Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БАХ"-"БЕК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БАХ"-"БЕК")

Бахауэр Д.

Бахауэр Д. (Mpaxaoyer) Дзина (21 V 1913, Афины - 22 VIII 1976, там же) - греч. пианистка. В 1929 окончила консерваторию в Афинах. Совершенствовалась у А. Корто в "Эколь нормаль" (Париж, 1929-32), позднее у С. В. Рахманинова. Дебютировала в Афинах с оркестром под упр. Д. Митропулоса (1935). В 1937 выступала с оркестром под упр. П. Монтё. Во время 2-й мировой войны 1939-45 жила в Александрии, где дала ок. 600 концертов. В 1947 выступала с Новым лондонским оркестром под упр. А. Шермана. Репертуар Б. составляли произв. разл. авторов - от B. А. Моцарта до И. P. Стравинского. Лауреат Междунар. конкурса Венской академии музыки (1933). Гастролировала за рубежом.

Бахметев Н. И.

Николай Иванович (1807, имение Бахметевка, ныне Аткарский р-н Саратовской обл. - 31 VIII(12 IX) 1891, Петербург) - рус. композитор и. скрипач. Брал уроки игры на скрипке у Ф. Бёма. До 1842 находился на воен. службе. В 1842-61 жил в своём имении в Саратовской губ., содержал хор и оркестр из крепостных. В 1848-51 устраивал в Саратове силами крепостных артистов концерты, оказавшие влияние на развитие муз. жизни города, выступал в них как солист-скрипач. В 1861-83 директор Придв. певч. капеллы в Петербурге. Автор духовных произв. (ему принадлежит также ред. "Обихода нотного церковного пения", 2 чч., 1869-79), салонных скрипичных пьес и мн. романсов, в т. ч. написанных по типу рус. гор. песни, популярных в своё время - "Борода ль моя бородушка", "Песнь ямщика", "Колечко" и др.

Литература: Галлер К. П., Сочинения Н. И. Бахметева, "Музыкальный свет", 1878, No 5, 6; (Некролог), "Исторический вестник", 1891, т. 46, No 10, октябрь, с. 285.

И. М. Ямпольский.

Баховский архив

Баховский архив (Bach-Archiv) - исследовательский центр и музей творчества И. С. Баха. Осн. в Лейпциге в 1950 под рук. В. Нёймана. Науч. деятельность архива состоит в изучении муз. материалов (рукописи, копии, оригиналы и ранние оттиски произв.) и биографич. документов Баха и его семьи; в составлении общего указателя лит-ры о творчестве Баха, нотографии и иконографии, в собирании звукозаписей. Сотрудники Б. а. принимают участие в редактировании новых изданий произв. Баха: общее издание в 85 тт. (до 1972 вышло из печати 34 тт.) и факсимильное издание (до 1972 вышло 11 тт.), а также в издании ряда документов о жизни и творчестве композитора (к 1972 - 3 тома).

Б. а. регулярно проводит прослушивание произв. Баха с объяснениями, лекции на мн. языках с муз. сопровождением, устраивает выставки собранного материала (см. Баховское общество).

Х. Зеегер.

Баховское общество

Баховское общество (Bach-Gesellschaft) - одно из старейших немецких муз. об-в. Осн. в 1850 в Лейпциге к 100-летию со дня смерти И. С. Баха. Инициаторами создания были Р. Шуман, О. Ян, М. Гауптман и лейпцигское муз. изд-во "Брейткопф и Хертель". Первый председатель Б. о. - М. Гауптман. Основная задача об-ва - издание полного академич. собр. соч. И. С. Баха. Первый том был выпущен в 1851. последний, 46-й том, - в 1899 (в 1926 вышел ещё один, дополнительный том). В соответствии с уставом в 1900 Б. о. было распущено и тут же вновь организовано под назв. Новое Баховское общество. Первый председатель - Г. Кречмар (с 1949 - X. Маренхольц). Цель Нового Б. о. - подготавливать на основе полн. собр. соч. Баха издания отдельных вок. и инстр. соч. Баха, предназначенные для практич. применения. С 1904 Новое Б. о. выпускает ежегодник ("Bach-Jahrbuch"), в к-ром публикуются все неизданные соч. Баха; первый редактор - А. Шеринг (с 1953 - А. Дюрр и В. Нёйман).

В 1907 об-во открыло музей Баха в г. Эйзенахе. Каждые 2 года оно организует Баховские празднества в Лейпциге, где раз в 4 года проводятся также Междунар. Баховские фестивали. В 1950 при Новом Б. о. создана нем. секция Междунар. Баховского об-ва (организовано в 1946 в Шафхаузене, Швейцария).

В 1849 Б. о. было создано также в Англии (занималось исполнением баховских произведений, собиранием рукописей. и т. п.). После роспуска общества (1870) имущество его перешло в Королевскую музыкальную академию.

X. Зеегер.

Бахуташвили-Шульгина О. А.

Бахуташвили-Шульгина О. А. (урожд. Бахуташвили, по мужу Шульгина) Ольга Александровна (1 (13) III 1876, Кутаиси - 29 V 1950, Тбилиси) - сов. певица (сопрано) и педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1942). Пению обучалась в муз. уч-ще Тбилисского отд. РМО, на Высших вок. курсах в Петербурге (1901, класс Е. К. Ряднова). В 1907 совершенствовалась в Милане у П. Ронци. В 1903-21 солистка Тбилисской оперы.

Б.-Ш. - первая исполнительница ведущих партий во мн. операх груз. композиторов, в т. ч.: Этери; Гульчина ("Сказание о Шота Руставели" Аракишвили) и др. Выступала также в рус. и зарубежном классич. репертуаре: Лиза, Татьяна, Аида, Чио-Чио-сан и др. Гастролировала во мн. городах страны. С 1918 преподавала в Тбилисской консерватории (с 1921 - профессор). Среди её учеников - П. В. Амиранашвили, Н. А. Цомая, Е. Т. Сохадзе. Б.-Ш. - один из создателей груз. вок. педагогики. Автор кн. "Опыт вокальной педагогики" (Тбилиси, 1936, на груз. яз.) и др. методич. пособий по пению.

Литература: Бахуташвили Н., Ряднов. Вахуташвили-Шульгина. Вронский, Тб., 1959.

В. И. Зарубин.

Бахчиев А. Г.

Александр Георгиевич (р. 27 VII 1930, Москва) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1982). В 1953 окончил Моск. консерваторию у И. Р. Клячко, в 1956 - аспирантуру у Л. Н. Оборина. С 1957 ведёт конц. деятельность, исполняя преим. редко звучащие соч. С 1968 участник фп. дуэта с Сорокиной Еленой Геннадиевной (р. 6 IV 1940, Москва; окончила Моск. консерваторию по классам истории музыки у А. И. Кандинского и фп. у И. Р. Клячко; с 1965 преподаёт историю рус. музыки там же, с 1979 доцент). В репертуаре дуэта произв. для 2 фп. К. М. Вебера, Ф. Листа, И. Брамса, Э. Грига, А. С. Аренского, C. В. Рахманинова, И. Ф. Стравинского и др. Участвовал в первом исполнении в СССР 6 сонат И. С. Баха для флейты и клавесина, фп. дуэтов В. А. Моцарта, мн. произв. в 4 руки Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Штрауса и др. Выступает также совм. с Сорокиной, Г. Н. Рождественским, В. В. Постниковой, исполняя произв. для фп. в 6 и 8 рук. С 1968 выступает с концертами-беседами. 2-я пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (1951, Берлин). Гастролирует за рубежом.

Бахши

Бахши - багшы, - нар. сказители, музыканты, певцы, поэты в Туркмении, Узбекистане, Каракалпакии (бахсы). Б. являются создателями и хранителями произв. нар. эпоса - дастанов, в к-рых воплощены стремления и чаяния народа, отражены его борьба за независимость, мужество и патриотизм героев. Как песни, так и дастаны, где речитация чередуется с мелодич. распевом, Б. обычно исполняют под собств. аккомпанемент, преим. на дутаре. После Окт. революции от Б. был записан ряд крупных эпич. произв. устного фольклора; среди них - "Кёр-оглы", "Алпамыш", "Кырк кыз" и др. Наиболее прославленные Б. - легендарный Кёр-оглы, Еген-Ораз-бахши, Анна-Назар, Курбан-бахши.

Я. Б. Пеккер.

Бацевич Г.

Бацевич Г. (Bacewicz) Гражина (5 V 1913, Лодзь - 17 I 1969, Варшава) - польская скрипачка и композитор. В 1932 окончила Варшавскую консерваторию по классам - композиции К. Сикорского и скрипки Ю. Яжембского. Совершенствовалась в Париж. консерватории по композиции у Нади Буланже, в скрипич. игре - У А. Туре и К. Флеша. С 1934 гастролировала во многих странах Европы (в СССР - в 1940) и на родине. Нек-рое время преподавала скрипич. игру в консерваториях - в Лодзи (1934-35 и 1945-46) и Варшаве (1966-67; также вела класс композиции). С 1965 чл. правления Союза польских композиторов. Гл. место в творчестве Б. занимает инстр. музыка. Отдав дань неоклассицизму (2-я симфония, 3-й и 4-й скр. концерты и др.), Б. выработала свой индивид. стиль, отличающийся мастерским использованием выразительных и технич. возможностей струн. инстр. В последние годы жизни писала в свободном атональном стиле, применяла серийную технику письма.

Сочинения: радиоопера - Приключения короля Артура (Przygoda krуla Artura, пост. Польского радио, 1959); балет Из крестьян в короли (Z chlopa krуl; Познань, 1954); кантаты; для орк.: 4 симфонии (1942-53), Ночные думы (Pensieri notturni для камерн. орк., 1961), концерт для симф. орк. (1962), концерты (с орк.) -7 для скр. (1938-65), 2 для влч. (1951, 1963), 1 для фп. (1949), для 2 фп. (1967); камерн. соч.: 7 струн. квартетов (1938, 1943, 1947, 1951, 1956, 1959, 1965), квартет для 4 скрипок (1949), для 4 влч. (1964), 2 фп. квинтета (1952, 1966), 5 сонат для скр. и фп. (1945-51) и др. ансамбли; 2 сонаты для скр. соло (1943, 1958), мн. скр. пьес, многочисл. педагогич. соч. для скр. (дуэты и др.); 10 конц. этюдов для фп. (1957); песни на сл. Р. Тагора и польск. поэтов.

Литература: Эрхардт Л., Памяти Гражины Бацевич, "СМ", 1970, No 7; Kisielewski S., G.Bacewicz i jej czasy, Кr., 1964.

З. Лисса.

Баццини А.

Баццини А. (Bazzini) Антонио (11 III 1818, Бреша - 10 II 1897, Милан) - итал. скрипач, композитор и педагог. С детских лет обучался игре на скрипке (ученик Ф. Камизани). По совету Н. Паганини в 1841 предпринял конц. поездку по европ. странам (Германия, Испания, Бельгия, Англия, Франция). В 1852-63 жил в Париже, занимаясь композицией, с 1863 - в Бреше. С 1873 профессор Миланской консерватории по классу композиции, с 1882 директор. Среди его учеников А. Каталани, Дж. Пуччини и др. Как скрипач Б. принадлежал к чисто виртуозному направлению, как композитор был одним из немногих итал. мастеров 19 в., культивировавших инстр. музыку. Написал симф. поэму "Франческа да Римини" (1890), орк. увертюры "Саул" (1877) и "Король Лир" (1880), 6 струн. квартетов, квинтет, мн. произв. для скрипки. Соч. Б., отличающиеся высоким мастерством и тщательно разработанной фактурой, академичны. Среди его пьес для скрипки и фп. широко популярен виртуозный, фантастич. по колориту "Хоровод эльфов", до сих пор сохраняющийся в конц. репертуаре скрипачей. В 1867 в Милане в т-ре "Ла Скала" была пост. опера Б. "Туранда" (по К. Гоцци).

Литература: Toni A., A. Bazzini, Milano, 1946; Ваrblan G., Le due vite artistiche di Antonio Bazzini. I grandi anniversari del 1960, Siena, 1960.

И. M. Ямпольский.

Башир

Башир - ирак. музыканты, братья.

Гамиль Б. (1925, Мосул - 24 IX 1977, Лондон) - исполнитель-виртуоз на уде и скрипке, композитор и педагог. Много концертировал. В 1950-60-х гг. директор муз. отдела Багдадского радио, возглавлял муз. сектор Департамента по делам иск-в Мин-ва культуры и информации Ирака. Ему принадлежит методич. пособие "Уд - способы и методы преподавания" (1962).

