Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 10, "СЛО"-"СОВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 10, "СЛО"-"СОВ")

Словак Л.

Словак Л. (Slovak) Ладислав (р. 10 IX 1919, Братислава) - слов. дирижёр. Нар. арт. ЧССР (1977). Учился в Братиславе у К. Шимпла в консерватории (1938- 1945) и у В. Талиха в Высшей школе изящных иск-в (1949-52). Работал в Братиславе муз. режиссёром Чехословацкого радио, где возглавил хор (1948), был гл. дирижёром оркестра Радио (1955-61). Ассистент Е. А. Мравинского (оркестр Ленингр. филармонии, 1954-55). С 1961 гл. дирижёр симф. оркестра Слов. филармонии и её директор (до 1968). Гастролировал с оркестром Чеш. филармонии в Австралии, Нов. Зеландии, Японии, Китае, Индии, СССР (1959), а также в США и Канаде (1968). В репертуаре классич. и совр. произв., в т.ч. соч. сов. композиторов. Под упр. С. впервые в Братиславе исполнены многие соч. слов. композиторов 50-70-х гг., а также Д. Д. Шостаковича (первое зарубежное исп. 11-й и 12-й симфоний). С 1972 возглавляет также симф. оркестр Праги. Выступал во мн. странах Европы.

Словари

Словари - см. Лексикография музыкальная.

Словацкая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Словенская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сложная каденция

Сложная каденция - см. Каденция (1).

Сложная трёхчастная форма

Сложная трёхчастная форма - см. Трёхчастная форма.

Сложные такты

Сложные такты - такты, делящиеся на два или неск. одинаковых простых тактов, напр.

Сложные такты

Простые такты здесь выступают в качестве долей высшего порядка, в отличие от простых тактовых долей. На основе 2-, 3-, 4-дольности высшего порядка складываются такты из 4, 6, 9, 12 простых долей. Они содержат два рода метрически опорных долей - сильную долю и относительно сильную, напр.

Сложные такты

С. т. - один из основополагающих тактовых типов европ. проф. музыки; возник уже при формировании тактовой системы (нач. 17 в.).

Сложный контрапункт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слонимский Н. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слонимский С. М.

Сергей Михайлович (р. 12 VIII 1932, Ленинград) - сов. композитор и пианист. Кандидат искусствоведения (1963). Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). В 1955 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова, по фп. - у В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру. С того же года преподаватель консерватории по классу композиции (с 1976 профессор). Музыка С. отмечена разнообразием жанров, тяготением к новым выразит. средствам, своеобразным преломлением рус. муз. фольклора.

Сочинения: оперы - Виринея (по Л. Н. Сейфуллиной, 1967, Ленингр. Малый т-р оперы и балета, Моск. муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Мастер и Маргарита (камерная опера по М. А. Булгакову, 1970-72), Мария Стюарт (1978); балет - Икар (либр. Ю. И. Слонимского, 1971, Большой т-р); кантата - Голос из хора (сл. А. А. Блока, 1963-65); для орк. - 2 симфонии (1958, 1977), Драматическая песнь (1974), концерт для симф. оркестра, 3 электрогитар и солирующих инструментов (1973), Праздничная музыка для балалайки, ложек и симф. орк. (1975), Симфонический мотет (1976); для камерного орк. - концерт-буфф (1964); камерно-инстр. ансамбли - для альта и фп. - сюита (1959); для влч. и фп. - 3 пьесы (1964); Антифоны для струн. квартета (1968), Диалоги для квинтета духовых (1964), Экзотическая сюита для 2 скр., 2 электрогитар, саксофона и ударных (1976); для фп. -колористическая фантазия (1972); для скр. (соло) - соната (1960); для хора a cappella - 2 рус. песни (1968), Вечерняя музыка (1973), 4 рус. песни (1974); для голоса с фп. (а также с др. инструментами) - циклы Весна пришла (сл. япон. поэтов, 1958), Песни вольницы (сл. рус. нар. песен, 1959; орк. ред. - 1961), Польские строфы (сл. Е. Рейна, 1964), Прощание с другом в пустыне (по др.-вост. эпосу о Гильгамеше, 1966), Монологи (из др.-вост.. лирики, 1967), Весёлые песни (сл. Д. Хармса, 1971), романсы на стихи А. А. Ахматовой (1969, 1974), 4 стихотворения О. Мандельштама (1974), Песни трубадуров (слова старофранц. поэтов, 1975), Песнь песней (из др.-вост. лирики, 1975), музыка к спектаклям драм. т-ров, кинофильмам и др.

Литературные сочинения: Симфонии Прокофьева, М.-Л., 1964; "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии, в сб.: Вопросы современной музыки, Л., 1963.

Литература: Абрамовский Г., С. Слонимский, Симфония фа минор, в сб.: Советская симфония за 50 лет, Л., 1967; Тараканов М., Талант в развитии, "СМ", 1967, No 10; Стратиевский A., Кантата С. Слонимского "Голос из хора", в сб.: Блок и музыка, Л.-М., 1972; Раппопорт Л., Некоторые стилевые особенности музыки С. Слонимского и его балет "Икар", в сб.: Музыка и жизнь, вып. 2, Л.-М., 1973; Милка A., Сергей Слонимский, Л.-М., 1976.

В. С. Фомин.

Слонимский Ю. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Слонов М. А.

Михаил Акимович (4 (16) XI 1869, Харьков - 11 II 1930, Москва) - сов. композитор. В 1893 окончил Моск. консерваторию по классу пения у Е. А. Лавровской, композиции - у А. С. Аренского (учился также у С. И. Танеева). В консерваторский период началась дружба с С. В. Рахманиновым, к-рый посвятил С. романсы "У врат обители святой" (сл. М. Ю. Лермонтова), "Дитя! Как цветок ты прекрасна" (сл. А. Н. Плещеева, перевод из Г. Гейне). Для Рахманинова С. написал либретто опер "Саламбо" по роману Г. Флобера и "Монна Ванна" по пьесе М. Метерлинка. 50 писем Рахманинова к С. опубликованы в сб.: "С. В. Рахманинов. Письма" (М., 1955; см. также "Литературное наследие С. В. Рахманинова", т. 1, М., 1978). С кон. 90-х гг. С. был связан большой дружбой с Ф. И. Шаляпиным, А. Н. Скрябиным, А. Н. Корещенко, А. Б. Гольденвейзером. Для Шаляпина написал романсы "Ах, ты солнце красное" (сл. П. Мочалова), "Прощальное слово" (сл. С. Г. Скитальца). С голоса певца С. записал и обработал для голоса с фп. рус. нар. песни "Дубинушка", "Ноченька". Под ред. С. издано св. 70 арий и романсов, исполнявшихся Шаляпиным ("Репертуар Фёдора Ивановича Шаляпина...", М., б. г.). Преподавал пение в моск. частных гимназиях. После Oкт. революции 1917 был муз. инструктором Музсектора Госиздата (1921). В сер. 20-х гг. руководил хор. коллективами клубов Союза пищевиков. Составил ряд сб. песен для учащихся разл. возраста, в т. ч. "Маленький Шаляпин" (М., б. г.), "В мире звуков" (М., 1911). Сост. сб. "Интервалы и двухголосные упражнения" (М., б. г.). Перевёл на рус. язык св. 100 текстов вок. произв. заруб. композиторов (песни Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Синдинга, X. Хьерульфа, Я. Сибелиуса, а также либретто оперы "Кассия" Делиба). Автор романсов (св. 30), в т. ч. "Тихо вечер догорает" (сл. Ф. И. Тютчева), "Любви цветок необычайный", "Я боюсь, что любовью кипучей" (оба на сл. К. Д. Бальмонта), "Да, я люблю тебя" (сл. А. Н. Плещеева), хоров (среди них - "Первомайский гимн" на сл. В. Т. Кириллова, 1921), детских песен, музыки к спектаклям драм. т-ров, инстр. произв. Обработал ряд песен Великой франц. революции (изд. 1921).

Слонов Ю. М.

Юрий Михайлович (р. 1 (14) VII 1906, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). В 1936 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у А. Н. Александрова. Первые муз. произв. написаны гл. обр. в жанре лёгкой танц. музыки - фокстроты, танго, вальсы и др. (изд. в 1926-30 под псевд. Ю. Грин). В 1930-40 зав. муз. частью Моск. ТЮЗа. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 был в рядах Черноморского флота, участник обороны Севастополя. Автор многочисл. песен о военно-морском флоте ("Вдали от родимой земли", "Шумит волна, звенит струна", "Приморский бульвар" - все на сл. В. Е. Малкова), лирических ("Медсестра Анюта", сл. М. А. Французова; "Вальс, вальс, вальс", сл. Малкова; "Волжанка", сл. А. И. Пришельца; "У старых клёнов", сл. А. И. Фатьянова и др., изданы сб.: "Лирические песни", 1958; "Шумит волна", 1962; "Песни", 1968; "Моя земля", 1976; "Матросская слава бессмертна", 1976), песен для детей (изданы сб.: "Пионерские песни", 1960, 1975; "Мы ребята-дошколята", 1964; "Девочка-запевочка", 1967; "Мне уже пять лет", 1972; "Пойте, малыши", 1972; "Пряничные человечки", 1978), романсов, а также оперетт, в т. ч. "Палки в колёса" ("Любовь и спорт", 1940, Моск. радио), "Серебряный остров" (1952, Т-р муз. комедии, Ростов-на-Дону), "Коса на камень" ("Девичья любовь", 1961, Т-р муз. комедии, Оренбург), "Поручик Лавровский" (1967, там же), "Улица Весенняя" (1969, Т-р оперетты Кузбасса, Кемерово) и др.; музыки для драм. т-ра (св. 25 спектаклей). Автор произв. для фп., для баяна. Обработал ряд нар. песен. Изданы сб.: "Лёгкие пьесы" для фп. (1976), "Вальсы" для фп. (1979), "Пьесы" для баяна (1971), "Обработки песен зарубежных стран" для баяна (1967), "Русские народные песни" (1978).

Слух музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сметана Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сметанников Л. А.

Леонид Анатольевич (р. 12 VIII 1943, с. Фершамиенуз Новорассыпнянского р-на Челябинской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1979). В 1971 окончил Саратовскую консерваторию. С 1968 солист Саратовского т-ра оперы и балета. Для С. характерны музыкальность, естественность и простота исполнения. Партии: Евгений Онегин, Елецкий, Демон, Фигаро, Жермон; Костя-танкист ("Русская женщина" Молчанова), Сергей ("Иркутская история" Карминского); партии в опереттах - Фражолетто ("Разбойники" Оффенбаха), Рене ("Граф Люксембург" Легара) и др. Выступает в концертах, в репертуаре С. св. 300 романсов и песен рус., сов. и заруб. композиторов. С 1977 преподаватель Саратовской консерватории. Гастролирует за рубежом.

Сметачек В.

Сметачек В. (Smetacek) Вацлав (р. 30 IX 1906, Брно) - чеш. дирижёр и гобоист. Нар. арт. ЧССР (1976). Учился у Л. Скугровского (гобой), у Я. Кржички (композиция), П. Дедечека и М. Долежила (дирижирование) в консерватории (1922-30) и у З. Неедлы (музыковедение) в Карловом ун-те в Праге. Основал Пражский дух. квинтет (1928), участвовал в нём как гобоист, руководил им (1928-55). Был гобоистом в оркестре Чеш. филармонии (1930-33), дирижёром симф. оркестра Радио (1934-43), хора "Глагол Пражский" (1934-46), гл. дирижёром симф. оркестра Праги (FOK; 1942-61). Преподавал игру на гобое, вёл классы камерного ансамбля (дух. инструментов) и дирижирования в консерватории и Академии иск-в (1945-1966) в Праге. Много гастролировал (с 1938) в странах Европы, в ряде городов СССР (1961-63). В репертуаре гл. обр. произв. чеш. композиторов 18-20 вв. Исполнению С.-дирижёра свойствен высокий интеллектуализм, одухотворённость. Автор 2 балетных сюит для оркестра, камерно-инстр. и вок. соч. С. принадлежит Школа для гобоя (совм. с А. Кубатом, 1956).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969, с. 248-49.

Смешанные такты

Смешанные такты - такты, сгруппированные из двух или неск. неодинаковых простых тактов, двух- или трехдольных, напр.

Смешанные такты

. В европ. музыке в соответствии с учением о пеонич. роде соотношений др.-греч. метрики (2 : 3) в С. т. записываются нек-рые образцы др.-греч. песнопении (первый Дельфийский гимн, гимн Месомеда). Большое развитие. С. т. имеют в болг. фольклоре, где применяются размеры 5/8, 5/16, 7/8, 7/16, 8/8, 8/16 и т. д. до 15-дольников (см. кол. 112, вверху).

В проф. европ. музыке С. т. были исключением (5-дольники в "Орландо" Генделя, "Белой даме" Буальдье, "Тристане и Изольде" Вагнера, 1-й фп. сонате Шопена). В рус. музыке 19 в. они утвердились в качестве новаторских

Смешанные такты

Рученица.

нац. ритмов, применявшихся почти всеми композиторами начиная с М. И. Глинки, к-рый ввёл 5-дольники как метрич. норму ("Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила"). Образцы С. т. с разл. количеством долей (гл. обр. 5-, а также 7-, 8-, 9-, 11-дольные) встречаются в песнях М. П. Мусоргского, "Князе Игоре" Бородина, 3-й симфонии, "Садко", "Снегурочке", "Сказании о невидимом граде Китеже", "Младе", "Сказке о царе Салтане" Римского-Корсакова, "Сне на Волге" и инстр. произв. А. С. Аренского и т. д.:

Смешанные такты

М. И. Глинка. "Иван Сусанин", действие 3-е, Свадебный хор.

Смешанные такты

Н. А. Римский-Корсаков. "Снегурочка", действие 4-е. Гимн Яриле Солнцу.

В 20 в. С. т. влились в общую систему нерегулярной ритмики и стали применяться наравне с другими, напр. А. Шёнбергом, П. Хиндемитом. Рядом композиторов (И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев и др.) продолжена и развита линия ритмики рус. музыки 19 в. Б. Барток применил "болгарские ритмы" ("alla bulgarese"). В ритмике О. Мессиана С. т. приобрели вид "ритмов с дополнит. длительностью" типа

Смешанные такты

, сблизившись с принципами ритма некоторых восточных народов.

В. Н. Холопова.

Смирнов Б. Ф.

Борис Фёдорович (4 (17) IV 1912, Петербург - 3 V 1971, Москва) - сов. фольклорист и композитор. В 1939 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у M. P. Гнесина. В 1940-46 композитор Монг. муз.-драм. т-ра в Улан-Баторе. В 1946-53 науч. сотрудник Кабинета нар. музыки при Моск. консерватории. В 1952-55 ст. муз. редактор Киностудии документальных фильмов (Москва). Записал много образцов нар. творчества, в т. ч. 40 рус. песен района реки Нерль, 60 песен народов СССР, 600 песен народов Центр. Азии (1940-46), народные скрипичные наигрыши (записаны на родине М. И. Глинки, 1961).

Сочинения: опера Среди трёх печальных гор (совм. с Б. Дамдинсурэном, 1942); оперетта Пять невест (1946); спектакли с музыкой - Чудесная лимба (1940), Три шарайгольских хана (1943), муз. драма Амур-Сана (1944); для солистов, хора и орк. - Северная кантата (сл. А. Шмульяна, 1939), К 50-летию Чойбалсана (1944); для орк. - симфония (1937, не оконч.), увертюра (1939), сюита (1944); для орк. нар. инструментов - сюита (1944); хоры: для голоса с фп. - цикл на сл. А. Д. Чуркина, песни на сл. Т. Г. Шевченко и др.; обр. негр., азерб., казах. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ров и кинофильмам.

Литературные сочинения: Казахские советские народные песни (с нотным прилож.), "СМ", 1950, No 9; Революционные напевы в крестьянском быту (с нотными примерами), там же, 1955, No 12; Русские гармонисты, там же, 1959, No 1; Старейший народный оркестр, там же, 1959, No 11; Искусство владимирских рожечников, М., 1959, 1965; Русские скрипачи, "СМ", 1960, No 8; Искусство сельских гармонистов, М., 1962; Музыкальная культура Монголии, М., 1963; Песни новой жизни, "СМ", 1967, No 10; О мелосе монгольской народной песни, в кн. : Музыка народов Азии и Африки, М., 1969; Монгольская народная музыка (запись песен и наигрышей, вступ. ст. и коммент.), М., 1971.

M. P. Леонова.

Смирнов Д. А.

Дмитрий Алексеевич (7(19) XI 1882, Москва - 27 IV 1944, Рига) - рус. певец (лирич. тенор). В 1900 окончил Моск. высшее технич. уч-ще, одноврем. с учёбой пел в церк. хоре. Пению обучался у К. И. Кржижановского, затем у А. М. Додонова (в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва), с 1902 - у Э. К. Павловской. В 1903 дебютировал в т-ре "Эрмитаж" (партия Джиджи в опере "Каморра" Эспозито), в 1904 был принят в труппу Большого т-ра, в последующие 2 года (прервав работу в т-ре) совершенствовался в Париже и Милане. С 1906 снова солист Большого т-ра, с 1910 пел также в Мариинском т-ре в Петербурге. В этот же период начал гастролировать за рубежом; долгое время был постоянным партнёром Ф. И. Шаляпина. С огромным успехом выступал в Париже в "Русских сезонах" (Самозванец, Владимир Игоревич), в Монте-Карло (Князь), Милане, Брюсселе (Альмавива в опере "Севильский цирюльник"), Буэнос-Айресе, Монтевидео, в 1910 в Нью-Йорке в т-ре "Метрополитен-опера", в 1912 - снова в Париже в "Гранд-Опера", затем в Берлине, Риме, Мадриде и др., в 1914 пел в т-ре "Друри-Лейн" в Лондоне. С 1920 постоянно жил за границей, гастролируя в Европе и Америке. В 1926 и в сезоне 1928/29 выступал в СССР. В 1935-37 жил в Лондоне, давал концерты. Позже посвятил себя педагогич. деятельности, преподавал пение в Афинской консерватории, затем в Риге.

С. - один из крупнейших певцов 20 в., выдающийся мастер бельканто. Обладал виртуозной вок. техникой, "бесконечным" дыханием, лёгкостью подачи звука во всех регистрах (исключит. подвижностью голоса в верхнем регистре), славился совершенной филировкой самых высоких нот, редким умением владеть кантиленой. Иностр. пресса сравнивала исполнение С. с пением Э. Карузо. Наиболее близкими певцу были партии лирич. плана, такие, как Герцог, Ленский, Вертер; Де Грие ("Манон" Массне), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Фауст; Рудольф ("Богема"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе). Пел также партии драм. тенора (Самозванец, Герман, Хозе, Канио), добиваясь впечатляющих результатов благодаря мастерству вок.-сценич. перевоплощения (придавал своему голосу мужественную, "тёмную" окраску). Конц. репертуар С. состоял в основном из произв., в к-рых певец мог продемонстрировать своё виртуозное вок. мастерство.

Литература: Шилов A., Дмитрий Смирнов, "СМ", 1960, No 10; Шумаков Ю., Великий русский вокалист, "Волга", 1967, No 1, с. 185-91; Лемешев С., Путь к искусству, М., 1968, с. 143-48, 1974, с. 166-72; Квалиашвили М., По трудному пути. Воспоминания, Тб., 1969, с. 35-38.

В. В. Тимохин.

Смирнов Е. Д.

Евгений Дмитриевич (р. 8 III 1936, Иваново) - сов. скрипач. В 1961 окончил Моск. консерваторию у Ю. И. Янкелевича. В 1953-59 артист оркестра Т-ра им. Е. Вахтангова, с 1959 солист и концертмейстер Моск. камерного оркестра. Принимал участие в междунар. муз. фестивалях. Лауреат Междунар. конкурса им. Дж. Энеску (1958, Бухарест). Выступает как участник квартета (1-я скрипка). Гастролирует за рубежом.

Смирнов К. А.

Кузьма Алексеевич (10 (23) X 1917, дер. Шихмамат, ныне Map. АССР - 29 XII 1963, Йошкар-Ола) - сов. композитор и фольклорист. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1951). В 1946 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у Б. А. Арапова (ранее занимался у X. С. Кушнарёва и Д. Д. Шостаковича). В 1949-54 науч. сотрудник Марийского н.-и. ин-та языка, лит-ры и истории. Значит. заслугой С. была работа по собиранию, изучению и публикации мар. муз. фольклора; записал ок. 700 песен и инстр. наигрышей, осуществил св. 50 обработок мар. нар. песен. Составил сб-ки: "Марийские песни" (1941, на рус. и мар. яз.), "Песни восточных мари" ("Эрвел марий муро", 1951), "120 песен луговых мари" (1955), "Песни горных мари" (1961) и др. Автор произв. для симф. оркестра, к-рые явились первой попыткой вывести мар. музыку из фольклорно-этнографич. рамок.

Сочинения: муз. драма - Айвика (1948, Т-р им. Шкетана, Йошкар-Ола); муз. комедия - Новые плоды (У Саска, 1964, там же); кантата - Слава Партии (1956); для орк. - симфонии (1947, 1955), Сернурская сюита (1960); симф. фантазия на горно-марийские темы (1948), симф. поэма В старину (1940), симф. картины - Весна и Вечер в Морках (1934); для скр. и фп. - пять вариаций на мар. тему; фп. и скр. миниатюры; музыка к спектаклям драм. т-ра, песни на слова мар. поэтов; обр. нар. мар. песен.

Литература: Композиторы Марийской АССР, Йошкар-Ола, 1968, с. 11.

А. С. Иванов.

Смирнова Т. В.

Тамара Владимировна (p. 20 I (2 11) 1911, Казань) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1957). Чл. КПСС с 1953. В 1932 окончила Муз. техникум в Томске по классу пения у М. А. Фёдоровой. В 1932-38 артистка т-ров музкомедии в Новосибирске, Куйбышеве, Архангельске, в 1938-61 ведущая солистка Воронежского т-ра музкомедии. Обладает прекрасными вок. и сценич. данными, ярким драм. талантом. Партии: Лаура ("Нищий студент" Миллёкера), Серполетта ("Корневильские колокола" Планкета), Адель ("Летучая мышь" Штрауса), Сильва ("Сильва" Кальмана), Виолетта и Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Пепитта ("Вольный ветер" Дунаевского), Яринка ("Свадьба в Малиновке" Александрова). С большим успехом исполняла характерные партии - Парася Никаноровна ("Трембита" Милютина), Кэто ("Золотая долина" Дунаевского).

В. И. Зарубин.

Смит Б.

Смит Б. (Smith) Бесси (р. 15 IV 1894, Чаттануга, шт. Теннесси - 26 IX 1937, шт. Миссури) - амер. певица (меццо-сопрано) негр. происхождения. Выступала в "Т-ре менестрелей". Прославилась среди негр. певиц как "королева блюза". Создала традиции блюзового исполнения в джазе (яркая экспрессия, подчёркивание специфич. модуляций). С 1923 выпущено более 150 грамзаписей исполненных ею негр. блюзов (наиболее известен "Сент-Луи блюз"). Голос С. отличался силой, красотой и богатством тембров, исполнение - большой выразительностью; обладала способностью к импровизации.

Литература: Moore С., Somebodys angel child, N. Y., 1969; Albertson С., Bessie. A biography, L., 1972; его же, Bessie Smith. Empress of the blues, N. Y., 1975.

Смоленский С. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Смолич Д. Н.

Дмитрий Николаевич (р. 11 IV 1919, Петроград) - сов. режиссёр оперы. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1953), засл. деят. иск-в РСФСР (1958), нар. арт. УССР (1960), нар. арт. БССР (1964). Чл. КПСС с 1956. Деп. Верх. Совета БССР 5-го созыва. Сын Н. В. Смолича. В 1941 окончил оперно-драм. студию К. С. Станиславского (Москва). В 1941-55 режиссёр Укр. т-ра оперы и балета, в 1955-58 гл. режиссёр Челябинского, в 1958-62 Одесского, в 1962-69 Белорус т-ров оперы и балета. С 1970 гл. режиссёр Укр. т-ра оперы и балета. Среди пост.: оперы "Травиата" (1945), "Севильский цирюльник", "Кармен" (обе в 1946), "Галька" (1947), "Иван Сусанин"; "Тарас Бульба" Лысенко (в ред. Л. Н. Ревуцкого и Б. Н. Лятошинского) (обе в 1953), "Пиковая дама", "Демон", "Борис Годунов" (все в 1954), "Молодая гвардия" (1955), "Абесалом и Этери" (1972), "В бурю"; "Ярослав Мудрый" Майбороды (обе в 1973), "Гугеноты" (1974), "Иркутская история" Карминского (1977) - в Укр. т-ре оперы и балета; "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1954) - в Груз. т-ре оперы и балета; "Чио-Чио-сан", "Князь Игорь", "Пиковая дама" (все в 1956); "Город юности" Шантыря (1957) - в Челябинском т-ре оперы и балета; "Макбет" Верди (1959), "В степях Украины" Сандлера (1962), "Назар Стодоля" Данькевича (1963) - в Одесском т-ре оперы и балета; "Кето и Котэ" Долидзе, "Обручение в монастыре" (1962); "Джоконда" Понкьелли, "Орестея" Танеева, "Отелло"; "Ясный рассвет" Туренкова (все в 1963); "Октябрь" Мурадели (1964), "Трубадур" (1965); "Брестская крепость" Молчанова, "Алеся" Тикоцкого (обе в 1967), "Когда опадают листья" Семеняко (1968), "Железный дом" Тамберга, "Хованщина" (в ред. Д. Д. Шостаковича) (обе в 1969), "Эрнани" (1970) - во Львовском т-ре оперы и балета; "Пробуждение" Колодуба (1977) - в Днепропетровском т-ре оперы и балета; "Айни" Сайфеддинова (1978) - в Тадж. т-ре оперы и балета. За постановку оперы "Золотой обруч" Лятошинского (Львовский т-р оперы и балета, 1970) удостоен Гос. пр. УССР (1971).

И. Г. Нисневич.

Смолич Н. В.

Николай Васильевич (12 (24) VI 1888, Петербург - 31 VII 1968, Москва) - сов. режиссёр. Нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1946. Учился на историко-филологич. ф-те Петерб. ун-та (1905-08). В 1911 окончил драм. курсы при Петерб. театр. уч-ще (учился у С. И. Яковлева и В. Н. Давыдова). В 1916 начал режиссёрскую деятельность в драм. т-ре. С 1922 (одноврем. с работой в Петрогр. акад. т-ре драмы) режиссёр Гос. т-ра оперы и балета (с 1935 - Т-р оперы и балета им. Кирова). Поставил здесь оперы: "Травиата" (1923), "Севильский цирюльник" (1924), "Гугеноты" (1935, 1951), "Кармен" (1950). В 1924-30 худ. рук. и директор Ленингр. Малого оперного т-ра, где его работа была особенно плодотворной. С. способствовал утверждению совр. тематики в муз. т-ре, впервые на сов. сцене осуществил пост. опер: "Нос" (1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", 1934) Шостаковича, "Именины" Желобинского (1935), "Свадьба Кречинского" Пащенко (1949). Среди пост. в этом т-ре также: "Золотой петушок" (1923); "Там, где жаворонок поёт" (1923) и "Жёлтая кофта" (1925) Легара, "Испанский соловей" на музыку М. де Фалья (1924), "Прыжок через тень" (1927) и "Джонни наигрывает" (1928) Кшенека, "Снегурочка" (1928), "Евгений Онегин" (1937); "Разбойники" Оффенбаха (1948), "Суворов" Василенко (1952), "Дон Карлос" (1955). В 1930-36 гл. режиссёр, в 1947- 1948 режиссёр Большого т-ра (Москва), в 1938-47 гл. режиссёр, худ. рук. и директор Укр. т-ра оперы и балета (Киев). В числе работ в этих т-рах: "Загмук" Крейна (1930), "Отелло" (1932), "Тихий Дон" (1936), "Фауст" (1949); "Перекоп" Мейтуса, Рыбальченко и Тица (1939), "Шевченко" ("1847 год") Йориша (1940), "Честь" Жуковского (1947), "Тарас Бульба" Лысенко (1941, 1947). Ставил также спектакли в Ленингр. т-ре муз. комедии, Моск. т-ре оперетты, Груз. и Арм. т-рах оперы и балета, Петрозаводском муз.-драм. т-ре. В 1961-63 преподавал в Моск. консерватории.

Литературные сочинения: Секрет успеха - в творческой смелости и самостоятельности, в кн.: Ленинградский государственный ордена Ленина академический Малый оперный театр, Л., 1961.

Литература: Мастера Большого театра, М., 1976, с. 272-83.

Смольский Д. Б.

Дмитрий Брониславович (р. 25 VII 1937, Минск) - сов. композитор и педагог. Чл. КПСС с 1965. В 1960 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у А. В. Богатырёва, в 1967 там же - аспирантуру (рук. Н. И. Пейко). Чл. правления CK БССР (с 1971). С 1962 преподаёт в Белорус. консерватории.

Сочинения: опера Седая легенда (1978); для солистов, хора и орк. - оратория Моя Родина (1972; пр. Ленинского комсомола Белоруссии), камерная оратория Песни Хиросимы (1966), вок.-симф. поэмы Два лика земли (1969), Бабий век (1972). Поэма о Немане (1975), Поэма о Днепре (1975); для oрк. - увертюра (1963), симф. картина (1975), симф. поэма Беларусь (1972), 2 торжественные прелюдии (1972); для инструмента с орк. - концерты: 2 для фп. (1960, 1977), 2 для цимбал (1961, 1974), для влч. с камерным орк. (1973), концертино для скр. и струн. орк. (1971); сонаты для флейты и фп.; сонаты для фп.; для голоса с фп. - циклы на стихи Ф. Гарсиа Лорки, Г. Гейне, Ф. И. Тютчева, А. Астрейки; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Смолянский Я. М.

Яков Моисеевич (р. 10 (23) V 1903, Чернигов) - сов. виолончелист и муз.-обществ. деятель. Засл. арт. РСФСР (1971). Чл. КПСС с 1939. Игре на виолончели первоначально обучался в муз. школе и муз. уч-ще у Я. А. Застрабского в Днепропетровске (1914-20). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. А. Брандукова, в 1933 - аспирантуру у М. И. Ямпольского. Конц. деятельность начал в 1917 в Днепропетровске; гастролировал в разных городах Сов. Союза, одним из первых виолончелистов выступал с концертами в рабочих клубах, на заводах и фабриках, в годы Гражданской войны - в частях Красной Армии. С 1922 живёт в Москве. В 1922-38 солист разл. конц. орг-ций, с 1939 - Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1964 - Москонцерта. В 1965 по инициативе С. была создана Творч. мастерская музыкантов-исполнителей Москонцерта, с 1973 С. её художеств. руководитель. В 1930-38 преподавал в Моск. областном муз. техникуме им. Октябрьской революции, в 1939-42 - в Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова, в 1942-75 - в Муз. уч-ще при Моск. консерватории. У С. начинали занятия по классу виолончели известные музыканты-исполнители и педагоги. Под его редакцией вышел ряд сб-ков пьес для виолончели. В 1941-51 чл. Президиума ЦК профсоюза работников иск-в (организовал шефство работников иск-в над фабрично-заводской и армейской самодеятельностью Москвы и Моск. области). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 С. был пред. областной военно-шефской комиссии по обслуживанию артистич. бригадами частей Красной Армии на фронтах и в тылу; неоднократно выступал в этих концертах как солист. Исполнит. и муз.-обществ. деятельность С. - значит. вклад в пропаганду сов. муз. культуры.

Б. В. Доброхотов.

Смык

Смык (от старослав. смыкати - тащить, волочить; этимология слова раскрывает способ игры - трение смычком о струну), смычек - старинное слав. название смычка.

Литература: Срезневский И., Материалы для словаря древнерусского языка, т. 1-3, СПБ, 1890-1912, М., 1958; Привалов Н., Гудок, древнерусский музыкальный инструмент в связи со смычковыми инструментами других стран, СПБ, 1904; Галайская Р., О древнерусской терминологии музыкальных инструментов по памятникам письменной литературы XI-XVII столетий, в кн.: Театр, музыка, кинематография, Л,, 1975, с. 184-205; Вертков К. A., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 94.

Н. А. Лисова, И. В. Мациевский.

Смычок

Статья большая, находится на отдельной странице.

Снегирёв В. М.

Валентин Михайлович (р. 16 II 1932, Москва) - сов. литаврист и педагог. В 1955 окончил Моск. консерваторию у К. М. Купинского; с 1952 артист группы удар. инструментов, с 1968 концертмейстер-литаврист Гос. симф. оркестра СССР. С 1955 преподаёт в Моск. консерватории (с 1975 доцент). Среди учеников С. - Н. Н. Калинин, А. А. Гордиенко, А. В. Курашов. С. принадлежат обработки и переложения для ксилофона с фп. произв. заруб., рус. и сов. композиторов, ряд методич. работ. Редактор и составитель неск. сб-ков.

Снитковский С. И.

Семён Исаевич (р. 9 VIII 1933, Одесса) - сов. скрипач и педагог. Засл. арт. РСФСР (1975). Игре на скрипке учился в Одесской консерватории у П. С. Столярского и В. З. Мордковича (по его классу окончил консерваторию в 1956). Затем занимался в аспирантуре Моск. консерватории под рук. Д. Ф. Ойстраха. С 1960 ассистент, с 1975 доцент Моск. консерватории. Солист Одесской (1953-56), Львовской (1956-57) филармоний, Москонцерта (с 1958). Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. Дж. Энеску в Бухаресте (1-я пр., 1958) и имени бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе (2-я пр., 1963). Концертирует в СССР и во мн. странах Европы и Азии. Преподавал на междунар. летних курсах при консерваториях во Франции, ФРГ, Швейцарии. Профессор (по совместительству) Высшей муз. школы им. Ф. Листа в Будапеште (с 1975). С. принадлежат переложения для скрипки с фп. сюиты из балета "Конёк-горбунок" Щедрина и 2 сцен из балета "Хуста Довбуша" Кос-Анатольского. С. посвящена соната для скрипки соло А. С. Лемана.

Литературные сочинения: Воспоминания, в сб.: Д. Ф. Ойстрах. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма, (сост. В. Григорьев), М., 1978, С. 119-26.

Литература: Константинов В., Зрелость, "СМ", 1978, No 6.

В. Ю. Григорьев.

Собеский М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Собинов Л. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сованде Ф.

Соуанде (Sowande) Фела (р. 29 V 1905, Ойо) - нигерийский композитор и музыковед. Муз. образование получил в Лагосе и Лондоне (учился в Лондонском ун-те и Тринити-колледже). В годы 2-й мировой войны 1939-45 служил в Британских ВВС. Как композитор дебютировал в 1944 ("Африканская сюита" для струн. инструментов). В 1953 вернулся в Нигерию, работал педагогом. В 1961 выступил как дирижёр в США (концерты из собств. произв. в "Карнеги-холл"). С 1961 преподаёт муз.-теоретич. и муз.-историч. дисциплины в Университетском колледже Ибадана, в 1975 прочёл курс лекций об афр. традиционной музыке в Питсбургском ун-те. В своём творчестве обращается к традициям народа йоруба, сочетая фольклорный материал с совр. зап.-европ. принципами композиции. Среди сочинений (написаны в 1957-72) - "Нигерийская народная симфония", симфония "Свобода" (посв. провозглашению независимости Нигерии), пьесы "Радостный день" и "Ностальгия" для оркестра, поэма "Акинла" для хора с оркестром, Gloria для органа. ЮНЕСКО выпущены 2 грампластинки с записью 48 образцов нигерийской традиц. музыки, отобранных С. Композитору принадлежит ряд музыковедч. работ, посв. музыке Африки, в т. ч. "The role of music in traditional African society" (в сб.: "African Music. Meeting in Yaounde. Cameroon, 23-27 February, 1970", P., 1970). Многие из сочинений С. изданы и записаны на пластинки.

Дж. К. Михайлов.

Совер Ж.

Совер Ж. (Sauveur) Жозеф (24 III 1653, Ла-Флеш - 9 VII 1716, Париж) - франц. математик и акустик. Чл. Корол. академии наук (с 1696). С 1670 давал уроки в Париже, с 1681 ассистент франц. физика Э. Мариотта. С 1686 профессор математики Парижской коллегии. Будучи глухим, тем не менее сделал ряд выдающихся открытий в области муз. акустики - первым предложил точный способ определения числа колебаний звука при помощи биений; впервые, основываясь на исследованиях М. Мерсенна, научно объяснил феномен обертонов; в этой связи ввёл понятие "основной тон". С. подчёркивал значение обертонов для изучения принципов гармонии и для игры на органе.

Сочинения: Principes d'acoustique et de musique, P., 1701; Application des sons harmoniques а la composition des Jeux d'orgue, P., 1702; Mйthode gйnйrale pour former des systиmes tempйrйs de musique et du choix de celui qu'on doit suivre, P., 1707; Table gйnйrale des systиmes tempйrйs de musique, P., 1711; Rapporte des sons des cordes d'instruments de musique aux flкches des cordes et nouvelles dйterminations des sons fixex, P., 1713.

Литература: Дoрфман Я., Всемирная история физики с древнейших времен до конца XVIII в., М., 1974, с. 278; Mасh E., Beitrдge zur Geschichte der Akustik, "Mitteilung der deutschen mathematischen Gesellschaft in Prag", 1892; Scherchen H., Vom Wesen der Musik, Z., 1947; Handschin J., Der Toncharakter, Z., 1948.

Ю. H. Рагс.

Совершенная каденция

Совершенная каденция - см. Каденция (1).

Совершенная система

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Советская музыка"

"Советская музыка" - ежемесячный муз. журнал, орган CK СССР и Мин-ва культуры СССР. Издаётся с 1933 (с перерывом в 1941-46; в 1951-58 с нотным приложением). В 1943-46 выпускались сборники статей "Советская музыка" (всего вышло 6 сб.). "С. м." публикует статьи, посв. творчеству сов. композиторов, развитию нац. муз. культур, произведениям заруб. мастеров, проблемам муз. науки, наследия и образования, вопросам исполнит. мастерства, а также помещает дискуссионные материалы, критич. статьи и рецензии на концерты и театр. премьеры, книжные и нотные издания, хронику сов. и заруб. муз. жизни. Редакторы: Н. И. Челяпов (1933-37), М. А. Гринберг (1937-40), Д. Б. Кабалевский (1940-46), А. А. Николаев (1947), М. В. Коваль (1948-52), Г. Н. Хубов (1952-57), Ю. В. Келдыш (1957-61), Е. А. Трошева (1961-70), Ю. С. Корев (с 1970). Тираж (1979) 21 тыс. экз.

Литература: Гринберг М., В пути..., "СМ", 1966, No 12.

И. М. Ямпольский.

Советская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Советский композитор"

"Советский композитор" - всесоюзное муз. издательство. Основано в 1956 в Москве; входит в систему Союза композиторов СССР. Подготовит. работа по созданию изд-ва велась в течение 1950-55 отделом пропаганды Музфонда СССР (выпускались клавиры опер, балетов и сб-ки произв. сов. авторов для дух. и эстр. ансамблей в виде оркестровок). С первых лет деятельности "С. к." открыты отделения в Ленинграде (1957) и Киеве (1958). В 1964 изд-во "С. к." объединилось с Гос. муз. изд-вом ("Музгиз"), образовав изд-во "Музыка" с двойным подчинением - Комитету по печати при Совете Министров СССР и CK СССР. В 1967 снова выделилось в самостоят. изд-во "С. к.".

Задачей "С. к." является издание гл. обр. сочинений сов. авторов - композиторов и музыковедов. Ежегодно выпускает ок. 500 отд. изданий и сб-ков, включающих до 4500-5000 сочинений крупной и малой формы, в т. ч. клавиры и партитуры опер, оперетт, балетов, симф. произв., сочинения для фп., струн., нар. и дух. инструментов, школы, самоучители, хоры, романсы, песни и др. Издаёт труды сов. авторов по муз. эстетике, истории и теории музыки, исследования и монографии, книги по нар. творчеству, нотографич. и библиографии, сб-ки, муз. словари и справочники. Выпускает журналы: ежемесячный "Советская музыка" и двухнедельный "Музыкальная жизнь". Издания "С. к." выходят разными тиражами: произв. крупной формы (оперы, симфонии, кантаты, концерты и др.) - 300-1000 экз., книги и педагогич. лит-ра - 5-50 тыс., школы - 300-400 тыс. экз. В 1979 изд-во выпустило более 11 млн. экз. нот, книг и брошюр (включая журналы).

A. M. Гольцман. .

Предыдущая страница Следующая страница