Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 11, "ПРИ"-"ПРО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 11, "ПРИ"-"ПРО")

Привалов Н. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пригожий Я. Ф.

Яков Фёдорович (1840-1920) - рус. пианист и композитор. Был известен как аккомпаниатор (в частности, выступал на эстраде моск. ресторана "Яр"). В 80-90-е гг. концертировал по России совм. с гармонистом П. Е. Невским, певцами Н. Г. Северским и С. П. Садовниковым. В течение неск. лет руководил разл. рус. хорами, для к-рых создал ряд обработок широко бытовавших гор. песен, в т.ч. "Коробейники" (на сл. Н. А. Некрасова). Популярностью пользовались песни и романсы П. - "Ночи безумные", "Не говори, что молодость сгубила", "Я помню вечер", "Пара гнедых", "Я обожаю" и др. Мн. из его романсов включали в свой репертуар эстр. певцы нач. 20 в. - А. Д. Вяльцева, Н. В. Плевицкая, В. В. Панина.

Литература: Кузнецов Е., Из прошлого русской эстрады, М., 1958; Нестьев И. В., Звезды русской эстрады, М., 1970, 1974.

Пригожин Л. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Придворная певческая капелла

Придворная певческая капелла - см. Ленинградская академическая капелла.

Придворный оркестр

Придворный оркестр - рус. оркестровый коллектив. Создан в 1882 в Петербурге как Придворный музыкантский хор для обслуживания имп. двора (на основе упразднённых музыкантских "хоров" Кавалергардского и лейб-гвардии Конного полков). Фактически состоял из 2 оркестров - симф. и духового. Мн. музыканты П. о. играли как в симф., так и в духовом оркестре (на разл. инструментах). По примеру военных оркестров музыканты "хора" числились военнослужащими, что давало возможность привлечь в его состав призванных в армию талантливых исполнителей (предпочтение отдавалось тем, кто владел игрой на двух инструментах - струнном и духовом). Первым капельмейстером "хора" был М. Франк, с 1888 его сменил Г. И. Варлих; с 1882 симф. частью ведал капельмейстер Г. Флиге, после смерти к-рого (в 1907) ст. капельмейстером оставался Варлих. Оркестр играл во дворцах на придв. балах, приёмах, во время царских и полковых праздников. В его обязанности входило также участие в концертах и спектаклях в придв. Гатчинском, Царскосельском, Петергофском и Эрмитажном т-рах.

Замкнутый характер деятельности оркестра отражался на художеств. уровне исполнения, обусловливал малосодержательный репертуар, носивший в основном служебный характер (марши, туши, гимны). Руководители оркестра стремились выйти за рамки обслуживания придв. кругов, найти пути к более широкой аудитории. Этому способствовали открытые концерты на летней эстраде Петергофского сада, публичные генеральные репетиции, позднее концерты в залах Придв. певч. капеллы и Дворянского собрания. В 1896 "хор" стал гражданским и был преобразован в П. о., а его участники получили права артистов имп. т-ров. С 1898 П. о. было разрешено давать платные публич. концерты. Однако лишь с 1902 в программы концертов П. о. стала включаться зап.-европ. и рус. классич. симф. музыка. Тогда же по инициативе Варлиха начали систематически проводиться "Оркестровые собрания музыкальных новостей", программы к-рых состояли обычно из произв., исполнявшихся в России впервые. С 1912 П. о. развивает широкую деятельность (концерты оркестра получают известность), проводит циклы историч. концертов рус. и заруб. музыки (в сопровождении популярных лекций), спец. концерты, посв. памяти А. К. Лядова, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Нек-рыми концертами П. о. дирижировали крупные иностр. гастролёры (Р. Штраус, А. Никиш и др.). Особенных успехов П. о. достиг в эти годы в пропаганде произв. отечеств. музыки. При П. о. существовали нотная библиотека и муз.-историч. музей. В марте 1917 П. о. стал Гос. симф. оркестром. См. Ленинградский академический симфонический оркестр.

Литература: Кристи П. П., Государственный симфонический оркестр. (1917-1921), в кн.: Государственная академическая филармония. Десять лет симфонической музыки. 1917-1927, М., 1928.

И. М. Ямпольский.

Признаки

Признаки - тушевые признбки, - обозначение высоты звуков в знаменной нотации (см. Крюки, Знаменный распев). Разработаны моск. теоретиком 2-й пол. 17 в. Александром Мезенцем. Предназначались для замены киноварных помет с тем, чтобы певч. книги можно было печатать одной краской. Как и в основу системы помет, в основу системы П. было положено подразделение обиходного звукоряда на "согласия". П. писались в виде коротких горизонтальных (с нажимом) и вертикальных (без нажима) черт при самом знамени, в скорописи горизонтальные черты часто превращались в "головки". Одна и та же "головка", или чёрточка, в зависимости от расположения изменяла высотное положение знамени в согласии. П. вообще не ставились при знаменах, обозначавших нижний звук того или иного "согласия", а также в области светлого согласия и при знаменах, высота к-рых определялась последующим знаменем или гласовой принадлежностью песнопения.

Признаки

Крюковая нотация с признаками

В связи с тем, что печатание нотных книг так и не было осуществлено во 2-й пол. 17 в., а в рукописях по-прежнему употреблялись пометы, система П. не получила самостоят. применения и использовалась как дополнение к пометам. Записи с одними только П. встречаются редко.

Литература: см. при ст. Пометы.

Н. Д. Успенский.

Прима

Прима (от лат. prima - первая).

1) Первая ступень диатонич. гаммы; основной звук (тон) лада; нижний звук аккорда в основном положении.

2) Интервал - последовательное (мелодич.) или одновременное (гармонич.) звучание двух одноимённых звуков. Поскольку понятие интервал подразумевает различие звуков по высоте, принадлежность П. к интервалам оспаривалась старинной муз. теорией. Со временем, однако, помимо чистой П., образующей унисон, стали применять и её хроматич. преобразования, отличающиеся от унисона; с этого времени П. прочно вошла в число интервалов. Различают чистую П. (чистую 1) - 0 тонов, увеличенную П. (ув. 1) - 1/2 тона (напр., с - cis), дважды увеличенную приму (дважды ув. 1) - целый тон (напр., ces - cis).

3) Первая партия (обычно самая высокая) в группах однородных инструментов оркестра или ансамбля, напр. 1-я скрипка, 1-я флейта и т.п.; то же - в составе хор. групп (голосовых партий). Первая партия в муз. произв. для 2 фп. и четырёхручного изложения музыки для одного фп.

В. А. Вахромеев.

Примавера Д. Л.

Примавера Д. Л. (Primavera) Джованни Леонардо (ок. 1450, Барлетта, Апулия - после 1585) - итал. композитор. В 1573 был капельмейстером испан. губернатора в Милане. Позднее жил в Неаполе, принадлежал к созданной Джезуальдо ди Веноза академии "Camerata di propaganda per l'affinamento del gusto musicale", куда входили также Л. Дентиче, Р. Родио и др. видные композиторы-мадригалисты. Издал в Венеции 7 книг мадригалов (1-2-я - 1565, 3-я - 1566, 4-я - 1573, 5-я - 1578, 6-я - утеряна, 7-я - 1585), 4 книги трёхголосных неаполитанских канцон и вилланелл (1-я-1565, 2-я-1566, 3-я-1570, 4-я- 1574), книгу четырёхголосных "неаполетан" (1569) и др. соч. Подобно др. мастерам мадригалов, часто был автором и их поэтич. текстов. Наряду с мадригалом важнейшее место в творчестве П. занимает вилланелла. Его вилланеллы свободны от венецианских влияний; П. использует в них параллельные квинты, придерживается силлабич. декламации. П. в своё время завоевал в Италии широкую известность. Шестиголосный мадригал П. "Nasce la gioia mia" Палестрина положил в основу одной из своих месс. Отдельные образцы мадригалов П. приведены в книге об итальянском мадригале А. Эйнштейна.

Литература: Einstein A., The Italien madrigal, Princeton, 1949.

Примадонна

Примадонна (итал. primadonna, букв. - первая дама) - певица, исполняющая первые (главные) партии в опере или оперетте (в Италии такое же значение имеет для певцов термин primo huomo, букв. - первый мужчина). Термин "П." появился в кон. 17 в., в эпоху венецианской и особенно неаполитанской оперных школ, когда опера-сериа превратилась в "концерт в костюмах", в "состязание" артистов. Исполнительницы-виртуозы диктовали условия композиторам, требуя разл. сольных эпизодов - эффектных арий, изобилующих разл. украшениями, сложными пассажами, блестящими каденциями. В сер. 18 в. передовые деятели иск-ва стали подвергать критике ограниченность и невежество мн. П., заботившихся лишь о показе технич. возможностей голоса и не придававших значения художеств. правде, естественности сценич. поведения воплощаемых ими персонажей. Однако мн. П. были выдающимися представителями стиля бельканто, в т.ч. Ф. Куццони, В. Тези-Трамонтини, Л. Агьяри, А. де Амичис, в 19 в. - Дж. Паста, А. Патти и др.

Литература: Тимохин В., Выдающиеся итальянские певцы. Очерки, М., 1962; Edwаrds H. S., The Prima Donna, v. 1-2, L., 1888; Weissmann A., Die Primadonna, В., 1920; Honolka К., Die grossen Primadonnen, von der Bordoni bis zur Callas, Stuttg., (1960); Natan A., Primadonna, Basel, (1962).

Л. Б. Римский.

Примов К. Б.

Курбан Бахшали оглы (1880, сел. Гюлаблы, Азербайджан - 29 VIII 1965, Баку) - сов. музыкант, исполнитель на таре. Нар. арт. Азерб. ССР (1929). Ученик известного нар. музыканта Садыхджана. Начал исполнит. деятельность в кон. 19 в. Один из виднейших знатоков и пропагандистов мугамата, в 1900-х гг. выступал в Баку в трио совм. с нар. певцом Дж. Карягды и исполнителем на кеманче А. Оганеза-швили. Сопровождал игрой на таре драм. и муз. спектакли, в т.ч. первую нац. муз. драму "Лейли и Меджнун" У. Гаджибекова (1908). Первым из таристов начал выступать в концертах в качестве солиста (без сопровождения).

Литература: Абасова Э., Курбан Примов, М., 1963.

Примроз У.

Примроз У. (Primrose) Уильям (р. 23 VIII 1903, Глазго) - шотл. альтист. С 1920 учился игре на скрипке в Муз. школе "Гилдхолл" в Лондоне. В 1925-27 совершенствовался в Брюсселе у Э. Изаи, по совету к-рого стал альтистом. В 1930-35 участник Лондонского струн. квартета. С 1935 концертировал как солист. В 1937-42 был концертмейстером оркестра Амер. нац. радиокорпорации (NBC, Нью-Йорк) под упр. А. Тосканини, с к-рым выступал как солист. Одноврем. (с 1939) играл в созданном им квартете. В 1940-50 профессор по классам альта и камерной музыки в Муз. ин-те Кёртис (Филадельфия), позднее преподавал в Ун-те Юж. Калифорнии, а также в Японии и Австралии. Много гастролировал, участвовал в муз. фестивалях разных стран, выступал с ведущими оркестрами мира и в ансамблях (в дуэте с Я. Хейфецем, струн. трио с Хейфецем и Г. Пятигорским, в т.н. Фестивальном квартете с А. Шнабелем, Ж. Сигети, П. Фурнье). Был первым исполнителем ряда произв. для альта, в т.ч. концерта Б. Бартока (создавался по заказу П.; завершён Т. Шерли) и др. совр. композиторов. Особенно выделялось исп. П. концертов П. Хиндемита и Д. Мийо, соло из симфонии Г. Берлиоза "Гарольд в Италии". Технически совершенная игра П. привлекала ярким раскрытием авторского замысла, глубиной интерпретации музыки разл. стилей, красотой и благородством тона. П. принадлежат переложения для альта ряда скр. пьес.

Сочинения: Violin and viola, L., 1976 (совм. с J. Menuhin).

Литература: Applebaum Sam. and S., The way they play, N. Y., book I, 1972, p. 243-61.

В. А. Юзефович.

Принципал

Принципал (от лат. principalis - первый, первоначальный, важнейший; нем. Prinzipal, Principal, франц. montre, англ. open diapason, итал. principale, испан. baxoncillo) - главный, осн. орг. регистр. Состоит из открытых лабиальных труб, б.ч. средней (по ширине) мензуры.

Форма металлич. (сплав, в к-ром олова содержится 75% и выше) труб цилиндрическая, деревянных - прямоугольная. Существуют П., изготовляемые из меди (Kupfer-P.).

На мануалах диспонируются П. 16' (на больших органах), 8'; вышезвучащие П. часто называются Oktave 4' (франц. Prestant), Oktave 2' (Superoktave, франц. Doublette), Oktave 1'. В больших органах нем. типа на гл. мануале обычно 2 П., из к-рых 1 деревянный (Holz-P.). Если оба П. металлические, то они интонируются различно. В Англии число П. 8' на главном мануале доходит до 5-6 (в органе лондонского собора св. Павла-5, в ливерпульском кафедральном соборе -6). Педальной клавиатуре приданы металлич. П. 32' (в очень больших органах; самые низкозвучащие трубы делаются иногда из дерева), 16' (Principalbass), 8' (Oktavbass), 4' (Choralbass). Трубы П. чаще располагаются по фасаду (т.н. проспекту) органа; в 16-17 вв. в романских странах они нередко украшались узорами или покрывались красочной живописью. Разновидности П. - широко-мензурный т.н. итальянский П. (Italienisches Р.) с несколько меньшим, чем у нем. П. "вырезом" трубы ("ротиком"); узкомензурные (Geigen-P. и Eng-P., Harfen-P.) и др. Разл. оттенки звучания П. достигаются варьированием ширины мензуры, большими или меньшими размерами "ротика", верхней и нижней "губ" (Labium). Разновысотные П. составляют звуковой стержень (ядро, центр) орг. регистрового ансамбля. Такие качества, как полнота и округлость органного тона, его мягкость и певучесть в сочетании с кристально-чистым серебристым звучанием, определяются гл. обр. высоким качеством группы П. (об этом свидетельствуют сохранившиеся органы 18 в., напр. Зильбермановские инструменты в соборе г. Фрейберг и в "Хофкирхе" Дрездена, ГДР). П. в органах 19 в. интонировались слитком грубо, громко; в 20 в. мастера стремятся вернуть П. звуковые качества П. органов 17-18 вв.

Литература: Ройзман Л., Советская органная культура и её своеобразие, в кн.: Вопросы музыкально- исполнительского искусства, вып. 5, М., 1969; Mahrenholz Chr., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1942; Supper W., Die Orgeldisposition, Kassel, 1950; Dufourcq N., Esquisse d'une histoire de l'orgue en France du Xllle au XVIIIe siиcle, P., 1935.

Л. И. Ройзман.

Припев

Припев - вторая часть куплетной песни типа "запев - припев". В отличие от запева, текст к-рого в каждом куплете обновляется, П. обычно поётся на один и тот же текст. Как правило, за сольным запевом следует хор. припев; возможно исполнение запева и припева только хором или только солистом. Однако типическое соотношение "соло-хор" наложило отпечаток на само строение П. - его обычно отличают бульшая простота напева, бульшая ритмич. чёткость. Нередко отмечается преобладание индиви- дуализированного, "личного" начала в запеве и обобщённого в П. Часто текст П. представляет собой выражение общей идеи, лозунг, обращение, особенно в революц. и массовых песнях; в этом случае мелодии свойственны черты декламационности, в ней используются интонации клича, призыва. П. выделяет неизменность текста, превращающая его в смысловой центр произведения. Во мн. случаях П. повторяется, что придаёт ему особую весомость. Соотношение "запев - припев" переносится и в инстр. музыку - возникает 2-частная форма, 2-я часть к-рой нередко также повторяется. П. как нечто неизменное, устойчивое становится постоянно повторяемой темой, рефреном. В итоге возникает рондо или рондообразная форма, а в др. случаях - лейттематизм (см. Лейтмотив).

Литература: Mазель Л., Строение музыкальных произведений, М., 1960, с. 172; Головинский Г., Куплетная, вариационная форма и форма рондо, М., 1962.

В. П. Бобровский.

Притчард Д. М.

Притчард Д. М. (Pritchard) Джон Майкл (р. 5 II 1921, Лондон) - англ. дирижёр. Род. в семье скрипача. С детства обучался у отца, позже учился игре на фп., скрипке и дирижированию в Италии. В 1943-45 дирижёр струн. оркестра в Дерби. С 1947 репетитор, позднее хормейстер в Глайндборне, ассистент дирижёров Ф. Буша, Ф. Штидри, Р. Кубелика и В. Ги. Дирижёр струн. оркестра Р. Жака (с 1950). В 1952 дирижировал концертами на Эдинбургском фестивале. С 1963 дирижёр и муз. консультант Глайндборнских фестивалей (в 1969-78 их муз. директор). В 1951-1952 дирижёр Венской гос. оперы, в 1957-63 - Корол. ливерпульского филармонич. оркестра. В 1962-1966 гл. дирижёр Лондонского филармонич. оркестра. С 1973 муз. директор хор. об-ва в Хаддерсфилде, с 1978 гл. дирижёр оперы в Кёльне, в 1979 гастролирующий дирижёр симф. оркестра Би-Би-Си.

Прицкер Д. А.

Давид Абрамович (р. 11(24) VI 1900, Киев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1968). Чл. КПСС с 1941. Окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. у С. И. Савшинского (1929), композиции - у М. А. Юдина (1934). С 1914 пианист-концертмейстер и солист; в 1930-41 - в Ленингр. эстраде (в 1938-39 зав. муз. частью), в 1942-44 - в Ленингр. т-ре оперы и балета (Пермь), в 1945-53 - в Ленингр. филармонии. В 1941-42 зав. муз. частью Дома Военно-Морского Флота в осаждённом Ленинграде. Собирал нар. песни (в 1935 - в Ленинградской обл., в 1955 - в Каб.-Балк. АССР). П. - автор преим. камерной (вок. и инстр.) и эстр. музыки. Известность получили его песни.

Сочинения: опера - Снег (по рассказу К. Г. Паустовского, 1966); оперетты - Сердце молодое (совм. с Б. П. Кияновым, 1965), Девушка его мечты (совм. с Кияновым, 1966, Ансамбль оперетты Ленконцерта); для дух. орк. - марши (3 в 1938, 1947); для фп. - Вариации (1932), 5 прелюдий (1935), 5 сказок (1947-64), 2 импровизации (1952), 5 пьес на кабардинские темы (1955), Альбом юного пианиста (1974), пьесы (1977), фп. транскрипции; соната для скр. и фп. (1937-46); хоры - Слава (с орк., сл. А. А. Прокофьева, 1939), У стен Сталинграда (с орк., сл. Прокофьева, 1954), Месяц высоко взошёл (a cappella, слова народные, 1949); для голоса с фп. - романсы, в т.ч. на сл. У. Шекспира (5 сонетов), Р. Бёрнса, А. С. Пушкина, С. А. Есенина, С. П. Щипачёва, А. А. Прокофьева; Ариозо матери (из "Реквиема" Р. И. Рождественского), Сказка о глупом мышонке (сл. С. Я. Маршака, 1964); песни (св. 250), в т.ч. Песня девушки (сл. А. Д. Чуркина, 1936), Песня о баяне (сл. Прокофьева, 1937), Песня о Кронштадте (сл. В. м. Саянова, 1948), Навстречу весне (сл. С. Б. Фогельсона, 1948), На реке Тобол (сл. С. А. Васильева, 1949), Летят белокрылые чайки (сл. Фогельсона, 1950), Разговор с "Авророй" (сл. Фогельсона, 1967), Горская песня о Ленине (сл. К. Кулиева, пер. М. А. Дудина, 1970); обр. - рус. нар. песен (изд. Л., 1946), песен зап. славян (изд. Л., 1946), болг. песен (изд. Л., 1951), укр., белорус., тат., кабард., евр., чеш., польск., негр., англ., шотл., испан., мекс. песен и др. произв.

Литература: Заборский В., Д. А. Прицкер, Л., 1964.

М. Г. Бялик.

Причитания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проваторов Г. П.

Геннадий Пантелеймонович (р. 11 III 1929, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1981). Чл. КПСС с 1977. Окончил Моск. консерваторию по классам фп. у А. Б. Гольденвейзера (1952), дирижирования у А. В. Гаука (1956). В 1950-54 преподаватель Ин-та воен. дирижёров и концертмейстер Моск. филармонии. В 1955-61 дирижёр симф. оркестров Моск. областной, Харьковской и Днепропетровской филармоний; в 1961-65 - Муз. т-ра К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; под его упр. осуществлена первая пост. оперы "Катерина Измайлова" во 2-й ред. ("Гран при", 1966, Париж). В 1965-68 гл. дирижёр Одесского т-ра оперы и балета, в 1968-71 - Ленингр. Малого т-ра оперы и балета, где осуществил премьеры опер "Бенвенутто Челлини" Берлиоза, "Турандот" Пуччини, "Дон Карлос" и балетов "Весна священная", "Петрушка", "Жар-птица" Стравинского. С 1971 гл. дирижёр симф. оркестра Куйбышевской филармонии, с 1981 гастролирует. В репертуаре П. все симфонии Брукнера и Шостаковича, симфонии Малера, симф. поэма "Прометей" Скрябина и др. Под упр. П. были впервые исполнены мн. произв. сов. композиторов.

Литература: Богданов-Березовский В., Мастер музыкального спектакля, "СМ", 1970, No 7.

Проведение

Проведение (нем. Durchfьhrung).

1) В музыке полифонич. склада первоначальное или повторное изложение темы или мотива в каком-либо голосе или голосах (напр., П. темы в нижнем голосе, стреттное П. темы, П. мотива в виде канонич. секвенции у разных инструментов).

2) Полное или относительно полное первоначальное или повторное изложение темы в развитых гомофонных формах (напр., П. рефрена в рондо, П. темы побочной партии в разработке сонатной формы, заключительное П. лейттемы в коде сонатно-симф. цикла и т.п.).

3) Раздел фуги, характеризующийся вступлениями темы и ответа во всех голосах (напр., экспозиция - первое, реперкуссия - второе П. в фуге); термин малоупотребителен.

В. П. Фраёнов.

Провенцале Ф.

Провенцале Ф. (Provenzale) Франческо (ок. 1627, Неаполь - IX 1704, там же)- итал. композитор. Учился и работал в Неаполе. Игре на органе обучался под рук. Дж. М. Сабино, органиста церкви Аннунциата. В 1663-74 преподавал в консерватории "Санта-Мария ди Лорето", в 1673-1701 директор консерватории "Пиета деи Туркини". Среди учеников - Н. Фаго, Д. Сарро, Л. Лео, А. Скарлатти. С 1680 2-й дирижёр корол. капеллы в Неаполе. В 1686-99 органист и дирижёр капеллы "Тезоро ди Сан-Дженнаро", для к-рой писал музыку, с 1690 дирижёр корол. капеллы. Развивая принципы оперных композиторов венецианской школы (К. Монтеверди, Ф. Каваллии др.), П. заложил основы неаполитанской оперной школы; был первым её самобытным представителем, крупнейшим предшественником А. Скарлатти, возглавившего это направление. С равным мастерством воплощал в операх героико-драм. и комич. образы, используя как историч., так и комедийно-бытовые сюжеты (либр. А. Перуччо).

Сочинения: оперы (все пост. в Неаполе) - Кир (1653), Ксеркс (1655), Артемизия (1657), Тезей (1658), Эритрея (1659), Раб своей жены (Il schiavo di sua moglie, комич., 1671), Орфей (1677), Аврелий (1678) и др.; 3 оратории (1664, 1672, 1672), 10 кантат, месса, 4 пассиона, 2-гол. мотеты (1689), псалм.

Литература: Rolland R., L'opera au XVII siиcle en Italie, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire..., fondateur A. Laviggnac, pt. 1, (V. 1), P., 1913 (рус. пер. - Rоллан Р., Опера в XVIII в. в Италии, Германии; Англии, М., 1931, с. 72-77); Gоldsсhmidt H., F. Provenzale als Dramatiker, "SYMG", 1905/1906, Jahrg. 7; Rannain G., F. Provenzale e la lirica del suo tempo, "RMI", 1925, t. 32; Haas R., Die Musik des Barocks, Potsdam, (1932); Rrоta-Giurlео U., Francesco Provenzale, в сб.: "Archivi d'Italia", Roma, 1958; Mondolfi A. В., Vita e stile di Francesco Provenzale, в сб.: Annuario del conservatorio 1962-63, Napoli, 1963.

Л. Б. Римский.

Программа

Программа (от греч. programma - объявление, распоряжение; франц. и англ. programme, нем. Programm, итал. programma).

1) Состав какого-либо концерта - исполняющиеся в определённом порядке муз. произведения.

2) Печатная, а в прошлом и рукописная листовка с последовательным перечислением исполняющихся в каком-либо концерте муз. произв. и их исполнителей, а также с перечислением исполнителей театр. спектакля и всех сотрудников т-ра, принимавших участие в его подготовке (режиссёр, дирижёр, хормейстер, художник и др.). Такие П. предназначаются для посетителей концертов и театр. постановок; нередко они бывают и более развёрнутыми, включая пояснения к исполняемым сочинениям. В разл. архивах сохранилось большое количество печатных и рукописных П., в т.ч. относящихся к далёкому прошлому; такие П. составляют важный документальный источник для изучения истории музыки.

3) Словесный компонент программного муз. произв., обеспечивающий предметную и понятийную конкретизацию его образов, см. Программная музыка.

Программная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Продомм Ж. Г.

Продомм Ж. Г. (Prod'homme) Жак Габриель (28 XI 1871, Париж - 18 VI 1956, Нёйи-сюр-Сен) - франц. музыковед и критик. В 1890-94 изучал филологию и историю музыки в Школе высших социальных наук в Париже. Сотрудничал в муз. периодич. печати. В 1897-1900 издавал в Мюнхене журн. "Немецко-французское обозрение" ("Deutsch-franzцsische Rundschau"). В 1904 основал франц. секцию "Международного музыкального общества" (совм. с Л. Дориаком и Ж. Экоршвилем). Был архивариусом музея "Гранд-Опера" (с 1931), библиотекарем Парижской консерватории (1934-40). В 1917 основал совм. с Л. де Ла Лоранси Франц. об-во музыковедения. Среди разл. по тематике трудов П. выделяются исследования о творчестве Л. Бетховена, о франц. музыке. Перевёл на франц. яз. "Разговорные тетради Бетховена" ("Cahiers de conversation de Beethoven, 1819-27", 1946) и др.

Сочинения: H. Berlioz, P., (1905), (1913); Les Symphonies de Beethoven, P., (1906), 1938; Paganini, P., (1907); Fr. Liszt, P., 1910; Gounod, v. 1-2, P., (1911) (совм. с A. Dandelot); La Jeunesse de Beethoven, P., 1921, 1927; R. Wagner et la France, P., 1921; L'Opйra (1669-1925), P., 1925; Pensйes sur la musique et les musiciens, P., 1926; Les Menus plaisirs du roi, l'Йcole, royale et le Conservatoire de musique, P., 1929 (совм. с E. Crauzat); Les Sonates pour piano de Beethoven, P., 1937, 1950; L'immortelle bien-aimйe de Beethoven, P., 1946; Gluck, P., 1948; Fr. J. Gossec, P., 1949, и др.

И. M. Ямпольский.

Пройснер Э.

Пройснер Э. (Preussner) Эберхард (22 V 1899, Штольп, Померания - 15 VIII 1964, Мюнхен) - нем. педагог, обществ. деятель и музыковед (ФРГ). Учился в Берлине (Высшая школа музыки и ун-т). В 1926-30 ред. журн. "Die Musik", в 1930-44 издавал журн. "Die Musikpflege". В годы Веймарской республики (1919-33) работал вместе с реформатором муз. воспитания и образования в Германии Л. Кестенбергом. В 1931-34 рук. муз. отдела Центр. Ин-та воспитания и обучения в Берлине, в 1935-39 - хоровой секции Имперской муз. палаты. С 1939 один из руководителей Высшей муз. школы "Моцартеум" в Зальцбурге, возглавлявший интернациональные летние курсы. С 1959 президент Академии т-ра и музыки "Моцартеум", генеральный секретарь Ассоциации европ. муз. академий, консерваторий и высших школ, чл. директората Зальцбургских муз.-театр. фестивалей.

П. пользовался большим авторитетом как организатор и педагог, поддерживал систему муз. воспитания К. Орфа.

Сочинения: Allgemeine Pдdagogik und Musikpдdagogik, Lpz., 1929, Die bьrgerliche Musikkultur, Hamb., 1935, Kassel - Basel, 1954, Die musikalischen Reisen des Herrn von Uffenbach, Kassel - Basel, 1949, Musikgeschichte des Abendlandes, W., 1951, 1958, Die Idee der Musikerziehung in Piatons "Staat" und Goethes "Wilhelm Meister", "ЦMz", 1959, H. 12.

О. Т. Леонтьева.

"Проколл"

"Проколл" (Производственный коллектив студентов- композиторов Московской консерватории) - творч. группа, организованная в 1925 А. А. Давиденко, В. А. Белым, Б. С. Шехтером, М. В. Ковалем, Н. К. Чемберджи, З. А. Левиной, С. Н. Ряузовым и др. Участники "П." стремились к глубокому воплощению в своем творчестве образов сов. действительности и революц. прошлого страны. "Проколловцы" выступали и против эстетских, узкоакадемических тенденций, распространенных в то время в среде композиторской молодежи, и против упрощенчества в поисках муз. языка, понятного массам. Нек-рые работы были созданы участниками "П." коллективно - сб. "Песни каторги и ссылки" (запись и обр. песен революц. подполья, М., 1930), сборники детских песен и фп. пьес. Крупным коллективным произв. явилось написанное к 10-летию Великой Окт. социалистич. революции муз. действие в трех звеньях "Путь Октября" (для солистов и хора с фп., трубой, гармоникой, ансамблем ударных или с симф. оркестром). Авторы этой первой сов. оратории на сл. H. H. Асеева, А. А. Блока, В. В. Маяковского и др. - Белый, Г. С. Брук, Давиденко, Коваль, Левина, Ряузов, В. М. Тарнопольский, Чемберджи, Шехтер. Своими произв. "проколловцы" внесли ценный вклад в развитие сов. песенно-хоровой и сольной вок. музыки. Из соч. 1920 - нач. 1930-х гг. широкую известность получили: песни - "Конная Буденного", "Первая конная" (сл. Асеева), "Нас побить, побить хотели" (сл. Д. Бедного) Давиденко, "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Белого (сл. Н. К. Минского, в обр. И. Л. Френкеля), "Юность" Коваля (сл. Френкеля), "Железными резервами" ("Молодая гвардия") Шехтера (сл. С. М. Третьякова); хоры - "Улица волнуется" (сл И. Грузинова и М. Шорина), "На десятой версте от столицы" (сл. П. К. Эдиет) Давиденко, "За Днестром" Шехтера (сл. И. Сидоренко); вок. циклы и монологи - "О Ленине" Коваля (сл. Д. Бедного;, "Когда умирает вождь" Шехтера (сл. В. В. Каменского), "26" (памяти бакинских комиссаров) Белого (сл. Асеева). Члены "П.", как правило, были связаны с муз. самодеятельностью, участники к-рой нередко становились первыми исполнителями произв. "проколловцев". В 1928 осн. группа членов "П." вошла в Российскую ассоциацию пролетарских музыкантов (РАПМ).

Литература: Ряузов С., Воспоминания о "Проколле", "СМ", 1949, No 7.

И. M. Ямпольский.

Прокофьев В. А.

Всеволод Александрович (31 III (12 IV) 1898, Калуга - 17 III 1942, Ленинград) - сов. музыковед. В 1923 окончил ф-т истории музыки Петрогр. ин-та истории иск-в, с 1926 науч. сотрудник этого ин-та. С 1930 принимал участие в работах муз. секции Академии материальной культуры, Об-ва письменности и иск-ва. С 1922 изучал историю рус. оперы кон. 18 - 1-й пол. 19 вв., творчество композиторов этого периода (А. Н. Титова, М. А. Матинского, О. А. Козловского, В. А. Пашкевича и др.). Работал над восстановлением партитур и фп. переложений старинных опер и муз. водевилей.

Сочинения: Михаил Матинский и его опера "Санкт-Петербургский гостиный двор", в кн.: Музыка и музыкальный быт старой России, т. 1, Л., 1927; Из истории русского просвещенного музыкального дилетантизма. К материалам о семье Титовых, в сб.: De Musica. Временник Отдела теории и истории музыки, вып. 3, Л., 1927, и др.

Прокофьев Г. П.

Григорий Петрович (28 XII 1883 (9 I 1884), Козлов, ныне Мичуринск Тамбовской обл. - 3 XII 1962, Москва) - сов. музыковед, пианист, педагог и методист. Окончил в 1906 юридич. ф-т Моск. ун-та, в 1909 - Моск. консерваторию по классу фп. у К. Н. Игумнова. С 1909 преподавал игру на фп., в 1911-24 - в Моск. консерватории, где с 1915 вёл также курс методики фп. игры и её преподавания (с 1919 проф.). Вместе с М. М. Ипполитовым-Ивановым и А. Б. Гольденвейзером (в первые годы после Окт. революции 1917) чл. директората Моск. консерватории, декан организованного по его инициативе педагогич. ф-та. В 1923-43 преподавал в муз. уч-ще и Центр. муз. школе-десятилетке при Моск. консерватории. В 1924-31 действит. чл. ГИМНа и пред. его фп.-методология, секции. В 1931-41 организатор и рук. Н.-и. муз.-педагогич. лаборатории, первоначально при Академии коммунистич. воспитания им. Н. К. Крупской, затем Ин-те художеств. воспитания Академии педагогич. наук РСФСР, с 1938 - при Моск. консерватории. С 1944 ст. науч. сотрудник Ин-та художеств. воспитания (отделение спец. психологии), с 1950 - Ин-та психологии Академии педагогич. наук РСФСР. С 1906 активно выступал как муз. критик в моск. периодич. печати (газ. "Русские Ведомости" и др.), в 1910-16 был моск. корреспондентом "Русской музыкальной газеты". Проницательностью суждений отмечены его статьи о творчестве А. Т. Гречанинова, Г. Л. Катуара, Н. К. Метнера, С. И. Танеева, А. Н. Скрябина. Был одним из первых исследователей творчества С. В. Рахманинова. В послереволюц. годы разрабатывал вопросы методики и психологии фп. педагогики и исполнительства. Под его ред. и с его предисловиями изданы кн.: "Техника игры на фортепьяно" Ф. Штейнхаузена (пер. с нем., М., 1926), сб. "Развитие пианиста" (М., 1935); с его послесловием кн. "Воспоминания о И. Гофмане и Ф. Бузони" М. Н. Бариновой (М., 1964).

Сочинения: Певец интимных настроений (С. В. Рахманинов), "РМГ", 1909, No 48-52, 1910, No 2, 6, 26-31, 37, 38, 40; Игра на фортепьяно. (Лекции, читанные 21 и 28 марта 1926 г.), М., 1927; Формирование музыканта-исполнителя, М., 1956; Рахманинов играет Скрябина, "СМ", 1959, No 3; Заметки о Рахманинове, там же, 1959, No 10; Образ музыкального произведения и его воплощение исполнителем, "Вопросы психологии", 1959, No 5, и др.

И. М. Ямпольский.

Прокофьев С. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прокошина А. В.

Александра Васильевна (р. 18 IV 1918, дер. Митинка Калужской обл.) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. РСФСР (1961). Чл. КПСС с 1943. В 1940 окончила Студию при Гос. рус. народном хоре им. М. Е. Пятницкого; её педагогами были В. Г. Захаров, П. М. Казьмин и М. И. Фомина. В 1934-63 солистка Хора им. Пятницкого. Пению П. свойственны искренность, теплота и задушевность. Первая исполнительница мн. песен В. Г. Захарова, ставших широко известными, в т.ч. "Вдоль деревни", "И кто его знает", "Белым снегом" и др. Под впечатлением её исполнения М. В. Исаковский написал стихотворение "Спой мне, спой, Прокошина...". В 1962-68 преподавала в Моск. муз. уч-ще им. М. М. Ипполитова-Иванова; в 1963- 1970 педагог Хора им. Пятницкого, в 1970-72 - Студии при хоре. В 1962-75 худ. рук. нар. коллектива - ансамбля песни и пляски подмосковного совхоза "Белая Дача", с 1975 - ансамбля песни и пляски "Искорка" колхоза "Искра" (Кировская обл.). Гос. пр. СССР (1952, за конц.-исполнит. деятельность).

Литература: Мартынов И., Государственный русский народный хор им. Пятницкого, М., 1950; Казьмин П., С песней, М., 1970.

Прокунин В. П.

Василий Павлович (16(28) I 1848, с. Сосновка Тамбовской губ. - 1(14) V 1910, Москва) - рус. фольклорист, композитор, педагог. Учился на юридич. ф-те Моск. ун-та, затем в Моск. консерватории (занимался у П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна), после окончания к-рой давал частные уроки (муз.-теоретич. предметы), преподавал в муз. школе H. А. Муромцевой, с 1890 (неск. лет) - в Николаевском сиротском ин-те. Среди его учеников - А. Б. Гольденвейзер. В кон. 1860-х - нач. 70-х гг. начал собирать рус. нар. песни (преим. в Тамбовской и Моск. губерниях). В 1872-73 опубликовал сборник "Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано..." (вып. 1-2, под ред. П. И. Чайковского), явившийся крупным вкладом в рус. муз. этнографию (хотя нар. песни были обработаны в духе гор. фольклора). Сб. П. получил высокую оценку Чайковского, к-рый использовал неск. песен в музыке к сказке А. Н. Островского "Снегурочка", и Н. А. Римского-Корсакова. В 1889 совм. с H. M. Лопатиным издал "Сборник русских народных лирических песен" (ч. 1-2), где П. принадлежит 2-я, собственно музыкальная часть. П. зафиксировал изменения песен в процессе историч. развития и бытования в разных местностях. Этот сборник - важный этап в освоении склада рус. нар. многоголосия. П. отказался от аккордово-гармонич. обработки нар. песни, характерной для первого его сб., и применил контрапунктич. сопровождение с элементами гетерофонии. Написал ряд романсов на сл. А. С. Пушкина, А. В. Кольцова, А. Ф. Мерзлякова и др., в т.ч. "Среди долины ровный", "Лес", "Бегство", "Светит солнышко", "В поле ветер", "Выхожу один я на дорогу" (нек-рые были опубл. в 1871).

Сочинения: Русские народные песни для одного голоса с сопровождением фортепиано. Собранные и переложенные В. Прокуниным, под ред. П. Чайковского, вып. 1-2, М., 1872-73; Сборник русских народных лирических песен H. M. Лопатина и В. П. Прокунина. Опыт систематического свода лирических песен с объяснением вариантов со стороны бытового и художественного их содержания H. M. Лопатина, с положением песен для голоса и фортепиано В. П. Прокунина, и с приложением полной расстановки слов некоторых вариантов по их напеву, ч. 1-2, М., 1889, переизд. - ч. 2, 1928, ч. 1-2, под ред. и с вступит. статьей В. Беляева, М., 1956.

Литература: (Некролог), "Музыкальный труженик", 1910, No 10- 11; Tолстой С., В. Прокунин и Н. Лопатин. Их жизнь и труды, в кн.: Сборник работ этнографической секции Государственного института музыкальной науки, вып. 1, М., 1926.

Л. Ю. Силенок.

Пролог

Пролог (греч. prologos - вступление, предисловие, от pro - перед и logos - слово, речь) - вступительная сцена спектакля (драм., оперного, балетного). В др.-греч. драм. т-ре в П. излагался миф, положенный в основу произв., или рассказывалось о событиях, предшествующих началу пьесы. В церк. ср.-век. драме П. носил характер проповеди или молитвы. В 17-18 вв. мн. оперы начинались аллегорич. П. ("Альцеста, или Торжество Алкида" Люлли, "Орфей" и "Коронация Поппеи" Монтеверди и др.). П. наз. также аллегорич. представление, к-рым начинался торжеств. спектакль (напр., П. на открытие Большого т-ра в Москве - "Торжество муз" Дмитриева с музыкой Алябьева и Верстовского, 1825). В операх и балетах 19 в. в П. часто излагались события, предваряющие осн. действие (напр., в операх "Борис Годунов", "Снегурочка", "Фауст", в балете "Спящая красавица"). Иногда П. приобретает значение самостоят. произв. (одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова - П. к его опере "Псковитянка"), представляет собой моносцену (сцена одного актёра - П. в опере "Паяцы").

"Променад-концерты"

"Променад-концерты" ("Promenade Concerts") - общедоступные симф. концерты в Лондоне. Основаны англ. дирижёром Г. Вудом в 1895 (руководил ими около полувека) в зале "Куинс-холл". Из зала были убраны кресла, публика в нём свободно передвигалась (отсюда название "П.-к.", т.е. концерт-прогулка). В программах "П.-к." значит. место отводилось симф. произв. рус. классич. и совр. композиторов. "П.-к." сыграли большую роль в популяризации симф. музыки в Великобритании. Их посещал В. И. Ленин.

Литература: Hill R., Rees С. В., Sir Henry Wood. Fifty years of the Proms, L., 1944.

Пропоста

Пропоста (итал. proposta - предложение) - в музыке имитационного склада ведущий, излагающий мелодич. материал, имитируемый голос (принятое сокращённое обозначение - Р). Термином "П." обычно обозначается начинающий голос канона; последовательно имитируемые части П., равные расстоянию вступления (т.е. расстоянию от начала П. до момента вступления риспосты), называются отделами П., или отделами канона. В зависимости от способа завершения канона голос, излагающий П., делает паузу или переходит в свободное (не имитируемое) продолжение, в нек-рых случаях возвращается к своему началу (в бесконечных канонах и канонич. секвенциях). Реже термин "П." относится к имитируемой части начинающего голоса простой (не канонической) имитации, иногда - к теме фуги.

В. П. Фраёнов.

Просодия

Просодия (от греч. prosodia - акцент, ударение) - в антич. грамматике учение об акцентах и о долготе слогов, определяющей их "певучесть". Под акцентом понималось не динамическое, но связанное с "речевой мелодией" выделение соответств. слога (см. Мелос). Согласно Дионисию Галикарнасскому (1 в. н.э.), "речевая мелодия" занимала объём квинты. С течением времени др.-греч. язык насыщается динамич. акцентами, тогда как значение в нём мелодич. акцентов уменьшается, особенно в обыденной речи. В возвышенной поэтич. речи мелодич. акценты сохраняются дольше. Об этом свидетельствуют немногие дошедшие до нас записи отрывков др.-греч. музыки. Учение о П. было разработано весьма детально. Для обозначения мелодич. акцентов (tonoi) и долготы слогов (xronoi) были введены спец. знаки, к-рые начали применяться в 9 в. Они явились прообразами визант. нотного письма. В последующее время под П. стали понимать гл.. обр. долготу слогов в др.-греч. языке. Поскольку в новых языках долгота слогов зависит от динамич. акцента, применение к ним понятия "П." является условным. Нек-рые учёные включали в понятие "П." любые элементы стихосложения и даже само стихосложение, что лишило термин "П." определённости. В 20 в. он применяется редко.

Литература: Steinthal H., Geschichte der Sprachwissenschaft bei der Griechen und Rцmern, Tl 1-2, В., 1890, Hildesheim, 1961; Rцhlmann E.; Griechische Musikfragmente, Nьrnberg, 1960 ("Erlanger Beitrage zur Sprach- und Kulturwissenschaft", Bd 8).

Пространственная музыка

Пространственная музыка (нем. Raummusik) - музыка, в к-рой используются пространственно-звуковые эффекты: эхо, особое расположение исполнителей и т.д. Термин "П. м." появился в музыковедческой лит-ре в сер. 20 в., однако не получил широкого распространения. Он не подразумевает к.-л. самостоят. вида музыки, т.к. пространственные эффекты являются, как правило, только одним из выразит. средств, используемых в муз. произв., относящихся к П. м. В разл. периоды истории П. м. применялась или в связи с к.-л. условиями исполнения (напр., на открытом воздухе), или в декоративных целях (напр., в связи со сценич. оформлением произв.). В культовом обиходе подобием П. м. можно считать антифонный и респонсорный принципы композиции и исполнения (в музыке церк. службы - сочетание пения церк. хора с ответами и пением прихожан), передачи хор. фраз и крупных частей соч. от одного хора или полухорья к другому (с этим связаны двух- и трёххорная композиции, в частности у венецианцев в 16 в.). В театр. музыке применяется сопоставление оркестра перед сценой и оркестра на сцене, а также др. эффекты (оркестры, расположенные в разных местах сцены в "Дон Жуане" Моцарта; приближение и удаление хора поселян в "Князе Игоре" Бородина и т.д.). Пространственные эффекты использовались также в музыке на открытом воздухе, на воде (напр., "Музыка на воде" и "Музыка в лесу" Генделя). Изредка образцы П. м. встречаются в симф. жанре. Серенада (ноктюрн) Моцарта (К.-V. 286, 1776 или 1777), написанная для 4 оркестров, сочинена в расчёте на поэтичный эффект эха и допускает раздельное размещение оркестров. В "Реквиеме" Берлиоза использованы 4 дух. оркестра, расположенные в разных местах зала.

В 20 в. значение П. м. усилилось. В отд. случаях пространственный фактор становится одной из важнейших основ муз. структуры (собственно П. м.). Нек-рые совр. композиторы специально разрабатывают концепцию П. м. (прежде всего К. Штокхаузен - как композитор и как теоретик; впервые в соч. "Пение юношей...", 1956, и "Группы" для 3 оркестров, 1957; по идее Штокхаузена на ЭКСПО-70 в Осаке для П. м. был выстроен спец. зал, архитектор Борнеман). Так, произв. Я. Ксенакиса "Терретектор" (1966) рассчитано не только на эффект движения источника звука вокруг слушателей при чередовании соответственно расположенных исполнит. групп, но (вследствие предписанного автором размещения публики внутри оркестра) и на одноврем. возникающий эффект его прямолинейного движения, как бы прохождения "сквозь слушателей". Соч., относящиеся к собственно П. м., являются гл. обр. экспериментальными.

Литература: Stockhausen К., Musik im Raum, в его кн.: Texte..., Bd 1, Kцln, 1963; его же, Nr 6: Gruppen fьr 3 Orchester (1955-1957), там же, Bd 2, Kцln, 1964; Schдffer В., Maly Informator muzyki XX wieku, (Kr.), 1967; Сhlopeсki A., Karlheinz Stockhausen. О nowa grammatyke muzyki (1), "RMz", 1974, No 18.

Ю. Н. Холопов.

Протестантский хорал

Статья большая, находится на отдельной странице.

Противодвижение

Противодвижение (лат. motus contrarius, нем. Gegenbewegung) - в полифонич. музыке то же, что обращение (см. Обращение темы). Иногда термин "П." (равно как итал. riverso, rivoltato) не вполне точно применяется для обозначения ракоходного движения.

Противосложение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протопопов В. В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Протопопов С. В.

Сергей Владимирович (21 III (2 IV) 1893, Москва - 14 XII 1954, там же) - сов. музыковед, композитор, дирижёр и педагог. Учился в МГУ (медицинский ф-т); окончил Киевскую консерваторию по классу композиции у Б. Л. Яворского (1921). Работал в киевском Высшем муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко и в оперной студии Большого т-ра как хор. дирижёр; преподавал в средних уч. заведениях, в 1938-43 - в Моск. консерватории (с 1941 доцент). Сторонник теории ладового ритма. В муз. соч. (3 фп. сонаты, камерная вок. музыка) использовал технику новых ладов.

Литературные сочинения: Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, М., 1930.

Профета Л.

Профета Л. (Profeta) Лауренциу (p. 12 I 1925, Бухарест) - рум. композитор. В 1945-49 учился в Бухарестской консерватории у Й. Киреску и П. Константинеску (муз.-теоретич. предметы), А. Мендельсона (композиция и полифония); совершенствовался в Моск. консерватории (1954-56) у В. И. Месснера (композиция), Е. К. Голубева (полифония) и В. О. Беркова (гармония). В 1948-52 вице-директор Рум. радиовещания, в 1952-60 возглавлял муз. дирекцию Мин-ва культуры СРР, с 1960 секретарь Рум. нац. комитета Междунар. муз. совета, с 1968 секретарь CK СРР. Автор одного из лучших совр. рум. балетов - "Принц и нищий" (1963), П. успешно работает в области эстр. музыки и киномузыки, нек-рые его песни удостоены нац. и междунар. премий.

Сочинения: балеты - Жена капитана (Sotia capitanului, 1947, Рум. т-р оперы и балета, Бухарест), Принц и нищий (Print si Cersetor, по M. Твену, 1967, там же), Моряк-мечтатель (Marinarul visator, 1972, Лирический т-р, Констанца); для солистов, хора и орк. - Кантата о Родине (Cantata patrie!, 1959), кантата Мадригал 1974 (1973), оратория Случай в саду (Оntоmplarea din gradina, для дет. хора, 1958), вок.-симф. сюита Песни толпы (Cоntece de tabara, для дет. хора, 1957), Шесть юмористич. пьес на стихи Т. Аргези (для дет. хора, малого орк. и магнитофона, 1966); для орк. - Поэма о родине (Poemul patriei, 1952), сюиты Дни каникул (Zile de vacanta, 1956), Образы детства (Imagini din lumea copilariei, для камерного орк., 1945); для голоса и орк. - Цыганские песни (Cоntece tiganesti, 1968); для голоса и фп. - цикл Песни сегодняшние и вчерашние (Cоntece de ieri si de azi, 1960); хоры, музыка к кинофильмам.

Р. Э. Лейтес.

Прохазка Р.

Прохазка Р. (Prochаzka) Рудольф (23 II 1864, Прага - 24 III 1936, там же) - чеш. композитор, муз. писатель и муз.-обществ. деятель. Учился в Пражской консерватории у Е. Витриха (скрипка), З. Фибиха и Л. Грюнбергера (композиция). С 1898 библиотекарь в Чеш. муз. об-ве, с 1910 его референт. Организатор (1911) муз. выставки в Праге, посв. юбилею Пражской консерватории, составитель её каталога (Aus fьnf Jahrhunderten, 1911). Один из основателей (1920) и 1-й президент Нем. академии музыки в Праге. Выступал в качестве муз. критика. Для творчества П. характерен умеренный академизм, ощутимы влияния В. А. Моцарта и Ф. Шуберта.

Сочинения: оперы - Счастье (Das Glьck, 1897, Берлин), Клитемнестра (не пост.); для солистов, хора и орк. - оратория Пальмы (Die Palmen, 1898), ораториальная мистерия Христос (1901); хор. кантаты; для орк. - Симф. песни без слов (Sinfonische Lieder ohne Worte), вариации на тему Хаффнер-серенады Моцарта; камерно-инстр. произв.; пьесы для фп.; хоры, песни.

Литературные сочинения: Mozart in Prag, Prag, 1892, 1900; Robert Franz, Lpz (1894); Arpeggien. Musikalisches aus alten und neuen Tagen, Dresd., 1897; Musikalische Streiflichter, (В.), 1901; I. StrauЯ, В., 1900, 1903; Mozart in Bцhmen, Prag, 1955; Das romantische Musik-Prag, Saaz, 1914; Der Kammermusikverein in Prag, Praha, 1926, 1927.

Литература: Hunnius С., R. v. Prochбzka, ein deutscher Tondichter Bцhmens, Lpz., 1902; Quoika R., Die Musik der Deutschen in Bцhmen und Mдhren, В., (1956).

А. Г. Юсфин.

Прохазка Я. Л.

Прохазка Я. Л. (Prochazka) Ян Лудевит (14 VIII 1837, Клатови, Чехия - 19 VII 1888, Прага) - чеш. композитор и муз. деятель. Сын органиста. Муз. образование получил в Пражском ун-те, по окончании к-рого (1863) организовывал концерты в Клатови, выступал как пианист. Переехав в Прагу, сблизился с Б. Сметаной. П. - один из основателей и активных участников Об-ва камерной музыки в Праге, организатор историч. концертов муз. об-ва "Умелецка беседа", циклов концертов, в к-рых исполнялись новые произв. чеш. композиторов. Деятельность П. сыграла большую роль в пропаганде творчества Сметаны, А. Дворжака, З. Фибиха. П. был редактором муз. журн. "Hudebnн listy" (1870-72) и "Dalibor" (1873-75). В 1879-81 и 1883 - нач. 1888 жил в Гамбурге, был профессором консерватории по классу фп. П. - автор 2 симф. сказок, пьес для фп., песен и дуэтов с фп.; ему принадлежат обр. чеш. и словацких нар. песен для голоса и фп.

Литература: Hostinskэ О., В. Smetana a Jeho boj о modernн ceskou hudbu, Praha, 1941; Smetana in Briefen und Erinnerungen, hrsg. v. F. Bartos, Praha, 1954.

А. Г. Юсфин.

Проходящий звук

Проходящий звук (итал. note di passagio, франц. note de passage, англ. passing note, нем. Durchgangsnote) - неаккордовый звук на слабой доле, поступенно идущий от одного аккордового к другому (см. Неаккордовые звуки). (Сокращённое обозначение в нотном примере ниже - п.) П. з. придают гармонии мелодия, подвижность. Различают П. з. диатонические и хроматические. Они могут быть также двойными, тройными (секст- или квартсекстаккордами); в противодвижении - и в большем числе голосов:

Проходящий звук

П. И. Чайковский. "Пиковая дама", 5-я картина, No 19.

Между П. з. и аккордовым, к к-рому направлено мелодич. движение, могут быть введены аккордовый и др. неаккордовые звуки (запаздывающее разрешение П. з.). Попадая на сильную долю (особенно в момент вступления новой гармонии), П. з. приобретают характер неприготовленного задержания. П. з. могут образовывать проходящие аккорды (напр., в коде 2-й части 2-й скр. сонаты Прокофьева цепь хроматич. проходящих аккордов занимает 12-6-й такты от конца). В совр. музыке поступенность П. з. иногда разрывается перебросом их в др. октаву (Прокофьев, 6-я соната для фп., реприза финала, тема A-dur).

Как технич. приём П. з. фигурирует уже в самых ранних памятниках зап.-европ. многоголосия (органум 9-10 вв.; см. Rex coeli domine в главе 17 "Musica enchiriadis" на слог сое-; особенно же в мелизматич. органуме 12-13 вв.). Понятие "П. з." возникло позже в учении о контрапункте, где он трактовался как вид диссонанса, переходящий от одного консонирующего интервала к другому. У Тинкториса ("Liber de arte contrapuncti", 1477, cap. 23) среди примеров диссонансов на лёгких долях можно найти П. з. Н. Вичентино ("L'antica musica ridotta alla moderna prattica", 1555) описывает его под назв. dissonanze sciolte. Дж. Царлино ("Le istitutioni harmoniche", 1558, p. III, cap. 42) указывает, что П. з. идут поступенно (per grade). П. з. наз. также комиссурой (comissura; y X. Дедекинда, 1590, и И. Бурмейстера, 1599-1606). Ученик Г. Шюца К Бернхард ("Tractatus compositionis augmemtatus", cap. 17) подробно освещает П. з. как transitus. С развитием учения О гармонии П. з. стал рассматриваться по отношению к аккорду.

Литература: см. при ст. Неаккордовые звуки.

Ю. Н. Холопов.

Прохоров Я. В.

Яков Васильевич (25 X (6 XI) 1870, дер. Пожарки, Калужской губ. - 1942, Москва) - сов. собиратель и исследователь нар. песен, композитор. Мальчиком принимал участие в любительски" спектаклях. Позднее актёр драм. т-ра, писал музыку к спектаклям. В 1904 окончил Петерб. консерваторию по классу композиции у Н. А. Римского-Корсакова. Преподавал пение, собирал и записывал нар. песни (рус., белорус., укр., тат., чуваш., морд., монг., серб., и др.), обрабатывал их для голоса и фп. Б. В. Асафьеве одной из рецензий назвал П. "нежным пестуном песни". Был избран почётным чл. Рус. географич. об-ва и ряда комиссий и об-в, входил в этнографич. секцию Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии при Моск. ун-те. После Окт. революции 1917 вёл большую работу по собиранию песен народов Поволжья. В 1920 преподавал в Вост. консерватории в Казани, в 1922 ездил в экспедицию по Татарии (записал 22 тат. песни). С 1921 сотрудник этнографич. секции Гос. ин-та муз. науки (ГИМН) в Москве. Выступал с этнографич. лекциями-концертами, был тонким исполнителем нар. песен. С 1923 входил в Белорус. песенную комиссию по собиранию и записи нар. песен (записал ок. 150, обработал 82 песни). В 1924-28 преподавал теоретич. предметы в муз. техникуме в Минске (вёл класс композиции). С 1928 в Москве, занимался исследоват. и педагогич. работой. Среди учеников - Н. И. Аладов, В. А. Ефимов, А. А. Егоров, А. М. Ковалёв. Из работ П. значит. интерес представляют "Музыкально-песенное творчество рус. женщины-крестьянки. Песни свадебного обряда" ("Живая старина", 1911, No 2), "Элементы народности в творчестве Н. А. Римского-Корсакова" ("РМГ", 1913, No 26-27, 46-52) и др.

И. М. Ямпольский.

Прохорова-Маурелли К. А.

Прохорова-Маурелли К. А. (по мужу - Маурелли) Ксения Алексеевна (1836, Херсон - 12 (25) III 1902, Киев) - рус. певица (сопрано) и педагог. Пению училась на вок. курсах Г. Ниссен-Саломан в Петербурге. Неск. лет пела на оперной сцене Петерб. и Моск. имп. т-ров (дебютировала с большим успехом в роли Агаты в опере "Вольный стрелок"), затем совершенствовалась в Италии под рук. Ф. Ламперти, выступала в разл. оперных т-рах. По возвращении в Россию посв. себя педагогич. деятельности; в 1873, по рекомендации Н. Г. Рубинштейна, была приглашена И. И. Слатиным преподавать пение в Муз. уч-ще Харьковского отделения РМО, где работала до 1891; среди её учениц - В. М. Зарудная. Переехав в Киев, нек-рое время преподавала в муз. школе Ст. М. Блуменфельда. Большое внимание уделяла сценич. воспитанию учащихся: на ученических вечерах в конц. исполнении ставились оперы К. В. Глюка, Дж. Россини, осуществлялись с помощью местного театр. оркестра пост. отдельных актов из опер "Евгений Онегин", "Травиата", "Риголетто". Выступала как камерная певица (исполняла песни Ф. Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига).

Литература: Геника Р., (Некролог), "РМГ", 1902, No 13, стлб. 397-98.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница