Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 13, "СОХ"-"СТА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 13, "СОХ"-"СТА")

Сохо В. Э.

Сохо В. Э. (Sojo) Висенте Эмилио (8 XII 1887, Гуатире, шт. Миранда - 11 VIII 1974, Каракас) - венесуэльский композитор, дирижёр и педагог. Учился в Академии изящных иск-в в Каракасе. В 1921-36 преподавал муз.-теоретич. предметы в муз. уч. заведениях, с 1936 директор Высшей муз. школы в Каракасе. Основатель (1930) симф. оркестра Венесуэлы, к-рым руководил более 20 лет, руководил также хором "Орфеон Ламас". Представитель нац. направления в венесуэльской музыке, С. широко использовал в своём творчестве креольский фольклор. Писал преим. духовную музыку, среди его соч. - мессы "Хоральная" ("Misa coral", 1915), "Хроматическая" ("Misa cromбtica", 1922), "Санта Сесилия" (1953), реквием (1929), неск. кантат, мотеты, гимны, псалмы. Собрал и обработал для голоса с фп. св. 400 нар. песен и танцев (изданы сб-ки в 1958, 1964).

Литература: Ramon Fernandez Cr., V. E. Sojo, Caracas, 1968.

Сохор А. Н.

Арнольд Наумович (7 IV 1924, Ленинакан - 12 III 1977, Ленинград) - сов. музыковед, критик и муз.-обществ. деятель. Доктор искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1964. В 1949 окончил Ленингр. консерваторию (теоретико-композиторский ф-т), в 1954 - Ленингр. ун-т (философский ф-т). С 1955 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии, с 1971 руководитель секции социологии искусства и эстетики. Одновременно с 1966 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1970 профессор). Выступал в печати с 1947. Внёс значит. вклад в разработку вопросов муз. социологии и эстетики. Ему принадлежит также ряд ценных трудов о советской (книги о Г. В. Свиридове, В. П. Соловьёве-Седом и др.) и рус. классич. музыке (капитальная монография о жизни и творчестве А. П. Бородина). Автор мн. статей.

Сочинения: Камерное творчество П. И. Чайковского, Л., 1949; В. П. Соловьев-Седой. Песенное творчество, М.-Л., 1952; Композиторская молодежь Ленинграда, "СМ", 1952, No 8; Заметки о народности Глинки, "СМ", 1957, No 2; Певица А. Н. Молас, в сб.: Вопросы музыкально-исполнительского искусства, сб. 2, М., 1958; Романс и песня, "СМ", 1959, No 9; Русская советская песня, Л., 1959; "Интернационал" и его авторы, М., 1960; Музыка как вид искусства, М., 1961, 1970; Воспитательная роль музыки, Л., 1962; О современности в музыке наших дней, в сб.: Музыка и современность, (вып. 1), М., 1962; Георгий Свиридов, М., 1964, 1972; Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество, М.-Л., 1965; Маяковский и музыка, М., 1965; О специфике самодеятельного искусства, в сб.: Проблемы музыкальной самодеятельности, М.-Л., 1965; Стиль, метод, направление, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 4, Л., 1965; О природе и выразительных возможностях диатоники, там же; Лирика Пушкина в творчестве сов. композиторов, в сб.: Пушкин и русская культура, Л., 1967; Есенин в музыке, в сб.: Есенин и русская поэзия, Л., 1967; Изучение советского музыкального творчества, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1967; Эстетическая природа жанра в музыке, М., 1968; Путь советской песни, М., 1968; Этические основы бетховенской эстетики, в кн.: Людвиг ван Бетховен. Эстетика. Творческое наследие. Исполнительство. Сб. ст. к 200-летию со дня рождения, Л., 1970; Воплощая ленинскую тему, в сб.: Страницы музыкальной ленинианы, Л., 1970; Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы, в сб.: Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров, М., 1971; Музыка и общество, М., 1972; Друзья-соперники, в сб.: Поэзия и музыка, М., 1973; Национальное и современное в советской музыке, в сб.: Музыкальный современник, вып. 1, М., 1973; Статьи о советской музыке, Л., 1974; О массовой музыке, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 13, Л., 1974; Развитие музыкальной социологии в СССР, в сб.: Социалистическая музыкальная культура, М., 1974; Социология и музыкальная культура, М., 1975, и др.

М. Г. Бялик.

Социалистический реализм

Социалистический реализм - творческий метод, основанный на правдивом, исторически конкретном художеств. отражении действительности в её революц. развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей художеств. культуры и прежде всего реалистич. иcк-ва, С. р. выступает как его новый, высший историч. этап, проявляется в нац. своеобразных формах. С. р. - явление международное, однако особая роль в его формировании принадлежит рус. лит-ре и прежде всего творчеству М. Горького. Это обусловлено всемирно-историч. значением революц. движения в России, куда в кон. 19 - нач. 20 вв. переместился центр мировой революц.-освободит. борьбы. См. Реализм (раздел Социалистический реализм).

Социология музыки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Союз композиторов СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

Спадавеккиа А. Э.

Антонио Эммануилович (р. 21 V (3 VI) 1907, Одесса) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1944. В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Впоследствии занимался у С. С. Прокофьева. Наиболее интенсивно работает в области муз. т-ра. Среди лучших сочинений С. - оперы "Хождение по мукам" ("Огненные годы"), "Овод", "Бравый солдат Швейк", балет "Берег счастья".

Сочинения: оперы - Акбузат (Волшебный конь, совм. с X. Заимовым, 1942, Башкирский т-р оперы и балета, 2-я ред. 1957), Хозяйка гостиницы (по комедии К. Гольдони, 1947, Муз. т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко), Хождение по мукам (по роману А. Н. Толстого, 1953, Пермский т-р оперы и балета; 2-я ред. - Огненные годы, 1966, там же), Овод (1959, Пермский т-р оперы и балета), Бравый солдат Швейк (по роману Я. Гашека, 1963, Свердловский т-р оперы и балета), К звёздам (триптих: Саженные крылья, Луч в каземате (Кибальчич), Звёздный гимн (Циолковский), 1967, Электросталь), Юкки (Праздник фонарей, 1969, Свердловский т-р оперы и балета), Письмо незнакомки (моноопера, по новелле С. Цвейга, Кисловодск, 1975), Капитанская дочка (1977), Золушка (детская опера, 1977, Энгельс); балеты - Враги (1938, Москва), Берег счастья (1948, Москва); муз. комедии - Нежданная свадьба (1944, Башкирский т-р оперы и балета), Сердце скрипки (1959, Оренбургский т-р муз. комедии), Выстрел в темноте (1969, там же), Волшебная лампа Аладдина (1978, там же); для солистов, хора и орк. - оратории Ленин - сердце земли (1969), Город-герой - Москва (1975); для орк. - симф. сюита Джангар (к 500-летию калм. эпоса, 1940), Героическая увертюра на 2 башк. песни (1942); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1944), для скр. (1972), для трубы (1959); камерные ансамбли; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ров; музыка к кинофильмам, в т.ч. "Золушка" (1947), "За тех, кто в море" (1947), "Смелые люди" (1950), "Застава в горах" (1952), "Каин XVIII века" (1955).

M. M. Яковлев.

Спасов И.

Иван (p. 17 I 1934, София) - болг. композитор. Обучался в Софийской консерватории у П. Владигерова и в Высшей муз. школе у К. Сикорского и С. Вислоцкого в Варшаве. С 1962 дирижёр Симф. оркестра в Пловдиве, одноврем. преподаёт в муз. школе.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Плакат (сл. В. В. Маяковского, 1958), Польские песни (для сопрано и камерного орк., 1962), Антиреквием, или Письма осуждённого на смерть (1964), Малый реквием (1967) и др.; для орк. - симфония (1961), Микросюита для камерного орк. (1963) и др.; Багатель для флейты с фп. (1964), Эпизоды для 4 инстр. групп (1965) и др.

Спендиаров А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сперанский Н. И.

Николай Иванович (18 (30) VII 1877, Тамбов - 5 III 1952, Москва) - сов. певец (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1899 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. Учился в Саратовском муз. уч-ще, затем в Москве брал уроки по теории музыки у Г. Э. Конюса и по фп. у С. В. Рахманинова. В 1896-1901 обучался пению у Ф. П. Андриевского, К. Эверарди и И. В. Тартакова. Уже будучи оперным певцом, ряд лет занимался у С. М. Баттистини, с к-рым часто выступал в спектаклях (1906-14). В 1901 дебютировал в партии Мефистофеля в Моск. частной рус. опере, где работал до 1904, в 1904-05 пел в Тбилисской опере. В 1905-16 солист Оперного т-ра Зимина в Москве. Голос С. - высокий бас большого диапазона, красивого тёплого тембра, свободно звучал и в партиях драм. баритона. Исполнение С. отличали особая одухотворённость, выразительность фразировки, точность пластич. решения роли. Обладал ярким дарованием актёра-интерпретатора, превосходными внешними данными. Создал высокохудожеств. образы - от глубоко драматических до комедийных. Спел св. 100 партий, среди них - Борис Годунов, Мельник, Галицкий, Досифей, Фарлаф, Сальери, Олоферн; Пётр ("Вражья сила"), Светлейший ("Черевички" Чайковского), Томский ("Пиковая дама"), Кочубей, Эскамильо, Скарпиа, Нилаканта. Первый исполнитель на рус. сцене партий Додона ("Золотой петушок", 1909), Ганса Закса ("Нюрнбергские мейстерзингеры", 1909) и др. Выступал в камерных концертах Кружка любителей русской музыки (неоднократно в ансамбле с С. В. Рахманиновым, Н. А. Римским-Корсаковым, Ц. Кюи), а также в симф. концертах под упр. А. Никиша, С. А. Кусевицкого, C. Н. Василенко и др. В 1916 оставил сцену. Был одним из организаторов первого сов. оперного т-ра в Саратове (1918), художеств. руководителем и дирижёром оперной труппы в Ростове-на-Дону (1920-24). В 1916-20 преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор); в 1920-24 зав. вок. отделом и оперным классом Донской, в 1924-32 - Бакинской консерваторий. В 1932-52 профессор Моск. консерватории, одновременно в 1944-50 зав. кафедрой в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных. Среди многочисл. учеников С. - Бюль-Бюль (Мамедов), Н. Л. Вельтер, А. А. Дроздов, К. Закиров, П. И. Засецкий, Е. В. Иванов, М. С. Решетин, А. Ф. Чекалиди.

Литература: Ипполитов-Иванов М., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Василенко С. Н., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948; Боголюбов H. H., 60 лет в оперном театре, М., 1967; Taрхов Д. О., Страницы из воспоминаний, в сб.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 2, М., 1968.

И. Н. Сперанская.

Спиваков В. Т.

Владимир Теодорович (р. 12 IX 1944, Уфа) - сов. скрипач. Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б. Э. Крюгера в Ленинграде. С 1953 занимался в Муз. школе-десятилетке при Ленингр. консерватории у Л. М. Сигал, в 1956-60 у В. И. Шера. В 1961 окончил Центр. школу-десятилетку при Моск. консерватории, в 1967 - консерваторию по классу скрипки у Ю. И. Янкелевича, в 1970 - под его руководством аспирантуру. Лауреат Междунар. конкурсов скрипачей им. М. Лонг и Ж. Тибо в Париже (1965, 3-я пр.), им. Н. Паганини в Генуе (1967, 2-я пр.), в Монреале (1969, 1-я пр.), им. П. И.Чайковского в Москве (1970, 2-я пр.). Концертирует с 1965. С 1970 солист Моск. филармонии. Гастролирует во мн. странах. С 1975 преподаёт в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных.

И. М. Ямпольский.

Спинет

Спинет (итал. spinetta, франц. spinette, испан. espineta, нем. Spinett, от лат. spina - шип, колючка) - небольшой клавишно-щипковый струн. настольный муз. инструмент, без ножек. Разновидность чембало (клавесина). Имеет 3-6-угольную трапециевидную или овальную форму (в отличие от прямоугольного вёрджинела). Каждой его клавише соответствовала 1 струна; все струны расположены под углом справа от клавиатуры. У С. 1 мануал, диапазон - 2-4 октавы. В происхождении назв. С. (от "шип") отразилась особенность техники звукоизвлечения - оно производится посредством дёргания ("щипка") струны острым концом ствола птичьего пера. Наиболее ранний из сохранившихся образцов был изготовлен А. Пасси в Модене (Италия), второй С., также итал. работы (1493), хранится в Кёльне; 2 инструмента (1565 и 1593) находятся в Гос. центр. музее муз. культуры им. М. И. Глинки в Москве.

С. предназначался для сольного и камерного домашнего музицирования. Миниатюрные С., настроенные октавой выше нотной записи (итал. spinetti no или ottavina), нередко делались в виде шкатулок для рукоделия, книжек и пр., украшались позолотой, резьбой, инкрустацией. В рус. придворном быту в кон. 17 в. существовали такие С., называвшиеся "охтавками".

Литература: Дворцовые разряды, т. 3 (1645-76), СПБ, 1852; Зимин П., История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979; Adlung J., Musica mechanica organoedi, В., 1768, Kassel - Basel, 1961; Zeraschi H., Die Musikinstrumente unserer Zeit, Lpz., 1978.

Л. И. Ройзман.

Спиричуэл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Списак М.

Списак М. (Spisak) Михал (14 IX 1914, Домброва-Гурнича - 28 I 1965, Париж) - польск. композитор. Брал уроки композиции у К. Сикорского в Варшаве. В 1937 окончил консерваторию в Катовице (скрипка, композиция), в том же году совершенствовался по композиции у Н. Буланже в Париже, где работал до конца жизни, не теряя связи с родиной. С. - вице-президент "Об-ва молодых польских музыкантов в Париже". С 1947 был членом Союза польск. композиторов. Произв. С. близки неоклассич. направлению, в них заметно влияние композиторов "Шестёрки" и музыки И. Ф. Стравинского. Для них характерны выразительность мелодии, динамичность, ясность формы, блестящая оркестровка. Его произв. популярны в Польше и в др. странах Европы.

Сочинения: для орк. - 3 конц. симфонии (1947-61), серенада (1938; 1-я пр. на Междунар. конкурсе композиторов им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе, 1953); Concerto giosoco (1957; 1-я пр. на том же конкурсе, 1957) и др.; пьесы для струн. орк.; концерты с орк.: для фп. (1947), фагота (1944), гобоя (1962); камерно-инстр. ансамбли; Олимпийский гимн для хора и орк. (1955); пьесы для скр. с фп., в т.ч. Improvisazione (1-я пр. на конкурсе композиторов им. Г. Венявского в Познани, 1962); пьесы для фп.

Литература: "RMz", 1965, No 14 (номер посв. памяти С).

Спонтини Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Способин И. В.

Игорь Владимирович (20 IV (3 V) 1900, Москва - 31 VIII 1954, там же) - сов. музыковед-педагог. Кандидат искусствоведения (1935). В 1920-21 учился в Кубанской консерватории (Краснодар) на композиторском отделении (классы К. Н. Шведова и С. С. Богатырёва), в 1922 - в Саратовской консерватории у Л. М. Рудольфа. В 1927 окончил Моск. консерваторию как музыковед-теоретик (класс Г. Э. Конюса; изучал гармонию, полифонию и композицию под рук. Р. М. Глиэра, фугу и инструментовку - С. Н. Василенко). С 1924 преподавал муз.-теоретич. предметы там же (с 1939 профессор, в 1943-48 зав. кафедрой теории музыки) и в музыкальном училище при Московской консерватории.

Муз.-теоретич. работы С. тесно связаны с его педагогич. интересами (гармония, муз. форма). Среди многочисл. учеников С. - А. П. Агажанов, П. И. Апостолов, И. А. Барсова, В. О. Берков, Н. В. Запорожец, Т. Ф. Мюллер. Автор муз. произв. (романсы, музыка к фильмам, фп. пьесы, марши).

Сочинения: Практический курс гармонии, ч. 1-2, М., 1934-35 (соавтор); Сборник сольфеджио разных авторов для двух и трёх голосов, ч. 1-2, М., 1936, ч. 1, 1964, ч. 2, 1960; Учебник гармонии, ч. 1-2, М., 1937-38 (соавтор); Музыкальная форма, М., 1947, 61972; Элементарная теория музыки, М., 1951, в 1973; Лекции по курсу гармонии, М., 1969.

Литература: Шостакович Д., Выдающийся педагог. (К юбилею И. Способина), "Сов. искусство", 1950, 24 марта; И. В. Способин Музыкант. Педагог. Ученый. Сб. статей и материалов, M., 1967.

Т. Н. Соловьева.

Спрингданс

Спрингданс - спрингар, спринглейк (от норв. springe - прыгать), - распространённый норв. крестьянский танец, получивший название в связи с особенностью его исполнения - вприпрыжку. Близок швед. нар. танцу полска. Характерные признаки С. - трёхдольный муз. размер, оживлённый и постепенно ускоряющийся темп; ритмика танца отличается капризностью, резким смещением акцента с сильной на вторую или третью доли такта; типично также сочетание триольного и пунктирного ритмич. рисунков. Прихотливой ритмич. организации соответствуют затейливая мелизматика, изобретательные мелодич. фигурации, которые свойственны импровизационной манере норвежских скрипачей, обычно являющихся исполнителями С.:

Спрингданс

Спрингданс из изд.: Sandviк О. M., Folkemusikk i Cudbrandsdalen, Oslo, 1948, s. 148.

Мелодико-ритмич. особенности танца претворены в спрингдансах Э. Грига (напр., С. для фп. из ор. 38, 47):

Спрингданс

Э. Григ. Спрингданс ("Лирические пьесы" для фп., ор. 47).

Литература: Асафьев Б. В., Григ, М., 1948, Избр. труды, т. 4, М., 1955, с. 295; Левашева О. Е., Эдвард Григ, М., 1962, 1975, с. 32-33; Sandvik О. М., Folkemusikk i Gudbrandsdalen, Oslo, 1948.

Спутник

Спутник - ответ, комес, - см. Фуга.

Средневековые лады

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сринг

Сринг (арм., курдск.), ксюл (лезгинск.), шяхахьи (даргинск.), - духовой муз. инструмент. Род открытой продольной флейты с цилиндрич. стволом (дл. 380-650 мм), с 7-8 игровыми отверстиями: одно на тыльной стороне, 6 размещаются либо равномерно (с равными промежутками между ними), либо двумя группами по 3 в каждой (внутри группы расстояния между отверстиями равные, между группами - промежуток несколько больше). Изготовляется из тростника, дерева или металла. Звукоряд диатонический, диапазон - нона (a1- h2), используется октавное передувание. Тембр нежный, "матовый", "металлический". С. - гл. обр. инструмент пастухов, применяется также в быту для сопровождения танцев (в ансамбле с долом и дафом); на нём исполняются лирич. наигрыши. Арм. композиторами используется в программной музыке. Двойной С. назывался швик, имел 3 игровых отверстия; известен по иконографич. памятникам 16-17 вв.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 117; Садоков Р., Тысяча осколков золотого саза, М., 1971.

В. Н. Садыкова.

Стабингер М.

Стабингер М. (Stabingher, Staubinger) Матиас (ок. 1750, город в Германии - 1815, Венеция) - нем. композитор, дирижёр и флейтист. С 1772 жил во Франции (Лион, Париж), получил известность как флейтист-виртуоз и композитор (автор сочинений для флейты). С 1777 и после 1800 работал в Италии. В Милане, Флоренции, Болонье, Генуе поставлены его 2 оперы и 2 балета; писал также камерно-инстр. музыку. Опера С. "Хитрость Беттины", написанная для оперного т-ра Флоренции, исполнялась также в Дрездене и Генуе. В 1782 служил клавесинистом в варшавском оперном "Театре Бельки". В кон. 1782-83 и в 1785 - ок. 1800 работал в Москве, дирижировал в Петровском т-ре, организовывал концерты. Для рус. сцены создал 2 оперы (на либр. Д. П. Горчакова) и интермедии. Оставил автобиограф ич. заметки о пребывании в Польше ("Biografia critica. Notizie sigl'Italiani in Polonia", рукопись).

Сочинения: оперы - Покинутая Калипсо (Calipso abbandonata, 1777, Милан, "Ла Скала"), Хитрость Беттины (L'Astuzzie di Bettina, 1784, Флоренция), Смерть Арриго VI (La morte d'Arrigo VI..., 1784, Болонья), Счастливая Тоня (1786, Москва; 1801, Петербург), Баба-Яга (1801, Петербург); балеты - Приключение Иркана (Le avventure d'Ircana, 1779, Милан), Поражение Амазонки (La sconfitta dйlie Amazzoni, 1779, Милан), Триумф Александра (Il Trionfo d'Alessandro, 1779, Венеция) и др. (многие не пост.); оратории - Освобождённая Вефулия (Betulia liberata, 1783, Москва), Пигмалион (1787, там же); кантаты, в т.ч. Похищение Европы (La rйconciliation de l'Europe, 1801); камерно-инстр. ансамбли (годы изд.) - 6 дуэтов для флейт (Париж, 1776), 6 сонат для 2 флейт с basso continuo (там же, 1776), 6 сонат для фп. и скр. (1786, Москва), неск. струн. трио, квартет для флейты и струнного трио; 6 конц. квартетов для флейты, 2 скр. и влч. (1792), конц. секстет для флейты, 2 скр., влч. и 2 валторн (1792) и др.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929; Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII в. в её связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы, т. 2, М., 1953, с. 156-57, 165-66, 296-97, 338-40; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, Gen., 1951.

Л. Б. Римский.

Ставка

Ставка - аппликатурный приём при игре на виолончели (и контрабасе), заключающийся в использовании большого пальца на грифе инструмента. Применяется с 18 в. Приём расширил объём позиций виолончелиста с терции до кварты при узком расположении пальцев, и до большой сексты - при широком, дал возможность исполнять на 2 струнах октавы и децимы, искусственные (квартовые) флажолеты. Применение С. позволяет избежать излишних смен позиций и нежелательных portamento. Приём С. разработан Л. Боккерини и Ж. Л. Дюпором. Разновидность приёма, разработанная К. Ю. Давыдовым, получила назв. "шарнир Давыдова". С. обозначается знаком

Ставка.

Л. С. Гинзбург.

Ставонин Г. Т.

Геннадий Трофимович (р. 15 I 1935, Баку) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1982). Чл. КПСС с 1974. В 1960 окончил Ленингр. консерваторию у В. В. Волошинова. В 1960-61 зав. муз. частью Магнитогорского драм. т-ра, в 1961-69 концертмейстер Муз. т-ра, в 1970-75 зав. муз. частью Т-ра юного зрителя в Воронеже. В 1966-69 и с 1982 ответств. секретарь Воронежской орг-ции CK РСФСР. Гос. пр. РСФСР им. К. С. Станиславского (1974).

Сочинения: опера Олеко Дундич (1972, Воронеж); балет-симфония Сказ земли русской (1982, там же); оперетты - Заветное колечко (1965, детская), Звезда любви (1980); для орк. - 4 симфонии (1960-74; 3-я ораториальная Ильич; 4-я - Русь), Торжественная увертюра (1964), поэма Земля моя (1975); Фантазия на тему песни "Журавлёнок" Колмановского (для фп. с орк., 1976); струн. квартет (1962), Элегия и Скерцино для фп. квинтета (1970); фп. пьесы; вок. циклы; песни (в т.ч. для детей); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Стайн Д.

Стайн Д. (Styne; наст. фам. - Штейн, Stein) Джул (р. 31 XII 1905, Лондон) - амер. композитор. Учился игре на фп. у родителей в Лондоне. С 1912 живёт в США, с 1913 обучался в Чикагском муз. колледже. С 9-летнего возраста выступал как пианист-солист с Чикагским и др. амер. симф. оркестрами. Брал уроки фп. игры у X. Бауэра в Чикаго. Совершенствовался во Франции, Италии и др. странах Европы. По возвращении занимался на муз. ф-те Сев.-Зап. ун-та в Эванстоне (шт. Иллинойс). В сер. 20-х гг. заинтересовался джазом; играл на фп. в джазовом оркестре под рук. Б. Поллака в разл. городах США. В 1927 организовал собств. танц. оркестр, с к-рым гастролировал по стране. Как композитор дебютировал в 1928 песней "Воскресенье" ("Sunday"), к-рая сразу стала популярной. С 1931 жил в Нью-Йорке, занимался вок. и сценич. подготовкой молодых эстр. певиц. С 1942 работал в Голливуде, писал музыку для кино. Получили известность песни С. из кинофильмов с его музыкой (созданы в сотрудничестве с авторами текстов С. Каном, Ф. Лёссером и др.), среди них "Три монетки в фонтане" ("Three coins in the fountain", 1954), "Я когда-то слышал эту песню" ("I've heard this song before"), "Время от времени" ("Time after time") и др. С 1944 пишет мьюзиклы; наиболее популярны созданные совм. с драматургами Б. Камден, А. Грином, С. Сондхеймом и др., а также с хореографом Дж. Робинсом. Среди песен из разл. мьюзиклов, вошедших в репертуар известных исполнителей разных стран, - "Я встретил тебя вовремя" ("Just in time"), "Окончен праздник" ("The party's over"), "Люди" ("People") и многие др.; в бродвейских и др. т-рах поставлены мьюзиклы "Сапожки на пуговках" ("High button shoes", 1947), "Звонят звонки" ("Bells are ringing", 1956; шёл с наибольшим успехом - 924 спектакля подряд), "Цыганка" (1959), "До-ре-ми" (1960), "Метро для ночлега" ("Subways are for sleeping", 1961), а также "Смешная девчонка" ("Funny girl", 1964), к-рый был экранизирован; среди др. экранизированных мьюзиклов - "Мужчины предпочитают блондинок" ("Gentlemen prefer blondes"); эти 2 фильма демонстрировались в СССР в 1960-70-х гг. С. писал также музыку к танцевальным, драматическим и телеспектаклям. Композитор тяготеет к распевным мелодиям широкого дыхания, в то же время в развёрнутых эпизодах нек-рых мьюзиклов ощущается большая драм. напряжённость. С. подчёркивает, что на его творчество оказала влияние рус. классич. музыка, особенно соч. П. И. Чайковского, А. К. Глазунова и С. В. Рахманинова.

Литература: Schmidt-Joos S., Das Musical, Mьnch., 1965.

Дж. К. Михайлов.

Стайнов П. Г.

