Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДЖ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДЖ")

Аветисян Х. М.

Хачатур Мехакович (р. 14 IV 1926, Ленинакан) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). В 1959 окончил Ереванскую консерваторию у Э. М. Мирзояна. Как исполнитель на каноне А. получил 1-ю премию на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей 3-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Берлин, 1951). С 1958 муз. рук. Гос. ансамбля танца Армении, в 1974-77 худ. рук. Гос. ансамбля песни и пляски им. Т. Алтуняна. Соч. А. написаны в основном для оркестров нар. инструментов и часто ими исполняются. Автор многочисл. хор. и сольных песен (св. 60), а также концерта для канона и малого симф. оркестра (1954), "Праздничной увертюры" (1957), 2 танц. сюит (1956, 1959), 20 муз.-хореографич. картин для симф. оркестра и оркестра нар. инструментов, музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. С 1977 преподаёт в Ереванской консерватории, с 1978 зав. кафедрой нар. инструментов.

Авидом М.

Авидом М. (Avidom; наст. фам. Малер-Калькштейн; Mahlcr-Kalkstein) Менахем (р. 6 I 1908, Станислав, ныне Ивано-Франковск, УССР) - израильский композитор, педагог и муз. критик. Поселился в Палестине в 1925. Композицию изучал у А. Рабо в Парижской консерватории (1928-31). В 1931-34 инспектор департамента школьного образования в Каире. С 1935 преподавал в Тель-Авиве (в 1937-45 в консерватории). В 1945-52 ген. секретарь Филармонич. оркестра Палестины (с 1948 - Израиля), с 1956 пред. израильского Союза композиторов. С 1946 занимал ряд ответств. должностей в муз. организациях. Автор первой израильской историч. оперы "Александра из династии Хасмонеев". В ряде произв. (струн. квартеты, "Йеменские песни") использовал вост. палестинский песенный и танц. фольклор. Среди др. соч. А. выделяются "Энигма" для дух. квинтета, фп. и ударных инструментов.

Сочинения: оперы (3), в т. ч. Александра из династии Хасмонеев (1959, Тель-Авив, Гос. пр. Израиля, 1961); 7 симфоний (1945-61, в т. ч. Народная, 1945; Давид, 1948); для катерн. орк. - сюита на тему В. А. С. Н. (1962), Песня Эйлата для голоса и орк. (1957); камерн. соч. - концерт для струнных и флейты (1944), 2 концертино - для скр., для влч. (оба с фп., 1950); струн. ансамбли; для фп. - сонатины, "Впечатления"; цикл песен на сл. X. Н. Бялика и др.

И. М. Ямпольский.

Авиценна

Авиценна - см. Ибн Сина.

Авксентьев Е. Г.

Евгений Григорьевич (p. l4(27) VIII 1910, Красноярск) - советский музыкант, виртуоз-исполнитель на балалайке, дирижёр и композитор. Засл. арт. РСФСР (1972). Сын дирижёра, засл. деят. иск-в РСФСР Григория Евгеньевича А. (р. 1887). В 1941 окончил муз. уч-ще им. Гнесиных по классу композиции В. Я. Шебалина. Игре на балалайке обучался самостоятельно, нек-рое время брал уроки у Б. С. Трояновского. С 1929 начал конц. деятельность. Выступает в СССР и за рубежом (скандинавские страны, Англия, Франция, Австралия, США, Италия, Япония и др.). В 1937-49 дирижёр и композитор Ансамбля нар. танца СССР под рук. И. А. Моисеева. В 1951-55 нач. Отдела конц. организаций и муз. коллективов СССР Гл. управления муз. учреждений Комитета по делам иск-в при Сов. Мин. СССР. В 1955 возобновил конц. деятельность. Автор перелож. для балалайки произв. Д. Скарлатти, В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Рамо, С. С. Прокофьева; обр. народных песен и танцев, а также оригинальных сочинений (юмореска, тема с вариациями, корейский танец с ножами и др.).

Авлос

Авлос (греч. aylos) - др.-греч. дух. инструмент. Наряду с кифарой принадлежал к числу важнейших муз. инструментов античности. Был распространён также в Риме (под назв. тибия) и в странах Средиземно-морского бассейна. А. - трубка цилиндрич. или слегка конич. формы с 3-4 отверстиями и двойной тростью. Позднее количество отверстий было увеличено до 15, некоторые из них могли закрываться подвижными кольцами. Изготовлялись А. разл. размеров и строев. Их общий диапазон прибл. d - d3. При сольной игре (авлетика) исполнитель (авлет) обычно использовал одновременно два A.: на одном воспроизводилась мелодия, на другом - сопровождающий её выдержанный звук. А. применялся в воен. походах, при выполнении гимнастич. упражнений, для поддержки хоров в трагедиях, во время погребальных обрядов и при жертвоприношениях. Пение с сопровождением А. носило название авлодия. Нек-рым распространением пользовались в Греции дуэты двух А. и А. с кифарой.

Литература: Howard A., The Aulos or Tibia, "Harvard Studies in Classical Philology", v. IV, 1893; Huchzermeyer H., Aulos und Kithara in der griechischen Musik..., Mьnster in W., 1931; Schlesinger K., The Greek aulos. A study of its mechanism and of its relation to the modal system of Ancient Greek music, Groningen, 1970.

С. Я. Левин.

Авраамов А. М.

Арсений Михайлович (10(22) IV 1886, хутор Малый Несветай, ныне Ростовской обл. - 19 V 1944, Mocквa) - сов. муз. теоретик, фольклорист и композитор. В 1908-11 учился в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва у И. Н. Протопопова и А. М. Корещенко (теория музыки), пользовался советами С. И. Танеева. С 1910 выступал с лекциями и статьями о музыке (псевд. Ars). В 1917-18 правительственный комиссар иск-в Наркомпроса РСФСР, один из организаторов Пролеткульта (возглавлял его муз. и художеств.-этнографич. отделы). В 1918-26 собирал материалы для акустического изучения муз. ладов народов России и Востока. В 1941-43 художеств. руководитель Рус. нар. хора, созданного П. Г. Ярковым. В 1935-41 работал в Нальчике, содействовал развитию муз.-проф. культуры Кабардино-Балкарии, собирал муз. фольклор, написал на его основе ряд произв. ("Кабардинские танцы", 1936; увертюра "Аул Батыр", 1940; инстр. пьесы, хоры и др.).

А. был оригинальным экспериментатором, отличавшимся новизной науч. видения, порой пародоксальностью мысли, приводившей его к ошибочным выводам. В своих трудах А. стремился к применению в муз. иск-ве совр. технич. достижений. Он изобрёл способ графической записи звука на плёнку путём воспроизведения разл. рисованных геометрич. фигур, позднее использованную за рубежом для озвучивания кинофильмов (в 1932-33 зав. лабораторией "рисованного звука" Науч.-исследовательского ин-та кинематографии). А. - один из теоретиков нар. муз. творчества ("Народ и художественное творчество", в сб.: "Искусство и народ", П., 1922; "Проблема Востока в музыкальной науке", "Русский современник", 1924, кн. 3, и др.). В ряде работ А. не избежал формального экспериментаторства (попытка построения ультрахроматического 48-тонового звукоряда - т. н. универсальной системы тонов), влияния вульгаризаторских пролеткультовских идей ("Симфония гудков" - музыка, воспроизводимая с помощью фабричных и заводских гудков, 1922) и т.п.

Литературные сочинения: Грядущая музыкальная наука и новая эра в истории музыки, "Музыкальный современник", 1916, кн. 2; "Ультрахроматизм" или "омнитональность" (гл. О Скрябине), там же, 1916, декабрь - январь, кн. 4-5 (имеется оттиск, П., 1916); Jenseits von Temperierung und Tonalitдt, "Melos", 1920, No 6, 7, 8; "Универсальная система тонов" (U. T. S.), ч. 3. Итоги и перспективы, "ЖИ", 1926, No 12; Синтетическая музыка, "СМ", 1939, No 8, и др.

Литература: Земцовский И., Русская советская музыкальная фольклористика, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1967, с. 224-26.

И. М. Ямпольский.

Аврамов В.

Владимир (р. 3 XII 1909, София) - болг. скрипач, педагог. Нар. арт. НРБ (1963). Игре на скрипке учился в муз. уч-ще в Софии, с 1930 - в Пражской консерватории (класс X. Коха). С 1933 живёт в Софии. С 1937 преподаватель по классу скрипки, с 1945 профессор, затем декан инстр. ф-та и ректор Гос. академии музыки в Софии (до 1968). В 1934 организовал и возглавил струн. квартет (с 1938 - Болгарский струнный квартет, с 1948 - Гос. квартет болг. радио им. Аврамова). Ансамбль является пропагандистом творчества болг. композиторов; в его репертуаре также произв. западной, рус. классич. и совр. музыки. А. выступает как солист в симф. концертах и камерный исполнитель. Среди учеников: Б. Лечев, Е. Камиларов, Г. Бадев и др. Автор работ по методике скринич. игры. Гастролировал с квартетом во мн. странах Европы. Посещал СССР в качестве чл. жюри Междунар. конкурса скрипачей им. П. И. Чайковского (впервые в 1958). Димитровская пр. (1951).

Литература: Генева Е., Владимир Аврамов, София, 1967.

В. Крыстев.

Аврамский А. С.

Александр Савватьевич (р. 10(22) I 1898, г. Луцк, ныне Волынской обл.) - сов. композитор и фольклорист. Брал уроки фп. у К. Н. Игумнова, композиции - у Г. Л. Катуара. В 1922-27 учился в Моск. консерватории по классу композиции Н. Я. Мясковского. С 1951 преподаватель семинара для начинающих композиторов при Союзе композиторов СССР. Внёс большой вклад в собирание, запись и обработку рус. нар. песен. Автор сб. "Песни русского Севера" (М., 1959).

Сочинения: уйгурская муз. драма Ляйлихан-Анархан (1943, Андижан); нар.-хор. представление в 2 ч. - Сильный, смелый и умелый (на сл. Л. Н. Васильевой, исп. 1967, Ленинград); оратории - Шахтёрская слава (сл. Н. К. Доризо, 1950-51), О Ленине поём (сл. И. А. Дрёмова, 1960), Человек идёт (сл. B. Н. Кузнецова и В. Н. Семернина, 1963); кантаты - Стога пылают (сл. Э. Верхарна, 1927), Звезда (сл. В. В. Хлебникова, 1926), Край озёрной тишины (сл. В. Н. Кузнецова и В. Н. Семернина, 1971); для баритона, хора, чтецов и орк. вок.-симф. поэма 1905 год (на текст революц. прокламаций 1905 года, 1930); для орк. - 3 симфонии (1927; 1932 - с хором, сл. В. В. Маяковского, З. И. Бехера; 1970 - с хором, сл. В. Ф. Бокова); музыка к фильмам и др.

Л. М. Ольхович.

Авранек У. И.

Ульрих Иосифович (26 XII 1853, Клученице, Чехия - 12 VIII 1937, Москва) - сов. хормейстер и дирижёр. По национальности чех. Нар. арт. РСФСР (1932). Герой Труда (1934). В 1870 окончил Пражскую консерваторию (по классам виолончели и теории музыки), играл в оркестре нем. оперы в Праге. С 1874 жил в России. Работал виолончелистом и дирижёром оперной антрепризы П. М. Медведева (Казань, Н. Новгород, Самара, Саратов, Харьков и др. города). С 1882 дирижёр и гл. хормейстер Большого т-ра (Москва). Под управлением А. впервые поставлены на сцене Большого т-ра и его филиала (Нового театра) оперы: "Князь Игорь" и "Ночь перед рождеством" (1898), "Ледяной дом" Корещенко (1900), "Моцарт и Сальери" (1901), "Пир во время чумы" Кюи (1901) и др. В 1928-33 А. был также главным хормейстером Оперного т-ра им. Станиславского (Москва). Высокообразованный музыкант, А. способствовал подъёму русской оперной хор. культуры, росту проф. мастерства хора Большого т-ра. Хор систематически выступал с концертами из произв. русской и зарубежной классики.

Литература: Ремезов И., У. И. Авранек, "СМ", 1937, No 12; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры. Краткие очерки, М., 1963.

К. Б. Птица.

Австралийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Австрийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Автентическая каденция

Автентическая каденция - автентический каданс (от греч. aytentikos - главный, основной) - последование аккордов V ступени (доминанты) и I ступени (тоники), завершающее муз. построение или целое произв. Назв. происходит от автентич. средневековых ладов, в к-рых V ступень (доминанта) играла особенно важную роль. А. к. получила широкое распространение с 17 в.Как и др. каденции (кадансы), А. к. может быть полной (D - Т) или половинной (Т - D). В свою очередь полные каденции разделяют на совершенные и несовершенные. В совершенных каденциях в басу даётся ход V-I ступени, а в верхнем голосе на I ступени звучит осн. тон аккорда. В несовершенных каденциях эти условия не соблюдаются, напр. D или T даются в виде секстаккорда, или заключительный тонич. аккорд - в мелодич. положении терции или квинты.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Учебник гармонии, СПБ, 1884-85; его же, Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, оба издания вошли в Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Тюлин Ю., Учение о гармонии, М., 1966, гл. VII; Дубовский И., Евсеев С., Спoсобин И., Соколов В., Учебник гармонии, М., 1965.

Ю. Г. Кон.

Автентические лады

Автентические лады - см. Средневековые лады.

Авторское право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Агабабов С. А.

Сергей Артемьевич (25 X 1926, Махачкала - 23 X 1959) - сов. композитор. Окончил в 1951 Даг. медицинский ин-т и дирижёрско-хор. отделение муз. уч-ща в Махачкале. В 1956 окончил Моск. консерваторию по классу композиции А. Н. Александрова, был аспирантом у Ю. А. Шапорина. В творчестве А. значит. место занимали вок. жанры (песня, романс, кантата) и симф. произв., в к-рых нашли отражение жизнь и быт Дагестана, своеобразно претворены муз. традиции мн. народов Кавказа. В 1958 А. составил сб. обработок даг. нар. песен и танцев. Погиб в авиационной катастрофе.

Сочинения: кантаты - Сказ о свободе, День труда (1959); для орк. - Дагестанская сюита на темы лезгинских народных мелодий (1954); для фп. - Детский альбом (1951), Токката (1955); для скр. и фп. - сюита (1951); романсы, песни; музыка к драм. спектаклям и др.

Литература: Якубов М., Сергей Агабабов, М., 1966.

Агаджиков А.

Аман (Аман Дурды) (р. 1 I 1937, Ашхабад) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1974). В 1957 окончил Муз. уч-ще в Ашхабаде по классу виолончели, в 1963 - Моск. консерваторию но классу композиции у А. Н. Александрова. Зам. пред. правления CK Туркм. ССР (с 1977). В его лучших соч. претворены нац. нар.-песенные интонации. Популярны песни А. "Лунной ночью", "Сладкие грёзы" и др. В опере А. "Тревожная ночь" впервые на туркм. муз. сцене показан образ В. И. Ленина. Пр. Ленинского комсомола Туркм. ССР (1976).

Сочинения: оперы - Сона (1964, Туркм. т-р оперы и балета), Тревожная ночь (1969, там же), Саятхан (1980, там же); балет Фирюза (1974, там же); оперетта Не спеши, Аннамурад (1975, там же); для орк. - симфония (1969), симф. сюита Каракумы (1962), сюита (1980); для инструментов с орк. - концерт-поэма для фп. (1976), концерт-поэма для влч. (1968); для орк. нар. инструментов - Торжественная увертюра (1965), Поэма (1968), Пионерская сюита (1969); хоры, песни (св. 100); музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Агаева Х. Г.

Хуршид Гасан кызы (7(20) IV 1906, Баку - 3 XII 1953, там же) - сов. пианистка, музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Обучалась игре на фп. в Тюркском муз. техникуме у Б. А. Семёнова (с 1921), в Азерб. консерватории у И. С. Айзберга (с 1926). В 1939-41 изучала историю музыки (в Москве). В 1944-53 преподавала историю рус. и зарубежной музыки в Азерб. консерватории (с 1944-45 зам. директора). Автор работ, посв. совр. азерб. музыке, в т. ч. монографии "Узеир Гаджибеков" (М., 1961).

Агаронян Р. М.

Рубен Микаэлович (р. 24 V 1947, Рига) - сов. скрипач. Нар. арт. Арм. ССР (1980). В 1971 окончил Моск. консерваторию у Ю. И. Янкелевича, в 1974 - аспирантуру под рук. Л. Б. Когана. С 1971 солист Армконцерта. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1962, 2-я пр.), междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (1966, 6-я пр.; 1974, 2-я пр.), им. Дж. Энеску в Бухаресте (1970, 2-я пр.), в Монреале (1972, 1-я пр. и спец. премия за лучшее исп. совр. произв.). Гастролирует за рубежом. С 1971 преподаёт в Ереванской консерватории.

Литература: Цицикян A., Начало большого пути, "Советакан арвест", 1966, No 12 (на арм. яз.); Баранкин Е., На пути к зрелости, "МЖ", 1977, No 2.

Агафошин П. С.

Пётр Спиридонович (17(29) XII 1874, с. Пирогово, ныне Рязанской обл. - 1 VII 1950, Москва) - сов. гитарист, педагог. Ученик А. И. Бенедиктова и В. А. Русанова. Первоначально играл на семиструнной гитаре, с 1901 на шестиструнной. В 1898-1908 солист и концертмейстер Моск. общества мандолинистов и гитаристов, с 1912 гитарист Малого т-ра. С 1911 вёл педагогич. работу (с 1930 в Муз. уч-ще им. Октябрьской революции, в 1930-32 на рабфаке Моск. консерватории). Автор переложений и обработок для шестиструнной гитары классики и произведений сов. композиторов. Среди учеников А. - А. М. Иванов-Крамской.

Сочинения: Новое о гитаре (Гитара и её деятели по новейшим данным), М., 1928; Школа игры на шестиструнной гитаре, М., 1934; М., 1938.

Литература: Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961.

Агаццари А.

Агаццари А. (Agazzari) Агостино (2 XII 1578, Сиена - ок. 10 IV 1640, там же) - итал. композитор и муз. теоретик. Был придв. музыкантом императора Матиаса в Вене. С 1602 служил капельмейстером Нем. коллегии в Риме, затем церкви Сант-Аполлинаре, Римской семинарии, с 1607 органист собора в Сиене. Ранние соч. выдержаны в традициях вок. полифонии римской школы. Впоследствии А. стал приверженцем генерал-баса. Один из первых теоретиков генерал-баса, А. в трактате "Об исполнении голосов над басом..." ("Del sonare sopra il basse...", 1607) сформулировал правила ансамблевой реализации цифрованного баса. Произв. А. (мессы, мотеты, магнификаты, духовные песнопения, мадригалы) пользовались в 1-й пол. 17 в. широкой известностью и издавались в Италии и др. странах. А. принадлежит также одна из первых написанных и поставленных в Риме опер - пасторальная драма "Эумелио" (1606).

Литература: Barblan G., Contributo a una biografia critica di A. Agazzari, в кн.: Collectanea historiae musicae, v. 2, Florentiae, 1957.

Агач-кумуз

Агач-кумуз - дагестанский трёхструнный щипковый инструмент. Имеет узкий деревянный долблёный совкообразный корпус с трезубцем внизу и плоской деревянной декой, небольшую шейку с 5-7 врезанными ладами и слегка отогнутую головку. Общая дл. А.-к. 900-1000 мм. Струны металлические, жильные или шёлковые. Настройка различная, звукоряд диатонический в объёме децимы или ундецимы. Звук извлекается быстрым движением пальцев по всем струнам. А.-к. используется гл. обр. для аккомпанемента пению; широко распространён у кумыков, даргинцев горного и ср. Дагестана, а также у аварцев.

В 1930-х гг.А.-к. был усовершенствован К. Мамедовым. А.-к. его конструкции снабжён 14-18 ладами, имеет хроматич. звукоряд в объёме 2 октав, для извлечения звука применяется кожаный плектр. Позднее было создано семейство А.-к. - прима, альт и бас.

Агаян М. К.

Мушег Казаросович (17 (29) XI 1883, Тбилиси - 11 IX 1966, Ереван) - сов. музыковед и композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1939). Кандидат искусствоведения (1947). Чл. КПСС с 1917. Участник борьбы за установление Сов. власти в Закавказье. В 1907-11 учился пению в Петерб. консерватории, в 1930 окончил хор. ф-т Моск. консерватории. В 1948-53 ст. науч. сотрудник сектора истории и теории музыки АН Арм. ССР. В 1934-39 пред. правления CK Арм. ССР. Составитель сб-ка нар. песен, записанных Комитасом (Комитас. Этнографический сборник..., т. 2, 1950, на рус. и арм. яз.), ред. сб. "Армянские народные песни и пляски" С. Меликяна (т. 1-2, 1949; 2-е изд. 1953), сб-ка песен Шерама (1959). А. принадлежат хоры, романсы, песни, а также обработки нар. и гусанских песен. Автор работ "Армянские гусаны и гусано-ашугское искусство" (Ер., 1959, на арм. яз.) и "Искусство музыкального исполнительства Комитаса" ("Изв. АН Арм. ССР", 1950, No 9, на арм. яз.).

Агдамский А. Б.

Агдамский А. Б. (наст. фам. Бадалбейли) Ахмед Башир оглы (5 1 1884, Шуша, ныне Нагорно-Карабахской АО Азерб. ССР - 1 IV 1954, Агдаш) - сов. певец (лирич. тенор). Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1943). Один из основоположников азерб. муз. т-ра. Сценич. деятельность начал в 1910 в труппе культурно-просветительного об-ва "Ниджат" (Баку). Выступал с исполнением мугамов и нар. песен, играл на таре. Был лучшим исполнителем партий лирич. героинь (жен. роли в азерб. дореволюц. операх и муз. комедиях играли мужчины): Лейли, Асли, Гюльчохры, Гюльназ ("Лейли и Меджнун", "Асли и Керем", "Аршин мал алан", "Не та, так эта" У. Гаджибекова), Шахсенем ("Ашуг-Гариб" З. Гаджибекова) и др. Выступал также в драм. спектаклях; в 1920 оставил сцену. С 1921 занимался педагогич. деятельностью, работал в муз. школе в Агдаме, с 1935 - в Агдаше (преподавал игру на таре).

Литература: (Бадалбейли А. и Касимов К.), Азербайджанский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, М., 1959; Азербайджанская музыка. Сб., М., 1961, с. 336-37.

К. А. Касимов.

Агирре Х.

Агирре Х. (Aguirre) Хульян (28 1 1868, Буэнос-Айрес - 13 VIII 1924, там же) - аргент. композитор, пианист, муз. критик. Учился в Мадридской консерватории у К. Бека (класс фп.) и у Э. Арриеты (композиция). С 1887 работал в Буэнос-Айресе. А. - автор гл. обр. фп. миниатюр, стилизованных в форме аргент. танцев и песен. В его сочинениях проявляется влияние испан. и франц. совр. музыки, а также аргент. фольклора. Ряд фп. произв. А. был оркестрован Э. Ансерме, включавшего их в конц. программы. Уделял внимание изучению нац. фольклора, ему принадлежит 4-томное собрание аргент. нар. песен в переложении для фп. Преподавал композицию в консерватории Буэнос-Айреса.

Сочинения: сюита для орк.; струн. квартет; соната для скр. и фп.; соната для влч. и фп.; сборники фп. пьес (Aires criollos, Aires populаres, Tristes argentinos, Aires nacionales, argentinos, Romanza, 5 Mazurkas).

Литература: Giacobbe J. F., Juliаn Aguirre, B. Aires, 1945.

Агогика

Агогика (от греч. agogn - увод, унесение) - небольшие отклонения от темпа (замедления или ускорения), не обозначаемые в нотах и обусловливающие выразительность муз. исполнения. Термин "А." применялся в др.-греч. муз. теории; в совр. музыкознание введён в 1884 X. Риманом, разрабатывавшим общую теорию муз. исполнения. Ранее явления, относящиеся к области A., обозначались как "свободное Tempo rubato ". А. способствует выделению тактового и мотивного членения произв., подчёркивает особенности его гармонич. структуры. Связанные с фразировкой и артикуляцией, агогич. отклонения возникают параллельно муз. динамике и как бы вытекают из неё; в затакте лёгкое crescendo обычно сочетается с небольшим ускорением темпа; на звуках, приходящихся на сильное время, темп, как правило, слегка замедляется, т. е. их длительность растягивается (т. н. агогический акцент, обозначаемый в нотном письме знаком или над нотой), в diminuendo и на слабых (женских) окончаниях прежний темп восстанавливается.

Агогика

Эти небольшие темповые отклонения в большинстве случаев взаимно компенсируются, чем обеспечиваются целостность, слитность муз. движения. Такая А. применяется в небольших муз. построениях. В более широких (объёмных) муз. построениях (напр., при длительных секвенцеобразных ходах) встречается А. иного типа - торможение движения, часто ещё более усиливающее действие динамич. подъёма, замедления, паузы при вступлении темы и т.п. Хотя А. возникла вместе с самим муз. иск-вом, масштаб применения агогич. темповых отклонений, прежде умеренный, очень возрос в 19 в., в эпоху расцвета муз. романтизма.

Особым видом А. является Tempo rubato.

Литература: Скребков С. С., Некоторые данные об агогике авторского исполнения Скрябина, в сб.: А. Н. Скрябин. К 25-летию со дня смерти, М., 1940; Lussy M., Traitй de l'espression musicale, P., 1878, 1904; рус. пер.: П.-M., 1888; Riemann H., Musikalische Dynamik und Agogik, Hdlb. St. Petersburg, 1884; его же, Ьber Agogik, в сб.: Prдludien und Studien, II, Lpz., 1900.

И. M. Ямпольский.

Агон

Агон (греч. agon), в Др. Греции состязания, в т. ч. музыкальные, составлявшие часть торжеств. игр (Пифийских и др.). Различались А. в пении под сопровождение кифары (кифародический A.), авлоса (авлодический A.), в игре на кифаре (кифаристический А.) и авлосе (авлетический A.). Название А. носит один из балетов И. Ф. Стравинского (соч. 1957).

Агостини П.

Агостини П. (Agostini) Паоло (1583, Валлерано - 3 X 1629, Рим) - итал. композитор и органист. Ученик Дж. Б. Нанино. Служил органистом церкви Санта-Мария в Трастевере, затем церк. капельмейстером (в Трастевере, Дамазо и др.). С 1626 директор капеллы св. Петра в Риме. А. мастерски владел иск-вом контрапункта, был знатоком многогол. пения. Ему принадлежат сб-ки псалмов, антифонов (в т. ч. Salmi della Madonna а 3 v., Antifone a 1-3 v. et Motetti concertati, con basso continuo, 1619), месс и др.

Литература: Сasimiri R., R. Micheli e la Cappella Sistina del suo tempo, "N. d'Arch.", 1926, p. 239-40.

Агренева-Славянская О. Х.

Агренева-Славянская О. Х. (урожд. Позднякова) Ольга Христофоровна (1847, с. Макарино Костромской губ. -20 XII 1920, Ялта) - рус. фольклористка и этнограф. Жена и сотрудница Д. А. Агренева-Славянского. Составитель 2 сб-ков нар. песен, исполнявшихся "Славянской капеллой", автор статей о нар. музыке, печатавшихся в периодич. изданиях, в т. ч. в журн. "Русская мысль". Написала "Воспоминания" ("Новое время", 1908, NoNo 11664, 11685, 11692).

Сочинения: О народной поэзии и песне, СПБ, 1882; Описание русской крестьянской свадьбы с текстом и песнями: обрядовыми, голосильными, причитальными и завывальными, ч. 1-3, М., СПБ - Тверь, 1887-89; Сборник песен, исполняемых в народных концертах Д. А. Агренева-Славянского, собранных в России и в славянских землях О. X. Агреневой-Славянскою, М., 1896.

Н. С. Зелов.

Агренев-Славянский Д. А.

Агренев-Славянский Д. А. (наст. фам. Агренев, псевд. Славянский) Дмитрий Александрович (7(19) ХII 1836 (по др. данным - 1834), Москва - 10(23)VII 1908, Рущук, ныне Русе, Болгария) - рус. певец (тенор), хор. дирижёр, собиратель нар. песен. Брал уроки пения в Москве, Петербурге у Ф. Риччи. Совершенствовался у П. Романи (Италия, 1858), Дж. Алари, Г. Панофки и К. Бонольди (Париж). Дебютировал как певец в симф. собрании Петерб. отделения РМО. Пел в опере (Мариинский т-р), затем выступал как конц. певец с исполнением рус. нар. песен. В 1865 концертировал в Болгарии, Чехии, Словакии и др. странах. В 1867 организовал в Праге мужской вок. октет - Общество славянских певцов. В 1868 создал смешанный хор "Славянская капелла" (вначале - 25, впоследствии - до 60 человек, во время гастролей - до 150). Русская хоровая капелла А.-С. была одним из популярных хоров. Её исполнение отличалось техническим совершенством, душевностью, но в то же время известной манерностью. Выступления капеллы носили театрализованный характер (стилизованные боярские костюмы, декорации в виде боярской хоромины). В 1869 капелла А.-С. гастролировала в США, в 70-90-х гг.- в Англии, Германии, Турции, Франции, Швейцарии и др.

Муз. и конц. деятельность А.-С. способствовала пропаганде рус. и слав. нар. песен. Он впервые стал исполнять былины и причитания. Однако некритичность в выборе репертуара (наряду с народными звучали и псевдонар. песни), а также характер обработок песен дали повод к отрицат. оценке концертов А.-С. со стороны П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, С. И. Танеева и др.

Умер во время гастрольной поездки капеллы по Болгарии (прах перевезён в Ялту). После смерти А.-С. произошло разделение капеллы на два коллектива, одним руководил сын певца Юрий Дмитриевич (ум. 1918), другим - дочь Маргарита Дмитриевна (под её управлением хор выступал до 1922).

А.-С. составил сб. "Русские песни и песни южных и западных славян, собранные Д. А. Славянским", вып. 1, М., 1879 (на обложке: Вечера пения Д. А. Славянского). Написал воспоминания ("Киевское слово", 1887, NoNo 11, 12, 13).

Литература: Юркевич М. В., Д. А. Славянский в его четвертьвековой художественной и политической деятельности по документальным данным..., М., 1889; Хитрово A., Краткое жизнеописание Дмитрия Александровича Агренева-Славянского и его деятельности, в кн.: Сборник песен..., собранных в России и в славянских землях О. X. Агреневой-Славянскою, М. 1896: Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 286-90, 298-301; Кузнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 191-201; Локшин Д., Замечательные русские хоры и их дирижёры, М., 1963, с. 64-75; Джурич-Клайн С,, Д. А. Агренев-Славянский и его роль в музыкальной культуре Югославии, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970, с. 69-76; Кuсhаc F., A. Slavianski i slavianska glazba, Zagreb, 1890.

H. С. Зелов.

Агрикола А.

Агрикола А. (Agricola) Александр (известен также под фам. Аккерман, Ackermann; часто назывался только по имени, в нек-рых источниках упоминается как Alessandro d'Allemagna) (ок. 1446 - ок. 1506, Вальядолид) - нидерл. композитор фламандского или, возможно, нем. происхождения. В 1470 жил во Флоренции, в 1471-74 служил при дворе Сфорца в Милане, в 1476 викарий в соборе Камбре; с 1500 - в Брюсселе при дворе Филиппа I Красивого. Дважды (в 1501-03 и ок. 1506) сопровождал Филиппа Красивого в Испанию. Написал 9 месс, 2 Credo, св. 20 мотетов, ок. 100 шансон (на франц., итал. и нидерл. тексты). Соч. A., стилистически родственные музыке Й. Окегема, опубликованы в первых нотопечатных изд. О. Петруччи.

Литература: Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954.

Агрикола И. Ф.

Агрикола И. Ф. (Agricola) Иоганн Фридрих (4 I 1720, Добичен, близ Альтенбурга - 2 XII 1774, Берлин) - нем. композитор, органист и певец. С 1738 учился у И. С. Баха в Лейпциге, в 1741 - у И. Кванца и К. Ф. Э. Баха в Берлине. С 1741 придв. композитор, с 1759 капельмейстер Королев. капеллы. А. писал песни и церк. музыку, но известен гл. обр. как знаток органного иск-ва. Совм. с И. Л. Альбрехтом издал начатый Я. Адлунгом (Аделунгом) трактат "Механическая органная музыка" ("Musica mechanica organoedi", 1726, Йена, 1768, Берлин) - ценный источник сведений по органному строительству и исполнительству, сопроводив его практич. замечаниями. Издал также "Руководство к искусству пения" ("Anleitung zur Singekunst", 1757, Берлин) - перевод с итал. трактата Л. Този "Высказывания древних певцов" ("Opinioni de'cantori antichi") со многими дополнительными разъяснениями. Составил совместно с К. Ф. Э. Бахом для журнала "Neuerцffnete Musikalische Bibliothek..." (т. IV, ред. Л. К. Мицлер) некролог И. С. Баха (1754, Лейпциг, опубл. также в баховской летописи "Bach-Jahrbuch", 1920).

Сочинения: Anleitung zur Singekunst, neu hrsg. mit einem Vorwort und einem Anhang von Erwin R. Jacobi, Celle, 1966.

Литература: Friedlaender M., Das deutsche Lied im 18. Jahrhundert, Bd 1-2, Stuttg. - В., 1902; Lцffler H., Die Schьler J. S. Bachs, в кн.: Bach-Jahrbuch, XL, Lpz., 1953.

O. T. Леонтьева.

Агрикола М.

Агрикола М. (Agricola; наст. фам. Зоре, Sore) Мартин (6 I 1486, Швибус, ныне Свебодзин, Польша - 10 VI 1556, Магдебург) - нем. теоретик музыки, композитор, педагог. Музыке обучался самостоятельно. С 1524 до конца жизни был кантором в Mагдебургской протестантской школе. Автор муз.-теоретич. работ. Важное значение имеет его трактат "Musica Instrumentalis deudsch" (Wittenberg, 1528, 1545) - одна из первых работ по муз. инструментоведению, содержащая ценные сведения по истории муз. инструментов. В ряде др. трудов А. впервые применил специальные муз. термины, к-рыми нем. музыковедение пользуется до сих пор. Его книга "Eine kurtze deudsche Musica" (1528, изд. 1533) долгое время использовалась как учебник в протестантских школах Германии.

Сочинения: Musica figuralis deudsch, Wittenberg, 1532; Scholia in musicam planam Veceslai Philomathis, Magdeburg, 1538; Rudimenta musices, Wittenberg, 1539; Quaestiones vulgatiores in musicam, (Magdeburg, 1543); Musica instrumentalis deudsch, Wittenberg, 1528, hrsg. von R. Eitner, 1545 (Publikation Aelterer Praktischer und Theoretischer Musikwerke, Jahrgang XXIV, Bd XX, Lpz.,1896);(3 geistliche Gesдnge), в кн.: Denkmдler deutscher Tonkunst, 1 Folge, Bd 34, Lpz., 1908; Weihnachtsgesang, hrsg. von H. Funck, Kassel, 1932; Instrumentische Gesдnge, neu hrsg. von H. Funck, Wolfenbьttel, 1933.

Литература: Funck H., Martin Agricola, ein frьhprotestantischer Schulmusiker, Wolfenbьttel, 1933.

О. Т. Леонтьева.

Агуадо Д.

Агуадо-и-Гарсиa (Aguado y Garcнa) Дионисио (8 IV 1784, Мадрид - 20 XII 1849, там же) - испан. гитарист, педагог и композитор. Ученик М. Гарсиа. В 1825-38 жил в Париже. Один из крупнейших представителей испан. школы игры на гитаре, расширивший виртуозные возможности гитарной техники. Новаторские приёмы игры развивал в авторском сб. этюдов (1820) и многочисл. пьесах для гитары (избр. пьесы переизд. Г. Темпель, изд. Шотта, 1926). Написал классич. школу "Mйtodo de guitarra" (1825, пер. на франц. яз. 1827).

Агуадо Д.

Агьяри Л.

Аюгари (Aguiari, Ajugari) Лукреция (1743, Феррара - 18 V 1783, Парма) - итал. певица (сопрано). Училась пению у аббата Ламбертини. В 1764 дебютировала на оперной сцене во Флоренции и в течение 15 лет с успехом выступала во всех крупнейших т-рах Италии (с 1775 - одновременно в Лондоне). Исполняла ведущие партии в операх совр. композиторов, в т. ч. Дж. Паизиелло, В. А. Моцарта и Дж. Колла, за к-рого вышла замуж в 1780 и оставила сцену. А. обладала голосом исключительно большого диапазона (св. трёх октав; по свидетельству Моцарта, брала до четвёртой октавы). В совершенстве владела колоратурной техникой.

Литература: Prota-Giurleo U., Paisiello е i suoi primi trionfi a Napoli, Napoli, 1925; (Barblan G.e Dellа Соrte A.), Mozart in Italia, Mil., 1956.

В. В. Тимохин.

Адаевская Э. Г.

Шульц-Адаевская, Элла Георгиевна (10(22) II 1846, Петербург - 29 VII 1926, Бонн, Германия) - рус. музыковед, пианистка и композитор. В 1862-66 занималась в Петерб. консерватории у А. Г. Рубинштейна и А. Дрейшока (фп.), Н. И. Зарембы и А. С. Фаминцына (теория композиции). Много концертировала. С нач. 90-х гг.жила в Италии, с 1911 - в Германии. Осн. науч. интересы А. - славянский фольклор, итал. и франц. нар. песенное творчество. Ряд её работ посв. М. И. Глинке. Автор оперы "Непригожая" ("Дочь боярина", либр. изд. в 1873), "Греческой сонаты" для кларнета и фп., вок. и фп. произведений.

Сочинения: Ьber die Beziehungen der slawischen Lieder zur altgriechischen Musik, Venedig, 1883; La Berceuse populaire. Essai d'йtude rythmique et etnologique, "RMI", 1894, v. I, 1895, v. II, 1897, v. IV; Chanson et airs de dance de Rescia, Petersburg, 1895; Die Kirchenlieder des Orients (mit 18 unbekannten Gesдngen des Monte Atho), Torino, 1901; Напевы и тексты, записанные у терских славян, СПБ, 1904; Glinka, "RMI", 1907, v. XI; Du chant populaire de la Bohиme, "RMI", 1909, v. XVI; Folklore Celte. Quelque mots а propos d'un nouveau Recueil de Chant Celte, "RMI", 1925, fasc. 4, и др.

Литература: Иванов-Борецкий М., Шульц-Адаевская. (Некролог), "Музыкальное образование", 1926, No 5-6; Кrаack E., Ella von Schultz-Adajewsky, "ZfM", 1926, No 11 (с перечнем трудов и муз. соч.).

И. М. Ямпольский.

Адам де ла Аль

Адам де ла Аль (Adam de la Halle) (прозвище - Аррасский горбун (le Bossu d' Arras)) (ок. 1238 или 1240, Аррас - ок. 1286, Неаполь) - франц. поэт, драматург, композитор. Из сочинений А. де ла А. сохранились 2 небольшие комедии. Наиболее известная из них "Игра о Робене и Марион" (ок. 1283), в к-рой драматич. действие гармонично сочеталось о музыкой. Эта пьеса является отдалённым прототипом комич. оперы, в ней много нар. песен и танцев, органически вплетённых в действие. А. де ла А. был выдающимся музыкантом, в своих мотетах применял систему многоголосия. Произв. А. де ла А. - образцы франц. бытовой песенно-танц. музыки.

Сочинения: Adam de la Halle, Les partures. Les Jeux partis. Texte critique avec introd., notes et glossaire par L. Nicod, P., 1918 (Bibliothиque de l'Ecole pratique des Hautes-йtudes. Sciences philos. et historiques, Fasc. 224).

Литература: Хрестоматия по истории западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, ч. 1, М., 1956, с. 35-41; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М.-Л., 1941; Coussemaker Е. de, Oeuvres complиtes du trouvиre Adam de la Halle (Poйsie et musique), P., 1872.

Адам Е.

Адам Е. (Аdam) Енё (р. 12 XII 1896, Сигетсентмиклош) - венг. композитор, дирижёр и педагог. Засл. арт. ВНР (1955). В 1925 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у З. Кодая (композиция). В 1925-38 преподавал пение в общеобразоват. школах. В 1929-59 профессор, зав. кафедрой муз.-пед. ф-та, рук. хора Высшей муз. школы. Обучался дирижированию у Ф. Вейнгартнера в Базеле (1933-35). С 1935 участвовал в разработке совр. системы муз. воспитания в Венгрии (под рук. Кодая). А. принадлежат учебники пения для общеобразоват. школы "Isу - Mi" (1943-1948). Пр. им. Кошута (1957).

Сочинения: оперы - Венгерское рождество (Magyar Karбcsony, 1930, Будапешт), Мария Вероника (1938, там же); орк. сюита Доминика (1925), 2 струн. квартета (1924, 1930); хоры; обр. венг. нар. песен.

Литературные сочинения: Mуdszeres йnektanitбs a relativ szolmizбciу alapjбn, Bdpst, 1943 (с предисловием Кодая); Skбlбtуl a szimfуniбig, Bdpst, 1944; A muzsikбrуl, Bdpst, 1953, 1955.

Адам З.

Адам З. (Adam) Tео Зигфрид (р. 1 VIII 1926, Дрезден) - нем. певец (бас) (ГДР). Был певчим Крёйцкора в Дрездене, с 1949 пел в Дрезденской опере, с 1952 - в Берлинской гос. опере и в опере Франкфурта-на-Майне, в том же году дебютировал в Байрёйте. Постоянно выступает как камерный певец, участвует в исполнении ораториально-кантатных соч. (соло в ораториях Г. Ф. Генделя и др.). Партии: Амфортас, Вотан, Ганс Сакс ("Парсифаль", "Кольцо Нибелунга", "Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. Нац. пр. ГДР (1959). Гастролировал в разл. странах, в т. ч. в СССР.

Адамбергер В.

Адамбергер В. (Adamberger) Валентин (6 VII 1743, Мюнхен - 24 VIII 1804, Вена) - нем. певец (тенор). Ученик И. В. Валези. Выступал в Италии, где завоевал широкую известность под именем Адамонти; два сезона (1777-78 и 1778-79) гастролировал в Корол. т-ре "Хеймаркет" в Лондоне (пел в операх А. Саккини и "Милосердии Сципиона" И. К. Баха). С 1780 солист Придворного национального т-ра, с 1789 придв. капеллы в Вене.

А. высоко ценил В. А. Моцарт, называя его человеком, к-рым "может гордиться Германия". Специально для А. он написал партию Бельмонта ("Похищение из сераля") и неск. концертных арий (на итал. яз.). В произведениях Моцарта А. исполнял партию Фогельзанга ("Директор театра") и соло в кантате "Кающийся Давид" и др.

Адами Д.

Адами Д. (Adami) Джузеппе (4 II 1878, Верона - 12 X 1946, Милан) - итал. драматург, либреттист, театр. и муз. писатель и критик. С 1905 активно участвовал в муз.-театр. жизни Милана, писал либр. опер, оперетт и балетов. В 1912 сблизился с Дж. Пуччини, написал для него либр. опер "Ласточка", "Плащ" (обе - 1916), "Турандот" (совм. с Р. Симони, 1924). Чутко поддерживал новаторские замыслы Пуччини и др. композиторов. В свою очередь Пуччини воздавал должное его обширным познаниям, таланту и вкусу. А. опубл. первое собр. писем Пуччини ("Epistolario di G. Puccini", 1928), написал ряд трудов, посв. его жизни и творчеству, а также муз.-театр. культуре Италии.

Сочинения: G. Ricordi e i suoi musicisti, Mil. - Roma, 1933, под назв.: G. Ricordi, l'amico dei musicisti italiani, Mil., 1945): Poeti alla prese coi musicisti, M., 1942; Il romanzo della vita di G. Puccini, Mil. - Roma, 1944; Un secolo di scenografia alla Scala, Mil., 1945.

Адамич Э.

Адамич Э. (Adamic) Эмил (25 XII 1877, Доброва, близ Любляны, - 6 XII 1936, Любляна) - словен. композитор и дирижёр (Югославия). Учился в Триесте и Любляне; преподавал музыку в педагогич. уч-ще и гимназии в Любляне. В 1915-20 жил в Ташкенте. Для творчества А. характерны романтич. и неоромантич. тенденции, использование элементов словен. нар. песни. Лучшим соч. А. свойственны мелодичность и прозрачность гармонии.

Сочинения: для орк. - сюиты Татарская (Татарские силуэты, 1920), Из моей юности ("Iz moje mladosti", 1922), скерцо Затоптанный (Potrkan ples), Люблинские акварели (Ljubljanski akvareli, 1925, для струнных); для к амерн. орк. - Три туркестанские любовные песни (Tri turkestanske ljubavne pesmi, 1917); хоры, песни, музыка к спектаклям и фильмам, обр. нар. песен.

Литература: Кimоvес F., Emil Adamic Pevec, 1924; Skerjanс L. M., Коzelj S., Emil Adamic, Zivljenje in delo slovenskega skladetelja, Ljubljana, 1937.

Д. Цветко.

Адамкявичюс В. И.

Валентинас Ионович (6 VII 1925, Каунас - 3 V 1976, Вильнюс) - сов. певец (драм. тенор) и педагог. Нар. арт. Литов. ССР (1975). В 1950 окончил Вильнюсскую консерваторию у К. И. Петраускаса. С 1942 артист хора, в 1949-50 и 1954-76 солист Литов. т-ра оперы и балета, в 1950-54 - Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди партий (св. 60) - Герман, Собинин, Самозванец, Владимир Дубровский, Отелло, Радамес, Альфред; Ричард ("Бал-маскарад"), Рудольф ("Богема"), Лоэнгрин; Лютарас ("Гражина" Карнавичюса), Данила ("Пиленай" Кловы). Конц. репертуар А. насчитывал св. 500 произв. рус., сов. и заруб. композиторов; принимал участие в исполнении кантат и ораторий. Гастролировал в СССР и за рубежом. В 1956-76 преподавал в Вильнюсской консерватории.

Адамов М. П.

Михаил Прокопьевич (27 X (8 XI) 1874, с. Лапотково, ныне Щёкинского р-на Тульской обл. - 27 X 1946, Москва) - советский трубач и корнетист. Засл. арт. Республики (1924). Герой Труда (1924). В 1896 окончил Муз.-драматич. уч-ще Моск. филармонич. об-ва по классу трубы А. Марквардта. В 1889-97 и 1903-46 работал в оркестре Большого т-ра (Москва, с 1903 солист-корнетист); в 1897-98 преподавал в Муз. уч-ще РМО в Одессе. В 1898-1902 первый трубач оркестра Мариинского т-ра (Петербург). В 1912-32 преподавал в Моск. консерватории (с 1918 профессор). Его сын Леонид Михайлович А. (1911-64) - виолончелист. Был солистом оркестра Большого театра.

Адамян А. А.

Аршак Абгарович (22 IV (4 V) 1884, Баку - 17 II 1956, Ереван) - советский музыковед, композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Игре на фп. и композиции обучался в консерватории Штерна в Берлине (1904-06). В 1910 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 1921-24 председатель Дома арм. иск-ва в Тбилиси; в 1924-26 директор консерватории в Ереване; в 1926-36 консультант Закавказского ЦИК по вопросам иск-ва. В 1936-43 учёный секретарь Ин-та т-ра и музыки и декан теоретико-композиторского ф-та консерватории в Ленинграде. В 1944-49 старший науч. сотрудник сектора философии АН Арм. ССР; в 1950-56 преподаватель эстетики в Художественно-театральном ин-те и консерватории в Ереване. А. написан ряд очерков о представителях мировой эстетич. мысли, исследование о раннесредневековой арм. эстетике. Автор либретто арм. опер.

Сочинения: Эстетические воззрения средневековой Армении, Ер., 1955; Статьи об искусстве, М., 1961; Эстетика Рамо (1683-1764), в кн.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 2, Л., 1963; Статьи по эстетике, Ер., 1967, и др.

И. M. Ямпольский.

Адамян Г. Л.

Гурген Левонович (р. 7 (20) XII 1911, Одесса) - сов. композитор и виолончелист. Нар. арт. Арм. ССР (1968). В 1931 окончил Ереванскую консерваторию по классу виолончели у Л. Я. Эдельмана, в 1937 - Моск. консерваторию у С. М. Козолупова, в 1939 - аспирантуру при ней у Е. М. Гузикова (класс квартета). Концертирует с 1932. Осн. место в творчестве А.-композитора занимают произв. для виолончели и фп., они лиричны, темпераментны, отличаются нац. колоритом; в их числе - концертино (1969), соната-поэма (1973), "Арташатский танец" (1950), "Шираки" (1952), "Весенняя" (1955), "Канцонетта" (1956), "Праздничная" (1980). А. принадлежат "Танец Арагац" (1975) и "Эскимосские напевы" (1979) для струн. квартета, а также обработки нар. песен и танцев, переложения для виолончели и фп. ряда камерно-инстр. ансамблей др. композиторов. С 1939 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1970 профессор).

Адан Л.

Адан Л. (Adam) Луи (Иоганн Людвиг) (3 ХII 1758, Мюттерсхольц, Эльзас - 8 IV 1848, Париж) - франц. пианист и педагог. По происхождению эльзасец. Отец А. Ш. Адана. В 1797-1848 был профессором Парижской консерватории по классу фп. Среди его учеников - Ф. Калькбреннер, Ф. Герольд. Автор школ для фп. "Метода или общая основа аппликатуры..." ("Mйthode ou principe gйnйral du doigtй...", совм. с L. W. Lachnieth, P., 1798), "Новая метода для фортепьяно" ("Mйthode nouvelle pour le Piano...", 1802), фортепьянных произведений (сонат, вариаций и др.).

Литература: Кullаk A., Die Дsthetik des Klavierspiels, Lpz., 1916, S. 75-79.

Адан Ш.

Адан Ш. (Adam) Адольф Шарль (24 VII 1803, Париж - 3 V 1856, там же) - франц. композитор. Чл. Института Франции (1844). Сын Л. Адана. Учился в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Эллера и А. Рейхи (контрапункт), а также у Ф. А. Буальдьё (композиция), оказавшего на А. большое влияние. Рим. пр. (1825). В 1829 дебютировал как оперный композитор (комич. опера "Пётр и Екатерина"). В его первых комич. операх заметно влияние музыки Ф. Обера. Наибольшей известностью пользовалась опера "Почтальон из Лонжюмо" (1836) с её легко запоминающимися мелодиями, близкими франц. бытовым песням. А. принадлежат также произв. в жанре "большой оперы", напр. опера "Ричард в Палестине" (1844, т-р "Королевская Академия музыки", Париж). Среди балетов А. поныне популярны "Жизель, или Виллисы" (на либр. Т. Готье, 1841, там же), утвердивший романтич. направление во франц. балете, и "Корсар" (1856, т-р "Опера-комик", Париж). Музыка А. мелодична, изящна, пластична. Его балеты отличаются эмоционально-образной контрастностью, ритмич. живостью, жанровым разнообразием, танцевальностью.

Адан Ш.

В 1839-40 жил в Петербурге, где написал и поставил балет "Пират" ("L'Ecumeur de mer"). Впечатлениям о России посв. письма А. из Петербурга. В 1847 открыл в Париже "Национальный театр" (просуществовал один год). С 1849 профессор Парижской консерватории (класс композиции). Выступал как муз. критик.

Сочинения: св. 40 опер, в т. ч. Хижина (Le Chalet, по Гёте, 1834, т-р "Опера-комик", Париж), Король Ивето (Le Roi d'Ivetot, по Беранже, 1842, там же), Калиостро (1844, там же), Тореадор (Le Torйador, ou l'Accord parfait, 1849, там же), Жиральда (Giralda, ou la Nouvelle Psychй, 1850, там же), Нюрнбергская кукла (Le poupйe de Nurenberg, по новелле "Песочный человек" Гофмана, 1852, т-р "Национальная опера", Париж), Если бы я был королём (Si i'йtais roi, 1852, "Театр Лирик", Париж), Фальстаф (по Шекспиру, 1856, т-р "Опера-комик", Париж); балеты, в т. ч. Фауст (1833, Лондон), Дочь Дуная (La fille du Danube, 1836, т-р "Опера-комик", Париж); театр. музыка, песни, фп. пьесы и др.

Литературные сочинения: Письма композитора Адана о своей поездке в Петербург в 1839 году, "РМГ", 1903, No 38; Souvenirs d'un musicien, P., 1857, 1871; Derniers souvenirs d'un musicien, P., 1859, 1871.

Литература: Слонимский Ю., "Жизель". Балет, Л., 1926; Hаlйnу J., Notice sur la vie et les ouvrages de A. Adam, P., 1859; rougin A., Adolphe Adam: sa vie, sa carriиre, ses mйmoires artistiques, P., 1877.

Е. Ф. Бронфин.

Адаптер

Адаптер (англ. adapter, от лат. adapto - приспособляю) - деталь электропроигрывателя; см. Звукосниматель.

Аджарская музыка

Аджарское нар. муз. творчество - составная часть груз. нар. музыки. В Аджарии распространены двух-, трёх- и четырехголосные песни, к-рые делятся на трудовые, календарные, обрядовые, застольные, походные, любовно-лирич., бытовые, хороводные и др. Колыбельные, свадебные, лирич. песни, плачи-причитания и т.п., как правило, одноголосны и исполняются женщинами. Особое место занимают четырёхголосные трудовые песни надури, бытующие в Аджарии и Гурии. Надури исполняются мужским хором. В состав этого хора входят: "гамкивани" (высокий голос), "мткмели" (запевала), "шемхобари" и бас.

В адж. нар. песнях преобладают миксолидийский, дорийский, фригийский и эолийский лады. В песнях и танц. мелодиях встречаются размеры: 6/8, 2/4, 3/4, 4/4, 5/4 (последний особенно характерен для мелодии воинственного танца хоруми). Среди нар. инструментов распространены: двухсторонний барабан доли; духовые - чибони (волынка), саламури (открытая флейта); струнно-щипковые - чонгури, саз, пандури; струнно-смычковые - чианури, кеманча. Популярна гармоника т. н. вост. строя. Инструменты в основном служат для аккомпанемента, хотя на них изредка исполняются также и сольные мелодии. После установления в Аджарии Советской власти (1921) в Батуми были организованы муз. школа, Филармония и Аджарский хор (ныне Аджарский ансамбль песни и пляски им. М. Кухинидзе). В 1921-26 в Батуми работал оперный т-р под рук. Е. А. Вронского; в 1929 было создано Батумское муз. уч-ще (ныне им. З. П. Палиашвили); в 1938 - Областной дом нар. творчества; в 1967 - Муз.-хореографич. об-во. В Аджарии имеется 9 муз. школ, из них 4 в Батуми.

В Батуми работает композитор засл. деят. иск-в Груз. ССР А. А. Парцхаладзе (преподаватель муз. уч-ща, в 1936-61 - директор), автор мн. муз. произв., хоров, песен, фп. пьес, детской оперы, музыки к драматич. спектаклям и др.

Литература: Чхиквадзе Г. З., Народная песня, в кн.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Ахобадзе В. В., Грузинские (аджарские) народные песни, Батуми, 1961; Мсхаладзе А. У., Аджарская семейная обрядовая поэзия, Батуми, 1969; его же, Из истории грузинской народной инструментальной музыки, Тбилиси, 1969.

А. У. Мехаладзе.

Аджемов К. Х.

Константин Христофорович (р. 8(21) III 1911, Москва) - сов. пианист, педагог и муз. критик. Кандидат искусствоведения (1956). Окончил в 1937 Моск. консерваторию по классу К. Н. Игумнова (фп.), в 1940 аспирантуру по камерному ансамблю (рук. А. Ф. Гедике). С 1944 преподаёт в Моск. консерватории (класс камерного ансамбля, с 1967 профессор), с 1953 также в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (класс фп.). В 1941-58 редактор симф. передач Всесоюзного радио. С 1955 ведёт циклы радиопередач "Вечера звукозаписи", с 1959 - "Беседы о фортепианном исполнительстве". Автор статей по вопросам фп. и камерного исполнительства (журн. "Советская музыка", с 1954); сост. сборников: "А. Ф. Гедике. Сборник статей и воспоминаний" (М., 1960), "А. Корто о фортепианном искусстве. Статьи, материалы, документы" (пер. с франц., вступит. ст. и комментарии, М., 1965). Ему принадлежит кн.: "Незабываемое. Воспоминания". Очерки и статьи (М., 1972).

Предыдущая страница Следующая страница