Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОГ"-"ИЩЕ")
Иван Иванович (1810, Домашин, Чехия - после 1864, Австрия?) - дирижёр, скрипач и композитор. По национальности чех. Музыкальное образование получил в Пражской консерватории. В 1836 капельмейстер крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге. В том же году провёл в его доме первую орк. репетицию 1-го акта оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М. И. Глинки. Позднее капельмейстер крепостного оркестра Д. А. Панчулидзева в Пензе. С 1840 жил в Москве, где с 1841 работал капельмейстером Большого т-ра (в 1842 дирижировал первым моск. спектаклем оперы "Жизнь за царя"), рук. воскресными концертами Большого т-ра, а с 1850 и студенческим оркестром Моск. ун-та. Выступал в концертах как скрипач-ансамблист и квартетист. В нач. 50-х гг. уехал за границу. Деятельность И. оставила заметный след в развитии муз. культуры Москвы 40-50-х гг. 19 в. Талантливый дирижёр, И. был пропагандистом классич. музыки (в особенности соч. Л. Бетховена), произв. рус. композиторов, а также совр. ему зарубежной симф. музыки. Под упр. И. прозвучали в Москве "Реквием" В. А. Моцарта, симфонии и увертюры Моцарта и Бетховена; он исполнил впервые в Москве "Арагонскую хоту" и "Камаринскую" М. И. Глинки, отрывки из опер А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского, познакомил слушателей с симфонией "Пустыня" Ф. Давида. Автор муз. произв. (в т.ч. орк. увертюры ре минор и др.). Ему принадлежит также оркестровка нек-рых опер Верстовского. Был близок с М. С. Щепкиным, В. П. Боткиным, Н. П. Огарёвым и др., высоко ценившими его исполнительскую деятельность. Литература: Огарев Н., Концерт капельмейстера имп. театров г-на Иоганниса, в доме пензенского губернатора Панчулидзева, "Московские ведомости", 1848, 18 марта, с. 272-73; Безекирский В. В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910, с. 2-3; Яковлев В. В., Музыкальная Москва и Бетховен (40-е и 50-е годы), в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 136-38. И. М. Ямпольский. |
Август Рейнгольдович (14 (26) IV 1829, Петербург -13 (25) XII 1875, там же) - рус. нотоиздатель. По национальности немец. Владел нотным изд-вом и муз. магазином в Петербурге. Фирма И. издавала произв. Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, а также фп. пьесы из педагогич. репертуара. В 1869-71 И. выпускал еженедельную газ. "Музыкальный сезон" (ред. А. С. Фаминцын). Фирма И. существовала до 1917. Литература: Некролог, "Музыкальный листок", 1875, 21 дек. |
Юлий Иванович (28 II 1826, Копенгаген - 14(27) VII 1904, Лохья-Палоняма, Финляндия) - рус. муз. теоретик, педагог и композитор. Занимался в Лейпцигской консерватории у Ф. Мендельсона, Н. Гаде. В 1848 переселился в Россию, работал учителем музыки в Полтавской губ. С 1852 жил в Петербурге. В 1867-98 преподавал в Петерб. консерватории (класс теории композиции; с 1871 профессор). Был инспектором (1871-91), директором (1891-97) консерватории. Среди его учеников - А. К. Лядов, Я. Витол, Н. А. Соколов. Созданный И. учебник контрапункта - значит. труд в рус. муз.-теоретич. лит-ре (до появления "Подвижного контрапункта" С. И. Танеева). В нём на основе собств. педагогич. опыта И. изложил традиц. методику преподавания строгого полифонич. письма. Автор песен, хоров и др. произв. Сочинения: Двух, трёх и четырёхголосный простой, двойной, тройной и четверной строгий контрапункт, пер. с немецкого Н. Казанли (с прим. переводчика), М.- Лейпциг, (1904). Литература: Финдейзен НЗ, Очерк деятельности С.-Петербургского отд. ИРМО (1859-1909), СПБ, 1909, с. 80-82, 88; Пузыревский А. И. и Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетней деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912, испр. и доп., Пг., 1914; 100 лет Ленинградской консерватории, Л., 1966, с. 34-35, 59-60, 244. И. M. Ямпольский. |
Ионийский лад - см. Натуральные лады, Средневековые лады. |
Ирина Николаевна (р. 22 XI 1910, Саратов) - сов. композитор. Училась в 1934-35 в Моск. консерватории у Г. И. Пеккера (виолончель), в 1935-1938 - в училище им. Гнесиных у В. Я. Шебалина (композиция). Ред. ряда произв. рус. и иностр. композиторов-классиков (в т.ч. неопубликованных). С 1950 науч. сотрудник Центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. Засл. работник культуры РСФСР (1971). Автор кантаты "Москва" (совм. с Г. В. Киркором, 1947), симфонии (1944), концертов с оркестром - для скрипки (1964), 2 для виолончели (1951, 1971), фп. квинтета на тадж. темы (1956, совм. с Киркором), 4 струн, квартетов (1937, 1948, 1961, 1972), 2 сонат для влч. с фп. (1937, 1951), скерцо для влч. с фп. (1965) и др. сочинений для скрипки, альта (Поэма, 1972), влч. с фп., фантазии для арфы (1963), романсов на сл. А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, музыки к кинофильмам (о рус. художниках; совм. с Г. В. Киркором). Б. В. Доброхотов. |
Михаил Вячеславович (р. 15(28) XII 1901, г. Ковров, ныне Владимирской обл.) - сов. композитор. В 1919-21 служил в Первой Конной армии. Одновременно работал в армейской самодеятельности, вёл культурно-просветительную работу. В 1921-24 учился в Муз. уч-ще им. Гнесиных у Евг. Ф. Гнесиной (фп.), А. Т. Гречанинова и Г. Э. Конюса (спец. теория музыки). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (у А. Н. Александрова; инструментовку проходил у С. Н. Василенко). В 1933-52 редактор Музгиза, в 1935-41 зав. муз. частью и композитор Эстрадного т-ра для детей. И. - автор муз. произв. для детей - опер "Чудесная ночь", "Сказка про репку" (1946) и "Колобок" (1955), песен для малышей, музыки к драм. спектаклям для детей. Ему принадлежат также хоры на слова А. С. Пушкина ("Зимний вечер" и "Зимняя дорога"), романсы, танцы на муз. темы народов СССР и др. стран, фп. пьесы, обр. нар. песен, соч. для оркестра нар. инструментов, песни (на сл. М. В. Исаковского, Р. Гамзатова и др.). |
Иеремия Исаевич (1(13) VIII 1891, Нежин, ныне Черниговской обл. - 14 VIII 1947, Булдури Латв. ССР) - сов. искусствовед и литературовед. Доктор искусствоведения (1940). В 1922 окончил филологич. отделение Педагогич. ин-та им. А. И. Герцена в Петрограде; в 1923-38 преподаватель этого ин-та. Позднее преподаватель и с 1942 профессор Ленингр. ун-та, зав. кафедрой искусствоведения. В 1935-41 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та театра и музыки. И. принадлежит ряд работ, посв. муз. иск-ву 16-18 вв., музыке сов. кино. Большое место занимает музыка в общих искусствоведч. и литературоведч. трудах И. Работы И. не свободны от черт вульгарной социологии. Сочинения: Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств. Литература, живопись, музыка натурального товарно-денежного индустриального хозяйства, Л., 1927; От бытовой комедии к исторической трагедии, в кн.: Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII века, Л., 1933; Мистерия и опера (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; Музыка советского кино. Основы музыкальной Драматургии, Л., 1938; Синтетическая история искусств, Л., 1939. |
Александр Львович (р. 27 II (И III) 1912, Москва) - сов. пианист. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу К. Н. Игумнова, в 1935 под его же рук. Школу высшего мастерства (аспирантуру). 2-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1933). С 1934 солист Моск. филармонии. В 1943-58 участник трио совм. с Г. Д. Цомыком (виолончель) и М. Л. Затуловским (скрипка). С 1931 ассистент, в 1935-42 доцент кафедры камерного ансамбля Моск. консерватории. В 1946-52 профессор кафедры спец. фп. Тбилисской консерватории, с 1952 - Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных в Москве (с 1964 зав. кафедрой). И. - первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов, в т.ч. концертов для фп. с орк. О. В. Тактакишвили, К. Д. Макарова-Ракитина, О. М. Гордели, А. П. Долуханяна, а также первый исполнитель в СССР 3-го концерта П. И. Чайковского и ряда произв. для фп. с орк. зарубежных композиторов (фантазия К. Дебюсси, концертино А. Онеггера, симф. поэма М. де Фалья) и др. Э. Л. Микоян. |
Павел Афанасьевич (3 VII 1889, Москва - 12 IX 1947, там же) - сов. композитор и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Окончил в 1908 моск. Синодальное уч-ще, в 1909 Моск. консерваторию по классу муз. формы у А. А. Ильинского и свободного сочинения у С. Н. Василенко. В 1921-24 преподавал в консерватории сольфеджио и теорию музыки. В 1918-47 зав. муз. частью и дирижёр Малого театра (Москва). Автор музыки к спектаклям "Оливер Кромвель" Луначарского (1921), "Лево руля" Билль-Белоцерковского (1926), "Огненный мост" (1929) и "Бойцы" (1934) B. С. Ромашова и др. И. М. Ямпольский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ирадьер С. (Iradier) Себастьян де (20 I 1809, Саусьего - 6 XII 1865, Витория) - испан. композитор. В юности неск. лет провёл на Кубе; вернувшись в Испанию, работал органистом в Сальватьерре, в 1840-е гг. преподавал сольфеджио в Мадридской консерватории. В 1850-65 жил преим. в Париже, где был придв. музыкантом императрицы Евгении. Был дружен с Дж. Россини, П. Мериме, П. Виардо, М. Малибран; в 1850-х гг. сопровождал в качестве аккомпаниатора юную А. Патти в её турне по городам США, Мексики и Кубы. В 1865 вернулся в Испанию. Автор популярных в своё время песен, выдержанных в нар. испан. характере, а также в жанре кубинской хабанеры. К последним относятся всемирно известная "Голубка" ("La paloma", 1850-е гг.) и "El arreglito", к-рую Ж. Визе использовал для "Хабанеры" в опере "Кармен", ошибочно приняв её за нар. песню. В 1864 в Париже издан сб-к 25 песен И. под назв. "Цветы Испании" ("Fleurs d'Espagne"). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Наталья Александровна (1845 - 15 XI 1922, Петроград) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. В 1868 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у Г. Ниссен-Саломан. Позднее совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа. По возвращении вела конц. деятельность. Не обладая особыми голосовыми данными, И., по словам Ц. Кюи, была "выдающейся исполнительницей романсов". Её частым партнёром в концертах был А. Г. Рубинштейн, оказавший значит. влияние на художеств. развитие певицы. В 1874-1908 и с 1909 И. преподавала пение в Петерб. консерватории (с 1881 профессор). Школа И. сыграла важную роль в рус. вок. педагогике, она славилась строгой приверженностью к традициям классич. музыки, высоким уровнем муз. культуры. В своей стройной методике обучения, отличавшейся подлинной академичностью и высокой требовательностью, И. уделяла особое внимание развитию гибкости, ровности и подвижности голоса, глубокой музыкальности, точному следованию авторскому замыслу. И. воспитала плеяду замечательных певиц и педагогов. В числе её учениц - Н. И. Забела-Врубель, С. Н. Гладкая, М. А. Славина, Л. Я. Липковская, Л. А. Андреева-Дельмас, Е. Ф. Петренко, К. Н. Дорлиак, А. В. Даниэлян, З. П. Лодий, Е. К. Катульская. Литература: Трошева Е., Катульская, М., 1957, с. 25-32. |
Иосиро (р. 13 XI 1921, Владивосток) - япон. композитор. В 1927 вернулся с семьёй в Японию. В 1941-43 занимался на экономич. ф-те Токийского ун-та. Брал уроки композиции у Морои Сабуро (1942-1943). В 1946 организовал группу молодых композиторов "Новый голос". Руководитель япон. отделения Междунар. об-ва совр. музыки. С 1949 муз. редактор изд-ва "Токио онгаку сойн". С 1952 преподаёт композицию в Высш. муз. школе Тохо в Токио (с 1959 профессор; в 1960-70 директор). Один из организаторов Ин-та музыки XX в., ежегодного фестиваля совр. музыки (всё - 1957). С 1960 чл. комитета Об-ва совр. япон. музыки. Пред. CK Японии (с 1970). С 1973 профессор муз. колледжа в Токио. Осн. место в творчестве И. занимает инстр. музыка, особенно произв. для оркестра и камерные ансамбли. Сочинения: опера Шёлковый барабан (телепостановка, 1962: 1975, Токио); оперетта В страхе перед богом (1954, Токио); для орк. - 2 симфонии (1959, 1964), симфониетта (1953), конц. увертюра (1948), концерт для струнных, духовых и ударных (1957), концерт для струн. орк. (1960); двойной концерт для скр. и фп. с орк. (1955); камерно-инстр. ансамбли; музыка для вибрафона и фп. (1961); электронная музыка; соч. для япон. инструментов, хоры. Литературные сочинения (на япон. яз.): Двенадцатитоновая система в музыке, Токио, 1953; Хронологический обзор западноевропейской музыки, Токио, 1955. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ирмо - см. Русское музыкальное общество. |
Ирмологий - ирмолог, ирмологион, старорус. ирмолой, ермолой (от ирмос и греч. logeuo - собираю) - кодекс (сборник) ирмосов православного богослужения на весь год. С 10 в. И. был известен в Византии как певч. книга. В рус. церкви существует 2 вида И.: нотный и богослужебный, т. е. содержащий только тексты. В обоих ирмосы распределены по их гласовой принадлежности, а в каждом гласе - в порядке следования девяти песен канона. В каждой песне сначала дан ирмос воскресного канона, затем следуют ирмосы праздников и седмичных служб октоиха. Заканчивается И. "розниками", т. е. ирмосами неполных канонов и припевами к 9-й песне праздничных канонов. В богослужебном И. приведены также стабильные песнопения литургии, вечерни и утрени. В нотном И. все ирмосы изложены знаменным распевом, а припевы 9-й песни праздничных канонов - знаменным и греческим. Первое печатное издание - "Ирмологий нотного пения" в квадратной ноте, в цефаутном ключе - вышло в 1772. Позднее этот И. переиздавался. Страница из ирмология, изданного во Львове в 1700. В зап.-украинской и белорус. части правосл. рус. церкви И. называется певч. книга, содержащая, кроме ирмосов, стихиры из воскресных служб октоиха и праздников, а также песнопения обихода знаменного, киевского и болг. распевов и местных напевов. Состав таких И. очень разнообразен. Первый печатный нотный зап.-украинский И. был издан во Львове в 1700. Литература: Вознесенский И., Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. I. Киевский распев, К., 1888, M., 1898; II. Болгарский распев, К., 1891; его же, Церковное пение православной юго-западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков, К., 1890, М., 1898. Н. Д. Успенский. |
Ирмос (от греч. eirmos, букв.- сплетение, связь) - в визант. гимнографии 7 в. строфа, соединяющая библейскую песнь с христ. гимнами иного силлабич. стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и одновременно устанавливал метрику для христ. гимнов, посв. тому или иному празднику, с тем чтобы их можно было петь напевом И. В 8 в., после появления нового поэтич. жанра - канона (2), ирмосом стали называть первый тропарь в каждой песне канона; напев и метрика этого тропаря сохранялись в др. строфах данной песни. Тематика И. по традиции заимствовалась из библейских песен, но в праздничных канонах Иоанн Дамаскин и Косма Майюмский иногда отступали от этой традиции и использовали поэтич. образы и даже отд. выражения из поучений отцов церкви 4 в. И. этих авторов стали служить в 9 в. моделью для сочинения новых канонов. Литература: Скабаллонович М., Толковый типикон, вып. 2, К., 1913; Wellesz E., A history of byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. H. Д. Успенский. |
Лиана Александровна (р. 2 VIII 1946, Тбилиси) - сов. скрипачка. Засл. арт. Груз. ССР (1970). В 1968 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. Ф. Ойстраха, в 1970 - аспирантуру под его же руководством. С 1971 солистка Моск. филармонии. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 2-я пр.), Междунар. конкурса пианистов и скрипачей им. М. Лонг -Ж. Тибо в Париже (1965, 1-я пр.), Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 3-я пр.) и им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1970, 1-я пр.). С 1965 гастролирует за рубежом (Франция, ФРГ, Румыния, Нидерланды, Япония, Мексика, Австрия, Югославия, Куба, Финляндия, Швеция, Польша, ГДР, Италия, Великобритания). |
Пётр Иванович (5(17) I 1886, с. Камары, близ Севастополя - 28 IV 1958, Ленинград) - сов. гитарист и педагог. В 1905 окончил хор. отделение Муз. уч-ща в Севастополе, где работал хормейстером, выступал в концертах как гитарист. С 1910 жил в Петербурге, пополнял муз. образование, совершенствовал игру на гитаре, преподавал в Нар. консерватории, в об-ве "Маяк". Свободно владея семиструнной и шестиструнной гитарой, И. выступал в ансамбле с мн. выдающимися певцами (Н. Н. Фигнер, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин), исполнял партии гитары в операх, ставившихся в Мариинском т-ре, в камерных и орк. произв. В 1916 состоялся первый сольный концерт И., утвердивший его широкую известность. В 1920-22 работал в Севастополе, был помощником Собинова, возглавлявшего в те годы муз. жизнь города, преподавал в осн. им Нар. консерватории. В 1922 возвратился в Петроград, где преподавал в 3-м муз. техникуме и др. уч. заведениях, работал над улучшением акустич. свойств гитары, был консультантом ф-ки муз. инструментов им. А. В. Луначарского. Автор перелож. и обработок для семиструнной и шестиструнной гитары - "Репертуар гитариста..." (тетр. 1-4, (Л.), изд-во "Тритон", 1931-32), а также обр. пьес И. С. Баха (1934) и др. Литература: Вольман Б., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961, с. 153-55. И. М. Ямпольский. |
Нина Сергеевна (р. 8 X 1928, Себеж, ныне Псковской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1969). Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го созыва. В 1958 окончила Моск. консерваторию (у Ф. С. Петровой), с того же года - солистка Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва). 2-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве (1958). Выступала в спектаклях Большого т-ра СССР. Одна из наиболее значит. партий певицы - Любаша ("Царская невеста"). Яркие образы созданы И. в операх сов. авторов - Варвара ("Безродный зять" Хренникова), Клара ("Обручение в монастыре" Прокофьева), Сонетка ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Зойка ("Ценою жизни" Николаева) и др. Среди др. партий - Ольга ("Евгений Онегин"), Весна ("Снегурочка"), Керубино; Перикола ("Перикола" Оффенбаха). В конц. репертуаре И. камерные произв. сов. композиторов, романсы П. И. Чайковского и др. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки за исполнит. деятельность (1972). С 1958 гастролирует за рубежом (Польша, Венгрия, ГДР, Дания, Канада, Иран, ФРГ и др.). В. И. Зарубин. |
Исамитт Аларкон (Isamitt Alarcуn) Карлос (13 III 1887, Ренго, пров. Кольчагуа - 6 VII 1974, Сантьяго) - чилийский композитор, художник, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Чилийской академии изобразит. иск-в (1965). Окончил Нац. консерваторию в Сантьяго, ученик П. У. Альенде. В 1928-1951 занимал ответств. посты в системе муз. образования Чили. Мн. годы собирал муз. фольклор индейцев арауканов и уильиче, широко использовал его в своём творчестве. Автор многочисл. исследований и статей, посв. индейской музыке Чили. Нац. пр. иск-в (1966). Сочинения: балеты - Золотой колодец (El pozo de oro, 1942), Лаутаро (1968); кантата Уильиче (1965); симф. поэма Арауканская легенда (Mito araucano, 1935) и др. произв. для орк.; Ритуальный танец для камерного орк. (Danza ritual, 1951); Арауканские символы (Simbolos araucanos, 1936) и др. пьесы для фп.; Арауканский фриз для сопрано, баритона и орк. (Friso araucano, 1931); для голоса и фп. - 8 чилийских тонад (1923), 15 арауканских песен (1932); песни, обр. нар. мелодий и др. |
Константин Степанович (6(18) III 1882, с. Ломаковка Стародубского уезда, ныне Брянская обл.- 12 III 1959, Ленинград) - сов. певец (тенор) и педагог. Был регентом церк. хора. В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу пения (у профессора С. И. Габеля). В том же году дебютировал на сцене петерб. Нар. дома (партия Ленского). В 1911-12 пел в Киевском оперном т-ре, в 1912-18 - Т-ре муз. драмы (Петербург). В 1918 перешёл во вновь созданный петерб. Большой оперный т-р Нар. дома, где выступал до его закрытия (1923). И. обладал красивым, мягким по звучанию голосом, чистейшей интонацией, превосходной дикцией. Партии: Ленский, Берендей; Шуйский ("Борис Годунов"), Альфред ("Травиата"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Вальтер и Давид ("Тангейзер" и "Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. В 1911 И. участвовал в "Русских сезонах" С. П. Дягилева за границей (Париж, Монте-Карло, Лондон). Вёл большую педагогическую работу. В 1918-29, 1938-1953 профессор сольного пения и камерного ансамбля Петроградской (Ленинградской) консерватории. Среди учеников И. - А. И. Батурин, Б. О. Гефт, Р. Л. Изгур. В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 руководил Ансамблем песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота. В. И. Зарубин. |
Юлий Давидович (25 X (7 XI) 1888, Кишинёв - 23 VII 1968, Лондон) - рус. пианист. С 9 лет учился музыке у В. В. Пухальского в Киеве, в 1900-1905 - у В. И. Сафонова в Моск. консерватории. Дебютировал в Москве в 1902. По окончании консерватории совершенствовался у Р. Пюньо в Париже, где пользовался консультациями А. Н. Скрябина при подготовке программы из его сочинений (1907). В 1911 преподавал фп. игру в Одесском муз. уч-ще. Переехав в Москву, брал уроки композиции у С. И. Танеева. В 1913-18 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (в 1918 Муз. драм. ин-т). Гастролировал во мн. городах России, а также в странах Зап. Европы и в США. С 1922 жил в Лондоне, концертировал и преподавал. И. - пианист преим. романтич. склада. Известен гл. обр. как исполнитель рус. музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, ранние произв. С. С. Прокофьева) и Ф. Шопена (играл почти все его произв.), а также Р. Шумана, Ф. Листа, франц. импрессионистов. Среди его учеников - Т. Янкова (Болгария), С. Косма (Румыния). Написал ряд фп. пьес, изд. в "Universal Edition". В. Ю. Дельсон. |
Исецкий Л. Н. (наст. фамилия - Тер-Иоанесян) Леон Николаевич (8(20) IX 1890, Тбилиси - 10 V 1946, там же) - сов. певец (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Засл. арт. Арм. ССР (1933). В 1915 экстерном окончил Муз. уч-ще в Тбилиси. С 1916 до конца жизни (с перерывами) - солист Тбилисской оперы (с 1937 - Груз. т-ра оперы и балета). В 1923 - один из создателей первого арм. оперного т-ра в Александрополе (ныне Ленинакан), в к-ром пел партии на арм. языке. В 1933 принял активное участие в организации Т-ра оперы и балета в Ереване (в первом спектакле "Алмаст" исполнил партию Надир-шаха). И. пел на русском, грузинском и армянском языках. Был первым исполнителем партий в операх груз. композиторов: Абио ("Абесалом и Этери"), Цангала ("Даиси" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе) и др. Среди партий: Иван Сусанин, Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"), Кончак ("Князь Игорь"), Мельник, Мефистофель, Сальери; Додон ("Золотой петушок"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник) и др. M. M. Яковлев. |
Кан (р. 30 III 1921, Токио) - япон. композитор. Сын балетмейстера Исии Бака. В 1943 окончил Высшую муз. школу Мусасино в Токио, в 1954 - Высшую муз. школу в Мюнхене у К. Орфа. С того же года профессор Высшей муз. школы Тохо в Токио, с 1966 - ун-та Айти в Нагое. В 1964-70 председатель CK Японии. С 1970 президент Всеяпон. хор. лиги. Сочинения: оперы (все пост. в Токио) - Наяда и красная свеча (1961), Принцесса Кагуя (1963), Госпожа Кэса и Морито (1968) и др.; балеты - Бог и баядера (1950), Рождение человечества (1954), Маримо (1963); 3 кантаты; соч. для орк.; камерно-инстр. ансамбли; хоры; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. |
Алексей Искандарович (р. 8 (21) III 1906, дер. Ирсаево, ныне Мишкинского р-на Башкирской АССР) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1942) и РСФСР (1960). Чл. КПСС с 1945. В 1933 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Александрова. В 1933-41 и 1954-66 преподавал в Йошкар-Олинском муз. уч-ще им. И. С. Палантая (хоровые и теоретич. дисциплины). Организовал в 1939 при Марийской филармонии Ансамбль песни и пляски (худ. рук. и дирижёр до 1954). В 1952-56 председатель, в 1956-64 отв. секретарь CK Map. АССР. Автор преим. вок. произв., в т.ч. кантаты "Край родной" (совм. с Л. Н. Сахаровым, 1960), а также записей (св. 200) и обработок мар. нар. песен. В Йошкар-Оле изданы его песенные сб. "Двенадцать песен" (1946), "Черёмуха цветёт" (1956), "Расцветает наша жизнь" (1964), "От всего сердца" (1970). |
Искусственные флажолеты - см. Флажолеты. |
Исламей - исламий, - нар. танец кабардинцев и адыгейцев. И. известен также под назв. кабардинка. Мелодия исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-6 деревянных пластинок). Ритм И. близок лезгинке. Для мелодий характерно малосекундовое сопоставление пентахорда (выше) и тетрахорда (ниже). Художеств. претворение И. дал М. А. Балакирев в вост. фантазии "Исламей" для фп. (1869). Название И. встречается также среди иран. и азерб. песен. С. П. Панкратов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Загир Гарипович (p. 26 XII 1916 (8 I 1917), дер. Верхнесерменово, ныне Белорецкого р-на Башк. АССР) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1943. С юных лет исполнял старинные нар. песни, выступал как кураист-импровизатор. В 1936 окончил студию для одарённой молодёжи при Башк. т-ре драмы (Уфа). С 1937 учился на композиторском отделении (у В. А. Белого) в Башк. нац. студии при Моск. консерватории. В 1954 окончил консерваторию по классу композиции (у В. Г. Фере). Творч. деятельность начал в 1930-е гг., выступив как автор песен ("Кукушка", "Дочь Урала", "Файрузакэй" и др.). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 писал патриотич. песни ("Песня батыров", "Лети, мой гнедой", "Байгужа", "Шаймуратов-генерал", "Слава победителям" и др.). В дальнейшем создал значит. произв. для нац. муз. т-ра. Пред. Верх. Совета Башк. АССР 6-8-го созывов. Пред. правления CK Башк. АССР (с 1954) и секретарь CK РСФСР (с 1960). Ректор Уфимского ин-та иск-в (с 1968). Гос. пр. Башк. АССР им. С. Юлаева (1967). Гос. пр. РСФСР им. М. Глинки (1973) за оперу "Волны Агидели" и цикл хоров "Слово матери". Сочинения: оперы - Салават Юлаев (1955, Башк. т-р оперы и балета, Уфа), Шаура (1963, там же), Гюльзифа (1967, там же, 2-я ред. под назв. Волны Агидели, 1972, там же); балет Зия-Курмыш (1973); муз. комедия Кодаса (Свояченица, 1959, Башк. т-р оперы и балета); кантаты - О Ленине (1959), Ленину славу поём (1970), Я россиянин (1973); вок.-хореографич. сюиты (Башкирские нефтяники, и др.), цикл хоров Слово матери (1972), симф. и камерно-инстр. произв., песни и романсы (на стихи башк. и тат. поэтов М. Карима, С. Кудаша, М. Джалиля, Р. Нигмати, Б. Бикбая и др.); музыка к спектаклям драм, т-ров. Литература: Шумская Н., Загир Исмагилов, в кн.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; Mесягутов Ш., Загир Исмагилов, Уфа, 1967. Я. М. Гиршман. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Истель Э. (Istel) Эдгар (23 II 1880, Майнц - 17 II 1948, Майами, Флорида) - нем. музыковед. Муз. образование получил в Мюнхене у Л. Тюиля (композиция) и А. Зандбергера. До 1913 преподавал в Мюнхене, в 1914-20 в Берлине (муз. эстетика), затем работал в Мадриде. В 1936-38 жил в Лондоне, с 1938 в США. Осн. тема исследований И. - история оперы (в частности, комической) и мелодрамы, значителен его труд о либретто. Среди работ И.: "Ж. Ж. Руссо как композитор..." (1900), книги о П. Корнелиусе (1906), Р. Вагнере (1902; 1910, 2-е изд. 1919), Н. Паганини (1919), Ж. Визе (1927, в рус. пер. - глава "Историч. судьба „Кармен"", в кн.: "Французская музыка второй половины XIX века", М., 1938). И. работал как муз. критик, редактор (лит. соч. П. Корнелиуса, Э. Т. А. Гофмана, К. Диттерсдорфа) и композитор (муз.-сценич. произв., хоры, песни). Сочинения: Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Die komische Oper, Stuttg., 1906; Die Blьtezeit der musikalischen Romantik in Deutschland, Lpz., 1909, Lpz. - В., 1921; Das Libretto, В., 1914, 1915, перераб.- The art of writing opera-librettos, transl. by Th. Baker, N. Y., 1922; Die moderne Oper vom Tode Wagner bis zum Weltkrieg, Lpz., 1915, 1923; Das Buch der Oper. Deutsche Meister von Gluck bis Wagner, В., 1919, 1920; Revolution und Oper, Regensburg, 1919. Б. С. Штейнпресс. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Истомин Ю. (Istomin) Юджин (р. 26 XI 1925, Нью-Йорк) - амер. пианист. Учился игре на фп. в детстве у К. Зилоти (дочь А. И. Зилоти), затем у Р. Серкина в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1939-43). С 1943 выступает как солист с крупнейшими оркестрами в США и др. странах. Совершил конц. турне по странам 5 континентов. Исполнение И. отличается тонким художеств. вкусом, серьёзностью интерпретаций, отточенностью фразировки, высоким технич. мастерством. Завоевал известность как ансамблист, играл в фп. трио с И. Стерлом (скрипка) и Л. Роузом (виолончель). Выступал по приглашению П. Касальса на муз. фестивале его имени в Праде (1950). С 1950 гастролировал во мн. странах, в т.ч. в СССР (1965). |
Историография музыкальная - см. в ст. Музыковедение. |
Исторические концерты - циклы концертов, программы к-рых дают картину историч. развития музыки или какой-либо области музыки (напр., фп., скрипичной и др.), жанра (симфонии, сонаты, романса и др.). Известен цикл И. к. А. Г. Рубинштейна (1885-1886) в Петербурге, повторенный в Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже и Лейпциге. 7 концертов цикла охватывали историю мировой фп. музыки от её истоков до творчества рус. композиторов 2-й пол. 19 в. Каждый концерт давался 2 раза (для публики и для учащихся муз. уч. заведений). В 1888-89 Руинштейн провёл в Петербурге расширенный цикл И. к. в виде публичных лекций с комментарием (им было сыграно 877 произв. 57 авторов). В 1895 Синодальный хор провёл в Москве цикл И. к. рус. духовной хор. музыки. Циклы И. к. в виде общедоступных воскресных утренников симф. музыки осуществил С. Н. Василенко в Москве (1907-17). Из сов. исполнителей циклы И. к. с оркестром давали Д. Ф. Ойстрах ("Развитие скрипичного концерта", 5 программ, Москва, 1946-47), М. Л. Ростропович (9 программ виолончельных концертов, Москва, 1964), из зарубежных - Арт. Рубинштейн, М. Эльман и др. Литература: Программы концертов А. Г. Рубинштейна, СПБ, 1886; Кюи Ц., История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888-1889, СПБ, 1889, 1911; Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища..., М., 1895; Ямпольский И., Развитие скрипичного концерта (К циклу выступлений Д. Ойстраха), М., 1946; Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948. И. М. Ямпольский. |
История музыки - см. Музыковедение. |
Истратти Э. (Istratti, Istraty) Эдгар (28 IV 1887, Васлуй - 21 XII 1967, Бухарест) - рум. певец (бас). Засл. арт. СРР (1956). В 1912 окончил Бухарестскую консерваторию у Д. Поповича-Байрёйт, в 1914-16 совершенствовался в Париже. В 1916 окончил юридич. ф-т Сорбонны; в том же году дебютировал на оперной сцене в Яссах в партии Мефистофеля; с 1920 выступал в Румынской опере в Бухаресте. Обладал красивым, звучным басом "кантанте" бархатистого тембра; покорял вок. мастерством, выразительностью и проникновенностью исполнения. Среди партий - Скарпиа, Эскамильо, Нилаканта, Дон Жуан; Вотан ("Валькирия"), Гурнеманц ("Парсифаль"), Галицкий, Елецкий. Во мн. европ. странах, особенно во Франции, приобрёл известность и как камерный певец. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Итурби X. (Iturbi) Xoce (р. 28 XI 1895, Валенсия) - испан. пианист, дирижёр и композитор. Учился в консерваториях в Валенсии и в Барселоне у X. Бельвера и Ж. Малатса, затем совершенствовался у В. Ландовской в Париже (до 1912). Жил в Швейцарии, преподавал фп. игру в консерватории в Женеве (1918-22). Гастролировал как пианист с 1923 во мн. странах мира (в СССР в 1927 и 1966). Концертировал также в фп. дуэте с сестрой - Ампаро И. (до 1937). В репертуаре И. произв. клавесинистов, классиков, романтиков, совр. испан. композиторов, И. Ф. Стравинского и М. Равеля. Выступал и как дирижёр (с 1933, впервые - в Мексике). С 1936 рук. Рочестерского филармонич. оркестра (США), с 1956 - Гор. оркестра Валенсии. С 1960-х гг. рук. симф. оркестра в Бриджпорте (США). Автор сочинений для оркестра (Сегедилья, пьеса "Монолог" - "Soliloquy"), фантазии для фп. с оркестром, пьес для фп., в т.ч. танцев ("Маленький испанский танец" - "Pequeсa danza espaсola" и др.); И. принадлежит переложение "Рапсодии в блюзовых тонах" Дж. Гершвина для 2 фп. В. Ю. Дельсон. |
Ифогюн М. (Ivogun) Мария (наст. фам. - Кемпнер, Kemрnеr; псевдоним составлен из начальных букв имени и фамилии матери - Иды фон Гюнтер) (р. 18 XI 1891, Будапешт) - нем. певица (лирико-колоратурное сопрано). По национальности венгерка. Училась пению в Венской академии муз. и сценич. иск-ва у А. Шлеммер-Амброс (1909-13). По приглашению Б. Вальтера выступила в 1913 на Моцартовском фестивале в Мюнхене, что положило начало её артистич. деятельности. И. в совершенстве владела красивым голосом серебристого тембра. Виртуозная лёгкость, музыкальность, чистота исполнения принесли ей большую популярность. В 1913-25 солистка Мюнхенской оперы. Одновременно гастролировала в Венской гос. опере, в т-рах "Ла Скала", "Ковент-Гарден", Чикагской опере и др. С особым успехом исполнила партию Зербинетты на премьере 2-й редакции "Ариадны на Наксосе" Р. Штрауса в Венской гос. опере. Первая исполнительница партий в операх: Игино ("Палестрина" Пфицнера), Лаура ("Перстень Поликрата" Корнгольда), Соловей ("Птицы" Браунфельса, по Аристофану). В 1922 совершила концертное турне по США. В 20-е гг. участвовала в Зальцбургских фестивалях. В 1925-32 солистка Гор. оперы в Берлине. Выступала и в берлинской Гос. опере. В 1932 покинула сцену из-за болезни глаз. Среди партий классич. репертуара: Констанца, Деспина, Сюзанна, Церлина ("Похищение из сераля", "Так поступают все женщины", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта), Царица ночи ("Волшебная флейта" - её лучшая партия), Розина, Джильда, Татьяна и др. В последующие годы преподавала. В 1948-50 профессор Венской академии муз. и сценич. иск-ва; в 1950-58 - Высшей муз. школы в Зап. Берлине (среди её учениц - Э. Шварцкопф). С 1956 чл. Академии иск-в в Зап. Берлине. М. М. Яковлев. |
Юрий Яковлевич (р. 5 V 1938, Херсон) - сов. композитор. В 1960 окончил Киевскую консерваторию, в 1964 аспирантуру по классу композиции (ученик А. Я. Штогаренко). С 1964 преподаватель консерватории. Сочинения: опера Верочка (по рассказу А. П. Чехова 1971); кантата Русь (на сл. С. А. Есенина, 1959); для орк. - 3 симфонии (1964, 1968, 1972), Торжественная увертюра (К звёздам!, До зiрок!, 1962), Вьетнамская сюита(1963), Пионерская увертюра (1965); концерты с орк. - для скр. (Молодёжный концерт, 1970), для влч. (1967); камерно-инстр. произв. - струнные квартеты (1967, 1968), 3 сонаты для фп. (1962, 1962, 1972), для скр. и фп. (1969), влч. и фп. (1970), флейты и фп. (1970), для скр. и фп. Акварели (1970), квинтет для дух. инстр. (1969); для голоса с камерным орк. - вок. цикл на сл. М. И. Цветаевой; для голоса с фп. - вок. циклы (на сл. R. Гамзатова, 1964; Жемчужная цепь, на сл. К. Валы, 1968), романсы (на сл. С. А. Есенина, M. P. Рыльского и др.); для голоса с арфой - 6 хокку на сл. япон. поэтов. Н. Н. Сидоренко. |