французской революции" (Л., 1933) и сост. комментариев к ней. Р. был крупным специалистом по истории рус. муз. т-ра доглинкинского периода.

Сочинения: Романсы Бородина, в сб.: Русский романс, М.-Л., 1930; Иосиф Гайдн, М., 1930, 1937; Музыкально-технологические дисциплины сегодня и завтра, "СМ", 1934, No 6; Девятая симфония Бетховена, Л., 1936, 1946; Заметки о новых квартетах П. Рязанова и В. Брунса, "СМ", 1935, No 11; Неизвестный вариант "Марсельезы" в русском нотном альбоме, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, т. 2, Л., 1940; О некоторых неточностях в "Истории русской музыки", "СМ", 1940, No 12; Чем примечательна русская опера до Глинки, в сб.: Советская музыка, вып. 6, М., 1946; Музыкальная эмблема Отечественной войны, "СМ", 1946, No 7; Русская опера до Глинки, (вступ. ст. Е. Даттель), (М.), 1948; Избр. статьи и материалы, (вступ. ст. Д. Д. Шостаковича), М., 1959; Бетховен, в сб.: Из истории советской бетховенианы, М., 1972.

Литература: Пекелис М. С., Памяти А. С. Рабиновича, "СМ", 1946, No 7; Даттель Е., А. С. Рабинович (к 70-летию со дня рождения), в кн.: Музыкальный календарь на 1970 г., М., 1969.

Л. Г. Бергер.

Рабинович Д. А.

Давид Абрамович (р. 26 VII (8 VIII) 1900, Харьков) - сов. музыковед. Чл. КПСС с 1925. В 1914-17 обучался в Петрогр. консерватории по классу фп. у Л. В. Николаева. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова. В 1930-33 зав. книжной редакцией Музгиза. В 1933-1936 консультант и и. о. начальника муз. сектора Всесоюзного Радиокомитета. В 1937 зав. отделом газ. "Музыка", в 1938-43 - газ. "Советское искусство" (с 1942 - "Литература и искусство"). В 1945-47 консультант по иск-ву Совинформбюро. Автор книг, мн. критич. статей, рецензий, посв. муз.-исполнит. иск-ву, проблемам пианизма, творчеству сов. композиторов.

Сочинения: На два фронта (совм. с Л. Калтатом), "CM", 1933, No 2; "Руслан и Людмила", М., 1933 (совм. с Калтатом), 1935; Творчество и критика, "СМ", 1941, No 2; Второй струнный квартет Д. Кабалевского, в сб.: Московская государственная филармония М., 1946; Дмитрий Шостакович, "Советская литература", 1947, No 8; Шестой квартет Д. Шостаковича, "СМ", 1957, No 2; Возрождённая симфония (Es-dur Чайковского), там же, 1957, No 5; Второй фортепианный концерт Д. Шостаковича, там же, 1957, No 7; Большой путь советского пианизма, там же, 1957, No 11; Камерные сочинения советских авторов, там же, 1957, No 8; Эмиль Гилельс, там же, 1959, No 3; Г. Фрид и его Четвёртый квартет, там же, 1959, No 9; Dmitry Shostakovich, M., 1959; Шопен и шопенисты, в сб.: Фридерик Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов, М., 1960; К возобновлению "Каменного гостя", "СМ", 1960, No 1; Играет Иосиф Гофман, там же, 1961, No 7; Мысли о листианстве, там же, 1961, No 10; Портреты пианистов, М., 1962, 1970; Рихтер играет последние сонаты Бетховена, "МЖ", 1964, No 3; Артуро Бенедетти-Микеланджели, там же, 1964, No 15; Артур Рубинштейн, там же, 1964, No 22; Слушая кливлендцев, там же, 1965, No 13; Клаудио Аррау, там же, 1968, No 18; Эдвард Ауэр и другие, "СМ", 1973, No 9; Ойген Иохум, там же, 1974, No 11; Бернард Хайтинк, там же, 1975, No 10 и др.

Литература: Коган Г., Искусство портрета, "СМ", 1963, No 3; Гаккель Л., Художник-критик, там же, 1970, No 11.

И. M. Ямпольский.

Рабинович Н. С.

Николай Семёнович (24 IX (7 X) 1908, Петербург - 26 VII 1972, Ленинград) - сов. дирижёр. Брат А. С. Рабиновича. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука, ранее занимался у Н. А. Малько. В 1931-32 зав. муз. частью "Ленфильма"; в 1933-38 зав. муз. сектором Ленингр. комитета радиовещания. С 1938 дирижёр Ленингр. филармонии, в 1944-48 - Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1950-57 гл. дирижёр Большого симф. оркестра Ленингр. радиокомитета (с 1953 - второй оркестр филармонии), с 1967 - Ленингр. камерного оркестра. Неоднократно дирижировал спектаклями ленингр. муз. т-ров. С 1939 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1957 зав. кафедрой оперно-симф. дирижирования, рук. оперного и орк. классов, с 1968 профессор). Проводил междунар. семинар дирижёров в Веймаре (1970).

Р. - один из создателей сов. дирижёрской школы. Среди его учеников - известные дирижёры, лауреаты междунар. и всесоюзных конкурсов - Ю. И. Симонов, Н. А. Ярви, В. В. Катаев. Р. - дирижёр высокой исполнит. культуры. В его репертуар наряду с классич. музыкой входили произв. сов. и совр. заруб. композиторов. Студенческий оркестр Ленингр. консерватории исполнил под упр. Р. "Военный реквием" Бриттена (1965, первое исп. в СССР). Участник пост. и дирижёр классич. опер и оперетт: в оперной студии Ленингр. консерватории - "Евгений Онегин", "Пиковая дама" (обе в 1931), "Свадьба Фигаро" (1953), "Похищение из сераля" (1956); "Перикола" Оффенбаха (1966), "Кармен" (1970); в Ленингр. т-ре муз. комедии - "Парижская жизнь" Оффенбаха (1947), "100 чертей и одна девушка" Хренникова (1964); в Ленингр. т-ре оперы и балета - "Дон Жуан" (1956); в Ленингр. Малом оперном т-ре - "Риголетто"; "Цыганский барон" Штрауса (обе в 1945), "Проданная невеста" (1946); "Летучая мышь" Штрауса (1959), "Летучий голландец", "Фиделио", и др.

Один из первых дирижёров звукового кино (фильмы с музыкой Шостаковича: "Юность Максима" - 1935, "Возвращение Максима" -1937, "Выборгская сторона" - 1939, "Гамлет" -1964, и др.). Автор предисловия к кн.: "Основы техники дирижирования" Н. Малько (1965, пер. с англ.), ряда статей. Гастролировал за рубежом (ГДР).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев, Я. Платек, М., 1969; Мейлих Е. И., Симфонический оркестр филармонии, в сб.: Ленинградская гос. филармония, Л., 1972; Музыка и музыканты Ленинграда, М.-Л., 1972; Mихеева Л., Памяти большого художника, в сб.: Музыка и жизнь, вып. 3, Л., 1975.

Л. Г. Бергер.

Рабинович Я. И.

Яков Ильич (р. 18 II (2 III) 1900, Саратов) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1946). Обучался игре на скрипке в Саратове у Я. Я. Гаека. В 1913-14 занимался у О. Шевчика (Прага) и Э. Изаи (Брюссель). В 1925 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у А. И. Ямпольского, в 1929 под его рук. - аспирантуру. С кон. 20-х гг. до 1956 выступал с сольными концертами и в симф. концертах. В 1929-60 преподавал в Моск. консерватории (с 1935 профессор, в 1937-39 декан орк. ф-та). Среди его учеников - З. У. Шихмурзаева, Р. Р. Давидян. Составитель ряда методич. сб-ков, ему принадлежат ред. скр. концертов, пьес и этюдов.

И. М. Ямпольский.

Рабо А. Б.

Рабо А. Б. (Rabaud) Анри Бенжамен (10 XI, по др. источникам, 10 X 1873, Париж - 11 IX 1949, там же) - франц. композитор и дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1918). Сын Ипполита Р. (1839-1900), виолончелиста, профессора Парижской консерватории. С 1891 Р. учился в Парижской консерватории, по композиции занимался у А. Жедальжа и Ж. Массне; в 1894 получил Большую Римскую пр. за кантату "Дафна". В 1908-18 дирижёр "Гранд-Опера", в 1918-19 - Бостонского симф. оркестра, в 1920-41 директор Парижской консерватории (сменил на этом посту Г. Форе). Р. писал музыку разных жанров. Среди его опер наиболее известна комич. опера "Маруф" (по сказкам 1001 ночи, 1914). Один из первых композиторов, писавших музыку к немым кинофильмам.

Сочинения: оперы, в т.ч. Дочь Роланда (La fille de Roland, 1904, Париж, "Опера комик"), Первый меч (Le premier glaive, 1908), Маруф - башмачник из Каира (Mвrouf, savetier du Caire, 1914, "Опера комик"), Зов моря (Lappel de la mer, 1924, там же), Роланда и дурной мальчик (Rolande et le mauvais garзon, 1934, Париж, "Гранд-Опера"), Мартина (1947, Страсбур), Игра любви и случая (Le jeu de lamour et du hasard, 1954, Монте-Карло); оратория - Иов (1900); для opк. - 2 симфонии (1895, 1899), симф. поэма Ночное шествие (La procession nocturne, по "Фаусту" H. Ленау, 1899), фантазия на слав. темы (1896), дивертисмент на темы рус. песен (1899); для фп. с орк. - прелюдия и токката (изд. в 1945), Andante и др.; камерно-инстр. соч., пьесы для фп.; хоры, романсы, музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

Литература: Tiеrsоt J., Un demisiиcle de musique franзaise..., P., 1918; Оllone M., dHenri Rabaud, sa vie et son oeuvre, P., (1957).

Г. С. Скудина.

Рабоб

Рабоб - см. Рубоб.

Работнов Л. Д.

Леонид Дмитриевич (1879, Ярославль - 17 I 1934, Москва) - сов. ларинголог. Доктор медицины (1916). С 1920 приват-доцент. Был науч. сотрудником ГИМНа.

Сочинения: К вопросу об образовании голоса у певцов, "Архив клинической и экспериментальной медицины", 1922, No 1; Основы физиологии и патологии голоса певцов, М., 1932; О фонографической записи голоса певцов (Микроскопическое исследование), (М.), 1935.

Литература: Л. Д. Работнов, в кн.: Назаренко И. К., Искусство пения. Очерки и материалы по истории, теории, практике, М.-Л., 1948, с. 212-21, М., 1968, с. 311-19.

Рабцевичова-Познаньская С. К.

Рабцевичова-Познаньская С. К. (Rabcewicewa-Poznanska) Софья Казимировна - см. Познаньская-Рабцевич С. К.

Равель М. Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Равномерно-темперированный строй

Равномерно-темперированный строй - см. Темперация.

Рага

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раглс К.

Rэглс (Ruggles) Карл (Чарлз) (11 III 1876, Марион, шт. Массачусетс - 24 X 1971, Беннингтон, шт. Вермонт) - амер. композитор. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры (1954). Обучался у Ф. Уинтерница и К. Тимнера (скрипка) и у Дж. Клоза (муз.-теоретич. предметы) в Бостоне, по композиции занимался под рук. У. Сполдинга и Дж. К. Пейна в Гарвардском ун-те (1903-07). С 1907 преподавал композицию в консерватории и руководил гор. симф. оркестром в Уиноне (Миннесота). С 1917 жил в Нью-Йорке, временами в Арлингтоне (Вермонт). Уничтожил все свои ранние соч., в т.ч. принятую к пост. в "Метрополитен-опера" оперу "Затонувший колокол" ("Sunken bell", по Г. Гауптману), над к-рой работал 13 лет. В 20-е гг. создал свои первые зрелые произв. (симф. сюиты "Порталы", "Люди и ангелы"). Р. был одним из создателей Междунар. гильдии (1921-27) и Панамериканской ассоциации (с 1926) композиторов. С 1937 преподавал композицию в ун-те Майами. С кон. 40-х гг. занимался гл. обр. живописью (участвовал в крупнейших выставках, был другом Р. Кента и др. видных художников). В 1957 поселился в Арлингтоне, с 1966 жил в Беннингтоне. В 1966 Боудойнским колледжем (шт. Мэн) проведён фестиваль в честь Р. в связи с его 90-летием, на к-ром были исполнены мн. его произв. Соч. Р., осн. на муз. традициях Новой Англии (см. Соединённых Штатов Америки музыка), отличаются благородством стиля, суровостью, сконцентрированной внутренней энергией; близки к музыке Ч. Айвса, высоко ценившего Р. Они строятся на свободном сопоставлении драм. эпизодов с напряжённо переплетающимися мелодич. линиями и фрагментов просветлённо-лирич. характера.

Сочинения: для орк. - пьесы Ступающий по солнцу (Suntreader, 1932), Органум (1945-49, неск. ред., также для фп.), Порталы (Portals, для струн. орк. или ансамбля, 1926); для камерно-инстр. ансамбля - "симф. сюиты": Люди и ангелы (Men and angels, для 5 труб и басовой трубы, 1922; также для 4 скр., 3 влч. или 4 труб и 3 тромбонов, 1939), Люди и горы (Men and mountains, 3 ч., 1924; орк. ред. 1936, 2-я ч. в виде отд. произв. - Сирень -Lilacs); Глас, вопиющий в пустыне (Vox clamans in deserto, для голоса и камерного ансамбля, 1925); для фп. - 4 песнопения (Evocations, 1945, 2-я ред. 1954, орк. ред. 1971), Полифонич. композиции для 3 фп. (1940); для голоса с фп. - цикл Игрушки (Toys, для сопрано, 1919) и др.

Литература: Seegеr С., Carl Ruggles, "MQ", 1932, No 4; Harrison L., About Carl Ruggles, N. Y., 1946; Reterson T. E., The music of Carl Ruggles, Wash., 1967 (Diss.).

Дж. К. Михайлов.

Раджаби Ю.

Раджабов Юнус (23 XII 1896 (5 I 1897), Ташкент - 23 IV 1976, там же) - советский композитор-мелодист. Нар. арт. Узб. ССР (1953). Академик АН Узб. ССР (1966). Деп. Верх. Совета Узб. ССР 5-го созыва. В 1919 окончил Ташкентскую нар. консерваторию как певец и исполнитель на нар. инструментах. Учителями Р. были также X. Абдулазиз, Г. Ташмухамедов, Д. Халим-Ибадов, Ш. Шоумаров. В 1925-27 муз. рук. Самаркандского муз.-драм. т-ра, в 1927-53 худ. рук. оркестра нар. инструментов Радио (Ташкент), в 1942-45 муз. рук. Янги-Юльского т-ра муз. драмы, в 1945-76 рук. нац. ансамбля Радио (Ташкент). Творчество Р. тесно связано с узб. муз. фольклором. Автор оперы "Зайнаб и Аман" (совм. с Б. И. Зейдманом, Д. Закировым, Т. Садыковым, 1958, пост. 1965, Узб. т-р оперы и балета, Ташкент), муз. драм "Месть" ("Касос", совм. с Б. Б. Надеждиным, 1941, Т-р им. Мукими), "Кучкар Турдыев" (совм. с H. H. Мироновым, 1942, Янги-Юльский т-р муз. драмы), "Муканна" (совм. с Г. А. Мушелем, 1943, там же), "Фархад и Ширин" (совм. с Надеждиным, 1947, Т-р Ташсовета), "Фархад и Ширин" (совм. с Мушелем, 1954, Т-р им. Мукими), "Навои в Астрабаде" (1969, Т-р им. Мукими), муз. комедии "Сын женится" (совм. с Зейдманом и С. А. Юдаковым, 1964, Т-р им. Мукими), пьес для оркестра узб. нар. инструментов и узб. ансамбля песни и пляски, хоров, песен, романсов и др. Записал и издал многие (св. 1500) произв. узб. нар. музыки - "Узбекские народные песни" (т. 1-5, 1955-69), "Шашмаком" (т. 1-6, 1966-75). В 1953-54 преподавал в Ташкентской консерватории. Гос. пр. Узб. ССР (1971).

Литература: Пути развития узбекской музыки. Сб. ст., Л. - М., 1946; Ахмедов М., Юнус Раджабий, Ташкент, 1967.

М. Ш. Ахмедов.

Радзивилл А. Х.

Радзивилл А. Х. (Radziwill) Антони Хенрык (13 VII 1775, Вильнюс - 7 IV 1833, Берлин) - польский композитор, виолончелист, меценат. С 1795 жил в Берлине, где его дом стал важным центром культурной жизни. С 1815 наместник прусского короля в Великом княжестве Познанском. Поддерживал отношения с И. В. Гёте и Л. Бетховеном, к-рый посв. Р. "Именинную" увертюру ор. 115. Ф. Шопен написал для Р. полонез ор. 3 и посв. ему трио ор. 8. Р. - автор музыки к "Фаусту" Гёте (1810-31, изд. 1835, Берлин); в ней впервые в польской музыке для т-ра проявились романтич. тенденции. В увертюре к "Фаусту" Р. использовал фугу c-moll В. А. Моцарта. Написал также музыку к 9 песням из "Вильгельма Мейстера" Гёте (изд. в 1815 в Петербурге) и ряд романсов, вок. дуэтов и трио; популярностью пользовались его песни, предназначенные для берлинского "Лидертафеля" К. Цельтера, а также полонезы для фп.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957; Schmidt J. Р., Fьrst Anton Radziwill, "Allgemeine Musikalische Zeitung", 1833, No 17; Jachimecki Z., Pozniak W., Antoni Radziwill i jego muzyka do "Fausta", Kr., 1957.

И. И. Свирида.

Радиола

Радиола (от радио) - радиотехнич. аппарат, в к-ром совмещены приёмник вещательных программ и электропроигрыватель граммофонных пластинок. В Р. применяется единый усилитель звуковых частот, использующийся как при приёме радиопередач, так и при прослушивании грамзаписей. Наиболее компактной является конструкция Р., в к-рой в одном блоке располагаются все её компоненты, включая и динамич. громкоговоритель или неск. громкоговорителей. Такие Р. получили широкое распространение в СССР. В стереофонич. Р. единый блок обычно составляют радиоприёмник и электропроигрыватель, тогда как громкоговорители монтируются в 2 отд. акустич. колонках ("Виктория" и др.). В нек-рых совр. конструкциях стереофонич. Р. электропроигрыватели (без усилителя) также составляют отд. блок устройства ("Эстония-стерео"). В заруб. конструкциях чаще всего в виде отд. блоков оформляются радиоприёмник без усилителя звуковых частот, усилитель звуковых частот, электропроигрыватель без усилителя и акустич. колонки. В СССР выпускаются также аппараты, представляющие собой комбинацию радиоприёмника с магнитофоном, - магнитолы, а также с магнитофоном и электропроигрывателем - магниторадиолы.

Радич Д.

Радич Д. (Радий) Душан (р. 10 IV 1929, Сомбор) - серб. композитор (Югославия). Окончил в 1954 Муз. академию в Белграде по классу композиции у М. Живковича, совершенствовался у Д. Мийо и О. Мессиана в Париже (1957-58). Наиболее значительны вок.-инстр. соч., в т.ч. "Список" ("Списак", для 2 жен. голосов и 11 инструментов, 1956) и кантата "Башня черепов" ("hеле-кула", 1957; Октябрьская пр., 1959). Опираясь на традиции нац. муз. фольклора, применяет совр. средства письма. Достигает выразительности при простоте и лаконичности оркестровки, использует разл. приёмы вок. декламации, тяготеет к яркой театральности.

Сочинения: опера - Любовь - это главное (Sубав, то je главна ствар, 1962); балет - Баллада о странствующем месяце (Балада о месецу луталици, 1957); кантаты - В ожидании Марии (У очекиваoe" у Мариjе, на сл. В. В. Маяковского из "Облака в штанах", 1955), Сельские сцены (Призори са села, хореографич., 1956), Прямая земля (Усправна земsа, камерная, для чтеца, хора и камерного ансамбля, 1963; также для детского хора и орк., 1966); для орк. - Вариации на нар. тему (1952), симфониетта (1953); для инструмента с орк. - Песня и танец (Песма и игра) для скр. и струнных (1954), концертино для кларнета (1956); дивертисмент (для струн. орк., вибрафона и ударных, 1956); камерно-инстр. ансамбли; произв. для фп.; соч. для хора, в т.ч. цикл Обложенное небо (Опседнута ведрина, для жен. хора с 2 фп., 1954); романсы; Пейзажи (Предели, для чтеца с фп., 1953); песни, в т.ч. для детей, музыка к кинофильмам.

Е. И. Гордина.

Радонежский П. А.

Платон Анемподистович (1826 (по др. данным, 1829), с. Коприно Рыбинского у. Ярославской губ. - 19 IX (1 X) 1879, Москва) - рус. певец (бас). Занимался у Ф. Риччи в Петербурге, совершенствовался в Италии. В 1858 дебютировал во Флоренции. Концертировал в городах Италии, Германии, Франции (иногда под псевд. Plato), Швейцарии. В 1862-63 пел в Мариинском т-ре, с 1865 солист Большого т-ра. Обладал сочным, мощного звучания, красивого тембра голосом, но сценически не всегда был убедителен. Партии: Влас, Князь Вязьминский ("Воевода", 1869, "Опричник", 1875, Чайковского; первый исполнитель в Москве), Сусанин, Руслан, Фарлаф, Мельник; Неизвестный ("Аскольдова могила"), Владимир Красное Солнышко и Старик-странник ("Рогнеда") и др. Выступал как камерный певец, особой задушевностью отличалось исполнение Р. рус. нар. песен.

Литература: А. Э. (Элькан А. Л.), Бас Радонежский, "Иллюстрация", 1863, 17 янв.; его же, Русский певец Платон Радонежский, "Музыкальный свет", 1863, No 3; (Биография Радонежского), "Псковские губернские ведомости", 1864, 27 ноября; (Некролог), "Петербургский листок", 1879, 27 сент. (9 окт.); Кашкин Н., Воспоминания о П. И. Чайковском, М., 1896, с. 55, 1954; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века (1857-1872), Л., 1971, с. 140.

Радченко К. П.

Клавдия Павловна (р. 14 XII 1929, г. Белая Церковь Киевской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. УССР (1969). Чл. КПСС с 1974. В 1956 окончила Киевскую консерваторию у Н. Г. Зубарева, с 1957 солистка Укр. т-ра оперы и балета. В репертуаре Р. св. 50 партий, одна из лучших - Наталка. Др. партии: Татьяна; Марфа ("Царская невеста"), Валентина ("Гугеноты"), Джильда, Дездемона, Мими, Чио-Чио-сан; Эвридика ("Орфей и Эвридика" Глюка), Лейла ("Искатели жемчуга" Бизе), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Милана ("Милана" Майбороды), Катерина Измайлова, Наташа Ростова. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Раевский И. И.

Игорь Иванович (р. 30 V 1937, Москва) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1962. В 1954 окончил Моск. хор. уч-ще, в 1958 - Ин-т воен. дирижёров у Б. А. Диева. С 1958 худ. рук. разл. воинских ансамблей песни и пляски, с 1974 начальник и худ. рук. Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округа ПВО. В 1967-68 преподавал хор. дирижирование в Минской консерватории.

Раецкий Б.

Раецкий Б. (Rajeczky) Беньямин (р. 1901, Эгер) - венг. музыковед, историк и фольклорист. Окончил ун-т в Инсбруке (1925). Преподавал пение в средней школе (1926-45), читал лекции о нар. музыке в ун-те (1940-50); был науч. сотрудником отдела нар. музыки Этнографич. музея (1950-60) в Будапеште, в 1960-70 зам. рук. муз.-фольклорной комиссии Венг. академии наук. Вместе с З. Кодаем работал над внедрением венг. нар. песен в школьный репертуар; ему принадлежит "Певческая азбука" ("Йnekes Бbйcй", 1938, 1950). P. занимался исследованием средневек. церк. и нар. венг. музыки, в т.ч. муз. фольклора венгров, живущих в сев.-вост. Румынии ("Csбngу nйpzene...", v. 1-2, Bdpst, 1956-61). Редактор (совм. с Л. Кишш) 5-го тома ("Плачи") "Свода венгерской народной музыки" ("A magyar nйpzene tбra", Siratуk, Bdpst, 1966) и автор вступительной статьи к нему. Опубликовал многие народные венгерские мелодии. Автор науч.-популярных работ (аннотации к грамзаписям григорианского пения и народной венгерской музыки, 1969, 1972).

Сочинения: Melodiarium Hungariae medii aevi, I. Hymni et sequentiae, Bdpst, 1956; Le chant grйgorien est-il mesurй?, в сб.: Йtudes grйgoriennes, Solesmes, 1967; Gregoriбn, nйpйnek, nйpdal, в сб.: Magyar Zenetцrtйneti Tanulmбnyok 2, Bdpst, 1969; Ein neuer Fund zur mehrstimmigen Praxis Ungarns im 15. Jahrhundert, "Studia musicologica", 1972, v. 14; Gregorianik und Volksgesang, в сб.: Handbuch des Volkliedes, Mьnch., 1975.

П. Ф. Вейс.

Развод

Развод - см. Розвод.

Раздельноречие

Раздельноречие - хомония, - произнесение слов с включением между согласными и после заключит. согласной отсутствующих в данных словах гласных, напр. вместо "видевше" - "видевоше", вместо "грехом" - "грехомо" (отсюда возникло второе название Р. - хомония) R. появилось в рус. церк. пении в кон. 15 в. Д. В. Разумовский объяснял происхождение Р. изменением фонетики слав, языка за счёт превращения полугласных в гласные. В. М. Металлов одной из причин появления Р. считал невежество переписчиков певч. книг. Т. Н. Ливанова объясняет Р. желанием сохранить в точности напевы, сложившиеся до изменения фонетики. Но до 15 в. большинство напевов было близко к псалмодии; распевные мелодии стали формироваться лишь к кон. 15 в., так что необходимости в Р. для их сохранения не было. Грамматич. ошибки в певч. книгах встречаются редко, и потому неграмотность переписчиков нельзя рассматривать как причину появления Р. Более того, Р. употреблялось и в текстах, составленных в 16 в. высокообразованными людьми (в т.ч. Иваном Грозным). Точка зрения Разумовского представляется более обоснованной, но требует корректив. Гласные, не существующие в письменности, но слышимые в разговоре, вносились в записи ещё в 12 в., о чём свидетельствует, напр., Благовещенский кондакарь. Исчезновение полугласных могло в какой-то мере благоприятствовать внесению лишних гласных, но только внутри слов, а не после их окончания на согласный (подобное добавление гласных делает текст трудным для восприятия). Последовательность, с к-рой проводился этот принцип, указывает на стремление придать певч. произношению особый, не свойственный "мирскому" языку характер. В 17 в., когда в московском обществе начали утверждаться новые просветительские идеи, Р. стало подвергаться резкой критике. В 1652 последовал царский указ, согласно к-рому церк. пение повсеместно должно было стать "воистинноречным пением" (об исправлении певч. книг в соответствии с этим указом см. в ст. Истинноречие). Р. сохранилось только у старообрядцев.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, М., 1867; Poтебня A., К истории звуков русского языка, Воронеж, 1876; Металлов В., Очерк истории православного церковного пения в России, Саратов, 1893, М., 1915; его же, К вопросу о комиссиях по исправлению богослужебных певческих книг русской церкви в XVII в., "Богословский вестник", 1912, т. 2, No 6; Игнатьев A., Церковно-правительственные комиссии по исправлению богослужебного пения русской церкви во второй половине XVII века, Казань, 1910; Преображенский A., Культовая музыка в России, Л., 1924; Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 1, М., 1928; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Koschmieder E., Przyczynki do zagodnienia chomonji w hirmosach rosyjskich, Wilno, 1932.

H. Д. Успенский.

Размадзе А. С.

Александр Соломонович (2 (14) II 1845, Пенза - 14 (26) III 1896, Москва) - рус. муз. критик, композитор и педагог. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории, где занимался у М. Гауптмана (муз.-теоретич. предметы) и И. Мошелеса (фп.). В 1869-75 профессор Моск. консерватории (классы истории музыки, фп., чтения партитур). Выступал в качестве муз. критика в газ. "Русское слово" (1869-89, с перерывами), шурн. "Музыкальный сезон" (1869-70), "Музыкальный листок" (1872-77), в лит. прибавлениях к журн. "Музыкальный вестник" (1870-71), в 80-х гг. сотрудничал в газ. "Русский курьер" и "Русские ведомости". Статьи Р., разнообразные по темам (от музыки древних египтян до творчества Р. Вагнера), в основном компилятивные, не отличались глубиной. Автор ряда муз. произв.: фп. пьес "Картинки из жизни", "Скерцо" и др., романсов (в т.ч. "Кобзарские песни").

Сочинения: Задачник гармонии. Составлен к учебнику гармонии Э. Ф. Рихтера, М., 1880; Наша опера и её хозяйство. (Общий взгляд на прошлое и настоящее Московской русской оперы), К., 1886; Очерки истории музыки от древнейших времён до половины XIX века, в четырёх частях с двенадцатью нотными приложениями. Составлено по лекциям, читанным автором в Московской консерватории, М., 1888.

И. М. Ямпольский.

Размер

Размер - см. Метр.

Разорёнов С. А.

Сергей Алексеевич (р. 18 (31) I 1909, Петербург) - сов. композитор. В 1939 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского. В 1938-40 преподаватель муз.-теоретич. предметов в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова, в 1939-41 - на Курсах общего муз. образования в Москве; в 1947-54 рук. семинара молодых композиторов при Центр. доме CK СССР. В 1949-73 ред. изд-в "Музгиз" (позднее - "Музыка"), "Советский композитор".

Сочинения: для орк. - симфония-легенда Памяти Зои Космодемьянской (1953, 2-я ред. 1964), Фантазия на славянские темы (1943), поэма 1905 год (1957); камерные ансамбли - струн. квартет на морд. темы (1944), 4 картинки (для струнных, духовых и ударных, 1976); для фп. - 2 сонатины (1938, 1966), Вариации на тему И. С. Баха (1940), Сибирская рапсодия (1965), Вариации на Франц. тему (1966), 12 прелюдий (1969) и др.; для голоса и фп. - романсы на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, А. И. Одоевского, А. А. Бестужева-Марлинского, вок. цикл Из прошлого на стихи Н. А. Некрасова и др.; музыка для детей - фп. пьесы и песни; обр. нар. песен.

Разработка

Разработка (нем. Durchfьhrung, франц. и англ. development) - средний раздел полной сонатной формы, в к-ром преобладает разработочный метод развития. Сущность последнего заключается в дроблении ранее изложенной темы на отд. фразы, мотивы, в их вычленении. Эти фразы и мотивы, временно обретающие конструктивную самостоятельность, претерпевают ряд изменений - мелодических, ладо-гармонических, тональных, ритмических, регистровых, тембровых. Тональные смены обычно основываются на определённом принципе - секвенции, движении в доминантовую или субдоминантовую сторону, перемещении на тот или иной интервал. Тембровые смены осуществляются посредством передачи мотивов от одной группы инструментов (или одного инструмента) к др. группе (или др. инструменту). Существ. роль в Р. играют приёмы полифонич. развития: фугированное движение - вплоть до возникновения фугато на одну из тем экспозиции (часто видоизменённой) или её фрагмента; использование сложного контрапункта и др. Одним из типичных для сонатной Р. приёмов является последовательное дробление темы на всё более и более мелкие элементы, вплоть до кратких субмотивов.

Для Р. сонатной формы периода классицизма характерно непрерывное поступательное движение. В эпоху романтизма начинают использоваться и консеквентные перемещения крупных разделов. В 1-й части струнного квинтета Шуберта C-dur op. 163 благодаря этому возникает типичная структура А1А2В, к-рая используется и рядом др. композиторов.

Сонатная Р. может включать и изложение новой темы, к-рое образует "эпизод в разработке". Чаще всего эта тема носит лирич. характер.

Р. как крупный раздел формы встречается также в рондо-сонате. Принцип разработочного развития составляет основу неустойчивых разделов и др. форм, напр. середины в простых двухчастной репризной и трёхчастной. Он может проявляться и в др. разделах форм (часто в связках), создавая моменты неустойчивости и активного тематич. развития.

Литература: см. при статье Сонатная форма.

В. П. Бобровский.

Разрешение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Разумовская В. Х.

Вера Харитоновна (9 (22) IX 1904, Киев - 17 VI 1967, Ленинград) - сов. пианистка и педагог. Окончила Киевскую консерваторию у Г. Г. Нейгауза (1922) и Ленингр. консерваторию у Л. В. Николаева (1931). В 1922-24 преподаватель Киевской консерватории, в 1926-31 солистка Ленингр. филармонии, в 1933-67 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1946 профессор). Дипломант Междунар. конкурса им. Ф. Шопена (1932, Варшава), лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, Москва, 2-я пр.).

Разумовский А. К.

Андрей Кириллович (22 X (2 XI) 1752, Петербург - 11 (23) IX 1836, Вена), граф, с 1815 князь, - рус. дипломат, меценат. Сын гос. деятеля К. Г. Разумовского. Окончил Страсбургский ун-т. С 1777 находился на рус. дипломатич. службе (первоначально в Неаполе, в 1792-99 и 1801-07 посол России в Австро-Венгрии). Большую часть жизни провёл за границей. Образованнейший человек, просвещённый меценат, Р. покровительствовал иск-вам. Благодаря его поддержке виолончелист Г. С. Лебедев концертировал в Зап. Европе в 1777-79. Р. был хорошим скрипачом. В Вене сблизился с муз. кругами, вместе с князем К. Лихновским участвовал в любительском квартетном музицировании. Находился в дружеских отношениях с Й. Гайдном, В. А. Моцартом и особенно Л. Бетховеном. В 1805-15 содержал домашний струн. квартет (во главе с И. Шуппанцигом), к-рый впервые исполнил ряд камерно-инстр. соч. Бетховена, разученных под рук. автора. Бетховен по заказу Р. написал и посвятил ему три квартета ор. 59 ("квартеты Разумовского"), использовав в них мелодии рус. нар. песен (возможно, указанных Р.). Бетховен посв. Ф. И. Лобковицу и Р. 5-ю и 6-ю симфонии.

Литература: Васильчиков A. A., Семейство Разумовских, т. 2-5, СПБ, 1880-94; Алексеев М., Русские встречи и связи Бетховена, в сб.: Русская книга о Бетховене (1827- 1927), М., 1927; Hanslick E., Geschichte des Concertwesens in Wien, W., 1869, S. 203-204.

И. M. Ямпольский.

Разумовский Д. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Раисов Б. И.

Борис Исаакович (р. 27 II 1928, пос. Дондюшаны Молд. ССР) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Молд. ССР (1980). В 1958 окончил Кишинёвскую консерваторию. В 1956-60 и с 1962 солист Молд. т-ра оперы и балета (в 1960-62 - в Башк. т-ре оперы и балета). Партии: Грязной ("Царская невеста"), Князь, Томский ("Чародейка", "Пиковая дама"), Галицкий, Риголетто, Яго, Фигаро, Скарпиа, Тонио; Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Валентин ("Фауст") и др.

Раичич С.

Раичич С. (Раjичиh) Станойло (р. 16 XII 1910, Белград) - серб. композитор и педагог (Югославия). Чл. Серб. академии наук и иск-в (1958). Учился в Пражской консерватории (1930-35) у Р. Карела (композиция) и А. Шимы (фп.) и Школе мастеров при этой консерватории у Й. Сука (композиция) и К. Хофмейстера (фп.). Совершенствовался в фп. игре у В. Кершбаумера в Вене (1935-36). С 1936 работает в Белграде. Преподавал игру на фп. в муз. школах (1937-40), ведёт класс теории (с 1940) и композиции (с 1945) в Муз. академии. В 1958-63 директор Ин-та музыковедения Серб. академии наук и иск-в. В ранних произв. Р. отразились увлечения приёмами атональной музыки, а также четвертитоновой системой. Произв., созданные в годы 2-й мировой войны 1939-45 и позднее, обнаруживают тенденции к демократизации творчества. В классически ясных по форме симф. и камерных соч. ведущими становятся мелодич. начало, опора на нац. муз. фольклор; часто обращается к программным жанрам (симф. поэмы по мотивам нар. поэзии и нац. лит-ры). Р. - один из крупнейших композиторов Югославии; его лучшие соч. (опера "Симонида", вок.-симф. циклы, 5-я и 6-я симфонии, инстр. концерты) отличаются глубиной содержания, масштабностью замыслов, остротой драм. контрастов, выразительностью и нац. своеобразием муз. языка. В соч. 1960-70-х гг., не порывая с нац. традициями, он находит новые, совр. формы выражения.

Сочинения: оперы (все пост. в Белграде) - Симонида (1957, 2-я ред. 1967), Караджордже (1971), Записки сумасшедшего (по Н. В. Гоголю, 1974, там же); 4 балета, в т.ч. Под землёй (Под земsом, 1940); кантата Слепой на ярмарке (Слепац аа сабору, 1961); для орк. - 6 симфоний (1935-67), 4 симф. поэмы (все 1942); концерты с орк. - 3 для фп. (1940, 1942, 1950), 3 для скр. (1941, 1946, 1953), для влч. (1949), 2 для кларнета (1943. 1962), для фагота (1969); камерно-инстр. соч.; для голоса с орк. - циклы На Липаре (На Липару, 1951), Жёлтые листья (Лисjе жути, 1953), Мгновения (Магновеoeа, 1965); романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам; мелодекламации; обр. нар. песен.

Е. И. Гордина.

Райков Е. Т.

Евгений Тихонович (р.25 III 1937, Москва) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1966. В 1962 окончил Муз.-пед. уч-ще им. Гнесиных (класс К. А. Мальковой), у неё же занимался в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (1962-63). В 1966 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". С 1961 солист Большого т-ра СССР. Партии: Ленский, Баян, Собинин, Князь, Владимир Игоревич, Индийский гость; Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Рыбак ("Октябрь" Мурадели), Радамес, Фауст, Пинкертон; Фентон ("Фальстаф" Верди). Пр. Ленинского комсомола (1970). Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса им. Глинки (1962, 5-я пр.) и 4-го Междунар. конкурса молодых оперных певцов в Софии (1970, 2-я пр.). Гастролирует за рубежом (Канада, Великобритания, Италия, Австралия, Япония, Польша, Болгария, Франция, ГДР, ФРГ, Ирландия, Нидерланды).

В. И. Зарубин.

Раймонди Д.

Раймонди Д. (Raimondi) Джанни (р. 17 IV 1923, Болонья) - итал. певец (лирич. тенор). Учился пению у А. Меландри. Дебютировал в 1947 в Болонье (партия Герцога, "Риголетто"). С 1956 солист т-ра "Ла Скала" (Милан). Гастролировал в крупнейших оперных т-рах мира, в т.ч. в Москве с труппой "Ла Скала" (1964 и 1974). Обладает гибким голосом большого диапазона, нежного прозрачного тембра, с чистым, хорошо развитым верхним регистром. Выступает гл. обр. в итал. репертуаре, особенно успешно в операх Г. Доницетти (Фернандо, "Фаворитка"; Эдгар, "Лючия ди Ламмермур"); среди др. партий: Альфред ("Травиата"), Артур ("Пуритане" Беллини), Рудольф ("Богема"), Каварадосси ("Тоска"), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"), Арнольд ("Вильгельм Телль" Россини), Поллион ("Норма").

В. В. Тимохин.

Райский Н. Г.

Назарий Григорьевич (26 X (7 XI) 1876, Люблин - 6 X 1958, Москва) - сов. певец (тенор), педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Д-р искусствоведения (1941). Окончил в 1896 Варшавскую консерваторию по классу пения у Нувелли, с 1900 пел на оперных сценах Владивостока, Тбилиси, Нижнего Новгорода, Самары, Вильнюса. В 1904-08 солист Оперного т-ра Зимина, где исполнил ок. 40 партий, в т.ч. Ленского; Гвидона ("Сказка о царе Салтане"), Вертера. С 1909 выступал только как конц. певец. Р. - один из выдающихся сов. камерных певцов, широко образованный музыкант. Исполнение Р. при небольшом голосе отличалось художеств. законченностью, артистизмом, тонким ощущением стиля. Выступал в ансамбле с А. Б. Гольденвейзером, К. Н. Игумновым, А. Ф. Гедике. Главная заслуга Р. - пропаганда новой камерной вок. музыки. Он был первым исполнителем ряда произв. С. И. Танеева, Н. К. Метнера, Ан. Н. Александрова. В 1919-29 и в 1933-49 преподавал в Моск. консерватории (с 1923 профессор, в 1921-1929 проректор, в 1934-35 директор Оперной студии Моск. консерватории). В 1929-33 профессор Тбилисской консерватории. В 1920-е гг. участвовал в разработке новой структуры и учебных планов Моск. консерватории. Среди учеников - С. Я. Лемешев, Г. И. Тиц, В. М. Фирсова, Э. Я. Пакуль, П. М. Понтрягин, В. Р. Сливинский, А. И. Малюта, А. П. Королёв, Д. Л. Аспелунд, Н. И. Кривуля. Автор "Программ по вокальной специальности" (1948); составитель "Сборника классических вокальных произведений старых мастеров" (1948), "Сборника вокальных ансамблей" (т. 1-3, 1949), "Дуэтов" (вып. 1-4, 1952). Написал статью "Последние дни С. И. Танеева" (в кн.: "С. И. Танеев. Материалы и документы", т. 1, 1952).

Литература: Московская консерватория, 1886-1966, М., 1966, с. 498-99; Гольденвейзер А. Б., Некролог, "МЖ", 1958, No 18; Корабельникова Л., На заре критической деятельности, (Письма Б. В. Асафьева Н. Г. Райскому), "МЖ", 1969, No 15.

Л. З. Корабельникова.

Райчев А.

Александр (р. 11 IV 1922, Лом) - болг. композитор и педагог. Нар. арт. НРБ (1971). Окончил в 1947 Гос. муз. академию в Софии по классу композиции у П. Владигерова, занимался также у М. Големинова, П. Хаджиева и А. Карастоянова. В 1949-50 совершенствовался как дирижёр у Я. Ференчика в Муз. академии им. Ф. Листа в Будапеште. С 1950 преподаёт теоретич. предметы в Гос. муз. академии в Софии (с 1954 Болг. гос. консерватория), с 1962 профессор по классам гармонии и композиции, с 1972 ректор. С 1958 секретарь Союза болг. композиторов, с 1976 1-й зам. председателя. Для творчества Р. характерно использование нац. традиций и совр. приёмов письма; широкая напевность и метроритмич. богатство отличают его сочинения, осн. на нар. мелодиях (симфония-кантата "Он не умрёт", по балладе "Хаджи Димитр" X. Ботева, балет "Гайдуцкая песня"); произведениям, посв. совр., революц. тематике, свойственны волевые, энергичные ритмы, динамичность (увертюра "Сияющая заря", 2-я, 3-я и 5-я симфонии). Р. создал 1-ю болг. радиооперу "Ваше присутствие" ("Вашето присътствие", 1969). Автор многочисл. массовых песен, среди к-рых "Голос партии" ("Гласът на партията"), "Великое имя" ("Велико име"), "Марш сентябрят" ("Марш на септемврийчетата"). Депутат Нар. собрания (1970).

Сочинения: оперы - Мост (1966), Тревога (1974); балеты - Гайдуцкая песня (Хайдушка песен, 1952), Источник Белоногой (Изворот на белоногата, 1978); оратория Октябрь-50 (Октомври-50, 1967), Дружба (1972); оратория-кантата Болгария - белая, зелёная, красная (България - бяла, зелена, червена, 1976); кантаты - Димитров жив (Димитров е жив, 1954); для орк. - 5 симфоний (симфония-кантата Он не умрёт - Той не умира, для солистов, хора и орк., 1949; Новый Прометей - Новият Прометей, 1958; Порывы - Устреми, 1965; для струн. орк., 1958; для струн. квинтета, деревянных и ударных, 1972), увертюра Сияющая заря (Сияйна зора, 1972), симф. распев Ленинские поколения (Ленински поколения, 1971), Симф. эпизоды Лейпциг-33 (1972); соната-поэма для скр. с орк. (1956); для фп. - Детский альбом (Детски албум, 1957), Молодёжный альбом (Младежки албум, 1959); хоры; массовые песни; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Енциклопедия на българската музикална култура, София, 1967, с. 374-75.

И. Везнев.

Райчев П.

Петр (9 III 1887, Варна - 30 VIII 1960, София) - болг. певец (лирико-драм. тенор), оперный режиссёр, вок. педагог. Нар. арт. НРБ (с 1949). Учился в Софии у И. Вульпе, в Москве у У. А. Мазетти (до 1911), в Милане у Ф. да Лучии. Участвовал в спектаклях Большого т-ра в Москве и Болг. оперного товарищества в Софии (с 1908), где в 1909 дебютировал как солист (партия Эдгардо в "Лючии ди Ламмермур"). В 1913 пел в Т-ре муз. драмы в Петербурге; до 1920 гастролировал в городах России (в Петрограде его слушал В. И. Ленин), до 1935 пел в разл. т-рах Зап. Европы (в т.ч. под рук. Б. Вальтера и Ф. Вейнгартнера; был партнёром Ф. И. Шаляпина в Париже, пел с Т. Даль Монте и Титта Руффо). С 1935 был солистом, режиссёром и педагогом Софийской нар. оперы. С 1947 рук. оперы в Варне, поставил ряд оперных спектаклей в др. болг. т-рах; как режиссёр способствовал утверждению реалистич. иск-ва в болг. опере. В 1950-58 профессор Болг. гос. консерватории. Среди учеников - В. Александрова, Н. Шаркова, А. Милковски, К. Шекерлийски. Обладал гибким голосом красивого тембра, даром перевоплощения. В иск-ве Р. сочетались традиции итал. вок. школы и рус. реалистич. муз. т-ра. Партии: Герман, Садко; Шуйский ("Борис Годунов"), Дон Хосе ("Кармен"), Альфред ("Травиата"), Рудольф ("Богема"), Фауст. Написал мемуары "Жизнь и песня" ("Живот и песен", 1951). Димитровская пр. (1950).

Сын Р. - Rуслан Р. (р. 1919) - дирижёр Софийской оперы (с 1958), основатель оперных т-ров в Варне и Пловдиве, засл. арт. НРБ (1971).

Литература: Камбуров И., Петър Райчев, София, 1926; Tихолов П., Петър Райчев, София, 1947.

А. Абаджиев.

Райчев Р. П.

Руслан Петров (р. 5 V 1919, Милан) - болг. дирижёр. Нар. арт. НРБ (1980). Окончил Академию муз. и сценич. иск-ва в Вене у Л. Райхвайна (1944). Работал под рук. К. Бёма и В. Фуртвенглера в Вене (1944-46). Был гл. дирижёром симф. оркестра в Варне (1946-48; основал там оперный т-р), Муз. т-ра им. С. Македонского в Софии (1948-50), симф. оркестра в Пловдиве (1951-56; основал там оперный т-р), симф. оркестра в Русе (1956-58). С 1958 дирижёр Софийской нар. оперы, в 1978-81 её директор. Участвовал в пост. ряда классических, в т.ч. рус., опер, а также балета "Гаянэ" Хачатуряна. Под упр. Р. впервые в Болгарии были исполнены мн. симф. соч. сов. композиторов. Р. отличается ярким артистич. темпераментом, тонким чувством стиля. Выступает в крупнейших т-рах мира, в т.ч. в Большом т-ре в Москве (1978, 1981).

Предыдущая страница Следующая страница