Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШЕВ"-"ШИБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 3, "ШЕВ"-"ШИБ")

Шевиллар П.

Шевийяр (Chevillard) Поль Александр Камиль (14 X 1859, Париж - 30 V 1923, Шату, близ Парижа) - франц. дирижёр, пианист и композитор. Сын виолончелиста Пьера Александра Франсуа Ш. (15 I 1811, Антверпен - 18 XII 1877, Париж), профессора Парижской консерватории (1860). Ш. учился в Парижской консерватории у Ж. Матиаса (фп.). По композиции спец. образования не получил. Дирижёрскую деятельность начал в 1886 в качестве ассистента дирижёра оркестра Ш. Ламурё ("Новые концерты", позже -"Концерты Ламурё"); в 1897 сменил Ламурё на посту гл. дирижёра. В 1913 (или 1914) - 1923 директор и дирижёр т-ра "Гранд-Опера".

Как композитор и исполнитель Ш. внёс значит. вклад в развитие франц. камерной музыки. В 1905 (или 1903) основал струн. трио Ш. - Гайо - Сальман. С 1916 президент созданной в 1863 Ламурё франц. "Ассоциации камерной музыки". С 1907 профессор Парижской консерватории (класс камерного ансамбля). Дирижёрское иск-во Ш., особенно его интерпретации произв. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Шумана, Ф. Листа, Р. Штрауса, получили высокую оценку современников (Р. Роллан, В. д'Энди, К. Дебюсси, М. Равель). В "Концертах Ламурё" под упр. Ш. впервые были исполнены мн. соч. франц. композиторов, в т. ч. "Море" и "Ноктюрны" Дебюсси, "Вальс", сюиты из балета "Дафнис и Хлоя" Равеля. Пропагандировал во Франции произв. рус. композиторов (А. П. Бородина, М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова и др.). В 1907 принимал участие в "Русских сезонах" в Париже. Гастролировал в России (Павловск, 1898).

Сочинения: для орк. - Симфоническая баллада (1889), поэма Дуб и розовый куст (Le chкne et le roseau, 1890), Симфоническая фантазия (1893); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1892), Allegro для валторны и фп. (1905), фп. трио (1887), фп. квартет (1883), струн. квартет (1898), фп. квинтет (1882) и др.; для фп. - Тема с вариациями (1888), Хроматический этюд (1893), экспромт (1896) и др.; произв. для голоса с фп.

Литература: Rolland R., Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер.- Роллан Р., Музыканты наших дней, в Собр. музыкально-исторических сочинений, т. 5, М., 1938); Sйrй О., Camille Chevillard, в его кн.: Musiciens franзais d'aujourd'hui, P., 1911, 1921 (со списком соч.); Sordet D., 12 Chefs d'orchestre, P., 1924; Dumesnil R., Portraits des musiciens franзais, P., 1936; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер.- Журдан-Моранж З., Мои друзья - музыканты, ред. и вступ. статья Г. Шнеерсона, М., 1966, с. 51-53); Ferte A., C. Chevillard, "Le Guide de concert et du disque", 1960, No 263, 264; Chamfray Cl., С Chevillard, там же, No 287 (Хронограф жизни и творчества).

А. Т. Тевосян.

Шевченко М. И.

Михаил Иванович (р. 26 III 1923, с. Алексеевка Кировоградской обл.) - сов. певец (лирич. баритон). Нар. арт. УССР (1969). В 1955 окончил Киевскую консерваторию у Д. Г. Евтушенко. В 1945-1951 солист Ансамбля песни и пляски Центр. группы войск, с 1955 солист Укр. т-ра оперы и балета. В репертуаре Ш. св. 50 партий, одна из лучших - Тарас Шевченко ("Тарас Шевченко" Г. Майбороды). Среди др. партий - Елецкий; Микола ("Наталка Полтавка"), Султан ("Запорожец за Дунаем"), Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Генрих Астон ("Лючия ди Ламмермур"), Сильвио ("Паяцы"), Зурга ("Искатели жемчуга" Бизе), Щорс ("Полководец" Лятошинского). Выступал в концертах. В 1979 оставил сцену. Гастролировал за рубежом. В 1974-79 преподавал в Киевской консерватории.

Шевчик О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шёгрен Ю. Г.

Шёгрен Ю. Г. (Sjцgren) Юхан Густав Эмиль (16 VI 1853, Стокгольм - 1 III 1918, там же) - швед. композитор и органист. Учился в 1870-74 у X. Тегерстрём и О. Буландера (фп.) в консерватории в Стокгольме, у Г. Манкелля (орган) и Г. Беренса (муз.-теоретич. предметы), в 1879-80 - у Ф. Киля (композиция) и К. А. Хаупта (орган) в Берлине. Совершенствовался (инструментовка) у X. Т. О. Греденера в Вене. Жил в Стокгольме; служил церк. органистом (в 1881-84 и 1890-1918), в 1886-88 преподавал в частном муз. ин-те Р. Андерсона. Много концертировал как органист (1884-85, 1901-14) в Вене, Мюнхене, Венеции, Париже. В музыке Ш. заметны влияния Э. Грига, С. Франка, К. Сен-Санса. Наиболее известны романсы и песни Ш. (ок. 300) на сл. Б. Бьёрнсона (1876), "7 песен из Тангейзера" на сл. X. Драхмана (1880), на сл. Г. Ибсена (в т. ч. "Рудокоп" - "Bergmanden", 1887) и др. скандинавских, а также немецких и австрийских поэтов (Г. Гейне, Н. Ленау и др.). В вок. лирике кон. 80-х гг. проявляются черты импрессионизма (в нек-рых соч. предвосхищает К. Дебюсси). Среди др. соч. - кантата "О св. Иоанне" (1890), 2 сонаты, циклы "Эротикон" (премия на конкурсе сканд. композиторов, 1883), "В пути" ("Pе vandring", 1884), "Настроения" ("Stдmningar", 1886) и др. соч. для фп., 5 сонат (1886-1914) и др. пьесы для скрипки с фп., соната для виолончели с фп. (1912), соч. для органа, хоры.

Литература: Nyblom С. G., Emil Sjцgren, Stokh., 1916; Grуnеkе О., Emil Sjцgren, Stockh., 1917; Emil Sjцgren, In memoriam..., Stockh., 1918; Brodйn N., Fцrteckning over Emil Sjцgrens tryckta kompositioner, в сб.: Svensk Tidskrift fцr Musikforskning, arg. 1, Stockh., 1919; Svensson S. E., E. Sjцgrens vokala lyrik, в сб.: Svensk Tidskrift fцr Musikforskning, arg. 17, Stockh., 1935; Atterberg K., Sjцgrens samlade sеnger, "Rцster i Radio", 1948, No 9; Sjцgren В., Оm och med Emil Sjцgren, "Musikrevy", 1951, No 6.

H. H. Moxoв.

Шейблер Т. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шейдт С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шейка

Шейка (нем. Hals, итал. manico, англ. neck, франц. manche, испан. cuello).

1) Конструктивная деталь нек-рых смычковых и щипковых (гл. обр. лютневых) струн. инструментов. Ш. крепится к корпусу инструмента или составляет с ним одно целое. Заканчивается головкой. Изготовляется из тех же пород дерева, что и корпус. Верхняя сторона Ш. - плоская, у мн. инструментов служит одноврем. и грифом (лютня, мандолина, бандура, дутар, чонгури). У инструментов с грифом последний наклеивается на плоскую сторону Ш. Нижняя сторона Ш. закруглена для облегчения скольжения по ней левой руки исполнителя.

2) Ш. нотная - то же, что штиль (см. Ноты).

С. А. Рыцарев.

Шейн И. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шейнин Е. П.

Егошуа (Еошуа) Павлович (по уточнённым данным, 22 V (3 VI) 1890, Кременчуг - 12 IV 1948, похоронен в Потсдаме) - сов. хор. дирижёр и композитор. Засл. арт. УССР (1934), засл. деят. иск-в РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1945. С 14 лет учился игре на фп. у Г. А. Бобинского в Киеве, в 1918 окончил Петрогр. консерваторию по классу композиции (занимался у В. П. Калафати и Я. Йитола). В 1919-21 руководил хором в Днепропетровске, в 1921-29 зав. 2-й муз. школой в Киеве. Организатор и руководитель "Евоканса" (Евр. вок. ансамбль, осн. в 1929, с 1931 - Гос. всеукр. евр. капелла, с 1934 - засл. капелла УССР "Евоканс"). Капелла исполняла евр. нар. песни, песни народов СССР и хор. соч. сов. композиторов, а также ряд фп. и симф. произв. зап.-европ. композиторов-классиков в переложениях для хора a cappella, сделанных Ш. специально для "Евоканса" (с текстами поэта Д. Н. Гофштейна и др.). Исполнение капеллы отличалось тембровой красочностью, артистизмом, тонкой проработкой деталей, совершенной техникой; она выступала во мн. городах Сов. Союза, в т. ч. неоднократно в Москве и Ленинграде (существовала до 1939). В 1941-1945 Ш. руководил Ансамблем красноармейской песни и пляски Киевского Особого воен. округа, с к-рым прошёл путь до Берлина, дав более 2 тыс. концертов. Ансамбль под упр. Ш. был одним из лучших фронтовых муз. коллективов. В 1945-48 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Группы сов. войск в Германии. Автор хор. соч., музыки к спектаклям драм. т-ра, ему принадлежат многочисл. обработки, переложения и аранжировки для хора.

Литература: Бiлокопитов О., Композитори радянськоп Украпни, (Харкiв), 1934, с. 84-85; Памяти Е. П. Шейнина, "Советское искусство", 1948, 24 апр.

А. А. Наумов.

Шейт К.

Шейт К. (Scheit) Карл (р. 21 IV 1909, Шёнбрунн, ныне ЧССР) - австр. гитарист, композитор и педагог. Обучался в консерватории в Линце игре на скрипке, позднее (до 1929) учился игре на гитаре в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене у Я. Ортнера. С 1929 выступал с концертами в странах Европы, Азии, Ближнего Востока, а также в Японии. В 1932-38 преподавал игру на гитаре в разл. уч. заведениях Вены, в 1938-1958 - в Венской консерватории, с 1933 преподаёт также в Муз. академии (с 1952 профессор) и на летних курсах в ФРГ. Многие его ученики - лауреаты междунар. конкурсов. Ведёт курс игры на гитаре на телевидении в Вене. Ш.-композитору принадлежат многочисленные обработки сочинений старых мастеров (из лютневых и гитарных табулатур), а также классич. и совр. пьес для гитары соло, камерных ансамблей с гитарой и концертов для гитары с оркестром. Публикует статьи в периодич. печати. Написал (совм. с Э. Шаллером) уч. пособие - "Школу игры на гитаре" ("Lehrwerk fьr Gitarre", 1936).

Литература: Powrozniak J., Gitara od A do Z, (Krakуw, 1966); его же, Maly leksykon gitary, "Poradnik muzyczny", 1975, No 2; его же, Leksykon gitary, Krakуw, 1979.

Ю. Римкявичюс.

Шёк О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шелехова М. Ф.

Шелехова М. Ф. (по сцене - Шелехова-стaршая, урожд. - Mонруа) Мария Фёдоровна (1804? - 5(17) VI 1869, Петербург) - рус. певица (сопрано). В 1823 окончила Театр. уч-ще в Петербурге, где занималась у Ф. Бьянки. Выступать на сцене начала с 1821. Служила в рус. оперной труппе Петерб. т-ра до 1843; была одной из ведущих солисток, исполняла почти все сопрановые партии оперного репертуара тех лет; играла также в водевилях. Обладала звучным голосом приятного, мягкого тембра, великолепной вок. школой и актёрским дарованием, наиболее ярко проявлявшимся в ролях молодых аристократок и инженю. Среди партий - Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Вениамин ("Иосиф в Египте" Мегюля), Камилла ("Цампа" Герольда), Марцелина и Констанца ("Водовоз" Керубини, в России - под назв. "Два дня"), Люсетта ("Невеста" Обера), Сандрильона ("Сандрильона" Штейбельта), Памина ("Волшебная флейта"), Агата ("Деревенские певицы" Фьораванти), Заида ("Турок в Италии" Россини), Маша ("Лунная ночь" Алябьева).

Муж Ш. - Павел Алексеевич Ш. (1802? - 13(25) VII 1872, Петербург) - танцовщик петерб. Большого т-ра (1823-45); его брат - Дмитрий Алексеевич Ш. (ум. 27 II (11 III) 1838, Петербург) был там же пом. капельмейстера (1822-38), автор оперы "Братоубийца" (пост. в 1831 в бенефис В. М. Самойлова в петерб. Большом т-ре) и неск. либретто; жена другого брата, танцовщика Алексея Алексеевича Ш., - Анна Семёновна Ш. (по сцене - Шелехова-младшая) (ум. 14 (26) II 1869, Петербург) - актриса рус. драм. труппы, выступала также в операх и водевилях.

Литература: Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, Л., 1959, с. 732.

А. П. Григорьева.

Шелиговский Т.

Шелиговский Т. (Szeligowski) Тадеуш (13 IX 1896, Львов - 10 I 1963, Познань) - польск. композитор. Учился у В. Курца (фп.) в Львовской консерватории (в 1918), у А. Петерса (фп.) и Б. Валлек-Валевского (муз.-теоретич. предметы) в Краковской консерватории (1918-23), у З. Яхимецкого (музыковедение) в Ягеллонском ун-те в Кракове (1922-23), у Н. Буланже (композиция) в Париже (1929-31). Преподавал муз.-теоретич. предметы в Вильнюсе (1923-27 и 1932-41) и Познани (в консерватории в 1931). В 1939-45 служил органистом в костёле в Вильнюсе. В 1945 руководил муз. школой в Люблине, в 1947-50 - Гос. высшей оперной школой и филармонией в Познани, с 1950 профессор композиции в Гос. высшей муз. школе в Познани, с 1951 - в Варшаве. В 1951-54 пред. Союза польск. композиторов. В творчестве Ш. ощутимы влияния К. Шимановского, отчасти также франц. "Шестёрки". В вок. соч. использует элементы польск. фольклора. Гос. пр. ПНР (1951).

Сочинения: оперы - Бунт жаков (Bunt zakуw, 1951, Гос. пр. ПНР), Щелкунчик (Krakatuk, по Э. Т. А. Гофману, 1955), Теодор-джентльмен (1963, Вроцлав); балет Павлин и девушка (Paw i dziewczyna, 1949, Вроцлав); опера-оратория Рыдающий и покинутый Одиссей (Odys placzacy i opuszczony, сл. Р. Брандштеттера, 1961); для солиста, хора и орк. - Спортивная кантата (Kantata sportowa, 1947), Страница сердец (Karta serс, 1952); для орк. - концерт (1931), сюита Казюки (Kaziuki, 1927); Трагическая поэма. Эпитафия на смерть К. Шимановского (Poemat tragiczny. Epitaphium na smierc Karola Szymanowskiego) для струн. орк. (1937); для камерного opк. - Люблинская сюита (1945), ноктюрн (1947), увертюра-бурлеска (1952); концерты с орк. - для фп. (1941) и кларнета (1932); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1958), 2 струн. квартета (1929, 1934), дух. квинтет (1950) и др.; Триптих (Tryptyk) для голоса с орк. (слова народные, 1946), псалмы, культовые хор. произв.; для фп. - соната (1949) и др. пьесы, в т.ч. мазурки; пьесы для скр. и для влч.; романсы на сл. А. С. Пушкина, А. Мицкевича и др.; псалмы и духовные песни; обр. нар. песен для хора a cappella (более 120).

Литература: Mусiеlski Z., Tadeusz Szeligowski, "RMz", 1963, No 4.

З. Лисса.

Шельдеруп Г.

Шельдеруп Г. - правильнее Скьеллеруп ( Schjelderup) Герхард Розенкроне (17 XI 1859, Кристиансанн, Юж. Норвегия - 29 VII 1933, Бенедиктбёйерн, Бавария) - норв. композитор и муз. писатель. Учился на филологич. ф-те ун-та в Осло (1876). С 1878 занимался у О. Франшомма (виолончель) и Ж. Массне (композиция) в Парижской консерватории, затем у Ф. Мотля в Карлсруэ. В 1892-1916 жил в Дрездене, затем в Осло, с 1920 - в городах Баварии (Германия). Творч. интересы Ш. были связаны гл. обр. с муз. т-ром. Литературно одарённый, Ш. писал либретто своих опер на норв. и нем. яз. Муз.-драматургич. принципы Ш. сложились под воздействием эстетики Р. Вагнера (стремился к сквозному, непрерывному действию, широкому развитию орк. ткани, ярким сценич. эффектам). Внёс ценный вклад в развитие норв. музыковедения; ему принадлежат первый капитальный труд по истории норв. музыки (совм. с У. Санвиком) и первая полная биография Э. Грига.

Сочинения: оперы - К востоку от солнца - к западу от луны (Шstenfor Sol od vestenfor Maane, 1890, не пост.), Воскресное утро (Sonntagsmorgen, 1893, Мюнхен), Норвежская свадьба (Norwegische Hochzeit, 1894, пост. 1900, Нем. т-р, Прага; 2-я ред. на норв. яз. - Bruderovet, 1921, Осло), Весенняя ночь (Frьhlingsnacht, 1908, Дрезден, 2-я ред. на норв. яз.- Vaarnat, 1915, Осло), Буревестники (Sturmvцgel, 1926, Шверин) и др.; балет Чудесный рог (Wimderhom, танц. сказка, 1905, Осло); для орк. - 2 симфонии (1881; К Норвегии - Til Norge, 1924), Рождественская сюита (Weihnachts-Suite, 1901), симф. поэмы - Лунная ночь на фьорде (Sommernacht aui dem Fjord, 1904), Брандт (по Г. Ибсену, 1914), Весенний хоровод (Frьhlingsreigen, 1931); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио, струн. квартет; для хора - На горных вершинах (Hшjfjeldsliv, сл. Ибсена, 1904), 12 норв. нар. песен (1907); ок. 40 романсов и песен; пьесы для скр. с фп. В чертогах Бальдура (In Baldurs Heim, 1904) и Элегия (1913); музыка к спектаклям драм. т-ра (к пьесам У. Шекспира, Ибсена, А. Стриндберга и др.).

Литературные сочинения: Е. Grieg og hans vaerker, Kbh., 1903; Edvard Grieg, Lpz., 1908 (совм. с W. Niemann); R. Wagner, hans liv og vaerker, Kbh. - Kristiania, 1907; Norgesmusikhistorie, Kristiania, 1921 (совм. с О. Sandvlk).

Литература: Altmann W., Gerhard Schjelderup im heutigen Musikbetrieb, "ZfMw", 1933, Jahrg. 100; Sandvik О. М., Gerhard Schjelderup, "SMz", 1948, Jahrg. 88; Schjelderup G., Gerhard Schjelderup: en norsk operakomponists liv og virke, Oslo, 1976.

O. E. Левашёва.

Шелюто А.

Шелюто А. (Szeluto) Аполинарий (23 VII 1884, Петербург - 22 VIII 1966, Ходзеж, ПНР) - польск. композитор и пианист. Учился у С. Экснера (фп.) в Саратовском муз. уч-ще РМО (1900), у Р. Статковского и З. Носковского в Варшавской консерватории (композиция; 1902-05), брал уроки у Л. Годовского в Берлине (фп.; 1905-08). Преподавал игру на фп. в консерватории в Берлине. В 1911-17 работал под Астраханью (в качестве юриста), участвовал в революц. движении, затем жил в Польше. Концертировал как пианист. Один из поборников самобытного нац. муз. иск-ва; Ш. входил в группу "Молодая Польша".

Сочинения: 14 опер (не пост.), в т. ч. Чайка (Mewa, 1946), Дайте нам мир (Dajcie nam pokуj, 1950); балеты - Свитезь (1923), Пан Тадеуш (1954); для орк. - 25 симфоний (1920-45), симф. поэмы, в т. ч. Сирано де Бержерак (1933), Макбет (1933), сюиты; концерты с орк. - 5 для фп. (1937-44), для скр. (1942), влч. (1942); камерно-инстр. ансамбли - сонаты с фп.: для скр. (1931), влч. (1907), фп. трио (1940), струн. квартет Татрский; пьесы для фп.; кантаты для хора с орк.; церк. хоры с органом на лат. тексты; хор. песни с фп., в т. ч. На смерть Ленина (Piesn о przysiedze na smierc Lenina, насл. M. Рыльского, 1950); песни на слова польск. и сов. поэтов; эстр. и танц. музыка.

Я. Казем-Бек.

Шён

Шён - шенг, - см. Шэн.

Шёнберг А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шендерович Е. М.

Евгений Михайлович (р. 26 IV 1918, Ростов-на-Дону) - сов. пианист-ансамблист, педагог и композитор. Засл. арт. РСФСР (1981). В 1945 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп., занимался у М. Я. Хальфина и Л. В. Николаева. С 1944 солист Ленингр. обл. филармонии, в 1948-59 концертмейстер Ленингр. консерватории. Выступает с сольными концертами (в репертуаре соч. рус. композиторов) и в ансамбле со мн. сов. и заруб. певцами (Е. Е. Нестеренко, Б. А. Руденко, Т. Лукачу, М. Л. Биешу, Э. Раутио и др.). В качестве аккомпаниатора принимает участие в междунар. и всесоюзных конкурсах; награждён дипломами "За лучший аккомпанемент на конкурсе" (Всесоюзные конкурсы им. М. И. Глинки, 1960, 1962; на лучшую конц. программу, 1970; Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского, 1978). С 1959 преподаватель, с 1966 доцент Ленинградской, с 1976 - Моск. консерваторий. Ш. принадлежат фп. пьесы, романсы, музыка к драм. спектаклям, радио- и телепостановкам (более 40), конц. обработки рус. нар. песен для голоса и фп. Автор работ, поcв. вопросам концертмейстерского мастерства, в т.ч. "О преодолении пианистических трудностей в клавирах" (1962), мн. статей. Основатель, составитель и редактор серии нотных сб-ков с текстами "Певец и аккомпаниатор" (избранные арии и сцены из опер; вып. 1-4, 1975-77).

Шёневольф К.

Шёневольф К. (Schцnewolf) Карл (12 XII 1894, Франкфурт-на-Майне -28 VIII 1962, Берлин) - нем. музыковед (ГДР). Музыкальное образование получил в Висбадене и Кёльнской консерватории. После 1-й мировой войны 1914-18 изучал в ун-тах Фрейбурга, Гёттингена, Мюнхена и Марбурга нем. лит-ру, филологию, историю иск-в и философию. Работал муз. критиком в Дрездене, Гамбурге, Вроцлаве и др. С 1947 муз. критик и муз. писатель в Берлине. Ш. принадлежат многочисл. статьи и рецензии в специализированных муз. журналах и газетах. Автор монографии о Л. Бетховене (в 2 томах) - первого крупного труда об этом композиторе, написанного в ГДР и представляющего собой попытку освещения его жизни и творчества с марксистских позиций. Под ред. Ш. издан путеводитель по симф. музыке "Konzertbuch. Orchestermusik" (Tl. 1-2, 1958-60, 1964-65, включает разделы, написанные самим Ш., - о Бетховене и др.).

Сочинения: Franz Schubert, ein groЯer Volkskьnstler, (В., 1953); Beethoven in der Zeitenwende, Bd 1-2, Halle (Saale), 1953.

Шенк И.

Шенк И. (Schenck, Schenk) Иоганн (крещён 3 VI 1660, Амстердам - после 1712, Дюссельдорф) - нем. композитор и исполнитель на виоле да гамба. Жил в Амстердаме, с 1696 - придв. музыкант в Дюссельдорфе. Славился виртуозными композициями для виолы да гамба. 15 сонат Ш. для виолы да гамба с basso continuo ("Konstoeffeningen"), камерные сонаты для 2 скрипок, гамбы с basso continuo ("Il giardino armonico"), 14 сюит для гамбы с basso continuo ("Scherzi Musicali") были изданы в Амстердаме в 1688-92. Ему принадлежат также 18 сонат для скрипки (1693), 12 фантазий для виолы да гамба с basso continuo ("Les fantaisies bisarres de la Goutte", ок. 1715), соч. для голоса в сопровождении инструментов и др.

Шенк П. П.

Пётр Петрович (11 (23) II 1870, Петербург - 5(18) VII 1915, Перкярви, Финляндия, ныне Кирилловское Ленинградской обл.) - рус композитор и пианист. В детстве обучался игре на фп. под рук. матери. В 7-летнем возрасте по совету Т. Лешетицкого поступил в Петерб. консерваторию, к-рую окончил в 1887 по классу фп. у Э. Ю. Гольдштейна и в 1891 по муз.-теоретич. предметам у H. P. Соловьёва. Выступал в концертах как дирижёр и пианист, исполнял преим. свои произв. Долгое время был зав. центр. б-кой и репертуарным отделом Дирекции имп. т-ров, в последние годы жизни - пред. основанного по его инициативе Об-ва рус. композиторов. В своих многочисл. произв. Ш. выступил как последователь композиторов рус. школы. Его сочинения, не отличающиеся самобытностью, обнаруживают незаурядное технич. мастерство. Наибольшей известностью пользовались симф. фантазия "Призраки", симф. поэма "Геро и Леандр" и орк. сюита. Из сценич. произв. выделялись опера "Чудо роз" и балет "Синяя Борода" (в течение мн. лет - в репертуаре Мариинского т-ра). Сотрудничал в качестве муз. критика в журн. "Музыкально-театральный современник", "Театр и искусство", "Звезда" и др.

Сочинения: оперы - Сила любви (1893), Актея (фантастич. опера, 1899; пост. 1906, Мариинский т-р), Последнее свидание (лирич. сцены, 1904, Мариинский т-р), Чудо роз (Дочь иных веков; муз. легенда, 1913, там же), Победа (Ниция; Сим победиши; опера-миниатюра, 1914); балеты - Синяя Борода (по Ш. Перро; пост. М. Петипа, 1896, Мариинский т-р), Саланга (1899); кантаты - Саул, Памяти Пушкина, Хвала Гоголю, Памяти Некрасова и др.; для орк. - 4 симфонии, сюита (1902), поэма Геро и Леандр (1898), фантазия Призраки (по пьесе И. С. Тургенева, 1893), конц. увертюра, тема с вариациями и др.; камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1897), струн. квартет (1895); для фп. - 2 сонаты, Маленькая сюита и др.; пьесы для скр., влч. и др.; хоры a cappella и др., романсы (часто на собств. тексты), песни, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Хроника. С.-Петербург (О концерте Шенка), "РМГ", 1900, No 48; Каталог произведений П. П. Шенка. Биографические сведения..., СПБ, 1908; Иванов M. M., История муз. развития России, т. 2, СПБ, 1912, с. 86-87, 234.

Г. В. Попова.

Шенкер Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шеншин А. А.

Александр Алексеевич (6 (18) XI 1890, Москва - 18 II 1944, там же) - сов. композитор, дирижёр, педагог. По муз.-теоретич. предметам занимался у Д. И. Аракишвили, С. Н. Кругликова, А. Т. Гречанинова (1907-08), затем у Р. М. Глиэра (1910-12) и Б. Л. Яворского (1914-15). В 1911-13 изучал инструментовку и дирижирование под рук. К. С. Сараджева, в 1921-22 обучался игре на фп. у E. P. Гнесиной. В 1915 окончил историко-филологич. ф-т Моск. ун-та, преподавал историю и лат. яз. в средних уч. заведениях Москвы (1915-21). Зав. муз. частью Моск. т-ра для детей, дирижировал оркестром этого т-ра (1921-25). Работал в редакции журн. "Современная музыка". В 1922-24 преподавал муз.-теоретич. предметы в Моск. консерватории, в 1924-29 - в Муз. техникуме им. А. Н. Скрябина, а также в др. уч. заведениях. Занимался с нек-рыми моск. певцами, готовил с ними камерный репертуар. В центре творчества Ш. - вок. и театр. музыка. Автор статьи "Принципы и методы общего музыкального образования" (в сб.: "Музыка в школе", 1921).

Сочинения: опера О'Тао (1927); оперетта Двенадцатая ночь (1939, Моск. т-р оперетты); балеты - Античные пляски (Дионис, 1933, Большой т-р), Повесть о Кармен (пост. 1935); для орк. - симф. поэмы Ийола (1918), Летние картины. Лирическая сюита для симфонического оркестра (по К. Д. Бальмонту, 1929); Драматическая увертюра (1943); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1943), фп. квинтет (1911); для фп. - 3 сонаты (1918; 1926; в стиле 18 в., 1930), 14 прелюдий (1910), 17 прелюдий (1918), 7 прелюдий (1926); 4 стихотворения А. С. Пушкина для хора a cappella (1933); для голоса с фп. - Из японских антологий (1913), Из лирики Запада (1921), 5 стихотворений Ш. Бодлера (1924), 5 песен на тексты И. В. Гёте (1932), Коктебель (7 стихотворений М. А. Волошина, 1932), 9 стихотворений А. С. Пушкина (1930-37), Былые годы (цикл на сл. М. Ю. Лермонтова, 1940), 3 песни на сл. С. П. Щипачёва (1942); обр. 7 испан. нар. песен (1937) и др.; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Жемчужина Адальмины" Новикова (1921), "Гайавата - вождь ирокезов" Огнёва (1923), "Пиноккио" Шервинского по К. Коллоди (1923), "Будь готов!" Розанова (1924), "Пионерия" Заяицкого (1926; все - в Моск. т-ре для детей), "Антигона" по Софоклу (1927, Моск. камерный т-р).

Литература: Обозреватель, О романсах А. Шеншина, "Современная музыка", 1924, No 4; Беляев В., Вокальное творчество А. А. Шеншина, там же, 1926, No 12; его же, Александр Алексеевич Шеншин, М., 1929; Сац Н. И., Дети приходят в театр. М., 1961; Из прошлого советской музыкальной культуры, М., 1975, с. 89-91; Шебалин В. Я., Литературное наследие, Воспоминания, переписка..., М., 1975, с. 22-24.

Л. Б. Римский.

Шеперд А.

Шеперд А. (Shepherd) Артур (19 II 1880, Парис, шт. Айдахо - 12 I 1958, Кливленд) - амер. композитор. Учился у Дж. У. Чедвика в Новоангл. консерватории в Бостоне (1892-97), где затем преподавал (1910-17). В 1897 -1908 вёл класс композиции в консерватории, руководил симф. оркестром в Солт-Лейк-Сити. Был 2-м дирижёром Кливлендского симф. оркестра (1920-26), одноврем. рук. детского оркестра, преподавал в ун-то в Кливленде (1927-50). Писал муз.-критич. статьи для кливлендской газ. "Press" (1929-32). В своих соч. романтич. характера (гл. обр. инструментальных) использовал мелодии амер., а также ирландских нар. песен. В ряде произв., отличающихся экспрессией, остротой ритмов, применял политональность, целотонный лад и др.

Сочинения: кантаты; для орк. - 2 симфонии (Горизонты - Horizons, 1027; 1938), увертюры: Радостная (Joyeuse, 1901), Праздник молодости (The festival of youth, 1915); концерт для скр. с орк. (1946); камерно-инстр. ансамбли - 2 сонаты для скр. с фп. (1914, 1927), 4 струн. квартета (1934-1955), фп. квинтет (1940), дивертисмент для дух. квинтета (1943); хоры; песни.

Литература: Lоuсks R., A. Shepherd, Rochester (N. Y.), 1962.

Шер В. И.

Вениамин Иосифович (11 (24) XI 1900, Одесса - 30 XII 1962, Ленинград) - сов. скрипач, композитор и педагог. Засл. арт. Узб. ССР (1944). Род. в семье кларнетиста. В 1923 окончил Петрогр. консерваторию по классу скрипки у С. П. Коргуева, в 1923-25 занимался по классу композиции у В. П. Калафати, в 1925-1927 брал у него уроки. Концертмейстер оркестра Одесской филармонии (1917-20), солист Петрогр. филармонии (1921-23), участник квартета им. Л. С. Ауэра в Петрограде (Ленинграде) (1922-24, альт; 1934-38, 1-я скрипка), Ленингр. квартета (1931-34, 1-я скрипка), квартета им. А. К. Глазунова (1952-55, альт). С 1925 преподавал игру на скрипке в Ленингр. консерватории (с 1935 профессор). Ш. принадлежат транскрипции для скрипки с фп. танцев из балета "Щелкунчик" П. И. Чайковского, концертная фантазия на мотивы из оперы М. И. Глинки "Руслан и Людмила", парафраза на мотивы из оперетты И. Штрауса "Летучая мышь". Автор концерта для скрипки с оркестром (1947), камерно-инстр. произв., а также 12 романсов на стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока и др.

Шерам Г.

Шерам Г. (наст. имя и фам.- Грикор Tалян) (1857, Александрополь, ныне Ленинакан - 3 VII 1938, Ереван) - основоположник совр. гусанского творчества. Отказался от следования устаревшим канонич. правилам стихосложения, характерным для ашугского творчества, поскольку они сковывали свободу художеств. выражения; унаследовав лучшие традиции арм. ашугского иск-ва, он в то же время опирался на богатства арм. нар. песенности (крестьянской и городской). Создавал яркие поэтич. тексты и задушевные мелодии, пел свои песни, аккомпанируя на таре. Мастер лирич. миниатюр, Ш. сочинял в основном любовно-лирич. песни (самая популярная - "В саду раскрылись розы" - ныне входит в обряд арм. свадьбы), в них большое место занимают красочные картины природы. Создавал также песни, наполненные пафосом социальной и нар.-освободит. борьбы; одна из них (сочинена в 1905) посв. Карлу Марксу. Исполнял свои произв. в Ереване, Эчмиадзине, Карее, Тбилиси, Баку, Астрахани и др. Поэт О. Ованнисян, имея в виду мягкое, "шёлковое" пение гусана, назвал его Шерамом (букв.- шелкопряд). Издал сб-ки текстов своих песен: "Лира" (1902), "Молнии протестов" (1905), "Любовь и борьба" (1907), "Неорошаемый сад" (1913), "Стремительный поход" (1915). После установления Сов. власти в Армении деятельность Ш. активизировалась; часто организовывались его творч. вечера (записи ряда песен Ш. в его исполнении хранятся в фондах ленингр. Пушкинского дома). Песни Ш. и ныне включаются в репертуар проф. и самодеят. певцов и коллективов, нек-рые бытуют как народные. Ш. положил начало новому этапу развития арм. нар.-проф. песенного иск-ва, его принцип "каждой новой песне - новую мелодию" стал ведущим в творчестве сов. гусанов.

Издания: Шерам. Сб. мелодий с текстами, Ер., 1946; Шерам, Сб. мелодий с текстами, сост. Вард. Талян, Ер., 1948, доп. изд. 1959; Шерам. Песни (тексты; сост. и коммент. Ваз. Таляна), Ер., 1969 (все - на арм. яз.).

Литература: Еремян A., Ашуг Грикор Талян (Шерам), Венеция, 1930 (на арм. яз.); Кушнарев X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958, с. 527-33; Манукян М., Гусан Шерам, "Известия АН Арм. ССР", 1962, No 8, с. 27-44 (на арм. яз.); его же, Гусанская песня о Марксе, "СМ", 1973, No 11; его же, Гусаны Армении, М., 1977, с. 17-40; Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965, с. 63-64; Mурадян М., Армянская музыка в XIX и начале XX в., Ер., 1970, с. 370-72 (История армянской музыкальной культуры, т. 2) (на арм. яз.); Manoukian M., La musique des goussannes contemporains, "Revue roumaine d'histoire de l'art" (sйrie - thйвtre, musique, cinйma), 1973, t. 10, No 1, p. 47-52.

M. T. Манукян.

Шереметев А. Д.

Александр Дмитриевич, граф (27 II (11 III) 1859, Москва - по новым данным, 18 V 1931, Сент-Женевьев-де-Буа, близ Парижа) - муз.-обществ. деятель, меценат, дирижёр, композитор. Внук П. И. Жемчуговой-Ковалёвой и Николая Петровича Ш. В 1879 окончил Пажеский корпус в Петербурге; генерал-майор (1909). В 1892 осн. Росс. пожарное об-во, в 1892-96 редактор журн. "Пожарный". Музыкант-любитель, Ш. в 1882 создал симф. оркестр (в 1894-98 гл. образом выступал сформированный из его состава духовой оркестр, окончательно сложился как симфонический к 1900). В 1884 Ш. восстановил хор. капеллу, созданную в 50-е гг. 18 в. его прадедом П. Б. Шереметевым (капеллой управляли А. А. Архангельский и другие, с 1904 - А. Е. Меньшов). С 1898 силами оркестра и хора (а также приглашённых певцов-солистов) давались публич. концерты. В 1900 Ш. учредил в Петербурге "Общедоступные симф. концерты" (в 1910-17 бесплатные), к-рые в летний период устраивались также в Сестрорецке (1901, 1903, 1904) и Павловске (1905, 1906); концерты получили большой обществ. резонанс (глубоко продуманный подбор произв. и качество исполнения принесли им успех; дирижировали Ш., a также М. В. Владимиров, в 1910-15 А. Б. Хессин). В 1902-17 Ш. был нач. Придв. певч. капеллы. В 1910 осн. Муз.-историч. об-во (существовало до 1916), устраивавшее бесплатные лекции-концерты по истории музыки. Об-во осуществило ряд пост. опер в конц. исполнении, в т. ч. "Парсифаль" Вагнера (1913, дирижёр Ш.; впервые в России), популяризировало малоизвестные соч. рус. и зап.-европ. композиторов. В нек-рых концертах Ш. использовал световые эффекты. Автор муз. произв., в т. ч. Реквиема (для солистов, хора и оркестра; посв. памяти Н. А. Римского-Корсакова), Патетической фантазии для оркестра, ряда духовных соч. для хора. В 1918 уехал за границу.

Литература: Афанасьев Н. И., Современники, т. 2, (СПБ), 1910; 7 февраля - 150-й концерт симфонического оркестра графа А. Д. Шереметева, "Театр и Искусство", 1910, No 6; Итоги музыкально-художеств. деятельности графа А. Д. Шереметева, Сост. К-н Я., (СПБ), 1910; Торжество гр. А. Д. Шереметева, "Новое время", 1913, 26 марта; Граф А. Д. Шереметев, "РМГ", 1914, No 2; Список генералам по старшинству, П., 1914; К - ъ, Бенефис оркестра и хора графа А. Д. Шереметева, "Биржевые ведомости", 1916, 17 февр.; Тимофеев Г., Премьера в народном театре, "Речь", 1916, 25 апр.; Музалевский В., Старейший русский хор, Л.-М., 1938; Локшин Д., Ленинградская государственная академическая капелла им. М. И. Глинки, М., 1955; Хессин А. Б., Из моих воспоминаний, М., 1959, с. 196-213.

M. P. Леонова.

Шеринг А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шеринг Г.

Шеринг Г. (Szeryng) Генрик (p. 22 IX 1918, Желязова-Воля) - мекс. скрипач. По национальности поляк. В раннем детстве обучался игре на фп. под рук. матери, затем на скрипке под рук. М. Френкеля в Варшаве. В 1925-30 занимался у В. Хесса и К. Флеша в Берлине и Баден-Бадене, затем в Парижской консерватории у Г. Буйона (в 1937 удостоен 1-й пр. консерватории). Одноврем. изучал теорию музыки и композицию под рук. Н. Буланже. Большое влияние на формирование скрипача оказали Дж. Энеску и Ж. Тибо. Дебютировал в 1933. С успехом концертировал в Варшаве, Бухаресте, Вене, Париже. Во время 2-й мировой войны 1939-45 дал св. 300 концертов в воинских частях и воен. госпиталях англо-амер. войск. В 1943 впервые выступил в "Карнеги-холл" в Нью-Йорке. С 1946 профессор муз. ф-та Нац. ун-та в Мехико. Живёт в Мехико и Париже, гастролирует во мн. странах (в 1961 и 1965 концертировал в СССР). С 1974 эпизодически выступает как дирижёр. С 1975 представитель Мексики в ЮНЕСКО.

Ш. - исполнитель яркой художеств. индивидуальности. Его игру отличают глубина интерпретации, тонкое чувство стиля, благородство и выразительность фразировки, высокое мастерство, сочетание красоты и мужественности тона. Богат и разносторонен репертуар Ш., включающий сонаты и партиты И. С. Баха, концерты и сонаты Л. Бетховена и И. Брамса, а также произв. современных, в т. ч. мексиканских (М. Понсе, С. Ревуэльтас, К. Чавес, Б. Галиндо-Димас, Р. Альфтер) и советских (С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и др.) композиторов. Мн. грамзаписи исполнения Ш. (в т. ч. сонатные ансамбли с К. Аррау) отмечены "Гран при".

Литература: Hartnack J. W., Grosse Geiger unserer Zeit, Mьnch., 1967, S. 244-50; Applebaum Samuel and Sada, The way they play, book 3, N. Y., 1975, p. 69-102; Васfamann R. С., GroЯe Interpreten im Gesprдch, Bern-Stuttg., 11976), S. 166-82, (1977).

Л. С. Гинзбург.

Шерман И. Э.

Исай Эзрович (28 VI (11 VII) 1908, Киев - 13 VI 1972, Ленинград) - сов. дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1940), нар. арт. Карсл. АССР (1959). Чл. КПСС с 1943. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Гаука (ранее занимался у H. A. Малько). В 1930-37 и 1945-49 дирижер Ленингр. Малого оперного т-ра. Дирижировал балетами "Арлекинада" Дриго (1933, первый балетный спектакль Ленингр. Малого оперного т-ра), "Коппелия" Делиба (1934), операми "Евгений Онегин" (1945); "Любовь Яровая" Энке (1947), "Алеко" (1948). В 1937-45 дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета, дирижировал первыми пост. балетов "Лауренсия" Крейна (1939), "Ромео и Джульетта" Прокофьева (1940). В 1940-41 одноврем. муз. руководитель и дирижёр Оперной студии Ленингр. консерватории, где под его рук. пост. опера "Фауст" (1940) и оперетта "Корневильские колокола" Планкета (1941). В 1951-55 гл. дирижёр, в 1961-66 дирижёр Тат. т-ра оперы и балета в Казани, участвовал в первых пост. опер Н. Г. Жиганова - "Джину юлы" ("Дорога победы", 1954) и "Намус" ("Честь", 1953), дирижировал первой пост. балета "Я помню чудное мгновенье" на музыку М. И. Глинки в инструментовке Г.-Р. Н. Синисало (1962). В 1956-58 дирижёр Горьковского т-ра оперы и балета, в 1958-1960 - Муз.-драм. т-ра в Петрозаводске, где дирижировал первыми пост. балета "Сампо" Синисало (1959) и оперы "Кумоха" Пергамента (1959). С 1935 выступал как симф. дирижёр. В 1930-38 преподавал муз.-теоретич. предметы в 1-м муз. техникуме в Ленинграде, в 1938-50 и 1967-72 вёл класс дирижирования в Ленингр. консерватории, с 1951 - в Горьковской консерватории (с 1963 профессор). Среди учеников - М. Ф. Эрмлер. Автор статьи "Н. А. Малько. Жизнь, дирижёрская и общественная деятельность" (совм. с Л. Н. Раабеном), в кн.: H.A. Малько. Воспоминания, статьи, письма, Л., 1972.

Литература: Виккер И., За пультом дирижёра, газ. "Смена", Л., 1936, 11 апр.; Леман A., За дирижёрским пультом, "Сов. Татария", Казань, 1965, 8 дек.; Дукальтетенко В., Служение искусству (памяти III.), "Ленинская правда", Петрозаводск, 1972, 6 июля.

Л. Б. Римский.

Шерхен К.

Шерхен К. (Scherchen), Герман Карл (21 VI 1891, Берлин - 12 VI 1966, Флоренция) - нем. дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Специального муз. образования не получил. В 1907-10 альтист Блютнер-оркестра и Берлинского филармонич. оркестра; как дирижёр дебютировал в 1911. С 1914 дирижёр Рижского симф. оркестра. С 1918 жил в Берлине, где основал муз. об-во ("Neue Musikgesellschaft") и струн. квартет ("Шерхен-квартет"). В 1919-21 издавал журн. "Melos". В этот период был лектором Высшей муз. школы, дирижёром рабочих хоров и оркестра Лейпцигского конц. об-ва (1921), музейных концертов во Франкфурте-на-Майне (1922-23), генерал-музик-директором Вост. радио в Кёнигсберге (1928-33; до 1931 и гл. дирижёр оркестра). В 1922-47 дирижировал также абонементными концертами в Винтертуре (Швейцария). В 1933 эмигрировал из Германии. Выступал как дирижёр в разл. городах Европы и в СССР (1927, 1933), преподавал на дирижёрских курсах, издавал в Брюсселе журнал "Musica viva" (1933-36), дирижировал концертами оркестра радио в Беромюнстере и Цюрихе (1944-50). В 1950 осн. в Цюрихе муз. изд-во "Ars viva" (в 1953 приобретено изд-вом Шотта и переведено в Майнц). С 1954 выпускал журн. "Gravesaner Blдtter" (выходил до 1962 ежеквартально). В 1959 руководил первыми пост. опер "Король-олень" Хенце и "Моисей и Аарон" Шёнберга в Зап. Берлине. В 1964 впервые выступил в США (Филадельфия, затем Нью-Йорк). Приверженец авангардистских течений, Ш. был известен как активный пропагандист новой музыки, особенно соч. А. Шёнберга и его учеников, исполнял также мн. произв. композиторов-классиков и сов. композиторов; в последние годы жизни проявлял интерес и к электронной музыке. Автор ряда муз. соч. (струн. квартет, фп. соната, фп. трио, хоры, песни), учебников по дирижированию.

Сочинения: Lehrbuch des Dirigierens, Lpz., 1929, то же, Mainz, (1956); Das moderne Musikempfinden, Bd 1: Vom Wesen der Musik, Z., (1946); Musik fьr jedermann, Winterthur, (1950), 1955.

Литература: Альшванг A., Советские авторы в исполнении Германа Шерхена, "СМ", 1934, No 1; В гостях у Лео Гинзбурга, "СМ", 1969, No 10; Reich W., H. Scherchen und "Melos"..., "Melos", 1951, Jahrg. 18, H. 6/7; Herzfeld Fr., Magie des Taktstocks..., (В., 1953), 1967, то же, В.- Darmstadt - W., 1964; Goldschmidt H., H. Scherchen, Gedanken und Aufzeichnungen, "Musik und Gesellschaft", 1966, Jahrg. 16, No 8; Dallapiссоla L., Ricordo di H. Scherchen, "Rivista Italiana di Musicologia", 1966, v. 1, No 2; Curjel H., Gedenkrede fьr H. Scherchen, Z., 1967; Dessau P., Koch H., Erinnerungen an H. Scherchen, "Sinn und Form", 1968, Jahrg. 20, H. 5; Oesch H., Das "Melos" und die Neue Musik, в сб.: Festschrift fьr einen Verleger (L. Strecker)..., Mainz, 1973.

Ю. В. Крейнина.

Шестакова Л. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Шестёрка"

"Шестёрка" ("Le Groupe de Six" - "Группа Шести") - содружество франц. композиторов, сложившееся вскоре после 1-й мировой войны 1914-18 и существовавшее до сер. 1930-х гг. В состав "Ш." входили Л. Дюрей, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Идейным вдохновителем "Ш." был поэт и художник Ж. Кокто, опубликовавший в 1918 брошюру-манифест "Петух и Арлекин", в к-рой ниспровергал эстетику муз. импрессионизма и звал к созданию иск-ва, "свободного от приятностей дебюссизма, от всяких иллюзий". Значит. влияние на становление нового направления оказал также комп. Э. Сати. Само наименование "Ш." (по аналогии с рус. "пятёркой", как называют во Франции "Могучую кучку") впервые появилось в статье "Пять русских и Шесть французов" критика А. Колле, откликнувшегося в еженедельнике "Comoedia" (от 16 янв. 1920) на сб-к сочинений 6 молодых композиторов. С тех пор это назв. закрепилось за группой и вошло в историю новой франц. музыки. "Ш." не представляла собой направления с единой художеств. программой, каждый из её членов обладал самобытной творч. индивидуальностью и вырабатывал свои приёмы муз. выразительности, свой стиль. "Группа Шести", как писал Мийо, "...не преследовала при своём возникновении иной цели, кроме чисто дружеского объединения, вне каких-либо творч. тенденций". Участников этой группы сближало стремление к новаторству, к поискам новых принципов композиции, их связывали общие взгляды; по словам Пуленка, это "борьба против расплывчатости, возвращение к мелодии, возвращение к контрапункту, точность, стремление к простоте...". Творчество "Ш." оказало значит. влияние на развитие франц. музыки в направлении демократизации художеств. содержания и отчасти муз. языка. К сер. 30-х гг. определилось стремление членов "Ш." сблизиться и в творчестве, и в муз.-обществ. деятельности с прогрессивным демократическим движением франц. музыкантов. См. Народная музыкальная федерация.

Литература: Игорь Глебов (Б. В. Асафьев), Французская музыка и ее современные представители, в сб.: Шесть, Л., 1926; Дюрей Л., Музыка и музыканты Франции, "СМ", 1955, No 8; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1964, 1970; Друскин М., Из истории французской музыки, в его кн.: О западноевропейской музыке XX века, М., 1973: Landоrmy P., La musique franзaise aprиs Debussy, P., (1943); Milhaud D., Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус. пер.- Заметки без музыки (фрагменты), "СМ", 1963, No 2-3); Dufourcq N., La musique franзaise, P., 1970; Poulenc P., Entretiens avec Claude Rostand, P., 1954; Jourdan-Morhange H., Mes amis musiciens, P., (1955) (рус. пер. - Жyрдaн-Mоранж Е., Мои друзья музыканты, М., 1966); Combarieu J., Dumesnil R., Histoire de la musique..., v. 5 - La premiиre moitiй du XXe siиcle, P., 1960 (глава из 5-го т. в рус. пер. - Дюмениль Р., Современные французские композиторы группы "Шести", Л., 1964).

Г. М. Шнеерсон.

Шетелих Х. В.

Шетелих Х. В. (Schetelich) Хорст Вольфганг (р. 3 VII 1919, Дрезден) - нем. органист (ГДР). Учился в Дрездене, затем в Лейпциге у Г. Рамина. С 1936 работал в Дрездене, затем в Лейпциге (органист, кантор, преподаватель Высшей муз. школы). Исполняет гл. обр. соч. И. С. Баха. Эксперт по строительству и реставрации органов (неоднократно приглашался в СССР)

Шеффер П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шехтер Б. С.

Борис Семёнович (9 (21) I 1900, Одесса - 16 XII 1961, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Кандидат искусствоведения (1965). Чл. КПСС с 1940. Окончил по классам композиции Одесскую консерваторию (у В. Малишевского, 1922) и Московскую консерваторию (у Н. Я. Мясковского, 1929). В 1929-41 преподавал сочинение и гармонию в Моск. консерватории (с 1934 доцент). С 1940 руководитель семинара самодеят. композиторов при CK СССР. Автор первого сов. симф. произв., основанного на туркм. нац. мелодиях, - сюиты "Туркмения". Значит. место в творчестве композитора занимали темы революции - опера "1905 год", симф. поэма "Слушай!". Ш. принадлежат также обработки для смешанного хора с фп. и хора a cappella песен каторги и ссылки, революц. подполья, гражд. войны, для голоса с фп. - гимнов и песен франц. революции. Большая часть обработок помещена в сб-ках: "50 русских революционных песен" (1938), "Сборник песен гражданской войны" (1948), "Русские революционные песни" (1952).

Сочинения: оперы - 1905 год (совм. с А. А. Давиденко, 1935, исполнено на радио; 2-я ред. 1955), Юсуп и Ахмет (совм. с А. Кулиевым, 1942, Туркм. т-р оперы и балета, Ашхабад), Сейиди (совм. с С. Овезовым, 1943), Пушкин в изгнании, или Пушкин и Мария Раевская (по мотивам романов И. А. Новикова "Пушкин в Михайловском" и "Пушкин на юге", конц. исп., 1958, Дом культуры Моск. ун-та); 3 кантаты, в т. ч. Домик в Шушенском (сл. С. П. Щипачёва, 1955); цикл Вольность для солиста и симф. орк. (сл. А.С.Пушкина, 1949); для орк. - 5 симфоний (1929; 1943; 1945; 1947; 1951, 2-я ред. 1953), сюита Туркмения (1932), поэмы, в т. ч. Узница и Слушай! (обе - 1955), увертюры, рапсодии; концерт для фп. с орк. (1939); сонаты и пьесы для фп.; хоры; вок. монологи и песни, в т. ч. Когда умирает вождь (сл. В. В. Каменского, 1924), Железными резервами (Молодая гвардия, сл. С. М. Третьякова); музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиокомпозициям.

Литература: Белый В., Памяти Бориса Шехтера. (Некролог), "МЖ", 1962, No 1; Б. С. Шехтер. (Некролог), "СМ", 1962, No 2.

Шиалтыш

Шиалтыш - шиялтыш (марийское, от шияш - сильно дуть), - мар. дух. нар. инструмент, разновидность свистковой флейты. Близок к башк. и тат. кураю, тат. и казах. сыбызге (сабызгы), абх. ачарпану. Изготовляется гл. обр. из свежесрезанного стебля дягиля (зонтичное растение), ныне также из дерева, мягкого металла, бамбука. Звучание напоминает средний регистр флейты. Дл. 400-600 мм, диаметр 15-20 мм. Различают 2 вида: Ш. с косым срезом (под углом 40-50?) в верхней части ствола, без втулки (её функцию выполняют губа и язык исполнителя), с 2-4 игровыми отверстиями; Ш. с прямым срезом, простым свистковым устройством, 6 игровыми отверстиями. У обоих видов Ш. с тыльной стороны ствола на расстоянии ок. 10 мм от верхнего среза просверливается свистковое отверстие диаметром 8-10 мм. Соответственно числу игровых отверстий образуются осн. звукоряды - от пентатонического до полного диатонического. В прошлом Ш. - один из наиболее распространённых у марийцев инструментов. Ныне встречается редко, используется гл. обр. пастухами и как манок при ловле птиц.

Шиалтыш

Звукоряды шиалтыша.

Литература: Эшпай Я., Национальные музыкальные инструменты марийцев, (Йошкар-Ола), 1940, с. 17-21; Никифоров П., Марийские народные музыкальные инструменты, Йошкар-Ола, 1959, с. 40-46, 83-85; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 66-67.

С. А. Рыцарев.

Шиблер А.

Шиблер А. (Schibier) Армин (р. 20 XI 1920, Крёйцлинген) - швейц. композитор. В 1940-43 учился в Цюрихской консерватории. В 1949-53 посещал Дармштадтские летние курсы новой музыки, где слушал лекции В. Фортнера, Р. Лейбовица, Э. Кшенека, Т. В. Адорно. С 1944 преподаёт муз. предметы в одной из гимназий Цюриха. В творчестве Ш. преобладают конструктивистские и неоклассицистские тенденции, в ряде соч. использовал додекафонную технику, элементы джаза, поп-музыки. Автор мн. произв. разл. жанров: неск. опер, в т.ч. "Ноги в огне" ("Die FьЯe im Feuer", 1955, Цюрих), мелодрам. балетов, оратории, 3 симфоний, концертов для разных инструментов с оркестром, камерно-инстр. соч. (в т.ч. 4 струн. квартетов), музыки к кинофильмам.

Литературные сочинения: Neue Musik in dritter Generation, Amriswil, 1954; Zum Werk G. Mahlers, Lindau, 1955; Zur Oper der Gegenwart, Amriswil, 1956.

Литература: Wцrner K. H., A. Schibier, Amriswil, 1953.

Предыдущая страница Следующая страница