Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 3, "САН"-"САР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 3, "САН"-"САР")

Сандлер О. А.

Оскар Аронович (р. 13 (26) I 1910, Киев) - сов. композитор. Засл. арт. Казах. ССР (1943), засл. деят. иск-в Укр. ССР (1967). Чл. КПСС с 1947. В 1937 окончил Киевскую консерваторию по классу дирижирования у Г. П. Таранова и по классу композиции у В. С. Косенко. В 1937-40 ассистент и дирижёр Укр. т-ра оперы и балета. В 1940-41 зав. муз. частью Рус. драм. т-ра им. Леси Украинки, в годы Великой Отечеств. войны 1941-45 - Объединённого т-ра казах. и рус. драмы (Алма-Ата). Значителен вклад композитора в развитие сов. оперетты ("На рассвете", "Четверо с улицы Жанны", "Каштаны Киева"). Среди 40 кинофильмов с музыкой С. - "Антоша Рыбкин", "Актриса", "Зигмунд Колосовский", "Близнецы", "Подвиг разведчика", "Гость из Кубани". Популярны песни С. Музыка композитора мелодична, напевна. Становление Сов. власти на Украине, борьба за мир, дружба народов, трудовые свершения современников - таковы осн. темы его творчества.

Сочинения: оперы - Эльза Штраус (Эльдорадо, 1938, Оперная студия Киевской консерватории), Собака на сене (комич. опера, по Лопе де Вега, 1947, там же), Одной жизнью (совм. С Д. Л. Клебановым, 1947, Харьковский т-р оперы и балета), В степях Украины (комич. опера, по А. Е. Корнейчуку, 1954, Львовский т-р оперы и балета); оперетта-балет - Сердце девичье (1961, Киевский т-р муз. комедии); оперетты - Москвичка (1942, Алма-Ата), Мой мальчик (совм. с Клебановым, 1947, Харьковский т-р муз. комедии). Сердца и доллары (1949, Киевский т-р муз. комедии), Фабрика чудес, или Праздник святого Йоргена (1949, там же), Кубок гетмана Богдана (1954, Киевский обл. муз.-драм. т-р), Транзитные пассажиры (1956, Полтавский муз.-драм. т-р), Дарите любимым тюльпаны (1958, Одесский т-р муз. комедии), Невесты не должны плакать (1959, там же), Эврика (1961, Моск. т-р оперетты), На рассвете (1964, Одесский т-р муз. комедии), Четверо с улицы Жанны (1966, там же), Каштаны Киева (1972, Киевский т-р оперетты); песни (более 100) на стихи Е. А. Долматовского, М. Л. Матусовского, М. А. Светлова, укр. поэтов - А. С. Малышко, Н. И. Неходы, Т. Масенко, Н. Сома, Л. Компанийца; музыка к драм. спектаклям.

Литература: Михайлов М. М., Яворський Е. Н., Оскар Сандлер, Кипв, 1976 (лит.).

Э. Н. Яворский.

Сандунова Е. С.

Сандунова Е. С. (урожд. Фёдорова, по сцене до 1794 - Уранова) Елизавета Семёновна (1772 (по нек-рым данным, 30 VIII 1777), Петербург - 21 XI (3 XII) 1826, Москва) - рус. певица (сопрано). Окончила Петерб. театр. уч-ще, где занималась у В. Мартин-и-Солера, Дж. Сарти, Дж. Паизиелло (муз. предметы) и И. А. Дмитревского (драм. иск-во). Ещё ученицей дебютировала на сцене Эрмитажного т-ра (1790) в опере "Дианино дерево" (в партии Амура). В 1794 вместе с мужем, артистом С. Н. Сандуновым, переехала в Москву, где до 1813 выступала на оперной сцене (в 1805 и 1806 пела в Петербурге), исполняя ведущие партии в рус. и зап.-европ. операх. В 1813 вернулась в Петербург, в 1823 оставила сцену. Последние годы жизни провела в Москве. Постоянно участвовала в больших филармонич. концертах. С. обладала выдающимся артистич. дарованием и сильным голосом широкого диапазона, тонко чувствовала природу рус. песни, исполняла с необыкновенной душевностью произв. рус. авторов. Свободно владела сценич. диалогом (что было важно в рус. и франц. операх без речитативов), пела виртуозные партии. Ей удавались и характерные, и патетич. оперные роли. В репертуаре С. было более 300 партий, в т.ч. Леста ("Днепровская русалка" Кауэра и Кавоса), Прията, Русида ("Князь-невидимка", "Илья-богатырь" Кавоса), Царица ночи. Участвовала и в драм. спектаклях. Написала неск. песен. Образ С. запечатлен в воспоминаниях мн. современников - любителей рус. т-ра (Н. А. Полового, С. П. Жихарева, П. Н. Арапова).

Литература: Полевой H.A., Мои воспоминания о русском театре и русской драматургии, "Репертуар и пантеон театров", 1841), кн. 2; Жихарев С. П., Записки современника..., "Москвитянин", 1853, т. 1, No 3, т. 2, No 5-7, 1854, т. 5, No 18-19, "Отечественныезаписки", 1855, (т. 99-102), апрель, май, июль, сентябрь, октябрь; то же, М.-Л., 1955; Арапов П., Летопись русского театра, СПБ, 1861; Очерки по истории русской музыки. 1790-1825, Л., 1956, с. 369-71; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1966, с. 32-33.

Т. Н. Соловьёва.

Санина Т. Л.

Таисия Леонидовна (р. 2 XII 1923, ст. Абинская Краснодарского края) - сов. артистка оперетты. Нар. арт. РСФСР (1978). Училась в Ташкентской и Бакинской консерваториях (1942-45). В 1946 дебютировала в Рижском т-ре оперетты, с 1948 солистка Моск. т-ра оперетты. Партии: Сильва, Марица, Теодора ("Сильва", "Марица", "Принцесса цирка" Кальмана), Ганна Главари и Анжель Дидье ("Весёлая вдова" и "Граф Люксембург" Легара), Олеся ("Трембита" Милютина), Степанида ("Сто чертей и одна девушка" Хренникова), Полина ("Золотые ключи" Зацепина) и др. Гастролирует за рубежом.

"Сан-Карло"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сантагано-Горчакова А. А.

Сантагано-Горчакова А. А. (урожд. Mезенкампф, по мужу - Горчакова, псевд. - Сантагано) Александра Александровна (24 I (5 II) 1842, имение Гнилищи, ныне Харьковской обл. - 25 III (7 IV) 1913, Киев) - рус. певица (сопрано), педагог. Окончила Смольный ин-т в Петербурге. В 1865 уехала в Италию, где училась пению у П. Репетто. С успехом дебютировала в Милане. По возвращении в Россию пела на сцене Киевского оперного т-ра. Обладала сильным голосом, исполняла колоратурные (Антонида, Людмила, Розина) и драм. (Наташа, Кармен) партии. В кон. 70-х - нач. 80-х гг. гастролировала с собств. труппой в Италии, пропагандируя произв. рус. композиторов (в 1874 в Милане пост. оперу "Иван Сусанин"), после чего оставила сцену и лишь изредка выступала в концертах. Была выдающимся педагогом. Преподавала пение в Одессе, Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (1892-97). Среди учеников - С. И. Друзякина, М. И. Закревская, Л. В. Собинов. Перевела мн. оперные либретто, в т.ч. "Иван Сусанин" (на итал. яз.), "Кармен" (на рус. яз.).

Литература: Чайковский П. И., "Иван Сусанин" на миланской сцене, "Русские ведомости", 1874, 25 мая; то же, в его кн.: Музыкально-критические статьи, М., 1953; Собинов Л. В., А. А. Сантагано-Горчакова, "Киевская мысль", 1913, 28 марта; то же, в сб.: Л. В. Собинов, т. 2 - Статьи, речи, высказывания, М., 1970; Алтаев A., Памятные встречи, М.-Л., 1946, с. 115-21; Владыкина-Бачинская H. M., Собинов, М., 1958, с. 61-66, 1972, с. 44-49; Rемезов И., Леонид Витальевич Собинов, (М.), 1960, с. 20-22.

М. Ю. Романенко.

Санта-Крус Уильсон Д.

Санта-Крус Уильсон Д. (Santa Cruz Wilson) Доминго (р. 5 VII 1899, Санта-Крус, пров. Вальпараисо, Чили) - чилийский композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Изучал гармонию и контрапункт под рук. Э. Соро в Сантьяго, затем композицию, контрапункт, оркестровку у К. дель Кампо в Мадриде (1921-23). Работал в Сантьяго. С.-К. У. - профессор композиции и истории музыки Нац. консерватории, декан ф-та изящных иск-в (1932-48) и ф-та муз. иск-в и музыковедения (1948-53) Чилийского ун-та (в 1937-51 возглавлял ф-т иск-в), основатель и рук. Об-ва им. И. С. Баха (1924), основатель (совм. с А. Карвахалем) Нац. ассоциации чилийских композиторов (1935), президент Ин-та распространения муз. культуры (осн. в 1940), основатель журн. "Revista musical chilena" (1945) и Ин-та музыковедения (1946), организатор фестивалей и конкурсов чилийской музыки (с 1948). Вице-президент (1953-55) и президент (1955-58) Междунар. об-ва муз. воспитания. Лауреат Нац. пр. иск-в (высшая чилийская премия в области иск-ва) и др. нац. и заруб. премий. Для стиля С.-К. У. характерны неоклассицистские тенденции (прозван "чилийским Хиндемитом"). Хотя в его творчестве в целом нац. элементы не являются доминирующими, ряд соч. С.-К. У., в т.ч. вокальные произв. и фп. пьесы, отмечены явственным креольским колоритом.

Сочинения: Те Deum для солистов, хора и орк. (1919); для орк. - 3 симфонии (1946, 1948, 1965), 3 драм. прелюдии (1946); для струн. орк. - симфония (1948), 5 пьес (1937); Вариации для фп. с орк. (1943); конц. симфония для флейты, фп. и струнных (1945); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1930, 1947, 1959), дух. квинтет (1960); для хoра (с орк.) - Кантата чилийских рек (Cantata de los rнos de Chile, 1941), Эклога (на сл. Лопе де Вега, для сопрано и смеш. хора, 1949); для хора (а cappella) - Пасхальные песнопения (Cantares de Pascua, 1949), 6 песен весны (Seis canciones de primavera, 1950); Элегические песни (Endechas, для тенора и 8 инструментов, 1957); для фп. - пьесы, в т.ч. 8 пьес для детей - Детские образы (Imбgenes infantiles, 1932); романсы, в т.ч. на сл. Г. Мистраль.

Литература: Slоnimsky N., Music of Latin America, N. Y., (1946); Mayer-Serra O., Mъsica y mъsicos de Latino-Amйrica, v. 1-2, N. Y., 1947; "Revista musical chilena", 1952, No 42 (спец. номер, посв. С.-К. У.); Salas Viъ V., La creaciуn musical en Chile. 1900-1951, Santiago, 1952; Domingo Santa Cruz, в кн.: Compositores de Amйrica, Wash., 1955, v. 1, p. 64-72.

П. A. Ахундов.

"Санта-Чечилия" Академия

"Санта-Чечилия" Академия (Accademia Nazionale di Santa Cecilia) - старейшее муз. учреждение Италии. Объединяет собственно академию, консерваторию, симф. оркестр, муз. б-ку, музей муз. инструментов и др. Осн. в Риме в 1584 по указу папы Григория XIII в виде конгрегации (об-ва), с 1838 - академия. Первоначально готовила церк. певцов и инструменталистов. Объединив крупнейших итал. композиторов и исполнителей, академия с нач. 17 в. стала важнейшим муз. центром Италии, сыгравшим выдающуюся роль в формировании нац. композиторской школы. Среди её членов были: К. Монтеверди, Дж. Фрескобальди, Дж. Кариссими, А. и Д. Скарлатти, Л. Керубини, М. Клементи, Г. Спонтини, Н. Паганини, Дж. Россини, Г. Доницетти, Дж. Верди, Дж. Пуччини, А. Тосканини. В числе почётных (иностр.) членов академии - Р. Вагнер, Ф. Лист, Ф.Мендельсон, К. Дебюсси, М. Равель, К. Сен-Санс, Дж. Энеску, П. Хиндемит, А. Онеггер, Ф. Пуленк, Б. Бриттен, И. Ф. Стравинский, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, С. С.Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян, Д. Ф. Ойстрах. На протяжении существования академии статут её не раз менялся, последний, основанный на декрете итал. правительства от 21 сент. 1955, определил количество действит. членов в 70 человек, почётных (иностр.) - в 30.

В 1876 академия получила помещение в быв. монастыре Орсолине. Здесь был открыт муз. лицей, преобразованный в 1919 в консерваторию "Санта-Чечилия". При консерватории функционируют Курсы усовершенствования для выпускников по разл. специальностям и Центр по изучению нар. музыки. В 1895 в здании академии был открыт конц. зал на 700 мест (реконструирован в 1964), в к-ром выступает симф. оркестр академии, а также проходят хоровые, камерные, органные и сольные концерты при участии крупнейших итал. и заруб. артистов. В б-ке академии - одном из крупнейших нотохранилищ мира - имеется ценная коллекция старинных муз. рукописей и изданий. С 1956 каждые 3 года академия проводит междунар. конкурсы дирижёров. В конкурсе 1968 впервые приняли участие молодые сов. дирижёры - Ю. И. Симонов (1-я пр.) и А. М. Жюрайтис (2-я пр.), в 1971 - М. Ярви (1-я пр.) и З. Хакназаров (3-я пр.).

Литература: Maylender M., Storia delle Accademie d'Italia, v. 1-5, Bologna, 1926-30; Вianchi G., Sante Cйcile nella liturgia e nell'arte, Roma, 1932; Сарра J., Santй Cйcile, Siena, 1932.

Г. M. Шнеерсон.

Сантини Ф.

Сантини Ф. (Santini) Фортунато (5 I 1778, Рим - 1862, там же) - итал. композитор и муз. коллекционер. В юности занимался музыкой у Гвиди и Дж. Яннаккони. В 1801 принял сан аббата. С 1802 в течение 50 лет собирал нотные рукописные и изданные соч., составившие одну из богатейших муз. библиотек, к-рая получила известность во мн. странах. О ней знали К. Цельтер, Ф. Мендельсон, Ф. Лист, О. Николаи и др. Описание коллекции сделано В. В. Стасовым (он познакомился с ней в 1852-53 в Риме и был восхищён её полнотой). В собрании С. было представлено более 4500 рукописей, многие из них - соч. старинных итал. композиторов, произв. нем., англ. и франц. авторов. В 1862 б-ка С. стала собственностью музея Мюнстерской епархии. Автор муз. соч., в т.ч. мессы, Stabat Mater, Реквиема, мотетов. Перевёл на итал. язык тексты ряда ораторий Г. Ф. Генделя, "Страстей по Иоанну" И. С. Баха, "Смерти Иисуса" К. Г. Грауна. Нек-рые соч. Баха и Генделя были изданы в его обработках и редакциях. С 1835 С. - почётный чл. академии "Санта-Чечилия", с 1837 - Певческой академии в Берлине.

Сочинения: Catalogo dйlia musica esistente presso F. Santini in Roma, Roma, 1820.

Литература: Стасов В. В., Аббат Сантини и его музыкальная коллекция в Риме, "Библиотека для чтения", 1853, т. 118, апрель, отд. 3, с. 107-28, то же, в кн.: Стасов В. В., Статьи о музыке, вып. 1, М., 1974, с. 49-64; его же. Письма к родным, т. 1, ч. 1 М., 1953, с. 12, 154-55, 157-60, 180-82, 188, 193, 198; Killing J., Kirchenmusikalische Schдtze der Bibliothek des Abbate F. Santini, Dьsseldorf, (1910); Fellerer K. G., Die niusikalische Schдtze der Santinischen Sammlung; Fьhrer durch die Ausstellung der Universitдts-Bibliothek Mьnster, Mьnster in Westfalen, 1929; Ewerhart R., Die bischцfliche Santini-Bibliothek, Mьnster in Westfalen, 1962.

Л. Б. Римский.

Сантис М. Л.

Михаил Людвигович (1826, Варшава - 1879) - рус. пианист, педагог, композитор. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории, где учился у Э. Ф. Э. Рихтера, Ф. Мендельсона и И. Мошелеса. С 1852 - в Петербурге; состоял пианистом имп. т-ров, преподавал в муз. классах Николаевского сиротского ин-та. Был знаком с М. И. Глинкой, к-рый в своих "Записках" отозвался о нём как о "прекрасном пианисте и очень милом человеке". Исполнение С. 5-го фп. концерта Бетховена сочувственно отметил А. Н. Серов (1859). Автор оперы "Ермак" (1873, Мариинский т-р, Петербург), сонаты для виолончели и фп., фп. пьес и др.

Литература: Серов A., Третий и четвертый вечера Русского музыкального общества. (7-го и 14-го декабря), "Театральный и музыкальный вестник", 1859, No 50 (то же, в кн.: Серов А. Н. Избр. статьи, т. 2, М., 1957); Глинка М. И., Записки, "Русская старина", 1870, т. 1-2, Л., 1958; (Кюи Ц. A.), Музыкальные заметки. "Ермак", опера Сантиса, одобренная водевильным комитетом, "Санкт-Петербургские ведомости", 1873 6 дек.

Санто Т.

Санто Т. (Szantу) Тивадар (3 VI 1877, Вена - 7 11934, Будапешт) - венг. пианист и композитор. Учился у Я. Кёслера (композиция) и К. Хована (фп.) в Академии музыки в Будапеште, совершенствовался в игре на фп. у Ф. Бузони в Берлине (1898-1901). Концертировал в городах Германии (1901-04), Франции (жил в Париже в 1905-13), Швейцарии (1914-21), с 1922 работал в Будапеште. С. был одним из немногих европ. композиторов, использовавших в своих соч. япон. муз. фольклор ("Эссе, основанные на японских гармониях" - "Essays in Japanese harmonics", для фп., 1919; этюды - "Keleti etьdцk", для фп.); с япон. тематикой связана также его опера "Тайфун". С. - первый исполнитель посвященного ему фп. концерта Ф. Дилиуса (С. переработал фп. партию этого концерта). Ему принадлежат фп. перелож. и обр. соч. И. С. Баха, И. Ф. Стравинского (сюита "Петрушка").

Сочинения: оперы - Тайфун (Tбjfun, 1924, Маннгейм; 1926, Будапешт), Самум (Szбmum, по драме Ленормана, 1933); оперетта - Граф Ромео (Grуf Romeo, 1931); для орк. - симфония с хором Земля и море (Land und Meer, 1909), симф. рапсодия (1917), 3 сюиты; соната для скрипки и фп. Венгрия (Magyarorszбg, 1906); для фп. - пьесы, в т.ч. 17 вариаций на тему венг. нар. песни (1915); хоры.

П. Ф. Вейс.

Санторо К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Санторсола Г.

Санторсола Г. (Santуrsola) Гидо (р. 18 XI 1904, Каноза, Италия) - уругв. композитор, скрипач, дирижёр и педагог. По национальности итальянец. С 1910 жил в Бразилии, в 1936 принял уругв. подданство. Учился в консерватории драмы и музыки Сан-Паулу, совершенствовался как скрипач в Неаполе и Лондоне. В 1925 был участником (альтист) Муниципального квартета Сан-Паулу. С 1931 работал в Монтевидео: играл в симф. оркестре Гос. службы радиопередач и публичных концертов (позже - Гос. служба радиовещания и телевидения - SODRE), с 1942 выступал как дирижёр, был директором "Эколь нормаль", с 1948 преподавателем гармонии и муз. эстетики в Ин-те усовершенствования (Estudios suporiores).

Сочинения: для орк. - Adagio и allegro (1941), Жизнь Артигаса (Vida de Artigas, 1951), Креольская рапсодия (1960); симфония для струн. орк. (1957); разл. концерты, квартеты, пьесы для фп., для гитары; хоры, романсы.

Сантур

Сантур - сантури, сантир, - многострун. ударный инструмент, род цимбал. Имеет деревянный корпус трапециевидной формы. На верхней деке находится неск. резонаторных отверстий. Струны (16-24) металлические, 1-, 2-, 3-хорные, настраиваются в каждой группе в унисон, опираются на перемещающиеся подставки. Строй хроматический. Звук извлекается ударом лёгких деревянных палочек со слегка изогнутыми концами. На С. аккомпанируют пению. Распространён в гор. быту Армении, Грузии, Азербайджана (используется в Ансамбле гусанов им. Саят-Новы), Ирана, Турции и др. стран Азии. См. также узб. Чанг.

Санчес де Фуэнтес Э.

Санчес де Фуэнтес Э. (Sanchez de Fuentes) Эдуардо (3 IV 1874, Гавана - 7 IX 1944, там же) - кубин. композитор, музыковед. Учился в Нац. консерватории в Гаване (у И. Сервантеса Каванага и К. Анкермана). С. де Ф. принадлежит первая кубин. опера на нац. сюжет "Юмури" (1898). Особенно популярны его песни, созданные на основе кубин. муз. фольклора, в т.ч. хабанера "Ты" ("Tъ", 1892), широко известная в России перед 1-й мировой войной 1914-18. Один из основателей Нац. академии иск-в и лит-ры в Гаване (1910; в 1930-42 - её президент). Автор ряда работ о кубин. муз. фольклоре.

Сочинения: оперы (все пост. в Гаване) - Юмури (1898; 2-я ред. - Дорея, 1918), Потерпевший кораблекрушение (El nбufrage, по поэме "Энох Арден" Теннисона, 1901), Скорбящая (La dolorosa, 1910), Путник (El caminante, 1921), Кабелия (либр. С. де Ф. по индусской легенде, 1942); балет - Дионея (1940); для солиста, хора и орк. - оратория Рождество (Navidad, 1924), кантата Анакаона (1929); произв. для орк. и др.

Литературные сочинения: El folklore en la mъsica cubana, La Habana, 1923; La influencia de los ritmos africanos en nuestro cancionero La Habana, 1927; Folklorismo, La Habana, 1928; La contradanza y la habanera, La Habana, 1935; Viejos ritmos cubanos, La Habana, 1937; La mъsica cubana y sus orнgenes, "Boletнn latinoamericano de mъsica", 1938, t. 4, и др.

Литература: Guiral Moreno M., Un gran musicуgrafo y compositor cubano: Е. Sanchez de Fuentes, (La Habana, 1944); Martнnez O., Е. Sanchez de Fuentes, (La Habana, 1944); Саrpеntiеr A., La mъsica en Cuba.Mйx., 1946, La Habana, 1961 (рус. пер. - Карпентьер A., Музыка Кубы, M., 1962).

Сапелкин В. И.

Валентин Иванович (р. 7 VII 1926, с. Весёлая Лопань Белгородской обл.) - сов. композитор. Засл. арт. УССР (1976). В 1958 окончил Харьковскую консерваторию у В. А. Барабашова, с того же года преподаёт в Днепропетровском муз. уч-ще. Принимал участие в создании Днепропетровской обл. организации CK УССР, с 1977 её председатель. В творчестве С. большое место занимают гражданская и военно-патриотич. темы; для его музыки характерна опера на нар.-песенные истоки. Автор вок.-симф. произв. (в т.ч. кантаты "Дума о Ленине" на сл. М. В. Исаковского, 1970; 2-я ред. 1979), симфонии (1967), "Двойной фуги" (1967), "Праздничной увертюры" (1968, 2-я ред. 1979) и "Хореографической сюиты" (1980) для оркестра, концерта для домры с оркестром (1977, 2-я ред. 1980), "Элегии" для ансамбля скрипачей (1974), фп. пьес, хоров, песен (в т.ч. цикла "О моряках и море"), музыки к спектаклям драм. т-ра и телепостановкам.

Сапельников В. Л.

Василий Львович (Леонтьевич) (21 X (2 XI) 1867, Одесса - 17 III 1941, Сан-Ремо) - рус. пианист. В детстве учился у Ф. Кестлера (фп.) и Г. Ф. Соколова (скрипка) в Школе изящных иск-в в Одессе. Публично выступал с 7-летнего возраста; своим талантом привлёк внимание А. Г. Рубинштейна, при содействии к-рого поступил в Петерб. консерваторию; учился фп. игре у Л. Брассена (1882-84) и С. Ментер (1884-87). Дебютировал в Гамбурге в 1888 (1-й концерт П. И. Чайковского под его упр.); концертировал до сер. 1930-х гг. В 1897-98 был профессором Моск. консерватории (у него занимался Н. К. Метнер). Жил гл. обр. близ Мюнхена, в 1916-22 - в Одессе, с 1923 - в Лейпциге, Флоренции и др. городах Германии и Италии. Выступал как дирижёр (пропагандировал рус. музыку). С. считался видным представителем листовского направления в рус. пианизме кон. 19 в. Его игра отличалась сочетанием пылкого темперамента с полным самоконтролем и продуманностью интерпретаций, яркой трактовкой образов, мужественностью и виртуозным блеском (особенно в крупной технике); однако порой его исполнению недоставало изящества и тонкости (в трактовках соч. Ф. Шопена). Исполнял гл. обр. произв. романтиков, прославился как интерпретатор крупных соч. Ф. Листа, Э. Грига, И. Брамса, а также Чайковского, высоко ценившего иск-во С., С. В. Рахманинова и др. рус. композиторов. Автор оперы "Хан и его сын" и мн. фп. пьес, в т.ч. "Танца эльфов".

Литература: В. Л. Сапельников, "Театр", Од., 1898, No 6; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948, с. 81-82; Чайковский П. И., Полн. собр. соч., т. II, М., 1953, с. 357-358; Хессин A., Из моих воспоминаний, М., 1959, с. 89, 118; Niemann W., Meister des Klaviers, В., 1919, S. 48, 69; Sсhonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963, p. 324-25.

A. П. Яблонский.

Сапиенца

Сапиенца (Sapienza) - итал. музыканты, работавшие в России. Антонио С. (10 IV 1755, Неаполь - 31 III (12 IV) 1829, Петербург) - композитор, дирижёр, вок. педагог. В 1783 дебютировал в Петербурге комич. оперой "Ми-фа-соль" ("Mi-fa-sol"). Служил капельмейстером имп. т-ров. В 1783-85 преподавал также в Петерб. театр. уч-ще, позднее - в Смольном ин-те (Воспитат. об-во благородных девиц). Будучи популярным педагогом, давал частные уроки музыки. Его сын: Антонио С. (18 (29) VI 1794, Петербург - 1855, вероятно, там же) - композитор, орк. и хор. дирижёр. Обучался музыке в Петербурге, в 1822- 1827 - в Неаполе у Н. А. Цингарелли, Дж. Тритто и др. С 1828 работал в Петербурге. Руководил вок. капеллой графа Д. Н. Шереметева. С 1851 репетитор "хорального" класса при Дирекции имп. т-ров. Автор 5 опер (в т.ч. "Тамерлан", 1828, Петербург; рус. волшебная комич. опера "Иван Царевич, Золотой шлем", 1830, Петербург), балета "Удивительная кошка", кантаты, музыки к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. "Виндзорские кумушки" Шекспира), культовой музыки.

И. М. Ямпольский.

Сарабанда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сарабский Г. К. М.

Сарабский Г. К. М. (наст. фам. Рзаев) Гусейн Кули Мелик оглы (1879, Баку - 16 II 1945, там же) - сов. певец (тенор), режиссёр, педагог, театральный деятель. Народный артист Азербайджанской ССР (1932). Род. в семье моряка. Был чернорабочим, каменщиком, матросом. Творч. деятельность начал в 1902 как актёр в драм. труппе Н. Нариманова, в спектаклях к-рой исполнял нар. песни и мугамы. Мастерски владел нар. манерой пения. Голос С. привлекал мягким приятным тембром. В 1908 по приглашению У. Гаджибекова С. пел партию Гейса (Меджнуна) в его опере "Лейли и Меджнун". С этого года С. - солист первой нац. оперной труппы при об-ве "Ниджат" (Баку), в 1914-19 - труппы, организованной им совм. с У. Гаджибековым и A. M. M. Магомаевым. Среди лучших партий - шейх Сенан, Зохраб, шах Аббас, Керем, Аскер ("Шейх Сенат), "Рустам и Зохраб", "Шах Аббас и Хуршид Бану", "Асли и Керем", "Аршин мал алан" У. Гаджибекова), ашуг Гариб ("Ашуг Гариб" З. Гаджибекова), шах Исмаил ("Шах Исмаил" Магомаева). Выступал как опорный режиссёр ("Рустам и Зохраб", 1910, "Муж и жена", 1910, "Аршин мал алан", 1913, "Лейли и Меджнун", 1915, У. Гаджибекова). Автор лирич. песен "Мугань", "Наши горы", детской песенки "Ай-ай".

С. - один из основоположников азерб. проф. муз. т-ра. Вместе с У. и З. Гаджибековыми, A. M. M. Магомаевым, Г. Араблинским и др. боролся за национально-самобытное, демократич. иск-во. С 1919 С. возглавлял самодеят. театр. коллектив, с 1920 артист Азерб. гос. т-ра (ныне Азерб. т-р оперы и балета). В 1923-26, после установления в Азербайджане Сов. власти, руководил разл. агитбригадами. В 1940-42 преподавал в Бакинской консерватории (класс нар. песни). Среди учеников - М. Т. Багиров, Г. А. Гаджибабеков, А. Рзаева, А. О. Садыхов, С. Кадымова, Ш. Алекперова.

Сочинения: Воспоминания актера, Баку, 1930 (на азерб. яз.).

Литература: Джангиров И., Г. К. Сарабский, (Баку), 1933 (на азерб. яз.); Карагичева Л., Мастера азербайджанского музыкального театра, в сб.: Азербайджанская музыка, М., 1961.

Сараджев И. Ф.

Сараджев И. Ф. (Сараджишвили) Иван Фёдорович (19 III 1862, Москва - 1898, Тбилиси) - груз. виолончелист. Двоюродный брат певца Вано Сараджишвили. В 1877-86 учился в Моск. консерватории у В. Фитценгагена (класс виолончели), П. И. Чайковского и С. И. Танеева (муз.-теоретич. предметы). С 1881 выступал публично как солист и ансамблист. С 1886 преподавал игру на виолончели и теорию музыки в муз. классах Тамбовского отделения РМО, с 1887 - в муз. уч-ще Тбилисского отделения РМО. В Тбилиси продолжал исполнит. деятельность. Выступал в симф. концертах с оркестром под упр. П. И. Чайковского, М. М. Ипполитова-Иванова. В репертуаре С. были "Вариации на тему рококо" Чайковского для виолончели с оркестром, сонаты для виолончели и фп. Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э. Грига и др. Играл в квартете, участвовал в трио (в т.ч. с А. И. Зилоти) и др. ансамблях.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3 - Русская классическая виолончельная школа, М., 1965, с. 300-304.

Сараджев К. С.

Сараджев К. С. (наст. фам. - Сараджян) Константин Соломонович (27 IX (9 X) 1877, Дербент - 22 VII 1954, Ереван) - сов. дирижёр, педагог, муз. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1945). Герой Труда (1921). В 1898 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки у И. В. Гржимали (изучал контрапункт у С. И. Танеева). Позднее совершенствовался у О. Шевчика в Праге. С 1900 был концертмейстером оркестра Моск. частной рус. оперы. В 1905-06 занимался у А. Никита (дирижирование) в Лейпциге. По возвращении в Россию (1908) вёл разностороннюю муз. деятельность в Москве; руководил классами скрипки и муз. грамоты в Нар. консерватории, выступал как скрипач-солист (участвовал также в камерно-инстр. ансамблях) и дирижёр. Руководил Общедоступными симф. концертами в Сокольниках (1908-10), оперой Сергиевско-Алексеевского нар. дома (1911-12), заведовал муз. частью "Свободного т-ра" (1913-14, дирижировал здесь пост. "Сорочинской ярмарки"). После Великой Окт. социалистич. революции С. активно участвовал в строительстве сов. культуры. Работал как оперный и симф. дирижёр в Саратове (1918-19) и Ростове-на-Дону (1920), возглавлял Гос. ин-т театр. иск-ва в Москве (1922-24), был профессором Моск. консерватории (1922-35). Среди его учеников - Г. Е. Будагян, Л. М. Гинзбург, М. И. Паверман, В. О. Хайкин, Ю. М. Тимофеев. Осуществил силами студентов консерватории пост. опер "Хованщина" (1927) и "Черевички" Чайковского (1928). В 1924-35 возглавлял любительский симф. оркестр (с 1926 имени С). В 1935-39 дирижёр Арм. т-ра оперы и балета; участвовал в пост. оперы "Русалка" (1938), балетов "Бахчисарайский фонтан" (1939), "Гаянэ" (1947) и др. Способствовал росту мастерства мн. оперных артистов, в т.ч. А. Б. Даниэлян, Т. Т. Сазандарян. С 1936 профессор (в 1936-37 и с 1940 директор) Ереванской консерватории. Деятельность С. сыграла значит. роль в развитии муз. культуры Армении. Его исп. отличалось высоким профессионализмом, дирижерская техника была выразительной и ясной. Владея большим классич. репертуаром, С. включал в свои конц. программы мн. новые произв. молодых композиторов. Был горячим пропагандистом симф. произв. Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева.

Литература: Тигранов Г., Константин Сараджев, Ер., 1961 (на арм. яз.); К. С. Сараджев. Статьи, воспоминания, М., 1962.

Е. Я. Рацер.

Сараджева К. К.

Кира Константиновна (р. 15 (28) VIII 1910, Москва) - сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1958). Чл. КПСС с 1962. Дочь дирижёра К. С. Сараджева. В 1930 окончила Моск. консерваторию у Н. Г. Парфёнова. С 1931 солистка Всесоюзного радио, с 1933 артистка оркестра Оперного т-ра им. К. С. Станиславского, в 1935-70 солистка оркестра Большого т-ра. С 1937 преподаёт игру на арфе, в 1938-1940 - в Муз. уч-ще им. Гнесиных, в 1944-54 - в Центр. муз. школе при Моск. консерватории, с 1954 - в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1977 профессор). Среди учеников - Н. X. Шамеева, М. А. Смирнова. Переложила для арфы ряд произв. разл. композиторов.

Сараджишвили В.

Вано (Иван Петрович) (1 (13) V 1879, г. Сигнахи - 11 XI 1924, Тбилиси) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Груз. ССР (1923). С 1898 учился игре на виолончели в муз. уч-ще (Тбилиси), пел в хоре. С 1903 брал уроки пения в Петербурге у И. П. Прянишникова, позднее - У А. В. Панаевой-Карцевой; в 1906-08 совершенствовался в Италии. Дебютировал в 1907 в партии Альфреда (Петербург, оперная труппа А. А. Церетели). С 1908 выступал в оперных т-рах Тбилиси, Петербурга, Саратова, Баку и др. городов. Обладал большим вок. и сценич. дарованием. Впервые исполнил главные партии в нац. операх: Шота ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили, 1919), Малхаз ("Даиси", 1923). Среди партий - Ленский, Герман, Синодал, Индийский гость, Герцог, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Радамес, Каварадоси, Пинкертон, Хозе. Выступал как камерный певец, исполнял груз. нар. песни. Имя С. присвоено Тбилисской консерватории (1947).

Литература: Кашмадзе Ш. Е., В. Caраджишвили, Тб., 1963 (на груз. яз.).

Сараджишвили И.

Сараджишвили И. - см. Сараджев И. Ф.

Саранги

Саранги - инд. струн. смычковый муз. инструмент. Корпус с выемками по бокам и широкой шейкой изготовляется из целого куска дерева. Имеет кожаную верхнюю деку, 3-4 игровые струны (настроены в квинту и кварту; 1 металлическая, остальные жильные) и 11 -15 резонирующих (настроены по тонам диатонич. звукоряда), которые проходят через шейку и крепятся на ней колками сбоку. При игре С. держат вертикально. Инструмент распространён среди народов сев. Индии, используется для сопровождения танцев и театр. представлений.

Литература: Mаrсuse S., Musical instrumens, L., 1966, p. 437.

Сарасате П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саратов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Саратовский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сардана

Сардана (испан. sardana) - каталонский хороводный танец, бытовавший в нач. 16 в. Для Г. характерно чередование или полиметрическое объединение муз. размеров 2/4 и 6/8. Исполнялся в сопровождении танц. инстр. ансамбля кобла, восходящего к одному из видов ансамбля 15 в.; он включал наряду со старинными инструментами (пифферо, шалмей разных строев и др.) медные духовые и ударные совр. типа.

Литература: Llongueras J., Per la nostra sardana, Barcelona, 1933; Вesseler H., Katalanische Cobla und Alta-Tanzkapelle, Basel, 1949; Miracle J., Llibre de la sardane, Barcelona, 1953; Pйpratx-Saisseret H., La sardane..., Perpignan, 1953.

Сарджент М.

Сарджент М. (Sargent) Малколм (29 IV 1895, Стамфорд - 3 X 1967, Лондон) - англ. дирижёр и муз. деятель. По окончании в 1910 объединённого корол. колледжа органистов служил церк. органистом (1911-14) в Лондоне. В 1919-21 брал уроки фп. игры у Б. Моисеивича. С нач. 1920-х гг. до конца жизни руководил любительскими хорами и оркестрами (многие из них организовал сам, в т.ч. оркестр в Лестере; возглавлял его в 1922-39), хором Корол. хор. об-ва и Брадфордским хором (с 1928), Хаддерсфилдским (с 1932) и Брит. жен. симф. оркестрами (1925-38), Нац. молодёжным оркестром (с 1957); возглавлял мн. хор. об-ва и союзы, клубы, детские коллективы (т.н. концерты Р. Мейера, 1924-40) и др. С 1921 дирижировал проф. симф. и оперными оркестрами, в т.ч. коллективами Корол. филармонич. об-ва (1928), "Русским балетом С. П. Дягилева" (1927-30), был муз. директором концертов "Курто-Сарджент" (1929-40), руководил спектаклями "Ковент-Гардена" (1936, 1954, 1956), "Халле-оркестром" (1939-43), гор. симф. оркестрами в Лидсе (1949), Ливерпуле (1942-1948), Лондонским филармоническим (1950), оркестром Би-Би-Си (1950-57), одноврем. возглавлял "Променад-концерты" в Лондоне. В кон. 1940-х - сер. 1950-х гг. выступал на крупнейших англ. муз. фестивалях. Гастролировал в СССР в 1957 и 1962. С. внёс большой вклад в нац. муз. культуру Великобритании, особенно в качестве популяризатора новейшей англ. музыки (соч. Г. Холста, У. Уолтона, Р. Воана-Уильямса, Ч. Станфорда, Б. Бриттена и др.), а также англ. классики (соч. Г. Пёрселла, Ф. Дилиуса, Э. Элгара и др.). С. наиболее удавались интерпретации произв. приподнятого, романтич. характера.

