Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШИК"-"ШМИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 4, "ШИК"-"ШМИ")

Шиканедер Э.

Шиканедер Э. (Schikaneder) Эмануэль (наст. имя и фам. - Иоганн Йозеф Шиккенедер, Schickeneder) (1 IX 1751, Штраубинг, близ Регенсбурга - 21 IX 1812, Вена) - нем. актёр, певец, режиссёр, либреттист и театр. деятель. С 1773 актёр бродячих трупп, выступал в Штутгарте, Нюрнберге, Аугсбурге, Регенсбурге. С 1778 директор странствующей труппы, в 1780-81 - в Зальцбурге (где в 1780 познакомился с В. А. Моцартом). В 1781-84 в Пресбурге (ныне Братислава) образовал новое т-во актёров. В 1784-86 выступал в Вене ("Кернтнертортеатр"), затем в городах Юж. Германии. В 1789 возглавил "Фрейхаустеатр" в Видене (предместье Вены), поставил в этом т-ре ряд зингшпилей и нем. опер. Пост. Ш. сыграли важную роль в истории нем. муз. т-ра, подготовив формирование нац. сказочной оперы. В 1791 написал либретто оперы "Волшебная флейта" Моцарта, в первой пост. (1791, "Фрейхаустеатр") исполнил роль Папагено. Автор текста маленькой масонской кантаты "Громко возвестим нашу радость" (Eine kleine Freimaurer-Kantate "Laut verkunde unsere Freude", 1791) Моцарта. Как и Моцарт, Ш. являлся чл. венской масонской ложи. В 1801-06 - один из рук. т-ра "Ан дер Вин" (Вена); здесь в 1805 состоялась премьера оперы "Фиделио" Бетховена. В 1807-09 рук. т-ра в Брюнне (Брно). Автор ок. 50 оперных либретто, в т. ч. оперы Ф. К. Зюсмайра "Зеркало Аркадии" ("Der Spiegel von Arkadien").

Литература: Черная Е. С, Моцарт и австрийский музыкальный театр. М., 1963; Einstein A., Mozart. His character, his work, N. Y., 1945 (в рус. пер. - Моцарт. Личность. Творчество, М., 1977); Komorzynski E., Emanuel Schikaneder. Ein Beitrag zur Geschichte des deutschen Theaters, В., 1901, W., 1951; его же, Der Vater der Zauberflцte, W., 1947; Abert H., W. A. Mozart..., Tl 1-2, Lpz., 1919-21, 1955-56.

Л. Б. Римский.

Шикунова И. С.

Ирина Семёновна (р. 15 III 1940, дер. Коммуна Любанского р-на Минской обл.) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1980). В 1964 окончила Белорус. консерваторию, с того же года солистка Белорус. т-ра оперы и балета. В 1970-71 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала". Среди партий - Марфа ("Царская невеста"), Татьяна, Виолетта, Дездемона, Мими, Маргарита; Донна Анна ("Дон Жуан"), Эльза ("Лоэнгрин"), Галька; Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова), Марфочка ("Алеся" Тикоцкого), Оксана ("Когда опадают листья" Семеняко), Ирина ("Седая легенда" Смольского), Клава ("Тропою жизни" Вагнера), Мзия ("Миндия" Тактакишвили), Наталья ("В бурю"). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом.

Шилгалис К. К.

Костас Казио (р. 1 IV 1923, дер. Кашучяй, Кретингский р-н) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Литов. ССР (1970). Чл. КПСС с 1950. В 1946-50 учился в Вильнюсской консерватории у З. Палаускаса. В 1949-76 солист Литов. т-ра оперы и балета. Среди партий - Евгений Онегин, Мазепа, Демон, Князь Игорь, Амонасро, Риголетто; Монфор, Ренато ("Сицилийская вечерня", "Бал-маскарад" Верди), Фигаро, Скарпиа; Сакалас ("Марите" Рачюнаса). Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. С 1979 гл. редактор муз. редакции Литов. телевидения.

Шиллингс М.

Шиллингс М. (Schillings) Макс фон (19 IV 1868, Дюрен, Сев. Рейн-Вестфалия - 24 VII 1933, Берлин) - нем. композитор и дирижёр. Учился композиции в Бонне у К. Й. Брамбаха; в Мюнхене изучал право, философию, историю иск-в; Р. Штраус побудил его целиком посвятить себя музыке. С 1892 был ассистентом дирижёра Байрёйтского фестиваля; как дирижёр и педагог работал в Мюнхене (среди его учеников - В. Фуртвенглер); с 1908 был генерал-музик-директором у Вюртембергского князя в Штутгарте и получил от него дворянский чин. В 1919-24 и 1933 директор Нем. гос. оперы в Берлине. С 1926 руководил муз. "Лесными фестивалями" в Сопоте. В 1910-20 пред. Всегерманского муз. союза, в 1932-33 президент Прусской академии иск-в. Ш. - оперный композитор позднеромантич. школы, преим. вагнеровской ориентации. Популярность получила его опера "Мона Лиза" (1915, Штутгарт).

Сочинения: оперы - Ингвельде (1894, Карлсруэ), День музыканта (Der Pfeifertag, 1899, Шверин; 2-я ред. 1931, Берлин), Молох (Moloch, 1906, Дрезден), Мона Лиза (1915, Штутгарт); для солистов, хора и орк. - 4 Песни колокола (1907), Свадебная песнь (сл. И. В. Гёте, 1910), Жемчужина (Die Perle, сл. Гёте, без даты), 4 фрагмента из "Западно-восточного дивана" Гёте (1918); для орк. - симф. фантазии Привет моря (MeergruЯ), Утро на море (Seemorgen, обе - 1896), симф. пролог к "Царю Эдипу" Софокла (1900); концерт для скр. с орк. (1900); камерные ансамбли - струн. квартет (1887, 2-я ред. 1903), струн. квинтет (1917); пьесы для скр., фп.; хоры, песни; мелодрамы - "Элевсинский праздник" Шиллера (1898), "Песня ведьм" Вильденбруха (1902), "Молодой Олаф" (1911).

Литература: Louis В.., M. Schillings, Lpz., 1909; Riohard A., M. Schillings, Mьnch., 1922; M. n. Schillings. Gesamtverzeichnis seiner Werke, Zusammengestellt von J. Beck, В., 1934; Raupp W., M. v. Schillings..., Hamb., (1935).

О. Т. Леонтьева.

Шимановская А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шимановская-Корвин С.

Шимановская-Корвин С. (Szymanowska-Korwin) Станислава (16 VII 1881, Орловка, ныне УССР - 8 XII 1938, Варшава) - польск. певица (сопрано) и педагог. Сестра комп. К. Шимановского. Училась пению у Й. Козловского во Львове. Дебютировала во Львовском оперном т-ре (1907) в партиях Стеллы, Олимпии и Антонии ("Сказки Гофмана" Оффенбаха). Затем выступала как оперная и конц. певица в городах Польши, России, в странах Зап. Европы. В кон. 20-х - нач. 30-х гг. преподавала в Катовицкой, позднее в Варшавской консерваториях. Обладала небольшим голосом, но владела им с исключит. мастерством. Отличалась высокой исполнит. культурой, артистизмом, сценическим дарованием. Создала высокохудожеств. образы Джильды, Виолетты, Лакме и др.; была 1-й исполнительницей партии Роксаны в опере "Король Рогер" Шимановского (19 VI 1926, "Т-р Бельки", Варшава). Приобрела известность и как интерпретатор сочинений совр. композиторов, особенно вок. лирики Шимановского. Получила ряд польск. и заруб. наград за исполнит. и педагогич. деятельность. Написала воспоминания о Шимановском и брошюру о своём опыте исполнения его музыки.

Литературные сочинения: Wspoirmienia о Karolu Szymanowskim, "Muzyka", 1937, No 4/5; Jak nalezy spiewac utwory Karola Szymanow-skiego, Warsz., 1938, то же, 1957.

Литература: Kondracki M., Spiewaczka Stanislawa Korwin-Szymanowska, "Muzyka Polska", 1938, t. 12; Binental L., St. Korwin-Szymanowska, "Kurjer Warszawski", 1938, No 339; см. также лит. при ст. Шимановский М.

О. В. Левтонова.

Шимановский М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шимко Т. И.

Тамара Ивановна (р. 28 IV 1928, Минск) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. БССР (1963). Деп. Верх. Совета БССР 9-го созыва. Окончила Белорус. консерваторию у О. Н. Нестеренко. С 1952 солистка Белорус. т-ра оперы и балета. В 1963 стажировалась в миланском т-ре "Ла Скала". Среди партий - Татьяна; Электра ("Орестея" Танеева), Виолетта, Дездемона, Мими, Чио-Чио-сан; Манон ("Манон Леско" Массне), Микаэла; Луиза ("Обручение в монастыре"), Марыся, Марфочка ("Михась Подгорный", "Алеся" Тикоцкого), Клава ("Тропою жизни" Вагнера). Впервые исполнила партии; Юленька ("Надежда Дурова" Богатырёва, 1956), Юзефа ("Ясный рассвет" Туренкова, 1958), Светлана ("Колючая роза" Семеняко, 1960), Тася ("Андрей Костеня" Аладова, 1970). Чл. Сов. комитета защиты мира (1980). Гастролирует за рубежом.

Литература: Майстры беларускай сцэны, кн. 2, Мiнск, 1967.

Шимкус С. С.

Стасис Стасио (23 I (4 II) 1887, Мотишкяй, близ Каунаса - 15 X 1943, Каунас) - сов. композитор, педагог, дирижёр, муз.-обществ. деятель. В 1908 окончил Варшавский муз. ин-т по классу органа. В 1908-14 учился в Петерб. консерватории у А. К. Лядова, М. О. Штейнберга, Я. Витола. В 1915-1920 жил в США, где был организатором и руководителем литов. хоров, устраивал концерты, выпускал муз. журнал. В 1921-22 совершенствовался в Лейпцигской консерватории. В 1923 основал в Клайпеде муз. школу (с 1924 - муз. уч-ще; руководил до 1930). В 1930-33 дирижёр Каунасского т-ра, в 1932-33 рук. студенч. хора Каунасского ун-та. В 1934 был организатором Комиссии по собиранию литов. нар. песен. В 1933-36 инспектор по муз. вопросам Мин-ва просвещения Литвы. После 1940 Ш. - активный строитель муз. культуры Сов. Литвы. В своём творчестве композитор продолжал классич. традиции, широко использовал литов. муз. фольклор. Большое значение имеют его обработки нар. песен.

Сочинения: опера Деревня у поместья (1942); для хора и орк. - кантаты Прощание с Родиной (1916), Здравствуй, Родина (1934), баллада Утонувший двор (1923); для орк. - симф. поэма Неман (1930); для фп.- вариации Силуэты Литвы (1922); хоры, песни, дуэты; обр. нар. песен.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, 1940-1960, Л., 1961; его же, Композиторы и музыковеды Советской Литвы, Вильнюс, 1978; его же, 15 lietuviu muzikinйs kultьros istorijos, t. 1-2, Vilnius, 1958-1964; St. Simkus. Straipsniai, dokumentai, laiskai, amzininku Hatsiminimai. (Sudarй ir paaiskinimus parasй D. Palionyte), Vilnius, 1967.

Шимми

Шимми (англ. shimmy, букв. - рубашка) - бальный танец амер. происхождения. Появился в европ. странах после 1-й мировой войны 1914-18, пользовался особой популярностью в нач. 1920-х гг. Название связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнуть с плеч свои рубашки. Вид регтайма. Размер

Шимми

или 2/4, темп около

Шимми

= 96. Черты Ш. воспроизведены П. Хиндемитом в одноим. пьесе из его фп. сюиты ор. 26 "1922".

Шиндлер А.

Шиндлер А. (Schindler) Антон (Феликс) (13 VI 1798, Медль, Моравия - 16 I 1864, Боккенхейм, близ Франкфурта-на-Майне) - нем. скрипач, дирижёр и муз. писатель. Изучал право в Вене, обучался игре на скрипке. С 1822 скрипач и руководитель оркестра "Йозефштадттеатра", с 1825 - "Кёрнтнертортеатра" в Вене, в 1831-37 гор. музик-директор в Мюнстере, затем в Ахене. С 1840 много путешествовал, в 1848 поселился близ Франкфурта-на-Майне, где преподавал (среди учеников - Ф. Вюльнер). Был дружен с Л. Бетховеном. По утверждению Ш., Бетховен ещё в 1816 признал его своим "тайным секретарём без оклада", но в действительности секретарём Бетховена Ш. стал не ранее 1819. Наиболее интенсивным их общение было в 1821-24 и в кон. 1826 - нач. 1827. Ш. выполнял многочисл. поручения Бетховена.

Ш. известен как автор первой фундаментальной биографии Бетховена ("Biographie von Ludwig van Beethoven", Tl 1-2, Mьnster, 1840; переиздавалась, последнее изд.- Lpz., 1973; переведена на англ. яз.). Документальная обоснованность этого труда, в к-ром Ш. часто ссылается на свои беседы с Бетховеном, якобы зафиксированные в знаменитых "Разговорных тетрадях" композитора, сильно поколеблена графологическим анализом этих тетрадей. На Междунар. Бетховенском конгрессе, состоявшемся в 1977 в Берлине, было доказано, что значит. часть этих "бесед" вписана Ш. в "Разговорные тетради" уже после смерти Бетховена с целью повысить свой авторитет как друга и биографа великого композитора.

Литература: Beck D. und Hеrrе G., Einige Zweifel an der Ьberlieferung der Konversationshefte, в сб.: Bericht ьber den Internationalen Beethoven-KongreЯ. 20.-23. Mдrz 1977 in Berlin, Lpz., 1978, S. 257-74; их же, Anton Schindlers fingierte Eintragungen in den Konversationsheften, в сб.: Zu Beethoven, B.,1979, S. 11-89.

H. Л. Фишман.

Ширинский В. П.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ширинский С. П.

Сергей Петрович (5 (18) VII 1903, Екатеринодар - 18 X 1974, Москва) - сов. виолончелист. Нар. арт. РСФСР (1965). Брат В. П. Ширинского. Первоначально обучался игре на виолончели у А. Э. Глена. В 1923 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. А. Брандукова, в 1929 - аспирантуру при ней. С 1920 артист оркестра Большого т-ра, с 1923 концертмейстер там же. В 1923-32 участник Персимфанса, с 1923 бессменный участник Квартета им. Бетховена. В разные годы был концертмейстером оркестра Моск. филармонии, Гос. симф. оркестра, Большого симф. оркестра радио. С 1931 преподавал в Моск. консерватории (с 1945 профессор). Ш. - инструменталист-виртуоз. Его иск-во отличали одухотворённость и благородство, выразительный певучий тон, безупречная в художеств. отношении фразировка. Обширный репертуар Ш. составляли произв. классич. и совр. музыки. Его исполнение сюит И. С. Баха, сонат Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Франкёра, И. Брамса, концертов Й. Гайдна, Р. Шумана, А. Дворжака стало образцом интерпретации этих сочинений. Ш. был пропагандистом новой виолончельной музыки ("Баллада" С. С. Прокофьева, сонаты Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича, В. П. Ширинского, "Поэма" А. А. Крейна, концерт-рапсодия А. И. Хачатуряна). Шостакович посв. ему 14-й струн. квартет (1973). Первый в СССР исполнитель сонат для виолончели соло П. Хиндемита, А. Онеггера, З. Кодая, евр. рапсодии "Шеломо" Э. Блоха. Выступал с выдающимися музыкантами 20 в.: дирижёрами - О. Клемперером, О. Фридом, Л. Стоковским, Ш. Мюншем, Г. Абендротом, Н. С. Головановым, С. А. Самосудом, А. В. Гауком, пианистами - К. Н. Игумновым, А. Б. Гольденвейзером, М. В. ЮДИНОЙ, Э. Г. Гилельсом. Ш. обогатил виолончельный репертуар рядом переложений и обработок произв. Баха ("Чакона"), Н. Паганини, Н. А. Римского-Корсакова, П. Сарасате, К. Сен-Санса. Ему принадлежит редакция сюит для виолончели соло Баха (не изд.). Гастролировал за рубежом. Гос. пр. СССР (1946).

Литература: Альтман A., Маэстро виолончели, "СМ", 1974, No 5; Павлуцкая Н., Юбилейный вечер С. Ширинского, "МЖ", 1974, No 2.

В. И. Руденко.

Ширма Г. Р.

Григорий Романович (8(20) I 1892, дер. Шакуны, ныне Пружанского р-на Брестской обл. - 23 III 1978, Минск) - сов. хор. дирижёр, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1955). Герой Соц. Труда (1977). Чл. КПСС с 1959. Деп. Верх. Совета БССР 4-9-го созывов. В 1918 окончил Седлецкий учительский ин-т. С 1926 преподавал в белорус. гимназии, руководил проф. и самодеят. хорами в Вильнюсе, в 1928-37 был секретарём прогрессивной культ.-просвет. зап.-белорус. организации "Т-во белорус. школы". Дважды подвергался аресту. После воссоединения Зап. Белоруссии с БССР организовал (1940) и возглавлял (до 1970) Гос. акад. хор. капеллу БССР (первоначально - Белорус. ансамбль песни и танца, с 1950 - Гос. хор БССР, совр. назв. с 1955, с 1978 - имени Ш.). Пред. правления CK БССР с 1966. В 1910 начал работу по собиранию и изучению белорус. нар. песен. Записал более 2000 напевов, представляющих типичные жанры и мелодич. стили белорус. нар. музыки. Осн. часть записей Ш. опубликована в составленных им сб.: "Двести белорусских народных песен" (1958), "Белорусские народные песни" (т. 1-4, 1959-1976). Много энергии Ш. отдал привлечению белорус., а также рус, укр., литов. композиторов к созданию художеств. обработок белорус. нар. песен. Подготовил публикацию 2 томов хор. обработок из репертуара Гос. акад. хор. капеллы ВССР (1971-73). Выступал как муз. публицист. Гос. пр. БССР (1966, 1974).

Литературные сочинения: Песня - душа народа, Мiнск, 1976 (на белорус. яз.).

Литература: Нисневич И., Григорий Романович Ширма, М.-Л., 1964, Л., 1971.

Е. А. Соломаха.

Ширмер Ф.

Ширмер Ф. (Schirmer) Густав Фредерик Эмиль (19 IX 1829, Кёнигзе, Саксония - 6 VIII 1893, Эйзенах) - амер. издатель, основатель издат. фирмы "Ширмер". По национальности немец. С 1837 жил в Нью-Йорке, служил в муз. магазине Шарфенберга и Льюиса, с 1854 был управляющим в муз.-издат. фирме "Керкзиг и Бройзинг". В 1861 руководил (совм. с Б. Биром) изд-вом Бройзинга, в 1866 основал собств. муз.-издат. фирму "Ширмер", к-рая под его управлением достигла расцвета. Ш. был пианистом-любителем, ценителем музыки, образованным человеком с широкими интересами; поддерживал отношения с видными европ. композиторами, особенно с принадлежавшими к веймарской школе (был связан с Байрёйтом); Ш. и его сыновья упоминаются в нью-йоркском дневнике П. И. Чайковского (1891). С 1892 публиковал партитуры классич. оперных произв. в изданиях (дешёвая серия) "Библиотека музыкальной классики" ("Library of musical classics").

Дело Ш. продолжали его сыновья: Густав Ш.-второй (1864-1907) - основатель Бостонской муз. компании (в 1891-93 филиал нью-йоркской фирмы отца), сохранял над ней контроль, став в 1893 совладельцем (с братом) объединённой фирмы "Г. Ширмер". Рудольф Эрнст (Эдвард) Ш. (1859-1919) после смерти брата вёл дело один, издавал журн. "Musical Quarterly" (с 1915); фирмой был выпущен "Биографический словарь музыкантов" Бейкера ("Biographical dictionary of musicians", 1900; 5-е изд. под ред. Н. Слонимского, 1958; 6-е под его ред., 1971).

Литература: Lang P. H., Portrait of publishing house, в сб.: One hundred years of music in America, N. Y., 1961, p. 9-21.

С. Ю. Сигида.

Широла Б.

Широла Б. (Sirola) Божидар (20 XII 1889, Жакане, близ г. Карловац - 10 IV 1956, Загреб) - хорв. композитор и музыковед (Югославия). Брал уроки композиции у И. Зайца в Загребе, музыковедение изучал в Венском ун-те (его докторская диссертация "Истринская народная песня" - первая науч. работа о хорв. музыке, 1921). Был директором и хранителем Этнографич. музея, руководителем Муз. академии (1935-41) в Загребе. Один из первых представителей нац. композиторской школы, Ш. претворял в своих соч. особенности нац. муз. фольклора разл. областей Хорватии. Выделяются комич. оперы (особенно хор. сцены, воспроизводящие местный колорит нар. празднеств и обрядов), оратория "Кирилл и Мефодий", возрождающая старинный стиль хор. письма (исполнялась в 1927 на фестивале Междунар. об-ва совр. музыки во Франкфурте-на-Майне). На т. н. загорском муз. фольклоре основаны циклы его романсов на слова хорв. поэта Д. Домьянича. Автор первых в Югославии трудов по истории хорв. музыки и о нац. инструментарии.

Сочинения: оперы (комические, пост. в Загребе) - Станац (1915), Лира и барабан, или Странные сваты (Citara i bubanj, ili Neobicni svatovi, 1930), Чародей (Grabancijas, 1936); балеты (пост. в Загребе) - Тени (Sjene, 1923), Идиллическое интермеццо (Idilicki intermezzo, 1930); 5 ораторий (1924-29), кантата; для орк. - симфония (1945), увертюры Рассказ Станца (Novela od Stanca, 1912), Торжественная (Svecana, 1920) и Концертная (1927), пьесы; симфониетта для струнных (1939); для инструментов с орк. - Конц. симфония для фп. (1952), концерт для скр. (1953), камерный концерт для 2 флейт и камерного оркестра (1927); камерно-инстр. ансамбли - сонаты: 2 для скр. с фп. (1952-55), для влч. с фп. (1952), сюита для альта и клавесина (или фп., 1940), фп. трио (1934, 1937, 1939), фп. квартет, 13 струн. квартетов (1920-55, в т. ч. Меджимурский - Medimurski), 6 месс и др. церк. соч., циклы хоров; романсы на стихи хорв. поэтов; детские песни, музыка к спектаклям драм. т-ра, обр. нар. песен.

Литературные сочинения: Pregled povijesti hrvatske muzike, Zagreb, 1922; Muzikoloski rad Etnografskog muzeja u Zagrebu, Zagreb, 1931 (совм. с M. Gavazzi); Fuckalice, Zagreb, 1932; Sopile i zurle, Zagreb, 1932; Sviraljke s udarnim jezickom, Zagreb, 1937; Hrvatska narodna glazba, Zagreb, 1940, 1942; Hrvatska umjetnicka glazba, Zagreb, 1942.

Литература: Gоglia A., Hrvatski skladatelj i muzikolog dr. Bozidar Sirola. Zivot i djelo, "Sv. Cecilija", 1939, No 4-6; Коvacеvic K., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 447-64.

E. И. Гордин.

Шихмурзаева З. У.

Зариус Усмановна (р. 26 X 1933, Казань) - сов. скрипачка и педагог. Засл. арт. Тат. АССР (1969). Окончила Моск. консерваторию у А. И. Ямпольского (1957) и аспирантуру при ней у Д. М. Цыганова (1963). Лауреат конкурса 6-го Всемирного фестиваля демократич. молодёжи и студентов (1957, Москва, 1-я пр.), междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского (1958, Москва), им. М. Лонг - Ж. Тибо (1961, Париж), им. бельг. королевы Елизаветы (1963, Брюссель). В 1959-74 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. консерватории, в 1963-79 - Моск. консерватории (с 1977 доцент). С 1966 солистка Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом. 1-я исполнительница мн. произв. татарских композиторов.

Шичепшин

Шичепшин - шикепшина (адыг. шыкIэпшын, кабардино-черкесск. шыкIэпшынэ, от шы - конь, кIэ - хвост, пшынэ - муз. инструмент), - адыгский нар. струн. смычковый инструмент. Веретенообразный долблёный корпус (шир. 80-170 мм), шейка (дл. 140-250 м) и головка изготовляются из одного куска дерева - груши, липы, клёна и др. Общая дл. 650-770 мм. Верхняя дека из тонкой доски снабжена резонаторными отверстиями (в виде полукругов, сердечка, точек и др.); 2-3 струны из скрученного пучка волос конского хвоста проходят через деревянную подставку, внизу привязываются к кожаным струнодержателям, продетым через отверстия в нижней части корпуса, вверху прикрепляются к вертикальным колкам, вставленным в головку. На шейке струны перехватываются кожаной петлёй, перемещение к-рой изменяет высоту звучания; обычно настраиваются в квинту, реже в кварту; диапазон - до 2 октав. Звучит приглушённо. При игре Ш. держат вертикально, упирая низ корпуса о колено. На слегка изогнутое древко смычка (из прочного дерева) натягивается пучок волос конского хвоста; регулируют натяжение волос 2-3 пальцами, вставляемыми между пучком волос и древком. На Ш. аккомпанируют сольному и хор. пению; исполнитель на Ш. обычно является и певцом (героич. сказания, нар. песни). Был популярен до кон. 19 в., играли на нём обычно мужчины; ныне встречается редко.

Ш. С. Шу.

Шишаков Ю. Н.

Юрий Николаевич (р. 18 I 1925, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1971). В 1948 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у M. P. Гнесина, с того же года преподаёт там же (с 1977 профессор). Автор кн. "Инструментовка для оркестра русских народных инструментов" (М., 1970).

Сочинения: оратория Песни села Шушенского (для солистов, хора и орк. нар. инструментов, 1970); для орк. - 2 симфонии (1949, 1953); для орк. нар. инструментов - симфония (1976), увертюры, сюиты и др.; для инструмента с орк. - 8 концертов (для фп. (1963) с симф. орк; для скр. (1964), для баяна (1949), 2 для домры (1950, 1971); для балалайки (1953), для домры, балалайки и дуэта гуслей (1970), для ударных (1967) - с орк. нар. инструментов); камерные ансамбли для разл. составов (с участием нар. инструментов); произв. для фп., скр., домры, балалайки, баяна (в т.ч. 24 прелюдии и фуги, 1980), гуслей звончатых; произв. для голоса с фп.; музыка к радиоспектаклям.

Литература: Имханицкий М. И., Творчество Юрия Шишакова, М., 1976.

Шишмарёв В. Ф.

Владимир Фёдорович (26 III (7 IV) 1874, Петербург - 21 XI 1957, Ленинград) - сов. филолог и историк музыки. Доктор honoris causa ун-та в Монпелье (1946). Академик АН СССР (1946). Засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). В 1897 окончил романо-германское отделение историко-филологич. ф-та Пе-терб. ун-та у А. Н. Веселовского. С 1900 преподавал в Петерб. (Петрогр.) ун-те (с 1918 профессор), в разное время занимал руководящие должности в ин-тах Москвы и Ленинграда. Обладал глубокими познаниями в области истории и теории музыки, играл на скрипке. В 1925-29 действит. чл. сектора музыки Гос. ин-та истории иск-в АН СССР, читал на курсах при ин-те лекции по истории ср.-век. зап.-европ. музыки. Исследовал творчество поэта и музыканта Гильома де Машо; под ред. Ш. и с его вступит. статьёй издана кн. "Guillaume de Machaut. Poйsies lyriques" (v. 1-2, P., (1909)), к-рую франц. академия отметила пр. Сентура. Изучал франц. и итал. Возрождение. Среди трудов, посв. этой эпохе, - "Клеман Маро" (т. 1, 1915), "Ронсар и музыка" (1925), "Пьер Ронсар" (1927). В ряде работ Ш. исследует взаимосвязь языка и поэзии с музыкой. В кн. "Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса" (Париж, 1911, на рус. яз.) рассматривает ритмич. и мелодич. строение песен трубадуров и труверов. Работы Ш., посв. морфологии и истории франц. яз., удостоены Ленинской пр. (1957).

Сочинения: Новые течения в разработке средневековой монодии, в сб.: Записки неофилологического общества..., вып. 6, СПБ, 1912, переизд. под назв.: Новые течения в средневековой монодии, в кн.: Шишмарёв В. Ф., Избр. статьи, т. 1 - Французская литература, М.-Л., 1965; Вячеслав Гаврилович Каратыгин, в кн.: В. Г. Каратыгин. Жизнь, деятельность, статьи и материалы, вып. I, Л., 1927; Ронсар и музыка, в кн.: De Musika. Временник отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927, переизд. в кн.: Шишмарёв В. Ф., Избр. статьи, т. 1.

Литература: Заикина Е. В., Владимир Федорович Шишмарёв. (Библиография), М., 1957; Рукописное наследие В. Ф. Шишмарева в Архиве АН СССР. Описание и публикации, М.-Л., 1965.

Л. Б. Римский.

Шишов И. П.

Иван Петрович (26 IX (8 X) 1888, Новочеркасск - 6 II 1947, Москва) - сов. композитор, педагог и муз. критик. В 1914 окончил Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу композиции у А. Н. Корещенко, занимался также у А. Д. Кастальского (полифония), Викт. С. Калинникова (хор. класс). Брал уроки у Э. К. Розенова и Г. Э. Конюса. В 1916 преподавал музыку в Лазаревском ин-те вост. языков, Моск. нар. консерватории. В 1920 работал в Политуправлении Красной Армии, в 1922-29 науч. сотрудник ГИМНа и ГАХНа, в 1925-31 вёл курс мелодики в Моск. консерватории (доцент), в 1930-47 ред. и пред. Консультац. комиссии Музгиза. Был чл. редколлегии акад. издания собр. соч. П. И. Чайковского. Автор исследования "К вопросу об анализе мелодического строения" (журн. "Музыкальное образование", 1927, NoNo 1-2, 3-4) - первой в сов. музыковедении работы о мелодике. Сотрудничал с Конюсом в разработке теории метротектонизма.

Сочинения: оперы - Тупейный художник (по одноим. повести Н. С. Лескова, 1929, Филиал Большого т-ра, Москва), Меткий стрелок (1933), Петр I (1940, неоконч.); балет В гостях у казаков (1942); муз. комедия Цветочница из Руана (1943); оратория Минин и Пожарский для солистов, хора, чтеца и орк. (сл. В. И. Латова, 1942), реквием Траурное воспоминание о Ленине для чтеца, хора и орк. (сл. С. M. Беляева, 1925); для орк. - 2 симфонии (Степная, на сюжет "Слова о полку Игореве", 1925, Нолевая, 1933), увертюра (1914), 2 фантазии на рус. темы (обе - 1940), симф. эскиз В пустыне (1920), Победная песня (1942); для дух. орк. - марши На праздник Октября (1925), Торжественный (посв. 10-летию Окт. революции, 1927), Походный (1930), МЮД (1930); для фп. - соната (1925), Маленькая сюита (1939), 12 пьес для начинающих пианистов (1936); хоры a cappella - Первомайская песенка (сл. В. В. Маяковского, 1930); для голоса с фп. - св. 300 песен, 11 романсов на сл. А. С. Пушкина (1925-36), Песни Беранже (обр. нар. мелодий, 2 серии, 1938-39), дуэты Пред испанкой благородной (сл. Пушкина, 1922), Как эта ночь (сл. А. А. Фета, 1926); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, обр. нар. песен - из записей И. P. Яунзем (1932), 6 рус. нар. песен (1944).

Литература: Лопашев С. А., Биография (И. P. Шишова), в кн. И. P. Шишов, Тупейный художник, M., 1929; Яголим Б., Музыкальное собрание памяти И. P. Шишова, "СМ", 1947, No 2; Дроздов Ан., Памяти И. P. Шишова, там же, 1947, No 4.

Л. Б. Римский.

Шкала

Шкала - см. Звукоряд.

Шкаровский Н. А.

Ниссон Адольфович (31 V (13 VI) 1904, Одесса - 29 V 1964, Москва, похоронен в Саратове) - сов. дирижёр и педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Засл. арт. Казах. ССР (1938). Чл. КПСС с 1941. В 1918 окончил Одесскую консерваторию по классу скрипки. Играл в оркестрах в Нижнем Новгороде (ныне Горький), Тбилиси, Саратове. В 1925 дебютировал как дирижёр в Одессе (опера "Фауст"). В 1934-49 гл. дирижёр и худ. рук. оперных т-ров в Самаре (Куйбышеве), Алма-Ате, Свердловске. В 1949-64 гл. дирижёр Саратовского т-ра оперы и балета. Дирижировал оперой "Тихий Дон", балетом "Бахчисарайский фонтан" (Куйбышев); операми "Золотой петушок"; "Дубровский", "Отелло"; "Айман и Шолпан" Брусиловского (Алма-Ата), "Княжна Мери" Дехтерёва (Свердловск), "Таня" Крейтнера, "Богдан Хмельницкий" Данькевича, "Три толстяка" Рубина (Саратов) и др., а также балетами. С 1949 доцент Саратовской консерватории. Гос. пр. СССР (1951).

Шкафер В. П.

Василий Петрович (1867, Москва - 1 VI 1937, Ленинград) - рус. сов. певец (тенор) и режиссер. Засл. арт. Республики (1925). Пению учился у Д. М. Леоновой, затем у Н. А. Андреева в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич об-ва и у P П. Комиссаржевского в Муз.-драм. уч-ще при Об-ве иск-ва и лит-ры. Недолгое время совершенствовался в Италии (Милан). Общение с Леоновой и Комиссаржевским способствовало развитию сценич. дарования Ш. В 1892 дебютировал в Киеве (антреприза И. Я. Сетова) в партии Ленского. В 1893-94 пел в частной опере в Петербурге ("Т-во оперных артистов" Панаевского т-ра), в 1894-1897 - в Тбилиси. В 1897-1904 солист Московской частной русской оперы, где одноврем. начал режиссерскую деятельность. В 1904-06 и 1909-24 солист и режиссер Большого т-ра (в 1911-17 гл. режиссер; в 1917-23 пред. Совета Большого т-ра). В 1906-09 режиссер Мариинского т-ра в Петербурге, в 1924-35 режиссер и управляющий оперной труппой Ленингр. т-ра оперы и балета.

Обладал небольшим приятным голосом, с успехом выступал в характерных теноровых партиях (Бомелий в "Царской невесте", 1-й исп., 1899; Шуйский в "Борисе Годунове"; Паисий в "Чародейке"). Творч. удачей Ш. было исполнение партии Моцарта ("Моцарт и Сальери", 1-й исп., 1898; Сальери - Ф. И. Шаляпин) Ш. принадлежал к числу видных оперных режиссеров-новаторов. Пройдя режиссерскую школу в Моск. частной русской опере, он во многом способствовал внедрению ее принципов на сцене имп. т-ров. В постановках, осуществленных под его рук. в Большом и Мариинском т-рах, особенно в наиболее удачных - "Богема" (Большой т-р, 1901; совм. с Л. В. Собиновым), "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" (Мариинский т-р, 1907), "Золотой петушок" (Большой т-р, 1909), проявил глубокое понимание сущности реалистич. оперного спектакля как синтеза музыки, слова и драматургии. Среди др. пост.: "Царская невеста" (1-я пост., 1899); "Вертер" Массив (1904); "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини" Рахманинова (1-я пост., 1906), "Хованщина" (1912, совм. с Ф. И. Шаляпиным), "Аида", "Самсон и Далила" (обе - 1917). Последней режиссерской работой Ш. было возобновление оперы "Снегурочка" на сцене Малого оперного т-ра (Ленинград, 1934). В 1921-24 профессор Моск. консерватории.

Сочинения: Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930, Л., 1936.

В. И. Зарубин.

Шкерьянц М.

Шкерьянц М. (Skerjanc) Люциян Мария (17 XII 1900, Грац - 27 II 1973, Любляна) - слов. композитор, пианист и дирижер (Югославия). Чл. Слов. АН и иск-в (с 1949). Учился в Пражской консерватории (1920-21), затем у Й. Маркса (композиция) и А. Треста (фп.) в венской Академии музыки и сценич. иск-в (1922-24); совершенствовался по композиции у В. д'Энди в "Схола канторум" в Париже (1924-27), по дирижированию - у Ф. Вейнгартнера (1930) в консерватории в Базеле. С 1922 преподавал в Любляне, с 1926 - в люблинской Гос. консерватории (с 1939 - Муз. академия), где в 1940-70 вёл класс композиции, в 1945-47 был директором. Одноврем. дирижировал оркестром об-ва "Гласбена матица" (1925-45) и руководил Слов. филармонией (1950-55). Осн. место в творчестве Ш. занимает лирич. фп. и вок. миниатюра романтич. характера. В симфониях Ш., преим. лирико-драм. склада, претворены элементы нац. фольклора, в нек-рых соч. ощутимо влияние импрессионистов; в поздних произв. использовал додекафонную технику. Автор статей о слов. композиторах и муз.-теоретич. работ, в т. ч. "От Баха до Шостаковича" (1959).

Сочинения: для орк. - 5 симфоний (1931-43), 4 увертюры (1933-61), 3 сюиты (В старинном стиле - U starom slogu, 1934; 2-я и 3-я для струн. орк., 1939, 1954), хореографич. симф. поэма Марженка (1940), Симф. траурная музыка (Simfonicna zalna glasba, 1942), 7 додекафонных фрагментов для струн. орк. (1959); пьесы Проблемы I и II (Problemi I и II, 1960 и 1962); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1940; для левой руки, 1963), скр. (1944), фагота (1953), арфы (1954), флейты (1962), фантазия для фп. (1944), Allegro de concert для влч. (1947), концерт для кларнета, струнных, ударных и арфы (1958), concertino для фп. и струн. орк. (1949); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1935), 5 струн. квартетов (1917, 1921, 1925, 1935, 1945), Concertone для 4 влч. (1954), струн. квинтет (1950); для фп. - 2 сонаты (1925, 1956), пьесы для детей, 24 диатонич. прелюдии (1936), 6 пьес для одной руки (1945-50); пьесы для скр. с фп. и для влч. с фп.; хор. кантата Венок сонетов (Sonetni venec, 1949), De profundis для голоса и камерного орк.; хоры; романсы и песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Rоkorn D., Lucijan Marija Skerjanc (ob 50-letnici), "Slovenska glasbena revija", 1951, t. 1, No 1; Siviс Р., Lucijan Marija Skerjanc u svom klavirskora opusu, "Zvuk", 1970, No 106-07; Сvetko D., Lucijan Marija Skerjanc, akademik, in memoriam, "Zvuk", 1973, No 2.

E. И. Гордина.

Школьникова Н. Е.

Нелли Ефимовна (р. 8 VII 1928, г. Золотоноша, ныне Черкасской обл.) - сов. скрипачка. Засл. арт. РСФСР (1977). Окончила Моск. консерваторию (1955) и аспирантуру при ней (1957) у Ю. И. Янкелевича. С 1957 солистка Моск. филармонии. Выступала с оркестрами под упр. Ш. Мюнша, А. Клюитенса, Ю. Орманди, К. Мазура, К. Зандерлинга, Н. Г. Рахлина, Г. Н. Рождественского, А. К. Янсонса и др. В репертуаре Ш. все скр. произв. Л. Бетховена и И. Брамса, соч. Н. Паганини, старинных и совр. композиторов, концерты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна и др. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. М. Лонг - Ж. Тибо (1953, Париж). Гастролирует за рубежом. В 1974-79 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных.

Шкроуп Ф.

Шкроуп Ф. (Skroup) Франтишек (3 VI 1801, Осице, близ г. Пардубице - 7 II 1862, Роттердам) - чеш. композитор и дирижёр. Учился у отца - кантора Доминика Ш., затем у Ф. Волькерта (композиция) в г. Градец-Кралов. С 1819 работал в Праге. Был 2-м (1827-37) и главным (1837-57) дирижёром Сословного т-ра, позднее (с 1860) - оперного т-ра в Роттердаме. Один из видных деятелей нац. Возрождения (см. Чешская музыка), Ш. - автор первого чеш. муз.-сценич. произв. - зингшпиля "Дротарь" (на чеш. либр. Й. К. Хмеленского, 1826), в к-ром использовал интонации чеш. крестьянского и гор. фольклора (шёл в исполнении организованной Ш. в 1823 первой чеш. оперной труппы, регулярно ставившей спектакли на чеш. яз.). Б. ч. произв. Ш. носит ярко выраженный нац. характер, среди них - оперы патриотич. содержания (исключение представляют оперы Ш., написанные на нем. либретто в стиле нем. романтич. оперы и лишённые нац. характерности). Наиболее зрелая опера - "Колумб" (1855). Известность принесла Ш. музыка в спектаклю по пьесе Й. К. Тыла "Фидловачка" (1834), в к-рой впервые прозвучала песня Ш. "Где родина моя?", ставшая впоследствии чеш. нац. гимном (с 1918 - 1-я часть Гос. гимна Чехословакии).

Сочинения: оперы - Дротарь (Drбtenнk, 1826, Прага), Ольдржих и Вожена (1828, Прага), Принц и змея (Der Prinz und die Schlange, 1829, Прага, на чеш. яз.- 1835, Прага), Либушин брак (Libusin snatek, 1835, Прага), Драгомира (1848, Прага), Морской гёз (Der Meergeuse, 1851, Прага), Колумб (1855, пост. 1942, Прага); кантаты, месса, псалмы; камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио, трио для кларнета, влч. и фп., 3 струн. квартета; песни для голоса с фп. (циклы, 1835-39 и 1843-44); музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Бэлза И., Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951; Hnilicka A., Profily ceskй hydby z prvй polovice 19. stoleti, Praha, 1924; Plavec J., Pr. Skroup, Praha, 1941; его же, Dejinnэ a dnesnн vэznam Fr. Skroupa, "HR", 1962, No 2; Rulkert O., Odchod Fr. Skroupa ze Stavovskйho divadla, "Dиjiny a soucasnost", 1959, roc. 1, No 6.

B. H. Егорова.

Шкроуп Я. Н.

Шкроуп Я. Н. (Skroup) Ян Непомук (15 IX 1811, Осице, близ г. Пардубице - 5 V 1892, Прага) - чеш. композитор и дирижёр. Брат Франтишека Ш. Получил домашнее муз. образование. С 1836 жил в Праге. Был хормейстером и ассистентом дирижёра, затем 2-м дирижёром (1840-42 и 1870-82) Сословного т-ра, директором и дирижёром Жофинской академии (1844-46), хормейстером в костёлах, в т. ч. в соборе св. Вита (с 1846). Получили известность патриотич. песни и хоры Ш. Автор неск. теоретич. и инструктивных работ, в т. ч. "Школы пения для начинающих" (1864).

Сочинения: оперы - Шведы в Праге (Svйdovй v Praze, 1845; 1867, Прага), Обручальное кольцо (Liebesring, 1861), Винета (на нем. либр., 1864); 10 месс, реквием; для орк. - Торжественная увертюра (1842); муж. хоры, в т. ч. Старочешская (Byvali Cechovй) и Чешские богатыри (Ceskй Jonaci); песни.

Литературные сочинения: Pocбtky hudebnн..., "Casopis Narodniho musea", 1850; Manuale pro sacris functionibus..., Pragae, 1858.

Литература: Hоrnovй V. a. J., Ceskб zpevohra..., Praha, 1903, s. 309; Rlaveс J., Fr. Skroup, Praha, 1941; Lйblovб E., J. N. Skroup a jeho opera "Svйdovй v Praze", "Miscellanea musicologica", 1957, sv. 2; Plavec J., Jan Nepomuk - mladsн z bratru Skroupu, 1961, "HR", No 16.

В.Н.Егорова.

Шлаковская Ш. В.

Шарлотта Варфоломеевна (гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. певица (сопрано) 18 в. Род. в семье придв. музыканта, пению обучалась в Придв. певческой капелле в Петербурге, была ученицей А. Вакари. В 1756-77 солистка итал. труппы Придв. т-ра (выступала также на сцене Эрмитажного т-ра), затем Петровского т-ра в Москве. Среди партий - Минерва, Лаодика ("Прибежище добродетели", "Сироэ" Раупаха), Аргена ("Олимпиада" Манфредини), Дориса ("Ифигения в Тавриде" Галуппи).

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1928-29.

И. М. Лысенко.

Шлезингер А.

Шлезингер А. (Schlesinger) Морис (Мориц) Адольф (3 X 1797, по др. данным, 30 X 1798, Берлин - 25 II 1871, Баден-Баден) - франц. муз. издатель. Старший сын основателя муз. изд-ва в Берлине Адольфа Мартина Ш. (1769-1838). С 1821 владелец собств. нотоиздат. фирмы в Париже. Опубликовал клавиры неск. опер В. А. Моцарта, полные франц. издания фп. соч. Л. Бетховена, К. М. Вебера, И. Н. Гуммеля. Вскоре стал издавать и соч. современных композиторов, в т. ч. оперы Дж. Мейербера ("Роберт-Дьявол", "Гугеноты"), Ж. Ф. Галеви ("Буря", "Три мушкетёра"), Г. Доницетти ("Фаворитка"), а также соч. Г. Берлиоза ("Фантастическая симфония", "Римский карнавал"), Р. Шумана, Ж. Онслова и др. В 1826 здание фирмы сгорело, погибли мн. рукописи, в т. ч. нек-рые письма Бетховена. С 1834 Ш. издавал журн. "Gazette musicale de Paris", к-рый в 1835 был объединён с "Revue musicale" (осн. в 1827 Ф. Фетисом) и стал выходить под назв. "Revue et gazette musicale de Paris" (существовал до 1880). Здесь публиковались критич. статьи, письма Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ж. Санд, Ф. Шопена, Р. Шумана и др. В 1846 фирма Ш. продана Ж. и Л. Брандюсам; позднее неоднократно меняла своих владельцев и прекратила существование в 1899. Изд-во Ш. оказало значит. влияние на развитие муз. жизни Франции.

Литература: Hopkinson С, Dictionary of Parisian music publishers 1700-1950, L., 1954; Mahaim I., Nouvelle version d'une lettre apocryphe de Beethoven а l'йditeur M. Schlesinger de Paris, "SMz", 1959, Jahrg. 99, No 9; Tyson A., M. Schlesinger as a publisher of Beethoven, 1822-27, "Acta musicologica", 1963, v. 35, fasc. 4.

A. T. Тевосян.

Шлейфер

Шлейфер - см. Форшлаг.

Шлемм А.

Шлемм А. (Schlemm) Анни (р. 22 II 1929, Нёй-Изенбург, Гессен) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). Пению обучалась у Э. Вестенбергера в Берлине. На оперной сцене дебютировала в 1946 в Галле. В 1949 выступила в т-рах Берлина - "Комише опер" и Нем. гос. опере, в сезоне 1950/51 - в Кёльне. С 1951 солистка т-ра "Оперн-хауз" во Франкфурте-на-Майне, гастролирует в оперных т-рах Гамбурга, Мюнхена, Штутгарта, особенно часто выступает в "Комише опер", в т. ч. в операх, поставленных впервые в этом т-ре В. Фельзенштейном, - "Свадьба Фигаро" (1950) и "Дон Жуан" (1966), "Проданная невеста" (1950), "Отелло" (1959); "Синяя Борода" Оффенбаха (1963) и др. В 1965 с огромным успехом спела партию Булотты в "Синей Бороде" на сцене т-ра "Опернхауз" во Франкфурте-на-Майне (в пост. Фельзенштейна). В том же году исполнила эту партию, а также партию Дездемоны в спектаклях "Комише опер" в Москве во время гастролей т-ра в СССР. Постоянно выступает на европ. муз. фестивалях, в т. ч. на Эдинбургском и Зальцбургском.

Одна из крупнейших совр. нем. оперных певиц, Ш. обладает полнозвучным, гибким голосом широкого диапазона, красивого тембра, редким актёрским талантом. Её пение отличается выразит. фразировкой, глубокой эмоциональностью, безупречным чувством стиля и ансамбля. Певице одинаково удаются как лирико-драматические и трагедийные, так и комедийные партии. К числу сценич. созданий Ш., принесших ей европ. известность, принадлежат два контрастных образа - Дездемона ("Отелло") и Булотта ("Синяя Борода"). Среди др. партий - Агата ("Вольный стрелок"), Керубино, Донна Эльвира ("Свадьба Фигаро", "Дон Жуан"), Мария, графиня Гешвиц ("Воццек", "Лулу" Берга), Маргарита ("Осуждение Фауста" Берлиоза), Дульцинея ("Дон Кихот" Массне), Маженка ("Проданная невеста"), Енуфа ("Её падчерица" Яначека). Ш. приобрела широкую известность и как камерная певица. Нац. пр. ГДР (1950) за исполнение партии Маженки ("Проданная невеста") в "Комише опер".

Литература: Скудина Г., Театр Фельзенштейна. Новая встреча с "Комише опер", "МЖ", 1965, No 17; 3олотов A., Уроки "Комише опер", "Театр", М., 1966, No 2; 10 Jahre Komische Oper. (Berlin. 1947-1957), (В., 1958), S. 25; Friedriсh G., Walter Felsenstein, В., 1961, S. 46, 1967; Krause E., Die groЯen Opernbьhnen Europas, В., (1966), S. 27, 193; Кohl С., Krause E., Felsenstein auf der Probe, В., 1971.

С. M. Грищенко.

Шлецер Б. Ф.

Шлецер Б. Ф. (Schloezer de) Борис Фёдорович (8 (20) XII 1881, Витебск - 7 X 1969, Париж) - франц. философ, социолог, муз. писатель и критик. По национальности русский. Род. в муз. семье: мать Мария Александровна Ш. - пианистка, ученица Т. Лешетицкого; дядя Павел Юльевич Ш. - пианист, ученик Ф. Листа, профессор Моск. консерватории. Сестра Ш. - Татьяна Фёдоровна Ш. была женой А. Н. Скрябина. Учился в Брюссельском ун-те на философском ф-те, в Париже изучал теорию музыки. В 1903 возвратился в Россию, жил в Петербурге и Москве, с 1918 - в Киеве, стал муз. писателем и критиком. Был дружен со Скрябиным, оказал сильное воздействие на мировоззрение композитора, публиковал статьи, в к-рых интерпретировал философское содержание его сочинений. В 1920 (ИЛИ 1921) уехал в Париж, здесь сблизился с И. Ф. Стравинским. В 1921-57 (с перерывом в 1940-47) хроникёр "Nouvelle revue franзaise" и редактор-секретарь "Revue musicale". В 1953 примкнул к основанной П. Булезом муз. группе "Domaine musical", к-рая устраивала концерты из произв. совр. композиторов. Занимался проблемами эстетики, психологии и социологии музыки. Известен также как поэт и как переводчик на франц. яз. соч. P. M. Достоевского. Ш. принадлежит ряд книг и многочисл. статьи, опубликованные в рус. и франц. периодич. изданиях.

Сочинения: А. Н. Скрябин, "РМГ", 1908, No 5-7; Музыка в Италии, там же, No 13, 15-16, 18-19, 22-23, 28-29; А. Н. Скрябин и его музыка, "Русские ведомости", 1909, 21 февр.; От индивидуализма к всеединству, "Аполлон", 1916, No 4-5; А. Скрябин, т. 1, Личность. Мистерия, Берлин, 1923 (на рус. яз.); Igor Stravinsky, P., 1929; Introduction а J.-S. Bach, P., 1947; Problиmes de la musique moderne, (P., 1959) (совм. с M. Скрябиной), 1972; Musique et peinture non figurative, "Revue d'esthйtique", 1962, t. 15; Prйsence du passй, в сб.: La musique et ses problиmes contemporains. 1953-63, P., 1963; Confrontation, "RBM", 1966, v. 20.

Литература: Корыхалова Н. П., Интерпретация музыки, Л., 1979, с. 106-108; Bдcker U., Frankreichs Moderne von Cl. Debussy bis P. Boulez. Zeitgeschichte im Spiegel der Musikkritik, Begensburg, 1962; Bancroft D., Stravinsky and the "NRF" (1920-29), "ML", 1974, V. 55, No 3.

А. Т. Тевосян.

Шлецер П. Ю.

Павел Юльевич (Августович) (ок. 1840 - 1 VII 1898, Наухейм, Германия) - рус. пианист. Дядя Б. Ф. Шлецера. Ученик Т. Куллака (фп.) и З. Дена (композиция), позднее недолго занимался у Ф. Листа (фп.). В 1872-91 преподавал в Варшавском муз. ин-те, в 1891-98 профессор Моск. консерватории (класс фп.). Не обладая ярким дарованием как исполнитель, Ш. был хорошим педагогом. В Моск. консерватории по классу фп. у него занимались E. P. Гнесина, В. И. Исакович (Скрябина), Л. Л. Сабанеев, учениками Ш. были также Г. Н. Беклемишев, Д. А. Корнилов, Ю. Н. Померанцев. Пользуются популярностью у пианистов 2 фп. этюда Ш. (As-dur и Es-dur).

Литература: Сабанеев Л. Л., Воспоминания о Скрябине, М., 1925, с. 11; Скрябин А. Н., Письма. Сост. и ред. А. В. Кашперова, М., 1965, с. 99, 195, 199, 399.

Шлифштейн С. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шлуснус Г.

Шлуснус Г. (Schlusnus) Генрих (6 VIII 1888, Браубах - 18 VI 1952, Франкфурт-на-Майне) - нем. певец (лирич. баритон) (ФРГ). Обучался пению во Франкфурте и декламации в Берлине (у Л. Бахнера). Дебютировал как камерный певец во Франкфурте (1912), как оперный - в Гамбурге (партия Глашатая в "Лоэнгрине", 1915). В 1915 пел в Оперном т-ре Нюрнберга, в 1917-45 (с перерывами) - в Берлинской гос. опере, в 1927-28 - в Оперном т-ре Чикаго (США). В 1945-48 артист Оперного т-ра Франкфурта-на-Майне. Много гастролировал, пел на сценах оперных т-ров Амстердама (1919), Барселоны (1922), Байрёйта (1933), Парижа (1937); в 1947 совершил конц. турне по Юж. Америке. С большим успехом исполнял партии в операх Дж. Верди. С 1951 выступал только как камерный певец. Обладал ровным во всех регистрах голосом, особенно лёгким в верхнем регистре.

Литература: Nasо Е. von, H. Schlusnus, Hamb., 1957 (совм. с A. Schlusnus), переработанное 1962, Fr./M., 1965.

Шмидт-Иссерштедт П. Х. Э.

Шмидт-Иссерштедт П. Х. Э. (Schmidt-Isserstedt) Пауль Ханс Эрнст (5 V 1900, Берлин - 28 V 1973, Хольм, близ Гамбурга) - нем. дирижёр. Чл. Корол. муз. академии в Стокгольме. Учился в Гейдельберге, Мюнстере и Берлине. Был дирижёром в Вуппертале, Ростоке, Дармштадте. В 1935-42 дирижёр Гамбургской оперы, в 1942-45 - Берлинской гос. оперы. В 1945-71 гл. дирижёр оркестра Сев.-германского радио (Гамбург). Гастролировал за рубежом, в т.ч. в СССР.

Шмитт Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница