Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.
Статьи на букву "К"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Казаков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каллиграфия

Каллигра́фия (греч. kalligraphia - красивый почерк, от kalló s - красота и grá phō - пишу), искусство красивого и чёткого письма. Возникло в глубокой древности, когда не разделялись понятия письма и рисования. Наиболее известна китайская каллиграфия. Здесь искусство написания слов стало одним из национальных достояний. Мастера-каллиграфы (Ван Си-чжи, 4 в.; Сюань-цзун, 8 в.; Ми Фэй, 11 в.) превращали и отдельный иероглиф, и текст в целом в произведение искусства. Начертание знака не только передавало слово или понятие, но и выражало его эмоциональный и образный смысл, доносило до читателя мысли и чувства каллиграфа. В каллиграфической надписи соединяются гармония и движение; каждый мастер находит их неповторимое сочетание - от динамичной, эмоционально выразительной скорописи до прихотливо сплетающейся в узор вязи знаков.

Ли Бай. Образец почерка «шанянтайте». Бумага, тушь. 7-10 вв.

Ли Бай. Образец почерка «шанянтайте». Бумага, тушь. 7-10 вв.

У Цзю. Образец скорописи. Бумага, тушь. 12 в. Городской музей. Шанхай

У Цзю. Образец скорописи. Бумага, тушь. 12 в. Городской музей. Шанхай

Помимо Китая, искусство каллиграфии развивалось в Японии и Корее, а также в мусульманских странах, где были запрещены фигуративные изображения. Арабские мастера часто «вплетали» шрифт в геометрические и растительные орнаменты. В надписях стиля «мусанна» (двойной) одна половина текста являлась зеркальным отражением другой. Иногда текст распределяли на странице таким образом, что он образовывал силуэт птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета, становился похожим на картину. Каллиграфические надписи встречались не только на страницах рукописей, но и в архитектурном декоре (дворцовый комплекс Альгамбра в Испании, сер. 13-14 вв.).

Камера-обскура

Ка́мера-обску́ра (от лат. camera - комната, obscurus - тёмный), оптический прибор, предшественник фотоаппарата. Представлял собой светонепроницаемую коробку с небольшим отверстием в центре одной из стенок, выполняющим роль объектива. Установив камеру отверстием к какому-либо предмету, можно было наблюдать на противоположной стенке, сделанной из матового стекла, его перевёрнутое изображение. Применялась для точных натурных зарисовок. Широко использовалась голландскими художниками 17 в. (К. Фабрициус, Я. Вермер Делфтский и др.), итальянскими мастерами городского пейзажа (Б. Белотто, Каналетто), русскими гравёрами 18 в. (М. И. Махаев и др.). Пространство комнаты или пейзаж, отражавшийся на стекле камеры-обскуры, можно было перерисовать по контуру, с максимальной точностью передав перспективу.

В 1807 г. английский физик У. Х. Волластон изобрёл камеру-лючиду (люциду), дополнив камеру-обскуру призматической линзой. Её активно использовал А. А. Иванов в «скорописных» пейзажах, фиксировавших особенности цвета при быстро меняющемся освещении.

Камея

Каме́я - см. в ст. гемма.

Кампанила

Кампани́ла (итал. campanile, от лат. campana - колокол), колокольня в итальянской архитектуре Средних веков и эпохи Возрождения. Представляла собой квадратную, реже круглую башню, которая, как правило, стояла отдельно, с южной стороны от храма. Наиболее известна кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, построенная по проекту Джоттоди Бондоне (1334 - ок. 1359 гг.).

Джотто ди Бондоне. Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре. 1334 - ок. 1359 гг. Флоренция

Джотто ди Бондоне. Кампанила собора Санта-Мария дель Фьоре. 1334 - ок. 1359 гг. Флоренция

Кампен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каналетто

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кандинский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каннелюры

Каннелю́ры - см. в ст. колонна.

Канова

Кано́ва (canova) Антонио (1757, Поссаньо, Италия - 1822, Венеция), итальянский скульптор, представитель классицизма. В 1768-80 гг. жил в Венеции, где обучался в мастерской Д. Феррари. В ранних работах заметны барочные элементы и влияние Д. Л. Бернини. Изучение гипсовых слепков с античной скульптуры повлияло на выработку пластического языка Кановы. Наиболее значительную работу этого периода «Дедал и Икар» (1778-79) отличает реалистичность в передаче движений и поз; вместе с тем ощутима тенденция к классицистической идеализации. С 1780 г. скульптор жил преимущественно в Риме, где приобрёл влиятельных покровителей - Д. Джулиан и А. Редзонико. Для Д. Джулиан была выполнена мраморная скульптурная группа «Тезей и Минотавр» (1781-83), в которой Канова следует классицистическим принципам. В 1780-е гг. скульптор создал также крупные монументальные работы (мраморные надгробия римских пап Климента XIII, 1792, и Климента XIV, 1783-87; Марии Кристины Австрийской, 1805).

А. Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Мрамор. 1805-07 гг. Галерея Боргезе. Рим

А. Канова. «Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы». Мрамор. 1805-07 гг. Галерея Боргезе. Рим

В нач. 19 в. Канова приобрёл общеевропейскую известность. В это время он создаёт идеализированные портреты Наполеона Бонапарта и его семьи (скульптурный портрет для бронзовой статуи императора в образе Марса-победителя, ок. 1811 г.; портрет сестры Наполеона Паолины Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805-07). Классицистический идеал грации нашёл воплощение в мраморных статуях «Венера и Адонис» (1789), «Амур и Психея» (1794-96), «Три Грации» (1816).

А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1794-96 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

А. Канова. «Амур и Психея». Мрамор. 1794-96 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

Благодаря приобретению Александром I собрания императрицы Жозефины, одно из крупнейших собраний работ Кановы находится в Эрмитаже (Санкт-Петербург). Впоследствии оно было дополнено коллекцией сына Жозефины, герцога Лейхтенбергского, женатого на великой княгине Марии Николаевне, а также скульптурами, принадлежавшими князю Н. Б. Юсупову.

Канон

Кано́н - в изобразительном искусстве (от греч. kanṓ n - норма, правило), система строгих стилистических и иконографических норм, господствующих в искусстве какой-либо эпохи или направления. Каноном называют также произведение, служащее классическим образцом для копирования и подражания. Термин впервые был употреблён в одноимённом трактате древнегреческого скульптора 5 в. до н. э. Поликлета, посвящённом исследованию идеальных пропорций человеческого тела. Канонические системы существовали уже в изобразительном искусстве Древнего мира (в Древнем Египте, Индии, Месопотамии). Устойчивость канонических принципов позволяла обеспечить и сохранить в художественной системе той или иной эпохи (иногда на протяжении многих веков) единообразие эстетических и мировоззренческих норм.

Понятие канона неразрывно связано с религиозным искусством. Христианский иконописный канон установлен Церковью как условие постижения и выражения Божественных истин средствами изобразительного искусства. На его основе вырабатывалась иконография важнейших образов и сюжетов, составлялись т. н. иконописные подлинники - руководства по иконописанию и собрания образцов, определявших все детали канонических изображений священных персонажей и событий, технические приёмы письма и используемые материалы для творчества. Строгая каноничность распространялась не только на иконописные образы, но и на церковную архитектуру, её внешнее и внутреннее убранство, создаваемый ею художественный образ вселенской гармонии и порядка.

"Канцелярия от строений"

"Канцеля́рия от строе́ний" (до 1723 г. - Канцелярия городовых дел; в 1765-69 гг. - Канцелярия от строений Её императорского Величества домов и садов), государственное учреждение в Санкт-Петербурге (1706-97), контролировавшее строительные работы в городе и осуществлявшее подготовку архитекторов, а позднее и живописцев. Создана по указу Петра I. Первым начальником был Ульян Сенявин. В 1720 г. в ведение Канцелярии была переведена «живописная команда», куда входили художники, украшавшие архитектурные сооружения. Живописцы «Канцелярии от строений» были универсальными мастерами. Они расписывали триумфальные ворота, изготовляли садовые украшения и знамёна, писали иконы, делали костюмы и театральные декорации. Начинающие мастера трудились рядом с опытными, обучаясь в процессе работы. Руководителями и преподавателями «живописной команды» были такие известные живописцы, как Л. Каравак, А. М. Матвеев, И. Я. Вишняков, А. П. Антропов. В 1755 г. в Канцелярии открылась школа по обучению позолотному, столярному и штукатурному делу.

После ликвидации «Канцелярии от строений» её функции перешли к Гофинтендантской конторе.

Капитель

Капите́ль - см. в ст. колонна.

Караваджизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Караваджо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Каравак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кариатида

Кариати́да (от греч. karyatides - жрицы храма Артемиды в Карии), скульптурное изображение задрапированной женской фигуры, которое заменяет в архитектурных сооружениях колонну или др. вертикальную опору для поддержки перекрытия. Впервые появились в древнегреческой архитектуре. Наиболее известны кариатиды храма Эрехтейон на афинском Акрополе (421-406 гг. до н. э.). Согласно легенде, название «кариатида» произошло от г. Кария в Аркадии, где девушки на праздниках в честь богини Артемиды танцевали с корзинами на головах. Статуи кариатид продолжали использовать в архитектуре эпохи Возрождения.

Портик кариатид храма Эрехтейон. 421-406 гг. до н. э. Афинский Акрополь

Портик кариатид храма Эрехтейон. 421-406 гг. до н. э. Афинский Акрополь

Карикатура

Карикату́ра (итал. caricatura, от caricare - нагружать, преувеличивать), изображение, в котором сознательно создаётся комический эффект; один из жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным газетным и журнальным материалам, почти всегда сопровождается пояснительной подписью. Карикатура призвана обличать, высмеивать, осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое. Художник-карикатурист должен уметь очень быстро откликаться на происходящие события. Поэтому карикатура обычно представляет собой линейный чёрно-белый рисунок, который легко воспроизвести в печати. Линия в лучших карикатурах несёт особую эмоциональную выразительность, она иногда буквально подчёркивает черты характера персонажей - например, дрожит и прерывается в изображении жалких и трусливых.

А. де Тулуз-Лотрек. «Ла Гулю, входящая в Мулен-Руж». Цветная литография. 1892 г.

А. де Тулуз-Лотрек. «Ла Гулю, входящая в "Мулен-Руж"». Цветная литография. 1892 г.

Первые карикатуры появились в Европе в период религиозных войн эпохи Реформации в Германии 16 в. Это были печатные сатирические листы, обличающие нравы духовенства. Близки карикатуре некоторые офорты французского графика 17 в. Ж. Калло, в которых происходящее уподоблено театральному шутовскому представлению. Карикатура в современном смысле этого слова появилась в сер. 18 в. в Англии. Сатирические циклы рисунков и гравюр создавал У. Хогарт. В карикатурах Т. Роулендсона появляются свойственные этому жанру преувеличение, деформация фигур и т. д. Крупнейшим мастером карикатуры был французский художник О. Домье.

Для карикатур сатирических журналов кон. 19 - нач. 20 в. характерна острая социальная заострённость (В. А. Серов, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере). Крупнейшие мастера карикатуры 20 в. в России - Кукрыниксы, Б. Е. Ефимов, Б. И. Пророков и др.; Жан Эффель во Франции, Х. Бидструп в Дании.

Карнак

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карниз

Карни́з (греч. koronís - конец, завершение), горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу (перекрытие) здания и защищающий стену от стекающей воды. Карниз бывает верхний (венчающий), например в антаблементе, и промежуточный (например, между этажами здания).

Карпаччо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Карраччи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Картина

Статья большая, находится на отдельной странице.

Картон

Карто́н - в искусстве, подготовительный рисунок, выполненный в размере будущего произведения (ковра, фрески, мозаики и т. п.). При переносе композиции на стену контуры рисунка прокалывались. Картоны были широко распространены в эпоху Возрождения («Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1503-06; «Битва при Кашине» Микеланджело, 1504-06) и в 17-18 вв.

П. П. Рубенс. Копия центральной части картона Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». 1605 г. Лувр. Париж

П. П. Рубенс. Копия центральной части картона Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари». 1605 г. Лувр. Париж

Кижи

Ки́жи - остров на Онежском озере в Карелии, где расположен комплекс деревянных сооружений Кижского погоста (18-19 вв.); Музей-заповедник народного деревянного зодчества и этнографии Карелии. Живописные по силуэту 22-главая Преображенская (1714) и 9-главая Покровская (1764) церкви, шатровая колокольня (1874) составляют редкий по красоте ансамбль.

Кижи. Преображенская церковь. 1714 г.

Кижи. Преображенская церковь. 1714 г.

В Средневековье Кижи были центром религиозной жизни округи. Плотники Заонежья славились по всей Руси. По легенде, Преображенскую деревянную церковь полностью построил один мастер с помощью только топора, без единого гвоздя. Окончив работу, он бросил топор в реку, сказав: «Построил эту церковь мастер Нестор. Не было, нет и не будет такой». Техническое совершенство сочетается в архитектуре церкви с нарядностью, затейливостью. Здание составлено из трёх восьмериков (восьмигранных бревенчатых срубов), поставленных друг на друга. К нижнему мощному восьмерику по сторонам света пристроены четыре двухступенчатых помещения. 22 главы, каждая из которых покрыта серебристой чешуёй лемеха (деревянной черепицы), выстраиваются в многоярусную пирамидальную композицию. Преображенская церковь строилась как зимняя, а Покровская - как летняя. Восемь глав Покровской церкви окружают девятую, каждая из них поставлена на небольшой восьмерик. Эта церковь меньше по размерам, чем Преображенская, она более лёгкая и изящная. Колокольня представляет собой стоящий на четверике (квадратном срубе) восьмерик, завершённый шатром. Бревенчатые стены колокольни обшиты тёсом - этот приём характерен для 19 в. Постройки гармонично связаны с окружающей природой, «вписаны» в суровый северный пейзаж.

Кижи. Комплекс деревянных построек. 18-19 вв.

Кижи. Комплекс деревянных построек. 18-19 вв.

В архитектурной экспозиции музея «Кижи» собраны и другие редкие памятники русского деревянного зодчества: Лазаревская церковь Муромского монастыря (14 в.), жилые и хозяйственные постройки 17 - нач. 19 в: дома-усадьбы, амбары, часовни, звонницы, ветряные мельницы, кузницы. Эти сооружения дают представление о традициях русского деревянного зодчества, позволяют соприкоснуться с живым родником народной культуры.

Кинетизм

Кинети́зм - кинетическое искусство (от греч. kinēma - движение) одно из течений постмодернизма, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или его отдельных частей. Опыты создания «движущихся моделей» предпринимались в рамках учебных экспериментов в Баухаузе и Вхутемас е. В нач. 20 в. кинетизм оформился как течение в русле конструктивизма. Кинетическое произведение представляет собой подвижную объёмную конструкцию, приводимую в действие вручную, с помощью технических средств или посредством природных сил - ветра, воды (движущиеся объекты Л. Сюрважа, В. Е. Татлина; «мобили» американца А. Колдера, конструкции француза Н. Шёффера). Нередко дополнительно используются звуковые и световые эффекты. В кон. 20 - нач. 21 в. прежние электромеханические принципы управления сменяются программно-компьютерными, расширяющими возможности интерактивного зрительского восприятия.

Кипренский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Китайское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Китч

Китч - кич (нем. Kitsch - дешёвка, дурной вкус), безвкусная массовая художественная продукция. В художественной промышленности второй пол. 19 - нач. 20 в. китч распространился как изготовленная фабричным способом имитация уникальных изделий. С 1960-х гг. предметы китча стали распространённым явлением массовой культуры.

Классицизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клее

Кле́е - П., см. в ст. "Синий всадник".

Климт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клодт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Клуэ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Книга мёртвых"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Козловский

Козло́вский - Михаил Иванович (1753, Санкт-Петербург - 1802, там же), русский скульптор, представитель классицизма. В 1764-73 гг. учился в Петербургской академии художеств у Н. Ф. Жилле. В 1773-80 гг. в качестве пенсионера АХ жил за границей (в 1773-79 гг. - в Риме, в 1779-80 гг. - во Франции), где совершенствовал своё мастерство. По возвращении в Россию принял участие в декоративном оформлении Мраморного дворца, создав два рельефа для Мраморного зала («Прощание Регула с гражданами Рима» и «Камилл избавляет Рим от галлов»; оба - 1781), классицистические по тематике и исполнению. В 1783-84 гг. создал цикл из восьми рельефов для фасадов «Храма Дружбы» (Концертного зала) в парке Царского Села. Их отличают уравновешенность композиции и чёткость силуэтов. В 1788-90 гг. вновь отправился в Париж в качестве руководителя трудившихся там учеников АХ.

М. И. Козловский. «Амур со стрелой». Мрамор. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

М. И. Козловский. «Амур со стрелой». Мрамор. 1797 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Козловский работал в различных жанрах, но особенно плодотворно - в статуарной пластике, как станковой, так и монументальной. В станковой скульптуре можно выделить героическую и идиллическую линии. К первой относятся «Бдение Александра Македонского» (1780-е гг.), «Поликрат» (1790), «Аякс с телом Патрокла» (1796), ко второй - «Аполлон» (1789), «Спящий Амур» (1792), «Амур со стрелой» (1797). Скульптор работал также в надгробной пластике (надгробие П. И. Мелиссино, 1800; С. А. Строгановой, 1802). Монументальное творчество Козловского достигло высшего расцвета в нач. 19 в. Им была создана центральная скульптурная группа «Самсон, разрывающий пасть льва» для Большого каскада в Петергофе, исполненная в позолоченной бронзе (1800-02; исчезла во время Великой Отечественной войны, воссоздана по фотографиям в 1947 г.). В памятнике А. В. Суворову (1801), который был задуман как прижизненная статуя, однако установлен лишь после смерти полководца, классицистическая идея доблестного служения отечеству обретает романтические оттенки.

С 1794 г. Козловский преподавал в АХ. Среди его учеников были знаменитые впоследствии скульпторы - С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский. Творчество Козловского в целом развивалось в рамках классицизма с отголосками барокко и рококо.

Кокошники

Коко́шники - в архитектуре, полукруглые или килевидные завершения части наружной стены здания, имеющие декоративное значение. Широко применялись в убранстве русских церквей 16-17 вв., где часто располагались ярусами, придавая пирамидальный объём зданию или его части (Спасский собор Андроникова монастыря, 1420-27; храм Василия Блаженного, 1555-61; оба - в Москве).

Колизей

Статья большая, находится на отдельной странице.

Коллаж

Колла́ж (франц. collage - наклеивание), в изобразительном искусстве технический приём, состоящий в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; а также произведение, выполненное в этой технике. Широко применялся кубистами, футуристами и дадаистами, дополнявшими живописные изображения приклеенными на холст обрывками газет, фотографий, обоев, кусков ткани и т. п.

Х. Грис. «Чайные чашки». Коллаж. 1914 г. Собрание земли Северный Рейн - Вестфалия. Дюссельдорф

Х. Грис. «Чайные чашки». Коллаж. 1914 г. Собрание земли Северный Рейн - Вестфалия. Дюссельдорф

Колло

Колло́ (collot) Мари Анн (1748, Париж - 1821, Нанси), французский скульптор, портретист. Обучалась у Ж. Б. Лемуана. Ок. 1764 г. поступила в мастерскую Э. М. Фальконе, где оставалась до 1766 г., затем вместе со своим учителем отправилась в Санкт-Петербург. До отъезда в Россию ею были исполнены в стилистике рококо терракотовые портреты Неизвестного (1765), Д. А. Голицына (1766), Д. Дидро (1766). В Санкт-Петербурге была избрана академиком Петербургской академии художеств (1767), стала придворной портретисткой Екатерины II и работала главным образом по её заказам. Создала мраморные бюсты Ф. Вольтера (ок. 1769), Д. Дидро (1772), великого князя Павла Петровича и его супруги Натальи Алексеевны (1775). Внесла значительный вклад в иконографию Екатерины II, создав серию портретов императрицы. Одной из лучших работ Колло является мраморный бюст Э. М. Фальконе (1769-73). Создала модель головы Петра I для выполненного её учителем конного монумента царю в Санкт-Петербурге («Медный всадник»).

М. Колло. Портрет Петра I. Барельеф. Бронза. 1769-70 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

М. Колло. Портрет Петра I. Барельеф. Бронза. 1769-70 гг. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

На годы, проведённые в Санкт-Петербурге, приходится расцвет творчества Колло, в этот период в её произведениях проявились черты раннего классицизма. Выйдя замуж за сына своего учителя, живописца П. Э. Фальконе, в 1778 г. отправилась с ним в Париж, но вскоре уехала к Э. М. Фальконе в Гаагу, откуда в 1780 г. вместе с ним возвратилась во Францию. С 1783 г., оставив занятия творчеством, ухаживала за больным скульптором до его смерти в 1791 г. Оставшуюся часть жизни провела в Лотарингии, приобретя имение Маримон, близ Нанси.

Творчество Колло принадлежит переходному периоду от рококо к классицизму. Значительная часть наследия скульптора находится в российских собраниях.

Колокольня

Колоко́льня - звонница, помещение для колоколов. В отличие от западноевропейской архитектуры, на Руси колокольни строили не только в виде многоярусных башен, но и отдельно стоящих стенок с проёмами для подвески колоколов. Подобные звонницы были особенно широко распространены в псковских храмах 14-17 вв. В Италии колокольни называют кампанилами.

С. И. Чевакинский. Колокольня Никольского морского собора. 1753-62 гг. Санкт-Петербург

С. И. Чевакинский. Колокольня Никольского морского собора. 1753-62 гг. Санкт-Петербург

Коломенское

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колонна

Коло́нна (франц. colonne, от лат. columna - круглый столб), архитектурно обработанная вертикальная опора, круглая в сечении; главный элемент несущей конструкции зданий и архитектурных ордеров (см. ст. Ордер архитектурный). Прототипами колонн были деревянные (из стволов деревьев) или каменные круглые столбы, на которые опирались крыши древнейших построек, созданных на основе простейшей стоечно-балочной конструкции. Колонна состоит из гладкого или с вертикальными желобками-каннелюрами ствола, завершается пластически обработанной капителью (от позднелат. capitellum - головка), обычно опирается на базу. Ствол колонны может иметь утолщение в середине - энтазис, зримо выражающий образ упругого несения тяжести опорой.

Колонный зал. Кносский дворец. Остров Крит. 17-16 вв. до н. э.

Колонный зал. Кносский дворец. Остров Крит. 17-16 вв. до н. э.

Художественную выразительность колонны определяют её пропорции: соотношение длины к диаметру, длины и диаметра к интерколумнию (расстоянию между колоннами) и к размерам всего сооружения. В Древнем Египте избыточно мощные, тесно поставленные колонны напоминали огромные связки папируса или цветущего лотоса, рядом с которыми человек казался маленьким и ничтожным (Луксор, Карнак). В крито-микенской архитектуре деревянные колонны утончались книзу, уподобляясь сталактитам, свисающим со сводов пещер (т. н. Колонный зал Кносского дворца на о. Крит, 17-16 в. до н. э.). Особое совершенство, соразмерность человеку отличает древнегреческие колонны (Парфенон, 447-438 гг. до н. э., архитекторы Иктин и Калликрат, храм Ники Аптерос на афинском Акрополе, 442-420 гг. до н. э., архитектор Калликрат). В Древнем Риме колонны часто утрачивают конструктивное значение, становясь элементом архитектурного декора (Колизей, 75-80 гг.). В Средневековье и последующие эпохи колонны становятся опорами не только для балочных перекрытий, но и для арок и сводов.

Храм Аполлона в Дельфах. Реконструкция

Храм Аполлона в Дельфах. Реконструкция

Отдельно стоящие колонны обычно служат памятниками: колонна римского императора Траяна на форуме Траяна в Риме, 113 г., воздвигнутая в честь победы римлян над даками; Александровская колонна на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (1830-34, архитектор А. А. Монферран) - монумент в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 г. Колонны, украшенные носами кораблей, называют ростральными.

Колонна ростральная

Коло́нна ростра́льная - см. ростральная колонна.

Колоннада

Колонна́да - ряд (или ряды) одинаковых колонн. Колоннадами могут оформляться фасады и интерьеры зданий, крытые галереи и т. д.

Колорит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колосс Родосский

Коло́сс Родо́сский - см. в ст. семь чудес света.

Композиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конёнков

Конёнков - Сергей Тимофеевич (1874, деревня Караковичи Смоленской области - 1971, Москва), русский скульптор, народный художник СССР (с 1958 г.) В 1892-96 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С. М. Волнухина и С. И. Иванова и в Петербургской академии художеств (1899-1902). С 1908 г. был одним из участников Нового общества художников, с 1909 г. - Союза русских художников, с 1917 г. - художественного объединения «Мир искусства».

Творчество Конёнкова необычайно многообразно и связано с осмыслением широкого круга традиций и стилей. Ранняя бронзовая статуя «Камнебоец» (1898) выполнена в передвижнической традиции. В статуе «Самсон, разрывающий цепи» (1902 г.; не сохранилась) мастер стремится отойти от буквального воспроизведения натуры и погрузиться в мир мифа. Обращение к мотиву обнажённой женской фигуры («Коленопреклонённая», 1907) свидетельствует об освоении античного наследия. После путешествия в Грецию (1912) античная тематика находит продолжение в статуях «Сон», «Крылатая» (обе - 1913), «Девушка» (1914). В деревянных скульптурах «Стрибог», «Старичок-полевичок» (обе - 1910), «Нищая братия» (1917) скульптор использует приёмы, близкие народному творчеству. Значительное место в наследии скульптора занимает тема музыки. Портреты Н. Паганини в различных вариантах (в дереве и мраморе) создавались Конёнковым на протяжении 50 лет.

После Октябрьской революции (1917) участвовал в осуществлении государственного плана монументальной пропаганды, выполнив рельеф «Павшим в борьбе за мир и братство народов» (1918) и композицию в дереве «Степан Разин со своей дружиной» (1918-19). В 1924-45 гг. жил в Нью-Йорке, работал в жанре портрета. В 1945 г., вернувшись в Москву, продолжал работать в области портретной и монументально-декоративной скульптуры. Автор многочисленных статей и книг («Слово к молодым», 1958; «Земля и люди», 1968; «Мой век», 1971). Конёнков - один из крупнейших мастеров первой пол. 20 в., его творчество во многом определило пути развития русской скульптуры.

Констебл

Статья большая, находится на отдельной странице.

Конструктивизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Контррельеф

Контррелье́ф - углублённый рельеф, получающийся от механического оттиска обычного рельефа в мягком материале (глина, воск) или при снятии с рельефа гипсовой формы. Мог использоваться в качестве печати для получения выпуклого оттиска (например, резные цилиндры Месопотамии). Возрождается в искусстве 20 в. в творчестве представителей авангардных направлений - кубизма, дадаизма, сюрреализма, русского кубофутуризма и конструктивизма. Наиболее известны контррельефы В. Е. Татлина, который монтировал на плоскости абстрактные объёмные формы из железа, дерева и др. материалов, постепенно выводя контррельефы в реальное пространство. Формотворческие эксперименты авангардистов нашли продолжение в дизайне и архитектуре 20-21 вв.

Контрфорс

Контрфо́рс - см. в ст. аркбутан.

Конха

Ко́нха - см. в ст. апсида.

Кончаловский

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кора

Ко́ра (греч. kó rē - девушка), статуя прямо стоящей девушки в длинных одеждах. Подобные статуи были широко распространены в Древней Греции в период архаики (7-6 вв. до н. э.). Наиболее знамениты коры, найденные на афинском Акрополе. Возможно, эти статуи приносили в дар богине Афине. В отличие от обнажённых куросов, коры всегда изображались задрапированными. Юные и безмятежные, коры стоят неподвижно, устремив взгляд прямо перед собой. Одежда девушек спадает прихотливыми волнистыми складками. Курчавые волосы обрамляют их лица подобно прекрасным коронам. На лицах застыла наивная улыбка, которую исследователи назвали «архаической». В древности статуи были ярко раскрашены.

Кора

Коры с афинского Акрополя. 6 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Коры с афинского Акрополя. 6 в. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Корбюзье

Корбюзье - ́ Ш. Э., см. Ле Корбюзье Ш. Э.

Корин

Ко́рин - Павел Дмитриевич (1892, Палех - 1967, Москва), русский живописец, монументалист. Сын крестьянина-иконописца. Работал в иконописной палате при Донском монастыре (1908-11). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1912-16) у К. А. Коровина, С. В. Ма лютина, Л. О. Пастернака. Преподавал в Государственных свободных художественных мастерских в Москве (1918-19). В 1932-59 гг. возглавлял реставрационные мастерские Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, реставрировал полотна Дрезденской галереи. Народный художник СССР (с 1962 г.).

Мастерская П. Д. Корина. Москва

Мастерская П. Д. Корина. Москва

Главным произведением Корина стала картина «Реквием», задуманная под впечатлением от похорон патриарха Тихона, умершего в 1925 г. (получила по предложению А. М. Горького наименование «Русь уходящая»). В течение десятилетий (1935-1959) художник писал подготовительные эскизы и портретные этюды («Митрополит Трифон», 1929; «Схимница», 1930; «Молодой иеромонах», 1932, и др.), однако картина так и осталась незавершённой.

В годы Великой Отечественной войны создал триптих «Александр Невский» (1942-43). Продолжил традицию создания галереи портретов русской интеллигенции, начатую М. В. Нестеровым (портреты А. М. Горького, 1932; М. В. Нестерова, 1939; К. Н. Игумнова, 1941-43; С. Т. Конёнкова, 1947; Кукрыниксов, 1958). Среди монументальных произведений художника - эскизы фриза для Дворца Советов в Москве (вторая пол. 1930-х гг.); работы для станций Московского метро (1951-52): витражи для «Новослободской», живописные панно для «Смоленской», мозаичные плафоны для «Комсомольской-кольцевой».

Коро

Коро - ́ (corot) Камиль (1796, Париж - 1875, там же), французский живописец, один из создателей реалистического национального пейзажа. Учился у французских академических живописцев А. Мишаллона и В. Бертена (1822-24). 1825-28 гг. провёл в Риме, где тщательно изучал натуру, работал над пейзажными набросками и эскизами. Уже ранние работы («Вид Колизея», 1826; «Мост Августа на реке Нера»,1827) отличает непосредственность и свежесть взгляда на природу. Художник стремится передать не столько древнеримские руины, сколько эффекты световоздушной среды, тонкие нюансы освещения, туманную дымку. Вернувшись во Францию, Коро работал в окрестностях Парижа, писал сельские виды Нормандии, Пикардии и Бургундии. К 1850-м гг. обрёл неповторимую индивидуальную манеру серебристой тональной живописи. Он почти не использовал в своих пейзажах зелёную краску, предпочитая серебристо-серые тона, переливающиеся множеством оттенков. Очертания фигур и предметов в картинах Коро тают в жемчужной дымке («Воспоминание о Мортефонтене», 1864). Он любил писать большие пушистые деревья, облачное небо, тающие голубоватые дали; изображать «переходные» состояния в природе - раннее утро, сумерки, наполняя их искренним поэтическим переживанием («Танец нимф», 1851; «Порыв ветра», 1865-70). Коро создал также немало портретов («Женщина с жемчужиной», 1868-70), простых и поэтичных, персонажи которых (в основном дети и юные девушки) пребывают в мире просветлённого спокойствия и тишины.

К. Коро. «Собор в Шартре». 1830 г. Лувр. Париж

К. Коро. «Собор в Шартре». 1830 г. Лувр. Париж

К. Коро. «Женщина с жемчужиной». 1868-70 гг. Лувр. Париж

К. Коро. «Женщина с жемчужиной». 1868-70 гг. Лувр. Париж

Коро. «Церковь в Марисселе». 1866 г. Лувр. Париж

Коро. «Церковь в Марисселе». 1866 г. Лувр. Париж

Многие качества живописи Коро сближают его с барбизонской школой. Стремление зафиксировать мгновенные, изменчивые состояния природы позволяет назвать этого художника предтечей импрессионистов.

Коровин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кракелюры

Кракелю́ры (франц. craquelure), трещины грунта, красочного слоя или лакового покрытия картин.

Крамской

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кранах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кремль

Кремль - кром, до 14 в. детинец, центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями; комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Крепости возводили на возвышенных местах, обычно на берегу реки или озера. Кремль был ядром города, определял его силуэт и планировку. Внутри него находились соборы, княжеский дворец, дворы бояр и духовенства. Стены вокруг кремля первоначально были деревянными (между двумя рядами частокола насыпали землю вперемешку с камнями). Каменные и кирпичные стены начали строить с 11 в. (в Новгороде с 1044 г., в Старой Ладоге с 1116 г., в Изборске и Пскове с 13 в.). Великолепный архитектурный ансамбль кон. 15-17 в. представляет собой Московский Кремль.

Псковский кремль. 13-17 вв.

Псковский кремль. 13-17 вв.

Псковский кремль. Стены и башни. 13-15 вв.

Псковский кремль. Стены и башни. 13-15 вв.

Кремль Московский

Кремль Моско́вский - см. Московский Кремль.

Крестово-купольный храм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Критический реализм

Крити́ческий реали́зм - художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам.

В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В. Г. Перов. «Сельский крестный ход на Пасхе». 1861 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Идеи критического реализма зародились в эпоху Просвещения (18 в.). Просветители (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо и др.) критиковали явления социальной несправедливости с точки зрения разума и нравственности. Черты критического реализма проявились во второй трети 19 в. во Франции в произведениях О. Домье и П. Гаварни, поражающих гражданским бесстрашием, глубиной социального анализа, остротой сатиры, перерастающей в трагичность. Позднее реалистические тенденции развили в своём творчестве Г. Курбе и Ж. Ф. Милле (Франция), А. Менцель и М. Либерман (Германия), М. Мункачи (Венгрия) и др. художники.

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-83 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880-83 гг. Государственная Третьяковская галерея. Москва. Фрагмент

Наиболее ярко и полно критический реализм проявился в русском искусстве во второй пол. 19 в. в творчестве художников-«шестидесятников» В. Г. Перова, И. М. Прянишникова, Н. В. Неврева, стремившихся вынести своими картинами «приговор современности», разоблачить социальную несправедливость, пробудить сострадание к «униженным и оскорблённым». В 1870-е гг. к ним присоединились Г. Г. Мясоедов, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, А. И. Корзухин, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко и др., объединившиеся в Товарищество передвижных художественных выставок (см. ст. Передвижники).

Крито-Микенское искусство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ксилография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кубизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кузнецов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Куинджи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кукрыниксы

Кукрыни́ксы (псевдоним по первым слогам фамилий), творческое содружество трёх художников-карикатуристов и иллюстраторов: Куприянов Михаил Васильевич (1903, Тетюши, Татария - 1991, Москва); Крылов Порфирий Никитич (1902, деревня Щелкуново Тульской области - 1990, Москва); Соколов Николай Александрович (1903, Москва - 2000, там же). Учились в московском Вхутемасе - Вхутеине (1921-29). Действительные члены Академии художеств СССР (1947), народные художники СССР (1958). Познакомились во время совместной учёбы на графическом факультете Вхутемаса, тогда же начали работать втроём, создавая первые карикатуры для газет и журналов. С 1933 г. работали в газете «Правда».

Кукрыниксы проявили себя в разных жанрах: политическом плакате, карикатуре, книжной иллюстрации, исторической картине. В карикатурах Кукрыниксов всегда присутствует драматургически насыщенное действие, широко используется народный юмор, соединяются трагедия и фарс, слёзы и смех. Их яркие плакаты воодушевляли людей в годы Великой Отечественной войны («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941, и др.). На основе личных впечатлений создано полотно «Бегство фашистов из Новгорода» (1944-46). Картина «Конец» (1948) написана в новаторском жанре сатирической исторической картины. В 1940-60-е гг. Кукрыниксы плодотворно работали в жанре книжной иллюстрации (к «Даме с собачкой» А. П. Чехова, 1945-46; к повестям М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937-39; стилизованные под лубок 19 в. иллюстрации к «Левше» Н. С. Лескова, к «Золотому телёнку» и «12 стульям» И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, 1967-69, и др.). Создавая вместе многочисленные карикатуры и шаржи, художники никогда не прекращали работать индивидуально: писали живописные портреты и пейзажи.

Кукрыниксы оставили яркий и заметный след в истории советской карикатуры. Виртуозные рисовальщики, зоркие наблюдатели, они обладали непревзойдённым чувством юмора и стиля.

Купол

Ку́пол (итал. cupola - купол, свод), разновидность свода; криволинейное перекрытие (крыша) зданий и сооружений, имеющее полусферическую, яйцевидную, луковичную и т. п. формы. Перекрывая без опор большие помещения, купола создают в интерьерах ощущение простора и торжественного величия. Т. н. ложные купола, выполнявшиеся из положенных кольцами рядов кирпича, постепенно сужавшихся к центру, появились уже в архитектуре Месопотамии (нач. 3-го тыс. до н. э.). Благодаря изобретению бетона, купола получили широкое распространение в Древнем Риме (Пантеон, ок. 125 г.). Купол является одной из главных конструктивных частей крестово-купольного храма (храм Св. Софии Константинопольской, 532-37; древнерусские церкви). В эпоху Возрождения купола, венчающие соборы, становятся архитектурной доминантой западноевропейских городов (купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции, 1420-36, архитектор Ф. Брунеллески). С 18 в. купола начинают использовать не только в церковных, но и в светских зданиях. Со второй пол. 19 в. купола изготавливают также из металлических остеклённых конструкций. В 20 - нач. 21 в., в результате развития металлических и железобетонных конструкций, а также применения новых материалов (полимеров и др.) архитекторы получили возможность возводить купола самых разнообразных форм и структур (ребристые, ребристо-кольцевые, волнистые, ячеистые и т. д.). В современной архитектуре купола широко применяются для перекрытия огромных общественных зданий - стадионов, бассейнов, ангаров, выставочных и зрительных залов (П. Л. Нерви, Р. Б. Фуллер и др.).

Микеланджело. Купол собора Св. Петра. 1546-1630 гг. Рим

Микеланджело. Купол собора Св. Петра. 1546-1630 гг. Рим

Куприн

Купри́н - А. В., см. в ст. "БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ".

Курбе

Статья большая, находится на отдельной странице.

Курос

Ку́рос (греч. kú ros - юноша), статуя обнажённого юноши в древнегреческой скульптуре периода архаики (7-6 вв. до н. э.). В облике куросов представляли богов, чаще всего Аполлона (Аполлон Тенейский, 6 в. до н. э.), и героев, в том числе атлетов - победителей спортивных состязаний (парные статуи Клеобиса и Битона, скульптор Полимед Аргосский, нач. 6 в. до н. э.). Иногда такие изваяния служили надгробными памятниками (надгробная статуя Кройса, ок. 520 г. до н. э.). В статуях куросов впервые в древнегреческой скульптуре была сделана попытка изобразить человеческое тело в движении. Левая нога у каждого из каменных юношей выдвинута - он словно делает шаг вперёд. При этом фигура остаётся строго фронтальной (чтобы сохранить её незыблемую прямизну, скульпторы делали левую «шагающую» ногу длиннее правой). Статуи куросов излучают уверенную силу, их лица озаряет загадочная «архаическая» улыбка.

Надгробная статуя Кройса. Мрамор. Ок. 520 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Надгробная статуя Кройса. Мрамор. Ок. 520 г. до н. э. Национальный археологический музей. Афины

Кустодиев

Статья большая, находится на отдельной странице.

Кхаджурахо

Кхаджура́хо - средневековый индуистский храмовый комплекс (10-11 вв.) в Центральной Индии, к юго-востоку от г. Дели. Включал свыше 80 сооружений, из которых сохранились 24 храма. Возведённый в правление династии Чанделов, в следующие века был заброшен и предан забвению; искусственные водоёмы заросли, а леса поглотили некогда великолепную столицу. Лишь в 1838 г. Кхаджурахо был открыт учёными.

Кхаджурахо. Храм. 10-11 вв.

Кхаджурахо. Храм. 10-11 вв.

Храмы, сложенные из гранита и золотистого песчаника, возвышаются на постаментах. Ко входу, ориентированному на восток, ведут высокие ступени. В храмах Кхаджурахо, как и во всех индуистских культовых зданиях, за притвором (преддверием) следует многоколонный зал - помещение для молящихся, а за ним - кубическое святилище - вимана, увенчанное башней-шикхара. Внутри святилища выделялось небольшое внутреннее пространство, называемое гарбха-гриха («чрево храма»), в котором помещалась главная святыня, доступная лишь посвящённым. Комплекс Кхаджурахо состоит из храмов т. н. северного типа с округлыми, плавных очертаний башнями и волнообразными стенами. Башни завершаются ребристыми плоскими барабанами, увенчанными трезубцами (символ бога Шивы). Стены зданий как внутри, так и снаружи, сплошь покрыты скульптурным декором: резьбой, орнаментами, отдельными фигурами и скульптурными группами. Праздничные процессии, военные шествия, группы аскетов и воинов, боги и богини, мифические животные, переплетающиеся растения и геометрические узоры сплошными лентами фризов опоясывают храмы сверху донизу.

Рельеф храма Кандарья Махадеви в Кхаджурахо. 10-11 вв.

Рельеф храма Кандарья Махадеви в Кхаджурахо. 10-11 вв.

Главный храм Кхаджурахо - Кандарья Махадеви - замечателен своим скульптурным оформлением. Особенно знамениты скульптурные группы, представляющие влюблённых, застывших в страстных объятиях. В фигурах женщин - полногрудых, с тонкой талией и массивными бёдрами, с руками и ногами, унизанными браслетами, гибких, исполненных чарующей грации, воплотился индийский идеал красоты.

Предыдущая страница Следующая страница