Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 1, "БАБ"-"БАЛ")

Бабаджанян А. А.

БАБАДЖАНЯ́Н Арно Арутюнович (р. 22.1.1921, Ереван), сов. композитор и пианист. Нар. арт. СССР (1971). Чл. КПСС с 1953. В 1947 окончил Ереванскую консерваторию (класс композиции В. Г. Тальяна), в 1948 – Моск. консерваторию (класс К. Н. Игумнова). На музыку "Героической баллады" Б. для фп. с оркестром пост. одноим. балет (1964, Т-р им. Спендиарова, балетм. Е. Я. Чанга). Гос. пр. СССР (1951). Гос. пр. Арм. ССР (1967).

Бабаева Ч. М.

БАБÁЕВА Чимназ Мамедовна (р. 23.12.1946, Баку), сов. артистка. Нар. арт. Азерб. ССР (1978). С 1964, по окончании Бакинского хореографич. уч-ща (педагог Г. Г. Алмасзаде), в Т-ре им. Ахундова. Партии: Ширин; Айша ("Семь красавиц"), Гюльянак ("Девичья башня"), Девушка и Возлюбленная ("Шур" и "Сказание о Насими" Амирова), Жизель, Китри; Барышня ("Барышня и хулиган") и др. С труппой т-ра гастролировала за рубежом. Гос. пр. Азерб. ССР (1974).

К. А. Касимов.

Бабиле Ж.

БАБИЛÉ (Babilée) Жан [наст. фам. – Гутман (Gutmann)] (р. 2.2.1923, Париж), франц. артист, балетмейстер. В 1941 окончил школу при парижской Опере (ученик Г. Рико, Б. Князева, А. Волинина, В. Гзовского). В 1940–42 в труппе М. Безобразовой (Канн), где исполнил партии: Зигфрид, Голубая птица; Юноша ("Видение розы"). С 1944 участвовал в Вечерах танца, организованных Р. Пти в Париже. В 1945–50 солист Балета Елисейских полей, с 1947 – Балета Парижа. В 1950–52 в труппе "Балле тиэтр", в 1952 в парижской Опере, где выступал в классич. репертуаре (Голубая птица). В 1956 организовал собств. труппу, с к-рой гастролировал в разл. странах (до 1959). Первый исполнитель партии Джокера ("Игра в карты", балетм. Ж. Шарра, 1945), Юноши ("Юноша и смерть" на муз. Баха, балетм. Р. Пти, 1946), Эдипа ("Встреча, или Эдип и Сфинкс" Соге, 1948, балетм. Д. Лишин), гл. партии ("Блудный сын", 1967, балетм. Ж. Лаззини). Среди партий: Альберт, Зигфрид; Иван-царевич ("Жар-птица"). Пост.: "Амур и его любовь" на муз. Франка (1948), "Тиль Уленшпигель" (1949), "Трое на качелях" Дамаза (1955), "Хай-Кай" на муз. Веберна (1969) и др. Выступал в драматич. т-ре и в кино.

Лит.: Lidova J., 17 visages de la danse française, [P.], 1953; Boll Α., Jean Babilée, P., [1956].

B. B. Киселев.

Ж. Бабиле - Джокер

Бабиле Ж.

Ж. Бабиле - Джокер

"Бабочки"

"БÁБОЧКИ", одноактный балет на муз. Р. Шумана, сцен. М. В. Добужинский. 10.3.1912, Мариинский т-р (благотворительный спектакль Лит. фонда), балетм. М. М. Фокин, худ. Л. С. Бакст и П. Б. Ламбин; Пьеро – Фокин, Бабочка – М. Ф. Кшесинская. 1914, Русский балет Дягилева, балетм. тот же, худ. Добужинский и Бакст.

Е. Я. Суриц.

Багратиони И. К.

БАГРАТИÓНИ Ираклий (Джано) Константинович [р. 11(24).9.1909, Тбилиси], сов. артист, балетмейстер, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1967). В 1933–48 в Т-ре им. Палиашвили. Партии: Заал ("Сердце гор"), Дито ("Малтаква" Тактакишвили) и др. Исполнитель ведущих танц. партий в операх: "Абесалом и Этери", "Даиси" Палиашвили, "Како-Качаги" Андриашвили, "Ладо Кецховели" Киладзе и другие. Постановщик груз. танцев в т-рах Грузии, Украины и другие. республик СССравни В 1950–56 художеств. руководитель ансамблей танца Абхазии и Груз. филармонии. Пост. танцы в фильмах "Девушка из Хидобани", "Хевсурская баллада", "Я хочу танцевать" (с участием М. Эсамбаева) и др. В 1956–66 гл. балетмейстер и худ. рук. Гос. ансамбля песни и пляски Грузии, с 1967 гл. хореограф Груз. филармонии.

Е. И. Гварамадзе.

Бадалбейли А. Б.

БАДАЛБÉЙЛИ Афрасияб Бадал оглы [6(19).4.1907, Баку, – 6.1.1976, там же], сов. композитор и дирижёр, драматург и муз. критик. Нар. арт. Азерб. ССР (1960). Чл. КПСС с 1945. В 1930 окончил вост. ф-т Азерб. ун-та, в 1938 – муз. уч-ще при Ленингр. консерватории. Творч. Деятельность начал как дирижёр Т-ра им. Ахундова в 1930. Б. – автор оперных и симфонич. произв., первого азерб. балета "Девичья башня" (1940, Т-р им. Ахундова, собственный сцен. на сюжет ср.-век. легенды), сочетающего традиции классич. балетной музыки с муз. и танц. фольклором Азербайджана. Ему принадлежат также детский балет-сказка "Тэрлан" (1941, Т-р им. Ахундова), либретто балетов "Золотой ключик" (1957) и "Человек, который смеётся" Зейдмана (1962), "Чернушка" Аббасова (1965).

Лит.: Карагичева Л., А. Бадалбейли, Баку, 1965.

К. А. Касимов.

Бадмаев Ц.-Е.

БАДМÁЕВ Цыден-Еши (р. 5.9.1922, с. Шибирь, Заиграевского р-на Бурят. АССР), сов. артист, балетмейстер. Нар. арт. Бурят. АССР (1973). В 1952 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагоги M. M. Леонтьева, В. А. Преображенский). С 1939 в Бурятском музыкально-драматич., в 1950–64 – Бурятском т-ре. Партии: Вацлав, Колен, Конрад, Зигфрид, Дезире, Франц, Альберт, Фрондосо, Феб, Батыр; Евгений ("Свет над долиной" Ряузова), Зоригто ("Во имя любви" Батуева и Майзеля), Енисей ("Красавица Ангара" Книппера и Ямпилова) и др. Пост.: "Вальпургиева ночь" (1956, Т-р в Улан-Удэ), "Эсмеральда" (1959, Т-р музкомедии, Иркутск). С 1965 танцовщик на эстраде. В его репертуаре танцы народов мира. Снимался в кино.

Лит.: Хабаева И., Артисты бурятского балета, Улан-Уда, 1959.

Базиль В. Г.

БАЗИ́ЛЬ (Colonel de Basil) (псевд., наст. имя и фам. – Василий Григорьевич Воскресенский) (1888, Каунас, – 27.7.1951, Париж), рус. импрессарио. С 1925 один из руководителей Русской оперы в Париже. Организовал совм. с Р. Блюмом труппу "Балле рюс де Монте-Карло" (1932–36), в 1936–1948 возглавлял труппы "Балле рюс дю колонель де Базиль", "Эдьюкейшонал балле", "Орижиналь балле рюс", гастролировавшие в Великобритании, Лат. Америке, Австралии, Испании.

Е. Я. Суриц.

Бай Х.

БАЙ, Бей (Веу) Ханнелоре (р. 6.11.1941, Лейпциг), нем. артистка (ГДР). В 1956–61 училась в Дрезденском ин-те танца им. Палукки, в 1965 совершенствовалась в Ленингр. хореографич. уч-ще. В 1961–65 солистка Дрезденской гос. оперы, с 1966 – "Комише опер" (Берлин). Лучшие партии – Лиза и Жизель. Исполняла также гл. партии в балетах: "Абраксас" Эгка, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза, "Золушка", "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Ундина" Хенце, "Море" на муз. Дебюсси и другие. Гос. пр. ГДР (1973), пр. Междунар. конкурса артистов балета в Варне (1968).

Э. Реблиш.

Бай Шусян

БАЙ ШУСЯ́Н (род. в кон. 1930-х гг.), кит. артистка. В 1957 окончила Пекинское хореографич. уч-ще, с 1959 солистка Экспериментальной группы, работавшей при уч-ще. Первая исполнительница партии Одетты – Одиллии, Заремы и другие. в спектаклях этого Коллектива.

С. А. Серова.

Байер Й.

БÁЙЕР (Bayer) Йозеф (6.3.1852, Вена, – 12.3.1913, там же), австр. композитор, скрипач и дирижёр. Учился в Коммерч. академии, затем в Венской консерватории. Играл в придворном оркестре, с 1885 дирижёр балетных спектаклей Венской придворной оперы. Сочинил 22 балета, мн. из к-рых были поставлены Й. Хасрайтером в Венской опере, в т. ч.: "Фея кукол" (1888, сохраняется в репертуаре т-ра), "Солнце и земля" (1889), "Танцевальная сказка" (1890), "Красное и чёрнае" (1891), "Мир в картине и танце" (1892), "Любовь буршей" и "Вокруг Вены" (оба в 1894), "Маленький мир" (1904), "Фарфоровые безделушки" (1908), "Венский вальс" (1885, балетм. Л. Фраппар). Балет Б. "Роза любви" пост. Л. Манцотти (1898, Милан).

Н. Л. Суслович.

Байетти Д.

БАЙÉТТИ (Bajetti) Джованни (1811, Бреша, – 28.4.1876, Милан), итал. композитор и дирижёр. Работал в т-ре "Ла Скала" (Милан), где были пост. его балеты: "Жизель, или Вилисы" (1843), "Джисмонда да Мендризио" (совм. с Л. Вивиани, 1845) – оба балетм. А. Кортези; "Катарина, или Дочь разбойника" (совм. с Пуньи, 1847, балетм. Ж. Перро), "Одетта, или Сумасшествие Карла VI, короля Франции" (совм. с Дж. Паниццей и Кроффом, 1847), "Фауст" (совм. с Э. Костой и Паниццей, 1848), "Сирота из Сюлейды" (совм. с Мейером, 1849, балетм. Д. Ронцани) и др. Среди балетов Б., пост. в др. т-рах: "Любовь Армиды и Ринальдо" (1853, т-р "Каноббиана", Милан, балетм. Дж. Рота), "Сальватор Роза" (совм. с Пуньи и Джакуин-то, 1861, т-р "Сан-Карло", Неаполь), "Четыре стихии" (1847, Лондон) – оба балетм. Перро; "Фауст" (совм. с Вивиани, 1856, Варшава, балетм. К. Блазис); "Золотой конь" (совм. с Скарамелли, 1854, балетм. Ронцани), "Мелисса, или Нимфа долины" (1855, балетм. Т. Мартин) – оба в Венской придворной опере, и др.

В. А. Кулаков.

"Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана"

"БÁЙКА ПРО ЛИСУ́, ПЕТУХÁ, КОТÁ ДА БАРÁНА" [зарубежные пост. под назв. "Лиса" ("Le Renard")], одноактный балет ("весёлое представление с пением и музыкой" по рус. сказкам). Комп. и сцен. И. Ф. Стравинский. 18.5.1922, Русский балет Дягилева, парижская Опера, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. М. Ф. Ларионов; исполнители – Б. Ф. Нижинская, С. Идзиковский и другие. 1929, та же труппа, Т-р Сары Бернар, Париж, балетм. С. Лифарь, худ. М. Ф. Ларионов. Др. города (в скобках фамилии балетмейстеров): 1947, Балетное общество, Нью-Йорк (Дж. Баланчин). 1954, Франкфурт-на-Майне (X. Фройнд). 1957, Флоренция (А. Миллош). 1961, Кёльн (Миллош). 1965, парижская Опера (М. Бежар). В СССравни 2.1.1927, Ленингр. т-р оперы и балета, балетм. Ф. В. Лопухов, худ. В. В. Дмитриев, дирижёр A. B. Гаук; Лиса – К. В. Зуйков, Петух – A. B. Лопухов, Кот – Б. Н. Комаров, Баран – В. И. Вайнонен.

Переодевшись монахиней, хитрая Лиса сманивает глупого Петуха с насеста и утаскивает к себе в дом. Трудно было бы друзьям Петуха – Коту и Барану – выручить его из беды, если бы Лиса не рассердилась на свой хвост, к-рый "но пням, по кустам, по колодам" зацеплялся… Вытащив Лису за хвост, они расправляются с нею, а затем вместе с Петухом покидают сцену под звуки весёлого марша.

Лит.: Стравинский И. Ф., Хроника моей жизни. [пер. с франц.], Л., 1963; Соллеpтинский И., "Байка про Лису…", и его кн.: Статьи о балете. Л., 1973, с. 14–15; Асафьев Б., Игорь Стравинский. "Байка про Лису", в его кн.: О балете. Л., 1974, с. 111–12; Добровольская Г., Федор Лопухов. Л., 1976.

Байкова О. А.

БАЙКÓВА Ольга Александровна (р. 20.3.1925, Ленинград), сов. артистка. Засл. арт. УССР (1956). В 1944, по окончании Ленингр. балетной студии при Дворце культуры им. М. Горького, в Т-ре им. Франко. В 1948–64 солистка Т-ра им. Лысенко (Харьков). Партии: Одетта – Одиллия, Аврора, Раймонда, Мария, Лилея ("Лилея" Данькевича), Лайма ("Лайма" Лепиня), Лауренсия; Хозяйка Медной горы, Жизель и другие.

Т. А. Швачко.

Байсеитова Р. Х.

БАЙСЕИ́ТОВА Раушан Хатиятовна (р. 16.9.1947, Алма-Ата), сов. артистка. Нар. арт. Казах. ССР (1978). С 1966, по окончании Моск. хореографич. уч-ща, в Т-ре им. Абая (дебютировала в партии Китри). Среди партий: Одетта – Одиллия, Жизель, Аврора; Гамзатти ("Баядерка"), Фригия; Баршагуль ("Аксак-Кулан" Серкебаева), Чолпон, Баян ("Козы-Корпеш и Баян-слу" Брусиловского), Акканат ("Легенда о белой птице" Жубановой). Исполняет нац. танцы в казах. операх и на эстраде. Вместе с группой казахских артистов гастролировала за рубежом.

Л. П. Сарынова.

Бакалов Ф. И.

БАКÁЛОВ Фёдор Иванович (р. 1.9.1933, София), болг. балетмейстер. Окончил Софийский ун-т по классич. филологии (1961) и балетм. отделение Ленингр. консерватории (1968). Преподавал историко-бытовой танец в Ленингр. хореографич. уч-ще (1965–68) и в ленингр. Ин-те культуры им. Крупской (1967–68). Пост. в СССравни "Тему с вариациями" на муз. из 3-й сюиты Чайковского (1969, Ленингр. хореографич. уч-ще), "Легенду об озере" Владигерова (1969, Саратовский т-р). С 1969 работает в Болгарии. В 1969–71 педагог хореографич. уч-ща в Софии. С 1971 гл. балетмейстер Пловдивского т-ра, где пост.: "Петя и Волк" Прокофьева, "Принц-поэт" на муз. Равеля, "Вальпургиева ночь" (все – 1972); "Медея" Туника, "Дон Жуан" Глюка, "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (все – 1973), "Дивертисмент" на муз. оперы "Дидона и Эней" Пёрселла (1976), "Коппелия" (1978). Среди др. пост. "Фаворитка" на муз. Доницетти (1976, Т-р в Стара-Загоре), "Чудесная страна" на муз. Россини-Респиги (1979, Софийское хореографич. уч-ще). Преподаёт в Высшем педагогич. муз. ин-те в Пловдиве (с 1975) и в Пловдивском хореографич. уч-ще (с 1976). Работает на телевидении. Выступает в печати как балетный критик.

В. В. Ванслов.

Бакинское хореографическое училище

БАКИ́НСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ. В 1923 в Баку была создана хореографич. студия (с 4-летним сроком обучения), преобразованная в 1933 в Балетную школу, с 1936 – Хореографич. техникум, затем Б.х.у. (с 9-летним сроком обучения). Со 2-го класса учащиеся выступают в спектаклях Т-ра им. Ахундова. Б.х.у. выпустило (1978) св. 300 артистов балета. Среди них: Г. Алмасзаде, Л. Векилова, К. Баташов, Р. Джалилова, Р. Ахундова, М. Мамедов, Г. Георгии, Ю. Кузнецов, В. Цигнадзе, И. Михайличенко. Многие выпускники уч-ща работают в т-рах и ансамблях разл. республик. Почти все педагоги уч-ща – его воспитанники: Алмасзаде, Векилова, И. Кагарлицкая, А. Акопов, X. Зульфугарова, А. Таирова (в 1947–78 директор) и др.

К. А. Касимов.

Бакиханов Т. А.

БАКИХÁНОВ Тофик Ахмед Ага оглы (р. 8.12.1930, Баку), сов. композитор. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1973). Чл. КПСС с 1962. Окончил Азерб. консерваторию по классам скрипки (1953) и композиции (1957, у К. А. Караева). Автор балета "Каспийская баллада" (1968, Азерб. т-р оперы и балета, балетм. Р. Ахундова и М. Мамедов). Б. принадлежит также одноактный балет "Восточная поэма" (1972, по произв. С. А. Есенина).

К. А. Касимов.

Бакл Р.

БАКЛ (Buckle) Ричард (р. 6.8.1916, Уоркоп), англ. критик. Образование получил в Оксфордском ун-те. Основатель (1939) и редактор журнала "Балле" (1946–52). Балетный критик газет "Обсервер" (1948–55) и "Санди тайме" (с 1960). Автор книг "Приключения балетного критика" (1953), "Нижинский" (1971) и др.

Соч.: The adventures of a ballet critic, L., 1953; Diaghilev exhibition…, Catalogue, L., [1955]; In search of Diaghilev, L., [1955]; Modern ballet desigh, L., 1955; Dancing for Diaghilev, L., 1960; Nijinsky, 2 ed., L., 1972.

Н. П. Рославлева.

Баклан Ф. Н.

БАКЛÁН Фёдор Николаевич (р. 31.12. 1930, Киев), сов. артист. Засл. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1953. В 1948 окончил Киевское хореографич. уч-ще, в 1968 театроведческий ф-т Киевского театр. ин-та (заочно). В 1948–72 в труппе Т-ра им. Шевченко. Среди партий: Петька ("Юность" Чулаки), Принц ("Золушка"), Базиль, Франц, Голубая птица, Батыр, Ромео; Принц ("Щелкунчик"), Лукаш ("Лесная песня" Скорульского); Бахрам, Ферхад. Гастролировал за рубежом. В 1959–68 преподавал в Киевском хореографич. уч-ще. С 1968 зав. кафедрой сценич. движения в Киевском театр. ин-те (с 1977 – профессор). Среди учеников – В. П. Ковтун.

Бакст Л. С.

БАКСТ (Розенберг) Лев Самойлович [27.1(8.2).1866, Гродно, – 27.12.1924, Париж], рус. живописец, театр. художник. Входил в объединение "Мир искусства". В 1883–87 учился в петерб. Академии художеств у П. П. Чистякова, с 1893 в Париже у А. Эдельфельта. В нач. 1900 начал работать для т-ра. Первая работа для балета – "Фея кукол" (1903, балетм. Н. Г. и С. Г. Легат). Европейскую известность Б. приобрёл как один из ведущих декораторов Русских сезонов и труппы Русский балет Дягилева. Декорации Б. представляли собой огромные живописные панно. Оставляя свободным планшет сцены, они были фоном, создающим эмоциональную атмосферу действия. Б. был подлинным художником-новатором, реформировавшим балетный костюм и оказавшим значит. влияние на современных ему театр. художников и модельеров. Костюмы, созданные по его эскизам, служили выявлению рисунка танца, подчёркиванию пластики танцовщика. Оформил балеты: "Клеопатра" на муз. Русских композиторов (1908, Мариинский театр, Петербург; 1909, Париж), "Шехеразада", "Карнавал", "Жар-птица" (все – 1910), "Видение розы"; "Нарцисс" Черепнина (оба – 1911), "Бабочки" на муз. Шумана (1912, Мариинский т-р, Петербург; 1914, Монте-Карло, Русский балет Дягилева), "Тамара" на муз. Балакирева (1912), "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" Дебюсси (1913), "Легенда об Иосифе" Р. Штрауса (1914), "Женщины в хорошем настроении" на муз. Скарлатти – Томмазини (1917) и др.

Лит.: Пружан И. Н., Л. С. Бакст, [Л.], 1975; Борисовская Н., Лев Бакст, М., 1979; Alexandre Α., Cocteau J., L'art décoratif de Léon Bakst, P., 1913.

B. M. Паппе.

"Бакти"

"БАКТИ́" ("Бхáкти", "Bhakti"), балет на традиц. инд. музыку. 26.7.1968, Балет XX века, Авиньонский фестиваль, балетм. М. Бежар, худ. Ж. Казадо (костюмы); исполнители – П. Бортолуцци, Т. Асакава, X. Донн, Т. Бари, М. Гилгуд, Д. Ломмель.

Действующие лица – персонажи древнеиндийского эпоса "Рамаяна": герой Рама, бог молодости и красоты Кришна, бог танца Шива и их возлюбленные – Сита, Радха, Шакти. В трёх эпизодах раскрывается основная тема любви, преображающей человека.

Балабанов А. П.

БАЛАБÁНОВ Александр Петрович (р. 16.11.1945, Новосибирск), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1976. По окончании Новосибирскою хореографич. уч-ща (педагог С. Г. Иванов), с 1965 в Новосибирском т-ре. Партии: Спартак, Зигфрид, Альберт, Дезире, Ферхад, Фрондосо, Ромео; Вронский ("Анна Каренина"), Хозе ("Кармен-сюита"), Антоний ("Антоний и Клеопатра" Лазарева), Батыр и другие.

Балабина Ф. И.

БАЛÁБИНА Фея (Феона) Ивановна [р. 29.5(11.6).1910, Ростов-на-Дону], сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1931 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог А. Я. Ваганова) и была принята в Т-р им. Кирова (дебютировала в партии Tao Хоа), где работала до 1956. Среди партий: Маша, Китри, Эсмеральда, Одиллия, Аврора, Зарема, Золушка (Гос. пр. СССравни 1947), Царь-девица; Гамзатти ("Баядерка"), Лиза; Жанна ("Пламя Парижа"), Паскуала ("Лауренсия"), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"), Нунэ ("Гаянэ"), Балерина ("Светлый ручей" Шостаковича) и др. Её героини, весёлые, задорные, непосредственные, раскрывались в блестящем и виртуозно безукоризненном танце. С 1947 педагог, в 1962–73 художеств. руководитель Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1953–64 балетмейстер-репетитор Т-ра им. Кирова. В 1958–59, 1960–61 педагог, с 1975 педагог-репетитор, балетмейстер в Софийской нар. опере, где пост. "Спящую красавицу", болг. балет "В борьбе за освобождение" Райчева (сценарий Б.), концертную программу. Автор статьи "Учить и учиться" в сб.: "Агриппина Яковлевна Ваганова" (1958).

Лит.: Богданов-Березовский В. М., А. Я. Ваганова. М. – Л., 1950, с. 76–78.

Г. Н. Добровольская.

Баланчивадзе А. М.

БАЛАНЧИВÁДЗЕ Андрей Мелитонович [р. 19.5(1.6).1906, Петербург], сов. композитор, педагог и обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1968). Окончил Тбилисскую (1927) и Ленингр. (1931) консерватории. В 1931–34 зав. муз. частью и композитор груз. драматич. т-ров в Тбилиси. Автор опер, инструм. произв., первого сов. груз. балета "Сердце юр" (1-я ред. иод назв. "Мзечабуки", 1936, Т-р им. Палиашвили; 2-я ред. 1938, Т-р им. Кирова), а также балетов "Страницы жизни" (1961, Большой т-р), "Мцыри" (по М. Ю. Лермонтову, 1964, Т-р им. Палиашвили). Музыка Б. самобытна, мелодична и напевна, даёт большие возможности для создания интересных хореографич. образов. С 1935 преподаватель (с 1942 проф.) Тбилисской консерватории. С 1953 председатель, в 1956–61 и 1968–72 первый секретарь правления Союза композиторов Груз. ССравни Почётный председатель Груз. музыкально-хореографич. об-ва (с 1957). Деп. Верх. Совета Груз. ССР 1–5-го созывов. Деп. Верх. Совета СССР 8-го созыва. Гос. пр. СССР (1946, 1947).

Лит.: Орджоникидзе Г., А. Баланчивадзе, М., 1959; его же. А. Баланчивадзе. Очерк жизни и зворчества. Тб., 1967.

Е. Л. Гварамадзе.

Баланчин Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Баласанян С. А.

БАЛАСАНЯ́Н (Баласанянц) Сергей Артемьевич [р. 13(26).8.1902, Ашхабад], сов. композитор, педагог. Нар. арт. Тадж. ССР (1957), нар. арт. РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1944. В 1935 окончил Московскую консерваторию. В 1936–43 работал в Таджикистане; один из основателей тадж. муз. т-ра. Автор музыки музыкально-хореографич. представления "Лола" (совм. с С. Ю. Урбахом, 1939, Т-р им. Айни), балетов: "Лейли и Меджнун" (1-я ред. 1947, там же, Гос. пр. СССравни 1949; 2-я ред. 1957, там же; 3-я ред. 1964, Большой т-р), "Шакунтала" (1963, Рижский т-р; 1979, Т-р Станиславского и Немировича-Данченко). В 1948–51 и с 1955 педагог Моск. консерватории (с 1965 проф.).

В. В. Кулаков.

Баласарасвати

БАЛАСАРАСВÁТИ (р. 1918, Мадрас), инд. танцовщица. Происходит из семьи танцовщиков и музыкантов. Выступала с 6 лет. Дебютировала как проф. танцовщица в 1934 в Бенаресе (Варанаси) на Всеиндийской муз. конференции. Одной из первых среди проф. танцовщиц стала исполнять для широкой публики храмовые танцы бхарат натья. Особая грация и динамика движений, богатство мимики сделали её непревзойдённой исполнительницей танц. пантомим бхарат натья. Актёрская выразительность Б. отличается необычайной точностью передачи содержания религиозных, драматич., эротических и лирич. песен, тончайших чувств и настроений. Возродив формы танца бхарат натья, популяризировала древнее иск-во Индии и за рубежом. Мастерство Б. высоко оценили деятели культуры Индии – Рабиндранат Тагор, Рам Гопал, Рукмини Деви, Удай Шанкар и другие. Гос. пр. Всеиндийского фестиваля танца (1955).

В 1938–47 преподавала в школе "Нритья лаям" в Кахидала Менаки, с 1947 работает в школе Рукмини Деви "Калакшетра" (Мадрас).

Лит.: Ram Gopal, Dadachanji S., Indian dancing, L., [1953]; Banerji P., Dance of Indian, Allahabad, 1956; Ambrose Kay, Classical dances and costumes of India, L., [1957].

Д. Г. Журкина.

Балашов В. М.

БАЛАШÓВ Василий Михайлович (1762–1835), рус. артист, балетмейстер, педагог. В 1780 окончил балетную школу Моск. воспитательного дома. Дебютировал в том же году в Петербурге на сцене Вольного российского т-ра. В 1783 переведён в петерб. придворную труппу. Пользовался успехом в балетах, пост. Дж. Канциани и Ш. Ле Пиком. Характерный танцовщик, Б. обладал большим актёрским дарованием. Прославился созданием сценич. вариантов и мастерским исполнением рус. плясок. С 1804, вернувшись в Москву, ставил в Петровском т-ре дивертисменты на рус. темы, в к-рьгх часто выступал сам. После того как здание этого т-ра сгорело (1805) Б. выступал редко и вскоре уехал в Петербург. До 1829 преподавал танцы в разл. учебных заведениях.

Лит.: Слонимский Ю., Рождение московского балета, в кн.: Глушковский Α., Воспоминания балетмейстера, Л. – М., 1940; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в., Л. – М., 1958.

Балашова А. М.

БАЛАШÓВА Александра Михайловна [21.4(3.5).1887, Москва, – 7.1.1979, Париж], рус. артистка и педагог. С 1905, по окончании Моск. хореографич. уч-ща, в труппе Большого т-ра. Сильная классич. танцовщица, Б. в то же время была темпераментной исполнительницей характерных танцев. Обладала актёрским дарованием, большим сценич. обаянием. Партии: Царь-девица ("Конёк-Горбунок"), Лиза, Аврора; Рыбачка ("Любовь быстра!" на муз. Грига), Китри, Никия, Раймонда и другие. В её репертуар входили также гл. партии в балетах "Лебединое озеро"; "Волшебное зеркало" Корещенко, "Коппелия", "Корсар" и другие. Гастролировала в Лондоне в 1909 и 1914. С 1921 жила в Париже. Участвовала в благотворительных спектаклях. В 1934–73 вела в основном педагогич. работу.

О. М. Мартынова.

Балдина А. В.

БÁЛДИНА Александра Васильевна (27.9.1885, Петербург, – г. смерти неизв.), рус. артистка, педагог. С 1903, по окончании балетного отделения Петерб. театр. уч-ща, в Мариинском т-ре, в 1905–10 в Большом г-ре. Среди партий: Мирта ("Жизель"), фея Сирени, Аврора; богиня Танит ("Саламбо"). Танец Б. отличался лёгкостью, изяществом, музыкальностью, одухотворённостью. С 1910 гастролировала в Лондоне. С танцовщиком Ф. М. Козловым сформировала труппу, с к-рой выступала в США. Вела педагогич. работу в Лос-Анджелесе.

"Балерина"

"БАЛЕРИ́НА" ("Гюльнара"), балет в 3 актах 4 картинах. Комп. Г. А. Мушель, сцен. Е. Барановский. 14.7.1949, Т-р им. Навои, Ташкент, балетм. П. Йоркин, М. Тургунбаева, дирижёр Г. Дониях, худ. М. Мусаев и В. Рыфтин. 1952, там же, сцен. и балетм. Е. Барановский, Т. Литвинова, дирижёр Б. Иноятов, худ. те же.

Молодая узб. колхозница Гюльнара по совету преподавательницы хореографич. уч-ща Павловой уезжает учиться в Ташкент. Талантливая девушка и её друзья Лола и Рахим завоёвывают право выступать на Междунар. фестивале демократич. молодёжи. Отец Гюльнары Шакир-Ата, к-рый вначале противился стремлениям дочери, участвует в торжеств. проводах посланцев узб. народа на молодёжный фестиваль.

-----------------------------------

БАЛЕРИ́НА (итал. ballerina, от позднелат. ballo – танцую), танцовщица в балетной труппе. Термин вошёл в употребление во 2-й пол. 19 в., после триумфальных выступлений на сценах разл. стран итал. танцовщиц-виртуозок. В России это звание присуждалось ведущим танцовщицам императорской балетной труппы, с ним было связано получение повышенного оклада и лучших партий (однако не освобождало от выступлений в небольших сольных номерах). Помимо этого звания, существовало звание "прима-балерина ассолюта" (Италия), к-рое давало исключит. право на исполнение гл. партий. Позднее (в 20 в.) термин стал применяться ко всем артисткам балета.

Лит.: Скальковский К., В театральном мире, СПБ, 1899; Худеков С. Н., История танцев, ч. 3, П., 1915.

Балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балет в кино

БАЛÉТ В КИНÓ, см. Балет и танец в кино.

Балет Валлонии

БАЛÉТ ВАЛЛÓНИИ (Ballet de Wallonie), бельг. группа. Организована в 1966 в Шарлеруа (на основе труппы "Балле де Эно") X. Вос и возглавлялась ею до 1976 (с 1970 совм. с Т. Халбертом). С 1977 рук. X. Джульяно. Труппа исполняет преим. спектакли классич. наследия (в совр. редакциях), балеты Вос, Халберта и другие. совр. хореографов. Здесь работали кубинцы X. Лефебр и X. Парес, немцы Т. Шиллинг и П. ван Дийк, француз Ж. Скибин и другие. В репертуаре: "Жизель" и "Лебединое озеро" (оба – балетм. Парес), "Спящая красавица" (балетм. Б. Тонин-Никич), "Щелкунчик" и "Петрушка" (оба – балетм. Н. Берёзов), "Жар-птица" и "Ромео и Джульетта" (оба – балетм. Скибин), "Золушка" (балетм. ван Дийк), "Дон Кихот" (балетм. М. Мартинес), "Галантная Индия" Рамо (балетм. Джульяно); балеты Лефебра – "Женский рай" на муз. Фельдбуша, "По ту сторону любви" на муз. Малера, "Саломея" Р. Штрауса, "Симфонические метаморфозы" на муз. Хиндемита и другие.; балеты Шиллинга – "Матросы на берегу", "Матч" и "Ритм" Матуса и другие. В труппе ок. 60 артистов разных национальностей, в т.ч. (во 2-й пол. 70-х гг.): танцовщицы – М. Мартинес, Мицуйо Кисибе, А. Савуре, Дж. Ришар, Л. Годен; танцовщики – Ж. П. Лапорт, М. Наварро, П. Ротару. Труппа выступает в городах Бельгии и за границей.

Е. Я. Суриц.

Балет Елисейских полей

БАЛÉТ ЕЛИСÉЙСКИХ ПОЛÉЙ (Les Ballets des Champs Élysées), франц. труппа. Организована в 1945 Р. Пти (гл. балетмейстер и осн. танцовщик), Б. Кохно и Ж. Кокто. В её состав вошли Э. Пагава, Н. Филиппар, К. Маршан, И. Скорик, Ю. Алгаров, С. Перро, Н. Вырубова, Ж. Бабиле и другие. артисты. В репертуаре пост. балетмейстеров: Пти – "Бродячие комедианты" Соге, "Завтрак на траве" на муз. Й. Ланнера в орк. А. Черепнина, "Невеста дьявола" на муз. Юбо (все – 1945), "Любовные похождения Юпитера" Ибера, "Юноша и смерть" на муз. И. С. Баха (оба – 1946), "Бал прачек" на муз. В. Дюка (1946), "Тринадцать танцев" на муз. Гретри (1946); Ж. Шарра – "Игра в карты" (1945); А. Невады и X. Гарсии – "Капричос" на сб. музыку (1946); Бабиле – "Амур и его любовь" на муз. Франка (1948); А. Миллоша – "Портрет Дон Кихота" Г. Петрасси (1947). После того как в 1947 Пти покинул труппу, её возглавили В. Гзовский, Ж. Робен и Кохно. Несмотря на то, что были приглашены известные балетмейстеры Д. Лишин ("Творение" без музыки и "Встреча, или Эдип и сфинкс" "а муз. Core) и Мясин ("Художник и его модель" Орика), труппа в 1949 распалась. В 1951 Кохно и Робен сделали попытку возродить её: были поставлены балеты "Месть" на муз. Верди (балетм. Р. Пейдж) и "Проклятая" (балетм. У. Гор), но после короткого турне труппа окончательно прекратила существование. Б. Е. п. сыграл значит. роль в истории франц. балета после 2-й мировой войны. Вокруг труппы объединялись молодые хореографы, артисты, художники и композиторы, несогласные с официальным курсом, к-рый проводил в парижской Опере С. Лифарь. Они экспериментировали в поисках нового содержания и новых форм, близких совр. франц. иск-ву.

Е. Я. Суриц.

"Бал прачек". Балет Елисейских полей. Балетм. Р. Пти

Балет Елисейских полей

"Бал прачек". Балет Елисейских полей. Балетм. Р. Пти

Балет Парижа

БАЛÉТ ПАРИ́ЖА (Les Ballets de Paris), франц. труппа. Создана в 1948 Р. Пти. В её состав вошли Ж. Шарра, Р. Жанмер, К. Маршан, В. Скуратов, С. Перро, Г. Хамилтон и другие. Репертуар труппы состоял из пост. балетмейстеров: Пти – "Девушки ночи" Франсе (1948), "Кармен" на муз. Бизе (1949), "Яйцо всмятку" Тирье (1949), "Пожирательница бриллиантов" Дамаза (1950); Шарра – "Женщина и её тень" на муз. Черепнина, "'adame miroir" на муз. Мийо (оба – 1948). В 1950 во время гастролей в США труппа распалась. В 1953–54 была создана вновь (в составе В. Верди, К. Маршан, К. Сомбер, X. Ферран, Э. Константин, С. Перро и другие.). Пти пост. балеты: "Волк" Дютийё (1953), "Траур в 24 часа" на муз. Тирье (1953), "Кинобижу" П. Пти (1953), "Красавица во льду" на муз. Дамаза (1953), "Контрапункт" на муз. Констана (1958), "Роза ветров" на муз. Мийо (1958), "Дама на луне" на муз. Франсе (1958) и др. Труппа выступала с большими перерывами до 1967. В эти годы её солистами были Жанмер, Верди, В. Млакар, Ферран, Д. Сандерс и другие.

Лит.: Чистякова В., Ролан Пети, Л., 1977.

Е. Я. Суриц.

Балет Парижа. Программа сезона 1953. Худ. А. Клаве

Балет Парижа

Балет Парижа. Программа сезона 1953. Худ. А. Клаве

Балетная критика

БАЛÉТНАЯ КРИ́ТИКА, см. Балетоведение.

Балетная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балетная самодеятельность

БАЛÉТНАЯ САМОДÉЯТЕЛЬНОСТЬ, см. Самодеятельность балетная.

Балетоведение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балетоман

БАЛЕТОМÁН (от балет и греч. manía – безумие, неистовство), любитель балета, постоянный посетитель балетных спектаклей. Слово Б. получило неск. иронический оттенок в силу того, что исключит. привязанность к балету сплошь и рядом носила внехудожеств. характер, ограничиваясь интересом к технич. мастерству, а подчас только к сугубо личным достоинствам артистки или артиста. Подобный интерес к балету, в прошлом весьма распространённый в придв. и чиновных кругах, тормозил его развитие, критику и исследование. Однако именно в среде Б. складывалось и подлинное понимание художеств. природы балета, поскольку углублённое восприятие никак не фиксированного иск-ва хореографии могло возникнуть лишь при регулярном посещении одних и тех же спектаклей. В России на самых разных этапах жизни балета из круга Б. выходили критики (К. А. Скальковский, A. A. Плещеев, Н. М. Безобразов и другие.), в трудах к-рых, при всех возможных оговорках, содержится немало ценных свидетельств о балетном т-ре того времени. Профессиональные наблюдения, накопленные Б., учитывали и серьёзные исследователи (С. Н. Худеков, В. Я. Светлов, А. Л. Волынский, А. Я. Левинсон, Ю. И. Слонимский и другие.). Следует поэтому разграничивать балетоманство внехудожественное, достойное оценок, данных ему М. Е. Салтыковым-Щедриным ("балетно-консервативный союз"), и балетоманство как проявление любви к иск-ву.

В Зап. Европе и США имели место аналогичные явления, однако термин "Б." начал употребляться лишь с 20 в., придя из России.

Лит.: Щедрин Н. (Салтыков М. Е.), Проект современного балета, Полн. собр. соч., т. 7, Л., 1935, с. 132–47; Плещеев Α., Что вспомнилось. Актеры и писатели, СПБ, 1914; Кабриоль. Балетомания, "Петроградский листок", 1917, 10 (23) янв.: Теляковский В.Α., Воспоминания, Л. – М., 1965; Haskell Α., Balletomania, L., 1934.

П. М. Карп.

Балет-Прага

БАЛÉТ-ПРÁГА (Balet Praha), чехосл. труппа (1964–70). Осн. балетм. Л. Огоуном и П. Шмоком и критиком В. Вашутом. До 1968 труппу возглавлял Огоун, с 1968 – Шмок. Первая в ЧССР камерная балетная труппа. Выступала гл. обр. за рубежом, ставила одноактные балеты, отличавшиеся оригинальной драматургией и своеобразной хореографич. манерой (часто на музыку, не предназначенную для балета). Среди них: "Хиросима" Буковы, "Чудесный мандарин" (оба – 1964), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1966) – все балетм. Огоун, "Фрески" на муз. Мартину (1965), "Недбалиана" на муз. Недбала (1966), "Интимные письма" на муз. Яначека (1968), "Коллаж" (1968) – все балетм. Шмок. Солисты: М. Синачкова, М. Мартиникова, П. Кожелуг, Я. Лингарт, Р. Бром, К. Янечек и другие. В СССР Б.-П. гастролировал в 1965, 1969, 1970 под назв. "Новый Пражский балет".

В. Вашут.

"Недбалиана" на муз. О. Недбала. Балет-Прага. Балетм. П. Шмок

Балет-Прага

"Недбалиана" на муз. О. Недбала. Балет-Прага. Балетм. П. Шмок

"Балет-симфония"

"БАЛÉТ-СИМФÓНИЯ", балет в 3 частях. Комп. Э. М. Тамберг. 10.3.1960, Шверин, ГДР, балетм. М. В. Шаде. 18.9.1960, т-р "Ванемуйне", сцен. и балетм. У. Й. Вяльяотс, худ. Г. Сандер, дирижёр Э. Кылар; Девушка – Т. Саэле, Юноша – Ю. Р. Раннасте. 1961, т-р Музкомедии, Рига, балетм. X. Друлле. 1963, т-р "Эстония", балетм. М. О. Мурдмаа; Девушка – Т. А. Рандвийр, Юноша – Ю. Ласс.

В. В. Киселев.

"Баллада о моряке"

"БАЛЛÁДА О МОРЯКÉ" ("Balada о Námořníku"), балет в 4 картинах (на сюжет баллады И. Волькера). Комп. З. Кршижек, сцен. и балетм. Л. Огоун. 12.11.1961, Пльзень, худ. К. Ваца, дирижёр Д. Бразда; в гл. партиях: З. Судек, И. Жлабкова, Э. Бурдова, И. Жалуд. 1962, Прешов, балетм. Я. Бруга. 1962, Брно, балетм. Огоун. 1962, Банска-Бистрица, балетм. М. Хойдыс. 1963, Ческе-Будеёвице, балетм. Хойдыс. 1967, Устинад-Лабой, балетм. Г. Воборник.

В. Вашут.

"Балле де Монте-Карло"

"БАЛЛÉ ДЕ MÓHTE-КÁРЛО" (Ballets de Monte Carlo), Смотри "Балле рюс де Монте-Карло".

"Балле Рамбер"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Балле рюс де Монте-Карло"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Балле рюс дю Колонель де Базиль"

"БАЛЛÉ РЮС ДЮ КОЛОНÉЛЬ ДЕ БАЗИ́ЛЬ" (Ballet Russe du Colonel de Basil), Смотри "Балле рюс де Монте-Карло".

"Балле тиэтр"

"БАЛЛÉ ТИ́ЭТР", Смотри "Американ балле тиэтр".

"Балле эмпериаль"

"БАЛЛÉ ЭМПЕРИÁЛЬ" (Ballet Imperial), одноактный балет в 3 частях на муз. 2-го концерта для фортепьяно с оркестром П. И. Чайковского. 29.5.1941, "Американ балле караван", Хантер колледж плейхаус, Нью-Йорк, балетм. Дж. Баланчин, худ. М. В. Добужинский; исполнители – Мари Жанн, Дж. Каччаланца, У. Доллар, Н. Магальянес и другие. 1964, возобн., "Нью-Йорк сити балле", худ. Р. Тер-Арутюнян (декорации), Б. Карийская (костюмы). Др. труппы: 1945, "Балле рюс де Монте-Карло"; 1950, "Сэдлерс-Уэллс балле", Лондон; 1968, Немецкая гор. опера, Зап. Берлин – все балетм. Баланчин.

Е. Я. Суриц.

Баллон Ж.

БАЛЛÓН (Ballon, Balon) Жан (2.2.1676, Париж, – 1739, там же), франц. артист и балетмейстер. Учился у своего отца Франсуа Б. и Л. Пекура. В 1691 дебютировал в Королевской академии музыки. Выступал во мн. операх-балетах, лирич. операх А. Кампра, М. Маре и другие. и в балетах-маскарадах. Был "суперинтендантом королевских балетов". Наиболее удачные его постановки: танцы в опере-балете "Стихии" Делаланда и Детуша (1725) и дивертисмент "Характеры танца" Ребеля (1726). Обладал высоким лёгким прыжком, изящной манерой исполнения, иск-вом пантомимной игры в условном, насыщенном патетикой стиле.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 2, П., 1914; Guest I., Le Ballet de l'Opéra de Paris, P., 1976.

B. A. Майниеце.

Ж. Баллон. Гравюра Ж. Боннара

Баллон Ж.

Ж. Баллон. Гравюра Ж. Боннара

Балог Б.

БÁЛОГ (Balogh) Белла (р. 25.10.1913, Клуж), рум. артист и балетмейстер. Родился в семье музыканта. Учился в Клуже у И. Лигетти, в 1926 в Бухаресте – у В. А. Каралли, С. Симиона и А. Романовского. В труппе Румынской оперы исполнял гл. роли в балетах "Петрушка", "Треуголка"; "Жавотта" Сен-Санса, "Тайна" Андрику, "Белый арап" А. Мендельсона и другие. С 1959 руководитель балетной труппы Ясского оперного т-ра, где пост.: "Первую рапсодию" на муз. Энеску, "Шехеразаду", "Треуголку", "Бахчисарайский фонтан", "Медный всадник", "Тропою грома"; "Встречи в бездне" Юнгера, "Молдавскую сюиту" Стройи и другие. В Венгерской опере в Клуже пост. "Свадьбу в Карпатах" Константинеску.

К. Кыржан.

Балтачеева Н. В.

БАЛТАЧÉЕВА Наима Валеевна [р. 23.2(8.3).1915, Петроград], сов. артистка, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). По окончании Ленингр. хореографич. уч-ща (педагог А. Я. Ваганова), в 1935–56 в Т-ре им. Кирова. Партии: Катерина ("Катерина" Адана и Рубинштейна, балетм. Л. М. Лавровский), феи Резвости, Сапфиров, Золота и Серебра ("Спящая красавица"), фрески ("Конёк-Горбунок"), Цветочница ("Дон Кихот"), па-де-труа ("Лебединое озеро" и "Корсар"), Сюимбике и другие. В 1946–73 педагог Ленингр. хореографич. уч-ща. Была педагогом-репетитором в т-рах Финляндии, Болгарии, Венгрии, Югославии, ГДР, с 1952 – в Т-ре им. Кирова.

И. В. Ступников.

Предыдущая страница Следующая страница