Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АВЕ")

А

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аав Э.

Эвальд (7 III 1900, Таллин - 21 III 1939, там же) - эст. композитор и хор. дирижёр.

Аав Э.

Один из основоположников эст. нац. оперы. В 1926 окончил Таллинскую консерваторию (ученик А. И. Каппа). А. - автор первой значит. эст. оперы "Викерцы" ("Викинги"; 1928, т-р "Эстония"; нов. пост. в т-ре "Ванемуйне", 1956) - героико-романтич. муз. драмы о походе древних эстов, боровшихся против скандинавских завоевателей-викингов, на швед. крепость Сигтуна в 1198. Арии и ансамбли этой оперы продолжают сохраняться в конц. репертуаре эст. певцов. Среди др. соч.: симфония (1939); симфонич. поэма "Жизнь" ("Elana", 1935) и др. орк. произв., камерно-инстр. соч., хоры.

Аав-Лоо И. Ю.

Аав-Лоо И. Ю. - см. Лоо-Талвари И. Ю.

Аалтонен Э. В.

Аалтонен Э. В. (Aaltonen) Эрик Вернер (Эркки) (р. 17 VIII 1910, Хяменлинна) - фин. композитор и скрипач. Окончил в 1947 Академию музыки им. Сибелиуса в Хельсинки по классам В. Раитио (скрипка), С. Палмгрена (композиция). Совершенствовался в Англии, Италии, Чехословакии, Румынии. Играл в разл. оркестрах (с 1935), позднее возглавлял камерный и симф. оркестры. С 1958 рук. хора "Куллерво". Работает гл. обр. в жанре инстр. музыки. Автор балетов, 4 симфоний (в т. ч. "Хиросима", в к-рой выражен протест против атомной войны), 2 концертов для фп. с орк., музыки к фильмам, хоров, романсов.

Абаза А. М.

Аркадий Максимович (1848 или 1845, Суджанский уезд, ныне Курская обл. - 3(16) I 1915, Курск) - рус. пианист, педагог, композитор и муз.-обществ. деятель. Учился в Харьковском муз. уч-ще РМО, затем в Петерб. консерватории у А. Дрейшока (фп.) и К. Эверарди (пение), совершенствовался в Германии у Г. Бюлова (фп.). Основатель и директор муз. школы в Сумах (1877-81) и муз. классов РМО в Курске (1882 - 1915). Преподавал игру на фп., пение, теорию музыки. В 1889-1908 муз. рецензент газ. "Курские губернские ведомости". Автор романсов (в т. ч. "То не ветер ветку клонит"), фп. произв. Редактировал публикации записей нар. песен Курской губ. Г. А. Зайцева, А. П. Горяинова.

Литература: (Некролог), "Курская быль", 1915, 5 янв., No 4; Poчитатель, Памяти А. М. Абазы, там же, 1915, 6 янв., No 5.

Абай Кунанбаев

Абай Кунанбаев (29 VII (10 VIII) 1845, Чингизские горы, ныне Абайский р-н Семипалатинской обл. - 23 VI (6 VII) 1904, там же) - казах. поэт-просветитель и композитор. Поэтич. творчество и мировоззрение А. К. сформировались под воздействием передовой рус. лит-ры, классич. лит-ры Востока, казах. фольклора. А. К. пропагандировал среди казах. народа творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова и др. рус. писателей, сочинял мелодии к их произв. Музыка А. К. сочетает интонации казах. и рус. мелоса. Он не записывал своих песен, а напевал их. Песни А. К., исполняемые в народе, стали записывать после Октябрьской революции А. Бимбоэс (1919), А. В. Затаевич (1920-25), начиная с 30-х гг.- Л. А. Хамиди, А. К. Жубанов, Б. Г. Ерзакович. Нек-рые песни А. К. использованы в произв. Е. Г. Брусиловского, А. К. Жубанова, С. И. Шабельского, М. А. Скорульского, В. В. Великанова, Л. А. Хамиди и др. Среди произв. А. К. - лирич. песни "Айттым сэлем, каламкас" ("Красавица, привет тебе") и "Желсиз тунде жарык ай" ("На воде, как челнок, луна"), назидательная "Атаанага коз куаныш" ("Отца и матери услада"), сатирич. "Бойы булган" ("Хвастун, наглец"), трагическая "Ишим олген, сыртым сау" ("Креплюсь, а в сердце боль и мрак") и др. Большой популярностью пользуются песни A. К. на стихи из "Письма Татьяны" ("Амал жоккаиттым билдирмей") Пушкина, "Горные вершины" ("Карангы тунде таукалгып") Лермонтова.

Сочинения: Песни Абая Кунанбаева. Записи Л. Хамиди и Б. Ерзаковича, Соч. Абая Кунанбаева, т. 2, A.-A., 1940 (на казах. яз.); Музыкальное творчество Абая Кунанбаева, Этнографич. сборник, Предисловие и муз. редакция Б. Г. Ерзаковича, статья B. П. Дерновой, A.-A., 1954 (на казах. и рус. яз.); Абай Кунанбаев. Песни для голоса с фп. (и хора а капелла), A.-A., 1957; Песни на тексты Абая, A.-A., 1954.

Литература: Ауэзов М., Традиции русского реализма и казахская литература, "Дружба народов", 1949, No 2; Исмаилов Е., Об особенностях поэтики Абая, "Известия Казахского филиала Академии наук СССР. Серия языка и лит-ры", 1945, вып. 2; Чумбалова Г., Песни Абая, в сб.: Музыкальная культура Казахстана. Сост. П. Аравин и Б. Ерзакович, А.-А., 1955; Сильченко М. С., Творческая биография Абая, А.-А., 1957; Дернова В., Письмо Татьяны Абая Кунанбаева, "СМ", 1960, No 1.

Б. Г. Ерзакович.

Абако Э. Ф.

Далль'Абак (Dall'Abaco) Эваристо Феличе (12 VII 1675, Верона - 12 VII 1742, Мюнхен) - итал. композитор, скрипач и виолончелист. Учился в Вероне, Модене (1096-1701, возможно, у Т. Витали). В 1704 придв. виолончелист в Мюнхене. В 1705-15 жил в Бельгии, Франции, изучал франц. музыку, оказавшую влияние на его творчество. В 1715-40 придв. капельмейстер в Мюнхене. А. - один из выдающихся мастеров итал. камерно-инстр. музыки нач. 18 в.Его сын Джузеппе Клементе Фердинандо А. (1709-1805) - виолончелист, автор 29 сонат для виолончели и др. произв.

Сочинения: 12 скр. сонат с влч. или чембало, ор. 1 (1706), 6 церк. концертов для 4 струн. инструментов, ор. 2 (1714), 6 церк. и 6 камерных трио-сонат, ор. 3 (1715), 12 камерных сонат для скр. и влч., ор. 4 (1716), 6 концертов для 7 инструментов, ор. 5 (1717), концерт для скр. соло с инстр. сопр., ор. 6 (1730).

Литература: Вrenzoni R., Un grande musicista eronese E. F. Dall'Abaco, "N. d'Arch.", Roma, 1935, XII, p. 154-64; Воnaссоrsi A., Dall'Abaco e la sonata duotematica, "Rass. mus.", 1940.

Абаринова А. И.

Антонина Ивановна (наст. фам. - Рейхельт) (12(24)VII 1842, Владимир - 16(29) VII 1901, станция Суходол, ныне Алексинского р-на Тульской обл.) - рус. певица (контральто, позже - меццо-сопрано) и драм. актриса. Пению обучалась у Пиччиоли и Фаччиоти (Петербург), Маццукато и Ф. Ламперти (Милан). В 1874 совершенствовалась у П. Виардо-Гарсиа (Париж). В 1862-63 пела (под псевд. Реджи) в итал. оперной труппе в Одессе, позднее в т-рах Генуи, Москвы, Тбилиси. В 1872 дебютировала на петерб. сцене в роли Периколы ("Птички певчие" Оффенбаха). В 1873-78 солистка Мариинского т-ра. С 1878 выступала только в драм. спектаклях. Партии: Ваня; Княгиня ("Русалка"), Спиридоновна ("Вражья сила"), Хозяйка корчмы (первая исполнительница); Клеретта ("Дочь мадам Анго" Лекока) и др. Написала воспоминания ("Исторический вестник", 1901, янв.).

Литература: Н. С., А. И. Абаринова, "ЕИТ". Сезон 1897-1898 гг., СПБ, 1899, с. 430-37; Некролог, "ЕИТ". Сезон 1900-1901 гг., СПБ, 1902, с. 306; Pоловцов А. В., Памяти А. И. Абариновой, М., 1901.

Абасова Э. А. Г.

Эльмира Абдул Гамид кызы (р. 10 I 1932, Баку) - советский музыковед. Засл. деят. искусств Азерб. ССР (1967). Кандидат искусствоведения (1962). Чл. КПСС с 1961. В 1955 окончила историко-теоретич. ф-т Азерб. консерватории (Баку), в 1958 - аспирантуру при АН Азерб. ССР. С 1963 работает ст. науч. сотрудником в Ин-те архитектуры и иск-ва, преподаёт в Азерб. консерватории (с 1970 доцент). Пред. секции муз. критики CK Азерб. ССР (с 1962). Автор ряда науч. исследований, мн. брошюр и статей, гл. обр. по вопросам муз. культуры Азербайджана.

Сочинения: Опера "Алмаст" А. Спендиарова, Баку, 1958; Оперы и музыкальные комедии Узеира Гаджибекова, Баку, 1961; Музыкальная культура республик Закавказья, Баку, 1962 (на азерб. яз.); Симфоническая поэма "За мир" Дж. Гаджиева, в сб.: Искусство Азербайджана, т. VIII, Баку, 1962, с. 77-90; Курбан Примов, М., 1963; "Караван" и "Увертюра" Султана Гаджибекова, Баку, 1964; Рашид Бейбутов, Баку, 1965; Симфонические гравюры "Дон Кихот" Кара Караева, Баку, 1965; Опера "Кёр-оглы" Узеира Гаджибекова, Баку, 1965; Музыкальное искусство Азербайджана (совм. с К. Касимовым), в кн.: История музыки народов СССР, т. 1-3, М., 1966-72; Очерки музыкального искусства Советского Азербайджана. 1920 - 1956, Баку, 1970 (совм. с К. Касимовым), и др.

К. А. Касимов.

Аббадо К.

Аббадо К. (Abbado) Клаудио (р. 26 VI 1933, Милан) - итал. дирижёр и пианист. Сын скрипача, профессора Миланской консерватории Микеланджело А. (р. 1900).

Аббадо К.

Окончил Миланскую консерваторию по классам фп. у Э. Калас (1953) и композиции у Б. Беттинелли (1955; занимался также у Дж. Парибени). Впоследствии совершенствовался по дирижированию в Венской академии музыки и сценич. иск-ва. Дирижировал оркестрами т-ра "Ла Скала", Нью-Йоркской и Венской филармоний и др. В 1968-76 дирижёр симф. оркестра т-ра "Ла Скала", с 1971 гл. дирижёр Венского филармонич. оркестра. С 1962 постоянно выступает и как оперный дирижёр. В 1971-76 муз. директор т-ра "Ла Скала". Дирижировал рядом спектаклей во время гастролей т-ра в Москве (1974), в т. ч. операми "Аида", "Симон Бокканегра" Верди, "Золушка" Россини, а также реквиемом Верди. С 1979 гл. дирижёр Лондонского симф. оркестра. 1-я пр. на Конкурсе молодых дирижёров им. Д. Митропулоса (1963).

Аббакумов С. Т.

Стефан Тимофеевич (23 XI (5 XII) 1870, Киев - 1919) - дирижёр, композитор, педагог. В 1898 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции H. P. Соловьёва; посещал также оперный класс и класс ансамбля. Дирижировал в Петербурге спектаклями укр. драм. кружка (1897) и концертами любителей исполнения оркестровых произв. в консерватории (1898). В 1899-1902 был директором муз. классов Томского отд. РМО, где также преподавал фп. Совершенствовался в дирижёрском иск-ве под рук. А. Никиша в Лейпциге. А. вместе с С. В. Гилевым был зачинателем заочного муз. образования в России. Основал в Петербурге "Заочные курсы теории музыки" (1904). Дирижировал летними симф. концертами в Павловске (1904-05), Ялте (1907), на выставке "Музыкальный мир" в Петербурге (1908) и др. городах. В 1907-10 сотрудничал в муз. певческом журн. "Баян" (Тамбов). С 1913 жил в Киеве, где дирижировал симф. концертами.

Автор романсов, хоров, скрипичных пьес, симф. произв., в т. ч. "Гимна Свободы", явившегося откликом на события первой рус. Революции 1905-07 (муз. произведения А. утрачены). Из муз.-теоретических работ А. изданы "Популярные лекции по теории музыки. Курс II. Гармония. Лекция I. Построение аккорда (трезвучия), расположение его в голосах и голосоведение" (СПБ, 1904).

Литература: Современные деятели. Стефан Тимофеевич Аббакумов, "Музыка и пение", 1906, No 8; Концерты в Павловске, "РМГ", 1905, No 37, с. 854-55; Разные известия. Киев - С. Т. Аббакумов, там же, 1916, No 40.

Л. С. Кауфман.

Аббасов А. Д.

Ашраф Джалал оглы (р. 23 III 1920, Шуша) - советский композитор и музыковед. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1963). Кандидат искусствоведения (1952). Чл. КПСС с 1946. Окончил в 1948 Азерб. консерваторию по классам Б. И. Зейдмана (композиция) и У. Гаджибекова (азерб. нар. музыка); в 1952 - аспирантуру при Моск. консерватории (рук. М. И. Чулаки). В 1942 директор Шушинской муз. школы. В 1943-48 преподаватель, в 1947-48 директор Бакинского муз. уч-ща. С 1952 преподаватель, в 1953-57 ректор, с 1954 доцент, зав. кафедрой композиции, с 1968 профессор Азерб. консерватории. Автор муз.-теоретич. работ, в т. ч. "Узеир Гаджибеков и его опера,,Кёр-оглы"" (1950).

Сочинения: балет Чернушка (1965, Азерб. т-р оперы и балета, Баку) оперетты - Не быть тебе милым моим (1963, Бакинский т-р муз. комедии), В объятиях гор (1970, там же); для орк. - поэмы Шуша (1945), Наступит день (1952), Драматическая (1953), Танцевальная сюита (1944), увертюра (1946) концертино (1942; 2-я ред. 1951), Вальс-рапсодия (1955); концерт для фп. с орк. (1947); для влч. с орк. - Поэма памяти У. Гадшибекова (1951); произв. для орк. азерб. нар. ин-тов; струн. квартет (1947); произв. для фп., скр., влч. и др. инструментов; хоры, романсы; музыка к драм. спектаклям и др.

К. А. Касимов.

Аббасов А. З.

Азад Зиннатович (р. 19 I 1925, гг. Елабуга) - сов. певец (тенор). Нар. арт. РСФСР (1966). В 1950 окончил нац. отделение Моск. консерватории (класс С. Н. Стрельцова) и в этом же году был принят в Тат. т-р оперы и балета (Казань). Партии: Джик, Джалиль, Тюляк ("Алтынчеч", "Джалиль", "Тюляк" Жиганова), Княжич ("Чародейка" Чайковского), Князь, Синодал, Самозванец, Владимир Игоревич; Альфред ("Травиата"), Арлекин ("Паяцы"), Рудольф ("Богема"), Фауст; Герцог ("Риголетто"), Ричард ("Бал-маскарад"), Пинкертон; Энцо ("Джоконда" Понкьелли), Каварадосси; Король ("Умница" Орфа), Сергей ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова) и др.

Аббатини А. М.

Аббатини А. М. (Abbatini) Антонио Мария (ок. 1597, Тиферно, ныне Читта-ди-Кастелло, близ Перуджи - 1679, там же) - итал. композитор. Ученик Дж. М. Нанино. С 1625 жил в Риме, где руководил капеллой Римской семинарии, работал церк. капельмейстером. Автор 3 опер, в т. ч. "Нет худа без добра" ("Dal male il bene", совм. с М. Мараццоли, 1653, Рим) - одного из первых образцов комич. оперы; духовных произв. Написал "14 Бесед и академических уроков" ("14 Discorsi е lezioni accademiche", хранятся в музее в Болонье). Им подготовлены к изданию "Церковные гимны в григорианском пении" ("Inni della chiesa in canto gregoriano", 1644).

Литература: Coradini F., A. M. Abbatini e D. Lorenzo Abbatini. Notizie biografiche, Arezzo, 1922.

Аббиате Л.

Аббиате Л. (Abbiate) Луи (Людвиг Эдуардович) (1866, Монте-Карло, Монако - 1933, Ванс, Франция) - франц. виолончелист. Учился игре на фп. у К. Казеллы (Турин). Окончил Парижскую консерваторию по классу виолончели Ж. Дельсара. Концертировал в разл. странах (в 1899 в России). Был солистом оркестра т-ра "Ла Скала". В 1911 - 19 профессор Петерб. консерватории (среди его учеников - А. Я. Штример и др.). В Петербурге выступал также как солист и камерный музыкант (сонатные вечера с пианисткой M. H. Бариновой). Был членом жюри первого в России конкурса виолончелистов (1911, Москва). После 1919 возглавлял Школу музыки в Монако. А. принадлежат произв. для виолончели соло, в т. ч. 6 прелюдий и фуг и "Большой симфонический этюд"; 2 сюиты для влч. и фп., Школа для влч. ("Nouvelle mйthode violoncelle thйoretique et pratique", 1900), каденции к концертам Й. Гайдна, Л. Боккерини и Р. Шумана, влч. транскрипции, в т. ч. "Детского альбома" Р. Шумана и др.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства..., М., 1965, с. 260-61.

Л. С. Гинзбург.

Аббревиатура

Аббревиатура (итал. abbreviature, от лат. аbbrevio - сокращаю) - знак сокращения и упрощения в нотном письме. С помощью разл. А. обозначают повторение к.-л. относительно самостоятельной, внутренне завершённой части произведения или куплета песни (см. Реприза, Da capo, Dal segno; прим. 1), повторение отд. тактов и мелодич. фигур (прим. 2), повторение звука или аккорда (прим. 3), повторение оттенка исполнения (прим.4), тремоло (прим. 5), удвоение в октаву (прим. 6), паузы протяжённостью в несколько тактов (прим. 7), глиссандо (прим. 8), пассажи однотипного строения (прим. 9). А. являются и знаки переноса на октаву вверх или вниз, позволяющие избегать большого количества добавочных линий и потому облегчающие чтение нот (прим. 10).

Аббревиатура

А. широко применяется при обозначении мелизмов. К А. относятся также сокращения в обозначениях инструментов (в партитуре), темпа, динамич. и выразит. оттенков и др. Напр.: V-c - violoncello, All - Allegro, f - forte, cresc. - crescendo, espr. - espressivo, dol. - dolce, pizz. - pizzicato и др.

Литература: Sсhaal R., Abkьrzungen in der Musik-Terminologie. Eine Ьbersicht, Wilhelmshaven, (1969).

В. А. Вахромеев.

Абд Аль-Кадир

Абд Аль-Кадир (Ибн Ганби) (сер. 14 в., Марага, Азербайджан - март 1435, Герат, Афганистан) - арабско-персидский муз. теоретик. Был придв. певцом и музыкантом султанов Хусейна (1374-82), Ахмада (1382-1410) и, возможно, Баязида (1389-1403). Высоко оценивался современниками как музыкант, поэт и художник. Труды А. аль-К. имеют большое значение для развития арабско-перс. теории музыки и стихосложения. Гл. труд - "Собрание мелодий" ("GGarni al-Alham", 1405).

Литература: Kiesewetter R. G., Die Musik der Araber, Lpz., 1842; Browne Е d. G., A history of Persian literature under Tartar dominion, Camb., 1920, p. 384.

Абдраев М.

Мукаш (p. 5 V 1920, Кызыл-Аскерский, ныне Сокулукский р-н) - кирг. сов. композитор. Засл. деят. иск-в Кирг. ССР (1964). Депутат Верх. Совета Кирг. ССР 7-го созыва.

В 1940-44 учился в Кирг. студии при Моск. консерватории (класс Г. И. Литинского, затем В. Г. Фере). В 1950 окончил Моск. консерваторию по классу композиции С. H. Василенко. С 1960 доцент кафедры музыки Кирг. женского педагогич. ин-та. Пред. правления Союза композиторов Киргизской ССР (с 1967).

Сочинения: оперы - Молодые сердца (1953, Кирг. т-р оперы и балета), Тонтогул (совм. с А. Малдыбаевым, 1956, там же), Олджобай и Кишимджан (1965, там же); оратория - Сын киргиза (1967); кантаты - Киргизстан (1946), На родине Токтогула (1965); для орк. - поэма На Сусамыре (1965), симф. картина Бек бей (1965); хоры, романсы, песни; музыка к драматич. спектаклям и др.

В. В. Янковский.

Абдул Карим Хан

Абдул Карим Хан (г. рожд. неизв. - 1937) - инд. певец классич. стиля (традиция хиндустани). Учился у Кале Хана и Абдуллы Хана (киранская гхарана), обучался также игре на вине и саранги. Был придв. музыкантом в Бароде, затем жил и выступал в Мирадже, в 1913 осн. муз. школу ("Арья Сангит Видьялайя") в Пуне. Приобрёл известность как исполнитель вок. композиций тхумри и газзаль. Один из первых североинд. музыкантов, изучавших раги карнатской традиции и использовавших их в творчестве. В числе его учеников ряд известных певцов (Р. Кундголькар и др.).

Абдуллаев К. А.

Карим Абдуллаевич (р. 12 II 1901, Ташкент) - сов. композитор. Засл. арт. Узб. ССР (1956). В 1925 окончил муз. уч-ще в Ташкенте по классу трубы. Затем учился в Москве на Этнографич. курсах при ГИМНе и на историко-теоретич. ф-те Моск. консерватории. Работал в Ташкенте инспектором музыки при Нар. комиссариате просвещения, муз. редактором Узб. радиокомитета и др. С 1948 зав. муз. отделом республиканского Дома нар. творчества (Ташкент). Автор преим. вокальных произв. А. принадлежит к старшему поколению узб. сов. музыкантов, впервые обратившихся к сочинению многоголосной музыки.

Сочинения: Восточный марш для фп. в 4 руки (1937); струн. квартет на узб. мелодии (1935); для хора без сопр. - Девушкам Узбекистана (1968, сл. Б. Насреддинова), Девушки-шелководы (1968, сл. М. Ариповой), Колыбельная (1968, сл. А. Бурибаева); для голоса с фп. - Весна (сл. Бурибаева); для детского хора - Мы строим коммунизм (сл. X. Якубова), Моя партия (сл. Якубова); обр. нар. узб. песен.

Абдуллаев К. Д.-Б.

Кемал Джан-Бахиш оглы (р. 18 I 1927, Баку) - советский дирижёр. Нар. арт. Азерб. ССР (1967). Чл. КПСС с 1956. Окончил Азерб. (класс альта А. А. Гроссмана) и Моск. (класс дирижирования Л. М. Гинзбурга) консерватории. С 1952 дирижёр, с 1953 гл. дирижёр Азерб. т-ра оперы и балета, где под его рук. были осуществлены постановки опер "Евгений Онегин" (1953); "Сицилийская вечерня" Верди (1954), "Азад" Джангирова (1957), балетов "Семь красавиц" Караева (1952), "Гюльшен" С. Гаджибекова (1958) и др. В 1960-61 гл. дирижёр Донецкого рус. т-ра оперы и балета, в к-ром дирижировал новыми постановками опер "Борис Годунов"; "Обручение в монастыре" Прокофьева. В 1962-69 гл. дирижёр, с 1970 дирижёр Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко, где участвовал в первых постановках опер "Хари Янош" Кодая (1963), "Ценою жизни" Николаева (1965), "Безродный зять" Хренникова (1966), "Виринея" Слонимского (1967), "Кармен" (1969); "Три жизни" Тактакишвили (1972); балета "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского (1964) и др.

Абдуллин М. М.

Муслим Мукимович (р. 1 (14) III 1916, Усть-Каменогорск, ныне Вост.-Казахстанская обл.) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1947). В 1939 окончил Казах. студию при Моск. консерватории. С этого же года и до 1970 солист Казах. т-ра оперы и балета. Пел партии в классич. рус. и зап.-европ., а также в нац. операх. Среди партий: Тулеген, Сакан, Кайракбай, Сапар ("Кыз-Жыбек", "Ёр-Таргын", "Жал-быр", "Золото зерно" Брусиловского), Азим ("Абай" Жубанова и Хамиди), Жек ("Алтынчач" Жиганова), Биржан ("Биржан и Сара" Тулебаева), Лю Чунь ("На-зугум" Кужамьярова). В дуэте с братом - певцом нар. арт. СССР Р. М. Абдуллиным выступал как конц. певец, исполняя казах. нар. песни, произв. рус. и казах. композиторов. С 1970 худ. рук. Казахконцерта.

Абдуллин Р. М.

Ришат Мукимович (р. 1(14) III 1916, Усть-Каменогорск) - советский певец (баритон). Народный артист СССР (1967). Чл. КПСС с 1955. Учился в Алма-Атинском музыкальном техникуме (1933-35) и в Казах. студии при Моск. консерватории у А. И. Вишневского (1936-39). С 1939 солист Казах. т-ра оперы и балета. Первый исполнитель гл. партий в казах. операх: Абай ("Абай" Жубанова и Хамиди, 1944), Олжай ("Бекет" Зильбера, 1940), Айдар, Тастан, Артём ("Золотое зерно", 1940, "Гвардия, вперёд!", 1942, "Дударай", 1953, Брусиловского), Гульмат ("Назугум" Кужамьярова, 1959) и др.

Исполнил на казах. и рус. яз. партии: Онегин; Киязо ("Даиси" Палиашвили), Шарплес ("Чио-Чио-сан"), Эскамильо, Жермон и др. Выступает также как конц. певец.

Литература: Mессман Вл., Возрождение песни, А.-А., 1958, с. 352-55; Хамиди Л. A., Хамиди Р. Л., Жизнь в искусстве, А.-А., 1967.

Б. Г. Ерзакович.

Абдурахманов Г.

Гулям (p. 1(14) V 1910, г. Туркестан, ныне Казах. ССР) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950). В 1939 окончил Узб. студию при Моск. консерватории. Сценич. деятельность начал в 1929 в Самаркандском муз. т-ре. В 1939-55 солист Узб. т-ра оперы и балета, в 1954-80 - Узб. филармонии. Партии: Кадыр ("Гюльсара" Глиэра и Садыкова; Гос. пр. СССР, 1951), Тахир, Фархад ("Тахир и Зухра", "Фархад и Ширин" Джалилова и Бровцына), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Джура ("Буран" Ашрафи и Василенко), Бутануз ("Великий канал" Ашрафи), Ровшан ("Кёр-оглы" Гаджибекова). Выступал как конц. певец.

Абдурахманова Д. Г.

Дильбар Гулямовна (р. 1 V 1936, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1977).

Чл. КПСС с 1965. Окончила Ташкентскую консерваторию по классам скрипки у Б. Тителя (1959), дирижирования у М. А. Ашрафи (1960). С 1955 артистка оркестра Узб. т-ра оперы и балета, с 1960 дирижёр, с 1975 худ. рук. и гл. дирижёр там же. Под упр. А. исполнены оперы "Аида", "Травиата", "Паяцы"; "Оптимистическая трагедия" Холминова, балеты "Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан", "Жизель", "Коппелия", "Золушка", "Спартак"; "Кармен-сюита" Бизе - Щедрина, "Тановар" Козловского, "Барышня и хулиган" на музыку Д. Д. Шостаковича; "Амулет любви" и "Любовь и меч" Ашрафи, "Семург" Бровцына. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. Узб. ССР им. Хамзы (1973).

Абелиович Л. М.

Лев Моисеевич (р. 24 XII 1911 (6 I 1912), Вильнюс) - советский композитор. Заслуженный деят. иск-в БССР (1963). В 1935-39 учился в Варшавской консерватории у З. Джевецкого (фп.) и М. Сикорского (композиция). В 1941 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции В. А. Золотарёва. Совершенствовался у Н. Я. Мясковского в Моск. консерватории (1945-46).

Сочинения: для орк. - 4 симфонии (1962, 1964, 1967, 1969), Симфонические картины (1958), увертюра (1963); произв. для орк. белорус. нар. инструментов; трио для скр., влч. и фп. (1955); для фп. - 2 сонаты (1947, 2-я ред. 1972; 1954), сюита на темы белорус. нар. песен для 2 фп. (1957) и др.; для скр. и фп. - 3 сонаты (1940, 2-я ред. 1972; 1946; 1948, 2-я ред. 1971), Фрески (2 тетр. 1966, 1971) и др.; хоры, романсы, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям, радиопостановкам, фильмам и др.

Абель К.

Абель К. (Abel) Кристиан Фердинанд (р. ок. 1695 - дата и место смерти неизв.) - нем. гамбист и виолончелист. В 1720-37 играл в Кётенской придв. капелле. Возможно, специально для А. были написаны И. С. Бахом сюиты для виолончели соло.

Абель К. Ф.

Абель К. Ф. (Abel) Карл Фридрих (22 XII 1723, Кётен - 20 VI 1787, Лондон) - нем. гамбист и композитор.

Абель К. Ф.

Сын Кр. Ф. Абеля. Игре на гамбе учился у отца, композиции - у И. С. Баха в школе св. Фомы в Лейпциге. В 1748-58 играл на виоле да гамба в Дрезденской придв. капелле под рук. И. А. Хассе. С 1759 жил в Лондоне, где завоевал популярность как солист, педагог и композитор; служил в придв. капеллах - герцога Йоркского, королевы Шарлотты (с 1765 под рук. И. К. Баха). В 1765 совм. с И. К. Бахом организовал публичные абонементные концерты (Bach - Abel-Concerts), сыгравшие большую роль в развитии муз. жизни Лондона (существовали до 1782). С 1783 концертировал в Германии и Париже. С 1785 солист и композитор "Профессиональных концертов" и "Подписных концертов". А. был одним из последних выдающихся виртуозов-гамбистов. Судя по сохранившемуся портрету, А. играл на 6-струнном инструменте без ладов. Среди его соч. наиболее значительны сонаты для гамбы соло и виолончели, отразившие характерное для композиторов нем. школы 18 в.стремление к стилистич. сближению гамбовой музыки с виолончельной.

Сочинения: для орк. - 6 симфоний, увертюры; концерты - для чембало (или клавира), 2 скр. и влч., для флейты (5); трио-сонаты, сонаты - для скр. и фп., для чембало и флейты или скр. с влч.; сопаты для гамбы (рукоп.), струн. квартеты с цифрованным басом; пьесы и дуэты для виолы да гамба и влч.; музыка для т-ра.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного иск-ва, кн. 1. Виолончельная классика, М.-Л., 1950, с. 269-71; в кн.: Sanford Terry Ch., John Christian Bach, L., 1929.

Б. В. Доброхотов.

Абендрот Г.

Абендрот Г. (Abendroth) Герман (19 I 1883, Франкфурт-на-Майне - 29 V 1956, Йена) - нем. дирижёр. Чл. Нем. академии иск-в в Берлине (ГДР). Ученик Л. Тюиля и Ф. Мотля (Мюнхен). Дирижёрская деятельность А. протекала в Мюнхене (1903-04), Любеке (с 1905 - Союз друзей музыки, одновременно с 1907 - Городской т-р; одновременно с 1910 - Филармонический хор), Эссене (в 1911-14 музик-директор), Кёльне (с 1915 рук. Гюрцених-концертов, директор консерватории, с 1919 профессор; с 1918 генеральный музик-директор). В 1922-23 рук. симф. концертами оркестра Берлинской гос. оперы. В 1934-45 рук. отделения педагогики Имп. муз. палаты, симф. оркестра Гевандхауза, профессор Лейпцигской консерватории.

После 2-й мировой войны 1939-45 жил в ГДР, работал в Веймаре (генеральный музик-директор, профессор Высшей школы музыки), руководил симф. оркестром радио в Лейпциге (с 1949) и Берлине (с 1953).

А. - один из крупных деятелей нем. культуры, талантливый интерпретатор музыки Л. Бетховена, И. Брамса, А. Брукнера. Дирижёрское иск-во A., основанное на лучших традициях национальной музыкальной культуры, характеризуется цельностью общего художественного замысла, ясностью формы, яркой, но внешне сдержанной эмоциональностью.

Гастролировал в странах Европы, неоднократно выступал в Сов. Союзе (впервые в 1925), где в 1954 исполнил все 9 симфоний и оперу "Фиделио" Бетховена (Большой т-р). Много сделал для пропаганды в Германии произв. П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского. Нац. пр. ГДР (1949).

Литература: Заломов В., Г. Абендрот, "СМ", 1956, No 8; К 80-летию со дня рождения Г. Абендрота, "МЖ", 1962, No 23, с. 20.

Е. Я. Рацер.

Аберт Г.

Аберт Г. (Abert) Герман (25 III 1871, Штутгарт - 13 VIII 1927, там же) - нем. музыковед. Чл. Прусской академии наук (1925). Воспитанник Штутгартской консерватории, сын и ученик Я. Аберта. Специализировался как историк музыки в Берлинском университете, изучал также классич. филологию. С 1902 доцент, позднее профессор ун-тов в Галле, Лейпциге, Берлине. А. возглавлял Прусскую комиссию по изданию памятников нем. муз. иск-ва, входил в состав дирекций Нового баховского и Генделевского об-в. Среди его учеников - Ф. Блуме, Р. Гербер, В. Феттер. Крупный вклад А. в музыкознание - коренная переработка биографии В. А. Моцарта, составленной О. Яном, на основе к-рой А. создал новое, глубокое исследование. Ему принадлежат труды по античной муз. культуре, истории музыки ср. веков, истории оперы. Осуществил новые издания оперных партитур композиторов 18 в.: 4 опер К. В. Глюка (частично с новыми пер. либретто), "Фаэтон" Йоммелли, "Свадьба Фигаро" и "Волшебная флейта" Моцарта, "Вольный стрелок" Вебера и др. Его дочь Анна Амалия А. (р. 19 IX 1906, Галле) - музыковед; училась у отца; профессор ун-та в Киле; автор исследования о творчестве Г. Шюца ("Die stilistischen Voraussetzungen der "Cantiones sacrae" von Heinrich Schьtz", опубл. в "Kieler Beitrцge zur Musikwissenschaft", H. 2, Wolfenbьttel - В., 1935) и ряда статей в энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart", hrsg. von Fr. Blume.

Сочинения: Gesammelte Schriften und Vortrцge, Halle/S., 1929; Dei Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899 (Breitkopf & Hцrtels Sammlung musikwissenschaftlicher Arbeiten II); Die цsthetischen Grundsцtze der mittelalterlichen Melodiebildung, Halle/S., 1902; Robert Schumann, В., 1903, (1920); Die Musikanschauung des Mittelalters und ihre Grundlagen, Halle, 1905; Niccolo Jommelli als Opernkomponist, Halle, 1908 J. J. Abert (1832-1915), Lpz., 1916; W. A. Mozart, vollstцndig neu bearbeit und erweit. Ausgabe von Otto Jahns Mozart - Biographie, Bd 1-2, Lpz., 1919-21, Lpz., 1955-56; Goethe und die Musik, Stuttg., 1922; Antike, в кн.: Adler G. G. (Hrsg.) Handbuch der Musikgeschichte, I, В., 1924; на рус. яз. - История древнегреческой музыки, Музыкальная культура древнего Рима, в сб.: Музыкальная культура древнего мира, под ред. Р. И. Грубера, Л., 1937.

Литература: Gedenkschrift fьr H. Abert, hrsg. von Fr. Blume, Halle, 1928; Moser H. J., H. Abert, "ZfMw", 1927/28, Jahrg. X, H. 1.

О. Т. Леонтьева.

Аберт Я.

Аберт Я. (Abert) Ян (Иоганн Йозеф) (20 IX 1832, Коховице, Чехия - 1 IV 1915, Штутгарт) - чеш. композитор. Учился у Й. Храбе игре на контрабасе и у Я. Б. Китля композиции в Пражской консерватории, брал также уроки по композиции у И. В. Томашека. Совершенствовался в Париже, где встречался с Дж. Мейербером, Дж. Россини, Ф. Галеви, Ф. Обером. В 1853-69 играл на контрабасе в придв. оркестре, в 1869-88 был капельмейстером придв. капеллы в Штутгарте. В инстр. творчестве развивал романтич. традиции Ф. Мендельсона, Р. Шумана, И. Брамса, в сценич. произв. опирался на образцы франц. "большой оперы" (Ф. Галеви, Дж. Мейербер). Среди наиболее значит. произв. А. - 6-я ("Лирическая", 1890) и 7-я ("Весенняя", 1893) симфонии.

Сочинения: оперы (5) - Анна фон Ландскрон (1858), Король Энцо (1862, пост. в 1875 под назв. Энцо фон Хохенштауфен), Асторга (1866), Эккехард (1878), Алмохады (1890); для орк. - 7 симфоний, в т. ч. Колумб ("Морская картина", 1864); Торжеств. увертюра (1858); кам. произв., пьесы для контрабаса, кантаты, хоры, песни.

Литература: Abert H., Jan Josef Abert, Lpz., 1916.

Я. M. Платек.

Абжанов С.

Сергали (18 XI (1 XII) 1912, аул Романский, ныне Талды-Курганской обл. - 12 IX 1976, Алма-Ата) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Казах. ССР (1954). Чл. КПСС с 1953. В 1939 окончил вок. студию при Казах. т-ре оперы и балета. С 1937 солист этого т-ра, в 1964-74 - Казахконцерта. Партии: Бекежан, Ёр-Таргын, Жалбыр ("Кыз-Жибек", "Ёр-Таргын", "Жалбыр" Брусиловского), Амангельды ("Амангельды" Брусиловского и Тулебаева), Бекет ("Бекет" Зильбера), Жиенкул ("Биржан и Сара" Тулебаева), Киазо ("Даиси" Палиашвили) и др. В 1941-56 вёл педагогич. работу в разл. уч. заведениях Алма-Аты.

Аблесимов А. О.

Александр Онисимович (27 VIII (7 IX) 1742, Галичский уезд, ныне Костромская обл. - 1783, Москва) - рус. писатель, журналист, драматург. Автор текста одной из первых рус. опер "Мельник - колдун, обманщик и сват" (музыка M. M. Соколовского, 1779, Москва). Благодаря сочному нар. колориту, метким характеристикам и живой, занимательной фабуле опера приобрела огромную популярность и послужила образцом для произв. того же жанра. А. принадлежат также либр. опер "Счастье по жеребью" (1779, Москва), "Поход с непременных квартир" (музыка М. Эккеля, 1782, Москва), аллегорич. пролог "Странники" (на открытие Петровского т-ра в Москве, 1780). Деятельность А. оказала влияние на формирование рус. нац.-бытовой оперы 18 в.

Литература: Русская комедия и комическая опера 18 в.Ред. текста, вступит. статья и коммент. П. Н. Беркова, М.-Л., 1950; История русской литературы, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947 (гл. "Комическая опера"); Ливанова Т., Русская музыкальная культура XVIII в.в её связях с литературой, театром и бытом, т. 2, М., 1953; Комическая опера А. О. Аблесимова "Поход с непременных квартир". Публикация П. Н. Беркова, в сб.: Театральное наследство, М., 1956; Келдыш Ю., Русская музыка XVIII в., М., 1965.

Ю. В. Келдыш.

Аблец И. М.

Исаак Михайлович (1778-1829) - рус. артист балета, балетмейстер, педагог. В 1796 окончил Петерб. театр. школу и был зачислен в балетную труппу имп. т-ров. Ученик И. И. Вальберха. В 1807 переведён "в звании дансера" в Москву, где выступал в "благородных" и характерных танцах. Поставил балеты-дивертисменты ("Гишпанские вечера", 1809), комедийные балеты ("Школа Пьеро", 1812) и пантомимные ("Алжирцы, или Побеждённые морские разбойники", 1812) - все на сборную музыку. Под впечатлением Отечественной войны 1812 и победы над наполеоновскими войсками сочинял патриотич. балеты-дивертисменты также на сборную музыку рус. нар. песен и плясок: "Подмосковная девушка" и "Сельский праздник" (1812), "Макарьевская ярмарка" и "Праздник донских казаков" (1815), "Масленица" (1816) и др. Особой популярностью пользовался дивертисмент на муз. С. И. Давыдова "Семик, или Гулянье в Марьиной роще" (1815). A. ставил и балетное переложение комич. оперы М. М. Соколовского "Мельник - колдун, обманщик и сват" (1815). В 1817 покинул сцену.

Литература: Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958; Бахрушин Ю. A., История русского балета, М., 1965.

В. М. Красовская.

Абрамов Г. А.

Георгий Андреевич (30 III (12 IV) 1903, Москва - 1 XI 1966, там же) - сов. певец (баритон). Засл. арт. РСФСР (1944). Чл. КПСС с 1939. В 1931 окончил Моск. муз. техникум им. А. и Н. Рубинштейнов (класс пения А. Ф. Засядько). В 1931-66 солист Всесоюзного радио и телевидения. Участвовал в оперных спектаклях радио. Партии: Степан ("Женитьба" Мусоргского), Лепорелло ("Каменный гость" Даргомыжского и "Дон Жуан" Моцарта), Сашка ("Тихий Дон" Дзержинского), Кухарка ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева), Фигаро и Папагено ("Свадьба Фигаро" и "Волшебная флейта" Моцарта) и др. Выступал как конц. певец, пропагандировал произв. сов. авторов; первый исполнитель песен - "Дороги" Новикова, "Заветный камень" и "Одинокая гармонь" Мокроусова и др. А. посвящена песня "Шумел сурово брянский лес" Каца.

В 1954-58 преподавал в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных. Гастролировал в Польше, Венгрии, Румынии, ГДР (1959).

В. И. Зарубин.

Абрамович Б. А.

Борис Александрович (p. 3(16)IV 1910, Харьков) - сов. пианист-ансамблист. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. В 1932-41 ассистент оперного и камерного вок. классов З. П. Лодий, К. Н. Дорлиак, А. Л. Доливо; в 1934-40 концертмейстер класса А. В. Неждановой в Оперной студии Большого т-ра. В 1941-44 ассистент А. М. Лазовского в Ленингр. т-ре оперы и балета им. С. М. Кирова (в Перми). С 1933 концертмейстер Моск. филармонии. Был аккомпаниатором-репетитором А. В. Неждановой и выступал в ансамбле с крупнейшими сов. и зарубежными вокалистами: К. Г. Держинской, Д. Я. Пантофель-Нечецкой, А. Л. Доливо, Э. Бандровской-Турской, М. Капсир и др.

Абрамян М. В.

Медея Вартановна (р. 8 III 1932, Ереван) - сов. виолончелистка. Нар. арт. Арм. ССР (1980). В 1956 окончила Моск. консерваторию, с того же года солистка Арм. филармонии. 1-я исполнительница мн. посвящённых ей виолончельных произв. арм. сов. композиторов. 2-я пр. на Междунар. конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1955). Гастролирует в СССР и за рубежом. С 1962 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1981 профессор). Гос. пр. Арм. ССР (1972).

Литература: Золотова И., Источник взаимного обогащения, "СМ", 1978, No 8; Саркисян С., Диалог со временем, "Советакан арвест", 1981, No 1 (на арм. яз.).

Абрамян Э. А.

Эдуард Асланович (р. 22 V 1923, Тбилиси) - сов. композитор и пианист. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1946. В 1950 окончил Тбилисскую консерваторию по классам композиции у С. В. Бархударяна, фп. у А. И. Тулашвили. В 1951-1953 совершенствовался у Г. И. Литинского (композиция) в студии при Доме культуры Армении (Москва). Музыка А. мелодична, эмоциональна, проникнута нац. колоритом. Популярны его соч. для фп., в т. ч. соната No 1 (1957), Танец-фантазия (1956), 24 прелюдии (1972), 3 экспромта, 12 детских пьес, а также романсы и песни (св. 60). Автор муз. комедий "Агафон и его зятья" (1967, Ереван), "Такси, такси..." (1978, там же), "Оды дружбе" для хора и оркестра (1958), поэмы "Отчизне" для оркестра, 2 концертов для фп. с оркестром (1950, 1953), поэмы для трубы и оркестра "Зов весны" (1977), музыки к спектаклям драм. т-ра и др. С 1961 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1976 доцент), с 1979 зав. кафедрой обязательного фп.

Абраньи К.

Абраньи К. (Аbrаnyi) Корнель (15 X 1822, Сентдьёрдь-Абрань - 20 XII 1903, Будапешт) - венг. пианист, композитор, муз. писатель и муз.-обществ. деятель. На муз. развитие А. оказали влияние видные мастера вербункоша - Я. Лавотта, Я. Бихари, М. Рожавёльдьи и др. венг. музыканты, с к-рыми А. общался с детства. Учился у Я. Кирха и В. Доленьи. В 1843 выехал за границу для продолжения занятий музыкой. В Мюнхене познакомился с Ф. Листом, дружба с к-рым продолжалась до конца жизни. В 1843-44 совершенствовался по фп. у Ф. Шопена и Ф. Калькбреннера в Париже и у Й. Фишхофа в Вене (1846). Вернувшись в Пешт, концертировал, работал в муз. театрах (1847). В 1848-1849 занимал официальные посты в революционном правительстве. Брал уроки у М. Мошоньи (1855-58). В 1860 основал в Будапеште первый венг. муз. журнал "Zenйszeti Lapok", до 1876 был его редактором, публиковал статьи, в к-рых выступал за развитие нац. муз. движения. Один из организаторов Академии музыки (1875), её секретарь и профессор.

Автор учебников, муз.-теоретич., историч. и эстетич. работ, книг о композиторах - Ф. Листе, М. Мошоньи, Ф. Эркеле, а также статей о Г. Берлиозе, Ф. Шопене и Р. Вагнере. Наиболее известна статья А. "Искусство и революция" ("Mьveszet йs forradalom", 1867).

Как композитор проявил себя гл. обр. в фп. музыке (фантазии, ноктюрны, танцы, обр. народных мелодий). Писал также романсы на слова венг. поэтов, песни, хоры. Выразитель венг. нац. романтизма, А. в своих соч. широко использовал венг. муз. фольклор, сочетая его с приёмами зап.-европ. письма ("Соната в венгерском стиле" - "Magyar irбlyu szonбta", 1890-91).

Литературные сочинения: Tanulmбny Liszt P. Koronбzбsi misйje felett, Bdpst, 1869; Mosonyi Mihбly йlet- йs jellemrajz, Bdpst, 1872; Liszt Ferenc йletrajza..., Bdpst, 1873; Elmйleti йs gyakorlati цsszhangzattan, kцt. 1, Bdpst, 1874; Zenйszeti aesthetika..., Bdpst, 1877; A magyar dal йs zene sajбtsбgai, nyelvi, zцngidomi, s mьformai szempontbуl, Bdpst, 1877; Altalбnoszenetцrtйnet, Bdpst, 1886, 1905; Dalбregyesьlet negyedszбzados tцrtйnete, Bdpst, 1892; Erkel Ferenc йlete йs mьkцdйse, Bdpst, 1895; Йletembцl йs emlйkeibцl, Bdpst, 1897; Kйpek a mult йs jelenbцl, Bdpst, 1899; A magyar zene a XIX, szбzadban, Bdpst, 1900.

Литература: Бbrбnyi-Katona K., Id. Бbrбnyi Kornйl, Bdpst, 1923; Kern A., Id. Бbrбnyi Kornйl, "Budapesti Hirlap", 1903, No 351; ralбgyi L., Id. Бbrбnyi Kornйl, "Magyar Hirlap", 1928, No 98.

В. Ю. Дельсон.

Абраньи Э.

Абраньи Э. (Аbrаnyi) Эмиль (p. 22 IX 1882, Будапешт) - венг. композитор и дирижёр. Сын поэта Э. Абраньи, внук К. Абраньи. С 1896 учился в Академии музыки им. Ф. Листа у X. Кёслера (композиция и орган) и И. Томана (фп.). С 1902 совершенствовался как дирижёр у А. Никиша в Лейпциге. В 1904-07 дирижёр Городского т-ра в Кёльне, в 1907-11 - в Ганновере. С 1911 дирижёр, с 1921-26 директор Гор. т-ра в Будапеште. В 1922 организовал Будапештский симф. оркестр. В 1923-25 вёл курс дирижирования в Высшей школе муз. иск-ва им. Листа (б. Академии музыки). Выступал как дирижёр в разл. городах Венгрии (с 1942- в Сегеде). В оперном творчестве следовал гл. обр. вагнеровским традициям (мн. его оперы написаны на либр. отца). Автор муз.-критич. статей.

Сочинения: оперы - Монна Ванна (1907), Паоло и Франческа (1912, Венг. оперный т-р, Будапешт), Дон Кихот (1917, там же), Ave Maria (1922), Поющие дервиши (Йneklц Dervisek, 1935), Герцог с лилиями (Liliomos herceg, 1938), Византия (1942), Ведьма Ева (Eva boszorkбny, 1944), Легенда о Балатоне (Ваlatoni rege, 1945), Кантор церкви св. Фомы (A Tamбs templon karnagya - первая опера на сюжет из жизни И. С. Баха, 1947); балет - Король тумана (А Kцdkirбly, 1903); произв. для орк., хор. и камерн. соч. и др.

Е. Я. Рацер.

Абрахам Д.

Абрахам Д. (Abraham) Джералд (р. 9 III 1904, Нью-порт, о-в Уайт) - англ. музыковед. Муз. ред. Би-Би-Си в Лондоне (1942-47 и 1962-67). Сотрудничал в муз. журналах (с 1935) и изд., связанных с вопросами грамзаписи и муз. программами радио, преподавал историю музыки в Ливерпульском ун-те. Чл. Совета Королев. муз. ассоциации. Специализировался в области рус. музыки. Ряд его работ посв. также зап.-европ. композиторам 19 в., сравнительному изучению разл. вариантов и редакций муз. произв., источниковедению. Один из ред. "Новой Оксфордской истории музыки", т. 3 (1960), т. 4 (1968).

Сочинения: Borodin, L., 1927; This modern stuff, (L.), 1933; новая ред. - This modern music, L., 1955; Studies in Russian music, L., 1935; Masters of Russian music, L., 1936 (оба совм. с M. Кальвокоресси); A hundred years of music, L., 1938; On Russian music, L., 1939; Chopin's musical style, L., 1939; Beethoven's second-period quartets, L., 1942; Eight Soviet composers, L., 1943; Rimsky-Korsakov, L., 1945; биографич. статьи, в сб.: Music of the masters - Tchaikovsky, L., 1946; Schubert, L., 1946; Sibelius, L., 1947; Schumann, Oxf., 1952; Hцndel, Oxf., 1954; Slavonic and Romantic music, L., 1968.

Г. M. Шнеерсон.

Абрахам П.

Абрахам П. (Аbrahаm) Пал (2 XI 1892, Апатин, ныне Югославия - 6 V 1960, Гамбург) - венг. композитор и дирижёр. Учился в Академии музыки в Будапеште (1910-16). В 1931-33 работал в Берлине, после прихода фашизма уехал в Вену, затем жил в Париже, на Кубе, с 1939 - в Нью-Йорке. Последние годы жизни работал в Гамбурге.

Абрахам П.

В начало творч. деятельности писал симф. и камерн. произв.; с 1928 работал в жанре оперетты и мьюзикла. Автор 13 оперетт, среди них - "Виктория и её гусар" ("Victoria und ihr Husar", 1930, Будапешт и Лейпциг), "Цветок Гавайи" ("Blume von Hawai", 1931, Лейпциг), "Бал в Савойе" ("Ball im Savoy", 1932, Берлин; ставилась в СССР в 1943 в Иркутске и в др. городах), "Рокси и её чудесная команда" ("Roxy und ihr Wunderteam", 1937, Вена) и др.; музыки к фильмам (более 30) и др.

Абсиль Ж.

Абсиль Ж. (Absil) Жан (р. 23 X 1893, Перювельз, пров. Эно) - бельг. композитор. Чл. Королев. академии Бельгии (1962). Окончил Брюссельскую консерваторию. Совершенствовался по композиции у П. Жильсона. С 1931 профессор Брюссельской консерватории. С 1923 возглавлял Академию музыки в Эттербеке (предместье Брюсселя). Один из организаторов объединения композиторов "Сирена" (1936) и журнала "Revue internationale de musique" (1938). Выступал как органист. Его музыка, сложная по фактуре (особенно оригинально её ритмич. строение), впитала в себя разл. элементы совр. муз. творчества (И. Ф. Стравинский, П. Хиндемит, Б. Барток). Однако эти влияния претворены в музыке А. в оригинальной форме, она отличается своеобразием содержания. Лучшие произв. написаны им для камерно-инстр. ансамбля (выделяются 2-й струн. квартет и фп. трио).

Сочинения: муз. феерии, в т. ч. Ослиная шкура (Peau d'вne, 1937, 1942); 2 балета; 4 кантаты с орк. или органом; для орк. - 5 симфоний, 2 симф. поэмы: Смерть Тентажиля (La mort de Tintagiles по М. Метерлинку, 1926), Жанна д'Арк (1945); рапсодия (Rapsodie roumaine) для скр. с орк. (1943); 5 концертов с орк. - для фп., скр. (2), альта, влч.; камерн. соч. - фантазия для струн. квартета и фп. (1939), конц. фантазия для скр. и фп. (1959), инстр. ансамбли - 10 квартетов (4 струнных, 2 с фп., 2 для влч., 2 для саксофонов), 2 квинтета для дух. инстр., 2 струн. трио, фп. трио; фп. пьесы, хоры, песни, театр. музыка.

Литературные сочинения: Les postulats de la musique contemporaine. Prйface de Darius Milhaud, P., 1937.

Литература: Guide R. de, Jean Absil, vie et oeuvre, Tournai, 1965.

И. M. Ямпольский.

Абсолютный слух

Абсолютный слух - см. Слух музыкальный.

Абхазская музыка

Абх. нар. музыка многоголосна. Своеобразны 2 и 3-голосные песни. Муз. строй ряда песен, в т. ч. культовых, охотничьих, трудовых, свидетельствует об их древнем происхождении. Особое место в муз. фольклоре занимает историко-героич. эпос, ярко отразивший суровую, мужественную жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение абхазцев выражены в совр. нар. песнях. Среди нац. муз. инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (2-струнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. Муз. инструменты обычно используются как аккомпанирующие (в песнях), однако в нац. фольклоре встречаются и образцы инстр. музыки.

Первыми центрами нац. муз. культуры стали абхазско-грузинский хор в Сухуми, организованный певцом Д. Лолуа в 1914, и хор под рук. педагога П. Шакрыла в Очамчире (1917).

После Октябрьской революции развивается проф. муз. культура. В 1927 были сделаны первые записи нар. песен К. В. Ковачем и К. Ф. Дзидзария. Собиранием и записью абх. нар. песен занимались А. М. Баланчивадзе, Г. З. Чхиквадзе, В. В. Ахобадзе, Д. Н. Шведов, Ш. М. Мшвелидзе, И. Е. Кортуа, А. Позднеев и др. Среди совр. знатоков нар. песен и мастеров её обработки И. А. Лакербай, А. Чичба и др. На основе абх. муз. фольклора создан ряд произв., в т. ч. оперы - "Изгнанники" Шведова (пост. в отрывках, 1940, оперный ансамбль ВТО, Москва), "Мзия" Баланчивадзе (1949, Груз. т-р оперы и балета). В 1930 открыты Абх. муз. уч-ще и муз. школы в Сухуми. При уч-ще были организованы нар. хор под рук. П. Панцулая, симф. и дух. оркестры, струн. квартет; в 1966 создана Оперная студия. В Абхазии работают (1972): муз. уч-ще, сеть муз. школ, Дом нар. творчества, филармония (в состав к-рой входит Ансамбль песни и танца Абхазии).

Литература: Ковач К. В., 101 абхазская народная песня (с исторической справкой), М., 1939; Ахобадзе В. В., Кортуа И. Е., Абхазские песни, М., 1957; Кортуа И. Е., Абхазская народная песня, М., 1965; Хашба И. М., Абхазские народные музыкальные инструменты, Сухуми, 1967.

В. В. Ахобадзе.

Абэ К.

Комей (р. 1 IX 1911, Хиросима) - япон. композитор и дирижёр. Окончил Токийскую муз. академию по классам виолончели (у Веркмейстера, 1933), композиции (у К. Прингсхайма, 1936) и дирижирования (у Й. Розенштока, 1939). С 1954 профессор муз. колледжа в Киото. В 1960-63 возглавлял Об-во япон. совр. музыки, в 1969-74 профессор и декан муз. отделения Муниципального ун-та иск-в в Киото.

Сочинения: для орк. - 2 симфонии (1957, 1960), симфониетта (1965), Тема с вариациями (1936) и др.; для инструмента с орк. - концерты: для фп. (1945), для влч. (1942), Пастораль для фп. (1945); Вариации на тему Грига для духовых инструментов (1972); камерно-инстр. ансамбли, в их числе секстет (1964); 4 сонатины для фп. (1971); хоры; песни; музыка к кинофильмам.

Авангардизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Авдеева Л. И.

Лариса Ивановна (р. 21 VI 1925, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1964). В 1945-46 занималась в Оперно-драм. студии им. Станиславского у Л. Я. Шор-Плотниковой. С 1947 солистка Моск. муз. т-ра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Сузуки ("Чио-Чиосан"), Косова ("В бурю"), Перикола ("Перикола" Оффенбаха), Хозяйка Медной горы ("Каменный цветок" Молчанова), Варвара ("Фрол Скобеев" Хренникова). С 1952 солистка Большого т-ра.

Партии: Лель и Весна ("Снегурочка"), Любаша, Любава ("Царская невеста", "Садко"), Марина Мнишек ("Борис Годунов"), Княгиня ("Чародейка"), Кончаковна; Гертруда ("Банк бан" Эркеля), Эболи ("Дон Карлос"), Ахросимова ("Война и мир"), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова) и др.

Гастролировала в Чехословакии, Финляндии, Венгрии, Болгарии, Италии, Англии, Канаде, США, Франции, ГДР, Польше, Японии.

В. И. Зарубин.

Авдошина-Володарская Н. А.

Нина Андреевна (р. 5 IV 1937, Новомосковск Тульской обл.) - сов. певица (сопрано). Засл. арт. РСФСР (1974). В 1959 окончила ГИТИС (отделение актёров муз. т-ра), с того же года солистка Новосибирского т-ра оперы и балета, с 1962 - Воронежского муз. т-ра, с 1965 - ленингр. т-ров (Музкомедии, Малого т-ра оперы и балета, Т-ра оперы и балета), с 1967 - Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва). Среди партий: Наташа, Ярославна, Лиза, Аида, Тоска, Мими; Недда ("Паяцы"), Бесс ("Порги и Бесс" Гершвина), Наталья ("В бурю"), Катерина Измайлова; Виринея ("Виринея" Слонимского). Гастролирует за рубежом.

Аверкин А. П.

Александр Петрович (р. 10 II 1935, дер. Шафторка Сасовского р-на Рязанской обл.) - сов. композитор, баянист и поэт. Засл. деят. иск-в Морд. АССР (1976). В 1952-60 занимался у А. С. Абрамского (композиция). В 1980 окончил отделение орк. дирижёров Моск. ин-та культуры. В 1952-80 руководитель различных ансамблей. Составил мн. сб-ков (для голоса и баяна), в т. ч. "Сельские вечера" (1968-80), "Припевки, шутки, прибаутки" (4 сб., 1976-80).

Сочинения: опера Золотой колосок (детская, 1981); оперетты - Приз господина Арно (совм. с В. И. Темновым, 1978), Пора антоновки (1980) и др.; концерты - для балалайки (1972), для баяна (1972) с орк. рус. нар. инструментов, для баяна с эстр.-симф. орк. (1978), пьесы для 2 баянов (1975); песни (более 500), в т. ч. На побывку едет, Ярославские ребята, Милая мама, Мне берёзка дарит серёжки.

Предыдущая страница Следующая страница