Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "М" (часть 14, "МОТ"-"МУЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 14, "МОТ"-"МУЗ")

Мотив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мотль Ф.

Мотль Ф. (Mottl) Феликс (24 VIII 1856, Унтер-Санкт-Фейт, близ Вены - 2 VII 1911, Мюнхен) - австр. дирижёр и композитор. Окончил Венскую консерваторию, где учился по классам композиции (у Ф. Дессофа), теории (у А. Брукнера), дирижирования (у Й. Хельмесбергера), фп. (у А. Доора). Ещё студентом был дирижёром Венского вагнеровского об-ва. Принимал активное участие (как корректировщик нот и коррепетитор) в подготовке первого Вагнеровского фестиваля в Байрёйте (1876). В 1881-1903 дирижёр (с 1893 генерал-музикдиректор) придв. т-ра и филармонического хора (до 1892) в Карлсруэ. С 1903 генерал-музик-директор Мюнхенской оперы, одноврем. (с 1904) рук. (совм. с X. Бусмайером) Мюнхенской муз. академии и дирижёр концертов академии. Гастролировал во мн. странах Европы. Дирижировал операми Р. Вагнера в Байрёйте ("Тристан и Изольда", 1886), в Лондоне ("Кольцо нибелунга", т-р "Ковент-Гарден", 1898), Москве и Петербурге (1910, 1911; здесь выступал также как конц. дирижёр). Творч. интересы М. отличались разнообразием и широтой, вместе с тем основу его репертуара составляли произв. Р. Вагнера.

Автор муз. произв., в т. ч. струн. квартета, песен. М. принадлежит ряд редакций и переработок, в т. ч. оперы "Багдадский цирюльник" Корнелиуса (совм. с Г. Леви) и "Нормы" Беллини; многочисл. оркестровые обр. пьес Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, А. Э. М. Гретри, К. В. Глюка и др.

Е. Я. Рацер.

Моффо А.

Моффо А. (Moffo) Анна (р. 27 VI 1934, Уэйн, шт. Пенсильвания) - амер. певица (лирико-колоратурное сопрано). По национальности итальянка. Окончила Муз. ин-т Кёртис в Филадельфии, совершенствовалась в Риме. Дебютировала в 1955 в Сполето (партия Норины в опере "Дон Паскуале" Доницетти). Участвовала в Зальцбургском муз. фестивале (1957). Обладает голосом прозрачного серебристого тембра, блестящей вок. техникой, красивой сценич. внешностью. Среди партий - Виолетта, Лючия; Нанетта ("Фальстаф"), Мими, Чио-чио-сан. Выступала в крупнейших оперных т-рах - в Милане (1957), Чикаго (1957), Нью-Йорке (1959). Снимается в муз. фильмах. В концертах часто поёт малоизвестные произв. (романсы В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди).

Мохнацкий М.

Мохнацкий М. (Mochnacki) Маурыций (13 IX 1804, Боянец, Нестеровского р-на Львовской обл. УССР - 20 XII 1834, Осер, Франция) - польский муз. и лит. критик, пианист. С 1820-х гг. концертировал, в сер. 1820-30-х гг. ред. и сотрудник ряда журналов и газет. Эстетич. взгляды М. сформировались под влиянием нем. идеалистич. философов (гл. обр. Ф. В. Й. Шеллинга). Выступая с позиций романтизма, М. как муз. критик был поборником нац. муз. иск-ва, подчёркивал важное значение нар. музыки для нац. муз. культуры, боролся против засилья иностр. влияний. Проявление черт польского нац. характера находил и в исполнит. иск-ве (рецензии на концерты К. Липиньского, 1827-28). М. использовал разл. формы муз. критики: диалог, полемику, сравнит. анализ. Его статьи отличались острой дискуссионностью. Участник подпольных патриотич. организаций, М. был одним из рук. демократич. крыла польского восстания 1830-31. После 1831 работал в эмиграции. Выступал как пианист в Париже и Меце. Был другом Ф. Шопена. Автор произв. для фп.

Литература: Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 2, М., 1957; Jarocinski S., Maurycy Mochnacki jako krytyk muzyczny, "Studia Muzykologiczne", 1954, t. 3, s. 389-520 (в рус. пер. - в сб.: Русско-польские музыкальные связи. Статьи и материалы, под ред. И. Бэлзы, М., 1963, с. 151-81).

З. Лисса.

Моцарт В.

Моцарт В. (Mozart) Франц Ксавер Вольфганг (26 VII 1791, Вена - 29 VII 1844, Карлсбад, ныне Карлови-Вари, ЧССР) - австрийский пианист, дирижёр, педагог и композитор. Младший сын В. А. Моцарта. Музыке обучался в Вене у С. Нёйкома, А. Штрейхера, И. Н. Гуммеля (фп.), А. Сальери, Г. И. Фоглера и И. Альбрехтсбергера (композиция) и во Львове (Лемберге) у И. Г. Медерич-Галлуса (контрапункт). В 1808-19 и в 1822-38 жил в Галиции, работал учителем музыки в шляхетских поместьях, а также пианистом, хормейстером и педагогом во Львове. В 1819-22 совершал конц. поездки по Украине, Польше, Германии, Дании, Австрии, Чехии, Швейцарии. В 1826-29 рук. организованного им хора св. Цецилии и капельмейстер т-ра во Львове. Деятельность М. способствовала развитию муз. культуры города.

Моцарт В.

С 1838 жил в Вене, давал уроки музыки. Был в дружеских отношениях с Р. Шуманом, К. Липиньским, Ф. Грильпарцером и др. С 1841 М. - почётный капельмейстер зальцбургского Моцартеума. В 1842 выступил в последний раз как пианист на моцартовских торжествах в Зальцбурге. Автор 2 кантат, 2 фп. концертов, квартета, сонат для скрипки, виолончели, вок. произв.