Петко Груев (1 XII 1896, Казанлык - 25 VI 1977, София) - болг. композитор и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. НРБ (1952). Чл. Болг. академии наук (1941). Герой Социалистич. Труда (1966). В детстве потерял зрение; учился игре на флейте, скрипке и фп. в школе для слепых в Софии. В 1923 окончил Дрезденскую консерваторию по классам А. Вольфа (композиция) и Э. Мюнха (фп.). В 1925 дебютировал как композитор (орк. сюита "Фракийские танцы"; известна во 2-й ред., 1926). Работал в Софии как орк. и хор. дирижёр. В 1926 создал Союз нар. хоров, был его председателем (1931-44), написал ряд произв. для хора a cappella и смешанного хора. Ввёл в болг. музыку жанр хор. бытовой и героико-романтич. баллады ("Тайна Струмы" - "Тайната на Струма"; "Урвич"; "Всадники" - "Конници"; "Буйна Вита" и др. на слова болг. поэтов). В 1933 С. организовал об-во "Совр. музыка", из к-рого позднее сформировался Союз болг. композиторов. С 1941 преподавал игру на фп. в Ин-те для слепых. В 1941-44 директор Софийской нар. оперы. В 1946-48 1-й советник по муз. вопросам Комитета по науке, иск-ву и культуре НРБ (позднее Министерство культуры). С 1948 директор Ин-та музыки Болг. АН, чл. президиума и правления Союза болг. композиторов.

Для творчества С. характерны связь с болг. поэзией и нар. песенностью, ясность, доступность муз. языка; многим произв. присущи типичные слав. интонации. Симф. произв. отличаются насыщенностью звучания оркестра, монументальностью, эпич. широтой и размахом в духе А. П. Бородина и А. К. Глазунова (прославление родины в героико-романтич. увертюре "Балкан", посв. подвигам гайдуков, в поэме "Фракия" - наиболее значит. произв. С.), лирич. пафосом (воспевание природы в программной поэме "Легенда"), фантастич. сказочностью образов ("Сказка"); произв., связанным с современностью, свойственны патетика, оптимизм (обе симфонии и "Молодёжная увертюра"). Димитровская пр. (1950).

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1945, 1949), поэмы Легенда (по Й. Йовкову, 1927), Фракия (Тракия, по стихотворению Н. Фунаджиева, 1937), сюиты Фракийские танцы (Тракийски танци, 1926), Сказка (Приказка, 1930), увертюры Балкан (1936), Молодёжная (Младежка увертюра, 1953), Симф. скерцо (1938); для хора - баллады Кум Герман (cл. Д. Пантелеева, 1953), Товарищ Антон (Другорят Антон, сл. И. Радоева, 1954), поэма Моя родина (Моята родина, сл. И. Бонева, 1962) и др.; песни на слова болг. поэтов (в т.ч. цикл на сл. К. Христова, 1929).

Литература: Богданов A., Петко Стайнов, София, 1952; Кръстев В., Петко Стайнов, София, 1957; его же, Петко Стайнов. Живот и творчество, София, 1964.

И. Везнев.

Стамиц А.

Стамиц А. (Stamic, Staimiz, Stainiz, Stamitz, Steinmetz) Антонин ( крещен 27 XI 1750, Немецки-Брод, ныне Гавличкув-Брод, Чехия - после 27 X 1796, вероятно, Париж) - чеш. скрипач и композитор. Младший сын Яна Вацлава Антонина С., брат Карела С. Учился у отца, брата и К. Каннабиха. В 1764-70 2-й скрипач в Мангеймской капелле. В 1770 сопровождал брата в Страсбург и Париж, в 1772 впервые выступил как солист в "Духовных концертах" в Париже, в том; же году концертировал в венском Об-ве музыкантов, в 1774 снова выступал в Вене. Приобрел известность как виртуоз-скрипач, альтист, а также исполнитель на виоль д'амур (в 1774 играл на этом инструменте в концерте в Вене). С 70-х гг. жил в Париже, где преподавал игру на скрипке. Среди учеников - Р. Крейцер (1778-80-е гг.). В 1782-89 служил в корол. капелле в Версале. С. продолжал традиции мангеймской школы. Автор многочисл. произв., гл. обр. инструментальных.

Сочинения: 15 симфоний, 6 конц. симфоний, 6 двойных концертов (преим. для 2 скр.) с орк., концерты для разл. инструментов с орк., в т.ч. 15 для скр., неск. для альта, 5 для фп., l для флейты, l для гобоя и др., 90 инстр. дуэтов для разл. инструментов (гл. обр. для 2 скр.), 18 струн. трио, 54 струн. Квартета.

Литература: Dlabаc В. J., Allgemeines historisches Kunstler-Lexikon fьr Bцhmen und zum Theil auch fur Mдhren und Schlesien, Prag, 1815; Pincherle M., Feuillets d'histoire du violon, R., 1927; Gradenwitz P., The Stamitz family, "Notes", 1949-50, v. 7, No 1; Lebermann W., Biographische Notizen ьber J. A Fils, J. A. Stamitz, С. J. und J. В. Toeschi, "Mf", 1966, Jahrg. 19, No 1; см также лит к ст. Стамиц Я. В. А.

А. Я. Ортенберг.

Стамиц К.

Стамиц К. (Stamitz) Карел Филип (7 V 1745, Мангейм - 9 XI 1801, Йена) - чеш. скрипач, исполнитель-виртуоз на виоль д'амур, дирижер и композитор. Сын и ученик Яна Вацлава Антонина С., занимался также у К. Каннабиха, И. Хольцбауэра в Мангейме, у Ф. К. Рихтера в Страсбурге. В 1762-70 служил в придв. Мангеймской капелле, в 1770-94 концертировал как скрипач и исполнитель на виоль д'амур в Париже и Лондоне, Праге, Нюрнберге, где жил нек-рое время (с 1787). В 1770 придв. скрипач у герцога Л. де Ноай в Париже. Выступал и как дирижер в Касселе (1789- 1790). В 1790 жил в Петербурге, концертировал, путешествовал по России. В кон. 1794 или нач. 1795 работал в Иене, руководил т.н. акад. концертами. Как композитор принадлежал к мангеймской школе. Муз.-сценич. соч. С не сохранились, утеряны также многие его инстр. произв. Изданы три 8-гол. и шесть 10-гол. симфоний, в т.ч. "Охота" ("La Chasse").

Сочинения: опера Победа Дардана... (Dardanens Sieg..., 1800); зингшпиль Влюбленный опекун (Der verliebte Vormund, 1787, Франкфурт); 3 кантаты (1787, 1794, 1801); для сопрано с орк. - 2 ариетты и 2 сцены; ок. 50 симфоний, ок. 25конц. симфоний, свыше 50 концертов с орк., 87 дуэтов, в т.ч. 14 для скр., 12 для 2 флейт, 59 струнных и др.; камерно-инстр. ансамбли - 43 трио, в т.ч. 15 с флейтой, 21 струн. трио, 6 с кларнетом, трио-соната для 2 фп. и скр., 40 квартетов для разл. составов струнных и для духовых, квинтеты, 4 дух. секстета, секстет для виоль да гамба, 2 арф, скр., альта и влч., 6 менуэтов для 2 флейт, 2 арф, 2 скр. и баса, пьесы для 10 и для 12 духовых инструментов, в т.ч. марши, соната для фп. в 4 руки.

Литература: Kaiser F. С., Carl Stamitz (1745-1801), biographischer Beitrag, das symphonische Werk Thematischer Katalog der Orchester-Werke, Marburg, 1962 (Diss.).

Л. Б. Римский.

Стамиц Я. В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Станислав Й.

Станислав Й. (Stanislav) Йозеф (22 I 1897, Гамбург - 5 VIII 1971, Прага) - чеш. композитор, музыковед-фольклорист, пианист, педагог и обществ. деятель. Учился композиции в Пражской консерватории у Й. Фёрстера, В. Новака и З. Неедлы. Концертировал как пианист. В 1933 организовал муз. секцию Союза чехосл. рабочих - любителей т-ра, был её руководителем. С 1948 профессор Пражской консерватории, с 1953 директор Ин-та этнографии и фольклора Чехосл. АН, с 1963 пред. композиторской секции Союза композиторов ЧССР. Музыке С. свойственны яркость и нац. определённость мелодики, демократичность, простота муз. языка. Важное место занимают массовые жанры - песня, песня-кантата, гимн. Для С., одного из создателей чеш. пролетарской песни, характерен интерес к сов. тематике. Один из крупнейших чеш. фольклористов, С. - автор исследований о слав. нар. музыке, а также о музыке народов Азии и Африки. Гос. пр. ЧССР 2-й степени (1951).

Сочинения: муз. пантомимы - Парижская коммуна (1932), Голос над тайгой (Hlasy nad tajgou, 1933), Турксиб (1933), Строптивая жена (Tvrdohlavб zena, 1948), Железный поток (по Серафимовичу); кантаты - Гренада (на сл. М. А. Светлова, 1936), Лидице (1947) и др.; для орк. - Красноармейская симфония (Rudoarmejskб simfonie, 1942); камерно-инстр. aнсамбли - соната для скр. и фп. (1933), струн. квартет (1933); для фп. - 3 сонаты (1921, 1929, 1944) и др. пьесы; хоры, в т.ч. циклы песен, массовые революц. песни, в т.ч.: С президентом Готвальдом (S presidentem Gottwaldem, 1951); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литературные сочинения: О lidovй hudbe, pisni, tanci a lidovй tvorivosti, dil. 1, Praha, 1958; К pocбtkum hudebnнho myslenн, в сб.: Zivб hudba, t. 1, Praha, 1959; Ludvнk Kuba - zakladatel slovenskй hudebnн folkloristiky, Praha, 1963; Ukolйbavky v. Kongu, в сб.: "Zivб hudba", t. 10, 1968 (рус. пер.: Колыбельные песни племен Конго, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973).

Литература: Sуchra A., Klasik lidovй tvorivosti, в его кн.: О hudbu zнtrka, Praha, 1952, s. 253-60; Ceremuga J., Nekolнk poznбmek na okrai pнsnovй a sborovй tvorby J. Stanislava, "HR", 1955, (Roc.) VIII, No 11; Jirбnek J., J. Stanislav sedesбtiletэ, "HR", 1957, (Roc.) X, No 1.

A. Г. Юсфин.

Станиславова А. Е.

Александра Ефимовна (р. 3 (16) XI 1900, Петропавловск, ныне Северо-Казахстанской обл.) - сов. певица (драм. сопрано). Нар. арт. УССР (1948). Чл. КПСС с 1948. С 1920 солистка хора, с 1926 - Оперного т-ра Китайско-Вост. железной дороги в Харбине, затем - Всесоюзного радио (Москва), с 1930 - Саратовского, в 1938-58 - Укр. т-ров оперы и балета. Среди партий - Лиза, Татьяна, Тамара, Ярославна; Леонора ("Трубадур"), Аида, Тоска; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Наталка; Варвара ("Богдан Хмельницкий" Данькевича). Выступала в концертах.

Станиславова Г. Е.

Галина Евгеньевна (р. 10 VI 1920, Харбин) - рус. сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1957). В 1945 окончила химич. ф-т Киевского ун-та, в 1948 - Киевскую консерваторию у Ю. С. Кипаренко-Даманского. С того же года - солистка Саратовского т-ра оперы и балета. Обладает сильным красивым голосом, богатым тембровыми красками, ярким драм. талантом. Партии: Татьяна, Антонида, Наташа, Кума Настасья; Марфа ("Царская невеста"), Чио-Чио-сан, Маргарита, Мими, Дездемона; Памина ("Волшебная флейта"), Нина ("Угрюм-река" Френкеля), Таня ("Таня" Крейтнера), Катарина ("Укрощение строптивой") и др. Выступает как конц. певица. С 1967 преподаёт в Саратовской консерватории (с 1977 доцент кафедры оперной подготовки).

В. И. Зарубин.

Станиславский К. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Станкович Е. Ф.

Евгений Фёдорович (р. 19 IX 1942, г. Свалява Закарпатской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1980). Чл. КПСС с 1975. В 1970 окончил Киевскую консерваторию у Б. Н. Лятошинского. Осн. место в творчестве С. занимают симф. произв., известна его симфония "Я утверждаюсь!" (1976, с хором; сл. П. Тычины; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1977). Пр. Ленинского комсомола УССР (1976).

Сочинения: опера Цвет папоротника (для нар. хора и орк., 1979); балет Ольга (1982); кантата Слово о Ленине (1980); для орк. - 4 симфонии (Sinfonia larga, для 15 струнных, 1973; 1975; 1976; Sinfonia Iirica, для 16 струнных, 1977), Камерная симфония (1973), симфониетта (1971) и др.; концерт для влч. с орк. (1970); камерно-инстр. и фп. соч., хоры, романсы, песни, музыка к кинофильмам.

Литература: Павлишин С., Ясность эстетической позиции, "СМ", 1978, No 3; Дориченко О., I творчостi глибини потаємнi..., "Україна", 1978, No 7.

Станкович К.

Станкович К. (Станковић) Корнелие (18 VIII 1831, Будим, Венгрия - 5 IV 1865, там же) - серб. композитор, пианист, хор. дирижёр и фольклорист. Учился в Вене у С. Зехтера (муз.-теоретич. предметы). Одним из первых в стране стал собирать, записывать и публиковать серб. нар. песни и церк. песнопения, мелодии к-рых использовал в своих фп. и хор., в т.ч. культовых (2 литургии, 1851, 1852), соч. Издал сб-ки "Сербские народные песни" ("Српске народне песме", 6 сб-ков, 1851-63) и "Православное церковное пение сербов" (3 сб-ка, 1862-64). В качестве хор. дирижёра (с исп. собств. культовых соч.) выступал в 1855 и 1861 в Вене (жил там в 1856-61). В 1863-65 возглавлял Белградское певч. об-во, утвердив в его концертах нац. репертуар. Один из основоположников нац. музыки, С. создал ряд пьес для фп. на темы популярных серб. нар. песен и танцев, песни и хоры патриотич. содержания, а также лирические (на слова серб. поэтов); автор музыки к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Demelic F., Kornelije Stankovic, "Letopis Matice srpske", 1865, No 110; Manоjlоvic K., Kornelije Stankovic, "Prosvetni glasnik", 1942, No 6-7; Konjovic P., Kornelije, osnivac srpske muzike, Knjiga o muzici, Novi Sad, 1947; Dурић-Клаjн С., Корнелиjе Станковић, в кн.: Историjски развоj музичке культуре у Србиjи, Београд, 1971.

Станфорд Ч. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Станчинский А. В.

Алексей Владимирович (9(21) III 1888, посёлок Оболсуново Шуйского у. ской губ. - начало октября 1914, близ дер. Логачёво Ельнинского у. Смоленской губ.) - рус. композитор и пианист. Уже в раннем детстве проявилась муз. одарённость С. Посещая в ученич. годы Москву, брал уроки теории музыки у А. Т. Гречанинова, затем у С. И. Танеева и Н. С. Жиляева, игры на фп. - у И. А. Левина и К. Р. Эйгеса. В 1909 поступил в Моск. консерваторию в класс фп. К. Н. Игумнова, продолжал изучать муз.-теоретич. предметы под рук. Танеева и Жиляева, высоко ценивших дарование С. В 1907-10 создал первые произв. для фп. (ноктюрн, этюды, прелюдии, канон и фугу), а также фп. трио и вок. цикл из 10 песен на сл. Р. Бёрнса (для конкурса "Дома песни"). Осн. произв. написаны в 1911-14, в т.ч. 3 сонаты, 12 эскизов, прелюдии в канонич. форме для фп. Выделяется соната F-dur, привлёкшая внимание моск. критики. Композиторское наследие, свидетельствующее о самобытном таланте, оказалось забытым. Преодолев ранние влияния А. Н. Скрябина, испытав воздействие Э. Грига и Н. К. Метнера, С. создал собств. индивидуальный стиль, в к-ром прослеживаются историч. связи с русской муз. классикой - от М. И. Глинки до М. П. Мусоргского. Музыка С. объединяет интеллектуально-философское начало с эмоционально-образной стихией, богатством и разнообразием настроений. Обладая большой фантазией и изобретательностью, он добивался стройности произв., отточенности формы. По складу дарования С. отчасти близок молодому С. С. Прокофьеву. Характерные для музыки С. диатоника, свежесть мелодич. и гармонич. языка сочетаются с разнообразными сложными контрапунктич. построениями (техника, выработанная в школе Танеева). При жизни композитора опубликованы изд-вом П. И. Юргенсона лишь "12 эскизов" для фп. ор. 1. Остались неосуществлёнными мн. творч. замыслы С., в т.ч. задуманные балет и опера на сюжеты народных сказок. В 1926-28 Музгиз издал 3 сонаты, прелюдии, фуги, этюды, Allegro и др. соч. С. В 1960 изданы "Сочинения для фортепиано", в 1966 - струн. трио.

Литература: А. В. Станчинский. Некролог, "РМГ", 1914, No 44, стлб. 785; Кузнецов К. A., Из архива С. И. Танеева, в сб.: С. И. Танеев. Личность, творчество и документы его жизни, М., 1925, с. 81-84; Александров А. Н., А. В. Станчинский (1888-1914), "Современная музыка", 1927, No23; Игорь Глебов (Асафьев Б. В.), Русская музыка от начала XIX столетия, М. -Д., 1930, под назв.; Русская музыка. XIX и начало XX века, Л., 1968, 1979; Скребков С., (Заметка о Станчинском), в кн.: Гарбузов H. A., Теория многоосновности ладов и созвучий, ч. 2, М., 1932, с. 125-29.

И. М. Ямпольский.

Станьо Р.

Станьо Р. (Stagno) Роберто (наст. имя и фам. - Винченцо Андреоли (Андриоли), Andreoli (Andrioli)) (11 X 1840, Палермо - 26 IV 1897, Генуя) - итал. певец (тенор). Пению учился у Дж. Б. Ламперти в Милане. Как оперный певец дебютировал в 1862 в Лисабоне (партия Отелло, т-р "Сан-Карлуш"). Пел в т-рах мн. городов Италии, гастролировал в Буэнос-Айресе (1879, 1890), Нью-Йорке (в 1883-84 в "Метрополитен-опера"; 1-й сезон т-ра), Мадриде (и др. городах Испании; 1895-96), в Париже, а также в Москве (1869-70). Оставил сцену в 1896. С. - представитель романтич. направления в оперном вок. иск-ве (исполнял гл. обр. героич., драм. партии, отличающиеся эмоциональными контрастами). Партии - Роберт, Рауль ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты"), Поллион, Эльвино ("Норма", "Сомнамбула"), Оттавио ("Дон Жуан"), Отелло; Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Фауст, Радамес, Лоэнгрин; Туридду ("Сельская честь" Масканьи).

Литература: Чайковский П. И., Начало концертного сезона, "Русские ведомости", 1873, 10 марта, то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953, Monаldi G., Cantanti celebri (1829-1929), Roma, 1929; Stagno-Bellincioni В., R. Stagno e G. Bellincioni, Firenze, 1943; Subirб I., Historia y anecdotario del Teatro Real, Madrid, 1949; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лayри-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972).

В. В. Тимохин.

Стариков С. М.

Соломон Моисеевич (19(31)VIII 1869, Одесса - 1932, Тамбов) - сов. пианист, дирижёр, педагог, муз. деятель. В 1892 окончил Моск. консерваторию. Занимался по классу фп. у П. Ю. Шлёцера, А. И. Зилотти, по муз.-теоретич. предметам у А. С. Аренского. С 1894 преподаватель и директор муз. классов Тамбовского отделения РМО, где в том же году организовал классы дух. инструментов, хорового и сольного пения, а в 1897 - класс виолончели; с 1900 директор Тамбовского муз. уч-ща. Выступал как пианист, а также как дирижёр в концертах организованного им симф. оркестра. С 1918 активно участвовал в строительстве сов. муз. культуры, в 1919-21 зав. Тамбовским муз. округом. Содействовал организации на территории округа муз. школ, нар. консерваторий.

Литература: Зелов Н., Неутомимый просветитель, "СМ", 1969, No 8, с. 152-53.

Н. С. Зелов.

Старина

Старина - см. Былина.

Старк Э. А.

Старк Э. А. (псевдоним - Э. Зигфрид) Эдуард Александрович (21 VII (2 VIII) 1874, Петербург - 29 VII 1942, Ленинград) - сов. искусствовед и театр. критик. Окончил Петерб. ун-т. В 1901 начал лит.-критич. деятельность. Писал статьи для газ. "Россия", "Санкт-Петербургские ведомости", "Обозрение театров", "Петербургский курьер", "Красная газета", "Советское искусство" и др., для журн. "Театр и искусство", "Ежегодник императорских театров", "Аполлон", "Жизнь искусства".

Сочинения: Федор Игнатьевич Стравинский. 1843-1902, "ЕИТ", 1903-04, СПБ, прилож. к вып. No 14; А. С. Аренский. К сегодняшней постановке в Мариинском театре оперы "Наль и Дамаянти", "Обозрение театров", 1908, No 318; Сценические образы Л. В. Собинова, в кн.: Л. В. Собинов. Жизнь и творчество, М., 1937; Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940; Сценическая история опер П. И. Чайковского в б. Мариинском театре, в сб.: П. И. Чайковский на сцене театра оперы и балета им. С. М. Кирова (б. Мариинский), Л., 1941; Артист музыкального театра, в сб.: H. H. Фигнер. Воспоминания. Письма. Материалы, Л., 1968.

Старкова М. М.

Мария Митрофановна (20 VII (1 VIII) 1888, Одесса - 8 VI 1970, там же) - сов. пианистка и педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1946). Чл. КПСС с 1944. С 1904 училась в Одессе у И. С. Айсберга (фп.), в 1908-12 - в Петерб. консерватории у В. Н. Дроздова (фп.) и Ф. М. Блуменфельда (камерный ансамбль). Конц. и педагогич. деятельность начала в 1912 в Кишинёве. С 1914 преподавала в Одесской консерватории (с 1926 профессор, руководитель методич. отдела фп. ф-та, с 1935 зав. кафедрой спец. фп., в 1944-49 также проректор по науч.-учебной работе). С. участвовала в организации (1933; совм. с П. С. Столярским, А. Л. Коганом, Б. М. Рейнгбальд и др.) муз. школы-десятилетки при Одесской консерватории (ныне им. П. С. Столярского). В 1941-44 преподавала игру на фп. в муз. уч-ще в Куйбышеве. Внесла большой вклад в развитие сов. исполнит. школы. Добивалась рельефности муз. образов, ясности артикуляции, тембрового разнообразия, технич. отточенности исполнения. Наиболее плодотворный период педагогич. деятельности С. - 1920-30-е гг., когда в её классе учились Я. И. Зак, а также Р. А. Брановская, Л. Н. Гинзбург, А. З. Май и др. пианисты, получившие премии и дипломы на разл. всесоюзных и междунар. конкурсах.

Литература: Тиц Б., Победа советских пианистов, "СМ", 1937, No 4; Анiсiмов В., Одеська державна консерваторiя (1913-1938), "Радянська музика", 1938, No 5; Зак Я., Полвека искусству, "СМ", 1963, No 11; Дагiлайська Е., М. Старкова i Б. Рейнгбальд - педагоги-пiанiсти Одеськоп консерваторiп, "Украпнське музикознавство", 1973, No 8.

Э. Р. Дагилайская.

Старокадомский М. Л.

Михаил Леонидович (31 V (13 VI) 1901, Брест-Литовск - 24 IV 1954, Москва) - сов. композитор, органист, педагог. В 1926 окончил Моск. консерваторию по классу органа у А. Ф. Гедике, в 1930 аспирантуру у него же; одновременно занимался по классу композиции у С. Н. Василенко, окончил у Н. Я. Мясковского (1928). В 1928-38 выступал как органист. В 1929-33 редактор, затем пред. консультационно-приёмочной комиссии Радиокомитета. Преподавал муз.-теоретич. предметы и инструментовку в Моск. консерватории (1930-31, 1938-41, 1944-54, с 1939 доцент). Большой популярностью пользовались его песни для детей школьного и дошкольного возраста. Автор статей. Гос. пр. СССР (1952, за песни).

Сочинения: опера Соть (по роману Л. М. Леонова, 1933); оперетта Как её зовут (1934); муз. комедии - Три встречи (1942, Свердловский т-р музкомедии), Весёлый петух (1944, там же), Солнечный цветок (1947, там же); оратория Семён Проскаков (для чтеца, солиста, хора и орк., сл. H. H. Асеева, 1931); для орк. - симфония (1940), концерт (1933), Allegro (1928), сюиты Времена года (1932), Карнавал (1947), Добрый вечер (1950), увертюра К победе (1942); концерты для инструментов с орк. - для органа (со струн. орк., 1935), для скр. (1937); марши для дух. орк. (7); камерно-инстр. ансамбли - 2 струн. квартета (1926, 1928), квартет для гобоя и струн. трио (1931), квартет для кларнета и струн. трио (1931); для фп. - сонатина (1935), Сказочные странички, Весёлые странички, Музыкальные картинки (1948); 5 пьес для кларнета с фп. (1940); 4 пьесы для фагота с фп. (1947); для голоса с фп. - песни-монологи, в т.ч. Клятва (cл. А. А. Суркова), романсы и песни на сл. А. С. Пушкина, А. А. Блока, Ф. И. Тютчева, А. А. Прокофьева, С. П. Щипачёва, А. А. Суркова; песни для детей школьного и дошкольного возрастов на сл. А. Л. Барто, С. М. Богомазова, Т. С. Сикорской, С. Я. Маршака, С. И. Кирсанова, С. В. Михалкова, О. И. Высотской, С. Г. Острового, Л. А. Кассиля и др.; музыка к спектаклям драм. т-ров, кинофильмам и радиопостановкам.

Литература: Л. С., Творческий отчёт композитора М. Л. Старокадомского, "СМ", 1951, No 5; Лойтер E., Композитор и путешественник, "МЖ", 1966, No 12; Rимский Л., Страницы жизни М. Л. Старокадомского, в сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры, вып. 2, М., 1976.

M. P. Леонова.

Старр Р.

Старр Р. (Starr) Ринго (наст. имя и фам. - Ричард Старки, Starkey) (р. 7 VII 1940, Ливерпуль) - англ. музыкант. В 1962-70 чл. вок.-инстр. квартета Битлз (удар. инструменты, пение). С 1970 выступает самостоятельно, а также совм. с Д. Хентшеллом (синтезатор). В 1977 основал фирму граммофонных пластинок "Ринг ОРекордз". Гастролировал за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница