Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Деису́сный чин - см. в ст. иконостас. |
Дейне́ка - Александр Александрович (1899, Курск - 1969, Москва), русский живописец, скульптор, график, монументалист. Учился в Харьковском художественном училище (1915-17), во Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского, тогда же познакомился с В. В. Маяковским и плакатистом Д. С. Моором. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ), член общества «Октябрь», член Российской ассоциации пролетарских художников. Дейнека - мастер книжной и журнальной графики, которую отличает особая, «плакатная» выразительность. Художественные средства живописи обогатил элементами новых видов искусства: кино, фотографии, плаката. Картины 1920-х гг. тяготеют к монументальным формам, их пространственное и ритмическое построение напоминает об опыте конструктивизма. В полотнах, посвящённых возведению нового мира («Перед спуском в шахту», 1925; «На стройке новых цехов», 1926), Дейнека «монтирует» на плоскости объёмные, взятые крупным планом фигуры людей и ажурное кружево конструкций. Он словно выхватывает фрагменты из панорамы огромной стройки, в которую превратилась вся страна. В «Обороне Петрограда» (1927) две контрастные по ритму и пластике шеренги бойцов и раненых образуют двухъярусную композицию; монохромная цветовая гамма усиливает эмоциональную напряжённость. В 1930-е гг. картины Дейнеки насыщаются светом и радостью. «Мать» (1932) воссоздаёт образ материнства, исполненный нежности и любви. Художник обращается также к темам спорта и авиации. В «Будущих лётчиках» (1937) фигурки мальчиков, наблюдающих полёт гидроплана, воплощают молодость и мечту о светлом будущем. Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). В 1930-50-е гг. Дейнека активно работал как скульптор, писал панно для международных выставок, выполнил мозаики для станций метро «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1940-43), мозаичные портреты учёных для нового здания МГУ им. М. В. Ломоносова (1947-53). Преподавал во Вхутеине (1928-30) и др. учебных заведениях. Живопись Дейнеки (особенно периода ОСТа) оказала влияние на творческие поиски художников «сурового стиля». |
Деко́р (от лат. decoro - украшаю), система украшения здания (фасада, интерьера) или изделия. Выступая в единстве с их объёмно-пространственной композицией, декор акцентирует конструктивные элементы или, наоборот, зрительно преобразует конструкцию, внося иные масштабные соотношения, ритм, колорит (декор в виде колонн трёх ордеров зрительно облегчает массивную арочную конструкцию Колизея; в барочных зданиях обильная лепнина, прерывистые линии карнизов, собранные в пучки колонны придают живописность гладкой стене). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Десюдепо́рт (франц. dessus de porte, буквально - над дверью), декоративное панно, расположенное над дверью (чаще всего живописное, реже скульптурное). Обрамление десюдепорта связывает его с общим лепным или резным деревянным оформлением дверного проёма. Десюдепорты широко применялись в отделке дворцовых интерьеров в Европе в 17-18 вв., в России - в 18 в. А. Ринальди. Китайский дворец. Интерьер. Государственный музей-заповедник Ораниенбаум. Ломоносов Справа: Десюдепорт в зале Китайского дворца. Государственный музей-заповедник Ораниенбаум. Ломоносов |
Джоко́нда - см. в ст. Леонардо да Винчи. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ди́птих - см. в ст. полиптих. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Дона́тор (лат. donator - даритель), часто встречающееся в живописи, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве Средних веков и эпохи Возрождения изображение заказчика строительства храма или дарителя денежных средств для его украшения. Предоставление средств на возведение и украшение храма считалось одним из богоугодных дел. Донаторов изображали в виде маленьких фигурок, благоговейно склонённых, стоящих на коленях в молитвенной позе перед Христом, Богоматерью или святыми-покровителями. Фигуры дарителей часто помещали на боковых створках больших алтарных образов («Гентский алтарь» Я. ван Эйка, 1432; «Алтарь Портинари» Х. ван дер Гуса, ок. 1475 г.). А. Альтдорфер. «Распятие с донаторами». Ок. 1512 г. Государственный музей. Кассель Часто донаторы представлены с моделями возведённых на их средства зданий в руках. Так, в мозаиках храма Св. Софии в Константинополе император Юстиниан держит в руках его модель; император Константин Великий подносит Богоматери с Младенцем модель основанного им города, посвящённого Царице Небесной. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Дре́вней и́ндии культу́ра - см. Древней Индии искусство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Дюша́н - М., см. в ст. дадаизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |