Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОДЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОДЗ")

Обедня

Обедня - см. Литургия.

Обер Д. Ф. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обер Л. Ф. М.

Обер Л. Ф. М. (Aubert) Луи Франсуа Мари (19 II 1877, Параме, близ Сен-Мало - 9 I 1968, Париж) - франц. композитор, пианист и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории у Л. Дьемера (фп.), А. Лавиньяка (гармония), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Выступал как пианист с исполнением собств. соч., преподавал. Был сотрудником Франц. радио. Автор произв., близких по стилю к импрессионизму, использовал испан. тематику, элементы джаза.

Сочинения: опера - Голубой лес (La forкt bleue, волшебная сказка, 1913, Женева; 1924, т-р "Опера комик", Париж); балеты - Мумия (La momie, 1903, Париж), Хризатемис (1904, Виши), Чарующая ночь (La nuit ensorcelйe, 1922, Париж), Кинематограф (Cinйma, 1953, Париж); для чтеца, хора и орк. - Кровавая легенда (Lйgende du sang, 1902); для орk. - симф. поэмы Хабанера (1919), Дриада (1924), симф. сюита Листок из образов (Feuille d'images, 1930), Приношение (Offrande, 1947), Могила Шатобриана (Le tombeau de Chateaubriand, 1948); для фп. с орk. - Фантазия (1899), Рождественская пастораль (Noлl pastorale, 1927); для скр. с орк. - Каприччио (1925); фп. пьесы; для 2 фп. - Короткая сюита (1900, орк. ред. 1916); для 2 гитар - Импровизация (1960); вок. циклы - 6 арабских поэм (6 Poиmes arabes, 1907), Осенние сумерки (Crйpuscules d'automne, 1910) и др.

Литературные сочинения: L'orchestre (совм. с М. Ландовски), Р., 1951, 1960; Notice sur la vie et les travaux de G. Charpentier, P., 1956.

Литература: Vui11emin L., Louis Aubert, son oeuvre, P., 1921; Landowski M., Moranзon G., Louis Aubert, P., 1967; Cain J., Funйrailles de M. L. Aubert, P., 1968.

Оберек

Оберек (oberek) - польский парный нар. танец. Возник в Куявии. Муз. размер 3/8 или 3/4, с акцентом обычно на третьей доле каждого 2-го такта, темп быстрый. О. часто исполняется после медленного куявяка. Образцы О. встречаются в музыке Ф. Шопена (напр., 4-я мазурка для фп.).

Обертас

Обертас (obertas) - то же, что оберек.

Обертоны

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обечайка

Обечайка - боковая часть корпуса (гнутая или составная) муз. инструментов, имеющих две деки. У гитар О. состоит из 2 частей (правой и левой), у инструментов скрипичного семейства - из 6 частей (2 верхних, 2 средних и 2 нижних). О. делаются, как правило, из тонких пластинок того же дерева, из к-рого изготовлены нижние деки (чаще всего клён, иногда тополь, груша и др.), и выгибаются по их форме. Приклеиваются к краям дек с внутр. стороны и укрепляются с помощью т.н. клоцов (деревянных бобышек). Для увеличения площади прикрепления О. утолщаются т.н. контробечайками - узкими, часто ольховыми, планками (обручиками), наклеиваемыми изнутри сверху и снизу О. на всём её протяжении. У контрабасов часто делаются и внеш. контробечайки. На нек-рых старинных инструментах О. украшены живописью и инкрустацией (интарсией). У барабана О. наз. кадлом.

Обиход

Обиход - певческая книга рус. церкви. Содержит стабильные песнопения всенощной и литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые песнопения октоиха, предназначаемые для исполнения гл. обр. на всенощной. О. формировался на основе попевок осмогласия и в 15 в. представлял собой отд. песнопения, распетые "на глас" и приложенные к октоиху. В 16 в. с увеличением фонда попевок знаменного распева и культивированием демественного распева и путевого распева был распет весь перечисленный состав О. Как правило, О. располагался в одном переплёте с октоихом, иногда впереди него. В 17 в. О. пополнился напевами болгарского распева, греческого распева и киевского распева. В нач. 18 в. он был выделен в особую книгу. В 1772 Моск. синодальной типографией было осуществлено 1-е издание "Обихода церковного нотного пения". В 1787 был издан "Сокращённый обиход нотного пения", предназначенный для обучения пению. Он предварялся краткой "Азбукой нотного пения". В 1887 его заменил "Учебный обиход нотного пения". Все виды О. печатались в квадратной ноте, в цефаутном ключе.

Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, т. 14, май - июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957.

И. Д. Успенский.

Обиходный звукоряд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Оборин Л. Н.

Лев Николаевич (29 VIII (11 IX) 1907, Москва - 5 I 1974, там же) - советский пианист. Нар. арт. СССР (1964). Учился игре на фп. в Муз. уч-ще Гнесиных у Елены Ф. Гнесиной и в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1926 по классу фп. у К. Н. Игумнова; занимался композицией под рук. Н. Я. Мясковского (О. - автор ряда фп. пьес, в т.ч. сонаты, романсов, скерцо для оркестра и др.). Получил 1-ю пр. на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927). О. был первым сов. исполнителем, участвовавшим в междунар. конкурсе. С 1928 преподавал фп. игру в Моск. консерватории (с 1930 вёл класс спец. фп., с 1935 профессор, в 1954-59 и с 1965 зав. кафедрой фп.). Среди учеников - Т. П. Кравченко, М. С. Воскресенский, Е. Г. Новицкая, А. Г. Севидов. Много гастролировал, выступал как солист и ансамблист (в сонатных вечерах с Д. Ф. Ойстрахом, в трио с Ойстрахом и С. Н. Кнушевицким). Игра О. отличалась ясностью замыслов, чёткостью выявления формы, искренностью и теплотой чувств, светлым колоритом; О. в совершенстве владел всеми видами техники, к-рая всегда была подчинена достижению художеств. целей. Его обширный репертуар включал произв. классиков, романтиков, совр. композиторов; особенно близки ему были соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Выл также выдающимся интерпретатором сов. музыки, первым исполнителем ряда произв. сов. композиторов, в т.ч. фп. концерта А. И. Хачатуряна, посв. О. Гос. пр. СССР (1943).

Сочинения: О некоторых принципах фортепианной техники, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2, М., 1968, с. 71-80.

Литература: Xентова С., Лев Оборин, Л., 1964; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., (1962), 4970.

Я. И. Мильштейн.

Оборот

Оборот - термин, применяемый в сов. музыковедении для обозначения обладающего определённой характерностью последования неск. звуков (мелодич. О.), созвучий (гармонич. О.), совокупности мелодич. звуков и звуков сопровождающих голосов (муз. О.). Структурная протяжённость О. не является строго определённой - со стороны структуры он может совпадать как с мотивом, так и с фразой, порой и с предложением, в отд. случаях может включать смежные части двух структурных единиц. Понятие мелодич. О. близко к понятиям интонации, попевки; один из видов муз. О. составляет каденция (1) - мелодический, гармонический или соединяющий в себе мелодич. и гармонич. звуки заключит. О.

Обработка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обрадович А.

Обрадович А. (Obradovic) Александр (р. 22 VIII 1927, Блед) - серб. композитор (Югославия). В 1952 окончил Муз. академию в Белграде по классу композиции у М. Логара. В 1953 преподавал в муз. школе "Станкович", с 1954 - в Муз. академии (композиция и инструментовка). Совершенствовался в Лондоне у Л. Бёркли (1959-60). В 1962-66 ген. секретарь CK Югославии. В первый период творчества следовал традициям позднего романтизма, затем пришёл к применению приёмов авангардизма, использованию электронной музыки ("Скерцо в додекафонной манере", 1962; Эпитафия для стереомагнитофона и симф. оркестра, 1965; Электронная токката и фуга, обе - 1967, и др.); занимался её изучением в Электронном муз. центре Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1966-1967). О. принадлежит инструментовка ряда соч., в т.ч. "Героической оратории" В. Вучковича. В 1962 посетил СССР.

Сочинения: балет - Весеннее утро (Пролеыни уранак, 1949); для орк. - 5 симфоний (1952, 1961, 1967 - Микросимфония, 1972 - электронная, 1973), симф. скерцо (1955), Скерцо-увертюра (1959), Симф. коло (1949), Комитский танец (1950), Прелюдия и фуга (для струн. орк., 1954), Драматическая фуга (для дух. орк., 1972); для инструмента с орк. - концертино для фп. и орк. (1957), концерт для кларнета и струн. орк. (1958); симф. эпитафия для чтеца, хора и орк. (1959); камерно-инстр. ансамбли - Платаны (1964); для голоса с орк. - вок. цикл для баритона Пламенный ветер (Плдмен вётар, 1955), Прелюдия и фуга (со струн. орк., 1963); хоры; массовые и сольные песни; музыка для драм. т-ра и кино; обр. для хора старых революц. песен.

Литература: Rеricic V., Muzicki stvaraoci u Srbiji, Beograd, (1968).

И. M. Ямпольский.

Образцова Е. В.

Елена Васильевна (р. 7 VII 1937, Ленинград) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1976). В 1964 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у А. А. Григорьевой. Ещё студенткой пела партию Марины Мнишек в спектакле Большого т-ра. С 1964 в труппе этого т-ра. Обладает голосом сочного, насыщенного звучания, ровного во всех регистрах. Яркая индивидуальность, острое чувство современности позволяют певице по-новому исполнять партии классич. репертуара: Марина Мнишек, Амнерис, Кончаковна, Азучена, Кармен; Графиня, Полина ("Пиковая дама"), Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Эболи ("Дон Карлос"). К значит. работам относятся также партии: княжна Марья и Элен ("Война и мир"), Фрося ("Семён Котко"), Женя ("Зори здесь тихие..." Молчанова), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Бриттена). В конц. репертуаре О. - камерно-вок. произв. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. С 1964 гастролирует во мн. странах: во Франции, Италии, Канаде, Японии, Великобритании, Польше, ГДР, США и др. В 1973 исполнила партию Кармен в новой пост. оперы в т-ре "Перес Гальдос" (Мадрид), а также в Марселе, Брно и Пльзене; в 1976 - партию Шарлотты ("Вертер") в т-ре "Ла Скала" (Милан). 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки (1962), 4-м Междунар. конкурсе им. Чайковского (1970), Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (Барселона, 1970) и др. Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1973) - за конц. деятельность 1971-72. Ленинская пр. (1976).

Литература: Морозова Н., Елена Образцова, "Театр", 1971, No 10; Елена Образцова, в кн.: Орфенов А., Юность, надежды, свершения, М., 1973.

Е. Н. Дюкина.

Обратимый контрапункт

Обратимый контрапункт - полифонич. соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта. Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга G-dur, такты 5-7 и 24-26; "Искусство фуги", No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4-6 и 24-26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1-2 и 3-4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 2, фуга b-moll, такты 27-31 и 96-100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, "Ludus tonalis", прелюдия и постлюдия) и др. О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение).

Литература: Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20-21; Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге "Подвижной контрапункт строгого письма...", в кн.: Танеев С., Из научно-педагогич. наследия, М., 1967. См. также лит. при статье Обращение темы.

В. П. Фраёнов.

Обращение аккорда

Обращение аккорда - видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к-ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2-е, квартсекстаккорд, - от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд - переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между нижним звуком (терцией) и перемещённой примой, квартсекстаккорда - от интервалов кварты и сексты, возникающих между нижним звуком (квинтой) и перемещёнными примой и терцией. Септаккорд имеет три обращения: 1-е - квинтсекстаккорд, 2-е- терцквартаккорд, 3-е - секундаккорд. Нижними тонами обращений септаккорда становятся последовательно терция, квинта и септима.

Обращение аккорда

Обращения трезвучия

Обращение аккорда

Обращения септаккорда

Названия обращений септаккорда происходят от интервалов, возникающих между их нижним звуком, с одной стороны, и основанием (примой) и вершиной (септимой) септаккорда, с другой. В сокращённых обозначениях обращений аккордов их важнейшие интервалы передаются с помощью цифр (напр., I6 - секстаккорд тоники, V65 - квинтсекстаккорд доминанты и т.п.). Разл. виды обращений нонаккорда и ундецимаккорда самостоят. названий не имеют. См. Аккорд.

В. А. Вахромеев.

Обращение интервала

Обращение интервала - перемещение звуков интервала на октаву, при к-ром его основание становится верхним звуком, а вершина - нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот. Обращение простых интервалов в составные и составных - в простые производится тремя способами: перемещением нижнего звука интервала на две октавы вверх или верхнего звука на две октавы вниз либо обоих звуков на одну октаву во встречном направлении.

Обращение интервала

Возможно также обращение составных интервалов в составные же; в этих случаях перемещение одного звука производится на три октавы, а обоих звуков - на две октавы во встречном направлении (перекрёстно). См. Интервал.

В. А. Вахромеев.

Обращение темы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обретенов С.

Светослав (25 XI 1909, Провадия - 16 V 1955, София) - болг. композитор и хор. дирижёр. Чл. Болг. коммунистич. партии (с 1942). Окончил Гос. муз. академию в Софии (1933). Участвуя в революц. борьбе, был вынужден часто менять работу и местожительство:, был дирижёром самодеят. хоров в Софии, композитором и пианистом в оперном т-ре в Русе и в драм. т-ре в Варне, преподавал в Пловдиве, принимал участие в деятельности разл. рабочих т-ров (совм. с реж. Б. Дановским), писал музыку к спектаклям т-ров антифашистской направленности ("Нар. сцена", "Т-35", "Реалистичен театр" и др.), возглавлял муз. отдел Радио (1941-42) и т-р (1943) в Варне, руководил созданным им Гос. хором радио (позднее наз. Болг. хор. капелла; с 1955 Болг. хор. капелла им. Обретенова); под рук. О. этот коллектив занимал первые места на всемирных фестивалях молодёжи. Дирижёрское иск-во О. отличалось большой эмоциональностью и артистичностью. В 1952-53 совершенствовался как хор. дирижёр в Москве. В раннем композиторском творчестве преобладали произв. экспрессивно-речитативного характера, позднее использовал традиции нар. песенности (хор. баллада "Три сестры"; "Колыбельная" - "Приспивна песен"); в основе программных симф. соч. О. - образы болг. поэзии. После образования НРБ посв. своё творчество гл. обр. антигитлеровской и антимонархич. тематике (массовые песни, маршевые, а также лирич.; ввёл этот жанр в болг. музыку); автор песен для детских хоров. Наряду с вок.-симф. и хор. сочинениями (наиболее значительные в его творчестве), посвящёнными гл. обр. теме родины и отличающимися романтич. приподнятостью и патетикой, писал также сатирич. произв. ("Злоязычник" - "Злоезичник" для голоса с оркестром).

Сочинения: оратория Партизаны (Партизани, 1952); кантаты - Родина Димитрова (Димитровска родина, a cappella, 1950), Пой, наш отчий край (Запей, наш бащин край, для смешанного хора с чтецом, 1954), Радость идёт (Радост иде, 1955); для орк. - симф. поэма Балканы поют гайдуцкую песню (Балканът пее хайдушка песен, по балладе "Хаджи Димитр" X. Ботева), увертюра Георгий Димитров; для голоса и инстр. Ансамбля - сюита Борьба за мир (Борба за мир, 1951); камерно-инстр. ансамбли; хоры; для голоса соло - Есть такая песня (Има една песен); песни с фп.

Литература: Кръстев В., Светослав Обретенов, София, 1959; его же. Св. Обретенов, София, 1966; Светослав Обретенов. Спомени, статии, писма, материали, София, 1970.

И. Везнев.

Обрехт Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обри П.

Обри П. (Aubry) Пьер (14 II 1874, Париж - 31 VIII 1910, Дьеп) - франц. музыковед, муз. палеограф и филолог-востоковед. Профессор Католич. ин-та и Высшей школы социальных наук в Париже (преподавал вост. языки). Один из крупнейших специалистов по изучению музыки средних веков, исследователь нотных рукописей. В отличие от мн. предшественников в области медиевистики, проявлял большой интерес к светской музыке средневековья. Опубликованные им материалы изменили ранее сложившуюся картину эпохи. О. изучал истоки франц. музыки, ее древние памятники, прозу А. де Сен-Виктора, старинные героич. песни, иск-во трубадуров и труверов, ранние образцы инстр. музыки (танцев), проблемы ритма в литургич. поэзии и церк. музыке, мотеты 13 в., материалы песенников и др. Его принципы расшифровки старинной нотации (О. основывался на т.н. франконской мензуральной нотации) оспаривали нек-рые современники, в т.ч. X. Риман. Для О., прогрессивно мыслящего музыковеда-медиевиста, характерны редкостная широта интересов (он изучал также арм., тадж., узб. музыку старой традиции; в 1901 посетил Туркестан), опора на огромное кол-во нотных первоисточников, глубокое ощущение связи мелодии и поэзии, умение ярко и живо обрисовать конкретную историч. обстановку, жизнь иск-ва в далекие эпохи, а также личности его создателей и исполнителей. Был одним из основателей (совм. с Ж. Комбарьё, Р. Ролланом) журн. "La Revue d'histoire et de critique musicales" (1901).

Сочинения: Huit chants hйroпques de l'ancienne France, R., 1896; Mйlanges de musicologie critique, v. 1-4, R., 1900-05, Souvenir d'une mission d'йtudes musicales en Armйnie, R., 1902, Essais de musicologie comparйe, v. 1-2, 1903-05; Les plus anciens monuments de la musique franзaise, P., 1905; Au Turkestan. Notes sur quelques habitudes musicales chez les Tadjikes et chez les Sartes, (P.), 1905; La musique et les musiciens d'йglise en Normandie au XIII siиcle..., P., 1906; Estampies et danses royales, P., 1907; Cent motets du XIII siиcle, v. 1?3, P., 1908; Troubadours et trouvers, P., 1909 (рус. пер. - Трубадуры и труверы, M., 1932 (серия Историческая библиотека)).

Литература: (Ghai11еу J.), Quel est l'auteur de la "thйorie modale", dite de Beck-Aubry? "AfMw", 1953, Jahrg. 10, No 3.

Т. Н. Соловьёва.

Обусье Р.

Обусье Р. (Oboussier) Робер (9 VII 1900, Антверпен - 9 VI 1957, Цюрих) - швейц. композитор и муз. критик. В 1920-21 учился в Цюрихской консерватории у Ф. Андре, К. Фоглера и Ф. Ярнаха, затем в Берлине у Ф. Ярнаха (композиция) и в Высшей муз. школе у З. Окса (дирижирование). С 1922 жил во Флоренции (до 1928), Мюнхене, Париже, в 1930-38 - в Берлине; выступал как муз. критик. В 1939 поселился в Цюрихе, с 1942 руководил Центр. архивом швейц. музыки (с 1948 его вице-директор). С 1954 чл. правления Швейц. муз. союза. Наибольшее признание получили песни и хоры О. на стихи Й. Эйхендорфа, Ф. Хеббеля, К. Брентано, М. Клаудиуса, А. Ноай, Р. М. Рильке, а также обработки старинных англ. песен (a cappella). Автор оперы "Амфитрион" (по Мольеру, 1951, Берлин), симф., камерно-инстр. и вок. произв., в т.ч. "Антигоны" для голоса (альта) с оркестром (1939). Написал кн. "Симфонии Бетховена" ("Die Sinfonien Beethovens", В., 1937, 3-е изд. 1961), "Музыкальная хроника Берлина 1930-38" ("Berliner Musikchronik 1930-38", Zьrich, 1969).

Обухов Н.

Обухов Н. (Obouhow, Obukhov) Николай (10 (22) IV 1892, Курск - 13 XI 1954, Париж) - франц. композитор. По национальности русский. Учился в Петерб. консерватории у М. О. Штейнберга и Н. Н. Черепнина. В 1918 эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где сблизился с М. Равелем. Ранние произв. написаны под влиянием А. Н. Скрябина. Разработал муз. систему из 12 равноправных звуков, одноврем. ввёл нотацию с заменой диезов и бемолей крестами (позднее ею заинтересовался А. Онеггер; в 1957 во Франции учреждена премия О. за лучшее произв., записанное в этой нотации). Творчество О. имело мистич. направленность (нек-рые произв. подписывал: Nicolas l'illuminй - Николай-ясновидец). Работал в области орк., фп., вок. музыки. Гл. его произв. - монументальная оратория "Книга жизни" ("Le livre de vie", 1925, исп. 1926, под упр. С. А. Кусевицкого), созданная под влиянием задуманной Скрябиным "Мистерии". По идее О. был изготовлен муз. инструмент в форме креста - "Звучащий крест" ("Le croix sonore", 1934), в к-ром использован принцип электромагнитных волн. О. принадлежит теоретич. труд "Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной" ("Traitй d'harmonie tonale, atonale et totale", 1946).

Литература: Schloezer B. de, Nicolas Oboukhoff, "RM", 1921, v. 1, No 1; Larronde C., "Le livre de vie" de N. Obouhow, P., 1932; Les manuscrits de N. Obouhov, au Dйpartement de la Musique de la Bibliothиque Nationale, "Fontes Artis Musicae", 1968, v. 15, No 2-3; Nicolas Obouhow, "RM", 1972, No 290-291 (спец. выпуск).

И. А. Медведева.

Обухова Н. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общества музыкальные

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общество любителей музыки

Общество друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde; первоначально Об-во любителей музыки Австрийской империи). Основанное в 1812 в Вене И. фон Зонлейтнером и Ф. фон Арнштейн, О. л. м. сыграло значит. роль в развитии австр. муз. культуры. В 1817 по инициативе об-ва создана певческая школа, в 1819 - скрипичная, преобразованные в 1821 в консерваторию; при об-ве сформировались архив рукописей, библиотека, музей ценных инструментов и редких изданий. Осн. целью О. л. м. стала пропаганда муз. произв. Созданный при нём любит. оркестр 4-6 раз в год выступал с открытыми концертами, а также устраивал закрытые вечера, где для членов об-ва исполнялись новые соч. Дирижёрами оркестра были: Л. Зонлейтнер (1816-50), Й. Хельмесбергер (1851-1859), И. Хербек (1859-70, 1875-77), А. Г. Рубинштейн (1871-72), И. Брамс (1872-75), X. Рихтер (1880-82, 1884-90), В. Герикке (1882-84, 1890-95), Ф. Лёве (1900-04), Ф. Шальк (1904-21), В. Фуртвенглер (1921-1930), О. Кабаста (1935-38) и др. После 2-й мировой войны 1939-45 оркестром попеременно руководили Г. Караян (с 1945) и В. Фуртвенглер.

М. Ф. Леонова.

Ованисян Н. М.

Нар Михайлович (р. 30 III (12 IV) 1913, Тбилиси) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1964). Сын известного арм. писателя Нар-Доса (М. З. Ованисяна). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 4-го созыва. В 1941 окончил Тбилисскую консерваторию по классу пения у Е. А. Вронского. В 1931-1937 хорист, в 1945-51 солист Груз. т-ра оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 выступал с фронтовым ансамблем песни и пляски. С 1951 солист Арм. т-ра оперы и балета. Обладает звучным красивым голосом сочного тембра, особенно выразительным в нижнем регистре, ярким артистич. талантом. Среди многочисл. партий - Давид-Бек ("Давид-Бек" Тиграняна), Надир-шах ("Алмаст" Спендиарова), Абио, Цангала ("Абесалом и Этери", "Даиси" З. Палиашвили), Мгосани ("Шота Руставели" Аракишвили), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе), Торос ("Арцваберд" Бабаева), Гремин, Кочубей, Кончак, Мельник; Тиресий ("Царь Эдип" Стравинского), Мефистофель, Дон Базилио, Нилаканта; Валько ("Молодая гвардия"). Выступает как конц. певец, наряду с классич. романсами исполняет произв. сов. авторов. В 1954-63 преподавал в Ереванской консерватории. Гастролировал за рубежом (Сирия, Ливан, Франция, Бельгия, Венгрия и др.).

Литература: Сабинина М., Армянский оперный театр в Москве, "СМ", 1956, No 8; Марутян Н., Высокое призвание певца, "Советская Молдавия", 1969, 13 июня.

В. И. Зарубин.

Овезов Д.

Дангатар (р. 19 XII 1910 (1 I 1911), аул Мюльк-Юсуп, ныне Марыйского р-на Туркменской ССР) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Туркм. ССР (1961). В 1930 окончил Ташкентский педагогич. техникум и преподавал в Ташкенте, Ашхабаде, Красно-водске. В 1939-40 играл в оркестре. С 1940 учился в Ленингр. консерватории, в 1949-51 в туркм. студии при Моск. консерватории. В 1941-66 дирижёр Ашхабадского т-ра оперы и балета, где были поставлены оперы, созданные им совм. с комп. А. Г. Шапошниковым - "Шасенем и Гариб" (1944; 2-я ред. 1955) и "Айни" (1957) и с Ю. С. Мейтусом - "Лейли и Меджнун" (1946). Ему принадлежат также - оратория "Ленин" (1960, 2-я ред. 1964, Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули, 1966), кантаты "Ватан" ("Родина", 1947), "Звуки дутара" (1950), "Коммунист" (1965) и др., 15 хоров, музыка к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. "Солтан Санджар", 1945), св. 100 песен и др.

Литература: Реджепов А., Овезов Д., Аш., 1968 (на туркм. яз.).

Овунц Г. Г.

Гагик Гедеонович (р. 1 III 1930, Ереван) - сов. композитор. В 1954 окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки у К. С. Домбаева, в 1957- по классу композиции у Г. Е. Егиазаряна. В музыке О. сочетаются конструктивная чёткость, графич. строгость форм и живое лирич. чувство. Осн. место в его творчестве занимают инстр. произв., в т.ч. 3 цикла инвенций для симф. оркестра (1968-71), "Концертные инвенции" для фп. с оркестром (1974), концерты для скрипки (1980), для виолончели (1976) с оркестром, соната-дуэт для скрипки и виолончели (1981), струн. квартет (1960), инвенционные пьесы для инструментов с фп. - 10 для струнных (1972), 10 для деревянных духовых (1969), 10 для медных духовых (1976), соната "Гармония лада" (1977) и 12 прелюдий (1965) для фп. С 1964 преподаёт в Ереванской консерватории.

Овчинников В. А.

Вячеслав Александрович (р. 29 V 1936, Воронеж) - сов. композитор и дирижёр. В 1962 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Т. Н. Хренникова (ранее занимался у С. С. Богатырёва), в 1962-66 занимался в аспирантуре у него же (не окончил). В 1960-62 обучался дирижированию под рук. Л. М. Гинзбурга. С 1962 дирижирует разл. оркестрами, в т.ч. Всес. радио и телевидения. Гастролировал за рубежом. Пр. Ленинского комсомола (1978).

Сочинения: 2 оперы; балеты, в т.ч. Посвящение (совм. с В. Г. Киктой. 1975, Москва); для солистов, хора и орк. - оратории Гимны Отечеству (сл. Л. Н. Васильевой, 1974) и Сергий Радонежский (слова нар. сказаний и С. Ф. Бобкова, 1980), кантата Песнь-баллада о строителях БАМа (сл. Васильевой, 1979), Траурная музыка (1972), Элегия памяти С. В. Рахманинова (1973); для орк. - 3 симфонии (1956-1964), 6 сюит (1956-72) и др.; соч. для скр. с фп.; произв. для фп.; хоры; романсы на сл. А. С. Пушкина, И. А. Бунина; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам - "Иваново детство" (1962), "Война и мир" (4 серии, 1965-1968), "Первый учитель" (1966), "Андрей Рублёв" (1969), "Это сладкое слово - свобода" (1972), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1978) и др.; аранжировал и инструментовал для орк. ряд хор. и фп. соч. Рахманинова.

Оганезашвили С.

Саша (наст. имя и фам. - Александр Аршакович Оганян) (1889, Тбилиси - 31 V 1932, там же) - сов. кеманчист, композитор, муз.-обществ. деятель и педагог. Исполнитель и знаток закавказской и перс. народно-проф. музыки. С 1909 выступал в городах Закавказья, РСФСР, Ср. Азии, а также в Иране и Германии. О. усовершенствовал конструкцию кеманчи, ввёл новые приёмы игры; широко используя весь диапазон, окончательно утвердил её как сольный инструмент. Исполнит. иск-во О. оказало значит. влияние на развитие нар. инстр. культуры Закавказья. В 1914 организовал в Баку т. н. Курсы вост. музыки, где впервые на всём Ближнем Востоке велось обучение по нотам игре на вост. инструментах. В 1920 в Баку при активном участии О. открылась Восточная консерватория (был её первым ректором). С 1924 вёл класс вост. инструментов и преподавал муз.-теоретич. дисциплины в Доме арм. иск-ва в Тбилиси, с 1926 - в Ереванской консерватории (одноврем. руководитель и солист Ансамбля нар. инструментов Радиокомитета). Выступал в периодич. печати со статьями по вопросам теории и истории вост. музыки, инструментоведения, методики обучения игре на вост. инструментах. Автор оперы "Фархад и Ширин" (1911, Баку), мн. соч. для кеманчи, скрипки и фп.

Литература: Геворкян Г., Саша Оганезашвили, Ер., 1973 (на арм. яз.).

Оганесян Э. С.

Эдгар Сергеевич (р. 14 I 1930, Ереван) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 6-го и 7-го созывов. В 1953 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у Г. И. Егиазаряна, в 1957 - аспирантуру Моск. консерватории (рук. А. И. Хачатурян). В 1962-68 директор Арм. т-ра оперы и балета, в 1970-1974 худ. рук. Гос. ансамбля арм. нар. песни и пляски. В 1956-73 зам. пред. правления CK Арм. ССР. О. тяготеет к драм. заострённым ситуациям, его творчеству свойственны также эпичность и высокая лирика. Муз. язык композитора экспрессивен, отличается мелодичностью, сложной, разнообразной ритмикой, полифонич. насыщенностью.

Сочинения: балеты - Мармар (1957), Голубой ноктюрн (1964), Вечный Идол (1966; Гос. пр. Арм. ССР, 1967), Антуни (1969) (все пост. в Арм. т-ре оперы и балета); кантаты - Миру - мир (1950), Страна родная (1960), Эребуни (1968), В армянских горах (1969), хореографич. кантата Памятник героям (1975); для орк. - симфония (1957), танц. сюита (1953); концерты - для саксофона и джаз-оркестра (1966), для камерного орк. (1968); фп. квинтет (1955), 3 струн. квартета (1950, 1958, 1964); соната для влч. соло (1970); фп., скр. и влч. пьесы; для хора с орк. - Коммунистической партии ( 1952), Витоша-Арарат (1967), Ереван-Эребуни (1968), Сардарапат (1968), Арпа-Севан (1969) и др.; для хора а cappella - поэмы Два берега (1952), Упокой (1969); песни, романсы, обр. арм. нар. песен и танцев, музыка к драм. спектаклям и мн. кинофильмам.

Литература: Генина Л., Эдгар Оганесян, М., 1959; её же, Современный, национальный, "Советакан арвест", 1968, No 1 (на арм. яз.); Гаспарян И., Эдгар Оганесян, Ер., 1969 (на арм. яз.); Берко М., Верный своим убеждениям, "СМ", 1969, No 7.

Р. А. Атаян.

Огдон Д. Э. Х.

Огдон Д. Э. Х. (Ogdon) Джон Эндрю Хоуард (р. 27 I 1937, Манчестер) - англ. пианист и педагог. По окончании Корол. муз. колледжа в Манчестере брал уроки игры на фп. у Э. Петри, от к-рого воспринял принципы школы Ф. Бузони. Активно концертирует в Великобритании и др. странах Европы, в т.ч. в СССР (впервые в 1962). 1-е пр. на Междунар. конкурсах пианистов им. Ф. Бузони в Больцано (1960) и им. П. И. Чайковского в Москве (1962). По стилю исп. О. - художник виртуозно-романтич. склада (значит. место в репертуаре занимают соч. Ф. Листа); его игра отличается артистич. размахом, богатством красок; характерно своеобразие трактовок. Выступает и как ансамблист - в фп. дуэте с Б. Лукаш. Автор фп. произв.

Ю. М. Оленев.

Огиньский М. К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Огневой К. Д.

Константин Дмитриевич (р. 30 IX 1926, Днепропетровск) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1972). Чл. КПСС с 1965. В 1955 окончил Моск. консерваторию у М. Г. Гуковой и дебютировал на сцене Укр. т-ра оперы и балета, где выступал до 1973. С 1973 солист Киевской филармонии. Среди партий - Ленский, Юродивый, Моцарт, Боян, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Тамино ("Волшебная флейта"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Фауст; Люченцио ("Укрощение строптивой"). Конц. репертуар О. обширен и разнообразен. Гастролирует за рубежом. С 1965 преподаёт в Киевской консерватории (с 1977 доцент).

Огнивцев А. П.

Александр Павлович (р. 27 VIII 1920, с. Петровское, ныне Ворошиловград) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1965). В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу пения у В. Г. Долева, с того же года - солист Большого т-ра СССР. Обладает сильным, красивым голосом, яркими сценич. данными, большим драматич. дарованием. К высшим достижениям артиста относятся партии в операх Мусоргского - Борис Годунов; Досифей ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1950). Среди партий: Грозный ("Псковитянка"), Рене и Гремин ("Иоланта" и "Евгений Онегин"), Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Филипп II ("Дон Карлос"), Бестужев ("Декабристы"). О. - первый исполнитель на сов. сцене партий Николая I ("Декабристы", 1953), Тезея ("Сон в летнюю ночь" Бриттена, 1965), Вожака ("Оптимистическая трагедия" Холминова, 1967), Генерала ("Игрок" Прокофьева, 1974). Выступает как конц. исполнитель. Особенно близка его творчеству романсовая лирика С. В. Рахманинова. Снимался в кино: Алеко ("Алеко", 1954), Ф. Шаляпин ("Римский-Корсаков", 1953). Гастролирует за рубежом (Чехословакия, Индия, Афганистан, Бирма, Венгрия, Франция, Румыния, Турция, Австрия, Италия, Канада, Польша, Япония, США).

Литература: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 61-65; Андреев В., Певец, актер, человек, "Культура и жизнь", 1967, No 7.

В. И. Зарубин.

Оголевец А. С.

Алексей Степанович (18 (30) V 1894, Полтава - 15 VIII 1937, Москва) - сов. музыковед. В детстве обучался музыке у педагога Л. Л. Лисовского, а также живописи. В 1912-16 занимался в моск. Нар. консерватории по композиции у Б. Л. Яворского, по фп. у Е. В. Богословского и А. Ф. Гедике. С 1913 действит. чл. об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека"; в 1915-16 преподаватель теоретич. предметов и ассистент хор. класса моск. Нар. консерватории. Преподавал на муз. курсах А. Г. Шора (1921) и в муз. школе М. И. Медведевой (1921-23). В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1917-23 работал нач. милиции 1-го Сретенского участка Москвы. С 1923 лит. сотрудник редакции газ. "Правда". С 1930-х гг. занимался музыковедением. В 1940-45 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки. Организатор и рук. кабинета-лаборатории тональных систем (1945-1948). Выдвинул новые принципы темперации, создал клавишные инструменты 17- и 29-ступенного строя. Разрабатывал вопросы теории (гармонич. мышление, ладовые системы, муз. строи). Теоретич. работы О. ("Основы гармонического языка" и "Введение в современное музыкальное мышление") подвергались критике из-за абстрактности, схематизма, недостаточного историзма и др. В последний период жизни О. занимался проблемами муз. декламации, связи музыки и слова, отчасти муз. эстетики. В 1953-56 был чл. редколлегии и ред. ежегодника "Вопросы музыкознания" (т. 1, вып. 1-3, 1954-60). Ему принадлежат вступ. ст., ред., примечание в сб.: "Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики" (т. 1-2, 1954-56). Автор муз. произв. (в т.ч. фп. сонаты и прелюдии).

Сочинения: Чайковский - автор учебника гармонии, "СМ", 1940, No 5-6; Основы гармонического языка, М. - Л., 1941; Вторая симфония Г. Попова, в сб.: Советская музыка, вып. 5, М. - Л., 1946; Патетический квартет (Н. Чемберджи), "СМ", 1946, No 2-3; Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Заметки об эстетике М. И. Глинки, в сб.: Вопросы музыкознания, (т.I), вып. 1, М., 1954; Проблемы исполнительства в эстетике А. Н. Серова, в сб.: Проблемы советского искусства, М., 1954; Серов об исполнительском искусстве, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; В. В. Стасов, М., 1956; Некоторые вопросы оперной эстетики, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; О выразительных средствах гармонии в их связи с драматизмом вокальной музыки, там же, т.3, М., 1960; Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Специфика выразительных средств музыки, М., 1969, и др.

Г. Н. Соловьёва.

Огородников А. М.

Алексей Михайлович (р. 10 VIII 1923, Москва) - сов. исполнитель на удар. инструментах. Засл. арт. РСФСР (1976). В 1938-41 учился в Муз. уч-ще им. Гнесиных. В 1938-41 и с 1947 солист оркестра Большого т-ра. Обработал для удар. инструментов ряд произв. разл. композиторов.

Огренич Н. Л.

Николай Леонидович (р. 8 XII 1937, с. Ивановка Одесской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. УССР (1975). Чл. КПСС с 1980. В 1968 окончил Одесскую консерваторию у О. Н. Благовидовой. С 1962 солист Одесского т-ра муз. комедии, с 1966 - Одесского т-ра оперы и балета. В 1967-69 стажёр миланского т-ра "Ла Скала", выступал с концертами в Милане и Флоренции. Голос певца отличается большой силой, красотой тембра, широтой диапазона, ровностью звучания. Среди партий - Водемон, Самозванец, Каварадосси, Пинкертон; Рудольф ("Богема"), Манрико; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Хозе; Петро ("Наталка Полтавка"). Выступает в концертах, один из лучших интерпретаторов романсов и песен Г. В. Свиридова, Т. Н. Хренникова, укр. нар. песен. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1970). Гастролирует за рубежом. С 1970 преподаватель Одесской консерватории.

Литература: Игнатьева М., Из армейских запевал, "ТЖ", 1973, No 5.

Ода

Ода (от греч. oda - песня) - в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя - представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название "О." закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация).

В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин "О." утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т.ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.). В Англии в 17-18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии - "покровительницы искусств" (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, "Траурная ода"), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст "Оды к радости" Ф. Шиллера. Позднее название "О." нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян ("Ода памяти В. И. Ленина" для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата "Ода партии Ленина", 1959), Г. С. Држевский (О. "Моей партии" для баса и симф. оркестра, 1971) и др.

Литература: LiliencronR. von, Die Horazischen Metren in deutschen Kompositionen des 16. Jahrhunderts, "VfMw", 1887, Jahrg. 3, No 1; Prьfer А., Untersuchungen ьber den auЯerkirchliche Kunstgesang in den evangelischen Schulen des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1890 (Diss.); Szabо1сsi В., Ьber das Fortleben antiker Metren in der ungarischen Lied- und Tanzmusik, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961.

Одесса

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одесский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

Одзава С.

Сейджи (р. 1 IX 1935, Хотен, Маньчжурия) - япон. дирижёр. Изучал композицию и дирижирование под рук. X. Саито в частной Высшей муз. школе Тохо в Токио, где дебютировал, выступив с оркестром Японского радио и телевидения. В 1959 совершенствовался в дирижировании у Э. Биго в Париже и Г. Караяна в Зап. Берлине. Получил 1-е пр. на Междунар. конкурсах молодых дирижёров в Безансоне (Франция, 1959) и в Беркширском муз. центре (Танглвуд, США; 1960), обратив на себя внимание Ш. Мюнша. В 1961 ассистент Л. Бернстайна (гл. дирижёр) в Нью-Йоркском филармонич. оркестре. Работал в Торонто - дирижировал оркестром Радио (1962) и симф. оркестром (1965-68). Выступал на Зальцбургском фестивале ("Так поступают все..." Моцарта, 1969). С 1970 гл. дирижёр симф. оркестра в Сан-Франциско (выступал с ним в СССР в 1973) и одноврем. (1973-1975) - Бостонского симф. оркестра. О.- один из рук. муз. фестивалей Беркширского муз. центра в Танглвуде (с 1970). Гастролирует в странах Зап. Европы и в Японии (муз. консультант Японской филармонии).

Предыдущая страница Следующая страница