Литература: Колбин Д., Моцартовские автографы в СССР, "СМ", 1968, No 1; его же, "Львiвський" Моцарт, "Музика", 1972, No 4; его же, Lwower Lithographie der Portrдts von Franz Xaver Mozart, в сб.: Mitteilungen der Internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg, Salzburg, 1972, Aug, Hummel W., W. A. Mozarts Sцhne, Kassel-Basel, 1956; Risаrо-witz K. M., Hummel W., Frьhe Briefe des Mozarts-Sohnes Wolfgang Amadeus (1791-1844), в сб.: Mitteilungen der Internationalen Stiftung Mozarteum in Salzburg, Salzburg, 1963, Aug.

Д. Л. Колбин.

Моцарт В. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Моцарт И. Г.

Моцарт И. Г. (Mozart) Иоганн Георг Леопольд (14 XI 1719, Аугсбург - 27 V 1787, Зальцбург) - австр. композитор, скрипач и педагог. Отец Вольфганга Амадея М. Изучал философию и право в Зальцбургском ун-те (1737-39).

Моцарт И. Г.

Учился игре на скрипке и органе. По композиции занимался в гор. муз. коллегиуме в Аугсбурге у кантора Ф. Д. Кройтера (ученика И. С. Баха), позднее у И. Г. Зайферта (ученика К. Ф. Э. Баха). Служил камердинером и музыкантом у графа Турн. С 1743 скрипач придв. капеллы архиепископа Зальцбургского, с 1757 придв. композитор, с 1763 вице-капельмейстер. Вёл педагогич. работу, был первым учителем музыки своего сына (обучал его игре на фп., органе и скрипке), сыграв громадную роль в его творч. развитии; сохранил и систематизировал соч., написанные им в детстве. Автор опер, пантомим, церк. музыки, трио-сонат, фп. сонат, скр. дуэтов, дивертисментов, инстр. концертов, симфоний (последние эклектичны по стилю, отчасти близки ранней венской школе). Написал методич. труд "Опыт основательной скрипичной школы" ("Versuch einer grьndlichen Violinschule", 1756; факсимильное изд. 1956; рус. пер. под назв. "Основательное скрипичное училище", 1804). Наряду с "Методой для поперечной флейты" И. И. Кванца (1752) и "Опытом правильного способа игры на клавире" К. Э. Ф. Баха (т. 1-2, 1753-62) является основным методич. трудом по муз. исполнительству 18 в.

Литература: Friedlaender M., Leopold Mozarts Klaviersonaten, "Die Musik", 1904-05, Jahrg. 4, H. 1; Abert H., Leopold Mozarts Notenbuch von 1762, в сб.: Gluck-Jahrbuch, Bd 3, Lpz., 1917; Schurig A., Leopold Mozart: Reise-Aufzeichnungen 1763-1771, Dresd., 1920; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923; Theiss E. L., Die Instrumentalwerke Leopold Mozarts, Giessen, 1942 (Diss.)

И. M. Ямпольский.

Моцартеум

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мошелес И.

Мошелес И. (Moscheies) Игнац (23 V 1794, Прага - 10 III 1870, Лейпциг) - нем. пианист, дирижёр, композитор, педагог. Занимался в Пражской консерватории у Д. Вебера, с 1808 - в Вене у И. Г. Альбрехтсбергера и А. Сальери (композиция). В 14 лет дал первый публич. концерт как пианист с программой из собств. произв. С 1816 гастролировал по городам Германии, с 1820 - других европ. стран. С 1821 жил в Лондоне; в 1821-46 профессор корол. Академии музыки; в 1832-41 дирижёр и один из директоров королевского Филармонического общества; с 1836 проводил циклы историч. концертов клавирной музыки. В 1846-1870 профессор Лейпцигской консерватории; был одним из авторитетнейших педагогов после смерти Ф. Мендельсона.

Мошелес И.

М. - один из крупнейших пианистов 1-й пол. 19 в., развивавший традиции В. А. Моцарта и И. Н. Гуммеля. Его игра отличалась совершенным технич. мастерством, законченностью, ясностью фразировки, красотой звучания. Был выдающимся мастером фп. импровизации. Среди соч. М. наибольшее признание получили 8 концертов для фп. с оркестром (в т.ч. No 3, 1820; No 7, "Патетический", 1836; No 8, "Пасторальный", 1838), а также камерные ансамбли. Произв. М. отмечены виртуозным блеском, разнообразием колористич. приёмов и вместе с тем налётом салонной элегантности. Популярны методич. соч. М. (многочисл. этюды, учебник "Mйthode des mйthodes de piano", совм. о P. Фетисом, 1837). Перевёл на англ. яз. с многочисл. добавлениями биографию Л. Бетховена, написанную А. Шиндлером ("The Life of Beethoven", v.1-2, L., 1841). M. прославился как интерпретатор и пропагандист творчества Л. Бетховена (по поручению Бетховена сделал клавир оперы "Фиделио", 1814).

Литература: Геника Р., Из летописей фортепиано. Муз. исторические очерки. И. Мошелес, "РМГ", 1905, No 13-19/20; Mosсhеlеs Сh., Aus Moscheies' Leben, Bd 1-2, Lpz., 1872-73; Moscheies F. (Hrsg.), Briefe von F. Mendelssohn-Bartoldy an Ignaz und Charlotte Moscheies, Lpz., 1888.

M. M. Яковлев.

Мошков Б. П.

Борис Прокопьевич (9 (22) I 1903, Горький - 3 IV 1968, Москва) - сов. композитор. В 1928 окончил композиторское отделение Муз. техникума им. Гнесиных, в 1930 - Моск. консерваторию по классу композиции. Работал дирижёром и зав. муз. частью в разл. т-рах, Госцирке. В 1934-35 гл. дирижёр оркестра Дальневосточного радиокомитета (Хабаровск), в 1937-40 дирижёр Гос. духового оркестра СССР.

Сочинения: балеты - Бэла (по М. Ю. Лермонтову, 1955, Пермь), Грушенька (по Н. С. Лескову, 1957, Пермь), Сердце Марики (1959, Свердловск); произв. для дух. и эстр. оркестров, песни, музыка для цирка.

Мошковский М.

Мошковский М. (Moszkowski) Маурыцы (Мориц) (23 VIII 1854, Вроцлав - 4 III 1925, Париж) - польский пианист, педагог, композитор. Чл. Берлинской академии иск-в (с 1899). Сын учителя музыки. Учился в Дрездене, затем занимался по классу фп. у Т. Куллака в консерваториях Штерна и Куллака в Берлине; в последней (после ее окончания) преподавал фп. игру. Среди учеников - И. (Ю.) Гофман. Дебютировал в 1873 в Берлине. Гастролировал в Париже, Варшаве, Лондоне, выступал и как дирижер. С 1897 жил в Париже. Пианист салонного виртуозного направления (характерного для 2-й пол. 19 в.), М. и как Композитор был известен гл. обр. виртуозными, внешне эффектными салонными конц. пьесами, среди к-рых наиболее популярны стилизованные в нац. духе "Испанские танцы" ("Tance hiszpanskie", 2 тетради; написаны для фп. дуэта, затем обработаны для фп. соло и для оркестра) В педагогической практике сохранили значение инструктивные соч. - "15 виртуозных этюдов" ор. 72.

Сочинения: опера - Боабдиль, последний король мавров (Boabdil, der letzte Maurenkцnig, 1892, Берлин), балет-Лаурин (1896), для орк. - симф. поэма Жанна д'Арк, 4 сюиты, Фантастическое шествие (Phantastischer Zug), Co всего божьего света (Aus aller Herren Lander), Дон Жуан и Фауст (6 пьес), прелюдия и фуга, концерты с орк. - для фп. (1898), скр.; камерно-инстр. ансамбли - концерт-штюки: 2 для скр. и.фп., для влч. и фп.; для фп. - 3 конц. этюда, конц. вальс, миниатюры, циклы пьес для фп. дуэта.

Литература: Ruch Kalendarz encyklopedyczny, Warsz., 1888, s. 74, Barbag S, Polska piesn artystyczna Muzyka polska Monogratia zbiorowa, Warsz, 1927, s. 99.

И. E. Темченко.

Мошоньи М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мравина Е. К.

Мравина Е. К. (наст. фам. - Мравинская) Евгения Константиновна (4 (16) II 1864, Петербург - 12 (25) X 1914, Ялта) - рус. певица (сопрано). Брала уроки пения у И. П. Прянишникова в Петербурге (1883-86), у Д. Aртo в Берлине и А. Бакса в Париже. В 1885 дебютировала в партии Джильды на сцене итал. оперного т-ра (г. Витторио-Венето). В 1886-1900 солистка Мариинского т-ра. Одна из крупнейших представительниц русской вокальной школы, М. обладала кристально-прозрачным голосом, виртуозной колоратурной техникой; тщательно отделывая роли, она добивалась правдивости, тонкости и изящества сценич. воплощения. Лучшие партии: Снегурочка, Людмила, Антонида, Джильда, Виолетта, Розина. Партии Маргариты и Миньон М. проходила с Ш. Гуно и А. Тома в Париже. Была первой исполнительницей партии Оксаны ("Ночь перед Рождеством" Римского-Корсакова, 1895), Форнарины ("Рафаэль" Аренского, 1895), Агнессы ("Сарацин" Кюи, 1899). В сезоне 1891-92 с большим успехом гастролировала в Великобритании, Франции, Бельгии, Германии. В 1900 оставила оперную сцену. Вела конц. деятельность; в её репертуаре - виртуозные арии из опер зап.-европ. композиторов, арии и романсы рус. авторов.

Литература: Иваск У. Г., Е. К. Мравина. (Некролог), "Рампа и жизнь", 1914, No 42; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера, Л.-М., 1940; Алексеева Е., Е. Мравина, "СМ", 1964, No 4; Григорьева А. П., Е. К. Мравина, М., 1970.

В. И. Зарубин.

Мравинский Е. А.

Евгений Александрович (р. 22 V (4 VI) 1903, Петербург) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистич. Труда (1973). Учился на естеств. ф-те Петрогр. ун-та, работал артистом миманса в бывшем Мариинском т-ре (ныне Ленингр. т-р оперы и балета). С 1921 пианист в Хореографич. уч-ще. В 1923 занимался в уч. классах Академич. капеллы, с 1924 - в Ленингр. консерватории, к-рую окончил в 1931 по классу дирижирования А. В. Гаука; дирижированием занимался также под рук. Н. А. Малько; курс гармонии и инструментовки прошёл у M. M. Чернова, полифонии - у X. С. Кушнарёва, композиции - у В. В. Щербачёва. Будучи студентом, заведовал муз. частью Хореографич. уч-ща. В 1932-38 дирижёр Ленингр. т-ра оперы и балета (дебют - балет "Спящая красавица"). В этом т-ре дирижировал балетами: "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Корсар", "Жизель", "Бахчисарайский фонтан" и др., оперой "Мазепа". С 1938 главный дирижёр симфонического оркестра Ленингр. филармонии.

М. является крупнейшим мастером дирижёрского искусства 20 в. В репертуаре М. произв. Л. Бетховена, Г. Берлиоза, И. Брамса, А. Брукнера, Г. Малера, А. Онеггера, Б. Бартока, И. Ф. Стравинского и др. К высшим достижениям М. принадлежит интерпретация симфоний Д. Д. Шостаковича, П. И. Чайковского и др. композиторов. В программах М. также симфонические фрагменты из балетов Чайковского и А. К. Глазунова, опер Р. Вагнера. Глубокое проникновение в авторский замысел, убедительная логика и стройность исполнительского плана, масштабность мышления, художеств. интеллект сочетаются в его трактовках с эмоциональной взволнованностью, темпераментом, филигранной отточенностью деталей. Эти качества нашли яркое воплощение в истолковании М. произв. сов. музыки, пропагандистом к-рой он является на всём протяжении творч. пути. Под упр. М. впервые прозвучали 6-я симфония Прокофьева (1947), 5-я (1937), 6-я (1939), 8-я (1943), 9-я (1945), 10-я (1953) симфонии и оратория "Песнь о лесах" (1949) Шостаковича, Симфония-поэма Хачатуряна (1947), а также мн. произв. ленингр. композиторов. Д. Д. Шостакович посвятил М. свою 8-ю симфонию. Под упр. М. - выдающегося педагога оркестра, воспитавшего у артистов иск-во ансамбля, спаянность, вкус, монолитный стиль, единство манеры оркестровой игры и, в особенности, уравновешенность звучания и высокую культуру звука, оркестр Ленингр. филармонии достиг репутации одного из лучших симф. коллективов мира.

В 1936-37 и с 1961 преподаёт в Ленингр. консерватории, с 1963 профессор. Гастролировал вместе с оркестром Ленингр. филармонии за рубежом (Финляндия, ЧССР, ГДР, ФРГ, США, Австрия, Италия и др.). 1-я пр. на Всесоюзном конкурсе дирижёров (1938). Гос. пр. СССР (1946), Ленинская пр. (1961).

Литература: Богданов-Березовский В., Советский дирижёр. Очерк деятельности Е. А. Мравинского, Л., 1956; Фомин В., Оркестром дирижирует Мравинский, Л., 1976.

Б. Э. Хайкин.

Мтиулури

Мтиулури (груз., букв. - горский) - общее наименование группы танцев народов Грузии, в к-рую входят: сванский церули, карталино-кахетинский М., абхазская и мохевская пляски, мхедрули или аджарский мхарули, хонджоури и др. Муз. размер танцев M. 6/8 и 2/4. Темп быстрый.

Мугам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мугурданцис

Мугурданцис (латыш, mugurdancis, от mugura - спина и dancis - танец) - латыш, нар. танец. Муз. размер 2/4.

Мударра А.

Мударра А. (Mudarra) Алонсо (ок. 1510-1580) - испан. композитор и виуэлист. Служил при дворе герцога Д. Уртадо де Мендоса. В его сб. пьес для виуэлы ("Trиs libros de mъsica en cifras para vihuela", 1546) широко представлены наиболее популярные танц. и песенные жанры 16 в. - романс, гальярда, павана, обр. романсов и вильянсикос для голоса в сопровождении виуэлы ("Конде Кларос", "Об осаде Антекеры", "Любезный кавалер" и др.).

Муджеллини Б.

Муджеллини Б. (Mugellini) Бруно (24 XII 1871, Потенца-Пичена - 15 I 1912, Болонья) - итал. пианист и педагог. Учился в Болонье у Г. Тофано (фп.), А. Бузи (гармония) и Дж. Мартуччи (композиция). Выступал в Италии как пианист-солист и как участник основанного им квинтета, среди чл. к-рого был также О. Респиги. С 1898 профессор, с 1911 директор Муз. лицея в Болонье. Известны его редакции клавирных произв. И. С. Баха (Франц. и Англ. сюит, 2- и 3-гол. инвенций, токкат, партит, "Хорошо темперированного клавира" и др.), В. А. Моцарта, М. Клементи (сб. этюдов "Путь к Парнасу" - "Gradus ad Parnassum"), фп. этюдов И. Крамера, К. Черни, С. Хеллера и др. М. принадлежит ряд инструктивных работ по технике фп. игры, в т.ч. "Метод технических упражнений для фортепиано" ("Metodo d'esercizi tecnici per il pianoforte", т. 1-8, 1911, 1939). Среди муз. соч. выделяются фп. сонаты, баллада; М. написаны также опера "Катулл", симф. поэма "Источники Клитумна" ("Alle fonti del Clitumno"), квинтет, соната для виолончели с фп., хоры, песни, церк. музыка.

Г. С. Скудина.

Муди А.

Муди А. (Moodie) Альма (12 IX 1900, Брисбен-7 III 1943, Франкфурт-на-Майне) - австрал. скрипачка. В 1907-10 занималась у С. Томсона в Брюссельской консерватории, в 1919 брала уроки в Берлине у К. Флеша, оказавшего решающее влияние на формирование её артистич. индивидуальности. Выступать начала с 13-летнего возраста в концертах совм. с М. Регером. Гастролировала во мн. странах (в СССР в 20-х гг.). Наряду со скрипачками Э. Морини и Ж. Неве была крупнейшей концертирующей солисткой своего времени. Её игра, отмеченная блестящим виртуозным мастерством, отличалась эмоциональным размахом, глубиной чувства. Пропагандировала скр. музыку нем. композиторов. X. Пфицнер написал для М. скр. концерт (1923). Жила в Кёльне. С 1930 во Франкфурте-на-Майне вела класс высшей скр. игры в консерватории.

И. М. Ямпольский.

Музалевский В. И.

Музалевский В. И. (наст. фам. - Бунимович) Владимир Ильич (25 III (6 IV) 1894, Симферополь - 30 IV 1964, Ленинград) - сов. музыковед и муз. критик. Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). Доктор искусствоведения (1960). В 1917 окончил Петрогр. консерваторию по классу фп. у В. Н. Дроздова. Одноврем. учился в Психоневрологич. ин-те. В 1917-20 преподавал игру на фп. в Донской филармонии (Ростов-на-Дону), в 1920-23 - в Донской консерватории (Новочеркасск); выступал как пианист-солист и аккомпаниатор. С 1923 - в Петрограде (Ленинграде). Занимался на "музыкальном разряде" Гос. ин-та истории иск-в, преподавал, выступал как лектор. В 1928-37 преподаватель общего фп. в Ленингр. консерватории, с 1937 - истории рус. и заруб. музыки (с 1940 доцент). В 1941 - 1944 нач. муз. отдела и консультант Управления по делам иск-ва Узб. ССР, зам. директора лаборатории по реконструкции узб. муз. инструментов в Ташкенте. В 1947-57 профессор и зав. кафедрой истории музыки Латв. консерватории в Риге (в 1948-51 зам. директора по науч. и уч. работе). В 1937-60 (с перерывами) ст. науч. сотрудник Ленингр. н.-и. ин-та т-ра и музыки. Автор многих статей, рецензий, опубликованных в 1917-57 в периодич. печати Ростова-на-Дону, Ленинграда, Москвы, Риги, а также в журн. "Советская музыка", работ по истории фп. иск-ва в России 18 в. и 1-й пол. 19 в. Составил (совм. с Л. А. Баренбоймом) "Хрестоматию по истории фортепианной музыки в России" (1949).

Сочинения: Эдвард Григ, Л., 1935, 1938; Старейший русский хор, Л., 1938; Балакирев, Л., 1938; Композиторы Узбекистана в дни Отечественной войны, Ташкент, 1944 (совм. с Е. Е. Романовской, на рус. и узб. яз.); Русская фортепианная музыка. Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIII - первой половины XIX столетий), Л.-М., 1949; Ленинградские композиторы в Узбекистане, Л., 1959; Формирование и развитие ленинградской музыкальной самодеятельности, Л., 1959; М. Г. Климов, Л., 1960; Русское фортепианное искусство XVIII - первой половины XIX столетий, Л., 1961; Современная тема в русском советском романсе, Л., 1964; Записки музыканта, Л., 1969, и др.

И. М. Ямпольский.

Музафаров М. А.

Мансур Ахметович (6(19) III 1902, Казань - 20 XI 1966, там же) - сов. композитор и педагог. Нар. арт. Тат. АССР (1964). Окончил этнографическое (1931, класс А. Н. Александрова) и композиторское (1939, тат. оперная студия) отделения Моск. консерватории. Преподавал с 1932 и с 1945 в Казанской консерватории.

Сочинения: оперы - Галиябану (по пьесе М. Файзи, 1940; 2-я ред. 1966, Тат. т-р оперы и балета) и Зульхабирэ (1943, 2-я ред. 1944); симфония (1944), симф. поэмы - Памяти Тукая (1952), Мулланур Вахитов (1957); 2 скр. концерта (1960, 1962), 2 струн. квартета, хор. сюиты, песни, романсы, камерные и детские пьесы и др.

Литература: Tаубе H., M. А. Музафаров, в сб.: Композиторы Советского Татарстана, Казань, 1957.

Ю. В. Виноградов.

Музеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музей А. Н. Скрябина

Открыт 17 июля 1922 в Москве в квартире композитора, где он жил с 1912. В мемориальных комнатах (кабинет, гостиная, столовая, спальня) сохранена вся прижизненная обстановка. В личной б-ке много книг с пометками композитора.

В немемориальном зале развёрнута экспозиция "Жизнь и творчество Скрябина". В фондах музея хранятся рукописи, письма Скрябина, его друзей, почитателей, музыкантов, программы концертов, газетные рецензии. Иконографич. материал представляет композитора в разных возрастах, его семью, друзей, деятелей культуры его времени. В фонотеке музея записи соч. Скрябина в авторском исполнении и в исполнении лучших интерпретаторов, в т.ч. С. Е. Фейнберга, Г. Г. Нейгауза, В. В. Софроницкого. В музее регулярно проводятся вечера звукозаписи, концерты с программами из произв. Скрябина и др. композиторов; памятные даты Скрябина отмечаются вечерами воспоминаний. В б-ке музея собрана лит-ра о Скрябине: воспоминания и науч. работы; книги по иск-ву.

С 1961 при музее организована экспериментальная студия, основанная Е. А. Мурзиным, изобретателем фотоэлектронного синтезатора звука, названного в честь А. Н. Скрябина "АНС". Студия работает над цветомузыкальным синтезом по идее Скрябина.

Литература: Музей имени А. Н. Скрябина, "Эрмитаж", 1922, No 11; Кузнецов, Музей имени А. Н. Скрябина, "Театр и музыка", 1923, No 29; А. Н. Скрябин и музей его имени в Москве, "Красная Нива", 1924, No 37; А. Н. Скрябин и его музей, под ред. Д. Г. Першина, М., 1930.

Т. Г. Шаборкина.

