Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 8, "СИМ"-"СКЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 8, "СИМ"-"СКЕ")

Симфоническая картина

Симфоническая картина - род симфонического, б. ч. одночастного программного произведения (см. Программная музыка). С. к. близка к симфонической поэме; в отличие от последней, С. к. обычно не связана с к.-л. сюжетом и отражает объекты и явления действительности, не претерпевающие существ. изменений, напр. пейзажи, жанровые сцены, батальные картины. В подобного рода С. к. большое значение приобретают средства муз. изобразительности (см. Звукопись). К области С. к. принадлежат и портретные зарисовки, раскрывающие характерные, устойчивые внеш. и внутр. качества героя, а не перипетии его судьбы; такие зарисовки могут запечатлевать и образы лит. героев. В С. к. зачастую главенствует один муз. образ; если же она складывается из неск. эпизодов, они немногочисленны и контраст их не носит антагонистич. характера - они скорее сопоставляются, чем противопоставляются, в связи с чем главенствующий образ обычно возвращается без существ. изменения его характера. С. к. богато представлены в рус. музыке. В числе их авторов - А. Г. Рубинштейн ("музыкально-характеристич. картины" "Фауст", 1854, "Иван Грозный", 1868, "Дон Кихот", до 1871, и др.), Н. А. Римский-Корсаков ("Садко", "эпизод из былины", 1867), А. П. Бородин ("В Средней Азии", 1880), А. К. Глазунов (3-частная С. к. "Кремль", 1880; "Весна", 1891), Вас. С. Калинников ("Кедр и пальма", 1898), А. К. Лядов ("Баба-Яга", 1904; "Волшебное озеро", 1909; "Кикимора", 1910), А. А. Спендиаров ("Три пальмы", 1905), С. В. Рахманинов ("Остров мёртвых", 1909), Р. М. Глиэр ("Запорожцы", 1921) и др. С. к. встречаются и в качестве составных частей оперных сочинений - У П. И. Чайковского ("Полтавский бой" в "Мазепе", 1883), Н. А. Римского-Корсакова ("Ночь на горе Триглав" в "Младе", 1890, "Три чуда" в "Сказке о царе Салтане", 1900) и др. В заруб. музыке термин "С. к." не получил распространения, хотя среди носящих др. назв. одночастных симф. произв. встречаются и такие, к-рые по своему характеру близки к С. к.

Симфоническая музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симфоническая поэма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Симфоническая фантазия

Симфоническая фантазия (нем. symphonische Fantasie, франц. fantasie symphonique, англ. symphonic fantasia) - род симф. одночастного программного произведения (см. Программная музыка), орк. разновидность фантазии. Может рассматриваться и как разновидность жанра симфонической поэмы; отличается характерной для фантазии свободой построения, не исключающей, однако, близости к сонатной форме; нередки в С. ф. фантастич. элементы. Образцы С. ф. в заруб. музыке немногочисленны. Р. Шуман первоначально назвал С. ф. свою 4-ю симфонию (1841-51). Подзаголовок "С. ф." носит произв. Я. Сибелиуса "Дочь Севера" (1906). Более широко С. ф. представлена в рус. музыке. "Ромео и Джульетта" (1870) и "Гамлет" (1888) Чайковского определены автором как увертюры-фантазии, его же "Франческа да Римини" (1876), "Буря" (1873) - как симфонические фантазии (по существу эти сочинения представляют собой симф. поэмы). В числе др. авторов С. ф. - А. К. Глазунов ("Лес", 1887; "Море", 1889; "От мрака к свету", 1894), С. В. Рахманинов ("Утёс", 1893), И. Ф. Стравинский ("Фейерверк", 1908). В рус. музыке сложился и особый вид С. ф., основанный на широкой и свободной разработке заимствованных мелодий, гл. обр. взятых из фольклора своего или др. народов. Из произв. М. И. Глинки, помимо "Камаринской", названной "фантазией на темы двух русских песен" (1848), и "Вальса-фантазии" (1845, 2-я ред. 1856), к С. ф. могут быть отнесены и его "испан. увертюра" "Ночь в Мадриде" ("Воспоминание о летней ночи в Мадриде", 1848-51). В последующее время сочинения этого рода норой назывались С. ф. (напр., "Фантазия на сербские темы" Римского-Корсакова, 1867), порой же увертюрами ("Увертюра на три русские темы" Балакирева, 1858), каприччио ("Итальянское каприччио" Чайковского, 1880; "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, 1887), симф. поэмами ("В Чехии" Балакирева - 2-я ред. увертюры на чеш. темы, 1867; его же "Русь", 1887,- 2-я ред. увертюры "Тысяча лет").

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр - большой коллектив музыкантов, играющих на струн, смычковых, духовых и ударных инструментах и объединяющихся для совместного исполнения муз. произведения. С. о. называют также собрание инструментов такого коллектива (см. Оркестр).

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии - один из ведущих художеств. коллективов СССР. Осн. в 1931 при Ленингр. комитете радиовещания. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 оркестр продолжал работать в осаждённом городе, выступая по радио и в конц. залах под рук. К. И. Элиасберга; 9 авг. 1942 в Большом зале Ленинградской филармонии оркестр исполнил 7-ю симфонию Шостаковича. С 1953 - в ведении Ленингр. филармонии. Оркестр возглавляли Элиасберг, Н. С. Рабинович, A. К. Янсонс, Ю. X. Темирканов. С 1977 во главе оркестра - А. С. Дмитриев. С оркестром в разное время выступали дирижёры А. В. Гаук, Н. С. Голованов, Е. А. Мравинский, Д. И. Похитонов, Н. Г. Рахлин, Г. Н. Рождественский, С. А. Самосуд, E. P. Светланов, Б. Э. Хайкин, мн. иностр. гастролёры, в т.ч. Дж. Барбиролли, Л. Маазель, Г. Себастьян, Г. Унгер, B. Ферреро, Ф. Штидри, композиторы И. Ф. Стравинский, Б. Бриттен, а также известные солисты-инструменталисты и певцы. Оркестр принимал участие в авторских концертах мн. сов. композиторов, выступавших в качестве дирижёров или солистов, - И. О. Дунаевского, Р. М. Глиэра, Д. Б. Кабалевского, А. И. Хачатуряна, Т. Н. Хренникова и др. В репертуаре C. о. Л. ф. крупные произв. классич. и совр. музыки. Значит. место в программах занимают сочинения сов. авторов. Оркестр является первым исполнителем мн. симф. произведений ленингр. композиторов - Б. А. Арапова, Р. Н. Котляревского, А. П. Петрова, В. Н. Салманова, С. М. Слонимского, Б. И.Тищенко, Ю. A. Фалика и др. С. о. Л. ф. гастролирует во мн. городах СССР, а также за рубежом (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, ФРГ, Болгария, Венгрия, США, Италия, Турция, Чехословакия, Польша,. Япония и др.).

Литература: Вайнкоп Ю., Рассказ об оркестре, "СМ", 1963, No 11; Мейлих E. И., Симфонический оркестр филармонии, в кн.: Ленинградская государственная ордена Трудового Красного Знамени филармония. Статьи. Воспоминания. Материалы, Л., 1972.

Л. Г. Григорьев.

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (академический)

Симфонический оркестр Ленинградской филармонии (академический) - см. Ленинградский академический симфонический оркестр.

Симфонический оркестр Московской филармонии

Симфонический оркестр Московской филармонии - один из ведущих художеств. коллективов СССР. Под этим назв. существует с 1953, когда симф. оркестр Всесоюзного радио был передан в ведение Моск. филармонии. Художеств. руководителями и гл. дирижёрами С. о. М. ф. были С. А. Самосуд, Н. Г. Рахлин, с 1976 коллектив возглавляет Д. Г. Китаенко. С оркестром выступали крупнейшие сов. дирижёры, мн. заруб. гастролёры, в т.ч. Ф. Конвичный, А. Клюитенс, И. Маркевич, К. Цекки, ведущие солисты-инструменталисты и певцы. В обширном репертуаре оркестра произв. разл. эпох и стилей. Особое внимание уделяется сочинениям композиторов-романтиков. С. о. М. ф. явился первым исполнителем мн. произв. сов. композиторов, в т.ч. 4-й и 13-й симфоний Шостаковича, симфоний М. С. Вайнберга, Н. И. Пейко, Б. А. Чайковского, принимал участие в первых исполнениях 2-го концерта для скрипки с оркестром и кантаты "Казнь Степана Разина" Шостаковича, Рапсодии для скрипки с оркестром Хачатуряна, Реквиема Кабалевского, поэмы "Памяти Сергея Есенина" Свиридова. Оркестр участвовал в фестивалях совр. музыки в Загребе (1963), Горьком (1964), Варшаве (1966) и др., сопровождал выступления участников финала Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве. С. о. М. ф. гастролирует во мн. городах СССР, а также за рубежом (Великобритания, Франция, Венгрия, Польша, США, Куба, Мексика, ГДР, Турция, Норвегия, Швеция, Финляндия, Югославия, Япония и др.).

Литература: Сокольский М., Симфонический оркестр Московской филармонии, в кн.: Московская государственная филармония, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1974.

Л. Г. Григорьев.

Симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания

Симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания - см. Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания.

Симфоническое общество

Симфоническое общество - муз. об-во в Петербурге (существовало с 1840-х гг.; прекратило деятельность в 1850). Ставило целью пропаганду симф. музыки. Среди учредителей об-ва - Мих. Ю. и Матв. Ю. Виельгорские, Ан. А. Герке. Устраивало ежегодные симф. и камерные концерты. См. Концертное общество.

Симфония

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синайский В. С.

Василий Серафимович (р. 20 IV 1947, пос. Абезь Коми АССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. Латв. ССР (1981). В 1970 окончил Ленингр. консерваторию у И. А. Мусина, в 1975 - там же аспирантуру. В 1971-73 2-й дирижёр симф. оркестра в Новосибирске. 1-я пр. на Междунар. конкурсе дирижёров "Фонд имени Караяна" (Зап. Берлин, 1973). С 1975 худ. рук. и гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Латв. ССР. С. - вдумчивый интерпретатор, под его рук. оркестр добился значит. творч. успехов. Гастролирует за рубежом. Ведёт педагогич. деятельность.

Синатра Ф.

Синатра Ф. (Sinatra) (наст. имя и фам. - Фрэнсис Алберт) Фрэнк (р. 12 XII 1Э15, Хобокен, штат Нью-Джерси) - амер. эстр. певец и киноактёр. Учился пению самостоятельно. Организовал в 1936 вок. ансамбль "Хобокенская четвёрка". С 1939 солист джазового оркестра X. Джеймса, затем оркестра под упр. Т. Дорси, оказавшего влияние на исполнит. манеру C. Один из выдающихся артистов эстрады США, ведущий исполнитель поп-музыки, С. оказал влияние на мн. совр. амер. эстр. певцов. Его выступления в 1940 - 70-е гг. с крупнейшими амер. джазовыми оркестрами (под упр. Н. Ридла, Б. Мейея, Дюка Эллингтона, У. К. Бейзи, Д. Косты и др.) пользовались неизменным успехом; они записаны на многочисл. пластинки (более 100; удостоен награды "Золотой диск"). В репертуаре С. - сентиментальные баллады 20-30-х гг. (Дж. Мерсер, У. Доналдсон и др.), песни из мьюзиклов и др. спектаклей бродвейских театров (Дж. Гершвин, К. Портер, Р. Роджерс и др.), композиторов, популярных в 40-50-е гг. (Дж. Ван Хьюзен, Дж. Стайн и др.) и 60-70-е гг. (Б. Бакрак, Р. Мак-Кэн и др.). Его исполнит. стиль отличается разнообразием - от интимной манеры "крунинг" до "свинга" (см. Соединённых Штатов Америки музыка). С 1943 снимается в кино (играл более чем в 40 фильмах, в т.ч. музыкальных). Занимался муз. бизнесом (собств. граммофонная компания, ночные клубы с муз. программами и пр.).

Дочь С. - Hэнси С. (р. 8 VI 1940) - эстр. певица.

Литература: Kahn E.J, the voice: the story of an American phenomenon, N. Y.-L., 1947, Reisner R. G., The Jazztitans, Garden City (N. Y.), 1960, Barnes К., Sinatra and the great song stylists, L. - Shepperton (Middlesex), 1972.

Дж. K. Михайлов.

Синдинг К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синисало Г-P. Н.

Гельмер-Райнер Нестерович (р. 14 VI 1920, Златоуст) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1978). В 1939 окончил Петрозаводское муз. уч-ще по классу флейты у Н. А. Солнышкова. В 1952-55 занимался в Моск. и Ленингр. консерваториях у Н. И. Пейко и В. В. Волошинова (композиция). В 1935-56 играл в симф. оркестре Карел. радио. С 1956 пред. CK Карел. АССР. В творчестве С. опирается на карел. нар. музыку, нац. эпос "Калевала". Автор первого карел. балета "Сампо" (1959), созданного по мотивам "Калевалы", первой в Карелии симфонии "Богатыри леса" и др. сочинений для оркестра. Гос. пр. Карел. АССР (1974).

Сочинения: балеты - Похищение Кюллики (1944), Сампо (1959, Муз. т-р Карел. АССР, Петрозаводск), Я помню чудное мгновенье (1962, Тат. т-р оперы и балета, Казань), Сильнее любви (1966, Муз. т-р Карел. АССР), Вождь краснокожих (совм. с А. И. Голландом, 1970), Кижская легенда (1973, там же); оперетта Возраст женщины (совм. с Голландом, 1967, Муз. т-р Карел. АССР); кантаты - В защиту мира (1953), Под знаменем партии (1957); для орк.- симфония Богатыри леса (1949), сюита (1952), Детская сюита (1955), Фантазия на фин. темы (1948), Вариации на фин. нар. песню (1954); для инструментов с орк. - концерт для флейты (1940), концерт для фп. (1958), скерцо на фин. темы для скр. (1948); для орк. кантеле - сюита Карел. картинки (1945; перелож. для симф. орк., 1949), увертюра (1948); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1942), Карел. сюита для струн. квартета (1946); для фп. - соната(1945), 24 прелюдии (1943), 10 пьес (1949); для голоса с фп. - романсы и песни на сл. А. А. Прокофьева, А. А. Коваленкова, Я. В. Ругоева, А. И. Титова, Б. А. Шмидта и др.; обр. фин., карел., вепсских и поморских нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ров; музыка к кинофильмам и радиопостановкам.

Литература: Лапчинский Г., Путь композитора. Очерк о творчестве народного артиста РСФСР Г. Н. Синисало, Петрозаводск, 1960; его же, Творческая деятельность Г. Н. Синисало, в кн.: Музыкальная культура Карелии, Л., 1968; его же, Г. Н. Синисало, в его кн.; Музыка Советской Карелии, Петрозаводск, 1970; Смирнов И. В., Гельмер Синисало, в его кн.: Танцует Карелия, Петрозаводск, 1977.

Г. И. Лапчинский.

Синицына Е. А.

Елена Андреевна (р. 17(30) IV 1906, Одесса) - сов. арфистка и педагог. Засл. арт. РСФСР (1956). В 1923 окончила Одесскую консерваторию у В. К. Аттала, с этого же года артистка симф. оркестров Харькова, Баку, Новосибирска, Одессы. В 1927-72 солистка оркестра Ленингр. филармонии, играла в оркестре под упр. Е. А. Мравинского, О. Фрида, Г. Абендрота, О. Клемперера, Э. Ансерме, В. Ферреро. Принимала участие в 1-м исполнении в Ленинграде квинтета Д. С. Бортнянского (1937), концерта для арфы с оркестром Р. М. Глиэра (1939), в исполнении концерта для флейты и арфы с оркестром В. А. Моцарта, "Интродукции и Allegro" M. Равеля в переложении для арфы с оркестром нар. инструментов, сонаты для флейты, альта и арфы К. Дебюсси и др. Неоднократно выступала в Ленингр. т-ре оперы и балета. С 1927 преподаватель Ленингр. консерватории (с 1969 профессор). Среди учеников С. - H. H. Толстая. С. принадлежит множество транскрипций для арфы произв. эпохи барокко, обработок классич. пьес для арфы. Составитель ряда выпусков издания "Оркестровые трудности для арфы" (включают отрывки из соч. рус. композиторов).

Литература: Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967, с. 153-54; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975 с. 111-12; Полтарёва В., Арфа, Киев, 1980, с. 24-25.

Синкопа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синодальное училище церковного пения

Синодальное училище церковного пения - см. Московское синодальное училище церковного пения.

Синодальный хор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Синопсия

Синопсия - см. Цветной слух.

Синявская Т. И.

Тамара Ильинична (р. 6 VII 1943, Москва) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. РСФСР (1976). В 1964 окончила Муз. уч-ще при Моск. консерватории по классу пения у О. П. Померанцевой, в 1970 - ГИТИС по классу пения у Д. Б. Белявской. С 1964 солистка Большого т-ра. В 1973-1974 стажировалась в т-ре "Ла Скала" (Милан). Партии: Ваня, Ратмир, Марина Мнишек; Ольга ("Евгений Онегин"), Любаша ("Царская невеста"), Любава, Кончаковна; Княгиня, Лаура ("Русалка", "Каменный гость" Даргомыжского), Комиссар ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Бланш, Фрося ("Игрок", "Семен Котко" Прокофьева), Женя Комелькова ("Зори здесь тихие" Молчанова), Кармен. На сцене Моск. камерного муз. т-ра исполнила партию Варвары Васильевны ("Не только любовь" Щедрина). Выступает с концертами. "Гран при" Междунар. конкурса вокалистов в Вервье (Бельгия, 1969), 1-я пр. Междунар. конкурса певцов в Софии (1968) и 4-го Междунар. конкурса им. Чайковского (1970).

Сипарис Р. И.

Римантас Иозо (р. 12 XI 1927, Каунас) - сов. певец (бас). Нар. арт. Литов. ССР (1964). В 1948 окончил Вильнюсскую консерваторию. С 1948 солист, с 1977 гл. режиссёр Литов. т-ра оперы и балета. Обладает голосом широкого диапазона; его исполнение отличается яркостью образных характеристик, актёрским мастерством. Среди партий - Борис Годунов (Гос. пр. СССР, 1951), Мельник, Гремин, Король Рене, Сальери, Филипп II, Мефистофель, Нилаканта; Король Треф ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). С успехом выступал в операх литов. композиторов - Бумелис ("Марите" Рачюнаса), Гофманас ("Дочь" Кловы; Гос. пр. Литов. ССР, 1960), Перкунас ("Вайва" Кловы), Тизенгаузас ("Даля" Дварионаса), Видунас ("На перепутьи" Палтанавичюса) и др. Поставил оперу "Евгений Онегин" в г. Эрфурт (ГДР, 1977). Доцент Литов. консерватории (кафедра оперной подготовки).

Сиполниекс П. П.

Петерис Петрович (р. 1 (14) VI 1913, г. Екабпилс Латв. ССР) - сов. органист и педагог. Засл. арт. Латв. ССР (1967). Чл. КПСС с 1963. Окончил Латв. консерваторию у Н. Ванадзиня (1945). Директор Муз. уч-ща им. Яз. Медыня в Риге (с 1947), зам. директора (с 1949) и директор (1958-62) спец. муз. школы им. Э. Дарзиня там же. Организовал симф. оркестр учащихся муз. школ. С 1962 солист Латв. филармонии. Пропагандирует орг. музыку сов. композиторов. Гастролирует за рубежом.

Сирвента

Сирвента (прованс. sirventes, франц. sirventois, от лат. servo - служу) - один из жанров поэзии трубадуров и труверов. Сложился в 12-13 вв. в Провансе. С. представляла собой строфич. произв., исполнявшееся обычно на мотив к.-л. известной песни. Это в ряде случаев указывалось самим автором (напр., Бертран де Борн советовал петь С. против англ. короля Генриха III на мотив "Дамы Аламанды"). С. по содержанию значительно отличались от любовных песен (канцон) трубадуров, несмотря на сходство их строфич. формы и использование в качестве моделей для С. мелодий канцон. С. - героические, политические или морализирующие произв., нередко с сатирич. оттенком, с 14 в. - преим. религиозные. Относятся к типу синте-тпч. поэтико-муз. форм. В основе их структуры лежит лит. форма, т. е. последование поэтич. строк, к-рому соответствует последование муз. фраз, повторяющихся по установленному принципу (обычно в зависимости от системы рифм). По характеру мелодики С., по-видимому, приближались к речитативу. Наиболее известные авторы С. - трубадуры Бертран де Борн, Пейре Карденаль, Гильем Фигейра. В 13-14 вв. С. получила широкое распространение в Италии, где крупнейшим поэтом, писавшим в этом жанре, был А. Пуччи. Строфич. форма итал. С. почти не имела сходства с канцоной и представляла собой ряд строф с системой рифм типа aaab bbbc и т.д.

Литература: Шишмарёв В., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911; Иванов К. A., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ, 1901, 1915; Pini С., Studi intorno al sirventese italiano, Lecco, 1893; Кolsen A., Altprovenzalisches... Sirventes, "Zeitschrift fьr romanische Philologie", 1921, Bd 41, H. 5; Stоrоst J., Ursprung und Entwicklung des altprovenzialischen Sirventes bis auf Bertran de Born, Halle, 1930; Jeanrоу A., La poйsie lyrique des troubadours, t. 2, Toulouse, 1934; Pruniиres H., Nouvelle histoire de la musique, pt 1, P., 1934 (рус. пер. - Pрюньeр A., Новая история музыки, M., 1937, с. 57); Lommatzsch E., Leben und Lieder der provenzialischen Troubadours..., Bd 1-2, В., 1957-59; Gennrich F., Der musikalische NachlaЯ der Troubadours, Bd 1-2, Darmstadt, 1958-60.

Сирийская музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сиринкс

Сиринкс (греч. surinx - дудка, свирель).

1) Др.-греч. название одноствольной флейты (флажолета высокого регистра).

2) Род многоствольной флейты Пана. Источник названия - древнегреческий миф о нимфе Сиринкс и боге Пане. С. упоминается в "Илиаде" Гомера (кн. 10, стих 13). Обычно имеет 7 трубок (реже 5 или 9), на древних скульптурах встречаются С. с 4-12 трубками. На одном из изображений Гермес передаёт С. своему сыну, богу стад Пану. Инструмент изготовлялся из дерева, слоновой кости или металла. Считается одним из предшественников гидравлоса. К. Дебюсси принадлежит пьеса для флейты соло "Сиринкс" (соч. 1912).

Литература: Wegner M., Das Musikleben der Griechen, В., 1949; Вehn F., Musikleben im Altertum und frьhen Mittelalter, Stuttg., 1954; Aign В., Die Geschichte der Musikinstrumente des дgдischen Raumes bis um 700 vor Christus, Fr./M., 1963 (Diss.).

E. В. Герцман.

Сирл Х.

Сирл Х. (Searle) Хамфри (р. 26 VIII 1915, Оксфорд) - англ. композитор и музыковед. Изучал композицию в Корол. муз. колледже в Лондоне под рук. Г. Джэкоба, Дж. Айрленда и Р. О. Морриса; совершенствовался в Венской консерватории, в 1937-38 брал уроки у А. Веберна в Вене, оказавшего на него сильное влияние. В 1938-40 и 1946-48 составлял муз.-историч. программы для муз. отдела Би-Би-Си. В 1947-49 генеральный секретарь Междунар. об-ва совр. музыки. В 1951-57 муз. консультант "Сэдлерс-Уэллс балле". Был одним из основателей Об-ва им. Ф. Листа (в 1950-1962 почётный секретарь), занимался исследованием его творчества (также оркестровал фп. сонату Листа h-moll, 1962). В 1964-65 читал курс лекций в Стан-фордском ун-те (Калифорния, США), с 1965 профессор композиции в Корол. муз. колледже в Лондоне, с 1968 - в Высшей муз. школе в Карлсруэ (ФРГ). В своих сочинениях применяет метод додекафонии, в то же время в нек-рых произв. использует нац. англ, мелодии. С. перевёл на английский язык и издал книги о додекафонии А. Шёнберга и Й. Руфера, а также биографии Шёнберга и А. Веберна. Автор ряда книг и статей.

Сочинения: оперы - Записки сумасшедшего (The diary of a madman, по H. В. Гоголю, 1958, Берлин), Фото полковника (The Photo of the colonel, 1964, Франкфурт-на-Майне), Гамлет (1968); балеты - Лунатики (Noctambules, 1956), Великий павлин (The Great peacock, 1958), Раздвоенность (Dualities, 1963, Висбаден); для орк.- 6 симфоний (1953, 1958, 1960, 1962, 1964; Лабиринт - The labirinth, 1971), симфониетта (1969), сюиты (1942, 1944); 2 ноктюрна для камерного орк. (1943, 1946), Поэма для 22 струнных (1950), скерцо (1964), вариации Зодиак (Zodiac variations, 1973); для инструмента с орк. - 2 концерта для фп. (1944, 1955), Дивертисмент для флейты и струн. орк. (1955), Утренняя серенада (Aubade, для валторны и струнных, 1955); камерно-инстр. ансамбли - квартет для скр., альта, кларнета и фагота (1948), квинтет для фагота и струнных (1945), пьесы для струнных и духовых, для духовых и ударных и др., пьеса Уберите флейты (Put away the flutes, для голоса и 6 инструментов, посв. памяти А. Веберна, 1947); соч. для чтецов с хором и орк.; для фп. - соната (1951), сюиты, пьесы; песни; музыка для драм. т-ра, радио, телевидения.

Литературные сочинения: The music of Liszt, L., 1954, N. Y., 1966; Twentieth century counterpoint, L., 1954; Ballet music. An introduction, L., 1958, N. Y., 1973; Twentieth century composers, v. 3, Britain, Scandinavia and the Netherlands, L., 1972 (совм. с R. Layton).

Литература: Schafer M., British composers in interview, L., 1963.

И. А. Слепнёв.

Систр

Систр (лат. sistrum, греч. seistron) - античное назв. др.-егип. храмовой погремушки. Состоял из металлич. рамки с рукояткой, сквозь к-рую проходили 3-4 стержня с загнутыми концами, позвякивавшие при встряхивании. Первоначально С. выделывался из дерева и имел закреплённые стержни. В Римской империи применялся в мистериях Изиды и был атрибутом этой богини. Иногда использовался в симфоническом оркестре (напр., в опере "Севильский цирюльник").

Ситар

Ситар - индийский струн. щипковый инструмент. Относится к семейству лютневых. Корпус - из пустотелой тыквы (резонатор), покрыт плоской пластиной, к к-рой прикрепляется подставка для струн (у нек-рых разновидностей имеется ещё 1-3 резонатора, размещённых на равном расстоянии друг от друга над грифом). Гриф - широкий и длинный, из тикового дерева, с подвижными металлич. дугообразными ладами (19-23), к-рые крепятся к нему воском, а также привязываются шёлковой нитью или жильной струной (такая система ладов даёт возможность при их относительной устойчивости во время исполнения перестраивать инструмент соответственно звукоряду данной раги). С. имеет 7 основных и 13 резонирующих стальных (или бронзовых) струн, расположенных под этими семью и придающих звучанию специфический, характерный для каждого лада оттенок. Играют на С. сидя, скрестив ноги так, чтобы корпус инструмента покоился на левой ноге, локоть правой руки поддерживал инструмент, а гриф был приподнят над полом под углом около 45°. С. - плекторный инструмент; плектр (мизраб) из проволоки надевают на указательный палец левой руки, указательным и средним пальцами правой прижимают струны. С. появился в 13-14 вв. в период исламских династий в Сев. Индии. Первым мастером игры на С. был придв. музыкант и поэт Амир Хусроу, сочетавший традиции инд. раги и арабо-перс. макама. Среди исполнителей на С. - Гулам Мухаммад Хан, Баркат Али, Устад Юсуф Али Хан, Аллауддин Хан, а также совр. виртуоз Рави Шанкар, к-рый, сводя инд. нотацию к европ. эквиваленту, даёт след. строй осн. струн С. - fis, eis, Gis, Cis, gis, eis1, eis2. С. используется для исполнения классич. музыки сев.-инд. традиции; входит в классич. ансамбль как солирующий инструмент вместе с аккомпанирующими ему танпурой и таблой (или пакхаваджем). Различают С. большие, средние и малые (для женщин). Предположительно происходит от подобных инструментов народов Центр. и Зап. Азии, что подтверждается сходством в названиях - сайтар (в Центр. Азии), сетар (узб., иранский). Однако как по конструкции, так и по звучанию С. отличается от тадж. и узб. сетара (сетора) - одной из разновидностей танбура.

Литература: Rosenthal E., The story of Indian music and its instruments, L., 1929; Goswami О., The story of Indian music, Bombay, 1957, p. 175, 271, 300; Shankar R., My music, my life, N. Y., 1968, p. 36, 100,102, 103; Кrishnaswami S., Musical instruments of India, New Delhi, 1971, p. 29; Deva B. Сh., Musical instruments of India, Calcutta, 1978, p. 36-37, 136, 163.

E. M. Гороховик, Ю. Шейнин.

Ситковецкий Ю. Г.

Юлиан Григорьевич (7 XI 1925, Киев - 23 II 1958, Москва) - сов. скрипач. С детских лет учился игре на скрипке в Киевской консерватории у Д. С. Бертье, затем в Центр. муз. школе при Моск. консерватории у А. И. Ямпольского, в 1950 окончил Моск. консерваторию у него же. С 1946 солист Моск. филармонии. Лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей (Москва, 1945, 3-я пр.), Междунар. конкурсов им. Генрика Венявского (Познань, 1952, 2-я пр.) и им. бельгийской королевы Елизаветы (1955, 2-я пр.). Гастролировал за рубежом.

Сихра А.

Сихра А. (Sychra) Антонин (9 VI 1918, Босковице - 21 XI 1969, Прага) - чеш. музыковед, муз. и муз.-театр. критик. Чл. Академии наук ЧССР. Изучал музыковедение под рук. В. Гельферта и Я. Рацека, эстетику под рук. Я. Мукаржовского на филос. ф-те ун-та в Брно (1937-39). В годы оккупации (1939-1945) принимал участие в Движении Сопротивления. В 1945-46 продолжал изучать музыковедение в Карловом ун-те в Праге, по окончании к-рого там же до конца жизни читал лекции по муз. педагогике, истории музыки и муз. эстетике на педагогич. отделении. Писал очерки и статьи для муз. журналов "Rytmus" и "Hudebnн rozhledy". С 1952 профессор Академии иск-в (с 1959 руководитель кафедры эстетики). С 1961 чл. правления Междунар. об-ва музыковедения. Один из крупнейших чеш. музыковедов, С. в своих трудах, посвящённых гл. обр. исследованиям нар. музыки, проблемам реализма в музыке, эстетич. взглядам чеш. композиторов-классиков, использовал методы точных наук (теории информации, статистики, акустики, кибернетики).

Сочинения: Hudba a slovo v lidovй pнsni, Praha, 1948; О hudbu zнtrka, Praha, 1952; Realismus n hudbe, Praha, 1954; Estetika Zdenka Ncjedlйho, Praha, 1956; Estetika Dvorбkovy symfonickй tvorby, Praha, 1959; Hudba a slovo z experimentбlnнho hlediska (совм. с К. Sedlбcek), Praha, 1962 (русский перевод: Музыковедение и новые методы научного анализа, в кн.: Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран..., М., 1965).

Литература: Jirбnek J., A. Sychra, "Hudebnн veda", 1970, No 7; Juzl M., Antonнn Sychra, "Slovenskб hudba", 1970, r. 14, No 1; Knepler G., In memoriam A. Sychra, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1970, Jahrg. 12, No 2.

А. Г. Юсфин.

Сихра А. О.

Андрей Осипович (1773, Вильнюс - 3 (15) XII 1850, Петербург) - рус. гитарист, композитор и педагог. По национальности чех. Муз. образование получил в Вильнюсе, где начал концертировать как исполнитель на арфе, одновременно овладел игрой на гитаре. С 1801 жил в Москве, давал уроки игры на гитаре и выступал в концертах, в 1802 издавал нотный журнал для гитары под назв. "Journal pour la guittare а sept cordes pour l'annйe 1802 par A. Sychra". В 1813 переехал в Петербург, здесь опубликовал сб. "Собрание разного рода пьес, в коем помещены большею частию русские песни с вариациями и танцы", с 1826 выпускал "Петербургский журнал для гитары, издаваемый Сихрою, содержащий разного рода сочинения, приятные для слуха и лёгкие для игры" (выходил до 1829). Разл. журналы для гитары С. издавал до 1838, активно способствуя популярности 7-струн. гитары (сохранилось ок. 150 номеров изданных им журналов). С. усовершенствовал 7-струн. гитару, утвердил её совр. строй (G-dur). Блестящий исполнитель, С. выступал с концертами в Вильнюсе, Петербурге, часто в ансамбле со своими учениками.

Плодотворной была педагогич. деятельность С. (продолжалась ок. 50 лет). Воспитал плеяду гитаристов-виртуозов, среди них - С. Н. Аксёнов, П. Ф. Белошеин, В. И. Морков, В. И. Свинцов, В. С. Саренко, Ф. Циммерман.

Автор трудов "Теоретическая и практическая школа для семиструнной гитары" (изд. в 50-е гг. М. А. Стаховичем) и "Практические правила, состоящие в четырёх экзерсициях" (поcв. С. Н. Аксёнову).

Творч. наследие С. необычайно велико. Это преим. переложения для гитары произв. В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Буальдьё, К. М. Вебера, В. А. Моцарта, а также рус. композиторов нач. 19 в. Известны его переложения для дуэта гитар опер М. И. Глинки "Иван Сусанин" и "Руслан и Людмила". Ему принадлежит множество вариаций на рус. нар. песни (наиболее популярные - "Среди долины ровныя" и "Выйду ль я на реченьку" - сохранились и ныне в педагогич. репертуаре гитаристов), ряд оригинальных сочинений для гитары соло и дуэта гитар, а также для гитары и скрипки.

Брат С. - Людвиг Осипович С. (гг. рожд. и смерти неизв.) - гитарист, композитор. Упоминается в числе гитаристов-виртуозов России в 20-е гг. 19 в. Автор сонаты для гитары (опубликована В. А. Русановым в журн. "Гитарист", 1905, No 6-7).

Литература: Гесс де Кальве Г., Теория музыки, или Рассуждение о сём искусстве..... ч. 2, Хар., 1818, с. 20; Стахович M. A., История семиструнной гитары, СПБ, 1864; Фаминцын А. С., Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа..., СПБ, 1891; Русанов В. A., Гитара и гитаристы, вып. 2 - Гитара в России. (А. О. Сихра), М., 1901; Иванов М., Русская семиструнная гитара, М.-Л., 1948; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961, гл. 4; его же, Гитара, М., 1972; Powrozniak J., Gitara od А до Z., (Kr.), 1966.

А. С. Пронина.

Сицилиана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сицки Л.

Сицки Л. (Sitsky) Ларри (р. 10 IX 1934, Тяньцзинь, Китай) - австрал. композитор и пианист. В 1958 окончил Гос. консерваторию Нового Юж. Уэльса в Сиднее, в 1959-61 занимался в Сан-Францисской консерватории по классу фп. у Э. Петри. Композицию изучал самостоятельно. Преподавал игру на фп. в Квинслендской гос. консерватории (1961-65), читал также лекции по совр. музыке в ун-те Квинсленда, профессор по классу фп. Высшей муз. школы в Канберре (с 1966). Гастролировал за рубежом (посетил СССР в 1978). Автор ряда статей.

Сочинения: оперы - Падение дома Эшеров (Fall of the house of Usher, по одноим. новелле Э. По, 1965, Хобарт (Тасмания)), Ленц (1972); телевизионный балет Тёмное убежище (The dark refuge, 1964); соч. для орк., в т.ч. симфония для 10 инструментов (1964), Памяти Стравинского (Homage to Stravinsky, 1968); концерты с opк. - для 2 фп. (1967), для скр. (1970), для квинтета духовых (1970), для квартета духовых (1971); камерно-инстр. ансамбли; соч. для фп.; хоры; песни.

Сичинский Д. В.

Денис Владимирович (2 X 1865, с. Клювинцы, ныне Гусятинского р-на Тернопольской обл. - 26 V 1909, г. Станислав, ныне Ивано-Франковск) - укр. композитор и муз. деятель. Муз. образование получил в Тернополе, где обучался муз. теории и игре на фп. у В. Вшелячинского (1886-87). В 1889-92 учился во Львовской консерватории у Вшелячинского и К. Микули (ученика Ф. Шопена). В 1891 участвовал в создании певч. об-ва "Боян" во Львове, в 1893 организовал об-во "Боян" в Коломые, в 1895-96 дирижёр такого об-ва в Перемышле, в 1899-1907 - в Станиславе. В те же годы основал хоры во мн. сёлах Зап. Украины. Выступал как педагог, муз. критик, фольклорист. При его участии в 1902 в Станиславе созданы муз. школа и муз. изд-во, в к-ром печатались сочинения укр. композиторов. Произв. С. присуща яркая, выразительная мелодика, в к-рой претворены интонации укр. нар. песни. Центр. место в творчестве занимают хоры и романсы (многие написаны на cл. Т. Г. Шевченко и И. Франко). Автор оперы "Роксоляна", сыгравшей заметную роль в становлении укр. муз. т-ра.

Сочинения: опера - Роксоляна (1908, пост. 1912, Киев); кантаты - Днiпро реве (Бушует Днепр, сл. Б. Гринченко, 1892), Лiчу в неволi (Считаю дни в неволе, cл. Шевченко, 1902); хoры а cappella - Один у другого питаем (Один другого вопрошает, сл. Шевченко, 1888), Даремне пicнe (Напрасно песнь..., 1901), Пiсне моя (Песнь моя, 1902), Непереглядною юрбою (Необозримою толпою, 1903) (все на cл. Франко); романсы - Не спiвайте менi ceп пicнi (Не пойте мне эту песнь, сл. Л. Украинки, 1901), Як почуеш в H04i (Когда услышишь ночью, ел. Франко, 1901), Дума о Нечае (слова народные, 1901), I золотоп i дорогоп (И золотую и родную, сл. Шевченко, 1903), У мене був коханий край (Был у меня родимый край, сл. Г. Гейне, 1903), фп. миниатюры, обр. нар. песен, музыка к драм. спектаклям.

Литература: Денис Сiчинський. Автобiографiя, "Iлюстрований музичний календар", Львiв, 1905; Гадзiнський В., Бодлер украпнськоп музики, "Музика", 1924, No 4/6; Павлишин С., Д. В. Сiчинський, Кипв, 1956; её же, Опера "Роксоляна", в сб.: Питання icтopiп i теорiп украпнськоп музики, вып. 1, Львiв, 1957; её же, Хорова творчiсть Д. Сiчинського, там же, вып. 2, Львiв, 1960; Д. Ciчинський. Матерiали до бio-бiблiографiп дiячiв укр. культури, Львiв, 1966.

С. С. Павлишин.

Сказители

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скалкотас Н.

Скалкотас Н. (Skalkottas) Николаос (21 III 1904, Халкис, Эвбея - 20 IX 1949, Афины) - греч. композитор и скрипач. В 1920 окончил Афинскую консерваторию. В 1921 занимался в Высшей муз. школе в Берлине у В. Хесса (скрипка), в 1925-27 - у Ф. Ярнаха (композиция). В 1927-31 совершенствовался под рук. А. Шёнберга, к-рый оказал решающее воздействие на формирование его муз. стиля. С 1933 жил в Афинах. С. - один из основателей новой греч. муз. школы. В своих произв. последовательно применял додекафонный метод.

Сочинения: опера Майские чары (по нар. легенде, 1949); балеты - Девушка и Смерть (1939), Море (1948); для орк. - увертюра Возвращение Одиссея (1945), симфониетта (1948), 36 греческих танцев (1936), Маленькая сюита для струн. орк. (1948) и др.; концерты с орк. - 3 для фп. (1931-1948), для скр. (1938), для 2 фп. (1935), для 2 скр. (1939), для скр. и альта (1942), для влч. (1938) и др.; симфония для дух. орк. (1947); камерно-инстр. ансамбли; пьесы для фп., для скр.; песни.

Скалторп П. Д.

Скалторп П. Д. (Sculthorpe) Питер Джошуа (р. 29 IV 1929, Лонсестон, Тасмания) - австрал. композитор. Изучал музыковедение в Мельбурнском ун-те (1947-1950), композицию - у Э. Рабры и Э. Веллеса (1958-1960) в Уодемском колледже в Оксфорде (Великобритания). С 1961 работает гл. обр. в Австралии. С 1963 преподаёт композицию в Сиднейском ун-те. В 1966 совершенствовался по композиции в Йельском ун-те (США). Изучал нац. австрал. муз. культуру (в сочинениях нач. 60-х гг. использовал элементы традиц. музыки австрал. аборигенов). На сочинения С. 60-х гг. оказала влияние польская композиторская школа этого времени. Знакомство с работами амер. музыковеда К. Макфи ("Музыка Бали" и др.) пробудило интерес С. к индонез. муз. культуре. На традиц. индонез. музыке основаны сочинения С. разл. жанров - "Табу Табуан" ("Tabuh Tabuhan") для квинтета деревянных дух. и удар, инструментов (1968) и "Из Табу Табуан" ("From Tabuh Tabuhan") для струнных и ударных (1969), Музыка для струнного квартета (1969), Кетжак (Ketjak) для муж. хора a cappella (1969). В 70-х гг. обратился к изучению традиционной япон. музыки.

Сочинения: балет - Балет солнечной музыки (Sun music ballet, Мельбурн, 1968); для орк. - 5-й континент (The fifth continent, для чтеца, орк. и записанных на плёнку нар. инструментов австрал. аборигенов, 1963), Музыка Солнца I-IV (Sun music I-IV, 1965-68), Музыка для Японии (Music for Japan, 1970), Музыка дождя (Music for rain, 1970); камерно-инстр. ансамбли - соната для альта и ударных (1960), Одиночество Банджила (The Loneliness of Bunjil) для струн. трио (1954), 7 струн. квартетов (1953-67), Ирканда I-IV (Irkanda I-IV, 1956-61) для разл. камерно-инстр. составов; нек-рые пьесы с нац. инструментами аборигенов, Теотихуакан (Teotihuacan) для струн. квартета (1966), Интермедия для медных и ударных (1968); для голоса с орк. - Любовь 200 (Love 200, для 2 солистов, "поп-группы" и орк.), Звёздный поворот (The Stars turn, 1970); Канто 1520 (Canto 1520) для хора и ударных (1966); для хора a cappella - Ночная пьеса (Night piece, 1966), Утренняя песня (Morning song, 1966), Осенняя песня (Autumn song, 1968); Морское песнопение (Sea chant) для унисона голосов и фп. (1968); для фп. - соната (1954), 3 хайку (1967) и др. пьесы; музыка к спектаклям, в т.ч. муз. фарс Скрытые цели (Ulterior motifs, Мельбурн), к радио- и телепостановкам, кинофильмам.

Литература: Соvеll R., Australia's music, themes of a new society, Meto., 1967, p. 139, 187, 200, 229, 234, 266; Mс Сrеdie A. D., Musical composition in Australia, Canberra, 1969.

Дж. К. Михайлов.

Скальды

Скальды (исл. skald - поэт, певец) - норв. и исл. поэты 9-13 вв. Творчество С. существовало только в устной традиции. С. играли большую роль в муз.-обществ. жизни ср.-век. Исландии и Норвегии. В поэзии С. два направления - панегирическое и хулительное (соч. С. посвящались не богам или легендарным героям, а слагались в честь реальных лиц). Творчество С. отражало совр. им действительность и историч. прошлое сканд. народов. Сохранившиеся фрагменты их поэтич. произв. представляют значит. историч. и художеств. интерес. В "Младшей Эдде", известном руководстве для С. исландского С. Снорри Стурлусона (нач. 13 в.), содержатся цитаты из песен С. Муз. аспект творчества С. значительно менее изучен, чем поэтический. Ведущим в их творчестве был песенный жанр; предположительно, вок.-поэтич. произв. исполнялись без инстр. сопровождения (муз. язык, инструментарий, особенности исполнит. иск-ва С. ещё не исследованы). Стихи С. отличаются замысловатостью формы и сложностью ритмики. Среди наиболее известных С. - норвежцы Браги Боддасон Тьодольв из Хвина, Торбьёрн Хорнклови, исландец Эгиль Скаллагримссон (10 в.).

Издания: Древнесеверные саги и песни скальдов в переводах русских писателей, СПБ, 1903; Den norsk-islandske skjaldedigtning, udg. ved. F. Jуnsson, 1A-2A (текст по рукоп.), 1B-2B (текст исправленный, с дат. переводом), bd 1-2, Kbh., 1908-15.

Литература: Стеблин-Каменский М. И., Происхождение поэзии скальдов, в кн.: Скандинавский сборник, вып. 3, Тал., 1958; его же, Лирика скальдов, "Учёные записки ЛГУ. Серия филологии, наук", 1961, вып. 62, No 308; его же, Культура Исландии, Л., 1967; Гуревич A., Культура скандинавов IX-XI вв., в его кн.: Походы викингов, М., 1966.

А. Д. Зюзькин.

Скарлатти А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скарлатти Д. Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скерцино

Скерцино (итал. scherzino, уменьшит. от scherzo) - маленькое скерцо. С. обычно пишутся для фп. или для к.-л. солирующего инструмента (скрипка, виолончель и др.) с сопровождением фп. Как правило, С. представляет собой самостоят. пьесу (часто в серии разл. пьес); в качестве части цикла встречается в сонатинах. Образцы фп. С. - No 3 в Венском карнавале Шумана (ор. 26), С. "Швея" Мусоргского, его же пьеса "Балет невылупившихся птенцов" из "Картинок с выставки". С. для скрипки и фп. написано Н. П. Раковым. Порой назв. "С." применяется и к небольшим пьесам, обозначенным авторами как скерцо (напр., к 2 скерцо Шуберта для фп., D 593, 1817, из к-рых первое часто исполняется в переложении для скрипки и фп.).

Предыдущая страница Следующая страница