Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Д" (часть 8, "ДОБ"-"ДОН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 8, "ДОБ"-"ДОН")

Добрянский Л. В.

Лев Владимирович (1862 или 1864, Одесса - осень 1941, там же) - сов. скрипичный мастер. Инстр. мастерству обучился самостоятельно. До 1903 работал в Одессе, в 1903-07 в Мюнхене (Германия). Позднее - инстр. мастер придв. оркестра (с 1917 - Гос. оркестра) в Петрограде. После 1923 жил в Одессе. Д. был оригин. экспериментатором. Его опыты в области поисков новой формы скрипки и улучшения её акустич. качеств привлекли большое внимание. Результаты своих исследований Д. изложил в очерке "Усовершенствование струнных музыкальных инструментов по известному способу, изобретённому Л. В. Добрянским" (Одесса, 1891). Опубликовал статью "Руководство к оценке и приобретению струнных инструментов" ("Южный музыкальный вестник", 1916, No 5-6, 9-10, 13-14, 15-16). Автор сб. стихов "Вспышки и порывы" (Одесса, 1891), либретто оперы "Бахчисарайский фонтан" А. Ф. Фёдорова (пост. 1895, Eкатеринослав).

Литература: Тур, братья, О тов. Добрянском (реформаторе скрипки), "Известия", 1935, 28 сентября, No 227; Осипов И. и Шумов М., Скрипка "СССР" (творчество скрипичного мастера Л. В. Добрянского), "Известия", 1937, 4 апреля; Анiсiмов В., Лев Добрянський i його скрипки, "Радянська музика", 1938, No 2, с. 29-42; Rадин A., Скрипка (творческая работа мастера Добрянского), "Советская Украина", 1939, 30 марта, No 73.

И. М. Ямпольский.

Довженко В. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дога Е.

Еужениу (Евгений Дмитриевич) (р. 1 III 1937, с. Мокра Рыбницкого р-на Молд. ССР) - советский композитор. Нар. арт. Молд. ССР (1982). Чл. КПСС с 1976. Деп. Верх. Совета Молд. ССР 9-го созыва. Окончил Кишинёвскую консерваторию по классу виолончели у Г. С. Хохлова (1960), композиции у С. М. Лобеля (1965). В 1957-62 артист оркестра Молд. радио и телевидения. В 1967-72 чл. репертуарно-редакционной коллегии Мин-ва культуры Молд. ССР. В 1963-1967 преподавал композицию в Муз. уч-ще им. Няги (Кишинёв). Творчество Д. тесно связано с молд. муз. фольклором. Осн. место в нём занимают песни: "Море цветов" (cл. А. X. Чокану), "Песня о моём городе" и "Днестр, моя гордость" (cл. Г. Д. Водэ), "Мне приснился шум дождя" и "Как прекрасна земля на рассвете" (cл. В. Я. Лазарева), "Свет синих звёзд" (cл. Л. И. Ошанина), "Молдавские кодры" (cл. П. А. Крученюка) и др. Пр. Ленинского комсомола Молд. ССР им. Бориса Главана (1973), Гос. пр. Молд. ССР (1980).

Сочинения: балет Лучафэрул (по мотивам поэмы М. Эминеску, 1973); для хора и орк. - кантаты Партии гимн поём (cл. П. Д. Дарие, 1961), Хора дружбы (cл. И. И. Подоляну, 1968), Славим тебя, Молдова (cл. Е. Н. Букова, 1968), Сердце века (cл. А. Н. Стрымбану, 1969), Весна человечества (cл. Подоляну, 1970), Сердце солдата (cл. С. Ф. Гимпу, 1975), Ода России (cл. В. Я. Лазарева, 1975), Ода Молдавии (cл. А. И. Кодру, 1976), Поэма о Молдавии (cл. Кодру, 1976), Чайка надежды (поев, чилийским патриотам, ел. Э. В. Лотяну, 1979); для орк. - симфония (1971), увертюра (1961), увертюра для малого орк. (1961); произв. для эстр. орк.; 2 струн. квартета (1965, 1973); пьесы для влч. и фп.; хоры с сопр. фп. - 9 хоров на революц. темы (cл. Букова, 1970), Желание (cл. М. Еминеску, 1973); для голоса с фп. - сб. песен: На крыльях песен (изд. 1972), Песни под гитару (изд. 1972), цикл песен Здесь Родина моя (слова молд. поэтов, 1976), Ритмы эпохи (изд. 1976), сб. Солнечный день (изд. 1978); музыка к спектаклям драм. т-ров, в т.ч. "Штефан Раду, первый и последний" Бусуйока (1968, Кишинёв), "Земля" Подоляну (1969, там же), "Ясский карнавал" Александри (1969, там же), "Птицы нашей молодости" (1972, Москва) и "Святая святых" Друцэ (1978, там же); музыка к кинофильмам (св. 70), в т.ч. "Нужен привратник" (1968), "Лаутары" (1972), "Дом для Серафимы" (1972), "Табор уходит в небо" (1976), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Восьмое чудо света" (1981), "Мария - Мира-бела" (1981); музыка к телефильмам.

Догадин А. А.

Александр Адрианович (26 VIII (7 IX) 1869, вероятно, станица Александро-Невская - 1920-е гг.) - рус. фольклорист. Род. в казачьей семье. Окончил Оренбургское юнкерское уч-ще. Систематич. муз. образования не получил. С 1891 служил в Астраханском казачьем войске, участвовал в походе в Туркестан. В 1907 вышел в отставку. В 1902 по поручению комиссии, собиравшей материалы об Астраханском казачьем войске, записал казачьи песни (с помощью фонографа). Впоследствии составил сб. "Былины и песни астраханских казаков" (опубл. в 1911 в Астрахани под ред. Н. С. Кленовского, вып. 1-2). При расшифровке звукозаписи Д., сохранив нар. подголосочно-полифонич. склад в 2 верхних голосах, несколько изменил партию нижнего голоса (придал ему значение гармонич. баса).

Догматик

Догматик - гимн христианской церкви, излагающий догматы веры. 8 гласам соответствуют 8 Д. Сочинение их текста и музыки приписывают Иоанну Дамаскину. Яркая поэтич. образность текстов Д. привлекала внимание рус. мастеров пения. Распетые ими мелодии Д. отличаются большой выразительностью и принадлежат к числу лучших образцов знаменного распева 16 в. Напевы Д. приведены в сб. Н. Д. Успенского "Образцы древнерусского певческого искусства" (Л., 1968, 1971), а также в некоторых трудах по истории русской музыки.

Литература: Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, с. 84-94, 117-122, М., 1971, с. 100-111, 135-144.

Н. Д. Успенский.

Додекафония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Додонов А. М.

Александр Михайлович (12(24) II 1837, Петербург -19 I (1 II) 1914, Москва) - рус. певец (тенор) и педагог. Пел в церк. хоре. По совету А. Г. Рубинштейна брал уроки пения у Ф. Ронкони и теории музыки у В. Ф. Одоевского в Петербурге (1859-61), затем совершенствовался у Безанцони в Париже, у М. Гарсиа в Лондоне (1862-63), у Ф. Ламперти в Милане (1864). В 1865-66 пел на оперных сценах Милана, Неаполя и Лондона, в 1867 артист итал. оперы в Одессе и рус. оперы в Киеве. В 1869-91 солист Большого т-ра в Москве. Д. - первый исполнитель в Москве партий Руальда ("Рогнеда"), Макса ("Вольный стрелок"), Рауля ("Гугеноты"). Партии: Финн; Торопка ("Аскольдова могила"), Собинин, Князь; Андрей Морозов ("Опричник" Чайковского). Выступал также как конц. певец. В 1891-95 преподавал пение в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Среди его учеников - Л. В. Собинов, Д. А. Смирнов. С 1895 давал частные уроки пения. Д. работал также в области теории вок. педагогики. Читал лекции о постановке голоса в Петерб. и Моск. консерваториях и театр. уч-щах.

Сочинения: Руководство к правильной постановке голоса, развитию и укреплению голосовых органов и изучению искусства пения, ч. 1, М., 1891, 1908; Руководство к правильной постановке голоса и изучению искусства пения, ч. 2, Практическая, М., 1899; Современное преподавание пения..., М., 1904.

M. M. Яковлев.

Дойна

Дойна (рум. doina) - жанр (вок., инстр., вок.-инстр.) молд. муз. фольклора. Распространён и в Прикарпатской Украине, а также в Румынии, Болгарии, Югославии. Относительно происхождения слова "Д." существуют разл. мнения: одни исследователи считают, что оно происходит от лат. doleo - страдаю; другие связывают его с назв. старинной литов. песни "Дайна"; третьи полагают, что слово "Д." слав. происхождения и ведёт начало от слова "дуть", "дунуть". Возникновение Д. восходит к старинной нар. легенде: пастух, разыскивая потерявшихся овечек, поёт скорбную песню либо играет грустную мелодию на флуере (свирели) или чимпое (волынке). Найдя стадо, он выражает свою радость танцем и играет быструю зажигательную мелодию. Так родилась двухчастная - наиболее распространённая форма Д., где 2-я часть ("хора", "сырба", "чобэняска") - всегда подвижная танц. мелодия (в народе существуют также одночастные и даже трёхчастные Д.). Мелодии Д. импровизационны. Они могут иметь пасторальный, элегич., лирич., лирико-эпич. или скорбный характер. Им свойственны широкое дыхание, контрастные сопоставления (плавного движения со взлётами на большие интервалы, долгих звуков с короткими, напевности с речитативами), метроритмич. свобода; пунктирная и синкопированная ритмика чередуется в Д. с ровным движением. Обычно мелодии Д. украшены трелями, мордентами, фиоритурами, каденционными пассажами. В основе Д. лежат диатонич. лады мажорного и минорного наклонений с преобладанием гармонич. и дважды гармонич. минора, дорийского лада с высокой IV ступенью, дважды гармонич. мажора, переменного мажора-минора. Инструментальные Д. часто начинаются характерным гаммообразным запевом:

Дойна

Опираясь на образцы нар. Д., композиторы Сов. Молдавии создали ряд произв. в форме Д. Среди них: дойны С. Няги для лирико-колорат. сопрано и фп., для гобоя в сопровождении оркестра, "Дойна ноуэ" ("Новая дойна") Е. Коки, песни "Дойна", "Флуераш" С. В. Златова, "Молдавские эскизы" А. П. Каменецкого для симф. оркестра и др. Название "Д." носит Молд. гос. хоровая капелла (организована в 1930).

Литература: Корчинский В., Молдавские наигрыши и песни, М., 1937; Лебедева Е. Н., Молдавские народные песни, М.-Л., 1951; Аксенова Л., Молдавские народные песни, Кишинев, 1958 (на молд. яз.).

Л. А. Аксёнова.

Дойра

Дойра - ударный муз. инструмент типа бубна. Распространён в Узбекистане, Таджикистане, а также в странах Ближнего и Среднего Востока. Состоит из круглой обечайки (сделана из сухой виноградной лозы, орехового или букового дерева) и натянутой на неё с одной стороны мембраны (из рыбьей или козлиной кожи, иногда желудка животного) диаметром 360-450 мм. Перед игрой Д. нагревают на солнце или у огня для большего натяжения мембраны, что способствует чистоте и звонкости звучания. Звук извлекается ударами 4 пальцев обеих рук (большие пальцы служат для опоры инструмента) и ладоней по мембране. Удар в середину мембраны даёт низкий и глухой звук, удар около обечайки - более высокий и звонкий. К осн. звуку присоединяется звон металлич. подвесок. Различие в окраске звука достигается благодаря различным приёмам игры: удары пальцев и ладони разной силы, щелчки мизинцами, скольжение пальцев по мембране, встряхивание инструмента и др. Возможны тремоло, форшлаги. Диапазон динамич. оттенков - от нежного piano до мощного forte. Техника игры на Д., разрабатывавшаяся веками, достигла высокой виртуозности. На Д. играют (любители и профессионалы) соло, аккомпанируя пению и танцам, а также в ансамблях. Репертуар Д. составляют разнообразные ритмич. фигуры - усули (узб., тадж.). Д. используется при исполнении макомов, мугамов. В сов. время Д. часто входит в состав народных, а иногда и симф. оркестров. Разновидностями Д. являются груз. дайра, азерб. дэф, арм. дaпп.

Литература: Акбаров И., Ритмы дойры, Таш., 1952; Вызго Т., Петросянц A., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962.

И. М. Вызго-Иванова.

"Дойче Граммофон-Гезельшафт"

"Дойче Граммофон-Гезельшафт" (Deutsche Grammophon Gesellschaft, сокр. "ДГГ") - немецкая звукозаписывающая фирма (ФРГ); с 1957 её центр в Гамбурге. "ДГГ" - старейшее из ныне существующих предприятий по производству грампластинок в ФРГ. Осн. в 1898 в Ганновере братьями Э. и Й. Берлинерами. До 1937 "ДГГ" действовала как самостоят. предприятие, затем входила в состав разл. концернов. Значит. размах деятельность "ДГГ" приобрела после 2-й мировой войны 1939-45. С конца 40-х гг. "ДГГ" - одна из крупнейших в Европе фирм - выпускает большое число записей классич. музыки всех времён и народов, привлекая виднейших артистов Европы. Значит. часть записей выходит в виде тематич. серий, в т. ч. Archiv-Production (музыка до 19 в. и записи выдающихся артистов прошлого), Musica nova (записи совр. музыки, выпускаемые в сотрудничестве с западногерм. секцией Междунар. муз. совета ЮНЕСКО), Polydor (записи лёгкой музыки), Heliodor, MGM, Verve Tip и др. С конца 1960-х гг. "ДГГ" выпускает также записи классич., джазовой и лёгкой музыки на портативных (компактных) кассетах для магнитофонного воспроизведения. Продукция "ДГГ" реализуется в ряде стран филиалами фирмы.

Литература: 65 Jahre Deutsche Grammophon-Gesellschaft, Hamb., 1963.

M. M. Яковлев.

Докшицер Т. А.

Тимофей Александрович (р. 13 XII 1921, Нежин) - сов. трубач, педагог и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1959). В 1950 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных (класс трубы М. И. Табакова), в 1957 - Моск. консерваторию (класс дирижирования Л. М. Гинзбурга). В 1941-45 артист Образцового оркестра МВО, с 1945 - оркестра Большого т-ра (Москва). С 1950 преподаёт в Муз. уч-ще им. Гнесиных, с 1954 в Муз.-пед. ин-те им. Гнесиных (с 1971 профессор). Один из выдающихся трубачей-виртуозов. Его игра отличается исключительной технич. лёгкостью, мягкостью звучания, художественностью отделки.

Литература: Эрмлер M., Труба solo, "CM", 1969, No 6.

И. M. Ямпольский.

Дол

Дол - дул (узб.), доул (тадж.), - ударный муз. инструмент: двухсторонний барабан с узкой (80-100 мм) деревянной обечайкой. Затянут с обеих сторон кожаными мембранами (диаметр 300-400 мм), соединёнными друг с другом красивым ременным плетением. При игре инструмент держали за ручку, прикреплённую сбоку к обечайке, и ударяли по мембране шарообразной головкой толстой деревянной палки. Д. применялся ханской и эмирской охраной, гор. ночной стражей. Вышел из употребления.

И. М. Вызго-Иванова.

Должанский А. Н.

Александр Наумович (30 VIII (12 IX) 1908, Ростов-на-Дону - 21 IX 1966, Ленинград) - сов. музыковед. Кандидат искусствоведения (1942). Окончил в 1936 историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории (в 1928-30 занимался в классе композиции П. Б. Рязанова), позднее аспирантуру (рук. X. С. Кушнарёв). С 1929 преподавал теоретич. предметы в разл. муз. уч. заведениях Ленинграда, в 1937-48 и с 1954 в Ленинградской консерватории (с 1944 доцент). Осн. круг науч. интересов Д. - анализ муз. произв., творчество Д. Д. Шостаковича, музыкальная лексикография.

Сочинения: О ладовой основе сочинений Шостаковича, "СМ", 1947, No 4; Краткий музыкальный словарь, Л., 1952, М.-Л., 1966; Д. Шостакович. Камерные (инструментальные) произведения, (М., 1955); О композиции первой части Седьмой симфонии Д. Шостаковича, "СМ", 1956, No 4; Советские композиторы. Краткий биографический справочник, М., 1957 (совм. с Г. Б. Бернандтом); Краткие замечания об Одиннадцатой симфонии (Д. Д. Шостаковича), "СМ", 1958, No 3; Относительно фуги, "СМ", 1959, No 4; Из наблюдений над стилем Шостаковича, "СМ", 1959, No 10; Музыка Чайковского. Симфонические произведения. Научно-популярные очерки. Л., 1960; 24 прелюдии и фуги Д. Шостаковича, Л., 1963; Камерные инструментальные произведения Д. Шостаковича, М., 1965; Краткий курс гармонии. Для любителей и начинающих профессионалов, М.-Л., 1966; Избранные статьи, Л., 1973.

И. М. Ямпольский.

Доли

Доли - далабaнди, - ударный муз. инструмент, распространённый в Грузии: двусторонний барабан, по устройству сходный с азербайджанской нагарой и армянским доолом. Мембраны Д. сделаны из пузыря или бараньей кожи. Ударяют по ним пальцами обеих рук или двумя палочками, имеющими ременные петли, к-рые надеваются на кисти рук. Палочками на Д. играют гл. обр. на открытом воздухе; при этом пальцами ударяют только по одной мембране, держа инструмент под левой рукой. Д. входят в состав разл. инстр. ансамблей (сазандари и др.).

Доливо А. Л.

Доливо-Соботницкий Анатолий Леонидович (29 IX (11 X) 1893, Павлоград - 20 IV 1965, Москва) - сов. певец (бас) и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1944). Доктор искусствоведения (1947). В 1918 окончил Моск. консерваторию (класс У. Мазетти) и одновременно физико-математич. ф-т Моск. ун-та. В том же году начал деятельность камерного певца. Выступал в СССР и за границей. Свежесть и обширность репертуара (арии К. Монтеверди, гимны Б. Марчелло, песни Л. Бетховена, романсы А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, шотл., ирл., негр., рус., укр., кирг. и др. нар. песни), тонкое знание муз. стилей, оригинальность трактовки определяли своеобразие творческого облика артиста. Мн. песни и старинные романсы были разысканы Д. и введены им в конц. практику. Избегая узкого этнографизма, певец стремился раскрыть художеств. родство нар. и классич. музыки. С 1930 преподаватель, с 1932 профессор Моск. консерватории (в 1932-43 рук. кафедры камерного пения, в 1954-65 зав. кафедрой сольного пения). Автор работ, посв. вопросам исполнительской культуры и вок. мастерства, - "Певец и песня" (М.-Л., 1948), "Заметки об истоках русской классической и советской вокальной школы" (в сб. "О музыкальном исполнительстве", М., 1954), "Речитативы в вокальном искусстве" (в сб. "Вопросы музыкально-исполнительского искусства", вып. 3, М., 1962), "Народная песня и культура певца" (фрагмент из книги, "СМ", 1966, No 3) и др.

Литература: Коган Г., Портреты исполнителей, Анатолий Доливо, "СМ", 1933, No 3

В. И. Зарубин.

Долидзе В. И.

Виктор Исидорович (18(30) VII 1890, Озургети, ныне Махарадзе - 24 V 1933, Тбилиси) - сов. композитор. Будучи учеником Тбилисского коммерч. уч-ща, организовал струн. оркестр (мандолины и гитары). По окончании уч-ща поступил в Киевский коммерч. ин-т (окончил в 1917), одновременно занимался в муз. уч-ще по классам скрипки и композиции. В 1917 вернулся в Грузию, посвятив себя композиторской деятельности. Д. - автор музыки и либретто первой груз. комич. оперы "Кето и Котэ" (по комедии А. Цагарели "Ханума"; пост. в 1919, Тбилиси). Д. принадлежат также оперы: "Лейла" (по пьесе Цагарели "Лезгинская девушка Гулджавар"; Д. - автор либр.; пост. 1922, Тбилиси), "Цисана" (на сюжет Эртацминдели; Д. - автор либр.; пост. 1929, там же), "Замира" (неоконч. осетин. опера, пост. в 1930, в отрывках, Тбилиси). Оперы Д. пронизаны нар. юмором, в них композитор использовал груз. гор. муз. фольклор. Легко запоминающиеся мелодии, ясность гармонии способствовали широкой популярности музыки Д. Ему принадлежат симфония "Азербайджан" (1932), симф. фантазия "Ивериада" (1925), концерт для фп. с орк. (1932), вок. произв. (романсы); инстр. соч.; обработка осетинских народных песен и плясок в собственной записи.

Литература: Корев С., "Кето и Котэ" В. Долидзе, М., 1951.

Долина М. И.

Долина М. И. (урожд. - Саюшкина, по мужу - Горленко) Мария Ивановна (1(13) IV 1868, Нижегородская губ. - 2 XII 1919, Париж) - рус. певица (контральто). Пению обучалась у Е. П. Гренинг-Вильде на частных муз. курсах Е. П. Рапгофа в Петербурге. Совершенствовалась в Милане у К. Ферни-Джиральдони и Б. Карелли. В 1886-1904 солистка Мариинского т-ра (Петербург), дебютировала в партии Вани. Д. обладала выразит. голосом тёплого тембра с насыщенным нижним регистром. Вок. достоинства сочетались у певицы с отточенным актёрским мастерством; в частности, ей блестяще удавались роли травести. К лучшим партиям Д. относятся: Лель; Груня ("Вражья сила"), Изяслав ("Рогнеда"), Ратмир ("Руслан и Людмила"), Ольга ("Евгений Онегин"), Полина ("Пиковая дама"), Басманов ("Опричник" Чайковского), Кончаковна; Зибель ("Фауст").

Оставив в 1904 оперную сцену, Д. вела конц. деятельность. Гастролировала по России (в т. ч. Средняя Азия, Кавказ, Сибирь; Дальний Восток). С 1904 устраивала в Петербурге ежегодные симф. концерты. Особое место в её программах занимали циклы вечеров "Русская песня" (1907-08, от нар. песен и былин до сочинений совр. ей композиторов) и "Славянская песня" (1908-09, творчество слав. народов). Выступая во Франции, Чехии, Германии, Турции и др. странах, Д. пропагандировала произведения М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова и др.

Литература: Славянские концерты солистки ее величества Горленко-Долиной, 19, 28 января и 7 февраля 1909, СПБ, 1909; Каменев И. A., Мария Ивановна Горленко-Долина, СПБ, 1912; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и ее мастера, 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 72-74; Кузнецов Е. М., Из прошлого русской эстрады, М., 1958, с. 342-44.

M. M. Яковлев.

Долмеч

Статья большая, находится на отдельной странице.

Долуханова З.

Зара (Заруи Агасьевна) (р. 5 III 1918, Москва) - советская певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1952) и РСФСР (1956). Занималась в Муз. уч-ще им. Гнесиных (Москва) у В. Н. Беляевой-Тарасевич. В 1957 окончила Муз.-педагогич. ин-т им. Гнесиных. В 1939 дебютировала на сцене Т-ра оперы и балета им. Спендиарова (Ереван). Вскоре, оставив оперную сцену, стала выступать как концертная певица. С 1944 солистка Всес. радио и телевидения, с 1959 - Моск. филармонии. На радио пела партии Золушки ("Золушка" Россини), Розины (исполняла эту партию в оригинальном варианте - так, как написал её композитор - для меццо-сопрано), Керубино; Денизы ("Свадьба при фонарях" Оффенбаха) и др. В 1969 выступила в партии Анджелики в конц. исполнении оперы Дж. Пуччини "Сестра Анджелика". Д. - выдающаяся представительница сов. вок. иск-ва. Её пение отличается безупречной музыкальностью, сдержанностью и благородством манеры, свежестью интерпретации вок. произведений. С большой виртуозностью владея своим тёплым, насыщенным, колоратурно-подвижным голосом огромного диапазона, Д. исполняет сочинения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Дж. Верди, С. В. Рахманинова, К. Дебюсси, Ф. Пуленка, Г. В. Свиридова, С. С. Прокофьева и мн. др. композиторов. Много гастролировала (Румыния, ГДР, Италия, Франция, Англия, Греция, Аргентина, Чехословакия, Венгрия, США, Польша, Югославия, Япония, Израиль, Новая Зеландия и др.). Гос. пр. СССР (1951). Ленинская пр. (1966).

Литература: Михайловская Н., Зара Долуханова, М., 1960; Городинский В., Зара Долуханова, в его сб.: Избранные статьи, М., 1963, с. 357-364; Тимохин В., Зара Долуханова, в сб.: Лауреаты Ленинских премий, М., 1970, с. 186-196.

В. И. Зарубин.

Долуханян А. П.

Александр Павлович (19 V (1 VI) 1910, Тбилиси - 15 I 1968, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1958). Учился у Т. И. Тер-Степановой (фп.), С. Бархударяна (композиция). Окончил Ленингр. консерваторию (класс фп. С. И. Савшинского); занимался в аспирантуре (1932-1935). В 1937-39 преподаватель Ереванской консерватории (класс фп. и камерного ансамбля) и солист филармонии. Совершив неск. фольклорных экспедиций по Армении, Д. записал св. 200 арм. нар. песен. В 1940, переехав в Москву, совершенствовался по композиции под рук. Н. Я. Мясковского. Во время Великой Отечеств, войны 1941-45 - участник фронтовых конц. бригад. После войны началась широкая творческая деятельность Д. как композитора и пианиста. Гастролировал по стране и за рубежом (Иран, Финляндия). Широко известны песни Д.: "И мы в то время будем жить", "Моя родина", лирич. песни "Ой, ты, рожь", "Рязанские мадонны", "Горит черноморское солнце".

Сочинения: муз. комедия - Конкурс красоты (1967, Моск. т-р оперетты); кантаты - Герои Севастополя (1948, сл. Н. К. Доризо) и Дорогой Ленина (1963); для орк. - Праздничная симфония (1950); два концерта для фп. с орк. (1947, 1954); произв. для дух. и эстр. орк., для фп. и др. инструментов; романсы; музыка для драм. т-ра.

Доля

Доля - единица ритма, метра. Отсюда, напр., 2-дольный метр, 3-дольная ритмич. фигура, 4-дольный размер и т. п.

"Дом песни"

"Дом песни" (Maison du Lied) - конц. муз.-просветит. организация (Москва, 1908-18). Создана с целью пропаганды камерной вок. музыки. Выступив на первом концерте "Д. п." в 1908 (цикл Ф. Шуберта "Прекрасная мельничиха"), в последующие годы Оленина-Д'Альгейм исполнила ок. 600 нар. песен, романсов и песен композиторов разл. стран и эпох от 12 в. до современности. Ведущее место в программах отводилось сочинениям рус. композиторов, особенно М. П. Мусоргского. В концертах "Д. п." выступали также А. Стенбок и др. певцы, партию фп. исполняли А. Б. Гольденвейзер, Л. Э. Конюс, П. А. Ламм, Н. К. Метнер, А. А. Оленин. В лекциях и беседах, сопровождавших концерты, принимали участие поэты В. Я. Брюсов, А. Белый и др. Концерты проводились в ряде городов России, а также в Париже и Лондоне. В 1908-16 "Д. п." было проведено 7 конкурсов, в т. ч. международных: на лучший перевод на рус. яз. текстов В. Мюллера цикла "Прекрасная мельничиха" Шуберта; стихотворений И. В. Гёте, положенных на музыку Ф. Шубертом, Р. Шуманом, Ф. Листом, X. Вольфом, Н. К. Метнером; на обр. для голоса и фп. десяти шотл. песен Р. Бёрнса (премии были присуждены С. Л. Толстому и П. Видалю); на гармонизацию народных песен (премию разделили М. Равель, А. Жорж, А. А. Оленин). В жюри входили С. И. Танеев, А. Т. Гречанинов, Н. К. Метнер, Н. Д. Кашкин, С. Н. Кругликов, Ю. Д. Энгель и др. Премированные песни включались в программы концертов и издавались.

В 1912 было учреждено об-во "Д. п.", целью к-рого было изучение творчества композиторов и поэтов, а также всесторонняя подготовка исполнителей. К 1917 об-во включало св. 1000 членов в Москве и Петрограде. "Д. п." издавал газету, бюллетени, к каждому концерту выпускал брошюры (бесплатные) с аннотациями и текстами исполняемых сочинений, проводил занятия с певцами.

Литература: Алексеева Е., М. Оленина-д'Альгейм, "СМ", 1960, No 1, с. 105-111.

Л. З. Корабельникова.

Дома народного творчества

Дома народного творчества - организационно-методич. и творч. центры, в задачи к-рых входит методич., репертуарная и творч. помощь художеств., в т. ч. муз. самодеятельности, координация работы самостоят. коллективов, обобщение и распространение их опыта. Д. н. т. - учреждения, находящиеся в ведении мин-в культуры союзных и автономных республик и управлений культуры краёв, областей и городов; они содействуют развитию массовой художественной самодеятельности. Основаны Д. н. т. в 1936 на базе ранее существовавших Домов самодеятельного иск-ва. В функции Д. н. т. входит выпуск репертуарных сборников, пособий и разд. методич. литературы в помощь художеств. самодеятельности; организация семинаров и занятий по повышению проф. уровня руководителей самодеятельных коллективов, проведение смотров и конкурсов, осуществление контроля за репертуаром художеств. самодеятельности. Д. н. т. имеют в своём составе штатных методистов-специалистов в разл. областях муз., театр. и хореографич. иск-ва, а также др. видов художеств. самодеятельности. При нек-рых Д. н. т. организованы общественные жанровые секции (творческие) из специалистов- профессионалов. При Ленинградском, Московском и других крупных Д. н. т. созданы театры народного творчества.

Д. н. т. существуют во всех союзных и автономных республиках, краях и областях, а также в городах - крупных культурных центрах. В Москве в 1936 создан Всесоюзный (с 1958 - Центральный) Д. н. т. им. Н. К. Крупской, возглавляющий работу в области художеств. самодеятельности в РСФСР. Всего в СССР (на 1972) работает 175 Д. н. т. Функцию, аналогичную Д. н. т., в системе профсоюзов выполняют Дома художеств. самодеятельности.

M. М. Яковлев.

Доманинская Л.

Доманинская Л. (Domaninskв) Либуше (р. 4 VII 1924, Брно) - чеш. певица (лирико-драм. сопрано). Нар. арт. ЧССР (1974). Окончила консерваторию в Брно. С 1945 солистка Оперного т-ра в Брно, с 1955 - пражского Нац. т-ра. Завоевала известность как исполнительница ведущих партий в классич. нац. операх, гл. обр. Б. Сметаны и Л. Яначека ("Енуфа" и "Катя Кабанова"); среди др. партий - Абигайл ("Навуходоносор" Верди), Аида, Чио-Чио-сан, Микаэла, Маргарита, Татьяна, Ярославна. Много гастролировала (в Москве в 1955). Участвовала в Глайндборнском муз. фестивале (1964).

Домаркас Ю. Ю.

Юозас Юозо (р. 28 VII 1936, дер. Варкали, ныне Плунгеского р-на Литов. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. Литов. ССР (1974). Чл. КПСС с 1967. Окончил Вильнюсскую консерваторию по классу кларнета (1960), Ленинградскую - по классу дирижирования у И. А. Мусина (1965). Как дирижёр дебютировал в 1961 в Ленинграде. С 1964 возглавил симф. оркестр Литов. филармонии. Д.-дирижёра отличают темперамент, органичное чувство меры, тонкий вкус, глубокое проникновение в специфику разл. стилей. В репертуаре Д. - "Торжественная месса" Бетховена, оратории "Самсон" и "Иуда Маккавей" Генделя, "Рождественская оратория" Баха, "Кармина Бурана" Орфа, 2-я симфония Малера и др., многочисл. произв. литов. композиторов, в т.ч. оратория Э. Бальсиса "Не трогайте голубой глобус". Гастролирует за рубежом. С 1972 руководит орк. классом Вильнюсской консерватории. Гос. пр. Литов. ССР (1974).

Домбаев Г. С.

Григорий Савельевич (р. 16(29) VI 1905, Царицын, ныне Волгоград) - сов. музыковед, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1967). В 1927 окончил ф-т обществ. наук Северо-Кавказского ун-та и Муз.-практический ин-т по классу фп. (Ростов-на-Дону). В 1932-37 преподаватель (с 1934 директор) Муз. уч-ща, в 1935-38 директор и худ.? рук. краевой филармонии в Ростове-на-Дону, в 1939-41 зав. конц. бюро в Сочи. В 1942-44 директор и педагог Ереванского муз. уч-ща, в 1944-47 директор и худ. рук. Армянской филармонии. В 1947-49 нач. Управления по делам иск-в при Совете Министров Арм. ССР, в 1944-50 ст. преподаватель Ереванской консерватории по классу камерного ансамбля. В 1950-72 ректор и зав. кафедрой камерного ансамбля (с 1968 профессор) Горьковской консерватории, с 1972 преподаёт в Муз.-педагогич. ин-те им. Гнесиных (Москва). Автор работы "Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах" (М., 1958), справочников о жизни и творчестве Чайковского, статей, посв. разл. вопросам совр. муз. культуры.

И. М. Ямпольский.

Домбаев К. С.

Карп Савельевич (р. 8(21) III 1910, Царицын, ныне Волгоград) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1957). Начал учиться игре на скрипке в детстве в Царицыне у А. З. Шульгина. В 1927-29 занимался в Ленингр. консерватории, класс И. А. Зелихмана, у к-рого учился ранее в Ростове-на-Дону, в 1932-37 - в Моск. консерватории, окончил класс Б. О. Сибора. С 1940 преподаёт в Ереванской консерватории (с 1954 профессор). В 1940-49 проректор по науч. и уч. части, в 1950-60 зав. кафедрой. В 1963-71 преподавал также и в Азерб. консерватории. Воспитал плеяду талантливых скрипачей, среди к-рых Р. М. Агаронян, Р. А. Ахмедов, А. А. Вартанян, А. X. Дургарян, Л. М. Мамиконян, З. Г. Саакянц, Ж. Е. Тер-Меркерян, А. М. Цицикян и др.

И. М. Ямпольский.

Домбра

Статья большая, находится на отдельной странице.

Доминанта

Доминанта (от лат. dominans, род. падеж dominantis - господствующий; франц. dominante, нем. Dominante) - название V ступени гаммы; в учении о гармонии также назв. аккордов, строящихся на этой ступени, и функции, объединяющей аккорды V, III и VII ступеней. Д. порой называют всякий аккорд, расположенный квинтой выше данного (Ж. Ф. Рамо, Ю. Н. Тюлин). Знак функции Д. (D) предложен X. Риманом.

Понятие второй опоры лада существовало ещё в ср.-век. теории ладов под названиями: тенор, реперкуссиа, туба (первая и главная опора носила названия: финалис, заключительный тон, осн. тон лада). С. де Ко (1615) обозначал термином "Д." V ступень в автентич. ладах и IV - в плагальных. В григорианских ладах термин "Д." (псалмодич. или мелодич. Д.) относится к звуку реперкуссиа (тенора). Это понимание, распространённое в 17 в., сохранилось (Д. Йонер). За аккордом верхней квинты лада термин "Д." закрепил Ж. Ф. Рамо.

Значение аккорда Д. в функционально- гармонич. системе тональности определяется его отношением к аккорду тоники. Осн. тон Д. содержится в тонич. трезвучии, в обертоновом ряде от тонич. звука лада. Поэтому Д. как бы порождается тоникой, выводится из неё. Аккорд Д. в мажоре и гармонич. миноре содержит в своём составе вводный тон и обладает ярко выраженным тяготением к тонике лада.

Литература: см. при ст. Гармония.

Ю. Н. Холопов.

Доминантнонаккорд

Доминантнонаккорд - см. Нонаккорд.

Доминантсептаккорд

Доминантсептаккорд - см. Септаккорд.

Доминго П.

Доминго П. (Domingo) Пласидо (р. 21 I 1941, Мадрид) - испан. певец (тенор). Учился пению у родителей, выступавших в сарсуэлах, и в консерватории в Мехико, там же на спец. курсах под рук. И. Маркевича обучался дирижированию. Дебютировал в Оперном т-ре в Мехико. В 1966 с большим успехом исполнил заглавную партию в опере "Дон Родриго" Хинастеры в "Нью-Йорк сити опера", затем пел в Вене, Гамбурге, Зап. Берлине. С 1968 солист "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк), с 1969 регулярно выступает также в "Ла Скала" (Милан). В 1974 с труппой т-ра "Ла Скала" гастролировал в Москве. Изредка выступает и как оперный дирижёр. Один из крупнейших певцов 2-й пол. 20 в., разносторонний и тонкий художник, Д. с равным успехом поёт партии лирич. и драм. тенора, покоряя эмоциональностью исполнения, богатством тембровой нюансировки, отточенностью фразировки. Среди партий - Отелло, Дон Карлос, Радамес; Каварадосси; Де Грие, Джонсон ("Манон Леско", "Девушка с Запада" Пуччини), Андре Шенье ("Андре Шенье" Джордано), Гофман ("Сказки Гофмана" Оффенбаха), Вертер.

Доминчен К. Я.

Климентий Яковлевич (р. 25 XI (8 XII) 1907, с. Студёное, ныне Песчанского р-на Винницкой обл.) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1973). Член КПСС с 1950. В 1931 окончил Киевский муз.-драм. институт по классам композиции и дирижирования. В 1944-51 дирижёр симф. оркестра Укр. радио. Зам. пред. CK Украины (с 1967).

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратория Мир и труд (сл. Д. Е. Луценко, 1959), кантаты Слава Союзу Советскому (Слава Союзу Радянському, сл. И. Бараха, 1967), Вольный сын и вольная мать (Вольний син i вольна мати, сл. В. Бычко, 1964), вок.-симф. поэма Несись наша песня над морем (Гей, несись наш спiв над морем, 1950); для орк. - 2 симфонии (1939, 1951), симф. поэмы Отчизна (Вiтчизна, 1945), Герои "Потемкина" (Gерoп "Потьомкiна",1955), Карнавал (1958), 4 увертюры; концерт для домры (1955), хоры, романсы, песни.

Л. И. Карасева.

Дом-музей Н. А. Римского-Корсакова

1) В г. Тихвине (Ленингр. обл.). Осн. в 1944 в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова. Находится в доме, где композитор родился и жил до 1856 (в дальнейшем приезжал на каникулы; последний раз был в 1862, на похоронах отца). Здесь сохранены нек-рые вещи семьи Римских-Корсаковых. Устроена постоянная выставка, посв. жизни и творчеству композитора. В период Великой Отечеств, войны 1941-45 при оккупации Тихвина дом пострадал, затем был восстановлен. Музей ведёт большую муз.-просветит. деятельность, организуя конкурсы на лучшее исполнение произв. Римского-Корсакова, науч. сессии, лекции. При музее работает Общество друзей Д.-м. Р.-К.

2) В Ленинграде (Музей-квартира). Открыт в 1971. Здесь композитор жил в течение последних 15 лет. В организации музея принимали участие дочь и сын композитора - Н. Н. и В. Н. Римские-Корсаковы. Полностью сохранена подлинная обстановка.

Литература: Государственный дом-музей Н. А. Римского-Корсакова. Краткий очерк, Л., 1964.

Л. З. Корабельникова.

Дом-музей П. И. Чайковского

Статья большая, находится на отдельной странице.

Домра

Домра - древнерус. струнный муз. инструмент, вышедший из употребления в нар. быту. Точного описания и изображения его не сохранилось; в книге нем. путешественника А. Олеария "Описание путешествия в Московию...", 1-я пол. 17 в., изображены два музыканта, один из к-рых играет на инструменте с большим корпусом полусферич. формы (есть основание считать этот инструмент Д.). Д. была преим. инструментом проф. музыкантов-скоморохов. Наибольшее распространение имела в 16-17 вв. В ансамблях, помимо обычной, применялась и "басистая" (басовая) Д.

В 1895 участник оркестра В. В. Андреева - А. С. Мартынов вывез из Вятской губ. 3-струнный инструмент, представлявший собой одну из разновидностей балалайки, но принятый за Д. На основе этого инструмента Андреев, совм. с С. И. Налимовым, в 1896-1900 создал семейство реконструированных Д. квартового строя (т. н. "разлад") - пикколо, прима, альт, тенор, бас и контрабас. Позднее, выяснив ошибку, Андреев, считавший, что балалайка произошла от Д., нашёл эту её разновидность более близкой к старинной Д. (16-17 вв.).

В 1908-17 Г. П. Любимов вместе с С. Ф. Буровым сконструировал семейство 4-струнных домр квинтового строя от пикколо до контрабаса, положивших начало домровому оркестру. Однако в силу своего тембрового однообразия подобные оркестры не получили распространения; отд. инструменты нередко применяются в балалаечно-домровых оркестрах (наибольшей популярностью 4-струнные домры пользуются на Украине). Группа Д. занимает осн. место в оркестре рус. нар. инструментов.

Домра

Настройка и диапазон оркестровой домры

Литература: Pаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа, СПБ, 1891.

К. А. Вертков.

Донадзе В. Г.

Владимир Григорьевич (р. 18 (31) III 1905, г. Озургети, ныне Махарадзе) - сов. музыковед, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1958). Доктор искусствоведения (1957). В 1931 окончил юридич. ф-т Тбилисского ун-та; в 1934 - историко-теоретич. ф-т Тбилисской консерватории; в 1934-37 - аспирантуру при Ленингр. консерватории. С 1937 основатель и руководитель кафедры истории музыки Тбилисской консерватории (с 1958 профессор). В 1937-50 работал как педагог в средних уч. заведениях. Автор работ преимущественно по истории груз. музыки. Гос. пр. Груз. ССР им. З. Палиашвили (1972).

Сочинения: Захарий Палиашвили, М., 1958; Музыкальное наследие Грузии. Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Симфония h-moll Шуберта, в кн.: Очерки по истории и теории музыки. Сб. научных трудов и материалов Гос. научно-исслед. ин-та театра и музыки, (т.) II, Л., 1940, с. 51-99; Шалва Мшвелидзе, Тб., 1946 (на груз. яз.); Музыкальное искусство республик Закавказья. Грузия, в кн.. История музыки народов СССР, т. 1. 1917-1932, М., 1966, с. 335-48, 1970, с 307-319; Грузинская ССР, 1932-1941, в кн.. История музыки народов СССР, т. II, М., 1970, с. 364-80; Грузинская ССР, 1941-1945 гг., в кн.: История: музыки народов СССР, т. III, M., 1972, с. 380-401.

Донаньи Э.

Эрнст - см. Дохнаньи Э.

Донат Х.

Донат Х. (Donat; урожд. - Эрвин, Erwin) Хелен (р. 10 VII 1940, Корпус-Кристи, Техас) - амер. певица (лирич. сопрано). С 10 лет пела в церк. хоре. Училась у П. Новиковой в Нью-Йорке, где дебютировала в 1958. С 1961 живёт в ФРГ. Солистка оперных т-ров Кёльна (1962-63), Ганновера (1963-68), Франкфурта-на-Майне (1965-67), Мюнхена (1968-72). Голос Д. отличается мягкостью, пластичностью, исполнение - теплотой, искренностью, проникновенным лиризмом. Среди партий - Памина ("Волшебная флейта"), Ева ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Софи ("Кавалер розы"), Марцелина ("Фиделио"), Мими, Микаэла. Много гастролирует. Выступает в концертах, участвует в исполнении вок.-симф. соч., в т.ч. 9-й симфонии Бетховена. В составе Венской гос. оперы в 1971 выступала в СССР.

Донатони Ф.

Донатони Ф. (Donatoni) Франко (р. 9 VI 1927, Верона) - итал. композитор и педагог. Муз.-теоретич. предметы изучал в Венеции, Милане, Болонье и Риме, где в 1953 окончил национальную академию "Санта-Чечилия". С этого года - преподаватель гармонии и полифонии в консерватории им. Дж. Мартини в Болонье, с 1955 - в консерватории им. Дж. Верди в Милане (с 1961 профессор), позднее - преподаватель композиции в консерватории им. Дж. Верди в Турине. Пишет преим. инстр. музыку.

Сочинения: балет - Электроневод (La Lampara, Милан, 1957); для орк. - Строфы (Strophes, 1959), Кукольное представление (Puppenspiel, 1961), Для оркестра (Per orchestra, 1962), Дубль II (Doubles II, 1970); Для струн. орк. - симфония (1953), Чёрное и белое (Black and White, для 37 инструментов, 1964); для камерного орк. - Музыка (Musica, 1955); для инструментов с орк. - Дивертисмент для скрипки (1954), Кукольное представление II (Puppenspiel II, для флейты и флейты пикколо, 1965); камерные ансамбли, пьесы для разл. инструментов и вок.-инстр. составов, для фп.

Литературные сочинения: "Questo", Mil., 1970.

Донауров С. И.

Сергей Иванович (2(14) XI 1838, Петербург - 10(22) III 1897, там же) - рус. поэт и композитор. Род. в семье любителя музыки, автора романсов Ивана Михайловича Д. (ум. 1849). Образование получил в Пажеском корпусе. Служил атташе Мин-ва иностр. дел, секретарём посольства в Италии, цензором драм. сочинений, состоял членом совета Гл. управления по делам печати (Петербург). Был последним представителем рус. муз. дилетантизма. Обладая мелодич. дарованием, Д. написал ок. 100 романсов лирико-сентимент. характера, отличающихся непритязательностью содержания, близких по стилю рус. гор. лирич. песне и бытовому романсу (мн. из них печатались в "Нувеллисте" с 60-х гг. 19 в.). Романсы "Ожидание" ("Тихо на дороге"), "Пара гнедых", "Только станет смеркаться немножко" и др. пользовались широкой популярностью. Написал оперетты "Христофор Колумб" и "Путешествие на луну".

Литература: Некрологи - "Исторический вестник", 1897, No 5, с. 664; "Новое время", 1897, 13 марта, No 7558; Венгеров С. A., Источники словаря русских писателей, т. 2, СПБ, 1910.

И. М. Ямпольский.

Донец М. И.

Михаил Иванович (11(23) I 1883, Киев - 10 IX 1941, там же) - сов. певец (бас). Нар. арт. УССР (1930). Чл. КПСС с 1940. Пению обучался в киевских частных муз. школах; ученик А. А. Сантагано-Горчаковой и М. В. Бочарова (пение), H. H. Соловцова (сценич. мастерство). В 1907-13 работал в Оперном т-ре Зимина в Москве; вместе с И. А. Алчевским устраивал концерты укр. музыки, был одним из основателей муз.-драм. кружка "Кобзарь" (1909). В 1913-1922 пел в Киеве, в 1923-27 - в Харькове и Свердловске, с 1927 снова в Киевском оперном т-ре.

Д. сочетал дарование драм. актёра с прекрасными вок. данными, обладал мастерством сценич. перевоплощения. В его репертуаре были самые разнохарактерные партии: Тарас Бульба и Выборный ("Тарас Бульба" и "Наталка Полтавка" Лысенко), Карась ("Запорожец за Дунаем"), Захар Беркут, Сокальский ("Золотой обруч", "Щорс" Лятошинского), Сусанин, Салтан; Додон ("Золотой петушок"), Кочубей, Борис Годунов, Досифей, Мефистофель и др.

Литература: Стефанович М., Михайло Iванович Донець, Кипв, 1965.

Л. С. Кауфман.

Донецкий театр оперы и балета

Донецкий театр оперы и балета - русский. Создан в 1941 в Донецке. Открылся оперой "Иван Сусанин". Первую труппу составили артисты Луганского (ныне Ворошиловград) и Винницкого оперных т-ров. В репертуаре т-ра произв. сов. композиторов, а также рус. и зарубежная классика. Среди первых пост. - "Паяцы", "Риголетто", "Евгений Онегин" (1943), "Кармен" (1946), "Бахчисарайский фонтан" (1947), "Снегурочка" (1948) и др. Среди лучших пост. 50-70-х гг.: оперы - "Молодая гвардия" (1950), "В бурю" (1953), "Дон Карлос" (1965); "10 дней, которые потрясли мир" Карминского (1971), "Капля мёда" Э. Арутюняна (1972), "Девушка с Запада" Пуччини (1968), "Пиковая дама" (1972); "Умница" Орфа (1973), "Ярослав Мудрый" Мейтуса (1973); балеты - "Чёрное золото" (1957) и "Оксана" (1964) Гомоляки, "Дон Кихот" (1969); "Княгиня Волконская" Знатокова (1970), "Спящая красавица" (1972) и другие.

В труппе т-ра (1973): певцы - нар. арт. УССР Р. С. Колесник, засл. арт. УССР М. Я. Веденева, В. А. Землянский, Г. Г. Каликин, П. Е. Ончул, В. П. Сорокин; артисты балета - засл. арт. УССР В. И. Сычёв, артисты Т. А. Кушакова, Ю. А. Цыбульский и др. Гл. дирижёр - засл. арт. УССР И. В. Лацанич, гл. режиссёр - засл. деят. иск-в УССР и Тат. АССР Е. И. Кушаков, гл. балетмейстер - С. М. Тулубьева, гл. хормейстер - К. С. Чекарамит, гл. художник - засл. деят. иск-в УССР Б. И. Купенко. Здание т-ра построено в 1940; зрит. зал на 1054 места.

Донец-Тессейр М. Э.

Мария Эдуардовна (4 (16) V 1889, Киев - 14 XII 1974, там же) - сов. певица (колоратурное сопрано) и педагог. Нар. арт. УССР (1969). В 1908-10 училась в Киевской муз.-драм. школе им. Н. В. Лысенко у А. Ф. Мышуги, в 1912-15 совершенствовалась у А. Ванцо в Милане. В 1915-48 солистка Укр. т-ра оперы и балета (с перерывом; в 1923-26 пела в оперных т-рах Одессы, Харькова, Свердловска). Певица большой муз. культуры; среди партий - Царевна-Лебедь, Антонида, Виолетта, Джильда, Розина, Маргарита; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Марильца, Панночка, Оксана ("Тарас Бульба", "Утопленница", "Рождественская ночь" Лысенко). С 1935 преподавала в разл. муз. уч. заведениях, с 1953 профессор Киевской консерватории; среди учеников - Е. С. Мирошниченко и И. И. Масленникова. Автор ряда работ по методике преподавания пения.

Предыдущая страница Следующая страница