Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДИН"-"ДОБ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 7, "ДИН"-"ДОБ")

Динамика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Динику

Динику (Dinicu) - семья рум. музыкантов, с сер. 19 в. занимавших видное место в муз. жизни Румынии. Наиболее известны: Димитрие Д. (13 VI 1868, Бухарест - 11 IV 1936, там же) - дирижёр, виолончелист, педагог. В 1887 окончил Бухарестскую консерваторию по классу виолончели К. Димитреску; совершенствовался в Венской консерватории. С 1890 выступал как солист. Сформировал в 1906 на базе симф. оркестра филармонии оркестр Мин-ва высшего образования и был его гл. дирижёром до 1920. С 1900 профессор Бухарестской консерватории по классу виолончели и камерной музыки.

Григораш Д. (3 IV 1889, Бухарест - 28 III 1949, там же) - скрипач и композитор. Учился в Бухарестской консерватории (1902-1906) у Д. Кириака, К. Флеша и Г. Динику. Солист Бухарестской филармонии. Выступал с сольными концертами. Вместе с созданным и руководимым им в 1906-46 оркестром нар. инструментов (тарафом) с успехом выступал на родине и за рубежом: Англия (1928), Франция (1929, 1937), США (1939) и др. Ему принадлежат муз. сочинения, получившие широкую известность: "Хора стаккато" (1906; популярно оркестровое перелож. П. Владигерова), "Хора спиккато" и "Концертная хора" для скр. с фп., и др.

Димитрие Д. (5 V 1898, Бухарест - 5 II 1964, там же) - виолончелист и педагог. Засл. деят. иск-в СРР (1958). Сын Георге Д., известного лэутара-скрипача, профессора Бухарестской консерватории. Учился в Бухарестской консерватории (1912-14 и 1920-21) у Д. Кириака и Д. Динику. Первый виолончелист оркестра Рум. оперного т-ра (1928-30) и филармонии в Бухаресте (1931-48). Ассистент (1923-46), профессор (1946-64) по классу виолончели в Бухарестской консерватории (в 1955-59 директор). Автор исследований и методич. пособий по игре на виолончели. Гос. пр. СРР (1954).

Литература: Сosmа V., Figuri de lautari, Buс., 1960, p. 189-223, Conservatorul de muzica "Giprian Porumbescu" 100 ani. 1864-1964, Buc., 1964, p. 49, 65, 107-108, 140-41, 162-64.

Р. Э. Лейтес.

Диомед К.

Диомед К. (Diomedes) Като ("Венетус") (1570, Венеция - ок. 1615, Польша, точные даты рожд. и смерти неизвестны) - польский лютнист и композитор. Ок. 1590 прибыл в Польшу в свите гос. казначея С. Костки, с 1601 - лютнист при дворе Сигизмунда III Вазы. Известен и за пределами Польши как мастер игры на лютне и автор гл. обр. лютневых произв. (изданы во франц., нидерл., нем. и англ. табулатурах Безара, Ван ден Хове, Фурмана, Дауленда и др.). Музыка Д. в основном гомофонного склада; в орг. фантазиях имеются элементы имитац. полифонии. Его танцы в форме вариаций не связаны с бытовой танцевальностью. Наряду с В. Длугораем и В. Бакфарком Д. - выдающийся представитель польской лютневой музыки 16-17 вв. Произв. Д. сохранились в польских и зарубежных печатных изданиях. Д. - также автор песен на польские тексты; обр. итал. мадригалов.

Издания: Szczepanska M., Diomedes Cato. Preludia, fantazje, tance i madrygaly na lutnie, Kr., 1953, 1969 (с вступ. статьей; Wydawn. Dawnej Muzyki Polskiej, t. 24)

Литература: Opienski H, Dawne tance polskie, "Kwartalnik Muzyczny", Warsz., 1911 (прилож), Jaсhimeсki Z., Wplywy wloskie w muzyce polskiej, cz. 1, Kr., 1911, Opienski H., La musique polonaise, Lausanne, 1918, P., 1929, Osostowicz-Sutkowska A., Nieznany 6-glosowy motet i utwory organowe Diomedesa Catona, "Muzyka", 1959, No 4.

З. Лисса.

Дипенброк А.

Дипенброк А. (Diepenbrock) Альфонс (2 IX 1862, Амстердам - 5 IV 1921, там же) - голл. композитор. В 1880-88 изучал классич. филологию в Амстердамском ун-те. Преподавал древние языки, музыкой занимался самостоятельно. Один из основоположников совр. голл. композиторской школы, знаток произв. композиторов франко-флам. и итал. полифонистов 16 в. (особенно Дж. Палестрины), Д., следуя их традициям и опираясь на нар. мелос, мастерски использовал полифонич. письмо (в Stabat Mater, прологе и эпилоге к трагедии "Гейсбрехт ван Амстел" Вондела); часто полифония своеобразно сочетается с богатой гармонич. основой в духе Р. Вагнера ("Праздничная месса" и др.). Наиболее плодотворным было воздействие Г. Малера, с которым Д. связывала многолетняя дружба. Оно особенно проявилось в созданном Д. жанре "симфонических песен" (песни и арии для солистов и оркестра) - лучших в его творчестве; таковы "Ave Maria", 2 "Гимна ночи" ("Hymnes an die Nacht", 1899, на сл. Новалиса; предвосхищают "Песнь о земле" Малера) и др. Пользовались известностью его мелодекламации на античные и нем. классич. тексты с солистом, хором и оркестром - "Марсий" Б. Верхагена (1911), "Птицы" ("De Vogels", 1917) Аристофана, "Фауст" Гёте (1918), "Электра" Софокла (1920). Писал также музыку для глокеншпиля. В Амстердаме созданы об-во и фонд Д. (1921). Автор эссе, критич. статей (опубликованы Э. Ризером - Rеeser E., Alphons Diepenbrock, Brieven en documenten, Utrecht, 1962).

Сочинения: хоры с оркестром (духовные и светские) - Праздничная месса (Missa in die festo, 1894), Stabat Mater (1896), Te deum (1897), Плавание Вондела к Агриппине (Vondel's vaart naar Agrippine, 1903), Гимн Рембрандту (Hymne aan Rembrandt, 1906), Лидийская ночь (Lydische Nacht, 1913), для голоса с камерным оркестром (с фп. и с орг.) - песни (ок. 50) на cл. нидерл., нем. и франц. поэтов, хоры a cappella и с фп.

Издания: Verzamelde geschriften, Utrecht, 1950, Verzamelde liederen, hrsg. von E. Reeser, Bd 1-4, Amst, 1951-59.

Литература: Reeser E, De muzikale Handschriften van A Diepenbrock, Amst., 1933, его же, A. Diepenbrock, Amst., 1936, Daniska J. в кн. Nederlandse componisten van de XIX en XX eeuw, Amst., 1941; "Mens en melodie", 1946, mei-juni (спец выпуск, посв. Д.); Zij1strа M., De liederen von Alphons Diepinbrock, там же, 1964, XIX, её же, De a cappella koorwerken van Alphons Diepenbrock, там же, 1971, XXVI.

В В. Ошис.

Диплипито

Диплипито - нагора, - груз. ударный муз. инструмент; род керамич. литавр: 2 глиняных горшка с натянутыми на горловину кожаными мембранами. Высота каждого горшка 230-250 мм, диаметр одного горшка примерно 90 мм, другого - 170 мм. Встречаются также Д., состоящие из 3 горшков (третий - наименьший). Иногда к Д. подвешивают колоколец. Для усиления звука инструмента горшки подогревают, отчего кожа натягивается и звук становится более звонким. По мембранам ударяют 2 деревянными палочками. Д. входит в ансамбль сазандари, а также в разл. инстр. и вок.-инстр. коллективы.

Дирекцион

Дирекцион (франц. direction, букв. - руководство, от лат. directio - направление).

1) Дополнительный нотный стан над к.-л. орк. партией, на к-ром выписаны осн. мелодич. голоса др. партий с указанием вступления каждого инструмента. В виде партий с Д., представляющих как бы замену партитуры, издаются произв. для небольших инстр. составов, а также переложения для этих составов крупных симфонич. сочинений. Такие партии позволяют разучивать и исполнять сочинение без дирижёра, а при отсутствии к.-л. инструмента замещать его другим.

2) "Сокращённая" и упрощённая партитура, в к-рой все инстр. партии, в том числе и партии транспонирующих инструментов, выписываются на 3-4 нотных станах в реальном звучании (в тоне до). В виде такого Д. издаются небольшие произведения (марши, танцы и т. д.) для духовых оркестров.

Дирекцион

А. Г. Новиков. "Гимн демократической молодёжи мира" (отрывок из дирекциона).

Дирижёр

Дирижёр (от франц. diriger - направлять, управлять; нем. Dirigent, англ. conductor, франц. chef d'orchestre) - музыкант-исполнитель, руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной труппы и т.п. См. Дирижирование.

Дирижирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дирута Д.

Дирута Д. (Diruta) Джироламо (наст. фам. - Maнчини, Mancini) (1561, Дерута, Перуджа - дата и место смерти неизв.) - итал. органист, композитор и теоретик. Учился у К. Порта, Дж. Царлино, К. Меруло. В 1582-93 соборный органист в Венеции, в 1597 - в Кьодже, в 1609-12 - в Губбио. Главный труд Д., написанный в форме диалогов, - трактат "Трансильванец" (назван в честь трансильванского князя Ж. Батори). Первая часть посв. методике исполнения на клавишных инструментах. Д. впервые указал на различие техники игры на органе и на чембало. В эту же часть вошли композиции К. Меруло, А. Габриели, Д. и др. Вторая часть посв. теоретич. проблемам. Д. - автор ричеркаров и токкат для органа (L'arte musicale in Italia, v. III (Mil, s. a)).

Сочинения: Il primo libro dei Contrapunti, Venetia, 1580; Il Transilvano. Dialogo sopra il vero modo di sonar organi e istromenti da penna, pt 1, Venetia, 1953, 1957 и др., fasc., Venetia, 1612-1622, Bologna, 1970; Seconda parte del Transilvana... Dialogo diviso in quattro libri... il vero modo e la vera regola d'intavolare ciascun canto, Venetia, 1609, 1622.

Литература: Krebs С., G. Dirutas Transilvano, "VfMw", VIII, Lpz., 1892; Вriganti F., Il primo libro dei Contrappunti di Girolamo Diruta, Perugia, 1951; Fa1vy D., Il Transilvano, "StMe", XI, 1969.

Л. И. Ройзман.

Дисгармония

Дисгармония (от греч. dys- приставка, означающая нарушение, утрату, и гармония) - отсутствие или нарушение гармонии, неблагозвучие, разлад (см. Какофония). Д. как отрицание гармонии в корне отличается от диссонанса, разрешение к-рого как бы утверждает благозвучие, гармонию.

Дискант

Дискант (позднелат. discantus, от лат. dis- приставка, означающая разделение, расчленение, и cantus - пение).

1) Новая форма многоголосия в ср.-век. проф. музыке, возникшая примерно в 12 в. во Франции. Получила наименование по названию верхнего голоса, сопровождавшего осн. мелодию (григорианский напев) в противоположном движении.

2) Самая высокая партия многогол. произведения. В 16 в., когда в мадригальном пении из-за его сложности партию дисканта стали поручать певцам-кастратам, т. н. сопранистам, эта партия стала называться также сопрано.

3) Партия в хоре или вок. ансамбле, исполняемая высокими детскими или высокими женскими (сопрано) голосами.

4) Высокие детские голоса. Ранее так именовались только голоса мальчиков, певших партию Д. в хоре. Со временем Д. стали называть всякий высокий детский певческий голос (как мальчиков, так и девочек), а затем - сопрано; диапазон его - с1 - g2 (а2).

5) Дишкант - высокий солирующий голос, исполняющий подголосок в импровизац. манере в виде украшения. Дишкант встречается в донских казачьих песнях и в песнях вост. областей Украины и Белоруссии, где его называют также подголосником или подводкой.

6) В 16 - нач. 17 вв. обозначение самого высокого из семейства однотипных инструментов (напр., дискант-альт, дискант-блёкфлёте, дискант-бомбарда и т. п.).

7) Орг. регистр, обнимающий верхнюю половину клавиатуры; часто дополняется соответств. басовым регистром (напр., гобой-фагот).

И. Г. Лицвенко.

Дискантист

1) Певец-композитор. Наиболее известными дискантистами были представители певческой школы собора Парижской богоматери: Леонин (вторая пол. 12 в.) и Перотин, по прозвищу Великий (конец 12 - 1-я треть 13 вв.). Характерной чертой творчества Д. было создание мелодии (дисканта) на основе григорианского напева (тенор), к-рый превращался в простую опору для мелодии, в ряд своего рода органных пунктов.

У Леонина, в отличие от его предшественников, в свободно-импровизац. по складу верхнем голосе проступают черты ритмич. организации - модусы, как в песнях трубадуров:

Дискантист

Отрывок из пасхального градуала Леонина (двухголосный органум).

Перотин, развивая традиции Леонина, присоединяет к двухголосию третий и четвёртый голоса. Верхние три голоса (duplum, triplum, quadruplum) по ритму и мелодия, рисунку противостоят тенору (григорианский напев):

Дискантист

Четырёхголосный органум Перотина.

Известны также имена др. Д. из парижской соборной капеллы: Робера де Себильона, Пьера де ла Круа, Йоханнеса де Гарландиа (англичанин) и Франко Кёльнского (немец). Творчество Д. во Франции предшествовало ренессансной полифонии 14 в. - т. н. Ars nova, в отличие от к-рого оно получило назв. Ars antiqua.

2) Певец-мальчик, исполняющий партию дисканта в хоре.

И. Г. Лицвенко.

Дискография

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диссонанс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дистлер Х.

Дистлер Х. (Distler) Хуго (24 VI 1908, Нюрнберг - 1 XI 1942, Берлин) - нем. композитор. В 1927-31 учился в Лейпциге у Г. Рамина (орган), К. А. Мартинссена (фп.), X. Грабнера (композиция). Был органистом в Любеке, с 1937 преподавал игру на органе и композицию в Высшей муз. школе Штутгарта, где руководил также хором, с 1940 - в Высш. муз. школе Берлина; был также директором Берлинского гос. и Кафедрального хоров. Был близок молодёжному движению 20-х гг. В своём творчестве исходил из стилистич. признаков старинной музыки (гл. обр. эпохи барокко). Покончил с собой в знак протеста против фашизма. Автор мн. хоровых, в т.ч. духовных произв., камерно-инстр. ансамблей (в их числе соната для 2 скр. и фп., 1938; музыка для 4 струнных, 1939; Камерная музыка для 6 инструментов, 1927), произв. для органа (орг. партиты и обработки хоралов для органа, 1933-38; 30 пьес; соната для органа, 1939), для фп. и др.

Литературные сочинения: Die Orgel unserer Zeit, В., 1933; Funktionelle Harmonielehre, Kassel - Basel, 1951.

Литература: Grusniск В., H. Distler, "ZfM", 1935, Jahrg. 52; Bornefeld H., H. Distler, "Musica", 1947, Jahrg. 1; Sцhngen О., Am Grabe H. Distiers, "Musica", 1949, Jahrg. 3.

Диттерсдорф К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диференсиас

Диференсиас (diferencias, букв. - различия) - название вариаций в Испании в 16 в. (термин "вариации" утвердился в зап.-европ. музыке только после 1600). Д., содержащиеся в лютневом сборнике ("Delphin de Musica") Л. де Нарваэса (1543), принадлежат к числу первых образцов инстр. вариаций. Своего расцвета Д. достигли к сер. 16 в. в творчестве А. де Кабесона. Кабесон написал значительное число вариационных циклов для органа; более простые по фактуре он называл глосами, более развитые, полифонизированные - Д. Созданные Кабесоном Д. оказали влияние на Я. П. Свелинка, С. Шейдта, Дж. Фрескобальди, создававших органные Д. того же типа, а также на творчество английских вёрджинелистов.

Дифирамб

Дифирамб (греч. diturambos) - в Др. Греции первоначально хор. песня в честь бога вина Диониса (или Вакха); исполнялась в сопр. авлоса. Судя по сохранившимся текстам, была близка к др. видам хор. песен - оде и гимну (Д. Ариона, Пиндара). Согласно Аристотелю, из Д. возникла греч. трагедия. С 470 н. э. Д. становится сольным жанром с господством муз. начала над поэтическим.

В 18-19 вв. поэты ряда стран порой создавали подражания др.-греч. Д.; эти стихотворения иногда получали муз. воплощение ("Дифирамб" Шуберта на текст Ф. Шиллера). Нек-рые композиторы называли Д. свои инстр. сочинения гимнич. характера (симф. Д. "Врубель" Гнесина, 1911; "Дифирамбы" для фп. Метнера, 1925); Д. "Вакх в Тоскане" (сценич. кантата) создан М. Кастельнуово-Тедеско (1931).

Литература: Pickard-Cambridge A. W., Dithyramb, tragedy and comedy, Oxf., 1927, Oxf., 1962; Schцnewolf H., Der jungattische Dithyrambus, Giessen, 1938.

Длительность

Длительность - свойство звука, зависящее от продолжительности колебания источника звука. Абсолютная длительность звука измеряется в единицах времени. В музыке важнейшее значение имеет относит. Д. звуков. Соотношение различной Д. звуков, проявляющееся в метре и ритме, лежит в основе муз. выразительности. Обозначениями относит. Д. служат условные знаки - ноты: бревис (равная двум целым нотам), целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая, тридцатьвторая, шестьдесятчетвёртая (более короткие Д. применяются редко). К нотам могут присоединяться дополнит. знаки - точки и лиги, увеличивающие их длительность соответственно определённым правилам. От произвольного (условного) деления осн. Д. образуются ритмич. группы; к ним относятся дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль, септоль и др. См. Ноты, Нотное письмо.

В. А. Вахромеев.

Длугорай В. А.

Длугорай В. А. (Dlugoraj) Войцех Адальберт (ок. 1550, Гостынец - после 1619, точные даты рожд. и смерти неизвестны) - польск. лютнист и композитор, по некоторым данным, также певец. Служил при дворе магната С. Зборовского, затем в корол. капелле Стефана Батория (1583-85). Возможно, ок. 1590 состоял при Вюртембергском дворе. Как выдающийся лютнист и автор сочинений для лютни был известен и за пределами Польши. Музыка Д. гомофонного склада, с развитой инстр. фактурой. Сохранилась табулатура Д., в к-рую, помимо транскрипций произв. зап.-европ. композиторов, он включил 4 своих произв., в т. ч. "Польский танец" ("Chorea polonica"), свидетельствующий о связях с нар. истоками, и фантазию. В пьесах и фантазиях Д. заметны итал. влияния. 3 фантазии, 6 лютневых транскрипций итал. вилланелл (без слов) и финал изданы в сб. Ж. Б. Безара "Сокровище гармонии" ("Thesaurus harmonious", 1603) в Кёльне, а также в Лейпциге (1619), где хранятся неск. рукоп. Д. (Гор. б-ка "А. D.". П. 6. 15). Среди новых изданий - публикации О. Килезотти (Chilesotti O., Biblioteca di raritа musicali, IX, Milano, 1915) и А. Шеринга (Schering A., Geschichte der Musik in Beispielen, Lpz., 1931); неск. произв. опубликованы в Кракове M. Щепаньской (Szczepanska M., Oprac. Dlugoraj Wojciech: Fantazje i vilanele na lutnie, 1953) и З. M. Швейковским (Szweykowski Z. M., Muzyka w dawnym Krakowie, 1964).

Литература: Opienski H., La musique polonaise, P., 1918; La Laurencie de, Les luthistes, P., 1928; Dieckmann J., Die in deutscher Lautentabulatur ьberlieferten Tдnze des 16. Jahrhunderts, Kassel, 1931; Ghybinski A., Slownik muzykуw dawnej Polski do roku 1800, Kr., 1949, s. 22-23.

З. Лисса.

Дмитревский Г. А.

Георгий Александрович (9(22) III 1900, Москва - 2 XII 1953, Ленинград) - сов. хор. дирижёр и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1946). В 1929 окончил Московскую консерваторию по классу хор. дирижирования А. В. Александрова, занимался в аспирантуре у H. M. Данилина (1929-31). Теоретич. предметы изучал у Б. Л. Яворского и M. M. Ипполитова-Иванова. С 1918 начал педагогич. работу в качестве руководителя муз. студии при заводском клубе. С 1920 преподавал в Музыкальном техникуме им. Красной Пресни, в 1930-44 - в Моск. консерватории (с 1939 профессор, в 1936-40 декан, в 1941-43 зав. кафедрой хорового дирижирования, в 1942-44 зам. директора). С 1945 профессор и зав. кафедрой хор. дирижирования Ленингр. консерватории, худ. рук. и педагог хор. уч-ща при Ленингр. капелле. Среди учеников Д. - К. Б. Птица, В. Г. Соколов и др. Как дирижёр Д. возглавлял крупнейшие хор. коллективы: капеллу Моск. филармонии (1935-36), хор Укр. радиокомитета (1941-42), Ленинградскую академическую капеллу им. М. И. Глинки (1943-53). Под рук. Д. капелла исполнила впервые ряд крупных произв. сов. композиторов. Автор трудов: "Хороведение и управление хором" (М.-Л., 1948, М., 1957) и "Хрестоматия по хоровому дирижированию" (М., 1953), обр. и переложений разл. произв. для хора б cappella.

