Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШЕВ"-"ШИБ")
Шевийяр (Chevillard) Поль Александр Камиль (14 X 1859, Париж - 30 V 1923, Шату, близ Парижа) - франц. дирижёр, пианист и композитор. Сын виолончелиста Пьера Александра Франсуа Ш. (15 I 1811, Антверпен - 18 XII 1877, Париж), профессора Парижской консерватории (1860). Ш. учился в Парижской консерватории у Ж. Матиаса (фп.). По композиции спец. образования не получил. Дирижёрскую деятельность начал в 1886 в качестве ассистента дирижёра оркестра Ш. Ламурё ("Новые концерты", позже -"Концерты Ламурё"); в 1897 сменил Ламурё на посту гл. дирижёра. В 1913 (или 1914) - 1923 директор и дирижёр т-ра "Гранд-Опера". Как композитор и исполнитель Ш. внёс значит. вклад в развитие франц. камерной музыки. В 1905 (или 1903) основал струн. трио Ш. - Гайо - Сальман. С 1916 президент созданной в 1863 Ламурё франц. "Ассоциации камерной музыки". С 1907 профессор Парижской консерватории (класс камерного ансамбля). Дирижёрское иск-во Ш., особенно его интерпретации произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Штрауса, получили высокую оценку современников (Р. Роллан, В. д'Энди, К. Дебюсси, М. Равель). В "Концертах Ламурё" под упр. Ш. впервые были исполнены мн. соч. франц. композиторов, в т. ч. "Море" и "Ноктюрны" Дебюсси, "Вальс", сюиты из балета "Дафнис и Хлоя" Равеля. Пропагандировал во Франции произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и др.). В 1907 принимал участие в "Русских сезонах" в Париже. Гастролировал в России (Павловск, 1898). Сочинения: для орк. - Симфоническая баллада (1889), поэма Дуб и розовый куст (Le chкne et le roseau, 1890), Симфоническая фантазия (1893); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1892), Allegro для валторны и фп. (1905), фп. трио (1887), фп. квартет (1883), струн. квартет (1898), фп. квинтет (1882) и др.; для фп. - Тема с вариациями (1888), Хроматический этюд (1893), экспромт (1896) и др.; произв. для голоса с фп. Литература: Rolland R., Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер.- Роллан Р., Музыканты наших дней, в Собр. музыкально-исторических сочинений, т. 5, М., 1938); Sйrй О., Camille Chevillard, в его кн.: Musiciens franзais d'aujourd'hui, P., 1911, 1921 (со списком соч.); Sordet D., 12 Chefs d'orchestre, P., 1924; Dumesnil R., Portraits des musiciens franзais, P., 1936; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер.- Журдан-Моранж З., Мои друзья - музыканты, ред. и вступ. статья Г. Шнеерсона, М., 1966, с. 51-53); Ferte A., C. Chevillard, "Le Guide de concert et du disque", 1960, No 263, 264; Chamfray Cl., С Chevillard, там же, No 287 (Хронограф жизни и творчества). А. Т. Тевосян. |
Михаил Иванович (р. 26 III 1923, с. Алексеевка Кировоградской обл.) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. УССР (1969). В 1955 окончил Киевскую консерваторию у Д. Г. Евтушенко. В 1945-1951 солист Ансамбля песни и пляски Центр. группы войск, с 1955 солист Укр. т-ра оперы и балета. В репертуаре Ш. св. 50 партий, одна из лучших - Тарас Шевченко ("Тарас Шевченко" Г. Майбороды). Среди др. партий - Елецкий; Микола ("Наталка Полтавка"), Султан ("Запорожец за Дунаем"), Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур"), Сильвио ("Паяцы"), Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Щорс ("Полководец" Лятошинского). Выступал в концертах. В 1979 оставил сцену. Гастролировал за рубежом. В 1974-79 преподавал в Киевской консерватории. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шёгрен Ю. Г. (Sjцgren) Юхан Густав Эмиль (16 VI 1853, Стокгольм - 1 III 1918, там же) - швед. композитор и органист. Учился в 1870-74 у X. Тегерстрём и О. Буландера (фп.) в консерватории в Стокгольме, у Г. Манкелля (орган) и Г. Беренса (муз.-теоретич. предметы), в 1879-80 - у Ф. Киля (композиция) и К. А. Хаупта (орган) в Берлине. Совершенствовался (инструментовка) у X. Т. О. Греденера в Вене. Жил в Стокгольме; служил церк. органистом (в 1881-84 и 1890-1918), в 1886-88 преподавал в частном муз. ин-те Р. Андерсона. Много концертировал как органист (1884-85, 1901-14) в Вене, Мюнхене, Венеции, Париже. В музыке Ш. заметны влияния Э. Грига, С. Франка, К. Сен-Санса. Наиболее известны романсы и песни Ш. (ок. 300) на сл. Б. Бьёрнсона (1876), "7 песен из Тангейзера" на сл. X. Драхмана (1880), на сл. Г. Ибсена (в т. ч. "Рудокоп" - "Bergmanden", 1887) и др. скандинавских, а также немецких и австрийских поэтов (Г. Гейне, Н. Ленау и др.). В вок. лирике кон. 80-х гг. проявляются черты импрессионизма (в нек-рых соч. предвосхищает К. Дебюсси). Среди др. соч. - кантата "О св. Иоанне" (1890), 2 сонаты, циклы "Эротикон" (премия на конкурсе сканд. композиторов, 1883), "В пути" ("Pе vandring", 1884), "Настроения" ("Stдmningar", 1886) и др. соч. для фп., 5 сонат (1886-1914) и др. пьесы для скрипки с фп., соната для виолончели с фп. (1912), соч. для органа, хоры. Литература: Nyblom С. G., Emil Sjцgren, Stokh., 1916; Grуnеkе О., Emil Sjцgren, Stockh., 1917; Emil Sjцgren, In memoriam..., Stockh., 1918; Brodйn N., Fцrteckning over Emil Sjцgrens tryckta kompositioner, в сб.: Svensk Tidskrift fцr Musikforskning, arg. 1, Stockh., 1919; Svensson S. E., E. Sjцgrens vokala lyrik, в сб.: Svensk Tidskrift fцr Musikforskning, arg. 17, Stockh., 1935; Atterberg K., Sjцgrens samlade sеnger, "Rцster i Radio", 1948, No 9; Sjцgren В., Оm och med Emil Sjцgren, "Musikrevy", 1951, No 6. H. H. Moxoв. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шейка (нем. Hals, итал. manico, англ. neck, франц. manche, испан. cuello). 1) Конструктивная деталь нек-рых смычковых и щипковых (гл. обр. лютневых) струн. инструментов. Ш. крепится к корпусу инструмента или составляет с ним одно целое. Заканчивается головкой. Изготовляется из тех же пород дерева, что и корпус. Верхняя сторона Ш. - плоская, у мн. инструментов служит одноврем. и грифом (лютня, мандолина, бандура, дутар, чонгури). У инструментов с грифом последний наклеивается на плоскую сторону Ш. Нижняя сторона Ш. закруглена для облегчения скольжения по ней левой руки исполнителя. 2) Ш. нотная - то же, что штиль (см. Ноты). С. А. Рыцарев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Егошуа (Еошуа) Павлович (по уточнённым данным, 22 V (3 VI) 1890, Кременчуг - 12 IV 1948, похоронен в Потсдаме) - сов. хор. дирижёр и композитор. Засл. арт. УССР (1934), засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1945. С 14 лет учился игре на фп. у Г. А. Бобинского в Киеве, в 1918 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции (занимался у В. П. Калафати и Я. Йитола). В 1919-21 руководил хором в Днепропетровске, в 1921-29 зав. 2-й муз. школой в Киеве. Организатор и руководитель "Евоканса" (Евр. вок. ансамбль, осн. в 1929, с 1931 - Гос. всеукр. евр. капелла, с 1934 - засл. капелла УССР "Евоканс"). Капелла исполняла евр. нар. песни, песни народов СССР и хор. соч. сов. композиторов, а также ряд фп. и симф. произв. зап.-европ. композиторов-классиков в переложениях для хора a cappella, сделанных Ш. специально для "Евоканса" (с текстами поэта Д. Н. Гофштейна и др.). Исполнение капеллы отличалось тембровой красочностью, артистизмом, тонкой проработкой деталей, совершенной техникой; она выступала во мн. городах Сов. Союза, в т. ч. неоднократно в Москве и Ленинграде (существовала до 1939). В 1941-1945 Ш. руководил Ансамблем красноармейской песни и пляски Киевского Особого воен. округа, с к-рым прошёл путь до Берлина, дав более 2 тыс. концертов. Ансамбль под упр. Ш. был одним из лучших фронтовых муз. коллективов. В 1945-48 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Группы сов. войск в Германии. Автор хор. соч., музыки к спектаклям драм. т-ра, ему принадлежат многочисл. обработки, переложения и аранжировки для хора. Литература: Бiлокопитов О., Композитори радянськоп Украпни, (Харкiв), 1934, с. 84-85; Памяти Е. П. Шейнина, "Советское искусство", 1948, 24 апр. А. А. Наумов. |
Шейт К. (Scheit) Карл (р. 21 IV 1909, Шёнбрунн, ныне ЧССР) - австр. гитарист, композитор и педагог. Обучался в консерватории в Линце игре на скрипке, позднее (до 1929) учился игре на гитаре в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене у Я. Ортнера. С 1929 выступал с концертами в странах Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в Японии. В 1932-38 преподавал игру на гитаре в разл. уч. заведениях Вены, в 1938-1958 - в Венской консерватории, с 1933 преподаёт также в Муз. академии (с 1952 профессор) и на летних курсах в ФРГ. Многие его ученики - лауреаты междунар. конкурсов. Ведёт курс игры на гитаре на телевидении в Вене. Ш.-композитору принадлежат многочисленные обработки сочинений старых мастеров (из лютневых и гитарных табулатур), а также классич. и совр. пьес для гитары соло, камерных ансамблей с гитарой и концертов для гитары с оркестром. Публикует статьи в периодич. печати. Написал (совм. с Э. Шаллером) уч. пособие - "Школу игры на гитаре" ("Lehrwerk fьr Gitarre", 1936). Литература: Powrozniak J., Gitara od A do Z, (Krakуw, 1966); его же, Maly leksykon gitary, "Poradnik muzyczny", 1975, No 2; его же, Leksykon gitary, Krakуw, 1979. Ю. Римкявичюс. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шелехова М. Ф. (по сцене - Шелехова-стaршая, урожд. - Mонруа) Мария Фёдоровна (1804? - 5(17) VI 1869, Петербург) - рус. певица (сопрано). В 1823 окончила Театр. уч-ще в Петербурге, где занималась у Ф. Бьянки. Выступать на сцене начала с 1821. Служила в рус. оперной труппе Петерб. т-ра до 1843; была одной из ведущих солисток, исполняла почти все сопрановые партии оперного репертуара тех лет; играла также в водевилях. Обладала звучным голосом приятного, мягкого тембра, великолепной вок. школой и актёрским дарованием, наиболее ярко проявлявшимся в ролях молодых аристократок и инженю. Среди партий - Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Вениамин ("Иосиф в Египте" Мегюля), Камилла ("Цампа" Герольда), Марцелина и Констанца ("Водовоз" Керубини, в России - под назв. "Два дня"), Люсетта ("Невеста" Обера), Сандрильона ("Сандрильона" Штейбельта), Памина ("Волшебная флейта"), Агата ("Деревенские певицы" Фьораванти), Заида ("Турок в Италии" Россини), Маша ("Лунная ночь" Алябьева). Муж Ш. - Павел Алексеевич Ш. (1802? - 13(25) VII 1872, Петербург) - танцовщик петерб. Большого т-ра (1823-45); его брат - Дмитрий Алексеевич Ш. (ум. 27 II (11 III) 1838, Петербург) был там же пом. капельмейстера (1822-38), автор оперы "Братоубийца" (пост. в 1831 в бенефис В. М. Самойлова в петерб. Большом т-ре) и неск. либретто; жена другого брата, танцовщика Алексея Алексеевича Ш., - Анна Семёновна Ш. (по сцене - Шелехова-младшая) (ум. 14 (26) II 1869, Петербург) - актриса рус. драм. труппы, выступала также в операх и водевилях. Литература: Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, Л., 1959, с. 732. А. П. Григорьева. |
Шелиговский Т. (Szeligowski) Тадеуш (13 IX 1896, Львов - 10 I 1963, Познань) - польск. композитор. Учился у В. Курца (фп.) в Львовской консерватории (в 1918), у А. Петерса (фп.) и Б. Валлек-Валевского (муз.-теоретич. предметы) в Краковской консерватории (1918-23), у З. Яхимецкого (музыковедение) в Ягеллонском ун-те в Кракове (1922-23), у Н. Буланже (композиция) в Париже (1929-31). Преподавал муз.-теоретич. предметы в Вильнюсе (1923-27 и 1932-41) и Познани (в консерватории в 1931). В 1939-45 служил органистом в костёле в Вильнюсе. В 1945 руководил муз. школой в Люблине, в 1947-50 - Гос. высшей оперной школой и филармонией в Познани, с 1950 профессор композиции в Гос. высшей муз. школе в Познани, с 1951 - в Варшаве. В 1951-54 пред. Союза польск. композиторов. В творчестве Ш. ощутимы влияния К. Шимановского, отчасти также франц. "Шестёрки". В вок. соч. использует элементы польск. фольклора. Гос. пр. ПНР (1951). Сочинения: оперы - Бунт жаков (Bunt zakуw, 1951, Гос. пр. ПНР), Щелкунчик (Krakatuk, по Э. Т. А. Гофману, 1955), Теодор-джентльмен (1963, Вроцлав); балет Павлин и девушка (Paw i dziewczyna, 1949, Вроцлав); опера-оратория Рыдающий и покинутый Одиссей (Odys placzacy i opuszczony, сл. Р. Брандштеттера, 1961); для солиста, хора и орк. - Спортивная кантата (Kantata sportowa, 1947), Страница сердец (Karta serс, 1952); для орк. - концерт (1931), сюита Казюки (Kaziuki, 1927); Трагическая поэма. Эпитафия на смерть К. Шимановского (Poemat tragiczny. Epitaphium na smierc Karola Szymanowskiego) для струн. орк. (1937); для камерного opк. - Люблинская сюита (1945), ноктюрн (1947), увертюра-бурлеска (1952); концерты с орк. - для фп. (1941) и кларнета (1932); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1958), 2 струн. квартета (1929, 1934), дух. квинтет (1950) и др.; Триптих (Tryptyk) для голоса с орк. (слова народные, 1946), псалмы, культовые хор. произв.; для фп. - соната (1949) и др. пьесы, в т.ч. мазурки; пьесы для скр. и для влч.; романсы на сл. А. С. Пушкина, А. Мицкевича и др.; псалмы и духовные песни; обр. нар. песен для хора a cappella (более 120). Литература: Mусiеlski Z., Tadeusz Szeligowski, "RMz", 1963, No 4. З. Лисса. |
Шельдеруп Г. - правильнее Скьеллеруп ( Schjelderup) Герхард Розенкроне (17 XI 1859, Кристиансанн, Юж. Норвегия - 29 VII 1933, Бенедиктбёйерн, Бавария) - норв. композитор и муз. писатель. Учился на филологич. ф-те ун-та в Осло (1876). С 1878 занимался у О. Франшомма (виолончель) и Ж. Массне (композиция) в Парижской консерватории, затем у Ф. Мотля в Карлсруэ. В 1892-1916 жил в Дрездене, затем в Осло, с 1920 - в городах Баварии (Германия). Творч. интересы Ш. были связаны гл. обр. с муз. т-ром. Литературно одарённый, Ш. писал либретто своих опер на норв. и нем. яз. Муз.-драматургич. принципы Ш. сложились под воздействием эстетики Р. Вагнера (стремился к сквозному, непрерывному действию, широкому развитию орк. ткани, ярким сценич. эффектам). Внёс ценный вклад в развитие норв. музыковедения; ему принадлежат первый капитальный труд по истории норв. музыки (совм. с У. Санвиком) и первая полная биография Э. Грига. Сочинения: оперы - К востоку от солнца - к западу от луны (Шstenfor Sol od vestenfor Maane, 1890, не пост.), Воскресное утро (Sonntagsmorgen, 1893, Мюнхен), Норвежская свадьба (Norwegische Hochzeit, 1894, пост. 1900, Нем. т-р, Прага; 2-я ред. на норв. яз. - Bruderovet, 1921, Осло), Весенняя ночь (Frьhlingsnacht, 1908, Дрезден, 2-я ред. на норв. яз.- Vaarnat, 1915, Осло), Буревестники (Sturmvцgel, 1926, Шверин) и др.; балет Чудесный рог (Wimderhom, танц. сказка, 1905, Осло); для орк. - 2 симфонии (1881; К Норвегии - Til Norge, 1924), Рождественская сюита (Weihnachts-Suite, 1901), симф. поэмы - Лунная ночь на фьорде (Sommernacht aui dem Fjord, 1904), Брандт (по Г. Ибсену, 1914), Весенний хоровод (Frьhlingsreigen, 1931); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. квартет; для хора - На горных вершинах (Hшjfjeldsliv, сл. Ибсена, 1904), 12 норв. нар. песен (1907); ок. 40 романсов и песен; пьесы для скр. с фп. В чертогах Бальдура (In Baldurs Heim, 1904) и Элегия (1913); музыка к спектаклям драм. т-ра (к пьесам У. Шекспира, Ибсена, А. Стриндберга и др.). Литературные сочинения: Е. Grieg og hans vaerker, Kbh., 1903; Edvard Grieg, Lpz., 1908 (совм. с W. Niemann); R. Wagner, hans liv og vaerker, Kbh. - Kristiania, 1907; Norgesmusikhistorie, Kristiania, 1921 (совм. с О. Sandvlk). Литература: Altmann W., Gerhard Schjelderup im heutigen Musikbetrieb, "ZfMw", 1933, Jahrg. 100; Sandvik О. М., Gerhard Schjelderup, "SMz", 1948, Jahrg. 88; Schjelderup G., Gerhard Schjelderup: en norsk operakomponists liv og virke, Oslo, 1976. O. E. Левашёва. |
Шелюто А. (Szeluto) Аполинарий (23 VII 1884, Петербург - 22 VIII 1966, Ходзеж, ПНР) - польск. композитор и пианист. Учился у С. Экснера (фп.) в Саратовском муз. уч-ще РМО (1900), у Р. Статковского и З. Носковского в Варшавской консерватории (композиция; 1902-05), брал уроки у Л. Годовского в Берлине (фп.; 1905-08). Преподавал игру на фп. в консерватории в Берлине. В 1911-17 работал под Астраханью (в качестве юриста), участвовал в революц. движении, затем жил в Польше. Концертировал как пианист. Один из поборников самобытного нац. муз. иск-ва; Ш. входил в группу "Молодая Польша". Сочинения: 14 опер (не пост.), в т. ч. Чайка (Mewa, 1946), Дайте нам мир (Dajcie nam pokуj, 1950); балеты - Свитезь (1923), Пан Тадеуш (1954); для орк. - 25 симфоний (1920-45), симф. поэмы, в т. ч. Сирано де Бержерак (1933), Макбет (1933), сюиты; концерты с орк. - 5 для фп. (1937-44), для скр. (1942), влч. (1942); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр. (1931), влч. (1907), фп. трио (1940), струн. квартет Татрский; пьесы для фп.; кантаты для хора с орк.; церк. хоры с органом на лат. тексты; хор. песни с фп., в т. ч. На смерть Ленина (Piesn о przysiedze na smierc Lenina, насл. M. Рыльского, 1950); песни на слова польск. и сов. поэтов; эстр. и танц. музыка. Я. Казем-Бек. |
Шён - шенг, - см. Шэн. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Евгений Михайлович (р. 26 IV 1918, Ростов-на-Дону) - сов. пианист-ансамблист, педагог и композитор. Засл. арт. РСФСР (1981). В 1945 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп., занимался у М. Я. Хальфина и Л. В. Николаева. С 1944 солист Ленингр. обл. филармонии, в 1948-59 концертмейстер Ленингр. консерватории. Выступает с сольными концертами (в репертуаре соч. рус. композиторов) и в ансамбле со мн. сов. и заруб. певцами (Е. Е. Нестеренко, Б. А. Руденко, Т. Лукачу, М. Л. Биешу, Э. Раутио и др.). В качестве аккомпаниатора принимает участие в междунар. и всесоюзных конкурсах; награждён дипломами "За лучший аккомпанемент на конкурсе" (Всесоюзные конкурсы им. М. И. Глинки, 1960, 1962; на лучшую конц. программу, 1970; Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского, 1978). С 1959 преподаватель, с 1966 доцент Ленинградской, с 1976 - Моск. консерваторий. Ш. принадлежат фп. пьесы, романсы, музыка к драм. спектаклям, радио- и телепостановкам (более 40), конц. обработки рус. нар. песен для голоса и фп. Автор работ, поcв. вопросам концертмейстерского мастерства, в т.ч. "О преодолении пианистических трудностей в клавирах" (1962), мн. статей. Основатель, составитель и редактор серии нотных сб-ков с текстами "Певец и аккомпаниатор" (избранные арии и сцены из опер; вып. 1-4, 1975-77). |
Шёневольф К. (Schцnewolf) Карл (12 XII 1894, Франкфурт-на-Майне -28 VIII 1962, Берлин) - нем. музыковед (ГДР). Музыкальное образование получил в Висбадене и Кёльнской консерватории. После 1-й мировой войны 1914-18 изучал в ун-тах Фрейбурга, Гёттингена, Мюнхена и Марбурга нем. лит-ру, филологию, историю иск-в и философию. Работал муз. критиком в Дрездене, Гамбурге, Вроцлаве и др. С 1947 муз. критик и муз. писатель в Берлине. Ш. принадлежат многочисл. статьи и рецензии в специализированных муз. журналах и газетах. Автор монографии о Л. Бетховене (в 2 томах) - первого крупного труда об этом композиторе, написанного в ГДР и представляющего собой попытку освещения его жизни и творчества с марксистских позиций. Под ред. Ш. издан путеводитель по симф. музыке "Konzertbuch. Orchestermusik" (Tl. 1-2, 1958-60, 1964-65, включает разделы, написанные самим Ш., - о Бетховене и др.). Сочинения: Franz Schubert, ein groЯer Volkskьnstler, (В., 1953); Beethoven in der Zeitenwende, Bd 1-2, Halle (Saale), 1953. |
Шенк И. (Schenck, Schenk) Иоганн (крещён 3 VI 1660, Амстердам - после 1712, Дюссельдорф) - нем. композитор и исполнитель на виоле да гамба. Жил в Амстердаме, с 1696 - придв. музыкант в Дюссельдорфе. Славился виртуозными композициями для виолы да гамба. 15 сонат Ш. для виолы да гамба с basso continuo ("Konstoeffeningen"), камерные сонаты для 2 скрипок, гамбы с basso continuo ("Il giardino armonico"), 14 сюит для гамбы с basso continuo ("Scherzi Musicali") были изданы в Амстердаме в 1688-92. Ему принадлежат также 18 сонат для скрипки (1693), 12 фантазий для виолы да гамба с basso continuo ("Les fantaisies bisarres de la Goutte", ок. 1715), соч. для голоса в сопровождении инструментов и др. |
Пётр Петрович (11 (23) II 1870, Петербург - 5(18) VII 1915, Перкярви, Финляндия, ныне Кирилловское Ленинградской обл.) - рус композитор и пианист. В детстве обучался игре на фп. под рук. матери. В 7-летнем возрасте по совету Т. Лешетицкого поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1887 по классу фп. у Э. Ю. Гольдштейна и в 1891 по муз.-теоретич. предметам у H. P. Соловьёва. Выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполнял преим. свои произв. Долгое время был зав. центр. б-кой и репертуарным отделом Дирекции имп. т-ров, в последние годы жизни - пред. основанного по его инициативе Об-ва рус. композиторов. В своих многочисл. произв. Ш. выступил как последователь композиторов рус. школы. Его сочинения, не отличающиеся самобытностью, обнаруживают незаурядное технич. мастерство. Наибольшей известностью пользовались симф. фантазия "Призраки", симф. поэма "Геро и Леандр" и орк. сюита. Из сценич. произв. выделялись опера "Чудо роз" и балет "Синяя Борода" (в течение мн. лет - в репертуаре Мариинского т-ра). Сотрудничал в качестве муз. критика в журн. "Музыкально-театральный современник", "Театр и искусство", "Звезда" и др. Сочинения: оперы - Сила любви (1893), Актея (фантастич. опера, 1899; пост. 1906, Мариинский т-р), Последнее свидание (лирич. сцены, 1904, Мариинский т-р), Чудо роз (Дочь иных веков; муз. легенда, 1913, там же), Победа (Ниция; Сим победиши; опера-миниатюра, 1914); балеты - Синяя Борода (по Ш. Перро; пост. М. Петипа, 1896, Мариинский т-р), Саланга (1899); кантаты - Саул, Памяти Пушкина, Хвала Гоголю, Памяти Некрасова и др.; для орк. - 4 симфонии, сюита (1902), поэма Геро и Леандр (1898), фантазия Призраки (по пьесе И. С. Тургенева, 1893), конц. увертюра, тема с вариациями и др.; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1897), струн. квартет (1895); для фп. - 2 сонаты, Маленькая сюита и др.; пьесы для скр., влч. и др.; хоры a cappella и др., романсы (часто на собств. тексты), песни, музыка к спектаклям драм. т-ра. Литература: Хроника. С.-Петербург (О концерте Шенка), "РМГ", 1900, No 48; Каталог произведений П. П. Шенка. Биографические сведения..., СПБ, 1908; Иванов M. M., История муз. развития России, т. 2, СПБ, 1912, с. 86-87, 234. Г. В. Попова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Александр Алексеевич (6 (18) XI 1890, Москва - 18 II 1944, там же) - сов. композитор, дирижёр, педагог. По муз.-теоретич. предметам занимался у Д. И. Аракишвили, С. Н. Кругликова, А. Т. Гречанинова (1907-08), затем у Р. М. Глиэра (1910-12) и Б. Л. Яворского (1914-15). В 1911-13 изучал инструментовку и дирижирование под рук. К. С. Сараджева, в 1921-22 обучался игре на фп. у E. P. Гнесиной. В 1915 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, преподавал историю и лат. яз. в средних уч. заведениях Москвы (1915-21). Зав. муз. частью Моск. т-ра для детей, дирижировал оркестром этого т-ра (1921-25). Работал в редакции журн. "Современная музыка". В 1922-24 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. консерватории, в 1924-29 - в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина, а также в др. уч. заведениях. Занимался с нек-рыми моск. певцами, готовил с ними камерный репертуар. В центре творчества Ш. - вок. и театр. музыка. Автор статьи "Принципы и методы общего музыкального образования" (в сб.: "Музыка в школе", 1921). Сочинения: опера О'Тао (1927); оперетта Двенадцатая ночь (1939, Моск. т-р оперетты); балеты - Античные пляски (Дионис, 1933, Большой т-р), Повесть о Кармен (пост. 1935); для орк. - симф. поэмы Ийола (1918), Летние картины. Лирическая сюита для симфонического оркестра (по К. Д. Бальмонту, 1929); Драматическая увертюра (1943); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1943), фп. квинтет (1911); для фп. - 3 сонаты (1918; 1926; в стиле 18 в., 1930), 14 прелюдий (1910), 17 прелюдий (1918), 7 прелюдий (1926); 4 стихотворения А. С. Пушкина для хора a cappella (1933); для голоса с фп. - Из японских антологий (1913), Из лирики Запада (1921), 5 стихотворений Ш. Бодлера (1924), 5 песен на тексты И. В. Гёте (1932), Коктебель (7 стихотворений М. А. Волошина, 1932), 9 стихотворений А. С. Пушкина (1930-37), Былые годы (цикл на сл. М. Ю. Лермонтова, 1940), 3 песни на сл. С. П. Щипачёва (1942); обр. 7 испан. нар. песен (1937) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Жемчужина Адальмины" Новикова (1921), "Гайавата - вождь ирокезов" Огнёва (1923), "Пиноккио" Шервинского по К. Коллоди (1923), "Будь готов!" Розанова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1926; все - в Моск. т-ре для детей), "Антигона" по Софоклу (1927, Моск. камерный т-р). Литература: Обозреватель, О романсах А. Шеншина, "Современная музыка", 1924, No 4; Беляев В., Вокальное творчество А. А. Шеншина, там же, 1926, No 12; его же, Александр Алексеевич Шеншин, М., 1929; Сац Н. И., Дети приходят в театр. М., 1961; Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975, с. 89-91; Шебалин В. Я., Литературное наследие, Воспоминания, переписка..., М., 1975, с. 22-24. Л. Б. Римский. |
Шеперд А. (Shepherd) Артур (19 II 1880, Парис, шт. Айдахо - 12 I 1958, Кливленд) - амер. композитор. Учился у Дж. У. Чедвика в Новоангл. консерватории в Бостоне (1892-97), где затем преподавал (1910-17). В 1897 -1908 вёл класс композиции в консерватории, руководил симф. оркестром в Солт-Лейк-Сити. Был 2-м дирижёром Кливлендского симф. оркестра (1920-26), одноврем. рук. детского оркестра, преподавал в ун-то в Кливленде (1927-50). Писал муз.-критич. статьи для кливлендской газ. "Press" (1929-32). В своих соч. романтич. характера (гл. обр. инструментальных) использовал мелодии амер., а также ирландских нар. песен. В ряде произв., отличающихся экспрессией, остротой ритмов, применял политональность, целотонный лад и др. Сочинения: кантаты; для орк. - 2 симфонии (Горизонты - Horizons, 1027; 1938), увертюры: Радостная (Joyeuse, 1901), Праздник молодости (The festival of youth, 1915); концерт для скр. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1914, 1927), 4 струн. квартета (1934-1955), фп. квинтет (1940), дивертисмент для дух. квинтета (1943); хоры; песни. Литература: Lоuсks R., A. Shepherd, Rochester (N. Y.), 1962. |
Вениамин Иосифович (11 (24) XI 1900, Одесса - 30 XII 1962, Ленинград) - сов. скрипач, композитор и педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1944). Род. в семье кларнетиста. В 1923 окончил Петрогр. консерваторию по классу скрипки у С. П. Коргуева, в 1923-25 занимался по классу композиции у В. П. Калафати, в 1925-1927 брал у него уроки. Концертмейстер оркестра Одесской филармонии (1917-20), солист Петрогр. филармонии (1921-23), участник квартета им. Л. С. Ауэра в Петрограде (Ленинграде) (1922-24, альт; 1934-38, 1-я скрипка), Ленингр. квартета (1931-34, 1-я скрипка), квартета им. А. К. Глазунова (1952-55, альт). С 1925 преподавал игру на скрипке в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). Ш. принадлежат транскрипции для скрипки с фп. танцев из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского, концертная фантазия на мотивы из оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила", парафраза на мотивы из оперетты И. Штрауса "Летучая мышь". Автор концерта для скрипки с оркестром (1947), камерно-инстр. произв., а также 12 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока и др. |
Шерам Г. (наст. имя и фам.- Грикор Tалян) (1857, Александрополь, ныне Ленинакан - 3 VII 1938, Ереван) - основоположник совр. гусанского творчества. Отказался от следования устаревшим канонич. правилам стихосложения, характерным для ашугского творчества, поскольку они сковывали свободу художеств. выражения; унаследовав лучшие традиции арм. ашугского иск-ва, он в то же время опирался на богатства арм. нар. песенности (крестьянской и городской). Создавал яркие поэтич. тексты и задушевные мелодии, пел свои песни, аккомпанируя на таре. Мастер лирич. миниатюр, Ш. сочинял в основном любовно-лирич. песни (самая популярная - "В саду раскрылись розы" - ныне входит в обряд арм. свадьбы), в них большое место занимают красочные картины природы. Создавал также песни, наполненные пафосом социальной и нар.-освободит. борьбы; одна из них (сочинена в 1905) посв. Карлу Марксу. Исполнял свои произв. в Ереване, Эчмиадзине, Карее, Тбилиси, Баку, Астрахани и др. Поэт О. Ованнисян, имея в виду мягкое, "шёлковое" пение гусана, назвал его Шерамом (букв.- шелкопряд). Издал сб-ки текстов своих песен: "Лира" (1902), "Молнии протестов" (1905), "Любовь и борьба" (1907), "Неорошаемый сад" (1913), "Стремительный поход" (1915). После установления Сов. власти в Армении деятельность Ш. активизировалась; часто организовывались его творч. вечера (записи ряда песен Ш. в его исполнении хранятся в фондах ленингр. Пушкинского дома). Песни Ш. и ныне включаются в репертуар проф. и самодеят. певцов и коллективов, нек-рые бытуют как народные. Ш. положил начало новому этапу развития арм. нар.-проф. песенного иск-ва, его принцип "каждой новой песне - новую мелодию" стал ведущим в творчестве сов. гусанов. Издания: Шерам. Сб. мелодий с текстами, Ер., 1946; Шерам, Сб. мелодий с текстами, сост. Вард. Талян, Ер., 1948, доп. изд. 1959; Шерам. Песни (тексты; сост. и коммент. Ваз. Таляна), Ер., 1969 (все - на арм. яз.). Литература: Еремян A., Ашуг Грикор Талян (Шерам), Венеция, 1930 (на арм. яз.); Кушнарев X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958, с. 527-33; Манукян М., Гусан Шерам, "Известия АН Арм. ССР", 1962, No 8, с. 27-44 (на арм. яз.); его же, Гусанская песня о Марксе, "СМ", 1973, No 11; его же, Гусаны Армении, М., 1977, с. 17-40; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965, с. 63-64; Mурадян М., Армянская музыка в XIX и начале XX в., Ер., 1970, с. 370-72 (История армянской музыкальной культуры, т. 2) (на арм. яз.); Manoukian M., La musique des goussannes contemporains, "Revue roumaine d'histoire de l'art" (sйrie - thйвtre, musique, cinйma), 1973, t. 10, No 1, p. 47-52. M. T. Манукян. |
Александр Дмитриевич, граф (27 II (11 III) 1859, Москва - по новым данным, 18 V 1931, Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа) - муз.-обществ. деятель, меценат, дирижёр, композитор. Внук П. И. Жемчуговой-Ковалёвой и Николая Петровича Ш. В 1879 окончил Пажеский корпус в Петербурге; генерал-майор (1909). В 1892 осн. Росс. пожарное об-во, в 1892-96 редактор журн. "Пожарный". Музыкант-любитель, Ш. в 1882 создал симф. оркестр (в 1894-98 гл. образом выступал сформированный из его состава духовой оркестр, окончательно сложился как симфонический к 1900). В 1884 Ш. восстановил хор. капеллу, созданную в 50-е гг. 18 в. его прадедом П. Б. Шереметевым (капеллой управляли А. А. Архангельский и другие, с 1904 - А. Е. Меньшов). С 1898 силами оркестра и хора (а также приглашённых певцов-солистов) давались публич. концерты. В 1900 Ш. учредил в Петербурге "Общедоступные симф. концерты" (в 1910-17 бесплатные), к-рые в летний период устраивались также в Сестрорецке (1901, 1903, 1904) и Павловске (1905, 1906); концерты получили большой обществ. резонанс (глубоко продуманный подбор произв. и качество исполнения принесли им успех; дирижировали Ш., a также М. В. Владимиров, в 1910-15 А. Б. Хессин). В 1902-17 Ш. был нач. Придв. певч. капеллы. В 1910 осн. Муз.-историч. об-во (существовало до 1916), устраивавшее бесплатные лекции-концерты по истории музыки. Об-во осуществило ряд пост. опер в конц. исполнении, в т. ч. "Парсифаль" Вагнера (1913, дирижёр Ш.; впервые в России), популяризировало малоизвестные соч. рус. и зап.-европ. композиторов. В нек-рых концертах Ш. использовал световые эффекты. Автор муз. произв., в т. ч. Реквиема (для солистов, хора и оркестра; посв. памяти Н. А. Римского-Корсакова), Патетической фантазии для оркестра, ряда духовных соч. для хора. В 1918 уехал за границу. Литература: Афанасьев Н. И., Современники, т. 2, (СПБ), 1910; 7 февраля - 150-й концерт симфонического оркестра графа А. Д. Шереметева, "Театр и Искусство", 1910, No 6; Итоги музыкально-художеств. деятельности графа А. Д. Шереметева, Сост. К-н Я., (СПБ), 1910; Торжество гр. А. Д. Шереметева, "Новое время", 1913, 26 марта; Граф А. Д. Шереметев, "РМГ", 1914, No 2; Список генералам по старшинству, П., 1914; К - ъ, Бенефис оркестра и хора графа А. Д. Шереметева, "Биржевые ведомости", 1916, 17 февр.; Тимофеев Г., Премьера в народном театре, "Речь", 1916, 25 апр.; Музалевский В., Старейший русский хор, Л.-М., 1938; Локшин Д., Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки, М., 1955; Хессин А. Б., Из моих воспоминаний, М., 1959, с. 196-213. M. P. Леонова. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Шеринг Г. (Szeryng) Генрик (p. 22 IX 1918, Желязова-Воля) - мекс. скрипач. По национальности поляк. В раннем детстве обучался игре на фп. под рук. матери, затем на скрипке под рук. М. Френкеля в Варшаве. В 1925-30 занимался у В. Хесса и К. Флеша в Берлине и Баден-Бадене, затем в Парижской консерватории у Г. Буйона (в 1937 удостоен 1-й пр. консерватории). Одноврем. изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. Буланже. Большое влияние на формирование скрипача оказали Дж. Энеску и Ж. Тибо. Дебютировал в 1933. С успехом концертировал в Варшаве, Бухаресте, Вене, Париже. Во время 2-й мировой войны 1939-45 дал св. 300 концертов в воинских частях и воен. госпиталях англо-амер. войск. В 1943 впервые выступил в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке. С 1946 профессор муз. ф-та Нац. ун-та в Мехико. Живёт в Мехико и Париже, гастролирует во мн. странах (в 1961 и 1965 концертировал в СССР). С 1974 эпизодически выступает как дирижёр. С 1975 представитель Мексики в ЮНЕСКО. Ш. - исполнитель яркой художеств. индивидуальности. Его игру отличают глубина интерпретации, тонкое чувство стиля, благородство и выразительность фразировки, высокое мастерство, сочетание красоты и мужественности тона. Богат и разносторонен репертуар Ш., включающий сонаты и партиты И. С. Баха, концерты и сонаты Л. Бетховена и И. Брамса, а также произв. современных, в т. ч. мексиканских (М. Понсе, С. Ревуэльтас, К. Чавес, Б. Галиндо-Димас, Р. Альфтер) и советских (С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.) композиторов. Мн. грамзаписи исполнения Ш. (в т. ч. сонатные ансамбли с К. Аррау) отмечены "Гран при". Литература: Hartnack J. W., Grosse Geiger unserer Zeit, Mьnch., 1967, S. 244-50; Applebaum Samuel and Sada, The way they play, book 3, N. Y., 1975, p. 69-102; Васfamann R. С., GroЯe Interpreten im Gesprдch, Bern-Stuttg., 11976), S. 166-82, (1977). Л. С. Гинзбург. |
Исай Эзрович (28 VI (11 VII) 1908, Киев - 13 VI 1972, Ленинград) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1940), нар. арт. Карсл. АССР (1959). Чл. КПСС с 1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (ранее занимался у H. A. Малько). В 1930-37 и 1945-49 дирижер Ленингр. Малого оперного т-ра. Дирижировал балетами "Арлекинада" Дриго (1933, первый балетный спектакль Ленингр. Малого оперного т-ра), "Коппелия" Делиба (1934), операми "Евгений Онегин" (1945); "Любовь Яровая" Энке (1947), "Алеко" (1948). В 1937-45 дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета, дирижировал первыми пост. балетов "Лауренсия" Крейна (1939), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940). В 1940-41 одноврем. муз. руководитель и дирижёр Оперной студии Ленингр. консерватории, где под его рук. пост. опера "Фауст" (1940) и оперетта "Корневильские колокола" Планкета (1941). В 1951-55 гл. дирижёр, в 1961-66 дирижёр Тат. т-ра оперы и балета в Казани, участвовал в первых пост. опер Н. Г. Жиганова - "Джину юлы" ("Дорога победы", 1954) и "Намус" ("Честь", 1953), дирижировал первой пост. балета "Я помню чудное мгновенье" на музыку М. И. Глинки в инструментовке Г.-Р. Н. Синисало (1962). В 1956-58 дирижёр Горьковского т-ра оперы и балета, в 1958-1960 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске, где дирижировал первыми пост. балета "Сампо" Синисало (1959) и оперы "Кумоха" Пергамента (1959). С 1935 выступал как симф. дирижёр. В 1930-38 преподавал муз.-теоретич. предметы в 1-м муз. техникуме в Ленинграде, в 1938-50 и 1967-72 вёл класс дирижирования в Ленингр. консерватории, с 1951 - в Горьковской консерватории (с 1963 профессор). Среди учеников - М. Ф. Эрмлер. Автор статьи "Н. А. Малько. Жизнь, дирижёрская и общественная деятельность" (совм. с Л. Н. Раабеном), в кн.: H.A. Малько. Воспоминания, статьи, письма, Л., 1972. Литература: Виккер И., За пультом дирижёра, газ. "Смена", Л., 1936, 11 апр.; Леман A., За дирижёрским пультом, "Сов. Татария", Казань, 1965, 8 дек.; Дукальтетенко В., Служение искусству (памяти III.), "Ленинская правда", Петрозаводск, 1972, 6 июля. Л. Б. Римский. |
Шерхен К. (Scherchen), Герман Карл (21 VI 1891, Берлин - 12 VI 1966, Флоренция) - нем. дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Специального муз. образования не получил. В 1907-10 альтист Блютнер-оркестра и Берлинского филармонич. оркестра; как дирижёр дебютировал в 1911. С 1914 дирижёр Рижского симф. оркестра. С 1918 жил в Берлине, где основал муз. об-во ("Neue Musikgesellschaft") и струн. квартет ("Шерхен-квартет"). В 1919-21 издавал журн. "Melos". В этот период был лектором Высшей муз. школы, дирижёром рабочих хоров и оркестра Лейпцигского конц. об-ва (1921), музейных концертов во Франкфурте-на-Майне (1922-23), генерал-музик-директором Вост. радио в Кёнигсберге (1928-33; до 1931 и гл. дирижёр оркестра). В 1922-47 дирижировал также абонементными концертами в Винтертуре (Швейцария). В 1933 эмигрировал из Германии. Выступал как дирижёр в разл. городах Европы и в СССР (1927, 1933), преподавал на дирижёрских курсах, издавал в Брюсселе журнал "Musica viva" (1933-36), дирижировал концертами оркестра радио в Беромюнстере и Цюрихе (1944-50). В 1950 осн. в Цюрихе муз. изд-во "Ars viva" (в 1953 приобретено изд-вом Шотта и переведено в Майнц). С 1954 выпускал журн. "Gravesaner Blдtter" (выходил до 1962 ежеквартально). В 1959 руководил первыми пост. опер "Король-олень" Хенце и "Моисей и Аарон" Шёнберга в Зап. Берлине. В 1964 впервые выступил в США (Филадельфия, затем Нью-Йорк). Приверженец авангардистских течений, Ш. был известен как активный пропагандист новой музыки, особенно соч. А. Шёнберга и его учеников, исполнял также мн. произв. композиторов-классиков и сов. композиторов; в последние годы жизни проявлял интерес и к электронной музыке. Автор ряда муз. соч. (струн. квартет, фп. соната, фп. трио, хоры, песни), учебников по дирижированию. Сочинения: Lehrbuch des Dirigierens, Lpz., 1929, то же, Mainz, (1956); Das moderne Musikempfinden, Bd 1: Vom Wesen der Musik, Z., (1946); Musik fьr jedermann, Winterthur, (1950), 1955. Литература: Альшванг A., Советские авторы в исполнении Германа Шерхена, "СМ", 1934, No 1; В гостях у Лео Гинзбурга, "СМ", 1969, No 10; Reich W., H. Scherchen und "Melos"..., "Melos", 1951, Jahrg. 18, H. 6/7; Herzfeld Fr., Magie des Taktstocks..., (В., 1953), 1967, то же, В.- Darmstadt - W., 1964; Goldschmidt H., H. Scherchen, Gedanken und Aufzeichnungen, "Musik und Gesellschaft", 1966, Jahrg. 16, No 8; Dallapiссоla L., Ricordo di H. Scherchen, "Rivista Italiana di Musicologia", 1966, v. 1, No 2; Curjel H., Gedenkrede fьr H. Scherchen, Z., 1967; Dessau P., Koch H., Erinnerungen an H. Scherchen, "Sinn und Form", 1968, Jahrg. 20, H. 5; Oesch H., Das "Melos" und die Neue Musik, в сб.: Festschrift fьr einen Verleger (L. Strecker)..., Mainz, 1973. Ю. В. Крейнина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"Шестёрка" ("Le Groupe de Six" - "Группа Шести") - содружество франц. композиторов, сложившееся вскоре после 1-й мировой войны 1914-18 и существовавшее до сер. 1930-х гг. В состав "Ш." входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем "Ш." был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест "Петух и Арлекин", в к-рой ниспровергал эстетику муз. импрессионизма и звал к созданию иск-ва, "свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий". Значит. влияние на становление нового направления оказал также комп. Э. Сати. Само наименование "Ш." (по аналогии с рус. "пятёркой", как называют во Франции "Могучую кучку") впервые появилось в статье "Пять русских и Шесть французов" критика А. Колле, откликнувшегося в еженедельнике "Comoedia" (от 16 янв. 1920) на сб-к сочинений 6 молодых композиторов. С тех пор это назв. закрепилось за группой и вошло в историю новой франц. музыки. "Ш." не представляла собой направления с единой художеств. программой, каждый из её членов обладал самобытной творч. индивидуальностью и вырабатывал свои приёмы муз. выразительности, свой стиль. "Группа Шести", как писал Мийо, "...не преследовала при своём возникновении иной цели, кроме чисто дружеского объединения, вне каких-либо творч. тенденций". Участников этой группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции, их связывали общие взгляды; по словам Пуленка, это "борьба против расплывчатости, возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте...". Творчество "Ш." оказало значит. влияние на развитие франц. музыки в направлении демократизации художеств. содержания и отчасти муз. языка. К сер. 30-х гг. определилось стремление членов "Ш." сблизиться и в творчестве, и в муз.-обществ. деятельности с прогрессивным демократическим движением франц. музыкантов. См. Народная музыкальная федерация. Литература: Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Французская музыка и ее современные представители, в сб.: Шесть, Л., 1926; Дюрей Л., Музыка и музыканты Франции, "СМ", 1955, No 8; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Друскин М., Из истории французской музыки, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973: Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., (1943); Milhaud D., Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус. пер.- Заметки без музыки (фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Dufourcq N., La musique franзaise, P., 1970; Poulenc P., Entretiens avec Claude Rostand, P., 1954; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. - Жyрдaн-Mоранж Е., Мои друзья музыканты, М., 1966); Combarieu J., Dumesnil R., Histoire de la musique..., v. 5 - La premiиre moitiй du XXe siиcle, P., 1960 (глава из 5-го т. в рус. пер. - Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964). Г. М. Шнеерсон. |
Шетелих Х. В. (Schetelich) Хорст Вольфганг (р. 3 VII 1919, Дрезден) - нем. органист (ГДР). Учился в Дрездене, затем в Лейпциге у Г. Рамина. С 1936 работал в Дрездене, затем в Лейпциге (органист, кантор, преподаватель Высшей муз. школы). Исполняет гл. обр. соч. И. С. Баха. Эксперт по строительству и реставрации органов (неоднократно приглашался в СССР) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Борис Семёнович (9 (21) I 1900, Одесса - 16 XII 1961, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Кандидат искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1940. Окончил по классам композиции Одесскую консерваторию (у В. Малишевского, 1922) и Московскую консерваторию (у Н. Я. Мясковского, 1929). В 1929-41 преподавал сочинение и гармонию в Моск. консерватории (с 1934 доцент). С 1940 руководитель семинара самодеят. композиторов при CK СССР. Автор первого сов. симф. произв., основанного на туркм. нац. мелодиях, - сюиты "Туркмения". Значит. место в творчестве композитора занимали темы революции - опера "1905 год", симф. поэма "Слушай!". Ш. принадлежат также обработки для смешанного хора с фп. и хора a cappella песен каторги и ссылки, революц. подполья, гражд. войны, для голоса с фп. - гимнов и песен франц. революции. Большая часть обработок помещена в сб-ках: "50 русских революционных песен" (1938), "Сборник песен гражданской войны" (1948), "Русские революционные песни" (1952). Сочинения: оперы - 1905 год (совм. с А. А. Давиденко, 1935, исполнено на радио; 2-я ред. 1955), Юсуп и Ахмет (совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркм. т-р оперы и балета, Ашхабад), Сейиди (совм. с С. Овезовым, 1943), Пушкин в изгнании, или Пушкин и Мария Раевская (по мотивам романов И. А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на юге", конц. исп., 1958, Дом культуры Моск. ун-та); 3 кантаты, в т. ч. Домик в Шушенском (сл. С. П. Щипачёва, 1955); цикл Вольность для солиста и симф. орк. (сл. А.С.Пушкина, 1949); для орк. - 5 симфоний (1929; 1943; 1945; 1947; 1951, 2-я ред. 1953), сюита Туркмения (1932), поэмы, в т. ч. Узница и Слушай! (обе - 1955), увертюры, рапсодии; концерт для фп. с орк. (1939); сонаты и пьесы для фп.; хоры; вок. монологи и песни, в т. ч. Когда умирает вождь (сл. В. В. Каменского, 1924), Железными резервами (Молодая гвардия, сл. С. М. Третьякова); музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиокомпозициям. Литература: Белый В., Памяти Бориса Шехтера. (Некролог), "МЖ", 1962, No 1; Б. С. Шехтер. (Некролог), "СМ", 1962, No 2. |
Шиалтыш - шиялтыш (марийское, от шияш - сильно дуть), - мар. дух. нар. инструмент, разновидность свистковой флейты. Близок к башк. и тат. кураю, тат. и казах. сыбызге (сабызгы), абх. ачарпану. Изготовляется гл. обр. из свежесрезанного стебля дягиля (зонтичное растение), ныне также из дерева, мягкого металла, бамбука. Звучание напоминает средний регистр флейты. Дл. 400-600 мм, диаметр 15-20 мм. Различают 2 вида: Ш. с косым срезом (под углом 40-50?) в верхней части ствола, без втулки (её функцию выполняют губа и язык исполнителя), с 2-4 игровыми отверстиями; Ш. с прямым срезом, простым свистковым устройством, 6 игровыми отверстиями. У обоих видов Ш. с тыльной стороны ствола на расстоянии ок. 10 мм от верхнего среза просверливается свистковое отверстие диаметром 8-10 мм. Соответственно числу игровых отверстий образуются осн. звукоряды - от пентатонического до полного диатонического. В прошлом Ш. - один из наиболее распространённых у марийцев инструментов. Ныне встречается редко, используется гл. обр. пастухами и как манок при ловле птиц. Звукоряды шиалтыша. Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, (Йошкар-Ола), 1940, с. 17-21; Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959, с. 40-46, 83-85; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 66-67. С. А. Рыцарев. |
Шиблер А. (Schibier) Армин (р. 20 XI 1920, Крёйцлинген) - швейц. композитор. В 1940-43 учился в Цюрихской консерватории. В 1949-53 посещал Дармштадтские летние курсы новой музыки, где слушал лекции В. Фортнера, Р. Лейбовица, Э. Кшенека, Т. В. Адорно. С 1944 преподаёт муз. предметы в одной из гимназий Цюриха. В творчестве Ш. преобладают конструктивистские и неоклассицистские тенденции, в ряде соч. использовал додекафонную технику, элементы джаза, поп-музыки. Автор мн. произв. разл. жанров: неск. опер, в т.ч. "Ноги в огне" ("Die FьЯe im Feuer", 1955, Цюрих), мелодрам. балетов, оратории, 3 симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром, камерно-инстр. соч. (в т.ч. 4 струн. квартетов), музыки к кинофильмам. Литературные сочинения: Neue Musik in dritter Generation, Amriswil, 1954; Zum Werk G. Mahlers, Lindau, 1955; Zur Oper der Gegenwart, Amriswil, 1956. Литература: Wцrner K. H., A. Schibier, Amriswil, 1953. |