Музей музыкальной культуры имени М. И. Глинки

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Музика"

1) ("Музыка") - укр. муз. журнал. Издавался как орган Всеукр. муз. об-ва им. Н. Д. Леонтовича в Киеве в 1923-25 ежемесячно (33 номера), в 1927 - в Киеве и Харькове раз в два месяца; в 1926 вместо него временно выходила "Украпнська музична газета". В 1928 журн. "М." был реорганизован и издавался ежемесячно в 1928-30 в Харькове под назв. "Музика масам", в 1931 - "Музика мас". В 1933-34 и 1936-41 журн. под назв. "Радянська музика" издавался в Киеве (раз в 2 месяца) как орган оргбюро Союза сов. композиторов Украины (в 1941 - 2 номера). С нач. 1970 "М." выходит раз в 2 месяца в Киеве как журнал Мин-ва культуры УССР, CK УССР и Муз. об-ва УССР. В нём публикуются статьи по вопросам эстетики, теории и истории музыки, разборы новых произв., критика, библиография, нотография, хроника муз. жизни, новые муз. произв. Журнал иллюстрирован.

Л. С. Кауфман.

2) болг. муз. журнал. Осн. в Софии в 1948 Л. Пипковым, к-рый был первым гл. ред. "М." (до 1951). Его преемники - В. Крыстев (1951-52), Г. Димитров (1953-54), С. Стоянов-Иванов (1956-64), Д. Зенгинов (с 1964). С 1953 наз. "Българска музика"; до 1963 - орган Союза болг. композиторов и Мин-ва просвещения и культуры, затем - только Союза болг. композиторов. Выходит 10 номеров в год. Публикует теоретич. статьи, гл. обр. о муз. культуре Болгарии (в т.ч. исследования в области муз. фольклористики), заметки по муз. педагогике, а также по муз. иск-ву др. стран, рецензии, критич. заметки о новых произв. болг. композиторов и музыковедов, информацию о муз. жизни.

А. Абаджиев.

Музическу Г.

Музическу Г. (Musicescu) Гавриил (наст. имя и фам. - Музыченко Гавриил Вакулович) (20 III (1 IV) 1847, Измаил, быв. Бессарабия, ныне УССР - 8 (21) XII 1903, Яссы) - рум. и молд. композитор, хор. дирижёр и муз.-обществ, деятель. По национальности украинец. В 1864 окончил Хушскую духовную семинарию, в 1866 - Ясскую консерваторию по классам П. Мезетти (теория), Г. Вагнера (скрипка), Дж. Т. Бурады (дирижёрско-хоровой). Одноврем. (1864-66) пел в хорах Нац. т-ра и Ясской митрополии. Совершенствовался в Придв. певч. капелле и Петерб. консерватории (1871-72). В 1872-1903 профессор Ясской консерватории (с 1901 директор). М. сыграл большую роль в развитии проф. хор. культуры в Бессарабии и Румынии. В 1876-1903 руководил хором Ясской митрополии, к-рый стал крупным исполнит. коллективом, способствовавшим пропаганде певч. культуры и выдвижению ряда выдающихся вокалистов (с этим хором М. выступал в Румынии и за рубежом). М. ввёл в церк. хор женские голоса, включил в программы концертов светские произв., а также рум. и молд. нар. песни в собств. обработке. Перевёл на совр. нотацию и гармонизовал старинные рум. и молд. церк. песнопения. Работая в Яссах, М. поддерживал связь с H. P. Финдейзеном, В. И. Ребиковым и др. рус. музыкантами.

Автор хор. церк. произв., романсов, песен; осуществил фп. переложения нар. мелодий, хор. обработки рум. и молд. нар. песен, ему принадлежат мн. статьи, инструктивно- педагогич. соч. и др.

Литература: Аксенова Л., Гавриил Муаическу, Киш., 1960 (на молд. яз.); Вrеаzul G., Gavriil Musicesou, Вuс, 1962; Vancea Z., Creatia musicala romвneasca, sec. XIX-XX, v. 1, Вuс, 1968, p. 121-27.

Б. Я. Котляров.

Музическу Ф.

Музическу Ф. (Musicescu) Флорика (21 V (2 VI) 1887, Яссы - 19 III 1969, Бухарест) - рум. пианистка и педагог. Засл. арт. СРР. Дочь комп. Гавриила М. В 1902-06 училась в Ясской консерватории, в 1907-12 совершенствовалась в Лейпцигской консерватории у Р. Тейхмюллера (фп.) и М. Регера (теория музыки). Посещала курсы А. Корто в "Эколь нормаль" (Париж, 1910). Педагогич. деятельность начала в 1914 в Бухаресте, с 1921 была профессором Бухарестской консерватории (класс фп.). М. - одна из основоположников совр. рум. пианистич. школы, среди её учеников известные музыканты - Д. Липатти, К.Сильвестри, Р. Лупу и др.

Литература: Вalan Т., Florica Musicescu, "Studii de muzicologie", 1969, v. 5; Cercetari de muzicologie, V. 3, Buc, 1971.

Р. Э. Лейтес.

Музфонд

Музфонд - см. Музыкальный фонд СССР.

"Музыка"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Музыка и пение"

"Музыка и пение" - муз. журнал (с 1906 - лит.-муз.). Издавался в Петербурге (Петрограде) в 1894-1916 ежемесячно. Выходил под ред. П. К. Селиверстова (позднее - М. А. Гольтисона, Н. И. Привалова и др.). Журнал состоял гл. обр. из нотного материала: произв. для сольного и хор. пения (преим. церковного и школьного), пьес для фп., небольших инстр. ансамблей (большинство пьес носило салонный характер), танц. музыки, маршей; печатались также отрывки из опер (для пения в сопр. фп.). В лит. части журнал публиковал в основном перепечатки муз. статей из общей прессы.

"Музыка и революция"

"Музыка и революция" - сов. муз. журнал, орган "Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей". Издавался в Москве в 1926-28 ежемесячно, в 1929 - 1 раз в 2 месяца. Журнал помещал статьи по разл. вопросам муз. иск-ва, обзоры, рецензии, библиографию и нотографию, хронику сов. и зарубежной муз. жизни; освещал муз. работу в клубах и кружках. В качестве нотного приложения здесь печатались новые произв. сов. композиторов.

Музыкальная грамота

1) Первонач. сведения об элементах муз. языка, изложенные в доступной форме. М. г. - начальный этап в системе общего и специального муз. образования.

2) Муз.-теоретич. курс, связанный в практике уч. заведений с одноврем. развитием муз. слуха; с этой целью объединён с сольфеджио, включающим в себя как теоретич., так и практич. формы работы.

3) Назв. пособий по М. г., содержащих изложение теоретич. части предмета и примеры из муз. произв. для упражнений, способствующих развитию слуховых и интонац. навыков и закреплению теоретич. знаний.

Литература: (учебники): Кисiльов Г. и Кулаковський Л., Музична грамота, Xapкiв - Кипв, 1932 (на рус. яз. - Музыкальная грамота, М., 1934, 1936); Maксимов С. Б., Музыкальная грамота, М., 1956, М., 1966; Давыдова Е. В., Запорожец С. Ф., Музыкальная грамота, М., 1956, переизд., 14, 1962-63, вып. 1, М., 1971; Далматов H. A., Музыкальная грамота и сольфеджио, ч. 1-2, М., 1962-65; Pридкин Г., Практическое руководство по музыкальной грамоте, М., 1965, 1974.

В. А. Вахромеев.

Музыкальная драма

Музыкальная драма - см. Драма музыкальная.

"Музыкальная жизнь"

"Музыкальная жизнь" - журнал, орган CK СССР и Мин-ва культуры СССР. Осн. в дек. 1957 в Москве; выпускается изд-вом "Советский композитор". Выходит 2 раза в месяц. Тираж (1976) 135 тыс. экз. Журнал рассчитан прежде всего на любителей музыки и самодеят. музыкантов. Наряду с материалами, освещающими круг эстетич. проблем сов. муз. иск-ва, "М. ж." помещает беседы о произв. классич. и совр. музыки, интервью с выдающимися муз. деятелями, раскрывающие их взгляды на иск-во, творч. портреты известных исполнителей, рецензии на концерты и муз. спектакли, отзывы на новые книги, ноты, грампластинки. Среди постоянных рубрик "М. ж." - "По Советской стране", "Эстрада", "Страничка школьника", "По музыкальным меридианам", "Зарубежные артисты". В каждом номере (на 4 страницах) публикуются песни и инстр. пьесы сов. композиторов, популярные произв. классич. музыки (многие - по просьбе читателей). Со дня основания до авг. 1973 гл. ред. был В. А. Белый, с 1974 - И. Б. Попов.

Музыкальная иллюстрация

Музыкальная иллюстрация - см. Иллюстрация музыкальная.

Музыкальная комедия

Музыкальная комедия - муз.-сценич. произв., построенное на комедийной основе. Термин "М. к." употребляется как обобщающий по отношению и к таким муз.-сценич. жанрам, как опера-буффа, "комедии ан ариетт", оперетта, комич. опера, зингшпиль, тонадилья, водевиль. Нек-рые исследователи (напр., М. О. Янковский, Г. М. Ярон) используют этот термин как синоним оперетты, исходя из близости этих жанров.

М. к. как самостоят. жанр муз. т-ра возникла в кон. 19 - нач. 20 вв. и утвердилась к сер. 20 в. В отличие от оперетты, музыка в М. к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развёрнутые муз. сцены с переплетением ансамблей, сольных арий, хоров. Особенно характерно для М. к. использование разнообразных песенных жанров (лирич. и бытовые песни как эстрадного, так и народного характера, зонги, шлагеры и др.) и бытового танца.

Сов. М. к. развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты. В жанре М. к. работали комп. Б. А. Александров ("Моя Гюзель", "На берегу Амура"), К. Я. Листов ("Мечтатели", "Севастопольский вальс"), Ю. С. Милютин ("Фонари-фонарики", "Тихое семейство"), А. П. Рябов ("Сорочинская ярмарка", "Свадьба в Малиновке"), О. Б. Фельцман ("Воздушный замок", "Суворочка") и др. Создатели сов. М. к. большое внимание уделяли совершенствованию её лит. основы. Среди драматургов, обращавшихся к работе над М. к.: Н. А. Адуев, Е. М. Гальперина, В. З. Масс, М. А. Червинский, В. Я. Типот, Л. А. Юхвид. Тематика сов. М. к. отличается многообразием, охватывая лирико-бытовые ("Ромео, мой сосед" Гаджиева), фантастические ("Звёздный рейс" Каца), исторические ("Табачный капитан" Щербачёва) и героико-романтические сюжеты ("На рассвете" Сандлера). Жанр М. к. развивают и композиторы др. социалистич. стран: П. Хаджиев и В. Райчев (Болгария), О. Винце и Т. Барди (Венгрия), Е. Лявина-Свентоховски и Е. Гачек (Польша) и др.

Е. П. Жиляева.

"Музыкальная молодежь Франции"

"Музыкальная молодежь Франции" ("Les Jeunesses musicales de France") - массовая муз.-просветит. организация. Осн. в 1940 в Париже по инициативе муз. пропагандиста Р. Николи. В трудных условиях нем.-фашистской оккупации (при поддержке видных муз. деятелей Франции) Николи возглавил патриотич. движение молодых любителей музыки, вскоре принявшее массовый характер и распространившееся за пределы Парижа, где организовывались многочисл. местные объединения "М. м. Ф.". Осн. задача "М. м. Ф." - сделать музыку общедоступной, распространять её и повышать уровень её понимания (концерты с пояснениями, лекции, встречи с композиторами и исполнителями, дискуссии). Концерты "М. м. Ф.", по уставу, открыты для слушателей не старше 30 лет. Деятельность "М. м. Ф." ведётся на добровольных началах. Артисты и лекторы выступают безвозмездно. Среди руководителей "М. м. Ф." - видные музыканты, критики - Б. Гавоти, Р. Гофман, М. Пеншерль, К. Ростан и др. "М. м. Ф." является активным пропагандистом в стране рус. музыки и творчества молодых сов. музыкантов-исполнителей. При "М. м. Ф." создан Нац. клуб грампластинок, насчитывающий более 100 тыс. чл. (он открыт для всех). Клуб выпускает пластинки с музыкально-образовательными целями (они значительно дешевле коммерческих). С 1948 "М. м. Ф." издает журн. "Journal des Jeunesses musicales de France" (c 1951 - "Journal musical Franзais"), на страницах к-рого выступают крупнейшие музыковеды и критики. В 1945 создана "Международная федерация музыкальной молодёжи" (см. Международный музыкальный совет).

Литература: Гофман Р., Письмо из Парижа, "Советская музыка", 1959, No 1; Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, М., 1970, с. 262, 535; Les jeunesses musicales de France, P., 1960.

И. M. Марков.

Музыкальная форма

Музыкальная форма - см. Форма музыкальная.

Музыкальная шкатулка

Музыкальная шкатулка (нем. Spieldose) - небольшой механический заводной муз. инструмент. Источник звука - набор металлич. язычков ("гребёнка") разл. величины, каждый из к-рых издаёт звук определённой высоты. Вращаемый при помощи заводной пружины валик снабжён штифтами, задевающими в нужный момент за зубцы "гребёнки", заставляя их звучать. У нек-рых М. ш. ось валика имеет винтовую нарезку, вследствие чего валик при игре передвигается вдоль оси. Это позволяет фиксировать на нём более длинную пьесу (или несколько коротких). М. ш. бывают разнообразными по своему внешнему виду - от простых ящиков, табакерок до сложных устройств, в к-рых тот же заводной механизм приводит в движение-танцующие фигурки, играющих музыкантов и т.п.

Чрезвычайно популярные в 18-19 вв., М. ш. в 20 в. в связи с появлением граммофона вышли из употребления. Художеств. воспроизведение звучания М. ш. дал комн. А. К. Лядов в пьесе "Музыкальная табакерка". См. также Механические музыкальные инструменты.

Г. И. Благодатнов.

Музыкальная эксцентрика

Музыкальная эксцентрика (от позднелат. excentricus, букв. - вне центра) - цирковой или эстрадный жанр; трюковое исполнение муз. произведений на обычных или специальных (эксцентрич.) муз. инструментах, бубенцах, пилах, метлах с натянутыми на них струнами и прикреплённым к ним бычьим пузырём, заменяющим резонатор; используются также-сковороды, поленья и др. М. о. связана обычно с комич. актёрскими приёмами.

Музыкальная эстетика

Музыкальная эстетика - см. Эстетика музыкальная.

Музыкальная этнография

Музыкальная этнография - см. Этнография музыкальная.

Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества

Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества - высшее уч. заведение. Осн. в 1878 в Москве как частная муз. школа П. А. Шостаковского, одного из директоров Об-ва любителей драм. и муз. иск-в, к-рое давало ежегодно серию концертов и драм. спектаклей. В школе преподавались игра на фп., скрипке, виолончели, пение, история и теория музыки, позднее был открыт класс драм. иск-ва. В 1883 Об-во любителей драм. и муз. иск-в было преобразовано в Московское филармоническое общество, а школа Шостаковского - в муз.-драм. уч-ще при нём. Уч-ще имело 2 отделения: музыкальное и драматическое (на музыкальном обучались певцы, инструменталисты, композиторы, муз. теоретики; драматическое готовило артистов драм. т-ров). Устав уч-ща был утверждён официально в 1886, и по правам оно было приравнено к консерваториям РМО. Окончившим уч-ще с аттестатом первой степени присваивалось звание свободного художника. С 1886 в уч-ще преподавались общеобразоват. дисциплины. Во главе уч-ща стояли видные музыканты: Шостаковский (1883-98), С. Н. Кругликов (1898-1901), В. Кес (1901-04), А. Б. Хессин (1904-05), А. А. Брандуков (1906-17). Спец. муз. дисциплины преподавали: А. Ф. Аренде, А. П. Барцал, В. В. Безекирский, С. М. Бижеич, П. А. Бларамберг, А. М. Додонов, А. А. Ильинский, Г. Э. Конюс, А. Н. Корещенко и др., на драматическом отделении - В. И. Немирович-Данченко, О. А. Правдин, А. И. Южин и др. В уч-ще получили образование мн. видные музыканты и актёры, в т.ч. Вас. С. Калинников, Д. И. Аракишвили (Аракчиев), Л. В. Собинов, И. М. Москвин, О. Л. Книппер-Чехова. В 1918 уч-ще было реорганизовано в Ин-т музыкальной драмы, на основе к-рого позднее был создан Государственный ин-т театр. искусства (ГИТИС).

Литература: Кругликов С., Обзор деятельности Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества за время с 1878 по 1888 год, М., 1888; Чемоданов С., Филармония в дореволюционный период, в сб.: Пятьдесят лет театральной школы. 1878-1928, М., 1929.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница