Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШАР"-"ШЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 2, "ШАР"-"ШЕВ")

Шараи Т.

Шараи Т. (Sarai) Тибор (р. 10 V 1919, Будапешт) - венг. композитор и муз.-обществ. деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1947. В 1938-42 брал уроки по композиции у П. Кадоши. В 1942 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа по классу скрипки. В 1949-50 руководитель муз. отдела Мин-ва просвещения, с 1950 - Венг. радио, с 1953 преподаватель Муз. уч-ща им. Б. Бартока, в 1959-80 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа (сольфеджио, теория музыки). 1-й секретарь Союза венг. музыкантов (1959-1978). Чл. Междунар. муз. совета (1971-78; до 1977 чл. его исполнит. комитета). Автор кн. "История чешской музыки" ("A cseh zene tцrtйnete", 1959). Пр. им. Эркеля (1959). Пр. им. Кошута (1975).

Сочинения: балет Витязь Янош (Jбnos vitйz, 1957); оратории - Вариации на тему о мире (Vбltozatok a bйke tйmбjбra, 1964), Песнь с вопросом к будущему (Jцvццt faggatу йnek, 1971), Христос или Баррабас? (посв. памяти С. Альенде, 1977); кантата De profundis (1968); для opк. - 2 симфонии (1967, 1973) и др.; камерно-инстр. ансамбли; для хора a cappella - Венгерские голоса Октября-1917 (Oktуberi magyar hangok - 1917; 1967).

Шаракан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шарвенка К.

Шарвенка К. (Scharwenka) Ксавер (6 I 1850, Замтер, ныне Шамотулы, Польша - 8 XII 1924, Берлин) - нем. композитор, пианист и педагог. Учился в "Новой муз. академии" (т. н. Академии Куллака) в Берлине у Т. Куллака (фп.) и Р. Вюрста (композиция). В 1868-1874 вёл здесь класс фп.; одноврем. выступал с концертами в Берлине и др. городах Германии. С 1874 с неизменным успехом концертировал во мн. европ. странах; его игра привлекала изяществом и технич. мастерством. В 1881 основал собств. консерваторию в Берлине (руководил ею до 1891), в 1891-98 возглавлял основанную им в Нью-Йорке консерваторию (носила его имя). С 1898 Ш. снова стал директором своей Берлинской консерватории (объединившись в 1893 с Консерваторией Клиндворта, она функционировала как Консерватория Клиндворта - Ш.); в 1914 открыл (совм. с В. Петцетом) муз. школу. Ш.-композитору принадлежат опера "Mataswintha" (1894, Берлин), симфония, 4 концерта для фп. с оркестром, сонаты для скрипки и фп., для виолончели и фп., 2 фп. трио; 2 сонаты, 2 баллады, вариации и др. соч. для фп., произв. для голоса с фп. Автор лит. работ, в числе к-рых "Методика фортепьянной игры" ("Methodik des Klavierspiels", 1907) и автобиографич. кн. "Звуки из моей жизни" ("Klдnge aus meinem Leben", 1922).

Литература: Leichtentritt H., Das Konservatorium der Musik Klindworth-Scharwenka, В., 1931; Engel H., Das Instrumentalkonzert, Lpz., 1932.

Я. И. Мильштейн.

Шарипова В. Г.

Венера Гареевна (р. 27 XII 1927, г. Ширабад, Узб. ССР) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1967. В 1950 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Тат. т-ра оперы и балета, с 1973 - Тат. филармонии. Исполнила св. 30 партий в операх, среди них - Татьяна; Маша ("Дубровский"), Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Маргарита, Виолетта; Леонора ("Трубадур"), Чио-Чио-сан; Алтынчач ("Алтынчач" Жиганова), Сарвар ("Башмачки" Файзи). Исполняет также камерные вок. произв. рус. и заруб. композиторов, тат. нар. песни. Гастролирует за рубежом.

Шарманка

Шарманка (от начальной строки нем. песенки "Scharmante Katharine" - "Прелестная Катерина", исполнявшейся в России на первых рус. Ш.; укр. - катерника, польск. katarynka, нем. Drehorgel или Walzenorgel) - механич. дух. инструмент. Род небольшого переносного органа без клавиатуры. Состоит из ящика, в к-ром размещены в один или неск. рядов звучащие трубки, воздушного меха и деревянного или металлич. валика со шпильками. Валик приводится в движение вращением рукоятки, находящейся снаружи; при его вращении шпильки, зацепляя спец. механизм, открывают доступ воздуха к звучащим трубам; одноврем. приводятся в действие меха, к-рые накачивают воздух. На валике можно было "записать" только одну пьесу, поэтому у каждой Ш. обычно имелось неск. сменных валиков. В результате изобретения Ж. Вокансоном спирального расположения шпилек стало возможным фиксировать более крупные пьесы. Фиксации поддавались лишь звуковысотность и ритм, др. качества звучания не передавались, что сообщало нежному и мягкому звуку Ш. специфич. монотонность, "застылость". Ш. появилась во Франции в кон. 17 в. - первоначально как инструмент для обучения певчих птиц (называлась serinette - "чижовка" или merlies - "дроздовка"), затем распространилась в Германии. Ш. стала инструментом бродячих музыкантов, сменив лиру (её нем. нар. назв. - Leierkasten - лира в виде ящика). Ок. 1700 франц. мастер Дж. Барбери усовершенствовал Ш.; его именем (с искажением) она стала называться во Франции - "орган Барбари" (Orgue de Barbarie). В Россию Ш. проникла в нач. 19 в. В кон. 19 в. валики со шпильками стали заменять перфорированными картонными или металлич. кругами, на к-рых можно было записывать популярные песни, танцы, отрывки из опер (такие инструменты назывались аристонами). В 20 в. Ш. была вытеснена более совершенными средствами механич. и электронного воспроизведения звучания муз. произв. - граммофонами, электрофонами, магнитофонами.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920, 1930; Buchner A., Musikinstrumente im Wandel der Zeiten, Prag, 1956; Zeraschi H., Drehorgeln, Lpz., (1976).

Л. M. Бутир.

Шаронов В. С.

Василий Семёнович (1867 - 4 IX 1929, Ленинград) - сов. певец (баритон). Засл. арт. Республики (1925). Спец. муз. образования до начала артистич. деятельности не получил. С 1888 пел в хоре. В 1895-1927 солист Мариинского т-ра в Петербурге (с 1920 - Ленингр. т-р оперы и балета). Уже в зрелом возрасте брал уроки пения у О. О. Палечека, совершенствовался в Италии. Обладал сильным голосом приятного тембра, к-рым мастерски владел. Создал ряд правдивых вок.-сценич. образов. Первый исполнитель на рус. сцене партии Вотана ("Валькирия" Вагнера). Наиболее ярко его талант раскрылся в образах Кочубея ("Мазепа"), Ивана Хованского ("Хованщина"), Красного Солнышка ("Рогнеда"), Беса ("Черевички" Чайковского). Среди др. партий: Руслан, Князь Игорь, Галицкий, Борис Годунов, Мизгирь; Токмаков ("Псковитянка"), Царь Салтан ("Сказка о царе Салтане"), Фёдор Поярок ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"); Фигаро, Нилаканта.

Литература: Глебов Игорь (Асафьев В. В.), В. С. Шаронов, "Красная газета", 1924, 29 нояб.; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 116-18.

Шарп С. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шарпантье Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шарпантье М. А.

Шарпантье М. А. (Charpentier) Марк Антуан (1634, по др. данным, 1636, Париж - 24 II 1704, там же) - франц. композитор и педагог. Учился у Дж. Кариссими в Риме. Был капельмейстером ряда церк. капелл. Сотрудничал с Мольером (музыка к его комедиям-балетам), П. Корнелем (музыка к его трагедиям). Ш. принадлежит множество духовных произв. (большинство осталось неизданным, рукописи хранятся в Парижской нац. б-ке), 2 оперы и др. произв.

Сочинения: оперы - Ацис и Галатея (1678), Медея (1693); пасторали, балеты; музыка (увертюры, танцы, хоры) к комедиям-балетам Мольера "Брак поневоле" (Le mariage forcй, 1672), "Мнимый больной" (Le malade imaginaire, 1673); оратории, в т. ч. Отречение апостола Петра (Le reniement de St. Pierre), 12 месс, Те Deum, кантаты, 100 мотетов, магнификаты, 30 гимнов, св. 40 псалмов, инстр. произв.; светские песни и др.

Литература: Вrenеt M., M.-A. Charpentier, "Tribune du Saint-Gervais", 1900, mars; Crussard C., M. A. Charpentier, "Revue de musicologie", 1945, t. 24, No 2-3; его же, Un musicien franзais oubliй, M. A. Charpentier, P., 1945; Lоwe R. W., M.-A. Charpentier et lopйra de collиge, P., (1966).

E. P. Бронфин.

Шастри Ш.

Шьяма (Венкатасубрахманьям) (26 IV 1762, Тируварур, близ Танджавура - 6 II 1827) - инд. музыкант. Происходил из касты телугских жрецов - вадама. Его отец, Вишванатха Айер, служил при дворе царя Туладжаджи; Ш. с детства готовили к деятельности священнослужителя. С 18 лет жил в Танджавуре, где общался с философом Сангита Свами и видным музыкантом Паччимириям Адийяппайя. Ш. известен как создатель текста и музыки св. 300 песен (композиций) восхваления (крити) и поклонения божеству (бхакти). Композициям Ш. присущи дух философичности и отрешённости от всего мирского, их тексты написаны гл. обр. на языках телугу, санскрите и тамили; мн. песни сохранили своё значение и поныне. Музыкантами и последователями Ш. были его сын Суббарайя Ш. и внук Аннасвами Ш.

Литература: Kanakammal Sithapathi, Syama Sastrigal, "Indian music academie", 1943, No 14; Venkatarama Lyer O. C., Syama Sastris Kritis, там же, 1952, No 23; Vidya Shankar, Shyama Sastry, Bombay, 1970; Deva Сh. В., Indian music, New Delhi, 1974 (рус. пер. - M., 1980).

Дж. К. Михайлов.

Шафран Д. Б.

Даниил Борисович (р. 13 I 1923, Ленинград) - сов. виолончелист. Нар. арт. СССР (1977). Чл. КПСС с 1945. Первоначально обучался игре на виолончели под рук. отца - засл. деят. иск-в РСФСР Бориса Семёновича Ш. (1896-1980). В 1950 окончил Ленингр. консерваторию по классу виолончели у А. Я. Штримера. С 1943 солист Моск. филармонии. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе скрипачей и виолончелистов в Москве (1937), конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Будапеште (1949), Междунар. конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана в Праге (1950). Пред. жюри Междунар. конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (виолончель, 1974, 1978). III. - выдающийся представитель сов. виолончельной школы. Игру Ш. отличают благородство и изящество, романтич. приподнятость, лирич. одухотворённость, задушевность, красота и певучесть звука. В исполнит. иск-ве Ш. сочетаются интеллект и поэтич. вдохновение, безукоризненный вкус и технич. мастерство, глубина прочтения авторского замысла и своеобразие раскрытия содержания произв. Ш. - мастер как миниатюр, так и крупных полотен. В его репертуаре концерты для виолончели с оркестром А. Дворжака, К. Сен-Санса, Р. Шумана, Д. Мийо, С. Барбера, а также С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского (концерт No 2 посв. Ш. и впервые им исполнен), 6 сюит для виолончели соло И. С. Баха, все сонаты Л. Бетховена и И. Брамса. С 1946 гастролирует за рубежом (Австралия, Австрия, Великобритания, Бельгия, ГДР, Италия, Канада, Польша, Румыния, США, ФРГ, Франция, Чехословакия, Япония, страны Лат. Америки и Ближнего Востока). Гос. пр. СССР (1952). Почётный чл. Междунар. академии артистов в Риме (1959). Ш. принадлежит переложение для виолончели с фп. сонаты для альта с фп. Д. Д. Шостаковича. Автор ряда статей, опубликованных в сов. журналах.

Литература: Тероганян М., Д. Шафран, "МЖ", 1961, No 9; Д. Шафран. (Беседы с мастерами), "МЖ", 1969, No 23; Ямпольский И., Поэт виолончели, "СМ", 1973, No 2; его же, Даниил Шафран, М., 1974;... С Даниилом Шафраном. (Беседы с мастерами), "СМ", 1978, No 1; Ивашкин A., Даниил Шафран, М., 1980.

В. И. Руденко.

Шахбердыева М.

Майя (Мединиет) (р. 23 II 1930, г. Керки Туркм. ССР) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1975). Деп. Верх. Совета Туркм. ССР 6-7-го созывов. В 1956 окончила Моск. консерваторию по классу пения у В. Ф. Рождественской. В 1962 брала уроки у М. Э. Донец-Тессер в Киеве. С 1962 солистка Туркм. т-ра оперы и балета. Обладает ровным во всех регистрах голосом, исполнение отличается искренностью и теплотой. Партии: Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Розина, Виолетта, Лакме, Джильда; Айлар ("Конец кровавого водораздела" В. Мухатова, 1967, первое исп.), Акнабат ("Тревожная ночь" Агаджикова, 1969, первое исп.), Шасенем ("Шасенем и Гариб" Овезова и Шапошникова). Выступает в концертах. С 1975 преподаёт в Ашхабадском ин-те иск-в. Чл. жюри Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (1973). Гастролирует за рубежом (ГДР, ПНР, Франция, Индия, Канада).

В. И. Зарубин.

Шахиди З. М.

Зиядулло Мукадасович (р. 21 IV (4 V) 1914, Самарканд) - сов. композитор. Нар. арт. Тадж. ССР (1964). Чл. КПСС с 1950. Деп. Верх. Совета Тадж. ССР 2-5-го созывов. До 1941 был известен как гиджакист и композитор-мелодист. В 1943-46 учился в Студии при CK Тадж. ССР у А. С. Ленского и С. А. Баласаняна. В 1949 окончил Нац. студию при Моск. консерватории у Е. И. Месснера, в 1957 - национальное отделение Московской консерватории по классу композиции у В. Г. Фере. Пред. правления CK Тадж. ССР (1956-60). В 1964-65 директор Муз. уч-ща в Душанбе. Ш. внёс значит. вклад в становление и развитие совр. тадж. музыки. Осн. место в его творчестве занимают песни и романсы. Наиболее популярны песни "Хонаи мо" ("Наш дом", сл. М. Турсун-заде), "Ватан" ("Родина", сл. А. Лахути), "Азиз Москва" ("Дорогая Москва", сл. М. Рахими), романсы "Зи сузи сина" ("Огонь любви", сл. Хилоли), "Эй, сорбон" ("О, караванщик", сл. Саади). Яркий мелодизм и тесная связь с нар.-проф. традициями тадж. музыки характерны для его оперы "Комде и Мадан". Во 2-й пол. 60-х гг. Ш. обращается к жанру симф. музыки (симф. поэма "1917 год"). В симф. поэмах "Бузрук" и "Симфония макомов" использованы мелодич. обороты из Шашмакома.

Сочинения: оперы - Комде и Мадан (1960, Тадж. т-р оперы и балета), Гуломон (Рабы, 1980, там же); муз. комедия Розия (совм. с С. А. Баласаняном, 1942); для солистов, хора и орк. - оратория Сказание о Ленине (1981), кантаты Зодагони Октябрь (Рождённые Октябрём, 1957), Туй дар пахтазор (Праздник на хлопковом поле, 1958); 2 вок.-симф. поэмы (обе - 1979); для орк. - симф. поэмы 1917 год (1967), Бузрук (1972), Симфония макомов (1977), 4 сюиты (1954, 1956, 1961, 1975); для ансамбля хафизов Кантатаи идона (Праздничная кантата, 1964); камерно-инстр. музыка; песни, романсы; музыка к кинофильмам.

З. Таджикова.

Шахиди Т. З.

Толиб Зиядуллаевич (р. 13 III 1946, Душанбе) - сов. композитор. В 1972 окончил Моск. консерваторию у А. И. Хачатуряна. С 1974 преподавал в Тадж. ин-те иск-в им. М. Турсун-заде. В 1976-80 муз. ред. киностудии "Таджикфильм". В своём творчестве Ш. опирается на нац. фольклор, использует новые приёмы письма. Пр. Ленинского комсомола Тадж. ССР (1978).

Сочинения: балеты - Спитамен (1975), Смерть ростовщика (по одноим. повести С. Айни, 1978, Душанбе), Рубайи Хайяма (фильм-балет, 1980); вок.-симф. поэма 30-летию победы (по поэме М. Каноата "Голоса Сталинграда", 1975), хореографич. кантата Ибн-Сина (cл. Ибн-Сины и Каноата, 1980); для орк. - симфония Таджики (1978), концерт (1972), симф. поэма Празднество (1976), увертюры Таджикистан (1976), XXVI съезду КПСС (1981), сюиты; камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; романсы; песни, в т.ч. вок. цикл Поэма странствий (1981); музыка к кинофильмам.

Шахламян Н. Г.

Нерсес Герасимович (1860, с. Бананц, ныне Дашкесанский р-н Азерб. ССР - 2 V 1904, Петербург) - арм. певец (тенор). Работал учителем в арм. школах в Баку. С 1885 солист хора X. Кара-Мурзы в Тбилиси. В 1889-92 совершенствовался в Италии. Впервые на оперной сцене выступил в партии Манрико ("Трубадур") в Королевском т-ре на о. Мальта. По возвращении из Италии в сезоне 1892/93 Ш. был солистом Мариинского т-ра (Петербург), где дебютировал в партии Энцо ("Джоконда" Понкьелли). Позднее неоднократно пел в оперных т-рах Тбилиси и Баку. Выступал как камерный певец в Петербурге, Москве, Харькове, Ростове, Ереване, Батуми и др.; в его репертуаре наряду с произв. зап.-европ. и рус. композиторов были также арм. нар. песни.

Литература: Мурадян М. О., Армянская музыка в XIX и начале XX века, Ер., 1970 (История армянской музыкальной культуры, т. 2), с. 290-92 (на арм. яз.); Татевосян А. Г., Страницы из истории армяно-русских музыкальных связей, Ер., 1977, с. 94-97 (на арм. яз.).

А. Г. Татевосян.

Шахлыча

Шахлыча - шахлича, шахлич, - чуваш. нар. дух. муз. инструмент. Род продольной флейты. Изготовляется из клёна, липовой коры или тонкой жести. Существуют открытая Ш. и закрытая - со свистковым устройством и деревян. втулкой, иногда она имеет клювовидную головку. Дл. ок. 350мм. У открытой Ш. (сходна с молд. флуером) 5-6 игровых отверстий, у свистковой - 2, 4, 7 (7-е - на тыльной стороне, используется для передувания). На инструментах с 2 отверстиями они расположены так, что дают интервалы в секунду и кварту от осн. тона. Звукоряды у б. ч. Ш. диатонические, диапазон - до 2 октав.

Звук Ш. нежный, мягкий. На ней играют только мужчины (гл. обр. молодёжь), часто импровизируя наигрыши лирич. или танц. характера (обычно весной после сева и летом на сенокосе, а также на ночных гуляньях). Изготовляется преим. самими музыкантами.

Шахлыча

Наигрыши на шахлыче. Запись С. Кривоносова.

Шахлыча

Звукоряды шахлычи.

Литература: Максимов С., Тури чдвашсен юррисем, Шупашкар, 1932 (на чуваш. яз.); Илюхин Ю., Музыкальная культура Чувашской АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957, с. 308; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 71.

Л. М. Бутир.

Шаховская Н. Н.

Наталья Николаевна (р. 27 IX 1935, Москва) - сов. виолончелистка. Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1977. В 1959 окончила Моск. консерваторию у С. М. Козолупова, в 1962 - аспирантуру. Ведёт большую концертную деятельность. С 1964 участница фп. трио (совм. с Е. В. Малининым, Э. Д. Грачом). Исполнение Ш. отличается яркостью звучания, экспрессией, виртуозностью. Гастролирует за рубежом. 1-е пр. на конкурсе Всемирного фестиваля демократич. молодёжи и студентов (1957), на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1961), на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1962, все - Москва), 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. А. Дворжака (1961, Прага). С 1962 преподаёт в Моск. консерватории (с 1974 зав. кафедрой виолончели и контрабаса, с 1980 профессор). Чл. жюри мн. всесоюзных и междунар. конкурсов.

Шаховской А. А.

Александр Александрович (24 IV (5 V) 1777, поместье Беззаботы, Смоленской губ. - 22 I (3 II) 1846, Москва), князь, - рус. писатель, драматург, театр. деятель и теоретик сценич. иск-ва. Академик Росс. академии (1810). Служил в Преображенском полку (1793-1802). С 1802 чл. Театр. комитета при Дирекции имп. т-ров. Ш. принадлежит более 100 пьес (водевили, историч. пьесы и др. оригинальные соч. и вольные переводы произв. зап.-европ. авторов), в т. ч. первый рус. водевиль - "Казак-стихотворец" (1812, музыка К. А. Кавоса). Темы большинства комедий Ш. - пороки аристократии и провинциального дворянства, французомания. Значит. место в его творчестве заняли патриотич. сюжеты. В пьесы широко вводил музыку, танцы, разл. зрелищные эффекты. На открытие Малого т-ра в Москве (14 окт. 1824) Ш. написал либретто представления-балета с пением, хорами и дивертисментами. Автор либретто опер К. А. Кавоса ("Любовная почта", 1806; "Иван Сусанин", 1815; "Пузин, или Продажа села", 1815) и А. Н. Верстовского ("Чурова долина, или Сон наяву", 1844). Предложил М. И. Глинке сюжет для оперы "Руслан и Людмила". К сценич. произв. Ш. писали музыку О. А. Козловский ("Дебора, или Торжество веры", 1810), С. Н. Титов ("Крестьяне, или Встреча незваных", 1815), К. А. Кавос ("Иваной, или Возвращение Ричарда Львиное Сердце", 1821; "Фин", 1824; "Керим-Гирей, или Крымский хан", 1825, и др.), А. Н. Верстовский ("Любопытная, или Догадки невпопад", 1825), А. А. Алябьев ("Буря и кораблекрушение", 1827), А. Е. Варламов ("Рославлев", 1832; "Двумужница, или За чем пойдёшь, то и найдёшь", 1833), Д. А. Шелихов ("Смоляне в 1611 году", 1834) и др.

Сочинения: Предисловие к "Полубарским затеям", "Сын отечества", 1820, ч. 61, No 13, с. 11-26; Нечто о театральной музыке. Отрывок из теории драматического искусства, "Русская Талия", СПБ, 1825, с. 92-112; Летопись русского театра. Эпоха II, "Репертуар русского театра", 1840, т. 2, кн. 11, с. 1-18.

Литература: Старый русский водевиль, 1819-1849, М., 1937; Русский музыкальный театр 1700-1835 гг. Хрестоматия. Сост. С. Л. Гинзбург, Л.-М., 1941; Глумов A., Музыка в русском драматическом театре. Исторические очерки, М., 1955; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959; его жe, А. А. Шаховской, в кн.: Шаховской A. A., Комедии. Стихотворения, Л., 1961.

M. P. Леонова.

Шацкая В. Н.

Валентина Николаевна (26 V (7 VI) 1882, с. Горки, ныне Калининской обл. - 19 III 1978, Москва) - сов. педагог, пианистка и деятель в области муз.-эстетич. воспитания. Действит. чл. Академии пед. наук (1950). Чл. КПСС с 1930. В 1905 окончила Моск. консерваторию по классу фп. у В. И. Сафонова.Ш., её муж С. Т. Шацкий и др. педагоги учредили первые в России детские клубы, в к-рых дети могли развивать свои творч. способности в процессе труда. Большое место отводилось эстетич. воспитанию. После Окт. революции 1917 С. Т. Шацкий и Ш. - активные строители сов. школы. Они создали ряд опытных учреждений - детских садов и школ, в 1919 - Первую опытную станцию при Наркомпросе РСФСР (с городским в Москве и сельским в Калужской обл. отделениями). В этих учреждениях разрабатывались и на практике проверялись вопросы уч.-воспитат. работы сов. школы. С 1932 Ш. работала в Моск. консерватории (с 1935 профессор); один из организаторов муз.-пед. ф-та, с 1933 руководила производственной практикой студентов, в 1935-37 зам. директора, в 1937-39 и. о. директора. В 1944-48 зав. кабинетом эстетич. воспитания в Академии пед. наук РСФСР. В 1948-62 директор НИИ художеств. воспитания Академии пед. наук РСФСР. Среди учеников Ш. - Д. Л. Локшин, В. С. Локтев. См. также ст. Шацкий С. Т.

Сочинения: "Бодрая жизнь" (совм. с С. Т. Шацким), М., 1915, М. - П., 1923; Музыка в детском саду, М., 1917, доп. 1919, 1923; Музыкальная работа и быт детей, в сб.: Этапы новой школы, М., 1923; Программа и методическая записка о ведении хора. Работа по музыке для школ I ступени, в сб.: Художественное воспитание в школе I ступени, М., 1925, 1927; Песни и быт деревни, "Вестник просвещения", 1925, No 6; Музыкальное воспитание пионера и школьника, "СМ", 1935, No 2; Об эстетическом воспитании, "Вожатый", 1945, No 9; Воспитание музыкального вкуса, "Известия АПН РСФСР", 1947, вып. 11; Музыкальное воспитание в общеобразовательной школе, "СМ", 1948, No 4; Идейное воспитание средствами искусства, "Советская педагогика", 1948, No 8; Повышение идейно-политического уровня эстетического воспитания в школе, "Известия АПН РСФСР", 1950, вып. 30; Музыка в школе, М., 1950, 1963; Эстетическое воспитание детей в семье, М., 1954; О художественном воспитании, "Вожатый", 1954, No 4; Идея всестороннего развития в педагогическом наследии С. Т. Шацкого, "Советская педагогика", 1969, No 7; Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества, М., 1975.

Литература: Апраксина О., Всегда в пути, "МЖ", 1972, No 15; ее же, Валентина Николаевна Шацкая, М., 1972; Малинин В., Юбилей ученого, "Советская педагогика", М., 1977, No 8.

З. M. Гольдберг.

Шацкес А. В.

Абрам Владимирович (31 VII (13 VIII) 1900, Вильно - 4 II 1961, Москва) - сов. пианист и педагог. Чл. КПСС с 1940. В 1923 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. А. Киппа (ранее занимался у Н. К. Метнера), в 1928 - у него же аспирантуру. Конц. деятельность начал в 192З. Был пианистом романтич. склада. Прекрасный интерпретатор произв. Метнера (исполнял почти все его произв. для фп.). Репертуар Ш. включал также соч. Ф. Листа, Ф. Шопена (24 прелюдии, соната b-moll, баллады), 2-й концерт и Вариации на тему А. Корелли, все транскрипции С. В. Рахманинова, "Аппассионату" и 4-й концерт Бетховена, сонаты Н. Я. Мясковского и др. Иск-во Ш. отличали ясность исполнит. замыслов, поэтичность интерпретаций, пианистич. мастерство. С 1928 преподавал по классу фп. в Моск. консерватории (с 1931 доцент, с 1935 профессор). Под ред. Ш. вышел сб. сонат А. Скарлатти и ряд произв. Метнера. Автор ст. "Воспоминания о Н. К. Метнере-педагоге", в сб.: "Вопросы фортепианного исполнительства. Очерки. Статьи. Воспоминания" (вып. 1, М., 1965).

Литература: А. В. Шацкес. (Некролог), "СМ", 1961, No 3.

Б. А. Шацкес.

Шацкий С. Т.

Станислав Теофилович (1 (13) VI 1878, с. Воронино, Смоленской обл. - 30 X 1934, Москва) - сов. педагог. Чл. КПСС с 1928. Занимался в Моск. консерватории по классу пения у У. А. Мазетти (1892-1900). В 1903 окончил естеств. ф-т Моск. ун-та, в 1905 - Моск. сельскохозяйств. ин-т (ныне Моск. сельскохозяйств. академия им. К. А. Тимирязева). С 1905 начал пед. работу среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, в т. ч. в детском клубе "Сетльмент", затем работал в клубе "Детский труд и отдых" (1909-11) и с 1911 в школе-колонии "Бодрая жизнь". Ставил своей задачей привить детям трудовые навыки, способствовать развитию их умственных, художеств. и творч. способностей. Активным помощником была его жена - В. Н. Шацкая. После Окт. революции 1917 Ш. возглавил созданную совм. с В. Н. Шацкой Первую опытную станцию при Наркомпросе РСФСР (1919-32), имевшую сельское отделение в Калужской обл., куда вошла школа-колония "Бодрая жизнь", и городское - в Москве. Станция была комплексом н.-и. и пед. учреждений, детских садов, школ, внешкольных учреждений для детей и культ.-просветительных для взрослых. Чл. коллегии Наркомпроса РСФСР (1929-34). В 1932-34 руководитель Центр. экспериментальной лаборатории Наркомпроса РСФСР, изучавшей опыт школ. Одноврем. директор Моск. консерватории, внёс ряд улучшений в её уч. процесс. Один из организаторов Оперной студии при консерватории (1934), готовившей солистов-певцов, артистов хора, хормейстеров, артистов оркестра, а также Школы художеств. мастерства (аспирантуры, 1933). Автор книг и статей.

Сочинения: "Бодрая жизнь". Из опыта детской трудовой колонии (совм. с В. Н. Шацкой), М., 1915, М. - П., 1923; Дети - работники будущего, М., 1922; Годы исканий, М., 1924, 1925; Мой педагогический путь, в кн.: Черепанов С. A., С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях, М., 1958; Избр. педагогические соч., М., 1958; Педагогические соч., т. 1-4, М., 1962-65.

Литература: Бершадская Д. С., Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого, М., 1960; Гончаров Н. К., Очерки по истории советской педагогики, К., 1970; Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого, М., 1976.

З. М. Гольдберг.

Шашмаком

Шашмаком (тадж. и узб. - шесть макомов).

1) Система 6 макомов-ладов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок) в узб. и тадж. музыке (см. Маком (1)).

2) Цикл муз. произв. (6 макомов), созданных в этих ладах и носящих названия, соответствующие названиям ладов. На основании разл. источников (поэтич. текстов, трактатов) окончат. формирование Ш. относят к 18 в. Ш. бытовал в бухарском и хорезмском вариантах. Каждый маком, представляющий собой своеобразную сюиту из 20-40 инстр. и вок. частей, обладает не только ладовой, но также интонационной, ритмической и эмоциональной характерностью. В основе Ш. лежит целостная художеств. концепция, включающая, помимо собственно музыкального и эстетического, также философский и этич. аспекты (см. Маком (2)). В числе выдающихся исполнителей Ш. - Ю. Раджаби, Б. Зиркиев, Д. Ибадов, М. Ташпулатов, М. Толмасов. Впервые Ш. (без текста) в записи В. А. Успенского был опубл. в 1924; полный цикл (с текстом) издан в 1950-1967.

Издания: Успенский В. A., Шесть музыкальных поэм, Л., 1924; Шашмаком. (Вступит. статья В. М. Беляева), т. 1-5, М., 1950-67; Узбекская народная музыка, т. 6, Хорезмские макомы, Таш., 1958 (собрал и записал М. Юсупов, ред. И. Акбарова; вступит. статья И. Акбарова и Ю. Кона), т. 5, Бухарские макомы, Таш., 1959 (те же составители); Шашмаком, т. 1-6, Таш., 1966-75 (изд. продолжается).

Литература: Векслер С. М., Макомы, в сб.: Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, вып. 1, Таш., 1968; Вызго Т., К вопросу об изучении макомов, в сб.: История и современность. Проблемы музыкальной культуры народов Узбекистана, Туркмении и Таджикистана, М., 1972; Матякубов О., Хорезмские макюмы, в сб.: Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973; Pлахов Ю., О двух принципах формообразования в инструментальных частях Шашмакома, там же; его же, К вопросу о ритмической структуре инструментальных частей Шашмакома, в сб.: Теоретические проблемы народной инструментальной музыки, М.-Л., 1974; Макомы, мугамы и современное композиторское творчество. Сб. ст., Таш., 1978.

Н. П. Кокулянская.

Шварц И. И.

Исаак Иосифович (р. 13 V 1923, г. Ромны, ныне Сумской обл.) - сов. композитор. С 1931 живёт в Ленинграде. Окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции у О. А. Евлахова (1951). Вначале (с 1945) писал гл. обр. симф. соч., позднее осн. место в творчестве композитора заняла музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам, к-рую отличают искренность, простота, богатство мелодики.

Сочинения: балеты - Накануне (по одноим. роману И. С. Тургенева, 1960, Ленингр. Малый т-р оперы и балета), Страна чудес (1966, Ленингр. т-р оперы и балета); цикл хореографич. миниатюр, в т. ч. Весёлый портной (1958, в исп. М. Эсамбаева); кантата Дума о Родине (сл. А. Н. Чепурова, 1950); симфония (1954); камерно-инстр. ансамбли - соната для скр. и фп. (1947), струн. квартет (1948); баллада для голоса и симф. орк. Солдат и вьюга (сл. М. А. Светлова, 1949); романсы на стихи А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, Г. Гейне; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Идиот" Достоевского (1957, Большой драм. т-р им. М. Горького, Ленинград), "Не склонившие головы" Дугласа и Смита (1961, там же), "Горе от ума" Грибоедова (1962, там же), "Ещё раз про любовь" Радзинского (1964, там же), "Между Ливнями" Штейна (1965, Драм. т-р им. А. С. Пушкина, Ленинград), "Бидерман и поджигатели" Фриша (1966, там же), "Кремлёвские куранты" Погодина (1967, там же), "Доходное место" Островского (1968, там же), "Третья стража" Капралова и Туманова (1970, Большой драм. т-р им. М. Горького, Ленинград), "Бесприданница" Островского (1973, Т-р Ленинского комсомола, Ленинград), "Лес" Островского (1978, Центр. т-р Сов. Армии, Москва); музыка к кинофильмам (более 60), в т. ч. "Балтийское небо" (1961), "Дикая собака Динго" (1962), "Женя, Женечка и Катюша" (1967), "Живой труп" (1968), "Белое солнце пустыни", "Братья Карамазовы" (оба - 1969), "Семейное счастье" (1970), "Возвращение "Святого Луки"" (1971), "Егор Булычёв и другие" (1973), "Станционный смотритель" (1974), "Бегство мистера Мак-Кинли", "Дерсу Узала" (оба - 1975); музыка к телефильмам - "Строговы" (1975), "Сто дней после детства" (1977), "Соломенная шляпка" (1977).

Литература: Слонимский С. М., Исаак Шварц, М., 1960.

В. Р. Кисин.

Шварц Л. А.

Лев Александрович (5 (17) XI 1898, Ташкент - 24 II 1962, Москва) - сов. композитор. В 1927 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова (по композиции занимался у Г. Л. Катуара). В 1927-30 преподавал игру на фп. в моск. Муз. уч-ще им. Гнесиных. В 1931-33 концертмейстер Всесоюзного радиокомитета. С 1935 работал гл. обр. в области киномузыки, ему принадлежит музыка ко многим художеств., мультипликационным, документальным и науч.-популярным фильмам. Видное место в творч. композитора занимала детская музыка. Автор статьи "О советской киномузыке" ("Искусство кино", 1948, No 3).

Сочинения: оперы - детская опера Джаннат (1942, пост. 1944, детский коллектив Дворца пионеров, на сцене Т-ра им. Мукими, Ташкент), Чудесный поток (1947, Оперная студия при Ленингр. консерватории); кантата для хора с орк. - За синим морем (сл. А. С. Малышко, 1954); для орк. - симфония (1942), Романтическая сюита (1948); концерты для инструментов с орк. - для фп. (1934), для скр. (1941); марш для дух. орк. Узбекистан (1943); камерно-инстр. ансамбли - Вариации для струн. квартета (1939), Восточные сюиты для квартета деревянных дух. инструментов - на узб. темы (1932), на туркм. и тадж. темы (1932), Вечер в туркменской степи (1933), на турецкие темы (с удар. инструментами, 1934); песни для хора с фп. - За лучших из лучших (сл. С. Б. Болотина, 1938), Песни Победы (сл. С. Б. Болотина и Т. С. Сикорской, 1938); для голоса с орк. - цикл песен на сл. А. Гидаша (1933), Песни американских рабочих (1954, с эстр. орк.); для голоса с фп. - 6 колыбельных песен (сл. Т. В. Чурилина, 1936), 6 стихотворений А. С. Пушкина (1937), романсы на сл. М. Ю. Лермонтова (в т. ч. Парус, 1938), Негритянские песни протеста (1947), Песни борьбы (1953); музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Мещанин во дворянстве" Мольера (1954, Центр. детский т-р); музыка к кинофильмам, в т. ч. "Новый Гулливер" (1935), трилогия "Детство Горького" (1938), "В людях" (1939), "Мои университеты" (1940); "Золотой ключик" (1939), "Тимур и его команда", "Волшебное зерно" (оба - 1940), "Как закалялась сталь" (1943), "Радуга" (1944), "Непокорённые" (1945), "Каменный цветок" (1946), "Сельская учительница" (1947), "Васса Железнова" (1953), "Анна на шее" (1955), "Княжна Мери" (1955), "Мать" (1955), "Екатерина Воронина" (1956), "Над Тиссой" (1958), "Фома Гордеев", "Сомбреро" (оба - 1959), "Операция "Кобра"" (1960), "Друг мой Колька" (1961) и др.

Литература: Ропская-Дозорцева Ж., Киномузыка Л. А. Шварца, М., 1964.

Б. С. Штейнпресс.

Шварцкопф Э.

Шварцкопф Э. (Schwarzkopf) Элизабет (р. 9 XII 1915, Яроцин, близ г. Познань) - нем. певица (сопрано). Училась в Высшей муз. школе в Берлине, брала уроки пения у венг. певицы М. Ифогюн. В 1938 дебютировала в Берлинской гос. опере (второстепенная партия Волшебной девы в "Парсифале" Вагнера), с 1942 солистка Венской гос. оперы, в 1947-51 выступала в оперных т-рах "Ковент-Гарден" (Лондон), с 1949 - "Ла Скала" (Милан), "Фениче" (Венеция; участвовала в премьере оперы "Похождения повесы" Стравинского, 1951). В 1951-71 жила в Лондоне, пела в крупнейших оперных т-рах Европы и в США (в 1962 - в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке). В 1971 оставила сцену. Выступала в камерных концертах (до 1975 - в США). Одна из выдающихся певиц сер. 20 в., Ш. обладает прозрачно звучащим голосом красивого тембра, тонким чувством муз. стиля, сценич. дарованием. Особенно прославилась исполнением партий в операх В. А. Моцарта и Р. Штрауса. Среди лирич. и колоратурных партий - Графиня ("Свадьба Фигаро" Моцарта), Памина, Донна Эльвира, Фьордилиджи ("Волшебная флейта", "Дон Жуан", "Так поступают все" ("Все они таковы") Моцарта), Агата ("Вольный стрелок"), Марцелина ("Фиделио"), Эльза ("Лоэнгрин"), Ева ("Мейстерзингеры" Вагнера), Умница ("Умница" Орфа), Софи и Маршальша ("Кавалер розы" Штрауса), Маргарита ("Фауст"), Манон ("Манон" Массне), Мелизанда ("Пеллеас и Мелизанда" Дебюсси), Виолетта, Джильда, Мими, Чио-Чио-сан; Лиу ("Турандот" Пуччини) и др. Ш. - также выдающаяся камерная певица, исполнительница классич. и романтич. песен, в т. ч. В. А. Моцарта, Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Р. Штрауса, а также романсов Н. К. Метнера (выступала в ансамбле с композитором).

Литература: Китаев Г., Элизабет Шварцкопф, "МЖ", 1961, No 4; Рубин М., Три портрета. Элизабет Шварцкопф, "СМ", 1962, No 4; По музыкальным меридианам, "МЖ", 1972, No 19; Hauert R., Gavoty В., Е. Schwarzkopf, в кн.: Les grands interprиtes, Gen., 1957; Moore G., Am I too loud?, L.-N. Y., 1962, (Harmondsworth) (Middlesex), (1968); Serpa F., E. Schwarzkopf, в кн.: Le grandi voci, Roma, (1964) (с дискографией); Schaumkell С.-D., Schwarzkopfs farewell to the stage, "Opera", 1972, v. 23, No 13.

Шведов Д. Н.

Дмитрий Николаевич (21 XI (4 XII) 1899, Москва - 8 VIII 1981, Тбилиси) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1979). В 1918 окончил Моск. синодальное уч-ще, где обучался у А. Д. Кастальского и H. M. Данилина. В 1919-21 учился в Моск. консерватории у К. А. Киппа (фп.) и А. А. Ильинского (композиция). В 1918-23 концертмейстер и оперный дирижёр в т-рах Москвы, Самары (Куйбышев), Саратова. С 1923 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1929 доцент), в 1931-81 - в Тбилисской (с 1941 профессор и зав. кафедрой камерного пения). Автор опер - "Ревизор" (по Н. В. Гоголю, 1934), "Изгнанники" (1938) и "Аламыс" ("Честь", 1969; обе на абх. сюжеты), поэмы-оратории "Скифы" (для солиста, хора и оркестра, cл. А. А. Блока, 1926), кантат, 3 симфоний (1922-51), камерно-инстр. произв., в т.ч. Поэмы-вокализа (сюита для голоса и фп. трио; исп. 1954), хоров, романсов, музыки к спектаклям драм. т-ра.

Шведская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Швейцарская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Швейцер Ал.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Швейцер Ан.

Швейцер Ан. (Schweitzer) Антон (крещён 6 VI 1735, Кобург - 23 XI 1787, Гота) - нем. дирижёр и композитор. Первоначальное муз. образование получил в Кобурге. С 1745 служил в придв. капелле в Хильдбургхаузене. Позднее занимался под рук. Я. Ф. Клейнкнехта в Байрёйте, в 1764-66 обучался в Италии. С 1766 придв. камер-музыкант, с 1769 музик-директор театр. труппы в Веймаре, с 1774 служил в придв. т-ре Гота. Среди соч. Ш. выделяются зингшпили (ок. 20), из к-рых популярностью пользовались "Валмир и Гертруда", "Элизиум" (Ганновер), "Аполлон в образе пастуха" ("Apollon unter den Hirten", Хальберштадт; все - 1770), "Сельский наряд" ("Die Dorfgala", 1772, Веймар); нек-рые зингшпили исполнялись и в России. Попытки Ш. создать нац. героич. оперу были менее удачными, но "Альцеста" (1773, Веймар) и "Розамунда" (1780, Мангейм) имели успех. Ш. принадлежат также мелодрама "Пигмалион" (текст Ж. Ж. Руссо, 1772, Веймар), монодрама "Поликсена" (клавир изд. 1793), кантаты, симфонии.

Литература: Maurer J., A. Schweitzer als dramatischer Komponist, Lpz., 1912.

Швен К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шви

Шви - пепук, кавиц, блул.

1) Арм. нар. духовой муз. инструмент. Представляет собой глиняную свистульку в виде фантастич. птицы или животного с двойным туловищем (дл. 110-120 мм, выс. 70-120 мм). В нижней части фигурки находятся свистковое и 2 игровых отверстия. Ныне бытует только как детская игрушка. Имеет древнейшее происхождение. Результаты археологич. раскопок свидетельствуют о том, что аналогич. свистульки использовались мн. народами уже с эпохи неолита.

2) Арм. свистковая флейта (см. Тутек).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа..., (ч. 2), Свистящие инструменты, СПБ, 1908; Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, M., 1963, 1975; Xашба И., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967, 1979.

В. Ф. Федько.

Швядас Й. И.

Йонас Изидоряус (26 IX (9 X) 1908, Либава, ныне Лиепая Латв. ССР - 15 X 1971, Вильнюс) - сов. композитор, хор. дирижёр и педагог. Нар. арт. СССР (1954). Деп. Верх. Совета Литов. ССР 3-го созыва. В 1929 окончил Клайпедское муз. уч-ще по классу тромбона. Здесь же обучался композиции у С. Шимкуса и Ю. Жилявичюса. В 1930-35 артист Каунасского т-ра. В 1940 организовал и возглавлял до 1962 ансамбль песни и танца Литов. ССР. В 1943-44 зав. муз. частью Каунасского т-ра юного зрителя. В 1935-40 преподаватель Каунасской консерватории. В 1945-70 преподаватель и зав. кафедрой нар. инструментов консерватории Литов. ССР (с 1967 профессор).

До 1970 был гл. дирижёром респ. Праздников песни. Записывал и обрабатывал нар. песни. Многие его песни и произв. для оркестра нар. инструментов, основанные на литов. муз. фольклоре, получили широкую известность. Совм. с Б. Дварионасом написал музыку Гос. гимна Литов. ССР (1950). Гос. пр. СССР (1950).

Сочинения: 3 кантаты, в т. ч. в честь 10-летия Сов. Литвы (1949), Цвети, Советская Литва (1960); концерт для канклеса и орк. нар. муз. инструментов (1950); хор. и сольные песни; обр. нар. песен и танцев; инстр. пьесы, марши; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Гаудримас Ю., Музыкальная культура Советской Литвы, 1940-60, Л., 1961; его же, Композиторы и музыковеды Советской Литвы, Вильнюс, 1978; Из истории литовской музыки, т. 3, М., 1978.

Ю. И. Гаудримас.

Шебалин В. Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Шебалин Д. В.

Дмитрий Виссарионович (р. 3 VIII 1930, Москва) - сов. альтист и педагог. Нар. арт. РСФСР (1974). Сын комп. В. Я. Шебалина. В 1953 окончил Моск. консерваторию у В. В. Борисовского, занимался также у M. H. Тэриана. С 1952 участник квартета им. А. П. Бородина Моск. филармонии. Преподаватель. Моск. консерватории по классу альта (с 1969 доцент).

Шевалье М. О.

Шевалье М. О. (Chevalier) Морис Огюст (12 IX 1888, Париж - II 1972, там же) - франц. шансонье, композитор, поэт и актёр. С 1899 пел в кафе, в разл. мюзик-холлах (в 1909-13 был партнёром эстр. артистки Мистенгет), в т-ре "Буфф-Паризьен". В 1928-35 снимался в кинофильмах в Голливуде. Выступления певца в концертах и по радио в годы оккупации Франции во время 2-й мировой войны 1939-45 скомпрометировали Ш. в глазах участников Сопротивления.

В начале творч. пути для Ш. была характерна крестьянская комич. маска, её сменили маски великовозрастного завсегдатая бистро, затем буржуа, остававшегося в то же время "парнем из наших мест". Ш. создал своеобразные песни-скетчи - "Когда виконт...", "Я сам", "Есть радость в том", "Проспер". В 50-х гг. в выступлениях Ш. возросла роль текстовых интермедий между песнями. Среди фильмов, в к-рых участвовал Ш.: американские - "Парад любви", "Весёлая вдова" (по оперетте Ш. Легара), "Фоли-Бержер"; французские - "Молчание - золото", "Канкан", "Дети капитана Гранта" (роль Паганеля, 1965). Творчеству Ш. поcв. фильм "Морис из Парижа".

Сочинения: Autobiographie, P., 1936; Ma route et mes chansons, n. 1-9, P., 1946-67; C'est l'amour, P., 1960, M963.

Литература: Ragnoi M., Carles R., M. Chevalier, P., 1950.

Шеве Ж.

Шеве Ж. (Cheve) Эмиль Жозеф Морис (31 V 1804, Дуарнене, департамент Финистер - 26 VIII 1864, Фонтене-ле-Конт, департамент Вандея) - франц. учитель музыки, врач и математик. Развил цифровой метод обучения музыке, созданный П. Галеном (см. также Мелопласт). Эта система получила назв. "метод Галена - Ш."; с целью её пропаганды Ш. издавал журн. "La reforme musicale". Более 20 лет руководил бесплатными кружками хор. пения, содействовал созданию муз. школ. Совм. с женой - Нанин Ш.- написал ряд учебников. После смерти Ш. его сын Аман Ш. продолжил дело, начатое отцом. Благодаря энергичной деятельности последователей Ш. метод Галена - Ш. в 1883 был официально рекомендован для обучения пению в начальных школах, получил известность во мн. странах. В России его пропаганде содействовали В. А. Соллогуб, В. Ф. Одоевский, Г. А. Ларош, Г. Я. Ломакин и др. Сторонником системы был и К. К. Альбрехт, издавший "Руководство к хоровому пению по цифровой системе Шеве..." (1868). Метод Ш. был положен в основу обучения в Бесплатной музыкальной школе, в общедоступных хор. классах при Русском хоровом обществе. Распространение метода Галена - Ш. имело и отрицат. стороны: абсолютизация цифровой системы сужала задачи муз. просвещения. С 1922 метод используется во Франции только как вспомогательный.

Сочинения: Mйthode йlйmentaire de musique: pt 1 - Musique vocale, P., 1844, pt 2 - Harmonie, v. 1-2, P., 1846 (совм. с N. Ghevй), pt 1, под назв.: Mйthode йlйmentaire de musique vocale, P., 1844; Question musicale, P., 1847; Musique vocale. Nouveaux exercices de mesure, P., 1853 (совм. с N. Chevй), и др.

Литература: К. В. О. (Одоевский В. Ф.), Бесплатный класс простого хорового пения Русского музыкального общества в Москве, "День", 1864, No 46, то же, в его кн.: Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Ларош (Г. A.), О хоровом пении в школе, "Современная летопись", 1871, 12 и 26 июля; Вейс П., Абсолютная и относительная сольмизация, в сб.: Вопросы методики воспитания слуха, Л., 1967; Sollohub (V. A.), Les musiciens contre la musique, "Journal de St.-Pйtersbourg", 1860, 6/18 mai - 17/29 mai, 19/31 mai; Ghevй A., Nouveau manuel de musique vocale, а l'usage des йcoles primaires, P., 1883.

A. T. Тевосян.

Шевелёв Н. А.

Шевелёв Н. А. (наст. фам. - Шевелюхин) Николай Артемьевич (1869, по др. данным, 6(18) XII 1874 - 12 XII 1929, Туринск) - рус. певец (баритон). В кон. 80-х гг. поступил в хор, организованный знатоком рус. нар. песни Т. Н. Филипповым, на его средства обучался пению в Милане у Синьоретти (1889-96). В 1896-1903 солист Московской частной русской оперы, затем в оперной антрепризе Гвиди (1906-08, Петербург) и Оперном т-ре Зимина (1908-13, 1922-24, Москва). В 1913-19 выступал на провинциальных сценах (в т. ч. в городах Сибири и Урала), а также в Москве. В 1919-22 солист Оперного т-ра в Тбилиси. Мощный, выразительный, свободно льющийся голос Ш. привлекал необычайной полнотой, свежестью и красотой звучания, однако большой музыкальностью и драм. дарованием певец не отличался. Был первым исполнителем партии Грязного в "Царской невесте" (1899) и Гонца в "Сказке о царе Салтане" (1900). С успехом пел партии Евгения Онегина, Демона, Мазепы; князя Курлятева в "Чародейке", Ганса Сакса в "Нюрнбергских мейстерзингерах". Среди др. партий: Калашников, Нерон ("Купец Калашников", "Нерон" Рубинштейна), Генрих VIII ("Генрих VIII" Сен-Санса), Ренато ("Бал-маскарад"), Риголетто. В 1919-22 профессор Тбилисской консерватории. Гастролировал в странах Зап. Европы, Сев. и Юж. Америке, Японии.

Литература: Нъ., Театр и музыка. Частная опера, "Московские ведомости", 1900, 6 и 19 окт.; "Рабис", 1929, No 52 (некролог), Ипполитов-Иванов M. M., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934, с. 104-05, 133-34.

В. И. Зарубин.

Предыдущая страница Следующая страница