Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "С" (часть 9, "СКЕ"-"СЛО")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Скилтон Ч. С. (Skilton) Чарлз Санфорд (16 VIII 1868, Нортхемптон, шт. Массачусетс - 12 III 1941, Лоуренс, шт. Канзас) - амер. композитор и органист. Учился у В. Баргиля и О. Буаза (композиция), А. Хейнца (орган) в Высшей муз. школе в Берлине (1891-93), брал уроки у Д. Бака (композиция) и Х. Р. Шелли (орган) в Нью-Йорке (1897-98). Был муз. директором Академии и колледжа в Сейлеме (шт. Нью-Йорк; 1893-96). Преподавал муз.-теоретич. предметы в Гос. нормальной школе в Трентоне (1897-1903) и Канзасском ун-те (с 1903; вёл там также класс органа; до 1915 декан отделения изящных иск-в), состоял чл. многих амер. муз. об-в и ассоциаций. Был знатоком музыки индейцев. Несколько его опер основано на индейском муз. фольклоре; включал ритуальные индейские, в т.ч. танц., нар. мелодии в свои сюиты и фантазии. Сочинения: оперы - Калоцин (1927, не пост.), Невеста Солнца (The sun bride, Радио, 1930); для хора с орк. - оратория Ангел-хранитель (The guardian angel, 1925), кантаты Дочь колдуньи (The witchs daughter, 1918), Тикондерога (1933); для opк. - сюита Первобытный (Primeval, 1920), симф. поэма Каролинская легенда (А Carolina legend), Охотничий танец индейцев Шоуни (Shawnee Indian hunting dance, 1930); Фантазия на темы мелодий амер. индейцев для влч. с орк. (1932); струн. квартеты; хоры. Литературные сочинения: Modern symphonic forms, N. Y., 1927. Литература: Howard J. T., Ch. S. Skilton, N. Y., 1929. |
Скипа Т. (Schipa) Тито (2 I 1889, Лечче - 16 XII 1965, Нью-Йорк) - итал. певец (лирич. тенор). Пению учился в родном городе у А. Джерунды и в Милане у Э. Пикколи. Дебютировал в 1910 на оперной сцене в Верчелли (в партии Альфреда), затем в течение 2 лет пел в разл. итал. т-рах. В 1913 гастролировал в Юж. Америке (Аргентина и Бразилия); вернувшись на родину, выступал в 1914 в т-рах "Костанци" (Рим) и "Сан-Карло" (Неаполь), в 1915 - в "Ла Скала" (Милан; партии Владимира Игоревича в "Князе Игоре", Де Грие в "Манон" Массне). В 1917 в Монте-Карло исполнил партию Руджеро на премьере оперы Дж. Пуччини "Ласточка". Неоднократно пел в Мадриде и Лисабоне. В течение многих лет с триумфальным успехом гастролировал в городах Европы и Америки, выступал в спектаклях с крупнейшими певцами мира, в т.ч. с Ф. И. Шаляпиным в опере "Севильский цирюльник" ("Ла Скала", 1928, и "Колон", 1930), часто был партнёром А. Галли-Курчи. В 1920-32 один из ведущих солистов Чикагского оперного т-ра (с 1929 периодически выступал в "Ла Скала"), в 1933-35 и 1940-41 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После 2-й мировой войны 1939-45 С. продолжал выступать в Италии и во мн. городах мира в качестве оперного и конц. исполнителя. В 1955 оставил оперную сцену. В 1957 гастролировал с концертами в СССР (Москва, Ленинград, Рига); был председателем жюри конкурса вокалистов Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В 1962 совершил прощальное конц. турне по США. Много времени уделял муз.-обществ. деятельности, передавал свой опыт и мастерство молодым певцам. Один из крупнейших итал. певцов-виртуозов 20 в., С. особенно прославился как художник-лирик. Его фразировка отличалась богатством выразит. оттенков, он покорял нежностью и мягкостью звука, редкой пластичностью и красотой кантилены. Замечательный представитель бельканто, С. продолжил традиции А. Бончи. Среди лучших партий - Неморино ("Любовный напиток"), Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти), Оттавио ("Дон Жуан"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Вертер; Эльвино ("Сомнамбула"), Альмавива ("Севильский цирюльник"). Как конц. певец исполнял нар. испан. и итал. песни. Снимался в муз. фильмах (в т.ч. в фильме "Любимые арии"), многократно записывался на грампластинки (с его участием полностью записана опера "Дон Паскуале"). Автор оперетты "Принцесса Лиана" (1929, пост. 1935, Рим), хор. и фп. сочинений, песен. Литература: Tимохин В., Тито Скипа, "МЖ", 1961, No 14; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972); Gelletti R., Tito Schipa, "Musica e dischi", 1957; его же, Le grandi voci, Roma, (1964). В. В. Тимохин. |
Иван Михайлович (21 II (6 III) 1906, Миргород Полтавской обл. - 26 X 1970, Киев) - сов. бандурист и композитор. С 1944 концертмейстер группы бандуристов, с 1950 возглавлял орк. группу Укр. нар. хора им. Г. Г. Верёвки. Руководил самодеят. ансамблями бандуристов. Работал над усовершенствованием бандуры и др. укр. нар. инструментов, сконструировал новые их типы, в т.ч. создал семейства бандур и сопилок, модернизировал лиру, цимбалы. Автор книги "Кипвсько-харкiвська бандура" (Kипв, 1971), в к-рой обобщил свой опыт работы над созданием совр. бандуры, позволявшей совмещать принципы игры киевской и харьковской школ бандуристов. С. называют "украинским Страдивариусом". Инструменты его конструкции содействуют художеств. росту многочисл. проф. и самодеят. исполнит. коллективов. Автор инстр. пьес для укр. народных инструментов, ансамблей и оркестров. Литература: Гуменюк A., Иван Скляр, М., 1962. А. И. Гуменюк. |
Иван Михайлович (р. 15 (28) X 1900, с. Паньжа, ныне Пензенской обл.) - сов. певец (баритон). Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). В 1924 окончил Моск. консерваторию по классу пения у В. С. Тютюнника. С того же года артист хора, в 1930-58 солист Большого т-ра. Партии: Грязной; Каленик ("Майская ночь"), Троекуров ("Дубровский"), Бес ("Черевички"), Сват ("Русалка"), Дуда ("Садко"), Скула ("Князь Игорь"), Фигаро, Бартоло; Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского). Выступал как конц. певец, в т.ч. на Радио. В. И. Зарубин. |
Григорий Саввич (22 XI (3 XII) 1722, с. Чернухи, близ Полтавы - 29 X (9 XI) 1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) - укр. философ, писатель, педагог. Выдающийся поэт и просветитель, С. обличал крепостничество и прославлял свободу. Его демократич. идеи оказали большое влияние на обществ. и культурную жизнь Украины кон. 18 - 1-х десятилетий 19 вв. Был также музыкантом, играл на сопилке (сопели), флейте, бандуре, гуслях и скрипке, обладал приятным голосом. Получил муз. образование и пел в хоре Киево-Могилянской академии (1738-42) и Придв. певч. капелле (1742-44). Большая часть его муз. произв., популярных среди широких нар. масс (канты, псалмы и песни), сохранилась в устной традиции. Эти произв. широко исполняются бандуристами и лирниками. Ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и сатирич. тематику. Популярные песни С. "Ой, ты птичка желтобока", "Стоит явор" и др. записывались и печатались в песенниках кон. 18 - нач. 19 вв. В муз.-драм. произв. И. П. Котляревского "Наталка Полтавка" использована сатирич. песня С. "Всякому городу нрав и права", широко известная ещё в 18 в. (вошла с др. текстом в оперу В. А. Пашкевича "Санкт-Петербургский гостиный двор", 1782). Литература: Pопов П. М., Григорiй Сковорода. Життя i творчiсть, Кипв, 1960 (библиогр., с. 170-71); Шреер-Ткаченко О. Я., Григорiй Сковорода - музикант, Кипв, 1972. Л. Ф. Корний. |
Пётр Алексеевич (1758, Петербург - 4 (16) X 1817, Москва) - рус. композитор. Род. в семье кучера. В 1764 был принят в Воспитат. уч-ще при Академии художеств. Занимался по классу архитектуры, затем в муз. классе, где его учителями были М. Бунин (пение и игра на клавесине) и Г. Раупах (теория музыки и сочинение). В 1779 окончил Академию художеств с малой золотой медалью (незадолго до этого ему была присуждена большая золотая медаль за торжеств. кантату по случаю 15-летия академии), был направлен для совершенствования в Италию. В 1779-1782 занимался в Болонской филармонич. академии под рук. Дж. Мартини. В эти же годы написал хор на открытие памятника Петру I и ряд произв. для оркестра. После 1782 жил в Риме, Венеции, в 1787-1789 - в Неаполе. Здесь создал оперу "Ринальдо" (1788, т-р "Сан-Карло"), кантаты "Убежище любви" ("Asilo d'amore") и "На случай Очаковской победы" (исполнены в доме рус. посланника П. М. Скавронского). Сведений о постановке опер "Прекрасная Джирометта" ("Le bella Girometta") и "Любовь в музыке" ("L'amore in musica"), написанных С. в Италии, не имеется. После возвращения в Россию (1789) преподавал пение в Моск. театр. уч-ще, сочинял духовную музыку. Из его произв. сохранилось неск. церк. песнопений и рукописная партитура оперы "Ринальдо" (хранится в н.-и. отделе Ин-та театра, музыки и кинематографии в Ленинграде), выдержанной в духе итал. оперы-сериа. Издания: либр. оперы "Ринальдо" - Il Rinaldo. Dramma per musica rappresentarsi nel real teatro di S. Carlo, 1788. La musique composйe par Pietro Skokoff maestro di cappella Russo, Napoli, 1788 (экземпляр хранится в Гос. публич. б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина); хор из оперы "Ринальдо", в изд.: История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л.-М., 1940, 1968. Литература: Новые материалы о композиторах П. А. Скокове и Е. И. Фомине, публ. Г. Ф. Фесечко, в кн.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 1, М., 1966; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951, p. 282-84. Ю. В. Келдыш. |
Наум Борисович (9 (21) IX 1882, Житомир - 20 IX 1925, Киев) - сов. скрипач, педагог, дирижёр. В 1900 в Одессе окончил Муз. уч-ще РМО по классу скрипки у А. П. Фидельмана, в 1904 - Петерб. консерваторию у Л. С. Ауэра. Вёл широкую конц. деятельность, выступал как солист, концертмейстер симф. оркестров и дирижёр во мн. городах России. С 1912 жил в Киеве, был концертмейстером оперного и симф. оркестров, возглавлял организованный им струн. квартет. С 1920 профессор Киевской консерватории, вёл классы скрипки и квартетного ансамбля. Среди его учеников - многие видные музыканты и педагоги, в их числе: Н. Г. Рахлин, Л. М. Хайт, Л. М. Шаргородский. Литература: Н. Б. Скоморовський (некролог), "Музика", 1925, No 9/10. |
Яков Борисович (6 (18) VIII 1889, Херсон - 4 VII 1955, Ленинград) - сов. трубач. В 1912 окончил Петерб. консерваторию по классу трубы у А. Б. Гордона. С 1908 солист симф. оркестра, с 1912 - оркестра Т-ра муз. драмы, в 1918-32 - Ленингр. Малого оперного т-ра, а также оркестра Ленингр. филармонии (1921-33). В 1927 создал в Ленинграде джаз-оркестр, в к-ром работал до 1930. В 1929 муз. рук. Tea-джаза Л. О. Утёсова. В 1930-46 рук. конц. джаз-ансамбля (с 1934 - джаз-оркестр). С. - один из выдающихся сов. трубачей-солистов. Игра С. отличалась сильным красивым звуком, технич. совершенством. Автор муз. произведений для джаз-оркестра. Литература: Павлов A., "Золотая труба" Скоморовского, ("Советская эстрада и цирк", 1978, No 10. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Аделаида Юлиановна - см. Больска А. Ю. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Мирослав Михайлович (р. 13 VII 1938, Львов) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1969). Кандидат искусствоведения (1967). В 1960 окончил композиторский (у А. М. Солтыса) и историко-теоретич. (у С. Ф. Людкевича) ф-ты Львовской консерватории, в 1964 - аспирантуру Моск. консерватории по классу композиции (рук. Д. Б. Кабалевский). С 1964 преподаёт во Львовской, с 1966 - в Киевской консерваториях; с 1971 доцент. С 1968 зам. пред. правления CK УССР, секретарь CK СССР. Респ. пр. им. Н. Островского (1968). Автор ряда муз.-теоретич. исследований (в т.ч. посв. творчеству С. С. Прокофьева). В 1978 завершил оперу Н. Д. Леонтовича "На русалчин великдень" или "Русалчинi луки" ("Русальи луга") и осуществил её редакцию. Литературные сочинения: Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1; Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969; О прогрессивном и догматическом новаторстве, "СМ", 1971, No 8; Про природу i спрямованicть новаторьского пошуку в сучаснiй музицi, в сб.: Сучасна музика, вип. 1, Кипв, 1973 (совм. с В. В. Задерацьким). Сочинения: балет Каменярi (Каменоломы, по произв. И. Я. Франко, 1967, Львовский т-р оперы и балета); для хора и орк. - кантаты Весна (1960, на сл. Франко), Человек (1964, на сл. Э. Мешелайтиса); для орк. - симф. поэмы Вальс (1960), Сильнее смерти (1963), Гуцульский триптих (1965), симф. сюита из музыки к пьесе "Каменный властелин" Л. Украинки (1971), Карпатский концерт (1972); для струн. орк. - Сюита (1961), партита No 1 (1966), партита No 3 (1973); для кам. орк. - партита No 2 (1970); концерты с орк. - для скрипки (1969), для фп. (1977); кам.-инстр. ансамбли, соната для скр. и фп. (1963), фп. трио Речитативы и рондо (1969), для фп. - цикл пьес В Карпатах (1959), Рондо (1962), Вариации (1962), Бурлеска (1964), Блюз (1964), 5 пьес для детей (1965), партита No 5 (1976), токката (1978); для голоса с симф. орк. - Три украинские свадебные песни (1976); для голоса с фп. - романсы на сл. Т. Г. Шевченко (1962), в т.ч. Якби менi черевики, Ой сяду я пiд хатою, За сонцем хмаронька пливе, Зацвiла в долинi; эстр. песни (св. 50), музыка для драм. т-ра и кино. Литература: Павлишин С., Направленность таланта, "СМ", 1966, No 8; Загайкевич М., Багатий зaciв, "Мистецтво", 1966, Nо 6; Задерацкий В., Обретение зрелости, "СМ", 1972, No 10; Щирица Ю., Мирослав Скорик, Кипв, 1979. Н. Н. Сидоренко. |
Михаил Адамович (25 VIII (6 IX) 1887, Киев - 21 II 1950, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1947). Кандидат искусствоведения (1940). В 1914 окончил Петерб. консерваторию, по классу композиции занимался у М. О. Штейнберга, Я. Витола, В. П. Калафати, по классу фп. - у А. Н. Есиповой. В 1915-33 вёл педагогич. и муз.-обществ. работу в Житомире. В 1933-41 и 1944-50 читал курсы анализа муз. форм и полифонии в Киевской консерватории (с 1937 - доцент). В 1941-44 работал в Алма-Ате. В музыке С. претворён рус., укр. и казах. фольклор. Наиболее значительны балет "Лесная песня", 2-й фп. квинтет на темы Абая Кунанбаева и "Интермеццо" для оркестра нар. инструментов. Автор статей и рецензий, опубликованных в периодич. печати. Сочинения: опера - Свiччине весiлля (Свадьба Свечки, либр. И. А. Кочерги по его драм. поэме "Пiсня про Свiчку", 1948); балеты - Лiсова пicня (Лесная песня, по драме Л. Украинки, 1936, пост. 1946, Укр. т-p оперы и балета), Бондаривна (1939), Снежная королева (по сказке X. Андерсена, не оконч.); оратория - Голос матери (на сл. М. Рыльского, П. Тычины, Н. Бажана и др., 1943); для орк. - 2 симфонии (1923, 1932), Степная поэма (посв. Амангельды Иманову, 1944), поэма-сказка Никита Кожемяка (1949), 5 укр. песен (1930); концерт для фп. с орк. (1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1924), струн. квартет (1929); 2 фп. квинтета (1928, 1943); инстр. пьесы, хоры, романсы, песни; обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра. Литература: Михайлов M., M. А. Скорульський, Кипв, 1960; Загайкевич М., Украпнська балетна музика, Кипв, 1969. Е. С. Зинькевич. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Скотто Р. (Scotto) Рената (р. 24 II 1934, Савона) - итал. певица (сопрано). В детстве пела в церк. хоре, участвовала в любительских концертах. Училась в Милане у М. Льопарт. В 1953 одержала победу на конкурсе молодых певцов в Милане и в том же году дебютировала на сцене т-ра "Нуово". В 1954 впервые пела в т-ре "Ла Скала" (Милан). Мировую известность приобрела, выступив в 1957 на Эдинбургском фестивале в партии Амины ("Сомнамбула"). С этого времени ведущая солистка "Ла Скала" Последовательница М. Каллас, С. в своем исполнительском иск-ве стремится сочетать виртуозность и эмоциональную наполненность пения с психологич. тонкостью и глубиной постижения образа. Высокой поэтичностью и силой экспрессии отмечена ее интерпретация партий Виолетты, Мими, Джильды, Лючии ди Ламмермур, Чио-Чио-сан. В репертуаре певицы также партии Софи ("Вертер"), Эльвира ("Дон Жуан"), Елена ("Сицилийская вечерня" Верди), Джульетта ("Капулетти и Монтекки" Беллини) и др. Гастролирует во мн. странах Америки и Европы (в 1964 выступала в Москве в составе труппы т-ра "Ла Скала"). В. В. Тимохин. |
Скотус И. - см. Эриугена Скот |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Адам Васильевич (18(30) V 1896, Якутск - 1938, Москва) - сов. хоровой дирижёр, фольклорист. Самостоятельно выучился играть на мн. инструментах. В 1917 создал якут. любительский хор, к-рый на вечере культурно-просветительского об-ва "Саха аймах" исполнил песни "Овеянный счастьем якут" ("Саргылардаах сахабыт") и "Со времён старца Дыгына" ("Дыгын кырдьагас сагаттан"). Основал духовой оркестр при якут. нац. воен. школе, исполнявший революц. марши и песни на демонстрациях, митингах, собраниях. В 1925-27 учился на дирижёрско-хоровом отделении Моск. консерватории. Напел якут. мелодии композитору Н. И. Аладову и фольклористу К. П. Виноградову, к-рые обработали их для голоса и хора с фп. Часть песен вошла в сб. "Якутские песни с нотами" ("Саха ырыларын ноталара", М., 1927) - первый печатный нотный сборник якут. нар. песен. С. - один из первых организаторов муз. жизни и пионер хор. движения Якутии. Литература: Рогаль-Левицкий Д., Якутская народная песня, "Музыка и революция", 1926, No 10; Алексеев Э., Музыкальная культура, в сб.: Якутская советская литература и искусство, Якутск, 1964, с. 185-86; Кривошапко Г., Адам Скрябин, в кн.: Из истории якутского музыкального искусства, Якутск, 1973. А. С. Иванов. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Скудучяй (skuduciai) - литов. дух. муз. инструмент. Закрытая многоствольная флейта, род флейты Пана. Состоит из 2 И более деревянных, не скреплённых между собой стволов разной длины (80-200 мм); с нижнего конца они закрыты, а вверху на разл. глубину срезаны с противоположных сторон. Каждый ствол (скудутис) издаёт один звук, высота к-рого зависит от длины и диаметра канала. Во время игры С. прижимают меньшим срезом к нижней губе, направляя струю воздуха на противоположный край. Высокие звуки С. - резко свистящие, низкие - глуховатого тембра. С. применяется для ансамблевого исполнения; ансамбли насчитывают 3-6 чел., каждый музыкант играет на 1-3 трубках. На С. исполняются танцы и особые пьесы, своеобразие к-рых - в движении голосов параллельными секундами (характерно для старинных литов. нар. многогол. песен, т.н. сутартине). С. - древнейший, ныне широко распространённый инструмент. На литов. праздниках песни выступают оркестры исполнителей на С. (до 800 чел.); используются комплекты С. с хроматич. звукорядом и диапазоном С - g2. В репертуаре нар. коллективов - оригинальные пьесы литов. композиторов и обработки нар. песен, танцев, транскрипции для С. сочинений, написанных для др. инструментов. Литература: Rаliulis S., Lietuviu liaudies instrumentine muzika. Puciamieji instrumentai, sudare ir paruose, Vilnius, 1959 (рус. пер. - Литовские духовые музыкальные инструменты, "Труды VII международного конгресса антропологических и этнографических наук", т. 7, М., 1970, разд. Дискуссия, с. 419-420); Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 100; Славюнас З., Сутартинес. Многоголосные песни литовского народа, Л., 1972; Vуzintas A., Skuduciai, Vilnius, 1975; Бартусявичюс В., Скудучяй (свирель) и близкие к ним инструменты, "Культура барай", 1978, No 7, с. 66-68 (на литов. яз.); Sасhs С., Die littauische Musikinstrumente in der Kцniglichen Sammlung fьr deutsche Volkskunde zu Berlin, "Internationales Archiv fьr Ethnographie", 1915-16, Bd 23, H. 1, S. 5. H. А. Лисова. |
Скултэ Адольф Петрович (р. 15 (28) X 1909, Киев) - латыш. сов. композитор и педагог. Нар. артист СССР (1979). В 1934 окончил Латв. консерваторию в Риге по классу композиции у Я. Витола, в 1936 там же класс мастерства. С 1936 преподаватель (с 1952 профессор), в 1948-72 зав. кафедрой композиции Латв. консерватории. Среди учеников - А. Гринуп, Им. Калнинь, Р. Калсон, В. Шмитбергс, Г. Раманс. В 1952-56 пред. правления CK Латв. ССР. Автор преимущественно крупных симфонических и муз.-сценич. произведений. Мастер красочной оркестровой живописи, в своих симфонических соч. С. тяготеет к программности. Гос. пр. СССР (1950), Гос. пр. Латв. ССР (1976). Сочинения: опера Принцесса Гундега (Princese Gundega, no пьесе А. Бригадере, 1971, Латв. т-р оперы и балета); балеты - Сакта свободы (Brivibas sakta, по мотивам драмы "Играл я, плясал" Я. Райниса, пост. там же, 1951; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред. 1955), Гроза весной (Negaiss pavasari, там же, 1967, 2-я пр. Всес. театр, конкурса, 1968); для хора с орк. - оратория Вытри слёзы, Родина-мать (Noslauki asaras, Dzimtene-Mat, 1975), кантаты Рига (сл. Л. Пельманиса, 1951), Партия у нас одна (Mums viena partija, сл. А. Элксне, 1961), Эхо (Atbalss, сл. З. Пурвса, 1969); для орк. - 6 симфоний (За мир, Par mieru, 1954; Ave sol!, для хора и орк., по поэме Я. Райниса, 1959; Космическая, Kosmiska, 1963; Молодёжная, Jaunatnes, 1965; 1974; 1977); симф. поэмы Волны (Vilni, 1934), Рассвет (Ritausma, 1936), Хореографическая поэма (Horeografiska poema, 1957), сюита из музыки к пьесе А. Бригадере "Принцесса Гундега и король Брусубарда" ("Princese Gundega un Karalis Brusubarda", 1947); струн. квартет (1935); произв. для фп.; хор. песни a cappella - Леса шумят (Mezi salс, 1964), Как дети спят (Ka gul berni, 1968), хор. поэма Море (Jura, 1971) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. "Райнис" (Гос. пр. СССР, 1950; оттуда же - сюита) и др. Литература: Красинская Л., А. Скултэ, М., 1959. Я. Я. Витолинь. |
Белина-Скупевский (Belina-Skupiewski) Стефан (Брониславович) (23 VII (4 VIII) 1885, Киев - 3 VIII 1962, Гданьск) - польский певец (лирико-драм. тенор), пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Чл. ПОРП с 1948. Род. в семье инженера. Окончил Муз.-драм. школу М. К. Лесневич-Носовой по классу фп. в Киеве. Изучал пение у Я. Штюкгольда в Карлсруэ (Германия); совершенствовался в Мюнхене под рук. дирижёра Ф. Мотля, сценич. мастерство и режиссуру проходил у Г. Фукса. Выступал на сценах мн. европ. оперных т-ров, в т.ч. "Гранд-Опера" (Париж), "Ла Скала" (Милан), Национального т-ра (Прага) и в странах Юж. Америки. В 1914-20 пел в Киеве, выезжал на гастроли в Петроград, Одессу, Харьков, Екатеринослав, Николаев. В 1928 оставил сцену и, поселившись в Варшаве, посвятил себя педагогич. деятельности. В 1938-39 вёл класс сольного пения в Высшей муз. школе им. Ф. Шопена. В оперном репертуаре С. было св. 50 партий, к-рые он исполнял на рус., польском, итал., нем., франц. и сербском языках. Певец обладал голосом большого диапазона, красивого тембра, мастерски владел вок. техникой. Среди партий: Ленский, Герман, Хозе; Зигмунд ("Валькирия"), Тристан ("Тристан и Изольда"), Берендей, Йонтек, Каварадосси; Надир ("Искатели жемчуга", Бизе), Лоэнгрин, Герцог; Манрико ("Трубадур"), Альфред ("Травиата"), Отелло; Рудольф ("Богема"), Владимир Игоревич; Лионель ("Марта" Флотова). Выступал в концертах как аккомпаниатор, в 1945 руководил классом сольного пения в Лодзинской высшей муз. школе. С 1946 худ. рук. оперного т-ра в Катовицах и декан вок. ф-та в Катовицкой высшей муз. школе; с 1953 худ. рук. Балтийской оперы в Гданьске и одновременно профессор сольного пения в Высшей муз. школе в Сопоте. Как худ. рук. польских оперных т-ров С. стремился продолжать и развивать традиции польской и рус. реалистич. оперной школы. Л. С. Кауфман. |
Герхард - см. Шельдеруп Г. |
Скудо (Scudo) Поль (Паоло) (8 VI 1806, Венеция - 14 X 1864, Блуа) - франц. муз. критик. По национальности итальянец. Образование получил в муз. школе Шорона в Париже. Пел на оперной сцене, писал романсы. С 30-х гг. выступал с муз. рецензиями и статьями в парижской прессе ("La Revue et Gazette musicale de Paris", "La Rйforme", "La premiиre Revue de Paris", "La Revue indйpendante", "L'Ordre", "Le Siиcle", "L'Art musical", "La Revue des deux Mondes"). Откликался в основном на события муз. жизни: конц. выступления (в частности, Ф. Листа), оперные постановки, исполнение новых муз. произведений. Как муз. критик придерживался традиц. направления. Будучи консервативным в понимании иск-ва, он не сумел оценить новаторских исканий Листа и Г. Берлиоза. С. пользовался большой известностью, хотя и не завоевал серьёзного авторитета. Его работы часто переводились в России, появляясь во многих рус. газетах и журналах. Сочинения: Critique et littйrature musicales, v. 1-2, P., 1850-1859; L'art ancien et l'art moderne, P., 1854; Le chevalier Sarti, P., 1857; L'annйe musicale, v. 1-3, P., 1860-62; La musique en l'annйe 1862, P., (1863). Литература: История европейского искусствознания. Первая половина XIX в., М., 1965, С. 158-59. Т. Н. Соловьёва. |
Слабая доля - слабое время, лёгкая доля, - в тактовой системе метрически неопорная доля, напр. 2-я и 3-я в трёхдольном такте, 2-я и 4-я в четырёхдольном. Служит непрерывности метрич. пульсации, оттеняет сильную и относительно сильную доли. Не неся метрич. акцента, С. д. может быть наделена эпизодич. громкостным акцентом, часто более сильным, чем акцент на сильной доле, и приводящим к образованию синкопы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Славик Й. (Slavнk) Йозеф (26 III 1806, Йинце, близ г. Пршибрам - 30 V 1833, Будапешт) - чеш. скрипач. Учился игре на скрипке с раннего детства под рук. отца Антонина С., в 1816-23 - у Ф. В. Пиксиса в Пражской консерватории; при её окончании исполнил собств. концерт. Начал концертировать в студенч. годы. Играл в театр. оркестре, с 1825 - в придв. капелле в Вене. Выступал как солист в Вене, а также в Праге, Карлови-Вари (там игрой С. восхищался И. В. Гёте) и в др. чеш. городах, в 1828 - в Братиславе и Париже. Общался с деятелями "чешского возрождения" (нац. движение кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.) Й. Юнгманом, К. Махачеком (совм. с ним перевёл на чеш. яз. либр. "Дон Жуана"), комп. Я. В. Томашеком, Л. Мехурой, Ф. Шкроупом, считавшими С. носителем чеш. нац. традиций. Игру С. высоко оценил Н. Паганини (услышав в Вене в исп. Паганини его "Кампанеллу" из концерта ор. 6, С. записал её по памяти и на другой день сыграл автору). Ф. Шуберт посвятил С. скр. Фантазию ор. 159, Ф. Шопен сочинил вместе с С. "Вариации на тему Бетховена" и играл с ним в дуэте (в 1830-31 в Вене), называл его гениальным скрипачом; современники именовали С. "чешским Паганини". Игра С., представителя романтич. стиля, славилась красивым певучим тоном, виртуозностью, поэтичностью фразировки. Ранняя смерть С. помешала полностью раскрыться его композиторскому дарованию. Автор более 20 произв. в стиле романтиков, в т.ч. 2 концертов для скрипки с оркестром, концерта для 2 скрипок, Большого попурри на темы из оперы "Севильский цирюльник" и "Вальса томления" (Sehnsuchtswalzer) Шуберта для скрипки с фп., вариаций на тему из оперы "Пират" Беллини ("Вариации на струне соль"; перестроена на си). Литература: Гинзбург Л., Йозеф Славик, М., 1957; Cе1eda J., Josef Slavнk, Praha, 1933; К1нma S., Josef Slavнk, Praha, 1956. Л. С. Гинзбург. |
Славина М. А. (по мужу - Mедем) Мария Александровна (5 (17) VI 1858, Петербург - 1951, Париж?) - рус. певица (меццо-сопрано). С 9 лет училась в Театр. уч-ще в Петербурге, сначала на балетном отделении, затем на драматическом, позже на вокальном у Гаммьери. Окончив в 1877 училище, занималась (до 1879) в консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой и К. Эверарди. В 1877-1917 солистка Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис). С. обладала высоким меццо-сопрано большой силы, обширного диапазона, красивого густого бархатистого тембра. Её сценич. успехам способствовали безупречная дикция, богатая мимика, одухотворённость исполнения, яркое дарование драм. актрисы. В богатом репертуаре С. было св. 50 партий. Первая исполнительница на рус. сцене партии Кармен (1885). Вершина творчества С. - партия Графини (1890, первая исполнительница). Одинаково удавались ей как образы властных, сильных, героич. натур - Любаша ("Царская невеста"), Далила, Амнерис; Ортруда ("Лоэнгрин"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Вальтраута ("Гибель богов"), так и нежных лирических (Ратмир и Кончаковна были в числе её лучших партий); выступала и в комич. партиях, исполненных тонкого юмора, - Ха-физа ("Фераморс" А. Рубинштейна), мистрисс Квикли ("Фальстаф"). С. талантливо исполняла также партии travesti - Лель; Зибель ("Фауст"), Стефано ("Ромео и Джульетта" Гуно), Изяслав ("Рогнеда") и др. Среди др. партий: Рогнеда, Ганна; Нежата ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Морозова ("Опричник" Чайковского), Клитемнестра ("Орестея" Танеева). В 1919-20 профессор Петрогр. консерватории. Среди её учениц - С. В. Акимова (брала уроки пения у С. в 1910-11). В 1920-х гг. С. уехала за границу. Литература: Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра, "Театр и искусство", 1898, No 2; Финдейзен Н., Мария Александровна Славина, "РМГ", 1898, No 1; Мария Александровна Славина..., в кн.: Ежегодник имп. театров, сезон 1902-03, прил. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной, "РМГ", 1903, No 6; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века 1873-1889), Л., 1973; его жe, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин (1890-1904), Л., 1974; Акимова С., Воспоминания певицы, Л., 1978, с. 26-29, 48, 50. А. П. Григорьева. |
Пётр Михайлович (16 (28) X 1899, Харьков - 2 V 1977, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. Башк. АССР (1944). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова. С 1925 солист оркестра Большого т-ра, с 1936 дирижёр оперных т-ров в Перми, Ташкенте. С 1938 худ. рук. и гл. дирижёр Башкирского, с 1945 - Куйбышевского, затем Харьковского т-ров оперы и балета, с 1950 - Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве. С 1961 зав. муз. частью и дирижёр оркестра Моск. Художеств. т-ра. В Башк. т-ре оперы и балета под рук. С. осуществлены первые пост. опер "Мэрген" Эйхенвальда (1940), "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас" Чемберджи (1941), "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (1942), в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко - опер "Заря" (1956) и "Улица дель Корно" (1960) Молчанова, а также 2-х редакций опер "В бурю" Хренникова (1952) и "Емельян Пугачёв" Коваля (1959). Дирижировал симф. концертами. Автор музыки к ряду спектаклей драм. т-ра. |
Зенонас Ионо (1 (14) I 1907, Скаудвиле, ныне Таурагского р-на Литов. ССР - 12 III 1973, Вильнюс) - сов. фольклорист и этнограф. Кандидат филологич. наук (1958). Муз.-теоретич. предметы изучал под рук. Ю. Груодиса и А. Качанаускаса. В 1946 окончил филологич. ф-т Вильнюсского ун-та. В 1930-1932 руководил студенч. хором и симф. оркестром Каунасского ун-та. В 1934-39 сотрудник Архива литов. фольклора в Каунасе. В 1939-40 секретарь архива фольклора Ин-та литуанистики в Вильнюсе. В 1945-47 зав. секцией фольклора Ин-та истории АН Литов. ССР. С 1945 преподаватель Вильнюсского педагогич. ин-та (с 1958 - доцент). Осн. работы С. посвящены литов. муз. фольклору. Гос. пр. Литов. ССР (1973) за публикацию записей нар. песен "Sutartines" (t. 1-3, Vilnius, 1958-59; "Сутартинес", Л., 1972). Литература: Ciurlionytи J., Tautosakos tyrinetojo jubiliejus, "Pergale", 1967, No 2; Sauka L., Zenonas Slaviunas folklorist, "Liaudies kuryba", t. 1, Vilnius, 1969; Гаудримас Ю., Из истории литовской музыки, т. 2, Л., 1972. Ю. К. Гаудримас. |
Славянские - см. Агренев-Славянский Д. А. и Агренева-Славянская О. X. |
Илья Ильич (7 (19) VII 1845, Белгород Курской губ. - 13 IV 1931, Харьков) - рус. дирижёр, пианист и педагог. В 1863-69 учился в Петерб. консерватории по классам фп. у А. Дрейшока и теории музыки у Н. И. Зарембы. В 1869-71 занимался в Берлине у Т. Куллака (фп.) и Р. Вюрста (композиция). Дебютировал в 1871 в Дрездене как дирижёр в симф. концерте из произв. рус. композиторов (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн). Вернувшись в Россию в том же году, при содействии А. Рубинштейна основал в Харькове отделение РМО с муз. классами (в 1883 реорганизованы в Муз. уч-ще), был их бессменным директором. Разносторонне образованный музыкант, С. вёл здесь хор., орк. и ансамблевые классы, а до 1897 и класс игры на фп. В течение почти полувека возглавлял постоянные симф. собрания харьковского отделения РМО, выступал пропагандистом рус. музыки. Как дирижёр гастролировал в России и за рубежом. С именем С., крупного муз.-обществ. деятеля, связана история развития муз. культуры дореволюц. Харькова. Его энергичная просветительская деятельность получила высокую оценку П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна. В 1887 избран почётным чл. Петерб. отделения РМО. Чл. жюри Междунар. конкурсов им. А. Г. Рубинштейна. Литература: Букиник И., И. И. Слатин, "РМГ", 1896, No 3. И. М. Ямпольский. |
Слезак Л. (Slezak) Лео (18 VIII 1873, Шумперк, Моравия - 1 VI 1946, Роттах-Эгерн, Тегернзе, Бавария) - чеш. певец (тенор). Учился пению у А. Робинсона, совершенствовался у Я. Решке в Париже (1908). Дебютировал в 1896 в Брно (партия Лоэнгрина). Был солистом Придв. оперы в Берлине (1898-99), оперного т-ра в Братиславе (1899-1901), Придв. оперы (затем Гос. оперы) в Вене (1901-26), гастролировал в оперных т-рах мн. стран, с особым успехом в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1900, 1909), США ("Метрополитен-опера", Нью-Йорк, 1909-12). Выступал и как конц. певец. Был выдающимся интерпретатором образов муз. драм Р. Вагнера. Партии: Тингейзер, Лоэнгрин, Тристан, Манрико, Отелло, Радамес; Джеральд ("Лакме"), Бельмонт, Феррандо ("Похищение из сераля", "Так поступают все" Моцарта). В 1930-е гг. снимался в кино (гл. обр. в комич. ролях). Автор лит. произведений. Литературные сочинения: Meine sдmtlichen Werke, В., 1922, Reinbek bei Hamburg, 1970; Der Wortbruch, В., 1928, Reinbek bei Hamburg, 1971; Rьckfall, В., 1940, Reinbek bei Hamburg, 1969; Mein Lebensmдrchen, Mьnch., 1948, Mьnch., 1971. Литература: Klingenberger L., L. Slezak, W., 1910; Witesсhnik A., Wiener Opernkunst, W., (1959). А. Г. Юсфин. |
Слендро (яванское) - наряду с пелогом один из осн. звукорядов музыки островов Ява и Бали (Индонезия). Состоит из 5 ступеней. Существует несколько точек зрения на строение 5-тонового звукоряда С. Согласно ряду исследований (А. Дж. Эллис, Я. Кюнст), интервалы между смежными ступенями одинаковы и составляют 240 центов; по др. данным (М. Худ), на практике 2 ступени оказываются несколько большими, чем остальные. Каждый из смежных интервалов может делиться пополам. На Яве С. рассматривается как мужественная, исполненная силы и блеска тональность. Считается, что С. древнее пелога, однако это не подтверждено документально. Обозначение С. нередко распространяется на все 5-ступенные темперированные звукоряды, напр. зап.-африканские, а также староиндийские. Литература: Ellis A. J., Tonometrical observations on some existing non-harmonic musical scales, "Proceedings of the Royal society", 1884, November; Stumpf F. C., Tonsystem und Musik der Siamesen, в кн.: Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwis-senchaft, Bd 1, 1922; Вukоfzer M. F., The evolution of Javanese tone-systems, в кн.: KongreЯ-Bericht, N.Y., 1939; Kunst J., Music in Java, Bd 1, Den Haag, 1949; Hood M., The nuclear theme as a determinant of patet in Javanese music, Groningen- Djakarta, 1954. |
Александр Иванович (30 X (11 XI) 1870, Петербург - 17 (30) III 1918, Москва) - рус. арфист и педагог. В детстве обучался игре на фп., скрипке, трубе. Получил военное образование. Уже будучи офицером, увлёкся игрой на арфе; брал уроки у арфиста A. M. Инспруккера. В 1902 вышел в отставку и уехал в Берлин, где учился в консерватории у арфиста В. Поссе. С успехом концертировал в Германии и Англии. В 1908, выдержав конкурс, стал солистом оркестра Большого т-ра. С того же года профессор Моск. консерватории. Последние годы жизни занимался гл. обр. педагогич. деятельностью, изредка выступая в концертах. Игра С. отличалась исключит. виртуозностью, красивым певучим звуком. В репертуаре были сонаты Л. Бетховена, этюды и вальсы Ф. Шопена, прелюдии и фуги И. С. Баха, "Жаворонок" Глинки-Балакирева, ряд соч. Ф. Листа и др. в переложении для арфы, из оригинальных соч. для арфы - произв. Э. Пэриш-Альварса и др. Среди учеников: К. К. Бакланова, М. А. Бедлевич-Пушечникова, М. А. Корчинская, М. П. Кошиц, Н. Г. Парфёнов, Е. С. Сулимова. Литература: Парфёнов Н., Техника игры на арфе. Метод проф. А. И. Слепушкина, M., 1927; Эрдели К. А., Арфа в моей жизни. Мемуары, M., 1967, с. 78-81; Дулова В., Искусство игры на арфе, M., 1975, с. 101-04. |
Владимир Ричардович (23 V (4 VI) 1894, Москва - 7 VIII 1949, там же) - сов. певец (лирич. баритон). Засл. арт. Республики (1932). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1920-23 обучался пению у Н. Г. Райского в Моск. консерватории. В 1922-24 солист Оперного т-ра С. И. Зимина, в 1924-35 - Ленингр. т-ра оперы и балета и одноврем. в 1930-48 - Большого т-ра (Москва). Один из выдающихся сов. вокалистов, С. обладал прекрасным голосом и музыкальностью, благородной манерой исполнения. Он был тонким и вдумчивым интерпретатором классич. и совр. музыки. Лучшая партия С. - Евгений Онегин. Др. партии: Мазепа, Елецкий; Светлейший ("Черевички" Чайковского), Демон, Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Дон Жуан; Санди ("Трильби" Юрасовского), Клодт ("Броненосец "Потемкин"" Чишко, первое исп. на сцене Большого т-ра, 1938). Вел большую конц. деятельность. Особенно удавались ему романсы П. И. Чайковского. В 1948-49 преподавал в Моск. консерватории. В. И. Зарубин. |
Сливинский (Sliwinski) Юзеф (Иосиф Иванович (Янович)) (15 XII 1865, Варшава - 4 III 1930, там же) - польск. пианист и дирижер. Сын органиста Яна С. (1830-93), преподавателя игры на органе в Варшавском муз. ин-те, руководителя и дирижёра оркестра и хора в кафедральном костеле св. Яна. Учился игре на фп. в Варшавском муз. ин-те у Р. Штробля, затем у Т. Лешетицкого в Вене и у А. Г. Рубинштейна в Петербурге. Дебютировал как пианист в 1890 и с этого времени гастролировал в России, странах Зап. Европы и в США. В нач. 1910-х гг. преподавал фп. игру в разл. муз.-уч. заведениях и давал частные уроки в Риге, затем в Ростове-на-Дону, в 1912-16 был профессором Саратовской консерватории (с 1914 ее директор). С 1918 жил в Варшаве, вёл класс фп. в консерватории, в последние годы жизни - в Великопольской муз. школе в Познани. Игра С. отличалась поэтичностью, тонкостью трактовок, мягким н певучим звуком, выделялось его исполнение соч. романтиков, гл. обр Ф. Шопена (наряду с И. Падеревским был самым известным польским исполнителем его соч. в Европе), Ф. Шуберта, Р. Шумана. С. выступал и как дирижёр в концертах Варшавской филармонии, руководил любительским оркестром при Варшавском муз. об-ве. Литература: Michalowski A., Na grуb Jуzefa Sliwinskiego, "Muzyka", 1930, No 3; Altberg E., Polscy pianisci, Lуdz, 1947; Blaszczyk L. T., Dyrygenci polscy i obcy w Polsce dzialajacy w ХIX i XХ w., Kr., 1964, s. 304. З. Лисса. |
Яков Павлович (р. 11 VIII 1920, Ростов-на-Дону) - сов. виолончелист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1968). В 1945 окончил Моск. консерваторию у М. И. Ямпольского. Конц. деятельность ведёт с 1935, с 1937 солист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1941 - Моск. филармонии. Организатор и участник квартета им. П. И. Чайковского (1953-58) и трио с Я. В. Флиером и И. С. Безродным (1952-55). Выступал в ансамблях с С. Т. Рихтером, Г. Р. Гинзбургом, Л. Б. Коганом. П. Владигеров и Я. Сибелиус посвятили ему пьесы для виолончели. Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов (1937, Москва), Конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (1950, Прага, 2-я пр.). В 1967-75 преподаватель Ростовского муз.-пед. ин-та (с 1973 профессор). С. принадлежат конц. обработки для виолончели сонаты "Дьявольская трель" Дж. Тартини, соч. Н. Паганини, Г. Венявского, Ф. Шопена, а также редакции виолончельных соч. Автор ряда статей. Гастролировал за рубежом. |
Александр Александрович (р. 5 IX 1941, Киев) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1974). Окончил Моск. консерваторию (1964) и аспирантуру при ней (1967) у В. В. Горностаевой (ранее учился у Г. Г. Нейгауза). С 1967 солист Моск. филармонии. Лауреат Междунар. конкурсов им. Ф. Шопена (1960, Варшава) и им. П. И. Чайковского (1966, Москва). Пр. Ленинского комсомола (1978). Гастролирует за рубежом. |