Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФРА"-"ФЬЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 5, "ФРА"-"ФЬЕ")

Франсе Ж. Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франц Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Французская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франческатти З.

Франческатти З. (Francescatti) Зино (наст. имя - Peнe) (р. 9 VIII 1905, Марсель) - франц скрипач. С 3-летнего возраста учился игре на скрипке у своей матери, общее начальное муз. образование получил под рук. отца - концертировавшего скрипача, учившегося у К. Сивори и Н. Паганини С 5 лет P. выступал публично как "вундеркинд", в 10-летнем возрасте исполнил с оркестром концерт Л. Бетховена (на P. произвело огромное впечатление слышанное им в 1912 исполнение этого концерта в Марселе P. Крейслером с его собств. каденцией). Изучая право (по настоянию отца) в местном лицее, P. много выступал в благотворит. концертах, в т.ч. в 1914-18 в госпиталях. Приобрёл известность в 20-е гг. после выпуска грампластинки с записью в его исполнении виртуозных миниатюр Крейслера, к-рый как исполнитель и композитор оставался для него идеалом. С 1927 жил в Париже, где в его артистич. судьбе принял участие Ж. Тибо. После успешного дебюта в концерте Об-ва концертов Парижской консерватории выступал с M. Равелем в Великобритании. С 1930 преподавал в "Эколь нормаль" в Париже, одноврем. был концертмейстером в "Пуле-оркестре". Много выступал в странах Европы как солист с оркестрами под упр. В. Фуртвенглера, В. Менгельберга, Б. Вальтера, а также в течение многих лет как ансамб-лист с пианистом R. Казадезюсом в "сонатных вечерах". Гастролировал в Сев. и Юж. Америке, в т.ч. в Буэнос-Айресе в т-ре "Колон" с оркестром под упр. X. Итурби (1938), в Нью-Йорке с Нью-Йоркским филармонич. оркестром в "Карнеги-холл". Во время 2-й мировой войны 1939-45 жил в США. В кон. 40-х гг. возвратился в Марсель. Игру Ф. отличают исключит. виртуозность, красочность звучания, глубина интерпретаций. В его огромном репертуаре преобладают произв. Паганини (Ф. считают наследником его традиций), франц. композиторов С. Франка, Э. Лало, К. Сен-Санса, Г. Форе и импрессионистов, а также П. И. Чайковского и С. С. Прокофьева (Ф. - один из лучших заруб. исполнителей их скрипич. концертов).

Литература: Раабен Л., Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов, Л., 1969, с. 207-14; Berthoumieux S., Portrait de Zino Francescatti, "Le Guide du concert et du disque", 1958, No 14; Herrmann M., Portrдts. Zino Francescatti, "Musica", 1959, Jahrg. 13, H. 11; Кammerer R., Zino Francescatti, "Musical America", 1959, v. 79, No 12; Hirsch N., Zino Francescatti, "Musica-disques", 1962, Fev.; Gavoty В., Le cйlиbre violoniste Zino Francescatti, "Le Journal musical franзais", 1963, No 117; Golea A., Francescatti - Casadesus, "Le guide du concert", 1963, du 3 aoыt au 30 aoыt, No 396; Zino Francescatti, "Musical Events", 1967, v. 22, No 6.

В. Ю. Григорьев.

Франшомм О.

Франшомм О. (Franchomme) Огюст Жозеф (10 IV 1808, Лилль - 21 I 1884, Париж) - франц. виолончелист и композитор. С 1825 учился в Парижской консерватории у Ж. А. Левассёра и Л. П. Норблена. Играл в оркестрах "Гранд-Опера" (1827) и "Т-р Итальен" (1828), а также в др. оркестрах Парижа. Выступал как солист и ансамблист, в частности в квартете, возглавляемом Д. Аларом. Был в дружеских отношениях с Ф. Шопеном, совм. с к-рым в 1832 написал Большой концертный дуэт для фп. и виолончели на темы из оперы "Роберт-Дьявол" Мейербера; вместе с Шопеном исполнил посв. ему композитором сонату g-moll для виолончели и фп. Игра Ф. характеризовалась красивым тоном, безупречной фразировкой и техникой. С 1846 преподавал в Парижской консерватории; среди его учеников - Л. А. Жаккар, И. Ф. Рабо, Ж. Дельсар, Ж. Папен, Ж. Саль-мон. Автор концерта и романса для виолончели с оркестром, фантазий на темы из опер А. Гретри, В. А. Моцарта, В. Беллини, вариаций на рус., испан. и др. песни. Соч. Ф. в основном устарели. Сохранили педагогич. значение его 12 каприсов ор. 7 (1830) и 12 этюдов ор. 35 (1855) для виолончели соло. Ф. принадлежит ряд транскрипций для виолончели и фп., в т.ч. скр. сонат Моцарта и Бетховена, фп. прелюдий и ноктюрнов Шопена.

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 4 - Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX веков, М., 1978, с. 92-94; Liйgeois С., Noguй В., Le violoncelle, son histoire, ses virtuoses, P., (1913), p. 135-36; Wasielewski W. J. von, Das Violoncell und seine Geschichte, Lpz., 1889, 1925; Debrun M., Un manuscrit autographe de Fr. Chopin et A. Franchomme а la bibliothиque du Conservatoire, "Revue de musicologie", 1956, t. 38, No 114.

Л. С. Гинзбург.

Фрауэнлоб Г.

Фрауэнлоб Г. (Frauenlob) (наст. имя и фам. - Генрих фон Мейсен, Heinrich von MeiЯen) (1250 - 29 XI 1318, Майнц) - нем. миннезингер. Принадлежал к окружению северогерманских князей, часто бывал в Богемии, при дворе Вацлава II. Многие песни Ф. сохранились в разл. рукописях. Считалось, что Ф. был одним из основателей первой школы мейстерзанга в Майнце (мейстерзингеры присвоили ему степень доктора теологии). По новейшим исследованиям, существует мнение, что Ф. был связан с традицией миннезанга и скорее всего явился продолжателем и завершителем традиции франц. трубадуров (в частности, у Ф. нет мелизмов, характерных для нарождавшегося стиля мейстерзингеров). Издания текстов и мелодий Ф. довольно многочисленны.

Литература: Kretschmann H., Der Stil Frauenlobs, Jena, 1933 (Jenaer germanistische Forschungen, Bd 23); Reich A., Der Vergessene Ton Frauenlobs, "Mf", 1950, Jahrg. 3, H. 1; Enke H., Der Vergessene Ton Frauenlobs, "Mf", 1951, Jahrg. 4, H. 2/3; Вertau К. Н., Genialitдt und Resignation im Werk H. Frauenlobs, "Deutsche Vierteljahrsschrift fьr Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 1966, Jahrg. 40, H. 3: Schaefer J., Walther von der Vogelweide und Frauenlob. Beispiele klassischer und manieristischer Lyrik im Mittelalter, Tьbingen, 1966 (Hermaea, Neue Folge, Bd 18);, Taylor R. J. (ed.), The art of the minnesinger, v. 1-2, Cardiff, 1968.

Ю. В. Крейнина.

Фрей Э.

Фрей Э. (Frey) Эмиль (8 IV 1889, Баден - 20 V 1946, Цюрих) - швейц. пианист и композитор. Учился у Р. Фрёйнда в Цюрихе, у В. Реберга, О. Барблана и Й. Лаубера в Женевской консерватории (фп., 1902-05), у Л. Дьемера (фп.), Г. Форе и Ш. Видора (композиция) в Парижской консерватории. В 1907-12 придв. пианист в Берлине, затем - при дворе рум. короля Кароля I, концертировал в Зап. Европе. В 1910 получил 1-ю пр. как композитор (за фп. трио) и почётный диплом как пианист на Междунар. конкурсе пианистов и композиторов им. А. Г. Рубинштейна в Петербурге. В 1912-17 профессор по классу спец. фп. в Моск. консерватории (среди учеников - М. М. Мирзоева). В эти годы много концертировал в России. С 1918 жил в Цюрихе, с 1922 вёл класс мастерства в консерватории (среди учеников - А. Эшбахер). В 1927-29 гастролировал в Европе и Юж. Америке. Ф. - ведущий швейц. пианист; его исполнение отличалось поэтичностью, тонкой музыкальностью, блестящей виртуозностью. В репертуаре - гл. обр. соч. композиторов-романтиков. Выступал также в ансамбле с братом - пианистом Вальтером Ф. (р. 26 I 1898; автор книги "Швейцарская фортепианная музыка времён классиков и романтиков" - "Schweizerische Klaviermusik aus der Zeit der Klassik und Romantik", 1937; ранее её приписывали Ф.). Написал инструктивную работу "Постижение искусства фортепьянной игры" ("BewuЯt gewordenes Klavierspiel", 1933). Творчество P. (более 100 соч.) охватывает мн. жанры - симф. соч., фп. концерты, камерно-инстр., хор. культовые произв.; сонаты, сюиты, фантазии, пьесы для фп., соч. для органа, песни. Его музыка носит черты позднего романтизма, в то же время в ряде соч. он применял контрапунктич. технику письма.

Литература: Laquai R., E. Frey, "Schweizerische Musikzeitung", 1946, Jahrg. 86, No 7.

И. В. Розанов.

Фрейдков Б. М.

Борис Матвеевич (12(25) XI 1904, Петербург -19 II 1966, Ленинград) - сов. певец (бас). Засл. арт. РСФСР (1939). В 1927 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у С. И. Габеля. В том же году дебютировал на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета, где работал до 1952. Ф. обладал голосом густого, яркого тембра, прекрасными актёрскими данными и благородной сценич. внешностью. Одна из лучших партий - Джонни В опере "Джонни наигрывает" Кшенека. Среди др. партий: Борис Годунов, Кончак; Мамыров ("Чародейка", Гос. пр. СССР, 1942), Альберих ("Золото Рейна" Вагнера), Сен-Бри ("Гугеноты"), Вурм ("Луиза Миллер" Верди), Емельян Пугачёв ("Емельян Пугачёв" Коваля), Сторожев ("В бурю" Хренникова). Вёл конц. деятельность.

Фрейташ Бранку

Фрейташ Бранку (Freitas Branco) Луиш Мариу да Кошта ди (12 X 1890, Лисабон - 27 XI1 955, там же) - португ. композитор, музыковед и муз. критик, муз.-обществ. деятель. Брал уроки у А. Машаду (гармония), изучал композицию под рук. Д. Пак в Лисабоне, Э. Хумпердинка (1910) в Берлине и Г. М. Гровлеца (1915) в Париже. С 1916 жил в Лисабоне, до 1939 преподавал в консерватории (с 1930 профессор); участвовал в реформе муз. образования в Португалии (1919). Был директором оперного т-ра "Сан Карлуш" (1926-38), гл. редактором основанных им журнала "Arte Musical" (1929-1948) и газеты "Gazeta musical" (1950-53), чл. Высшего совета по делам нар. просвещения (до 1947), директором Академии любителей музыки. Автор статей, опубликованных в разл. журналах, а также книг о музыке. Как композитор продолжал традиции Ж. Вианы да Мота, широко использовал элементы португ. нар., а также церк. музыки. Ранние соч. Ф. Б. написаны под влиянием франц. импрессионистов ("4 стихотворения Бодлера" - "4 poemas de Baudelaire", для голоса с фп., 1909; "Листки из альбома"- "Fфlhas de album", для фп., 1910; "Песня моря" - "Canto do mar", для голоса с оркестром, 1918; 10 прелюдий для фп., 1918). С сер. 20-х гг. в его творчестве проявляются черты неоклассицизма (1-я симфония, 1924, и др.).

Сочинения: драм. симфония Манфред (по Дж. Байрону, для солистов, хора, органа и орк., 1905); для орк. - 5 симфоний (1924, 1926, 1943, 1949, 1950), симф. поэмы - Антеро де Квенталь (1908), Искусственный рай (Paraнsos artificiais, 1910), Батек (по одноим. повести У. Бекфорда, 1913), Вириат (1916), 2 Сюиты Алентежу (Suites Alentejanas, 1919, 1927), увертюра "1640" (1939); для инструмента с орк. - концерт для скр. (1916), баллада для фп. (1917), лирич. сцена (Scena lirica) для влч. (1919); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1917, 1928), соната для влч. с фп. (1913), струн. квартет (1911); пьесы для фп., в т.ч. сонатина (1930); для хора a сарре11а - кантата Ноэми (1939), 10 мадригалов (на сонеты Л. Камоэнса), 6 мотетов; песни с орк. и с фп. (циклы, 1944), обр. нар. песен для голоса с орк., для голоса с фп. и для хора.

Литературные сочинения: Elementos de ciкncias musicais, Lisboa, 1922; A musica em Portugal, Lisboa, 1929; Acъstica, Lisboa, 1930; Histуria da mъsica, Lisboa, 1930; Tratado de harmonia, Lisboa, 1930; Histуria popular de mъsica, Lisboa, 1943; Vida de Beethoven, Lisboa, 1943; A personalidade de Beethoven, Lisboa, 1947; D. Joгo IV, mъsico, Lisboa, 1956.

Литература: Вraga Santos J., Luis de Freitas Branco, "Arte Musical", 1960, v. 29, No 10.

П. А. Пичугин.

Френи М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Френкель Д. Г.

Даниил Григорьевич (р. 2(15) IX 1906, Киев) - сов. композитор. В 1925-28 занимался в Одесской консерватории по классу фп. у Я. И. Ткача, в 1928-29 - во 2-м Ленингр. муз. техникуме по классу фп. у С. В. Алперса. Брал уроки по муз.-теоретич. предметам и композиции у А. П. Гладковского (1932-35), по инструментовке у М. О. Штейнберга (1936-38). В 1941-44 зав. муз. частью и дирижёр Оренбургского обл. драм. т-ра, в 1945-47 - Ленингр. драм. т-ра им. В. Ф. Комиссаржевской, в 1945-53 руководитель одного из ансамблей муз. самодеятельности Военно-Морского Флота. Музыке Ф. свойственны яркая мелодич. выразительность, драматизм.

Сочинения: оперы - Закон и фараон (1933), В ущелье (1934; обе - по О. Генри), Рассвет (1938, Оперная студия Ленингр. консерватории), Диана и Теодоро (по пьесе Лопе де Вега "Собака на сене", 1944), Угрюм-река (по одноим. роману В. Я. Шишкова, 1951, Ленингр. Малый т-р оперы и балета; 2-я ред. 1953, там же), Бесприданница (по одноим. пьесе А. Н. Островского, 1959, там же), Джордано Бруно (1966), Смерть Ивана Грозного (по одноим. драме А. К. Толстого, 1970), Сын Рыбакова (по пьесе В. М. Гусева, 1977, Нар. т-р оперы и балета дома культуры им. Кирова, Ленинград); балеты - Катрин Лефевр (1960), Одиссей (1967); оперетты - Голубая стрекоза (1948), Опасный рейс (1954); кантаты - Священная война (1942), Россия (сл. А. А. Прокофьева, 1952), В полночь у Мавзолея, Последнее утро (обе 1965); для орк. - 3 симфонии (1972, 1974, 1975), симфониетта (1934), сюита (1937), балетная сюита (1948), 5 симф. этюдов (1955); для фп. с орк. - концерт (1954), фантазия (1971); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1974); 2 струн. квартета (1947, 1949), фп. квинтет (1947), вариации для голоса, влч. и камерного орк. (1965); для фп. - Юношеский альбом (1937), 3 сонаты (1941, 1942-53, 1943-51), вариации на цыганские темы (1954), Каприччио (1975); для голоса с фп. - романсы на стихи А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, А. А. Блока, песни, в т.ч. вок. цикл Земля (сл. Л. С. Первомайского, 1946); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Л. Г. Данько.

Френкель Я. А.

Ян Абрамович (р. 21 XI 1920, Киев) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1978). В 1938-41 занимался в Киевской консерватории по классу скрипки у Я. С. Магазинера, в 1942-43 учился в Чкаловском артиллерийском уч-ще, в 1944-45 выступал в составе фронтового т-ра. С 1946 живёт в Москве. Работал скрипачом в разл. оркестрах, включая эстрадные. Композиторскую деятельность начал с создания симф. и камерно-инстр. произв. Однако ведущим жанром его творчества стала песня. Первая песня Ф., получившая широкую известность, - "Годы" (сл. М. С. Лисянского, 1960). Во мн. песнях композитора нашла отражение фронтовая тематика, напр. "Журавли" (сл. Р. Г. Гамзатова, 1969), "Баллада о гитаре и трубе" (сл. Ю. Д. Левитанского, 1970). В лучших произв. Ф. эмоциональная взволнованность и глубина лирич. высказывания сочетаются с высокой гражданственностью. Мелодика его песен близка к интонац. строю рус. гор. фольклора; нередко она дополняется сопровождением с развитой гармонией, с утончённой орк. фактурой, как, напр., в песне "Русское поле" (сл. И. А. Гофф, 1967). На ритмоинтонациях т.н. вальсовой песни гор. окраины основаны песни "Текстильный городок" (1961), "Как тебе служится" (1962, обе - на сл. М. И. Танича). Среди наиболее популярных песен -"Калина красная" (слова народные, 1963), "Я спешу, извините меня" (сл. К. Я. Ваншенкина, 1964), "Сколько видано" (сл. И. Д. Шаферана, 1965), "Вальс расставания" (сл. Ваншенкина, 1965), "Август" (сл. Гофф, 1966), "Для тебя" (сл. Шаферана, 1976), "Обучаю игре на гитаре" (1978), "Мои болгарские друзья" (1979, обе - на сл. Ваншенкина). Автор музыки к 60 кинофильмам, среди к-рых "Женщины" (1966), "Новые приключения неуловимых" (1968), "Чудак из пятого "Б" (1970), "Когда наступает сентябрь" (1976), "Вас ожидает гражданка Никанорова" (1979).

В. И. Зак.

Фрескобальди Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фреццолини Э.

Фреццолини Э. (Frezzolini) Эрминия (27 III 1818, Орвието - 5 XI 1884, Париж) - итал. певица (сопрано). Дочь оперного певца (бас) Джузеппе P. (9 XI 1789 - 16 III 1861). Пению обучалась у отца, затем у Дж. Ронкони (Милан), А. Ненчини и Н. Таккинарди (Флоренция). Позже, по совету М. Малибран, совершенствовалась у М. П. Р. Гарсиа-младшего. В 1837 впервые выступила в концерте Филармонич. академии во Флоренции, исполнив арию Дездемоны из "Отелло" и дуэт (вместе с Дж. Ронкони) из "Осады Коринфа" Россини. В сезоне 1837/38 дебютировала в партии Беатриче (опера "Беатриче ди Тенда" Беллини; т-р "Кокомеро", Флоренция), к-рая принесла ей огромный успех и стала одной из лучших в её репертуаре. В последующие годы выступала в разл. городах Италии (Болонья, Бреша, Турин, Бергамо, Триест, Венеция, Флоренция, Рим, Неаполь, Генуя и др.), в сезоне 1839/40 - в миланском т-ре "Ла Скала" в операх "Лукреция Борджа" и "Велизарий" Доницетти. С 1840 с триумфальным успехом гастролировала в Вене, Лондоне, Петербурге (1847-49), Мадриде, Париже, Нью-Йорке. В 1864 оставила сцену, поселилась в Париже, преподавала пение. Однако через неск. лет вновь стала выступать в оперных спектаклях и концертах (до 1871, по др. данным - до 1874).

Певица ярко романтич. плана, Ф. поражала современников глубокой эмоциональностью, необычайной психологич. правдивостью передачи переживаний своих героинь. Особенно близки ей были лирико-драм. партии в операх В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Обладала голосом мягкого, нежного тембра, в совершенстве владела иск-вом бельканто. Её исполнение отличалось тонкой музыкальностью, полным слиянием вок. и сценич. рисунка образов. Верди избрал Ф. для первого исполнения партий Джизельды и Жанны д'Арк в своих операх "Ломбардцы" (1843, "Ла Скала", Милан) и "Жанна д'Арк" (1845, там же). Среди партий: Беатриче, Джульетта, Эльвира, Амина ("Беатриче ди Тенда", "Капулети и Монтекки", "Пуритане", "Сомнамбула" Беллини), Лючия; Адина, Лукреция ("Любовный напиток", "Лукреция Борджа"), Елена ("Елена да Фельтре" Меркаданте), Леонора, Джильда, Эльвира ("Трубадур", "Риголетто", "Эрнани"), Марта ("Марта" Флотова), Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Донна Анна ("Дон Жуан"), Изабелла ("Роберт-Дьявол").

Литература: Ranоfka E., Voci e cantanti, Firenze, 1871; Jarrо, Memorie d'un impresario fiorentino, Firenze, 1892; De Angelis A., E. e G. Frezzolini, "RMI", 1925, v. 32, p. 438; Monaldi G., Cantanti celebri..., Roma, 1929.

С. M. Грищенко.

Фригийская каденция

Фригийская каденция - фригийский каданс, - особый вид заключительной каденции (1), состоящий обычно из оборотов: IV6 - V <, I - V6 - IV6 - V <, также I - V < (от минорной тоники). P. к. встречается в музыке 17-18 вв. как остаток ренессансного фригийского лада (см. Средневековые лады; Й. Розен-Мюллер писал ок. 1650 о "трёх ладах" - мажорном, минорном и фригийском). Если в 1-й пол. 17 в. фригийский лад (к-рый в отличие от прочих не мог содержать вводного полутона и превратиться в разновидность мажора или минора) встречался ещё как самостоят. лад с Ф. к. в заключении (напр., в "Страстях по Иоанну" Шюца интроит "Das Leiden unsers Herren", заключит. хор "О hilf, Christe"), то в дальнейшем он применялся редко, гл. обр. в хоральных обработках, иногда в медленных частях инстр. циклов (хорал "Ob bei uns ist der Sьnden viel" из кантаты И. С. Баха No 38, его Adagio из Бранденбургского концерта No 1, Adagio из клавирной сюиты d-moll Г. Ф. Генделя). В это время Ф. к. всё явственнее трактуется как своего рода доминантовый лад от тональности с минорной тоникой или как гармонич. минор с Ф. к. в конце (хорал Баха "Wenn ich einmal soll scheiden" из "Страстей по Матфею", No 72). Элементы фригийского лада сохраняются в виде фригийских оборотов и Ф. к. (И. С. Бах, Бранденбургский концерт No 3, Adagio между двумя быстрыми частями; 2-я часть его же клавирного концерта f-moll; Г. Ф. Гендель, оратория "Мессия", ариозо "Schau hin und sieh", No 28).

В музыке венских классиков и в дальнейшем Ф. к. почти не применяется, а фригийские обороты (совпадающие по гармонии с Ф. к.) вливаются в состав минора (исключит. случай Ф. к. - каватина Барбарины, No 23 из оперы Моцарта "Свадьба Фигаро").

Ю. Н. Холопов.

Фригийский лад

Фригийский лад - см. Древнегреческие лады, Натуральные лады, Средневековые лады.

Фрид Г. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фрид О.

Фрид О. (Fried) Оскар (10 VIII 1871, Берлин - 5 VII 1941, Москва) - нем. дирижёр и композитор. Учился композиции у Э. Хумпердинка. Как дирижёр выступал в Германии и др. странах Европы (в т.ч. в России, 1905) и Америки. С 1904 руководил в Берлине Об-вом любителей музыки и Певческим союзом. Был первым иностр. дирижёром, приехавшим в Сов. Россию (1921). В 1922 состоялась его встреча с В. И. Лениным, оказавшая решающее влияние на дальнейшую судьбу Ф. С 1934 жил в Москве (в 1940 принял сов. гражданство), руководил оркестром Радиокомитета. Ф. прославился как выдающийся дирижёр героич. стиля. Под его управлением были исполнены все симфонии Бетховена (в 1931-1932 провёл в Москве циклы концертов из произв. этого композитора) и впервые ряд соч. Ф. Бузони, И. Ф. Стравинского, А. Шёнберга, а также сов. композиторов. Автор оркестровых, хоровых, вок.-инструментальных и др. соч.

Литература: Альшванг A., Ю. Фрид, "СМ", 1941, No 2; Колишер Г., Он был первым... К 90-летию со дня рождения О. Фрида, "МЖ", 1961, No 16; Веkkеr Р., О. Fried, В., 1907; Stefan P., О. Fried, В., 1912.

О. Т. Леонтьева.

Фридгейм Г. М.

Генрих Манасович (2 III 1921, Варшава - 16 IX 1981, Москва) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1973) и Удмуртской АССР (1980). В 1939 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Шопена в Варшаве у Е. Матиасяк (ученицы С. Барцевича). Совершенствовался в Моск. консерватории у А. И. Ямпольского и Ю. И. Янкелевича (1940-41, 1946-47). Окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Ю. И. Янкелевича (1967). В 1940-41 артист Гос. симф. оркестра СССР, в 1948-1951 концертмейстер оперного оркестра Всесоюзного радио, в 1951-56 артист Большого симф. оркестра Всесоюзного радио, с 1956 концертмейстер Гос. акад. симф. оркестра СССР.

Фриде Н. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фридлендер А. Г.

Александр Григорьевич (p. 2(15) VII 1906, Петербург) - сов. дирижёр, композитор и педагог. Засл. арт. РСФСР (1958). В 1925-29 учился в Ленингр. центр. муз. техникуме по классу фп. у А. Д. Каменского. В 1933 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука. В 1934-35 дирижёр симф. оркестра радио в Воронеже, в 1935-1938 - симф. оркестра радио и филармонии в Одессе, с 1936 также Одесского т-ра оперы и балета. С 1939 работает в Свердловске (о перерывом, в 1941-43 зам. худ. рук. и гл. дирижёр ансамбля Уральского воен. округа, выступал в составе конц. бригад на фронтах Великой Отечеств. Войны). В 1939-41 и в 1947-74 дирижёр симф. оркестра филармонии, в 1943-47 - Т-ра оперы и билета. С 1946 преподаватель Уральской консерватории по классам оперной подготовки, позднее - композиции и инструментовки (с 1966 доцент, с 1980 профессор). Как дирижёр Ф. активно пропагандирует произв. совр. зап.-европ. и сов. композиторов, мн. сочинения к-рых впервые прозвучали под его управлением. Внёс значит. вклад в развитие муз. культуры Урала. В творчестве Ф. осн. место занимают муз.-сценич. (оперы, балеты) и инстр. (симфонии, квартеты) сочинения.

Сочинения: оперы - Снег (по К. Г. Паустовскому, 1962), телеопера Питерцы (по поэме О. Ф. Берггольц "Первороссийск", 1965), детская опера Торт в небе (по Дж. Родари, 1970); балеты - Каменный цветок (по П. П. Бажову, Свердловский т-р оперы и балета, 1944; 2-я ред. там же, 1947; 3-я ред. там же, 1975), Бесприданница (по пьесе А. Н. Островского, там же, 1958), хореографич. поэма Зоя (под назв. "Подвиг", Пермский т-р оперы и балета, 1966); для орк. - 3 симфонии (1946, 1947, 1950, 2-я ред. 1952), Торжественное шествие на туркм. нар. темы (1940), симф. сюита Ой, вы, горы (1953), Торжественная музыка (1971), симф. поэма Памяти Д. Д. Шостаковича (1976), симф. сюита Поручик Лермонтов (по одноим. пьесе Паустовского, 1977); концерт для голоса с орк. (1945); соч. для дух. оркестра; 3 струн. квартета (1967, 1971, 1972); фп. пьесы; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

З. А. Визель.

Фридман И.

Фридман И. (Friedman) Игнацы (14 II 1882, Подгуже, близ Кракова - 26 I 1948, Сидней) - польский пианист и композитор. Учился игре на фп. у Ф. Гживиньской в Кракове. С 1901 занимался у Г. Адлера (композиция) и у Т. Лешетицкого (фп., по окончании курса стал его ассистентом) в Венской консерватории; в 1904 дебютировал в Вене как пианист. С 1905 выступал в Европе, Сев. Америке, Австралии, затем в странах Африки, в Японии и Китае. За годы своей исполнит. деятельности дал в общей сложности 2800 концертов. Преподавал игру на фп. во Львове (1907-08), Берлине (1912-14), Копенгагене (1918). С 1940 до конца жизни работал в Сиднее. В 1934 гастролировал в СССР. Игра Ф. отличалась блестящей виртуозной техникой, сочностью и глубиной звука, темброво-колористич. изысканностью, мягкостью туше, тонкой и изящной отделкой деталей, однако ему было не чуждо стремление к внешней эффектности и к чересчур быстрым темпам, иногда в ущерб выразительности. В репертуаре - произв. Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Листа; приобрёл особую известность как исполнитель соч. Ф. Шопена. Выступал в трио с Б. Губерманом и П. Касальсом и в дуэте с Губерманом ("Крейцерова соната" Бетховена). Автор ок. 90 соч., гл. обр. для фп. (цикл "Игрушки" и др.), камерно-инстр. произв. (в т.ч. фп. квинтета), романсов, виртуозных конц. транскрипций для фп. произв. клавесинистов. Был ред. лейпцигского издания соч. Шопена (13 тт., 1878-80), изданий отд. фп. соч. Р. Шумана и Ф. Листа ("Universal Edition", Вена), "Песен без слов" Ф. Мендельсона, а также фп. школы Л. Шитте.

Литература: Гримих К., Игнац Фридман, "СМ", 1934, No 12; Кanski J., Wspomnienia о I. Friedmanie, "RMz", 1962, No 23; (J. К.), Ignacy Friedman. W 25 rocznice smierci, там же, 1973, No 5.

T. M. Старух.

Фридрих Г.

Фридрих Г. (Friedrich) Гёц (р. 4 VIII 1930, Наумбург) - нем. оперный режиссёр (ГДР). Учился в Театр, ин-те Веймара (1949-53). Был приглашён В. Фельзенштейном в т-р "Комише опер" (Берлин), где поставил ряд опер, в т.ч. "Все они таковы" Моцарта, "Саломея" Р. Штрауса, "Богема", "Тоска"; "Её падчерица" ("Енуфа") Яначека. Известен также как муз. публицист.

Фриккер П. Р.

Фриккер П. Р. (Fricker) Питер Расин (р. 5 IX 1920, Лондон) - англ. композитор. Учился в Корол. муз. колледже в Лондоне у Р. О. Морриса (композиция) и Э. Баллока (орган). В 1941-46 служил в воен.-возд. силах Великобритании. В 1946-48 продолжил изучение композиции под рук. М. Шейбера. В 1947 его струн. квартет получил приз А. Клементса, в 1949 1-я симфония была удостоена пр. С. А. Кусевицкого. В 1952-64 муз. директор Морли-колледжа в Лондоне, с 1964 доцент муз. отдела Калифорнийского ун-та. Большое влияние на муз. развитие Ф. оказали занятия у Шейбера и изучение музыки Б. Бартока, мн. взгляды к-рого он разделял. В 40-е гг. проявлял интерес к додекафонной школе А. Шёнберга, применял серийную технику. Пишет почти исключительно инстр. музыку. Его соч. отличаются искусной контрапунктич. разработкой материала.

Сочинения: оперы - Смерть Вивьен (The death of Vivien, радиоопера, 1956), Золотой воин (The golden warrior, б. г.); балет Кентерберийский пролог (Canterbury prologue, Кентербери, 1951); оратория Предвидение кары (The vision of judgement, 1958); кантаты; магнификат для солистов, хора и орк. (1968); для орк. - 4 симфонии (1949, 1951, 1960, 1966), Комическая увертюра (Comedy overture, 1958), 3 сцены (1966) и др.; для инструмента с орк. - концерты для скр. и малого орк. (1950), для альта (1953), для фп. и малого орк. (1954), 4 concertante разл. составов (1954-68); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп. для скр. (1950), влч. (1958), валторны (1955), 2 трио для духовых (1956, 1959), сюита для 3 блокфлёте, 2 струн. квартета (1947, 1953), квинтет для духовых (1947), октет для духовых и струнных (1958) и др.; токката (1959) и др. пьесы для фп., пьесы для клавесина, для органа, для гитары; хоры; песни для голоса с орк., с инстр. ансамблем, с фп. и др.

Литература: Stevens D., Peter Racine Fricker, в сб.: Music 1952, L., 1952; Larner G., The choral music of Peter Racine Fricker, "The Musical Times", 1958, v. 99, No 1388.

Фримль Р.

Фримль Р. (Friml; псевд. - Родерик Pримен, Roderik Freeman) Рудольф (7 XII 1879, Прага - 12 XI 1972, Лос-Анджелес) - амер. композитор и пианист. По национальности чех. В 1900-03 обучался в Пражской консерватории у Й. Б. Иранека (фп.) и А. Дворжака (композиция). С 1900 аккомпаниатор скрипача Я. Кубелика, гастролировал с ним в странах Европы и в США. Дебютировал как солист-пианист в Нью-Йорке (1904). С 1906 жил в США; в этом же году исполнил свой концерт для фп. с оркестром с Нью-Йоркским симф. оркестром под упр. В. Дамроша. Позднее работал коррепетитором в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Много выступал как пианист, дирижёр, аранжировал большое количество произв. В 1925 принял амер. гражданство. С 1965 жил в Лос-Анджелесе. Как композитор прославился своими опереттами (всего 30), многие из к-рых позднее были экранизированы. Успех имела уже первая оперетта "Светлячок" ("The firefly", 1912). Наиболее популярны оперетты "Роз-Мари" (1924), "Король-бродяга" ("Vagabond king", 1915) и "Три мушкетёра" ("Three musketeers", 1928). Среди др. соч. Ф. - пьесы для скрипки, для фп., в т.ч. чешские танцы и сюиты, парафразы, лёгкая музыка, музыка к кинофильмам.

Фримль Р.

Литература: Record of the works of Rudolf Friml, N. Y., (1968).

Фринберг А. Ф.

Фринберг А. Ф. (наст. фам. - Peтeрис) Артур Фрицевич (р. 12(25) 11 1916, Меллугин, ныне Юрмала Латв. ССР) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1962). Чл. КПСС с 1953. Пению обучался у Р. Берзиня в Риге. С 1946 солист Латв. т-ра оперы и балета. Обладая яркими вок. данными, Ф. проявил себя и как талантливый актёр. Одно из лучших созданий певца - образ Гришки Кутерьмы. Др. партии: Самозванец (Гос. пр. СССР, 1950); Педро ("Долина" д'Альбера), Ирод ("Саломея" Штрауса), Отелло, Тангейзер, Канио; Вижут ("Банюта" Калныня), Айвар ("К новому берегу" Зариня) и др. Гастролирует за рубежом.

Фринберг Р. С.

Регина Станиславовна (р. 17 III 1928, Даугавпилс) - сов. певица (лирико-драм. сопрано) и педагог. Нар. арт. Латв. ССР (1969). Чл. КПСС с 1963. По окончании Латв. консерватории у А. К. Вилюманиса (1953) солистка Латв. т-ра оперы и балета (до 1975). Партии: Лиза, Ярославна, Феврония; Эльза, Сента ("Лоэнгрин", "Летучий голландец"), Амелия, Леонора ("Бал-маскарад", "Трубадур"), Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи), Элен ("Питер Граймс" Бриттена), Катерина Измайлова; Банюта ("Банюта" Калныня). Часто выступает с концертами, принимала участие в исполнении 9-й симфонии Л. Бетховена, мн. ораторий, месс и др. произв. С 1970 преподаёт в Латв. консерватории (в 1973-79 зав. вок. кафедрой, с 1978 доцент).

Фришка

Фришка - см. Палоташ, Чардаш.

Фробергер И. Я.

Фробергер И. Я. (Froberger) Иоганн Якоб (19 V 1616, Штутгарт - 6 или 7 V 1667, Эрикур, близ Монбельяра) - нем. композитор и органист. Один из наиболее выдающихся предшественников И. С. Баха. Муз. образование получил в Штутгарте (где его отец Базилиус Ф. с 1599 был придв. капельмейстером). С 1637 органист в Вене, откуда в том же году был направлен в Рим для занятий у Дж. Фрескобальди. В 1641-45 и 1653-57 работал при дворе в Вене. Прославился как исполнитель-виртуоз на органе и клавире, выступал во мн. странах Европы. Внёс большой вклад в органную и клавирную музыку. В творчестве Ф. окончательно сложился жанр клавирной 4-частной сюиты (установил порядок частей: аллеманда - куранта - сарабанда - жига). В своих произв. использовал достижения итальянских и французских композиторов, в них встречаются элементы импровизационности, порою программности. Оказал существ. влияние на клавирное творчество И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Соч. Ф. для органа и клавира изданы в "Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich" (Jahrg. 4, Bd 1, 1897, Jahrg. 6, Bd 2, 1899, Jahrg. 10, Bd 2, 1903).

Литература: Seid1er K., Untersuchungen ьber Biographie und Klavierstil J. J. Frobergers, Kцnigsberg, 1930 (Diss.).

T. H. Соловьёва.

Фролов М. П.

Маркиан Петрович (24 XI (6 XII) 1892, Бобруйск -30 X 1944, Свердловск) - сов. композитор, пианист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Чл. КПСС с 1932. В 1913-18 учился в Петерб. (Петрогр.) консерватории по классу фп. у H. H. Позняковской (уроки теории музыки брал у С. С. Богатырёва), в 1918-1921 - в Киевской консерватории у И. А. Турчинского и Ф. М. Блуменфельда (фп.), Р. М. Глиэра (композиция), в 1921-24 - в Петрогр. консерватории, к-рую окончил по классу фп. у И. С. Миклашевской. Выступал как пианист до 1937. С 1924 преподавал игру на фп. в Киеве в Высшем муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко, в консерватории и муз. школах, в 1928-34 - в Свердловском муз. техникуме им. П. И. Чайковского (вёл также муз.-теоретич. дисциплины). При активном участии Ф. в 1934 в Свердловске основана консерватория (в 1934-37 и с 1943 Ф. был её директором), в к-рой он вёл класс фп. (в первые годы) и композиции, с 1935 был зав. кафедрой теории и композиции (с 1939 профессор). Среди учеников Ф. по композиции - Д. Д. Аюшеев, Ж. А. Батуев, Г. Н. Белоглазов, Б. Д. Гибалин, H. M. Хлопков, Б. Б. Ямпилов. В 1944 организовал при консерватории бурят-монгольское, якут. и башк. нац. отделения, при Муз. техникуме - детскую муз. школу. В 1932-44 пред. Свердловского отделения CK.

P. - один из первых уральских композиторов; с Уралом связаны его крупные соч. - оратория "Поэма об Урале" и симф. картина "Седой Урал"; мн. песни написаны на слова уральских поэтов. Автор первой бурят. оперы "Энхэ-Булат-батор" (по мотивам нац. эпоса; исполнена на открытии Декады бурят-монгольского иск-ва в Москве, 1940).

Сочинения: опера Энхэ - Булат-батор (1940, Бурятский муз.-драм. т-р, Москва); для солистов, хора и орк. - оратория Поэма об Урале (1932), Поэма-кантата (1942); для oрк. - симф. картина Седой Урал (1936), увертюра на три бурят-монгольские темы (1943); концерт для фп. с орк. (1924); Маленькая сюита для струн. квартета (1920); для фп. - соната (1941), Классическая сюита (1930), 2 сказки, 5 прелюдий, Легенда, Концертный вальс; хоры, песни; обр. 3 укр. песен для вок. трио.

Литература: Мацкевич И., Творчество Маркиана Фролова, "СМ", 1947, No 3; Бэлза И., Выдающийся музыкант Урала, "СМ", 1950, No 4; Pролова С. М., Композитор М. П. Фролов, в кн.: Научно-методические записки Уральской гос. консерватории им. М. П. Мусоргского, вып. 2, Свердловск, 1959; Штейнпресс Б. С., Музыкальная жизнь Свердловска в 1917-1941 годы, в сб.: Из музыкального прошлого, вып. 2, М., 1965.

Б. С. Штейнпресс.

Фролов Н. М.

Николай Михайлович (27 IX (10 X) 1893, Москва - 14 VIII 1981, там же) - сов. мастер смычковых инструментов. Засл. работник культуры РСФСР (1971). В 16 лет начал обучаться игре на виолончели. Учился в Школе скрипичных мастеров при Муз. отделе Наркомпроса (1919-22). Работал в мастерских ГИМНа (1924-32), Моск. консерватории под рук. Е. Ф. Витачека (1932-36). С 1934 зав. мастерской смычковых инструментов Большого т-ра. Работал по моделям Страдивари и Гварнери дель Джезу. Инструменты Ф. получили высокую оценку на первой Всесоюзной выставке-смотре смычковых инструментов (1926), на показательном конкурсе смычковых инструментов (1933) и др. Ф. изготовил более 100 скрипок, альтов, виолончелей и одну виолу да гамба. Занимался реставрацией старинных инструментов.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления смычковых инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964, с. 217.

Фром Н. П.

Николай Петрович (7 (19) XII 1896, Таганрог - 24 VI 1973, Москва) - сов. мастер муз. инструментов, конструктор гармоник. Создал серию оркестровых тембровых гармоник, имитирующих звучание инструментов симф. оркестра (контрабас, туба, фагот, труба, гобой, флейта-пикколо).

Литература: Мирек А. М.,... И звучит гармоника, М., 1979.

Фроттола

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фрунзе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фрюкберг С. У.

Фрюкберг С. У. (Frykberg) Стен Урвар (р. 19 II 1910, Гётеборг) - швед. дирижёр и пианист. Учился в Гётеборге у К. Бекка (фп. и музыкально-теоретические предметы) и К. Хокансона (дирижирование). В дирижёрском мастерстве совершенствовался в 1933 в Высшей муз. школе Зондерсхаузена, стажировался в США, Франции и Великобритании. Как пианист дебютировал в 1928 в Гётеборге, где в 1931-34 был также дирижёром Большого т-ра. С 1934 дирижёр Евлеборгского орк. союза, с 1939 - Хельсингборгского (Сев.-зап. Сконе). В 1945-60 и с 1968 дирижёр симф. оркестра Швед. радио в Стокгольме, в 1960-67 гл. дирижёр Гётеборгского симф. оркестра. Выступал с концертами как дирижёр в Бельгии, Нидерландах, Франции, Японии и др. странах.

Фуга

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фугато

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фугетта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фугстедт Н. Э.