Литература: Современные дирижёры, составители Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969, с. 233-35.

Л. М. Гинзбург.

Сари А.

Сари А. (Sari) Ада (наст. имя и фам. - Ядвига Шайер, Schayer) (29 VI 1882, Вадовице - 12 VII 1968, Цехоцинек) - польская певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась пению у Г. Пиццимано в Вене (1905- 1907) и у А. Рупника в Милане (1907-10). Дебютировала в 1909 в т-ре "Националы) в Риме (партия Маргариты). В 1910-28 пела в оперных т-рах мн. городов Италии. Среди её партнёров - Ф. И. Шаляпин, Б. Джильи, Г. Скипа, Титта Руффо, А. Дидур. В 1928-39 выступала в крупнейших оперных т-рах Европы, Сев. и Юж. Америки, постоянно - в Польше. Репертуар С. включал 45 ведущих партий, в т.ч. Царица ночи, Розина, Джильда, Лючия, Лакме, Маргарита; Эльвира ("Пуритане" Беллини), Галька. Выступала также в концертах с исп. арий из опер, романсов и песен (пела всегда на языке оригинала - на 11 языках). Обладала голосом большого диапазона, в совершенстве владела вок. техникой; её исп. отличалось проникновенным лиризмом. С 1945 преподавала, до 1968 - в Гос. высшей школе музыки в Варшаве.

Литература: Rеiss J., Polscy spiewacy i polskie spiewaczki, Lуdz, 1948.

З. Лисса.

Сариотти М. И.

Сариотти М. И. (наст. фам. Сироткин) Михаил Иванович (1839, Петербург - 30 I (11 II) 1878, там же) - рус. певец (высокий бас) и муз. критик. Пению обучался у П. И. Гумбина в Петербурге и П. Репетто в Милане. В 1862 выступал в Кремоне и Милане. С 1863 артист Мариинского т-ра (дебютировал в партии Бертрама в опере "Роберт-Дьявол"). Первый исполнитель партий Олоферна (одна из лучших в репертуаре С), Верховного жреца, Ерёмки ("Юдифь", "Рогнеда", "Вражья сила" Серова), Робина ("Вильям Ратклиф" Кюи) и др. В 70-х гг. был зав. муз. отделом журн. "Всемирная иллюстрация", где опубликовал ряд очерков и статей (псевд. М. С). Составил список соч. О. И. Дютша ("Музыкальный листок", 1874, No 2).

Сочинения: Рихард Вагнер и его музыкальная драма "Тангейзер", "Всемирная иллюстрация", 1875, (т. 13), No 5; Франсуа Адриен Буальдье. (По случаю столетнего юбилея его рождения), там же, 1875, (т. 13), No 26; Иоганн Штраус, там же, 1875, (т. 14), No 23; Императорская русская опера. Кузнец Вакула, опера в 4 действиях г. Чайковского, там же, 1877, (т. 17), No 5; Итало Кампанини, тенор итальянской оперы в Петербурге, там же, 1877, (т. 18), No 18; Анджело Мазини, первый тенор итальянской оперы в Петербурге, там же, 1877, (т. 18), No 22.

Я. М. Ямпольский.

Саркисян Э. Т.

Эмма Тиграновна (р. 23 V 1935, Воронеж) - сов. певица (меццо-сопрано). Засл. арт. РСФСР (1970). В 1960 окончила Моск. консерваторию у А. Л. Доливо, с того же года солистка Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Среди партий - Ольга ("Евгений Онегин"), Дорабэлла ("Все они таковы" Моцарта), Розина, Кармен; Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Варвара ("Безродный зять" Хренникова), Зойка ("Ценою жизни" Николаева), Сонетка ("Катерина Измайлова"). Участвовала в спектаклях "Кармен" на сцене "Комише опер" в Берлине (1974-78). 1-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Дж. Энеску (1961, Бухарест). Гастролирует за рубежом.

Сарнай

Сарнай - один из типов старинных чуваш. волынок. Мех из тонкой кожи. С. имеет 4 трубки - одну для вдувания, снабжённую клапаном, одну мелодическую с 6 отверстиями и две бурдонные, настроенные в квинту. Играют на С. сидя, отбивая такт ногами.

Г. И. Благодатов.

Саррет Б.

Саррет Б. (Sarrette) Бернар (27 XI 1765, Бордо - 11 IV 1858, Париж) - франц. муз. деятель, музыкант-любитель, основатель Парижской консерватории. Деятельность С. широко развернулась в период Великой франц. революции. Будучи капитаном милиции и Нац. гвардии, С. в 1789 объединил 45 воен. музыкантов и создал оркестр Парижской Нац. гвардии. Этот оркестр (доп. новыми дух. инструментами) стал непосредств. участником всех революц. празднеств, торжеств. церемоний, траурных процессий, уличных манифестаций. Для пополнения армии кадрами музыкантов С. в 1792 организовал бесплатную Муз. школу Нац. гвардии, в к-рой музыканты революц. оркестра являлись одноврем. и учителями. На базе этой школы и Корол. школы пения и декламации (осн. в 1784) в 1793 был создан Нац. муз. ин-т, переименованный в 1795 в Нац. консерваторию музыки и декламации. Это было исполнительское и уч.-просвет. учреждение. В 1800 С. был назначен правительственным комиссаром, а затем директором консерватории (до 1814). Его ближайшими сотрудниками являлись композиторы Ф. Госсек, А. Гретри, Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, Э. Мегюль (5 инспекторов консерватории по уч. части), а также А. Бертон, Ш. Катель, создававшие музыку для нац. празднеств и преподававшие в консерватории со времени её основания. Благодаря высоким организаторским качествам С. добился быстрого и блестящего развития Парижской консерватории. Тщательно отрабатывалась методика преподавания отд. специальностей; были основаны б-ка, конц. зал и др. Во время Реставрации (1814-30) С. был отстранён от должности, после Революции 1830 его пригласили вновь возглавить консерваторию, но он отказался в пользу Л. Керубини, бывшего в то время её директором.

Литература: Tiеrsоt J., Les origines du conservatoire national de musique et de dйclamation, "Le mйnestrel", 1895, No 61, p. 31-39; его же, Les fкtes et les chants de la rйvolution franзais, P., 1908 (в рус. пер. - Tьерсо Ж., Песни и празднества Французской революции, М., 1933); Pierre С., Bernard Sarrette et les origines du conservatoire national de musique et de dйclamation, P., 1895; его же, Le conservatoire national de musique et de dйclamation, P., 1900; Radiguer H., La musique franзaise. De 1789 а 1815, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Lavignac, (pt. 1, v. 3), P., 1913 (в рус. пер. - Радиге A., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, М., 1934); Kolneder W., Die Grьndung des pariser Konservatoriums, "Musikforschung", 1966/67, Jahrg. 20, S. 56-61.

А. Я. Ортенберг.

Сарсуэла

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сартбаева К.

Кайыргуль (р. 20 VI 1936, с. Кара-Булак Кеминского р-на Кирг. ССР) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1967. В 1962 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Татьяна; Ольга ("Русалка" Даргомыжского), Дездемона, Чио-Чио-сан, Маргарита, Микаэла; Айчурек ("Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере), Джамиля ("Джамиля" Раухвергера), Гюльсара ("За час до рассвета" Власова и Фере) и др. Активный пропагандист вок. творчества кирг. композиторов. Гастролирует за рубежом. Пр. Ленинского комсомола Кирг. ССР (1975).

Сарти Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сарыбаев Б. Ш.

Болат Шамгалиевич (р. 14 VIII 1927, Ташкент - сов. исполнитель на сыбызгы, музыковед. Кандидат искусствоведения (1970). В 1950 окончил Алма-Атинскую консерваторию. Его исследоват. работы посв. казах. нар. инструментарию. Занимается исполнит. деятельностью. В 1949-60 играл в Оркестре казах. нар. инструментов им. Курмангазы. Работал над возрождением домбры (1969) и щипкового муз. инструмента джетыгена (1972). Организовал фольклорный ансамбль старинных муз. инструментов, к-рый исполняет произв. казах, нар. композиторов (Илхаса, Даулеткерея, Таттимбета, Курмангазы, Д. Нурпеисовой и др.), совр. сов., а также рус. и заруб. композиторов. С 1950 преподаёт в Алма-Атинской консерватории.

Сарыев П.

Пурли (17 X 1900, аул Вами, р-н Бахарден, ныне Туркм. ССР - 7 II 1971, Ашхабад) - туркм. нар. музыкант, исполнитель на дутаре и композитор-мелодист. Нар. арт. Туркм. ССР (1944). Учился у своего отца - Сары-бахши, позднее совершенствовался у нар. музыканта Туркмении Кел-бахши. Виртуозно играл на дутаре и гиджаке. С 1928 артист, с 1946 солист, а затем рук. Ансамбля нар. инструментов Туркм. радио. В 1941-46 работал также в оркестре нар. инструментов Туркм. филармонии. Автор множества песен на стихи туркм. поэтов ("Герой труда", "Сегодня") и инстр. пьес ("Радость", "Вперёд") и др. Воспитал плеяду талантливых музыкантов. Его имя присвоено оркестру нар. инструментов Туркм. филармонии.

Сарьян Л. М.

Лазарь Мартиросович (р. 30 IX 1920, Ростов-на-Дону) - сов. композитор, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1943. В 1934-38 занимался в творч. классе у В. Г. Тальяна и С. В. Бархударяна при Ереванской консерватории, затем в Муз. уч-ще им. Гнесиных (Москва), где был учеником В. Я. Шебалина. В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции, занимался у Д. Б. Кабалевского, Д. Д. Шостаковича, А. Н. Александрова. В 1950-58 преподаватель по классу спец. инструментовки, с 1960 ректор и преподаватель (класс композиции) Ереванской консерватории (с 1972 профессор). Среди учеников - Т. Мансурян, Р. Алтунян, Р. Саркисян, болг. комп. А. Потурлян. Соч. С. отличаются лаконичностью и отточенностью формы, светлым лиризмом, поэтичностью. Опора на нар. музыку, нар. юмор отличают "Симфонические картинки". Своеобразно по жанру симф. панно "Армения", воссоздающее пейзажи родной страны, запечатлённые на 4 полотнах худ. М. С. Сарьяна (отца композитора). Постоянное стремление к новаторству, характерное для творчества С., ярко выразилось в его лирико-драматич. скр. концерте.

Сочинения: вок.-симф. сюита - День мира (1953); для орк. - Тема с вариациями (1947), Поэма (1950), Симфонические картинки (1955), Торжественная увертюра (1957), Серенада (1958), Adagio и танец (1960), панно Армения (1966); концерт для скр. с орк. (1973); соната для влч. и фп. (1948), Ария и токката для скр. и фп. (1965), струн. квартет (1949); песни, музыка к фильмам и др.

Р. А. Атаян.

Сарюсофон

Сарюсофон (франц. sarrussophone, от имени изобретателя и греч. ponh - звук; итал. sarrusofono, нем. Sarrusophon) - дух. язычковый муз. инструмент. Создан в 1856 во Франции военным капельмейстером В. Саррюсом; усовершенствованное семейство С. сконструировано ок. 1863 франц. мастером П. Л. Готро. Изготовляется из латуни. Имеет конич. изогнутый ствол с широкой мензурой и небольшим раструбом. Звук извлекается с помощью большой (как у контрафагота) двойной трости. Клапанный механизм С. (имеет 18 клапанов) в высоком строе близок к гобойному, у др. разновидностей - к фаготному. Звучание густое и полное в нижнем регистре, слабое и неустойчивое - в верхнем. Тембр носовой, с нек-рым потрескиванием. Технич. возможности значительны. Существует в 6 разновидностях, имеющих в нотации единый диапазон от b до es3. В действительном звучании этот общий объём выражен: сопрано (строй in В; диапазон: as-des3), контральто (in Es; des-ges2), тенор (in В; As-des2), баритон (in Es; Des-ges1), бас (in B; As1-des1), контрабас (in Es; Des1-ges). Нотируется в скрипичном ключе (лишь С.-контрабас - в басовом). Франц. импрессионистами вместо лонтрафагота в оркестр изредка вводился С.-контрабас ("Игры" К. Дебюсси, "Испанская рапсодия" М. Равеля).

С. Я. Левин.

Предыдущая страница Следующая страница