Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 1, "ДАВ"-"ДЕВ")

Давиташвили Г. И.

ДАВИТАШВИ́ЛИ Гулбат Иванович (р. 29.7.1902, Кутаиси), сов. артист, балетмейстер. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1960). В 1919–22 учился в Тбилисской консерватории, в 1920–22 в балетной студии под рук. М. М. Мордкина. С 1922 жил за рубежом. В 1922–24 учился у Е. Николаевой в Берлине. В 1926–31 – у О. И. Преображенской в Париже. В 1929 дебютировал в балете "Щелкунчик" (рус. балетная труппа Л. Карповой в Ницце). В 1929–46 солист балета и балетмейстер "Балле рюс де Монте-Карло", парижской Оперы и другие. Пост.: "Шехеразада" (1936), "Болеро" и "Дафнис и Хлоя" (1937), "Коппелия" и "Сильвия" (1938), "Сюита в белом" на муз. Лало, "Послеполуденный отдых фавна", "Видение розы", "Любовь-волшебница"; "Арагонская хота" на муз. Глинки (все – 1939). По возвращении в СССР в 1951–53 гл. балетмейстер Т-ра им. Ахундова, в 1954–55 – Т-ра им. Навои. Пост. балеты: "Доктор Айболит" (1949); "Пассакалья" на муз. Баха, "Ромео и Джульетта"; "Бродячие комедианты" Coгe, "Испанское каприччио" (все – 1969), "Тропою грома" (1972) – все в Т-ре им. Палиашвили; "Пламя Парижа" (1950, Свердловский т-р), "Семь красавиц" (1955, Т-р им. Навои); "Болеро", "Дафнис и Хлоя" (оба–1960, Ленингр. Малый т-р) и др.

A. C. Чхеидзе.

"Дафнис и Хлоя". Балетм. Г. Давиташвили

"Болеро". Балетм. Г. Давиташвили

Давиташвили Г. И.

"Дафнис и Хлоя". Балетм. Г. Давиташвили

Давиташвили Г. И.

"Болеро". Балетм. Г. Давиташвили

Давтян Н. Л.

ДАВТЯ́Н Надежда Леншиевна (р. 8.11.1951, Москва), сов. артистка. Засл. арт. Арм. ССР (1978). С 1969, по окончании Ереванского хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Спендиарова. Партии: Китри, Жизель, Гаянэ, Эгина; Хандут ("Давид Сасунский" Оганесяна), Мазурка ("Шопениана") и др.

Р. А. Торосян.

Давыденко Н. С.

ДАВЫДÉНКО Нина Степановна (р. 8.5.1933, Витебск), сов. артистка. Нар. арт. БССР (1964). Чл. КПСС с 1963. В 1952 окончила Моск. хореографич. уч-ще (педагог H. A. Петрова). В 1952–73 ведущая танцовщица Минского т-ра. Партии: в белорус. балетах – Надейка ("Князь-озеро" Золотарёва), Настя, Анежка ("Подставная невеста", "Свет и тени" Г. Вагнера), Наталка ("Избранница" Глебова), а также Одетта – Одиллия, Китри, Жизель, Эгина, Никия. Пр. Всесоюзного конкурса артистов балета (1957).

Ю. М. Чурко.

Давыдов В. К.

ДАВЫ́ДОВ Валентин Константинович (р. 22.7.1934, дер. Власово Череповецкого р-на Ленингр. обл.), сов. артист. Нар. арт. БССР (1964). В 1955 окончил студию классич. танца при ленингр. Дворце культуры им. Горького. В 1955–57 работал в оперных т-рах Алма-Аты, Душанбе, Перми. В 1957–72 ведущий танцовщик Минского т-ра. Партии: в белорус. балетах – Николай ("Мечта" Глебова), Андрей и Алесь ("Подставная невеста", "Свет и тени" Г. Вагнера); Зигфрид, Дезире, Базиль; Ленни ("Тропою грома"), Ромео, Спартак и другие. Д. – артист лирико-драматич. плана. Пр. Всесоюзного конкурса артистов балета (1957).

Ю. М. Чурко.

Давыдов С. И.

ДАВЫДОВ Степан Иванович [1777 – 10(22).5.1825, Москва], рус. композитор. Учился в Придворной певческой капелле в Петербурге у Дж. Сарти. Переехав в Москву, руководил муз. частью т-ра Шереметевых. Автор опер, музыки к драматич. спектаклям, балетов "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), пост. в Петербурге И. И. Вальберхом, дивертисментов "Филатка с Федорой у качелей под Новинским" (1815) и "1 мая, или Гулянье в Сокольниках" (1816), пост. в Москве А. П. Глушковским, дивертисмента "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815, Москва, балетм. И. М. Аблец).

Лит.: [Грачёв П. В. ], С. И. Давыдов, в кн.: Очерки по истории русской музыки. 1790–1825, Л., 1956, с. 263–82.

В. В. Ванслов.

Дадишкилиани О. М.

ДАДИШКИЛИÁНИ Отар Михайлович (р. 21.8.1923, Новочеркасск), сов. балетмейстер, режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1961), засл. деят. иск-в БССР (1970). Окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа (1956, педагог A. B. Шатин). В 1956–57 балетмейстер Горьковского т-ра, в 1958–64 гл. балетм. Челябинского т-ра, с 1965 гл. балетмейстер, с 1971 гл. режиссёр Минского т-ра, с 1975 – гл. режиссёр Горьковского т-ра. Среди пост.: "Маскарад" Лапутина (1956, дипломная работа) и "Избранница" Глебова (1970) – оба в Новосибирском т-ре; "Шурале"; "Цветок счастья" Мушеля (оба – 1959), "Каменный цветок" (1960), "Ромео и Джульетта" (1963); "Шакунтала" Баласаняна (1964), Вечер одноактных балетов на муз. Бизе, Глебова и де Фалья (1972) – все в Челябинском т-ре; "Спартак" (1964); "Альпийская баллада" Глебова (1967), "Избранница" (1970) и "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974) – все в Минском т-ре.

Е. Л. Григорьева.

"Альпийская баллада". О. Дадишкилиани

Дадишкилиани О. М.

"Альпийская баллада". О. Дадишкилиани

Дай Айлянь

ДАЙ АЙЛЯ́НЬ (р. 1916), кит. артистка и балетмейстер. В 1930–39 училась в Великобритании, позднее в СССравни Исполняла нар. танцы. В 50-е гг. пост. балет "Голубь мира". С 1955 директор Пекинского хореографич. уч-ща, затем худ. рук. Центрального балета Пекина.

С. А. Серова.

Далгат Д.-Э. Э.

ДАЛГÁТ Джемал-Эддин Энверович (р. 30.3.1920, Анапа), сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР (1960), нар. арт. Даг. АССР (1968). В 1951 окончил аспирантуру Ленингр. консерватории. В 1955–58 гл. дирижёр Т-ра им. Айни. В 1950–55 и с 1963 дирижёр Т-ра им. Кирова, где участвовал в пост. совр. балетов: "Горянка" Кажлаева (1968, балетм. О. М. Виноградов, Гос. пр. РСФСравни 1970), "Зачарованный принц" Бриттена (1972, балетм. тот же), "Ромео и Юлия" на муз. Берлиоза (1969, балетм. И. А. Чернышёв), "Икар" Слонимского (1974, балетм. И. Д. Бельский).

Л. П. Савицкая.

"Далёкая планета"

"ДАЛЁКАЯ ПЛАНÉТА", одноактный балет в 3 картинах. Комп. Б. С. Майзель, сцен. K. M. Сергеев и Майзель. 12.4.1963, Т-р им. Кирова, балетм. Сергеев, худ. В. И. Доррер, дирижёр В. Г. Широков, кинооператор A. A. Зазулин, кинодекорации – Л. И. Менакер; Человек – Ю. В. Соловьёв, Земля – К. И. Федичева, затем Н. С. Груздева, Т. А. Удаленкова, Планета – Г. Т. Комлева, Н. Д. Большакова.

Осуществляя извечную мечту, Человек взлетает в космос и достигает Далёкой планеты, к-рая посылает ему навстречу вихри, туманы и метеоритные дожди. Однако Человеку удаётся покорить планету и овладеть лучом – символом познания тайн Вселенной. Возвратясь на Землю, Человек торжественно передаёт ей этот драгоценный дар Далёкой планеты.

В. В. Киселёв.

"Дали и охотник"

"ДÁЛИ И ОХÓТНИК", балет в 2 актах 6 картинах (по мотивам сванских нар. легенд). Комп. С. Ф. Цинцадзе, сцен. и балетм. Г. Д. Алексидзе. 6.11.1977, Т-р им. Палиашвили, худ. Ю. А. Гегешидзе, дирижёр Г. В. Азмайпарашвили; Дали, богиня охоты, – М. М. Годердзишвили, Невеста – А. Г. Абесадзе, Жених-охотник – З. М. Амонашвили, Соперник жениха – Н. Г. Магалашвили.

П. В. Хучуа.

Дали С.

ДАЛИ́ (Dali) Сальвадор (р. 11.5.1904, Фигерас, Каталония), испано-амер. живописец, график, художник и сценарист театра и кино. Учился в Академии художеств Сан-Фернандо в Мадриде (1921–26). В 1929 поселился в Париже. В 1940 переехал в США. Живёт в США и Испании. В кон. 1920-х гг. работал как сценарист и художник с исп. кинорежиссёром Л. Буньюэлем. С нач. 30-х гг. один из виднейших представителей сюрреалистич. направления в зап.-европ. и амер. иск-ве. Д. принадлежат сценарии и оформление балетов: "Вакханалия" на муз. Вагнера.(1939, "Балле рюс де Монте-Карло", Нью-Йорк), "Лабиринт" на муз. Шуберта (1941, та же труппа, там же), оба – балетм. Л. Ф. Мясин; "Сентиментальный разговор" Боулса (1944, "Балле интернэшонал", Нью-Йорк, балетм. А. Эглевский), "Безумный Тристан" на муз. Вагнера в аранжировке И. Бутникова (1944, та же труппа, балетм. Мясин), "Кафе Чиниты" на исп. нар. муз. (1944, "Балле тиэтр", Детройт, балетм. Архентинита). Д. принадлежит также оформление спектакля, включавшего оперу А. Скарлатти "Римский кавалер и испанская дама" (пост. М. Бежар) и балет "Галá" на муз. А. Скарлатти в аранжировке Конфалоньери (1961, т-р "Фениче", Венеция, балетм. Бежар; исполнители – солисты Балета XX века и Л. Черина). Декорациям Д. присущи черты, характерные для его станковых работ.

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Вакханалия". Худ. С. Дали

Дали С.

Эскиз декорации к балету "Вакханалия". Худ. С. Дали

Даль' Арджине К.

ДАЛЬ' АРДЖИ́НЕ (Dall' Argine), Костантино (12.5.1842, Парма, – 1.3.1877, Милан), итал. композитор и дирижёр. Окончил Миланскую консерваторию. Автор опер, ок. 30 балетов, к-рые были пост. балетмейстерами (все – в т-ре "Ла Скала", Милан): А. Паллерини – "Аттея" (1863), "Ундина" (1869), "Нерон" (1877); И. Монплезиром – "Девадаси" (1866), "Камарго" (1868), "Сирена" (1872), "Лорелея" (1877): П. Тальони – "Тея, или Богиня цветов" (1867); А. Пеллегрини – "Аазверо" (1871). Наиболее известный его балет–"Брама" (1869, "Ла Скала", балетм. Монплезир). В др. т-рах Италии пост.: "Фантазии поэта в Риме" (1862–63, Т-р "Реджо", Парма, балетм. Паллерини), "Торквато Тассо" (1866, т-р "Арджентино", Рим, балетм. Р. Росси) и мн. др.

В. А. Кулаков.

"Дама и шут"

"ДАМА И ШУТ" ("The Lady and the Fool"), одноактный балет на муз. Дж. Верди в аранжировке Ч. Маккераса. 25.2.1954, "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", Оксфорд, балетм. Дж. Кранко, худ. Р. Бер;.исполнители – П. Миллер, К. Макмиллан, И. Мосавал (был показан в СССР труппой Королевского балета Великобритании в 1961). Пост. также: 1961, Штутгартский балет. 1965, Нем. гор. опера, Зап. Берлин. 1971, Королевский датский балет.

