Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДЕФ"-"ДЖУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДЕФ"-"ДЖУ")

Дефоссе Р.

Дефоссе Р. (Defossez) Рене (p. 4 X 1905, Спа) - бельг. композитор и дирижёр. Учился в детстве у своего отца и в муз. школе в Спа, затем у Ш. Смюлдерса и Ф. Расс в консерватории в Льеже, где позднее преподавал гармонию и орк. дирижирование. С 1937 вёл орк. класс в Брюссельской консерватории, одновременно работал дирижёром симф. оркестра и муз. рук. т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе. 1-я бельг. Рим. пр. (1935); за концерты с орк. для скр. (1951) и для фп. (1956) получил "Гран при" на Междунар. конкурсах скрипачей и пианистов им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе.

Сочинения: оперы - Обращение святого Губерта (La conversion de Saint Hubert), Старый служака (Le Vieux Soudart), Уловка (Le subterfuge improvisй, 1939), Сюрпризы любви (Les surprises de l'amor, камерная, пост. бельг. телевидения, 1962), Каждый лжёт по-своему (A chacun son mensonge, там же, 1965); опера-балет - Грешник и его душа (Le pкcheur et son вme, Льеж, 1967); балеты - Флорианта, Лилиана; оратория; для орк. - 2 симфонии (1-я - Валлонская, 1932), Фантазия, Аквариум, Подводные образы (Images sуus-marines, 1939), Поклонение без слов (Le culte sans paroles), Три фарса, танц. сюита; для фп. с орк. - концерт для 2 фп. (1963), вариации; камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет и квинтет, трио и дуэт для духовых; фп. соната, инстр. пьесы; хоры.

Дехтерёв В. А.

Василий Александрович (р. 22 VIII (4 IX) 1910, Оренбург) - сов. композитор и дирижёр. В 1929 окончил 1-й муз. техникум в Москве по классу фп. и композиции Б. Л. Яворского. В 1932-36 зав. муз. частью, композитор и дирижёр моск. ТРАМа. С 1938 дирижёр, в 1942-47 рук. оперного отделения Оперно-драм. студии (с 1946 - театр) им. К. С. Станиславского. В 1960-70 гл. муз. редактор киностудии "Мосфильм".

В муз. творчестве Д. центр. место занимает работа над созданием совр. сов. оперы, осн. на традициях рус. классич. музыки.

Сочинения: оперы - Таня (посв. Зое Космодемьянской, 1943, Оперно-драм. студия им. К. С. Станиславского), Княжна Мери (по повести М. Ю. Лермонтова, 1944, там же), Горит земля (1947, там же), Фёдор Таланов (по пьесе "Нашествие" Леонова, 1955, Ленингр. т-р оперы и балета), Иван Шадрин (по пьесе "Человек с ружьём" Погодина, 1962, Куйбышевский т-р оперы и балета), Негасимое пламя (1967); кантата - Русская земля (1950; Гос. пр. СССР, 1950); сюита для орк. нар. инструментов и хора; романсы; музыка к фильмам (в т.ч. Оптимистическая трагедия, 1963) и спектаклям драм. т-ра.

А. В. Медведев.

Дехтерев С. А.

Степан Аникиевич - см. Дегтярёв С. А.

Децима

Децима (от лат. decima - десятая).

1) Интервал в объёме десяти ступеней; обозначается цифрой 10. Различают большую Д. (сокр. б. 10), содержащую восемь тонов, и малую Д. (м. 10), содержащую семь с половиной тонов. Д. относится к числу составных интервалов, к-рые превышают объём октавы, и рассматривается как сумма чистой октавы и терции или как терция через октаву; большая Д. может быть увеличена, а малая Д. уменьшена на полутон.

2) Десятая ступень двухоктавного диатонич. звукоряда. См. Интервал.

Децимет

Децимет (итал. decimetto, от лат. decimus - десятый, decem - десять).

1) Ансамбль из 10 музыкантов-исполнителей - инструменталистов или вокалистов. Инстр. и в ещё большей мере вок. Д. не принадлежит к числу распространённых, постоянно существ. ансамблей.

2) Муз. произв., написанное для 10 инструментов или певч. голосов. Вок. Д. могут иметь инстр. (фортепианное, оркестровое) или хор. сопровождение. Вок. Д. встречается в 1-м действии оперы П. И. Чайковского "Чародейка", примером инструментального Д. могут служить "Этнические танцы" для 10 дух. инструментов ор. 10 нем. композитора Б. Блахера.

Децимоль

Децимоль (от лат. decimus - десятый) - ритмич. группа, образующаяся от произвольного (условного) деления осн. длительности на 10 равных частей. Если суммарная длительность Д. равна четвертной ноте, то Д. пишется тридцатьвторыми нотами, т. к. при чётном делении четверть соответствует восьми тридцатьвторым. Эту группу можно представить себе также как сумму двух квинтолей, каждая из к-рых равна одной восьмой.

Децимоль

В. С. Калинников. Элегия для фортепиано

При др. ритмич. соотношениях Д. пишется иначе, напр. половинная заполняется шестнадцатыми, восьмая - шестьдесят четвёртыми и т. п. Д. обозначается цифрой 10, к-рая пишется в нотах над или под группой. См. Длительность.

В. А. Вахромеев.

Дечк-пондур

Дечк-пондур - чечено-ингушский струн. щипковый муз. инструмент. Близок по конструкции к дагестанскому агач-кумузу. Имеет 3 струны (жильные или металлич.), длинный корпус совкообразной формы, переходящий вверху в небольшую шейку с головкой. Корпус, шейка и головка сделаны из одного куска дерева. Общая длина 800-900 мм. В шейку врезаны деревянные или металлические лады (5-10). Настройка инструмента - секундо-терцовая:

Дечк-пондур

Во время игры корпус Д. п. прижимают к груди, несколько приподняв шейку. Бряцая пальцами по всем струнам, извлекают сравнительно слабые шелестящие звуки. Д.-п. - наиболее распространённый инструмент чеченцев и ингушей. В конце 30-х гг. инстр. мастер П. А. Шошин усовершенствовал Д.-п., создав на его основе семейство орк. инструментов от пикколо до контрабаса.

К. А. Вертков.

Дешевов В. М.

Владимир Михайлович (30 I (11 II) 1889, Петербург - 27 X 1955, Ленинград) - сов. композитор. В 1906 занимался теорией музыки и сольфеджио под рук. композитора А. Ф. Пащенко. В 1908-14 учился в Петерб. консерватории у А. Я. Винклера, Л. В. Николаева (фп.), А. К. Лядова (контрапункт и фуга), М. О. Штейнберга, В. П. Калафати (композиция и инструментовка). В 1920-21 заведовал муз. секцией Отдела нар. образования, организовал Нар. консерваторию (был директором и педагогом до 1922) в Севастополе. Автор одного из первых сов. балетов ("Красный вихрь") и одной из первых сов. опер на революц. тему ("Лёд и сталь"). В 1923-33 преподавал в муз. техникумах, заведовал муз. частью, был дирижёром в драм. т-рах Ленинграда. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 писал музыку к спектаклям созданного в осаждённом Ленинграде драм. театр. коллектива, к радиопостановкам.

Сочинения: опера - Лёд и сталь (1930, Ленингр. т-р оперы и балета); балеты - Красный вихрь (1924, там же), Джебелла (1926), Бэла (по поэме М. Ю. Лермонтова, 1941, там же), Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (по А. С. Пушкину, на муз. темы А. К. Лядова, 1949, Ленингр. Малый т-р оперы и балета); для орк. - Самаркандская сюита (1931), Пляс шамана (1931), поэмы Русская сказка (1947, изд. 1957), Ленинград (1953), увертюра Памятники военной славы русского народа (1947), Русская увертюра (1950); для фп. - в т. ч. Медитации (1921, изд. 1928), Баллада (1923, изд. 1928), Этюд (1943, изд. 1958); для голоса с фп. - песни для детей на сл. К. И. Чуковского (изд. 1935), А. С. Пушкина (изд. 1935), С. Я. Маршака (1942), вок. цикл Лицейские годы А. С. Пушкина (изд. 1938), романсы Русский деревенский пейзаж (на сл. С. А. Есенина, 1948), музыка для драм, т-ра, кино, радио.

Литература: Богданов-Березовский В., В. М. Дешевов, "Жизнь искусства", 1929,18 авг., No 33; его же, Советская опера, Л.-М., 1940, с. 95-110; Шен Д., Владимир Михайлович Дешевов, Л., 1961.

Дешевран А.

Дешевран А. (Dechevrens) Антуан (3 XI 1840, Шен-Бур, близ Женевы - 17 I 1912, Женева) - швейц. музыковед. С 1863 жил в Париже. Был капельмейстером Иезуитской парижской коллегии, затем профессором теологии и философии в католич. ун-те в Анже. С 1874 вёл исследования в области истории и теории григорианского пения. Развивал положения Л. Ланбийота и принадлежал к т. н. школе мензуралистов, считавших, вопреки традиц. взгляду на григорианский хорал как на пение "ровными нотами", что он с самого возникновения имел ритмич. характер. Однако попытки Д. реконструировать "изначальный" ритм напевов вызывали возращения. Ряд работ Д., посв. григорианскому пению и невменному письму, не утратил своего значения и для совр. музыковедения.

Сочинения: Du rythme dans l'hymnographie latine, t. 1-4, P., 1891-95; Йtudes de science musicale, pt. 1-3, P., 1898-99; Les vraies mйlodies grйgoriennes, P., 1902; Le rythme grйgorien, rйponse а P. Aubry, Annйcy, 1904; Composition musicale et composition littйraire а propos du chant grйgorien, P., 1910; Les ornements dans le chant grйgorien, (P.), 1913.

И. А. Слепнёв.

Джаббаров А. Х.

Ахмед Хамидович (р. 8 VIII 1925, Наманган) - сов. музыковед. В 1960 окончил историко-теоретич. ф-т Ташкентской консерватории (класс Я. Б. Пеккера); с 1959 преподаёт в консерватории. Ведёт исследовательскую, публицистич. и муз.-обществ. работу. Председатель правления Союза композиторов Узбекистана (с 1965). Автор статей в периодич. печати.

Сочинения: Узбекская музыкальная драма, в сб.: Очерки истории музыкальной культуры Узбекистана, Ташкент, 1968; Некоторые проблемы узбекской музыкальной драмы, в сб.: Вопросы музыкальной культуры Узбекистана, вып. II, Ташкент, 1969; Узбекский дастан (эпос), в сб.: Вопросы музыкознания, вып. 2, Ташкент, 1971.

Джавахишвили И. А.

Иван Александрович (30 III (11 IV) 1876, Тбилиси - 18 XI 1940, там же) - сов. историк. Акад. АН СССР (1939). В 1899 окончил ф-т вост. яз. Петерб. ун-та. В 1902-18 приват-доцент этого ун-та. С 1918 профессор и декан филологич. ф-та Тбилисского ун-та. В 1919-25 пред. Груз. историко-этнографич. об-ва. С 1937 директор Музея им. Шота Руставели в Тбилиси. Автор книги "Основные вопросы истории грузинской музыки", изд. в Тбилиси в 1938 (на груз. яз.).

Джаз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джаз-банд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джайнис Б.

Джайнис Б. (Janis) Байрон (р. 24 III 1928, Мак-Киспорт, Пенсильвания) - амер. пианист. Учился музыке у А. Маркус, с 16 лет брал уроки у В. С. Горовица в Нью-Йорке. Дебютировал в Нью-Йорке в 1948. С 1952 с успехом гастролирует во мн. странах (в т. ч. в СССР, 1960, 1962). Выступает как солист с ведущими амер. оркестрами. Д. следует исполнит. принципам В. С. Горовица. Его игра характеризуется артистической увлечённостью, ярким темпераментом, волевым началом, рельефностью фразировки, блестящей виртуозностью. Однако исполнительские замыслы Д. менее ярки, чем его пианистическое мастерство. В репертуаре Д. занимают большое место произв. С. С. Прокофьева (особенно концерт No 3), С. В. Рахманинова, М. П. Мусоргского ("Картинки с выставки"). Излюбленный жанр Д. - концерт с оркестром.

В. Ю. Дельсон.

Джакоза Д.

Джакоза Д. (Giacosa) Джузеппе (21 X 1847, Коллеретто-Джакоза, близ Ивреа, Турин - 2 IX 1906, там же) - итал. драматург, поэт и либреттист. В 1865-68 изучал право в Туринском ун-те. Преподавал в Академии изящных иск-в в Турине, в 1888-92 - в Миланской консерватории (лит-ра и иск-во декламации). Пьесы Д. пользовались большим успехом у современников. В течение мн. лет сотрудничал с Дж. Пуччини, к-рый высоко ценил поэтич. и драм. талант Д. Для Пуччини Д. совм. с Л. Илликой написал либр. опер "Богема" (1895), "Тоска" (1899), "Мадам Баттерфляй" (1903), совм. с либреттистами М. Прагой, Д. Оливой, Илликой - "Манон Леско" (1892).

Джалилов Т.

Тохтасын (1896, Андижан - 10 V 1966, Ташкент) - сов. композитор-мелодист, дирижёр, исполнитель на гиджаке. Нар. арт. Узб. ССР (1937). Чл. КПСС с 1942. Деп. Верх. Совета Узб. ССР 3-го созыва. В нач. 20-х гг. гиджакист в труппе под рук. X. Хамзы. В 1934-36 муз. руководитель Ташкентского муз. т-ра им. Я. М. Свердлова; в 1937-40 худ. рук. Ташкентской филармонии; в 1940-49 - Т-ра муз. драмы им. Мукими. Композиторскую деятельность начал в 1929. Большое значение в развитии узб. муз. т-ра имела опера Д. "Тахир и Зухра" (1949, совм. с Б. Бровцыным; 2-я ред. 1955). Автор св. 40 муз. драм. В своих произв. Д. опирался на традиц. формы нар. иск-ва, используя специфич. приёмы голосоведения и вводя в оркестр нац. инструменты. В муз. драмах Д. важное место занимают подлинные образцы фольклора.

Сочинения: муз. драмы - Курбан Умаров (совм. с А. Шарафутдиновым, 1941), Меч Узбекистана (1942, совм. с М. Бурхановым, М. С. Вайнбергом, А. Клумовым, Т. Садыковым, Н. Хасановым), Нурхон (1943, совм. с А. Шерфединовым; нов. вариант совм. с Г. Сабитовым), Гунчалар (1945, совм. с Б. Бровцыным), Мукими (совм. с Г. А. Мушелем, 1953), Равшан и Зулхумор (совм. с Мушелем, 1957) и др.

Литература: Корсакова A., Узбекский оперный театр, Таш., 1961.

М. М. Яковлев.

Джалиль М. М.

Джалилов Муса Мустафович (2(15) II 1906, дер. Мустафино, ныне Оренбургской обл. - 25 VIII 1944, Берлин) - сов. поэт. Чл. КПСС с 1929. Герой Советского Союза (1956, посмертно). В 1931 окончил лит. ф-т Моск. ун-та. С 1935 возглавлял лит. часть Тат. оперной студии при Моск. консерватории. В 1939 Д. принял активное участие в создании Тат. т-ра оперы и балета (с 1953 т-р носит имя Д.). Перевёл на тат. яз. тексты мн. классич. опер и романсов. Д. способствовал созданию нац. оперного и балетного репертуара. В содружестве с Д. и на его либр. Н. Г. Жиганов написал оперу "Алтынчеч" ("Золотоволосая", 1941, Тат. т-р оперы и балета; Гос. пр. СССР, 1948) и первую тат. оперу на совр. тему "Ильдар" (1942, там же). Во время Великой Отечеств. войны, в 1942 Д., тяжело раненный в бою с нем.-фашистскими захватчиками, был взят в плен, заточён в концлагерь. За участие в подпольной организации казнён в воен. тюрьме Плетцензее. В тюрьме он написал стихи, составившие "Моабитскую тетрадь" (Ленинская пр., 1957, посмертно). На стихи Д. тат. композиторами написано ок. 80 вок. произв.: цикл романсов "Из Моабитской тетради" Р. Яхина, песни и романсы Л. Хамиди, М. Музафарова, З. Хабибуллина, Дж. Файзи, A. Moнасыпова. К поэзии Д. обращаются мн. сов. композиторы (Ю. С. Мейтус, Я. С. Солодухо и др.).

Литература: Забирова X., Наш Муса, "СМ", 1966, No 3 (в этом же No опубл. ст. Д. "От студии к театру", с. 65); Исанбет Ю., Джалиль и татарская музыка, в сб.: Вопросы татарской музыки, Казань, 1967.

Я. М. Гиршман.

Джаманова Р. У.

Роза Умбетовна (р. 16 IV 1928, Актюбинск) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1963. Деп. Верх. Совета СССР 8-го созыва и Казах. ССР 6-го созыва. В 1954 окончила Алма-Атинскую консерваторию по классу А. М. Курганова. С 1953 солистка Казах. т-ра оперы и балета. Д. обладает голосом своеобразного серебристого тембра. Психологич. тонкость и глубина создаваемых образов, высокая вок. культура - отличит. черты исполнительского стиля певицы. Первая исполнительница партий Назугум ("Назугум" Кужамьярова, 1956), Камар-Слу ("Камар-Слу" Рахмадиева, 1963), Айсулу ("Айсулу" Мухамеджанова, 1964). Среди лучших партий: Сара ("Биржан и Сара" Тулебаева), Акжунус и Кыз-Жибек ("Ер-Таргын" и "Кыз-Жибек" Брусиловского), Ажар ("Абай" Жубанова и Хамиди). С успехом выступает в классич. репертуаре: Татьяна, Иоланта; Маша ("Дубровский"), Чио-Чио-сан, Мими; Недда ("Паяцы"), Маргарита; Амелия ("Бал-маскарад") и др. С 1962 пред. Казах. театр. об-ва. С 1951 гастролирует за рубежом (Польша, Индия, Канада, Италия, Венгрия, Финляндия, ФРГ).

Литература: Mессман В., Возрождение песни, А.-А., 1958.

В. И. Зарубин.

Джамбул Джабаев

Джамбул Джабаев (16(28) II 1846, Семиречье, ныне Алма-Атинская обл. - 22 VI 1945, Алма-Ата) - нар. поэт-акын. Род. в семье бедняка-кочевника. Иск-ву импровизации учился у известного акына Суюмбая. В 19 - нач. 20 вв., после победы в поэтич. состязаниях (айтысах) над акынами Сарбасом, Досмагаметом, Шашубаем, стал широко известен в Семиречье. В песнях Д. Д. выступал в защиту интересов народа, обличал знать ("Доля бедняка", "Собака бая Кадырбая", "Песня гневного сердца"). Песни, сочинённые в сов. время, рассказывали о новой жизни, о главных событиях жизни страны ("Гимн Октябрю", "Активист", "Ленин", "Сказание о большевистской правде" и др.). Импровизации Д. Д. отличались многообразием формы (размышления - толгау, поэтич. обобщения - арнау соз, песни славы - мактау), а также богатством языка. Создал новую форму обращения акына к народу - песенные выступления с трибуны. Д. Д. исполнял песни, аккомпанируя на домбре, применяя напевный речитатив - терме. Хранил в памяти огромное количество нар. мелодий, к-рые использовал в своих песнях. Наибольшее распространение получили песни-сказы: "Завещание", "Летняя песня", "Состязание".

Сочинения: Избр. произведения, А.-А., 1958.

Литература: Eрзакович Б. Г., Из напевов Джамбула, в кн.: Творчество Джамбула (статьи, заметки, материалы), А.-А., 1956; Нурмагамбетова О., Тажибаев A., Великий певец, А.-А., 1972.

Б. Г. Ерзакович.

Джами А. Н. А.

Абдуррахман Нуреддин бин Ахмад (7 X 1414, Джам, Хорасан, ныне Иран - 8 XI 1492, Герат, ныне Афганистан) - перс. и тадж. поэт, философ, теоретик музыки. Автор "Трактата о музыке", созданного во 2-й пол. 15 в. в Герате на яз. фарси. Рукопись трактата - уникальный образец работы искусного переписчика, относится к 1502-03 и хранится в Институте востоковедения АН Узб. ССР. Трактат состоит из 23 разделов, разделённых на 2 части: "Учение о композиции" и "Учение о ритме". Д. исследует вопросы происхождения музыки, её ладовую природу, специфику эмоцион. воздействия разных ладов, терминологич. проблемы, рассматривает интервальные и ритмич. соотношения. Труд Д. - важный этап в развитии муз.-теоретич. мысли, обобщивший достижения муз. практики того времени.

Сочинения: Трактат о музыке, рус. пер. А. Н. Болдырева, ред. и коммент. В. М. Беляева, Таш., 1960.

Литература: Бертельс Е. Э., Избр. труды, т. 4 - Навои и Джами, М., 1965, с. 209-73; Ахмедов М., Абдурахман Джами как теоретик музыки, "Звезда Востока", Ташк., 1957, с. 111-115 (на узб. яз.).

М. М. Яковлев.

Джангиров Д. Ш.

Джангир Ширгешт оглы (р. 20 VI 1921, с. Балаханы, ныне Бакинского гор. совета) - сов. композитор. Нар. арт. Азерб. ССР (1964). В 1951 окончил Азерб. консерваторию по классу композиции Б. И. Зейдмана (в 1941-45 занимался в классе У. Гаджибекова). В 1937-42 хормейстер Азерб. филармонии, в 1942-61 худ. рук. хора радио; в 1961-65 худ. рук. Ансамбля песни и танца и худ. рук. Азерб. филармонии. С 1953 преподаёт в Азерб. консерватории на кафедре хор. дирижирования (с 1966 доцент). Композиторскую деятельность начал в сер. 40-х гг. Творчество Д. оказало большое влияние на развитие азерб. кантатно-ораториальной и хор. музыки.

Сочинения: опера - Азад (1957, Баку); для солистов, хора и орк. - поэма По ту сторону Аракса (1949; Гос. пр. СССР, 1950), Поэма о Ленине (совм. с А. Алескеровым, 1951), сюита Дружба народов (Песня дружбы, 1954), кантата Физули (1959), оратория Сабир (1962); для орк. - сюиты Урожайная (1947), Праздничная (1950), Шествие (1953); концерт для скр. с орк. (1951); произв. для орк. азерб. нар. инстр.; хоры, песни, камерно-инстр. ансамбли, музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Касимова С., Дж. Джангиров, Баку, 1964.

М. М. Яковлев.

Джандарбеков К.

Курманбек (25 XII 1904 (7 I 1905), Сайрамский р-н Чимкентской обл. - 9 VII 1973, там же, похоронен в Алма-Ате) - сов. певец (баритон), киноактёр, режиссёр и педагог. Нар. арт. Казах. ССР (1936). Чл. КПСС с 1946. В 1925 окончил Ин-т нар. просвещения в Ташкенте, в 1928-29 учился на актёрском отделении Моск. ин-та кинематографии. С 1925 актёр и режиссёр драм. т-ра в Кзыл-Орде, с 1934 артист и режиссёр муз. т-ра в Алма-Ате (ныне Казах. т-р оперы и балета), на сцене к-рого спел мн. партий, в т. ч.: Бекежан ("Кыз-Жибек"), Таргын ("Ёр-Таргын"), Жалбыр ("Жалбыр" - все Брусиловского). В 1944-48 худ. рук., в 1953-55 директор, в 1949-52 и 1956-59 гл. режиссёр Казах. т-ра оперы и балета. Пост. оперы "Жалбыр" (1935), "Ёр-Таргын" (1937), "Гвардия, вперёд!" (1942; все - Брусиловского), "Нергиз" Магомаева (1941), "Абай" Жубанова (1944), "Биржан и Сара" Тулебаева (1946; Гос. пр. СССР, 1949), "Демон" (1947), "Кармен" (1948); "Назугум" Кужамьярова (1956). Снимался в ряде фильмов. С 1949 преподавал в оперном классе Алма-Атинской консерватории, с 1961 зав. кафедрой оперной подготовки (с 1970 профессор).

Литература: Гончарова Л., К. Джандарбеков, в сб.: Музыкальная культура Казахстана, A.-A., 1955; Mессман В., Поэт сцены, A.-A., 1965.

Джаннео Л.

Xианео (Gianneo) Луис (9 I 1897, Буэнос-Айрес - 15 (по др. данным, 16) VIII 1968, там же) - аргент. композитор, дирижёр, пианист и педагог. По национальности итальянец. Чл. Академии изящных иск-в (1956). Учился в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе у Э. Форнарини, позже совершенствовался в Италии, Франции и Германии. Входил в "Группу муз. обновления". Один из основателей Лиги композиторов Аргентины (1948). Был дирижёром оркестров т-ра "Колон", Аргент. молодёжной симф. ассоциации (создана по его инициативе, 1945) и др. Профессор консерватории (1949-65) и др. уч. заведений в Ла-Плате (композиция, гармония и инструментовка). Представитель нац. направления, Д. широко использовал в своём творчестве муз. фольклор, сочетая его с импрессионистич. манерой письма. Его лучшие соч. навеяны аргент. и лат.-амер. сюжетами и образами.

Сочинения: балет Белоснежка (Blancanieves, 1939); для орк. - 3 симфонии (1938; Американская, 1945; Antнfona, 1963), симф. поэма Турай-Турай (1928), Вариации на тему танго (1953); Аймарский концерт для скр. с орк. (Concierto aymara, 1942); 4 струн. квартета (2 креольских - 1936-44; 1953-58); Креольские прелюдии, 3 аргент. танца и др. произв. для фп.; вок. цикл Пампеана (1924) и др.

Джаннини Д.

Джаннини Д. (Giannini) Дузолина (р. 19 XII 1902, Филадельфия) - амер. оперная певица (сопрано). По национальности итальянка. Училась пению у отца, оперного певца Ферруччо Д. (тенор) и у М. Зембрих в Нью-Йорке. В 1925 дебютировала как конц. певица в Нью-Йорке ("Карнеги-холл"), как оперная - в Гамбурге в партии Аиды (1927). Пела в т-ре "Ковент-Гарден" в Лондоне (1928-29 и 1931), в Гос. опере в Берлине (1932), затем - в Женеве и Вене; в 1933-1934 - в Осло и Монте-Карло; в 1934-36 - на Зальцбургских фестивалях, в т. ч. в оперных спектаклях под управлением Б. Вальтера и А. Тосканини. В 1936-41 солистка "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Одна из выдающихся певиц 30-х гг. 20 в., Д. обладала красивым и гибким голосом широкого диапазона (пела партии и меццо-сопрано); богатая тонкими оттенками игра Д. захватывала ярким артистич. темпераментом и экспрессией. Партии: Донна Анна ("Дон Жуан"), Алиса ("Фальстаф"), Аида; Дездемона ("Отелло" Верди), Тоска, Кармен; Сантуцца ("Сельская честь" Масканьи). С 1962 преподаёт, живёт в Монте-Карло.

Литература: Mоran W. R., D. Giannini, "The Record Collector", 1954, v. IV, No 2, Febr.

Джапаридзе К.

Кето (Кетевана Константиновна) (11 (24) II 1901, с. Квишхети, близ Тбилиси - 20 IX 1968, Тбилиси) - сов. эстр. певица. Засл. арт. Груз. ССР (1956). Брала уроки музыки у З. П. Палиашвили, в 1919-21 занималась в Тбилисской консерватории. Дебютировала в 1935 в Тбилиси, с 1937 артистка Ленгосэстрады, с 1942 - Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, в 1950-57 солистка Груз. филармонии. Принимала участие в создании Гос. эстр. оркестра Грузии. Одна из популярных сов. эстр. певиц 30-50-х гг. Проникновенно исполняла груз., рус. и цыганские романсы, лирич. песни сов. композиторов, в т. ч. И. О. Дунаевского, М. И. Блантера. 1-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе артистов эстрады (Ленинград, 1939).

Джевецкий З.

Джевецкий З. (Drzewiecki) Збигнев (8 IV 1890, Варшава - 11 IV 1971, там же) - польск. пианист и педагог. Учился в консерватории в Варшаве, у К. Прохазки и М. Прентнер в Академии музыки в Вене, позднее совершенствовался у И. Я. Падеревского. Дебютировал в Варшаве в 1916, концертировал во мн. странах Европы, гл. обр. популяризируя фп. творчество К. Шимановского; известен как интерпретатор coвp. музыки. С 1916 профессор Варшавской консерватории по классу фп. (с 1931 её ректор), одновременно (1934-39) преподавал в Львовской консерватории. Д. - один из основателей и первый пред. Польского об-ва совр. музыки (с 1934), ред. бюллетеня "Muzyka Wspуlczesna". Преподавал в консерваториях в Кракове (с 1945) и снова в Варшаве (с 1955). Ученики: Р. Эткин-Мошковская, Б. Кон, Я. Экер, Г. Черны-Стефаньска, А. Харасевич и др. Д. - постоянный чл. жюри Междунар. конкурсов им. Ф. Шопена, президент Об-ва им. Ф. Шопена, чл. ред. коллегии, автор мн. статей о технике фп. игры, стиле исп. Шопена, проблемах репертуара для фп. и др.; ред. фп. лит-ры. Гос. пр. ПНР (1950 и 1952).

Литература: в сб-ках - Kultura muzyczna Polski Ludowej 1945-1955, Кr., 1957, s. 46, 69; 20 lat kultury w Polsce Ludowej 1945-1965, Kr., (1966). s. 265 и след.

З. Лисса.

Джегуако

Джегуако - нар. певцы, исполнители и импровизаторы героич., шуточных и лирич. песен у кабардинцев, адыгейцев, черкесов, балкарцев, карачаевцев. Д. участвовали в нар. празднествах, объединяясь в группы из 2 и более человек. Исполняли в форме диалогов-речитативов сказания нартского эпоса, дополняя декламацию мимикой и пластикой, создавали новые песни, откликаясь на совр. события. Выступали Д. в сопровождении музыкантов, играющих на нар. муз. инструментах мелодию, повторяющуюся на каждой строфе рассказа. В конце 18 в., с распространением мусульм. религии, представления Д. стали преследоваться. В 19 в. они происходили крайне редко. Известны имена певцов Султан-Керим Гирея, Шазо-Ибрагима, Кульчуку Сижажева и др.

Джезуальдо К.

Джезуальдо К. - ди Веноза (Gesualdo di Venosa) Карло, князь Венозы (ок. 1560, Неаполь - 8 IX 1613 или 1614 (по нек-рым данным, 1615), там же) - итал. композитор. Вначале был известен как муз. исполнитель (играл на лютне и других инструментах) и меценат, объединивший группу музыкантов (Ш. Стелла, Ш. Дентиче, Р. Родио и др.). Композицию изучал под рук. П. Ненны. Был дружен с поэтом Т. Тассо. Обоих художников занимала проблема соотношения поэзии и музыки, о чём свидетельствует их переписка (1592). Тассо передал Д. ок. 40 своих поэм, 10 из них композитор положил на музыку (мадригалы из 1-го и 2-го сб-ков 5-гол. мадригалов). В 1594-96 Д. жил в Ферраре, с этого времени утвердилась его слава как композитора. Представитель муз. культуры Позднего Возрождения, Д. наряду с К. Монтеверди и Л. Маренцио - крупнейший мастер мадригала кон. 16 - нач. 17 вв. Он создал новый тип мадригала, отличающийся большой экспрессией. Его мадригалы характеризуются изобилием хроматизмов, смелыми гармонич. сопоставлениями, внезапными переходами в далёкие тональности, вступлением голосов с резкого диссонанса, а также ритмич. свободой, регистровыми контрастами (он мастерски использовал сочетание самых высоких и низких регистров). Автор светской музыки - 6 сб-ков 5-гол. мадригалов: 1-й и 2-й - 1594, 3-й - 1595, 4-й - 1596, 5-й и 6-й - 1611 (все сб-ки в партитуре изд. С. Молинаро, 1613, Генуя); сб. 6-гол. мадригалов (изд. М. Эфрем, 1626, Неаполь); духовных произв. - Sacrarum cantionum (для 5 и 6-7 голосов, 1603, Неаполь), Responsoria (для 6 голосов, 1611, Неаполь) и др.

Издания: Полное собр., Hamb.-Lpz., 1956-67 (Bd I-VI - Sдmtliche Madrigale, 1957-62; Bd VII - Responsoria, P..., 1959; Bd VIII - IX - Sacrae cantiones, 1961-63; Bd X - Instrumentalwerke, Psalmen, Canzonetten, 1967).

