Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОГ"-"ИЩЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И" (часть 3, "ИОГ"-"ИЩЕ")

Иоганнис И. И.

Иван Иванович (1810, Домашин, Чехия - после 1864, Австрия?) - дирижёр, скрипач и композитор. По национальности чех. Музыкальное образование получил в Пражской консерватории. В 1836 капельмейстер крепостного оркестра князя Н. Б. Юсупова в Петербурге. В том же году провёл в его доме первую орк. репетицию 1-го акта оперы "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") М. И. Глинки. Позднее капельмейстер крепостного оркестра Д. А. Панчулидзева в Пензе. С 1840 жил в Москве, где с 1841 работал капельмейстером Большого т-ра (в 1842 дирижировал первым моск. спектаклем оперы "Жизнь за царя"), рук. воскресными концертами Большого т-ра, а с 1850 и студенческим оркестром Моск. ун-та. Выступал в концертах как скрипач-ансамблист и квартетист. В нач. 50-х гг. уехал за границу. Деятельность И. оставила заметный след в развитии муз. культуры Москвы 40-50-х гг. 19 в. Талантливый дирижёр, И. был пропагандистом классич. музыки (в особенности соч. Л. Бетховена), произв. рус. композиторов, а также совр. ему зарубежной симф. музыки. Под упр. И. прозвучали в Москве "Реквием" В. А. Моцарта, симфонии и увертюры Моцарта и Бетховена; он исполнил впервые в Москве "Арагонскую хоту" и "Камаринскую" М. И. Глинки, отрывки из опер А. А. Алябьева и А. Н. Верстовского, познакомил слушателей с симфонией "Пустыня" Ф. Давида. Автор муз. произв. (в т.ч. орк. увертюры ре минор и др.). Ему принадлежит также оркестровка нек-рых опер Верстовского. Был близок с М. С. Щепкиным, В. П. Боткиным, Н. П. Огарёвым и др., высоко ценившими его исполнительскую деятельность.

Литература: Огарев Н., Концерт капельмейстера имп. театров г-на Иоганниса, в доме пензенского губернатора Панчулидзева, "Московские ведомости", 1848, 18 марта, с. 272-73; Безекирский В. В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910, с. 2-3; Яковлев В. В., Музыкальная Москва и Бетховен (40-е и 50-е годы), в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927, с. 136-38.

И. М. Ямпольский.

Иогансен А. Р.

Август Рейнгольдович (14 (26) IV 1829, Петербург -13 (25) XII 1875, там же) - рус. нотоиздатель. По национальности немец. Владел нотным изд-вом и муз. магазином в Петербурге. Фирма И. издавала произв. Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. К. Глазунова, а также фп. пьесы из педагогич. репертуара. В 1869-71 И. выпускал еженедельную газ. "Музыкальный сезон" (ред. А. С. Фаминцын). Фирма И. существовала до 1917.

Литература: Некролог, "Музыкальный листок", 1875, 21 дек.

Иогансен Ю. И.

Юлий Иванович (28 II 1826, Копенгаген - 14(27) VII 1904, Лохья-Палоняма, Финляндия) - рус. муз. теоретик, педагог и композитор. Занимался в Лейпцигской консерватории у Ф. Мендельсона, Н. Гаде. В 1848 переселился в Россию, работал учителем музыки в Полтавской губ. С 1852 жил в Петербурге. В 1867-98 преподавал в Петерб. консерватории (класс теории композиции; с 1871 профессор). Был инспектором (1871-91), директором (1891-97) консерватории. Среди его учеников - А. К. Лядов, Я. Витол, Н. А. Соколов. Созданный И. учебник контрапункта - значит. труд в рус. муз.-теоретич. лит-ре (до появления "Подвижного контрапункта" С. И. Танеева). В нём на основе собств. педагогич. опыта И. изложил традиц. методику преподавания строгого полифонич. письма. Автор песен, хоров и др. произв.

Сочинения: Двух, трёх и четырёхголосный простой, двойной, тройной и четверной строгий контрапункт, пер. с немецкого Н. Казанли (с прим. переводчика), М.- Лейпциг, (1904).

Литература: Финдейзен НЗ, Очерк деятельности С.-Петербургского отд. ИРМО (1859-1909), СПБ, 1909, с. 80-82, 88; Пузыревский А. И. и Саккетти Л. A., Очерк пятидесятилетней деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912, испр. и доп., Пг., 1914; 100 лет Ленинградской консерватории, Л., 1966, с. 34-35, 59-60, 244.

И. M. Ямпольский.

Ионийский лад

Ионийский лад - см. Натуральные лады, Средневековые лады.

Иордан И. Н.

Ирина Николаевна (р. 22 XI 1910, Саратов) - сов. композитор. Училась в 1934-35 в Моск. консерватории у Г. И. Пеккера (виолончель), в 1935-1938 - в училище им. Гнесиных у В. Я. Шебалина (композиция). Ред. ряда произв. рус. и иностр. композиторов-классиков (в т.ч. неопубликованных).

С 1950 науч. сотрудник Центр. музея муз. культуры им. М. И. Глинки. Засл. работник культуры РСФСР (1971).

Автор кантаты "Москва" (совм. с Г. В. Киркором, 1947), симфонии (1944), концертов с оркестром - для скрипки (1964), 2 для виолончели (1951, 1971), фп. квинтета на тадж. темы (1956, совм. с Киркором), 4 струн, квартетов (1937, 1948, 1961, 1972), 2 сонат для влч. с фп. (1937, 1951), скерцо для влч. с фп. (1965) и др. сочинений для скрипки, альта (Поэма, 1972), влч. с фп., фантазии для арфы (1963), романсов на сл. А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева, музыки к кинофильмам (о рус. художниках; совм. с Г. В. Киркором).

Б. В. Доброхотов.

Иорданский М. В.

Михаил Вячеславович (р. 15(28) XII 1901, г. Ковров, ныне Владимирской обл.) - сов. композитор. В 1919-21 служил в Первой Конной армии. Одновременно работал в армейской самодеятельности, вёл культурно-просветительную работу. В 1921-24 учился в Муз. уч-ще им. Гнесиных у Евг. Ф. Гнесиной (фп.), А. Т. Гречанинова и Г. Э. Конюса (спец. теория музыки). В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу композиции (у А. Н. Александрова; инструментовку проходил у С. Н. Василенко). В 1933-52 редактор Музгиза, в 1935-41 зав. муз. частью и композитор Эстрадного т-ра для детей. И. - автор муз. произв. для детей - опер "Чудесная ночь", "Сказка про репку" (1946) и "Колобок" (1955), песен для малышей, музыки к драм. спектаклям для детей. Ему принадлежат также хоры на слова А. С. Пушкина ("Зимний вечер" и "Зимняя дорога"), романсы, танцы на муз. темы народов СССР и др. стран, фп. пьесы, обр. нар. песен, соч. для оркестра нар. инструментов, песни (на сл. М. В. Исаковского, Р. Гамзатова и др.).

Иоффе И. И.

Иеремия Исаевич (1(13) VIII 1891, Нежин, ныне Черниговской обл. - 14 VIII 1947, Булдури Латв. ССР) - сов. искусствовед и литературовед. Доктор искусствоведения (1940). В 1922 окончил филологич. отделение Педагогич. ин-та им. А. И. Герцена в Петрограде; в 1923-38 преподаватель этого ин-та. Позднее преподаватель и с 1942 профессор Ленингр. ун-та, зав. кафедрой искусствоведения. В 1935-41 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та театра и музыки. И. принадлежит ряд работ, посв. муз. иск-ву 16-18 вв., музыке сов. кино. Большое место занимает музыка в общих искусствоведч. и литературоведч. трудах И. Работы И. не свободны от черт вульгарной социологии.

Сочинения: Культура и стиль. Система и принципы социологии искусств. Литература, живопись, музыка натурального товарно-денежного индустриального хозяйства, Л., 1927; От бытовой комедии к исторической трагедии, в кн.: Война буффонов и борьба за реализм во французской музыке XVIII века, Л., 1933; Мистерия и опера (Немецкое искусство XVI-XVIII вв.), Л., 1937; Музыка советского кино. Основы музыкальной Драматургии, Л., 1938; Синтетическая история искусств, Л., 1939.

Иохелес А. Л.

Александр Львович (р. 27 II (И III) 1912, Москва) - сов. пианист. В 1932 окончил Моск. консерваторию по классу К. Н. Игумнова, в 1935 под его же рук. Школу высшего мастерства (аспирантуру). 2-я пр. на 1-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве (1933). С 1934 солист Моск. филармонии. В 1943-58 участник трио совм. с Г. Д. Цомыком (виолончель) и М. Л. Затуловским (скрипка). С 1931 ассистент, в 1935-42 доцент кафедры камерного ансамбля Моск. консерватории. В 1946-52 профессор кафедры спец. фп. Тбилисской консерватории, с 1952 - Муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных в Москве (с 1964 зав. кафедрой). И. - первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов, в т.ч. концертов для фп. с орк. О. В. Тактакишвили, К. Д. Макарова-Ракитина, О. М. Гордели, А. П. Долуханяна, а также первый исполнитель в СССР 3-го концерта П. И. Чайковского и ряда произв. для фп. с орк. зарубежных композиторов (фантазия К. Дебюсси, концертино А. Онеггера, симф. поэма М. де Фалья) и др.

Э. Л. Микоян.

Ипполитов П. А.

Павел Афанасьевич (3 VII 1889, Москва - 12 IX 1947, там же) - сов. композитор и дирижёр. Засл. арт. РСФСР (1937). Окончил в 1908 моск. Синодальное уч-ще, в 1909 Моск. консерваторию по классу муз. формы у А. А. Ильинского и свободного сочинения у С. Н. Василенко. В 1921-24 преподавал в консерватории сольфеджио и теорию музыки. В 1918-47 зав. муз. частью и дирижёр Малого театра (Москва). Автор музыки к спектаклям "Оливер Кромвель" Луначарского (1921), "Лево руля" Билль-Белоцерковского (1926), "Огненный мост" (1929) и "Бойцы" (1934) B. С. Ромашова и др.

И. М. Ямпольский.

Ипполитов-Иванов М. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирадьер С.

Ирадьер С. (Iradier) Себастьян де (20 I 1809, Саусьего - 6 XII 1865, Витория) - испан. композитор. В юности неск. лет провёл на Кубе; вернувшись в Испанию, работал органистом в Сальватьерре, в 1840-е гг. преподавал сольфеджио в Мадридской консерватории. В 1850-65 жил преим. в Париже, где был придв. музыкантом императрицы Евгении. Был дружен с Дж. Россини, П. Мериме, П. Виардо, М. Малибран; в 1850-х гг. сопровождал в качестве аккомпаниатора юную А. Патти в её турне по городам США, Мексики и Кубы. В 1865 вернулся в Испанию. Автор популярных в своё время песен, выдержанных в нар. испан. характере, а также в жанре кубинской хабанеры. К последним относятся всемирно известная "Голубка" ("La paloma", 1850-е гг.) и "El arreglito", к-рую Ж. Визе использовал для "Хабанеры" в опере "Кармен", ошибочно приняв её за нар. песню. В 1864 в Париже издан сб-к 25 песен И. под назв. "Цветы Испании" ("Fleurs d'Espagne").

Иракская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Иранская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирецкая Н. А.

Наталья Александровна (1845 - 15 XI 1922, Петроград) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано) и педагог. В 1868 окончила Петерб. консерваторию по классу пения у Г. Ниссен-Саломан. Позднее совершенствовалась в Париже у П. Виардо-Гарсиа. По возвращении вела конц. деятельность. Не обладая особыми голосовыми данными, И., по словам Ц. Кюи, была "выдающейся исполнительницей романсов". Её частым партнёром в концертах был А. Г. Рубинштейн, оказавший значит. влияние на художеств. развитие певицы. В 1874-1908 и с 1909 И. преподавала пение в Петерб. консерватории (с 1881 профессор).

Школа И. сыграла важную роль в рус. вок. педагогике, она славилась строгой приверженностью к традициям классич. музыки, высоким уровнем муз. культуры. В своей стройной методике обучения, отличавшейся подлинной академичностью и высокой требовательностью, И. уделяла особое внимание развитию гибкости, ровности и подвижности голоса, глубокой музыкальности, точному следованию авторскому замыслу. И. воспитала плеяду замечательных певиц и педагогов. В числе её учениц - Н. И. Забела-Врубель, С. Н. Гладкая, М. А. Славина, Л. Я. Липковская, Л. А. Андреева-Дельмас, Е. Ф. Петренко, К. Н. Дорлиак, А. В. Даниэлян, З. П. Лодий, Е. К. Катульская.

Литература: Трошева Е., Катульская, М., 1957, с. 25-32.

Ирино И.

Иосиро (р. 13 XI 1921, Владивосток) - япон. композитор. В 1927 вернулся с семьёй в Японию. В 1941-43 занимался на экономич. ф-те Токийского ун-та. Брал уроки композиции у Морои Сабуро (1942-1943). В 1946 организовал группу молодых композиторов "Новый голос". Руководитель япон. отделения Междунар. об-ва совр. музыки. С 1949 муз. редактор изд-ва "Токио онгаку сойн". С 1952 преподаёт композицию в Высш. муз. школе Тохо в Токио (с 1959 профессор; в 1960-70 директор). Один из организаторов Ин-та музыки XX в., ежегодного фестиваля совр. музыки (всё - 1957). С 1960 чл. комитета Об-ва совр. япон. музыки. Пред. CK Японии (с 1970). С 1973 профессор муз. колледжа в Токио. Осн. место в творчестве И. занимает инстр. музыка, особенно произв. для оркестра и камерные ансамбли.

Сочинения: опера Шёлковый барабан (телепостановка, 1962: 1975, Токио); оперетта В страхе перед богом (1954, Токио); для орк. - 2 симфонии (1959, 1964), симфониетта (1953), конц. увертюра (1948), концерт для струнных, духовых и ударных (1957), концерт для струн. орк. (1960); двойной концерт для скр. и фп. с орк. (1955); камерно-инстр. ансамбли; музыка для вибрафона и фп. (1961); электронная музыка; соч. для япон. инструментов, хоры.

Литературные сочинения (на япон. яз.): Двенадцатитоновая система в музыке, Токио, 1953; Хронологический обзор западноевропейской музыки, Токио, 1955.

Ирландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ирмо

Ирмо - см. Русское музыкальное общество.

Ирмологий

Ирмологий - ирмолог, ирмологион, старорус. ирмолой, ермолой (от ирмос и греч. logeuo - собираю) - кодекс (сборник) ирмосов православного богослужения на весь год. С 10 в. И. был известен в Византии как певч. книга. В рус. церкви существует 2 вида И.: нотный и богослужебный, т. е. содержащий только тексты. В обоих ирмосы распределены по их гласовой принадлежности, а в каждом гласе - в порядке следования девяти песен канона. В каждой песне сначала дан ирмос воскресного канона, затем следуют ирмосы праздников и седмичных служб октоиха.

Заканчивается И. "розниками", т. е. ирмосами неполных канонов и припевами к 9-й песне праздничных канонов. В богослужебном И. приведены также стабильные песнопения литургии, вечерни и утрени. В нотном И. все ирмосы изложены знаменным распевом, а припевы 9-й песни праздничных канонов - знаменным и греческим. Первое печатное издание - "Ирмологий нотного пения" в квадратной ноте, в цефаутном ключе - вышло в 1772. Позднее этот И. переиздавался.

Ирмологий

Страница из ирмология, изданного во Львове в 1700.

В зап.-украинской и белорус. части правосл. рус. церкви И. называется певч. книга, содержащая, кроме ирмосов, стихиры из воскресных служб октоиха и праздников, а также песнопения обихода знаменного, киевского и болг. распевов и местных напевов. Состав таких И. очень разнообразен. Первый печатный нотный зап.-украинский И. был издан во Львове в 1700.

Литература: Вознесенский И., Осмогласные распевы трех последних веков православной русской церкви. I. Киевский распев, К., 1888, M., 1898; II. Болгарский распев, К., 1891; его же, Церковное пение православной юго-западной Руси по нотно-линейным ирмологам XVII и XVIII веков, К., 1890, М., 1898.

Н. Д. Успенский.

Ирмос

Ирмос (от греч. eirmos, букв.- сплетение, связь) - в визант. гимнографии 7 в. строфа, соединяющая библейскую песнь с христ. гимнами иного силлабич. стихосложения. И. обобщал мысли библейской песни и одновременно устанавливал метрику для христ. гимнов, посв. тому или иному празднику, с тем чтобы их можно было петь напевом И. В 8 в., после появления нового поэтич. жанра - канона (2), ирмосом стали называть первый тропарь в каждой песне канона; напев и метрика этого тропаря сохранялись в др. строфах данной песни. Тематика И. по традиции заимствовалась из библейских песен, но в праздничных канонах Иоанн Дамаскин и Косма Майюмский иногда отступали от этой традиции и использовали поэтич. образы и даже отд. выражения из поучений отцов церкви 4 в. И. этих авторов стали служить в 9 в. моделью для сочинения новых канонов.

Литература: Скабаллонович М., Толковый типикон, вып. 2, К., 1913; Wellesz E., A history of byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961. H. Д. Успенский.

Исакадзе Л. А.

Лиана Александровна (р. 2 VIII 1946, Тбилиси) - сов. скрипачка. Засл. арт. Груз. ССР (1970). В 1968 окончила Моск. консерваторию по классу скрипки у Д. Ф. Ойстраха, в 1970 - аспирантуру под его же руководством. С 1971 солистка Моск. филармонии. Лауреат Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей в Москве (1961, 2-я пр.), Междунар. конкурса пианистов и скрипачей им. М. Лонг -Ж. Тибо в Париже (1965, 1-я пр.), Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (1970, 3-я пр.) и им. Я. Сибелиуса в Хельсинки (1970, 1-я пр.). С 1965 гастролирует за рубежом (Франция, ФРГ, Румыния, Нидерланды, Япония, Мексика, Австрия, Югославия, Куба, Финляндия, Швеция, Польша, ГДР, Италия, Великобритания).

Исаков П. И.

Пётр Иванович (5(17) I 1886, с. Камары, близ Севастополя - 28 IV 1958, Ленинград) - сов. гитарист и педагог. В 1905 окончил хор. отделение Муз. уч-ща в Севастополе, где работал хормейстером, выступал в концертах как гитарист. С 1910 жил в Петербурге, пополнял муз. образование, совершенствовал игру на гитаре, преподавал в Нар. консерватории, в об-ве "Маяк". Свободно владея семиструнной и шестиструнной гитарой, И. выступал в ансамбле с мн. выдающимися певцами (Н. Н. Фигнер, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Ф. И. Шаляпин), исполнял партии гитары в операх, ставившихся в Мариинском т-ре, в камерных и орк. произв. В 1916 состоялся первый сольный концерт И., утвердивший его широкую известность. В 1920-22 работал в Севастополе, был помощником Собинова, возглавлявшего в те годы муз. жизнь города, преподавал в осн. им Нар. консерватории. В 1922 возвратился в Петроград, где преподавал в 3-м муз. техникуме и др. уч. заведениях, работал над улучшением акустич. свойств гитары, был консультантом ф-ки муз. инструментов им. А. В. Луначарского. Автор перелож. и обработок для семиструнной и шестиструнной гитары - "Репертуар гитариста..." (тетр. 1-4, (Л.), изд-во "Тритон", 1931-32), а также обр. пьес И. С. Баха (1934) и др.

Литература: Вольман Б., Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961, с. 153-55.

И. М. Ямпольский.

Исакова Н. С.

Нина Сергеевна (р. 8 X 1928, Себеж, ныне Псковской обл.) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1969). Деп. Верх. Совета РСФСР 7-го созыва. В 1958 окончила Моск. консерваторию (у Ф. С. Петровой), с того же года - солистка Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (Москва). 2-я пр. на Междунар. конкурсе музыкантов-исполнителей в Женеве (1958). Выступала в спектаклях Большого т-ра СССР.

Одна из наиболее значит. партий певицы - Любаша ("Царская невеста"). Яркие образы созданы И. в операх сов. авторов - Варвара ("Безродный зять" Хренникова), Клара ("Обручение в монастыре" Прокофьева), Сонетка ("Катерина Измайлова" Шостаковича), Зойка ("Ценою жизни" Николаева) и др. Среди др. партий - Ольга ("Евгений Онегин"), Весна ("Снегурочка"), Керубино; Перикола ("Перикола" Оффенбаха). В конц. репертуаре И. камерные произв. сов. композиторов, романсы П. И. Чайковского и др. Гос. пр. РСФСР им. М. И. Глинки за исполнит. деятельность (1972). С 1958 гастролирует за рубежом (Польша, Венгрия, ГДР, Дания, Канада, Иран, ФРГ и др.).

В. И. Зарубин.

Исамитт А.

Исамитт Аларкон (Isamitt Alarcуn) Карлос (13 III 1887, Ренго, пров. Кольчагуа - 6 VII 1974, Сантьяго) - чилийский композитор, художник, фольклорист и муз.-обществ. деятель. Чл. Чилийской академии изобразит. иск-в (1965). Окончил Нац. консерваторию в Сантьяго, ученик П. У. Альенде. В 1928-1951 занимал ответств. посты в системе муз. образования Чили. Мн. годы собирал муз. фольклор индейцев арауканов и уильиче, широко использовал его в своём творчестве. Автор многочисл. исследований и статей, посв. индейской музыке Чили. Нац. пр. иск-в (1966).

Сочинения: балеты - Золотой колодец (El pozo de oro, 1942), Лаутаро (1968); кантата Уильиче (1965); симф. поэма Арауканская легенда (Mito araucano, 1935) и др. произв. для орк.; Ритуальный танец для камерного орк. (Danza ritual, 1951); Арауканские символы (Simbolos araucanos, 1936) и др. пьесы для фп.; Арауканский фриз для сопрано, баритона и орк. (Friso araucano, 1931); для голоса и фп. - 8 чилийских тонад (1923), 15 арауканских песен (1932); песни, обр. нар. мелодий и др.

Исаченко К. С.

Константин Степанович (6(18) III 1882, с. Ломаковка Стародубского уезда, ныне Брянская обл.- 12 III 1959, Ленинград) - сов. певец (тенор) и педагог. Был регентом церк. хора. В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классу пения (у профессора С. И. Габеля). В том же году дебютировал на сцене петерб. Нар. дома (партия Ленского). В 1911-12 пел в Киевском оперном т-ре, в 1912-18 - Т-ре муз. драмы (Петербург). В 1918 перешёл во вновь созданный петерб. Большой оперный т-р Нар. дома, где выступал до его закрытия (1923). И. обладал красивым, мягким по звучанию голосом, чистейшей интонацией, превосходной дикцией. Партии: Ленский, Берендей; Шуйский ("Борис Годунов"), Альфред ("Травиата"), Альмавива ("Севильский цирюльник"), Вальтер и Давид ("Тангейзер" и "Нюрнбергские мейстерзингеры") и др. В 1911 И. участвовал в "Русских сезонах" С. П. Дягилева за границей (Париж, Монте-Карло, Лондон).

Вёл большую педагогическую работу. В 1918-29, 1938-1953 профессор сольного пения и камерного ансамбля Петроградской (Ленинградской) консерватории. Среди учеников И. - А. И. Батурин, Б. О. Гефт, Р. Л. Изгур.

В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 руководил Ансамблем песни и пляски Краснознамённого Балтийского флота.

В. И. Зарубин.

Исерлис Ю. Д.

Юлий Давидович (25 X (7 XI) 1888, Кишинёв - 23 VII 1968, Лондон) - рус. пианист. С 9 лет учился музыке у В. В. Пухальского в Киеве, в 1900-1905 - у В. И. Сафонова в Моск. консерватории. Дебютировал в Москве в 1902. По окончании консерватории совершенствовался у Р. Пюньо в Париже, где пользовался консультациями А. Н. Скрябина при подготовке программы из его сочинений (1907). В 1911 преподавал фп. игру в Одесском муз. уч-ще. Переехав в Москву, брал уроки композиции у С. И. Танеева. В 1913-18 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва (в 1918 Муз. драм. ин-т). Гастролировал во мн. городах России, а также в странах Зап. Европы и в США. С 1922 жил в Лондоне, концертировал и преподавал. И. - пианист преим. романтич. склада. Известен гл. обр. как исполнитель рус. музыки (А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, Н. К. Метнер, ранние произв. С. С. Прокофьева) и Ф. Шопена (играл почти все его произв.), а также Р. Шумана, Ф. Листа, франц. импрессионистов. Среди его учеников - Т. Янкова (Болгария), С. Косма (Румыния). Написал ряд фп. пьес, изд. в "Universal Edition".

В. Ю. Дельсон.

Исецкий Л. Н.

Исецкий Л. Н. (наст. фамилия - Тер-Иоанесян) Леон Николаевич (8(20) IX 1890, Тбилиси - 10 V 1946, там же) - сов. певец (бас). Нар. арт. Груз. ССР (1943). Засл. арт. Арм. ССР (1933). В 1915 экстерном окончил Муз. уч-ще в Тбилиси. С 1916 до конца жизни (с перерывами) - солист Тбилисской оперы (с 1937 - Груз. т-ра оперы и балета). В 1923 - один из создателей первого арм. оперного т-ра в Александрополе (ныне Ленинакан), в к-ром пел партии на арм. языке. В 1933 принял активное участие в организации Т-ра оперы и балета в Ереване (в первом спектакле "Алмаст" исполнил партию Надир-шаха). И. пел на русском, грузинском и армянском языках. Был первым исполнителем партий в операх груз. композиторов: Абио ("Абесалом и Этери"), Цангала ("Даиси" Палиашвили), царь Георгий ("Дареджан Коварная" М. Баланчивадзе), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе) и др. Среди партий: Иван Сусанин, Борис Годунов; Гремин ("Евгений Онегин"), Кончак ("Князь Игорь"), Мельник, Мефистофель, Сальери; Додон ("Золотой петушок"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник) и др.

M. M. Яковлев.

Исии К.

Кан (р. 30 III 1921, Токио) - япон. композитор. Сын балетмейстера Исии Бака. В 1943 окончил Высшую муз. школу Мусасино в Токио, в 1954 - Высшую муз. школу в Мюнхене у К. Орфа. С того же года профессор Высшей муз. школы Тохо в Токио, с 1966 - ун-та Айти в Нагое. В 1964-70 председатель CK Японии. С 1970 президент Всеяпон. хор. лиги.

Сочинения: оперы (все пост. в Токио) - Наяда и красная свеча (1961), Принцесса Кагуя (1963), Госпожа Кэса и Морито (1968) и др.; балеты - Бог и баядера (1950), Рождение человечества (1954), Маримо (1963); 3 кантаты; соч. для орк.; камерно-инстр. ансамбли; хоры; обр. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Искандаров А. И.

Алексей Искандарович (р. 8 (21) III 1906, дер. Ирсаево, ныне Мишкинского р-на Башкирской АССР) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Map. АССР (1942) и РСФСР (1960). Чл. КПСС с 1945. В 1933 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у А. В. Александрова. В 1933-41 и 1954-66 преподавал в Йошкар-Олинском муз. уч-ще им. И. С. Палантая (хоровые и теоретич. дисциплины). Организовал в 1939 при Марийской филармонии Ансамбль песни и пляски (худ. рук. и дирижёр до 1954). В 1952-56 председатель, в 1956-64 отв. секретарь CK Map. АССР. Автор преим. вок. произв., в т.ч. кантаты "Край родной" (совм. с Л. Н. Сахаровым, 1960), а также записей (св. 200) и обработок мар. нар. песен. В Йошкар-Оле изданы его песенные сб. "Двенадцать песен" (1946), "Черёмуха цветёт" (1956), "Расцветает наша жизнь" (1964), "От всего сердца" (1970).

Искусственные флажолеты

Искусственные флажолеты - см. Флажолеты.

Исламей

Исламей - исламий, - нар. танец кабардинцев и адыгейцев. И. известен также под назв. кабардинка. Мелодия исполняется на скрипке и гармонике в сопровождении пхацыка (трещотка из 4-6 деревянных пластинок).

Исламей

Ритм И. близок лезгинке. Для мелодий характерно малосекундовое сопоставление пентахорда (выше) и тетрахорда (ниже). Художеств. претворение И. дал М. А. Балакирев в вост. фантазии "Исламей" для фп. (1869). Название И. встречается также среди иран. и азерб. песен.

С. П. Панкратов.

Исландская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исмагилов З. Г.

Загир Гарипович (p. 26 XII 1916 (8 I 1917), дер. Верхнесерменово, ныне Белорецкого р-на Башк. АССР) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1943. С юных лет исполнял старинные нар. песни, выступал как кураист-импровизатор. В 1936 окончил студию для одарённой молодёжи при Башк. т-ре драмы (Уфа). С 1937 учился на композиторском отделении (у В. А. Белого) в Башк. нац. студии при Моск. консерватории. В 1954 окончил консерваторию по классу композиции (у В. Г. Фере). Творч. деятельность начал в 1930-е гг., выступив как автор песен ("Кукушка", "Дочь Урала", "Файрузакэй" и др.). В годы Великой Отечеств, войны 1941-45 писал патриотич. песни ("Песня батыров", "Лети, мой гнедой", "Байгужа", "Шаймуратов-генерал", "Слава победителям" и др.). В дальнейшем создал значит. произв. для нац. муз. т-ра. Пред. Верх. Совета Башк. АССР 6-8-го созывов. Пред. правления CK Башк. АССР (с 1954) и секретарь CK РСФСР (с 1960). Ректор Уфимского ин-та иск-в (с 1968). Гос. пр. Башк. АССР им. С. Юлаева (1967). Гос. пр. РСФСР им. М. Глинки (1973) за оперу "Волны Агидели" и цикл хоров "Слово матери".

Сочинения: оперы - Салават Юлаев (1955, Башк. т-р оперы и балета, Уфа), Шаура (1963, там же), Гюльзифа (1967, там же, 2-я ред. под назв. Волны Агидели, 1972, там же); балет Зия-Курмыш (1973); муз. комедия Кодаса (Свояченица, 1959, Башк. т-р оперы и балета); кантаты - О Ленине (1959), Ленину славу поём (1970), Я россиянин (1973); вок.-хореографич. сюиты (Башкирские нефтяники, и др.), цикл хоров Слово матери (1972), симф. и камерно-инстр. произв., песни и романсы (на стихи башк. и тат. поэтов М. Карима, С. Кудаша, М. Джалиля, Р. Нигмати, Б. Бикбая и др.); музыка к спектаклям драм, т-ров.

Литература: Шумская Н., Загир Исмагилов, в кн.: Советская музыка. Статьи и материалы, вып. 1, М., 1956; Mесягутов Ш., Загир Исмагилов, Уфа, 1967.

Я. М. Гиршман.

Испанская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнение музыкальное

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истель Э.

Истель Э. (Istel) Эдгар (23 II 1880, Майнц - 17 II 1948, Майами, Флорида) - нем. музыковед. Муз. образование получил в Мюнхене у Л. Тюиля (композиция) и А. Зандбергера. До 1913 преподавал в Мюнхене, в 1914-20 в Берлине (муз. эстетика), затем работал в Мадриде. В 1936-38 жил в Лондоне, с 1938 в США. Осн. тема исследований И. - история оперы (в частности, комической) и мелодрамы, значителен его труд о либретто. Среди работ И.: "Ж. Ж. Руссо как композитор..." (1900), книги о П. Корнелиусе (1906), Р. Вагнере (1902; 1910, 2-е изд. 1919), Н. Паганини (1919), Ж. Визе (1927, в рус. пер. - глава "Историч. судьба „Кармен"", в кн.: "Французская музыка второй половины XIX века", М., 1938). И. работал как муз. критик, редактор (лит. соч. П. Корнелиуса, Э. Т. А. Гофмана, К. Диттерсдорфа) и композитор (муз.-сценич. произв., хоры, песни).

Сочинения: Die Entstehung des deutschen Melodramas, В., 1906; Die komische Oper, Stuttg., 1906; Die Blьtezeit der musikalischen Romantik in Deutschland, Lpz., 1909, Lpz. - В., 1921; Das Libretto, В., 1914, 1915, перераб.- The art of writing opera-librettos, transl. by Th. Baker, N. Y., 1922; Die moderne Oper vom Tode Wagner bis zum Weltkrieg, Lpz., 1915, 1923; Das Buch der Oper. Deutsche Meister von Gluck bis Wagner, В., 1919, 1920; Revolution und Oper, Regensburg, 1919.

Б. С. Штейнпресс.

Истинноречие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Истомин Ю.

Истомин Ю. (Istomin) Юджин (р. 26 XI 1925, Нью-Йорк) - амер. пианист. Учился игре на фп. в детстве у К. Зилоти (дочь А. И. Зилоти), затем у Р. Серкина в Ин-те Кёртис в Филадельфии (1939-43). С 1943 выступает как солист с крупнейшими оркестрами в США и др. странах. Совершил конц. турне по странам 5 континентов. Исполнение И. отличается тонким художеств. вкусом, серьёзностью интерпретаций, отточенностью фразировки, высоким технич. мастерством. Завоевал известность как ансамблист, играл в фп. трио с И. Стерлом (скрипка) и Л. Роузом (виолончель). Выступал по приглашению П. Касальса на муз. фестивале его имени в Праде (1950). С 1950 гастролировал во мн. странах, в т.ч. в СССР (1965).

Историография музыкальная

Историография музыкальная - см. в ст. Музыковедение.

Исторические концерты

Исторические концерты - циклы концертов, программы к-рых дают картину историч. развития музыки или какой-либо области музыки (напр., фп., скрипичной и др.), жанра (симфонии, сонаты, романса и др.). Известен цикл И. к. А. Г. Рубинштейна (1885-1886) в Петербурге, повторенный в Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже и Лейпциге. 7 концертов цикла охватывали историю мировой фп. музыки от её истоков до творчества рус. композиторов 2-й пол. 19 в. Каждый концерт давался 2 раза (для публики и для учащихся муз. уч. заведений). В 1888-89 Руинштейн провёл в Петербурге расширенный цикл И. к. в виде публичных лекций с комментарием (им было сыграно 877 произв. 57 авторов). В 1895 Синодальный хор провёл в Москве цикл И. к. рус. духовной хор. музыки. Циклы И. к. в виде общедоступных воскресных утренников симф. музыки осуществил С. Н. Василенко в Москве (1907-17). Из сов. исполнителей циклы И. к. с оркестром давали Д. Ф. Ойстрах ("Развитие скрипичного концерта", 5 программ, Москва, 1946-47), М. Л. Ростропович (9 программ виолончельных концертов, Москва, 1964), из зарубежных - Арт. Рубинштейн, М. Эльман и др.

Литература: Программы концертов А. Г. Рубинштейна, СПБ, 1886; Кюи Ц., История литературы фортепианной музыки. Курс А. Г. Рубинштейна. 1888-1889, СПБ, 1889, 1911; Смоленский С. В., Обзор исторических концертов Синодального училища..., М., 1895; Ямпольский И., Развитие скрипичного концерта (К циклу выступлений Д. Ойстраха), М., 1946; Василенко С., Страницы воспоминаний, М.-Л., 1948.

И. М. Ямпольский.

История музыки

История музыки - см. Музыковедение.

Истратти Э.

Истратти Э. (Istratti, Istraty) Эдгар (28 IV 1887, Васлуй - 21 XII 1967, Бухарест) - рум. певец (бас). Засл. арт. СРР (1956). В 1912 окончил Бухарестскую консерваторию у Д. Поповича-Байрёйт, в 1914-16 совершенствовался в Париже. В 1916 окончил юридич. ф-т Сорбонны; в том же году дебютировал на оперной сцене в Яссах в партии Мефистофеля; с 1920 выступал в Румынской опере в Бухаресте. Обладал красивым, звучным басом "кантанте" бархатистого тембра; покорял вок. мастерством, выразительностью и проникновенностью исполнения. Среди партий - Скарпиа, Эскамильо, Нилаканта, Дон Жуан; Вотан ("Валькирия"), Гурнеманц ("Парсифаль"), Галицкий, Елецкий. Во мн. европ. странах, особенно во Франции, приобрёл известность и как камерный певец.

Итальянская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Итурби X.

Итурби X. (Iturbi) Xoce (р. 28 XI 1895, Валенсия) - испан. пианист, дирижёр и композитор. Учился в консерваториях в Валенсии и в Барселоне у X. Бельвера и Ж. Малатса, затем совершенствовался у В. Ландовской в Париже (до 1912). Жил в Швейцарии, преподавал фп. игру в консерватории в Женеве (1918-22). Гастролировал как пианист с 1923 во мн. странах мира (в СССР в 1927 и 1966). Концертировал также в фп. дуэте с сестрой - Ампаро И. (до 1937). В репертуаре И. произв. клавесинистов, классиков, романтиков, совр. испан. композиторов, И. Ф. Стравинского и М. Равеля. Выступал и как дирижёр (с 1933, впервые - в Мексике). С 1936 рук. Рочестерского филармонич. оркестра (США), с 1956 - Гор. оркестра Валенсии. С 1960-х гг. рук. симф. оркестра в Бриджпорте (США). Автор сочинений для оркестра (Сегедилья, пьеса "Монолог" - "Soliloquy"), фантазии для фп. с оркестром, пьес для фп., в т.ч. танцев ("Маленький испанский танец" - "Pequeсa danza espaсola" и др.); И. принадлежит переложение "Рапсодии в блюзовых тонах" Дж. Гершвина для 2 фп.

В. Ю. Дельсон.

Ифогюн М.

Ифогюн М. (Ivogun) Мария (наст. фам. - Кемпнер, Kemрnеr; псевдоним составлен из начальных букв имени и фамилии матери - Иды фон Гюнтер) (р. 18 XI 1891, Будапешт) - нем. певица (лирико-колоратурное сопрано). По национальности венгерка. Училась пению в Венской академии муз. и сценич. иск-ва у А. Шлеммер-Амброс (1909-13). По приглашению Б. Вальтера выступила в 1913 на Моцартовском фестивале в Мюнхене, что положило начало её артистич. деятельности. И. в совершенстве владела красивым голосом серебристого тембра. Виртуозная лёгкость, музыкальность, чистота исполнения принесли ей большую популярность. В 1913-25 солистка Мюнхенской оперы. Одновременно гастролировала в Венской гос. опере, в т-рах "Ла Скала", "Ковент-Гарден", Чикагской опере и др. С особым успехом исполнила партию Зербинетты на премьере 2-й редакции "Ариадны на Наксосе" Р. Штрауса в Венской гос. опере. Первая исполнительница партий в операх: Игино ("Палестрина" Пфицнера), Лаура ("Перстень Поликрата" Корнгольда), Соловей ("Птицы" Браунфельса, по Аристофану). В 1922 совершила концертное турне по США. В 20-е гг. участвовала в Зальцбургских фестивалях. В 1925-32 солистка Гор. оперы в Берлине. Выступала и в берлинской Гос. опере. В 1932 покинула сцену из-за болезни глаз. Среди партий классич. репертуара: Констанца, Деспина, Сюзанна, Церлина ("Похищение из сераля", "Так поступают все женщины", "Свадьба Фигаро", "Дон Жуан" Моцарта), Царица ночи ("Волшебная флейта" - её лучшая партия), Розина, Джильда, Татьяна и др. В последующие годы преподавала. В 1948-50 профессор Венской академии муз. и сценич. иск-ва; в 1950-58 - Высшей муз. школы в Зап. Берлине (среди её учениц - Э. Шварцкопф). С 1956 чл. Академии иск-в в Зап. Берлине.

М. М. Яковлев.

Ищенко Ю. Я.

Юрий Яковлевич (р. 5 V 1938, Херсон) - сов. композитор. В 1960 окончил Киевскую консерваторию, в 1964 аспирантуру по классу композиции (ученик А. Я. Штогаренко). С 1964 преподаватель консерватории.

Сочинения: опера Верочка (по рассказу А. П. Чехова 1971); кантата Русь (на сл. С. А. Есенина, 1959); для орк. - 3 симфонии (1964, 1968, 1972), Торжественная увертюра (К звёздам!, До зiрок!, 1962), Вьетнамская сюита(1963), Пионерская увертюра (1965); концерты с орк. - для скр. (Молодёжный концерт, 1970), для влч. (1967); камерно-инстр. произв. - струнные квартеты (1967, 1968), 3 сонаты для фп. (1962, 1962, 1972), для скр. и фп. (1969), влч. и фп. (1970), флейты и фп. (1970), для скр. и фп. Акварели (1970), квинтет для дух. инстр. (1969); для голоса с камерным орк. - вок. цикл на сл. М. И. Цветаевой; для голоса с фп. - вок. циклы (на сл. R. Гамзатова, 1964; Жемчужная цепь, на сл. К. Валы, 1968), романсы (на сл. С. А. Есенина, M. P. Рыльского и др.); для голоса с арфой - 6 хокку на сл. япон. поэтов.

Н. Н. Сидоренко.

Предыдущая страница Следующая страница