Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТОН"-"ТРЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Т" (часть 7, "ТОН"-"ТРЕ")

Тонс Э. О.

Эдгар Оттович (4 (17) I 1917, Петроград - 8 V 1967, Рига) - латыш. сов. дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1962). В 1943 окончил Латв. консерваторию по классу контрабаса (играл в разл. оркестрах), в 1950 - её дирижёрский ф-т (занимался у П. Барисона и Л. Э. Вигнера). Дирижёрскую деятельность начал ещё в годы учёбы, сначала в рижском Т-ре муз. комедии, затем (с 1947) в Латв. т-ре оперы и балета (был ассистентом Вигнера). В нач. 50-х гг. стажировался в Ленингр. т-ре оперы и балета под рук. Б. Э. Хайкина (первая самостоят. пост. - опера "Дубровский"). С 1954 гл. дирижёр Латв. т-ра оперы и балета. В репертуаре Т. было ок. 40 крупных сценич. произв., в т. ч. мн. оперы и балеты рус. классиков и совр. заруб. авторов. Под его руководством были пост. оперы "Тангейзер" (1956), "Саломея" (1959), "Война и мир" (1961), "Валькирия" (1963), "Катерина Измайлова" (1963); "Питер Граймс" Бриттена (1964). Дирижировал балетами "Ромео и Джульетта"; "Сакта свободы" Скулте и др. Видный интерпретатор творчества латыш. композиторов, Т. осуществил пост. опер "Банюта" А. Калниня, "Огонь и ночь" Я. Мединя, "К новому берегу", "Зелёная мельница", "Опера нищих" М. Зариня. В 1956 поставил на сцене Ленингр. т-ра оперы и балета оперу "Ласло Хуньяди" Эркеля.

В 1963-66 одноврем. с работой в т-ре Т. руководил симф. оркестром Латв. радио и телевидения. Его привлекали масштабные вок.-симф. произв., в их числе: "Мессия" Генделя, 9-я симфония Бетховена, оратория "Осуждение Фауста" Берлиоза, "Реквием" Верди, опера-оратория "Царь Эдип" Стравинского, оратории "Иван Грозный" на музыку Прокофьева, "Махагони" Зариня. Под упр. Т. были впервые исполнены мн. соч. латыш, композиторов. Выступал с концертами в городах Сов. Союза, в 1966 - в Польше. В 1952-61 преподавал (класс оперно-симф. дирижирования) в Латв. консерватории. Гос. пр. Латв. ССР (1965).

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969; Эдгар Тонс. Воспоминания. Статьи. Материалы, сост. А. Кенигсберг и В. Крастинь, М., 1974.

Е. Э. Торган.

Тонус

Тонус (лат. tonus, от греч. tonos) - см. Тон, Целый тон, Лад. Составная часть ряда терминов (напр., tonus lascivus, tonus peregrinus).

Топшур

Топшур - топшуэр, топшугэр, - нар. струнный щипковый муз. инструмент горных алтайцев. Род двухструнной шейковой лютни. Родствен хакасскому хомысу и тувинскому томпулуру (томпулюру, домпулуру), монг. топшхуру. Изготовляется из целого куска сосны или кедра. Корпус долблёный, овальный. Длина ок. 780 мм. На старинных образцах верхняя открытая сторона затягивалась кожаной мембраной, закреплённой деревянными гвоздиками, в мембране имелось несколько небольших резонаторных отверстий, позднее она была заменена деревянной декой, прикрепляемой деревянными шипами. Шейка длинная, без ладов, заканчивается головкой в виде коробки. Струны кручёные, из конского волоса (1-я тоньше 2-й), крепятся вверху к 2 деревянным колкам, внизу - через струнодержатель к корпусу; соединены с декой низкой деревянной подставкой. Настраивается в нетемперированную кварту (несколько больше чистой и меньше увеличенной). Способ игры - гл. обр. бряцание, иногда играют также дугообразным смычком. Игру часто сопровождают ударами пальцев по деке (мембране), что создаёт призвуки. Звучание тихое, глуховатое. На Т. исполняют вступит. наигрыши и интермедии между разделами эпич. произв. (алтайский богатырский эпос - кай), а также аккомпанируют пению сатирич. песен согуш (на муз. состязаниях певцов), нар. алтайским сказкам (чорчок); исполнители на Т. у нек-рых алтайских народностей пение без аккомпанемента чередуют с инстр. отыгрышами. Опыты по усовершенствованию Т. производил инстр. мастер П. А. Шошин.

Смычковая разновидность Т. - икили.

Литература: Булгаков В., Музыка у калмыков-алтайцев, "РМГ", 1905, No 23-24; Ильин A., Музыкальное творчество алтайцев, "СМ", 1950, No 8; Вертков В., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, M, 1963, 1975, с 183-84, Маадай-Кара, Алтайский героический эпос, M., 1973, с. 455-57.

В. P. Федько.

Торадзе Г. Г.

Гулбат Григорьевич (р. 14 X 1928, Тбилиси) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1969). В 1950 окончил филологич. ф-т Тбилисского ун-та, в 1952 - Тбилисскую консерваторию у В. Г. Донадзе (история музыки), в 1955 - у него же аспирантуру. С 1953 преподаёт в Тбилисской консерватории (с 1970 доцент), с 1962 декан, в 1966-69 декан теоретико-композиторского ф-та, с 1976 зав. кафедрой истории музыки. В 1968-73 секретарь CK Грузии, с 1979 пред. музыковедч. секции. С 1976 пред. секции музыки Гл. редакции "Грузинской энциклопедии". Т. принадлежат книги, очерки и статьи о груз. музыке. Сост. сб. "Анастасия Вирсаладзе" (1981; на груз. яз.) и автор монографич. очерка (там же).

Сочинения: Симфонические произведения Ш. Мшвелидзе "Звиадаури" и "Миндия", М., 1958; Леонкавалло и его опера "Паяцы", М., 1960; Иона Туския, Тб., 1962 (на груз. и рус. яз.); Композиторы Грузии, Тб., 1968, 1973; Грузинская музыка, Тб., 1974; На музыкальных перекрёстках, Тб., 1979 (на груз. яз.), и др.

Торадзе Д. А.

Давид Александрович (р. 14 IV 1922, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1961). Чл. КПСС с 1951. Учился в Тбилисской консерватории по классу фп. у А. Д. Вирсаладзе и композиции у С. В. Бархударяна (1937-39), а также в Моск. консерватории по классу композиции у Р. М. Глиэра (1939-41); окончил Тбилисскую консерваторию в 1948. Занимался там же в аспирантуре в 1948-51. С 1953 преподает в Тбилисской консерватории композицию и инструментовку (с 1973 профессор). Автор первых груз. муз.-сценич. произв., посвященных Великой Отечеств. войне 1941-45, - оперы "Призыв гор" (1947) и балета "За мир" (1953).

Сочинения: оперы - Призыв гор (1947, Груз. т-р оперы и балета), Невеста Севера (1958, там же), балеты - Горда (1949, там же, Гос. пр. СССР, 1951), За мир (1953, там же, 2-я ред. под назв. Непокоренные, 1970, там же), Мцыри (фильм-балет, Груз. студия телефильмов, 1976, "Гран при" и золотая медаль на 7-м Междунар. фестивале балетных телефильмов в Нью-Йорке, 1477), оперетты - Натэла (1948, Тбилисский т-р муз. комедии), Мститель (1952, там же), для орк. - 2 симфонии (1946, 1968), увертюра Роква (Празднество, 1944), концерт для фп. с орк. (1979), для хора - Груз. нар. напевы (хоровая симфония), 7 поэм для хора, гобоя и контрабасов (1972), Африканские эскизы (для солиста, хора и эстрадно-симф. орк., 1964), песни и романсы, музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Комедия одной ночи" Каладзе (1943), "Потопленные камни" Мосашвили (1948), "Весна в Сакене" Гулиа (1950), "Современная трагедия" Эбралидзе (1960), "День рождения Терезы" Мдивани (1962); музыка к кинофильмам - "Строптивые соседи" (1944), "День первый, день последний" (1959), "Встреча с прошлым" (1966), "Сады Семирамиды" (1970), "Побег на рассвете" (1973), "Непрошеные гости" (1976), "Человек ли он?!" (1979) и др.

Литература: Xучуа П., Советская опера и балет, в кн.: Грузинская музыкальная культура, M., 1957; Баяхунов Б., Искусство, богатое талантами, "СМ", 1971, No 6; "Творчество. Вестник композитора", вып. 1, M., 1973, с. 186-204.

Э. P. Месхишвили.

Торбан

Торбан (польск. teorbari, от итал. tiorba) - укр. и польск. струн. щипковый муз. инструмент. Разновидность басовой лютни - теорбы. Имел широкую и длинную шейку для басовых струн (т. н. байорки) и дополнит. головку для низких басовых струн (т. н. вторы; всего - 25-60 жильных струн), корпус более глубокий, чем у теорбы. Отличается от теорбы также наличием т. н. приструнков (короткие струны высокого регистра, расположенные вдоль деки), как у бандуры. Был распространен в 17-19 вв. среди польск. помещиков (входил в корол. капеллу лютнистов), казаческой старщины (поэтому Т. называли "панская бандура"), а также среди мещанства. В кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. Т. получил популярность в России и даже звучал в трактирах. На Т. аккомпанировали народным песням (в т. ч. славлениям в честь хозяина), иногда танцам, а также исполняли профессиональную инструментальную музыку. При игре инструмент держали на коленях в горизонтальном положении, струны защипывали пальцами обеих рук. Были известны торбанисты Видорты (Грегор, его сын Каэтан и внук Франц), И. Кошовый и И. Александров.

Литература: Фаминцын А., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891; Лисенко Н., О торбане и музыке песен Видорта, "Киевская старина", 1892, март; его же, Народнi музичнi iнструменти на Украпнi, "Зоря", 1894, No 1, 4, 5-7, Кипв, 1955, Хоткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930, с 143-55, Гуменюк А., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Кaminski W., Instrumenty muzyczne na zieimach polskich, Kr., 1971.

И. В. Мациевский, M. A. Полонтай.

Торелли Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Торки Л.

Торки Л. (Torchi) Луиджи (7 XI 1858, Мордано, близ Болоньи - 19 IX 1920, Болонья) - итал. музыковед. Учился в Болонской филармонич. академии и консерватории в Неаполе, в 1879-83 продолжал муз. образование в Леипцигской консерватории у С. Ядассона и К. Рейнеке. В 1885-91 преподавал историю музыки и эстетику в Муз. лицее Дж. Россини в Пезаро. С 1891 библиотекарь, в 1894 президент, в 1895-1916 профессор Болонского муз. лицея. В 1894-1904 редактор журн. "Rivista musicale italiana". T. внес значит. вклад в изучение старинной итал музыки, опубликовал мн. неизвестные произв. Под его ред. в Милане издано 7-томное собрание "Музыкальное искусство Италии в 14-18 веках" ("L'arte musicale in Italia nei secoli XIV - XVIII", 1897-1907), включающее образцы инстр., сольной вок., хор. музыки 14-18 вв., оперы и оратории 17 в (полностью и в извлечениях). Пропагандировал творчество R. Вагнера, перевел на итал. яз. нек-рые из его лит. работ. Написал ряд статей о Дж. Верди, Дж. Пуччини, П. Масканьи и др. итал. композиторах. Создал также муз. соч., в т. ч. оперы "La tempestaria" (1875, Болонья) и "Царь Сиона" ("Il re di Sion", не окончена), симфонию, увертюру к трагедии Г. Гейне "Альманзор", культовые произв. В Лондоне был издан составленный Т. сб. скрипичных пьес ("А collection of pieces for the violin composed by Italian masters of the XVII and XVIII centuries...", (s. a.)).

Сочинения: La scuola romantica in Germania e i suoi rapporti, collopera nazionale e con la musica,"Gazzetta musicale di Milano", 1884, v. 39; R. Wagner, Bologna, 1890, 1913; Carlo Pedrotti, "RMI", 1894, anno 1, fasc, 1; Canzoni ed arie italiane del secolo XVII, там же, 1894, v. 1 (переизд. - Eleganti canzoni ed arie..., Mil., 1894); La musica strumentale in Italia nei secoli XVI, XVII e XVIII, там же, 1897-1901, v. 4-8, I monumenti dell'antica musica francesa a Bologna, там же, 1906, v. 13, L'acustica, base dell'orchestrazione, там же, 1909, v. 16; Studi di orchestrazione ("L'anello del Nibelungo" di R. Wagner), там же, 1913-14, v. 20-21.

Литература: Vatie11i F., Necrologia di L. Torchi, "RMI", 1920, v. 27.

Ю. В. Келдыш.

Тормис В. Р.

Вельо Рихович (р. 7 VIII 1930, Куусалу, близ Таллина) - сов. композитор. Нар. арт. Эст. ССР (1975). В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина. Автор произв. многих жанров. Популярность получили его крупные хор. циклы. Гос. пр. СССР (1974), Гос. пр. Эст. ССР (1970, 1972).

Сочинения: опера Лебединый полет (Luigelend, 1965, т-р "Ванемуйне"); для хора и орк. - Калевипоэг (Kalevipoeg, слова из эпоса, 1955), Война в Махтра (Mantra sхda, сл. P. Э. Руммо, 1958), Ванемуйне (Vanemuine, слова из эпоса, 1967), Солнце, море, земля (Pдike, meri, maa, сл. M. Рауда, 1970), Песнь о радости (Laul rххmust, сл. Э. Ветемаа, 1974), для орк. - 2 увертюры (1956, 1959), сюита из музыки к спектаклю "Океан" Штейна (1961), сюита из музыки к опере "Лебединый полет" (1971), сюита из музыки к кинофильму "Весна" (Kevade, 1973); хоры без сопровождения (ряд из них с солирующими инструментами) - День мира (Rahu pдev, с литаврами, сл. M. Кесамаа, 1960), Три прекрасных слова было у меня (Kolm mul oli kaunist sхna, с флейтой, сл. Руммо, 1962), День рождения Родины (Kodumaa sьnnipгev, сл. Руммо, 1963), Начало песни (Laulu algus, сл. X. Руннеля, 1968), Баллада о Маарьямаа (Maarjamaa ballaad, сл. Я. Каплинского, 1969), Заклятие железа (Raua needmine, с шаманским бубном, слова по мотивам фин. эпоса "Калевала", 1972), Слова Ленина (Lenini sхnad, 1972; за последние три - Гос. пр. СССР, 1974), Певец (Laulja, сл. К. Я. Петерсона, 1974); хор. циклы и сюиты без сопровождения, в т. ч. 3 песни из эпоса (Kolm laulu eeposest, 1960), Кихнуские свадебные песни (Kihnu pulmalaulud, слова народные, 1965), Мужские песни (Meestelaulud, слова народные, 1965), Эстонские календарные песни (Eesti kalendrilaulud, слова народные, 1967; Гос. пр. Эст. ССР, 1970), Картинки природы (Looduspildid, сл. Я. Каплинского, А. Суумана, В. Луйк, А. Эхина, 1964-69), Наследство ливов (Liivlaste pдrandus, слова народные, 1970), Водские свадебные песни (Vadja pulmalaulud, слова народные, 1971), Ижорский эпос (Isuri eepos, слова народные, 1975), Северорусская былина (Pхhja-vene bхliina, слова народные, 1976), Ингерманландские вечера (Ingerimaa хhtud, слова народные, 1979), Песни Гамлета (Hamleti laulud, 2 песни, сл. Руммо, 1965), 3 прелюдии и фуги для фп. (1958); музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к фильмам, в т. ч. "Весна" ("Kevade", 1971, Гос. пр. Эст. ССР, 1972).

Литература: (Туйск О.), Вельо Тормис, M., 1958; Xирвесоо А., Уникальный симфонизм, "Сов. Эстония", 1975, 15 апр.; Hoрмет Л., Вельо Тормис, в сб.: Композиторы союзных республик, вып. 1, M., 1976

А. В. Хирвесоо.

Торрефранка Р. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тортелье П.

Тортелье П. (Tortelier) Поль (р. 21 III 1914, Париж) - франц. виолончелист, композитор, педагог. Учился в Парижской консерватории у Л. Фёйара и Ж. Хеккинга (виолончель), бр. Ж. и Н. Галлон (композиция). С нач. 30-х гг. ведёт широкую конц. деятельность. В 1935-37 солист оркестра в Монте-Карло, в 1939-45 - Бостонского симф. оркестра. После освобождения Франции от фашистской оккупации вернулся в Париж. В 1956-69 профессор Парижской консерватории, с 1971 преподаёт в Высшей школе музыки в Эссене (ФРГ). Основатель и президент об-ва "Mouvement Beethoven", призванного поддерживать прогрессивных композиторов.

Концертирует во мн. странах мира (гастролировал в СССР в 1971 как солист, в 1979 - в составе трио с дочерью Марией и сыном Яном Паскалем Т.), выступал с крупнейшими дирижёрами, в т. ч. О. Клемперером, Ш. Мюншем, А. Клюитенсом, Г. Караяном, Л. Маазелем, Е. Ф. Светлановым, Г. Н. Рождественским. Репертуар Т. богат и разнообразен. Исполнительский стиль его отличается сочетанием темпераментности с большой продуманностью, выразительности и гибкости фразировки с виртуозной техникой. Неоднократно выступал и как дирижёр (в частности, в "Концертах Ламурё"). Автор симф., камерных, а также сольных скр. и виолонч. произв., в т. ч. концерта для 2 виолончелей с оркестром (Т. исполнял его с женой - виолончелисткой Мод Т.). Ему принадлежат каденции ко многим виолончельным концертам (Ф. Э. Баха, Л. Боккерини, Й. Гайдна и др.), редакция сюит для виолончели соло И. С. Баха (1966), Школа для виолончели (Paul Tortelier in collaboration with Maud Tortelier and Rudolf Gaspar Baumberger, How I play, how I teach, foreword by Prof. Dr. Lev Ginsburg, L., 1975). Написал уч. пособие "Современная сольмизация" ("Solmisation contemporaine...", P., 1965).

Сочинения: для opк. - Израильская симфония (Symphonie israйlienne, с хором, 1956), Приношение (Offrande, для струн. орк., на темы Л. Бетховена, к 200-летию со дня его рождения,. 1970); концерты с орк. - для фп., для скр., 2 для влч., для 2 влч.; камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. трио; для влч. и фп. - Элегия (1937), 3 этюда (1947), токката, каприс (1959); для влч. (соло) - сюита (1946) и др.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 4, М., 1978; Вдсhi J., Berьhmte Cellisten, Z., 1973.

Л. С. Гинзбург.

Торупилль

Торупилль - эст. дух. нар. инструмент. Род волынки. Состоит из меха (изготовляется из тюленьего, бычьего желудка, иногда животного пузыря, шкуры собаки, козы и др.) с 3 или 5 трубками, из к-рых одна - для нагнетания воздуха, с кожаным запирающим клапаном, другая - игровая мелодическая (из можжевельника или сосны) и 1, 2, реже 3 - бурдонные (гл. обр. из ясеня, а также из сосны), с небольшим точёным раструбом (бывает разл. формы). Мелодич. трубка - без раструба (дл. 180-300 мм), с 5-6 игровыми отверстиями; в неё и в бурдонную трубку вставлены пищики из тростника (реже гусиного пера) с одинарным надрезным язычком; звукоряд мелодич. трубки диатонический (fis1 - g1 - a1 - h1 - с2 - d2 - e2; g1 - a1-h1 -c2 - d2 - e2), диапазон мелодий - гл. обр. секста. Бурдонная трубка с небольшим раструбом цилиндрич. формы (дл. 300-750 мм) состоит из 2 раздвижных колен, позволяющих удлинять канал и т. о. менять высоту звука; настраивается квинтой или октавой ниже мелодической. Если бурдонных трубок две, они настраиваются в квинту (g - d1), и одна из них - октавой ниже мелодической. Т. звучит так же, как обычная волынка. Был известен среди эст. крестьян уже в 16 в., в кон. 19 в. почти вышел из употребления. Играли на Т. соло (нар. танцы и наигрыши), иногда в ансамбле со скрипкой и варганом, для наигрышей Т. характерно обилие трелей и форшлагов. Оказал заметное влияние на дальнейшее развитие мелодики эст. нар. песни; нек-рые наигрыши вошли в репертуар совр. сельских музыкантов - каннелистов, скрипачей, гармонистов.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 88; Tampere H., Eesti rahvapillid ja rahvatantsud, Tallinn, 1975, lk. 19-23; Tцnurist I., The Estonian bagpipe, в кн.: The Bagpipes in Europe, I, The Brussels museum of musical instruments. Bulletin, v. 6, 1976, p. 47-54.

И. В. Тынурист.

Тосар Э. А.

Tocaр Эррекарт (Tosar Errecart) Эктор Альберто (р. 18 VII 1923, Монтевидео) - уругв. композитор, пианист, дирижёр и педагог. Брал уроки в Монтевидео у В. Колишера (фп.), Т. Мухики (гармония и контрапункт), Л. Бальди (композиция). Совершенствовался в Танглвуде как стипендиат Фонда Гуггенхейма (США, в 1946-48, по композиции у А. Копленда), в 1949-51 занимался в Парижской консерватории и "Эколь нормаль" (по композиции у Д. Мийо, Ж. Ривье и А. Онеггера, по дирижированию - у Ж. Фурне и Э. Биго). Преподавал историю музыки в Нац. консерватории Монтевидео (в 1951-59 и 1967) и гармонию в Педагогич. ин-те там же (в 1952-60); в 1961-65 декан консерватории в г. Сан-Хуан (Пуэрто-Рико); с 1966 профессор по классу композиции в Нац. консерватории Монтевидео и игры на органе в ун-те там же. С 1969 возглавлял оркестр Монтевидео. С 1943 выступает как концертирующий пианист, гастролировал в США, а также в Бразилии, Аргентине и др. странах Лат. Америки. Стиль Т.-композитора близок к неоклассицизму.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - Ода друзьям (Oda a amigas, с чтецом, 1951), Psalm (102-й псалм, 1955), Те Deum (1960); для орк. - симфонии (1945; 1950 - для струн. орк.; 1973), токката (1940), Креольский танец (Danza criolla, 1940; также для фп.), Симфонический момент (Momento sinfonico, 1949), Симфоническая серия (Serie sinfonica, 1952), Интермедии (Intermisiуn, 1967); для инструментов с орк. - концертино для фп. (1941), Концертная симфония для фп. (Sinfonia concertante, 1957); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп. (1947), для кларнета и фп. (1957), Ноктюрн и скерцо для скр., кларнета и фп. (1943), струн. квартет (1944), Зеркала (для квартета духовых, 1972), Дивертисмент (для квинтета духовых, 1957); для фп. - 2 сонатины (1940, 1954), Импровизации (1941), сюита (1945), 4 пьесы (1961, также для орк.); для голоса и камерно-инстр. ансамбля - Странствующие птицы (Naves errantes, триптих для баритона и 11 инструментов, на тексты Р. Тагора, 1964); для голоса и фп. - 6 песен на сл. X. М. Пемана, 2 песни на сл. X. Депре и др.

Дж. К. Михайлов.

Тосканини А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тости Ф. П.

Тости Ф. П. (Tosti) Франческо Паоло (9 IV 1846, Ортона, Кьети - 2 XII 1916, Рим) - итал. композитор, певец и вок. педагог. В 1858-66 учился в корол. консерватории "Сан-Пьетро а Майелла" в Неаполе, где занимался по классу композиции у К. Конти и С. Меркаданте. По окончании консерватории остался в классе Меркаданте на должности "маэстрино" (мл. преподавателя). В 1869 тяжело заболел и вынужден был вернуться в Ортону. Здесь написал свои первые канцоны, впоследствии ставшие популярными, - "Не люблю тебя больше", "Жалоба любви" и др. Вскоре после выздоровления уехал в Рим, где благодаря поддержке композитора и пианиста Дж. Сгамбати выступил в конц. зале "Данте" в качестве композитора и певца с исполнением своих произв. Концерт прошёл с огромным успехом, и Т. был приглашён на должность придв. учителя пения. С 1875 ежегодно выступал с концертами в Лондоне, в 1880 поселился там, заняв место преподавателя пения при англ. корол. дворе; с 1894 профессор Корол. академии музыки. С 1908 получил дворянский титул и звание сэра. В 1912 вернулся в Италию.

Т. - один из видных представителей итал. камерной вок. школы кон. 19 - нач. 20 вв. Мировую славу принесли композитору его многочисл. канцоны, романсы, вок. дуэты, неаполитанские песни. Музыка Т. мелодична, отмечена ярким нац. своеобразием, выразительной простотой; она эмоциональна, ритмически разнообразна, отличается благородным изяществом и элегантностью стиля. Мн. произв. Т. созданы в сотрудничестве с известными итал. поэтами, в т. ч. одна из самых популярных его песен "Марэкьяре", подлинно народная по своему мелодич. складу, написана совм. с С. Ди Джакомо (впервые исполнена известным неаполитанским тенором Ф. Де Лючия). Мн. произв. Т. вошли в конц. репертуар Э. Карузо, Б. Джильи и др. выдающихся итал. певцов.

Среди наиболее известных романсов: на итал. яз. - "Не люблю тебя больше" ("Non t'amo piъ"), "Жалоба любви" ("Lamento d'amore"), "Марэкьяре" ("А Маrechiare"), "Серенада" ("La serenata"), "Идеал" ("Ideale"), "Хочу умереть" ("Vorrei morir"), "Аве Мария" ("Ave Maria"), "Утро" ("Mattinata"), "Любовь" ("Amore"), "Апрель" ("Aprile"), "Помнишь!" ("Penso!"), "Далеко" ("Lungi"), "Последний поцелуй" ("L'ultimo bacio"), "Последняя серенада" ("L'ultima serenata"), "Прощай" ("Addio"), "Роза" ("La rosa"); на англ. яз. - "Навсегда" ("Forever"), "Прощай" ("Goodbye"), "Мать" ("Mother"), "На закате" ("At vespers"), "Вчера" ("Yesterday"); на франц. яз. - "Прощай, Сюзон" ("Adieu а Suzon"), "Любите, когда вас любят!" ("Aimez, quand on vous aime!"), "Мечта" ("Rкve").

Литература: Rоссi V., F. P. Tosti e la lirica vocale italiana nell' Ottocento, "RMI", 1917, v. 24; Mario E. A., F. P. Tosti, Siena, 1947; La Mоrgia M., Epicedio per l'aedo, "La Scala", 1961, v. 13; Riovano A., Omaggio a F. P. Tosti, Ortona, 1972.

C. M. Грищенко.

Тот А.

Тот А. (Tуth) Аладар (4 II 1898, Секешфехервар - 18 X 1968, Будапешт) - венг. муз. критик и эстетик. Окончил философский ф-т Будапештского ун-та (1925), защитив диссертацию об эстетике театр. музыки В. А. Моцарта ("Adatok Mozart zenedrбmбinak esztйtikбjбhoz", 1925). С 1919 муз. критик газ. "Eszme" (Секешфехервар). В 1920-40 муз. критик будапештских газет и журналов ("Pesti Naplу", "Nyugat" и др.). В 1940-46 жил в Швеции. Директор Оперного т-ра в Будапеште (1946-56). Автор ряда статей. Совм. с Б. Сабольчи сост. муз. словарь "Zenei lexikon" (Bd 1-2, 1930-31, 2-е изд. 1965). Пр. им. Кошута (1952).

Сочинения: Zoltбn Kodбly, W., 1932 (на нем. яз.); Verdi mьvйszi hitvallбsa, Bdpst, 1941; Liszt Ferenc a magyar zene ъtjбn, Bdpst, 1941; Mozart, Bdpst, 1941 (совм. с Б. Сабольчи); Vбlogatott zeneikritikбi 1934-1939, Bdpst, 1968 (с предисловием Д. Лукача).

Литература: Ujfalussy J., Tуth Aladбr, "Musiea", 1968, Jahrg. 11, No 12; Breuer J., A zenekritika tбvlatai, в его кн.: Bartуk йs Kodaly, (Bdpst, 1978).

Тох Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тоцкий И. К.

Иван Корнелиевич (24 IV (6 V) 1896, с. Буяничи, близ Могилёва - 16 XII 1957, Одесса) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1948). Учился на юридич. ф-те Харьковского ун-та. В 1925 окончил Киевскую консерваторию по классу пения у Н. П. Чистякова. В 1925-27 солист Харьковского, в 1927-57 - Одесского т-ров оперы и балета (в 1943-45 пел в Ленинградском, в 1945-46 - в Укр. т-рах оперы и балета). Т. обладал сильным ровным голосом широкого диапазона, ярким драм. талантом. Исполнил ряд партий в операх укр. композиторов, в том числе - Карась ("Запорожец за Дунаем"), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Лысенко), Кривонос ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Захар Беркут ("Золотой обруч" Лятошинского). Среди др. партий: Вакуленчук ("Броненосец, "Потёмкин"" Чишко), Тарас ("Семья Тараса"), Фрол ("В бурю"), Сусанин, Руслан, Мельник, Пимен, Досифей, Гремин, Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Тимур ("Турандот" Пуччини). Выступал как конц. певец, в его репертуаре - камерные произв. рус. и укр. композиторов-классиков, а также укр. сов. авторов.

И. М. Лысенко.

Точка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трактус

Трактус - тракт (лат. tractus, букв. - волочение, протяжение), - часть missa proprium (см. Месса), вводимая в нек-рых случаях (напр., в реквиеме) в качестве скорбного, покаянного песнопения, обычно вместо радостной аллилуйя. Т. относится к древнейшему слою григорианского хорала (см. Григорианское пение). Его текст представлен стихами псалмов, причём только в Т. они сохраняются полностью, без к.-л. изменений и вставок (антифонов и респонсориев), чем нередко объясняют происхождение его названия (от лат. tractim - беспрерывный). Нек-рые ср.-век. авторы, напр. Дурандус, производят назв. Т. от лат. traho - "тяну", "растягиваю" и связывают его с манерой исполнения. Предполагают, что первоначально Т. исполнялся соло, однако впоследствии его предназначали для антифонного пения двумя хорами или для соло и хора. Продолжительность Т. резко колеблется в зависимости от количества стихов в псалме (наименьший Т. содержит 2 стиха, наибольший - 14). Число мелодий Т. невелико (всего 31, из них 10 более поздних); все они относятся ко второму или восьмому ладам (см. Средневековые лады).

Трактус

В Т. содержится много устоявшихся, широко употребительных оборотов, к-рые повторяются не только внутри одной мелодии, но и переходят от одного Т. в другой. В Т. при распевании слогов текста образуются многочисл. мелизмы (1). С др. стороны, для фрагментов мелодий Т. характерна речитация, т. е. повторение одного звука с разл. слогами текста.

В Т. с большим количеством стихов (обычно 2-го лада) широко применяется варьирование начального оборота, выдержанное настолько последовательно, что можно говорить о мелодич. остинатности.

Литература: Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1, Freiburg, 1895, Lpz., 1911, переиздание Hildesheim, 1962; Smidt H., Die Tractus des zweiten Tones in gregorianischer und stadtrцmischer Ьberlieferung, в кн.: Festschrift J. Schmidt-Gцrg, Bonn, 1957; Ape1 W., Gregorian chant, Bloomington, 1958; Werner E., The sacred bridge, L., 1959.

T. C. Кюрегян.

Трамбицкий В. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Тране В.

Тране В. (Thrane) Вальдемар (8 X 1790, Драммен, фюльке Бускеруд - 30 XII 1828, Осло) - норв. композитор, скрипач и дирижёр. По национальности датчанин. Учился игре на скрипке у К. Шаль в Копенгагене и П. М. Байо в Париже, где также занимался по композиции у А. Рейхи и Ф. Хабенека. С 1817 работал в Осло, был дирижёром оркестра гор. т-ра, с 1818 руководил местным муз. об-вом "Музыкальный лицей" ("Det musicaliske Lyceum"). В том же году дебютировал как скрипач, затем выступал в Осло, Стокгольме и др. городах скандинавских стран как солист и в составе основанного им струн. квартета. С 1819 концертмейстер оркестра театр. об-ва "Det dramatiske Selskab", руководил муз. школой. Т. внёс большой вклад в муз. культуру Норвегии не только как муз.-обществ. деятель, но и как композитор, сыгравший важную роль в формировании нац. композиторской школы. Ему принадлежит первое норв. муз.-сценич. произв. - зингшпиль по пьесе X. А. Бьеррегора "Приключение в горах" ("Горная сказка" - "Fjeldeventyret", соч. 1824, 1-е конц. исполнение в "Муз. лицее" в 1825, затем в конц. зале в 1827, пост. в Осло в 1850). В этом произв., написанном в духе нем. романтиков, впервые в норв. музыке использованы нар. мелодии и нац. танц. ритмы. Т. был первым норв. композитором, воплотившим в своём иск-ве нац. нар. характер (песня горца из этого зингшпиля стала народной). Среди др. произв. Т. - зингшпиль "Приключение сторожа" ("Vektereventyret") и музыка к пьесе Бьеррегора "Клара", а также несколько увертюр, кантаты, пьесы для скрипки и фп. (в т. ч. танцы), хоры, песни. Нек-рые соч. Т. отражают влияние К. М. Вебера.

Литература: Conradi J. G., Musikkens udvikling i Norge, Christiania, 1878; Qvamme В., Utenlandske musikers i Norge pе W. Thranes tid, в изд.: Norsk musikkgranskning Еrbok, 1951-1953, Oslo, 1953; Benestad F., Waldemar Thrane, en pionйr i norsk musikliv, Oslo, 1961; Grinde N., Norsk musikk historie, Oslo - Bergen - Tromsш, 1975, s. 111-16.

O. Е. Левашева.

Транскрипция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Транспозиция

Транспозиция (от позднелат. transpositio -перестановка) - перенесение (транспонирование) муз. произведения из одной тональности в другую. Т. широко используется в вок. практике как средство, позволяющее исполнять муз. произв. в удобной для певца тесситуре. Применяется также при переложении муз. произв. для к.-л. инструмента в том случае, если диапазон произв. не соответствует возможностям данного инструмента. В процессе Т. все звуки переносятся вверх или вниз на интервал, соответствующий высотному отношению первоначальной и новой тональности. При Т. на полутон вверх или вниз иногда могут изменяться лишь ключевые и случайные знаки, а ноты оставаться теми же (напр., Т. из C-dur в Cis-dur или Ces-dur). T. может осуществляться и с помощью замены ключа и знаков альтерации при нём; ноты при этом сохраняются на тех же местах, напр. от замены ключа соль басовым ключом образуется Т. на малую сексту вниз через октаву. Опытные концертмейстеры могут транспонировать сопровождение, пользуясь нотами произв. в оригинальной тональности. Нек-рые исполнители-инструменталисты способны транспонировать выученную пьесу по слуху. В оперных произв. применяется Т. отд. арий или целых партий в удобную для певца тональность, напр. П. И. Чайковский транспонировал для певицы М. Д. Каменской (меццо-сопрано) сопрановую партию Иоанны в опоре "Орлеанская дева". Вок. произв. (романсы, песни) обычно издаются не только в тональности оригинала, но и в Т. для др. голосов.

Т. - важное средство формообразования, развития в музыке (напр., Т. тем побочной и заключит. партий в репризе сонатной формы). В экспозиции фуги реальный ответ (см. Фуга) представляет собой Т. темы в др. тональность; в разработке фуги тема транспонируется в разные тональности. Т. применяется и в пьесах малых форм (повторение темы в др. тональности, напр. в прелюдии Скрябина ор. 2 No 2).

В сольмизационной системе Гвидо д'Ареццо образование "мягкого" гексахордного звукоряда от f считалось Т. "натурального" гексахорда (от С) на кварту вверх путём понижения си - b quadratum (h) на b rotundum (b). Таких гексахордов в системе было два: "мягкий" гексахорд primum (4-й) и "мягкий" гексахорд secundum (6-й). С 16 в. Т. обучали исполнителей на клавишных инструментах; так, напр., от органиста требовалось умение подстраиваться в процессе церк. пения к интонации служащего и к хору. В додекафонии Т. используется при переносе модуса на любую из 12 ступеней темперирован. строя.

В. А. Вихромеев.

Транспонирующие инструменты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Траубель Э.

Траубель Э. (Traubel) Элен (20 VI 1899, Сент-Луис, шт. Миссури - 28 VII 1972, Санта-Моника, шт. Калифорния) - амер. певица (сопрано). По национальности немка. Училась у В. Карст в Сент-Луисе, где в 1925 дебютировала в симф. концерте с местным оркестром. В 1926 впервые выступила в Нью-Йорке. В течение 8 лет была солисткой хора церкви Сент-Луиса. В 1937 дебютировала в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк) в партии, специально написанной для неё В. Дамрошем в его опере "Человек без родины". Получила известность в 1939, после выступления в партии Зиглинды ("Валькирия"); Т. была видной исполнительницей гл. партий в вагнеровских операх. Среди партий - Изольда; Брунгильда ("Гибель богов"), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета ("Тангейзер"). Т. сравнивали с К. Флагстад, одной из лучших исполнительниц партий в операх Р. Вагнера. Голос Т. был сильным и мощным, красивого тембра; её трактовки отличались искренностью и вдумчивостью. Обладала большим сценич. дарованием (облик Т. полностью соответствовал образам вагнеровских героинь). Оставила сцену в 1953. Выступала в симф. концертах с участием А. Тосканини. Автор воспоминаний и др. лит. работ.

Литературные сочинения: The Metropolitan opera murders, N. Y., 1951, 1964; Saint Louis' woman, N. Y., 1959.

С. Ю. Сигида.

Траурный марш

Траурный марш - см. Похоронный марш.

Траэтта Т.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Требелли Беттини С.

Требелли Беттини С. (Trebelli Bettini) Селия (наст. имя и фам. - Глория Каролина Жильбер, Gillebert) (1838, Париж -18 VIII1892, Этрета) - франц. певица (меццо-сопрано). В детские годы обучалась игре на фп., затем училась пению у П. Вартеля. Впервые на оперной сцене выступила в Мадриде (1858/59). В последующие годы (до 1889) пела в оперных т-рах стран Европы (в т. ч. в России) и Америки; неск. лет с большим успехом выступала во мн. городах Германии, в 1862 - в Лондоне; исполнение партии Орсины ("Лукреция Борджа") принесло Т. Б. славу одной из лучших певиц своего времени. В 1878 и 1884 совершила большие гастрольные поездки по США. Обладала гибким, подвижным голосом с хорошо развитым верхним регистром, была выдающимся мастером бельканто. Исполнение певицы увлекало слушателей страстным драм. порывом, эмоциональным накалом. Современники особенно отмечали её интерпретацию партий итал. оперного репертуара и прежде всего Розины, Азучены; Арзаче ("Семирамида" Россини). Среди др. партий - Фредерик ("Миньон" Тома), Кармен; Фатима ("Оберон" Вебера).

Литература: Петербургская примадонна г-жа Требелли-Беттини, "Нива", 1872, No 16; Mensiaux M. de, Selia Trebelli, L., 1890.

В. В. Тимохин.

Трезвинский С. Е.

Степан Евтропович (16 (28) XI 1860, с. Семигоры, ныне Киевской обл. - 1942, Москва) - сов. певец (бас). Засл. арт. гос. акад. театров (1924). В 1889 окончил Моск. консерваторию, где учился пению у К. Эверарди и Д. Гальвани. С того же года, после удачного дебюта в партии Зарастро ("Волшебная флейта"), - солист Большого т-ра. За сорок лет работы в т-ре исполнил св. 60 партий. Первый исполнитель на сцене Большого т-ра партии Кончака в опере "Князь Игорь" Бородина (1898). Др. партии: Бермята ("Снегурочка"), Андрей Гаврилович Дубровский ("Дубровский"), Генрих Птицелов ("Лоэнгрин"), Старик-странник ("Рогнеда"). Выступал во мн. городах России (в т. ч. в Казани, Ростове-на-Дону, Новочеркасске). В годы 1-й мировой войны 1914-18 стал инициатором создания фонда "Помощь бедным, обращающимся за содействием к артистам", был организатором более ста благотворит. концертов в Москве. После Oкт. революции 1917 активно участвовал в организации цикла концертов корпорации артистов-солистов Большого т-ра, шефских концертов для рабочих и красноармейцев. Был членом Муз. совета Моск. дома учёных, инспектором и зав. студией Оперного т-ра им. К. С. Станиславского, вёл работу с участниками художеств. самодеятельности.

Н. С. Зелов.

Трезвучие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трель

Трель (итал. trillo, от trillare - дребезжать; франц. trille; нем. Triller; англ. shake, trill) - вид мелизмов; мелодич. украшение, состоящее из 2 быстро чередующихся звуков, основного и верхнего вспомогательного, находящегося на расстоянии тона или полутона от осн. звука. Продолжительность Т. равна длительности осн. звука. Т. обозначается как tr

Трель

или tr. Существуют разл. формы исполнения Т.: начиная с нижнего или верхнего вспомогат. звука и с осн. звука (наиболее употребит. форма в 20 в.); окончание Т. - простое, без заключит. фигуры или при помощи вспомогат. звука, т. н. нахшлага (нем. Nachschlag), к-рый выписывается мелкими нотами в конце Т. На коротких звуках Т. может быть исполнена лишь в виде двойного мордента или группетто. В пунктирном ритме Т. не может занимать всего времени осн. звука, т. к. необходимо сохранить характер этого ритмич. рисунка.

Трель

В виртуозных муз. пьесах часто встречается т. н. движущаяся Т. или трельная цепочка (итал. catena di trilli; франц. chaоne de trilles; нем. Trillerkette; англ. continuous trill), состоящая из восходящего или нисходящего последования Т., связанных нахшлагами или без них.

В. А. Вахромеев.

Трембита

Трембита - трэмбита, трымбита, тромбита, трумбэта, тромпэта - укр., польск., слов., венг., хорв., далматинский амбушюрный (см. Амбушюр) инструмент. Род деревянной, т. н. альпийской (без игровых отверстий) трубы с конич. раструбом. Изготовляется из цельного куска пихты или ели методом продольного раскола (лучшие образцы - из дерева, в к-рое попала молния, т. н. громового). Распространены также металлические, в т. ч. жестяные складные Т., прямые либо свёрнутые (подобно старинной натуральной трубе). Дл. 1-4 м, диаметр у конца, в к-рый дуют, - 25-40 мм. Диапазон 2-21/2 октавы натурального звукоряда. Звук сильный, полётный, с дальностью распространения более 10 км. Т. - пастушеский инструмент карпатских горцев (гуцулов, гуралей, бойков и др.). На Т. исполняли сигналы сбора скота, тревоги, начала и конца рабочего дня, а также рождественские (колядные) и похоронные (оповещают о смерти и разл. этапах похорон) обрядовые наигрыши (часто в ансамбле трембит и с рогами). Входит в состав совр. проф. и самодеят. оркестров нар. инструментов, ансамблей песни и танца.

Литература: Шухевич В., Гуцульщина, т. 1-5, Львiв, 1898-1908; Xoткевич Г., Музичнi iнструменти украпнського народу, Харкiв, 1930; Гуменюк A., Украпнськi народнi музичнi iнструменти, Кипв, 1967; Сhуbinski A., Instrumenty muzyczne ludu polskicgo na Podhalu, в его кн.: О polskiej muzyce ludowej, Wars., 1961, s. 245-420; Moszynski K., Kultura ludowa slowian, t. 2, cz. 2, Kr, 1939, s. 1247-1359, Warsz., 1968, s. 530-640; Leng Z., Slovenskй l'udovй hudobnй nastroje, Brat., 1959; Sarosi В., Die Volksmusikinstrumente Ungarns, Lpz., 1967.

И. В. Мациевский.

Тремоло

Тремоло (итал. tremolo, букв. - дрожащий) - многократное быстрое повторение одного звука, интервала или аккорда, а также чередование двух звуков, расположенных на расстоянии не менее малой терции, или частей "разложенного" аккорда. Т. исполнимо на фп., струн., дух. и удар инструментах. В симф. и оперной музыке применяется орк. Т., в к-ром участвуют группы инструментов. В фп. муз. лит-ре Т. встречается в оперных клавирах и переложениях орк. пьес, реже - в сольных сочинениях.

Тремоло

Повторяющийся звук или аккорд записывается в суммарной длительности всех повторений. Скорость исполнения Т. обозначается с помощью рёбер или вязок.

В. А. Вахромеев.

Трепак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Третьяк В. Я.

Василий Яковлевич (р. 6 XII 1926, с. Комаровка Курской обл.) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1980). Чл. КПСС с 1952. В 1958 окончил Харьковскую консерваторию по классу пения у Т. Я. Веске. В 1958-62 солист Молдавского, с 1962 - Укр. т-ров оперы и балета. Обладает сильным голосом обширного диапазона с ярко выраженными "металлич." верхними нотами. Его исполнению присущи отличная дикция, тонкая филировка звука, яркий темперамент; артист большого драм. дарования. Среди партий: Самозванец; Андрей Хованский ("Хованщина"), Герман; Лыков ("Царская невеста"), Андрей ("Запорожец за Дунаем"), Олег Кошевой ("Молодая гвардия"), Василий ("Милана" Г. Майбороды), Богун ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Адмирал, Лавро ("Гибель эскадры", "Мамай" Губаренко), Сергей ("Катерина Измайлова"), Канио, Отелло, Радамес, Манрико; Ричард ("Бал-маскарад"), Хозе; Рауль ("Гугеноты"). Выступает как конц. певец, в его репертуаре произв. рус. и укр. композиторов, сов. авторов, песни народов СССР. С 1976 преподаёт в Киевской консерватории. Гастролировал за рубежом (Румыния, Польша, Болгария, Чехословакия, Югославия, ГДР, Куба, Испания, Франция).

Литература: Гуляева Л., Солiст опери, "Культура i життя", 1966, 18 серпня; Миркотан В., Сила натхнення, там же, 1973, 13 травня.

И. М. Лысенко.

Третьяков В. В.

Виктор Викторович (р. 17 X 1946, Красноярск) - сов. скрипач. Нар. арт. РСФСР (1979). Окончил Моск. консерваторию (1970) и аспирантуру при ней (1973) у Ю. И. Янкелевича. С 1970 солист Моск. филармонии. Игре Т. присущи эмоциональность, масштабность, виртуозность. В репертуаре Т. все скр. произв. И. Брамса, П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, а также концерты, сонаты, пьесы рус., сов. и заруб. композиторов. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1965, Москва), Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1966, Москва). Гастролирует за рубежом. Гос. пр. РСФСР мм. М. И. Глинки (1981). Пр. Ленинского комсомола (1967).

Треугольник

Треугольник (итал. triangolo, франц. triangle, нем. Triangel, англ. triangle) - ударный инструмент высокой тесситуры. Представляет собой стальной прут диаметром ок. 8-10 мм; согнутый в форме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. Различают малый Т. (длина основания 150 мм), средний (200 мм) и большой (250 мм); малый Т. звучит высоко и "тонко", большой - более низко и "сочно". При игре исполнитель держит Т. на жильной струне в левой руке или подвешивает к пульту; ударяет по разл. частям Т. (для получения звука разл. степени громкости и характера) спец. стальной палочкой без рукоятки (дл. 220 мм). Звук Т. всех размеров без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, к-рый может заглушаться (при обозначении secco) прикосновением свободной руки; при коротких ударах звук глушится пальцами рук. Для получения piano и pianissimo ударяют тонкой палочкой (2,5 мм диаметром) по верхней части одной из боковых сторон, для forte и fortissimo толстой палочкой (диаметром 6 мм) - по его основанию, для tremolo или при быстром чередовании ударов - по обеим боковым сторонам, иногда 2 руками (2 палочками); проводя палочкой по внешней стороне, получают своеобразное glissando. Для получения определённых аффектов применяются Т. и палочки разл. размеров; мягкое, "тусклое" звучание достигается с помощью деревянных палочек (редко). Нотируется на одной линейке ("нитке"). Происхождение Т. неизвестно, однако его изображения и описания в трудах С. Фирдунга, М. Преториуса и др. муз. теоретиков свидетельствуют о том, что Т. был распространён в 16-17 вв.; у Преториуса в "Sintagma musicum" (v. 2, Organografia, 1618) есть описание Т. с нанизанными на его среднюю сторону колечками. Вначале Т. применялся только в воен. музыке; использование его в оркестре в 1-й пол. 18 в. связано с "янычарской музыкой". Со 2-й пол. 18 в. Т. стали появляться в партитурах крупнейших композиторов (в симфонии G-dur Гайдна, 1761). Широко применяется в симф. музыке с кон. 19 в. (симфония "Антар", 1868, сюита для оркестра "Шехеразада", 1888, Римского-Корсакова; симф. поэма "Дон Жуан" Штрауса, 1888; симф. скерцо "Ученик чародея" Дюка, 1897). Т. часто используется сов. композиторами (Концерт для 4 солирующих инструментов с оркестром А. Я. Эшпая, "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, 15-я симфония Шостаковича и др.).

Литература: Дмитриев Г. П., Ударные инструменты: трактовка и современное состояние, М., 1973; Панаиотов А. Н., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973; Greenfield M. H., Drums and triangles, L., 1951; Кunitz H., Die Instrumentation, Tl 10 (Schlaginstrumente), Lpz., 1960.

Трёхчастная форма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Трецца

Трецца (итал. trezza) - подвижный трёхдольный танец (часто с ритмом

Трецца

), близкий куранте и гальярде. Предполагается, что Т. происходит из Венеции и связана со старинным хороводным танцем трйской; упоминаемая ещё в 13 в. tresca (с изменённым названием - trescone или ntrezzata) поныне остаётся итал. нар. танцем. Подобно треске, Т. исполнялась группой танцоров (с этим, возможно, связано название Т., к-рое является диалектной формой от итал. treccia - шнурок, связка). В 17 в. Т. встречается только в нем. и австр. музыке. Автором многих Т. был австр. император Леопольд I; немало Т. принадлежит австр. придв. капельмейстеру и композитору И. Г. Шмельцеру, к-рый ввёл Т. в свои балеты; Т. включали также в нек-рые сюиты и партиты 17 в. (И. Краденталлер, 2-я и 11-я сюиты из Deliciae musicales; Г. И. Ф. Бибер, 4-я и 6-я партиты из "Harmonia artificiosa-ariosa").

Трецца

И. Г. Шмельцер. Трецца из балетной музыки к "Золотому яблоку" М. А. Чести (1667).

Литература: Nеttl P., The story of dance music, N. Y., 1947.

Т. С. Кюрегян.

Треш

Треш - см. Трецца.

Предыдущая страница Следующая страница