Mунир Б. (р. 28 IX 1930, Мосул) - исполнитель на уде и композитор. Конц. деятельность начал в 1950-х гг. (в 1954 впервые выступил за рубежом). В нач. 60-х гг. совершенствовался в Венгрии у З. Кодаи и Ф. Фаркаша. С 1973 советник Департамента по делам иск-в Мин-ва культуры и информации Ирака, а также генеральный секретарь Всеараб. академии музыки, председатель Нац. совета ирак. музыкантов, чл. Исполкома Междунар. муз. совета. Концертирует в Ираке и за рубежом (в 1981 посетил СССР). Автор ряда соч. разл. жанров.

Литература: Touma H. H., The Arabian musician today, "The World of Music", 1974, v. 16, No 1; Сhabrier J.-C., New developments in Arabian instrumental music, там же, 1978, v. 20, No 1; Jung A., Irakische Lautenmusik im Apollo-Saal, "Musik und Gesellschaft", 1980, No 11.

Башкатов Н. Н.

Николай Никифорович (р. 25 II 1934, дер. Волково Брянской обл.) - сов. певец (бас-баритон). Нар. арт. Молд. ССP (1974). В 1958 окончил Ленингр. консерваторию, с того же года солист Молд. т-ра оперы и балета. Партии: Князь Игорь; Мамыров ("Чародейка"), Бартоло ("Севильский цирюльник"), Тонио, Скарпиа; Тимур ("Турандот" Пуччини), Эскамильо; Сторожев ("В бурю"), Вожак ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Грозован и Сибирцев ("Грозован" и "Сергей Лазо" Гершфельда), Раненый солдат ("Героическая баллада" Стырчи). Выступает как конц. певец.

Башкиров Д. А.

Дмитрий Александрович (р. 1 XI 1931, Тбилиси) - советский пианист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1968). Игре на фп. обучался в муз. школе-десятилетке при Тбилисской консерватории у А. Д. Вирсаладзе, затем (с 1950) в Моск. консерватории у A. B. Гольденвейзера (окончил в 1954). Получил Большой приз им. М. Лонг на Междунар. конкурсе пианистов им. М. Лонг в Париже (1955). С 1957 преподаёт в Московской консерватории (с 1965 доцент). Среди учеников - А. В. Бондурянский, Н. С. Акопян, Д. К. Алексеев, П. изель.

Исполнит. стиль Б. сложился под влиянием школ А. Б. Гольденвейзера и Г. Г. Нейгауза. Игре Б. присущи активность интерпретации, экспрессия, точность мастерства. В 1965-72 выступал в трио с И. С. Безродным и М. Э. Хомицером. Гастролирует с 1956 во мн. странах мира. В репертуаре - В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман (получил пр. ГДР им. Шумана за выдающееся исполнение его произв., 1970), И. Брамс, К. Дебюсси, С. С. Прокофьев, Г. Г. Галынин, Р. К. Щедрин.

Литература: Дельcон В., Артист по призванию, "СМ", 1967, No 11.

Башкирская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Башкирский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Башмет Ю. А.

Юрий Абрамович (р. 24 I 1953, Ростов-на-Дону) - сов. альтист. Окончил Моск. консерваторию (1976) и аспирантуру при ней (1978) у Ф. С. Дружинина (в 1971-72 учился у В. В. Борисовского). С 1976 преподаватель Центр. муз. школы, с 1978 - Моск. консерватории; с 1978 солист Моск. филармонии. Выступает в ансамбле с С. Т. Рихтером, В. Т. Спиваковым, В. В. Третьяковым, А. Б. Любимовым и др. В репертуаре Б. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, оригинальные соч. для альта В. А. Моцарта, Н. Паганини, Р. Шумана, И. Брамса, К. Дебюсси, А. Онеггера, Д. Мийо, Б. Бартока, П. Хиндемита, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др. 1-й исполнитель посвящённых ему концертов для альта с оркестром A. И. Головина, А. В. Чайковского, M. Г. Ермолаева, B. Баркаускаса, сонат Б. X. Парсаданяна, Головина и др. 2-я пр. на Междунар. конкурсе в Будапеште (1975), 1-я пр. на конкурсе в Мюнхене (1976). Гастролирует за рубежом.

"Баян"

1) Муз. журнал, издававшийся в Петербурге в 1888-90, с ежемесячным нотным приложением. Выходил еженедельно. Первый издатель-редактор А. А. Астафьев, с 1889 (No 2) - А. И. Чарнова, позднее - П. П. Веймарн (1890). Среди постоянных авторов: Д. Н. Соловьёв, А. С. Фаминцын, Л. А. Саккетти, Е. Н. Опочинин. В журнале существовали рубрики: эстетика и педагогика, портреты композиторов и артистов, история рус. т-ра, внутр. и заграничная муз. хроника, муз. критика, корреспонденции и обзор муз. жизни провинции, библиография и т. п.

2) Общедоступный муз.-лит. журнал с нотным приложением (с 1908). Изд. в Тамбове в 1907-09. Выходил ежемесячно. В 1909 - муз.-певч. журнал с нотами. Издатель-редактор П. Н. Богдашев, с No 2 - второй редактор А. Ф. Пащенко.

Баян

Баян (по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Баяна (Бояна)) - клавишно-пневматич. инструмент, усовершенствованная гармоника с хроматич. звукорядом для исполнения мелодии и басо-аккордового аккомпанемента во всех тональностях. Прототипом первого Б. была четырёхрядная петерб. гармоника. Назв. "Б." первоначально (1903) было применено к рояльной гармонике. В совр. понимании термин введён мастером П. Е. Стерлиговым и гармонистом Я. Ф. Орланским-Титаренко. По заказу последнего в 1907 Стерлиговым был изготовлен Б. с 4 рядами клавишей (в виде лопаточек) на правой клавиатуре. Система Стерлигова получила назв. петербургской (ленинградской). Существовали также системы В. П. Хегстрема, Н. З. Синицкого и др. Общеупотребительной системой стала московская. В ней кнопки правой клавиатуры (обычно 52) располагаются по типу баварской гармоники тремя рядами. В каждой позиции правой руки исполнитель имеет под пальцем 3 расположенные по диагонали кнопки - в первом, втором и третьем рядах. Они позволяют извлечь 3 соседние ступени хроматич. гаммы. Для извлечения следующих ступеней нажимают кнопки в расположенных выше или ниже поперечных рядах. Подобное расположение кнопок обеспечивает тождественность аппликатуры в тональностях, находящихся в малотерцовом отношении. На нек-рых инструментах имеются дополнительные дублирующие ряды, к-рые обеспечивают большие возможности при подборе аппликатуры. Диапазон правой клавиатуры - b - с4. На левой клавиатуре - 5 рядов кнопок (по 20 в каждом): вспомогат. басы (звучащие на большую терцию выше основных), осн. басы, мажорные трезвучия, минорные трезвучия и доминантсептаккорды. Нек-рые Б. снабжены дополнит. рядом кнопок, позволяющим извлекать уменьшенные септаккорды. В каждом поперечном ряду располагаются кнопки, дающие осн. тон, мажорную терцию от него, построенные на нём мажорное и минорное трезвучия и доминантсептаккорд. Звуки и созвучия, извлекаемые соответствующими друг другу кнопками соседних рядов, находятся в кварто-квинтовом отношении. Для музыкантов высокой квалификации изготовляются т. н. готововыборные Б., на выборной клавиатуре к-рых каждый звук извлекается с помощью особой кнопки. Это позволяет брать аккорды в разных расположениях, исполнять неаккордовую фактуру, полифонич. муз. ткань. На готово-выборном Б. имеются и кнопки "готовых" аккордов. Инструменты с неск. комплектами язычков, включаемых при помощи т. н. регистров и издающих звуки разл. тембра, наз. тембровыми В.

Б. - один из самых распространённых рус. нар. инструментов. Любители и профессионалы играют на нём соло и в ансамблях, а также аккомпанируют пению.

Литература: Новосельский A., Книга о гармонике, М.-Л., 1936; Благодатов Г., Русская гармоника, Л., 1960; Mирек A., Из истории баяна и аккордеона, М., 1967; его же, Справочник по гармоникам, М., 1968.

Г. И. Благодатов.

Баяти

Баяти - жанр азерб. народных песен, гл. обр., лирич. характера. В основе Б. лежит строго определённая поэтич. форма - семисложные стихи, группирующиеся в четырёхстрочные строфы с рифмовкой вида aaba; главная мысль обычно выражается в конце строфы. Б. исполняются как проф. певцами (ашуги, гусаны), так и любителями.

Баяхунов Б. Я.

Бакир Яхиянович (р. 15 IX 1933, Алма-Ата) - советский композитор. В 1960 окончил Алма-Атинский ин-т иск-в по классу композиции К. X. Кужамьярова, с 1963 преподаёт полифонию и инструментовку в этом ин-те. В 1960-63 совершенствовался в Моск. консерватории у М. И. Чулаки. Первый проф. дунганский композитор, Б. записывает и изучает дунганский фольклор, к-рый наряду с казахским мелосом творчески использует в своих произв. Автор симф. поэмы "Мынчжанюй" (1959), поэмы для симф. оркестра с солирующей домброй "Кюй" (1965), Эпической поэмы (1967), концертов с оркестром - для скр. (1960) и для домбры-примы (1969), произв. для камерного оркестра, вок. циклов для голоса с фп. на темы вост. поэзии, обр. кюев и др.

Б. Г. Ерзакович.

Беббитт М.

Беббитт М. (Babbitt) Милтон (р. 10 V 1916, Филадельфия) - амер. композитор и педагог. Брал уроки композиции у Р. Сешнса. Преподавал в Беркширском муз. центре в Танглвуде (1957-58), Принстоне (1959-1960), Новоанглийской консерватории в Касл-Хилле (Массачусетс, 1968). Основатель и чл. правления Электронного муз. центра при Колумбийском и Принстонском ун-тах, чл. редакции педагогич. отдела журн. "Perspectives of new music", автор статей для др. муз. журналов. Представитель амер. авангардистов, Б. экспериментирует в области электронной музыки.

Сочинения: Relata I, II для орк. (1965, 1968); камерно-инстр. ансамбли - Композиции: для 4 инструментов (1948), для 12 инструментов (1948), для альта и фп. (1950), 4 струн. квартета (1948, 1954, 1970, 1970), квартет для духовых (1953); хоры, в т. ч. 4 канона (1969); пьесы для фп., песни с фп., в т. ч. Фонема (1970); соч. для сопрано и электронных звучаний (1962), Корреспонденции для струн. орк. и магнитофонной ленты (1967); музыка к кинофильмам.

Бебутов В. М.

Валерий Михайлович (6 (18) XII 1885, Царицын, ныне Волгоград - 2 XI 1961, Москва) - сов. режиссёр. Засл. арт. РСФСР (1934). Засл. деят. иск-в Тат. АССР (1945). В 1911 окончил историко-филологич. ф-т Петерб. ун-та. Театр. образование получил под рук. В. Э. Мейерхольда. Работал в Москве: во МХТ (1912-17), в Т-ре ХПСРО (Художественно-просветительный союз рабочих организаций, 1917-18), где совм. с P. P. Комиссаржевским пост. "Похищение из сераля" Моцарта и "Сказки Гофмана" Оффенбаха. В 1922 организовал т-р "Романеск". С 1924 рук. Т-ра муз. буффонады (впоследствии Театр муз. комедии), где пост. "Корневильские колокола" Планкета, "Гаспарон" Миллёкера. В 1920-е и 30-е гг. пост. муз. спектакли: "Прекрасная Елена" Оффенбаха, "Цыганский барон" Штрауса, "Нищий студент" Миллёкера - в Моск. т-ре оперетты; "Алмаст" Спендиарова - в Большом т-ре (совместно с Т. Е. Шарашидзе). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 работал в Казани, пост. в Т-ре оперы и балета им. Джалиля "Русалку"; "Ильдар" Жиганова.

Пост. Б. отличались поисками своеобразных решений муз. спектакля, стремлением к динамике. Режиссёр принёс в муз. т-р свободное, в ряде случаев произвольное истолкование классич. произв.

В. И. Зарубин.

Бевиньяни Э. М.

Бевиньяни Э. М. (Bevignani) Энрико Модесто (29 IX 1841, Неаполь - 29 VIII 1903, там же) - итал. дирижёр и композитор. Муз. образование получил в Неаполитанской консерватории. С 1864 работал в оперных т-рах Лондона (в т. ч. в "Ковент-Гарден"). С 1872 провёл неск. сезонов в России; дирижировал спектаклями Итал. оперы в Москве и Петербурге, операми "Демон" (1879) и "Евгений Онегин" (1881) в Большом т-ре, оперой "Снегурочка" в Моск. частной опере (1885). Совм. с франц. скрипачом Л. Визентини был инициатором утренних концертов в зале Дворянского собрания при участии солистов и оркестра Итал. оперы (1879-89). В 1876 дирижировал первой в Лондоне пост. оперы "Аида". В 1894 выступал в т-ре "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), в т-рах Берлина и Вены (1898). Б. увлекал слушателей живостью, темпераментом, мастерством орк. аккомпанемента. Автор оперы "Катерина Блум" (1863, Неаполь), популярных салонных романсов. Занимался педагогич. деятельностью.

Бежар М.

Бежар М. (Bejart) Морис (наст. фам. - Берже, Berger) (р. 1 I 1927, Марсель) - франц. артист балета, балетмейстер, режиссёр, педагог и литератор. Учился у Л. Статса, Л. Егоровой, В. Волковой, выступал вместе с Р. Пти и Ж. Шарра (1948). В 1953 основал в Париже труппу "Балле де л'Этуаль" (совм. с Ж. Лораном), в 1957-60 возглавлял труппу "Балле-театр де Пари", с 1960 руководит брюссельской труппой "Балет XX века", с 1970 - также созданной им школой-студией "Мудра" (Брюссель). Среди пост. Б. - "Весна священная" Стравинского (1959, труппа "Балле-театр де Пари"), "Болеро" Равеля (1960), "Бакти" на традиц. инд. музыку (1968), "Быть может, это смерть?" на музыку Р. Штрауса (1970), "Наш Фауст" на музыку И. С. Баха и аргент. танго (1975-76), "Петрушка" Стравинского (1977), "Любовь поэта" на музыку Н. Роты и Р. Шумана (1979) - все для труппы "Балет XX века". Пост. также ряд оперных спектаклей - "Сказки Гофмана" Оффенбаха (1961, т-р "Де ла Mонне", Брюссель), драм. легенду "Осуждение Фауста" Берлиоза (1964, "Гранд-Опера", Париж) и др. Труппа, руководимая Б., гастролировала в СССР (1978).

Безекирский В. В.

Василий Васильевич (14 (26) I 1835, Москва - 8 XI 1919, там же) - рус. скрипач, педагог, дирижёр и композитор. Род. в семье мастера муз. инструментов. Игре на скрипке обучался у Р. Славика в Москве, в 1858-60 - у Ю. Леонара в Брюсселе, там же брал уроки композиции у Б. Дамке. С 1850 скрипач, в 1861-91 солист оркестра Большого т-ра в Москве. Гастролировал во мн. странах (1868-71). Скрипач-виртуоз, Б. занимался также дирижёрской и педагогич. деятельностью. В 1864-65 преподавал в Муз. классах РМО, в 1882-1902 профессор Муз.-драм. уч-ща Моск. филармонич. об-ва, с 1903 преподаватель муз.-драм. курсов Е. П. Рапгофа в Петербурге. Среди учеников В.- его сын В. В. Безекирский-младший (1880-1960), К. К. Григорович, А. И. Яньшинов. Автор орк. произв. - сюиты, конц. увертюры, симф. поэмы "Фантастический эпизод", симф. картины "Лирические сцены", концерта для скр. с оркестром, пьес для скрипки и фп., транскрипций. Выделяются популярная в репертуаре скрипачей обр. Б. "Вальса-скерцо" (ор. 34) П. И. Чайковского и ред. сонат и партит И. С. Баха для скрипки соло. Написал воспоминания - "Из записной книжки артиста" (СПБ, 1910), а также "Краткий исторический обзор музыкально-скрипичного искусства XVII-XX вв." (Киев-Варшава, 1913).

Литература: Проф. В. В. Безекирский (К его 60-летнему юбилею), "РМГ", 1910, No 12, стлб. 318-20; В. В. Безекирский, "ЕИТ", 1910, вып. VIII, с. 123-24.

И. M. Ямпольский.

Бёзендорфер И.

Бёзендорфер И. (Bцsendorfer) Игнац (28 VII 1796, Вена - 14 IV 1859, там же) - основатель австр. фп. фирмы. Ученик Ю. Бродмана. Фабрика Б. осн. в 1828 в Вене. В прямострунных роялях Б. использовал молоточковый венский механизм, в больших конц. инструментах - англ. механизм с репетицией. Фирму унаследовал сын В. - Людвиг Б. (VI 1835, Вена - 9 V 1919, там же), к-рый является также основателем конц. зала "Бёзендорфер" в Вене (1872), используемого для проведения фп. вечеров камерной музыки. Фирма ввела в роялях перекрёстную систему струн, в 1900-х гг. - механизмы двойной репетиции. В 1930-х гг. "Бёзендорфер" выпустила конц. рояль с диапазоном 7 1/2 октав (от G3) и удлинённой мензурой струн. На Междунар. конкурсе роялей в Лондоне (1936) этот инструмент занял 1-е место. Рук. совр. фирмы - Александр и Вольфганг Хюттерштрассеры. Инструменты фирмы удостоены наград на междунар. конкурсах. Обладают мягкой клавиатурой, однако их звук не отличается красотой тембра. На выставке муз. инструментов 1970 фирма демонстрировала рояли "Империал" (8 октав от А3, длиной 3 м) - наиболее дорогостоящие, однако не обладающие выдающимися качествами.

Безродный И. С.

Игорь Семёнович (р. 7 V 1930, Тбилиси) - сов. скрипач. Засл. арт. РСФСР (1965). Лауреат междунар. конкурсов скрипачей им. Я. Кубелика в Праге (1949, 1-я пр.) и им. И. С. Баха в Лейпциге (1950, 1-я пр.). Игре на скрипке начал учиться под рук. отца - скрипача-педагога. В 1953 окончил Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского, в 1955 под его рук. аспирантуру. С 1957 преподаёт в Моск. консерватории (с 1972 профессор). В 1970 дебютировал в Москве как дирижёр. В 1965-72 выступал в трио с пианистом Д. А. Башкировым и виолончелистом М. Э. Хомицером. Гастролирует во мн. странах. Гос. пр. СССР (1951).

Литература: Рабей Вл., Игорь Безродный, "СМ", 1951, No 8; Вlаukорf К., Igor Besrodny, в его кн.: GroЯe Virtuosen, Teufen-Bregenz-W., 1957, S. 62-66.

Безрученко В. П.

Валерий Павлович (р. 3 III 1940, Ленинград) - сов. кларнетист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1972). В 1962 окончил Ленингр. консерваторию у В. И. Генслера, в 1967 - там же аспирантуру у В. Н. Красавина. С 1960 артист симф. оркестра Ленингр. филармонии. С 1963 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1980 доцент). 1-е пр. на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959), на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1963), на Междунар. конкурсе "Пражская весна" (1968).

Бейбутов Р. М.

Рашид Маджид оглы (р. 1 (14) XII 1915, Тбилиси) - советский певец (лирич. тенор). Нар. арт. СССР (1959). Депутат Верх. Совета СССР 7-8-го созывов. Сын нар. певца-ханенде, Б. юношей стал выступать как исполнитель азерб. нар. песен. В 1934-44 солист Ереванской, в 1944-56 - Бакинской филармоний. В 1957-1959 художеств. руководитель Азерб. гос. конц. ансамбля. Периодически выступает в спектаклях Азерб. т-ра оперы и балета, где исполняет гл. партии в опере "Севиль" Амирова и в муз. комедии "Аршин мал алан" У. Гаджибекова. В 1966 организовал и возглавил Азерб. гос. т-р песен.

Б. - один из ведущих мастеров сов. эстрады. Его исполнению присущи темпераментность, задушевность, теплота, экспрессивность. В репертуаре Б. песни сов. и зап.-европ. композиторов, а также песни народов мира, в т. ч. рус., иран., турецкие, араб., инд. и др. Снимался в фильме "Аршин мал алан" (Гос. пр. СССР, 1946). Гастролировал во мн. странах (Италия, Финляндия, Индия, Бельгия, Турция и др.).

Литература: Рашид Бейбутов. Народный артист СССР, Баку, 1959 (буклет); Абасова Э., Рашид Бейбутов, Баку, 1965.

К. Л. Касимов.

Бейкер Э.

Бейкер Э. (Baker) Дженит Эббот (р. 21 VIII 1933, Хатфилд, Йоркшир) - англ. певица (меццо-сопрано). Обучалась у Э. Изепп (1953). Окончила Корол. муз. колледж в Лондоне у М. Сент-Клер (1959). Как оперная певица дебютировала в Оксфорде (1956). Партии: Дидона ("Троянцы" Берлиоза), Хермия ("Сон в летнюю ночь" Бриттена) и др. Бриттен написал для Б. партию Кейт Джулиан (телеопера "Оуэн Уингрэйв", 1971, Лондон). Б. - крупнейшая камерная певица, исполняет арии И. С. Баха, песни Ф. Шуберта, Г. Малера, участвует в исполнении ораторий Баха, Г. Ф. Генделя. С 1969 преподаёт в ун-те в Бирмингеме.

Бейлина Н. М.

Нина Михайловна (р. 4 III 1931, Москва) - сов. скрипачка. Лауреат междунар. конкурсов скрипачей им. Дж. Энеску (Бухарест, 1961, 1-я пр.), им. П. И. Чайковского (Москва, 1962, 3-я пр.) и им. М. Лонг и Ж. Тибо (Париж, 1963, 2-я пр.). Окончила в 1953 Моск. консерваторию по классу скрипки А. И. Ямпольского. Была в аспирантуре Ленингр. (1957-59, рук. Ю. И. Эйдлин) и Моск. (1959-61, рук. Д. Ф. Ойстрах) консерваторий. В 1953-56 артистка оркестра Большого т-ра, с 1961 солистка ВГКО (ныне Москонцерт). Гастролирует за рубежом.

Бейль А. М.

Анри Мари - см. Стендаль.

Бейнум Э. А.

Бейнум Э. А. (Beinum) Эдуард Александер ван (3 IX 1901, Арнем - 13 IV 1959, Амстердам) - голл. дирижёр. Учился игре на скрипке у брата Ко ван В., игре на фп. - у Ф. Хиллера. С 1917 играл в оркестре в Арнеме, одновременно изучал композицию под руководством Б. Зверса и С. Дресдена (1918-22) в Амстердамской консерватории. Руководил хором муз. об-ва в Схидаме (1921-30) и Орк. объединением в Харлеме (1927-31). С 1931 дирижёр, с 1945 гл. дирижёр симф. оркестра "Консертгебау" в Амстердаме. С 1938 ассистент В. Менгельберга и Б. Вальтера. Дирижировал мн. крупнейшими симф. оркестрами в разных муз. центрах, в т. ч. Ленинградской филармонии (1937), Лондонским филармонич., Филадельфийским, работал с филармонич. оркестром Лос-Анджелеса (1956). Завоевал известность своей интерпретацией симфоний А. Брукнера. Был пропагандистом совр. музыки, способствовал популяризации в Голландии произв. Б. Бартока, З. Кодая, Д. Д. Шостаковича, К. Шимановского.

Литература: Paar W., Е. van Beinum, Baarn, 1956; Е. van Beinum, red. K. Ph. Bernet Kempers, Haarlem, 1960.

Бейсекова Ш.

Шабал (р. 1 XI 1919, Жанааркинский р-н, ныне Джезказганской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. Казах. ССР (1959). Обучалась в Моск. консерватории (1939-41), затем стала солисткой Казах. т-ра оперы и балета. В репертуаре партии в классич. операх и произв. нац. композиторов, среди них - Сара ("Биржан и Сара" Тулебаева; Гос. пр. СССР, 1949). Выступает и как конц. певица.

Бейси У.

Бейси У. (Basie; прозв. - Каунт, Count) Уильям (р. 21 VIII 1904, Ред-Банк, шт. Нью-Джерси) - амер. джазовый пианист негр. происхождения. В 1935 организовал оркестр в Канзас-Сити, с 1937 постоянно выступал в Нью-Йорке. Б. - крупнейший представитель стиля "суинг" (см. Джаз). Выступал с оркестром или группой солистов. Гастролировал во мн. странах. В 1930-50-х гг. разработал ряд новых приёмов орк. аранжировки; эти новшества впоследствии стали использоваться джазовыми и эстр. коллективами в др. странах, в т. ч. СССР. Созданию орк. школы Б. содействовали крупнейшие негр. музыканты-виртуозы (солисты его оркестра), а также аранжировщики-композиторы. В 1936-37 написал несколько ставших популярными джазовых миниатюр.

Литература: Симоненко В., Мелодии джаза, в сб.: Музична Україна, К., 1970, 1976; Sсhiozzi В., Count Basie, (Mil., 1961).

Бейт Р.

Бейт Р. (Bate) Стенли Ричард (12 XII 1913, Плимут - 19 X 1959, Лондон) - англ. композитор и пианист. В 1932-36 обучался в Корол. муз. колледже у Р. Воан-Уильямса и Г. Джэкоба (композиция), брал уроки игры на фп. у А. Бенджамина. Совершенствовался в Париже у Н. Буланже (1936-37) и в Берлине у П. Хиндемита (1937). Концертировал как пианист в США, Франции, Австралии и др. 1-я пр. на Истборнском фестивале (1937). Для творчества Б. характерно блестящее владение средствами оркестровки при нек-рой эклектичности стиля в целом.

Сочинения: опера Все к услугам королевы (All for the Queen, 1930); балеты - Эрос (1935), Гойески (Goyescas, 1937), Персей (1938), Козырёк над мельницей (Cap over mill, 1938), Шотландский танец (Highland fling, 1947), Троил и Крессида (1948); для орк. - 4 симфонии, 2 симфониетты; concerto grosso для фп. и струн. орк. (1952); концерты с орк. - 3 для фп., 3 для скр., для влч. (1953), для клавесина (1953), для альта (1946); концертино для фп. с камерным орк. (1937), Concertante для фп. и струн. орк.(1943); камерно-инстр. ансамбли, в их числе 2 струн. квартета; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Вишнёвый сад" (по пьесе А. П. Чехова), и кинофильмам.

Бек К.

Бек К. (Beck) Конрад (р. 16 VI 1901, Лон, Шафхаузен) - швейц. композитор. Муз. образование получил в Цюрихской консерватории, затем жил в Париже. На становлении Б. как композитора во многом сказалось общение с Ж. Ибером, А. Онеггером, А. Русселем, Н. Буланже. В 1933 поселился в Базеле, где в 1939-66 руководил муз. отделом Радио. С 1958 чл. правления Швейц. муз. союза. Музыка Б. свидетельствует об ориентации на нем. неоклассицизм. Автор муз.-сценич. соч. (в т. ч. 2 балетов), ораторий, кантат, 7 симфоний, концертов для разл. инструментов с оркестром, 2 струн. трио, 5 струн. квартетов и др. камерно-инстр. соч., песен. Среди наиболее известных произв. - "Камерная кантата на сонеты Луизы Лабе" ("Kammerkantate nach Sonetten der Louise Labй", 1937), оратория "Смерть в Базеле" ("Der Tod zu Basel", 1952), симфония "Эней - Сильвий" (1957), цикл песен "Осенний огонь" ("Herbstfeuer", 1953); Б. принадлежит ряд статей в периодич. печати.

Литература: Schuh W., С. Beck wurde 70 Jahre alt, "Melos", 1971, Jahrg. 38, No 6.

Бекар

Бекар (франц. becarre, букв.- квадратное Б; лат. В quadratum),

Бекар

- знак отказа от альтерации той или иной ступени звукоряда. Б. означает понижение ступени на полутон после диеза и повышение на полутон после бемоля, а также понижение на тон после дубль-диеза и повышение на тон после дубль-бемоля. Знак

Бекар

Бекар

, использовавшийся прежде для обозначения отказа от двойной альтерации, вышел из употребления.

Возвращение к простой альтерации после двойной (дубль-диез, дубль-бемоль) в настоящее время обозначается соответственно одним диезом и одним бемолем. Применявшиеся в этих случаях ранее знаки

Бекар

Бекар

- бекар-диез и

Бекар

Бекар

- бекар-бемоль устарели (см. Алфавит музыкальный).

Беки Д.

Беки Д. (Bechi) Джино (р. 16 X 1913, Флоренция) - итал. певец (баритон). С 1930 учился пению у Р. Фрацци и М. де Джорджи, пел в концертах. В 1936 впервые выступил на оперной сцене в Эмполи. Известен как один из лучших исполнителей партий Фигаро ("Севильский цирюльник"), Риголетто, Жермона; Амонасро ("Аида"), Тонио; Жерара ("Андре Шенье" Джордано) и др. Б. обладает сочным, сильным, красивым по. тембру голосом. Высокое вокальное мастерство сочетается в его пении с выразительной актёрской игрой, экспрессией, одухотворённостью. Гастролировал в Испании, Германии, Великобритании, Египте, Юж. Америке, США. Снимался во мн. фильмах.

Беккелунн Х. М.

Беккелунн Х. М. (Baekkelund) Хьелль Мартин (р. 6 V 1930, Осло) - норв. пианист. В 1947-50 учился у И. Йонсена в Осло и у Бона в Стокгольме, в 1953-54 и в 1955 - у Б. Зейдльхофера в Вене, Рихтер-Хазера в Детмольде и И. Кабос в Лондоне. С юных лет концертировал в разных странах Европы (1-й концерт дал в 8-летнем возрасте). В 1965-68 вице-президент Норв. культурного совета. В обширном репертуаре Б. классич. и совр. соч.; особенно часто исполняет произв. норв. композиторов 20 в. - Ф. Валена, X. Северуда, К. Нюстеда, Ф. Мортенсена и др. Выступал в СССР (Москва, 1981).

"Беккер"

"Беккер" ("Фабрика роялей Я. Беккер") - крупнейшая рус. фп. фирма. Основана в 1841 в Петербурге Яковом Давыдовичем Б. (первонач. как небольшая мастерская, изготовлявшая гл. обр. рояли). В 1861 мастерскую унаследовал Франц Б. (брат основателя фирмы). В 1871 она перешла в собственность П. Л. Петерсона и М. А. Битепажа (с 1899 - только Битепажа), сохранивших её прежнее название. Производство было расширено и модернизировано. Рояли фирмы Б. отличались высоким качеством звука (певучесть и сочность тона), пользовались признанием виртуозов; на них играли А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, М. А. Балакирев, К. Шуман, К. Сен-Санс и др. На Всеросс. выставке 1896 инструменты фирмы были удостоены Гос. герба. В 1903 "Фабрика роялей Я. Беккер" была куплена К. К. Шредером, одним из совладельцев известной фп. фирмы. В 1918 ф-ка была национализирована и переименована во 2-ю фп. ф-ку. В 1924 на её основе в Ленинграде создана ф-ка "Красный Октябрь" - самое большое в СССР предприятие по выпуску фп.

Литература: Зимин П. Н., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934; его же, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953, с. 140-41; Учитель Я. М., Советское фортепиано. Краткий исторический очерк, М.-Л., 1966, с. 21-23.

И. М. Марков.

Беккер Д.

Беккер Д. (Becker) Джон Джозеф (22 I 1886, Хендерсон, шт. Кентукки - 21 I 1961, Уилметт, шт. Иллинойс) - амер. композитор и дирижёр. Учился композиции у К. Буша в консерватории в Цинциннати (1901-05). Преподавал во мн. колледжах, в т. ч. Сев. Техаса (1906-14), позднее в Чикагском (1949-1950). Был муз. директором ун-та "Нотр-Дам" в Саут-Бенде (Индиана, 1917-27), рук. Федеральной муз. программы шт. Миннесота (1935-41), одним из редакторов журн. "New Music" (1936-40). Соч. Б. характеризуются широким применением полифонич. изложения, экспрессивностью. Автор работ по теории и истории музыки и статей о Г. Коуэлле, Ч. Айвсе, У. Риггере в разл. журналах.

Сочинения: 7 симфоний (1915-53; выделяется 3-я - Symphonia brevis, 1929); 5 концертов для разл. инструментов с орк., в т. ч. Concerto arabesque для фп. (1930); Эйбонго, хореографич. пьеса для ударных (1933); симф. месса для муж. хора (1933), хоры а cappella и с орк.; Звуковые отрывки (Soundpieces, 1935-59) для разных камерно-инстр. ансамблей, в т. ч. для струн. квартета и струн. квинтета (1937), и др.

Литература: Gillеspiе D. С., J. Becker, Musical Crusader of Saint Paul, "MQ", 1976, v. 62, No 2.

Беккер Ж.

Беккер Ж. (Becker) Жан (И V 1833, Мангейм - 10 X 1884, там же) - нем. скрипач. Игре на скрипке начал обучаться под руководством отца - Карла Теодора В., позднее занимался у А. Кеттенуса (до 1865) и В. Лахнера. Работал концертмейстером симфонического оркестра в Мангейме. С 1859 выступал как солист в Париже, Лондоне, Петербурге и др., с особенным успехом - с концертами Л. Бетховена и Ф. Мендельсона. Прославился как виртуоз (его наз. "немецким Паганини"). В 1866 жил во Флоренции, где в том же году организовал и возглавил струн. квартет (т. н. Флорентийский квартет), завоевавший европ. известность высокой худож. интерпретацией сочинений В. А. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса (существовал до 1880). Этот камерный ансамбль выступал не только в крупных культурных центрах, он способствовал широкой популяризации квартетной музыки среди населения небольших провинц. городов. Последние годы жизни Б. жил в Мангейме, играл в фп. квартете с дочерью-пианисткой и сыновьями - скрипачом Хансом Б. ((1860-1917) ученик О. Зингера, преподавал в Лейпцигской консерватории) и виолончелистом Хуго Беккером. Б. - автор конц. пьес, танцев.

Литература: Grohe H., Jean Becker zum 100. Geburtstag, "Mannheimer Geschichtsblдtter", 1933, H. 4; Вaser F., Johannes (Jean) Becker. Geiger, Erzieher und Streichquartettfьhrer, Freiburg in Br., 1938.

И. М. Ямпольский.

Беккер. П.

Беккер. П. (Bekker) Пауль (11 IX 1882, Берлин - 7 III 1937, Нью-Йорк) - нем. муз. критик, исследователь и публицист. Учился у Ф. Рефельда (скр.), Б. Хорвица (муз. теория) и А. Зормана (фп.). Был скрипачом Берлинского филармонич. оркестра, позже дирижировал оркестрами в Ашаффенбурге и Гёрлице. В 1906-25 выступал в качестве муз. критика. В 1925 - директор гос. т-ров в Касселе, в 1927-33 - в Висбадене. Убеждённый и последовательный защитник совр. музыки, в своих полемич. статьях и рецензиях отстаивал и пропагандировал творчество Г. Малера, Ф. Шрекера, молодого Э. Кшенека и А. Шёнберга. Автор работ о Л. Бетховене, Р. Вагнере и исследований о симфониях Г. Малера. Для Б. характерно внимание к философско-социологич. проблемам совр. муз. иск-ва. После прихода к власти нем. фашистов был вынужден покинуть Германию. Жил сначала в Париже, с 1934 - в США, сотрудничал в нью-йоркских газетах в качестве муз. критика.

Сочинения: Oskar Fried, В., 1907; Jacques Offenbach, В., 1909; Das Musikdrama der Gegenwart, Stuttg., 1909; Beethoven, B.-Lpz., 1911 (рус. пер. - М., 1913-15); Das deutsche Musikleben..., В., 1916; Die Sinfonie von Beethoven bis Mahler, В., 1918 (в рус. пер. - Симфония от Бетховена до Малера, Л., 1926); Kunst und Revolution, Frankf./M., 1919; Franz Schreker, В., 1919; Die Weltgeltung der deutschen Musik, В., 1920; Gustav Mahlers Sinfonien, В., 1921; Kritische Zeitbilder, В., 1921; Deutsche Musik der Gegenwart, в сб.: Deutsches Leben der Gegenwart, В., 1922; Schumann R., Gesammelte Schriften. In Auswahl, hrsg. und eingeleitet von P. Bekker, В., 1922; Klang und Eros. Gesammelte Schriften, Bd 2, В., 1922; Neue Musik, Stuttg.-В., 1923; R. Wagner. Das Leben im Werke, Stuttg.-В., 1924; Von den Naturreichen des Klanges. Grundriss einer Phдnomenologie der Musik, Stuttg.-В., 1924; Musikgeschichte als Geschichte der musikalischen Formwandlungen, B.-Lpz., 1926; Materiale Grundlagen der Musik, W., 1926; Organische und mechanische Musik, Stuttg., 1927; Das Operntheater, Lpz., 1931; Briefe an zeitgenцssische Musiker, В., 1932; Wandlungen der Oper, Z.-Lpz., 1934; The story of the orchestra, N. Y., 1936, N. Y., 1963.

О. Т. Леонтьева.

Беккер Ф. Ф.

Фёдор Фёдорович (27 III (8 IV) 1851, Петербург - 11(24) VII 1901, там же) - рус. хор. дирижёр и певец. С 1869 хорист, позднее солист (выступал в небольших партиях) Мариинского т-ра. В 1880 окончил Петерб. консерваторию по классу пения И. А. Мельникова. С 1892 пом. режиссёра оперной труппы Мариинского т-ра. С 1887 устраивал духовные концерты. В 1890 организовал совм. с Мельниковым в Петербурге Бесплатные классы хор. пения. С того же года преподаватель музыки и церк. пения в Александровском кадетском корпусе.

Предыдущая страница Следующая страница