Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАР"-"ЗИГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАР"-"ЗИГ")

Зарицкий Ю. М.

Юрий Маркович (р. 17 XII 1921, Ленинград) - сов. композитор и фольклорист. Чл. КПСС с 1949. В 1952 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции (занимался у Д. Д. Шостаковича и Ю. В. Кочурова). Автор произв. для оркестра нар. инструментов (концертная сюита в 4 чч., 1956; Славянские танцы, 1959; Сюита вальсов, 1964; "Ивановские ситцы", 1970, и др.), песен ("Что у вас, ребята, в рюкзаках?", "За Невскою заставою", "Комиссары" и др.). Среди соч. З. - опера "Поручик Лермонтов" (1964), одноактный балет "Пламя гнева" (1970), кантаты "Мы любим тебя, земля" (1958), "Майские песни" (1972), музыка к кинофильмам и др. З. принадлежат обработки фин., рус. и карельских нар. песен.

Зарудная В. М.

Зарудная В. М. (Зарудная-Иванова) Варвара Михайловна (5 (17) XII 1857, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 14 III 1939, Москва) - сов. певица (сопрано) и педагог. Пению обучалась в муз. уч-ще РМО в Харькове; в 1882 окончила Петерб. консерваторию (класс К. Эверарди). Бывала на муз. собраниях в домах Н. А. Римского-Корсакова, В. В. Стасова, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, исполняла здесь ещё по рукописям отрывки партий Снегурочки, Ярославны; Ганны ("Майская ночь"). Подлинно творческое сотрудничество объединило З. и композитора M. M. Ипполитова-Иванова (с 1883 - муж З.); была первой исполнительницей партий Руфи и Зорайи в операх Ипполитова-Иванова "Руфь" (1887) и "Азра" (1890), вместе с ним организовала в Тбилиси муз. уч-ще (1883). В 1883-93 З. пела на сцене оперного т-ра в Тбилиси. Обладала голосом тёплого, мягкого тембра, исключит. музыкальностью, тонким вкусом. В её репертуаре были партии лирич., драматич. и колоратурного сопрано: Татьяна; Мария ("Мазепа"), кума Настасья, Маргарита, Джильда и др. З. вела большую педагогич. работу. В 1893-1924 профессор Моск. консерватории. Участвовала в создании Оперной студии консерватории. Среди учеников З. - Ф. С. Петрова, В. Н. Петрова-Званцева, С. П. Зорич, В. В. Макарова-Шевченко, К. Г. Арле-Тиц.

Литература: Ипполитов-Иванов M. M., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934.

В. И. Зарубин.

Заря

Заря - сопровождаемый музыкой воинский ритуал Вооружённых Сил СССР. Происходит от "бития зорь", пользовавшегося распространением на Руси уже в 15-16 вв. После вечерней З. городские (крепостные) ворота запирались, после утренней - отпирались; в церемонии принимали участие барабанщики и трубачи. Как воинский ритуал З. существует с нач. 18 в. В связи с этим ритуалом возникли спец. воен. сигналы, а позже, когда в нём стали принимать участив воен. оркестры, - муз. произведения, обычно включавшие соответств. сигналы. Сохранилась музыка "Русской вечерней зари" конца 18 в. После Великой Окт. социалиста, революции композитор С. А. Чернецкий написал новую музыку З., использовав в ней старинные воен. сигналы: "Зарю", "Слушайте все" и "Отбой". Музыка З. исполняется на общебатальонных и полковых вечерних поверках и во время ритуала торжеств. зари. На полковых поверках и во время торжеств. зари уставом предусмотрено также исполнение Гимна СССР и воен. маршей; в подобных ритуалах нередко участвуют сводные воен. оркестры.

Заря

Сигнал "Заря".

X. М. Хаханян.

Заседателев Ф. Ф.

Фёдор Фёдорович (1873, Орёл - 13 XI 1940, Москва) - сов. ларинголог и фониатр. В 1898 окончил медицинский ф-т Моск. ун-та, преподавал в нём (с 1905 приват-доцент, с 1918 профессор). С 1906 врач при Большом т-ре. В 1921-32 действит. чл. ГИМНа, Берлинского фониатрич. об-ва, науч. сотрудник ГАХНа, чл.-корр. парижской Академии пения. С 1933 пред. вок. секции ВТО. Вёл педагогич. работу в Моск. консерватории, муз. техникумах.

Сочинения: Научные основы постановки голоса, М., 1926, 1937; О положении гортани в пении и об атаке звука, "Музыка и революция", 1926, No 11; О резонаторах человеческого голоса, там же, No 12; О значении единого метода преподавания пения, там же, 1927, No 7-8; О влиянии певческого звука на слушателя, там же, 1928, No 1, и др.

Засецкий П. И.

Пётр Иванович (1899-1941) - сов. певец (тенор). Нар. арт. БССР (1940). Учился в Саратовской консерватории. В 1920 дебютировал в оперном т-ре Ростова-на-Дону, до 1924 работал в Москве в оперной студии Большого т-ра (под рук. К. С. Станиславского) и в Большом театре, в 1924-37 - в оперных т-рах Ленинграда. С 1937 солист Белорус. т-ра оперы и балета. Раскрытию муз. одарённости З. способствовало создание сценич. образов в операх белорус. композиторов: "В пущах Полесья" Богатырёва (трагедийная партия Савки Мильгуна) и "Цветок счастья" Туренкова (комедийная партия Микиты). Среди др. значит. работ З.: Мишук ("Тихий Дон"), Сергей ("Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича), Лыков ("Царская невеста"), Дон Базилио ("Свадьба Фигаро").

Заславский С. А.

Семён (Самуил) Аронович (р. 31 V (13 VI) 1910, Енакиево, Донбасс) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1950. В 1936 окончил муз. техникум в Ростове-на-Дону по классу композиции у Е. В. Брумберга и И. Е. Готтбейтера. В 1936-39 учился в Ленингр. консерватории (класс композиции П. Б. Рязанова, затем М. А. Юдина). В 1941-44 заведовал муз. частью Иркутского драм. театра, в 1944-45 дирижёр Моск. театра миниатюр, в 1945-46 - Одесского театра муз. комедии. В 1946-47 зав. муз. частью Ростовского театра комедии. С 1954 живёт в Москве. Автор гл. обр. муз. комедий.

Сочинения: муз. комедии (оперетты) - Сын моря (1933, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии). Соловьиный сад (1938, Харьков, Т-р музкомедии), Зелёный шум (1939, там же), Искатели сокровищ (1941, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), Под небом Праги (1949, Иркутск, Т-р музкомедии), Славянка (1947, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), Мария (1948, Харьков, Т-р музкомедии), Весенние моды (1956, Моск. т-р оперетты), Ветка сирени (1963, Волгоград, Т-р музкомедии), Жених моей невесты (1966, Ростов-на-Дону, Т-р музкомедии), Прощай, Неаполь (1968, совм. с И. П. Ильиным, там же), Не бей девчонок (1 970, Моск. т-р оперетты), Милый, странный доктор (1974, Москва, Театр-студия киноактёра); для симф. орк. - Балетная сюита (1946), танц. сюита (1958); для фп. - 5 фуг (1936); обр. нар. песен; песни (св. 200) и хоры, музыка к спектаклям драм. т-ров.

Затаевич А. В.

Александр Викторович (8 (20) III 1869, Волхов, ныне Орловской обл. - 6 XII 1936, Москва) - сов. музыкант-этнограф и композитор. Нар. арт. Казах. ССР (1923). Окончив в 1886 в Орле воен. гимназию, З. был направлен в г. Плоцк, где всё свободное время отдавал изучению и сочинению музыки. В 1896 познакомился с С. В. Рахманиновым, к-рый, проявив интерес к фп. пьесам З., содействовал их изданию. Рахманинов посв. З. "Шесть музыкальных моментов" (ор. 16). В 1904-15 З. служил в Варшаве, занимался активной муз.-обществ. деятельностью (в т.ч. член Попечит. совета при Варшавской консерватории). Был муз. критиком газ. "Варшавский дневник", где опубликовал более 1000 статей и рецензий о творчестве польских, рус. и зап.-европ. композиторов и исполнителей. В тот же период записывал образцы польского фольклора. С 1920 З. жил в Оренбурге. Здесь осн. творч. деятельность его выразилась в сборе, записи и систематизации образцов нар. музыки. Записал более 2300 произв. муз. фольклора. (Обладая острым слухом и отличной муз. памятью, записывал мелодии на слух.) Опубликованные З. в сб. "1000 песен казахского народа" и "500 казахских песен и кюев" произв. нар. казах. композиторов и материалы по истории и теории нар. музыки представляют собой антологию казах. муз. фольклора с древних времён до 30-х гг. 20 в. В трудах З. впервые в Казахстане появились характеристики творчества таких виднейших нар. композиторов, как Абай Кунанбаев, Курмангазы Сагырбаев, Биржан Кожагулов и др. Записывал муз. творчество киргизов, татар, уйгуров, дунган и др. народов. Работы учёного-фольклориста были высоко оценены мн. деят. мировой культуры. Мн. сов. композиторы творчески использовали его записи в своих произв. З. - один из основоположников казах. проф. фп. музыки. Автор многочисл. произв. для фп., оркестра, струн. квартета, обр. для голоса с фп., влч. и др. инструментов.

Сочинения: 1000 песен киргизского (казахского) народа, Оренбург, 1925, М., 1963; Казахские песни в форме миниатюр, для фп. (пять серий, 75 пьес), М., 1925-28; 500 казахских песен и кюев, А.-А., 1931; Песни казахстанских татар, М., 1932; Песни Казахстана (20 пьес для фп.), М., 1932; 250 киргизских инструментальных пьес и напевов, М., 1934; Пьесы для фп., А.-А., 1957; Песни разных народов, А.-А., 1971; Киргизские инструментальные пьесы и напевы. Сост. и ред. В. С. Виноградов, М., 1971.

Литература: Ерзакович Б., Собиратель и исследователь казахской народной музыки, "Известия АН Казахской ССР. Серия филологии и искусств", 1954, вып. 1-2; его же, Письма Ромена Роллана к Затаевичу, "Вестник АН Казахской ССР", 1955, No 9; его же, Народный артист Казахстана, "СМ", 1969, No 12; А. В. Затаевич. Исследования, воспоминания, письма и документы, (сб. ст.), А.-А., 1958.

Б. Г. Ерзакович.

Затакт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Затурецкий Э.

Затурецкий Э. (Zathureczky) Эде (24 VIII 1903, Игло, ныне Спишска-Нова-Вес, Чехословакия - 31 V 1959, Блумингтон, шт. Индиана, США) - венг. скрипач и педагог. Окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште у Е. Хубая. С 1922 вёл конц. деятельность, неоднократно выступал в ансамблях с Б. Бартоком, с Э. Дохнаньи. С 1929 профессор Высшей муз. школы в Будапеште (в 1943-56 её директор). В 1956 эмигрировал в США. Гастролировал за рубежом (одним из первых - в странах Африки). С 1957 преподавал в ун-те Индиана в Блумингтоне. 3. принадлежит ряд обработок для скрипки и фп. пьес венг. композиторов.

Зауэр Э.

Зауэр Э. (Sauer) Эмиль (8 X 1862, Гамбург - 9 IV 1942, Вена) - австр. пианист и композитор. Учился по классу фп. у Н. Г. Рубинштейна в Москве (1879- 1881) и уф. Листа в Веймаре (1884-85). Часто гастролировал в Европе (в т.ч. в России, впервые в 1896) и в США. Руководил классами высшего мастерства фп. игры при консерватории в Вене (1901-08, 1914-21 и с 1931). В 1901-07 и с 1915 проф. Венской консерватории. В 1908-14 работал в Дрездене. В 1936 прекратил концертную деятельность, после чего жил в Вене. Игра З. отличалась виртуозностью, точностью и тщательностью отделки. Среди учеников З. - Э. Ней и Л. Колесса. Автор произв. гл. обр. для фп. (2 концерта, 2 сонаты, 24 концертных этюда, мн. пьес); редактор произв. И. Брамса, Д. Скарлатти, Ф. Листа, Ф. Шопена, а также ряда педагогич. сочинений.

Сочинения: Meine Welt, Bilder aus dem Geheimfach meiner Kunst und meines Lebens, B. - Stuttg., 1901.

Захаров В. Г.

Владимир Григорьевич (5 (18) X 1901, рудник при Богодуховской балке, Донбасс -13 VII 1956, Москва) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1944). Чл КПСС с 1944. В 1920-21 выступал как исполнитель на балалайке в оркестре нар. инструментов под упр. В. В. Хватова. В 1927 окончил Донскую (Ростов-на-Дону) консерваторию по классу композиции (у Н. З. Хейфеца). В 1930-33 работал на Моск. радио. С 1932 и до конца жизни - муз. рук. Русского нар. хора им. M. E. Пятницкого. С 1948 секретарь, член правления CK СССР. Творчество З. тесно связано с хором им. Пятницкого, для к-рого композитор создавал свои песни. Выдающийся знаток рус. нар. иск-ва, З. творчески воспринял его традиции и создал ярко индивид. стиль многогол. песни, всецело национальной и вместе с тем остросовременной. З. свободно развил особенности муз. склада старинной и совр. рус. песни различных жанров (крестьянской протяжной и плясовой, частушки, солдатской песни, массовых сов. песен) в новаторских сочинениях разнообразной тематики: новая жизнь колхозной деревни ("Вдоль деревни", сл. М. В. Исаковского, 1933; "Дороженька", сл. колхозницы П. Семёновой, 1937; "Зелёными просторами", сл. Исаковского, 1938; "Наши просторы", сл. С. В. Михалкова, 1954; и др.), судьба рус. женщины, гимн Советской отчизне, темы Великой Отечеств. войны 1941-45 и победы. Диапазон образов песен З. широк: от сурово-драматич. и героико-скорбных ("Ой туманы мои, растуманы", сл. Исаковского, 1942; "Куда б ни шёл, ни ехал", сл. Исаковского, 1943) до нежно-лирических ("Белым снегом", сл. П. М. Казьмина, 1942; "Хороши вы, июльские ночи", сл. Исаковского, 1947; "Русская красавица", сл. Казьмина, 1953), от торжественно величавых ("Слава Советской державе", сл. Исаковского, 1943) до шуточных, окрашенных мягким нар. юмором ("Провожание", "И кто его знает", 1939, "На перекрёстке", 1947, сл. Исаковского). З. - автор композиции "Колхозная свадьба" (сл. А. Т. Твардовского, 1941), многочисл. хор. обработок рус. нар. песен. Лучшие песни З. стали подлинно народными. Вместе с Казьминым подготовил к изданию записи песен хора им. Пятницкого (21958).

Гос. пр. СССР за создание песен (1942, 1946), за конц. деятельность (1952).

Литература: Брюсова Н., Владимир Захаров, М.-Л., 1949; Ливанова Т. Н., В. Г. Захаров, М., 1954; её же, Владимир Григорьевич Захаров. Краткий очерк жизни и творчества, М., 1962 Коваль М. В., В. Г. Захаров и русская народная песня, "СМ", 1961, No 3; Воспоминания о В. Г. Захарове. Сост. П. М. Казьмин, В. В. Хватов, М., 1967.

Г. М. Цыпин.

Захаров Р. В.

Ростислав Владимирович (р. 25 VIII (7 IX) 1907, Астрахань) - сов. балетмейстер и режиссёр. Нар. арт. СССР (1969) и Казах. ССР (1958). Доктор искусствоведения (1970). Чл. КПСС с 1951. Окончил Ленингр. хореографич. уч-ще (1926), режиссёрское отделение Ленингр. театр. техникума (1932), а также Ленингр. театр. ин-т сценич. иск-в им. Островского (1948). В 1926-29 солист балета Укр. т-ра оперы и балета. В 1934-36 балетмейстер Ленингр. театра оперы и балета. В 1936-39 руководил балетной труппой, в 1936-56 балетмейстер и оперный режиссёр Большого т-ра (Москва). Среди балетов, поставленных З. : "Бахчисарайский фонтан" (положил начало сов. хореографич. "пушкиниане", шёл в постановке З. в Ленинграде, Москве, Будапеште, Токио, Алма-Ате, Минске, Хельсинки, Белграде, Каире и др.), "Кавказский пленник", "Медный всадник", "Красный цветок", "Золушка" (Гос. пр. СССР, 1946) и др. Для творчества З. характерны утверждение реалистич. принципов в сов. балете, обращение к идейно-значит. сюжетам, усиление роли драматургии, средств психологич. характеристики балетных образов. Как оперный режиссёр поставил: "Руслан и Людмила", "Кармен", "Вильгельм Телль" (Гос. пр. СССР, 1943), "Севильский цирюльник", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере, и другие.

С 1927 З. ведёт педагогия, работу; в 1945-47 директор и художеств. руководитель Моск. хореографич. уч-ща, с 1946 возглавляет кафедру хореографии в ГИТИСе (с 1951 профессор). Среди его учеников - Г. Р. Валамат-Заде, В. В. Гривицкас, И. В. Смирнов, Е. Я. Чанга, А. А. Лапаури, Н. Г. Конюс, Н. Кираджиева (Болгария), И. Блажек, Л. Генкова (Чехословакия) и др.

Сочинения: Искусство балетмейстера, М., 1954.

Е. В. Бочарникова.

Захарова В. П.

Захарова В. П. (по мужу - Королёва) Валентина Петровна (р. 19 VIII 1936, Омск) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1979). Участница художеств. самодеятельности. С 1954 солистка Гос. рус. нар. хора им. M. E. Пятницкого. В репертуаре певицы старинные и совр. рус. нар. песни, песни сов. композиторов. 1-я пр. и золотая медаль 6-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве (1957).

Захер П.

Захер П. (Sacher) Поль (р. 28 IV 1906, Базель) - швейц. дирижёр и муз. деятель. Муз. образование получил в ун-те у К. Нефа (музыковедение) и в консерватории у Р. А. Моозера (история музыки), Ф. Вейнгартнера (дирижирование) в Базеле. В 1926 основал Базельский камерный оркестр (руководил им ок. 50 лет), популяризировал произв. совр. композиторов (Б. Бартока, П. Хиндемита, И. Ф. Стравинского, А. Онеггера, Б. Мартину и др.), был их первым исполнителем. С 1928 рук. камерным хором. В 1929-34 дирижировал Базельским мужским хором, в 1933 осн. в Базеле "Схола канторум" (с 1954 - Академия музыки), с 1941 возглавил "Коллегиум музикум" в Цюрихе. З. завоевал широкую известность как интерпретатор и пропагандист совр. музыки. Исполнял также произв. старинных мастеров и классиков. Гастролирует во мн. странах. Автор кн. "Старая и новая музыка" ("Alte und neue Musik", 1951), аннотированного каталога 25-летней деятельности Базельского камерного оркестра (1951), ряда статей в муз. периодич. печати и др.

Литература: Zehn Jahre Collegium Musicum Zьrich. Leitung P. Sacher, Z., 1952; Das Basler Kammerorchester unter P. Sacher, 1926-51, Z., 1952.

И. М. Марков.

Зацепин А. С.

Александр Сергеевич (р. 10 III 1926, Новосибирск) - сов. композитор. В 1956 окончил Алма-Атинскую консерваторию у Е. Г. Брусиловского. В 1957-58 преподаватель Алма-Атинской консерватории (инструментовка). С 1959 - в Москве.

Сочинения: балет Старик Хоттабыч (1957, Алма-Ата); оперетта Золотые ключи (1973, Москва); мьюзикл Две женщины и зависть (1975, Братислава); для орк. - 2 сюиты (Индийская, 1955; на темы народов Азии и Африки, 1964); камерно-инстр. ансамбли; песни (более 200), в т.ч. Надо мною небо синее (cл. Я. М. Зискинда), Песенка о медведях, До свиданья, лето!, Волшебник-недоучка, Песенка про меня (все - на cл. Л. П. Дербенёва); музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам (ок. 70), в т.ч. "Наш милый доктор" (1957), "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Красная палатка" (1968), "Бриллиантовая рука" (1969), "12 стульев" (1971), "За спичками" (1980).

Збруева Е. И.

Евгения Ивановна (24 XII 1867 (5 I 1868) Москва - 20 I 1936, там же) - рус. певица (контральто). Засл. арт. Республики (1922). Дочь (внебрачная) композитора П. П. Булахова. Получила образование в Мариинском ин-те. В 1893 окончила Моск. консерваторию (класс Е. А. Лавровской). В 1894, после дебюта в партии Вани, была зачислена в труппу моск. Большого т-ра. В 1905-17 солистка Мариинского т-ра в Петербурге. З. обладала мощным, ровным во всех регистрах, густым и сочным контральто необычайно широкого диапазона. Её исполнение отличалось блестящей виртуозностью, чистотой интонации, тонкостью фразировки, благородством артистич. манеры. Наибольшей силы художеств. воздействия голос певицы достигал в кантилене, лившейся плавным, полнозвучным, плотным потоком. Среди лучших партий З.: Лель, Кончаковна, Графиня; Клитемнестра ("Орестея" Танеева), Анна Болейн ("Генрих VIII" Сен-Санса), Гензель ("Гензель и Гретель" Хумпердинка), Эрда ("Зигфрид" Вагнера). Вершинами творчества З. были партии Вани, Ратмира; Марфы ("Хованщина"). Создала характерные образы: Хозяйка корчмы; Солоха ("Ночь перед Рождеством"). В 1912 З. получила звание засл. арт. имп. театров. Занималась конц. деятельностью. В её репертуаре романсы А. С. Аренского, А. К. Лядова, С. В. Рахманинова, М. А. Балакирева, Р. Шумана, X. Вольфа и др.; З. постоянно выступала в ансамбле с Аренским, Рахманиновым, А. И. Зилоти. С большим успехом гастролировала за границей. Принимала участие в "Русских сезонах" за границей (1907-08). Последнее выступление певицы состоялось в 1918 в Киеве. Вела педагогич. работу. В 1915-17 профессор Петрогр. консерватории.

Сочинения: Воспоминания, в кн.: Музыкальное наследство, т. 1, М., 1962.

Литература: Богуславский С., Заслуженная артистка государственных театров Е. И. Збруева, М., 1925.

В. И. Зарубин.

Званцов К. И.

Константин Иванович (14(26) XI 1823, с. Селищи Сергачёвского у. Нижегородской губ. - сентябрь 1890, с. Сергачи, там же) - рус. муз. и театр. критик, либреттист и композитор. В 1846 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. Перевёл на рус. яз. либретто опер Р. Вагнера "Тангейзер" и "Лоэнгрин", а также оперы В. А. Моцарта "Дон Жуан" (первая пост. на рус. яз., 1882, Большой т-р). Автор неск. либретто, ряда муз. произв., а также муз.-критич. статей.

Зверев В. И.

Валентин Ильич (р. 18 V 1942, Чимкент) - сов. флейтист. В 1965 окончил Ленингр. консерваторию по классу флейты у И. Ф. Януса, с 1979 - в аспирантуре по оперно-симф. дирижированию там же (рук. Ю. X. Темирканов). В 1965-69 солист оркестра Ленингр. т-ра оперы и балета, участник квинтета деревянных дух. инструментов в Ленинграде (П. В. Тосенко, В. П. Гридчин, С. В. Красавин, И. Б. Лифановский и З.), с 1967 - дух. квинтета Гос. симф. оркестра СССР в Москве, с 1969 артист Гос. симф. оркестра СССР. Выступал в концертах в ансамбле с А. А. Наседкиньш (фп.), В. Г. Дуловой (арфа). 1-е пр. на Междунар. муз. конкурсе "Пражская весна" (1968) и на Междунар. конкурсе музыкантов в Мюнхене (1970).

Зверев Н. С.

Николай Сергеевич (1832, близ Волоколамска, ныне Моск. обл. - 30 IX (12 X) 1893, Москва) - рус. пианист, педагог. Учился у А. И. Дюбюка в Москве и А. Л. Гензельта в Петербурге. В Москве сблизился с H. F. Рубинштейном и П. И. Чайковским (брал у него уроки гармонии). З. давал частные уроки фп. игры, впоследствии открыл получивший большую известность муз. пансион, в к-ром жили и учились музыкально одарённые подростки (среди них А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов, P. P. Кенеман, Л. А. Максимов, М. Л. Пресман, С. В. Самуэльсон и др.), мн. воспитанников бесплатно обучал и поддерживал материально; обучался у З., не живя в пансионе, А. Н. Скрябин. В 1870-93 преподавал в младших фп. классах Моск. консерватории (с 1879 ст. преподаватель, с 1883 профессор). З. был крупным специалистом в области преподавания фп. игры на подготовит. стадии обучения, к чему имел большой педагогич. дар. Он воспитывал художеств. вкус, стремился к точному воспроизведению учащимися нотного текста и характера исполняемого произв. Культивировал в их игре певучий звук и свободу пианистич. движений. Ученики З. обычно поступали в старшие классы консерватории к виднейшим профессорам по классу фп. (В. И. Сафонову, А. И. Зилоти, П. А. Пабсту и др.). Как пианист и педагог был продолжателем традиций моск. пианистич. школы (Н. Г. Рубинштейна, С. И. Танеева, Сафонова).

Литература: Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; Пресман М. Л., Уголок музыкальной Москвы восьмидесятых годов (Памяти проф. Московской консерватории Н. С. Зверева), в кн.: Воспоминания о Рахманинове, М., 1967, с. 157-219.

В. Ю. Дельсон.

Звук музыкальный

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звуковая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звуковая шкала

Звуковая шкала - то же, что Звукоряд.

Звукозапись

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звукопись

Статья большая, находится на отдельной странице.

Звукоряд

1) Последовательность звуков или осн. ступеней муз. или звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.

2) Поступенная последовательность звуков лада, расположенных в восходящем или нисходящем порядке; обычно записывается в восходящем порядке в пределах одной или неск. октав.

3) Последовательность гармонии, призвуков (обертонов), расположенных в восходящем порядке (т.н. натуральный звукоряд).

4) Последовательность звуков, доступных для исполнения на определённом инструменте или определённым певческим голосом; обычно записывается в восходящем порядке.

5) Звуковой состав муз. произведений, их частей, мелодий, тем, т.е. все встречающиеся в них звуки, выписанные в поступенном порядке (обычно восходящем). См. Темперация, Лад, Гамма, Диапазон.

В. А. Вахромеев.

Звукосниматель

Звукосниматель - адaптер, - устройство, с помощью к-рого механич. колебания иглы, движущейся по канавке граммофонной пластинка, преобразуются в электрич. колебания (эти электрич. колебания в свою очередь превращаются в звуковые колебания; см. Электрофон, Радиола). Состоит из головки с иглой и тонарма, поддерживающего головку и обеспечивающего её правильную установку и перемещение от края к центру пластинки. Выпускаются З. пьезоэлектрич. и электромагнитной систем. Ранее для З. применялась стальная сменная игла (для пластинок на 78 об/мин). С сер. 50-х гг. 20 в. З. изготавливаются гл. обр. с 2 корундовыми, сапфировыми или алмазными иглами, имеющими разл. радиусы закругления для проигрывания обычных и долгоиграющих пластинок и переключающиеся в зависимости от типа пластинок. Срок использования такой иглы от 100-150 до 1000-1500 часов (алмазные). С нач. 60-х гг. выпускаются также стереофонич. З. Их конструкция обеспечивает перемещение иглы в двух перпендикулярных друг другу плоскостях; механич. колебания в каждой из плоскостей отдельно преобразуются в электрич. колебания. Оба канала стереофонич. З. должны быть одинаковыми по частотной характеристике, чувствительности и нелинейным искажениям (см. Стереофония). Лучшие образцы совр. З. характеризуются давлением на пластинку порядка 1-5 г и передают полосу частот в пределах 30-20 000 герц.

Н. С. Зильбербрандт.

Зданович И. К.

Иосиф Карлович (р. 8(20) III 1898, м. Селец, ныне Березовского р-на Брестской обл.) - сов. фольклорист. Первоначальное муз. образование получил в детском приюте. Служил в воен. оркестрах частей Красной Армии. В 1919-22 учился в Моск. консерватории. Окончил в 1926 муз.-этнографич. курсы, в 1930 аспирантуру при ГИМНе. В 1930-33 науч. сотрудник этого ин-та, одновременно преподавал в Моск. консерватории (практика собирания и записи нар. песен). В 1933-51 работал в Центр, гос. архиве кинофонофотодокументов. В 1934-41 по совместительству науч. сотрудник кабинета музыки народов СССР Моск. консерватории. Участник мн. фольклорных экспедиций.

Сочинения: Белорусские народные песни Гродненской губернии местечка Селец, в кн.: Сборник работ этнографической секции, вып. 1. Труды Гос. Ин-та Муз. Науки, М., 1926, с. 52-67; Народные песни местечка Селец (Западная Белоруссия), М., 1931; Киргизский музыкальный фольклор. Сб., М.-Л., 1939 (совм. с В. М. Кривоносовым и H. М. Владыкиной-Бачинской); Русские народные песни, М.-Л., 1950.

Здравкович Ж.

Здравкович Ж. (Здравковип) Живоин (р. 24 XI 1914, Белград) - серб. дирижёр (Югославия). Окончил Академию музыки в Белграде по классу гобоя. Дирижированию учился в Праге у В. Талиха, где одновременно изучал историю музыки в Карловом ун-те. С 1948 дирижёр симф. оркестра Радио в Белграде, с 1951 гл. дирижёр Белградской филармонии (в 1961 её директор и худ. рук.). С 1961 профессор по классу дирижирования Академии музыки в Белграде. Гастролировал во мн. европ. странах, в Ливане, АРЕ (с 1958 рук. осн. им Каирского симф. оркестра), в Японии, Бразилии, Мексике, США. В СССР концертировал с симф. оркестром Белградской филармонии (1963). Выступает как муз. критик.

И. М. Ямпольский.

Зегер Х.

Зегер Х. (Seeger) Хорст (р. 6 XI 1926, Эркнер, Берлин) - нем. музыковед (ГДР). Учился в ун-те Гумбольдта (по истории музыки у Э. Г. Манера, Дрегера и Феттера) и в Высшей школе музыки (окончил аспирантуру в 1958). В 1958-63 муз. критик газ. "Neues Deutschland", в 1959-60 гл. редактор журн. "Musik und Gesellschaft", затем гл. драматург "Комише опер" в Берлине. Автор "Музыкального словаря" ("Musiklexikon", Bd 1-2, Lpz., 1966), мн. статей.

Зедник В. И.

Владимир Иосифович (24 IV (6 V) 1885, село Семидубы, ныне Ровенской обл. - 10 III 1962, Ленинград) - сов. скрипичный мастер. В 1899-1903 учился инстр. мастерству в Москве в мастерской Ф. Шпидлена. В 1903-04 работал в Киеве по реставрации струн. инструментов у мастера Д. П. Томашова. С 1904 жил в Петербурге. Известен как первоклассный реставратор старинных смычковых инструментов. Работал долгое время над восстановлением коллекции муз. инструментов в муз. отделе Гос. Эрмитажа, позднее - инстр. мастером в Ленингр. т-ре оперы и балета. Изготовил ок. 60 скрипок, отличающихся прекрасными звуковыми качествами.

И. М. Марков.

Зейдман Б. И.

Борис Исаакович (р. 28 1(10 11)1908, Петербург) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1956) и Узб. ССР (1964). Чл. КПСС с 1947. Окончил в 1931 Ленингр. консерваторию по классу композиции М. О. Штейнберга, в 1936 под его рук. - аспирантуру. Преподавал теоретич. дисциплины в муз. уч-щах (Саратов, 1931-33; Ленинград, 1933-39), композицию и инструментовку в Ленинградской (1935-39), Бакинской (1939-57), Ташкентской (с 1957) консерваториях. С 1949 профессор. Среди его учеников - А. Аббасов, С. Алескеров, Ф. Амиров, А. Бадалбейли, Д. Джангиров, С. Гаджибеков, Э. Назирова, М. Кажлаев, Н. Мухатов, Р. Хамраев и др. В 1944-49 З. зам. пред., в 1949-53 ответств. секретарь правления CK Азерб. ССР, в 1965-71 член правления CK Узб. ССР. Автор статей, посв. оперному и балетному творчеству азерб. композиторов.

Сочинения: оперы - Гнев народный (совм. с А. Б. Бадалбейли, 1941, Азерб. т-р оперы и балета), Маскарад (по драме М. Ю. Лермонтова, 1945, там же), Горе от ума (по комедии А. С. Грибоедова, 1946, пост. 1949, там же), Сын полка (по повести В. П. Катаева, 1952, пост. 1955, там же), Зайнаб и Омон (совм. с Т. Садыковым, Д. Закировым, Ю. Раджаби, по поэме X. Алимджана, 1958, Узб. т-р оперы и балета), Двенадцатая ночь (по комедии У. Шекспира, 1968, там же), Русские люди (по пьесе К. М. Симонова, 1970, там же); балеты - Золотой ключик (по сказке А. Н. Толстого, 1955, пост. 1957, Азерб. т-р оперы и балета), Человек, который смеётся (1962, там же), Дракон и солнце (1964, пост. 1967, Самарканд); музыкальные комедии - Ферганский рассказ (совм. с Т. Джалиловым, 1958, Узб. т-р им. Мукими), Сын женится (совм. с С. Раджаби и С. Юдаковым, 1964, там же); для орк. - драм. симфония Хосров и Ширин (1941), симфонии Песни борьбы (1966) и Дни весны (1971), 2 симфониетты (1943, 1957), 2 концерта (1963, 1970); концерты с орк. - для фп. (1931, 1935), скр. (1968), влч. (1949), фагота (1938); камерно-инстр. ансамбли - квартеты (1955, 1963), квинтет (1966); детские фп. пьесы; хоры, романсы, музыка для драм. т-ра, кино.

Л. И. Горбунова.

Зейналлы А. З.

Асаф Зейналы оглы (23 III (5 IV) 1909, Дербент - 27 X 1932, Баку)- сов. композитор. В 1926-31 учился в Бакинской консерватории, ученик У. Гаджибекова, Б. В. Карагичева. Участвовал в фольклорных экспедициях, работал муз. руководителем в драм. т-рах. З. создал первое в Азербайджане симф. произв. крупной формы - сюиту "Фрагменты" (1931), а также был одним из первых авторов азерб. романсов ("Моя страна", "Вопрос" ("Суал"), "Сейран"), вок. и инстр. музыки ("Детская сюита" для фп. (изд. 1934), "В стиле мугама" ("Мугам саягы") для скрипки и фп. (изд. 1936, 1950)) и др.

Литература: Mеликов X., Асаф Зейналлы, Баку, 1956, г 1969; Гаджибеков У., Доклад в связи с годовщиной смерти композитора Асафа Зейналлы, в его кн.: О музыкальном искусстве Азербайджана, Баку, 1966, с. 117-26.

Э. Абасова.

Зейферт И. И.

Зейферт И. И. (Seifert, Seyfert) Иван Иванович (26 V 1833, Прага - после 1914) - рус. виолончелист. По национальности чех. В 1846-52 учился в Пражской консерватории у А. Треги и Ю. Гольтермана. После успешных концертов в городах Чехии, а также в Вене и Варшаве с 1852 жил в Петербурге, до 1889 был солистом оркестра Мариинского т-ра. В 1857-67 преподавал игру на виолончели в театр. уч-ще, в 1862-1910 - в Петерб. консерватории (вначале в качестве адъюнкта К. Ю. Давыдова); с 1881 старший преподаватель, с 1890 профессор. Среди его учеников - С. М. Козолупов, Г. В. Кириленко, Г. А. Яцентковский. В Петербурге издал "Диатонические гаммы для виолончели с обозначением пальцев и примечаниями". Написал ряд пьес для виолончели, в т.ч. квартет для 4 виолончелей.

Сочинения: Воспоминания профессора Петербургской консерватории, П., 1914.

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства (Книга третья). Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 247-51.

Л. С. Гинзбург.

Зеленка Л.

Зеленка Л. (Zelenka) Ладислав (11 III 1881, Модржани, близ Праги - 2 VII 1957, Прага) - чеш. виолончелист и педагог. Нар. арт. ЧССР (1947). Учился игре на виолончели у Я. Буриана (1896-1902) в Пражской консерватории и у X. Беккера (1902-04) в консерватории Франкфурта-на-Майне. В 1904-11 преподавал игру на виолончели в Муз. уч-ще Одесского отд. РМО (среди учеников - А. Стрнад, А. Шустер, И. Малкин). Одновременно играл в квартете с А. П. Фидельманом (его последовательно заменили Я. Коциан и В. В. Безекирский), Ф. Ступкой и Й. П. Перманом. Был участником квартета О. Шевчика (1911-13), "Чешского квартета" (1913-32; заменил в нём Г. Вигана), позднее играл в др. ансамблях. Прославился не только как камерный музыкант, но и как солист, обладавший выразит. тоном, совершенной техникой, тонким чувством стиля. С наибольшим успехом исполнял концерты Й. Гайдна и А. Дворжака. С 1922 профессор камерного класса, с 1928 - класса виолончели Пражской консерватории, с 1936 - Школы мастеров при этой консерватории, в 1946-57 - Академии иск-в. В 1946-48 ректор Пражской консерватории. Среди учеников З. в Праге - К. П. Садло, В. Черны, И. и С. Вечтомовы, Й. Шимандл.

Литература: Р. Кvet J. M., Nбrodnн umelec Ladislav Zelenka a Ceskй kvarteto, Praha, 1948.

Л. С. Гинзбург.

Зеленка Я. Д.

Зеленка Я. Д. (Zelenka) Ян Дисмас (16 X 1679, Лоунёвице, Чехия - 22 (или 23) XII 1745, Дрезден) - чеш. композитор. Учился в Пражской коллегии иезуитов. С 1710 играл на контрабасе в Дрезденской польской корол. капелле. В 1715 в Вене изучал композицию у И. Й. Фукса, в 1716-17 - в Венеции у А. Лотти, в 1717-19 - снова в Вене у И. И. Кванца (контрапункт). Возвратившись в Дрезден в 1719, служил в придв. капелле (с 1721 вице-капельмейстер, с 1729 рук. капеллы); с 1735 церк. композитор.

Зеленка Я. Д.

З. - крупнейший представитель чеш. барокко в музыке. В своих сочинениях сочетал развитую полифонич. технику с гомофонией. Его музыке, отразившей нек-рые итал. влияния (А. Корелли, А. Скарлатти), присущи нац. характерные черты (во мн. произв. ощутима связь с чеш. нар. песней). Творчество З. знал и высоко ценил И. С. Бах. З. - автор музыки к лат. опере "Под оливами мира и пальмами добродетели" ("Sub olea pacis et palma virtutis", мелодрама о св. Венцеславе - аллегория, посв. коронации Карла VI, 1723), 3 итал. ораторий, 3 кантат, симфонии, концерта, орк. сюит, сонат для разл. инструментов и др. Наиболее значительны его церк. произв. - мессы (ок. 20), части месс, 3 реквиема, 2 Те Deum, 108 псалмов (в т.ч. один псалм на чеш. яз.), мотеты, гимны, респонсории. Ряд сочинений З. в рукоп. хранится в Дрездене, Берлине, Дармштадте; во Вроцлаве и др. польск. городах. Среди совр. изданий - публ. отд. произв. З., принадлежащие О. Шмидту (1904), К. Шёнбауму (4 трио-сонаты, 1956); отд. соч. входят в разл. совр. сборники (чеш. и нем.) произв. старых мастеров.

Литература: Heltert V., Hudebnн barok na ceskych zбmcнch, Praha, 1916; Hnilicka A., Portrйty starэch ceskych mistru, hudebnich, Praha, 1922; Hausswald G., Jan Dismas Zelenka als Instrumentalkomponist, "AfMw", 1956, S. 243-62.

А. Г. Юсфин.

Зеленьский М.

Зеленьский М. (Zielenski) Миколай (около 1550-1615) - польский композитор. Сведений о жизни З. очень мало. С 1608 дирижёр и органист капеллы примаса в Ловиче. Учился в Риме. В 1611 в Венеции был издан сб. в 2 томах, включающих 121 его церк. произв. - "Оффертории на весь церковный год" ("Offertoria totius anni"), в к-рых используется форма духовной симфонии (simphoniae sacrae) и "Коммунионес на весь церковный год" ("Communiones totius anni"), содержащий также 12-голосный магнификат для трёх 4-голосных хоров и 3 фантазии для инстр. ансамбля, обнаруживающие влияние вок.-инстр. музыки венец, школы (богатая инстр. фигурация голосов). З. - первый в польск. музыке представитель зрелой многохорной техники в духе сочинений Дж. Габриели. Инстр. фантазии З. являются первыми в польск. музыке произв. типа канцон. Сочинения З., записанные в виде партий отд. голосов, хранившиеся в б-ках Кракова и Вроцлава, во время 2-й мировой войны 1939-45 были раскомплектованы, сохранилась лишь "Partitura pro organo". Произв. З. изданы в сб. "Памятники духовной музыки в Польше" ("Monumenta Musicae Sacrae in Polonia", ред. Ю. Сужиньский, тт. 1-2, 1885-87) и в серии "Музыкальные памятники в Польше" ("Monumenta Musicae in Polonia", ред. В. Малиновский, 1966, среди них - "Партитура для органа"; Wydawnictwo Dawnej Muzyki Polskiej, z. III, XII, XXX и др.).

Литература: Szczepanska M., О dwunasta glosowym "Magnificat" M. Zielenskiego, "Polski Rocznik Muzykologiczny", Warsz., t. 1, 1935, s. 28-53; Duniсz J. J., Do biografii M. Zielenskiego, там же, t. II, Warsz., 1936, s. 95-97; Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., 1954, p. 753; Z dziejуw polskiej kultury muzycznej (praca zbiorowa), t. 1, Kr., 1956, s. 106-108, 182-85; Malinоwski Wl., "Partitura pro organo" M. Zielenskiego, в кн.: Prace Instytutu Muzykologicznego Uniwersytetu Warszawskiego, t. 1, Warsz., 1959; Monumenta musicae in Polonia, Opera omnia, Kr., 1966 (red. M. Malinowski).

З. Лисса.

Зельенка И.

Зельенка И. (Zeljenka) Илья (р. 21 XII 1932, Братислава) - слов. композитор. Окончил Высшую школу изящных иск-в в Братиславе у Я. Циккера (1956). Был зав. репертуарной частью Слов. филармонии (1957-61). С 1961 внештатный сотрудник братиславского Радио. Как композитор сформировался под воздействием творчества С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского; в соч. 60-70-х гг. обращался к серийной технике, соноризму и др. новейшим приёмам письма, с кон. 70-х гг. - к их синтезу. В нек-рых соч. претворил жанровые и интонац. особенности слов. муз. фольклора.

Сочинения: балет Герой (Hrdina, 1980, Прага); кантаты Освенцим (1960), Петь! (Spievat, 1974), Слово (Slovo, 1980); для орк. - 4 симфонии (1953-78), увертюры Драматическая (Dramatickб, 1955), Революционная (Revolucnб, 1962), пьесы; концерты с орк. - для фп. (1966), для скр. (1974); камерно-инстр. ансамбли - 3 струн. квартета (1963-1979), квинтет для духовых (1976), Полиметрич. музыка для 4 струн. квинтетов (1971) и др.; пьесы для певцов-солистов и инстр. ансамблей разл. составов с ударными, в т.ч. Мутации (Mutacie, 1980); хоры, в т.ч. Заклинания (Zaklнnadlб, 1966), хоры для детей, в т.ч. Где живут птички (Kde zijъ vtбciky, 1980); фп. пьесы; песни; музыка к радиопостановкам и кинофильмам.

Земан К.

Земан К. (Seeman) Карл (р. 8 V 1910, Бремен) - нем. пианист (ФРГ). Учился игре на органе у Г. Рамина в Лейпциге, там же выступал как органист. В 1936 дебютировал как пианист. Преподавал игру на фп. в Киле, Страсбуре, Фрейбурге (с 1946 профессор). В 1964-74 директор Высшей муз. школы Фрейбурга. Вице-президент Нем. муз. совета (1973-76). Концертировал во мн. странах. Выступал в дуэте со скрипачом В. Шнейдерханом (1952-66).

Зембрих М.

Зембрих М. (Sembrich) Марчелла (наст. имя и фамилия - Марцелина Коханьская, Kochanska) (15 II 1858, Вишнёвчик, Галиция, ныне УССР - 11 I 1935, Нью-Йорк) - польская певица (колоратурное сопрано). Дочь скрипача К. Коханьского. Муз. одарённость З. проявилась в раннем возрасте (4-х лет обучалась игре на рояле, 6-ти - на скрипке). В 1869-1873 училась в Львовской консерватории по классу фп. у В. Штенгеля, своего будущего мужа. В 1875-77 совершенствовалась в консерватории в Вене по классу фп. Ю. Эпштейна. В 1874 по совету Ф. Листа начала учиться пению сначала у В. Рокитанского, затем у Дж. Б. Ламперти в Милане. В 1877 дебютировала в Афинах в партии Эльвиры ("Пуритане" Беллини), затем изучала нем. репертуар в Вене у Р. Леви. В 1878 выступала в Дрездене, в 1880-85 - в Лондоне. В 1884 брала уроки у Ф. Ламперти (старшего). В 1898-1909 пела в т-ре "Метрополитен-опера", гастролировала в Германии, Испании, России (впервые в 1880), Швеции, США, Франции и др. Покинув сцену, с 1924 преподавала в муз. ин-те Кёртис в Филадельфии и в Джульярдской школе в Нью-Йорке. З. пользовалась мировой известностью, её голос отличался большим диапазоном (до 1-й - фа 3-й октавы), редкой выразительностью, исполнение - тонким чувством стиля.

Литература: Klein H., Great women-singers of my time, N. Y., 1931.

И. А. Барсова.

Землянский Б. Я.

Борис Яковлевич (29 VI 1925, Георгиевск Ставропольского края - 12 V 1977, Москва) - сов. пианист и педагог. Окончил Моск. консерваторию (1950) и аспирантуру при ней (1953) у Л. Н. Оборина. Преподавал в Центр, муз. школе при Моск. консерватории (1950-55), Моск. муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова (1961-72), Моск. консерватории (1955-59 и 1965-77, с 1974 доцент). В 1960-65 концертмейстер Москонцерта; выступал в ансамбле с А. Г. Соленковой. Разносторонне одарённый музыкант, З. посвятил свою жизнь педагогике. Выполняя до 1971 обязанности ассистента Л. Н. Оборина, сыграл значит. роль в муз. воспитании мн. пианистов-исполнителей - М. С. Воскресенского, П. Резеля (ГДР), Т. А. Алиханова, А. Г. Севидова, Г. Н. Сироты, Э. А. Миансарова, Д. Н. Сахарова, Н. С. Юзбашевой, А. С. Егорова, Н. П. Кулешовой. Среди его учеников (начиная с 1971) - А. Д. Торадзе, Ю. Б. Смирнов, С. Ю. Потанина. Глубокая эрудиция и исследовательский талант проявились в рукописях "К вопросу о редакциях произведений Шопена", "Некоторые вопросы воспитания молодых пианистов", "Методические записки к исполнению прелюдий Рахманинова ор. 32".

Земцовский И. И.

Изалий Иосифович (р. 22 II 1936, Ленинград) - сов. фольклорист. Доктор искусствоведения (1981). В 1958 окончил филологич. ф-т Ленингр. ун-та, в 1960 - теоретико-композиторский ф-т Ленингр. консерватории у Ф. А. Рубцова, в 1961 - Моск. консерваторию по классу композиции у В. Н. Салманова. С 1956 участник ряда фольклорных экспедиций. С 1960 ст. науч. сотрудник сектора музыки, с 1969 - сектора фольклора Ленингр. НИИ т-ра, музыки и кинематографии. Чл. Об-ва этномузыкологии (с 1969; США), Междунар. совета нар. музыки при ЮНЕСКО (с 1972). Сост. и ред. сб-ка "Славянский музыкальный фольклор" (1972). З. принадлежит более 150 статей, опубликованных в сов. и заруб. изданиях.

Сочинения: Русская народная песня. Научно-популярный очерк, М.-Л., 1964; Русская протяжная песня. Опыт исследования, Л., 1967; Искатели песен. Рассказы о собирателях народных песен в дореволюционной и Советской России, Л., 1967; Торопецкие песни. Песни родины М. Мусоргского, Л., 1967; Русская советская музыкальная фольклористика, в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 6-7, Л., 1967; Ленинские принципы методологии научного исследования и задачи музыкальной фольклористики, в сб.: Учение В. И. Ленина и вопросы музыкознания, Л., 1969; Поэзия крестьянских праздников, Л., 1970; О системном исследовании фольклорных жанров в свете марксистско-ленинской методологии, в сб.: Проблемы музыкальной науки, вып. 1, М., 1972; Мелодика календарных песен, Л., 1975; Фольклор и композитор. Теоретические этюды, Л.-М., 1978; Б. В. Асафьев и методологические основы интонационного анализа народной музыки, в сб.: Критика и музыкознание, вып. 2, Л., 1980, и др.

Зенфль Л.

Зенфль Л. (Sennfei, Senffl, Senfel, Sдnfly) Людвиг (ок. 1490, Цюрих - 1555, Мюнхен) - нем. композитор. В детстве пел в венской придв. капелле; учился у Г. Изака и был его помощником в капелле. После смерти своего учителя (1517) завершил одно из его произв. "Хоралы Константина" ("Choralis Constantinius") и возглавил капеллу. В 1520 опубликовал "Книгу избранных песнопений" ("Liber selectarum cantonium") - одно из первых нотных изданий в Германии. С 1523 жил в Мюнхене, был капельмейстером Баварской придв. капеллы. Современники высоко ценили творчество З. и называли его "принцем немецкой музыки". Известность получила церк. музыка З.: мотеты "5 восхвалений господу нашему Иисусу Христу" ("5 salutationes domini nostri Hiesu Christi", 1526), "Магнификат" (1532), "Песни различного происхождения..." ("Varia carminium genera...", 1534) и др. Мн. произв. З. были опубликованы в сб. 16 в., большое количество его соч. сохранилось также в рукописях (7 месс, мотеты и др. хранятся в б-ке Мюнхена).

Зеркальная реприза

Зеркальная реприза - реприза, в к-рой тематич. материал 1-й части воспроизводится в обратном (как бы отражённом в зеркале) порядке. Чаще всего З. р. применяется в сонатной форме. В таких сонатных allegri реприза начинается с побочной партии, и лишь после неё излагается главная (В. А. Моцарт, Соната для фп. D-dur, K.-V. 311, ч. 1; Н. Я. Мясковский, Симфония No 5, ч. 1; Д. Д. Шостакович, Трио для фп., скрипки и влч., финал). З. р. возможна и в сложной трёхчастной форме. В этом случае простой двухчастной форме 1-й части AB отвечает обратное соотношение материала ВА в репризе (Ф. Шуберт, песня "Приют"). Сложная трёхчастная форма с З. р. (схема AB с1 ВА) близка концентрической форме.

Приближается к концентрич. форме и сонатная форма с З. р. и эпизодом вместо разработки (Р. Вагнер, увертюра к опере "Тангейзер", где концентричность формы усилена общим обрамлением сонатной части произв. хоральными вступлением и заключением).

Литература: см. при статье Форма музыкальная.

В. П. Бобровский.

Зеркальный контрапункт

Зеркальный контрапункт - см. Обратимый контрапункт.

Зефрид И.

Зефрид И. (Seefried) Ирмгард (р. 9 X 1919, Кёнгетрид, близ Мюнхена) - австр. певица (сопрано). Училась в консерватории в Аугсбурге (занималась у А. Грейнера и А. Майера) и в муз. академии в Мюнхене (окончила в 1939). В 1938 дебютировала на оперной сцене в Ахене. В 1943 выступила в Венской гос. опере (партия Евы в "Мейстерзингерах"). Известность З. принесло выступление в 1946 на Зальцбургском междунар. муз. фестивале. После 1946 регулярно выступает на междунар. муз. фестивалях (Флорентийский май, Эдинбургский и др.). Вместе с труппой Венской гос. оперы гастролировала в Великобритании (Лондон, 1947) и Нидерландах (1949). В последующие годы пела в крупнейших оперных т-рах - "Ла Скала", "Метрополитен-опера". З. - одна из выдающихся совр. австр. певиц. Её иск-во отличают безупречная музыкальность, тонкое чувство стиля, совершенное вок. мастерство. З. - одна из лучших совр. исполнительниц партий в операх Моцарта. С успехом выступает также и в операх Р. Штрауса, Дж. Верди, Ф. Вагнера, Г. Ф. Генделя, Дж. Пуччини, Л. Бетховена, Ф. Пуленка, Б. Сметаны. Лучшие партии: Сюзанна; Памина ("Волшебная флейта"), Агата ("Вольный стрелок"), Композитор, Октавиан ("Ариадна на Наксосе", "Кавалер роз" Р. Штрауса), Наннетта ("Фальстаф"), Микаэла, Чио-Чио-сан и др. Выступает как камерная певица (выдающийся интерпретатор вок. лирики X. Вольфа).

Литература: Fassbind F., Scheiderhahn W., J. Seefried, Bern, 1960.

С. M. Грищенко.

Зехтер З.

Зехтер З. (Sechter) Зимон (11 X 1788, Фридберг - 10 IX 1867, Вена) - австр. муз. педагог, теоретик и композитор.

Зехтер З.

Ученик И. А. Кожелуха. С 1811 учитель музыки в Ин-те слепых, позднее чл. придв. капеллы, с 1824 придв. органист, с 1851 профессор по гармонии и композиции в консерватории Общества друзей музыки в Вене. Был одним из выдающихся муз. педагогов-теоретиков 19 в. Среди его учеников: А. Брукнер, А. Вьётан, А. Гензельт, М. Г. Ноттебом, Э. Пауэр, З. Тальберг и др. В своём теоретич. труде "Основы музыкальной композиции" ("Die Grundsдtze der musikalischen Komposition", Bd 1-3, Lpz., 1853-54) развивает учение о гармонии Ж. P. Рамо. Автор 4 ораторий, 12 месс, 2 струн. квартетов, произв. для органа (фуги, прелюдии), отмеченных контрапунктич. мастерством. Написал комич. оперу "Али-Хич-Хач" (1843, пост. 1844, Вена).

Литература: Rоhl С. F., Simon Sechter, в сб.: Jahresbericht des Wiener Conservatorium, W., 1868; Capellen G., Ist das System S. Sechters ein geeigneter Ausgangspunkt fьr die theoretische Wagnerforschung?, Lpz., 1902; Кurth E., Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik, Bern, 1913.

И. М. Марков.

Зив М. П.

Михаил Павлович (p. 25 V 1921, Москва) - сов. композитор. В 1947 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Д. Б. Кабалевского. В 1944-1953 преподавал теоретич. предметы в муз. уч-ще при Моск. консерватории.

Сочинения: комич. опера - Сын королевского министра (1973); оперетта - Настоящий мужчина (1965, Ленингр. т-р муз. комедии); балет - Первая любовь (1966, Свердловский т-р оперы и балета); оратория - День моей Родины (сл. А. Г. Алексина, 1951), кантата - Были-небылицы (по притчам Л. Н. Толстого, 1972); для орк. - 3 симфонии (1946, 1960, 1968), 2 симфониетты (1958 - Лирическая, 1962 - Пионерская), симф. поэма Ленин в Разливе (1967), симф. сюиты Праздничная (1949), на славянские темы (1950), Баллада о солдате (из музыки к одноимённому фильму, I960); 2 струн. квартета (1945, 1955), фп. квинтет (1947); для фп. - Полифонические пьесы (1966), цикл Солнечные блики (1970); для хора а cappella - 8 хоров на сл. современников А. С. Пушкина (1969); для голоса и фп. - цикл романсов на сл. Р. Бернса (1954), пионерские песни; музыка для драм. т-ра, кино (в т.ч. к фильму "Чистое небо") и радио.

Зигмайстер Э.

Эли - см. Сигмейстер Э.

Предыдущая страница Следующая страница