Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 4, "САС"-"СЕГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 4, "САС"-"СЕГ")

Сас Орчасаль А.

Сас Орчасаль А. (Sas Orchassal) Андрес (6 IV 1900, Париж - август 1967, Лима) - перуанский композитор, скрипач, дирижёр, фольклорист и педагог. Отец - бельгиец, мать - француженка. Жил в Брюсселе. В 1923 окончил Брюссельскую консерваторию. В 1924-1928 и с 1929 работал в Лиме; преподавал в Нац. муз. академии (классы скрипки, истории музыки; с 1954 профессор композиции), дирижировал её оркестром, возглавлял Муз. ин-т им. И. С. Баха, основал и издавал лит.-муз. журн. "Antara" (совм. с писательницей М. Визе де Сабогаль). Одноврем. концертировал как скрипач, собирал муз. фольклор Перу, писал музыку. Наиболее значительны его камерно-инстр. и вок. соч., в т.ч. "Песни Перу" для скрипки и фп., альбом для фп. "Напевы и танцы Перу", вок. цикл "Индейские мелодии" на стихи перуанских поэтов, триптих "Ольянтай" для смешанного хора a cappella. Эти произв. характерны сочетанием традиций европ. позднего романтизма и импрессионизма с элементами индейского муз. фольклора. Многие орк. соч. и музыка к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. к "Мнимому больному" Мольера) С. О. не изданы. Его статьи, опубликованные в лат.-амер. прессе, - значит. вклад в музыковедение и фольклористику Перу.

Сочинения: балеты - Сон самбы (Sueсo de zamba, 1943), Покровительница селения (La patrona del pueblo, 1945), 6 возрастов тётушки Кончиты (Las seis edades de la tla Conchita, 1947), Легенда острова Сан Лоренсо (La leyenda de la isla de San Lorenzo, 1949), для орк. - 3 перуанских эстампа (Tres estampas del Perъ, 1936), Индейская поэма (Poema Indio, 1941), Перуана (1946); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1938) для скр. и фп. - Воспоминания (Recuerdos, 1927), Песни Перу (Cantos del Perъ, 1941), для флейты и фп. - соната-фантазия (1934); для фп. - Напевы и танцы Перу (Aires y danzas del Perъ, 1930), Перуанская сюита (1931), Географический альбом (Album de geografнa, 1936) и др. пьесы; хоры; романсы; песни; обр. нар. мелодий.

П. А. Ахундов.

Саснаускас Ч.

Чесловас (19 VI (1 VII) 1867, Капчяместис, ныне р-н Лаздияй - 5 (18) 1 1916, Петроград) - литов. композитор и хор. дирижёр. В 1898 окончил Петерб. консерваторию по классу пения у А. Котоньи, в 1904 - петерб. Археологич. ин-т. Руководил хорами. Творчество С. основывается на классич. традициях. Гл. место в нём занимает хор. музыка, в т.ч. песни на сл. Майрониса.

С. - первый среди литов. композиторов создал развёрнутые хор. песни, в к-рых намечаются поиски нац. стиля. Написал также кантату "Братья" на сл. М. Густайтиса и Реквием (оба в 1910), прелюдии и фуги для органа, духовные песнопения, песни, романсы. Осуществил хор. обработки нар. песен. Изучал особенности литов. нар. песенности, разрабатывал литов. муз. терминологию.

Литература: Zilevicius J., Ceslovas Sasnauskas, Kaunas, 1936; Гаудримас Ю., Из истории литовской музыки, т. 1, М., 1964; Landsbergis V., Ceslovo Sasnausko gyvenimo iv veiklos bruozai, Чесловаса Саснаускаса, в кн.: Muzika ir teatras, Vilnius, 1967.

Ю. К. Гаудримас.

Сатерленд Д.

Сазерленд (Sutherland) Джоан (р. 7 XI 1926, Сидней) - австрал. певица (лирико-колоратурное сопрано). Училась у матери, затем в консерватории в Сиднее, где дебютировала в оперном т-ре ("Юдифь" Гуссенса, 1950). С 1951 живёт в Лондоне, совершенствовалась у К. Кэри. С 1952 солистка т-ра "Ковент-Гарден", прославилась исп. партии Лючии (1959). Гастролирует во мн. т-рах мира (в Венской гос. опере, "Гранд-опера" в Париже, "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, "Ла Скала" в Милане и др.). С. - одна из самых выдающихся певиц 20 в. Её голос, исключительный по красоте, отличается разнообразием тембровых красок; особенно свободно владеет верхним регистром. Сочетает артистич. иск-во с виртуозной вок. техникой, подчиняя её общему характеру партии и выявляя индивидуальные черты образа. Особенным успехом пользуется в партиях опер Г. Доницетти, В. Беллини, В. А. Моцарта. Партии: Амелия ("Бал-маскарад"), Аида и Виолетта, Донна Анна и Графиня ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Агата, Лакме; Эльвира и Амина ("Пуритане" и "Сомнамбула" Беллини); Анна Болейн ("Анна Болейн" Доницетти). С 1973 выступает также в оперетте (партия Розалинды, "Летучая мышь" И. Штрауса).

Литература: Тимохин В., Джоан Сазерленд, "МЖ", 1962, No 18; его же, Джоан Сазерленд, там же, 1977, No 3; Вraddon R., Joan Sutherland, L., 1962.

В. И. Зарубин.

Сати Э. А. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатосова Л. И.

Людмила Ивановна (р. 30 XI 1926, Самара, ныне Куйбышев) - сов. артистка оперетты (сопрано). Нар. арт. УССР (1965). Засл. арт. РСФСР (1953). В 1947 окончила Муз. студию (отделение актёров муз. комедии) при Куйбышевском т-ре оперы и балета; с 1945 солистка этого т-ра, с 1951 - Свердловского, с 1960 - Одесского т-ров муз. комедии. С. исполнила св. 150 ролей, одно из лучших созданий актрисы - образ Шуры Азаровой ("Голубой гусар" Рахманова). Среди др. ролей - Виолетта ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Мирабелла ("Цыганский барон" Штрауса), Дениза ("Мадемуазель Нитуш" Эрве), Фраскита ("Фраскита" Легара), Элиза ("Моя прекрасная леди" Лоу), Тоня и Лариса ("Белая акация" Дунаевского), Чанита ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Ханума ("Проделки Ханумы" Канчели). В конц. репертуаре С. арии из оперетт, песни сов. композиторов.

Сатян А. М.

Ашот Мовсесович (5(18) I1906, г. Мары - 30 IX 1958, Ереван) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1947). В 1921-26 музыкант, затем капельмейстер воен. оркестра. В 1926-30 учился в муз. студии при Доме арм. иск-ва в Баку. С 1930 жил в Ереване, где окончил (в 1936) консерваторию по классам композиции (занимался у А. Л. Степаняна, затем у С. В. Бархударяна) и дирижирования (у К. С. Сараджева). В 1930-39 зав. муз. частью и дирижёр Т-ра им. Г. Сундукяна. В 1939-47 зав. муз. частью студии "Арменкино". В 1948-52 пред. CK Армении. Самобытный стиль С. формировался в жанре песни, на основе развития композиц. особенностей арм. нар. (гл. обр. городской и ашугской) музыки. Среди его сочинений - струнный квартет (1936), вок.-симф. циклы "Песни Араратской долины" (1950; Гос. пр. СССР, 1952) и "Песни гор" (1958), симф. картина "В горах Зангезура" (1952), марши для дух. оркестра (в т.ч. "Марш дивизии Закияна", 1946), многочисл. песни и романсы. С. написал музыку к неск. фильмам, в т.ч. "Советская Армения" (пр. на Междунар. кинофестивале в Карлови-Вари, 1951). Творчество С. способствовало развитию массовых жанров арм. сов. музыки.