Фугстедт Н. Э. (Fougstedt) Нильс Эрик (24 V 1910, Раисио, близ Турку - 12 IV 1961, Хельсинки) - фин. композитор, орк. и хор. дирижёр. Учился дирижированию в Муз. ин-те в Хельсинки (1927-33) и в Зальцбурге (1934), композицию изучал под рук. М. Трапа в Берлине, совершенствовался в Италии, Франции, США. Работал в Хельсинки. В 1933-37 преподавал в консерватории (с 1939 - Академия музыки им. Я. Сибелиуса), с 1938 был дирижёром симф. оркестра Финского радио (с 1951 гл. дирижёр), в 1940-54 руководил основанным им хором. Возглавлял ряд ведущих хор. коллективов в Хельсинки, в т.ч. хор Академич. певч. об-ва (1946-50). Гастролировал в странах Европы. Выступал в печати как муз. критик. Б. ч. сочинений Ф. написана в традиционном, т.н. сев. стиле; в произв. кон. 50-х гг. обратился к додекафонии.

Сочинения: радиоопера Огниво (Tulukset, по сказке X. К. Андерсена, 1950), для орк. - 2 симфонии (1938, 1949), Романтическая сюита (Suite romantique, 1943), 3 лирич. пьесы (1933), фуга и pezzo sinfonico (1933), пассакалья (1941), Вариации на тему фин. солдатской песни (1943), симф. триптих (1958) и др. пьесы, в т.ч. для струн орк.; концерты с орк. - для фп. (1944), скр. (1937), влч. (1942), фп. трио (1933), дивертисмент для духовых (1944); фп. пьесы, кантаты, в т.ч. Aurea dicta для хора с орк.; песни для хора с орк.; хоры a cappella; романсы и песни с фп.

Литература: Mдkinen T. Nummi S., Musica fennica, Hels., 1965, Ringbom N. E., Musik-hvet 1918-60, Sдrtryk ur "Helsingfors stads historia", nide 2, Hels., 1966; Lindeman O., N. E. Fougstedt, Hels., 1971; He1asvuo V., Musiikin historia, Hels., 1977.

Г. Я. Юдин.

Фукс И. Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фукс И. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фукусима К.

Кадзуо (р. 11 IV 1930, Токио) - япон. композитор. Музыке обучался самостоятельно. С 1953 чл. группы "Экспериментальная мастерская", органи- зованной Такемицу Тору, Юаса Дзодзи и др. в Токио. В 1961 в Дармштадте читал лекции о ногаку (вид япон. т-ра) и по совр. япон. музыке. С 1964 преподаёт в муз. колледже Уэно в Токио. Осн. место в творчестве Ф. занимают произв. для камерных ансамблей.

Сочинения: кантаты - Дзюдзу-Дзю (1960), Сидзу-Ута (1961); Летящий дух для камерного орк. (1959); Летающее зеркало для флейты и камерного орк. (1962), Дух луны для струн. инструментов (1965); камерно-инстр. ансамбли; Суи-эн для фп. (1972); для флейты соло - реквием (1956), Кадха (1963), Мэй (1962), Гимн весне (1969).

Функции ладовые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фурер С. И.

Самуил Исаакович (9 (22) III 1909, Одесса - 20 IV 1979, Сочи, похоронен в Москве) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1969). В 1916-24 обучался игре на скрипке у П. С. Столярского в Одессе. В 1924-30 занимался в Моск. консерватории по классу скрипки у Л. М. Цейтлина. Концертную деятельность начал в 1919. С 1928 солист Моск. филармонии. Лауреат 1-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1933, 3-я пр.).

В его репертуаре были произв. старинной, классической музыки, сочинения сов. композиторов. Мастерски интерпретировал скр. миниатюры, а также концерты И. Брамса, П. И. Чайковского, А. С. Аренского, А. К. Глазунова. С особым успехом он исполнял сонаты Брамса, Р. Шумана, Э. Грига, С. Франка, Э. Изаи. Игра Ф. отличалась красивым насыщенным звуком, виртуозностью, романтич. пафосом. Гастролировал за рубежом (Венгрия, ГДР, Польша, Австрия, Финляндия и др.).

Литература: Волков A., Самуил Фурер, "СМ", 1961,.N"7; его же, Самуил Фурер, "МЖ", 1964, No 11; Книппер Л., "...Поднять будни до высот Шекспира", "СМ", 1978, No 12; Коган Л., Памяти С. Фурера, там же, 1980, No 1.

В. И. Руденко.

Фуриант

Фуриант (чеш. furiant, букв. - гордец, зазнайка, от лат. furia - ярость, экстаз) - чеш. нар. парный танец юмористич. характера. Сопровождается пением. Размер переменный 2/4-3/4, причём вначале следуют три 2-дольных, а затем два 3-дольных такта. Танец изобилует острыми ритмич. акцентами. Многие специалисты считают, что на строение и манеру исполнения Ф. накладывают отпечаток речевые особенности чеш. языка. В танце партнёр, подбоченясь, пародирует гордого, надутого крестьянина, партнёрша танцует то перед ним, то вокруг него, затем они вместе танцуют в размере лендлера Sousedkб (чеш. лендлер). В проф. музыке 19 в. Ф. нотируется только в размере 3/4, при этом возникает гемиола. Ритм и интонации Ф. использовал Б. Сметана (в опере "Проданная невеста", в "Чешских танцах" для фп.). К Ф. обращались А. Дворжак ("Два фурианта" для фп.; секстет ор. 48; фп. квинтет ор. 81; "Славянские танцы" для оркестра, NoNo 1,8); Я. Кршичка (Ф. для оркестра), В. Вейнбергер ("Чешские танцы") и др. композиторы.

Фуриант

Фуриант из оперы Н. Сметаны "Проданная невеста".

Фурнье П. Л. М.

Фурнье П. Л. М. (Fournier) Пьер Леон Мари (р. 24 VI 1906, Париж) - франц. виолончелист. Игре на виолончели обучался с 9 лет, с 1923 - в Парижской консерватории у П. Базелера и Андре Хеккинга. После успешного дебюта в 1925 с оркестром Э. Колонна начал конц. деятельность, гастролировал во многих странах мира. В 1948 впервые выступил в США, в 1959 и 1961 концертировал в Сов. Союзе. Исполнит. стиль Ф. отличается благородством и выразительной певучестью тона, артистичностью и технич. свободой. Выступает также как ансамблист, играл в ансамблях с А. Корто, Ж. Тибо, А. Шнабелем, Г. Шерингом, В. Бакхаузом, Ж. Сигети и др., в сонатном ансамбле с сыном - пианистом Ж. Фонда (псевд. Жана Пьера Ф.). С Д. Ф. Ойстрахом записал на пластинку двойной концерт для скрипки и виолончели с оркестром Брамса. Обширный репертуар Ф. включает, в частности, произв. сов. композиторов, в т. ч. С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. Свои соч. Ф. посвятили Б. Мартину, О. Шёк, Ф. Пуленк, А. Руссель, Ж. Мартинон, Ф. Мартен и др. В 1937-39 преподавал в "Эколь нормаль" (класс виолончели и камерного ансамбля), в 1941-49 - в Парижской консерватории (класс виолончели). С 1956 живёт в Швейцарии. Входил в состав жюри 3-го Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского (1966).

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 4 - Зарубежное виолончельное искусство XIX-XX веков, М., 1978, с. 227-32; Gavоtу В. und Hauert R., Pierre Pournier, Gen., 1955; Appelbaum Samuel and Sada, The way they play, book 2, Neptune City, 1973, p. 285-89; Вдchi J., Berьhmte Cellisten, Z., 1973, S. 134-36.

Л. С. Гинзбург.

Фуртвенглер В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фуруйя

Фуруйя (furulya) - венг. дух. муз. инструмент. Род продольной флейты. Обычная Ф. (дл 300-600 мм) имеет 6 боковых игровых отверстии, т. н. длинная Ф. (900-1000 мм) - 5 отверстий Изготовляется из клена, бузины, иногда из меди. Существует вид поперечной Ф. без мундштука (перемфуруйя); при игре струя воздуха направляется на острую кромку торцевого отверстия инструмента, к-рая иногда делается с V-образным вырезом. Звукоряд Ф. мажорный или миксолидийский (терция и септима нередко имеют величину, среднюю между большим и малым интервалами). Высота осн. тона Ф. с 6 отверстиями колеблется между f1 и с2 в зависимости от длины инструмента. Осн. тон длинной Ф. - ок. f, осн. звукоряд - ок f-g-а-b-h-с1 (им редко пользуются); путем передувания диапазон расширяется до 2Ѕ октав. В старину игроки на Ф. во время исполнения издавали также гортанные звуки, придававшие звучанию Ф. особую окраску и усиливавшие его. Ф. - пастушеский инструмент, ныне встречается редко.

P. P. Вейс.

Фут А. У.

Фут А. У. (Foote) Артур Уильям (5 III 1853, Сейлем, шт. Массачусетс - 8 IV 1937, Бостон) - амер. композитор и органист. Чл. Нац. ин-та иск-в и лит-ры (1899). Учился у Дж. Н. Пейна (композиция) и Б. Дж. Лэнга (орган) в Гарвардском ун-те в Бостоне (1870-74), где служил затем церк. органистом (1878-1910) и преподавал фп. игру. Выступал как пианист с квартетом Кнейзеля (1890-1910), был президентом Амер. гильдии органистов (1909-12). Соч. Ф., представителя т.н. Второй новоангл. школы (см. Соединённых Штатов Америки музыка), носят романтич. характер, отличаются лиризмом, в них ощутимо влияние Р. Вагнера (в 1876 Ф. посетил Байрёйт). Б.ч. симф. соч. Ф. исполнял Бостонский симф. оркестр. Написал автобиографию (издана его дочерью). Автор учебников и руководств.

Сочинения: для орк. - увертюра В горах (In the mountains, 1886, 2-я ред. 1910), симф. пролог Франческа да Римини (1891), 4 характерные пьесы (тексты - рубаи Омара Хайяма, 1912); для струн. орк. - сюиты (1881, 1907), пьесы; концерт для влч. с орк. (1894), ноктюрн для фп. и струн. орк. (1918); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. струн. квартеты (1883, 1894); хор. кантаты и хоры с орк., в т.ч. Прощание с Гайаватой (The farewell to Haiawatha, 1885), церк. соч.; песни, гимны, партсонги.

Литературные сочинения: An autobiography, Norwood, 1946.

Литература: Pинк X., Выдающиеся американские композиторы, "РМГ", 1917, No 6; Корр F., Arthur Foote, American composer and theorist, N. Y., 1957 (diss.).

Фуэнльяна М.

Фуэнльяна М. (Fuenllana) Мигель де (после 1500, Навалькарнеро, близ Мадрида - ок 1579, возможно, Вальядолид) - испан. виуэлист и композитор. Слепой. В 1562-69 служил камерным музыкантом у маркизы де Тарифа, затем при дворе Филиппа II, с 1563 - придв. музыкант Изабеллы де Валуа. Ф. посвятил принцу Филиппу составленный им сборник произв. для виуэлы "Книга музыки для виуэлы, названная "Орфеева лира"..." ("Libro de musica para vihuela, intitulado "Orphenica Lyra""; издана в Севилье в 1554, перепечатана в Мадриде в 1564, неоднократно переиздавалась и позднее). Этот сборник свидетельствует о высоком уровне испан. муз. иск-ва 16 в.; состоит из 6 книг (музыка записана в испан. табулатуре). Содержит оригинальные церк. и светские полифонич. произв. Ф. (в т. ч. 2-3-гол. фантазии), а также осуществлённые им обработки романсов и др. произв. нар. жанров для голоса и виуэлы; представляют интерес переложения для виуэлы произв. или фрагментов соч. разных жанров и для разл. состава исполнителей, принадлежащих др. испан. композиторам 16 в. - X. Васкесу (вильянсико для 3-5 голосов), К. Моралесу (части месс, мотеты), П. и Ф. Герреро; включает оригинальные соч. М. Флехи, X. Г. Готверты, X. Берналя, Раванеды и др., а также перелож. для виуэлы мотетов и культовых полифонич. соч. выдающихся композиторов нидерл. школы - Я. Аркадельта, Ч. Феста, Н. Гомберта (десять 4-5-гол. мотетов), А. Вилларта, Жоскена Депре (3 мотета, части месс, 2 дуэта), Ф. Вердело. Виртуоз, крупнейший представитель испан. школы виуэлистов 16 в., Ф. обогатил технич. возможности виуэлы.

Издания сочинений в сб.: G. Morphу, Die spanischen Lautenmeister des 16. Jahrh., ьbersetzt von H. Riemann, Lpz., 1902 (13 вок. соч. из "Орфеевой лиры"); Rеclrеll P.,Catаlech de la Biblioteca musical de la Diputacio de Barcelona, v. 2, Barselona, 1909, p. 125, 132-53 (2 вильянсико, романс и др.); Die Guitarrekompositionen in Miguel de Fuenllanas "Orphenica Lyra", hrsg. von A. Koczirz, "AfMw", 1922, Bd 4, S. 246, 253-60 (10 инстр. пьес из "Орфеевой лиры", в т. ч. Fantasia de redobles); в сб.: Cancionero musicos popular Espaсol, v. 3, ed. par F. Pedrell, Barselona, (s. a.), v. 2, 1936, p. 148-74 (романс и 7 вильянсико в обработке для фп.); в сб.: Les vihuelistes espagnoles, P., 1954, No 1014-16 (3 фантазии Ф. в перелож. для гитары Э. Пухоля).

Литература: Кузнецов К., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, с. 52-54, 160-62 (с нотными примерами); Riemann H., Das Lautenwerk des Miguel de Fuenllana, "Monatshefte fьr Musikgeschichte", 1895, Bd 27, S. 81-91; Pedrell F., Diccionario histуrico y biogrбfico de mъsicos y escritores de mъsica espaсola, Madrid, (s. a.); Are1 W., Early Spanish music for lute and keyboard instruments, "MQ", 1934, v. 20, No 3; Ward M., The Vihuela de mano and its music (1536-1576), N. Y., 1956.

П. А. Ахундов.

Фьельстад Э. Ф.

Фьельстад Э. Ф. (Fjeldstad) Эйвин Фритьоф (р. 2 V 1903, Осло) - норв. дирижёр и скрипач. Игре на скрипке обучался в Осло (1913-23) и Лейпциге (1928), дирижированию в Берлине у К. Крауса. Впервые выступил как скрипач в 1921; в 1923-45 артист Филармонич. оркестра в Осло. Как дирижёр дебютировал в 1931, с 1946 дирижёр оркестра Норв. радио, в 1958-59 - т-ра "Норвежская опера". С 1962 худ. рук. и гл. дирижёр оркестра Филармонич. об-ва в Осло. Автор произв. для скрипки и фп., хоров.

Предыдущая страница Следующая страница