Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБЕ"-"ОДЗ")
Обедня - см. Литургия. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Обер Л. Ф. М. (Aubert) Луи Франсуа Мари (19 II 1877, Параме, близ Сен-Мало - 9 I 1968, Париж) - франц. композитор, пианист и муз. критик. Чл. Ин-та Франции (1956). Учился в Парижской консерватории у Л. Дьемера (фп.), А. Лавиньяка (гармония), П. Видаля и Г. Форе (композиция). Выступал как пианист с исполнением собств. соч., преподавал. Был сотрудником Франц. радио. Автор произв., близких по стилю к импрессионизму, использовал испан. тематику, элементы джаза. Сочинения: опера - Голубой лес (La forкt bleue, волшебная сказка, 1913, Женева; 1924, т-р "Опера комик", Париж); балеты - Мумия (La momie, 1903, Париж), Хризатемис (1904, Виши), Чарующая ночь (La nuit ensorcelйe, 1922, Париж), Кинематограф (Cinйma, 1953, Париж); для чтеца, хора и орк. - Кровавая легенда (Lйgende du sang, 1902); для орk. - симф. поэмы Хабанера (1919), Дриада (1924), симф. сюита Листок из образов (Feuille d'images, 1930), Приношение (Offrande, 1947), Могила Шатобриана (Le tombeau de Chateaubriand, 1948); для фп. с орk. - Фантазия (1899), Рождественская пастораль (Noлl pastorale, 1927); для скр. с орк. - Каприччио (1925); фп. пьесы; для 2 фп. - Короткая сюита (1900, орк. ред. 1916); для 2 гитар - Импровизация (1960); вок. циклы - 6 арабских поэм (6 Poиmes arabes, 1907), Осенние сумерки (Crйpuscules d'automne, 1910) и др. Литературные сочинения: L'orchestre (совм. с М. Ландовски), Р., 1951, 1960; Notice sur la vie et les travaux de G. Charpentier, P., 1956. Литература: Vui11emin L., Louis Aubert, son oeuvre, P., 1921; Landowski M., Moranзon G., Louis Aubert, P., 1967; Cain J., Funйrailles de M. L. Aubert, P., 1968. |
Оберек (oberek) - польский парный нар. танец. Возник в Куявии. Муз. размер 3/8 или 3/4, с акцентом обычно на третьей доле каждого 2-го такта, темп быстрый. О. часто исполняется после медленного куявяка. Образцы О. встречаются в музыке Ф. Шопена (напр., 4-я мазурка для фп.). |
Обертас (obertas) - то же, что оберек. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Обечайка - боковая часть корпуса (гнутая или составная) муз. инструментов, имеющих две деки. У гитар О. состоит из 2 частей (правой и левой), у инструментов скрипичного семейства - из 6 частей (2 верхних, 2 средних и 2 нижних). О. делаются, как правило, из тонких пластинок того же дерева, из к-рого изготовлены нижние деки (чаще всего клён, иногда тополь, груша и др.), и выгибаются по их форме. Приклеиваются к краям дек с внутр. стороны и укрепляются с помощью т.н. клоцов (деревянных бобышек). Для увеличения площади прикрепления О. утолщаются т.н. контробечайками - узкими, часто ольховыми, планками (обручиками), наклеиваемыми изнутри сверху и снизу О. на всём её протяжении. У контрабасов часто делаются и внеш. контробечайки. На нек-рых старинных инструментах О. украшены живописью и инкрустацией (интарсией). У барабана О. наз. кадлом. |
Обиход - певческая книга рус. церкви. Содержит стабильные песнопения всенощной и литургии, песнопения великопостные, пасхальные, архиерейского богослужения, молебнов, панихиды, погребения, а также некоторые песнопения октоиха, предназначаемые для исполнения гл. обр. на всенощной. О. формировался на основе попевок осмогласия и в 15 в. представлял собой отд. песнопения, распетые "на глас" и приложенные к октоиху. В 16 в. с увеличением фонда попевок знаменного распева и культивированием демественного распева и путевого распева был распет весь перечисленный состав О. Как правило, О. располагался в одном переплёте с октоихом, иногда впереди него. В 17 в. О. пополнился напевами болгарского распева, греческого распева и киевского распева. В нач. 18 в. он был выделен в особую книгу. В 1772 Моск. синодальной типографией было осуществлено 1-е издание "Обихода церковного нотного пения". В 1787 был издан "Сокращённый обиход нотного пения", предназначенный для обучения пению. Он предварялся краткой "Азбукой нотного пения". В 1887 его заменил "Учебный обиход нотного пения". Все виды О. печатались в квадратной ноте, в цефаутном ключе. Литература: Бессонов П., Судьба нотных певческих книг, "Православное обозрение", 1864, т. 14, май - июнь; Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957. И. Д. Успенский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Лев Николаевич (29 VIII (11 IX) 1907, Москва - 5 I 1974, там же) - советский пианист. Нар. арт. СССР (1964). Учился игре на фп. в Муз. уч-ще Гнесиных у Елены Ф. Гнесиной и в Моск. консерватории, к-рую окончил в 1926 по классу фп. у К. Н. Игумнова; занимался композицией под рук. Н. Я. Мясковского (О. - автор ряда фп. пьес, в т.ч. сонаты, романсов, скерцо для оркестра и др.). Получил 1-ю пр. на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве (1927). О. был первым сов. исполнителем, участвовавшим в междунар. конкурсе. С 1928 преподавал фп. игру в Моск. консерватории (с 1930 вёл класс спец. фп., с 1935 профессор, в 1954-59 и с 1965 зав. кафедрой фп.). Среди учеников - Т. П. Кравченко, М. С. Воскресенский, Е. Г. Новицкая, А. Г. Севидов. Много гастролировал, выступал как солист и ансамблист (в сонатных вечерах с Д. Ф. Ойстрахом, в трио с Ойстрахом и С. Н. Кнушевицким). Игра О. отличалась ясностью замыслов, чёткостью выявления формы, искренностью и теплотой чувств, светлым колоритом; О. в совершенстве владел всеми видами техники, к-рая всегда была подчинена достижению художеств. целей. Его обширный репертуар включал произв. классиков, романтиков, совр. композиторов; особенно близки ему были соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова. Выл также выдающимся интерпретатором сов. музыки, первым исполнителем ряда произв. сов. композиторов, в т.ч. фп. концерта А. И. Хачатуряна, посв. О. Гос. пр. СССР (1943). Сочинения: О некоторых принципах фортепианной техники, в сб.: Вопросы фортепианного исполнительства, вып. 2, М., 1968, с. 71-80. Литература: Xентова С., Лев Оборин, Л., 1964; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., (1962), 4970. Я. И. Мильштейн. |
Оборот - термин, применяемый в сов. музыковедении для обозначения обладающего определённой характерностью последования неск. звуков (мелодич. О.), созвучий (гармонич. О.), совокупности мелодич. звуков и звуков сопровождающих голосов (муз. О.). Структурная протяжённость О. не является строго определённой - со стороны структуры он может совпадать как с мотивом, так и с фразой, порой и с предложением, в отд. случаях может включать смежные части двух структурных единиц. Понятие мелодич. О. близко к понятиям интонации, попевки; один из видов муз. О. составляет каденция (1) - мелодический, гармонический или соединяющий в себе мелодич. и гармонич. звуки заключит. О. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Обрадович А. (Obradovic) Александр (р. 22 VIII 1927, Блед) - серб. композитор (Югославия). В 1952 окончил Муз. академию в Белграде по классу композиции у М. Логара. В 1953 преподавал в муз. школе "Станкович", с 1954 - в Муз. академии (композиция и инструментовка). Совершенствовался в Лондоне у Л. Бёркли (1959-60). В 1962-66 ген. секретарь CK Югославии. В первый период творчества следовал традициям позднего романтизма, затем пришёл к применению приёмов авангардизма, использованию электронной музыки ("Скерцо в додекафонной манере", 1962; Эпитафия для стереомагнитофона и симф. оркестра, 1965; Электронная токката и фуга, обе - 1967, и др.); занимался её изучением в Электронном муз. центре Колумбийского ун-та в Нью-Йорке (1966-1967). О. принадлежит инструментовка ряда соч., в т.ч. "Героической оратории" В. Вучковича. В 1962 посетил СССР. Сочинения: балет - Весеннее утро (Пролеыни уранак, 1949); для орк. - 5 симфоний (1952, 1961, 1967 - Микросимфония, 1972 - электронная, 1973), симф. скерцо (1955), Скерцо-увертюра (1959), Симф. коло (1949), Комитский танец (1950), Прелюдия и фуга (для струн. орк., 1954), Драматическая фуга (для дух. орк., 1972); для инструмента с орк. - концертино для фп. и орк. (1957), концерт для кларнета и струн. орк. (1958); симф. эпитафия для чтеца, хора и орк. (1959); камерно-инстр. ансамбли - Платаны (1964); для голоса с орк. - вок. цикл для баритона Пламенный ветер (Плдмен вётар, 1955), Прелюдия и фуга (со струн. орк., 1963); хоры; массовые и сольные песни; музыка для драм. т-ра и кино; обр. для хора старых революц. песен. Литература: Rеricic V., Muzicki stvaraoci u Srbiji, Beograd, (1968). И. M. Ямпольский. |
Елена Васильевна (р. 7 VII 1937, Ленинград) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1976). В 1964 окончила Ленингр. консерваторию по классу пения у А. А. Григорьевой. Ещё студенткой пела партию Марины Мнишек в спектакле Большого т-ра. С 1964 в труппе этого т-ра. Обладает голосом сочного, насыщенного звучания, ровного во всех регистрах. Яркая индивидуальность, острое чувство современности позволяют певице по-новому исполнять партии классич. репертуара: Марина Мнишек, Амнерис, Кончаковна, Азучена, Кармен; Графиня, Полина ("Пиковая дама"), Марфа ("Хованщина"), Любаша ("Царская невеста"), Эболи ("Дон Карлос"). К значит. работам относятся также партии: княжна Марья и Элен ("Война и мир"), Фрося ("Семён Котко"), Женя ("Зори здесь тихие..." Молчанова), Оберон ("Сон в летнюю ночь" Бриттена). В конц. репертуаре О. - камерно-вок. произв. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, С. В. Рахманинова, Г. В. Свиридова, Р. Шумана, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. С 1964 гастролирует во мн. странах: во Франции, Италии, Канаде, Японии, Великобритании, Польше, ГДР, США и др. В 1973 исполнила партию Кармен в новой пост. оперы в т-ре "Перес Гальдос" (Мадрид), а также в Марселе, Брно и Пльзене; в 1976 - партию Шарлотты ("Вертер") в т-ре "Ла Скала" (Милан). 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. Глинки (1962), 4-м Междунар. конкурсе им. Чайковского (1970), Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Виньяса (Барселона, 1970) и др. Гос. пр. РСФСР им. Глинки (1973) - за конц. деятельность 1971-72. Ленинская пр. (1976). Литература: Морозова Н., Елена Образцова, "Театр", 1971, No 10; Елена Образцова, в кн.: Орфенов А., Юность, надежды, свершения, М., 1973. Е. Н. Дюкина. |
Обратимый контрапункт - полифонич. соединение мелодий, к-рое может быть преобразовано в другое, производное, с помощью обращения одного, нескольких (неполный О. к.) или всех голосов (собственно О. к.), вид сложного контрапункта. Наиболее распространён О. к. с обращением всех голосов, где производное соединение подобно отражению первоначального в зеркале, т.н. зеркальный контрапункт. Он характеризуется равенством интервалов первоначального и производного соединения (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 1, фуга G-dur, такты 5-7 и 24-26; "Искусство фуги", No 12). Более сложен неполный О. к.: интервалы первоначального соединения изменяются в производном без видимой закономерности. Часто О. к. и неполный О. к. сочетаются с вертикально-подвижным контрапунктом (вертикально-обратимый: Д. Д. Шостакович, фуга Е-dur, такты 4-6 и 24-26; В. А. Моцарт, Квинтет c-moll, трио из менуэта), горизонтально- и вдвойне-подвижным контрапунктом (неполный вертикально-горизонтальный обратимый: И. С. Бах, двухголосная инвенция g-moll, такты 1-2 и 3-4), контрапунктом, допускающим удвоения (неполный обратимый с удвоениями: И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир", т. 2, фуга b-moll, такты 27-31 и 96-100); в О. к. применяется также возвратное движение (зеркально-ракоходный: П. Хиндемит, "Ludus tonalis", прелюдия и постлюдия) и др. О. к. радикально меняет облик первоначального соединения: в производных соединениях возникает фактически новый мелодич. рисунок, часто изменяется интервальное соотношение голосов. Техника О. к. широко применяется композиторами 20 в. (А. Шёнберг, Хиндемит, Р. К. Щедрин и др.), нередко в сочетании с малоупотребительными ранее контрапунктич. формами (возвратное движение). Литература: Богатырев С. С., Обратимый контрапункт, М., 1960; Южак К., Некоторые особенности строения фуги И. С. Баха, М., 1965, §§ 20-21; Танеев С. И., Фрагмент из варианта вступления к книге "Подвижной контрапункт строгого письма...", в кн.: Танеев С., Из научно-педагогич. наследия, М., 1967. См. также лит. при статье Обращение темы. В. П. Фраёнов. |
Обращение аккорда - видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к-ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1-е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2-е, квартсекстаккорд, - от переноса примы и терции на октаву вверх. (Секстаккорд может быть образован и переносом терции трезвучия на октаву вниз, квартсекстаккорд - переносом квинты на октаву вниз.) Название секстаккорда происходит от интервала сексты, возникающего между нижним звуком (терцией) и перемещённой примой, квартсекстаккорда - от интервалов кварты и сексты, возникающих между нижним звуком (квинтой) и перемещёнными примой и терцией. Септаккорд имеет три обращения: 1-е - квинтсекстаккорд, 2-е- терцквартаккорд, 3-е - секундаккорд. Нижними тонами обращений септаккорда становятся последовательно терция, квинта и септима. Обращения трезвучия Обращения септаккорда Названия обращений септаккорда происходят от интервалов, возникающих между их нижним звуком, с одной стороны, и основанием (примой) и вершиной (септимой) септаккорда, с другой. В сокращённых обозначениях обращений аккордов их важнейшие интервалы передаются с помощью цифр (напр., I6 - секстаккорд тоники, V65 - квинтсекстаккорд доминанты и т.п.). Разл. виды обращений нонаккорда и ундецимаккорда самостоят. названий не имеют. См. Аккорд. В. А. Вахромеев. |
Обращение интервала - перемещение звуков интервала на октаву, при к-ром его основание становится верхним звуком, а вершина - нижним. Обращение простых интервалов (в пределах октавы) производится двумя способами: перенесением основания интервала на октаву вверх или вершины на октаву вниз. В результате возникает новый интервал, дополняющий исходный до октавы, напр., от обращения секунды образуется септима, от обращения терции - секста и т.п. Все чистые интервалы обращаются в чистые, малые в большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные и наоборот, дважды увеличенные в дважды уменьшенные и наоборот. Обращение простых интервалов в составные и составных - в простые производится тремя способами: перемещением нижнего звука интервала на две октавы вверх или верхнего звука на две октавы вниз либо обоих звуков на одну октаву во встречном направлении. Возможно также обращение составных интервалов в составные же; в этих случаях перемещение одного звука производится на три октавы, а обоих звуков - на две октавы во встречном направлении (перекрёстно). См. Интервал. В. А. Вахромеев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Светослав (25 XI 1909, Провадия - 16 V 1955, София) - болг. композитор и хор. дирижёр. Чл. Болг. коммунистич. партии (с 1942). Окончил Гос. муз. академию в Софии (1933). Участвуя в революц. борьбе, был вынужден часто менять работу и местожительство:, был дирижёром самодеят. хоров в Софии, композитором и пианистом в оперном т-ре в Русе и в драм. т-ре в Варне, преподавал в Пловдиве, принимал участие в деятельности разл. рабочих т-ров (совм. с реж. Б. Дановским), писал музыку к спектаклям т-ров антифашистской направленности ("Нар. сцена", "Т-35", "Реалистичен театр" и др.), возглавлял муз. отдел Радио (1941-42) и т-р (1943) в Варне, руководил созданным им Гос. хором радио (позднее наз. Болг. хор. капелла; с 1955 Болг. хор. капелла им. Обретенова); под рук. О. этот коллектив занимал первые места на всемирных фестивалях молодёжи. Дирижёрское иск-во О. отличалось большой эмоциональностью и артистичностью. В 1952-53 совершенствовался как хор. дирижёр в Москве. В раннем композиторском творчестве преобладали произв. экспрессивно-речитативного характера, позднее использовал традиции нар. песенности (хор. баллада "Три сестры"; "Колыбельная" - "Приспивна песен"); в основе программных симф. соч. О. - образы болг. поэзии. После образования НРБ посв. своё творчество гл. обр. антигитлеровской и антимонархич. тематике (массовые песни, маршевые, а также лирич.; ввёл этот жанр в болг. музыку); автор песен для детских хоров. Наряду с вок.-симф. и хор. сочинениями (наиболее значительные в его творчестве), посвящёнными гл. обр. теме родины и отличающимися романтич. приподнятостью и патетикой, писал также сатирич. произв. ("Злоязычник" - "Злоезичник" для голоса с оркестром). Сочинения: оратория Партизаны (Партизани, 1952); кантаты - Родина Димитрова (Димитровска родина, a cappella, 1950), Пой, наш отчий край (Запей, наш бащин край, для смешанного хора с чтецом, 1954), Радость идёт (Радост иде, 1955); для орк. - симф. поэма Балканы поют гайдуцкую песню (Балканът пее хайдушка песен, по балладе "Хаджи Димитр" X. Ботева), увертюра Георгий Димитров; для голоса и инстр. Ансамбля - сюита Борьба за мир (Борба за мир, 1951); камерно-инстр. ансамбли; хоры; для голоса соло - Есть такая песня (Има една песен); песни с фп. Литература: Кръстев В., Светослав Обретенов, София, 1959; его же. Св. Обретенов, София, 1966; Светослав Обретенов. Спомени, статии, писма, материали, София, 1970. И. Везнев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Обри П. (Aubry) Пьер (14 II 1874, Париж - 31 VIII 1910, Дьеп) - франц. музыковед, муз. палеограф и филолог-востоковед. Профессор Католич. ин-та и Высшей школы социальных наук в Париже (преподавал вост. языки). Один из крупнейших специалистов по изучению музыки средних веков, исследователь нотных рукописей. В отличие от мн. предшественников в области медиевистики, проявлял большой интерес к светской музыке средневековья. Опубликованные им материалы изменили ранее сложившуюся картину эпохи. О. изучал истоки франц. музыки, ее древние памятники, прозу А. де Сен-Виктора, старинные героич. песни, иск-во трубадуров и труверов, ранние образцы инстр. музыки (танцев), проблемы ритма в литургич. поэзии и церк. музыке, мотеты 13 в., материалы песенников и др. Его принципы расшифровки старинной нотации (О. основывался на т.н. франконской мензуральной нотации) оспаривали нек-рые современники, в т.ч. X. Риман. Для О., прогрессивно мыслящего музыковеда-медиевиста, характерны редкостная широта интересов (он изучал также арм., тадж., узб. музыку старой традиции; в 1901 посетил Туркестан), опора на огромное кол-во нотных первоисточников, глубокое ощущение связи мелодии и поэзии, умение ярко и живо обрисовать конкретную историч. обстановку, жизнь иск-ва в далекие эпохи, а также личности его создателей и исполнителей. Был одним из основателей (совм. с Ж. Комбарьё, Р. Ролланом) журн. "La Revue d'histoire et de critique musicales" (1901). Сочинения: Huit chants hйroпques de l'ancienne France, R., 1896; Mйlanges de musicologie critique, v. 1-4, R., 1900-05, Souvenir d'une mission d'йtudes musicales en Armйnie, R., 1902, Essais de musicologie comparйe, v. 1-2, 1903-05; Les plus anciens monuments de la musique franзaise, P., 1905; Au Turkestan. Notes sur quelques habitudes musicales chez les Tadjikes et chez les Sartes, (P.), 1905; La musique et les musiciens d'йglise en Normandie au XIII siиcle..., P., 1906; Estampies et danses royales, P., 1907; Cent motets du XIII siиcle, v. 1?3, P., 1908; Troubadours et trouvers, P., 1909 (рус. пер. - Трубадуры и труверы, M., 1932 (серия Историческая библиотека)). Литература: (Ghai11еу J.), Quel est l'auteur de la "thйorie modale", dite de Beck-Aubry? "AfMw", 1953, Jahrg. 10, No 3. Т. Н. Соловьёва. |
Обусье Р. (Oboussier) Робер (9 VII 1900, Антверпен - 9 VI 1957, Цюрих) - швейц. композитор и муз. критик. В 1920-21 учился в Цюрихской консерватории у Ф. Андре, К. Фоглера и Ф. Ярнаха, затем в Берлине у Ф. Ярнаха (композиция) и в Высшей муз. школе у З. Окса (дирижирование). С 1922 жил во Флоренции (до 1928), Мюнхене, Париже, в 1930-38 - в Берлине; выступал как муз. критик. В 1939 поселился в Цюрихе, с 1942 руководил Центр. архивом швейц. музыки (с 1948 его вице-директор). С 1954 чл. правления Швейц. муз. союза. Наибольшее признание получили песни и хоры О. на стихи Й. Эйхендорфа, Ф. Хеббеля, К. Брентано, М. Клаудиуса, А. Ноай, Р. М. Рильке, а также обработки старинных англ. песен (a cappella). Автор оперы "Амфитрион" (по Мольеру, 1951, Берлин), симф., камерно-инстр. и вок. произв., в т.ч. "Антигоны" для голоса (альта) с оркестром (1939). Написал кн. "Симфонии Бетховена" ("Die Sinfonien Beethovens", В., 1937, 3-е изд. 1961), "Музыкальная хроника Берлина 1930-38" ("Berliner Musikchronik 1930-38", Zьrich, 1969). |
Обухов Н. (Obouhow, Obukhov) Николай (10 (22) IV 1892, Курск - 13 XI 1954, Париж) - франц. композитор. По национальности русский. Учился в Петерб. консерватории у М. О. Штейнберга и Н. Н. Черепнина. В 1918 эмигрировал во Францию. Жил в Париже, где сблизился с М. Равелем. Ранние произв. написаны под влиянием А. Н. Скрябина. Разработал муз. систему из 12 равноправных звуков, одноврем. ввёл нотацию с заменой диезов и бемолей крестами (позднее ею заинтересовался А. Онеггер; в 1957 во Франции учреждена премия О. за лучшее произв., записанное в этой нотации). Творчество О. имело мистич. направленность (нек-рые произв. подписывал: Nicolas l'illuminй - Николай-ясновидец). Работал в области орк., фп., вок. музыки. Гл. его произв. - монументальная оратория "Книга жизни" ("Le livre de vie", 1925, исп. 1926, под упр. С. А. Кусевицкого), созданная под влиянием задуманной Скрябиным "Мистерии". По идее О. был изготовлен муз. инструмент в форме креста - "Звучащий крест" ("Le croix sonore", 1934), в к-ром использован принцип электромагнитных волн. О. принадлежит теоретич. труд "Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной" ("Traitй d'harmonie tonale, atonale et totale", 1946). Литература: Schloezer B. de, Nicolas Oboukhoff, "RM", 1921, v. 1, No 1; Larronde C., "Le livre de vie" de N. Obouhow, P., 1932; Les manuscrits de N. Obouhov, au Dйpartement de la Musique de la Bibliothиque Nationale, "Fontes Artis Musicae", 1968, v. 15, No 2-3; Nicolas Obouhow, "RM", 1972, No 290-291 (спец. выпуск). И. А. Медведева. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Общество друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde; первоначально Об-во любителей музыки Австрийской империи). Основанное в 1812 в Вене И. фон Зонлейтнером и Ф. фон Арнштейн, О. л. м. сыграло значит. роль в развитии австр. муз. культуры. В 1817 по инициативе об-ва создана певческая школа, в 1819 - скрипичная, преобразованные в 1821 в консерваторию; при об-ве сформировались архив рукописей, библиотека, музей ценных инструментов и редких изданий. Осн. целью О. л. м. стала пропаганда муз. произв. Созданный при нём любит. оркестр 4-6 раз в год выступал с открытыми концертами, а также устраивал закрытые вечера, где для членов об-ва исполнялись новые соч. Дирижёрами оркестра были: Л. Зонлейтнер (1816-50), Й. Хельмесбергер (1851-1859), И. Хербек (1859-70, 1875-77), А. Г. Рубинштейн (1871-72), И. Брамс (1872-75), X. Рихтер (1880-82, 1884-90), В. Герикке (1882-84, 1890-95), Ф. Лёве (1900-04), Ф. Шальк (1904-21), В. Фуртвенглер (1921-1930), О. Кабаста (1935-38) и др. После 2-й мировой войны 1939-45 оркестром попеременно руководили Г. Караян (с 1945) и В. Фуртвенглер. М. Ф. Леонова. |
Нар Михайлович (р. 30 III (12 IV) 1913, Тбилиси) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1964). Сын известного арм. писателя Нар-Доса (М. З. Ованисяна). Деп. Верх. Совета Арм. ССР 4-го созыва. В 1941 окончил Тбилисскую консерваторию по классу пения у Е. А. Вронского. В 1931-1937 хорист, в 1945-51 солист Груз. т-ра оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 выступал с фронтовым ансамблем песни и пляски. С 1951 солист Арм. т-ра оперы и балета. Обладает звучным красивым голосом сочного тембра, особенно выразительным в нижнем регистре, ярким артистич. талантом. Среди многочисл. партий - Давид-Бек ("Давид-Бек" Тиграняна), Надир-шах ("Алмаст" Спендиарова), Абио, Цангала ("Абесалом и Этери", "Даиси" З. Палиашвили), Мгосани ("Шота Руставели" Аракишвили), Макар ("Кето и Котэ" Долидзе), Торос ("Арцваберд" Бабаева), Гремин, Кочубей, Кончак, Мельник; Тиресий ("Царь Эдип" Стравинского), Мефистофель, Дон Базилио, Нилаканта; Валько ("Молодая гвардия"). Выступает как конц. певец, наряду с классич. романсами исполняет произв. сов. авторов. В 1954-63 преподавал в Ереванской консерватории. Гастролировал за рубежом (Сирия, Ливан, Франция, Бельгия, Венгрия и др.). Литература: Сабинина М., Армянский оперный театр в Москве, "СМ", 1956, No 8; Марутян Н., Высокое призвание певца, "Советская Молдавия", 1969, 13 июня. В. И. Зарубин. |
Дангатар (р. 19 XII 1910 (1 I 1911), аул Мюльк-Юсуп, ныне Марыйского р-на Туркменской ССР) - сов. композитор и дирижёр. Нар. арт. Туркм. ССР (1961). В 1930 окончил Ташкентский педагогич. техникум и преподавал в Ташкенте, Ашхабаде, Красно-водске. В 1939-40 играл в оркестре. С 1940 учился в Ленингр. консерватории, в 1949-51 в туркм. студии при Моск. консерватории. В 1941-66 дирижёр Ашхабадского т-ра оперы и балета, где были поставлены оперы, созданные им совм. с комп. А. Г. Шапошниковым - "Шасенем и Гариб" (1944; 2-я ред. 1955) и "Айни" (1957) и с Ю. С. Мейтусом - "Лейли и Меджнун" (1946). Ему принадлежат также - оратория "Ленин" (1960, 2-я ред. 1964, Гос. пр. Туркм. ССР им. Махтумкули, 1966), кантаты "Ватан" ("Родина", 1947), "Звуки дутара" (1950), "Коммунист" (1965) и др., 15 хоров, музыка к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. "Солтан Санджар", 1945), св. 100 песен и др. Литература: Реджепов А., Овезов Д., Аш., 1968 (на туркм. яз.). |
Гагик Гедеонович (р. 1 III 1930, Ереван) - сов. композитор. В 1954 окончил Ереванскую консерваторию по классу скрипки у К. С. Домбаева, в 1957- по классу композиции у Г. Е. Егиазаряна. В музыке О. сочетаются конструктивная чёткость, графич. строгость форм и живое лирич. чувство. Осн. место в его творчестве занимают инстр. произв., в т.ч. 3 цикла инвенций для симф. оркестра (1968-71), "Концертные инвенции" для фп. с оркестром (1974), концерты для скрипки (1980), для виолончели (1976) с оркестром, соната-дуэт для скрипки и виолончели (1981), струн. квартет (1960), инвенционные пьесы для инструментов с фп. - 10 для струнных (1972), 10 для деревянных духовых (1969), 10 для медных духовых (1976), соната "Гармония лада" (1977) и 12 прелюдий (1965) для фп. С 1964 преподаёт в Ереванской консерватории. |
Вячеслав Александрович (р. 29 V 1936, Воронеж) - сов. композитор и дирижёр. В 1962 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Т. Н. Хренникова (ранее занимался у С. С. Богатырёва), в 1962-66 занимался в аспирантуре у него же (не окончил). В 1960-62 обучался дирижированию под рук. Л. М. Гинзбурга. С 1962 дирижирует разл. оркестрами, в т.ч. Всес. радио и телевидения. Гастролировал за рубежом. Пр. Ленинского комсомола (1978). Сочинения: 2 оперы; балеты, в т.ч. Посвящение (совм. с В. Г. Киктой. 1975, Москва); для солистов, хора и орк. - оратории Гимны Отечеству (сл. Л. Н. Васильевой, 1974) и Сергий Радонежский (слова нар. сказаний и С. Ф. Бобкова, 1980), кантата Песнь-баллада о строителях БАМа (сл. Васильевой, 1979), Траурная музыка (1972), Элегия памяти С. В. Рахманинова (1973); для орк. - 3 симфонии (1956-1964), 6 сюит (1956-72) и др.; соч. для скр. с фп.; произв. для фп.; хоры; романсы на сл. А. С. Пушкина, И. А. Бунина; музыка к спектаклям драм. т-ра; музыка к кинофильмам - "Иваново детство" (1962), "Война и мир" (4 серии, 1965-1968), "Первый учитель" (1966), "Андрей Рублёв" (1969), "Это сладкое слово - свобода" (1972), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1978) и др.; аранжировал и инструментовал для орк. ряд хор. и фп. соч. Рахманинова. |
Саша (наст. имя и фам. - Александр Аршакович Оганян) (1889, Тбилиси - 31 V 1932, там же) - сов. кеманчист, композитор, муз.-обществ. деятель и педагог. Исполнитель и знаток закавказской и перс. народно-проф. музыки. С 1909 выступал в городах Закавказья, РСФСР, Ср. Азии, а также в Иране и Германии. О. усовершенствовал конструкцию кеманчи, ввёл новые приёмы игры; широко используя весь диапазон, окончательно утвердил её как сольный инструмент. Исполнит. иск-во О. оказало значит. влияние на развитие нар. инстр. культуры Закавказья. В 1914 организовал в Баку т. н. Курсы вост. музыки, где впервые на всём Ближнем Востоке велось обучение по нотам игре на вост. инструментах. В 1920 в Баку при активном участии О. открылась Восточная консерватория (был её первым ректором). С 1924 вёл класс вост. инструментов и преподавал муз.-теоретич. дисциплины в Доме арм. иск-ва в Тбилиси, с 1926 - в Ереванской консерватории (одноврем. руководитель и солист Ансамбля нар. инструментов Радиокомитета). Выступал в периодич. печати со статьями по вопросам теории и истории вост. музыки, инструментоведения, методики обучения игре на вост. инструментах. Автор оперы "Фархад и Ширин" (1911, Баку), мн. соч. для кеманчи, скрипки и фп. Литература: Геворкян Г., Саша Оганезашвили, Ер., 1973 (на арм. яз.). |
Эдгар Сергеевич (р. 14 I 1930, Ереван) - сов. композитор. Нар. арт. Арм. ССР (1972). Чл. КПСС с 1952. Деп. Верх. Совета Арм. ССР 6-го и 7-го созывов. В 1953 окончил Ереванскую консерваторию по классу композиции у Г. И. Егиазаряна, в 1957 - аспирантуру Моск. консерватории (рук. А. И. Хачатурян). В 1962-68 директор Арм. т-ра оперы и балета, в 1970-1974 худ. рук. Гос. ансамбля арм. нар. песни и пляски. В 1956-73 зам. пред. правления CK Арм. ССР. О. тяготеет к драм. заострённым ситуациям, его творчеству свойственны также эпичность и высокая лирика. Муз. язык композитора экспрессивен, отличается мелодичностью, сложной, разнообразной ритмикой, полифонич. насыщенностью. Сочинения: балеты - Мармар (1957), Голубой ноктюрн (1964), Вечный Идол (1966; Гос. пр. Арм. ССР, 1967), Антуни (1969) (все пост. в Арм. т-ре оперы и балета); кантаты - Миру - мир (1950), Страна родная (1960), Эребуни (1968), В армянских горах (1969), хореографич. кантата Памятник героям (1975); для орк. - симфония (1957), танц. сюита (1953); концерты - для саксофона и джаз-оркестра (1966), для камерного орк. (1968); фп. квинтет (1955), 3 струн. квартета (1950, 1958, 1964); соната для влч. соло (1970); фп., скр. и влч. пьесы; для хора с орк. - Коммунистической партии ( 1952), Витоша-Арарат (1967), Ереван-Эребуни (1968), Сардарапат (1968), Арпа-Севан (1969) и др.; для хора а cappella - поэмы Два берега (1952), Упокой (1969); песни, романсы, обр. арм. нар. песен и танцев, музыка к драм. спектаклям и мн. кинофильмам. Литература: Генина Л., Эдгар Оганесян, М., 1959; её же, Современный, национальный, "Советакан арвест", 1968, No 1 (на арм. яз.); Гаспарян И., Эдгар Оганесян, Ер., 1969 (на арм. яз.); Берко М., Верный своим убеждениям, "СМ", 1969, No 7. Р. А. Атаян. |
Огдон Д. Э. Х. (Ogdon) Джон Эндрю Хоуард (р. 27 I 1937, Манчестер) - англ. пианист и педагог. По окончании Корол. муз. колледжа в Манчестере брал уроки игры на фп. у Э. Петри, от к-рого воспринял принципы школы Ф. Бузони. Активно концертирует в Великобритании и др. странах Европы, в т.ч. в СССР (впервые в 1962). 1-е пр. на Междунар. конкурсах пианистов им. Ф. Бузони в Больцано (1960) и им. П. И. Чайковского в Москве (1962). По стилю исп. О. - художник виртуозно-романтич. склада (значит. место в репертуаре занимают соч. Ф. Листа); его игра отличается артистич. размахом, богатством красок; характерно своеобразие трактовок. Выступает и как ансамблист - в фп. дуэте с Б. Лукаш. Автор фп. произв. Ю. М. Оленев. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Константин Дмитриевич (р. 30 IX 1926, Днепропетровск) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1972). Чл. КПСС с 1965. В 1955 окончил Моск. консерваторию у М. Г. Гуковой и дебютировал на сцене Укр. т-ра оперы и балета, где выступал до 1973. С 1973 солист Киевской филармонии. Среди партий - Ленский, Юродивый, Моцарт, Боян, Альфред; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Тамино ("Волшебная флейта"), Надир ("Искатели жемчуга" Бизе), Фауст; Люченцио ("Укрощение строптивой"). Конц. репертуар О. обширен и разнообразен. Гастролирует за рубежом. С 1965 преподаёт в Киевской консерватории (с 1977 доцент). |
Александр Павлович (р. 27 VIII 1920, с. Петровское, ныне Ворошиловград) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1965). В 1949 окончил Кишинёвскую консерваторию по классу пения у В. Г. Долева, с того же года - солист Большого т-ра СССР. Обладает сильным, красивым голосом, яркими сценич. данными, большим драматич. дарованием. К высшим достижениям артиста относятся партии в операх Мусоргского - Борис Годунов; Досифей ("Хованщина"; Гос. пр. СССР, 1950). Среди партий: Грозный ("Псковитянка"), Рене и Гремин ("Иоланта" и "Евгений Онегин"), Мефистофель; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Филипп II ("Дон Карлос"), Бестужев ("Декабристы"). О. - первый исполнитель на сов. сцене партий Николая I ("Декабристы", 1953), Тезея ("Сон в летнюю ночь" Бриттена, 1965), Вожака ("Оптимистическая трагедия" Холминова, 1967), Генерала ("Игрок" Прокофьева, 1974). Выступает как конц. исполнитель. Особенно близка его творчеству романсовая лирика С. В. Рахманинова. Снимался в кино: Алеко ("Алеко", 1954), Ф. Шаляпин ("Римский-Корсаков", 1953). Гастролирует за рубежом (Чехословакия, Индия, Афганистан, Бирма, Венгрия, Франция, Румыния, Турция, Австрия, Италия, Канада, Польша, Япония, США). Литература: Полякова Л., Молодежь оперной сцены Большого театра, М., 1952, с. 61-65; Андреев В., Певец, актер, человек, "Культура и жизнь", 1967, No 7. В. И. Зарубин. |
Алексей Степанович (18 (30) V 1894, Полтава - 15 VIII 1937, Москва) - сов. музыковед. В детстве обучался музыке у педагога Л. Л. Лисовского, а также живописи. В 1912-16 занимался в моск. Нар. консерватории по композиции у Б. Л. Яворского, по фп. у Е. В. Богословского и А. Ф. Гедике. С 1913 действит. чл. об-ва "Музыкально-теоретическая библиотека"; в 1915-16 преподаватель теоретич. предметов и ассистент хор. класса моск. Нар. консерватории. Преподавал на муз. курсах А. Г. Шора (1921) и в муз. школе М. И. Медведевой (1921-23). В 1917 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1917-23 работал нач. милиции 1-го Сретенского участка Москвы. С 1923 лит. сотрудник редакции газ. "Правда". С 1930-х гг. занимался музыковедением. В 1940-45 ст. науч. сотрудник Ленингр. ин-та т-ра и музыки. Организатор и рук. кабинета-лаборатории тональных систем (1945-1948). Выдвинул новые принципы темперации, создал клавишные инструменты 17- и 29-ступенного строя. Разрабатывал вопросы теории (гармонич. мышление, ладовые системы, муз. строи). Теоретич. работы О. ("Основы гармонического языка" и "Введение в современное музыкальное мышление") подвергались критике из-за абстрактности, схематизма, недостаточного историзма и др. В последний период жизни О. занимался проблемами муз. декламации, связи музыки и слова, отчасти муз. эстетики. В 1953-56 был чл. редколлегии и ред. ежегодника "Вопросы музыкознания" (т. 1, вып. 1-3, 1954-60). Ему принадлежат вступ. ст., ред., примечание в сб.: "Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики" (т. 1-2, 1954-56). Автор муз. произв. (в т.ч. фп. сонаты и прелюдии). Сочинения: Чайковский - автор учебника гармонии, "СМ", 1940, No 5-6; Основы гармонического языка, М. - Л., 1941; Вторая симфония Г. Попова, в сб.: Советская музыка, вып. 5, М. - Л., 1946; Патетический квартет (Н. Чемберджи), "СМ", 1946, No 2-3; Введение в современное музыкальное мышление, М. - Л., 1946; Заметки об эстетике М. И. Глинки, в сб.: Вопросы музыкознания, (т.I), вып. 1, М., 1954; Проблемы исполнительства в эстетике А. Н. Серова, в сб.: Проблемы советского искусства, М., 1954; Серов об исполнительском искусстве, в сб.: О музыкальном исполнительстве, М., 1954; В. В. Стасов, М., 1956; Некоторые вопросы оперной эстетики, в сб.: Вопросы музыкознания, т. 2, М., 1956; О выразительных средствах гармонии в их связи с драматизмом вокальной музыки, там же, т.3, М., 1960; Слово и музыка в вокально-драматических жанрах, М., 1960; Вокальная драматургия Мусоргского, М., 1966; Специфика выразительных средств музыки, М., 1969, и др. Г. Н. Соловьёва. |
Алексей Михайлович (р. 10 VIII 1923, Москва) - сов. исполнитель на удар. инструментах. Засл. арт. РСФСР (1976). В 1938-41 учился в Муз. уч-ще им. Гнесиных. В 1938-41 и с 1947 солист оркестра Большого т-ра. Обработал для удар. инструментов ряд произв. разл. композиторов. |
Николай Леонидович (р. 8 XII 1937, с. Ивановка Одесской обл.) - сов. певец (тенор). Нар. арт. УССР (1975). Чл. КПСС с 1980. В 1968 окончил Одесскую консерваторию у О. Н. Благовидовой. С 1962 солист Одесского т-ра муз. комедии, с 1966 - Одесского т-ра оперы и балета. В 1967-69 стажёр миланского т-ра "Ла Скала", выступал с концертами в Милане и Флоренции. Голос певца отличается большой силой, красотой тембра, широтой диапазона, ровностью звучания. Среди партий - Водемон, Самозванец, Каварадосси, Пинкертон; Рудольф ("Богема"), Манрико; Туридду ("Сельская честь" Масканьи), Хозе; Петро ("Наталка Полтавка"). Выступает в концертах, один из лучших интерпретаторов романсов и песен Г. В. Свиридова, Т. Н. Хренникова, укр. нар. песен. 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (1970). Гастролирует за рубежом. С 1970 преподаватель Одесской консерватории. Литература: Игнатьева М., Из армейских запевал, "ТЖ", 1973, No 5. |
Ода (от греч. oda - песня) - в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя - представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название "О." закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация). В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин "О." утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т.ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.). В Англии в 17-18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии - "покровительницы искусств" (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, "Траурная ода"), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст "Оды к радости" Ф. Шиллера. Позднее название "О." нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев ("Ода на окончание войны" для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян ("Ода памяти В. И. Ленина" для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата "Ода партии Ленина", 1959), Г. С. Држевский (О. "Моей партии" для баса и симф. оркестра, 1971) и др. Литература: LiliencronR. von, Die Horazischen Metren in deutschen Kompositionen des 16. Jahrhunderts, "VfMw", 1887, Jahrg. 3, No 1; Prьfer А., Untersuchungen ьber den auЯerkirchliche Kunstgesang in den evangelischen Schulen des 16. Jahrhunderts, Lpz., 1890 (Diss.); Szabо1сsi В., Ьber das Fortleben antiker Metren in der ungarischen Lied- und Tanzmusik, в сб.: Festschrift H. Besseler, Lpz., 1961. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Сейджи (р. 1 IX 1935, Хотен, Маньчжурия) - япон. дирижёр. Изучал композицию и дирижирование под рук. X. Саито в частной Высшей муз. школе Тохо в Токио, где дебютировал, выступив с оркестром Японского радио и телевидения. В 1959 совершенствовался в дирижировании у Э. Биго в Париже и Г. Караяна в Зап. Берлине. Получил 1-е пр. на Междунар. конкурсах молодых дирижёров в Безансоне (Франция, 1959) и в Беркширском муз. центре (Танглвуд, США; 1960), обратив на себя внимание Ш. Мюнша. В 1961 ассистент Л. Бернстайна (гл. дирижёр) в Нью-Йоркском филармонич. оркестре. Работал в Торонто - дирижировал оркестром Радио (1962) и симф. оркестром (1965-68). Выступал на Зальцбургском фестивале ("Так поступают все..." Моцарта, 1969). С 1970 гл. дирижёр симф. оркестра в Сан-Франциско (выступал с ним в СССР в 1973) и одноврем. (1973-1975) - Бостонского симф. оркестра. О.- один из рук. муз. фестивалей Беркширского муз. центра в Танглвуде (с 1970). Гастролирует в странах Зап. Европы и в Японии (муз. консультант Японской филармонии). |