Брат С. - Арам Мовсесович С. (псевдоним Сатунц) (р. 5(18) II 1913, г. Мары) - композитор. Засл. арт. Арм. ССР (1964). Чл. КПСС с 1941. В 1938-41 учился по классу композиции в Бакинской консерватории, в 1947 окончил Ереванскую консерваторию. Автор муз. комедии "Восточный дантист" (по А. Пароняну, 1944, Т-р муз. комедии, Баку), симф. поэмы "Зангезур" и др. симф. произв., песен, романсов, музыки для кино, драм. т-ра.

Издания: Ашот Сатян, Избранные сочинения, т. 1 - Песни и романсы, сост. С. М. Саргасян, вступ. ст. Р. А. Атаяна (текст на арм. и рус. яз.), т. 2 - Партитуры, сост. и ред. Э. С. Оганесян, Ер., 1960-62.

Литература: Вартанян З. Г., Песни Ашота Сатяна, "СМ", 1950, No 7;Барсамян A., Брутян М., Песня и романс в творчестве армянских советских композиторов, в сб.: Музыка Советской Армении, М., 1960; Tашчян С. С., Ашот Сатян, Ер., 1965 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Саулевичюте Э. А.

Саулевичюте-Забуленене Элена Антано (р. 17 IV 1927, г. Кретинга) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Литов. ССР (1964). В 1955 окончила Вильнюсскую консерваторию у К. И. Петраускаса. С 1953 ведущая солистка Литов. т-ра оперы и балета. Среди партий - Татьяна, Лиза; Мария ("Мазепа"); Франческа ("Франческа да Римини" Рахманинова), Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Аида; Амелия, Елена ("Бал-маскарад", "Сицилийская вечерня" Верди), Тоска; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). Создала яркие образы в операх литов. композиторов - Марите ("Марите" Рачюнаса), Эгле, Раса ("Пиленай", "Вайва" Кловы), Даля ("Даля" Дварионаса), Рута ("Заблудившиеся птицы" Лаурушаса). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. Литов. ССР (1960).

Саульский Ю. С.

Юрий Сергеевич (р. 23 X 1928, Москва) - сов. композитор и дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). В 1954 окончил теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории у И. В. Способина (теория музыки) и у С. С. Богатырёва (композиция). В 1954-56 муз. рук. эстр. оркестра Центр. дома культуры железнодорожников, в 1957 худ. рук. джаз-оркестра Центр. дома работников иск-в (Москва). В 1961-62 гл. дирижёр Моск. мюзик-холла, в 1966-70 худ. рук. и гл. дирижёр созданного им вок.-инстр. оркестра "ВИО-66". Автор балета, вок. циклов на стихи сов. поэтов, большого числа джазовых и эстрадно-инстр. произв., песен (в т.ч. "Татьянин день"), музыки к спектаклям драм. т-ров (в т.ч. "Старший сын" Володина, "Прошлым летом в Чулимске" Вампилова, "Вся королевская рать" Уоррена; все - в Т-ре им. Ермоловрй), музыки к кино- и телефильмам (св. 15). Чл. жюри, пред. мн. конкурсов песни и джазовых фестивалей. С. принадлежат методич. пособие "Аранжировка" (1957) и ряд статей.

Саумель Робредо М.

Саумель Робредо М. (Saumell Robredo) Мануэль (1817-1870) - кубин. композитор. Один из основоположников нац. направления в проф. кубинской музыке; он первый обратился к нац. муз. фольклору (его называют "отцом кубинской музыки"). Автор многочисл. контрдансов (свыше 50) для фп., в к-рых претворены характерные ритмич. и интонац. элементы всех разновидностей нар. кубин. контрданса (данса, хабанера, клаве, криолья и др.); на его основе С. Р. создал оригинальные инстр. фп. пьесы разных жанров - прелюдии, экспромты, юморески, элегии, песни без слов. Мн. найденные им ритмомелодия, формулы позднее получили распространение в нар. и проф. нац. музыке (его контрдансы - предшественники данс И. Сервантеса Каванага). Среди др. соч. - Ave Maria для голоса с оркестром, "Молитва" для сопрано и органа, "Идиллия" для скрипки с фп.

Литература: Carpentier A., La mъsica en Cuba, Mйx., (1946); (рус. пер. Карпентьер A., Музыка Кубы, M., 1962); Пичугин П., Краткий очерк истории кубинской музыки, в сб.: Музыкальная культура стран Латинской Америки, М., 1974.

П. А. Ахундов.

Сафаиль

Сафаиль - сапаи, сабаи, - узб. и тадж. самозвучащий нар. инструмент. Род погремушки. Состоит из 2 деревянных стержней (длиной ок. 400 мм), на каждом из к-рых свободно укреплены по 1-2 проволочных обруча большого диаметра с нанизанными на каждый обруч бряцающими колечками. Звенящий звук возникает при ритмич. сотрясении древков или при ударе о древко большим пальцем и при ударах самих древков о плечо исполнителя с одноврем. движением руки вперёд. Странствующие фокусники, певцы, дервиши, дрессировщики животных (коз, медведей, обезьян) исполняли на С. усули. В 20 в. применяется редко - только в узбекском оркестре народных инструментов (наравне с кайраком). С. известен у китайцев под названием сабаи.

Литература: Кароматов Ф., Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972, с. 49-51.

Сафи-ад-дин А.-М.

Абдаль-Мумин (Сафи-ад-дин Урмави, Сафи-ад- дин Абдала ибн аль-Урмави) (ок. 1230, Урмия, ныне Резайе, Иран - 1294, Багдад) - ср.-век. муз. теоретик. Писал на араб. языке. Жил в Багдаде, преподавал. Его труды подытожили многовековые достижения араб. муз. теории, а также др.-греч. и персидской муз. науки. Среди работ С. выделяются "Шарафийский трактат об основах композиции" ("Рисалат аш-Шарафийя филь нисаб ат-тамфия"), "Книга о музыкальных модусах" ("Китаб аль-адвар"), трактаты о звукорядах, просодии. Создатель новой муз. системы, С. охарактеризовал 12 основных диатонич. 7-ступенных ладов-макамов (входивших в 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда) и 6 второстепенных ладов (см. Арабская музыка). С. - первый араб. композитор, оставивший вотированные записи (с помощью букв и цифр; нотный алфавит включал 35 букв в соответствии с положением пальцев на грифе уда). С. был выдающимся исполнителем на струн. инструментах. Он изобрёл басовую разновидность уда - мучни и струн. щипковый инструмент типа арфы - нузгу.

Литература: Кузнецов К. A., Арабская музыка, в сб.: Очерки по истории и теории музыки, (т.) 2 - Западноевропейская музыка, Л., 1940, с. 273; Штейнпресс Б. С, Популярный очерк истории музыки до XIX века, М., 1963, с. 64, 68, 434; Farmer H. G., A history of Arabian music to the XIXth century, L., 1929, 1967.

Л. Б. Римский.

Сафонов В. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сахновский Ю. С.

Юрий Сергеевич (13(25) IX 1866, с. Городище, ныне Московской обл. - 2 IV 1930, Москва) - сов. композитор, муз. критик и дирижёр. Окончил в 1889 Моск. консерваторию, где занимался у С. И. Танеева (контрапункт и фуга), А. С. Аренского (муз. формы) и M. M. Ипполитова-Иванова (композиция). Со студенческих лет близкий друг С. В. Рахманинова, горячий почитатель его творчества и исполнит. иск-ва. С 1901 вёл муз.-критич. деятельность (газ. "Курьер", "Русские ведомости" и др.). С 1906 чл. дирекции Моск. отделения РМО. Как дирижёр выступал в симф. собраниях РМО с исполнением собств. произв., работал с церк. хорами. После Окт. революции 1917 работал в конц. подотделе Муз. отдела Наркомпроса РСФСР. Большинство произв. С. осталось в рукописи, изданы гл. обр. соч. небольших форм (романсы, хоры и др.). Нек-рые из них, в т.ч. романс "Кузнец" (сл. С. Г. Скитальца), хор. "Ковыль" (сл. И. А. Бунина), часто исполнялись в первые послереволюционные годы. Написал много вок.-хор. произв. на темы сов. действительности. Успехом пользовалась оперетта С. "Людовик... надцатый" (пост. 1928, Москва). Ему принадлежат также опера "Альманзор" (не завершена, исполнялись отрывки, 1907, Москва), кантата "Лесной царь" (1899, сл. В. А. Жуковского), полонез для оркестра (1899), симфония (исп. 1908), камерные инстр. произв., хоры. Среди исполнителей произв. С. был Ф. И. Шаляпин. Как муз. критик пропагандировал рус. музыку. Его содержательные статьи, посв. произв. Н. А. Римского-Корсакова, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, исполнительскому иск-ву Ф. И. Шаляпина, С. А. Кусевицкого и др., свидетельствуют о тонком художеств. чутье и лит. таланте С. Муз.-критич. работу С. продолжал и в послереволюционные годы.

И. М. Ямпольский.

Сац И. А.

Илья Александрович (18(30) IV 1875, Чернобыль Киевской губ. - 11(24) X 1912, Москва) - рус. композитор. Род. в семье адвоката. С детства увлекался музыкой. В 1891 начал учиться игре на виолончели (в Киеве). Нек-рое время занимался в Киевском муз. уч-ще, в 1897-99 - в Моск. консерватории по классу виолончели (по контрапункту у С. И. Танеева). В 1900 жил за границей (в Швейцарии общался с Г. В. Плехановым, В. Д. Бонч-Бруевичем). По возвращении в Москву подвергся преследованиям полиции. Был вынужден уехать в Иркутск, где в 1900-03 преподавал хор. пение, игру на виолончели, сотрудничал в газ. "Иркутские ведомости". В 1903-07 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (на дирижёрском отделении). В 1905 зав. муз. частью "Театра-студии на Поварской". Написанная С. музыка к спектаклю этого т-ра "Смерть Тентажиля" Метерлинка (1905) определила его дальнейший творч. путь. С 1906 зав. муз. частью и дирижёр МХТ; сотрудничал с К. С. Станиславским и Л. А. Сулержицким. Здесь наиболее полно раскрылось его дарование театр. композитора. Писал музыку и для спектаклей Малого т-ра, Драм. т-ра В. Ф. Комиссаржевской, т-ра "Кривое зеркало" и др. Увлекался также оперой. В 1905 осн. "Кружок художеств. исканий", ставивший целью реформу оперных спектаклей. Уделял большое внимание нар. музыке. Организовал кружок "Музыка народов" (1905), цикл этнографич. концертов (собирая для них материал, ездил по рус. деревням, побывал на Украине, в Ср. Азии; привёз в Москву нар. певцов, музыкантов).

Талантливый театр. композитор, С. своей музыкой способствовал раскрытию идейного замысла спектакля, усиливая и обостряя характерность образов и ситуаций. Особой популярностью пользуется музыка С. к пьесе-сказке М. Метерлинка "Синяя птица" (1908, МХТ). Среди др. соч. С. - музыка к трагедии У. Шекспира "Гамлет" (1911), к драмам Л. Н. Андреева "Жизнь Человека" (1907) и "Анатэма" (1909), к лирич. драме С. С. Юшкевича "Miserere" (1910), к пьесам К. Гамсуна "Драма жизни" (1907) и "У жизни в лапах" (1911). Автор опер-пародий (на собств. либр.), высмеивающих рутину ("Не хвались, идучи на рать", "Месть любви, или Кольцо Гваделупы", "Восточные сладости, или Битва русских с кабардинцами"), орк. и фп. пьес, романсов, песен.

Литература: Каратыгин (В. Г.), Сац. (Некролог), "Аполлон", 1913, No 1; Илья Сац, М., 1923; Сулержицкий Л. A., Илья Сац в Художественном театре, в кн.: Ежегодник Московского Художественного театра 1943, М., 1945; Станиславский К. С., Собр. соч., т. 1, 7, М., 1954-60; Сац Н. И., Всегда с тобой, М., 1965; её же, Новеллы моей жизни, М., 1973; Дрейден С., Музыка-революции, 1966, 1970; Илья Сац. Из записных книжек. Воспоминания современников, сост. и ред. Н. Сац, М., 1968.

Сац Н. И.

Наталия Ильинична (р. 14(27) VIII 1903, Иркутск) - советский режиссёр, драматург. Нар. арт. СССР (1975). Кандидат искусствоведения (1962). Дочь И. А. Саца. В 1917 окончила Муз. техникум им. А. Н. Скрябина (Москва), в 1953 - театроведч. ф-т ГИТИСа. Одна из основательниц сов. детского т-ра, инициатор создания первого постоянного т-ра для детей (1918, Детский т-р Моссовета), входила в состав дирекции Гос. т-ра для детей (осн. в 1920), в 1921-37 директор и худ. рук. Моск. т-ра для детей (с 1936 - Центр. детский т-р), в 1944-50 гл. режиссёр первого Казах. т-ра для детей и юношества. С 1964 руководит (директор и гл. режиссёр) созданным по её инициативе первым в мире Муз. т-ром для детей (Москва). Поставила здесь оперы "Морозко" Красева (1965), "Волк и семеро козлят" Коваля (1966), "Три толстяка" Рубина (1967), "Мальчик-великан" Хренникова (1969), "Сестры" Кабалевского (1970), а также театрализованные концерты "Чайковский" (1966), "Пушкин в музыке" (1972) и др. Осуществила пост. ряда оперных спектаклей на др. сов. оперных сценах и за рубежом: "Фальстаф" (1931, Берлинская гос. опера), "Свадьба Фигаро" (1931, т-р "Колон", Буэнос-Айрес), "Чио-Чио-сан" (1944, Казах, т-р оперы и балета), "Сказка о царе Салтане" (1954, Саратовский т-р оперы и балета), "Три толстяка" (1973, "Комише опер", Берлин).

С первых лет своей деятельности С. - пропагандист муз. иск-ва для детей, новых форм приобщения к музыке юных слушателей. В нач. 20-х гг. организовывала концерты для детей с участием А. Б. Гольденвейзера, М. Н. Мейчика, Н. А. Обуховой, В. В. Барсовой, А. В. Неждановой и др. К работе в детском т-ре привлекала композиторов А. Н. Александрова, Л. А. Половинкина, Д. Б. Кабалевского, Т. Н. Хренникова. По её инициативе С. С. Прокофьев создал муз. сказку "Петя и Волк", к-рая впервые прозвучала со сцены Центр. детского т-ра. Автор пьес и либретто детских опер и балетов, книг и статей по вопросам эстетич. воспитания детей. Гос. пр. СССР (1973).

Сочинения: Театр для детей, Л., 1925 (совм. с С. Розановым); Дети приходят в театр. М., 1961; Всегда с тобой, М., 1965; Новеллы моей жизни, М., 1973.

Литература: Наталия Сац. 10 лет среди детей, (М., 1928); Хренников Т., Верность призванию, "Известия", 1973, 8 сент.; Без седины в сердце, "Театр", 1973, No 8.

Р. Н. Сац.

Саят-Нова А.

Саят-Нова А. (псевд.; наст. имя и фам. - Арутюн Саядян) (1712, Тбилиси - 1795, там же) - арм. поэт и музыкант. Род. в семье ремесленника. Был придв. певцом груз. царя Ираклия II, однако из-за столкновения со знатью был изгнан из дворца; постригся в монахи. Был зверски убит во время вторжения перс. войск в Тбилиси. Слагал песни на арм., груз. и азерб. яз. Для мелодий этих песен характерен самобытный муз. язык, представляющий собой органичное соединение арм. мелоса с перс. груз. и азерб. ритмоинтонац. элементами. В творчестве С.-Н., выдающегося ашуга Закавказья, получили выражение надежды и чаяния демократия, кругов, гор. трудового люда. Обладал красивым голосом, играл на неск. муз. инструментах (любимым была кеманча). Осн. мотив его песен - неразделённая любовь, однако любовь для С.-Н. - источник животворной силы и творч. энергии (воспетая им любовь к княгине Анне стала темой легенд). Сохранилось ок. 30 песен С.-Н. (с его стихами на арм. яз. и музыкой), в т.ч. в устной передаче. Иск-во С.-Н. оказало значит. влияние на развитие культуры Закавказья.

Сочинения: Песни. Сост. и ред. М. Агаян и Ш. Тальян, Ер., 1962 (на арм. яз.).

Литература: Брюсов В., Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков, в кн.: Армянская поэзия в переводах В. Я. Брюсова, Ер., 1955; Тагмизян Н., О мелодиях армянских песен Саят-Новы, "Известия АН Арм. ССР. Общественные науки", 1963, No 10 (на арм. яз.).

Н. Тагмизян.

Сбырча Д.

Сбырча Д. (Sbвrcea) Джордже (p. 23 III 1914, Клуж) - рум. музыковед и композитор. В 1937 окончил Клужскую консерваторию, занимался у Т. Вулпеску, М. Негри (полифония, гармония), Дж. Симониса (история музыки). В 1934-38 и 1953-55 работал в качестве дирижёра и композитора в т-рах Клужа и Бухареста, в 1957-66 науч. сотрудник Ин-та фольклора в Клуже. Автор книг и статей, посв. рум. и зап.-европ. композиторам и исполнителям, работ по фольклору, романсов и песен, музыки для драм. т-ра. Многие его муз. соч. опубликованы под псевд. Клод Романо.

Сочинения: Note despre Sabin V. Dragoi, CluJ, 1940; Traian Grozavescu, (Cluj), 1957 (совм. с С. Olariu), Dimitrie Popovici Bayreuth. Artist si animator, Cluj, (1957) (совм. с G. Olariu); Obiceiuri, cоntece si Jocuri magice dm comuna toplita, "Revista de folclor", 1957, No 1-2, Tiberiu Brediceanu оn slujba muzicii romвnesti, CluJ, 1957, Buc, 1967; Giacomo Puccini, (Buc.), 1959, 1966, Rossini sau Tnumful operei bufe, (Buc.), 1960, 1964, Darclйe, (Buc., 1961, совм. с J. Hartulari-Darclйe) (в рус пер. - Сбырча Д., Хартулари-Даркле Й., Даркле, Бухарест, 1963), Muza vйsela, (Buc.), 1963, 1972, Johann Strauss si imperiul sferic al valsulul, (Buc.), 1963; Dimitne Popovici-Bayreuth, "Cоntaretul pribeag". 1860-1927, Buc., 1965, Jean Sibelius. Viata si opera, (Buc.), 1965, Mihail Jora Biografia unui compozitor roman din secolul XX, Buc., 1969, Ciocоrlia fara moarte, Buc., 1970; Orasele muzicii, v. 1-2, Buc., 1971-73; Jazul, о poveste eu negn..., Buc., 1974.

P. Э. Лейтес.

Сван А. Д.

Свен (Swan) Алфред Джулиус (Альфред Альфредович) (9 X 1890, Петербург - 2 X 1970, Хаверфорд, Пенсильвания) - амер. музыковед и композитор. По национальности англичанин. В 1908-11 учился в Оксфорде. В 1911-13 занимался по композиции в Петерб. консерватории. После службы в амер. Красном кресте в Сибири (1918-19) уехал в США. В 1921-23 преподавал в ун-те в Виргинии. С 1926 преподаватель, в 1948-58 профессор колледжа в Суортморе и Хаверфорде. Был исследователем рус. музыки, активным пропагандистом рус. муз. иск-ва, выступал с публич. лекциями в Зап. Европе и США. Автор работ о древней культовой музыке в России, статей о рус. музыке и творчестве рус. композиторов. Близкий друг С. В. Рахманинова и Н. К. Метнера, С. опубликовал о них воспоминания. Ему принадлежат переводы на англ. язык кн. "Русская музыка от начала 19 столетия" Асафьева (1953) и "Муза и мода" Метнера (1951). Среди муз. произв. - 4 фп. сонаты (1932-46), 2 сонаты для скрипки и фп. (1913, 1948), трио для флейты, кларнета и фп. (1932), песни. Издал сб-ки: "Песни из многих стран" ("Songs from many lands", 1923), "Собрание русских песен" ("Recueil de chansons russes", 1936), "Литургическое пение восточной церкви" ("Liturgical chants of the eastern church", 1956) и др.

Сочинения: Scriabm, L., 1923 N. Y., 1969; The znamenny chant of the russian church, "MQ", 1940, v. 26, april, july, oct; The music Director's guide to musical literature, for voices and instruments, N. Y., 1941; The nature of the Russian folk-song, "MQ", 1943, v. 29, No 4, Rachmaninoff. Personal reminiscences, там же, 1944, v. 30, No 1 (рус. пер. - Суан А. и Е. Воспоминания о Рахманинове, в кн.: Советская музыка. Сб. ст. 4, М.-Л., 1945); Russian liturgical music and its relation to 20 century ideals, "ML", 1958, v. 39; Die russische Musik in 17. Jahrhundert, "Jahrbьcher fьr Geschichte Osteuropas", 1964, Bd 12, О способах гармонизации знаменного распева, в сб.: Anfдnge der slavlschen Musik, Brat., 1966; Leben N. Medtners, в кн.: Musik des Ostens, (Bd)4, Kassel, 1967; Из воспоминаний о H. К. Метнере, "CM", 1972, No 7, Russian music and its sources in chant and folk-song, N. Y, 1973.

И. M. Ямпольский.

Сванхольм К. В.

Сванхольм К. В. (Svanholm) Сет Карл Виктор (2 IX 1904, Вестерос - 4 X 1964, Накка, близ Стокгольма) - швед. певец (драм. тенор). В 1929 окончил Стокгольмскую консерваторию, затем совершенствовался у К. Ю. Форселля. С 1930 пел в Стокгольмской корол. опере партии баритона, в 1936 впервые выступил в теноровом репертуаре (Радамес). В 1938 на Зальцбургском фестивале исполнил партии Вальтера ("Мейстерзингеры"; дир. В. Фуртвенглер) и Тангейзера (дир. X. Кнаппертсбуш). В 1942 пел в т-ре "Ла Скала" (Милан). Междунар. известность приобрёл, выступая в т-рах "Метрополитен-опера" (1946-56, Нью-Йорк) и "Ковент-Гарден" (1948-57, Лондон). Гастролировал в Вене, Милане, Риме, Берлине, Мюнхене и др. городах. В 1956-63 директор Стокгольмской оперы. Продолжатель исполнит. традиций Л. Мельхиора и М. Лоренца, С. принадлежит к числу крупнейших вагнеровских певцов 20 в.; вошёл в историю вок. культуры как замечательный исполнитель партий Зигмунда ("Валькирия" и Зигфрида ("Зигфрид" и "Гибель богов"). Пел на Байрёйтских фестивалях. В операх итал. композиторов его лучшими партиями были Отелло и Радамес.

Литература: Rosenthal H., Great singers of today, L., 1966.

Сваровский Х.

Сваровский Х. (Swarowsky) Ханс (16 IX 1899, Будапешт - 10 IX 1975, Зальцбург) - австр. дирижёр. Ученик А. Шёнберга и А. Веберна (теория музыки), Р. Штрауса и Ф. Вейнгартнера (дирижирование). С 1934 дирижёр Гос. оперы в Берлине, с 1937 - Цюрихской оперы. С 1940 участвовал в организации Зальцбургских фестивалей, в 1944 работал как дирижёр в Кракове. С 1945 гл. дирижёр Венского симфонического оркестра, в 1947-50 директор оперы в Граце, с 1957 гл. дирижёр Шотл. нац. оркестра в Глазго, дирижировал также в Венской гос. опере. Св. 30 лет преподавал дирижирование в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (с 1946 профессор). Гастролировал в Европе и Америке. Президент Об-ва Р. Штрауса (с 1974). Автор статей о музыке; перевёл на нем. яз. либретто ряда опер К. В. Глюка, В. А. Моцарта, К. Монтеверди, Дж. Верди, Дж. Пуччини.

Свелинк Я. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свенсен Ю. С.

Свендсен (Svendsen) Юхан (Йохан) Северин (30 IX 1840, Осло - 14 VI 1911, Копенгаген) - норв. композитор и дирижёр. Начальное муз. образование получил под рук. отца - дирижёра воен. оркестра. Играл на скрипке, флейте, кларнете; сочинял музыку с детских лет. С 12 лет играл на кларнете в. воен. оркестре, затем на скрипке в театр. оркестре в Осло. Одноврем. брал уроки теории музыки и композиции у К. Арнольда. В 1862 концертировал как скрипач в Швеции, Дании, Германии. В 1864-67 учился в Лейпцигской консерватории у Ф. Давида (скрипка), К. Рейнеке, М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (композиция). Из-за болезни руки прекратил сольные выступления, посвятив себя гл. обр. композиции и дирижёрскому иск-ву. Дебютировал как дирижёр в Осло в авторском концерте (исполнил 1-ю симфонию) в 1867. В 1868-70 играл в театр. оркестрах в Париже, в 1871-1872 концертмейстер оркестра муз. об-ва "Евтерпа" в Лейпциге. В 1872-77 и 1880-83 возглавлял в Осло конц. организацию - "Муа. об-во Кристиании" (до 1874 совм. с Э. Григом; ныне Филармонич. об-во); дирижировал концертами об-ва. Выдающийся дирижёр, С. выступал в Германии (1877-80), Австрии, Англии, России, США, был главным дирижёром Корол. т-ра в Копенгагене (1883-1908). С. - крупнейший норв. симфонист, один из основоположников нац. композиторской школы. Испытав значит. влияние нем. муз. романтизма, С., однако, подобно Григу, стремился воплотить в своих соч. (преим. крупных форм) нац. образы и опирался на норв. муз. фольклор. Автор первых норв. симфоний и симф. рапсодий на нар. темы. Его орк. соч. отличаются яркостью и сочностью колорита.

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1867, 1876), 4 Норвежские рапсодии (1877-1878), увертюра Сигурд Злой (Sigurd Slembe; к драме Б. Бьёрнсона, 1871), пьеса Карнавал в Париже (Karneval in Paris, 1872),Легенда Зорахайда (Zorahayda, 1874), Праздничный полонез (Festpolonaise, 1873), пьеса Карнавал норвежских артистов (Norsk kunstnerkarneval, 1874), фантазия Ромео и Джульетта (1876); для инструмента с орк. - 2 концерта: для скр. (1869), влч. (1881), Романс для скр. (1881); камерно-инстр. ансамбли (струн.) - квартет (1865), квинтет (1867), октет (1866); хоры (муж.) - К Швеции (Til Sverige), Вечерние голоса (Aftenrшster); романсы и песни для голоса с фп. (1880).

Литература: Lange К., Оstvedt A., Norwegian music, L. (1958), 1971 (рус. пер. - Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Grцnvоld A., Norske musikere, 1,1883; Schjelderup G., Sandvik О. M., Norges musikhistorie, Bd 1-2, Oslo, 1920; Gurvin O., Johan Svendsen, Oslo, 1940; Ravn O., Johan Svendsen, Oslo, 1944.

О. Е. Левашёва.

Свердловск

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свердловский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Светланов Е. Ф.

Евгений Фёдорович (р. 6 IX 1928) - сов. дирижёр, композитор и пианист. Нар. арт. СССР (1968). В 1951 окончил. Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных по классу композиции у M. P. Гнесина, фп. - у М. А. Гурвич; в 1955 - Моск. консерваторию по классу композиции у Ю. А. Шапорина, дирижирования - у А. В. Гаука. Ещё студентом стал дирижёром-ассистентом Большого симф. оркестра Всесоюзного радио и телевидения (1954). С 1955 дирижёр, в 1963-65 гл. дирижёр Большого т-ра, где поставил: оперы - "Царская невеста", "Чародейка"; "Не только любовь" Щедрина (премьера, 1961), "Октябрь" Мурадели (премьера, 1964); балеты (премьеры) - "Тропою грома" Караева (1959), "Страницы жизни" Баланчивадзе (1960), "Ночной город" на музыку Б. Бартока (1962), "Паганини" на музыку С. В. Рахманинова (1963). С 1965 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра СССР.

Разносторонний музыкант, С. в своей композиторской деятельности развивает традиции отечеств. классики. Как симф. и оперный дирижёр С. - последоват. пропагандист рус. и сов. музыки. Обширный репертуар С. включает также классич. и совр. заруб. музыку. Под упр. С. состоялись премьеры мн. симф. произв. сов. композиторов, впервые в СССР прозвучали мистерия "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, "Турангалила" Мессиана, "Свидетель из Варшавы" Шёнберга, 7-я симфония Малера, ряд соч. И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, А. Веберна, Э. Вила Лобоса и др. С.-дирижёру свойственны сильная воля и высокий эмоциональный накал. Тщательно отшлифовывая детали, С. не упускает из виду целого. Обладает развитым чувством формы, что особенно сказывается в трактовке монументальных произв. Характерная черта исполнительского стиля С. - стремление к максимальной певучести оркестра. С. систематически выступает в печати, по радио и телевидению по разл. вопросам сов. муз. жизни. Его статьи, очерки, рецензии переизданы в сб-ке "Музыка сегодня" (М., 1976). С 1974 секретарь правления CK СССР. Ленинская пр. (1972; за конц.-исполнит. деятельность), "Гран при" (Франция; за запись всех симфоний П. И. Чайковского). Гастролирует за рубежом (выступал более чем в 20 странах).

Сочинения: кантата-Родные поля (1949); для орк. - симфония (1956), Праздничная поэма (1951), симф. поэмы Даугава (1952), Калина красная (памяти В. М. Шукшина, 1975), Сибирская фантазия на темы А. Оленичевой (1954), рапсодия Картины Испании (1955), Прелюды (1966), Романтическая баллада (1974); для инструментов с орк. - концерт для фп. (1976), Поэма для скр. (памяти Д. Ф. Ойстраха, 1974); камерно-инстр. ансамбли, в т.ч. сонаты для скр. и фп., для влч. и фп., струн. квартет, квинтет для дух. инструментов, сонаты для фп.; св. 50 романсов и песен; хор Памяти А. А. Юрлова и др.

Литература: Rацер Е., Евгений Светланов, "СМ", 1963, No 2; Тольба В., "Дирижёр" глазами дирижера, там же, 1973, No 11.

Г. Я. Юдин.

Светомузыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свечников А. Г.

Анатолий Григорьевич (2(15) VI 1908, Киев - 12 III 1962, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1954). В 1932 окончил Киевский муз.-драм. ин-т по классу композиции (ученик В. А. Золотарёва и Л. Н. Ревуцкого), в 1938 - аспирантуру Киевской консерватории. С 1932 зав. муз. частью ряда драм. т-ров. В 1936-41 и 1944-51 муз. рук. драматич. передач Укр. радио. В 1945-61 преподавал композицию и спец. полифонию в Киевской консерватории.

Сочинения: балеты - Маруся Богуславка (1951, Киевский т-р оперы и балета), Ночь перед Рождеством (1959, Ансамбль танца УССР); для орк. - симф. сюиты, в т.ч. на темы народов Востока (1939), Колхозная (на укр. нар. темы, 1949), симф. поэмы Кармелюк (1945), Щорс (1949), увертюра (1947), вариации (1931), скерцо (1934); Песнь о Буревестнике для капеллы бандуристов (I960); сюита для флейты и фп. (1935); для фп. - 2 этюда, прелюд (1927), вариации на укр. тему (1930); обработки нар. песен, музыка для драм. театра, кино, радиопостановок.

Свешников А. В.

Александр Васильевич (р. 30 VIII (11 IX) 1890, Коломна) - сов. хор. дирижёр и муз. деятель. Нар. арт. СССР (1956). Герой Социалистич. Труда (1970). Чл. КПСС с 1950. В 1913 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва, где занимался по муз.-теоретич. предметам у А. Н. Корещенко, а также у Б. Л. Яворского в моск. Нар. консерватории. С 1909 преподавал хор. пение в школах Москвы. В 1921-23 организатор детской хор. самодеятельности на Украине, руководитель хор. капеллы в Полтаве. В 1923-28 зав. вок. частью 1-й студии МХАТа. В 1928-36 худ. рук. организованного им вок. ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-37 худ. рук. Гос. хора СССР, в 1937-41 - Ленингр. акад. капеллы. С 1941 возглавляет организованный им Гос. хор рус. песни (позднее - Гос. акад. рус. хор СССР). Организатор (1944) и худ. рук. Моск. хор. уч-ща. С. - один из крупнейших представителей сов. хор. культуры, первоклассный мастер хор. дирижирования. Его исполнение отмечено тонким пониманием природы рус. мелоса, глубоким проникновением в авторский замысел, вниманием к поэтич. слову. Выдающийся интерпретатор рус. классики, в т.ч. соч. М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, М. И. Глинки, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова и др. В программы С. входят также крупные произв. Палестрины, Дж. Перголези, А. Вивальди, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Дж. Россини, A. Онеггера, Б. Бриттена и др. Важное место в репертуаре С. принадлежит хор. музыке сов. композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, Ю. А. Шапорин, B. Я. Шебалин, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин и др.). Обработал для хора много русских и укр. нар. песен. В 1944-74 преподавал в Моск. консерватории (в 1944-48 декан дирижёрско-хор. ф-та; с 1946 профессор, в 1948-74 ректор). Среди учеников - В. Н. Минин, А. А. Юрлов. Гл. дирижёр ряда Моск. праздников песни. Организатор и пред. Всероссийского хор. об-ва (до 1964), чл. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского по разделу вок. иск-ва (1966, 1970, 1974). Гос. пр. СССР (1946). Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки (1967). Почётный чл. Корол. академии музыки (Великобритания). С Гос. хором СССР гастролировал во мн. городах СССР и за рубежом (Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Норвегия, Румыния, Чехословакия, Швеция, Япония и др.). Автор мн. статей о муз. иск-ве.

Литературные сочинения: Хоровое пение - искусство истинно народное, (М), 1962.

Литература: Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963; А. В. Свешников. (Сборник статей). Сост. В. Подольская, общая ред. К. Птицы, М., 1970.

M. M. Яковлев.

Свирель

1) Общее бытовое назв. рус. и белорус. дух. муз. инструментов типа продольной флейты (1-ствольнойили 2-ствольной), реже - язычковых духовых.

2) Рус. и белорус. нар. дух. муз. инструмент. Род 2-ствольной продольной свистковой флейты. Состоит из 2 нескреплённых деревянных стволов, заканчивающихся клювовидными головками; длина стволов 300-350 мм и 450-470 мм, на каждом по 3 игровых отверстия. Стволы настроены так, что между их осн. тонами образуется кварта; 1-й - f1 (g1, a1, h1); 2-й ствол - h1(c2, d2, e2), вместе они дают диатонич. звукоряд в объёме септимы (f1 - е2), при передувании увеличивающийся в объёме до 2 октав. При исполнении берут в рот головки обоих стволов, раздвигая их под небольшим углом; возможно 1-гол. и 2-гол. исполнение. Звук С. мягкий, негромкий. С. известна с 12 в. (упоминается в "Слове Даниила Заточника", 12-13 вв.). Распространена в Смоленской, Орловской и Могилёвской областях. В кон. 19 в. В. В. Андреев ввёл в оркестр нар. инструментов усовершенствованную С., снабжённую клапанной механикой, с диапазоном е1 - е3 и частично хроматич. звукорядом.

3) Название, часто применяющееся в лит-ре к флейте Пана, в т.ч. кувиклам.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 26; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 38-41.

С. Я. Левин.

Свиридов Г. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свободный стиль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Свыриль

Свыриль - укр. дух. муз. инструмент. Разновидность флейты Пана. По конструкции близка молд. и рум. наю. Состоит из 11-17 тростниковых или деревянных стволов одинакового диаметра, но разл. длины. Звукоряд диатонический, тембр свистящий. Известны 2 вида С.

1) С. со стволами, размещёнными так, что в середине располагаются самые длинные из них, а ближе к краям - все более короткие; стволы имеют ровные срезы и скрепляются тростниковыми планками и жгутом.

2) С. со стволами, размещёнными в порядке возрастания длины; стволы имеют серповидные срезы, скрепляются внизу деревянной дугообразной обоймой ("на пидлози"). Оба вида были распространены среди гуцулов (Зап. Украина) до нач. 20 в., затем почти полностью вышли из употребления. Совр. С. (реконструкция E. H. Бобровникова) имеют стволы со свистковыми устройствами. Иногда используются в инстр. ансамблях и оркестрах нар. инструментов.

Литература: Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930, с. 183-87; Гуменюк A., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967, с. 41-2; Бобровников ., Грай, музико, 1963, Кипв, 1968, с. 34-6; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1964, С. 38, 1975, с. 48.

М. В. Лысенко-Днестровский.

Связующая партия

Связующая партия - см. Сонатная форма.

Сгамбати Д.

Сгамбати Д. (Sgambati) Джованни (28 V 1841, Рим - 14 XII 1914, там же) - итал. пианист, дирижёр, композитор и муз. деятель. С 5 лет учился у А. Барбьери игре на фп., мальчиком выступал как пианист, пел в церкви. С 1849 в Треви занимался у К. Наталуччи (фп. и гармония), начал сочинять. В 1860 возвратился в Рим, концертировал. Совершенствовался у Ф. Листа. В 1866 дебютировал как дирижёр, исполнив в Риме 3-ю симфонию Бетховена и "Данте-симфонию" Листа. В 1867 основал совм. с Э. Пинелли, Л. Форино и Т. Рамаччотти Римское квартетное об-во (Societб romana del Quartetta). В 1869 выступал в Германии, где нашёл поддержку у Р. Вагнера. В Италии, дирижируя концертами, пропагандировал соч. Р. Шумана, И. Брамса, Вагнера. В 1876 организовал совм. с Пинелли Муз. лицей при академии "Санта-Чечилия" (вёл класс фп.), в 1881 - Квинтетное об-во. Концертировал во мн. странах (Великобритания, 1882; Франция, 1884; Германия, 1887; Россия, 1903). С 1884 дирижёр концертов Римского филармонич. об-ва. Как композитор предпочитал крупные инстр. формы (возродил интерес к ним в Италии). По общему направлению творчества был умеренным последователем романтизма, однако в его соч. сильны акад. тенденции. Итал. основа музыки С. несколько сглажена влияниями совр. ему нем. муз. иск-ва.

Сочинения: Реквием (для баритона, хора, орк. и органа, 1896); для орк. - 2 симфонии (d-moll, 1882; Es-dur, 1883), Симфония-эпиталама (Sinfonia-epitalamio, 1887), Праздничная увертюра (Ouverture festive, 1879), Торжественное Andante (Andante sollene) и др.; концерт для фп. с орк. (1880); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1882), 2 фп. квинтета (1866, 1876); для фп. - пьесы, транскрипции; мотеты, песни, дуэты и др.

Литература: Villanis L. A., L'arte del pianoforte in Italia, da Clementi a Sgambati, Torino, 1907; Vоlbасh F., G. Sgambati. Katalog seiner hauptsдchlichen Werke, Mainz, (1913); Сasella A., G. Sgambati, "ML", 1925, v. 6, No 4; Martinotti S., Ottocento strumentale italiano, Bologna, (1972).

T. H. Соловьёва.

Себастьян Г.

Себастьян Г. (Sebastian; наст. фам. - Шeбештьен, Sebestyen) Георг (Дьёрдь) (р. 17 VIII 1903, Будапешт) - венг. дирижёр. Учился в Высшей школе музыки им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у Л. Вейнера, З. Кодая и А. Шиклоша (окончил в 1921); дирижированием занимался под рук. Б. Вальтера в Мюнхене (1922-23), был также его ассистентом в Гос. оперном т-ре. Работал ассистентом дирижёра в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке (1923), дирижёром оперных т-ров в Гамбурге (1924-25), Лейпциге (1925-26), Берлине (1926-31). В 1931-37 дирижировал симф. оркестром Всесоюзного радио в Москве, где осуществил на высоком художеств. уровне конц. постановки ряда опер В. А. Моцарта и "Фиделио" Л. Бетховена, выступал в симф. концертах (был первым исполнителем 1-й симфонии Т. Н. Хренникова и 1-й сюиты "Ромео и Джульетта" С. С. Прокофьева). В 1938-45 работал в США, руководил филармонич. оркестром в Скрантоне (Пенсильвания). С 1946 живёт в Париже, выступает как симф. и оперный дирижёр (в "Гранд-Опера" и "Опера комик"), осуществил ряд пост. рус. опер, в т.ч. "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". Много гастролирует, в т.ч. в Москве и др. городах СССР (в 1961). С. обладает тонким вкусом, чувством стиля, умением исполнять классич. музыку строго, но без акад. сухости; в молодости был склонен к значит. контрастам в исп.; зрелое творчество отличается большей сдержанностью.

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969, с. 239-40.

П. Ф. Вейс.

Себастьян из Фельштына

Себастьян из Фельштына (Sebastian z Felsztyna, Felsztynski, Sebastianus Felstin, do Felstin, Felsztyn, Fulsztyn, S. Felstinensis, Roxolanus z Felsztyna), (ок. 1490, Фельштын - ок. 1544) - польский композитор и муз. теоретик. Изучал музыку и теологию в Ягеллонском ун-те (1507-09; бакалавр т.н. свободных иск-в), позднее профессор того же ун-та. Был известен как педагог; предположительно его учениками были М. Леополита и Вацлав из Шамотул. Приняв духовный сан, стал викарием в Фельштыне, затем в Пшемысле, с 1536 - ксендзом в Саноке. Автор муз.-теоретич. трактатов, в к-рых изложены основы григорианского пения и мензуральной нотации, в т.ч. "Opusculum musices mensuralis" - первого в Польше учебника по мензуральной теории, осн. на общепризнанном в тот период труде Ф. Гаффори "Musica practica". Автор церк. муз. сочинении Alleluia, Ave Maria, Felix et Sacre, De Conceptione, Prosa ad rorate и др. Его дошедшие до нас произведения на cantus firmus - старейшие образцы польского 4-голосия. В них сочетаются черты полифонич вок. стиля 15 и 16 вв. Наряду с параллельными октавами и квинтами, а также использованием cantus firmus ровными протяженными длительностями у него встречаются техника имитации и соответствующая новейшей для того времени трактовка диссонанса. Мн. муз. соч. С. из Ф. утеряны. Б. ч. произв. С. из Ф. известна по упоминаниям современников.

Сочинения: Opusculum musices mensuralis. Opusculum musices choralis, Kr., 1515, 1539, Opusculum musicae compilatum noviter per dominum Sebastianum presbiterum de Felstin Pro instutione adolescentum in cantu simplici seu Gregoriano, Kr., (1518), Modus regulariter accentuandi lectiones matutmales prophetias necnon epistolas et evangelia, Kr., 1518, 1525.

Литература: Бэла И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M, 1954, Surzynski J., Wstep do monumenta musices, t. 1, Poznan, 1887, Сhybinski A., Teoria mensuralna w polskiej literaturze muzycznej, Kr., 1911; его же, Biografia Sebastiane z Felsztyna, "Mysl muzyczna", 1928, No 9, 1929, No 1-2, его жe Do biografii Sebastiana z Felsztyna, "Kwartalnik muzyczny", 1932, No 14-15, Jachimecki Z., Muzyka polska w epoce Piastуw i Jagiellonуw, (Kr.), 1929, Lobaczewska S., О utworach Sebastiana z Felsztyna, "Kwartalnik muzyczny", 1929, No 3-4.

Северак Д.

Северак Д. (Severac) Деода де (20 VII 1872, Сен-Феликс-Лораге, Верх. Гаронна - 24 III 1921, Сере, Вост. Пиренеи) - франц. композитор. Сын художника Жильбера де С. Учился в Тулузской консерватории, в 1896 переехал в Париж, где занимался в "Схола канторум", к-рую окончил в 1907 у А. Маньяра (контрапункт) и В. д'Энди (композиция). Большую часть жизни провел на юге Франции; в своих соч. отразил природу, быт, фольклор родного края. Создал большое количество произв. в разных жанрах, был блестящим импровизатором на фп. Одни его соч. остались незавершенными, другие - не опубликованы. Фп. музыка С. богата мелодиями, близкими народным, выразительна, искренна и самобытна. Ее высоко ценил К. Дебюсси. С. был чл. комитета Национального музыкального общества.

Сочинения: оперы (комич.) - Сердце мельницы (Le coeur du moulin, 1909, Париж), Принцессы д'Окифари (Les Princesses d'Hokifari), для орк. - поэмы, в т.ч. Нимфы в сумерках (Nymphes au crйpuscule, 1901), Триптих (1909), сюита Дидона и Эней (по Вергилию, 1903); Сбор винограда (Fкte des vendanges, для фп. с орк., 1916), камерно-инстр. ансамбли, для фп. - сюиты, в т.ч. Маленькая сюита (1895), Песня земли (Le chant de la terre, 1900), В Лангедоке (En Languedoc, 1904), пьесы, дуэты; орг. и церк. музыка, в т.ч. мотеты, хоралы, песни на сл. M. Метерлинка, П. Верлена и др; обр. нар. песен, музыка для драм. т-ра, в т.ч. к пьесам Э. Сикара "Гелиога-бал" (1910) и Э. Верхарна "Елена Спартанская" (1912) и др.

Литература: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, M., 1964, 1970, с. 141-43, Sйrй О., Musiciens franзais d'aujourd'hui, R., 1911, 1921 (с библиографией и каталогом сочинений), Moulin L., Dйodat de Sйverac, R, 1922, Selvа В., Dйodat de Sйverac, R., 1930, Landormy P., La musique franзaise aprиs Debussy, R., 1943, с 100-01; Canteloure J., D de Sйverac, R, 1950, Soula C, Girard J. (сост), Hommage а Dйodat de Sйverac, Touluse, 1953; Вrоdy Е., The piano music of Dйodat de Sйverac?, v. 1-2, N. Y, 1964 (Diss.).

A. Я. Ортенберг.

Северский М. К.

Северский М. К. (наст. фам. - Скородумов) Михаил Константинович (1 (13) XI 1882, дер. Крестниковская, ныне Вологодской обл. - 4 III 1954, Москва) - сов. певец (тенор) и гусляр. Засл. арт. РСФСР (1937) В 1904 окончил курсы хор. пения при Моск. консерватории. Творч. деятельность начал в оперетте М. В. Лентовского. В 1906-19 артист хора Большого т-ра и руководитель организованного им вок. квартета. С 1925 работал на радио. Выступал как конц. певец, исполнял рус. песни, записанные им в Вологодской, Тверской, Ярославской губ., былины, песни народов мира. Был также исполнителем на реконструированных им по старинным рисункам гуслях. Переложил для гусель ряд произв. рус. композиторов, написанных для др. инструментов. Выступал в конц. залах Москвы с тематич. концертами "Вечера русской народной песни и былины". В последние годы жизни руководил художеств. самодеятельностью в клубах, Домах культуры Москвы. Н. С. Зелов.

Северуд Х. С. Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Севильяна

Севильяна - см. Сегидилья.

Сегерстам Л.

Сегерстам Л. (Segerstam) Лейф (р. 2 III 1944, Васа) - фин. дирижёр, скрипач и композитор. В 1963 окончил по классам скрипки и дирижирования Академию музыки им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, в 1965 - Джульярдскую муз. школу в Нью-Йорке, где совершенствовался по композиции у В. Персикетти. В 1965-66 преподавал муз.-теоретич. предметы в Академии музыки им. Я. Сибелиуса в Хельсинки, одноврем. (1966-68) был гл. дирижёром Фин. нац. оперы, дирижировал балетными спектаклями этого т-ра во время его гастролей в Швеции, Норвегии, Венгрии, странах Юж. Америки; выступал также в США (с хельсинкским филармонич. оркестром). С 1968 дирижёр (с 1970 главный) Шведской корол. оперы в Стокгольме (с 1971 её музик-директор). С 1971 дирижирует в крупнейших оперных т-рах ("Ковент-Гарден", Лондон; "Метрополитен-опера", Нью-Йорк), выступает с симф. оркестрами, в т. ч. на Зальцбургских фестивалях; с оркестрами Би-Би-Си, Вашингтонским симф., Ленинградским академическим и мн. др.). С сер. 70-х гг. постоянный дирижёр симф. оркестров Фин. радио в Хельсинки и Австр. радио в Вене, а также рук. струн. квартета (носит его имя). Дирижёрское иск-во С. отличается большой эмоциональностью, свежестью интерпретаций; исполняет произв. разл. стилей, классич. и современные, а также собств. музыку. Как композитор выработал систему сочинения, основанную на "свободной пульсации", - исключил понятия длительности, тактовой черты, отчасти динамич. обозначений (орк. пьеса "Родина" - "Patria", 1973, и др.). С. - автор 4 балетов (в т. ч. "Пандора", 1967), пьесы для симф. оркестра "Вопли и видения" ("Screams and visions"), Дивертисмента для струн. оркестра (1963), концерта для скрипки с оркестром (1967), 12 струн. квартетов (1962-77), соч. для голоса с орк. или с фп., в т. ч. пьесы "7 красных моментов" ("7 red moments", 1967), пьес для фп., в т. ч. "Мысли" ("Thoughts").

Литература: Finnish music at the Helsinki festival 1975, Hels., 1375; Sermi1д J., F inlands composers. Hels., 1976; Leif Segerstam, Hels., 1977 (буклет).

M. А. Сальберг-Вачнадзе.

Сегидилья

Сегидилья (испан. seguidilla) - испан. нар. танец. Сопровождается пением. Появился в 15 или 16 вв. в Ла-Манче (Кастилия).

Сегидилья

М. де Pалья. Сегидилья. Из цикла "Семь испанских народных песен".

В 17 в. С. широко распространилась по Испании, со временем возникли местные разновидности, из к-рых наиболее традиционными являются мурсийская и севильская (последняя более известна под назв. севильяна - sevillana, т. е. seguidilla sevillana). Музыка, сопровождающая С., - развёрнутая пьеса, включающая многократные повторения отд. стихов строфы, инстр. вступление, заключение, а также небольшие интермедии между отд. стихами. Для мелодий С. типичны натуральный мажор (изредка - чередование мажора и параллельного минора), 3-дольный размер (3/4), подвижный темп (allegro, allegretto), жизнерадостный характер. Тексты С. преим. лирического или шутливого содержания. Аккомпанирующие инструменты - гитары, бандуррии, пандереты, кастаньеты. Классич. образцы использования С. в проф. музыке - увертюра "Ночь в Мадриде" М. И. Глинки (инстр. и вок. темы двух кастильских С., записанные композитором в Испании), мурсийская С. из цикла "Семь испанских народных песен" М. де Фалья.

Предыдущая страница Следующая страница