Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГАН"-"ГАФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 3, "ГАН"-"ГАФ")

Ганская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ганслик Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гануш Я.

Гануш Я. (Hanus) Ян (р. 2 V 1915, Прага) - чеш. композитор. Учился у О. Еремиаша в Праге (1932-40). Руководитель муз. изд-ва Ф. А. Урбанека (до 1949), чл. совета лит. об-ва "Пршитомност", муз. об-в З. Фибиха, Й. Б. Фёрстера и О. Острчила, сотрудник неск. пражских изд-в. В кон. 40-х гг. организовал симф. оркестр при Армейском ансамбле им. В. Неедлы. Участвовал в подготовке полн. собр. соч. А. Дворжака (до 1955), традиции к-рого (наряду с традициями нем. поздних романтиков) продолжал в своём творчестве. Со 2-й пол. 50-х гг. использует серийную технику, алеаторику. Гос. пр. ЧССР (1962).

Сочинения: оперы (пост. в Пльзене) - Пламя (Plameny, 1956), Слуга двух господ (Sluha dvou pбnu, 1959); балеты - Соль дороже золота (Sul nad zlato, 1954, Оломоуц), Отелло (1959, Прага), Прометеев огонь (Plamen Prometeju, 1965, Прага); кантата Говорит земля (Zeme mluvн, 1940) и др.; для орк. - 5 симфоний (1942-67), симфониетта (с сопрано, 1957), Чеш. нар. танцы (1951), конц. симфония для органа, арфы, литавр, струнных (1954); камерно-инстр. соч.; хоры, 2 мессы и др. культовые соч.

Ганьебен А.

Ганьебен А. (Gagnebin) Анри (13 III 1886, Льеж - 2 VI 1977, Женева) - швейц. композитор и органист. По национальности бельгиец. Почётный доктор Женевского ун-та (1947) и почётный чл. Корол. академии музыки в Лондоне. Учился в Лозанне, Берлине, Женеве (у О. Барблана и Ж. Лаубера) и Париже (в "Схола канторум" у В. д'Энди, Л. Вьерна, А. Гастуэ, Б. Сельвы). В 1910-16 органист протестантской церкви Искупления в Париже; в 1916-25 - церкви св. Иоанна в Лозанне, одновременно преподавал в консерваториях Лозанны и Невшателя (история музыки, орган); в 1924-25 также профессор консерватории в Нёйенбурге. В 1925-57 директор Женевской консерватории (затем почётный директор); с 1927 преподавал учение о формах, в 1957-61 игру на фп. В 1938 организовал Междунар. конкурс исполнителей, ежегодно проводящийся в Женеве, и был его председателем до 1959. С 1933 ред. "Bulletin du Conservatoire de Musique de Genиve".

Сочинения: для солистов, хора и opк. - оратория Св. Франциск Ассизский (1933), реквием Суетность мира (Requiem des Vanitйs du Monde, 1939), кантата Песнопение в знак поминовения и на праздник всех святых (Chant pour le jour des morts et la Toussaint, 1943), оратория Таинство веры (Les mystиres de la foi, 1958), 139-й (1952) и 104-й (1962) псалмы; для орк. - 4 симфонии (1911-70), хореографич. симфонии Безумные девственницы (Les Vierges folles, 1913) и Весна (Printemps, 1948), 2 орк. сюиты по гугенотским псалмам (1954, 1966); для инструмента с орк. - концерты для фп. (1952), для влч. (1937), фантазия для фп. (1960); камерно-инстр. ансамбли - сонаты для скр. и фп., влч. и фп., 2 трио (для флейты, скр. и фп., 1941; для струнных, 1968), 3 струн. квартета (1917, 1924, 1927), квартет для флейты, скр., влч. и фп. (1961), секстет для 2 гобоев, 2 кларнетов и 2 фаготов (1971), октет (1970); для органа - Монолог и фуга (1959), Карийон (1961), Пастораль (1961), 6 пьес по гугенотским псалмам (1965), Партита (1965), Диалог и пассакалья (1967), фантазия (1968); хоры; соч. для голоса с орк., с фп., с органом; музыка к трагедии "Св. Авраам" Беза (1939), пьесе "Каждый" Гофмансталя (1942).

Гара П. Ж.

Гара П. Ж. (Garаt) Пьер Жан (26 IV 1764, Истариц, деп. Ниж. Пиренеи - 1 III 1823, Париж) - франц. певец (баритональный тенор), композитор. Брал уроки у дирижёра и композитора Ф. Бека (Бордо). Выступал в парижских муз. салонах и на конц. эстраде, завоевав славу одного из выдающихся певцов конца 18 - нач. 19 вв. С 1794 гастролировал в Германии и Англии. Среди любимых композиторов Г. был К. В. Глюк, арии из опер к-рого он постоянно включал в программы своих выступлений. Исполнение Г. отличалось музыкальностью, тонким чувством стиля, совершенством вокализации, большим технич. мастерством. Г. обладал редким по природе голосом большого объёма (современники отмечали его колоратурные пассажи). Автор неск. романсов, пользовавшихся большой популярностью в авторском исполнении. В 10-х гг. 19 в. оставил конц. деятельность. С 1799 профессор Парижской консерватории.

Литература: Fagoaga I., Pierre Garаt, le chanteur, Baiona, 1944. В. В. Тимохин.

Гара Э.

Гара Э. (Gara) Эудженио (р. 6 VII 1888, Генуя) - итал. муз. критик. Сотрудничал в разл. итал. периодич. изданиях, в т. ч. в журн. "Rassegna musicale", газ. "Oggi", "Corriere della sera", в 1956-64 в еженедельнике "Europeo". Наряду с освещением текущей муз. жизни Италии, Г. написал ряд крупных работ о вок. иск-ве и выдающихся совр. певцах.

Сочинения: Serata all'osteria della Scapigliatura, Mil., (1945) (совм. с F. Piazzi); I cantanti di mezzo secolo, в кн.: Cinquant'anni di opera e balletto in Italia, (Roma, 1954); M. Callas, Mil., 1957 (совм. с R. Hauert); Cantanti mascagnani tra pregiudizio e veritа, в кн.: P. Mascagni, сост. M. Morini, v. 1, Mil., 1964, и др.

Гарагули К.

Гарагули К. (Garaguly) Карл фон (р. 28 XII 1900, Будапешт) - скрипач и дирижёр. По национальности венгр. Чл. Корол. муз. академии в Стокгольме. Учился в Будапеште у Е. Хубаи и в Лихтенберге у А. Марто (скрипка). В 1923-30 концертмейстер группы скрипок оркестра в Гётеборге, в 1941-53 дирижёр оркестра Конц. об-ва в Стокгольме, в 1952-59 гл. дирижёр и худ. рук. оркестра об-ва "Гармония" в Бергене, затем гл. дирижёр оркестра в Арнеме (Нидерланды) и с 1965 - в Сённерборге (Дания). Гастролировал в разл. странах Европы, в т. ч. в СССР.

Гаранян Г. А.

Георгий Арамович (р. 15 VIII 1934, Москва) - сов. композитор, дирижёр и альт-саксофонист. Засл. арт. РСФСР (1981). Окончил Моск. станко-строит. ин-т (1957) и курсы дирижёров при Моск. консерватории (1969). Участник любительских и проф. муз. ансамблей, с 1958 солист и концертмейстер группы саксофонов в джаз-оркестре под рук. О. Л. Лундстрема, в 1966-68 солист, концертмейстер и дирижёр эстр. оркестра Всесоюзного радио, с 1970 его гл. дирижёр. В 1973-76 дирижёр симф. оркестра Мин-ва кинематографии, с 1973 худ. рук. ансамбля при Всесоюзной студии грамзаписи "Мелодия". Автор муз. произв. Лауреат междунар. и всесоюзных джазовых фестивалей.

Гарашти Э.

Эмиль - см. Харасти Э.

Гарбузов Н. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гарбузова Р. Б.

Рая Борисовна (р. 25 IX (8 X) 1906, Тбилиси) - амер. виолончелистка. Род. в семье рус. музыканта (трубача). Училась у К. А. Миньяра-Белоручева в Тбилисской консерватории (1914-23). С успехом концертировала в городах Сов. Союза. В 1923 дебютировала в Москве. С 1925 живёт за границей. Совершенствовалась у X. Беккера в Берлине, у Ф. Сальмона и П. Касальса в Париже. Гастролировала в странах Зап. Европы, в 1934 - в Москве. С 1927 живёт гл. обр. в США, где выступает с ведущими оркестрами, много концертирует в Европе. Была первой исполнительницей концерта для виолончели С. Барбера (1946; сделала ред. сольной партии) и др. виолончельных произв. (соната П. Хиндемита, концерт В. Риети).

Игре Г. свойственны теплота, выразительность, виртуозное владение инструментом.

Л. С. Гинзбург.

Гарделли Л.

Гарделли Л. (Gardelli) Ламберто (р. 8 XI 1915, Венеция) - швед. дирижёр и композитор. По национальности итальянец. Учился в Консерватории им. Дж. Россини в Пезаро, в консерватории "Санта-Чечилия" в Риме у Г. Петрасси и А. Бустини. В 1933-37 пианист-концертмейстер, в 1938-46 ассистент дирижёра, затем дирижёр "Театра оперы" в Риме. С 1946 гл. дирижёр Королевского оперного т-ра в Стокгольме и одноврем. Дротнингхольмского т-ра, в 1955-61 - оркестра Датского радио. Дирижировал во мн. т-рах, в т. ч. в Нем. гос. опере (1964-65), в "Метрополитен-опера" (1966-69), "Ковент-Гарден" (1969). С 1970 муз. рук. Гор. т-ра в Берне, с 1975 гл. дирижёр Корол. т-ра в Копенгагене. Выступает также как симф. дирижёр. Автор опер "Этруск" (1938), "Сновидение" ("Il sogno", 1942), "Импрессарио из Америки" ("L'impresario delle Americhe", 1946), симфонии, орк. пьес, концерта для трубы, гобоя, кларнета и струнных, реквиема и др.

Гарден М.

Гарден М. (Garden) Мэри (20 II 1877, Абердин, Шотландия - 4 I 1967, там же) - амер. певица (сопрано). С 6 лет училась игре на скрипке и на фп.; с 1893 брала уроки пения у Р. Дафф в Чикаго, с 1895 - у М. Маркези, Л. Фюжера, Ж. Буи, Ж. Шевалье и др. в Париже. Дебютировала в партии Луизы ("Луиза" Г. Шарпантье) в т-ре "Опера комик" (1900), выступала также в "Гранд-Опера" в Париже, в Монте-Карло. Была первой исполнительницей партии Мелисанды в опере К. Дебюсси "Пеллеас и Мелисанда" (Париж, 1902). В 1907 впервые выступила в Нью-Йорке, исполнив партию Таис ("Таис" Ж. Массне) в "Манхаттан опера хаус". В 1910-30 солистка Чикагской оперной компании (в 1921-22 её импресарио). При содействии Г. здесь в 1921 прошла премьера оперы "Любовь к трём апельсинам" С. Прокофьева. Г. гастролировала во мн. т-рах Европы (Лондон, Брюссель и др.), в США.

Партии: Кармен, Тоска; Маргарита ("Фауст"); заглавные партии в операх "Монна Ванна" А. Феврье, "Сафо", "Гризельда" Массне, "Саломея" Р. Штрауса и др. Г. была первой исполнительницей ряда партий в операх совр. ей франц. композиторов - К. Леру (Орланда, "Королева Фьяметта", 1903), К. Сен-Санса (Елена, "Елена", 1904), К. Эрланже (Хризис, "Афродита", 1906), А. Онеггера (Юдифь, "Юдифь", 1927), Ф. Альфано (Катюша, "Воскресение", 1930) и др. Обладая исключит. вок. данными, Г. владела мастерством актёрского перевоплощения; её игра отличалась яркой сценич. эмоциональностью. Г. тонко передавала стилистич. особенности классич. и совр. музыки. Оставив сцену в 1931, продолжала выступать в концертах. С 1935 преподавала оперное пение в Чикагском муз. колледже. Среди её учениц - известные амер. певицы Г. Мур, Дж. Джексон и др. Г. была также консультантом по постановке фильмов-опер в Голливуде. В 1939 возвратилась в Шотландию. Выступала в США с лекциями (1947) и по телевидению (1954). Написала мемуары (совм. с Л. Бьянколли) "История Мэри Гарден" ("Маrу Garden's story", N. Y., 1951).

Литература: Тимохин В., Нежная Мелисанда и буйная Саломея, "СМ", 1957, No 10, с. 120-21.

М. М. Яковлев.

Гарднер И.

Гарднер И. (Gardner) Иоганн фон (р. 10 (22) XII 1898, Севастополь) - нем. музыковед. Получил теологич. образование, специализировался в области др.-рус. певч. иск-ва. С 1954 читал лекции о рус. церк. пении в Мюнхенском ун-те. Составил описание др.-рус. певч. рукописей в б-ках Мюнхена, Парижа, Брюсселя, Лондона, Оксфорда и Рима (в сб.: "Die Welt der Slaven", II, 1957; III, 1958; V, 1960; VI, 1961; VIII, 1963).

Сочинения: Das Cento-Prinzip der Tropierung und seine Bedeutung fьr die Entzifferung der altrussischen linienlosen Notationen, в сб.: Musik des Ostens, I, Kassel, 1962; Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, там же, II, Kassel, 1963; Ein handschriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift (совм. с Э. Кошмидером), Bd 1-2, Mьnch., 1963-66; Einige Beobachtungen ьber die Einschubsilben im altrussischen Kirchengesang, в сб.: "Die Welt der Slaven", XI, 1966; Das Problem der altrussischen demestischen Kirchengesanges und seiner linienlosen Notation, "Slavistische Beitrдge", XXV, Mьnch., 1967; Altrussischer notierter Oktoich der Bibliothиque de l'Arsenel zu Paris, "Acta Musicologica", XLII, 1970; Алексей Федорович Львов, Нью-Йорк, 1970, и др.

Гарландиа Й.

Гарландиа Й. (Garlandia) Йоханнес де (ок. 1190 - ок. 1272, Париж(?)) - англ. теоретик музыки. Род. в Англии, учился в Оксфорде (ок. 1210-15), затем в Париже, где, возможно, был учеником Алануса аб Инсулис. Работал во Франции. В 1217 основал в Париже муз. школу. В 1229-32 магистр нового ун-та в Тулузе; преследуемый доминиканцами, был вынужден покинуть ун-т. В 1232-45 снова работал в Париже; там были написаны его осн. сочинения - произв. историч. и теологич. содержания, труды по грамматике (в т. ч. Словарь, содержащий ряд муз. терминов и назв. муз. инструментов). Главное исследование Г. - трактат "Положение о мензуральной музыке" ("De musica mensurabili positio"; рукоп. хранятся в Париже и Риме), в к-ром он разрабатывал мензуральную теорию, придерживаясь ещё старой системы нотации, принятой для григорианских хоралов (см. Мензуральная нотация). Из др. работ Г. по теории музыки сохранились 2 фрагмента, "De fistulis" и "De nolis", a также "De cantu piano". Мн. работы ср.-век. муз. теоретиков приписываются Г. По одним предположениям (X. Мозер), было двое Г. - старший и младший, по другим источникам, - это одно и то же лицо.

Издания: Joannes de Garlandia. Morale scolarium..., Berkley, 1927 (Memoirs of the University of California, v. 4, No 2).

Литература: Шевалье Л., История учений о гармонии, пер. с франц., М., 1932, с. 5; Coussemaker Ch. E. H. de, Histoire de l'harmonie au Moyen вge, P., 1852; Коrnmьller U., Die alten Musiktheoretiker. Kirchenmusikalisches Jahrbuch, 4, 1889; Riemann H., Garlandia, der Musiktheoretiker, Lpz., 1898; Habel Е., Johannes de Garlandia, ein Schulmann des 13. Jahrhunderts, в сб.: Mitteilungen der Gesellschaft fьr deutsche Erziehungs- und Schulgeschichte, Jahrg., 19, В., 1909; raetоw L. J., The life and works of John of Garland (introduction) "Memoirs of the University of California", v. 4, No 2, 1927; Reimer Е., J. de Garlandia, De mensurabili musica, Freiburg i. Br., 1970 (Diss.).

Б. В. Левин.

Гармонизация

Гармонизация - сочинение гармонич. сопровождения к к.-л. мелодии, а также само гармонич. сопровождение. Одна и та же мелодия может быть гармонизована по-разному; каждая Г. как бы даёт ей разл. гармонич. истолкование (гармонич. варьирование). Однако важнейшие элементы (общий стиль, функции, модуляции и т. п.) наиболее естественной Г. определяются ладово-интонац. строением самой мелодии. Решение задач по Г. мелодии составляет осн. метод обучения гармонии. Г. чужой мелодии может быть и художеств. задачей. Особое значение имеет Г. нар. песен, к к-рой обращались уже Й. Гайдн и Л. Бетховен. Она широко применялась и в рус. музыке; её выдающиеся образцы были созданы рус. композиторами-классиками (М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. К. Лядовым и др.). Г. рус. нар. песен они рассматривали как один из способов формирования нац. гармонич. языка. Многочисл. обработки рус. нар. песен, выполненные рус. композиторами-классиками, собраны в отд. сборниках; помимо того, встречаются и в их собств. сочинениях (операх, симф. произведениях, камерной музыке). Нек-рые рус. нар. песни неоднократно получали разл. гармонич. истолкование, отвечающее стилю каждого из композиторов и конкретным художеств. задачам, к-рые он ставил перед собой:

Гармонизация

H. A. Римский-Корсаков. Сто русских народных песен. No 11, "Исходила младенька".

Гармонизация

М. П. Мусоргский. "Хованщина". Песня Марфы "Исходила младёшенька".

Большое внимание Г. нар. мелодий уделяли также выдающиеся муз. деятели др. народов России (Н. В. Лысенко - на Украине, Комитас - в Армении). К Г. нар. мелодий обращались и многие зарубежные композиторы (Л. Яначек - в Чехословакии, Б. Барток - в Венгрии, К. Шимановский - в Польше, М. де Фалья - в Испании, Воан-Уильямс - в Англии и др.). Г. нар. музыки постоянно привлекает внимание сов. композиторов (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. В. Александров - в РСФСР, Л. Н. Ревуцкий - на Украине, А. Л. Степанян - в Армении и др.). Важную роль Г. играет также в различного рода транскрипциях, парафразах.

Литература: Кастальский A., Основы народного многоголосия, М.-Л., 1948; История русской советской музыки, т. 2, М., 1959, с. 83-110, т. 3, М., 1959, с. 75-99, т. 4, ч. 1, М., 1963, с. 88-107; Евсеев С., Русская народная полифония, М., 1960, ДубовскиЙ И., Простейшие закономерности русского народно-песенного двух- трехголосного склада, М., 1964. См. также лит. при статье Гармония.

Ю. Г. Кон.

Гармоника

Гармоника (от греч. armonikos - созвучный, стройный, гармоничный) - общее наименование нек-рых муз. инструментов. См. Гармонь, Аккордеон, Губная гармоника, Стеклянная гармоника.

Гармоники (музыкальные теоретики)

Гармоники (музыкальные теоретики) - музыкальные теоретики Древней Греции, к-рые, в противоположность каноникам, полагали, что при определении интервала ведущее значение имеют не математич. расчеты - измерения частей струны монохорда, но слуховое восприятие. К Г. принадлежали Аристоксен и представители его школы. Единицей для измерения интервалов у Аристоксена служил целый тон; все прочие интервалы рассматривались как совокупность нескольких целых тонов (напр., октава, равная 6 целым тонам) или как часть целого тона (его половина, треть, четверть и т. п.). Хотя эта система лишь приближенно отражала величину реальных интервалов, она обладала значительно большей простотой сравнительно с системой каноников. Сам Аристоксен применял термин "Г." как общее наименование муз. теоретиков.

Гармоники (Обертоны)

Гармоники (Обертоны) - см. Обертоны.

Гармониум

Гармониум - см. Фисгармония.

Гармоническая функция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гармонические призвуки

Гармонические призвуки - см. Обертоны.

Гармонический мажор

Гармонический мажор - разновидность мажорного лада. По сравнению с натуральным мажором VI ступень Г. м. - низкая. VI ступень отстоит от V на мал. секунду, что усиливает ее тяготение к V ступени. Между VI и VII ступенями возникает интервал увеличенной секунды, как в гармоническом миноре.

Гармонический мажор

На I и V ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном мажоре, мажорные трезвучия (Т и D), а на IV ступени образуется малое (минорное) трезвучие (s), что усиливает экспрессивность лада, внося в него элемент минора. Г. м. встречался уже в 17 в., однако широкое распространение получил лишь в 19 в. в музыке композиторов-романтиков и позднее.

Литература: Римский-Корсаков Н., Учебник гармоний, СПБ, 1884-1885; то же, Полн. собр. соч., т. IV, M., 1960; Tюлин Ю., Учение о гармонии, ч 1, Л., 1937, М., 1966; Павлюченко С., Элементарная теория музыки, M.-Л., 1946; Способин И., Элементарная теория музыки, M., 1951, 1968.

Ю. Г. Кон.

Гармонический минор

Гармонический минор - разновидность минорного лада. По сравнению с натуральным минором VII ступень Г. м. - высокая. Она представляет собой вводный тон, остро тяготеющий вверх к приме тоники; между VI и VII ступенями возникает интервал ув. секунды.

Гармонический минор

На I и IV ступенях Г. м. сохраняются, как и в натуральном миноре, малые (минорные) трезвучия (t и s), a на V ступени образуется большое (мажорное) трезвучие (D). Наличие вводного тона и связанная с этим мажорность доминанты позволяют трактовать аккордовые соединения и связи Г. м. по аналогии с мажором. Г. м. возник в 17 в. как лад, противоположный мажору по эмоцион. окрашенности, но допускающий сходные с ним приёмы гармонизации. Широко распространен до наст. времени.

Литература: см при ст. Гармонический мажор.

Ю. Г. Кон.

Гармония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гармонь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гарнер Э.

Гарнер Э. (Garner) Эрролл (15 VI1921, Питсбург - 3 I 1977, Лос-Анджелес) - амер. джазовый пианист негр. происхождения. Спец. муз. образования не получил. С 1939 выступал в Питсбурге и Нью-Йорке, с 1944 играл в трио С. Стюарта в Нью-Йорке. Участвовал в джазовом фестивале в Париже (1948), выступая с созданным им трио (фп., контрабас, ударные). Один из популярных джазовых музыкантов, Г. в своей исполнит. манере сочетал элементы виртуозной импровизационности, свойственной совр. стилям, с живостью и экспрессией раннего джаза. Выступал с симф. оркестрами как солист, в т. ч. с Нац. симф. оркестром в Вашингтоне (1974-75). Автор популярной джазовой баллады "Грустно" ("Misty") и музыки к кинофильмам.

Гарсиа М. П. В.

Гарсиа М. П. В. (Garcнa) Мануэль дель Пополо Висенте (22 I 1775, Севилья - 9 VI 1832, Париж) - испан. певец (тенор), гитарист, композитор и вок. педагог. Родоначальник семьи известных вокалистов. С 6-летнего возраста пел в церк. хоре в Севилье, где учился пению у А. Рипы и X. Альмарчи. Первые муз. сочинения написал для Нар. т-ра в Кадисе. Поступив в 1798 в театр. труппу в Мадриде, стал одним из лучших исполнителей теноровых партий во франц. комич. операх, модных в то время в Испании. В 1802 участвовал в испан. премьере "Свадьбы Фигаро". С 1808 пел в "Театр Итальен" в Париже (дебютировал в "Гризельде" Ф. Паэра, после чего сразу стал ведущим солистом), с 1816 первый тенор этого т-ра. В 1811-16 гастролировал в Неаполе и др. городах Италии, где совершенствовался у Дж. Анзани; был первым исполнителем партии графа Альмавивы в "Севильском цирюльнике" (Рим, 1816). С 1818 выступал в Лондоне, в 1823 основал там школу пения. В 1825-27 совершил гастрольную поездку со своими детьми-певцами по США, в 1828 выступал в Мехико. Г. исполнял все осн. партии тенорового репертуара конца 18 - нач. 19 вв.: Дон Оттавио, Дон Базилио ("Дон Жуан", "Свадьба Фигаро"), Ахилл ("Ифигения в Авлиде" Глюка), Норфольк ("Елизавета, королева Английская" Россини) и др. С 1829 преподавал вок. иск-во в организованной им в Париже школе пения. Среди учеников Г.: сын - М. П. Р. Гарсиа и дочери М. Малибран и П. Виардо-Гарсиа; А. Мёрик-Лаланд, А. Нурри и др.

Г. - автор и постановщик многочисл. опер, гл. обр. комич.; среди них 18 испан., в т. ч. "Узник" ("El preso", 1803), 21 итальянская - "Багдадский калиф" ("Il califfo di Bagdad", 1813) и др., 8 французских - "Две стороны женитьбы" ("Les deux contrats de mariage", 1824) и др. Написал ряд тонадилий, имевших успех у демократич. испан. зрителя, в т. ч. "Махо и маха" ("El Majo y la maja", 1798), "Мнимый слуга" ("El criado fingida", 1804; мелодич. обороты песни в стиле поло из этой тонадильи использованы Ж. Бизе в антракте к 4-му действию "Кармен"); популярная песня "Контрабандист я!" из "Расчётливого поэта" ("El poeta calculista", 1805) включена Г. Лоркой в пьесу "Мариана Пинеда".

Литература: Lеviеn J. M., The Garcia family, L.., 1932; Hаrris L., Don Manuel Garcia, "Opera News", 1950, 11 Dec.; Subirб J., Dos grandes musicos desmadrileсizados, Manuel Garcia (padre e hijo), в кн.: Institut de estudios madrileсos, Anales III, 1968.

M. A. Вайсборд.

Гарсиа М. П. Р.

Гарсиа М. П. Р. (Garcнa) Мануэль Патрисио Родригес (17 III 1805, Мадрид - 1 VII 1906, Лондон) - испан. певец (бас и баритон) и вок. педагог. Сын я ученик М. дель П. В. Гарсиа. Дебютировал как оперный певец в партии Фигаро ("Севильский цирюльник", 1825, Нью-Йорк, "Парк-театр") во время гастрольной поездки с отцом по городам США (1825-27) и в Мехико (1828). Педагогич. деятельность начал в Париже в вок. школе отца (1829). В 1842-50 преподавал пение в Парижской консерватории, в 1848-95 - в Корол. муз. академии в Лондоне. Большое значение для развития вок. педагогики имели инструктивные работы Г. - "Записки о человеческом голосе", одобренные франц. Академией наук, и особенно - "Полное руководство по искусству пения", переведённое на мн. яз.

Г. внёс также ценный вклад в изучение физиологии человеч. голоса. За изобретение ларингоскопа он удостоен степени доктора медицины Кёнигсбергского ун-та (1855). Педагогич. принципы Г. оказали значит. влияние на развитие вок. иск-ва 19 в., получив широкое распространение также через его многочисл. учеников, среди к-рых наиболее известны певицы - Е. Линд, Э. Фреццолини, М. Маркези, Г. Ниссен-Саломан, певцы - Ю. Штокхаузен, К. Эверарди и Г. Гарсиа (сын Г.).

Литературные сочинения: Mйmoires sur la voix humaine, P., 1840; Traitй complet de l'art du chant, Mayence-Anvers-Brux., 1847; Hints of singing, L., 1895; Garcia Schule..., нем. пер., (W.), 1899 (рус. пер. - Школа пения, ч. 1-2, М., 1956).

Литература: Багадуров В. A., Очерки по истории вокальной методики, ч. 1, М., 1929, с. 172-204; его же, Предисловие, комментарии и примечания, в кн.: Гарсиа М., Школа пения, пер. с франц., ч. 1-2, М., 1956; Mасkinlау M. St., Garcia the centenarian and his time, N. Y., 1908; Lach R., Manuel Garcia und die Erfindung des Kehlkopfspiegels, "Wiener Medizinische Wochenschrift", 1927. См. также лит. при ст. Гарсиа М. П. В.

М. А. Вайсборд.

Гарсия Морильо Р.

Гарсия Морильо Р. (Garcia Morillo) Роберто (р. 22 I 1911, Буэнос-Айрес) - аргент. композитор и музыковед. Окончил Нац. консерваторию в Буэнос-Айресе (обучался у Ф. Угарте и К. Гайто). Занимался в Париже у И. Ната (фп.). С 1942 преподаёт композицию, инструментовку и историю музыки в Нац. консерватории в Буэнос-Айресе. Автор монографий о М. П. Мусоргском (1943), Н. А. Римском-Корсакове (1945), К. Чавесе (1960) и др.

Сочинения: мелодрама Эшер (по новелле Э. По, 1942, Буэнос-Айрес), хореографич. кантата Мориана (на тексты старинных испан. романсов, пост. 1958); кантаты, в т. ч. Диван Тамарит (на тексты Ф. Гарсиа Лорки, 1953); 3 симфонии (1948-61); камерно-инстр. ансамбли, произв. для фп.; Романсы любви и смерти для голоса и фп. (Romances del amor у la muerte, на тексты старинных испан. романсов, 1959); музыка к кинофильмам.

Гартевельд В. Н.

Гартевельд В. Н. - правильнее Хартевельд Вильгельм Наполеонович (Юлиус Наполеон Вильгельм) (5 IV 1859 (по уточн. данным), Стокгольм -1 X 1927, там же) - рус. композитор и дирижёр. По национальности швед. Муз. образование получил в Лейпцигской консерватории. В 1882-1918 жил в России. Посетил Сибирь (1908), где записал песни ссыльных, политкаторжан. С 1909 организовывал концерты-лекции во мн. городах России, пропагандируя муз. фольклор сибирской каторги (популярен был "Кандальный марш" в записи и обр. Г.). Преследовался царским правительством. В 1919-1920 жил в Константинополе, с 1920 - в Швеции. Автор опер "Песнь торжествующей любви" ("Сон", по повести И. С. Тургенева, 1895, Харьков), орк. сочинений (в т. ч. "Испанские танцы"), романсов на сл. Д. М. Ратгауза, А. К. Толстого и др. Издал неск. песенных сб.: "Песни каторги. Песни сибирских бродяг и каторжников" (СПБ, (1908)), "8 песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев" (СПБ, (1908)), "25 песен сибирских каторжан, бродяг и инородцев" (СПБ, б. г. (1909)). 12 обр. Г. были записаны на грампластинки и выпущены с пояснит. брошюрой "Песни каторжан" (М., 1909).

Литература: Кузнецов Евг., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 280-84; Зелов Н., "Кандальный марш", "СМ", 1966, No 11.

И. M. Ямпольский.

Гартман К. А.

Карл Амадеус - см. Хартман К. А.

Гартман Ф. А.

Фома Александрович (9 (21) IX 1885, имение Хоружевка, ныне Харьковская обл. - 26 III 1956, Принстон, штат Нью-Йорк) - рус. композитор и дирижёр. В 1900-02 учился в Петерб. консерватории у А. Н. Есиповой (фп.). Брал уроки композиции у А. С. Аренского, контрапункт изучал у С. И. Танеева (1907). В 1919-21 преподавал в Тбилисской консерватории. С 1921 жил за границей: в Константинополе, Берлине (организовал симф. оркестр для пропаганды рус. музыки), Париже, с 1951 - в Нью-Йорке. В ранних произв. развивал традиции рус. школы (во мн. сочинениях сказывается влияние М. П. Мусоргского), позднее (после 1925) испытал воздействие модернизма. Отличит. черты муз. стиля Г. - красочность гармонич. средств, колоритность инструментовки (виртуозное применение ударных инструментов), мастерское использование приёмов политональности и полиритмии.

Сочинения: опера - Эстер; балеты - Аленький цветочек (по сказке С. Т. Аксакова, 1907, Мариинский т-р, Петербург), Бабетта (1935, Ницца); для орк. - 4 симфонии (1915, 1944, 1953, 4-я - 1955, не завершена), 12 русских сказок (исп. 1955); концерты с орк.- для фп. (1940); 2 для скр. (исп. 1943, 1950), для влч. (1935), для 2 к-басов (1943), для арфы (1944), для флейты (исп. 1950); сюита Из стихов Авсония (для голоса и орк., изд. 1914); камерно-инстр. ансамбли; фп. пьесы; песенные циклы на сл. К. Д. Бальмонта, П. Верлена, М. Пруста, Дж. Джойса и др.

Литературные сочинения: Об употреблении ударных инструментов в оркестре, "Музыка", 1912, No 80, 82; Sergei Ivanovitch Taneeff, "Tempo", 1956, No 39 (рус. пер. - "CM", 1965, No 6).

И. M. Ямпольский.

Гарута Л. Я.

Луция Яновна (р. 1 (14) V 1902, Рига) - сов. композитор, пианистка и педагог. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1962). В 1924 окончила Латв. конс. по кл. композиции Я. Витола, в 1925 по кл. фп. Л. Гоман. В 1926 и в 1928 совершенствовалась в Париже. В 1927-1947 преподаватель Рижской нар. консерватории (ныне Муз. уч-ще им. Я. Медыня), с 1940 - Латв. консерватории по кл. композиции, гармонии и полифонии). В творчестве Г. разнообразно представлена вокальная и инструментальная музыка, оно характеризуется лирической выразительностью (нек-рые сольные песни созданы на собственный текст).

Сочинения: опера - Серебристая птица (1938, на собств. либретто); оратория - Живое пламя (1967, текст Я. Райниса); кантаты; для орк. - Сказание (1932), Медитация (1934), симф. вариации "На моей родине" (1935), поэма Золотой конь (1959); концерт для фп. с орк. (1951); фп. трио (1948), произв. для фп., скр., влч.; ок. 200 сольных песен, хор. песни, обр. латыш. нар. песен.

Литература: Stumbre S., Zvaigznes un zeme. Lucija Garuta dzives un dailrades gaita, Riga, 1969.

Я. Я. Витолинь.

Гаршнек А. И.

Анатолий Иванович (р. 17 XI 1918, Старый Изборск, ныне Псковской обл.) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1960). Кандидат искусствоведения (1955). Чл. КПСС с 1960. Окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции X. Я. Эллера (1950), аспирантуру при Моск. консерватории у С. С. Богатырёва (1953). С 1953 преподаёт в Таллинской консерватории (с 1962 доцент, с 1964 декан). Для творчества Г. характерна связь с интонац. строем народности сету (юго-запад Эстонии).

Сочинения: детская опера - Великий волшебник (1968); оратория - Старейшина Меэлис и князь Вячко (1954); кантаты, в т. ч. Десятилетняя песня (сл. В. В.Маяковского, 1968); для орк. - 2 симфонии (1953, 1963), симфониетта (1957), сюита Партизаны (1951), поэма Побеждённое болото (1950); камерно-инстр. произв., в т. ч. фп. квинтет (1955), квинтет для деревянных духовых инструментов (1968), квартет для деревянных духовых инструментов (1965), трио для трубы, валторны и фп. (1969), произв. для фп.; 5 сетусских песен для меццо-сопрано и орк. (1953), 5 песен для жен. голоса на сл. А. А. Блока (1970); сюита Песни причудья (для жен. хора, 1960), 5 песен для жен. хора (сл. народные, 1970), 3 прелюдии и фуги для жен. хора.

Л. Нормет.

Гаряева В. Н.

Валентина Нимгировна (р. 8 III 1939, с. Яшкуль, Калм. АССР) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1979). Деп. Верх. Совета Калм. АССР 6-го созыва. Окончила муз. уч-ще в г. Элиста, в 1969 совершенствовалась в Москве у И. П. Яунзем. С 1958 солистка ансамбля песни и танца "Тюльпан" (Элиста). В репертуаре Г. калм. нар. песни, а также песни др. народов СССР (исполняет на 15 языках). Собирательница калм. муз. фольклора. Гос. пр. Калм. АССР им. О. Городовикова (1972). Гастролирует за рубежом.

Гасанов Г. А.

Готфрид Алиевич (18 IV (1 V) 1900, Дербент - 28 V 1965, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Даг. АССР (1943), засл. деят. иск-в РСФСР (1960). В 1926 окончил Ленинградскую консерваторию по классу фп. M. H. Бариновой; по классу композиции занимался у В. П. Калафати. В том же году организовал в Буйнакске (Дагестан) первое муз. уч-ще. Преподавал фп. в Махачкале, Самаре, Ленинграде; выступал с сольными концертами как пианист. В 1935-38 и в 1947-53 худ. рук. Ансамбля песни и танца Даг. АССР; в 1943-47 зав. муз. частью Кумыкского муз.-драм. т-ра. В 1955-62 пред. правления CK Даг. АССР. Участвовал в муз.-этнографич. экспедициях. Составил сборники: "Сто дагестанских народных песен" (Махачкала, 1948), "Кумыкские йыры и сарыны" (М., 1956) и др. Основоположник даг. проф. муз. творчества, Г. является одним из первых представителей проф. муз. культуры Дагестана, пропагандистом произв. рус. и классич. музыки. Автор первых даг. произв. муз.-театр. жанров (опера, балет, муз. комедия).

Сочинения: опера - Хочбар (ок. 1937); дет. балет - Карачач (Чернокосая, 1945); муз. комедии - Юрек сюйсе (Если сердце захочет, 1945, Кумыкский муз.-драм. т-р), Терек тюпде (Под деревом, 1959, там же); оратория - Джигиты Дагестана (1943), 2 кантаты - Дагестанская кантата о Родине (на сл. Р. Гамзатова, 1949; Гос. пр. СССР, 1951), Горы поют (1961); для орк. - Дагестанская фантазия (1942); 2 концерта для фп. с орк. (1948; Гос. пр. СССР, 1949; 1959); рапсодии - для фп. с орк. (1963), для альта с орк. (1965); симф. танцы (1963), три кумыкских песни (1964); фп. миниатюры - Лирические пьесы (изд., 1956), 24 прелюдии (1963), сюита для двух фп. (1954), камерные произв.; соч. для оркестра даг. нар. инструментов; романсы, песни, музыка к драм. спектаклям (св. 20) и кинофильмам.

Литература: Говоров С., Лауреат Сталинской премии композитор Г. А. Гасанов, Махачкала, 1949; Агабабов С., Г. А. Гасанов, в кн.: Деятели музыкального искусства Дагестана, Махачкала, 1960.

М. А. Якубов.

Гаспарян Г. М.

Гаспарян Г. М. (урожд. Хачатрян) Гоар Микаэловна (р. 14 XII 1924, Каир) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Муз. образование получила в Каире под рук. проф. Э. Фельдман и дирижёра В. Карро. В 1948 переехала в Арм. ССР. С 1949 солистка Арм. т-ра оперы и балета. Голос огромного диапазона, проникновенность, изящество исполнения, вдумчивая и тонкая трактовка различных по стилю сочинений сочетаются у Г. с виртуозным владением колоратурной техникой.

Лучшие партии Г.: Лакме, Лючия, Виолетта, Дездемона, Джильда, Маргарита, Розина; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти). Значит. место занимают партии в операх арм. композиторов: Ануш, Шушан ("Ануш", "Давид-Бек" Тиграняна), Гоар ("Героиня" Степаняна; Гос. пр. СССР, 1951), Олимпия ("Аршак II" Чухаджяна).

С 1965 преподаёт в Ереванской консерватории. Широкое признание Г. получила как конц. певица. Выступает во мн. городах СССР и за рубежом (Польша, Венгрия, Англия, Франция, Япония, США, Канада, страны Южной Америки и др.). Гос. пр. Арм. ССР (1964).

Литература: Татевосян A., Г. Гаспарян, Ер., 1959 (на арм. яз.).

Г. Ш. Геодакян.

Гасташева Н. К.

Наталья Казбулатовна (р. 3 I 1940, г. Терек, Каб.-Балк. АССР) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. РСФСР (1980). Чл. КПСС с 1978. Деп. Верх. Совета Каб.-Балк. АССР 9-10-го созывов. В 1965 окончила Саратовскую консерваторию, с того же года солистка ансамбля песни и танца "Кабардинка" в Нальчике. Принимала участие в оперных спектаклях "Свадьба Фигаро" Моцарта (Керубино), "Мадина" М. Балова и X. Карданова (Мадина). С 1969 солистка Каб.-Балк. филармонии. Гос. пр. Каб.-Балк. АССР (1974). Гастролирует за рубежом.

Гастуэ А.

Гастуэ А. (Gastoue) Амедей (13 III 1873, Париж - 1 VI 1943, Кламар, близ Парижа) - франц. музыковед. Учился музыке в Париже у А. Лавиньяка, А. Гильмана и др. Был органистом капеллы "Сен-Жан Батист" в Бельвиле. Преподавал григорианское пение в "Схола канторум" (с 1898), в Католич. ин-те (с 1911), а также - в Высшей школе обществ. наук. В 1904-14 профессор пения в лицее Монтень. С 1905 муз. критик газеты "La Semaine littйraire". В 1934-36 и в годы 2-й мировой войны 1939-45 - президент Французского об-ва музыковедения. Чл. Академии иск-в (Париж).

Наиболее значит. труды Г. - в области церк. музыки, прежде всего григорианского пения. Исследования Г. посв. также византийской музыке, творчеству композиторов средневековья и ars nova (он первым обнаружил и опубликовал соч. Гильома де Машо). Редактировал периодич. издания по вопросам духовной музыки. В 1896-1905 возглавлял издание "Обзор григорианского пения" ("Revue du chant grйgorien"). Автор оперы "Жанна д' Арк", кантаты "Христос, искупитель", орк. и камерных соч., хоров, песен, церк. музыки (мессы, мотеты и др.).

Сочинения: La tradition ancienne dans le chant byzantin, P., 1899; Histoire du chant liturgique а Paris, P., 1904; Cours thйorique et pratique du chant grйgorien, (P.), 1904; Le drame liturgique, P., 1906; Les messes royales de Henri Dumont, P., 1909; L'йducation musicale, P., 1911; L'art grйgorien, P., 1911; Les primitifs de la musique franзaise, P., (19221, La vie musicale de l'йglise, (P.), (1929); L'йglise et la musique, P., 1936; Le chant gallican, Grenoble, 1939.

М. М. Яковлев.

Гатри В.

Гатри В. (Guthrie) Вуди (Вудро Уилсон) (1912, Окема, шт. Оклахома - 3 X 1967, Нью-Йорк) - амер. поэт, композитор и нар. певец (фолксингер). Автор св. 1000 песен; нек-рые из них стали народными. Основоположник жанра совр. амер. песни протеста, Г. оказал большое влияние на движение т. н. фолкников, в частности на Б. Дилана и П. Сигора. С детских лет зарабатывал на жизнь исп. песен под аккомпанемент гитары на деревенских вечеринках и праздниках, в кабаре. Позднее стал выступать по радио в Калифорнии и Мексике, странствовал по США. Его песни, сатирич. куплеты, баллады, в к-рых нашли яркое выражение острая злободневная тематика и социальный протест, завоевали огромную популярность в американских демократических кругах. Последние 10 лет жизни перестал выступать из-за тяжёлой болезни. Написал автобиографию "Поезд мчится к славе" ("Bound for glory", N. Y., 1968, рус. пер. - M., 1968).

Гатри М.

Гасри, Гутри (Guthrie) Мэтью (Матвей) (ум. 1807, Петербург) - исследователь рус. нар. песен и инструментов. По национальности шотландец. Жил в Петербурге. Служил в кадетском и инженерном корпусах (врач). Чл. петерб. Музыкального клуба. Автор кн. "Рассуждение о древностях России", к-рая была представлена им в Корол. об-во антиквариев Шотландии и изд. в Петербурге в 1795 на франц. яз. ("Dissertations sur les antiquitйs de Russie"). В книге приводятся описания др.-рус. мифологич. верований и обрядов, нар. обычаев, праздников, игр. Наряду со сведениями, почерпнутыми из работ рус. авторов (М. И. Попова, Н. А. Львова и др.), в ней содержатся оригин. наблюдения, осп. на непосредств. знакомстве с нар. бытом. Наибольшую ценность представляют данные Г. о рус. нар. инструментах.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России, т. 2, М.-Л., 1929, с. 328-31.

Гатти К.

Гатти К. (Gatti) Карло (р. 19 XII 1876, Флоренция) - итал. музыковед, композитор и муз. деятель. В 1894 окончил Миланскую консерваторию (ученик А. Галли, М. Саладипо, А. Каталани и др.). В 1898-1941 преподавал здесь гармонию, контрапункт и оркестровку, до 1948 работал на кафедре по изучению творчества Дж. Верди. В 1921 основатель концертов "Театро дель пополо", в 1942-44 управляющий театром "Ла Скала" в Милане. В 1918-48 муз. критик журн. "Illustrazione Italiana". Автор 3 опер, симф., хор. и др. произв., обработок сочинений Дж. Б. Виотти, А. Скарлатти, Дж. Паизиелло, Л. Лео и др. Музыковедч. работы Г. посв. гл. обр. оперному иск-ву 2-й пол. 19 в.

Сочинения: Verdi, v. 1-2, Mil., 1931; 20 anni di concerti del Teatro del Popolo di Milano. 1921-1941, Mil., 1941; Revisioni e rivalutazioni verdiane, Torino, 1952; Catalani, Mil., 1953; Il Teatro alla Scala nella storia e nell'arte (1778-1958), v. 1-2, Mil., 1963, то me (1778-1963), Mil., 1964; R. Wagner. Appunti commemorativi, Mil., 1964.

Гаудримас Ю. К.

Юозас Казио (p. 7 (20) I 1911, дер. Урвиняй, ныне Шакяйского р-на Литов. ССР) - сов. музыковед. Засл. деятель иск-в Литов. ССР (1965). Академик АН Литов. ССР (1972). Чл. КПСС с 1958. Учился в Каунасском ун-те (филологический ф-т). В 1939 окончил Каунасскую консерваторию по классам гобоя и воен. дирижирования. В 1935-54 артист симф. оркестров радио, филармонии и Литов. т-ра оперы и балета. С 1945 преподаёт в Вильнюсской консерватории, с 1953 зав. кафедрой истории музыки, с 1965 профессор. Основные работы Г. посвящены литов. муз. культуре. Гос. пр. Литов. ССР (1968).

Сочинения: Is lietuviu muzikinйs kulturos istorijos, kn. 1-3, Vilnius, 1958-67; Lietuviu tarybinй musika, Vilnius, 1960; Tarybu Lietuvos kompozitorial ir muzikologai, Vilnius, 1972; Литовская ССР, M., 1956, 1957 (серия "Музыкальная культура союзных республик"); Музыкальная культура Советской Литвы. 1940-1960, Л., 1961; М. К. Чюрленис, Вильнюс, 1965 (совм. с А. Савицкасом, на литов. и рус. яз.); Из истории литовской музыки. 1861-1917, т. 1, М., 1964, т. 2, Л., 1972.

Гаук А. В.

Александр Васильевич (3 (15) VIII 1893, Одесса - 30 III 1963, Москва) - сов. дирижёр, педагог и композитор. Нар. арт. РСФСР (1954). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию, в к-рой учился по классу фп. Е. P. Дауговет, композиции В. П. Калафати, Я. Витола, дирижирования Н. Н. Черепнина. Тогда же стал дирижёром петрогр. Театра муз. драмы. В 1920-31 дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета, где в осн. дирижировал балетами ("Времена года" Глазунова, "Пульчинелла" Стравинского, "Красный мак" Глиэра и др.). Выступал как симф. дирижёр. В 1930-33 гл. дирижёр Ленингр. филармонии, в 1936-41 - Гос. симф. оркестра СССР, в 1933-36 дирижёр, в 1953-62 гл. дирижёр и худож. руководитель Большого симф. оркестра Всесоюзного радио. В разнообразном репертуаре Г. особое место занимали монументальные произв. Под его управлением впервые был исполнен ряд произв. Д. Д. Шостаковича, Н. Я. Мясковского, А. И. Хачатуряна, Ю. А. Шапорина и др. сов. композиторов. Педагогич. деятельность Г. сыграла важную роль в развитии сов. дирижёрского иск-ва. В 1927-33 и 1946-48 преподавал в Ленинградской, в 1941-43 - Тбилисской консерваториях, в 1939-63 - Моск. консерватории, с 1948 профессор. Среди учеников Г. - Е. А. Мравинский, А. Ш. Мелик-Пашаев, К. А. Симеонов, Э. П. Грикуров, Е. Ф. Светланов, Н. С. Рабинович, Е. С. Микеладзе и др.

Автор симфонии, симфониетты для струн. оркестра, увертюры, концертов с оркестром (для арфы, для фп.), романсов и др. произв. Инструментовал оперу "Женитьба" Мусоргского (1917), "Времена года" и 2 цикла романсов Чайковского (1942) и др. По сохранившимся оркестровым голосам восстановил 1-ю симфонию Рахманинова. Главы из воспоминаний Г. опубликованы в сб.: Мастерство артиста-исполнителя, М., 1972.

Литература: Памяти А. В. Гаука, "СМ", 1963, No 9, с. 73-78.

Г. Я. Юдин.

Гауптман М.

Хауптман (Hauptmann) Мориц (13 X 1792, Дрезден - 3 I 1868, Лейпциг) - нем. муз. теоретик, композитор и педагог. Учился композиции и игре на скрипке у Л. Шпора в Готе (с 1811), был скрипачом в Дрезденской придв. капелле. В 1815 стал домашним учителем музыки в семье рус. князя Репнина, посетил с ним Петербург, Москву, Полтаву и Одессу. Вернувшись в Германию, был скрипачом в придв. капелле в Касселе (рук. Л. Шпор). С 1842 кантор в школе Томаскирхе и преподаватель теории музыки в консерватории в Лейпциге. Непосредств. предшественник X. Римана в построении системы функциональной гармонии (приверженец теории полярности мажора и минора). Среди его учеников: Ф. Давид, Й. Иоахим, Я. Каливода, Й. А. ван Эйкен, С. Ядассон, А. Вильгельми, Э. и Ю. интгены, X. Бюлов, Й. Василевский и др. Находился в переписке с Л. Шпором, К. М. Вебером, Дж. Мейербером (часть переписки опубликована). С 1843 был ред. "Allgemeine Musikzeitung". Вместе с О. Яном и Р. Шуманом организовал Баховское об-во и был его бессменным председателем. Под ред. Г. вышли 3 первых тома собр. сочинений И. С. Баха. Г. известен также как автор мотетов, отличающихся ясностью голосоведения, строгостью формы и напевностью. Среди др. произв. - опера "Матильда" (Кассель, 1826), фп. концерты, скрипич. сонаты, сонатины, дуэты для скрипки, струн. квартеты, пьесы для фп., псалмы, мессы, церк. хоры, духовные и светские песни для хора и соло.

Сочинения: Erlдuterungen zu J. S. Bachs Kunst der Fuge, Lpz., 1841, 1861; Die Natur der Harmonik und der Metrik, Lpz., 1853, 1873, англ. пер., L., 1888; Die Lehre von der Harmonik, Lpz., 1868, Lpz., 1873; Briefe von M. Hauptmann an Fr. Hausen, hrsg. von A. Schцne, Bd 1-2, Lpz., 1871; Opuscula, Lpz., 1874 (сб. ст. по теории музыки); Briefe von M. Hauptmann an L. Spohr und andere, hrsg. von F. Hiller, Lpz., 1876; The letters of a Leipzig cantor, ed. by A. D. Colbridge, L.-N. Y., 1892.

Литература: rыжкин И., Mазель Л., Очерки по истории теоретич. музыкознания, вып. 1, М., 1934; Rummenhцller Р., Moritz Hauptmann als Theoretiker, Wiesbaden, 1963; Rothдrmel M., Der musikalische Zeitbegriff seit M. Hauptmann, Regensburg, 1963.

О. Т. Леонтьева.

Гафуров М.

Махмуджан (р. 20 X 1917, Ташкент) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Узб. ССР (1950). Чл. КПСС. В 1935-39 учился в Ташкентском театр. техникуме по классу пения В. П. Девлета. С 1939 артист Узб. т-ра муз. драмы и комедии им. Мукими (Ташкент). В репертуаре Г. 150 ролей. Он был первым исполнителем гл. ролей в произв. узб. композиторов, в их числе: Тахир ("Тахир и Зухра" Абдуллы, музыка Джалилова, 1940), Фархад ("Фархад и Ширин" Яшена, музыка Раджаби, 1948), Алпамыш ("Алпамыш" Абдуллы, музыка Джалилова, 1949), Субханкуль ("Любовь к родине" Сагдуллы и Фатхулина, музыка С. Бабаева, 1953). В 1951-1953 был солистом Узб. т-ра оперы и балета, где исполнил партии: Бутаджана ("Великий канал" Ашрафи), Мукими ("Мукими" Джалилова), Кадыра, Меджнуна ("Гюльсара", "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова). Выступает как конц. певец. Г. в совершенстве владеет нац. манерой пения, является самобытным исполнителем узб. оперного репертуара.

Предыдущая страница Следующая страница