Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "К" (часть 13, "КОЛ"-"КОМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 13, "КОЛ"-"КОМ")

Коллер П.

Коллер П. (Collaer) Поль (р. 8 VI 1891, Бом, Антверпен) - бельг. музыковед, дирижёр и пианист. Учился в Брюссельском ун-те, муз. образование получил в Мехелене в муз. колледже у Э. Боске (фп.). В 1909 организовал концерты из произв. совр. композиторов (выступал в них и как пианист); в 1921 в Брюсселе - концерты "За искусство" ("Pro Arte", существовали до 1939), положив начало ежегодным Междунар. фестивалям совр. музыки в Бельгии. В 1930 создал Об-во старинных инструментов. В 1937-53 муз. директор Бельг. радио и дирижёр его оркестра. В 1956-60 преподавал историю музыки в Капелле королевы Елизаветы.

В дирижёрском репертуаре К. - соч. итал. композиторов 16-17 вв. (Э. Кавальери, К. Монтеверди, М. А. Чести и др.). Выступает как музыкальный критик. К. президент науч. совета Международного ин-та сравнит. муз. исследований (Берлин). Как музыковед занимается гл. обр. проблемами, связанными с совр. музыкой. Осн. труд К. - "Современная музыка"; ряд его работ посв. фольклористике и муз. этнографии. С 1955 занимается преим. исследованием фольклора. Принимал участие в составлении Историч. муз. атласа ("Atlas historique de la musique", 1960).

Сочинения: L'oeuvre d'I. Strawinsky, P., 1925; L'Antigone d'A. Honegger, P., 1928; Darius Milhaud, P., 1929, Antwerpen, 1947; I. Strawinskv, Brux., 1930; Signification de la musique, P., 1944; La musique moderne 1905-1950, P., 1953, 1958; A history of modern music. The new music of the 20th century and the men who composed it, N. Y., 1961; Orientaciones actuales de la musica, B.-Aires, 1961; Musica Siciliana, Roma, 1965; Il gruppo dei "Sei", "L'Approdo Musicale", 1965, No 19-20; Ozeanien. Lpz., 1965; Amerika, Lpz., 1966 (2 последние работы в серии "Musikgeschichte in Bildern", No 1-2).

M. С. Городецкая.

Коллес Г. К.

Коллес Г. К. (Colles) Генри (Гарри) Коуп (20 IV 1879, Бриджнорт, Шропшир - 4 III 1943, Лондон) - англ. музыковед и муз. критик. Обучался в Корол. муз. колледже в Лондоне (1895-98). В 1902 окончил по классу органа Вустер-колледж в Оксфорде. С 1905 муз. критик газ. "Times" (с 1911 гл. муз. критик). С 1919 читал лекции по муз.-теоретич. предметам в Корол. муз. колледже в Лондоне. Ред. 3- и 4-го изд. многотомного "Словаря музыки и музыкантов" Грова ("Grove's dictionary of music and musicians", 3-е изд. 1927-1928, 4-е изд. 1940), пересмотренного К. и расширенного. Пред. Церк. муз. об-ва и Школы англ. церк. музыки. Среди работ К. - монографии "Брамс" (1908, 2-е изд. 1920), "У. Дейвис" (1942), ряд работ включён в его сб-ки "Об освоении музыки и другие эссе" ("On learning music and other essays", 1940), "Очерки и лекции" ("Essaysand lectures", 1945, 2-е изд., 1947).

Колло Р.

Колло Р. (Kollo) Рене (р. 20 XI 1937, Берлин) - нем. певец (драм. тенор) (ФРГ). Учился в Зап. Берлине (1958-65). Дебютировал в Брауншвейгском т-ре (1965), в 1967-71 пел в Дюссельдорфской опере. Исполнял главные партии в операх В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини, Л. Яначека. Гастролирует в странах Европы.

Коллум Г.

Коллум Г. (Collum) Герберт (р. 18 VII 1914, Лейпциг) - нем. композитор, органист и клавесинист (ГДР). В 1930-34 учился в Лейпцигской консерватории у Г. Rамина (орган) и И. Н. Давида (композиция). С 1935 органист Крёйцкнрхе в Дрездене; в 1946 организовал Коллум-хор (Дрезден). В 1949 преподаватель Берлинской церк. муз. школы. С 1964 ведёт класс клавесина в Высшей муз. школе Дрездена (с 1960 профессор). Гастролировал как органист и клавесинист (в т.ч. в СССР). Автор кантат, Те Deum (1947), концертов для органа, флейты, клавесина с оркестром, соч. для органа и др.

Колмановский Э. С.

Эдуард Савельевич (р. 9 I 1923, Могилёв) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1974). В 1936-41 учился в муз. школе и муз. уч-ще им. Гнесиных в Москве у О. Ф. Гнесиной (фп.), Е. О. Месснера и Ф. Е. Витачека (композиция). В 1945 окончил Московскую консерваторию по классу композиции В. Я. Шебалина. Автор орк., театр. и эстр. музыки, песен, музыки для кино. Творч. интересы К. сосредоточены гл. обр. на песенном жанре. Особенно близка ему тема гражданственности и патриотизма. Такие песни, как "Я люблю тебя, жизнь!" (1958), "Хотят ли русские войны" (1961), "Я вернусь к тебе, Россия" (1963), "Алёша" (1966) и др., внесли новую, свежую струю в сов. песенное творчество. Чеканность и вместе с тем напевность мелодики, патетика в сочетании со скрытым лирич. подтекстом придают этим песням особую выразительность. Чистота стиля присуща лирич. песням К. ("Мы вас подождем", 1963, "Бирюсинка", 1963, "Вальс о вальсе", 1964, "Журавлёнок", 1965, "Наши мамы", "Мужчины", 1973, и др.). К. - мастер театр. музыки; к лучшим его творч. достижениям относится музыка к комедии "Двенадцатая ночь" Шекспира (пост. 1955, МХАТ).

Сочинения: муз. сказка - Белоснежка (пост. 1966, Моск. детский муз. т-р); для орк. - 4 сюиты: Лирическая (1945), на греческие темы (1948), Славянская (1950), из музыки к комедии Шекспира "Двенадцатая ночь" (для солистов и симф. орк., 1956), концерт для альта (1945); для голоса и фп. - романсы на сл. М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Р. Бёрнса; песни на сл. К. Я. Ваншенкина, Е. А. Долматовского, Е. А. Евтушенко, М. Л. Матусовского, Л. И. Ошанина, И. Д. Шаферана и др.; пьесы для эстр. орк.; музыка к драм. спектаклям - "Старые друзья" Малюгина, "Женский монастырь" Дыховичного и Слободского, "Том Кенти" Михалкова, "Голый король" Шварца, "Сталевары" Бокарева и др.; музыка к кино- и телефильмам, в т. ч. "Денискины рассказы", "Большая перемена".

Литература: Долматовский Е., Эдуард Колмановский, вступит. ст. в сб. песен: Колмановский Э. "Я люблю тебя, жизнь!", М., 1969.

И. М. Ямпольский.

Колмен О.

Колмен О. (Coleman) Орнетт (р. 19 III 1930, Форт-Уэрт, шт. Техас) - амер. саксофонист (альт и тенор) и композитор негр. происхождения. С 1946 выступал в джазовых ансамблях т.н. ритм-энд-блюз в Ныо-Орлеане и Лос-Анджелесе, с 1959 - как руководитель и участник созданного им квартета (саксофон, труба, контрабас, ударные) в Нью-Йорке. Один из представителей авангардизма в джазе, К. в своих соч. и импровизациях использует полиритмию, применяет резкие, "кричащие" тембры, включает в свои соч. атональные эпизоды. Исполнение музыки К. его квартетом положило начало т.н. новой волне - "фри-джазу" ("свободному джазу").

Литература: Jones L.-R., Black music, N. Y., 1967; Tvar moderniho jazzu, Praha-Brat., 1970.

Коло

Коло - массовая пляска, близкая рус. хороводу; распространена у народов Балканского п-ова и областей, лежащих к северу от него (у болгар - хoро, у румын и молдаван - хора и сырба); известна в Польше и на Украине. Для К. характерно построение танцующих сомкнутым кругом или разомкнутым кольцом. Исполняется в сопровождении нар. инструментов, иногда пения. Музыка К. отличается разнообразием размеров. Существуют К. быстрого и медленного темпов.

Колобаева И. В.

Колобаева И. В. (урожд. - Киселёва) Ирина Васильевна, прозвище Аринушка (1840, с. Александровское, ныне Воронежской обл. -1914, там же), - рус. нар. певица-умелица, причётница. Род. в крестьянской семье. В 1910 M. E. Пятницкий, обратив внимание на песни, исполнявшиеся К. и её двумя дочерьми, записал их на фонограф. В 1911 он выписал этот "крестьянский ансамбль" в Москву и показал на столичной концертной эстраде. В 1911-14 К. с огромным успехом выступала в концертах Пятницкого. Пение К. отличалось высоким артистизмом, задушевностью, проник- новенностью интонирования. Лучшими в её репертуаре были лирич. песни о женской доле и рекрутские. Песни К. опубл. в сб. "Концерты M. E. Пятницкого с крестьянами", отд. изданием в серии "Песни 1812 года" (песня о Платове-казаке), в сб. "Русские нар. песни" (в нотации И. К. Здановича, 1950). Неопубликованные фонографич. записи Пятницкого песен К. были в 1940 йотированы Е. В. Гиппиусом (одна из этих песен "Сторона моя, сторонушка" исполнялась в неопубликованной нотации хором им. M. E. Пятницкого). Поэтич. тексты песен К. вошли в сб. "Русские песни" (ред. П. М. Казьмин, 1944). Напев духовного стиха "Расставание души с телом", записанный от К., использован в 6-й симфонии Н. Я. Мясковского.

Литература: Концерты М. Е. Пятницкого с крестьянами, М., 1911.

Е. В. Гиппиус.

Колобков С. М.

Сергей Михайлович (р. 4 X 1927, дер. Корсакове Окуловского р-на Калужской обл.) - сов. баянист, дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1973). В 1953 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных по классам баяна у В. Г. Горохова, дирижирования у А. П. Иванова-Радкевича. В 1945-58 солист, концертмейстер и дирижёр Рус. нар. оркестра им. Н. П. Осипова. С 1957 худ. рук. оркестра рус. нар. инструментов Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных. В 1963-71 дирижёр Ансамбля нар. танца СССР. Гастролирует с оркестрами за рубежом. С 1953 преподаёт игру на баяне в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (в 1963-66 зав. кафедрой нар. инструментов, с 1973 проректор по уч. части, с 1979 профессор, в 1979-81 ректор). Среди учеников К. - Ю. А. Вострелов, Ф. Р. Липе. С 1975 вице-президент Междунар. конфедерации аккордеонистов. С 1981 зам. министра культуры РСФСР. К. принадлежит ряд переложений и инструментовок для баяна. Автор методич. работ.

Кологривов В. А.

Василий Алексеевич (1827, вероятно, Тула -7(19) VIII 1874, Киев) - рус. муз. деятель. Учился на юридич. ф-те Петерб. ун-та. Брал уроки у К. Б. Шуберта (виолончель). Служил в канцелярии гражданского губернатора в Петербурге, с 1865 - генерал-губернатора в Киеве. Большой любитель музыки, К. в 40-50-х гг. был чл. Симф. об-ва, нек-рое время - инспектором оркестров петерб. имп. т-ров, организовал общедоступные концерты в Михайловском манеже. Один из учредителей, а затем активный деятель Русского музыкального общества (входил в 1-й комитет директоров РМО, 1859-69; с 1866 помощник пред. дирекции Петерб. отделения РМО), а также Петерб. консерватории (в 1862-66 её инспектор). С 1869 участвовал в работе Киевского отделения РМО.

Литература: Некролог, "Киевлянин", 1874, 8 авг.; Некролог, "Голос", 1874, 14(26) авг.; Ларош (Г. A.), B. А. Кологривов, там же, 1874, 28 авг.

Колодуб Ж. Е.

Жанна Ефимовна (р. 1 I 1930, Винница) - советский композитор. Окончила Киевское музыкальное уч-ще по классу скрипки и фп., в 1954 - Киевскую консерваторию по классу фп. К. Н. Михайлова; и с этого года преподаватель консерватории по классу фп.

Сочинения: балет для детей - Пригоди Веснянки (Приключения Веснянки, по сказке "Дюймовочка" Андерсена, 1969); муз. комедия - Beceлi дiвчата (Весёлые девчата, совм. с Л. Н. Колодубом, 1968, Донецкий муз.-драм. т-р); мьюзикл - Пригоди на Miciciпi (Приключения на Миссисипи, совм. с Л. Н. Колодубом, по мотивам "Приключений Гекльберри Финна" М. Твена, 1971, Киевский т-р оперетты); для хора с орк. - Пионерская кантата Слухай, Республiко! (Слушай, Республика, на сл. И. Л. Муратова, 1967); для орк. - 2 танц. сюиты (совм. с Л. Н. Колодубом, 1962, 1965), симфониетта (1966); концерт для фп. и орк. (1972), ноктюрн для флейты и арфы (1965), Поэма для флейты и фп. (1966), пьесы для фп.; для эстр. орк. - пьесы (1965), сюита Вечерняя музыка (1970), сюита (1973); романсы, эстр. песни, песни для детей, обр. укр. нар. песен, цикл обр. ирл. нар. песен (1973, на сл. Т. Мура), музыка к мультфильмам.

H. H. Сидоренко.

Колодуб Л.

Левко (Лев Николаевич) (р. 1 V 1930, Киев) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1973). Чл. КПСС с 1962. В 1949 окончил Харьковскую муз. десятилетку по классам композиции М. Д. Тица и кларнета Г. К. Рыкова, в 1954 - Харьковскую консерваторию по классу композиции М. Д. Тица. В годы учёбы работал кларнетистом в разл. харьковских оркестрах. В 1955-56 звукорежиссёр в Киевском доме звукозаписи, в 1956-58 референт CK УССР и зам. директора укр. отд. Музфонда СССР. С 1958 преподаёт в Киевской консерватории, в 1959-60 также в Киевском ин-те театр. иск-ва им. Карпенко-Карого. Чл. президиума CK УССР и чл. правления CK СССР (с 1968).

Сочинения: балет - Жовтнева легенда (Октябрьская легенда, 1967, Ансамбль танца УССР); муз. комедия - Веселi девчата (Веселые девчата, совм. с Ж. Е. Колодуб, 1968, Донецкий муз.-драм. т-р); оперетта - Micтo закоханих (Город влюбленных, 1969, Киевский т-р оперетты); мьюзикл - Пригоди на Miciciпi (Приключения на Миссисипи, совм. с Ж. Е. Колодуб, 1971, там же); для солистов, хора и орк. - кантата Слава Батькiвщинi (Родине слава, 1952), вок.-симф. поэма Переяславська Рада (сл. М. Рыльского, 1954), Ода партiп (сл. В. Н. Сосюры, 1964), Ода братерству (Ода братству, сл. Д. Павлычка, 1972); для орк. - симфония (1958), симфония-дума Шевченкiвськi образи (1964), симф. поэма Великий каменяр (Великий каменолом, посв. И. Я. Франко, 1953-55), Украпнська карпатська рапсодiя (1960), Молодiжна увертюра (1961), Урочиста увертюра (Торжественная увертюра, 1967), 2 танц. сюиты (1962, 1965, обе в соавт. с Ж. Е. Колодуб), симф. сюита Гуцульськi картинки (1967), концерт для валторны с орк. (1972); камерные произв. для фп., кларнета, валторны, трубы, тубы, влч.; романсы, хоры, песни, обр. нар. песен, музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Mалышев Ю., Лев Колодуб, "СМ", 1961, No 5; Загайкевич М., Л. Колодуб, Кипв, 1973.

Л. С. Кауфман.

Колок

Колок - деталь муз. инструментов. Представляет собой деревянный или пластмассовый стерженёк конич. формы с головкой (напр., в смычковых инструментах) или конич. колышек с нарезкой (напр., в фп., цимбалах). Служит для натяжения и настройки струн. С целью облегчения натяжения струн контрабаса, иногда виолончели, большинства совр. щипковых инструментов (балалайки, гитары и др.) применяют т.н. колковую механику, к-рая состоит из цилиндрич. стержня и червячной передачи.

Колокол

Колокол - ударный, сигнальный инструмент. Имеет форму полой срезанной снизу груши, внутри к-рой подвешен язык (ударник). Изготовляется из бронзы. Самые большие в мире К. были отлиты в России (35, 50 т и более; Царь-колокол в Моск. Кремле весит более 200 т). К. имеет звук определённой высоты, к-рую зафиксировать трудно из-за сложного ряда обертонов (соответствующего квадратам натурального ряда чисел: 1, 4, 9, 16, 25 и т. д.). Звук извлекается двумя способами: раскачиванием самого К., края к-рого попеременно ударяются о язык (при этом невозможно применение К. больших размеров), и раскачиванием языка, ударяющегося о края К. Последний способ, являющийся отличительной особенностью рус. колокольного звона, обеспечивает равномерность ударов, даёт возможность использовать большие К.

К. был известен с древних времён как сигнальный инструмент. В 4-6 вв. в Европе началось производство больших К. Их применяли в праздничных шествиях, для созыва населения (вечевой К.), сбора войска и объявления тревоги (см. Набат), подачи сигналов потерпевшим бедствие и т.п. С сер. 9 в. колокольный звон становится частью церк. обрядов. Для К. сооружали спец. звонницы и колокольни. Во время церк. колокольного звона использовались различно настроенные К., на к-рых исполнялись определённые (для каждого случая) мелодич. и ритмич. последовательности. Звон в один или неск. К. поочерёдно (перебор) в православной церкви называется благовестом, в неск. К. одновременно - трезвоном. Колокольный звон был записан (положен на ноты) А. А. Израилевым (70-е гг. 19 в.). Он изобрёл акустич. прибор для определения числа колебаний звучащего К., благодаря чему стало возможным настраивать К. в определённый тон (см. также Куранты). Ростовские звоны записаны на пластинку фирмой "Мелодия" (1963).

Литература: Израилев A., Ростовские колокола и звоны, СПБ, 1884; Рыбаков С. Г., Церковный звон в России, СПБ, 1896; Оловянишников Н. История колоколов и коло-кололитейное искусство, М., 1912; Пухначёв Ю., Глагол времён, металла звон..., "Наука и жизнь", 1972, No 8; Оttо Н., Glockenkunde, Lpz., 1884.

Колокола

Колокола (нем. Glocken, франц. cloches, итал. саmраnе) - ударный муз. инструмент с определённой высотой звука. Представляет собой набор из 12-18 труб-цилиндров (обычно латунных, никелированных или стальных хромированных, диаметром 25-38 мм), свободно подвешенных в металлич. или деревянной раме-стойке (высота ок. 2 м). Совр. К. имеют демпферное устройство (см. Демпфер), к-рое приводится в действие от педали и ручного рычага. Звук извлекается ударом молотка (колотушка с бочонкообразной головкой, обтянутой кожей). Диапазон К. 1-11/2 октавы (обычно от фа большой октавы по звучанию; йотируется на октаву выше). Набор К., как правило, даёт 12 полутонов октавы (трубы настроены хроматически). К. применяются в симф. и оперном оркестрах для имитации колокольного звона (напр., эпилог оперы "Иван Сусанин" Глинки, увертюра "1812 год" Чайковского, "Парсифаль" Вагнера, "Поэма экстаза" Скрябина и др.). Иногда в оркестре используют набор настоящих К.

Колокольчики

Колокольчики (нем. Glockenspiel, итал. саmраnelli, франц. carillon) - оркестровый ударный муз. инструмент. Состоит из 25-32 хроматически настроенных металлич. пластинок, размещённых в плоском ящике ступенями в 2 ряда; верхний ряд соответствует чёрным, нижний - белым клавишам фп. Диапазон К. (обычно от до 2 по звучанию) зависит от числа пластинок; йотируется октавой ниже, чем звучит. Звуки инструмента, имитирующие звон К., извлекаются ударами двух металлических, реже деревянных молоточков. В симф. и оперных оркестрах чаще употребляют К. с клавиатурой фп. типа; их звучание несколько слабее. Характерный образец применения К. в оперной партитуре дан в опере "Руслан и Людмила" Глинки ("Марш Черномора").

Коломиец А. А.

Анатолий Афанасьевич (р. 4 X 1918, с. Савинцы Миргородского р-на Полтавской обл.) - сов. композитор. Кандидат искусствоведения (1958). В 1943 окончил Ташкентскую консерваторию по классу композиции Л. Н. Ревуцкого. Учился у него же в Киевской консерватории (1938-41) и аспирантуре. По окончании аспирантуры (1951) преподаёт в этой консерватории полифонию и композицию (с 1961 доцент).

Сочинения: балет - Ульянка (1959); кантата - Пам'ятi I. П. Котляревського (совм. о В. Д. Кирейко, 1969, ел. М. Ф. Рыльского); для орк. - симф. вариации на украинскую нар. тему (1956); для фп. - соната (1941), Украпнська танцевальна скита (1948, нов. ред. 1962), 6 этюдов-картин (1964) и др.; Украпнська соната для бандуры с фп. (1968), сборник пьес для бандуры соло (1971); хоры - сюита Край наш молодiа (с фп., 1957, cл. А. Я. Ющенко), Ода Великому Октябрю (Ода Великому Жовтню, с фп., 1967, сл. Т. Г. Масенко), Ленин з нами (а cappella, 1954, сл. M. P. Рыльского), Гопак (а cappella, 1955, сл. Т. Г. Шевченко), Ленин (1970, сл. В. Н. Сосюры); для голоса и фп. - поэма Братство (Братерство, 1954, сл. П. М. Воронько), монолог Строки о Ленине (Рядки про Ленiна, 1970, сл. А. С. Малышко); обр. укр. нар. песен, и др.

Я. Н. Сидоренко.

Коломийцев В. П.

Коломийцов Виктор Павлович (25 XI (7 XII) 1868, Петербург - 26 VI 1936, Ленинград) - сов. муз. критик и переводчик. В 1891 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та и одновременно муз. курсы Рапгофа по классу фп. Муз. образование завершил экстерном в Петерб. консерватории по классам фп. К. К. Фан-Арка, теории музыки и полифонии - Г. А. Лароша. С 1904 начал выступать как муз. критик газ. "Русь" (также "Новая Русь", "Молва", "XX век", "День", "Новый день"). Один из организаторов Т-ра музыкальной драмы (1912). После Великой Oкт. социалистической революции был членом совета Т-ра оперы и балета (ныне Ленингр. т-р оперы и балета), в 1922-23 один из организаторов и пред. художеств. совета Об-ва друзей камерной музыки. Продолжал активную муз.-критич. деятельность на страницах журн. "Жизнь искусства", "Вестник театра и искусства", газ. "Новости", "Красная газета" и др. Автор св. 1000 статей (к-рые он подписывал иногда псевдонимами - В. К., Idem, Бекар). Муз.-критич. деятельность К. отмечена демократич. направленностью. Его статьи, написанные живым и ясным языком, были адресованы широкому кругу слушателей и носили разъясняющий, педагогич. характер. Один из рус. вагнерианцев, К. высоко ценил творчество Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Большую ценность представляют рецензии К., посв. исполнительскому творчеству И. Гофмана, Ф. Бузони, Ф. Крейслера, Э. Изаи, П. Касальса, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. И. Зилоти, Э. Ф. Направника и др. выдающихся артистов. С 1900 занимался проблемой связи музыки и слова в операх Р. Вагнера; посвятил себя эквиритмическому переводу текстов опер Вагнера, К. В. Глюка, Ф. А. Буальдьё, Ш. Гуно, Ж. Визе и др. Им переведены на рус. яз. также многочисл. тексты романсов, оперных арий, хоров, кантат, вок. ансамблей разных композиторов, в т. ч. текст заключительного хора 9-й симфонии Бетховена (ода "К радости" Шиллера), 100 текстов песен Ф. Шуберта - всего св. 2000. Перевёл на рус. яз. ряд книг, в т. ч. "Бетховен" Р. Вагнера.

Сочинения: Статьи и письма. (Сост. и автор прим. Е. В. Томашевская. Вступит. статья и ред. Ю. А. Кремлёва), Л., 1971.

Л. С. Кауфман.

Коломийцева Т. М.

Татьяна Михайловна (р. 20 VII (2 VIII) 1914, Петроград) - сов. дирижёр. Нар. арт. БССР (1964). В 1936 окончила Одесскую консерваторию у И. В. Прибика, в 1939-41 была в аспирантуре при Моск. консерватории. Дирижёр Винницкого оперного т-ра (1937), Гос. симф. оркестра СССР (1937-39), симф. оркестра Белорус. филармонии (1946-52). В 1944-46 и с 1952 дирижёр Белорус. т-ра оперы и балета. В 1941-1944 преподавала в Северо-Осет. оперной студии (Орджоникидзе).

Коломыйка

Коломыйка (от назв. города Коломыя Ивано-Фран-ковской обл.).

1) Укр. нар. песня-танец куплетной формы, гл. обр. шуточного содержания; каждое четверостишие К. обычно является законченным по смыслу (для К. характерна 14-сложная строка с цезурой после 8-го слога). Распространена в зап. областях УССР.

2) Украинский гуцульский массовый танец, исполняемый в сопровождении шуточной песни. Музыкальный размер 2/4, темп оживлённый.

Коломыйка

Литература: Украпнська радянська народна посня, Львiв, 1950; Гошовский В., У истоков народной музыки славян, М., 1971 с. 139-209.

Колонн Э.

Колонн Э. (Colonne) Эдуар (23 VII 1838, Бордо - 28 III 1910, Париж) - франц. дирижёр, скрипач и муз.-обществ. деятель. По национальности итальянец. Муз. образование получил в Парижской консерватории, к-рую окончил в 1863 по классу скрипки Ш. Э. Созе (по композиции учился у А. Тома). В 1858-67 концертмейстер оркестра Парижской оперы, был участником струн. квартета Ж. Падлу, в 1871 - дирижёром "Концертов Падлу". В 1873 основал (совм. с муз. издателем Г. Хартманом) муз. об-во "Национальный концерт". В 1874 основал и возглавил "Концерты Шатле" (позднее "Концерты Колонна"), к-рыми руководил до 1909. Эти концерты сыграли большую прогрессивную роль в муз. жизни Франции. К. пропагандировал произв. совр. франц. композиторов (Ж. Массне, Э. Лало, С. Франка и др.), а также музыку Г. Берлиоза. Ясность и тонкость интерпретации и вместе с тем эмоциональный порыв, мужественность были отличит. чертами исполнит. иск-ва этого выдающегося симф. дирижёра. В особенности удавалось К. исполнение произв. романтиков. Гастролировал во мн. странах, в т. ч. в России (впервые в 1890).

И. М. Ямпольский.

Колонный зал Дома Союзов

Колонный зал Дома Союзов - старейший концертный зал Москвы. Построен по проекту арх. M. P. Казакова для Благородного (дворянского) собрания. Открыт в 1784 и до Великой Oкт. социалистической революции служил помещением для балов и парадных приёмов. Колонный зал - выдающийся образец рус. архитектуры классицизма. Зал с коринфской колоннадой обладает превосходной акустикой. Вмещает 1600 чел. Места для слушателей имеются также на хорах. Зал дважды реконструировался (в 1896 и 1913), в 1966-68 был капитально реставрирован. В 1919 декретом за подписью В. И. Ленина здание, в к-ром находится Колонный зал, было передано профсоюзным организациям и стало называться Домом Союзов. В 1918-22 в К. з. Д. С. неоднократно выступал В. И. Ленин.

В качестве конц. зала Колонный зал использовался с нач. 19 в., в 50-60-е гг. здесь состоялись первые моск. симф. концерты. После образования Моск. отделения РМО Колонный зал стал центром конц. жизни Москвы (вплоть до открытия Большого зала консерватории, 1901). Ежегодно в нём проходили циклы симф. концертов, к-рыми дирижировали Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Дворжак, Э. Колонн, А. Никиш и др. выдающиеся рус. и зарубежные музыканты. Выступали мн. крупнейшие инструменталисты и певцы, в т. ч. Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, С. В. Рахманинов, Ф. Крейслер, П. Касальс, Ж. Тибо и др. После Oкт. революции 1917 К. з. Д. С. стал местом проведения мн. крупных конгрессов, съездов и конференций всесоюзного и междунар. значения, а также продолжает использоваться как конц. зал. Здесь регулярную конц. деятельность ведут солисты и коллективы Всесоюзного радио и телевидения, устраивает концерты Моск. филармония.

M. M. Яковлев.

Колоратура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колоратурное сопрано

Колоратурное сопрано - высокий женский голос, способный исполнять виртуозные пассажи и украшения. См. Сопрано.

Колорирование

Колорирование (от лат. colorare - украшать) - понятие, сложившееся в зап.-европ. музыковедении в связи с изучением музыки позднего средневековья. Нем. музыковед А. Шеринг выдвинул предположение, согласно которому мелизматически украшенные верхние голоса мн. произв. этой эпохи создавались с помощью орнаментального преобразования более простой основы (порой нар.-песенной); такое преобразование мелодии, родственное диминуции (З), и получило название К. Хотя нек-рые исследователи (Т. Кройер, Г. Бесселер и др.) отрицали или ограничивали значение К., в работах др. музыковедов (А. Орель, Р. Фиккер, Ж. Гандшин) приводятся убедительные свидетельства его широкою применения в нек-рых муз. жанрах 14 и особенно нач. 15 вв.

Литература: Schering A, Das kolorierte Orgelmadrigal des Trecento, "SIMG", Jahrg. XIII, H. 1, 1911/12, Orel A, Einige Grundformen der Motettkomposition im 15 Jahrhundert, "StMw", Jahrg VII, 1920, Fiсker R. von, Die Kolonerungstechnik der Trienter Messen, там же, Кrоуer Th., Denkmдler der Tonkunst in Цsterreich, "ZfMw", Jahrg. V, 1922/23, Handschin J., Zur Frage der melodischen Paraphrasierung im Mittelalter, "ZfMw", Jahrg X, 1927/28, Besseler H., Von Dufaybis Josquin, "ZfMw", Jarhg XI, 1928/29

Колотилова А. Я.

Антонина Яковлевна (23 III (4 IV) 1890, В. Устюг, ныне Вологодской обл. - 6 VII 1962, Архангельск) - сов. хоровой дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1960). С 1924 солистка Северодвинского радио, исполнительница нар. песен. В 1926 организовала самодеятельный рус. нар. хор (в дальнейшем назывался Северный рус. нар. хор), к-рым руководила до конца жизни. Собирательница нар. песен, К. вместе со сказительницами и песенницами создала св. 100 сказов и песен. Хор под рук. К. активно пропагандировал рус. нар. песни. Гос. пр. СССР за концертно-исполнительскую деятельность (1949).

Сочинения: Северные русские народные песни, (Вологда), 1936; Северная песня и её носители, "СМ", 1949, No 6.

Литература: Памяти ушедших. А. Я. Колотилова, "СМ", 1962, No 9.

В. И. Зарубин.

Колридж-Тейлор С.

Колридж-Тейлор С. (Coleridge-Taylor) Сэмюэл (15 VIII 1875, Лондон -1 IX 1912, Кройдон) - англ. композитор и дирижёр. Занимался у Дж. Беквита в Кройдоне (скрипка). С 1885 пел в церк. хорах. В 1890-97 обучался в Корол. муз. колледже по классам скрипки и композиции. В 1903 организовал струн. оркестр в Кройдоне. С 1904 дирижёр Генделевского об-ва в Лондоне. Известность К.-Т. принесло исполнение его соч. для солистов, хора и оркестра "Свадебное пиршество Гайаваты" (по поэме Г. Лонгфелло, 1898; впоследствии вошло в трилогию "Песнь о Гайавате").

Сочинения: опера Тельма (1909); кантата-оперетта Гитаны (The Gitanos, 1898); для солистов, хора и орк. - оратория Искупление (The Atonement, 1903), кантаты Сон Эндимиона (Endymion's dream, 1910), Сказание о древней Японии (A tale of old Japan, 1911), трилогия Песнь о Гайавате (Song of Hiawatha, 1901) и др.; для орк. - симфония (1896), симф. вариации на афр. мелодию (1906) и др.; концерт для скр. с орк. (1912); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп., для скр. с фп., для органа; песни; музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Sayers W. С. В., S. Coleridge-Taylor, musician; his life and letters, L., 1915, то же, Chicago, 1969.

Колтон С. И.

Соломон Исаакович (2 (15) III 1908, Екатеринослав, ныне Днепропетровск -20 IX 1979, Одесса) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. Казах. ССР (1944). Чл. КПСС с 1938. В 1927-30 учился в Днепропетровском муз. техникуме. В 1931-66 солист оперных т-ров Днепропетровска, Луганска, Горького, Алма-Аты, Одессы. Партии; Евгений Онегин, Мазепа; Князь ("Чародейка"), Князь Игорь, Демон; Грязной ("Царская невеста"), Риголетто, Яго; Макбет ("Макбет" Верди, 1-й исп. в СССР, 1959), Скарпиа; Богдан ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского), Качура ("Броненосец "Потёмкин"" Чишко), Листрат ("В бурю") и др. С 1950 преподавал в Одесской муз. школе, в 1975-78 рук. оперной студии Одесского дома офицеров.

Колтрейн Д. У.

Колтрейн Д. У. (Coltrane) Джон Уильям (23 IX 1926, Хамлет, шт. Сев. Каролина - 17 VII 1967, Нью-Йорк) - амер. саксофонист (тенор и сопрано) и композитор негр. происхождения. Учился в Хай-Пойнте и Филадельфии (1943-45). Играл в разл. ансамблях. Один из основателей т.н. модального джаза, использующего остинатную гармонич. формулу. Выступал в ансамблях под упр. М. Дейвиса (1955-60), а также с собств. квартетом (осн. им в 1960; саксофон, фп., контрабас, ударные). Гастролировал в странах Европы, исполняя свои соч., в т.ч. "Найма", "Голубой экспресс" ("Blue train"). Исполнение К. отличалось виртуозной техникой, исключит. экспрессией; оказал влияние на мн. саксофонистов. Среди наиболее популярных соч. - поэма "Высшая любовь" ("A love supreme", 1964). Один из первых проф. джазовых музыкантов, обратившихся к азиатскому, арабскому муз. фольклору, элементы к-рого использованы в соч. "Индия", "Медитация" ("Meditation").

Литература: Jones L.-R., Black music, N. Y., 1967; Thomas J. C., Chasin' the trame, N. Y., 1975.

Колтыпина Г. Б.

Галина Борисовна (р. 16(29) XII 1914, Талдом, ныне Моск. обл.) - сов. библиограф и деятель муз. библиотековедения. Чл. КПСС с 1965. В 1935-37 училась в муз. техникуме Хабаровска, в 1941 окончила лит. ф-т Гос. пед. ин-та им. К. Либкнехта в Москве. С 1944 работает в Гос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина, с 1950 гл. библиограф, с 1963 зав. отделом нотных изданий и звукозаписей. Автор и редактор справочных и библиографич. пособий, материалов по методике и технике работы муз. б-к.

Сочинения: Библиография музыкальной библиографии, М., 1963; Советская литература о музыке за 1958-1959 гг., М., 1963 (совм. с С. Л. Успенской), Справочная литература по музыке, М., 1964; Советская литература о музыке за 1963-1965 гг., М., 1971 (совм. с А. Л. Колбановской и Б. С. Яголимом); Советская литература о музыке. 1966-1967 гг. (в печати).

Колумбийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Колчин В. А.

Василий Артёмович (р. 18 II 1918, с. Озёрное Ключевского р-на Алтайского края) - сов. мастер по изготовлению баянов. С 1937 мастер-конструктор баянов на Моск. экспериментальной ф-ке муз. инструментов. Сконструировал конц. баян с "готовыми" аккордами в левой клавиатуре и увеличенным диапазоном правой и левой клавиатур (1949), 4-гол. конц. готово-выборный баян "Россия" (1960), 4-гол. конц. готово-выборный баян "Аппассионата" (1970).

Колыбельная песня

Колыбельная песня (франц. berceuse, нем. Wiegenlied, Schlummerlied, англ. lullaby) - песня, служащая для убаюкивания ребёнка, распространённый жанр народной песенности многих народов. Для К. п. характерны спокойное, замедленное движение, повторы попевок и ритмич. фигур. С кон. 18 в. вошла в проф. вок. лирику (один из первых образцов принадлежит И. Ф. Рейхардту, 1798), при этом для передачи убаюкивания, укачивания стали широко использоваться возможности фп. аккомпанемента (остинатные фигуры и др.). Большой популярностью пользуется К. п., приписывавшаяся В. А. Моцарту, в действительности же написанная в кон. 18 в. комп. Б. Флисом (р. в 1770). В числе авторов К. п. для голоса с сопр. фп. - Ф. Шуберт, И. Брамс, X. Вольф, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский и др. К. п. нашла применение и в опере ("Псковитянка", "Сказка о царе Салтане", "Садко", "Кащей Бессмертный", "Золотой петушок" Римского-Корсакова, "Мазепа" Чайковского, "Тарас Бульба" Лысенко, "Мадам Баттерфляй" Пуччини и др.). В 19 в. появляется и инстр. К. п., прежде всего для фп., как правило, в размере 6/8. Она приобретает разл. формы - от простой и непритязательной лирич. пьесы до свободной фантазии, дающей опоэтизированное претворение образов К. п. и использующей всё богатство средств фп. Одним из наиболее выдающихся образцов такой трактовки жанра является К. п. (Berceuse, op. 57) Шопена, в к-рой мелодия, звучащая на повторах остинатной гармонико-ритмич. формулы в левой руке, богато расцвечивается орнаментальными узорами. К. п. для фп. в 2 и 4 руки создали также И. Брамс, Э. Григ, Ф. Лист, К. Сен-Санс, М. Регер, К. Дебюсси, М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, А. С. Аренский и др.; К. п. для скрипки и фп. написал М. Равель. К. п. для симф. оркестра имеются у Ф. Бузони, А. К. Лядова ("Восемь русских народных песен" для орк.), И. Ф. Стравинского (балет "Жар-птица").

Литература: Станислав Й., Колыбельные песни племен Конго, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973; Sсhultz-Adaпwsky E. de, La berceuse populaire. Essai d'йtude rythmique et etnologique comparйe, "RMI", 1894-95, 1897.

Кольберг О. Г.

Кольберг О. Г. (Kolberg) Оскар Генрих (22 II 1814, Пжисуха, близ Опочно, Келецкое воеводство - 3 VI 1890, Краков) - польский этнограф и композитор. Учился у Ю. Эльснера и И. Добжиньского в консерватории в Варшаве (1831-34), у К. Гиршнера и К. Рунгенхагена в Берлине (1834-36). С 1840 жил в Варшаве, выезжая в сельские местности для собирания нар. песен и танцев. Запись (с подробной документацией), исследование и систематизация польского крестьянского муз. фольклора и публикация сб-ков обр. нар. мелодий и танцев (им записано свыше 15 000 в разных р-нах Польши) стали делом его жизни. К. издал "Народные польские песни для голоса" с фп. ("Piesni ludu polskiego do spiewu", ч. 1-2, 1842); фольклорный этнографич. сб. "Песни польского народа" ("Piesni ludu polskiego", 23 тома, с 1857). Гл. труд К., дающий яркую характеристику нац. культуры польского народа, "Народ, его обычаи, образ жизни, язык, предания, пословицы, обряды, поверья, развлечения, песни, музыка и танцы" ("Lud, jego zwyczaje, sposуb zycia, mowa, podania, przyslowia, obrzedy, gusla, zabawy, piesni, muzyka i tance"); в 1865-1890 вышло 33 тома (в Кракове), из них 5 тт. изданы посмертно Польской академией наук; материал, посв. муз. фольклору разных р-нов страны, сгруппирован по томам: р-н Кракова - 4 тома, Мазовше - 5, Люблинский р-н - 2, Покуче - 4 и т. д. В 1882-91 вышли также "Этнографические картины" ("Obrazy etnograficzne", 11 томов; ок. 7000 неизданных мелодий составляют материал для след 8-10 томов). В 1961-69 выходило новое издание собр. соч. К. (содержит 66 тт.). Собранный К. музыкальный фольклор послужил материалом для его композиторской деятельности, а также для творчества мн. польских музыкантов, поэтов и художников. К. - автор "сценических картинок с музыкой" (миниатюрные зингшпили) "Янек из Ойцова" ("Janek spod Ojcowa", 1853, Варшава), "Пастуший король" ("Krуl pasterzy", 1859, Варшава), "Веслав" ("Wieslaw", не окончена), муз. драмы "Мария" (1883) и музыки для фп., гл. обр. танцевальной (вальсы, мазурки, полонезы, куявяки), фантазии, этюдов.

К. принадлежит ок. 40 статей, гл. обр. о польском муз. фольклоре, а также о слав. музыке и нар. инструментах; сотрудничал в журн. "Biblioteka Warszawska" и "Ruch Muzyczny"; писал также статьи по истории музыки для "Всеобщей энциклопедии" ("Encyklopedia powszechna") С. Оргельбранда.

Литература: Kopernicki I., О. Kolberg, Кг., 1889, (W 140-roсzmee urodzin) О. Kolberga (praca zbiorowa), "Lud", cz. 1, Wroclaw, 1956, t. XLII, Gajek J., О. Kolberg jako etnograf, там же, Gуrsкi R., Oskar Kolberg Zarys zycia i dzialalnosci, Warsz., 1970.

З. Лиcca.

Кольбран И. А.

Кольбран И. А. (Colbran) Изабелла Анджела (2 II 1785, Мадрид - 7 X 1845, Кастеназо, близ Болоньи) - итал. певица (драм. сопрано). По национальности испанка. Дочь придв. музыканта. Училась пению в Неаполе у Ф. Парехи, Дж. Маринелли и Дж. Крешентини. Дебютировала как конц. певица в 1801 в Париже. С 1808 была солисткой оперных т-ров Милана, Венеции и Рима, в 1811-22 - ведущая солистка оперных т-ров "Сан-Карло" и "Фондо" в Неаполе. В 1820-е гг. жена Дж. Россини, пела гл. партии в его операх. Обладала сильным голосом красивого тембра и широкого диапазона. Одна из лучших певиц нач. 19 в., К. отличалась прекрасной сценич. внешностью, ярким темпераментом, драм. талантом, виртуозной вок. техникой. С особым успехом создавала романтич. образы сильных, страстных, глубоко страдающих женщин. Специально для неё Россини написал партии Елизаветы Английской ("Елизавета, королева Английская"), Дездемоны; Армиды ("Армида"), Эльчии ("Моисей в Египте"), Елены ("Женщина с озера"), Гермионы ("Гермиона"), Зельмиры ("Зельмира"), Семирамиды ("Семирамида"). Среди др. партий - Джулия ("Весталка" Спонтини), Донна Анна, Графиня ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Медея ("Медея в Коринфе" Майра), Нинетта, Дорлиска ("Сорока-воровка", "Торвальдо и Дорлиска" Россини). Автор ряда песен.

Литература: Jarrо (G. Piccim), Gioacchino Rossini e la sua famiglia, Firenze, 1902, Radiсiotti G., Gioacchmo Rossini, Roma, 1927, Della Corte A., L'interpretazione musicale e gli interpreti, Torino, 1951.

С. M. Грищенко.

Кольер М. Э.

Кольер М. Э. (Collier) Мэри Элизабет (16 IV 1927, Балларат - 8 XII 1971, Лондон) - австрал. певица (сопрано). Обучалась в Мельбурнской консерватории. В 1954 дебютировала на сцене Нац. т-ра в опере "Сельская честь" Масканьи (партия Сантуццы). Совершенствовалась в Италии (1954-55). В 1956-68 солистка т-ра "Ковент-Гарден" в Лондоне. В 1967 выступала в т-ре "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке. Партии: Аида, Тоска, Чио-Чио-сан, Магда Сорель ("Консул" Менотти), Манон Леско ("Манон" Массне), Катерина Измайлова; Рената ("Огненный ангел" Прокофьева) и др.

Кольк У.

Кольк У. (р. 4 V 1927, Тарту) - сов. фольклорист. В 1951 окончил историко-филологич. ф-т Тартуского ун-та и Тартуское муз. уч-ще по классу виолончели. С 1955 преподает в университете эст. лит-ру и фольклор. С 1968 руководит секцией нар. поэзии Об-ва родного языка при АН Эст. СCP. Возглавлял мн. фольклорные экспедиции в Эст. ССР и Карел. АССР. Один из составителей сб. песен угро-финских народов - "Leegajused 1970", содержащего св. 100 песенных мелодий.

Сочинения: Об изучении эстонского фольклора, "СМ", 1955, No 4; Heino Elleri rahvaviisitццtluste meloodikast, в сб.: Неino Eller sonas ja pildis, Tallinn, 1967, s. 64-88.

Коляда Н. Т.

Николай Терентьевич (22 III (4 IV) 1907, с. Берёзовка, ныне Полтавской обл. - 30 VII 1935, похоронен в Харькове) - сов. композитор. В 1931 окончил Харьковский муз.-драм. ин-т по классу композиции С. С. Богатырёва. Один из организаторов производств. коллектива композиторского ф-та этого ин-та. Был членом Всеукр. об-ва революц. музыкантов, затем Ассоциации революц. композиторов Украины (АРКУ) и членом бюро Ассоциации пролетарских музыкантов Украины (АПМУ). Чл. ВЛКСМ с 1920. Погиб во время альпинистского похода на вершину горы Ушба (Кавказ).

Сочинения: вок.-симф. поэма - Штурм Тракторного (1932, 1-я пр. на Всеукр. конкурсе, посв. 15-летию Октябрьской революции, 1933); симф. сюита на укр. темы (1927); фп. квинтет; увертюра для 2 фп. (1925), произв. для скр. и фп., пьесы для фп.; романсы, детские песни, обр. нар. песен для хора и фп. и для голоса с фп.; музыка к кинофильмам и др.

Литература: Арнаутов О. В., Микола Коляда. Життя i творчiсть, Kипв - Хар., 1936; Тюменева Г., Становлення стилю в творчостi Миколи Коляди, в сб.: Украпнська музика, Кипв, 1972.

Л. С. Кауфман.

Колядка

Колядка (от лат. Calendae - календы (первый день каждого месяца)) - нар. величальные песни, приуроченные к зимним обрядовым празднествам. Первоначально К. - составная часть древнеславянских синкретич. обрядов, связанных с весенним солнцестоянием и началом полевых работ. После принятия христианства были приспособлены к праздникам рождества. Нового года или крещения. Следует отличать нар. К. от авторских, к-рые появились в 16-18 вв. и были близки образцам зап.-европ. рождественских песен, берущих начало от лат. гимнологии. Примеры старейших авторских К. содержатся в разных песенниках (см. Богогласник).

Нар. К. исполняются группой юношей (колядников), среди к-рых один - ведущий (запевала, "берёза"). Иногда колядников сопровождают музыканты (скрипачи, цимбалист) и плясуны.

Тексты К. отражают древние верования и нар. воззрения на природу и жизнь. Наиболее распространены К. на мифологич., легендарные, историч., земледель-ческо-трудовые и брачно-любовные темы. Выбор тематики зависит от того, к кому обращены поздравления. Общей для всех К. является заключит. часть, как правило, поздравительно-величальная. Напевы К. делятся на сольный запев и припев, исполняемый всеми колядниками; запевный стих состоит из двух 5-сложных полустиший, ритмическая форма которых

Колядка

В зависимости от ритма фраз, формы стиха и структуры припева существуют разл. виды восточнославянских К., мелодика к-рых весьма разнообразна. Ладовую основу большинства К. образуют миксолидийский звукоряд и ионийский гексахорд, реже встречаются эолийский, дорийский, переменный дорийско- миксолидийский, терцовые и тетрахордные лады.

Разновидность К. на Украине - щедровка с 8-сложной структурой стиха, припевом или без него, исполняемая группой девушек или детьми. Щедровки имеют обычно узкообъёмный звукоряд.

Литература: Чичеров В. И., Зимний период русского земледельческого календаря XIV-XIX веков, М., 1957; Квитка К. В., Песни украинских зимних обрядовых празднеств. Избранные труды, т. 1, М., 1971, с. 103-55; Гошовский В. Л., Типы украинских колядок и их структурно-ритмические разновидности у славян, в его кн.: У истоков народной музыки славян, М., 1971, с. 81-139; Саraman P., Obrzed koledowania u Slowian i Rumunуw, Kr., 1933.

В. Л. Гошовский.

Комарова В. Д.

Комарова-Стасова (урожд. - Стасова, по мужу Комарова) Варвара Дмитриевна (12 (24) VIII 1862, Петербург - 10 II 1943, Ленинград) - сов. музыковед, историк литературы, писательница (псевд. Вл. Каренин). Дочь Д. В. Стасова, племянница В. В. Стасова. Обладала разносторонними муз. способностями. Игре на фп. обучалась у О. Г. Жебенёвой и М. А. Балакирева, гармонию проходила под рук. Н. А. Римского-Корсакова, занималась пением у П. С. Гире-Левицкой и Ч. Тромбони, пользовалась советами И. П. Прянишникова. Её мировоззрение сложилось под влиянием семьи, принадлежавшей к прогрессивным обществ. кругам 60-х гг. 19 в. К. получила известность как муз. писательница, внёсшая значит. вклад в историю рус. муз. культуры. С 1912 науч. сотрудник, в 1918-32 учёный хранитель отдела рукописей Ин-та рус. лит-ры (Пушкинский дом) АН СССР. Действит. чл. Ин-та истории иск-в по отделению теории и истории. Автор монографий о В. В. Стасове (ч. 1-2, Л., 1927), воспоминаний о Балакиреве ("РМГ", 1910, No 7), Мусоргском ("Муз. современник", 1917, No 5-6), мн. публикаций переписки В. В. Стасова с П. И. Чайковским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым, Л. И. Шестаковой (с комментариями) и др.; опубликовала воспоминания своего отца и письма к отцу К. Шуман ("Клара Шуман в России", "Муз. летопись", сб. 1, П., 1922) и др. За капитальное исследование (под псевд. Вл. Каренин) "Жорж Занд, её жизнь и произведения" (в России издано в 2 тт., соответствующих 3 томам франц. изд.) удостоена в 1927 пр. Ин-та Франции.

Литература: Автобиография В. Д. Стасовой-Комаровой, "Огонёк", 1927, No 42.

И. М. Ямпольский.

Комбарьё Ж.

Комбарьё Ж. (Combarieu) Жюль Леон Жан (3 II 1859, Каор - 7 VII 1916, Париж) - франц. историк музыки, муз. деятель. Первоначальное муз. образование получил в Каоре под рук. Т. Ланглана. Учился в Сорбонне и в Берлинском ун-те (у Ф. Шпитты). Занимался изучением выразит. средств музыки и поэзии, проблем муз. археологии, теории ритма и метра Р. Вестфаля и др. Гл. труд К. - история франц. музыки ("Histoire de la musique des origines en debut du XX-e siиcle", v. 1-3, P., 1913-19; в рус. пер. - отд. главы 1-го тома в кн.: "Французская музыка XVI века", 1932; впоследствии Р. Дюмениль переработал 3-й том и написал 4-й и 5-й тома). Работы К. отличаются богатством фактич. материала, тщательностью муз. анализа. Выступал со статьями в разл. муз. изданиях (преим. в "Revue philosophique" и "Revue critique"). В 1901 осн. муз. журнал "Revue d'historique et de critique musicales", к-рый с 1904 выходил под назв. "Revue musicale" (возглавлял его до 1912). Преподавал в парижских лицеях "Кондорсе" и "Луи-ле-Гран", в 1904-10 читал курс лекций по истории музыки в "Коллеж де Франс".

Сочинения: Les rapports de la musique et de la poйsie considerйes au point de vue de l'expression, P., 1894; L'influence de la musique allemande sur la musique franзaise, P., 1895; Etude de philologie musicale, I. Thйorie du rythme dans la composition musicale moderne d'aprкs la doctrine antique, suivie d'un essai sur l'archйologie musicale, en XIX-e siиcle et le problиme de l'origine de neumes, P., 1897; Il. Fragments de l'Enйide en musique d'aprиs un manuscrit inйdit, P., 1898; III. La musique et la magie, P., 1909; Le vandalisme musical, P., 1901; La musique, ses lois, son йvolution, P., 1907; в рус. пер. - Музыка в античном мире, в кн.: Музыкальная культура древнего мира, Л., 1937.

М. А. Зильберквит.

Комедия дель арте

Комедия дель арте (Commedia dell'arte), комедия масок, - вид итал. театра, спектакли к-рого создавались импровизационно на основе сценария, содержавшего краткую сюжетную схему представления. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а., сочетавшая слово, танец, пение, трюк, стала высшим достижением итал. т-ра эпохи Возрождения и определила начало развития европ. проф. т-ра. Персонажами К. д. а. были типовые "маски", переходившие из одного спектакля в другой. Действенную роль в развитии интриги играли "слуги" ("дзанни") - наглый весельчак, изобретатель интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства грубоватый Пульчинелла и др. Играя на гитаре, "слуги" пели весёлые площадные песенки, плясали. Лирич. линия спектакля была представлена "влюблёнными". В отличие от слуг и сатирич. персонажей они не носили масок, были наделены поэтичностью, изяществом манер, говорили на лит. языке, декламировали стихи, играли на разл. инструментах и пели. Между актами К. д. а. иногда вставлялись интермедии - весёлые сценки с музыкой, песнями, плясками. Исполнители К. д. а. виртуозно владели иск-вом коллективной импровизации, они впервые в современном для них т-ре выработали сценический ансамбль. Крупнейшие актёры К. д. а.: в 16 в. - А. Ганасса, бр. Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андреини; в 17 в. - Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли; в 18 в. - К. Бертинацци, А. Сакки. С сер. 17 в. начался упадок К. д. а. Под влиянием феодально-католич. реакции из её спектаклей исчезало живое содержание, притуплялась сатира, буффонады приобретали самодовлеющее значение. Традиции К. д. а. были восприняты и развиты итал. оперой-буффа.

Литература: Дживелегов A., Итальянская народная комедия, М., 1962.

Комедия музыкальная

Комедия музыкальная - см. Музыкальная комедия.

Предыдущая страница Следующая страница