Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 11, "СОВ"-"СОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 11, "СОВ"-"СОЛ")

Совиньский В.

Совиньский В. (Sowinski) Войцех (ок. 1805, Лукашёвка, Подолье, ныне Винницкой обл. - 5 III 1880, Париж) - польский лексикограф, муз. писатель, пианист и композитор. Учился у К. Черни (фп.), А. Гировеца и М. Й. Лайдесдорфа (композиция) в Вене, где дебютировал как пианист. В 1828-30 жил в разных городах Италии, затем поселился в Париже. В историю польской муз. культуры вошёл как автор первого муз. словаря польских и слав. музыкантов, включавшего краткий очерк развития музыки в Польше с иллюстрациями и нотными примерами (выпущен в Париже на франц., 1857, на польском яз., 1874). Написал ряд статей о польской нар. музыке, о театре, а также монографии о Л. Бетховене и В. А. Моцарте (изданы в 1869 и 1874 в Париже в пер. с нем. на франц. яз.). Музыка С. (автор более 100 соч.) - в традициях раннего романтизма.

Сочинения: 4 оперы, в т. ч. Модель (Le Modиle, 1 д.), Золотая свадьба (Zlote gody, 2 д.); для орк. - симфония, увертюры (в т. ч. Королева Ядвига, Мазепа); концерт для фп. с орк.; камерно-инстр. ансамбли; для хора и орк. - оратория Жертва Авраама (Ofiara Abrahame), 16 месе, в т. ч. 13 коротких (missa brevls), 2 торжественные (msza uroczysta), мотеты и др. хор. соч.; пьесы для фп., в т. ч. фантазии на темы опер франц. композиторов.

Литературные сочинения: Les musiciens polonais et slaves anciens et modernes, P., 1857 (пер. на польский - Slownik muzykуw polskich dawnych i nowoczesnych kompozytorуw, wirtuozуw, spiewakуw, instrumentalistуw, lutnikуw, organmistrzуw, poetуw lirycznych i milosnikуw sztuki muzycznej, zawierajacy krуtki rys historii muzyki w Polsce, opisanie obrazуw cudownych i dawnych instrumentуw v muzyka i portretem autora, P., 1874).

Литература: Estreicher К., Bibliografia polska XIX stуlecia, t. 4, Kr., 1878; Lorentowicz J.,La Pologne en France, P., 1935, p. 171-72; Michalowski K., Opery polskie, Kr., 1954 (Materialy do bibliografii muzyki polskie), t. 1); Кulakowska Z., W setna rocznice pierwszego slownika muzykуw polskich, "Muzyka", 1957, No 2.

З. Лиcca.

"Современная музыка"

"Современная музыка" - музыкальный журнал. Выходил в Москве с февр. 1924 по март 1929 (нерегулярно, 5-8 номеров в год; всего 32 номера). Издавался Ассоциацией современной музыки как сборник (с 7-го номера - временник), пропагандировавший творчество М. П. Мусоргского, А. Н. Скрябина, сочинения совр. рус. и заруб. композиторов. Редакторы - В. М. Беляев (все номера), а также В. В. Держановский (NoNo 1 - 10, 19-32), Л. Л. Сабанеев (NoNo 1 - 16), В. В. Яковлев (NoNo 11-18), Д. М. Мягких (NoNo 17-21), Я. О. Абель (No 32). Журнал помещал критич. статьи и материалы, нотографию, библиографию, рецензии на спектакли и концерты. В "С. м." печатались статьи Б. В. Асафьева (под псевд. Игорь Глебов), Беляева, Держановского, Д. Б. Кабалевского, В. Я. Шебалина, А. К. Книппера, Л. А. Половинкина, М. Л. Старокадомского, А. В. Мосолова, М. В. Коваля, А. С. Абрамского и др., были опубликованы на рус. языке материалы о творчестве А. Берга, А. Кшенека, А. Казеллы, О. Респиги, А. Онеггера, А. Русселя и др. Вышли спец. номера, посв. Л. Бетховену (1927, No 21), Ф. Шуберту (1927, No 26), Н. Я. Мясковскому (1924, No 3), С. С. Прокофьеву (1927, No 19, 20), П. Хиндемиту (1924, No 1), Б. Бартоку (1925, No 7).

Л. Б. Римский.

Соге А. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Содейка А. А.

Антанас Антано (23 I 1890, Юрбаркас, Литов. ССР - 12 IX 1979, Вильнюс) - сов. певец (баритон), педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1950). Деп. Верх. Совета Литов. ССР 1-го созыва. В 1907-20 жил в США, работал в качестве органиста, учителя, хор. дирижёра. В 1920 окончил консерваторию в Бостоне. В 1920-44 солист Каунасского т-ра, в 1944-50 - Литов. т-ра оперы и балета. Совершенствовался в Италии (Рим, Милан), выступал там с концертами. В 1945- 1949 преподаватель Каунасской, с 1949 - Литовской консерваторий в Вильнюсе (с 1957 профессор). Среди партий: Риголетто, Жермон, Амонасро, Тонио, Яго, Скарпиа, Онегин, Томский, Борис Годунов, Князь Игорь, Демон.

Сочинения: Mano kelias i muzikos mena, Vilnius, 1958.

Литература: Miksyte I., Pirmasis musu Rigoletas, "Kulturos barai", 1970, No 2.

Соединенных Штатов Америки музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Созвучие

Созвучие - см. Акустика музыкальная.

Соинари

Соинари (гурийск.), ларчеми (менгрельск.; от назв. зонтичного растения, из стеблей к-рого делаются трубки), - груз. дух. муз. инструмент. Род флейты Пана, набор закрытых флейт. С. - гурийское назв. Состоит из 6 трубок, расположенных в порядке убывания длины (и повышения тона) к краям, симметрично по отношению к центру (по 3 слева и справа), настраиваются соответственно по трезвучиям - уменьшенному и мажорному, мажорному и минорному или двум уменьшенным; 2 средние трубки настроены в большую или малую секунду. Образец настройки: а2 - fis2 - dis2 - eis2 - gis 2 - h2. Диапазон: dis2-h2. Открытые верх. концы трубок срезаны на одном уровне, закрытые нижние замкнуты узловым сочленением растения. С. покрыт корой древесины (трубки связаны и скреплены между собой бечёвкой). Менгрельская разновидность крупнее гурийской. При игре С. держат вертикально, открытыми концами трубок вверх и направляют на их край ленточную струю воздуха. Используется как сольный и ансамблевый инструмент. Популярен гл. обр. у пастухов.

Литература: Стешенко-Куфтина В. К., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, ч. 1, Флейта Пана, Тб., 1936.

М. В. Рамишвили.

Сокальский П. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соковнин Е. Н.

Евгений Николаевич (27 VII (9 VIII) 1904, Казань - 28 II 1973, Ленинград) - сов. оперный режиссёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957), засл. деят. иск-в Литов. ССР (1954). Чл. КПСС с 1954. В 1930 окончил Моск. муз. техникум им. А. Н. Скрябина по классу сольного пения. С 1924 артист миманса и хора, с 1931 солист Большого т-ра. Окончив в 1933 режиссёрское отделение Оперной студии при Большом т-ре, перешёл на режиссёрскую работу, в 1941-52 режиссёр-постановщик Большого т-ра, где пост. оперы "Ромео и Джульетта" Гуно (1941, нов. ред. 1946), "Евгений Онегин", "Севильский цирюльник", "Иван Сусанин" (нов. ред. 1942), "Травиата" (1945). В 1946 в Перми пост. оперы "Севастопольцы" Коваля (Гос. пр. СССР, 1947) и "Дружба народов" ("Великая дружба") Мурадели. В 1948-50 С. был гл. режиссёром Софийской народной оперы; здесь он пост. оперы "Борис Годунов", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Князь Игорь"; "Черевички" Чайковского и содействовал организации Оперной студии. В 1952-59 гл. режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета, на сцене к-рого пост. оперы "Псковитянка" (1952), "Декабристы", "Садко" (обе в 1953), "Князь Игорь" (1954); "Фёдор Таланов" Дехтерёва (1955), "Бал-маскарад" (1957), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии..." (1958) и др. В 1962 в Ленингр. Малом оперном т-ре совм. с гл. дирижёром Софийской оперы А. Я. Найдёновым пост. "Отелло". В 1973 под рук. С. в Ленингр. т-ре оперы и балета была возобновлена опера "Декабристы". Осн. область творчества С. - рус. классика; поставленные им спектакли отмечены тонким чувством стиля и эпохи произв., стремлением выявить этич. и эстетич. значимость художеств. образов. С 1933 занимался педагогич. деятельностью; в 1956-73 вёл класс оперной режиссуры в Ленингр. консерватории (с 1967 профессор).

Литература: Державин К., Волгарский театр, М.-Л., 1950, с. 441-44; Грошева Е., Традиции высокого патриотизма, "Театр", 1953, No 10.

Л. И. Соковнина.

Соколаи Ш.

Соколаи Ш. (Szokolay) Шандор (р. 30 III 1931, Кунагота) - венг. композитор. Учился у Ф. Сабо и Ф. Фаркаша в Высшей муз. школе им. Ф. Листа (1950-56) в Будапеште, где затем преподавал (с 1966 профессор по классу композиции). Работал на Радио (1957-61). Как композитор дебютировал в сер. 1950-х гг. Сочинения крупных форм (гл. обр. оперы, оратории, кантаты) отличаются патетич. характером, острыми коллизиями. Нек-рое влияние на его творчество оказала новая венская школа, особенно соч. А. Берга, но осн. источник его творчества - нац. традиции, в т. ч. Б. Бартока. Междунар. признание получила его опера "Кровавая свадьба" (по Ф. Гарсии Лорке, пост. в 11 городах Европы, в т. ч. в Таллине, 1971); за пределами Венгрии исполнялись также оперы "Гамлет" и "Самсон". Пр. Эркеля (1960, 1965) и пр. Кошута (1966).

Сочинения: оперы - Кровавая свадьба (Vйrnбsz, 1964, Будапешт), Гамлет (1968, Будапешт), Самсон (1973, Будапешт); балет Баллада ужаса (Az iszonyat balladбja, соч. 1960, пост. 1967, Париж, пр. 5-го междунар. фестиваля танца); для хора и орк. - оратория Огненный март (A Tьz Mбrciusa, 1958), Негритянская кантата (Nйger kantбta, 1962), фантазия Могущество музыки (A zene hatalma, 1969), 2 кантаты на сл. Э. Ади (1970, 1976), Апокалипсис (1971); Ад (Pokol, по "Божественной комедии" Данте, для хора, хор. мелодекламации и чтеца, 1968); концерты с орк. - для скр. (1956), фп. (1958), трубы (1969); камерно-инстр. ансамбли - Маленькая сюита для влч. с фп. (1959), дуэт для цимбал и гитары (1975), детские пьесы на нар. мелодии для 2 и 3 скр. (1974), струн. квартет (1973), Баллада, Плач и каприччио для секстета медных духовых (1975); пьесы для фп.; соната для флейты соло (1975); песни.

Литература: Sбndor Szokolay, в кн.: Contemporary Hungarian composers, Bdpst, 1967, 1974; Кrоo G., A magyar zeneszerzйs 30 йve, Bdpst, 1975.

П. Ф. Вейс.

Соколов В. А.

Владимир Александрович (р. 21 II 1936, дер. Убшор Коми АССР) - сов. кларнетист. Засл. арт. РСФСР (1974). Чл. КПСС с 1968. В 1959 окончил Моск. консерваторию у А. В. Володина. В 1959-63 артист симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения, с 1963 - Гос. симф. оркестра СССР. С 1967 выступает в составе дух. квинтета Гос. симф. оркестра СССР. Лауреат конкурса Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959, 2-я пр.), Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963, 1-я пр.). С 1974 преподаёт в Моск. консерватории.

Соколов В. В.

Владимир Васильевич (16 (28) I 1897, Ярославль - 18 I 1950, Москва) - сов. муз. теоретик и педагог. Кандидат искусствоведения (1935). С детских лет пел в хоре (позднее его руководитель). В 1919-21 преподавал хор. пение в Муз. уч-ще Ярославля. В 1927 окончил научно-муз. отделение научно-композиторского ф-та Моск. консерватории, с этого же года вёл в ней классы сольфеджио и гармонии (с 1933 доцент, в 1933-35 зав. рабфаком). Преподавал также в Хор. уч-ще, в Центр. заочном муз.-пед. ин-те (Москва). Составитель сб-ка примеров из полифонич. лит-ры для 2-3- и 4-гол. сольфеджио (1933), автор учебников "Начальное сольфеджио", "Многоголосное сольфеджио" (оба - 1945).

Сочинения: Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (совм. с И. И. Дубовским, С. В. Евсеевым, И. В. Способиным); Учебник гармонии, ч. 1 (совм. с Дубовским, Евсеевым, Способиным), М., 1937, 1973.

Соколов В. Г.

Владислав Геннадиевич (р. 15 (28) XII 1908, Рыбинск, ныне Ярославской обл.) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. СССР (1966). В 1932 окончил Муз. уч-ще при Моск. консерватории; занимался у А. В. Александрова (муз.-теоретич. предметы) и Д. Б. Кабалевского (композиция). В 1936 окончил дирижёрско-хор. ф-т Моск. консерватории У Г. А. Дмитревского, в 1938 у него же - аспирантуру. В 1946-52 хормейстер Ансамбля песни и пляски Сов. Армии. Отличный знаток детского хор. пения, С. в 1936 создал Детский хор при Центр. доме художеств. воспитания детей (позднее - Ин-т художеств. воспитания Академии педагогич. наук СССР), к-рый под его бессменным руководством стал первоклассным исполнит. коллективом. В 1956 организовал и возглавил Государственный московский хор.

С. - один из виднейших мастеров сов. хор. культуры. Его исполнит. манера отличается яркой эмоциональностью, выразительностью дирижёрского жеста. В исполнении коллективов под рук. С. высокая вок.-хор. техника сочетается с непосредственностью, свежестью интерпретаций. В его репертуаре разнообразные хор. сочинения сов., рус. и заруб. композиторов; мн. произв. сов. авторов при участии Гос. моск. хора были исполнены впервые, в т. ч. "Реквием" Кабалевского, оратория "Иван Грозный" по музыке Прокофьева к одноим. кинофильму, оратория "Василий Тёркин" Бойко. Под упр. С. Гос. моск. хор участвовал в исполнении крупных вок.-симф. произв. ("Реквием" Моцарта, "Stabat mater" Дворжака, 3-я симфония Малера, "Весна" Рахманинова, "Свидетель из Варшавы" Шёнберга). Во главе руководимых им хоров С. неоднократно гастролировал за рубежом (Болгария, ГДР, КНДР, Польша, Румыния, Франция, Чехословакия, Швеция, Югославия, Япония). С 1936 преподаёт в Моск. консерватории (с 1951 профессор; в 1957-60 зав. кафедрой хор. дирижирования). Среди его учеников - С. К. Казанский, Н. В. Кутузов, Ф. М. Лукин, В. Н. Минин, Г. Н. Пантюков. С 1958 зам. пред., с 1974 пред. правления Всероссийского хор. об-ва. Регулярно принимает участие во Всемирных фестивалях молодёжи и студентов; на IV Всемирном фестивале в Бухаресте (1953) Хор моск. студентов под упр. С. удостоен 1-й премии. С. принадлежат хор. циклы "Где отдыхает день" (9 пьес для детского хора a cappella; сл. М. С. Садовского, 1976), 7 хоров для смешанного состава a cappella (слова Садовского, 1976), а также хор. обработки нар. песен: "Повянь, повянь, бурь-погодушка", "Амурские волны" и др. Автор кн. "Работа с хором" (1959, 3-е изд., 1967). Пр. Ленинского комсомола (1972). Медаль им. К. Д. Ушинского (1961). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1979).

Литература: Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 169-73; Владислав Соколов (беседа), "МЖ", 1968, No 21; Абелян Л., Гембицкая Е., Детский хор Института художественного воспитания АПН СССР, М., 1976; Линяик М., И мастерство, и вдохновенье, "МЖ", 1978, No 24.

M. M. Яковлев.

Соколов Г. Л.

Григорий Липманович (р. 18 IV 1950, Ленинград) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Ленингр. консерваторию (1973) и аспирантуру при ней (1975) у М. Я. Хальфина. Лауреат Всероссийского (1965, Москва, 1-я пр.), Всесоюзного (1965, Москва, 2-я пр.) конкурсов и Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1966, Москва, 1-я пр.). С 1975 преподаватель Ленингр. консерватории. Гастролирует за рубежом.

Соколов Г. Ф.

Григорий Фёдорович (22 I (3 II) 1845, Киев - 12 (25) IV 1911, Одесса) - рус. скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке в Киеве у театр. дирижёра В. Ляхера, позднее - в Одессе под рук. брата - скрипача-любителя А. Ф. Соколова. В 60-е гг. выступал в концертах. В 1869 поступил в Моск. консерваторию (класс Ф. Лауба), к-рую окончил в 1871 (по др. данным - в 1870). С этого же года вёл в Одессе широкую конц. деятельность, завоевав популярность как выдающийся скрипач-виртуоз и камерный исполнитель. Талантливый педагог, С. преподавал в муз. школах Одесского об-ва изящных иск-в, с 1885- Одесского муз. об-ва, а с открытием муз. классов местного отделения РМО (позднее муз. уч-ще) стал их ст. преподавателем. Вёл также педагогич. работу на муз. курсах Д. Ф. Ресселя, где читал историю музыки, вёл класс ансамблевой скр. игры. Среди его учеников - А. Л. Сапельников, П. П. Пустарнаков. Выступал в местной периодич. печати.

Литература: Музыкально-педагогические деятели в Одессе. Г. Ф. Соколов, "Сцена и музыка", 1903, No 20.

И. М. Ямпольский.

Соколов И. О.

Илья Осипович (1777 - 30 III (11 IV) 1848, Москва) - рус. певец, гитарист, композитор, собиратель нар. песен, руководитель Моск. цыганского хора. По национальности цыган. Начал работать под рук. дяди - И. Т. Соколова, выступавшего с крепостным хором цыган. С 1813 С. в течение 35 лет возглавлял этот хор. Был другом М. Т. Высоцкого, под его руководством совершенствовался в игре на гитаре (Высоцкий любил аккомпанировать пению С., проводил репетиционную работу с хором). С. воспитал первоклассный коллектив певцов и танцоров (6 женщин и 6 мужчин), отличавшийся самобытностью исполнения, близкого к камерному. Репертуар хора включал в основном рус. нар. песни. Среди певиц выделялись Степанида Сидоровна ("русская Каталани") и Т. Д. Демьянова (Таня), иск-вом к-рой восхищались А. С. Пушкин и H. M. Языков. В хоре С. работали гитаристы Ф. И. Губкин и И. В. Васильев (продолжатель традиций С., возглавивший после его смерти хор). В 1842 хор С. неоднократно слушал Ф. Лист, концертировавший в Москве (под впечатлением от исп. хором романсов "Соловей" Алябьева и "Ты не поверишь, как ты мила" Булахова он создал их фп. транскрипции). В 1838-48 хор С. систематически выступал в концертах Павловского вокзала. С. - автор мн. романсов и песен, из к-рых особенно популярны были "Хожу я по улице", "Гей, вы, цыгане", а также обработка рус. нар. песни "Ах, ты слышишь ли, сердечный друг". Иск-во С. - певца, гитариста и танцора - воспето в стихах Д. В. Давыдовым и В. Г. Бенедиктовым.

Литература: Стахович М., История семиструнной гитары, СПБ, 1864; Русанов В. A., Гитара и гитаристы, вып. 1, М., 1899; Пыляев М., Старый Петербург, (СПБ, 1903), с. 400-01; Вольман В., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961, с. 43-46; его же, Гитара и гитаристы, Л., 1968.

И. М. Ямпольский.

Соколов Н. А.

Николай Александрович (14 (26) III 1859, Петербург - 27 III 1922, Петроград) - рус. композитор, педагог, муз. теоретик. В 1885 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова (занимался также у Ю. Иогансена). В 1886- 1921 преподавал в регентских классах Придв. певч. капеллы, в 1896-1922 - в Петерб. (Петрогр.) консерватории (с 1908 профессор). С 80-х гг. С. был одним из видных представителей Беляевского кружка. Значит. место в его творчестве занимают романсы. В них отражён процесс эволюции С. - от народнических настроений его первых произв. (на сл. И. С. Никитина) до изящного, порой изысканного, но неглубокого лиризма более поздних. Из камерных сочинений выделяются 2 струн. трио. С. принадлежит труд "Основы полифонии" (рукопись; хранится в рукописном отделе ЛОЛГК), а также пособия по гармонии и контрапункту.

Сочинения: балеты - Дикие лебеди (1900), Цветы маленькой Иды (до 1922, оба либр. по X. К. Андерсену); для хора, солистов и орк. - Дон Жуан (музыка к драм. поэме А. К. Толстого, 1884-92); для орк. - Элегия (1888), сюита из балета "Дикие лебеди" (1902), Дивертисмент (1913); для струн. орк. - 2 серенады; камерно-инстр. ансамбли - пьесы для скр. и фп., для влч. и фп., струн. трио (1916, 1922), струн. квартеты (1884, 1892, 1894); пьесы для фп.; хоры, дуэты, романсы, музыка к "Зимней сказке" Шекспира (1912-16).

Литературные сочинения: Практическое руководство к изучению аккордов..., СПБ, 1913, М., 1916; Образцы модуляционных прелюдий с объяснительным текстом. Пособие при изучении гармонии, М.-П., 1923 (на обл. М.-Л., 1924); Имитации на Cantus firmus. Пособие при изучении контрапункта строгого стиля, Л., 1928.

Литература: Каратыгин В. Г., Памяти Н. А. Соколова, в сб.: Орфей, кн. 1, П., 1922; (Н. А. Соколов), "К новым берегам", 1923, No 1, с. 57-58 (Некролог).

Соколова-Фрёлих О. В.

Ольга Васильевна (1860, Москва - 4 VII 1923, там же) - рус. певица (контральто), педагог. Занималась в Моск. консерватории по классу фп.; пению обучалась у своей тётки А. Д. Александровой-Кочетовой и у Д. М. Леоновой. Выступала как конц. певица, затем в 1881-1900 - на разных оперных сценах, в т. ч. в Москве (1882-83; в 1895 исполняла партию Вани в Большом т-ре) и Петербурге (1893, Рус. оперное т-во). Пела также в Одессе, Ниж. Новгороде, Саратове, Астрахани, Казани, Среди партий - Графиня; Лия ("Маккавеи" А. Рубинштейна), Марьям ("Кавказский пленник" Кюи), Княгиня ("Русалка"), Азучена, Амнерис; Зибель ("Фауст") и др. Успеху выступлений С.-Ф. способствовала её безупречная музыкальность. С 1900 преподавала пение в собств. муз. школе и в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Среди её учеников - П. Ж. Доберт.

Литература: Юшков Н., Ольга Васильевна Соколова, в его кн.: Материалы для истории русской литературы и театра, Каз., 1893, с. 328-29; Га(брилови)ч Г., Частная русская опера, "Биржевые ведомости", 1893, 7(19) окт., с. 3; "Театрал", М., 1895, No 16, с. 58-59; Ежегодник императорских т-ров. Сезон 1894-95, СПБ, 1896, с. 313; (О. В. Соколова-Фрелих), "К новым берегам", 1923, No 3, с. 49 (Некролог); Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966, с. 82, 85, 87.

Л. Б. Римский.

Соколовская Н. В.

Наталья Васильевна (годы рожд. и смерти неизв.) - рус. певица 18 в. (сопрано). По национальности украинка. Пению обучалась в Петербурге, выступала в частном т-ре графа А. Разумовского. В 70-80-е гг. пела на сцене Петровского т-ра в Москве, а также в Придв. т-ре в Петербурге. Была первой исполнительницей партий: Фетиньи ("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского, Москва, 1779), Изабеллы ("Мужья - женихи своих жён" Булландта, Петербург, 1784), Фатьмы ("Калиф на час" неизв. композитора, Москва, 1784), Плениры ("Счастливая Тоня" Стабингера, Москва, 1786) и др. Известна также как камерная певица. В 1786 в Москве принимала участие в исполнении оратории "Юдифь" Стабингера.

Литература: Финдейзен H. P., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М.-Л., 1928-29.

И. М. Лысенко.

Соколовский М. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соколовский М. М.

Михаил Матвеевич (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. скрипач, дирижёр и композитор 2-й пол. 18 в. В 70-80-х гг. играл в оркестре т-ра М. Медокса и преподавал пение в Моск. ун-те. С. принадлежит музыка оперы "Мельник - колдун, обманщик и сват" (на текст А. О. Аблесимова, 1779), послужившая образцом для мн. рус. нар.-бытовых опер кон. 18 в. (безосновательно приписывалась Е. И. Фомину). Жена С. - Наталья Васильевна С. - певица, артистка того же т-ра; сестра - Ирина Матвеевна С. - танцовщица, выступала там же.

Литература: Рабинович A.C., Русская опера до Глинки, (M.), 1948, с. 53-56; Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, (М., 1965), с. 285-95; Орешников С, У истоков..., "СМ", 1976, No 3.

Ю. В. Келдыш.

Соколовский Н. Н.

Николай Николаевич (21 XI (3 XII) 1865 - 24 I 1921, Москва) - рус. скрипач, альтист, композитор и муз. теоретик. В 1888 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали, по муз.-теоретич. предметам занимался у С. И. Танеева. В 1888-90 преподаватель муз. уч-ща в Казани, с 1890 - Моск. консерватории (с 1904 профессор) по классу скрипки и альта, в 1906-20 и по муз.-теоретич. дисциплинам (обязательное сольфеджио и гармония); вёл также Класс камерного ансамбля. Участник (альтист) струн. квартета Моск. отделения РМО. Автор уч. пособий по теории музыки, гармонии, в т. ч. "Руководства к практическому изучению гармонии. В 3-х частях с приложением задач устных, письменных и за фортепьяно (ок. 1000)" (1907-11, испр. и доп. изд., 1926). С. принадлежат инструктивные соч. Для скрипки (этюды, пьесы).

И. М. Ямпольский.

Сокольский М. М.

Сокольский М. М. (наст. фам. Гринберг) Маттиас Маркович (4 (16) IX 1896, Умань, ныне Черкасской обл. - 8 II 1977, Москва) - сов. музыковед. В 1921 окончил Киевскую консерваторию по классу фп. у М. П. Домбровского (занимался также у Г. Г. Нейгауза, по композиции - у Р. М. Глиэра). С 1923 жил в Москве. Муз.-критич. деятельность начал в 1924. В 1928 ответств. редактор журн. "Музыка и революция", в 1932-38 зав. отделом музыки газ. "Советское искусство"; был зав. отделом иск-в газ. "Труд". Автор мн. статей и рецензий. Издан сб. статей С. "Слушая время" (М., 1964).

Сочинения: Философские мотивы оперы "Пиковая дама". Заметки о музыкальной драматургии Чайковского, "Театр", 1938, No 8-9; К спорам об опере, "СМ", 1952, No 5; Об одном забытом жанре критики (о критике муз. исполнения), там же, 1953, No 3; Народ в "Хованщине" Мусоргского, там же, 1954, No 12; Новосибирск - Москва - Новосибирск. Заметки о двух гастрольных спектаклях ("Хованщина" и "Лебединое озеро"), "Театр", 1955, No 11; Наш Шостакович, там же, 1956, No 12; Тормозы советской музыки (о музыкальной критике), "СМ", 1956, No 5; На распутье. (Продолжаем разговор об оперетте), там же, 1957, No 7; Иван Сусанин, в сб.: Большой театр СССР. Опера. Балет, М., 1958; Содружество с музыкой (о кинофильме "Иван Грозный" С. Эйзенштейна. Музыка С. Прокофьева), "Искусство кино", 1958, No 12; Приметы и требования времени (о концертной работе), "СМ", 1965, No 2; В пути... (К 30-летию журн. "Советская музыка"), там же, 1966, No 12; Мастер и его искусство (о дирижере F. Караяне), там же, 1969, No 9; С дымом пожаров, там же, 1969, No 9-10; Информация или портрет? (о телефильмах о музыке), там же, 1976, No 1; Дирижер-творец. 170-летие Н. Г. Рахлина), там же, 1976, No 11; Гигант, уменьшенный до карлика (о фильме "Малер"), там же, 1977, No 8, и др.

И. М. Ямпольский.

Сокор М.

Сокор М. (Sokor) Матей (р. 15 IX 1908, Яссы) - рум. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в СРР (1951). Чл.-корр. Академии СРР (1952). Учился в Бухарестской Консерватории (1927-29) у Г. Куку (муз.-теоретич. предметы), А. Кастальди (гармония, полифония), К. Брэилою (история музыки, фольклор). Совершенствовался в Лейпцигской консерватории (1930-33) по композиции у З. Карг-Элерта и Г. Грабнера, по дирижированию - у М. Хохкофлера. В 1929-30 и 1934-39 сотрудник Ин-та фольклора, в 1945-52 пред. Радиокомитета в Бухаресте. В 1949-54 президент CK СРР. Автор музыки Гос. гимна СРР (исполнялся в 1953-77).

Сочинения: опера - Господин Леонида (Conu Leonida, по Й. Л. Караджале; 1978, Рум. т-р оперы и балета); для солистов, хора и орк. - поэмы Мать (Маmа) (1949; Гос. пр. СРР, 1951), Песня мира (Cоntecul lumii, 1960), оратория Дуб из Борзешть (Stejarul din Borzesti, 1966); для орк. - нар. танцы Кэлуш и Сырба (1952), рапсодия; концерты с орк. - для скр. (1955), для кларнета, валторны и влч. (1939); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. секстет для духовых Три обманщика (Trei salviri, 1969); хоры, песни.

Р. Э. Лейтес.

Соленкова А. Г.

Алла Георгиевна (р. 12 III 1928, Миллерово Ростовской обл.) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Засл. арт. РСФСР (1968). По окончании Моск. консерватории (1954) артистка Мосэстрады, с 1958 солистка Моск. филармонии. В 1956-58 стажёр Большого т-ра, в 1961-62 - миланского т-ра "Ла Скала" (Италия). Участвует в конц. исполнениях опер. Среди партий - Снегурочка, Марфа ("Снегурочка", "Царская невеста"), Джильда; Констанца ("Похищение из сераля"), Софи ("Вертер" Массне). Выступает как камерная певица. 1-я пр. на конкурсе 5-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Варшаве (1955). Гастролирует за рубежом.

Солер А.

Солер А. (Soler) Антонио (3 XII 1729, Олот, Херона - 20 XII 1783, Эскориал) - испан. композитор, органист и клавесинист. Муз. образование получил в певч. школе монастыря Монтсеррат. Учился у X. Элиаса. Был посвящен в духовный сан. С 1752 и до конца жизни органист и рук. хора монастыря в Эскориале. Один из наиболее видных испан. композиторов 18 в., С. продолжал традиции А. Кабесона и X. Кабанильеса. Значит. влияние на С. оказала также музыка Д. Скарлатти. В соч., отличающихся богатством и новизной гармонич. языка, своеобразно претворены ритмы и интонации испан. нар. песен и танцев. В его камерно-инстр. музыке намечаются принципы сонатности. Им написано св. 120 сонат для клавесина (по форме они близки сонатам Д. Скарлатти; 27 было издано в Лондоне, ок. 1796), 6 концертов для 2 органов, 6 квинтетов для струнных и облигатного органа. Автор многочисл. месс, мотетов, Miserere, ламентаций, гимнов и др. литургич. соч. Эстетич. и муз.-теоретич. взгляды С. нашли отражение в его трактате "Ключ модуляции и музыкальные древности" ("Llave de la modulacion y antiguedades de la musica...", 1762), где, в частности, разработана система взаимосвязей между разд. тональностями.

Литература: Мартынов И., Музыка Испании, М., 1977, с. 81-82; Heimes Kl. F., Antonio Solers keyboard sonatas, Pretoria, 1969.

Солива К. Э.

Солива К. Э. (Soliva) Карло Эвазио (1792, Касале-Монферрато, Италия - 20 XII 1853, Париж) - итал. композитор, дирижёр, вок. педагог. Окончил Миланскую консерваторию как композитор и пианист; занимался у Б. Азиоли и В. Федеричи. С 1821 возглавлял класс пения в Варшавской консерватории, выступал как дирижёр, устраивал муз. вечера, был дружен с Ф. Шопеном, высоко ценившим его вок.-педагогич. систему. С 1832 капельмейстер рус. оперы в Петербурге, преподаватель теории музыки и пения в Театр. уч-ще. Его учениками были К. Н. Лядов, H. P. Вителяро, Е. А. Семёнова. Советами С. пользовались М. И. Глинка и А. Н. Верстовский. В 1841 С. уехал из Петербурга, последние годы жизни провёл в Париже. В 1851 был избран почётным членом Академии "Санта-Чечилия" в Риме.

С большим успехом шли оперы С. - "Бронзовая голова" ("La Testa di bronzo", 1816, т-р "Ла Скала", Милан), к-рой восхищался Стендаль, называя её музыку мужественной, пламенной, драматической, "Цыгане из Астурии" ("La zingare dell'Asturia", 1817, там же), "Юлия и Секст Помпей" (1818, там же). В 1833 в Петербурге в Большом т-ре состоялась премьера оперы С. "Китайские девицы, или Три рода драматического искусства" (на текст П. Метастазио "Китаянки"). Писал также церк. музыку (месса, Те Deum и др.); арии, дуэты, вок. упражнения. Известен написанный им в России полонез "Слава" (исполнялся в торжеств. случаях).

Литература: Записки М. И. Глинки, "Русская старина", 1870, т. 1-2, то же, в кн.: М. И. Глинка, Литературное наследие, т. 1, Л.-М., 1952, с. 157, 178-79; Ф. Шопен. Письма, под ред. А. Гольденвейзера, М., 1929; Ф. Шопен. Письма, под ред. А. Соловцова, М., 1964; Stendhal, Rome, Naples et Florence, P., 1817 (рус. пер. - Стендаль, Рим, Неаполь и Флоренция, Собр. соч., т. 11, Л., 1936, с. 24-25, 27-28, 208); Niewydane dotychczas pamiatki po Chopinie, opracowal M. Karlowlcz, Warsz., 1904.

А. П. Григорьева.

Соллертинский И. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соло

Соло (итал. solo, от лат. solus - один).

1) В многогол. сочинении мелодически развитое, зачастую виртуозное выступление одного певца или инструменталиста, сосредоточивающее на себе внимание слушателей. Звучащие одновременно с С. прочие вок. или муз. партии образуют сопровождение, аккомпанемент. Протяжённость С. может быть различной - от неск. тактов до целых разделов. Особые формы С. образуются в разл. конц. муз. жанрах. Здесь выделяются целые сольные партии, т. е. с С. постоянно выступает один и тот же исполнитель. В старинной конц. музыке (см. Concerto grosso) зачастую имеется неск. сольных партий, одновременное звучание к-рых и образует сольные эпизоды (концертино в противовес tutti или ripieno). В концертах для клавишных инструментов С. также оказывается многоголосным, хотя сольная партия поручается одному исполнителю. В классич. и совр. концерте наряду с "настоящими" сольными эпизодами широко применяется солирование инструмента (или инструментов) на фоне орк. сопровождения. Такого рода С. распространены и в балетах (часто составляют в них отд. номер, напр. Adagio Одетты и принца во 2-м д. балета "Лебединое озеро").

2) Муз. произв. для одного голоса или одного инструмента (с сопровождением или без него).

3) Tasto solo (итал., одна клавиша, сокр. T. S., обозначение - О) - в генерал-басе указание на то, что исполнитель должен играть партию баса без добавления аккордовых звуков.

Соловцов А. А.

Анатолий Александрович (12 (24) IX 1898, Москва - 28 X 1965, там же) - сов. музыковед. Занимался у отца (ученика Н. Г. Рубинштейна), Л. Э. Конюса, Сл. Ф. Гнесиной и Е. А. Бекман-Щербины. В юности давал уроки фп. игры, выступал в любительских концертах как пианист. В 1931 окончил Научно-исследовательское отделение композиторского ф-та Моск. консерватории по классу истории музыки у М. В. Иванова-Борецкого (муз.-теоретич. предметы изучал под рук. Н. С. Жиляева).Чл. РАПМ (1926-32). С кон. 1920-х гг. редактор на Радио. Работал редактором в редакции журн. "Советская музыка" и в Музгизе. В 1933-35 преподавал историю музыки в Моск. консерватории. Выступал как муз. критик с 1926. Подписывал статьи А. Громан, Громан- Соловцов, А. Г., Ганс Сакс. В центре интересов С. - рус. классич. и сов. музыка, творчество Ф. Шопена.

Сочинения: Н. А. Римский-Корсаков, в кн.: История русской музыки, т. 2, М., 1940; М. П. Мусоргский, М., 1945; Н. Рубинштейн, М., 1946; С. В. Рахманинов, М., 1947, 1969; Фортепианная музыка, в сб. : Очерки советского музыкального творчества, М., 1947; Н. А. Римский-Корсаков, М., 1948; Шопен, М., 1949; "Пиковая дама" П. И. Чайковского, М., 1949, 1959; Фортепианные концерты Шопена, М.-ЛЗ, 1950; Фортепианные концерты Рахманинова, М.-Л., 1951, 1961; Симфония Н. П. Рыкова, М.-Л., 1951, 1959; Концерт. История и характеристика жанра, М., 1952, 1963; Симфонические произведения Римского-Корсакова, М., 1953, 1960; Фридерик Шопен. Жизнь и творчество, М., 1956, 1960; Н. П. Раков, М., 1958; Книга о русской опере, М., 1960; Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова, М., 1964, 1969; "Царская невеста" Н. А. Римского-Корсакова, М., 1964, и др.

Т. Н. Соловьёва.

Соловцова Л. А.

Соловцова Л. А. (урожд. - Григорьева) Любовь Андреевна (р. 7 (20) X 1908, Москва) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1958). Окончила в 1932 фп.-педагогич. отделение Муз. техникума им. Гнесиных по классу фп. у Сл. Ф. Гнесиной, в 1945 - теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории по классу истории музыки у И. Ф. Бэлзы, в 1950 - аспирантуру в Ин-те истории иск-в АН СССР (рук. Б. В. Асафьев). В 1931-41 зав. справочно-библиографич. отделом Науч. б-ки (ныне им. С. И. Танеева) Моск. консерватории, в 1942 науч. сотрудник Дома-музея им. П. И. Чайковского в Клину, в 1945-47 ответств. секретарь редакции акад. изданий Музгиза. Совм. с М. И. Медведевой и М. Д. Штерн составила сб. либретто "Опера XVII - XVIII веков" (М.-Л., 1939).

Сочинения: Камерно-инструментальная музыка А. П. Бородина, М., 1952, 1960; "Аида" Дж. Верди, М., 1954, 1962; Джузеппе Верди. Жизненный и творческий путь, М. 1957, 1966; "Богема" Дж. Пуччини, М., 1958 (путеводитель), и др.

Соловьев Н. Ф.

Николай Феопемптович (27 IV (9 V) 1846, Петрозаводск - 14 (27) XII 1916, Петроград) - рус. композитор, муз. критик и педагог. Учился в Петерб. медико-хирургич. академии. В 1872 окончил Петерб. консерваторию (класс композиции Н. И. Зарембы), где с 1874 был преподавателем (муз.-теоретич. предметы), в 1885-1909 профессором (класс композиции). С 1870 выступал как критик в периодич. печати, в т. ч. в журн. "Музыкальный сезон", занимая консервативные позиции (борьба против "Могучей кучки"), за что его упрекали передовые рус. художеств. деятели, особенно В. В. Стасов. С 1905 управляющий Придв. певч. капеллой. Был редактором муз. отдела "Энциклопедического словаря" Брокгауза и Ефрона. Хорошо владел композиторской техникой, однако его муз. соч. не отличались оригинальностью и вскоре были забыты. После смерти А. Н. Серова участвовал в завершении его оперы "Вражья сила". Автор учебников по гармонии ("Практическое руководство к изучению гармонии", СПБ, 1911, и др.).

Сочинения: оперы - Кузнец Вакула (по Н. В. Гоголю, 1875, пост. 1880, Петербург, силами Муз.-драм. кружка любителей), Корделия (по драме "Ненависть" Сарду, 1884, пост. под назв. Месть, 1885, Петербург; 2-я ред. 1898), Домик в Коломне (по А. С. Пушкину); для орк. - симф. картина Русь и монголы (1874), фантазия на тему "Эй, ухнем"; пьесы для фп.; хоры, романсы и др.

Т. Н. Соловьёва.

Соловьева А. Ф.

Александра Францевна (наст. имя и фам. - Аделаида Александрина Вертейль) (ок. 1813, Петербург - г. смерти неизв.) - франц. певица (колоратурное сопрано). Пению училась в Парижской консерватории и у Дж. Россини. Под фамилией Вертейль пела в т-ре "Опера комик" (Париж). В 1837-43 выступала на сцене петерб. Большого т-ра (дебютировала в партии Нинетты в опере "Сорока-воровка" Россини). Обладала небольшим, лёгким голосом, прекрасной вок. школой. Воспитанная на виртуозном зап.-европ. репертуаре, была выдающейся исполнительницей колоратурных партий (за безукоризненное мастерство, изящество и увлечённость исполнения рецензенты называли С. лучшей певицей того времени и сравнивали её одухотворённое, полное нежного чувства пение с пением малиновки). М. И. Глинка проходил с ней партию Антониды (в партиях Антониды и Людмилы успешно выступала, чередуясь с M. M. Степановой и Е. А. Семёновой). Была первой исполнительницей на петерб. сцене партии Надежды в опере "Аскольдова могила" (1841). С 1843 (или 1844) жила во Франции; участвовала в концерте из произв. Глинки, к-рый композитор дал в марте 1845 в Париже. Среди партий: Эльвира ("Пуритане" Беллини), Адина, Лючия, Ирена ("Любовный напиток", "Лючия ди Ламмермур", "Велизарий" Доницетти), Графиня Формутье ("Граф Ори" Россини), Изабелла ("Роберт-Дьявол"); Принцесса баварская, Кези ("Жан Парижский", "Калиф Багдадский" Буальдьё), Изабелла ("Тайный брак" Герольда) и др.

Литература: Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. (От истоков до Глинки), Л., 1959, с. 733.

А. П. Григорьева.

Соловьев-Седой В. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Соловьяненко А. Б.

Анатолий Борисович (р. 25 IX 1932, Донецк) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. СССР (1975). В 1954 окончил Донецкий политехнич. ин-т. Брал уроки пения у А. Н. Коробейченко (1952-62). В 1978 окончил Киевскую консерваторию. В 1963-65 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". С 1962 стажер, с 1965 солист Украинского т-ра оперы и балета. С. обладает красивым, широко льющимся голосом; исполнит. иск-во С. отличают яркая эмоциональность, искренность и непосредственность. Среди партий: Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Альфред, Герцог; Манрико ("Трубадур"), де Грие ("Манон" Массне), Рудольф ("Богема"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Фауст; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Каварадосси; Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"). В репертуаре С. как конц. исполнителя - арии из опер, романсы, рус. и укр. нар. песни, неаполитанские песни. Гастролирует за рубежом (Чехословакия, Болгария, ГДР, Бельгия, Италия, Канада, Монголия, Япония, Австралия, Нов. Зеландия, Куба, США ("Метрополитен-опера")). Ленинская пр. (1980).

Литература: Максакова М., В добрый час, "СМ", 1962, No 10; Ионов А., Талант и труд, "Донбасс", 1966, No 2; Терещенко А., Шахтерский герцог, "Театральная жизнь", 1977, No 5 12; Расцвет народных талантов, "Культура и жизнь", 1978, No 1.

В. И. Зарубин.

Солодуев В. Н.

Василий Никанорович (2 (14) I 1885, Ярославль - 2 V 1968, Москва) - сов. валторнист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1904 окончил Моск. консерваторию. Участвовал в концертах оркестра РМО, гастролях рус. балета в Париже (1907), играл в концертах под упр. С. В. Рахманинова, А. Никита, В. И. Сука, С. Н. Василенко, Н. С. Голованова и др. В 1903-47 солист оркестра Большого т-ра, в 1922-32 одноврем. артист Персимфанса. С. - один из основоположников сов. школы игры на валторне. С 1924 преподавал игру на валторне, в 1943-44 - на воен. ф-те Моск. консерватории (с 1944 профессор), затем зав. кафедрой дух. инструментов Высшего уч-ща воен. дирижёров (впоследствии Ин-т воен. дирижёров). Переложил для валторны ряд произв. разл. композиторов. Автор "Практического пособия по изучению гамм, интервалов и арпеджий для валторны" (1929, 4-е изд. 1946), "Школы игры на валторне" (1956).

Солодуев И. В.

Игорь Васильевич (р. 15 VI 1918, Москва) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1950. В 1940 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у Л. М. Цейтлина, одноврем. занимался по классу композиции у В. Я. Шебалина. В 1942-80 солист оркестра Большого т-ра. Играл в трио совм. с М. И. Сахаровым (фп.) и Ф. П. Лузановым (виолончель), выступал в концертах с певицей Н. А. Обуховой. Дирижировал рядом спектаклей Большого т-ра, в т.ч. оперой "Русская сказка" Чулаки, балетом "Конёк-Горбунок" Щедрина. Автор струн. квартетов, сонат для скрипки с фп., пьес для дух. инструментов.

Солодуев Н. Н.

Николай Никанорович (7(19) XII 1890, Ярославль - 13 III 1971, Москва) - сов. гобоист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). В 1913 окончил Моск. консерваторию у В. Н. Денте. В 1912-14 артист оркестра Оперного т-ра С. И. Зимина, затем до 1947 солист оркестра Большого т-ра. Одноврем. работал в Персимфансе (1922-32). С. способствовал внедрению в сов. исполнит. практику гобоя новой (франц.) системы. В 1926-57 преподавал в Муз. уч-ще при Моск. консерватории, с 1935 - в Моск. консерватории (с 1943 профессор), в 1944-46 - в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных. Обработал для гобоя ряд произв. разл. композиторов. Автор этюдов и пьес для гобоя.

Солодухо Я. С.

Яков Семенович (р. 10 (23) II 1911, с. Середа, ныне г. Фурманов Ивановской обл.) - сов. композитор и музыкально-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). Чл. КПСС с 1941. Окончил Моск. консерваторию: в 1936 историко-теоретич. ф-т, в 1937 класс композиции у А. Н. Александрова (учился также у Н. С. Жиляева). В 1937-39 ассистент С. Н. Василенко по классам инструментовки и чтения партитур там же; одноврем. консультант по творч. вопросам Управления муз. учреждениями Всес. Комитета по делам иск-в.

В 1939-45 в Сов. Армии. Ответств. редактор, зам. гл. редактора муз. вещания Всес. радиокомитета (1945-1953). Пред. Комиссии музыки народов СССР CK СССР (1953-74). Автор произв. в разл. жанрах. В ряде bз них нашли воплощение темы современности и революц. прошлого. Опубликовал статьи по вопросам сов. муз. иск-ва.

Сочинения: оперы - Город мастеров (детская, пост 1969, т-р "Ванемуйне", Тарту), Северная повесть (по К. Г. Паустовскому, 1974), для солистов, хора и орк. - оратория Песни века (сл. R. И. Рождественского, 1966), кантаты - Молодость (сл. Сов. поэтов, 1948), Сердце мира (сл. С. Л Северцева, 1953), Советский солдат (сл. сов. поэтов, 1975), ода Ленин с нами (сл. M. С. Лисянского, 1960), вок.-симф. поэма 1924 (посв. В. И. Ленину, сл. Э. Г. Багрицкого, 1969), для орк. - симфония (1938), симф. поэмы Зоя (1950), Героям Октября (1958), Торжественная песнь (посв. 60-летию Окт. революции, 1977), увертюры, сюиты, для инструментов с орк. - концерт для скрипки с орк. (1955), Лирическая поэма (для струн. орк., фп. и литавр, 1964), произв. для духового орк.; камерные ансамбли - 6 струн. квартетов (1939-78), инстр. пьесы, хоры (ок 100), в т. ч. на сл. поэтов-декабристов, революц. поэтов первой рус. Революции 1905-07, циклы на сл. P. И. Тютчева, С. А. Есенина, К. Я. Ваншенкина, А. А. Прокофьева, H. И. Тряпкина и др. для голоса и фп. - романсы (ок. 80, в т. ч. ряд вок. циклов), музыка для детей (в т. ч. вок.-симф. сказка Усатый-полосатый, сл. С. Я. Маршака, 1976), музыка к спектаклям драм. т-ров.

Литература: Поляновский Г., Я. Солодухо. Хоры, "СМ", 1965, No 6.

И. М. Ямпольский.

Соломон К.

Соломон Катнер (Solomon Cutner) (p. 9 VIII 1902, Лондон) - английский пианист. В детстве обучался игре на фп. у М. Верн, затем учился в Париже. Впервые выступил на конц. эстраде в возрасте 8 лет, исполнив 1-й концерт для фп. с оркестром Чайковского. Постоянно концертировал с 1923. Гастролировал в различных странах Европы, в 1926 и 1939 - в США. Один из крупнейших англ. пианистов, выдающийся интерпретатор классической музыки. Обладал блестящей техникой и тонким чувством стиля. Первый исполнитель концерта для фп. с оркестром А. Блисса. Оставил конц. деятельность в связи с болезнью.

Литература: Moore G., Ara I toc lood?, L. - N. Y., 1962; Kaiser J., GroЯe Pianisten in unserer Zeit, Mьnch., 1965.

Соломонова Т. Е.

Тамара Евгеньевна (р. 9 VII 1927, Ташкент) - сов. музыковед и педагог. Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1977). Кандидат искусствоведения (1971). Чл. КПСС с 1977. В 1952 окончила историко-теоретич. ф-т Ташкентской консерватории, с этого же года преподаёт в ней (с 1973 проректор по науч. работе, с 1981 профессор). Автор (совм. с А. Джаббаровым) сб. "Композиторы и музыковеды Узбекистана" (1975). Ред. ряда сб-ков статей узб. музыковедов и "Истории узбекской музыки" (также соавтор, 1979). Составитель (совм. с Р. Абдуллаевым) "Хрестоматии по истории узбекской музыки" (1981).

Литературные сочинения: Вопросы ритма в узбекском песенном наследии, Таш., 1978, и др.

Солтыс М.

Солтыс М. (Soltys) Мечислав (7 II 1863, Львов - 11 XI 1929, там же) - польский композитор, дирижёр, педагог, муз.-обществ. деятель. Учился игре на фп. у К. Микули в Львовской консерватории, изучал философию в ун-те во Львове; с 1887 продолжал муз. образование в Вене под рук. Ф. Кренна (орган) и Р. Хиршфельда (композиция), совершенствовался в Париже у Э. Жигу (орган, контрапункт) и К. Сен-Санса (композиция). С 1891 преподавал композицию, муз.-теоретич. предметы и игру на органе во Львовской консерватории (в 1899-1929 её директор). Возглавлял муз. жизнь Львова в течение 40 лет - руководил Галицийским муз. об-вом (ок. 30 лет был его дирижёром), хорами "Эхо" и "Лютня". Под упр. С. исполнялись классич. оратории, мессы, симф. музыка, в т. ч. И. Падеревского, М. Карловича, а также Р. Вагнера и Р. Штрауса. Был редактором муз. журн. "Wiadomosci Artystyszne" (1897-1900), пред. проф. союза композиторов и муз. педагогов (с 1919). Как композитор близок традициям неоромантич. направления.

Сын С. - Адам С. (4 VII 1890, Львов - 6 VII 1968, там же) - сов. композитор, дирижёр. Засл. деятель иск-в УССР (1953). Профессор Львовской консерватории, её директор (1930-39 и 1945-68). Автор орк. соч. - симфоний (1927, 1946), увертюр (1916; "Праздничная", 1950), сюит - "Гуральской" (1941), на слав. темы (1952), симф. поэмы "Славяне" (1950), пьес "За мир" (1953) и "С гор и долин" (1960), фантазии на тему "Варшавянки" (1957), камерно-инстр. ансамблей - струн. квартета (1921) и сюиты для скрипки с фп. на польск. темы (1953); хоров a cappella; песен с оркестром и с фп. на слова польск. и укр. поэтов; фп. пьес; упражнений для скрипки с фп. (1958).

Сочинения: оперы (все пост. во Львове) - Бабья республика (Rzeczpospolita Babinska, 1894, пост. 1905), Мария, украинское сказание (Maria, opowiesc ukrainska, 1 д., 1909), Озеро-душа (Jezioro-dusza, 1921, драм. легенда; не пост.), Мой милый (Panie kochanku, 1924); для солистов, хора и орк. - оратории: Королева короны польской (Krуlowa Korony Polskiej, на сл. Л. Рыделя, 1885), Обеты Яна Казямежа (Sluby Jana Kazimierza, с двумя смеш. хорами и органом, 1895); кантаты, оды, гимны; для орк. - 2 симфонии (2-я с хором в финале), 3 симф. поэмы и др.; фп. концерт; камерно-инстр. произв.; пьесы для фп., соч. для органа; хоры, песни, романсы; обр. нар. песен.

Литература: Porebowiczowa A., M. Soltys, "RMz", 1963, No 21; Вlaszсzyk L. T., Dyrygenci polscy i obey w Polsce dzialajacy w XIX i XX wieku, Kr., 1964.

З. Лисса.

Предыдущая страница Следующая страница