Литература: Памяти Г. Дмитревского, "СМ", 1954, No 2, с. 159; Дмитревская К. Н., Г. А. Дмитревский. Очерк жизни и творчества (1900-1953), Л., 1959; Локшин Д. Л., Замечательные русские хоры и их дирижеры, М., 1963, с. 114-20.

Дмитревский И. А.

Дмитревской Иван Афанасьевич (28 II (11 III) 1734, Ярославль - 27 X (8 XI) 1821, Петербург) - рус. актёр, режиссёр, педагог, переводчик. Действит. чл. Российской академии (1802). Крупнейший драм. актёр, друг и сподвижник Ф. Г. Волкова (создателя первого постоянного рус. т-ра). С 1752 жил в Петербурге. В 1780-83 руководил петерб. т-ром Книппера, на сцене к-рого в эти годы был пост. ряд рус. и иностр. опер. Впоследствии в качестве режиссёра казённой рус. труппы и преподавателя театр.-муз. школы осуществил мн. оперные пост. и воспитал выдающихся артистов, в т. ч. оперных (среди них - Е. С. Сандунова). Д. принадлежали переводы либр. иностр. опер, исполнявшихся в России: "Антигона" Траэтты, "Добрая дочка" Пиччинни, "Редкая вещь" Мартин-и-Солера и др. В своих переводах Д. допускал отступления от оригинала, усиливая обличительную направленность текста. Д. был первым исполнителем роли Орфея в одноименной мелодраме Е. И. Фомина.

Литература: Всеволодский-Гернгросс В., Иван Афанасьевич Дмитревской, М.-Л., 1945; его же, Русский театр второй половины XVIII в., М., 1960, с. 297-303; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России до Глинки, Л., 1959, с. 175-82.

Ю. В. Келдыш.

Дмитриев А. Н.

Анатолий Никодимович (р. 15(28) III 1908, Саратов) - сов. музыковед. Доктор искусствоведения (1967). Окончил Саратовскую консерваторию в 1926 по классу фп. П. К. Прейса, в 1927 - по классу композиции Л. М. Рудольфа. В 1931 окончил Ленингр. консерваторию (классы истории и теории музыки Б. В. Асафьева, В. В. Щербачёва). В 1929-36 концертмейстер, в 1956-60 муз. консультант Ленингр. т-ра оперы и балета. Был редактором Ленингр. отд. Музгиза (1937-41). Педагогич. деятельность начал в 1928. С 1932 преподаёт в Ленингр. консерватории (с 1967 профессор), в 1949-53 зав. кафедрой теории музыки, с 1968 - истории рус. и сов. музыки. Автор многих статей, в т. ч. о симфониях сов. композиторов, в сб. "55 советских симфоний" (Л., 1961), "Советская симфония за 50 лет" (Л., 1967) и др. Автор-сост. клавиров и перелож. для фп. в 4 руки (симфония Д. С. Бортнянского, квартеты Д. Д. Шостаковича). Ред. академич. изданий соч. П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова (М., 1944-68) и мн. др.

Сочинения: Музыкальная драматургия оркестра М. И. Глинки. К 100-летию со дня смерти М. И. Глинки, Л., 1957; Применение приемов оркестрового письма в полифонической музыке, приложение 1, в кн.: Римский-Корсаков Н. A., Основы оркестровки, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1959, с. 569-781; Развитие взглядов Н. А. Римского-Корсакова на курс оркестровки, в сб.: Н. А. Римский-Корсаков и музыкальное образование, Л., 1959, с. 94-106; Полифония как фактор формообразования. Теоретическое исследование на материале русской классической и советской музыки, Л., 1962.

И. М. Ямпольский.

Дмитриев А. С.

Александр Сергеевич (p. 19 I 1935, Ленинград) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1965. В 1958 окончил Ленингр. консерваторию: дирижёрско-хор. ф-т у Е. П. Кудрявцевой и историко-теоретич. отделение теоретико-композиторского ф-та у Ю. Н. Тюлина, в 1961 - там же аспирантуру по классу дирижирования у Н. С. Рабиновича. В 1968-1969 стажировался в Венской муз. академии у X. Сваровского (дирижирование), в 1970-71 - у Е. А. Мравинского. С 1960 гл. дирижёр симф. оркестра Карел. радио и телевидения, с 1971 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, с 1977 - оркестра Ленингр. филармонии. Дирижировал спектаклями "Евгений Онегин", "Майская ночь", "Дон Жуан"; "Умница" Орфа, "Весна священная"; "Не только любовь" Щедрина, "Мадонна и солдат" Вайнберга, "Ярославна" Тищенко и др. Лауреат Всесоюзного конкурса дирижёров (1966). Гастролирует за рубежом. С 1971 преподаёт дирижирование в Ленингр. консерватории.

Дмитриев Н. Д.

Николай Дмитриевич (24 VII (5 VIII) 1829, Москва - 15 (27) VII 1893, Таганрог) - рус. композитор, пианист, дирижёр, педагог и муз. деятель. Учился игре на фп. у А. И. Виллуана. В 1840-х гг. концертировал как пианист в Москве, в 1850-х гг. - во мн. городах России. Выступал с благотворит. концертами в качестве пианиста и дирижёра симф. оркестра. С 1857 жил в Харькове, где выступал и преподавал фп. игру (здесь в 1858 его учеником был Н. В. Лысенко), в 1861 организовал квартетные вечера. С 1863 жил в Рязани, с нач. 1870-х гг. - в Казани, с 1874 - в Вятке, с 1885 - в Таганроге. Участвовал в муз. жизни и муз. просвещении этих городов, концертировал. Игра Д. отличалась виртуозным размахом, экспрессией. Исполнял гл. обр. произв. И. С. Баха, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Мендельсона и собств. сочинения. Написал ряд фп. пьес в романтич. духе под влиянием Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, М. Глинки (гл. обр. для домашнего музицирования), а также много произв., ставших популярными в гор. быту, в т. ч. романсы (ок. 100, изданы 55), вок. трио "На севере диком"; ему принадлежат дуэты, мужской вок. квартет; духовные произв.

Литература: Музалевский В., Русское фортепианное искусство XVIII - 1-й половины XIX ст., Л., 1961.

В. Ю. Дельсон.

Дмитриева-Мей Т. П.

Татьяна Павловна (р. 10(23) XI 1912, Петербург) - сов. муз. библиограф. В 1931 окончила иностранное отделение лит. ф-та Педагогич. ин-та им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1934-35 сотрудник б-ки АН СССР. В 1945-57 и в 1960-68 старший лаборант Ленингр. консерватории.

Сочинения: Библиография сочинений (академика) Б. В. Асафьева, в кн.: Б. В. Асафьев, Избр. труды, т. V, М., 1958 (совм. с Б. В. Саитовым); Нотография музыкальных сочинений Б. В. Асафьева, там же; Репертуар оперной студии Ленинградской консерватории, в сб.: Музыкальный Ленинград. 1917-1957, Л., 1958; Краткий словарь педагогов, в сб.: 100 лет Ленинградской консерватории. 1862-1962. Исторический очерк, Л., 1962.

Дмитриев-Свечин Н. Д.

Дмитриев, Свечин Николай Дмитриевич (1824, Петербург - ок. 1865, Турция?) - рус. скрипач. В раннем детстве проявил муз. дарование. Игре на скрипке обучался в Петербурге, в 1837-39 - в Дрездене у Л. Хаазе. Д.-С. - первый рус. скрипач, гастролировавший в зап.-европ. странах (в Вене, 1839, и др. городах); был избран почётным членом филармонич. об-ва в Мюнхене (в Германии Д.-С. называли "русским Вьётаном"). В 1840 дал ряд концертов в Петербурге. Был солистом оркестра петерб. имп. т-ров. В 1845-60 концертировал во мн. городах России; гастролировал в Турции (1850, 1859), Любляне (Словения, 1862). Блестящий виртуоз, Д.-С. был ярким представителем романтич. направления в рус. скрипичном иск-ве 19 в. Его игра отличалась полётом фантазии, силой и страстностью чувств. В особенности славился талантом импровизатора. Тонкий ансамблист, Д.-С. способствовал распространению в провинции квартетной музыки. Оставил ряд скрипичных пьес (изд. Рикорди в Милане): "Романсы без слов" ор. 2 и 3 (принадлежат к числу первых произв. жанра лирич. миниатюры в рус. муз. лит-ре для скрипки с фп.), "Воспоминания о Павловске" и др. Написал небольшую пьесу "Рондино а ля Клошетти" ("Воспоминание о Паганини") на тему рондо из Второго концерта для скрипки с оркестром Паганини (Милан, 1848), романсы и фп. пьесы.

Литература: Ямпольский И., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, т. 1, М., 1951 (гл. XVI - "Н. Д. Дмитриев-Свечин").

И. М. Ямпольский.

Днепров М. И.

Митрофан Иванович (1(13) VI 1881, г. Усмань, ныне Липецкой обл. - 11 I 1966, Москва) - сов. артист оперетты (баритон). Засл. арт. РСФСР (1947). В детстве пел в церк. хорах, с 1897 - в Придв. певческой капелле в Петербурге. В 1900-06 учился на оперных курсах О. О. Бестриха, выступал в студенч. спектаклях. В 1907 дебютировал в партии Маркиза ("Корневильские колокола" Планкета) в оперетточной труппе А. А. Тонни. Затем работал в т-рах: "Буфф" под рук. А. Э. Блюменталь-Тамарина, Одесском оперном т-ре И. С. Зона, Никитском т-ре Е. В. Потопчиной, Дмитровском т-ре оперетты (Москва) и др. В 1921-1923 гастролировал во Франции, Польше, Германии, в 1932-39 - по разл. городам СССР. В 1927-32, 1939-1951 артист Моск. театра оперетты. Образы, созданные Д., отличались жизнерадостностью, тонким чувством стиля. Партии: Ферфакс ("Гейша" Джонса), Пикильо ("Перикола" Оффенбаха), Данила ("Весёлая вдова" Легара), Адан ("Продавец птиц" Целлера), Мистер Икс, Эдвин ("Принцесса цирка", "Сильва" Кальмана), Маркер ("Женихи" Дунаевского), Назар Дума ("Свадьба в Малиновке" Б. Александрова), Муромский ("Акулина" Ковнера) и др.

Сочинения: Полвека в оперетте, М., 1961.

В. И. Зарубин.

Дно

Дно - нижняя деталь корпуса (резонатора) нек-рых струн. инструментов. Конструкция Д. оказывает существенное влияние на формирование звука и гл. обр. на его тембр. Иногда Д. неправильно наз. нижней декой.

До

До (do) - в сольмизации название первого из шести слогов гексахорда, введённое в 17 в. (возможно, Дж. Б. Дони) вместо прежнего, менее удобного для пения. Во Франции, Италии и нек-рых др. странах - I ступень основного (до-мажорного) диатонич. звукоряда, осн. тон (тоника) до мажора (C-dur) и до минора (c-moll), прима тонич. трезвучий до мажора и до минора. См. C.

До Ньюан

До Ньюан (р. 10 XII 1922, Хоатчат, провинция Хайхынг) - вьетнамский композитор и обществ. деятель. В 1955-58 рук. Центр. ансамбля песни и пляски Вьетнамской армии. С 1958 генеральный секретарь Союза композиторов Вьетнама. Зам. генерального секретаря Об-ва лит-ры и иск-ва (с 1969); чл. Междунар. муз. совета. Автор опер "Девушка Шао" (Ханой, 1965) и "Ваятель" (Ханой, 1971), ряда балетов, оперетт, симф. сюиты "Дьенбьенфу" (1965), соч. для фп., скрипки, множества песен, музыки к кинофильмам. Д. Н. принадлежит ряд статей о музыке Вьетнама.

Доббс М.

Доббс М. (Dobbs) Матильда (Маттивильда) (р. 11 VII 1925, Атланта, Джорджия) - амер. певица (сопрано). По национальности негритянка. Училась игре на фп., затем пению в Спелмен-колледже в Атланте у Н. Мейс, в 1946-50 - у Л. Леонард в Нью-Йорке; в 1950-52 совершенствовалась в Париже у П. Бернак. На Междунар. конкурсе музыкантов и певцов в Женеве (1950) получила 1-ю премию. В 1953 дебютировала на сцене "Ла Скала" в Милане (Эльвира - "Итальянка в Алжире" Россини), выступала в др. городах Италии. В сезон 1953-54 пела в Лондоне в т-ре "Ковент-Гарден". В 1956 выступала в Нью-Йорке в т-ре "Метрополитен-опера". Гастролировала как оперная и концертная певица во мн. странах, в 1959 - в СССР. Д. обладает выразительным, мягким по тембру голосом; её исполнению присущи безупречная виртуозность, тонкий художеств. вкус. Партии: Царица ночи, Джильда, Розина; Лесная птица ("Зигфрид"), Джульетта ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Шемаханская царица ("Золотой петушок"), Зербинетта ("Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса) и др.

M. M. Яковлев.

Доберт П. Ж.

Полина Жильбертовна (1879 - 5 VIII 1968, Цюрих) - рус. певица (меццо-сопрано). Пению обучалась в Москве в муз. школе известной певицы О. В. Соколовой-Фрелих. Была выдающейся конц. певицей, специализировалась в области камерно-вок. и ораториального пения. Выделялась исполнением песен и романсов И. Брамса, Ф. Листа, арий в ораториях И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. В 1919-22 профессор по классу сольного пения Моск. консерватории. В 1922-1928 Д. жила в Германии; выступала в Берлине, Лейпциге, Гамбурге, Дрездене и др. городах, часто в камерном ансамбле с И. А. Добровейном и в симф. концертах под его управлением. В 1930-х гг. поселилась в Цюрихе (один из последних концертов дала в 1937).

И. М. Ямпольский.

Добжиньский И. Ф.

Добжиньский И. Ф. (Dobrzynski) Игнацы Феликс (15 II 1807, Романов, ныне УССР - 10 X 1867, Варшава) - польский композитор, дирижёр, педагог. Сын дирижёра симф. оркестра графов Илиньских. Учился музыке у отца, играл в оркестре на скрипке, был дирижёром. С 1825 занимался в Варшаве в Ин-те музыки у Ю. Эльснера. Работал в Познани, затем в Берлине, с 1852 - в Варшаве. Д. внёс большой вклад в развитие симф. музыки и конц. жизни Варшавы. Был нек-рое время чл. дирекции оперного "Т-ра Бельки", дирижировал оркестром в симф. концертах. В 1857 организовал самостоят. симф. оркестр, с к-рым еженедельно выступал (оркестр вскоре распался из-за экономич. трудностей). Наиболее значительны симф. произв. Д. Он опирался на принципы бетховенского симфонизма, а также композиторов лейпцигской школы, однако стремился придать своим произв. нац. характер. Написал школу игры на фортепиано (1845).

Сочинения: опера Монбар, или Флибустьеры (Monbar czyli Flibustierowie, соч. 1835-38, пост. 1838, Варшава), лирич. муз. драма Конрад Валленрод (по А. Мицкевичу, неоконч.; пост. фрагменты, 1859); кантаты; для орк. - 2 симфонии (1830, 1831, 2-я - пр. на конкурсе в Вене, 1834), 2 увертюры, 2 полонеза, 2 траурных марша (1-й - на смерть Ф. Шопена); Для инструмента с орк. - концерты для фп. и для кларнета, Рондо alla Polacca для фп., Элегия для влч., Фантазия для фагота, пьесы для флейты и др.; камерно-инстр. ансамбли (струн.) - 3 квартета, 2 квинтета, секстет; для фп. - вариации, фантазии, марши, мазурки и др. миниатюры; Для влч. и фп. - пьесы; хоры на религ. тексты; песни; музыка для драм. т-ра.

Литература: Pazdirek Fr., Universal-Handbuch der Musikliteratur aller Vцlker, TI 1, Bd 7, W., 1904-10, S. 292; Jachimeсki Z., Muzyka polska w rozwoju historycznym, t. 2, Kr., 1951, s. 245-51; Z dziejуw symfonii polskiej w 19 w., в сб.: Z dziejow polskiej kultury muzycznej, t. 2, Kr., 1966, s. 422-26, 471-74.

З. Лисса.

Добиаш В.

Добиаш В. (Dobias) Вацлав (р. 22 IX 1909, Радчице, близ Семили) - чехосл. композитор, педагог и муз.-обществ. деятель. Чл. КПЧ с 1945. Учился в консерватории у Й. Б. Фёрстера (1932-37) и в Школе высшего мастерства при консерватории у В. Новака (1937-39) в Праге. Изучал творчество А. Шёнберга, И. Ф. Стравинского, А. Хабы, композиторов "Шестёрки", участвовал в работе муз. обществ и кружков - "Пражской четвёрки", "Современности" ("Prнtomnost"). После 1945 участвовал в создании новой чехосл. муз. культуры. С 1950 профессор Пражской академии иск-в, в 1955-63 пред. Союза чехосл. композиторов, в 1957-60 пред. Гос. совета по делам культуры и иск-ва, в 1960-68 чл. президиума Комитета социалистич. культуры при ЦК КПЧ. Д. - один из ведущих представителей совр. чеш. музыки. Его творчество отразило послевоен. эпоху в жизни народов ЧССР, становление личности в новом обществе, философско-этич. проблематику современности. Ряд его сочинений посв. подвигам Сов. Армии во время 2-й мировой войны 1939-45 и созидат. труду народов ЧССР (3 кантаты - "Сталинград", 1945; "Приказ No 368", посв. освобождению Праги Сов. Армией, - "Rozkaz c. 368 k osvobozenн Prahy Sovetskou armбdou", 1946; "Строй родину - укрепишь мир!" - "Buduj vlast posнlнs mнr", 1950, 3-я ред. - Золотая медаль Мира; нонет "О родной стране" - "О rodnй zemi", 1952). Муз. стиль Д. характеризуется органичным сочетанием традиций нац. классики, чеш. фольклора и достижений совр. иск-ва. Гос. пр. ЧССР (1952).

Сочинения: кантаты, для орк. - 2 симфонии (1943, 1957), симфониетта (1946), Торжественная увертюра (Slavnostnн predehra, 1965); для камерн. opк. - симфония (1939), соната для фп., квинтета духовых, литавр и струнных (1947, 2-я ред. - 1958); камерно-инстр. ансамбли - 4 струн. квартета, Пасторальный квинтет (Pastorбlnн dechovэ kvintet) для дух. инструментов (1943, 2-я ред. - 1959), и др.; Для фп. - 2 сонаты, Поэтические польки (Tri poetickй polky, 1950); хоры; вок. циклы, массовые песни; музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Барвик М., "Строишь родину - укрепляешь мир", "СМ", 1951, No 4; Егорова В., Вацлав Добиаш, М., 1966; Sусhra A., О hudbu zнtrka, Praha, 1952, s. 260-369; Matejcek J., Heutige Komponisten im Portrдt, "Musica", 1957, H. 9-10, S. 518-19.

В. Н. Егорова.

Добржинец И. В.

Илья Владимирович (2(14) VIII 1889, Варшава -30 VIII 1960, Ленинград) - сов. скрипач, педагог и дирижёр. Род. в семье военного капельмейстера. В 1902 окончил варшавский Муз. ин-т (класс С. Барцевича), в 1910 - Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра. С этого же года был солистом и концертмейстером симф. оркестров в Хельсинки, Ростове-на-Дону, Воронеже, Харькове. Выступал как солист, дирижёр. С 1918 совмещал работу концертмейстера Харьковского т-ра оперы с педагогической в Харьковском муз.-драматич. ин-те. С 1920 профессор Харьковской консерватории. Среди его учеников мн. скрипачи и педагоги. С 1931 был также концертмейстером и дирижёром оркестра Харьковской филармонии. Автор транскрипций, школы для скрипки и др.

И. М. Ямпольский.

Добровейн И. А.

Добровейн И. А. (наст. фам. - Барабейчик) Исай Александрович (15(27) II 1891, Нижний Новгород, ныне Горький - 9 XII 1953, Осло) - дирижёр, пианист и композитор. В 5-летнем возрасте выступил как пианист. В 1901-11 учился в Моск. консерватории у A. А. Ярошевского, К. Н. Игумнова (по классу фп.). В 1911-12 совершенствовался в Школе высшего мастерства при Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене у Л. Годовского. В 1917-21 профессор Моск. филармонич. училища по классу фп. Как дирижёр дебютировал в Т-ре им. В. Ф. Комиссаржевской (1919), дирижировал в Большом т-ре в Москве (1921-22). Играл для B. И. Ленина в доме у Е. П. Пешковой конц. программу, в т. ч. сонату Л. Бетховена "Аппассионата". С 1923 жил за границей, выступал как дирижёр в симф. концертах и оперных т-рах (в т. ч. Дрезденской гос. опере, где в 1923 дирижировал 1-й пост. в Германии "Бориса Годунова"). В 1924 1-й дирижёр Большой нар. оперы в Берлине и рук. Дрезденских филармонич. концертов. В 1927-28 муз. директор Гос. оперы в Софии. В 1930 гл. дирижёр "Музеумсконцерта" во Франкфурте-на-Майне. В 1931-35 рук. симф. оркестра в Сан-Франциско (2 сезона), выступал с мн. оркестрами, в т. ч. Миннеаполиса, Нью-Йорка, Филадельфии. Гастролировал как дирижёр в разл. странах Европы, в т. ч. в Италии, Венгрии, Швеции (в 1941-45 рук. Корол. оперой в Стокгольме). С 1948 выступал в т-ре "Ла Скала" (Милан). Д. отличался высокой муз. культурой, мастерским владением оркестром, исключит. чувством ритма, артистичностью и ярким темпераментом.

Автор многочисл. произв. в духе романтиков и А. Н. Скрябина, среди них поэмы, баллады, танцы и др. пьесы для фп., концерт для фп. с орк.; 2 сонаты для фп. (2-я посв..Скрябину) и 2 для скр. с фп.; скр. пьесы (с фп.); романсы, театр, музыка.

Литература: Письмо Горького, "МЖ", 1964, No 24, с. 17; Дрейден С., Слушая Добровейна, в кн.: "Музыкальное исполнительство", VI, сб. статей, М., 1970; Добровейн М., Страницы жизни Исая Добровейна, М., 1972.

В. Ю. Дельсон.

Добровольский А.

Добровольский А. (Dobrowolski) Анджей (р. 9 IX 1921, Львов) - польск. композитор. Учился у С. Лобачевской (теория) и А. Малявского (композиция) в Гос. высшей школе музыки в Кракове (1945-51), с 1947 преподаёт в этой школе, с 1954 - в Высшей школе музыки в Варшаве. В 1957-69 секретарь Союза польских композиторов. Д. экспериментирует в области электронной музыки (пассакалья, 1956; музыка для магнитофона и гобоя соло, 1965; для струнных, 2 групп дух. инструментов и 2 радиодинамиков, 1967). Среди др. произв. - симфония (1955), симф. вариации (1949); музыка для струн. оркестра и 4 групп духовых (1965), музыка для оркестра (1969 и 1971), концерт для фагота с оркестром (1953); камерные сочинения - трио для духовых (1956), этюды для гобоя, кларнета, фагота и контрабаса (1958). Д. - автор учебника "Методика преподавания гармонии в школах 2-й ступени" ("Metodyka nauczania harmonii w szkolach II. stopnia", Kr., 1967).

Литература: Schдffer В., Almanach kompozytorуw polskich, Kr., 1966.

З. Лисса.

Добровольский Б. М.

Борис Михайлович (11(24) XII 1914, Петровск-Порт Дагестанской обл., ныне Махачкала Даг. АССР - 8 VI 1976, Ленинград) - сов. фольклорист и композитор. По окончании историко-теоретич. ф-та Ленингр. консерватории (1951) науч. сотрудник, в 1959-67 зав. фонограмархивом сектора фольклора Ин-та рус. лит-ры АН СССР. Участник фольклорных экспедиций в Белгородскую, Горьковскую, Костромскую, Куйбышевскую и Ленингр. области. Вёл курс методики расшифровки записей нар. песен в Ленингр. консерватории (1958-61). С 1967 науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. Д. принадлежат предисловие и комментарии к ст. М. А. Балакирева "Записки кавказской народной музыки" (в сб.: "М. А. Балакирев. Воспоминания и письма", 1962). Составил сб. "Былины. Русский музыкальный эпос" (совм. с В. В. Каргузаловым, 1981).

Сочинения: О нотных записях в Сборнике Кирши Данилова, в кн.: Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым, М.-Л., 1958; О напевах исторических песен XIII-XVI вв., в кн.: Исторические песни XIII-XVI вв., М.-Л., 1960; Работа А. М. Листопадова над песенным фольклором донских казаков, в сб.: Народная устная поэзия Дона, Ростов н/Д., 1963; О напевах мезенских песен, в сб.: Песенный фольклор Мезени, Л., 1967, и др.

Добровольский И. В.

Иван Викентьевич (1780-90-е гг., Могилёвская губ. - 1851, Гродно) - рус. скрипач, дирижёр, педагог, фольклорист, муз. деятель. Происходил из дворянской семьи. Был регентом хора и капельмейстером духовой и "инструментальной" музыки могилёвского епископа Анастасия (А. С. Братановского- Романенко). Ок. 1810 с капеллой переехал в Астрахань. В 1811-21 учитель музыки в астраханской гимназии, где организовал оркестр. Активно участвовал в создании первого астраханского т-ра, ставившего по инициативе и под рук. Д. (выполнял функции хормейстера, режиссёра и дирижёра) оперные спектакли. С 1820 (совм. с актёром Т. Тимофеевым) был антрепренёром этого т-ра. Выступал также в концертах как скрипач, виолончелист и дирижёр. В 30-х гг. был капельмейстером оркестра астраханского порта, вёл большую муз.-просвет. работу среди матросов. Затравленный чиновниками Казанского уч. округа, в ведении к-рого находились астраханские гимназия и т-р, Д. был вынужден покинуть Астрахань. С 40-х гг. работал учителем музыки в Гродно, возглавлял организов. им любительский оркестр. Наиболее значительна деятельность Д. как фольклориста и издателя "Азиатского музыкального журнала" (1816-18) - первого опыта записи и публикации муз. фольклора народов Ср. Азии и Кавказа. Решая впервые труднейшую задачу сближения вост. и европ. музыки, стремясь сохранить характерные особенности нар. ладов, ритмич. своеобразие песен, Д. осторожно отбирал приёмы их обработки. Его ошибочно упрекали в дилетантизме, в примитивности гармонизации. Из оригинальных сочинений Д. сохранился "Полонез". Брат Д. - Николай Викентьевич Д. (даты рождения и смерти неизв.) - скрипач.

Литература: (Корреспонденция из Гродно), "Северная пчела", 1851, 6 мая, No 109; Коростин А. Ф., Начало литографии в России, М., 1943, гл. VI, с. 73-77; История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 2, М.-Л., 1949, с. 483, Примечания, М., 1969; Луганский Н., Неутомимый просветитель, "СМ", 1966, No 12; его же, Из истории одной песни, "МЖ", 1972, No 7.

И. М. Ямпольский.

Добромирова А. А.

Анна Андреевна (р. 21 V (3 VI) 1906, с. Борки, Московская обл.) - сов. хор. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1977). В 1948 окончила Саратовскую консерваторию. С 1931 пела в хоре Саратовского т-ра оперы и балета, с 1934 работала как хормейстер, с 1946 гл. хормейстер т-ра. Участвовала в пост. опер "Иван Сусанин", "Князь Игорь", "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Русалка", "Аида", "Дон Карлос", "Кармен", "Фауст", "Проданная невеста"; "Водоворот" Сухоня, "Лоэнгрин" Вагнера; "Материнское поле" Молдобасанова и др. В 1952-75 преподавала в Саратовской консерватории.

Добронич А.

Добронич А. (Dobronic) Антун (2 IV 1878, Ельса, остров Хвар - 12 XII 1955, Загреб) - хорв. композитор, фольклорист, муз. писатель и педагог (Югославия). В 1896-1910 работал школьным учителем. В 1910-1912 учился композиции у В. Новака и К. Штекера в Праге. В 1918-22 преподаватель Учительской семинарии, в 1922-40 профессор Академии музыки в Загребе. Д. одним из первых начал бороться за обновление хорв. музыки на нар.-песенной основе, собирал хорв. нар. песни; написал ряд исследований, посв. нар. творчеству. Автор многочисл. опер, балетов, симфоний, камерных инстр. и вок. сочинений, церк. музыки. В своём инстр. творчестве тяготел к программности. Его произв., широко отображающие нар. жизнь, отличаются самобытным мелодич. стилем и яркостью нац. колорита. Таковы сценич. оратория "Слуга Ерней" ("Sluga Jernej", 1946), "Югославские симфонические пляски" ("Jugoslavenski simfonijski plesovi", 1932); орк. сюиты - "Далматинская серенада" ("Dalmatinska serenada") и "Меджумурская" ("Medumurska"), "Елшонские пляски" ("Jelsonski tonci", для струн. оркестра, 1938) - одно из наиболее популярных сочинений Д.; фп. квинтет "Боснийская рапсодия" ("Bosanska rapsodija") и др.

Сочинения: оперы (13), в т. ч. Дубровницкий диптихон (Dubrovacki diptihon, 1917), Карнавальная ночь (Pokladna noc, монодрама для баритона, 1945), Вечная память (Vjecnaja pamjat, комич. опера по водевилю "Медведь" А. П. Чехова и повести "Вий" Н. В. Гоголя, 1947), Мать (Mati, по повести М. Горького, 1948); 5 балетов; 12 кантат; для орк. - 8 программных симфоний (1937-54), 8 сюит; концерт для скр. с орк. (1953); камерно-инстр. ансамбли - 2 фп. трио, 5 струн. программных квартетов; фп. и скр. пьесы; хоры; циклы песен; обр. нар. песен; музыка для драм. т-ра.

Литературные сочинения: Nase glazbene prilike i neprilike, Sarajevo, 1908; Predavanja iz povijesti i estetike muzike, Sarajevo, 1908; Ojkanje. Zbornik za narodni zivot i obicaje..., Zagreb, 1915; Muzicki esejl, Zagreb, 1922.

Литература: Kovacevic Kr., Hrvatski kompozitori i njihova djela, Zagreb, 1960, s. 127-43; его же, Muzicko stvaralastvo u Hrvatskoj 1945-1965, Zagreb, 1966.

И. М. Ямпольский.

Доброхотов А. Д.

Александр Дмитриевич (1885, Москва - ок. 1935, Сан-Франциско, США) - рус. музыкант. Один из популярнейших солистов-виртуозов на балалайке нач. 20 в. Исполнительское мастерство Д. формировалось под влиянием иск-ва В. В. Андреева и Б. С. Трояновского. Д. концертировал во мн. городах России, гастролировал за границей (Германия, Франция и др.). В репертуар Д. входили собств. обработки нар. песен и переложения произв. рус. и зарубежных композиторов (изд. в 1907-14, переиздавались и позднее, многие из этих обработок и переложений исполняются совр. солистами на балалайке). Д. часто аккомпанировал исполнительницам рус. нар. песен - Н. В. Плевицкой, А. Д. Вяльцевой. После Великой Окт. социалистич. революции жил и концертировал за границей.

А. С. Илюхин.

Доброхотов Б. В.

Борис Васильевич (р. 8(21) X 1907, Баку) - сов. виолончелист, гамбист, музыковед. Кандидат искусствоведения (1944). Род. в семье музыкантов. Отец - виолончелист Василий Степанович Д. (8(20) I 1872 - 9 I 1939). В 1930 окончил живописный ф-т Высшего художеств.-технич. института, в 1936 - Моск. консерваторию по классу виолончели С. М. Козолупова, в 1939 - аспирантуру (рук. М. И. Ямпольский). В 1939-41 читал в этой консерватории курс "Методика виолончельной игры и обучения" (совм. с Р. Е. Сапожниковым). В 1943-57 ст. науч. сотрудник Гос. центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки, в 1946-50 - научно-исследоват. кабинета Моск. консерватории. Участник Моск. камерного оркестра (1957-61). С 1963 преподаватель Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (с 1972 доцент).

Осн. музыковедческие работы Д. посв. творчеству рус. композиторов 18 - 1-й пол. 19 вв. Им восстановлен и отредактирован ряд неопубликованных муз. сценич. и симф. произв. Е. И. Фомина, Д. С. Бортнянского, А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского, а также камерно-инстр. сочинений Бортнянского, Алябьева и (совм. с Г. В. Киркором) А. П. Бородина, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова. Под ред. Д. изд. книга К. А. Эрдели "Арфа в моей жизни" (1967) и работа E. P. Витачека "Очерки по истории изготовления смычковых инструментов" (1952, 1964). Особое место занимает деятельность Д.-гамбиста, выступающего с исполнением на виоле да гамба как старинной (16-18 вв.), так и современной инстр. музыки.

Сочинения: Е. И. Фомин, М., 1947, 1968; Оперные замыслы С. В. Рахманинова. Неопубликованные камерные ансамбли С. В. Рахманинова, в сб.: С. В. Рахманинов, М.-Л., 1947, с. 89-106, 107-129; А. А. Алябьев. Камерно-инструментальное творчество, М.-Л., 1948; А. Н. Верстовский, М.-Л., 1949; Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Народные песни в записях и обработках Алябьева, в кн.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, М., 1956, с. 387-406; "Иван Сусанин" в оценке современников (совм. с А. Орловой). Автографы М. И. Глинки в московских архивах. Крестьяне села Новоспасского о Глинке, в сб.: М. И. Глинка, М., 1958, с. 332-57, 361-67; Бранденбургские концерты И. С. Баха, М., 1962; А. Н. Верстовский и его опера "Аскольдова могила", М., 1962; Сонаты, вариации и фантазии для арфы (арфовая классика), вып. 1-2, М., 1964-65 (ред.-сост., совм. с В. Б. Доброхотовой); Александр Алябьев. Творческий путь, М., 1966; Контрабас. История и методика, М., 1974 (сост., ред., автор ряда глав) и др.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница