Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОМ"-"ГЮЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГОМ"-"ГЮЛ")

Гомоляка В. Б.

ГОМОЛЯ́КА Вадим Борисович [р. 17(30).10.1914, Киев], сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1958). Чл. КПСС с 1953. В 1946 окончил Киевскую консерваторию. Автор муз. комедий, инструм. и вок. соч., балетов: "Запорожцы" (1954, Ансамбль нар. танца УССР), "Сорочинская ярмарка" (по Н. В. Гоголю, 1956, Донецкий т-р, балетм. Н. И. Трегубов), "Чёрное золото" (1957, там же, балетм. А. Я. Бердовский; 2-я ред. 1960, Т-р им. Шевченко, балетм. П. П. Вирский), "Кот в сапогах" (по Ш. Перро, 1962, Донецкий т-р, балетм. Ефремов), "Оксана" (по поэме "Слепая" Шевченко, 1964, там же, балетм. P. A. Клявин). С 1956 чл. президиума Союза композиторов УССравни Гос. пр. СССР (1951).

Т. А. Швачко.

Гонзаго П.

ГОНЗÁГО, Гонзага (Gonzago, Gonzaga), Пьетро ди Готтардо [25.3.1751, Лонгароне, близ Венеции, – 25.7(6.8).1831, Петербург], итал. живописец, театр. декоратор, архитектор. Занимался живописью в Венеции у А. Визентини и Дж. Моретти, там же посещал Академию изящных иск-в. Затем учился в Милане у знаменитых декораторов бр. Ф. и Б. Галлиари. С 1779 декоратор Миланского т-ра. Работал также для т-ров Венеции, Рима. Пармы, Турина, Генуи и другие. городов. С 1792 декоратор петерб. имп. т-ров. Писал декорации к оперным, драматич. и балетным спектаклям. Крупнейший художник кон. 18 – нач. 19 вв., Г. развивал традиции перспективной живописи барокко и классицизма. Декорации Г. (архитектурные сооружения, пейзаж) создавали иллюзию действительности. Они отличались богатством фантазии, вкусом, гармонией пропорций, изяществом деталей.

Наиболее известны декорации Г. к балетам: "Амур и Психея" Кавоса (1793, балетм. Ш. Ле Пик), "Танкред" Мартин-и-Солера (1779, балетм. Ш. Ле Пик), "Медея и Язон" Родольфа (1800, балетм. Дж. Соломони), "Сандрильона" Штейбельта (балетм. И. Вальберх и О. Пуаро, 1815). Автор теоретич. трактатов: "Сообщение моему начальнику или разъяснение театрального декоратора" ("Information à mon chef ou éclaircissement convenable du décorateur-théâtrale...", 1807), "Музыка глаз и театральная. оптика" ("La musique des yeux et l'optique théâtrale", 1800).

Лит.: Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959, с. 248–62; Гонзага П. Г. Жизнь и творчество. [Монографическое исследование и предисл. Ф. Я. Сыркиной. Сочинения], М., 1974.

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Арлекин-беглец". Худ. П. Гонзаго

Гонзаго П.

Эскиз декорации к балету "Арлекин-беглец". Худ. П. Гонзаго

Гончаров А. Д.

ГОНЧАРÓВ Андрей Дмитриевич [9(22).7.1903, Москва, – 6.6.1979, там же], сов. художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969), чл.-корр. Академии художеств СССР (1973). Учился во Вхутеине (1921–27) у П. Я. Павлинова и В. А. Фаворского. Работал преим. в области графики и книжной иллюстрации, а также живописи, монументально-декоративного и театрально- декорац. иск-ва. Оформил балеты: "Ванина Ванини" Каретникова (1962, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), "Прелюдия Баха" (1967, балетм. те же), "Весна священная" (1965, балетм. те же) – все в Большом т-ре, "Клоп" Отказова и Фиртича (совм. с Б. А. Мессерером и Т. И. Сельвинской, 1962, балетм.Л. В. Якобсон, Т-р им. Кирова). Гос. пр. СССР (1973).

В. В. Ванслов.

Гончарова Л. Е.

ГОНЧАРÓВА Лидия Евгеньевна (р. 22.8.1922, Петроград), сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в Тадж. ССР (1973). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги А. Я. Ваганова, A. B. Лопухов), в Т-ре им. Кирова (1940–64). Партии: Одарка ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Половчанка ("Половецкие пляски"), Уличная танцовщица ("Медный всадник") и др. С 1964 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща, в 1976–78 – Каирского ин-та балета (Египет).

И. В. Ступников.

Гончарова Н. С.

ГОНЧАРÓВА Наталья Сергеевна (4.6.1881, с. Ладышкино Тульской губ., – 17.10.1962, Париж), рус. художник, театр. декоратор. С 1898 училась в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. Одна из видных представителей рус. авангарда 1906–14, организатор и активный участник художеств. группировок и выставок в России и за границей ("Мир искусства", "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и другие.>.). Творческий путь Г. был насыщен поисками (обращение к традициям рус. нар. иск-ва, интерес к иск-ву Востока, увлечение кубизмом и футуризмом).

В 1914, по заказу С. П. Дягилева, Г. исполнила эскизы декораций и костюмов к пост. в Париже оперы-балета "Золотой петушок" на муз., Римского-Корсакова. Используя условные приёмы иконописи и рус. нар. лубка, она создала оформление, в к-ром графич. чёткость и орнаментальная изысканность рисунка, нек-рая ироничность сочетались с яркой, "варварской" красочностью примитива. Среди её лучших работ – оформление балетов, связанных с рус. фольклорными образами: "Литургия" (для балетм. Л. Ф. Мясина, 1915, не пост.); "Русские игрушки" на муз. Римского-Корсакова (1921, Нью-Йорк, балетм. М. М. Фокин), "Байка про лису..." (1922) и "Свадебка" (1923) Стравинского, "Ночь на Лысой горе" на муз. Мусоргского (1924, только костюмы) – все в Русском балете Дягилева (Париж), балетм. Б. Ф. Нижинская; "Жар-птица" (1926, костюмы, пост. там же, балетм. М. М. Фокин), "Богатыри" на муз. Бородина (1938, балетм. Л. Ф. Мясин).

Лит.: Cogniat R.. Les décorateurs de théâtre. (Cinquante ans de spectacles en France), P., 1955.

В. М. Паппе.

Гончиксумла С.

ГОНЧИ́КСУМЛА Самбын (р. 18.2.1915, Улдзийт, Баян-Хонгорский аймак), монг. композитор. Нар. арт. МНР (1971). Чл. МНРП (с 1953). В 1950 окончил Моск. консерваторию. Написал балеты "Ган Хояг" (1959), "Праздник в удельном княжестве" (1968, балетм. Б. Жамьяндагва), "Друзья" (1970, балетм. тот же). Гос. пр. МНР (1959).

Хорлоогийн Нацагдорж.

Гопал Р.

ГОПÁЛ Рам (р. 20.11.1920, Бангалур), инд. танцовщик, хореограф, педагог. Учился у Менаки, Сундарам и Понниаха Пиллаи, Кунджу Курупа. Дебютировал в 1937. В 1935–47 преподавал в организованной им Школе классич. танца Индии. В 1939 выступал в Лондоне с труппой, созданной им из учеников школы. В 1944 в Бомбее и в 1945 в Дели занял первые места на Всеиндийских фестивалях танца и музыки. С 1947 (с перерывами) работает с труппой в Великобритании. Для танц. иск-ва Г. характерны высокая пластичность, строгое следование канонам традиц. инд. классич. танца. Пост. балеты: "Рама" (1950), "Легенда о Тадж-Махале" (1956), "Шехеразада" (в нац. инд. костюмах и с декорациями Л. С. Бакста,с новыми танцами, сер. 60-х гг.). В своих постановках Г. стремится преодолеть ложную экзотику, добиться органич. слияния традиц. инд. хореографии с европ. балетной музыкой; ввёл в оркестр европ. инструменты. Организовал в Лондоне школу-студию (1962). Автор ряда книг.

Соч.: Classical dances and costumes of India, L., 1950; Indian dancing, L., 1953; Rhythm in the heavens, L., 1957.

Д. Г. Журкина.

Р. Гопал - танец "Орёл"

Гопал Р.

Р. Гопал - танец "Орёл"

Гопинатх

ГОПИНÁТХ (р. 24.4.1908), инд. танцовщик, педагог, балетмейстер. Происходит из семьи потомств. исполнителей танцевальной школы катхакали. Учился у Кунджу Курупа (катхакали), Паниккара и Понниаха Пиллаи (бхарат натья). Работал в крупном центре иск-ва катхакали – "Каламандалам" (шт. Керала). В исполнительском мастерстве достиг необычайной пластичности, выразительности мимики и жестов. С 1957 работает в "Калакендре" (Индийский центр иск-в, Дели), где в том же году пост. танц. драму "Рамаяна", представление к-рой с тех пор устраивается ежегодно. Хореография гл. героев базируется на разл. стилях классич. инд. и нар. танцев. С 1930 работал как педагог в Мадрасе, в 1941 основал школу танца "Натананикетан", в 1958 – школу в Нью-Дели. С 1964 консультант Ин-та хореографии в Дели. Автор статей и книг, посв. танц. технике катхакали ("Основы индийского танца", 1946; "Позы

классического

танца Индии", 1953). В 1955 был на гастролях в СССР.

Гопинатх - танец из представления катхакали

Гопинатх

Гопинатх - танец из представления катхакали

Гор У.

ГОР (Gore) Уолтер (р. 8.8.1910, Уотерсайд, Шотландия), англ. артист. Учился в Италии, затем у Л. Ф. Мясина и М. Рамбер, в труппе к-рой выступал с 1930. В 1935 первый исполнитель гл. партии в балете "Карьера мота" в труппе "Вик-Уэллс балле".

Г. – один из лучших англ. характерных танцовщиков. В 1944–50 в "Балле Рамбер" (в 1947 исполнил партию Уильяма – "Возвращение матроса" на муз. Олдема, балетм. А. Хоуард); в 1952 – в Балете Елисейских полей, в 1953 – в "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле", где пост. балет "Свобода действий" Аддисона, в 1954 основал труппу "Уолтер Гор балле", к-рая вскоре распалась. Работал в Австралии, Нидерландах, ФРГ, Франции, периодически возвращался в "Балле Рамбер". В 1961 основал недолго существовавшую труппу "Лондон балле", в 1963–65 работал в Норвегии, в 1964–65 одновременно ставил балеты в "Балле Рамбер" и "Уэстерн тиэтр балле". В 1965–70 был балетмейстером в Лисабоне, в 1971 – в труппе "Нортерн данс тиэтр" (Манчестер) и др., в 1971–72 руководил балетом оперного т-ра Аугсбурга. Среди др. пост.: "Простая симфония" на муз. Бриттена (1944), "Мистер Панч" на муз. Олдема (1946, исполнял гл. партию), "Уличные игры" на муз. Ибера (1952), "Ночь и тишина" на муз. Баха (1958).

Лит.: Rambert D. M.. Quicksilver, L., 1972; Clarke M., Dancers of Mercury. L., 1962.

Н. П. Раславлева.

"Горации и куриации"

"ГОРÁЦИИ И КУРИÁЦИИ" ("Gli Orazi e I Curiazi", "Les Horaces"), балет по трагедии П. Корнеля. Комп. Й. Старцер. 6.1.1775, "Кернтнертортеатр", Вена, балетм. Ж. Ж. Новер. 1777, Королевская академия музыки, Париж, балетм. тот же; в гл. партии – Гейнель. Пост. по Новеру: 1776, Милан. 1776, Венеция, балетм. Франки. 1776, Неаполь, балетм. Ш. Ле Пик. 1776, Вена, балетм. Галле. В России: 10.2.1802, Большой (Петровский) т-р, Москва, балетм. Дж. Соломони.

Горбанёв Г. Н.

ГОРБАНЁВ Геннадий Николаевич (р. 1.2.1950, Рига), сов. артист. Нар. арт. Латв. ССР (1976). Чл. КПСС с 1976. С 1968, по окончании Рижского хореографич. уч-ща (педагог В. Цуканов), в Рижском т-ре. Партии: Принц ("Щелкунчик"), Голубая птица; Зигфрид, Базиль; Гренгуар ("Собор Парижской богоматери" Дриго, Пуньи, Глазупа), Раб ("Корсар"), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Скарамуш ("Скарамуш" Сибелиуса), Армен ("Гаянэ"), Лаймонис ("Стабурагс" Калниня), Колен ("Тщетная предосторожность" Герольда) и др. Участвовал в гастролях за рубежом. Пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1972).

Э. Т. Силинь.

"Горда"

"ГÓРДА" ("Важибедия"), балет в 4 актах 10 картинах. Комп. Д. А. Торадзе, сцен. В. М. Чабукиани и О. Эгадзе. 30.12.1949, Т-р им. Палиашвили, балетм. Чабукиани, худ П. Г. Лапиашвили, дирижёр Д. Л. Мирцхулава; Горда – Чабукиани, Ирема – В. В. Цигнадзе, Джавара – И. А. Алексидзе, Мамия – З. М. Кикалейшвили (Гос. пр. СССравни 1951). 1957, 2-я ред., там же, балетм., худ., дирижёр те же; Горда – Кикалейшвили, Ирема – Цигнадзе, Джавара – Л. И. Митаишвили, Мамия – P. P. Магалашвили.

Юный ваятель Горда отвергает любовь княжны Джавары ради прекрасной дочери царя Иремы. Избавляя Ирему от притязаний Халифа на её руку, Горда женится на ней. Бессильны попытки коварной княжны помешать его счастью: победа Горды над иноземными захватчиками предотвращает гибель его сына Бадри, к-рой требовала ставшая прорицательницей Джавара. Народ прославляет победителя.