"Дама с камелиями"

"ДÁМА С КАМÉЛИЯМИ" ("La Dame aux Camélias", "Die Kameliendame", "Lady of the Cammellias"), балеты на сюжет одноим. романа А. Дюма-сына. 1) "Дама с камелиями" на муз. Дж. Верди, балетм. и сцен. А. Тюдор. 28.2.1951, "Нью-Йорк сити балле". 2) "Дама с камелиями", комп. A. Coгe, балетм. и сцен. Т. Гзовская. 29.9.1957, Западно-Берлинский фестиваль, худ. Ж. Поннель; Маргарита – X. Зоммеркамп (затем И. Шовире), Арман – Г. Рейнхольм. Возобн. в 1960, парижская Опера, худ. Ж. Дюпон; Маргарита – И. Шовире, Арман – Ж. Скибин. 3) Под назв. "Камилла" (Camille) на муз. Ф. Шуберта (в аранжировке В. Риети). 1946, "Орижиналь балле рюс" балетм. и сцен. Дж. Тарас. 4) Под назв. "Камилла" ("Camille") на муз. Верди. 1957, Чикаго, балетм. и сцен. Р. Пейдж. 5) Под назв. "Рита Готье" ("Rita Gauthier") на муз. Верди. 1957, Турин, балетмейстер и сцен. Ф. Терманини.6) "Маргарита и Арман" ("Marguerite and Armand"), одноактный балет в 4 картинах, муз. Ф. Листа (соната "По прочтении Данте" для фп. и "Печальная гондола") в оркестровке X. Сирла. 12.3.1963, Королевский балет, т-р "Ковент-Гарден", Лондон, балетм. и сцен. Ф. Аштон, худ. С. Битон, исполнители – М. Фонтейн, М. Сомс, Л. Эдуардс и другие. 7) Под назв. "Мы увидимся вчера вечером" ("Nous nous verrons hier soir") на муз. A. Coгe. 1971, Нац. балет Кубы, Гавана, балетм. и сцен. А. Мендес. 8) Под назв. "Дама с камелиями" на муз. Шопена. 1978, Штутгарт, балетм. Дж. Ноймайер.

Дамаз Ж. М.

ДАМÁЗ (Damase) Жан Мишель (р. 27.1.1928, Бордо), франц. композитор и пианист. Учился у А. Корто и в Парижской консерватории (у М. Дюпре). С 1944 сотрудничал с балетм. Р. Пти как пианист-аккомпаниатор. Автор опер, симфонич. и инструм. соч., балетов: "Прыжок с трамплина" (1944, Париж, балетм. Пти), "Пожирательница бриллиантов" – балет с пением (1950, "Балле де Пари", балетм. тот же), "Световая западня" (1952, "Гран балле дю марки де Куэвас", Париж, балетм. Дж. Тарас), "Красавица во льду" (1953, "Балле де Пари" балетм. Пти), "Трое на качелях" (1955, труппа Бабиле, Монте-Карло, балетм. Ж. Бабиле), "Принц пустыни" (1955, Т-р Елисейских полей, Париж, балетм. Ж. Скибин), "Пряжка" (1957, Ангьен, балетм. Ж. Бабиле), "Комедианты" (1957, Монте-Карло, балетм. Тарас), "Ярмарочная свадьба" (1961, Марсель), "Монакская сюита" (1964, Париж), "Шёлковая рапсодия" (1968, "Гран балле классик де Франс", балетм. Л. Майер), "Аудиториум" (1968, "Ла Скала", Милан, балетм. Бабиле), "Отелло" (1976, Нерви, балетм. М. Сантестеван и В. Скуратов). На тему муз. Д. написан балет М. Леграна "Проклятые красотки" (1956, "Балле де Пари", балетм. Пти).

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М., 1970.

В. А. Кулаков.

Дамдинсурэн Б.

ДАМДИНСУРЭ́Н Бэлэгийн (р. 10.10.1919, Джаргалант, Центральный аймак), монг. композитор. Нар. арт. МНР (1969). Учился в Ленинградской и Пекинской консерваториях. Автор балета "Легенда об озере" (1968, Гос. т-р оперы и балета МНР, балетм. Б. Жамьяндагва) и многих танцев, Гос. пр. МНР (1947, 1951).

Хорлоогийн Нацагдорж.

Данем К.

ДÁНЕМ, Данхэм (Dunham), Кэтрин [р. 22.6.1912 (по др. данным, 1914), Чикаго], амер. танцовщица, хореограф. Изучала антропологию в ун-те в Чикаго, защитила диссертацию на тему "Танцы Гаити" (1947). Одновременно занималась танц. иск-вом. Первая значит. роль – в балете "La Guiablesse" (1933, балетм. Р. Пейдж). Со 2-й пол. 30-х гг. начала ставить отдельные танцы, танц. программы ("Тропики и горячий джаз – от Гаити до Гарлема", 1940), танцы в мьюзиклах ("Хижина в небе", 1940), фильмах ("Карнавал ритма", 1942) и негритянских ревю ("Негритянский бал", 1946). В 50-х гг. со своей труппой выступала в Америке и Европе с обширными представлениями, включавшими негритянские танцы. Созданная Д. школа (1945–55) сыграла большую роль в развитии танц. иск-ва амер. негров. В 1965–66 была консультантом при правительстве Сенегала. В кон. 70-х гг. руководит театр. центром ун-та в шт. Иллинойс.

Соч.: The Negro dance, N. Y., 1941; Katherine Dunham's journey to Accompong, N. Y., [1946]; A touch of innocence, N. Y., [1959]; Island possessed, N. Y., 1969.

Лит.: Harnan T., African rhythm – American dance, N. Y., [1974]; Emery L. F., Black dance in the United States from 1619 to 1970, [N. Y.], 1971.

Е. Я. Суриц.

Данилова А. Д.

ДАНИ́ЛОВА Александра Дионисьевна (р. 20.11.1904, Петергоф), артистка, педагог. По окончании Петрогр. театр. уч-ща (педагоги Е. П. Гердт, В. А. Семёнов), в 1921–24 артистка Петрогр. т-ра оперы и балета (Жар-птица, в балете Ф. В. Лопухова, и др.). В 1924 уехала за границу, в том же году вступила в труппу Русский балет Дягилева (работала до 1929), где заняла ведущее положение. В 1929–38 танцовщица разл. франц. трупп в оперном т-ре Монте-Карло, "Балле рюс дю колонель де Базиль" и другие. Выступала в пост. балетм. Л. Ф. Мясина: Уличная танцовщица ("Прекрасный Дунай" на муз. Штрауса), Продавщица перчаток ("Парижское веселье" на муз. Оффенбаха), гл. партия ("Хореартиум" на муз. Брамса). В 1938–52 ведущая солистка труппы "Балле рюс де Монте-Карло" (США). Одновременно выступала в "Сэдлерс-Уэллс балле" (1949), "Фестивал балле" (1952, 1955). В 1954–56 имела собств. труппу. Д. – известная классич. танцовщица США 40–50-х гг., куда она принесла традиции рус. исполнительского иск-ва. Д. выступала в партиях классич. репертуара (Одетта, Жизель, Сванильда, Раймонда) и в балетах М. М. Фокина ("Жар-птица", "Сильфиды"), Дж. Баланчина ("Концертные танцы" на муз. Стравинского, "Ночная тень" на муз. Беллини) и др. В 1957 оставила сцену. Неоднократно возобновляла в амер. и европ. труппах балеты классич. наследия. В 1959–61 ставила танцы в операх в "Метрополитен-опера". В 1970-е гг. преподавала в Школе амер. балета.

Лит.: Twysden Α. Ε., Alexandra Danilova, N. Y., 1947; A Conversation with Alexandra Danilova, "Ballet Review", 1973, v. 4; Fay Α., The belle of the Ballets Russes Alexandra Danilova, "Dance Magazine", 1977, Oct.

Ф. М. Крымко.

Данилова М. И.

ДАНИ́ЛОВА Мария Ивановна (наст. фам. – Перфильева) [1793, Петербург, – 8(20).1.1810, там же], рус. артистка. С 1801 училась в Петерб. театр. уч-ще у Ш. Дидло (была его любимой ученицей) и Е. И. Колосовой. Девочкой выступала в ответственных партиях в балетах, пост. Ш. Дидло, – "Аполлон и Дафна", "Зефир и Флора" Кавоса. В 1808 исполнила партии Венеры ("Любовь Венеры и Адониса", дебют Д.) и Розины ("Севильский цирюльник"); в 1809 – партии Эноны ("Суд Париса") и Галатеи ("Пигмалион") – все четыре балета пост. Л. Дюпором. Часто танцевала в дивертисментах, в к-рых особенно славилась исполнением рус. плясок. Обладая грацией, большой мимич. выразительностью и редким сценич. обаянием, Д. сразу завоевала признание. Дарование Д. ярко проявилось в балете "Амур и Психея" (1809, балетм. Дидло). С окт. 1808 в течение 8 месяцев исполнила св. 60 центр. ролей в балетах. Д. была зачислена в имп. труппу в кон. 1809, после выпуска из уч-ща. Умерла от туберкулёза. Современники высоко ценили иск-во Д. Ей посв. стихи К. Н. Батюшков, Н. М. Карамзин, Н. И. Гнедич, А. Е. Измайлов и другие.

Лит.: Мундт Н., Биография знаменитой русской артистки Марии Даниловой,"Пантеон русского и всех европейских театров", Спб, 1840, ч. 1, № 11; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

М. Данилова

Данилова М. И.

М. Данилова

Данилова Н. В.

ДАНИ́ЛОВА Наталья Владимировна [р. 5(18).12.1905, Москва], сов. балетмейстер. Засл. деят. иск-в РСФСР (1962). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1924–35 в Ленингр. т-ре оперы и балета, затем в 1936 артистка, а в 1939–50 и 1954–67 гл. балетмейстер Куйбышевского т-ра (в 1950–54 – Харьковского т-ра). Хореограф широких творч. интересов, Д. ставила произв. рус. и зарубежной классики, балеты сов. композиторов. Eё лучшая работа – балет "Читра" на муз. и сюжет Рабиндраната Тагора (1960, Куйбышев, Междунар. пр. им. Джавахарлала Неру). Пост. балеты: в Куйбышеве – "Дон Кихот" (1942), "Тщетная предосторожность" (1948), "Бахчисарайский фонтан" (1949); "Спящая красавица" и "Семь красавиц" (оба – 1955), "Легенда о любви" Крейтнера (1958), "Утёс" Лазарева (1959), "Тропою грома" (1960), "Снегурочка" на муз. Чайковского (1965); в Харькове – "Юность" Чулаки (1951), "Лауренсия" (1952). Работая в традициях строгого академизма, Д. создала в Куйбышевском т-ре профессиональную балетную труппу. С 1961 художеств. руководитель балетной студии при театре.

Е. Л. Григорьева.

Даниэлян Л.

ДАНИЭЛЯ́Н (Danielian) Леон (р. 31.10.1920, Нью-Йорк), амер. артист и педагог. Учился у М. М. Мордкина, М. М. Фокина, А. Долина, А. Тюдора в Школе амер. балета. В 1937–39 в труппе Мордкина, в 1939–41 солист "Американ балле тиэтр", в 1942–61 ведущий танцовщик "Балле рюс де Монте-Карло", одновременно выступал в разл. труппах (Балет Елисейских полей, "Сан-Франциско балле", на Бродвее и другие.>.). Танцевал в пост. балетм. Фокина – "Сильфиды" и "Шехеразада"; Л. Ф. Мясина – "Прекрасный Дунай" на муз. Штрауса и "Парижское веселье" на муз. Оффенбаха; В. Ф. Нижинского – "Послеполуденный отдых фавна", Р. Пейдж и Б. Стоуна – "Фрэнки и Джонни" Моросса; Дж. Баланчина – "Серенада" на муз. Чайковского, "Моцартиана" на муз. Моцарта – Чайковского, "Концертные танцы" на муз. Стравинского; в классич. репертуаре – "Лебединое озеро" (Друг), "Коппелия" (Франц). С 1968 директор Школы амер. балета.

Лит.: Gold R., Leon Danielian and the american ballet theatre school, "Dance Magazine", 1975, Jan.

Ф. М. Крымко.

"Данко"

"ДАНКО", балет в 3 актах 5 картинах (по мотивам произв. М. Горького). Комп. В. Н. Нахабин, сцен. В. Гавриленко. 28.12.1948, Т-р им. Лысенко, балетм. В. К. Литвиненко, худ. Д. П. Овчаренко, дирижёр П. Славинский; Данко – В. К. Литвиненко, Ларра – Я. Додин, Радда – О. Ширай.

В. М. Пасютинская.

Дановский О.

ДАНÓВСКИЙ (Danovschi) Олег (р. 9.2.1917, Вознесенск), рум. артист, балетмейстер и педагог. Засл. арт. СРР (1957). Учился в Бухаресте у Б. Князева, А. Романовского и Ф. Капсали. Выступал в ревю. В 1941–44 солист Румынской оперы в Бухаресте, с (с перерывами) 1944 гл. балетмейстер. Партии: Жених ("Свадьба в Карпатах" Константинеску), Вацлав, Ли Шанфу; Чёрный царь ("Кэлин" А. Мендельсона) и др. Значительным вкладом Д. в рум. балетное иск-во стали пост. нац. балетов: "Белый арап" Мендельсона (1949), "Возвращение из глубины моря" Жоры (1965); "Жена капитана" (1947) и "Принц и нищий" (1967) Профеты, "Янку Жиану" (1964) и "Пламя" (1974) Кириака и другие. В Румынской опере пост. также: "Оборотень" Ванчи, "Лебединое озеро", "Чудесный Мандарин", "Кармен-сюита", "Карнавал"; "Метаморфозы" Хиндемита, "Стена" на муз. Дютийё. Преподавал в хореографич. школах Бухареста и Клужа.

К. Кыржан.

Дансантность

ДАНСÁНТНОСТЬ (от франц. dansant – танцевальный, danse – танец), танцевальность, совокупность формальных качеств музыки, делающих её удобной для танца и выражающих танец. Д. способствует слиянию музыки и танца в единое художеств. целое. Д. характеризуют: ясность метроритмич. организации; подчёркнутая акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и в аккомпанементе; чёткость применения метроритмкч., фактурных, мелодико-интонац. формул разл. жанров; замедления и убыстрения движений, соответствующие характеру танца; использование подводящих к опорным точкам пассажей, люфтпауз; изящество ритма и связь его с танц. движением; квадратность и симметрия композиционной структуры и другие. Д. развивалась в балете исторически по мере усиления связи его музыки со специфич. задачами танца. Высокие образцы Д. можно найти в балетах А. Адана (танцы виллис во 2-м акте "Жизели"), Л. Делиба (пиццикато из "Коппелии"), Ч. Пуньи (па-де-труа "Океан и жемчужины" из "Конька-Горбунка"), Л. Минкуса (сцена Теней в "Баядерке"), Р. Дриго (дуэт из "Арлекинады") и др. У композиторов прошлого Д. нередко применялась внешне и механически. Складывались штампы Д., кочевавшие из произведения в произведение. Но, по существу, Д. – одно из ценных качеств балетной музыки, выражает её специфич. природу. В лучших произв. балетного иск-ва она сочетается с глубиной содержания музыки и приобретает оригинальные и развитые формы. П. И. Чайковский соединил Д. со свойствами симфонич. музыки. Эта традиция была продолжена А. К. Глазуновым, а также сов. композиторами, в балетах к-рых черты Д. сохраняются даже в самых развитых симфонич. сценах (нар. праздник в "Ромео и Джульетте", пир у Красса в "Спартаке" и другие.).

В. В. Ванслов.

"Данте-соната"

"ДÁНТЕ-СОНÁТА" ("Dante Sonata"), одноактный балет на муз. "Сонаты по прочтении Данте" Ф. Листа в аранжировке К. Ламберта (по "Божественной комедии" Данте и поэме "По прочтении Данте" В. Гюго). 23.1.1940, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон, балетм. Ф. Аштон, худ. С. Федорович (по илл. Дж. Флаксмена); исполнители – М. Фонтейн, Р. Хелпмен, Дж. Бре, П. Мей, М. Сомс.

В. А. Кулаков.

Данциг Р.

ДÁНЦИГ (Dantzig) Руди ван (р. 4.8.1933, Амстердам), голл. артист и балетмейстер. Учился у С. Гаскелл, дебютировал в 1954 в её труппе "Балле рисайтл". В 1954–59 и с 1961 танцовщик и балетмейстер Нидерландского балета в 1959–60 в Нидерландском танцевальном т-ре, с 1961 в Нидерландском нац. балете (с 1967 его художеств. рук.). Ставил также в труппах "Балле Рамбер", "Харкнесс балле", "Американ балле тиэтр" и другие. Среди пост.: "Ночной остров" на музыку Дебюсси (1965), "Семейный круг" на музыку Бартока (1958), "Джунгли" на музыку Бадингса (1961); "Памятник умершему юноше" (1965) и "Нити времени" (1970) – оба на муз. Я. Бурмана, "Мгновения" на муз. Веберна (1968), "Здесь покоится летний день" на муз. "Неоконченной симфонии" Шуберта (1973), "Разветвление" на муз. Лигети и Пёрселла (1973), "Унесённые лёгким ветерком" на муз. Р. Штрауса (1975), "Хинастера" на муз. Хинастеры (1976), "Четыре последние песни" на муз. Р. Штрауса (1977), "Песни для молодых" на муз. Шопена (1977) и др.

Лит.: Loney G., R. van Dantzig, "Dance Magazine", 1974, March.

Е. Я. Суриц.

Данькевич К. Ф.

ДАНЬКÉВИЧ Константин Фёдорович [р. 11(24).12.1905, Одесса], сов. композитор, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1954). Чл. КПСС с 1946. В 1929 окончил Одесский музыкально-драматич. ин-т. С этого же года занимается педагогич. деятельностью (с 1948 проф.). Автор камерных и хоровых произв., музыки к драматич. спектаклям и фильмам, балета "Лилея" (по Т. Г. Шевченко, 1940, Т-р им. Шевченко, новая ред. 1945, там же). В 1956–67 пред. правления Союза композиторов Украины. Деп. Верх. Совета УССР 4–6-го созывов. Гос. пр. Укр. ССР им. Т. Г. Шевченко (1978).

Лит.: Михайлов М., Композитор К. Ф. Данькевич, Київ, 1959.

Т. А. Швачко.

Даррелл П.

ДÁРРЕЛЛ (Darrell) Питер (р. 19.9.1929, Ричмонд), англ. артист и балетмейстер. Учился в школе "Сэдлерс-Уэллс", был танцовщиком "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" (1946–47), выступал в мьюзиклах. Начал ставить балеты в экспериментальной мастерской балета, основанной Д. и А. Эллис в 1951 в "Меркьюри тиэтр" (Лондон), затем в "Фестивал балле" (Лондон), Королевском виннипегском балете (Канада) и др. С 1957 совм. с Э. Уэст возглавлял, а с 1962 (после её смерти) был художеств. руководителем труппы "Уэстерн тиэтр балле" (с 1974 "Скоттиш балле", Глазго). В своих постановках стремится раскрыть сильные характеры, выразить в танце драматич. ситуации. Среди пост.: "Пленники" (1957), "Свадебный подарок" (1962) и "Дом" (1965) – все на муз. Бартока, "Светотень" на муз. Мийо (1959), "Игры" Дебюсси (1963), "От солнца к тьме" на муз. Уильямсона (1966), "Франческа" на муз. Русселя (1967), "Сказки Гофмана" на муз. Оффенбаха (1973); "Алая пастораль" Мартина (1975), "Мария, королева Шотландская" Мак-Кейба (1976). Ставил балеты в труппах разных стран: "Уроки любви" на муз. Копленда (1966, Цюрих), "Катулли Кармина" и "Кармина Бурана" на муз. Орфа (1968, Нем. гор. опера, Зап. Берлин), "Отелло" на муз. Листа (1971, "Нью Лондон балле"), "Пери" (1973, "Лондон фестивал балле").

Лит.: Dance and Dancers, 1963, June.

Н. П. Рославлева.

Дарсонваль Л.

ДАРСОНВÁЛЬ (Darsonval) Лисет [наст. имя и фам. – Алис Перрон (Perron)] (р. 12.2.1912, Кутанс, деп. Манш), франц. актриса, балетмейстер и педагог. Сестра С. Перро. В 1925–30 училась в школе парижской Оперы (у К. Замбелли; занималась также у Ж. Куа, А. Авелина, Л. Н. Егоровой и другие.). В 1930–34 и 1936–53 была одной из ведущих танцовщиц этого т-ра (с 1940 – этуаль). Вместе с С. Лифарем гастролировала в США, где выступала в "Жар-птице" и "Видении розы"; в 1953–55 со своей труппой выступала в Великобритании, Японии, Италии, Испании и другие. странах. Партии в пост. балетмейстеров: С. Лифаря – Пастушка ("Творение Прометея"), Ориана ("Ориана и Принц любви" Шмитта), Принцесса ("Принцесса в саду" Гровле), герцогиня де Фёр ("Жоан из Цариссы" Эгка), гл. партия ("Сюита в белом" на муз. Лало); гл. партии – "Два голубя" Мессаже (балетм. Л. Мерант), "Хрустальный дворец" (балетм. Дж. Баланчин); Одетта – Одиллия, Жизель и другие. В 1938 дебютировала как хореограф (вечер балетных миниатюр, пост. совм. с В. Саркисян). Др. пост.: "Японские эстампы" и "К свету" на муз. Оссена (1938), "Венецианская ночь" Тирье (1939), "Три арии для танца" Ролан-Манюэля (1940), "Храм славы" на муз. Рамо (1946), "Сильвия" (1941); "Рондо-каприччиозо" на муз. Сен-Санса (1947) и др. В 1957–59 руководила школой парижской Оперы. В 1960 оставила сцену и открыла частную школу; с 1962 преподаёт в консерватории в Ницце.

Лит.: Fabre D., Lycette Darsonval, P., 1956.

B. A. Кулаков.

Л. Дарсонваль - Федра, С. Лифарь - Ипполит ("Федра" Ж. Орика)

Дарсонваль Л.

Л. Дарсонваль - Федра, С. Лифарь - Ипполит ("Федра" Ж. Орика)

Датский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Датский королевский балет

ДÁТСКИЙ КОРОЛÉВСКИЙ БАЛÉТ (Den Kongelige Danske Ballet), балетная труппа дат. Королевского театра (осн. 1748), ведущая балетная труппа Дании. С 1754 при т-ре существовали балетные классы, в 1771 П. Лоран создал школу (продолжает существовать). В 1775–1816 в труппе работал В. Галеотти. Наибольшее значение для развития Д. к. б. имела деятельность Авг. Бурнонвиля, к-рый возглавлял труппу в 1829–77. Балеты Бурнонвиля и после его смерти составляли основу репертуара Д. к. б., но труппа оставалась изолированной от процессов, совершавшихся в мировом балетном т-ре. Только в 1920-х гг. были пост. неск. балетов М. М. Фокина. Балетм. X. Ландер, возглавлявший труппу в 1931–51, пополнил репертуар произв. мировой классики и спектаклями ведущих совр. балетмейстеров – Фокина, Л. Ф. Мясина, Дж. Баланчина. Бережно сохраняя балеты Бурнонвиля, Ландер создал большое число новых постановок, привлекая к работе талантливых совр. композиторов (в т. ч. К. Рисагера), используя сюжеты совр. дат. литры. Благодаря усилиям Ландера к 1950-м гг. Д. к. б. приобрёл широкую известность. В 1953 состоялись первые зарубежные гастроли труппы, дат. артисты стали работать в составе зарубежных балетных коллективов, а балетмейстеры за рубежом ставить дат. нац. балеты. С 1950 в Королев. т-ре проводится фестиваль дат. музыки и танца. В 1951–66 руководители Д. к. б. часто менялись и репертуар пополнялся преим. постановками Ф. Аштона, Р. Пти, Б. Кульберг. В 1966–78 Д. к. б. возглавлял Ф. Флиндт, с 1979 – X. Кронстам.

Балетные спектакли идут на 2 сценах Королев. т-ра: в старом здании (постр. в 1874) и новом (с 1957). В труппе (1979): танцовщицы – К. Симоне, А. Леркесен, С. Эстергор, В. Флиндт, М. Хённинген, И. Ю. Хансен, С. Энглунд, А. Дюбдаль, Л. Хиндберг; танцовщики – Ф. Флиндт, X. Кронстам, Н. Б. Ларсен, Ф. Бьёрнсон, Н. Келет, Ф. Рюберг, П. Якобсен, О. Поульсен, И. Элиасен, А. Виллумсен, Ф. Андерсен, И. Андерсен. В 1973 Д. к. б. гастролировал в Советском Союзе. Смотри ст. Датский балет и лит. при ней.

"Сильфида". Королевский датский балет. Балетм. Авг. Бурнонвиль

Датский королевский балет

"Сильфида". Королевский датский балет. Балетм. Авг. Бурнонвиль

"Дафнис и Хлоя"

"ДÁФНИС И ХЛÓЯ" ("Daphnis et Chloé"), балеты на сюжет романа Лонга, 1) Одноактный балет в 3 картинах. Комп. М. Равель, сцен, и балетм. М. М. Фокин. 8.6.1912, Русский балет Дягилева, Т-р "Шатле", Париж, худ. Л. С. Бакст, дирижёр П. Монтё; Дафнис – В. Ф. Нижинский (позднее Фокин), Хлоя – Т. П. Карсавина (позднее В. П. Фокина), Даркон – А. Р. Больм. Др. пост.: 1926, "Т-р Вельки", Варшава, балетм. П. Зайлих; исполнители – З. Домбровский и Г. Шмольцувна. 1936, Филадельфийский балет, балетм. К. Литлфилд. 1951, "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", балетм. Ф. Аштон; исполнители – М. Сомс и М. Фонтейн. 1958, парижская Опера, балетм. С. Лифарь. 1959, там же, балетм. Ж. Скибин; исполнители – Ж. Скибин и К. Бесси. 1962, Штутгартский балет, балетм. Дж. Кранко. 1963, Гос. опера, Варшава, балетм. А. Родригес. 1966, Венг. оперный т-р, Будапешт, балетм. И. Экк. 1968, Венская гос. опера, балетм. В. Орликовский. 1972, Франкфурт, балетм. Дж. Ноймайер. 1972, Нидерландский нац. балет, на муз. 2-й сюиты из балета, балетм. X. ван Манен. 1975, Штутгартский балет, балетм. Г. Тетли. 1976, Печский балет, балетм. М. Мурдмаа. В СССравни 24.3.1960, Ленингр. Малый т-р, балетм. Г. И. Давиташвили, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр С. А. Прохоров; Дафнис – Ю. В. Малахов, Хлоя – В. М. Станкевич. 1966, Т-р "Эстония", балетм. М. Мурдмаа. 21.2.1974, Т-р им. Кирова, балетм. тот же. 2) Одноактный балет "Пастораль". Комп. Л. Шпис, сцен, и балетм. Т. Гзовская. 29.3.1942, Лейпциг, худ. М. Эльтен (декорации) и Г. Шульте (костюмы). 3) Одноактный балет. Комп. Б. А. Циммерман. 1969, Баварская гос. опера, Мюнхен, балетм. Кранко.

Идиллическая любовь пастуха Дафниса и пастушки Хлои подвергается серьёзному испытанию: Хлою похищает вождь пиратов Бриаксис, однако, благодаря вмешательству бога Пана, Хлое удаётся бежать и она возвращается к возлюбленному. Старый, мудрый пастух Ламмон рассказывает легенду о "флейте Пана"; Дафнис и Хлоя разыгрывают историю любви бога Пана к нимфе Сиринкс, превратившейся в тростник. Ламмон соединяет молодую чету, друзья Дафниса и Хлои начинают ликующий, вакхический танец.

Лит.: Фокин М., Против течения, Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, Л.–М., 1962, с. 291–313; Beaumont С. W., Complete book of ballets, L., 1951; Rebling E., Ballett von A bis Z, В., 1966, S. 49–51, 296–97.

Дашичева А. Т.

ДÁШИЧЕВА Александра Тихоновна (р. 11.9.1925, Пушкин, Ленингр. обл.), сов. балетный критик. Чл. КПСС с 1965. В 1950 окончила театроведч. ф-т ГИТИСа. С 1964 зав. отделом музыки и хореографии газ. "Советская культура". Систематически выступает в прессе с рецензиями, обзорами и проблемными статьями по вопросам сов. балетного т-ра.

Соч.: Снова "Берег надежды", "Т", 1965, № 10; Ленинградский балет, там же, 1965, № 11; Из одного города, там же, 1966, № 12; Балеты Игоря Стравинского, "Иностранная литература", 1965, № 5 (приложение – "Произведения и мнения"); Балет и Шостакович, там же, 1967, № 1; В поисках современной темы, там же, 1968, № 1; "Иван Грозный", "Анна Каренина", в сб.: Сегодня на сцене Большого театра, М., 1976.

В. В. Ванслов.

Дварионас Б. Д.

ДВАРИÓНАС Балис Доминико [6(19).6.1904, Лиепая, – 23.8.1972, Вильнюс], сов. композитор, пианист, дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1954). В 1924 окончил Лейпцигскую консерваторию, в 1925–26 совершенствовался в Берлине у Э. Петри. Автор симфонич. и камерных соч., музыки к драматич. спектаклям и кинофильмам, балета "Сватовство" (соч. 1931; 1933, Каунасский т-р), оперы "Даля" (соч. 1958; 1959, Вильнюсский т-р) с балетными эпизодами. С 1926 вёл преподавательскую работу (с 1947 проф.). Гос. пр. СССР (1949, 1952), Гос. пр. Литов. ССР (1960).

В. В. Ландсбергис.

"Две розы"

"ДВЕ РÓЗЫ", Смотри "Ду гуль".

"Двенадцать"

"ДВЕНАДЦАТЬ", хореографический спектакль в одном действии (по одноим. поэме A. A. Блока). Комп. Б. И. Тищенко. 31.12.1964, Т-р им. Кирова, сцен. и балетм. Л. В. Якобсон, худ. Э. Г. Стенберг, дирижёр И. И. Блажков; Петруха – И. А. Чернышёв, Катька – H. H. Звонарёва, Ванька – И. В. Уксусников.

Буря революции сметает старый мир. Отряд красного патруля идёт сквозь метель по ночному Петрограду. Среди них – Петруха. Сквозь завывания вьюги ему видится картина кабацкого разгула. Там лихо пляшут Катька и Ванька. Вот они мчатся во весь опор на лихаче навстречу отряду. Петруха видит.Катьку, ревность и злоба вскипают в нём. Выстрел... и Катька падает. Любовь, отчаяние, раскаяние мучают Петруху. Образ Катьки преследует Петруху. Усилием воли он снова включается в ритм марша. Старый мир остаётся позади. Двенадцать солдат революции прокладывают путь к новому, светлому миру.

"Двенадцать месяцев"

"ДВЕНÁДЦАТЬ МÉСЯЦЕВ", балет в 4 актах 8 картинах (по мотивам словацкой сказки и одноим. пьесы С. Я. Маршака). Комп. Б. Л. Битов, сцен. А. Г. Хандамирова. 16.5.1954, Лениигр. Малый т-р, балетм. Б. А. Фенстер, худ. Т. Г. Бруни, дирижёр Е. М. Корнблит; Добрунка – В. М. Станкевич, Иржик – B. C. Зимин, Королева Рената – Г. И. Исаева, Мачеха – H. H. Латонина, Злобога – М. Б. Даровская, Канцлер – H. H. Филипповский. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Вильнюс (1958, Б. Ю. Келбаускас), Казань (1962, С. М. Тулубьева).

Лит.: Томпакова О., Б. Битов. Двенадцать месяцев. Л., 1958.

Дворжак А.

ДВÓРЖАК (Dvorak) Антонин (8.9.1841, Нелагозевес на Влтаве, – 1.5.1904, Прага), чеш. композитор и дирижёр. В своих произведениях Д. часто использовал разл. танц. жанры: им написаны менуэты, фурианты, вальсы, мазурки, шотландские танцы. Прославленные "Славянские танцы" поэтически воссоздают ритмы и интонац. обороты чеш., словацкого, польского, сербского и украинского фольклора. Симфонич., инструментальное и оперное творчество Д. также пронизано нац. чешскими и словацкими (в нек-рых произв. позднего периода – негритянскими и индейскими) интонациями и ритмами. Среди балетов на муз. Д.: "Славянские танцы" (1901, Нац. т-р, Прага, балетм. А. Вискузи), "Поэма" (на муз. симфонич. поэмы "Водяной", 1967, Брауншвейг, балетм. М. Тауберт), "Дворжак – вариации" (на муз. Симфонических вариаций для струнного оркестра, 1976, "Лондон фестивал балле", Лондон, балетм. Р. Хайнд), "Симфония из Нового света" (1971, Балет Валлонии, Бельгия, балетм. X. Лефебр), "Листья увядают" (1975, "Американ балле тиэтр", Нью-Йорк, балетм. А. Тюдор), "Струнный квартет" (на муз. "Американского квартета", 1976, "Нортерн данс тиэтр", Великобритания, балетм. Т. Тарп) и др.

В. А. Кулаков.

Де Базиль

ДЕ БАЗИ́ЛЬ, см. Базиль.

Де Милль А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дебюсси К. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Дева Дуная"

"ДÉВА ДУНÁЯ" ("La Fille du Danube"), балет в 2 актах 4 картинах. Комп. А. Адан, сцен. и балетм. Ф. Тальони. 21.9.1836, парижская Опера, худ. П. Л. Сисери, Э. Деплешен, Ж. Дитерле, Ш. Сешан и Л. Фёшер (декорации), А. д'Оршвиллер (костюмы); Флёр де Шан – М. Тальони, барон Виллибальд – Л. С. Монжуа, Рудольф – Ж. Мазилье. В России: 20.12.1837, Большой т-р, Петербург, балетм. Тальони; Флёр де Шан – М. Тальони (позднее Т. П. Смирнова). 1880, возобн., там же, балетм. М. И. Петипа (по Тальони), худ. Г. Г. Вагнер; Флёр де Шан – Е. О. Вазем. 18.12.1838, Большой т-р, Москва, балетм. Т. Герино (по Тальони), худ. И. Браун, дирижёр Д. П. Карасёв; Флёр де Шан – Е. А. Санковская.

"Девичья башня"

"ДÉВИЧЬЯ БÁШНЯ" ("Гыз галасы"), балет в 3 актах с прологом и эпилогом. Комп. и сцен. А. Б. Бадалбейли. 18.4.1940, Т-р им. Ахундова, балетм. С. Н. Кеворков и В. И. Вронский, реж. И. Г. Идаят-заде, худ. Э. Г. Алмасзаде, дирижёр Бадалбейли; Гюльянак – Г. Г. Алмасзаде, Полат – К. Н. Баташев, Джангир-хан – A. C. Урванцев. 1948, возобн., там же, в нов. ред., балетм. Г. Г. Алмасзаде. 1958, там же, в новой ред.

Джангир-хан разлучает готовящихся к свадьбе влюблённых Гюльянак и Полата, чтобы забрать девушку в свой гарем. Кормилица Айпери открывает хану тайну: Гюльянак, спасённая ею от смерти, – нелюбимая дочь Джангира. Хан неумолим, но девушка просит до свадьбы построить для неё высокую башню на морском берегу. Во дворце хана идут свадебные приготовления. Появившийся Полат убивает хана и устремляется к возлюбленной. Заслышав шаги и думая, что к ней приближается Джангир, Гюльянак бросается с вершины башни в море.

Лит.: 100 балетных либретто. [Сост. Л. А. Энтелис], 2 изд., М.– Л., 1971, с. 42–44.

Предыдущая страница Следующая страница