Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 9, "СКЕ"-"СЛО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 9, "СКЕ"-"СЛО")

Скерцо

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скилтон Ч. С.

Скилтон Ч. С. (Skilton) Чарлз Санфорд (16 VIII 1868, Нортхемптон, шт. Массачусетс - 12 III 1941, Лоуренс, шт. Канзас) - амер. композитор и органист. Учился у В. Баргиля и О. Буаза (композиция), А. Хейнца (орган) в Высшей муз. школе в Берлине (1891-93), брал уроки у Д. Бака (композиция) и Х. Р. Шелли (орган) в Нью-Йорке (1897-98). Был муз. директором Академии и колледжа в Сейлеме (шт. Нью-Йорк; 1893-96). Преподавал муз.-теоретич. предметы в Гос. нормальной школе в Трентоне (1897-1903) и Канзасском ун-те (с 1903; вёл там также класс органа; до 1915 декан отделения изящных иск-в), состоял чл. многих амер. муз. об-в и ассоциаций. Был знатоком музыки индейцев. Несколько его опер основано на индейском муз. фольклоре; включал ритуальные индейские, в т.ч. танц., нар. мелодии в свои сюиты и фантазии.

Сочинения: оперы - Калоцин (1927, не пост.), Невеста Солнца (The sun bride, Радио, 1930); для хора с орк. - оратория Ангел-хранитель (The guardian angel, 1925), кантаты Дочь колдуньи (The witchs daughter, 1918), Тикондерога (1933); для opк. - сюита Первобытный (Primeval, 1920), симф. поэма Каролинская легенда (А Carolina legend), Охотничий танец индейцев Шоуни (Shawnee Indian hunting dance, 1930); Фантазия на темы мелодий амер. индейцев для влч. с орк. (1932); струн. квартеты; хоры.

Литературные сочинения: Modern symphonic forms, N. Y., 1927.

Литература: Howard J. T., Ch. S. Skilton, N. Y., 1929.

Скипа Т.

Скипа Т. (Schipa) Тито (2 I 1889, Лечче - 16 XII 1965, Нью-Йорк) - итал. певец (лирич. тенор). Пению учился в родном городе у А. Джерунды и в Милане у Э. Пикколи. Дебютировал в 1910 на оперной сцене в Верчелли (в партии Альфреда), затем в течение 2 лет пел в разл. итал. т-рах. В 1913 гастролировал в Юж. Америке (Аргентина и Бразилия); вернувшись на родину, выступал в 1914 в т-рах "Костанци" (Рим) и "Сан-Карло" (Неаполь), в 1915 - в "Ла Скала" (Милан; партии Владимира Игоревича в "Князе Игоре", Де Грие в "Манон" Массне). В 1917 в Монте-Карло исполнил партию Руджеро на премьере оперы Дж. Пуччини "Ласточка". Неоднократно пел в Мадриде и Лисабоне. В течение многих лет с триумфальным успехом гастролировал в городах Европы и Америки, выступал в спектаклях с крупнейшими певцами мира, в т.ч. с Ф. И. Шаляпиным в опере "Севильский цирюльник" ("Ла Скала", 1928, и "Колон", 1930), часто был партнёром А. Галли-Курчи. В 1920-32 один из ведущих солистов Чикагского оперного т-ра (с 1929 периодически выступал в "Ла Скала"), в 1933-35 и 1940-41 - "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). После 2-й мировой войны 1939-45 С. продолжал выступать в Италии и во мн. городах мира в качестве оперного и конц. исполнителя. В 1955 оставил оперную сцену. В 1957 гастролировал с концертами в СССР (Москва, Ленинград, Рига); был председателем жюри конкурса вокалистов Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. В 1962 совершил прощальное конц. турне по США. Много времени уделял муз.-обществ. деятельности, передавал свой опыт и мастерство молодым певцам. Один из крупнейших итал. певцов-виртуозов 20 в., С. особенно прославился как художник-лирик. Его фразировка отличалась богатством выразит. оттенков, он покорял нежностью и мягкостью звука, редкой пластичностью и красотой кантилены. Замечательный представитель бельканто, С. продолжил традиции А. Бончи. Среди лучших партий - Неморино ("Любовный напиток"), Эрнесто ("Дон Паскуале" Доницетти), Оттавио ("Дон Жуан"), Эдгар ("Лючия ди Ламмермур"), Вертер; Эльвино ("Сомнамбула"), Альмавива ("Севильский цирюльник"). Как конц. певец исполнял нар. испан. и итал. песни. Снимался в муз. фильмах (в т.ч. в фильме "Любимые арии"), многократно записывался на грампластинки (с его участием полностью записана опера "Дон Паскуале"). Автор оперетты "Принцесса Лиана" (1929, пост. 1935, Рим), хор. и фп. сочинений, песен.

Литература: Tимохин В., Тито Скипа, "МЖ", 1961, No 14; Monaldi G., Cantanti celebri, Roma, 1929; Lauri-Volpi G., Voci parallele, Mil., 1955 (рус. пер. - Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, Л., 1972); Gelletti R., Tito Schipa, "Musica e dischi", 1957; его же, Le grandi voci, Roma, (1964).

В. В. Тимохин.

Скляр И. М.

Иван Михайлович (21 II (6 III) 1906, Миргород Полтавской обл. - 26 X 1970, Киев) - сов. бандурист и композитор. С 1944 концертмейстер группы бандуристов, с 1950 возглавлял орк. группу Укр. нар. хора им. Г. Г. Верёвки. Руководил самодеят. ансамблями бандуристов. Работал над усовершенствованием бандуры и др. укр. нар. инструментов, сконструировал новые их типы, в т.ч. создал семейства бандур и сопилок, модернизировал лиру, цимбалы. Автор книги "Кипвсько-харкiвська бандура" (Kипв, 1971), в к-рой обобщил свой опыт работы над созданием совр. бандуры, позволявшей совмещать принципы игры киевской и харьковской школ бандуристов. С. называют "украинским Страдивариусом". Инструменты его конструкции содействуют художеств. росту многочисл. проф. и самодеят. исполнит. коллективов. Автор инстр. пьес для укр. народных инструментов, ансамблей и оркестров.

Литература: Гуменюк A., Иван Скляр, М., 1962.

А. И. Гуменюк.

Скобцов И. М.

Иван Михайлович (р. 15 (28) X 1900, с. Паньжа, ныне Пензенской обл.) - сов. певец (баритон). Засл. деят. иск-в РСФСР (1976). В 1924 окончил Моск. консерваторию по классу пения у В. С. Тютюнника. С того же года артист хора, в 1930-58 солист Большого т-ра. Партии: Грязной; Каленик ("Майская ночь"), Троекуров ("Дубровский"), Бес ("Черевички"), Сват ("Русалка"), Дуда ("Садко"), Скула ("Князь Игорь"), Фигаро, Бартоло; Нагульнов ("Поднятая целина" Дзержинского). Выступал как конц. певец, в т.ч. на Радио.

В. И. Зарубин.

Сковорода Г. С.

Григорий Саввич (22 XI (3 XII) 1722, с. Чернухи, близ Полтавы - 29 X (9 XI) 1794, с. Ивановка, ныне Сковородиновка Харьковской обл.) - укр. философ, писатель, педагог. Выдающийся поэт и просветитель, С. обличал крепостничество и прославлял свободу. Его демократич. идеи оказали большое влияние на обществ. и культурную жизнь Украины кон. 18 - 1-х десятилетий 19 вв. Был также музыкантом, играл на сопилке (сопели), флейте, бандуре, гуслях и скрипке, обладал приятным голосом. Получил муз. образование и пел в хоре Киево-Могилянской академии (1738-42) и Придв. певч. капелле (1742-44). Большая часть его муз. произв., популярных среди широких нар. масс (канты, псалмы и песни), сохранилась в устной традиции. Эти произв. широко исполняются бандуристами и лирниками. Ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и сатирич. тематику. Популярные песни С. "Ой, ты птичка желтобока", "Стоит явор" и др. записывались и печатались в песенниках кон. 18 - нач. 19 вв. В муз.-драм. произв. И. П. Котляревского "Наталка Полтавка" использована сатирич. песня С. "Всякому городу нрав и права", широко известная ещё в 18 в. (вошла с др. текстом в оперу В. А. Пашкевича "Санкт-Петербургский гостиный двор", 1782).

Литература: Pопов П. М., Григорiй Сковорода. Життя i творчiсть, Кипв, 1960 (библиогр., с. 170-71); Шреер-Ткаченко О. Я., Григорiй Сковорода - музикант, Кипв, 1972.

Л. Ф. Корний.

Скоков П. А.

Пётр Алексеевич (1758, Петербург - 4 (16) X 1817, Москва) - рус. композитор. Род. в семье кучера. В 1764 был принят в Воспитат. уч-ще при Академии художеств. Занимался по классу архитектуры, затем в муз. классе, где его учителями были М. Бунин (пение и игра на клавесине) и Г. Раупах (теория музыки и сочинение). В 1779 окончил Академию художеств с малой золотой медалью (незадолго до этого ему была присуждена большая золотая медаль за торжеств. кантату по случаю 15-летия академии), был направлен для совершенствования в Италию. В 1779-1782 занимался в Болонской филармонич. академии под рук. Дж. Мартини. В эти же годы написал хор на открытие памятника Петру I и ряд произв. для оркестра. После 1782 жил в Риме, Венеции, в 1787-1789 - в Неаполе. Здесь создал оперу "Ринальдо" (1788, т-р "Сан-Карло"), кантаты "Убежище любви" ("Asilo d'amore") и "На случай Очаковской победы" (исполнены в доме рус. посланника П. М. Скавронского). Сведений о постановке опер "Прекрасная Джирометта" ("Le bella Girometta") и "Любовь в музыке" ("L'amore in musica"), написанных С. в Италии, не имеется. После возвращения в Россию (1789) преподавал пение в Моск. театр. уч-ще, сочинял духовную музыку. Из его произв. сохранилось неск. церк. песнопений и рукописная партитура оперы "Ринальдо" (хранится в н.-и. отделе Ин-та театра, музыки и кинематографии в Ленинграде), выдержанной в духе итал. оперы-сериа.

Издания: либр. оперы "Ринальдо" - Il Rinaldo. Dramma per musica rappresentarsi nel real teatro di S. Carlo, 1788. La musique composйe par Pietro Skokoff maestro di cappella Russo, Napoli, 1788 (экземпляр хранится в Гос. публич. б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина); хор из оперы "Ринальдо", в изд.: История русской музыки в нотных образцах, под ред. С. Л. Гинзбурга, т. 1, Л.-М., 1940, 1968.

Литература: Новые материалы о композиторах П. А. Скокове и Е. И. Фомине, публ. Г. Ф. Фесечко, в кн.: Музыкальное наследство, т. 2, ч. 1, М., 1966; Mooser R. A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t. 2, Gen., 1951, p. 282-84.

Ю. В. Келдыш.

Скоморовский Н. Б.

Наум Борисович (9 (21) IX 1882, Житомир - 20 IX 1925, Киев) - сов. скрипач, педагог, дирижёр. В 1900 в Одессе окончил Муз. уч-ще РМО по классу скрипки у А. П. Фидельмана, в 1904 - Петерб. консерваторию у Л. С. Ауэра. Вёл широкую конц. деятельность, выступал как солист, концертмейстер симф. оркестров и дирижёр во мн. городах России. С 1912 жил в Киеве, был концертмейстером оперного и симф. оркестров, возглавлял организованный им струн. квартет. С 1920 профессор Киевской консерватории, вёл классы скрипки и квартетного ансамбля. Среди его учеников - многие видные музыканты и педагоги, в их числе: Н. Г. Рахлин, Л. М. Хайт, Л. М. Шаргородский.

Литература: Н. Б. Скоморовський (некролог), "Музика", 1925, No 9/10.

Скоморовский Я. Б.

Яков Борисович (6 (18) VIII 1889, Херсон - 4 VII 1955, Ленинград) - сов. трубач. В 1912 окончил Петерб. консерваторию по классу трубы у А. Б. Гордона. С 1908 солист симф. оркестра, с 1912 - оркестра Т-ра муз. драмы, в 1918-32 - Ленингр. Малого оперного т-ра, а также оркестра Ленингр. филармонии (1921-33). В 1927 создал в Ленинграде джаз-оркестр, в к-ром работал до 1930. В 1929 муз. рук. Tea-джаза Л. О. Утёсова. В 1930-46 рук. конц. джаз-ансамбля (с 1934 - джаз-оркестр). С. - один из выдающихся сов. трубачей-солистов. Игра С. отличалась сильным красивым звуком, технич. совершенством. Автор муз. произведений для джаз-оркестра.

Литература: Павлов A., "Золотая труба" Скоморовского, ("Советская эстрада и цирк", 1978, No 10.

Скоморохи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скомпска А. Ю.

Аделаида Юлиановна - см. Больска А. Ю.

Скордатура

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скорик М. М.

Мирослав Михайлович (р. 13 VII 1938, Львов) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1969). Кандидат искусствоведения (1967). В 1960 окончил композиторский (у А. М. Солтыса) и историко-теоретич. (у С. Ф. Людкевича) ф-ты Львовской консерватории, в 1964 - аспирантуру Моск. консерватории по классу композиции (рук. Д. Б. Кабалевский). С 1964 преподаёт во Львовской, с 1966 - в Киевской консерваториях; с 1971 доцент. С 1968 зам. пред. правления CK УССР, секретарь CK СССР. Респ. пр. им. Н. Островского (1968). Автор ряда муз.-теоретич. исследований (в т.ч. посв. творчеству С. С. Прокофьева). В 1978 завершил оперу Н. Д. Леонтовича "На русалчин великдень" или "Русалчинi луки" ("Русальи луга") и осуществил её редакцию.

Литературные сочинения: Прокофьев и Шёнберг, "СМ", 1962, No 1; Ладовая система С. Прокофьева, К., 1969; О прогрессивном и догматическом новаторстве, "СМ", 1971, No 8; Про природу i спрямованicть новаторьского пошуку в сучаснiй музицi, в сб.: Сучасна музика, вип. 1, Кипв, 1973 (совм. с В. В. Задерацьким).

Сочинения: балет Каменярi (Каменоломы, по произв. И. Я. Франко, 1967, Львовский т-р оперы и балета); для хора и орк. - кантаты Весна (1960, на сл. Франко), Человек (1964, на сл. Э. Мешелайтиса); для орк. - симф. поэмы Вальс (1960), Сильнее смерти (1963), Гуцульский триптих (1965), симф. сюита из музыки к пьесе "Каменный властелин" Л. Украинки (1971), Карпатский концерт (1972); для струн. орк. - Сюита (1961), партита No 1 (1966), партита No 3 (1973); для кам. орк. - партита No 2 (1970); концерты с орк. - для скрипки (1969), для фп. (1977); кам.-инстр. ансамбли, соната для скр. и фп. (1963), фп. трио Речитативы и рондо (1969), для фп. - цикл пьес В Карпатах (1959), Рондо (1962), Вариации (1962), Бурлеска (1964), Блюз (1964), 5 пьес для детей (1965), партита No 5 (1976), токката (1978); для голоса с симф. орк. - Три украинские свадебные песни (1976); для голоса с фп. - романсы на сл. Т. Г. Шевченко (1962), в т.ч. Якби менi черевики, Ой сяду я пiд хатою, За сонцем хмаронька пливе, Зацвiла в долинi; эстр. песни (св. 50), музыка для драм. т-ра и кино.

Литература: Павлишин С., Направленность таланта, "СМ", 1966, No 8; Загайкевич М., Багатий зaciв, "Мистецтво", 1966, Nо 6; Задерацкий В., Обретение зрелости, "СМ", 1972, No 10; Щирица Ю., Мирослав Скорик, Кипв, 1979.

Н. Н. Сидоренко.

Скорульский М. А.

Михаил Адамович (25 VIII (6 IX) 1887, Киев - 21 II 1950, там же) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1947). Кандидат искусствоведения (1940). В 1914 окончил Петерб. консерваторию, по классу композиции занимался у М. О. Штейнберга, Я. Витола, В. П. Калафати, по классу фп. - у А. Н. Есиповой. В 1915-33 вёл педагогич. и муз.-обществ. работу в Житомире. В 1933-41 и 1944-50 читал курсы анализа муз. форм и полифонии в Киевской консерватории (с 1937 - доцент). В 1941-44 работал в Алма-Ате. В музыке С. претворён рус., укр. и казах. фольклор. Наиболее значительны балет "Лесная песня", 2-й фп. квинтет на темы Абая Кунанбаева и "Интермеццо" для оркестра нар. инструментов. Автор статей и рецензий, опубликованных в периодич. печати.

Сочинения: опера - Свiччине весiлля (Свадьба Свечки, либр. И. А. Кочерги по его драм. поэме "Пiсня про Свiчку", 1948); балеты - Лiсова пicня (Лесная песня, по драме Л. Украинки, 1936, пост. 1946, Укр. т-p оперы и балета), Бондаривна (1939), Снежная королева (по сказке X. Андерсена, не оконч.); оратория - Голос матери (на сл. М. Рыльского, П. Тычины, Н. Бажана и др., 1943); для орк. - 2 симфонии (1923, 1932), Степная поэма (посв. Амангельды Иманову, 1944), поэма-сказка Никита Кожемяка (1949), 5 укр. песен (1930); концерт для фп. с орк. (1933); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1924), струн. квартет (1929); 2 фп. квинтета (1928, 1943); инстр. пьесы, хоры, романсы, песни; обр. нар. песен, музыка к спектаклям драм. т-ра.

Литература: Михайлов M., M. А. Скорульський, Кипв, 1960; Загайкевич М., Украпнська балетна музика, Кипв, 1969.

Е. С. Зинькевич.

Скотт С. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скотто Р.

Скотто Р. (Scotto) Рената (р. 24 II 1934, Савона) - итал. певица (сопрано). В детстве пела в церк. хоре, участвовала в любительских концертах. Училась в Милане у М. Льопарт. В 1953 одержала победу на конкурсе молодых певцов в Милане и в том же году дебютировала на сцене т-ра "Нуово". В 1954 впервые пела в т-ре "Ла Скала" (Милан). Мировую известность приобрела, выступив в 1957 на Эдинбургском фестивале в партии Амины ("Сомнамбула"). С этого времени ведущая солистка "Ла Скала" Последовательница М. Каллас, С. в своем исполнительском иск-ве стремится сочетать виртуозность и эмоциональную наполненность пения с психологич. тонкостью и глубиной постижения образа. Высокой поэтичностью и силой экспрессии отмечена ее интерпретация партий Виолетты, Мими, Джильды, Лючии ди Ламмермур, Чио-Чио-сан. В репертуаре певицы также партии Софи ("Вертер"), Эльвира ("Дон Жуан"), Елена ("Сицилийская вечерня" Верди), Джульетта ("Капулетти и Монтекки" Беллини) и др. Гастролирует во мн. странах Америки и Европы (в 1964 выступала в Москве в составе труппы т-ра "Ла Скала").

В. В. Тимохин.

Скотус И.

Скотус И. - см. Эриугена Скот

Скребков С. С.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скриб О. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скрипка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скрябин А. В.

Адам Васильевич (18(30) V 1896, Якутск - 1938, Москва) - сов. хоровой дирижёр, фольклорист. Самостоятельно выучился играть на мн. инструментах. В 1917 создал якут. любительский хор, к-рый на вечере культурно-просветительского об-ва "Саха аймах" исполнил песни "Овеянный счастьем якут" ("Саргылардаах сахабыт") и "Со времён старца Дыгына" ("Дыгын кырдьагас сагаттан"). Основал духовой оркестр при якут. нац. воен. школе, исполнявший революц. марши и песни на демонстрациях, митингах, собраниях. В 1925-27 учился на дирижёрско-хоровом отделении Моск. консерватории. Напел якут. мелодии композитору Н. И. Аладову и фольклористу К. П. Виноградову, к-рые обработали их для голоса и хора с фп. Часть песен вошла в сб. "Якутские песни с нотами" ("Саха ырыларын ноталара", М., 1927) - первый печатный нотный сборник якут. нар. песен. С. - один из первых организаторов муз. жизни и пионер хор. движения Якутии.

Литература: Рогаль-Левицкий Д., Якутская народная песня, "Музыка и революция", 1926, No 10; Алексеев Э., Музыкальная культура, в сб.: Якутская советская литература и искусство, Якутск, 1964, с. 185-86; Кривошапко Г., Адам Скрябин, в кн.: Из истории якутского музыкального искусства, Якутск, 1973.

А. С. Иванов.

Скрябин А. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Скудучяй

Скудучяй (skuduciai) - литов. дух. муз. инструмент. Закрытая многоствольная флейта, род флейты Пана. Состоит из 2 И более деревянных, не скреплённых между собой стволов разной длины (80-200 мм); с нижнего конца они закрыты, а вверху на разл. глубину срезаны с противоположных сторон. Каждый ствол (скудутис) издаёт один звук, высота к-рого зависит от длины и диаметра канала. Во время игры С. прижимают меньшим срезом к нижней губе, направляя струю воздуха на противоположный край. Высокие звуки С. - резко свистящие, низкие - глуховатого тембра. С. применяется для ансамблевого исполнения; ансамбли насчитывают 3-6 чел., каждый музыкант играет на 1-3 трубках. На С. исполняются танцы и особые пьесы, своеобразие к-рых - в движении голосов параллельными секундами (характерно для старинных литов. нар. многогол. песен, т.н. сутартине). С. - древнейший, ныне широко распространённый инструмент. На литов. праздниках песни выступают оркестры исполнителей на С. (до 800 чел.); используются комплекты С. с хроматич. звукорядом и диапазоном С - g2. В репертуаре нар. коллективов - оригинальные пьесы литов. композиторов и обработки нар. песен, танцев, транскрипции для С. сочинений, написанных для др. инструментов.

Литература: Rаliulis S., Lietuviu liaudies instrumentine muzika. Puciamieji instrumentai, sudare ir paruose, Vilnius, 1959 (рус. пер. - Литовские духовые музыкальные инструменты, "Труды VII международного конгресса антропологических и этнографических наук", т. 7, М., 1970, разд. Дискуссия, с. 419-420); Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1963, 1975, с. 100; Славюнас З., Сутартинес. Многоголосные песни литовского народа, Л., 1972; Vуzintas A., Skuduciai, Vilnius, 1975; Бартусявичюс В., Скудучяй (свирель) и близкие к ним инструменты, "Культура барай", 1978, No 7, с. 66-68 (на литов. яз.); Sасhs С., Die littauische Musikinstrumente in der Kцniglichen Sammlung fьr deutsche Volkskunde zu Berlin, "Internationales Archiv fьr Ethnographie", 1915-16, Bd 23, H. 1, S. 5.

H. А. Лисова.

Скулте А. П.

Скултэ Адольф Петрович (р. 15 (28) X 1909, Киев) - латыш. сов. композитор и педагог. Нар. артист СССР (1979). В 1934 окончил Латв. консерваторию в Риге по классу композиции у Я. Витола, в 1936 там же класс мастерства. С 1936 преподаватель (с 1952 профессор), в 1948-72 зав. кафедрой композиции Латв. консерватории. Среди учеников - А. Гринуп, Им. Калнинь, Р. Калсон, В. Шмитбергс, Г. Раманс. В 1952-56 пред. правления CK Латв. ССР. Автор преимущественно крупных симфонических и муз.-сценич. произведений. Мастер красочной оркестровой живописи, в своих симфонических соч. С. тяготеет к программности. Гос. пр. СССР (1950), Гос. пр. Латв. ССР (1976).

Сочинения: опера Принцесса Гундега (Princese Gundega, no пьесе А. Бригадере, 1971, Латв. т-р оперы и балета); балеты - Сакта свободы (Brivibas sakta, по мотивам драмы "Играл я, плясал" Я. Райниса, пост. там же, 1951; Гос. пр. СССР, 1951; 2-я ред. 1955), Гроза весной (Negaiss pavasari, там же, 1967, 2-я пр. Всес. театр, конкурса, 1968); для хора с орк. - оратория Вытри слёзы, Родина-мать (Noslauki asaras, Dzimtene-Mat, 1975), кантаты Рига (сл. Л. Пельманиса, 1951), Партия у нас одна (Mums viena partija, сл. А. Элксне, 1961), Эхо (Atbalss, сл. З. Пурвса, 1969); для орк. - 6 симфоний (За мир, Par mieru, 1954; Ave sol!, для хора и орк., по поэме Я. Райниса, 1959; Космическая, Kosmiska, 1963; Молодёжная, Jaunatnes, 1965; 1974; 1977); симф. поэмы Волны (Vilni, 1934), Рассвет (Ritausma, 1936), Хореографическая поэма (Horeografiska poema, 1957), сюита из музыки к пьесе А. Бригадере "Принцесса Гундега и король Брусубарда" ("Princese Gundega un Karalis Brusubarda", 1947); струн. квартет (1935); произв. для фп.; хор. песни a cappella - Леса шумят (Mezi salс, 1964), Как дети спят (Ka gul berni, 1968), хор. поэма Море (Jura, 1971) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. "Райнис" (Гос. пр. СССР, 1950; оттуда же - сюита) и др.

Литература: Красинская Л., А. Скултэ, М., 1959.

Я. Я. Витолинь.

Скупевский С.

Белина-Скупевский (Belina-Skupiewski) Стефан (Брониславович) (23 VII (4 VIII) 1885, Киев - 3 VIII 1962, Гданьск) - польский певец (лирико-драм. тенор), пианист, педагог, муз.-обществ. деятель. Чл. ПОРП с 1948. Род. в семье инженера. Окончил Муз.-драм. школу М. К. Лесневич-Носовой по классу фп. в Киеве. Изучал пение у Я. Штюкгольда в Карлсруэ (Германия); совершенствовался в Мюнхене под рук. дирижёра Ф. Мотля, сценич. мастерство и режиссуру проходил у Г. Фукса. Выступал на сценах мн. европ. оперных т-ров, в т.ч. "Гранд-Опера" (Париж), "Ла Скала" (Милан), Национального т-ра (Прага) и в странах Юж. Америки. В 1914-20 пел в Киеве, выезжал на гастроли в Петроград, Одессу, Харьков, Екатеринослав, Николаев. В 1928 оставил сцену и, поселившись в Варшаве, посвятил себя педагогич. деятельности. В 1938-39 вёл класс сольного пения в Высшей муз. школе им. Ф. Шопена.

В оперном репертуаре С. было св. 50 партий, к-рые он исполнял на рус., польском, итал., нем., франц. и сербском языках. Певец обладал голосом большого диапазона, красивого тембра, мастерски владел вок. техникой. Среди партий: Ленский, Герман, Хозе; Зигмунд ("Валькирия"), Тристан ("Тристан и Изольда"), Берендей, Йонтек, Каварадосси; Надир ("Искатели жемчуга", Бизе), Лоэнгрин, Герцог; Манрико ("Трубадур"), Альфред ("Травиата"), Отелло; Рудольф ("Богема"), Владимир Игоревич; Лионель ("Марта" Флотова). Выступал в концертах как аккомпаниатор, в 1945 руководил классом сольного пения в Лодзинской высшей муз. школе. С 1946 худ. рук. оперного т-ра в Катовицах и декан вок. ф-та в Катовицкой высшей муз. школе; с 1953 худ. рук. Балтийской оперы в Гданьске и одновременно профессор сольного пения в Высшей муз. школе в Сопоте. Как худ. рук. польских оперных т-ров С. стремился продолжать и развивать традиции польской и рус. реалистич. оперной школы.

Л. С. Кауфман.

Скьеллеруп Г.

Герхард - см. Шельдеруп Г.

Скюдо П.

Скудо (Scudo) Поль (Паоло) (8 VI 1806, Венеция - 14 X 1864, Блуа) - франц. муз. критик. По национальности итальянец. Образование получил в муз. школе Шорона в Париже. Пел на оперной сцене, писал романсы. С 30-х гг. выступал с муз. рецензиями и статьями в парижской прессе ("La Revue et Gazette musicale de Paris", "La Rйforme", "La premiиre Revue de Paris", "La Revue indйpendante", "L'Ordre", "Le Siиcle", "L'Art musical", "La Revue des deux Mondes"). Откликался в основном на события муз. жизни: конц. выступления (в частности, Ф. Листа), оперные постановки, исполнение новых муз. произведений. Как муз. критик придерживался традиц. направления. Будучи консервативным в понимании иск-ва, он не сумел оценить новаторских исканий Листа и Г. Берлиоза. С. пользовался большой известностью, хотя и не завоевал серьёзного авторитета. Его работы часто переводились в России, появляясь во многих рус. газетах и журналах.

Сочинения: Critique et littйrature musicales, v. 1-2, P., 1850-1859; L'art ancien et l'art moderne, P., 1854; Le chevalier Sarti, P., 1857; L'annйe musicale, v. 1-3, P., 1860-62; La musique en l'annйe 1862, P., (1863).

Литература: История европейского искусствознания. Первая половина XIX в., М., 1965, С. 158-59.

Т. Н. Соловьёва.

Слабая доля

Слабая доля - слабое время, лёгкая доля, - в тактовой системе метрически неопорная доля, напр. 2-я и 3-я в трёхдольном такте, 2-я и 4-я в четырёхдольном. Служит непрерывности метрич. пульсации, оттеняет сильную и относительно сильную доли. Не неся метрич. акцента, С. д. может быть наделена эпизодич. громкостным акцентом, часто более сильным, чем акцент на сильной доле, и приводящим к образованию синкопы.

Славенский Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Славик Й.

Славик Й. (Slavнk) Йозеф (26 III 1806, Йинце, близ г. Пршибрам - 30 V 1833, Будапешт) - чеш. скрипач. Учился игре на скрипке с раннего детства под рук. отца Антонина С., в 1816-23 - у Ф. В. Пиксиса в Пражской консерватории; при её окончании исполнил собств. концерт. Начал концертировать в студенч. годы. Играл в театр. оркестре, с 1825 - в придв. капелле в Вене. Выступал как солист в Вене, а также в Праге, Карлови-Вари (там игрой С. восхищался И. В. Гёте) и в др. чеш. городах, в 1828 - в Братиславе и Париже. Общался с деятелями "чешского возрождения" (нац. движение кон. 18 - 1-й пол. 19 вв.) Й. Юнгманом, К. Махачеком (совм. с ним перевёл на чеш. яз. либр. "Дон Жуана"), комп. Я. В. Томашеком, Л. Мехурой, Ф. Шкроупом, считавшими С. носителем чеш. нац. традиций. Игру С. высоко оценил Н. Паганини (услышав в Вене в исп. Паганини его "Кампанеллу" из концерта ор. 6, С. записал её по памяти и на другой день сыграл автору). Ф. Шуберт посвятил С. скр. Фантазию ор. 159, Ф. Шопен сочинил вместе с С. "Вариации на тему Бетховена" и играл с ним в дуэте (в 1830-31 в Вене), называл его гениальным скрипачом; современники именовали С. "чешским Паганини". Игра С., представителя романтич. стиля, славилась красивым певучим тоном, виртуозностью, поэтичностью фразировки. Ранняя смерть С. помешала полностью раскрыться его композиторскому дарованию. Автор более 20 произв. в стиле романтиков, в т.ч. 2 концертов для скрипки с оркестром, концерта для 2 скрипок, Большого попурри на темы из оперы "Севильский цирюльник" и "Вальса томления" (Sehnsuchtswalzer) Шуберта для скрипки с фп., вариаций на тему из оперы "Пират" Беллини ("Вариации на струне соль"; перестроена на си).

Литература: Гинзбург Л., Йозеф Славик, М., 1957; Cе1eda J., Josef Slavнk, Praha, 1933; К1нma S., Josef Slavнk, Praha, 1956.

Л. С. Гинзбург.

Славина М. А.

Славина М. А. (по мужу - Mедем) Мария Александровна (5 (17) VI 1858, Петербург - 1951, Париж?) - рус. певица (меццо-сопрано). С 9 лет училась в Театр. уч-ще в Петербурге, сначала на балетном отделении, затем на драматическом, позже на вокальном у Гаммьери. Окончив в 1877 училище, занималась (до 1879) в консерватории по классу пения у Н. А. Ирецкой и К. Эверарди. В 1877-1917 солистка Мариинского т-ра (дебютировала в партии Амнерис).

С. обладала высоким меццо-сопрано большой силы, обширного диапазона, красивого густого бархатистого тембра. Её сценич. успехам способствовали безупречная дикция, богатая мимика, одухотворённость исполнения, яркое дарование драм. актрисы. В богатом репертуаре С. было св. 50 партий. Первая исполнительница на рус. сцене партии Кармен (1885). Вершина творчества С. - партия Графини (1890, первая исполнительница). Одинаково удавались ей как образы властных, сильных, героич. натур - Любаша ("Царская невеста"), Далила, Амнерис; Ортруда ("Лоэнгрин"), Фрика ("Золото Рейна" и "Валькирия"), Вальтраута ("Гибель богов"), так и нежных лирических (Ратмир и Кончаковна были в числе её лучших партий); выступала и в комич. партиях, исполненных тонкого юмора, - Ха-физа ("Фераморс" А. Рубинштейна), мистрисс Квикли ("Фальстаф"). С. талантливо исполняла также партии travesti - Лель; Зибель ("Фауст"), Стефано ("Ромео и Джульетта" Гуно), Изяслав ("Рогнеда") и др. Среди др. партий: Рогнеда, Ганна; Нежата ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Морозова ("Опричник" Чайковского), Клитемнестра ("Орестея" Танеева). В 1919-20 профессор Петрогр. консерватории. Среди её учениц - С. В. Акимова (брала уроки пения у С. в 1910-11). В 1920-х гг. С. уехала за границу.

Литература: Очерк деятельности М. А. Славиной на сцене Мариинского театра, "Театр и искусство", 1898, No 2; Финдейзен Н., Мария Александровна Славина, "РМГ", 1898, No 1; Мария Александровна Славина..., в кн.: Ежегодник имп. театров, сезон 1902-03, прил. 3; 25-летие артистической деятельности М. А. Славиной, "РМГ", 1903, No 6; Старк Э. (Зигфрид), Петербургская опера и её мастера. 1890-1910, Л.-М., 1940, с. 60-69; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века 1873-1889), Л., 1973; его жe, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин (1890-1904), Л., 1974; Акимова С., Воспоминания певицы, Л., 1978, с. 26-29, 48, 50.

А. П. Григорьева.

Славинский П. М.

Пётр Михайлович (16 (28) X 1899, Харьков - 2 V 1977, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. Башк. АССР (1944). Засл. арт. РСФСР (1944). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у С. М. Козолупова. С 1925 солист оркестра Большого т-ра, с 1936 дирижёр оперных т-ров в Перми, Ташкенте. С 1938 худ. рук. и гл. дирижёр Башкирского, с 1945 - Куйбышевского, затем Харьковского т-ров оперы и балета, с 1950 - Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в Москве. С 1961 зав. муз. частью и дирижёр оркестра Моск. Художеств. т-ра. В Башк. т-ре оперы и балета под рук. С. осуществлены первые пост. опер "Мэрген" Эйхенвальда (1940), "Хакмар" Валеева (1940), "Карлугас" Чемберджи (1941), "Акбузат" Заимова и Спадавеккиа (1942), в Муз. т-ре им. Станиславского и Немировича-Данченко - опер "Заря" (1956) и "Улица дель Корно" (1960) Молчанова, а также 2-х редакций опер "В бурю" Хренникова (1952) и "Емельян Пугачёв" Коваля (1959). Дирижировал симф. концертами. Автор музыки к ряду спектаклей драм. т-ра.

Славюнас З. И.

Зенонас Ионо (1 (14) I 1907, Скаудвиле, ныне Таурагского р-на Литов. ССР - 12 III 1973, Вильнюс) - сов. фольклорист и этнограф. Кандидат филологич. наук (1958). Муз.-теоретич. предметы изучал под рук. Ю. Груодиса и А. Качанаускаса. В 1946 окончил филологич. ф-т Вильнюсского ун-та. В 1930-1932 руководил студенч. хором и симф. оркестром Каунасского ун-та. В 1934-39 сотрудник Архива литов. фольклора в Каунасе. В 1939-40 секретарь архива фольклора Ин-та литуанистики в Вильнюсе. В 1945-47 зав. секцией фольклора Ин-та истории АН Литов. ССР. С 1945 преподаватель Вильнюсского педагогич. ин-та (с 1958 - доцент). Осн. работы С. посвящены литов. муз. фольклору. Гос. пр. Литов. ССР (1973) за публикацию записей нар. песен "Sutartines" (t. 1-3, Vilnius, 1958-59; "Сутартинес", Л., 1972).

Литература: Ciurlionytи J., Tautosakos tyrinetojo jubiliejus, "Pergale", 1967, No 2; Sauka L., Zenonas Slaviunas folklorist, "Liaudies kuryba", t. 1, Vilnius, 1969; Гаудримас Ю., Из истории литовской музыки, т. 2, Л., 1972.

Ю. К. Гаудримас.

Славянские

Славянские - см. Агренев-Славянский Д. А. и Агренева-Славянская О. X.

Слатин И. И.

Илья Ильич (7 (19) VII 1845, Белгород Курской губ. - 13 IV 1931, Харьков) - рус. дирижёр, пианист и педагог. В 1863-69 учился в Петерб. консерватории по классам фп. у А. Дрейшока и теории музыки у Н. И. Зарембы. В 1869-71 занимался в Берлине у Т. Куллака (фп.) и Р. Вюрста (композиция). Дебютировал в 1871 в Дрездене как дирижёр в симф. концерте из произв. рус. композиторов (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Г. Рубинштейн). Вернувшись в Россию в том же году, при содействии А. Рубинштейна основал в Харькове отделение РМО с муз. классами (в 1883 реорганизованы в Муз. уч-ще), был их бессменным директором. Разносторонне образованный музыкант, С. вёл здесь хор., орк. и ансамблевые классы, а до 1897 и класс игры на фп. В течение почти полувека возглавлял постоянные симф. собрания харьковского отделения РМО, выступал пропагандистом рус. музыки. Как дирижёр гастролировал в России и за рубежом. С именем С., крупного муз.-обществ. деятеля, связана история развития муз. культуры дореволюц. Харькова. Его энергичная просветительская деятельность получила высокую оценку П. И. Чайковского и А. Г. Рубинштейна. В 1887 избран почётным чл. Петерб. отделения РМО. Чл. жюри Междунар. конкурсов им. А. Г. Рубинштейна.

Литература: Букиник И., И. И. Слатин, "РМГ", 1896, No 3.

И. М. Ямпольский.

Слезак Л.

Слезак Л. (Slezak) Лео (18 VIII 1873, Шумперк, Моравия - 1 VI 1946, Роттах-Эгерн, Тегернзе, Бавария) - чеш. певец (тенор). Учился пению у А. Робинсона, совершенствовался у Я. Решке в Париже (1908). Дебютировал в 1896 в Брно (партия Лоэнгрина). Был солистом Придв. оперы в Берлине (1898-99), оперного т-ра в Братиславе (1899-1901), Придв. оперы (затем Гос. оперы) в Вене (1901-26), гастролировал в оперных т-рах мн. стран, с особым успехом в Лондоне ("Ковент-Гарден", 1900, 1909), США ("Метрополитен-опера", Нью-Йорк, 1909-12). Выступал и как конц. певец. Был выдающимся интерпретатором образов муз. драм Р. Вагнера. Партии: Тингейзер, Лоэнгрин, Тристан, Манрико, Отелло, Радамес; Джеральд ("Лакме"), Бельмонт, Феррандо ("Похищение из сераля", "Так поступают все" Моцарта). В 1930-е гг. снимался в кино (гл. обр. в комич. ролях). Автор лит. произведений.

Литературные сочинения: Meine sдmtlichen Werke, В., 1922, Reinbek bei Hamburg, 1970; Der Wortbruch, В., 1928, Reinbek bei Hamburg, 1971; Rьckfall, В., 1940, Reinbek bei Hamburg, 1969; Mein Lebensmдrchen, Mьnch., 1948, Mьnch., 1971.

Литература: Klingenberger L., L. Slezak, W., 1910; Witesсhnik A., Wiener Opernkunst, W., (1959).

А. Г. Юсфин.

Слендро

Слендро (яванское) - наряду с пелогом один из осн. звукорядов музыки островов Ява и Бали (Индонезия). Состоит из 5 ступеней. Существует несколько точек зрения на строение 5-тонового звукоряда С. Согласно ряду исследований (А. Дж. Эллис, Я. Кюнст), интервалы между смежными ступенями одинаковы и составляют 240 центов; по др. данным (М. Худ), на практике 2 ступени оказываются несколько большими, чем остальные. Каждый из смежных интервалов может делиться пополам. На Яве С. рассматривается как мужественная, исполненная силы и блеска тональность. Считается, что С. древнее пелога, однако это не подтверждено документально. Обозначение С. нередко распространяется на все 5-ступенные темперированные звукоряды, напр. зап.-африканские, а также староиндийские.

Литература: Ellis A. J., Tonometrical observations on some existing non-harmonic musical scales, "Proceedings of the Royal society", 1884, November; Stumpf F. C., Tonsystem und Musik der Siamesen, в кн.: Sammelbдnde fьr vergleichende Musikwis-senchaft, Bd 1, 1922; Вukоfzer M. F., The evolution of Javanese tone-systems, в кн.: KongreЯ-Bericht, N.Y., 1939; Kunst J., Music in Java, Bd 1, Den Haag, 1949; Hood M., The nuclear theme as a determinant of patet in Javanese music, Groningen- Djakarta, 1954.

Слепушкин А. И.

Александр Иванович (30 X (11 XI) 1870, Петербург - 17 (30) III 1918, Москва) - рус. арфист и педагог. В детстве обучался игре на фп., скрипке, трубе. Получил военное образование. Уже будучи офицером, увлёкся игрой на арфе; брал уроки у арфиста A. M. Инспруккера. В 1902 вышел в отставку и уехал в Берлин, где учился в консерватории у арфиста В. Поссе. С успехом концертировал в Германии и Англии. В 1908, выдержав конкурс, стал солистом оркестра Большого т-ра. С того же года профессор Моск. консерватории. Последние годы жизни занимался гл. обр. педагогич. деятельностью, изредка выступая в концертах.

Игра С. отличалась исключит. виртуозностью, красивым певучим звуком. В репертуаре были сонаты Л. Бетховена, этюды и вальсы Ф. Шопена, прелюдии и фуги И. С. Баха, "Жаворонок" Глинки-Балакирева, ряд соч. Ф. Листа и др. в переложении для арфы, из оригинальных соч. для арфы - произв. Э. Пэриш-Альварса и др. Среди учеников: К. К. Бакланова, М. А. Бедлевич-Пушечникова, М. А. Корчинская, М. П. Кошиц, Н. Г. Парфёнов, Е. С. Сулимова.

Литература: Парфёнов Н., Техника игры на арфе. Метод проф. А. И. Слепушкина, M., 1927; Эрдели К. А., Арфа в моей жизни. Мемуары, M., 1967, с. 78-81; Дулова В., Искусство игры на арфе, M., 1975, с. 101-04.

Сливинский В. Р.

Владимир Ричардович (23 V (4 VI) 1894, Москва - 7 VIII 1949, там же) - сов. певец (лирич. баритон). Засл. арт. Республики (1932). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1920-23 обучался пению у Н. Г. Райского в Моск. консерватории. В 1922-24 солист Оперного т-ра С. И. Зимина, в 1924-35 - Ленингр. т-ра оперы и балета и одноврем. в 1930-48 - Большого т-ра (Москва). Один из выдающихся сов. вокалистов, С. обладал прекрасным голосом и музыкальностью, благородной манерой исполнения. Он был тонким и вдумчивым интерпретатором классич. и совр. музыки. Лучшая партия С. - Евгений Онегин. Др. партии: Мазепа, Елецкий; Светлейший ("Черевички" Чайковского), Демон, Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Дон Жуан; Санди ("Трильби" Юрасовского), Клодт ("Броненосец "Потемкин"" Чишко, первое исп. на сцене Большого т-ра, 1938). Вел большую конц. деятельность. Особенно удавались ему романсы П. И. Чайковского. В 1948-49 преподавал в Моск. консерватории.

В. И. Зарубин.

Сливиньский Ю.

Сливинский (Sliwinski) Юзеф (Иосиф Иванович (Янович)) (15 XII 1865, Варшава - 4 III 1930, там же) - польск. пианист и дирижер. Сын органиста Яна С. (1830-93), преподавателя игры на органе в Варшавском муз. ин-те, руководителя и дирижёра оркестра и хора в кафедральном костеле св. Яна. Учился игре на фп. в Варшавском муз. ин-те у Р. Штробля, затем у Т. Лешетицкого в Вене и у А. Г. Рубинштейна в Петербурге. Дебютировал как пианист в 1890 и с этого времени гастролировал в России, странах Зап. Европы и в США. В нач. 1910-х гг. преподавал фп. игру в разл. муз.-уч. заведениях и давал частные уроки в Риге, затем в Ростове-на-Дону, в 1912-16 был профессором Саратовской консерватории (с 1914 ее директор). С 1918 жил в Варшаве, вёл класс фп. в консерватории, в последние годы жизни - в Великопольской муз. школе в Познани. Игра С. отличалась поэтичностью, тонкостью трактовок, мягким н певучим звуком, выделялось его исполнение соч. романтиков, гл. обр Ф. Шопена (наряду с И. Падеревским был самым известным польским исполнителем его соч. в Европе), Ф. Шуберта, Р. Шумана. С. выступал и как дирижёр в концертах Варшавской филармонии, руководил любительским оркестром при Варшавском муз. об-ве.

Литература: Michalowski A., Na grуb Jуzefa Sliwinskiego, "Muzyka", 1930, No 3; Altberg E., Polscy pianisci, Lуdz, 1947; Blaszczyk L. T., Dyrygenci polscy i obcy w Polsce dzialajacy w ХIX i XХ w., Kr., 1964, s. 304.

З. Лисса.

Слободкин Я. П.

Яков Павлович (р. 11 VIII 1920, Ростов-на-Дону) - сов. виолончелист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1968). В 1945 окончил Моск. консерваторию у М. И. Ямпольского. Конц. деятельность ведёт с 1935, с 1937 солист Всесоюзного гастрольно-конц. объединения, с 1941 - Моск. филармонии. Организатор и участник квартета им. П. И. Чайковского (1953-58) и трио с Я. В. Флиером и И. С. Безродным (1952-55). Выступал в ансамблях с С. Т. Рихтером, Г. Р. Гинзбургом, Л. Б. Коганом. П. Владигеров и Я. Сибелиус посвятили ему пьесы для виолончели. Лауреат Всесоюзного конкурса скрипачей и виолончелистов (1937, Москва), Конкурса виолончелистов им. Г. Вигана (1950, Прага, 2-я пр.). В 1967-75 преподаватель Ростовского муз.-пед. ин-та (с 1973 профессор). С. принадлежат конц. обработки для виолончели сонаты "Дьявольская трель" Дж. Тартини, соч. Н. Паганини, Г. Венявского, Ф. Шопена, а также редакции виолончельных соч. Автор ряда статей. Гастролировал за рубежом.

Слободяник А. А.

Александр Александрович (р. 5 IX 1941, Киев) - сов. пианист. Засл. арт. РСФСР (1974). Окончил Моск. консерваторию (1964) и аспирантуру при ней (1967) у В. В. Горностаевой (ранее учился у Г. Г. Нейгауза). С 1967 солист Моск. филармонии. Лауреат Междунар. конкурсов им. Ф. Шопена (1960, Варшава) и им. П. И. Чайковского (1966, Москва). Пр. Ленинского комсомола (1978). Гастролирует за рубежом.

Предыдущая страница Следующая страница