Лит.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Красовская В., Вахтанг Чабукиани. Л.–М., 1960.

E. H. Дюкина.

Гордеев В. М.

ГОРДÉЕВ Вячеслав Михайлович (р. 3.8.1948, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). С 1968, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог П. А. Пестов), в Большом т-ре (совершенствовался под рук. A. A. Варламова). Среди партий: Базиль, Альберт, Дезире; Принц ("Щелкунчик"), в балетах сов. композиторов (в скобках фам. балетмейстеров): Филипп – "Пламя Парижа" (В. И. Вайнонен), Ферхад (Ю. Н. Григорович), Спартак (он же); Клавдио – "Любовью за любовь" Хренникова (В. Боккадоро), Сергей – "Ангара" Эшпая (Григорович), Икар – "Икар" Слонимского (В. В. Васильев), Ромео – "Ромео и Джульетта" (Григорович). Участвовал в гастролях за рубежом. 2-я пр. Всесоюзного конкурса артистов балета (1972), 1-я пр. Междунар. конкурса артистов балета в Москве (1973), пр. Лен. комсомола (1975).

Лит.: Володина Л., Вячеслав Гордеев, "Т", 1976, № 3.

E. H. Дюкина.

А. Горский - эскиз костюмов к балету "Спящая красавица"

Гордеев В. М.

А. Горский - эскиз костюмов к балету "Спящая красавица"

Горем К.

ГÓРЕМ (Gorham) Кэтлин (р. 20.12.1932, Сидней), австрал. артистка. Училась у Л. Нортон и Л. Келлауэя, в школе "Сэдлерс-Уэллс балле" (Лондон). Дебютировала в труппе Э. Борованского в 1947, где выступала также в 1954–59. Работала во мн. европ. коллективах: "Балле Рамбер" (1948), "Сэдлерс-Уэллс тиэтр балле" (1951–52), "Гран балле дю марки де Куэвас" (1953) и в др. В 1962–66 прима-балерина Австралийского балета. Партии: Жизель, Одетта; гл. партии в пост. балетм.: Р. Хелпмена – "Показ" Уильямса, "Югэн" Тоямы; Р. Рида – "Мельбурнский кубок" на музыку в аранжировке Ч. Маккераса.

Е. Я. Суриц.

Горский А. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Горчакова Е. П.

ГОРЧАКÓВА Елена Петровна (р. 3.6.1924, Донецк), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1950). В 1941 окончила Киевское хореографич. уч-ще (педагоги К. Г. Васина, К. Ю. Давыдова). С 1943 артистка, с 1971 балетмейстер-репетитор Донецкого т-ра. Партии: Мария, Одетта – Одиллия, Жизель, Китри, Аврора, Золушка, Джульетта; Лилея ("Лилея" Данькевича), Мавка ("Лесная песня" Скорульского), Фригия; Маричка, Парася, Оксана, Принцесса ("Чёрное золото", "Сорочинская ярмарка", "Оксана", "Кот в сапогах" Гомоляки), Сари ("Тропою грома"), Алёнушка ("Аленький цветочек" Махова) и др.

Т. Н. Швачко.

Горшенкова М. Н.

ГОРШЕНКÓВА Мария Николаевна (1857–1938), рус. артистка. С 1876, по окончании Петерб. театр. уч-ща, в Мариинском т-ре. Дебютировала в партии Жизели. Исполняла гл. партии в балетах: "Катарина", "Корсар"; "Сатанилла" Ребера и Бенуа, "Конёк-Горбунок", "Царь Кандавл", "Дон Кихот", "Дочь фараона". Роли: Гамзатти ("Баядерка"), Войслава ("Млада" Минкуса), Клавдия ("Весталка" М. Иванова) и др. Танец Г. отличался воздушностью и вместе с тем энергичностью, смелостью, темпераментом. В 1887–89 приезжала на гастроли в моск. Большой т-р. В нач. 1890-х гг. оставила сцену. Преподавала в Петерб. театр. уч-ще.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр второй пол. XIX века, Л.–М., 1963.

Л. П. Савицкая.

Горьковский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гофман Э. Т.

ГÓФМАН (Hoffmann) Эрнст Теодор Амадей (24.1.1776, Кенигсберг, – 25.6.1822, Берлин), нем. писатель, композитор и живописец. Автор первой нем. романтич. оперы "Ундина" (1813) и др. музыкальных произв., Г. приобрёл мировую известность как один из крупнейших представителей романтизма в европейской лит-ре. Муз.-эстетич. взгляды Г. оказали большое влияние на муз. театр 19 в., в частности балетный. Взаимопроникновение фантастики и реальности, противопоставление идеальной мечты и современной художнику действительности, обилие муз. ассоциаций привлекали мн. композиторов, создавших произведения по мотивам Г. (Шуман, Оффенбах, Бузони, Хиндемит и другие.>.). По новеллам "Песочный человек" и "Щелкунчик и мышиный король" написаны балеты "Коппелия, или Девушка с голубыми глазами" Делиба (1870) и "Щелкунчик" Чайковского (1892). В балетах по произв. Г. в 20 в. обычно акцентирована социально-критич. направленность творчества писателя: "Эликсир дьявола" Й. Коля (1925, Дрезден, балетм. Э. Пец), "Золотой горшок" на сб. муз. (1942, Кассель, балетм. А. Винкельман), "Крошка Цахес по прозванию Циннобер" Каретникова (соч. 1958, пост. 1970, либретто Н. Д. Касаткиной и В. Ю. Василёва, Ганновер, балетм. И. Георги), "История Ансельма" Л. Сумера (1978, по новелле "Золотой горшок", т-р "Эстония", балетм. М. Мурдмаа). Опера "Сказки Гофмана" Оффенбаха была поставлена как "синтетический спектакль", в к-ром большая роль отведена хореографии (1961, Брюссель, реж. и балетм. М. Бежар), и в виде балета (1972, "Скоттиш тиэтр балле", балетм. П. Даррелл). Балет "Фортепьянный концерт № 2" на муз. Вебера (1971, Дюссельдорф, балетм. Э. Вальтер) основан на "ассоциациях с творчеством Г.". Музыка Г. введена в постановку балета Чайковского "Щелкунчик" (1976, Марсель, балетмейстер Р. Пти).

Лит.: Ванслов В. В., Эстетика романтизма, М., 1966.

В. А. Кулаков.

Гофман Ю. Ф.

ГÓФМАН Юрий Фёдорович [р. 14(27).3.1915, Москва], сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1955). Сын артистки балета Е. М. Адамович. В 1933 окончил Моск. хореографич. уч-ще, затем класс совершенствования В. И. Пономарёва в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1937–42 в Театре им. Кирова, в 1942–59 – Большом т-ре. Был партнёром Г. С. Улановой, О. В. Лепешинской, А. Я. Шелест, М. М. Плисецкой и другие. Партии: Зигфрид, Солор, Базиль, Ромео, Фрондосо; Ma Личен, Евгений, Вацлав и Гирей, Батыр; Армен ("Гаянэ") и др. Участвовал в гастролях за рубежом. Заведует отделом Межсоюзного дома художеств. самодеятельности.

В. И. Зарубин.

Ю. Гофман - Ма Личен

Гофман Ю. Ф.

Ю. Гофман - Ма Личен

Градусы

ГРÁДУСЫ, в классич. танце термин, к-рый условно обозначает угол, образованный поднятой ногой по отношению к вертикальной оси тела. Одно из наиболее распространённых положений – нога, отведённая до уровня бедра (образующая прямой угол), поднята на 90°; другое, не менее распространённое, – 45°. Термин, заимствованный из "Азбуки движений человеческого тела" В. И. Степанова, введен в теорию и практику классич. танца А. Я. Вагановой.

Лит.: Ваганова Α., Основы классического танца, Л.–М., 1963, с. 12.

М. А. Ильичёва.

Гран Л.

ГРАН (Grahn) Люсиль (30.6.1819, Копенгаген, – 4.4.1907, Мюнхен), дат. артистка, балетмейстер. Ученица Авг. Бурнонвиля в школе Королевского датского балета. Выступала с 7 лет, первая сольная партия в 1829 – Сати ("Джоко, бразильская обезьяна" Линдпайнтнера, балетм. Ф. Тальони). Официально дебютировала в 1834 – па-де-де в опере "Немая из Портачи" Обера. В 1835 Бурнонвиль сочинил для Г. партию Астрид ("Вальдемар" Фрёлиха), гл. партии в балетах "Сильфида" Лёвеншелля (1836), "Дон Кихот" Цинка (1837). В 1838 выступала в Париже в гл. партиях балетов "Венецианский карнавал" Крейцера и Персюи (балетм. Л. Милон) и "Сильфида" (балетм. Ф. Тальони), затем работала в Гамбурге. В 1839 ушла из Королевского датского балета. В 1839–42 танцевала в парижской Опере, в 1843 в Петербурге, в 1845–46 в Лондоне и другие. городах Европы. Ж. Перро пост. для Г. и танцовщиц М. Тальони, Ф. Черрито и К. Гризи "Па-де-катр" на муз. Пуньи (1845, Лондон) и создал для Г. партии Эолины и Катарины ("Эолина", 1845, и "Катарина" Пуньи, 1846). В 1848–56 выступала преимущественно в Германии. В 1856 оставила сцену, работала балетмейстером в Лейпциге (1858–61) и в Мюнхенской придворной опере (1869–75). Среди её пост. сцена вакханалии ("Тангейзер" Вагнера). Г. одна из самых известных романтич. танцовщиц. Обладая воздушностью, грацией и исключительно сильной техникой, она танцевала в балетах, поставленных для М. Тальони ("Сильфида" и другие.>.), и в спектаклях, в к-рых прославилась Ф. Эльслер ("Эсмеральда" и другие.>.), хотя для этих партий ей недоставало темперамента и живости. Г. не создала своего репертуара и индивидуальной манеры исполнения.

Лит.: Худеков С., История танцев, т. 3, П., 1915; Guest I., The Romantic ballet in England, L., 1954; его же, The romantic ballet in Paris, L., 1966; Migel P., The ballerinas, N. Y., 1972.

Е. Я. Суриц.

Л. Гран - Эолина

Гран Л.

Л. Гран - Эолина

Гранатова-Шлыкова Т. В.

ГРАНÁТОВА-ШЛЫ́КОВА Татьяна Васильевна [1773, Москва, – 25.1(6.2).1863, Петербург], рус. крепостная танцовщица и актриса. Воспитывалась в домашней театр. школе Шереметевых; ученица Ш. Ле Пика. С детства выступала в комедиях и операх на сцене Шереметевского т-ра; считалась первой танцовщицей труппы. Исполняла дивертисментные pas de deux и pas de trois, роли комедийные (Аннета в балете "Аннета и Любен") и драматические (Креуза и Королевна в балетах "Медея и Язон" Родольфа, "Инеса де Кастро" Буальдьё). В 1803 получила вольную, но продолжала жить у Шереметевых.

Лит.: Елизарова Н., Театры Шереметевых, М., 1944.

В. М. Красовская.

"Гранд-Опера"

"ГРАНД-ОПЕРÁ", см. Парижская Опера.

Грант А.

ГРАНТ (Grant) Александер (р. 22.2.1925, Уэллингтон, Новая Зеландия), англ. артист. Учился у К. О'Брайен и Дж. Хорн. В 1946, переехав в Великобританию, поступил в школу труппы "Сэдлерс-Уэллс балле" (позднее Королевский балет, Лондон) и в том же году был принят в эту труппу. В 1947 – первый исполнитель партии Цирюльника ("Мамзель Анго" на муз. Лекока, балетм. Л. Ф. Мясин), в дальнейшем один из лучших характерных и гротесковых танцовщиков труппы. Наиболее значит. работа – Алэн ("Тщетная предосторожность" Герольда, пост. Ф. Аштоном с учётом актёрской индивидуальности Г.). С большим успехом исполнял заглавную партию в "Петрушке", был первым исполнителем партий мн. балетов, пост. Аштоном: "Золушка", "Дафнис и Хлоя", "Ундина"; "Персефона" на муз. Стравинского, "Сон" на муз. Мендельсона, "Джаз-календарь" Беннетта, "Загадочные вариации" на муз. Элгара, "Месяц в деревне" на муз. Шопена. В нач. 70-х гг. перешёл на мимич. партии (наиболее интересная из них фея Карабос). В 1971–75 руководил труппой Балет для всех (функционирует в системе Королевского балета), где восстановил ранние постановки Аштона. В 1976 директор Нац. балетной труппы Канады (Торонто). В 1977 гастролировал в Нью-Йорке, Сан-Франциско. В 1961 вместе с труппой Королевский балет был на гастролях в СССР.

Лит.: Swinson С., Six dancers of Sadler's Wells, L., 1956; "Dance Magazine", 1973, May, p. 74, 76–78.

Н. П. Рославлева.

А. Грант - Пьер ("Мадам Хризантема" Роусторна)

Грант А.

А. Грант - Пьер ("Мадам Хризантема" Роусторна)

Грацерова К.

ГРÁЦЕРОВА (Gratzerová) Катержина (р. 15.2.1928, Братислава), чехосл. артистка. Училась у Э. Фуксовой-Леготской в Братиславе. Творч. деятельность начала в 1947 в Братиславском т-ре. В 1948–75 в т-ре Брно. Партии: Зарема; Сари ("Тропою грома"), Тереза и Жанна ("Пламя Парижа"), Шехеразада; Беатриче ("Слуга двух господ" Бургхаузера), Нинетта ("Баллада о моряке" Кршижека), Балерина ("Петрушка"), Совесть ("Совесть" Буковы), Девушка ("Чудесный мандарин") и др.

В. Вашут.

Гревцов Ю. В.

ГРЕВЦÓВ Юрий Васильевич (р. 11.8.1930, Волгоград), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1971). В 1948–50 работал в армейском Ансамбле песни и пляски. С 1950 в труппе Новосибирского т-ра. Партии: Зигфрид, Дезире, Базиль, Альберт, Евгений; Лю Яньчан ("Драгоценный фонарь Лотоса" Чжан Сяоху), Данила; Юноша ("Шопениана"), Конрад; Олаф ("Ледяная дева"), Спартак; Филипп ("Пламя Парижа") и др. Первый исполнитель партий Звездича ("Маскарад" Лапутина, балетм. О. М. Дадишкилиани), Аладина ("Аладин и волшебная лампа" Савельева, балетм. Е. А. Мачерет). С 1965 педагог, с 1977 и репетитор труппы. С 1971 преподаёт в Новосибирском хореографич. уч-ще.

Грей Б.

ГРЕЙ (Grey) Берил [наст. фам. – Грум (Groom)] (р. 11.6.1927, Лондон), англ. артистка. Училась у М. Шарп и в школе при т-ре "Сэдлерс-Уэллс" (1937–41). В 1941 поступила в труппу "Сэдлерс-Уэллс балле" (с 1942 солистка), 15 лет выступила в партии Одетты – Одиллии, в 1944 исполнила партию Жизели, в 1946 – Авроры. В 1957 ушла из труппы, гастролировала в Юж. Америке, Юж. Африке, в СССР (1957–58) и др. странах. Периодически участвовала в спектаклях Королевского балета, Лондон. Обладала развитой техникой. В период становления англ. балета творчество Г. имело большое значение. Одна из её лучших партий – Чёрная королева ("Шах и мат"). Первая исполнительница партий в балетах, пост. Ф. Аштоном, – "Поиск" Уолтона, "Сирены" Бернерса, "В честь королевы" Арнолда, "Подарок в день рождения" на муз. Глазунова, "Золушка" и другие. В 1966–68 руководила Школой иск-в в Лондоне. С 1968 возглавляет труппу "Лондон фестивал балле". Автор книги о поездке в Сов. Союз – "Красный занавес – вверх" (Red curtain up, L., 1958).

Лит.: Fisher H., Beryl Grey, L., 1955.

Н. П. Рославлева.

Б. Грей - Сильвия

Грей Б.

Б. Грей - Сильвия

Греческий балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Грибов А. И.

ГРИ́БОВ Александр Иванович (р. 17.6.1934, Ленинград), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1960). С 1953, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. И. Пушкин), в Т-ре им. Кирова. Танец Г. отличался мягкостью, пластич. выразительностью. Среди партий: Базиль, Солор, Евгений, Вацлав; Юноша ("Ленинградская симфония"), Голубая птица, хореографич. миниатюры "Птица и охотник", "Сильнее смерти", "Поцелуй". Первый исполнитель партий: Остап ("Тарас Бульба", балетм. Б. А. Фенстер), Андрей ("В порт вошла "Россия"", балетм. Р. В. Захаров) – оба комп. Соловьёв-Седой, Данила ("Каменный цветок", балетм. Ю. Н. Григорович), Рыбак ("Берег надежды" Петрова, балетм. И. Д. Бельский), Ферхад ("Легенда о любви", балетм. Григорович). Снимался в кинофильме "Мастера русского балета", телевизионном фильме "Хореографические миниатюры".

Лит.: Рулева Α., Александр Грибов, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. 2, Л., 1968.

В. И. Зарубин.

Гривицкас В. В.

ГРИВИ́ЦКАС Витаутас Винцо (р. 8.11.1925. Бейноравос Шяуляйского р-на Литов. ССР), сов. артист балета, балетмейстер. Нар. арт. Литов. ССР (1964). Кандидат искусствоведения (1968). Чл. КПСС с 1961. Окончил балетную студию Каунасского т-ра (1944), балетмейстерское отделение ГИТИСа (1952, педагог Р. В. Захаров). С 1944 артист балета. В 1954–71 (с перерывами) гл. балетмейстер Вильнюсского т-ра. Партии: Гирей, Ротбарт; Абдерахман ("Раймонда"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Кунотас ("Аудроне" Индры), Эспада ("Дон Кихот") и др. Г. – сценарист и балетмейстер (совм. с A. M. Мессерером) первого сов. литов. балета "На берегу моря" Юзелюнаса (1953) и балета "Аудроне" Индры (1956, 1967). Др. пост.: "Эгле – королева ужей" Бальсиса (1960), "Дон Кихот" (1954, 1970), "Пер Гюнт" на муз. Грига (1956), "Жизель" (1956); "Голубой Дунай" на муз. И. Штрауса (1958), "Сильвия, или Нимфа Дианы" (1961), "Эсмеральда" (1962), "Спартак" (1964), "Миллионы Арлекина" ("Арлекинада", 1971).

Поставил также спектакли: "Северный сон" Аустер (1960, т-р "Эстония"; 1961, Вильнюсский т-р), "Гибель суховея" Нурымова (1967, Т-р им. Махтумкули). С 1951 занимался педагогич. деятельностью (на хореографич. отделении при Муз. уч-ще, в Школе культуры в Вильнюсе; с 1969 – на балетмейстерском отделении педагогич. ин-тов Вильнюса и Клайпеды). Работает как оперный режиссёр. В 1971–76 гл. режиссёр Вильнюсского т-ра. С 1976 старший редактор муз. отдела Литов. телевидения. Автор книги "Искусство танца" (1965, на литов. яз.), статей по вопросам балетного иск-ва.

Лит.: Ruzgaite Α., Lietuviško baleto kelias, Vilnius, 1964; Театр оперы и балета Литовской ССравни Вильнюс, 1970.

Л. И. Мотеюнайте.

"Аудроне". Балетм. В. Гривицкас

Гривицкас В. В.

"Аудроне". Балетм. В. Гривицкас

Григ Э. Х.

ГРИГ (Grieg) Эдвард Хагеруп (15.6.1843, Берген, – 4.9.1907, там же), норв. композитор. Основоположник норв. муз. классики. Окончил Лейпцигскую консерваторию по классу фортепьяно и композиции (1862). Концертировал с исполнением своих произв. во мн. городах Европы как пианист и дирижёр (1902, Варшава и Рига). Автор соч. для фортепьяно, романсов, камерных ансамблей, хоровых и оркестровых произв., музыки к драматич. спектаклям. Творчество Г. связано с норв. песенным и танц. фольклором, обогащённым композитором высшими достижениями муз. романтизма. Насыщенная танц. ритмами, музыка Г. часто привлекала хореографов (танцевально-концертные номера – "Танец Анитры", балетм. A. A. Горский, 1901; ряд миниатюр Л. В. Якобсона, и др.). На музыку Г. пост. балеты: "Любовь быстра!" (1913, Большой т-р, балетм. Горский), "Сольвейг" (муз. ред. Б. В. Асафьева, 1922, Петрогр. академич. т-р оперы и балета, балетм. П. Н. Петров; новый вариант, 1952, муз. ред. Асафьева и Корнблита, Ленингр. Малый т-р, балетм. Якобсон), "Ледяная дева" (муз. ред. Асафьева, 1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов), "Двенадцатая ночь" (1942, "Интернэшонал балле", балетм. А. Хоуард), "Пер Гюнт" (муз. ред. Я. А. Вощака, Н. И. Трегубова, 1940; 1955, Львовский т-р оперы и балета, балетм. Трегубов), "Фея Рондских гор" (1980, Т-р им. Кирова, балетм. О. М. Виноградов). Балетное воплощение получили также концерт для фортепьяно с оркестром Г. ("Концерт", 1951, Париж, балетм. Ж. Шарра; 1953, балетм. В. Ламбринос), "Из времён Хольберга" (1967, Штутгарт, балетм. Дж. Кранко, 1970, Нью-Йорк, балетм. А. Митчелл) и др.

Лит.: Асафьев Б. В., Григ, М.– Л., 1948; Кремлев Ю., Эдвард Григ, М., 1958; Левашева О., Эдвард Григ, 2 изд., М., 1975.

В. В. Ванслов.

Григорович Ю. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Григорьев С. Л.

ГРИГÓРЬЕВ Сергей Леонидович [5(17).10.1883, Тихвин, – 28.6.1968, Лондон], рус. артист, режиссёр. По окончании Петерб. театр. уч-ща, в 1900–12 в Мариинском т-ре. Одновременно учился на драматич. отделении Петерб. театр. уч-ща (у В. Н. Давыдова и A. A. Санина), гастролировал по России и за границей. С 1909 ассистировал М. М. Фокину. В 1909–29 – режиссёр, исполнитель мимич. ролей и администратор в труппе Русский балет Дягилева. Осн. роли: Шахриар ("Шехеразада", 1910, балетм. М. М. Фокин), Русский купец ("Волшебная лавка" Россини – Респиги, 1919, балетм. Л. Ф. Мясин). После смерти Дягилева работал в труппах "Балле рюс де Монте-Карло", "Орижиналь балле рюс", "Балле рюс дю колонель де Базиль" и другие. Вместе с женой Л. П. Чернышовой восстанавливал балеты Фокина для т-ров "Сэдлерс-Уэллс", "Ла Скала": "Жар-птица" (1954), "Сильфиды" (1955), "Петрушка" (1957). Автор книги "Балет Дягилева. 1909–1929" ("The Diaghilev Ballet. 1909–1929", 1953).

Г. Ю. Бродская.

Григорьев Ю. В.

ГРИГÓРЬЕВ Юрий Владимирович (р. 10.2.1940, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1967. С 1960, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (ученик A. M. Мессерера), в Т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Зигфрид, Конрад; Феб ("Эсмеральда"), Поэт ("Штраусиана" и "Вариации" на муз. Ж. Бизе), Паоло ("Франческа да Римини"), Мизгирь ("Снегурочка" на муз. Чайковского), Паоло ("Лола"), Пьеро ("Золотой ключик" Вайнберга), Том ("Красные дьяволята" на муз. Дунаевского и Кнушевицкого), Армен ("Гаянэ"), Разин ("Степан Разин" Сидельникова) и др. Участвовал в гастролях за рубежом. С 1976 преподаватель дуэтного танца Моск. хореографич. уч-ща.

E. H. Надеждина.

Григорян Р. Г.

ГРИГОРЯ́Н Рафаэль Гургенович (р. 21.2.1948, Баку), сов. артист. Засл. арт. Азерб. ССР (1978). Окончил Бакинское хореографич. уч-ще (1966). С 1967 в Т-ре им. Ахундова. Партии: Бахрам ("Семь красавиц"), Базиль; Полад ("Девичья башня" Бадалбейли), Альберт; Ленни ("Тропою грома") и др. Гос. пр. СССР (1980).

К. А. Касимов.

Гридин А. В.

ГРИ́ДИН Анатолий Васильевич (р. 20.10.1929, Новосибирск), сов. артист, педагог. Учился в хореографич. студии при Новосибирском т-ре (1944–47, педагог Д. К. Кирсанов). В 1945–50 работал в Новосибирском т-ре. В 1952 окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (педагоги Б. В. Шавров, A. A. Писарев, М. М. Михайлов), в 1969 – Ленингр. ин-т культуры им. Н. К. Крупской (педагоги Е. В. Честнокова и Л. В. Шостак). С 1952 в труппе Т-ра им. Кирова. Первый исполнитель партий в пост. балетмейстеров: Ю. Н. Григоровича – Северьян ("Каменный цветок"), Визирь ("Легенда о любви"); Л. В. Якобсона – Ванька ("Двенадцать" Тишенко), хореографич. миниатюры "Тройка" на муз. Стравинского и "Сильнее смерти" на муз. Шварца); K. M. Сергеева – Мако ("Тропою грома"); О. М. Виноградова – Али ("Горянка" Кажлаева), Император ("Зачарованный принц" Бриттена) и др. Среди др. партий: Баск ("Пламя Парижа"), Вакх ("Вальпургиева ночь"), Дроссельмейер, Тибальд; Присыпкин ("Клоп" на муз. Шостаковича), Гирей; Гренгуар ("Эсмеральда"), Командор и Менго ("Лауренсия"), Красс и Африканец ("Спартак"), Пьеро ("Карнавал"), Ротбарт, фея Карабос. Г. – мастер пластич. пантомимы, характерный танцовщик, сочетающий в своём иск-ве академизм классич. танца с темпераментом, актёрской выразительностью. В 1970–72 репетитор ансамбля "Хореографические миниатюры", в 1975–77 балетмейстер-репетитор "Т-ра Бельки" в Варшаве. С 1965 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща.

Лит.: Лопухов Ф., Шестьдесят лет в балете, [М., 1966]; Красовская В. М., Анатолий Гридин, "Т", 1972, № 9, с. 66–72; Михайлов М., Анатолий Гридин, в сб.: Ленинградский балет сегодня, вып. I, Л,– М., 1967.

Г. Н. Добровольская.

Грикуров Э. П.

ГРИКУ́РОВ Эдуард Петрович [р. 29.3(11.4).1907, Тбилиси], сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1957). В 1921–27 учился в Тбилисской консерватории (класс композиции С. В. Бархударяна и М. М. Ипполитова-Иванова). В 1933 окончил Ленингр. консерваторию (класс дирижирования, ученик A. B. Гаука), в 1936 – аспирантуру. Ставил спектакли в Оперной студии консерватории. С 1937 дирижёр, в 1944–56 и 1964–69 гл. дирижёр Ленингр. Малого т-ра. В 1956–60 гл. дирижёр Т-ра им. Кирова. Участвовал в пост. балетов (в скобках фам. балетмейстеров): в Малом т-ре – "Тщетная предосторожность" (1944, Ф. В. Лопухов), "Шехеразада" (1950, H. A. Анисимова), "Семь красавиц" (1953, П. А. Гусев), "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1968, И. А. Чернышев); в Т-ре им. Кирова – "Тропою грома" (1958, K. M. Сергеев) и др. Гос. пр. СССР (1951).

Гринблат Р. С.

ГРИ́НБЛАТ Ромуальд Самуилович (р. 11.4.1930, Калинин), сов. композитор. Окончил Латв. консерваторию по классу композиции А. Скулте (1955). Автор симфонич., инструм., хоровых и оперных произв., балета "Ригонда" (по мотивам романа В. Лациса "Потерянная родина"; 1959, Латв. т-р оперы и балета, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек; Гос. премия Латв. ССравни 1960).

В. В. Ванслов.

Грисбах К. Р.

ГРИ́СБАХ (Griesbach) Карл Руди (р. 14.6.1916), нем. композитор и сценарист (ГДР). Учился в Кёльне, с 1950 живёт в Дрездене, балетный драматург Гос. оперы (с 1963). Автор музыки балетов "По одёжке встречают" (1954) и "Белоснежка" (1956, Берлин, балетм. А. Петерка), шедших во многих т-рах ГДР. Написал новый сценарий к балету Бетховена "Творения Прометея".

Э. Реблинг.

Гришкевич М. Н.

ГРИШКÉВИЧ Маргарита Николаевна (р. 5.8.1917, Петроград), сов. артистка. Засл. арт. Груз. ССР (1958). В 1937 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова), в 1940 – педагогич. отделение техникума. В 1937–47 в Т-ре им. Кирова, в 1947–63 в Т-ре им. Палиашвили. Партии: Юленька ("Катерина" Адана и Рубинштейна), Амур ("Дон Кихот"), Одиллия; Паскуала ("Лауренсия"), Мария, Tao Хоа; Наташа, Ирема ("За мир", "Горда" Торадзе), Эмилия ("Отелло"), Лисица ("Доктор Айболит") и др. С 1949 педагог Тбилисского хореографич. уч-ща. Преподавала классич. танец на Кубе (1963–64), в Египте (1966–67), Колумбии (1970).

Гровле М.

ГРОВЛÉ (Graviez) Габриель Мари (4.4.1879, Лилль, – 20.10.1944, Париж), франц. композитор и дирижёр. Окончил Парижскую консерваторию (по композиции у Г. Форе). В 1900–06 преподавал в "Схола канторум", с 1905 хормейстер "Опера комик", в 1908–10 и 1914–33 дирижёр парижской Оперы, в 1911 –13 – "Театр дез'ар" (Париж). С 1939 профессор Парижской консерватории. Автор опер, оркестровых и инструм. соч., балетов: "Маймуна" (соч. 1916; 1921, парижская Опера, балетм. Л. Статс), "Настоящее дерево Робинзона" (1922, "Манхаттан-опера"), "Принцесса в саду" (соч. 1914; 1941, парижская Опера, балетм. С. Лифарь).

В. А. Кулаков.

Гросфатер

ГРОСФÁТЕР (нем. Großvater – дедушка), нем. старинный танец. Известен с 17 в. Состоял из двух частей: медленной, вальсообразной (муз. размер 3/4 и быстрой (типа экосеза). Сопровождался пением (название танца от первоначальных слов песни). В 18 в. был распространён в России. Использован Р. Шуманом в фп. циклах "Бабочки" и "Карнавал", П. И. Чайковским в балете "Щелкунчик".

И. С. Ивлиева.

Грузинский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гудименко В. В.

ГУДИМÉНКО Виктор Васильевич (р. 16.2.1926, село Красный Хутор Белгородской обл.), сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. УССР (1967). В 1941 окончил хореографич. школу при Харьковском т-ре (педагог П. К. Йоркин). С 1950 в Т-ре им. Лысенко, с 1970 балетмейстер и педагог-репетитор. Партии: Зигфрид, Базиль, Конрад, Спартак, Данила, Дезире, Жан де Бриен, Красс; Визирь ("Легенда о любви"), Северьян ("Каменный цветок"), Степан ("Лилея" Данькевича), Вальтер ("Таврия" Нахабина) и др. Пост. балет "Северная сказка" Ковача (1977) и танцы в операх. С 1978 исполняет обязанности художеств. руководителя Труппы.

Т. А. Швачко.

Гуляев В. Н.

ГУЛЯ́ЕВ Вадим Николаевич (р. 2.5.1947, Ленинград), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1977). С 1966, по окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагоги В. В. Фидлер и H. A. Зубковский), в Т-ре им. Кирова. Танцовщик лирико-драматич. плана, Г. хорошо владеет техникой классич. и совр. танца. Среди партий совр. репертуара: Юноша ("Горянка" Кажлаева), принц Саламандра ("Зачарованный принц" Бриттена) – оба пост. О. М. Виноградовым; Ромео ("Ромео и Юлия" на муз. Берлиоза, балетм. И. А. Чернышёв), Адам ("Сотворение мира" Петрова, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" Жарра, балетм. Р. Пти), Принц ("Золушка"), Ржевский ("Гусарская баллада" Хренникова, балетм. Д. А. Брянцев и О. М. Виноградов). В балетах классич. наследия исполнил партии: Зигфрид, Голубая птица, Дезире; Принц ("Щелкунчик"), Альберт и другие. Снимался в телевизионных фильмах-балетах "Галатея" (1977, балетм. Д. А. Брянцев, роль Дулиттла), "Блестящий дивертисмент" на муз. Глинки. Пр. международных конкурсов артистов балета в Варне (1968) и Москве (1969).

Л. П. Савицкая.

"Гуляндом"

"ГУЛЯНДÓМ", балет в 4 актах 5 картинах. Комп. Е. Г. Брусиловский (консультант по нар. мелодиям П. Рахимов), сцен. М. Уйгун, М. Яновский и Т. Ханум. 3.3.1940, Т-р оперы и балета, Ташкент, балетм. И. И. Арбатов и Тамара Ханум, У. А. Камилов, В. Н. Губская, худ. М. Мусаев, дирижёр С. Г. Чареков; Гуляндом – Т. Ханум, М. Т. Тургунбаева; Батыр – А. Давыдов. Возобн. в 1946 и 1950, там же, балетм. E. H. Барановский.

Гунашвили В. В.

ГУНАШВИ́ЛИ Вахтанг Виссарионович (р. 12.7.1927, Тбилиси), сов. артист. Нар. арт. Груз. ССравни С 1951, по окончании Тбилисского хореографического уч-ща, один из ведущих солистов Т-ра им. Палиашвили. Партии: Базиль, Вацлав; Реваз ("Синатле" Киладзе), Мамия ("Горда" Торадзе), Князь ("Демон" Цинцадзе), Яго ("Отелло") и др. Исполнитель груз. танцев в операх "Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили, и др. Г. присущи высокое мастерство, виртуозная техника танца, мягкая пластика. Участвовал в гастролях за рубежом.

A. C. Чхеидзе.

Гусев П. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гусева Л. А.

ГУ́СЕВА Людмила Александровна (р. 6.10.1934, Москва), сов. артистка. Засл. арт. РСФСР (1970). По окончании Московского хореографического училища в 1952–64 и с 1967 в Новосибирском театре (в 1964–67 в Т-ре им. Абая, Алма-Ата). Г. – характерная танцовщица. В её репертуаре: танцы – испанский ("Лебединое озеро", "Раймонда", "Золушка", "Щелкунчик"), краковяк, мазурка (опера "Иван Сусанин"), цыганский ("Дон Кихот"), палестинский ("Корсар"); партии – Уличная танцовщица и Мерседес ("Дон Кихот"), Персидка (опера "Хованщина"), Мачеха ("Золушка"), Дива ("Барышня и хулиган"), Тереза ("Пламя Парижа"), Кормилица ("Ромео и Джульетта"), Пастора и Цыганка ("Испанские миниатюры"). Одновременно (с 1969) работает в Новосибирском т-ре как балетмейстер-репетитор. В 1965–67 преподавала в Алма-Атинском хореографич. уч-ще. С 1967 педагог Новосибирского хореографич. уч-ща.

Гускина Е. Р.

ГУ́СКИНА Елена Ростиславовна (р. 9.9.1944, Тула), сов. артистка. Нар. арт. РСФСР (1980). С 1963, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагоги М. А. Кожухова и Г. П. Петрова), в Свердловском т-ре. Партии: Фригия, Китри, Маша, Аврора; Клеопатра ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Жизель, Ширин и Мехменэ Бану, Одетта – Одиллия; Анна ("Анна Каренина"), Ева ("Сотворение мира" Петрова), Кармен ("Кармен-сюита") и др.

Гуттузо Р.

ГУТТУ́ЗО (Guttuso) Ренато (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия), итал. живописец и график, обществ. деятель, борец за мир. Чл. Коммунистич. партии Италии с 1940,с 1956 чл. ЦК ИКП. Учился в Академии художеств в Риме. В 1939 примкнул к антифашистским деятелям культуры, объединившимся вокруг журнала "Корренте" ("Corrente", Милан). В театре начал работать в 1940 (декорации и костюмы к балету "История солдата", Художеств. т-р, Рим, пост. Э. Фулькиньони). Работал во мн. т-рах Италии, сотрудничал с видными режиссёрами Л. Висконти и Дж. Стрелером, принимал участие в пост. Венецианского, Флорентийского и Римского муз. фестивалей. Оформил ряд балетов, поставленных балетм. А. Миллошем: "Игра в карты" Стравинского (сезон 1947–48, римская Опера), "Шут" Прокофьева (1950, для фестиваля "Флорентийский музыкальный май"), "Пульчинелла" (1951, римская Опера), "Шесть танцев Деметры" Муско (1958, "Театро Массимо", Палермо), "Весна священная" (1967, римская Опера). Г. принадлежат эскизы декораций и костюмов к балету "Кувшин" Казеллы (1962, т-р "Ла Скала", Милан, пост. Л. Новаро).

В. М. Паппе.

Гуэрра Н.

ГУЭ́РРА (Guerra) Никола (2.5.1865, Неаполь, – 5.2.1942, Черноббио), итал. артист, балетмейстер, педагог. Учился в школе т-ра "Сан-Карло" (Неаполь) у А. Аматуро. С 1879 солист труппы "Ла Скала". Гастролировал в Лондоне, Нью-Йорке, Петербурге, Париже. В 1896–1901 – балетмейстер Венской придворной оперы, одновременно выступал как танцовщик. В 1902–15 пост. в Венг. оперном т-ре "Карлик-гренадер" Сиклы (1903), "Творения Прометея" (1913) и др. гл. обр. развлекательные спектакли на мифологич. или фантастич. сюжеты, вводил в них характерные танцы и пантомимич. эпизоды. Деятельность Г. имела большое значение для возрождения венг. балетного иск-ва. В 1918–22 работал в парижской Опере, где пост. дивертисмент в опере "Кастор и Поллукс" Рамо, мимодраму "Трагедия Саломеи" Шмитта (с участием И. Рубинштейн), "Смущённая Артемида" Паре и балет "Гойески" на муз. Гранадоса и другие. В 1927–29 руководил школой парижской Оперы (среди учениц – С. Шварц); в 1931 директор школы римской Оперы; в этом т-ре пост. "Забавы Купидона" на муз. Моцарта, "Эллада" на муз. Бетховена, "Юдифь" Педролло, "Аталанта" Ньекки, "Триумфальный марш" на муз. Берлиоза и другие.

Лит.: Tani G., Cinquant' anni di opera e balletto in Italia, Roma, 1954; Rószi V., A magyar balett történetéböl, Bdpst, 1956.

B. M. Паппе.

Гюллень-Сор Ф. В.

ГЮЛЛÉНЬ-СОР (Hullin-Sor, наст. фам. – Ришар) Фелицата Виржиния (9.3.1805 – ок. 1860), артистка, балетмейстер и педагог. Дочь танцовщика и балетмейстера Гюллень. Ученица Ж. Ф. Кулона. В 1815 участвовала в балете "Зефир и Флора" (Париж). С 1823 до конца жизни жила в России. В 1823–39 работала в моcк. Большом т-ре. Среди партий: Изора ("Рауль Синяя Борода" Кавоса, Гретри, Кубишты), Сандрильона ("Сандрильона" Сора, пост. Г.-С.). В 1825 для открытия нового здания Большого т-ра поставила дивертисмент в прологе "Торжество муз" (исполнила партию Терпсихоры). Ставила комич., мифологич., мелодраматич. балеты и дивертисменты. Среди её пост.: "Астольф и Жоконд" Изуара (1829), "Забавы султана" (1834) Варламова, "Хитрый мальчик и людоед" (1837) Варламова и Гурьянова, "Фенелла" на муз. оперы "Фенелла" Обера (1836), "Влюблённая баядерка" на муз. Обера (1836), "Розальба, или Маскарад муз" на муз. Россини, Обера и Эрколани (1839). В 1835 пост. (по Л. Ж. Милону) балет "Дон Кихот Ламанчский, или Свадьба Гамаша". Возобновила балеты Ш. Дидло ("Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов" Кавоса и Жучковского), Ф. Тальони ("Сильфида", 1837). Ставила балеты в крепостном т-ре Н. Б. Юсупова ("Зефир и Флора", "Севильский цирюльник" и другие.>.). Преподавала в Моск. театр, уч-ще. Среди её учениц – Е. А. Санковская, Т. С. Карпакова. Оказала большое влияние на формирование иск-ва танцовщиц – Д. С. Лопухиной, А. И. Ворониной-Ивановой, Т. И. Глушковской и другие.

Лит.: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–М., 1958.

В. В. Киселёв.

Предыдущая страница Следующая страница