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. первая, М., 1953, с. 141-44; Keiner F., Die Madrigale Gesualdos von Venosa, Lpz., 1914 (Diss.); Gray C., Hese1tine Ph., G. Gesualdo, L., 1926; Prota-Giurleo U., La musica a Napoli nel Seicento, Benevento, 1928; Rannain G., L'oratorio dei Filippini e la scuola musicale di Napoli, Mil., 1934; Vatie11i F., Il principe di Venosa e Leonora d'Este, Mil., 1941; Einstein A., The Italian madrigal, t. 2, Princeton, 1949; Ropoviсi D., Gesualdo di Venosa, Buc., 1969.

C. M. Грищенко.

Джейкобс Д.

Джейкобс Д. (Jacobs) Артур Дейвид (р. 14 VI 1922, Манчестер) - англ. муз. критик и музыковед. Окончил Мертон-колледж в Оксфорде (1946). В 1947-1952 муз. критик газ. "Daily Express". С 1953 писал статьи для журн. "Radio Times" и "Musical Times". Ред. журнала "Opera" (1961-71). С 1964 профессор Корол. академии музыки. С 1968 рецензент газ. "Sunday Times". Ред. ежегодника "British Music Yearbook" (1971-75). С 1979 руководитель муз. отделения Хаддерсфилдского политехнич. ун-та. Среди наиболее значит. работ - исследование "Гилберт и Салливан" (1951), "Новый словарь музыки" ("A new dictionary of music", 1958), "Краткая история западной музыки" ("A short history of Western music", 1972). Перевёл на англ. яз. либретто оперы П. И. Чайковского "Пиковая дама".

Джеминиани Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джербашян С. Х.

Степан Хачатурович (10 III 1917, Баку - 10 X 1973, Ереван) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1963). В 1943 окончил Тбилисскую консерваторию по классу скрипки, в 1952 - Ереванскую по классу композиции (у Э. М. Мирзояна), совершенствовался в Москве (у Г. И. Литинского, Ю. А. Фортунатова). Произв. Д. отличаются мелодичностью, ярким нац. колоритом.

Сочинения: оперетта - Еразик (1960, Ереван); муз. комедии (пост. в Ереване) - Тётка Чарлея (Чарлеи моракуйр, 1961), В мире цветов (Цахикнери ашхарум, 1962), Я, моя невеста и... (Ее, им харснацун ев..., 1963), Жених с Марса (Марсеци песацун, 1966); для солистов, хора и орк. - поэма Девятьсот пятый год (совм. с Э. И. Багдасаряном, 1956), Ода Родине (Дзон Айреникин, 1961), Юношеская кантата (Патанекан кантат) для хора, струн. орк., ансамбля скрипачей, виолончелистов, канонистов, 2 фп. и ударных (1968); для орк. - симф. поэма (1953), Баллада для голоса и орк. (1963); камерно-инстр. ансамбли - фп. квинтет (195 3), Праздничная (Тонакан, 1957) и Рапсодия (1963) для ансамбля скрипачей, Экспромт для ансамбля виолончелистов (1967); д л я орк. нар. инстр. - пьесы; Для фп. - Экспромт-фантазия (1958) и др. пьесы; для влч. и фп. - Соната (1951); хоры, романсы, песни, дуэты и др.

Р. А. Атаян.

Дживани С.

Дживани С. (наст, имя и фам. - Сероб Левонян) (1846, с. Карцахи, ныне Ахалкалакского р-на Груз. ССР - 24 II (9 III) 1909, Тбилиси) - арм. поэт-ашуг, обществ. деятель. Родился в бедной крест. семье. С нач. 70-х гг. жил в Александрополе (ныне Ленинакан), с 1895 - в Тбилиси. Выступал в Закавказье и др. р-нах Юж. России. С 1865 начал сочинять ашугские произв., печатался в арм. периодич. изданиях (первый сб. стихов вышел в 1882). Д. был публицистом, просветителем, создал новое идейное направление в древнем иск-ве ашугов, внеся в него обществ. звучание. Автор ок. 1000 песен-стихов на социальную, нац.-освободит., патриотич., дидактич. и любовную тематику, 2 муз.-поэтич. повестей и 10 свободных пересказов на арм. яз. общевосточных ашугских сюжетов (в т. ч. "Асли и Кярам", "Ашуг-Гариб", "Шах Исмаил", "Лейли и Меджнун") с добавлением к ним арм. песен. Уклоняясь от преследований царской цензуры, Д. в своём творчестве часто прибегал к аллегории. Стихи-песни Д. переведены на рус. и зап.-европ. яз. Мн. из них приобрели широкую популярность, исполняются совр. певцами, ансамблями ашугов.

Д. усовершенствовал формы стихосложения ашугов, углубил традицию сочинения песенного напева (наряду с использованием традиц. импровизаций), приблизил ладо-интонац. строй арм. ашугской мелодики к нар., крест. музыке. Мелодии Д. записывали комп. X. М. Кара-Мурза, Н. Ф. Тигранян, М. Г. Екмалян, Комитас и др.

Сочинения: Unhappy days, в сб.: Armenian Poems, Boston, 1917; Les plus belles chansons de Djivani, le grand poиte populaire armйnien..., P., 1919; Поэзия ашугов (пер. В. Брюсова и др.), в кн.: Антология армянской поэзии, под ред. С. С. Арутюняна и В. Я. Кирпотина, М., 1940; Песни. Сб. мелодий со словами, сост. М. Агаян и Ш. Тальян, Ер., 1959 (на арм. яз.); Лира Дживани, сост. А. Саакян, Ер., 1959 (на арм. яз.).

Литература: Кушнарев X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958, с. 277-84; Левонян Г., Сочинения, Ер., 1963 (на арм. яз.); Атаян Р., Армянская народная песня, М., 1965, с. 54, 60-63; Mурадян М., Армянская музыка в XIX и в начале XX века, Ер., 1970 (на арм. яз.).

Р. А. Атаян.

Джиг

Джиг (англ. jig) - старинный танец. См. Жига.

Джильи Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джиральдони Л.

Джиральдони Л. (Giraldoni) Леоне (Лев Иванович) (1824, Париж - 19 IX (1 X) 1897, Москва) - итал. певец (бас, затем баритон) и вок. педагог. Обучался пению во Флоренции под рук. Л. Ронци и в Парижской консерватории. С успехом выступал на оперных сценах Италии (в т. ч. 11 сезонов в т-ре "Ла Скала"). Дж. Верди написал для него онеры "Симон Бокканегра" (1857) и "Бал-маскарад" (1859), в к-рых Д. исполнял партии Фиеско и Ренато. Сцену оставил в 1885. Преподавал пение в разл. городах Франции, Италии; был профессором Миланской консерватории. В 1891-97 профессор пения Московской консерватории. В числе других у Д. брали уроки М. И. и H. H. Фигнер. Сын Д. - Эудженио Д. (20 V 1871, Марсель - 23 VI 1924, Хельсинки) - певец (баритон). Учился у матери - К. Ферни-Джиральдони; в 1900-х гг. гастролировал в России.

Сочинения: Аналитический метод воспитания голоса (1889), пер. с итал., М., 1893, 1913; Guida teorico-pratica ad uso dell'artista cantante, Bologna, 1864.

Литература: "РМГ", 1897, No 11.

M. M. Яковлев.

Джозеффи И. Р.

Джозеффи И. Р. (Joseffy), Иозеффи, Йожеффи Рафаэль (3 VII 1853, Хунфалу - 25 VI 1915, Нью-Йорк) - амер. пианист. По национальности венгр. Учился музыке у Ф. Брауэра в Будапеште, с 1866 - у Э. Ф. Венцеля в Лейпцигской консерватории, совершенствовался у И. Мошелеса. В 1868-70 брал уроки у К. Таузига в Берлине, в 1870 и 1871 - у Ф. Листа в Веймаре. Дебютировал в 1872 в Берлине, концертировал в городах Европы и в США. С 1879 жил в Нью-Йорке, где преподавал в Нац. консерватории (1888-1906). Игра Д. отличалась виртуозным блеском и богатством красок. Как пианист сформировался в эпоху господства салонно-виртуозного направления. В репертуаре преобладали салонные пьесы. В 1880-е гг. иск-во Д. стало углублённее, он приобрёл известность как пропагандист творчества И. Брамса (первый исполнитель в США его концерта B-dur). Д. - автор мн. салонных пьес для фп.; написал также "Школу подвинутой фортепианной игры" ("School of advanced piano playing", N. Y., 1902).

Литература: Hughes E., R. Joseffy's contribution to piano technic, "MQ", II, 1916.

В. Ю. Дельсон.

Джонс С.

Джонс С. (Jones) Сидни (17 VI 1861, Ислингтон, близ Лондона - 29 I 1946, там же) - англ. композитор. Был капельмейстером воен. ансамбля, затем дирижёром бродячих оперных трупп в Великобритании и Австралии. В 1887-1902 ассистент дирижёра и кларнетист оркестра г. Харрогит. С 1905 дирижёр Корол. оперного т-ра в Лондоне. Приобрёл известность как автор оперетт и муз. комедий; наиболее популярная из них - "Гейша" ("The geisha", 1896, Лондон). Среди др. оперетт - "Весёлая девушка" ("Gaiety girl", 1893), "Натурщица" ("An artists model", 1895), "Греческий невольник" ("A greek slave", 1898), "Персидская принцесса" ("The persian princess", 1909), "Девушка из Ута" ("The girl from Utah", 1913). Ему принадлежит также балет "Звук охотничьего рога" ("The bugle call", 1905; все пост. в Лондоне).

Джордано У.

Джордано У. (Giordano) Умберто (28 VIII 1867, Фоджа, Апулия - 12 XI 1948, Милан) - итал. композитор. Чл. Итал. академии (1929). В 1882-90 учился в консерватории в Неаполе у П. Серрао (контрапункт и композиция), М. Босси (орган), Дж. Мартуччи (фп.), А. Ферни (скрипка). Творчество Д. в основном связано с оперным жанром. Д. - один из ярких представителей итал. веризма. Уже первая веристская опера Д. - "Малавита" (по драме С. Ди Джакомо и Дж. Коньетти "Обет", 1892, т-р "Арджентина", Рим; в новой ред. под назв. "Обет", 1897, т-р "Лирико", Милан) вызвала интерес за рубежом (Вена, Берлин). В ней и в более поздней опере "Месяц Марии" (1910, т-р "Массимо", Палермо) композитор с глубоким сочувствием раскрывает драм. жизнь бедных обитателей неаполитанских предместий. Лучшее произв. Д. - "Андре Шенье" (либр. Л. Иллика, 1896). В этом историко-романтич. произв. (о франц. поэте, публицисте эпохи Великой франц. революции) с наибольшей силой проявились драм. темперамент композитора, его мелодич. дар. Опера с успехом ставилась в крупнейших т-рах Европы (в т. ч. в Москве и Петербурге, 1897), США и Юж. Америки. В 1929 имя Д. было присвоено т-ру в Фодже.

Сочинения: оперы (12), в т. ч. Реджина Диас (1894, т-р "Меркаданте", Неаполь), Андре Шенье (1896, т-р "Ла Скала", Милан), Федора (по драме В. Сарду, 1898, т-р "Лирико", Милан), Сибирь (Siberia, 1903, т-р "Ла Скала", там же), Марчелла (1907, т-р "Лирико", там же), Мадам Сан-Жен (по комедии Сарду, 1915, т-р "Метрополитен-опера", Нью-Йорк), Юпитер в Помпее (совм. с А. Франкетти, 1921, Рим), Ужин шуток (La cena della beffe, по драме С. Бенелли, 1924, т-р "Ла Скала", Милан), Король (Il Re, 1929, там же); балет - Волшебная звезда (L'Astro magiсо, 1928, не пост.); для орк. - Пьедигротта, Гимн десятилетию (Inno al Decennale, 1933), Радость (Delizia, не изд.); фп. пьесы; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра и др.

Литература: Galli A., Mассhi G., Paribeni G. С., U. Giordano nell'arte e nella vita, Mil., 1915; De Rensis R., Per U. Giordano e R. Leoncavallo, Siena, 1949; Giazottо R., U. Giordano, Mil., 1949; Сe11amare D., U. Giordano, Rome, 1967.

C. M. Грищенко.

Джорджеску Д.

Джорджеску Д. (Georgescu) Джордже (16 (28) IX 1887, Сулина, Тулча - 1 IX 1964, Бухарест) - рум. дирижёр и муз.-обществ. деятель. Нар. арт. СРР (1954). Академик. В 1910 окончил Бухарестскую консерваторию (класс виолончели К. Димитреску), в 1910-14 учился в Высшей муз. школе у X. Беккера в Берлине. С 1911 выступал как солист, в 1916-18 совершенствовался в дирижёрском иск-ве под рук. Р. Штрауса и А. Никиша. С 1920 гл. дирижёр (в 1920-44 генеральный директор) оркестра Бухарестской филармонии и одновременно дирижёр и директор Бухарестского оперного т-ра (в 1922-40 с перерывами), в к-ром пост. оперы: "Борис Годунов", "Летучий голландец", "Валькирия", "Богема", "Тоска", "Аида", "Фауст" и др. Исполнит. стилю Д., одного из крупнейших совр. дирижёров, были свойственны индивидуальность трактовки, глубина и серьёзность замысла, могучий темперамент, строгость жеста, пластич. выразительность. Д. много внимания уделял совр. музыке (Г. Малер, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. И. Хачатурян и др.), активно пропагандировал произв. рум. композиторов. Выступал в Нью-Йорке, Берлине, Вене, Флоренции и др. городах мира. В СССР был в 1952, 1954, 1955 и 1958. Гос. пр. СРР (1949, 1957).

Литература: Тудор A., Расцвет музыки в PHP, Бухарест, 1956; Григорьев Л., Pлатек Я., Современные дирижеры, М., 1969; Voiculescu L., George Georgescu, (Buc.), 1957; Hoffman A., Interpretationsstile in der Kunst des Dirigierens: George Georgescu, "Revue roumaine d'histoire de l'art", 1964, t. 1, No 1; Breazul G., Muzica romоneasca, в его кн.: Pagini din istoria muzicii romвneti, Buс., 1966, с. 87-128.

Р. Э. Лейтес.

Джуджев С. С.

Стоян Стоев (р. 19 XII 1902, Пазарджик) - болг. муз. фольклорист. Окончил Гос. академию музыки в Софии (1924) по классам Д. Христова и С. Брашованова (теория музыки), скрипич. игру изучал под рук. Н. Абаджиева. Совершенствовался в Париже - у Пирро в Сорбонне, у Ф. Гобера (дирижирование, муз. анализ) в Парижской консерватории и у дЭнди в "Схола канторум". С 1931 преподавал в Гос. муз. академии в Софии (этнография, муз. фольклор), с 1944 профессор, с 1954 зав. кафедрой муз. наук. Специализировался в изучении нар. песен и танцев Болгарии.

Сочинения: Rythme et mesure dans la musique populaire bulgare, P., 1931 (Ритъм и такт в българската народна музика, София, 1931); Българска народна хореография, София, 1945; Теория на българската народна музика, т. 1-4, София, 1954-61 (т. 1 - Ритмика и метрика, 1954, т. 2 - Мелодика, 1955, т. 3 - Морфология и прозодия, 1956, т. 4 - Общи въпроси на музикалната етнография, 1961); Народната музика като обществено явление, в кн.: Rвd IX Kongrйsa savesa folklorista Jugoslavje, 1962, Saraevo, 1963, s. 489-98; Българска народна музика, т. 1, София, 1970, с. 512.

Литература: Кragеr В., Bulgarian folk music research, "Ethnomusicology. Journal of the Society for ethnomusicology", v. XIII, No 2, May, 1969.

А. Абаджиев.

Джулиани M.

Джулиани M. (Giuliani) Maypo (27 VII 1781, Барлетта, близ Бари - 8 V 1829, Неаполь) - итал. гитарист, певец, композитор и педагог. В 1807-19 жил в Вене, выступал в концертах как гитарист с исполнением собств. сочинений. Его виртуозную игру высоко ценил Л. Бетховен, написавший для него ряд гитарных произв. С 1816 Д. гастролировал во мн. европ. странах (в 1822 в России). Возвратившись в Вену, занимался гл. обр. педагогич. деятельностью (среди его учеников - польский гитарист Я. Н. Бобрович и др.). Автор "Школы", этюдов и более 200 сольных и ансамблевых произв. для гитары, написанных в блестящем конц. стиле (в т. ч.: 4 концерта для гитары с орк., вариации на рус. песню "Пожалуйте, сударыня, ручку" и др.) и сыгравших значит. роль в развитии виртуозной гитарной техники. Сын и ученик Д. - Михаил Д. (16 V 1801, Барлетта - 8 X 1867, Париж) - гитарист, певец, композитор и педагог. С нач. 1820-х гг. жил в России. Выступал в качестве гитариста в Петербурге; славился наряду с К. А. Кавосом как лучший вок. педагог. С 1850 преподавал пение в Парижской консерватории.

Литература: Вольман Б. A., Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары, М., 1968; Ferrari R., Mauro Giuliani, Bologna, 1934.

И. M. Ямпольский.

Джулини К. М.

Джулини К. М. (Giulini) Карло Мария (р. 9 V 1914, Барлетта) - итал. дирижёр. Окончил консерваторию "Санта-Чечилия" в Риме как альтист у Р. Принчипе (1936) и как композитор у А. Бустини (1939), в 1941 - Академию "Санта-Чечилия" как дирижёр у Б. Молинари. Играл в оркестре академии. С 1946 дирижёр оркестра Римского, в 1950-53 - Миланского радио. В 1950 дебютировал как оперный дирижёр в Бергамо ("Травиата"). В 1953-56 дирижёр т-ра "Ла Скала", в 1955-58 работал в Чикаго, с 1969 дирижёр Чикагского, с 1973 - Венского симф., с 1978 - Лос-Анджелесского оркестров. С 1956 выступает с симф. оркестрами Европы и Америки. В репертуаре Д. существ. место занимают произв. композиторов 18 в., а также кон. 19 - нач. 20 вв.

Джульярдская музыкальная школа

Джульярдская музыкальная школа (Juilliard School of Music). Осн. в Нью-Йорке амер. меценатом, коммерсантом О. Джульярдом (A. Juilliard, 1836-1919), к-рый завещал ок. 20 миллионов долларов на развитие муз. культуры в США. При Д. м. ш., дающей высшее муз. образование нуждающимся способным ученикам, создана аспирантура -"Джульярд грэдьюейт скул" (Juilliard Graduate School). В 1926 к Д. м. ш. был присоединён Ин-т муз. иск-ва, осн. В. Дамрошем в 1905. Среди преподавателей - крупнейшие муз. педагоги США. В 1920 был учреждён Муз. фонд, назв. именем Джульярда, способствующий развитию конц. и оперной ("Метрополитен-опера", Нью-Йорк) деятельности в США.

Литература: Juilliard school of music, N. Y. (s. a.).

Джумабаев А. К.

Асек Кожобаевич (р. 9 V 1924, с. Байгазак, Нарынская обл. Кирг. ССР) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Кирг. ССР (1964). В 1945 дебютировал на сцене Кирг. муз.-драм. т-ра в Нарыне, с 1949 солист Кирг. т-ра оперы и балета. Исполнитель партий в кирг. операх, в т. ч.: Кульчоро, Толгой, Кыргыл-чал ("Айчурек", "Токтогул", "Манас" Власова, Малдыбаева и Фере), Шеге ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Арзымат ("Молодые сердца" Абдраева), Тойтук ("Холостяки" Аманбаева), Хидоят ("Проделки Майсары" Юдакова). Среди др. партий - Овлур ("Князь Игорь" Бородина), Велли ("Аршин мал алан" Гаджибекова). Выступает в концертах. Автор песен.

Предыдущая страница Следующая страница