Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕГ"-"СЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 5, "СЕГ"-"СЕН")

Сего Ю.

Сего Ю. - правильнее Сегё (Szegц) Юлия (р. 1900, Берегсас, ныне Берегово Закарпатской обл. УССР) - венг. певица (сопрано), фольклорист, музыковед. Окончила Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште (класс пения) и ун-т в Клуже (Румыния). С 1945 преподаёт фольклористику в венгерской консерватории в Клуже, с 1949 зав. клужским отделением Института этнографии и фольклора (Бухарест). С. занималась собиранием народных песен в областях с румынским населением - в Молдове и Трансильвании (в Бухаресте опубликован составленный ею сборник 150 венг. нар. песен из Трансильвании "Я собирала венок" - "Kцtцttem bokrйtбt"). Концертировала как исполнительница нар. песен в Румынии и Венгрии, а также в Нидерландах и Дании. Автор работ о жизни и деятельности Б. Бартока, в т. ч. о его трудах по фольклористике (интерес представляют приводимые ею воспоминания современников Бартока, в т. ч. его близких друзей, не опубликованные в др. книгах о нём), а также исследований о взаимодействии рум. и венг. нар. музыки в Молдове.

Сочинения: Bartуk Bйla. A nйpdalkutatу, Buc., (1956); Adalйkok a moldvai romбn-magyar nйpzenei kцlcsцnhatбs vizsgбlatбhoz, Buc., 1963; Bartуk Bйla йlete, Buc., 1964; Embernek maradni - Bartуk Bйla йletregйnye, Buc. - Bdpst, 1965, 1970.

П. Ф. Вейс.

Сеговия Т.

Сеговия Т. (Segovia) Андрес Торрес (по уточнённым данным, р. 21 II 1893, Линарес, пров. Хаэн) - испан. гитарист. Научился игре на гитаре самостоятельно. Дебютировал в 15-летнем возрасте в Гранаде. После гастролей в странах Европы, Сев. и Юж. Америки и Азии (1920-е гг.) получил мировую известность. С 1955 рук. класса гитары в Академии Киджана в Италии, с 1958 преподаёт в Сантьяго-де-Компостела в Испании. Среди учеников - Дж. Уильямс, А. Диас, Дж. Брим, А. Вальдес-Блейн. По инициативе С. были открыты классы гитары в муз. уч-щах и консерваториях разных стран. Исключит. виртуоз, исполнение к-рого отличается также глубиной интерпретаций, С. возродил интерес к гитаре как сольному инструменту, ввёл в репертуар гитаристов классич. и совр. музыку. С. исполняет также собств. соч. - Концерт для гитары с оркестром, "Тонадилыо", "Этюд памяти М. Понсе", "Орасьон" и др. пьесы. Иск-во С., расширившего технич. и выразит. возможности гитары, вдохновило мн. композиторов на создание произв. для этого инструмента. Для С. написаны и ему посв. пьесы "Сеговия" А. Русселя, "Сеговиана" Д. Мийо, "Сеговии" А. Тансмана, "Фандангильо" X. Турины, сонатина Ф. Морено Торробы, сюита "Компостеляна" Ф. Момпу, "Дьявольское каприччо" М. Кастельнуово-Тедеско, концерты с оркестром А. Тансмана, Э. Вила Лобоса, "Южный концерт" М. Понсе, "Фантазия для благородного рыцаря" для гитары с оркестром X. Родриго и др. Важный вклад в репертуар гитаристов С. внёс своими обработками классич. музыки (соч. И. С. Баха, Й. Гайдна, Л. Бетховена, Д. Скарлатти, С. Франка, И. Альбениса, Э. Гранадоса, П. И. Чайковского и М. П. Мусоргского). В этих обработках С. проявляет тонкое чувство стиля, мастерски использует полифонич. и колористич. возможности инструмента. В его редакции изданы 20 этюдов для гитары Ф. Сора, часто исполняемые С. и его учениками. Пьесы из репертуара С. входят в разл. инструктивные сб-ки для гитары, в т. ч. в серию сб-ков, составленных П. С. Агафошиным (о значении С. для гитарного иск-ва говорится и в его кн. "Новое о гитаре"). С. оказал влияние на развитие гитарного иск-ва в Сов. Союзе. Во время гастролей в СССР (1926, 1927, 1936) давал консультации сов. гитаристам (П. С. Агафошину, П. И. Исакову, В. И. Яшневу и их ученикам А. М. Иванову-Крамскому, Д. С. Челнокову и др.).

Литературные сочинения: La guitarra у Yo., "Guitar review", 1949, No 8; Письмо моему биографу, пер. с франц., "СМ", 1960, No 6.

Литература: Игорь Глебов, Концерт Андрэ Сеговия, "Красная газета", 1926, 19 марта; Агафошин П. С., Новое о гитаре, М., 1928, с. 23-35; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961; его же, Великий гитарист, "СМ", 1964, No 8; Вайсборд М., Андрес Сеговия в Москве, "МЖ", 1971, No 20; его же, Андрес Сеговия в СССР, там же, 1974, No 6; Gavoty В., Hauert R., Andrйs Segovia, Gen. - Monaco, (1955); Usi11оs С., Segovia, (Bilbao, 1973).

M. A. Вайсборд.

Сёдерстрём А. Э.

Сёдерстрём А. Э. (Sцderstrцm) Анна Элизабет (р. 7 V 1927, по др. данным - 1929, Стокгольм) - швед. певица (сопрано). Пению обучалась у А. Скилонд и в Высшей муз. школе в Стокгольме. Дебютировала в 1947 в Дротнингхольме, затем выступала в Стокгольме в зингшпилях и опереттах, с 1950 - в Стокгольмском корол. оперном т-ре. В 1955 впервые пела на Зальцбургском фестивале, в 1957 - на Глайндборнском (здесь в 1979 с успехом исполнила партию Леоноры в "Фиделио"), в 1959 - на Эдинбургском. В 1959-64 солистка т-ра "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). Начиная с 1960-х гг. регулярно выступает в разл. городах Великобритании (с 1967 в т-ре "Ковент-Гарден", Лондон). Артистич. индивидуальности С. ближе всего лирич. партии (Чио-Чио-сан, Манон, Микаэла, Мими). Широко известна как выдающаяся исполнительница ведущих партий в операх В. А. Моцарта и Р. Штрауса. Яркий интерпретатор музыки Л. Яначека (партии - Енуфа ("Её падчерица"), Эмилия Марти ("Средство Макропулоса"), Катя Кабанова ("Катя Кабанова")) и П. И. Чайковского (Татьяна). Большое внимание уделяет рус. камерной вок. музыке, одна из немногих певиц, в конц. репертуар к-рой входят все романсы С. В. Рахманинова.

Сочинения: I min tonart, Stockh., 1978.

Сейталиев Т.

Токтоналы (р. 3 XII 1937, с. Джаильма, ныне Калининского р-на Кирг. ССР) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. Кирг. ССР (1974). В 1969 окончил Алма-Атинскую консерваторию. С 1957 артист хора, с 1969 солист Кирг. т-ра оперы и балета. Партии: Юродивый, Ленский, Дон Карлос, Герцог, Альфред, Пинкертон; Кузнецов ("Алтын кыз" Власова и Фере), Сыргак, Керимбай, Кульчаро ("Манас", "Токтогул", "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере). Выступает в концертах. С 1971 преподаватель муз. уч-ща в г. Фрунзе.

Сейшас Ж. А. К.

Сейшас Ж. А. К. (Seixas) Жозе Антонью Карлуш ди (11 VI 1704, Коимбра - 25 VIII 1742, Лисабон) - португ. композитор, клавесинист и органист. Возможно, ученик Д. Скарлатти, влияние к-рого заметно в клавесинных соч. С. (автор свыше 700 пьес).

Сочинения: увертюра для струн. орк.; концерт для клавесина с орк.; сонаты, токкаты, менуэты и др. пьесы для клавесина; культовая музыка, в т. ч. 10 месс, Те Deum, мотеты; пьесы для органа.

П. А. Ахундов.

Секар-Рожанский А. В.

Секар-Рожанский А. В. (наст. фам. - Рожанский) Антон Владиславович (6 (18) V 1863, Влоцлавек - 28 I 1952, Люблин) - рус. певец (лирико-драм. тенор). В 1891 окончил Петерб. консерваторию по классу С. И. Габеля; выступал в оперных т-рах Ростова-на-Дону, Харькова, Тбилиси. В 1896 успешно дебютировал в Мариинском т-ре, затем, переехав в том же году в Москву, стал солистом Моск. частной рус. оперы. В 1910-1914 выступал в городах Сибири. Обладал мощным голосом, особенно хорошо звучавшим в среднем регистре, ярким темпераментом. Н. А. Римский-Корсаков высоко ценил С.-Р., первого исполнителя партий в его операх: Садко ("Садко", 1898), Лыков ("Царская невеста", 1899; для С.-Р. композитор написал вставную арию Лыкова в 3-м д.). Среди партий: Голицын ("Хованщина"), Рудольф ("Богема", первое исп. оперы в России, 1897), Самсон; Рауль ("Гугеноты"), Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Тангейзер. В 1914-19 профессор Моск. консерватории. В 1920 уехал в Польшу, был профессором Варшавской консерватории.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Летопись моей музыкальной жизни, СПБ, 1909; Шкафер В. П., Сорок лет на сцене русской оперы. Воспоминания. 1890-1930 гг., Л., 1936; Левин С. Ю., Записки оперного певца, М., 1955, 1962; Гозенпуд A., Русский оперный театр между двух революций, 1905-1917, Л., 1975.

Секвенция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Секей И.

Секей И. (Szekely) Имре (8 V 1823, Матьфальва, ныне ЧССР - 8 V 1887, Будапешт) - венг. пианист и композитор. Учился в муз. школе Меркля в Будапеште, выступал публично с 13-летнего возраста. С 1847 жил в Париже, затем в Лондоне, концертировал (в т. ч. со скрипачом Э. Ременьи). С 1852 работал в Будапеште, с 1879 до конца жизни преподавал игру на фп. в Нац. муз. уч-ще. Наиболее значительны произв. для фп. - "Венгерские идиллии" ("Magyar idillбk", ок. 1850), "Венгерские фантазии" ("Magyar бbrбndok", ок. 1860), 15 инвенций (1881), Венг. прелюдии и фуги (изданы посмертно, 1903). Среди др. соч. - симфонии, камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. струн. квартет.

Литература: Mosonyi M., Szйkely Imre zongorбra нrt magyar zenemьvei, "Zenйszeti lapok", 1865; Sebestyйn E., Dumas barбtja, a pesti zeneszerzц, "A zene", 1930, No 3.

П. Ф. Вейс.

Секей М.

Секей М. (Szekely) Михай (8 V 1901, Ясберень - 22 II 1963, Будапешт) - венг. певец (бас). Нар. арт. ВНР (1950). Брал уроки пения у Г. Ласло. С 1924 солист оперного т-ра в Будапеште. Много гастролировал в странах Европы, в т. ч. в СССР (1951) и США (пел в "Метрополитен-опера" в 1946-50). Один из лучших исполнителей партии герцога Синяя Борода в опере "Замок герцога Синяя Борода" Бартока. Дважды лауреат пр. Кошута. С. обладал голосом исключит. подвижности, сочности, густоты звука; особенно значительно его исп. партий в моцартовском репертуаре, в к-ром наиболее ярко обнаруживались его актёрское дарование, а также уникальная для баса виртуозная вок. техника. Партии: Лепорелло; Осмин, Зарастро ("Похищение из Сераля", "Волшебная флейта" Моцарта), Погнер, Герман ("Нюрнбергские мейстерзингеры", "Тангейзер" Вагнера), Филипп II; Тиборц ("Банк бан" Эркеля), Борис Годунов, Досифей, Кончак.

Литература: Albert I., Szйkely Mihбly, "Muzsika", 1961, No 6; Breuer J., Szйkely Mihбly 40 йves opйrai Jubileuma, там же, 1962, No 3; Szenthegyi I., Bъcsъ Szйkely Mihбlytуl, там же 1963, No 5.

П. Ф. Вейс.

Секей Э.

Секей Э. (Szekely) Эндре (р. 6 IV 1903, Будапешт) - венг. композитор, хор. дирижёр, муз.-обществ. деятель. В 1937 окончил Высшую муз. школу им. Ф. Листа в Будапеште по классу композиции у А. Шиклоша. Руководил рабочими хорами. Один из основателей Свободного профсоюза венг. музыкантов и Союза им. Б. Бартока (1945), редактор журн. "Йneklц munkбs" и "Йneklц nйp", посв. развитию нар. хор. иск-ва. С 1950 гл. дирижёр хора Венг. радио, с 1960 профессор Педагогич. ин-та в Будапеште. В ранних соч. С. заметно влияние творчества З. Кодая. После 1945 писал преим. массовые песни, произв. для рабочих хоров, в к-рых стремился к общедоступности муз. языка. С 60-х гг. применяет додекафонную технику. Пр. Эркеля (1954).

Сочинения: опера - Водяная роза (Vнzirуzsa, 1958, Будапешт); оперетта - Золотая звезда (Aranycsillag, 1951, Будапешт); оратории - Дьёрдь Дожа (1959) и Нения (1969); кантаты - Петёфи (1953), Свергни капитал (Dцntsd a tцkйt, 1955); для орк. - симфония (1957), сюиты (1947, 1961); концерты (с орк.) - для фп. (1958), скр. и фп. (1961), для 8 инструментов (1964), для трубы (1971); камерно-инстр. ансамбли - Каприччио для флейты и фп. (1961), струн. квартеты (1953, 1958, 1962, 1972), дух. квинтеты (1952, 1961, 1966), пьеса Ночная музыка (Musica notturna, для 11 инструментов, 1968); для голоса и камерно-инстр. ансамбля - Магамат (1970), кантата (1972); хоры a cappella; массовые песни.

П. Ф. Вейс.

Секста

Секста (от лат. sexta - шестая).

1) Интервал в объёме шести ступеней муз. звукоряда; обозначается цифрой 6. Различаются: большая С. (б. 6), содержащая 41/2 тона, малая С. (м. 6) - 4 тона, уменьшенная С. (ум. 6) - 31/2 тона, увеличенная С. (ув. 6) - 5 тонов. С. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов; малая и большая С. являются диатонич. интервалами, т. к. образуются из ступеней диатонич. лада и обращаются соответственно в большую и малую терции; остальные С. - хроматические.

2) Гармоническое двузвучие, образованное звуками, находящимися на расстоянии шести ступеней.

3) Шестая ступень диатонич. звукоряда. См. Интервал, Диатоническая гамма.

В. А. Вахромеев.

Секстаккорд

Секстаккорд - первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. - терцией и перемещённым осн. звуком - примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).

Секстаккорд

Мажорный С. состоит из интервалов малой терции и чистой кварты, минорный С. - из большой терции и чистой кварты, уменьшенный С. - из малой терции и увеличенной кварты, увеличенный С. - из большой терции и уменьшенной кварты. Увеличением С. наз. также альтерированный С. с увеличенной секстой. См. Аккорд, Обращение аккорда.

В. А. Вахромеев.

Секстет

Секстет (нем. Sextett, от лат. sextus - шестой; итал. sestetto, франц. sextuor, англ. sextet).

1) Муз. произведение для 6 исполнителей- инструменталистов или вокалистов, в опере - для 6 действующих лиц с орк. сопровождением (С. из 2-го д. "Дон Жуана"). Инстр. С. обычно представляют собой полный сонатно-симфонич. цикл. Наиболее распространены струнные С., самый ранний образец к-рых принадлежит Л. Боккерини. В числе их авторов - И. Брамс (ор. 18 и 36), А. Дворжак (ор. 48), П. И. Чайковский ("Воспоминание о Флоренции"). Струнные С. создавались и в 20 в. ("Просветлённая ночь" Шёнберга). Нередко пишутся также секстеты для дух. инструментов, состав к-рых может быть различным. Напр., сюита "Молодость" Л. Яначека предназначена для флейты (с заменой на флейту-пикколо), гобоя, кларнета, бас-кларнета, валторны и фагота. Реже встречаются др. составы, из к-рых следует особо упомянуть фп. С. (образец - ор. 110 Мендельсона-Бартольди). Секстеты смешанного состава, включающие струн. и дух. инструменты, сближаются с жанрами дивертисмента и инстр. серенады.

2) Ансамбль из 6 исполнителей, предназначенный для исполнения соч. в жанре С. Струн. С. изредка встречаются как устойчивые, постоянные объединения, прочие составы обычно специально собираются для исполнения к.-л. определ. сочинения.

Секстоль

Секстоль (от лат. sextus - шестой) - ритмич. группа, вид произвольного (условного) деления осн. длительностей на шесть равных частей вместо четырёх. Если осн. длительностью является целая нота, секстоль записывается четвертными, если половинная - то восьмыми, и т. п.

Секстоль

Л. Бетховен. Струнное трио c-moll op. 9, No 3.

С. обозначается цифрой 6, к-рая пишется в нотах над или под ритмич. группой. См. Длительность.

В. А. Вахромеев.

Секунда

Секунда (от лат. secunda - вторая).

1) Интервал, образованный соседними ступенями муз. звукоряда; обозначается цифрой 2. Различаются: большая С. (б. 2), содержащая 1 тон, малая С. (м. 2) - 1/2 тона, увеличенная С. (ув. 2) - 11/2 тона, уменьшенная С. (ум. 2) - О тонов (энгармонически равна чистой приме). С. принадлежит к числу простых интервалов: малая и большая С. являются диатонич. интервалами, образуемыми ступенями диатонич. звукоряда (лада), и обращаются соответственно в большую и малую септимы; уменьшенная и увеличенная С. - хроматич. интервалы.

2) Гармонич. двузвучие, образованное звуками соседних ступеней муз. звукоряда.

3) Вторая ступень диатонич. звукоряда.

В. А. Вахромеев.

Секундаккорд

Секундаккорд - третье обращение септаккорда; образуется от перемещения примы, терции и квинты септаккорда на октаву вверх. Нижним звуком С. является септима (вершина) септаккорда. Интервал между септимой и примой - секунда (отсюда назв.). Наиболее употребителен доминантовый С. - обозначается V2 или D2, разрешается в тонич. секстаккорд (I6).

Секундаккорд

Субдоминантовый С., или С. II ступени, обозначается II2 или S II2, разрешается в доминантовый секстаккорд (V6) или доминантовый квинтсекстаккорд (

Секундаккорд

), a также (в виде вспомогат. аккорда) в тонич. трезвучие. См. Аккорд, Обращение аккорда.

В. А. Вахромеев.

Селеньи И.

Селеньи И. (Szelenyi) Иштван (8 VIII 1904, Зойом, ныне Зволен, ЧССР - 31 I 1972, Будапешт) - венг. композитор, музыковед, пианист, педагог. Учился у З. Кодая (композиция) и И. Лауба (фп.) в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште. В 1928-29 концертировал в Германии (фп. соч. А. Шёнберга, П. Хиндемита, А. Казеллы и др. совр. композиторов). Был муз. рук. балетной труппы в Париже и Лондоне (1930-32). Преподавал фп. игру в частной муз. школе (1926-30), позднее в гос. муз. гимназии (1945-48; в 1948-50 её директор) в Будапеште. С 1956 до конца жизни профессор Муз. уч-ща им. Бартока (композиция) и Высшей муз. школы им. Ф. Листа (история муз. стилей). С. изучал творчество Листа, влияние к-рого ощутимо в его фп. соч. Под ред. С. впервые опубликованы 2 произв. Листа - "Багатель без тональностей" для фп. (1956) и "Кузнец" (для муж. хора, солиста и фп. 1962). С. принадлежат соч. педагогич. репертуара (сб. "40 лёгких пьес" для фп., 1957; детские пьесы для 1, 2, 3 скрипок), а также историко-теоретич. работы - "Систематическое учение о модуляциях", "Связи истории музыки и истории философии", "Жизнь Листа в иллюстрациях", "Мир гармоний романтической музыки", "Основные принципы гармонизации народных песен" и др.

Сочинения: оратории - Спартак (1960), 10 дней, которые потрясли мир (1964; изд. в Москве с рус. текстом, 1970), За мир (Pro расе, 1968); для орк. - Симфония одного завода (Egy gyбr szimfуniбja, 1946), пьеса Танец машин - танец труда (Gйptбnc - Munkatбnc, 1942); сюиты для струн. орк. (1952, 1964); для инструмента с орк. - концерты: для фп. (Summa vitae, на тему Листа, 1956; 1969), для скр. (1930), конц. вариации для фп. (1965); камерно-инстр. ансамбли - 3 диалога для скр. и влч. (1965), фп. трио (1934), струн. квартеты (1927, 1928, 1929, 1964); для фп. - 7 сонат, пьесы; сонаты для скр. соло (1925, 1934).

Литературные сочинения: Rendszeres modulбciуtan, Bdpst, 1927; A zenetцrtйnet йs bцlcselettцrtйnet kapcsolatai, Bdpst, 1944; Liszt Ferenc йlete kйpekben, Bdpst, 1956, 1961; A romantikus zene harmуniavilбga, Bdpst, 1965; A nйpdalharmonizбlбs alapelvei, Bdpst, 1968.

П. Ф. Вейс.

Селиванов П. И.

Пётр Иванович (р. 11 (24) VI 1905, Орёл) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР (1951). По окончании Центр. техникума театр. иск-ва (ныне - ГИТИС) с 1931 солист Свердловского т-ра оперы и балета, затем - Моск. муз. т-ра им. Немировича-Данченко. В 1932 дебютировал в партии Валентина ("Фауст" Гуно) на сцене Большого т-ра, до 1959 - солист этого т-ра. Партии: Евгений Онегин, Елецкий; Шакловитый ("Хованщина"), Фигаро, Жермон; Ди Луна ("Трубадур"), Дон Жуан. Первый исполнитель на сцене Большого т-ра партий Мурмана ("Абесалом и Этери", 1939), Трубецкого ("Декабристы", 1953), Бибераха ("Банк бан" Эркеля) и др. С. обладает красивым и сильным голосом. Исполнение отличается чистотой интонации и чёткостью дикции. С 1965 преподаватель, с 1978 профессор ГИТИСа. Среди учеников - В. И. Селиванов, Л. В. Лещенко. Гастролировал за рубежом (ГДР, Польша и др.).

Селл Д.

Селл Д. (Szell) Джордж (7 VI 1897, Будапешт - 30 VIII 1970, Кливленд) - амер. дирижёр, педагог и композитор. Учился у Е. Мандычевского и Й. Б. Фёрстера в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене и у М. Регера в Лейпцигской консерватории. С 10 лет выступал как пианист, с 14 лет исполнял и собств. соч. Как дирижёр дебютировал в 1914 в Берлине; до 1916 был 2-м дирижёром оперного т-ра "Королевские зрелища" в Берлине, в 1917-18 гл. дирижёр оперного т-ра в Страсбурге, в 1921-24 - в Праге, Дармштадте и Дюссельдорфе, в 1924-29 возглавлял оркестр Нем. гос. оперы и одноврем. был профессором Высшей школы музыки (с 1927) в Берлине. В 1929-37 генерал-музик-директор Нем. гос. оперы, руководитель филармонич. концертов и профессор Нем. академии музыки в Праге. С 1932 дирижировал крупнейшими европ. симф. оркестрами, в т. ч. Венским, Берлинским, Лондонским филармоническим и др. В 1937-38 гл. дирижёр шотл. нац. оркестра в Глазго и "Ресиденси" в Гааге. В сезоны 1938 и 1939 работал в Австралии (дирижировал оркестром Австрал. радио). Много гастролировал в странах Европы и в США. С 1939 жил в США, дирижировал ведущими амер. оркестрами, в 1942-46 работал в "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк). С 1946 гл. дирижёр Кливлендского оркестра, к-рый под рук. С. стал одним из лучших в мире; в 1957 и 1965 гастролировал с этим оркестром в странах Европы, в т. ч. в СССР (1965). Выступал на мн. муз. фестивалях, в т. ч. на Зальцбургском. С. - дирижёр романтич. склада; обладал тонким вкусом; его темпы были гибки, с выразительными rubato. Репертуар С. огромен; в его основе гл. обр. монументальные соч. - симфонии, в т. ч. "большая" C-dur P. Шуберта, 3-я ("Героическая") Л. Бетховена, 5-я С. С. Прокофьева. С. - автор вариаций на собств. тему для оркестра (1916), Лирич. увертюры (1920), фп. квинтета и соч. для фп.

Литература: Современные дирижёры, сост. Л. Григорьев и Я. Платек, М., 1969.

Г. Я. Юдин.

Селлеши А.

Селлеши А. (Szцllцsy) Андраш (р. 27 II 1921, Орэштие, Румыния) - венг. композитор и музыковед. Учился композиции в Высшей муз. школе им. Ф. Листа у З. Кодая и Я. Вишки, одноврем. изучал философию в ун-те в Будапеште. Совершенствовался по композиции под рук. Г. Петрасси в академии "Санта-Чечилия" в Риме. Преподаёт муз.-теоретич. предметы в Высшей муз. школе им. Ф. Листа. Композиторский стиль С. сформировался под влиянием З. Кодая. В 1970 обратился к додекафонии; применяет серийную технику, соноризм. Редактор полного собрания музыковедч. работ Б. Бартока. Автор книг о Кодае и А. Онеггоре.

Сочинения: для орк. - 4 концерта (1957-70), Трансфигурации (Trasfigurazioni, 1972), Концертная музыка (Musica concertante, 1973), Сонористика (Sonoritа, 1974); для солистов, хора и фп. - Мы хотим мира (Bйkйt akarunk, 1953); для голоса с фп. - Беспокойная осень (Nyugtalan цsz, цикл из 3 романсов, 1959).

Литературные сочинения: Kodбly mьvйszete, Bdpst, 1943; Arthur Honegger, Bdpst, 1960.

П. Ф. Вейс.

Сельмер Й. П.

Сельмер Й. П. (Selmer) Йохан Петер (20 I 1844, Кристиания, ныне Осло - 21 VII 1910, Венеция) - норв. композитор. Учился у дир. и комп. Й. Г. Конради в Кристиании (Осло), в 1869-71 - в Парижской консерватории у А. Тома и А. Шове (композиция). В формировании мировоззрения и творчества С. сыграли роль события франко-прус. войны и Парижской коммуны 1871 (первое крупное симф. соч. С. "Грозный год" посв. трагедии войны; он принимал участие в ряде культурных мероприятий Коммуны). Продолжал образование в Лейпцигской консерватории, занимался у Э. Рихтера, С. Ядассона, О. Пауля (1871-73 и 1877-78); изучал муз. драматургию Р. Вагнера. В 1883-86 гл. дирижёр и руководитель Муз. об-ва (ныне Филармонич. об-во); в 1884 основал фонд помощи оркестрантам в Кристиании (ныне Орк. союз в Осло). На творч. развитие С. оказали влияние соч. Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера; С. был поборником идеи программности в музыке (симф. поэма "Прометей" и др.). Лучшие соч. навеяны романтич. образами произв. В. Гюго, П. Б. Шелли, а также совр. художников (его симф. поэма "Прометей" написана под впечатлением от картин М. Клингера). Орк. стиль С. отличается живописной изобразительностью, сочностью, яркостью колорита. Демократ по убеждениям, он придавал важное значение массовым хор. песням, в к-рых использовал нац. муз. фольклор; ему принадлежат хор. обработки песен разных народов ("6 Intemazionale Volkslieder").

Сочинения: для солистов, хора и орк. - Турки идут на Афины (Tyrkerne gеr mod Athen, сл. В. Гюго, 1876), Приветствие Нидаросу (Hilsen til Nidaros, сл. Й. Паульсена, 1883), Самоубийца и пилигримы (Selvmorderen og Pilegrimerne, сл. Ш. Нодье, 1888), кантата для хора с орк. - Душа Севера (Nordens Aand, сл. К Плоу, 1872), для орк. - симф. поэма Прометей (1898), пьесы В горах (Mellem Fjeldene, 1892), Грозный год, траурная сцена (L'annйe terrible, scиne funиbre, по Гюго, 1871), Аластор (по Шелли, 1873), Норвежское праздничное шествие (Nordisk Festtog, 1876), Карнавал во Фландрии (Karneval i Flandern, 1890), хоры (a cappella) - Патриотич песни (Faedrelands sange) и др (для муж голосов), циклы сканд. нар. песен (для жен голосов), вок квартеты и др.; для голоса с орк. - Пленница (La captive, сл. Гюго, 1872), Песня Фортунио (сл. А. Мюссе, 1871), 3 стихотворения Шелли, для голоса с фп. - ок 100 песен, в т. ч. насл. Б. Бьёрнсона, P. Петрарки.

Литература: Lange K., Шstvedt A., Norvegian music, L., (1958), 1971 (рус пер - Ланге К., Эствед А., Норвежская музыка, M., 1967), Merke1 Р., Der norwegische Komponist J. Selmer, Lpz., 1904, Lind S., J. Selmer, в кн. Norsk biografisk Leksikon, t. 13, Oslo, 1958.

O. E. Левашёва.

Семейография

Семейография - семиография (от греч. snmeion - знак и grapo - пишу), - нотописание; см. Нотное письмо.

Семейство музыкальных инструментов

Семейство музыкальных инструментов - группа всех разновидностей к.-л. инструмента (включая его осн. представителя), одинаковых по принципу устройства и звукоизвлечения, однородного характера звука, но различных по размеру, вследствие чего отд. инструменты, входящие в состав каждого семейства, обладают сходным тембром, но различными по регистру звукорядами, напр. семейство скрипок (скрипка, альт, виолончель), виол - дискантовая, малая (альтовая), теноровая, большая (басовая), контрабасовая, или виолоне; виоль д'амур, баритон, виола-бастарда, семейство домр (пикколо, прима, секунда, альт, тенор, бас, контрабас), флейт (пикколо, большая, альтовая, басовая) и др. Термин "С. м. и." часто применяется расширительно к муз. инструментам, происходящим от одного древнего инструмента, модификации к-рого привели к созданию новых форм этого осн. типа; сходные по типу, такие инструменты различны по конструкции (напр., семейство лютневых, арфовых, гусельных и др.), способу держания инструмента (напр., скрипичное семейство и семейство виол). Формирование С. м. и. связано с развитием в 16-17 вв. многогол. ансамблевой и орк. игры (описания С. м. и. имеются в трудах С. Фирдунга, М. Агриколы, М. Преториуса); в то время были известны семейства продольных флейт (8 разновидностей), поперечных флейт (3), поммеров (7), фаготов (4), тромбонов (4), цинков (6) и др. Инструменты, входящие в семейство, часто имеют свои особые названия, напр. цинк - корнон. Не все С. м. и. используются в полном составе. Полностью представлены семейства бюгельгорнов, бвлалаек и домр, мандолин, составляющих соответственно основы духового, рус. нар. и неаполитанского оркестров и др. Из мн. С. м. и. применяются лишь инструменты определ. регистра, напр. из семейства поперечных флейт - пикколо, типовая и альтовая, из фаготов - типовой и контрафагот, из тромбонов - теноровый и тенор-басовый и др. Применение вышедших из употребления отд. разновидностей и целых семейств (напр., продольных флейт) возобновилось в кон. 19 - нач. 20 вв. в связи с возросшим интересом к старинной музыке; вновь начали исполнять забытые произв. 16-18 вв., восстанавливать подлинный старинный инструментарий (семья Долмеч, кон. 19-1-я пол. 20 вв.; сов. вок.-инстр. ансамбль "Мадригал", с 1960-х гг., и др.). Реконструируются и создаются семейства усовершенствованных нац. инструментов, к-рые получают широкое распространение в нац. самодеят. и проф. оркестрах.

Г. И. Благодатов.

Семёнкина Е. Е.

Екатерина Ефимовна (р. 5 XI 1926, Москва) - сов. певица (контральто). Нар. арт. РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1967. Брала уроки пения у О. В. Ковалёвой, А. В. Рудневой и Н. В. Кутузова. С 1947 солистка хора рус. песни Гостелерадио СССР (с 1982 рук. группы солистов). В репертуаре С. рус. нар. песни и произв. сов. композиторов. Часто выступала в дуэте с А. Л. Фроловой. Преподаёт во Всероссийской мастерской эстр. иск-ва. Гастролирует за рубежом.

Семёнов А. Г.

Александр Георгиевич (22 II (7 III) 1907, Тамбов - 22 VI 1958, Москва) - сов. кларнетист и педагог. Кандидат искусствоведения (1938). Чл. КПСС с 1939. В 1933 окончил Моск. консерваторию у С. В. Розанова, в 1936 - там же аспирантуру. С 1931 солист симф. оркестра Моск. филармонии. Концертировал как солист и ансамблист. В 1932-41 и 1944-58 преподавал в Моск. консерватории игру на кларнете (в 1937-40 зам. директора по уч. части, в 1950-58 зав. кафедрой деревянных дух. инструментов, декан орк. ф-та, с 1950 профессор). В 1944-46 зам. нач. по науч. и уч. части в Высшем уч-ще воен. капельмейстеров. Автор-составитель 5 сб-ков прогрессивных этюдов, переложений и обработок для кларнета, а также ред. "Школы для кларнета" Розанова (1940, 5-е изд. 1958).

Литература: Федотов A. A., Один из первых (А. Г. Семенов), в сб.: Мастера игры на духовых инструментах Московской консерватории, М., 1979.

Семёнов И. П.

Иван Петрович (р. 31 X (13 XI) 1916, г. Верхний Уфалей, ныне Челябинской обл.) - сов. певец (драм. баритон). Нар. арт. РСФСР (1962). В 1948 окончил Уральскую консерваторию по классу пения у В. Г. Ухова. В 1948-54 солист Свердловской филармонии, с 1954 - Свердловского т-ра оперы и балета. Среди партий: Князь Игорь; Грязной ("Царская невеста"), Борис Годунов, Демон, Риголетто, Яго, Эскамильо; Симон Бокканегра ("Симон Бокканегра" Верди), Дон Жуан; Кудряш ("Гроза" Трамбицкого). В 1967 исполнил партию Бориса Годунова в Пльзеньском оперном т-ре (Чехословакия). С 1957 преподаёт в Уральской Консерватории (доцент).

В. И. Зарубин.

Семёнова Е. А.

Семёнова Е. А. (по мужу - Быковская) Екатерина Алексеевна (отчество по уточнённым данным) (1 (13) XI 1820, Петербург - 2 (15) VIII 1906, Новое Курово) - рус. певица (сопрано). Пению обучалась в Театр. уч-ще в Петербурге у К. Соливы. По окончании уч-ща в сезоне 1841/42 дебютировала в партии Алисы ("Роберт-Дьявол") на сцене Большого т-ра в Петербурге и стала его солисткой. В 1844 переехала в Москву, здесь первоначально выступала как драм. артистка (исполняла роль Офелии в "Гамлете"; играла вместе с П. С. Мочаловым), а также в водевилях и мелодрамах. В 1847-63 солистка Большого т-ра в Москве. Обладала красивым голосом обширного диапазона, хорошей вок. школой, ярким актёрским дарованием, сценич. обаянием. В её огромном репертуаре были партии колоратурного сопрано, драм. сопрано, контральто. Создала проникновенные, глубоко национальные образы в операх рус. композиторов. Одна из лучших партий - Людмила; была первой исполнительницей партии Эсмеральды ("Эсмеральда" Даргомыжского, 1847) и партии Наташи в первой моск. пост. оперы "Русалка" (1859). Успешно выступала в спектаклях итал. оперы (Амина в "Сомнамбуле", 1843). Иск-во С. высоко ценили М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский. Партии - Антонида; Надежда, Юлия, Зоря, Рогнеда ("Аскольдова могила", "Пан Твардовский", "Сон наяву", "Громобой" (партия Рогнеды написана специально для С.) Верстовского), Адальжиза и Норма ("Норма"), Леонора, Адина, Лукреция Борджа ("Фаворитка", "Любовный напиток", "Лукреция Борджа" Доницетти), Лючия, Виолетта; Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Леонора и Азучена ("Трубадур"), Камила ("Цампа" Герольда), Эльвира ("Фенелла" Обера), Генриетта ("Марта" Флотова) и др.

Литература: Вольф А. (сост.), Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855, ч. 1, СПБ, 1877, с. 98, 106; "ЕИТ", Сезон 1907/08, СПБ, вып. 18, с. 289-90; Безекирский В. В., Из записной книжки артиста, СПБ, 1910, с. 24-26; Яковлев Вас., Московская оперная сцена в сороковых годах, "Временник русского театрального общества", 1924, (кн.) 1, с. 111-12; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX в. (1836-1856), (Л., 1969).

А. П. Григорьева.

Семёнова Н. С.

Семёнова Н. С. (по сцене - Семёнова- младшая, по мужу - Лестрелен) Нимфодора Семёновна (1788 или 1787 - 28 III (9 IV) 1876, Петербург) - рус. драм. артистка и певица (лирико-колоратурное сопрано). Сестра знаменитой трагич. актрисы Екатерины Семёновны С. В 1809 окончила драм. отделение Театр. уч-ща в Петербурге. Пению обучалась у К. Кавоса; впоследствии занималась с Я. С. Воробьёвым. Ещё будучи воспитанницей уч-ща, в 1807 выступила на сцене Большого т-ра в Петербурге в роли Милославы в "Днепровской русалке" Давыдова и Кауэра и была зачислена в драм. труппу на роли инженю. По настоянию Кавоса в 1809 С. перешла на оперную сцену. Голос С. отличался чистотой, приятным тембром, мягкостью. Неизменный успех С.-актрисы был обусловлен её превосходными внешними данными, природной грацией, изяществом, редким комедийным дарованием. Выступала преим. во франц. комич. операх и сентиментальных мелодрамах, в к-рых с неподражаемым иск-вом создавала образы светских красавиц и мнимых деревенских "простушек". Среди партий - Вениамин ("Иосиф" Мегюля), Сандрильона ("Сандрильона" Штейбельта), Аннета ("Жоковд" Изуара), Амина ("Сомнамбула" Беллини), Алина ("Опрокинутые кареты" и "Алина, королева Голкондская" Буальдьё), Сервилия ("Милосердие Тита" Моцарта), Анета и Розина ("Сорока-воровка" и "Севильский цирюльник" Россини), Каролина ("Тайный брак" Чимарозы), Юлия ("Весталка" Спонтини).

Блестящая карьера С. объясняется также покровительством знатного мецената (С. была гражданской женой придв. вельможи графа В. В. Мусина-Пушкина). В 1831 вышла замуж за Лестрелена и оставила сцену.

Литература: Арапов П. (сост.), Летопись русского театра, СПБ, 1861 (отд. 3, с 1801 по 1825 год); Каратыгин П., Записки, (т.) 1, Л., 1929, 1970; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Ливанова T. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, вып. 1, М., 1966.

А. П. Григорьева.

Семеняко Ю. В.

Юрий Владимирович (р. 26 XI 1925, Минск) - сов. композитор. Нар. арт. БССР (1974). Чл. КПСС с 1973. В 1956 окончил Белорус. консерваторию по классу композиции у А. В. Богатырёва. Многие песни С. приобрели большую популярность ("Ой, шумят леса зелёные", "Ты мне весной приснилась", "Явор и калина" и др.). Гос. пр. БССР (1972).

Сочинения: оперы - Колючая роза (Калючая ружа, 1960, Белорус. т-р оперы и балета), Когда опадают листья (Кали ападае лiсце, 1968, там же), Зорька Венера (Зорка Венера, 1970, там же); муз. комедии - Рябиновое ожерелье (1964, Бобруйский муз.-драм. т-р), Поёт жаворонок (1971, Белорус. т-р муз. комедии, Минск), Павлинка (1973, там же); для хора, голосов и орк.- кантаты: Ясные дороги (Ясныя дарогi, 1956), Памяти Константина Заслонова (Памяцi Канстанцiна Заслонова, 1958), Город юности (Горад юнацтва, 1964); для орк. - увертюра (1962); для орк. нар. инстр. - увертюра (1961); фп. трио (1955); песни; хоры (в т. ч. Мы коммунисты, Слушайте, люди, Есть такая партия!, Песня о великом человеке, Белорусь - моя песня, Расцветай, Белорусь, Люблю тебя, Белая Русь, Славим мы свой край любимый); обр. Белорус. нар. песен; музыка к спектаклям драм. т-ра, кинофильмам и радиопост.

И. Г. Нисневич.

Семков Е.

Семков Е. (Semkow) Ежи (р. 12 X 1928, Радом) - польский дирижёр. В 1959 окончил Гос. высшую муз. школу в Кракове по классу дирижирования у А. Малявского. Одноврем. занимался на естеств.-математич. ф-те Ягеллонского ун-та. В 1951-53 совершенствовался в Ленингр. консерватории у Е. А. Мравинского, работал ассистентом дирижёра в оперной студии Ленингр. консерватории, в 1956-58 был дирижёром-стажёром в Большом т-ре в Москве. Концертировал в Москве, Ленинграде и др. городах СССР. В 1958 стажировался как дирижёр в т-ре "Ла Скала" в Милане. В 1958-61 гл. дирижёр и руководитель "Т-ра Вельки", затем дирижёр Гос. оперы в Варшаве. Исполнит. стиль С. имеет ярко выраженную романтич. окраску. В 1961 уехал из Польши, концертирует во мн. странах Америки и Европы, часто - в Польше. С 70-х гг. живёт в Копенгагене, продолжает заниматься дирижёрской деятельностью.

Литература: Blaszczyk L. Т., Dyrygenci polscy i obcy w Polsce w XIX i XX wieku, Kr., 1964, s. 260-61.

З. Лисса.

Семпер А. Я.

Аурора Яновна (р. 1 (13) VII 1899, Тарту) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1978). В 1919-20 училась в Высшей муз. школе в Тарту. В 1920-24 занималась у А. Шнабеля и Э. Петри в Берлине (фп.), в 1924-25 - в Высшей муз. школе в Берлине, в 1926-27 - в "Эколь нормаль" в Париже. С 1928 ведёт педагогич. деятельность. В 1944-50 преподавала в Таллинской консерватории. В 1966-80 муз. критик газ. "Рахва Хяэль". Автор многочисл. критич. статей, а также работ об эстонско-рус. муз. связях в 19 в.

Сенайе Ж.

Сеналье (Senaille, Senallie) Жан Батист (23 XI 1687, Париж -15 X 1730, там же) - франц. скрипач и композитор. Игре на скрипке обучался у отца, выступавшего в ансамбле "24 скрипки короля", позже у Ж. Б. Ане и Дж. А. Пьяна-Десплана. С 1713 участник того же ансамбля. В 1715 предпринял путешествие в Италию, где занимался в Модене у Т. А. Витали (1717-19). В 1720 вернулся в Париж, с 1723 придв. скрипач Людовика XV. В 1728-30 принимал участие в "Духовных концертах". С. - один из видных франц. скрипачей своего времени. Исполнит. стиль С. гармонично сочетал блеск итал. школы с благородством и ритмич. изяществом французской. Обогатил экспрессивные возможности скрипки, используя разнообразные штрихи, контрастное чередование legato и dйtachй. Среди учеников С. - С. Гиньон и Л. Г. Гиймен. С. принадлежат 50 сонат для скрипки с basso continuo, к-рые он опубликовал в сб-ках по 10 сонат (1710, 1712, 1716, 1721, 1727). Эти соч. сыграли значит. роль в развитии франц. сонаты.

Литература: La Laurencie L. de, L'Йcole franзaise de violin deLullyа Viotti, n. 1, P., 1922, p. 165-79; Moser A., Geschichte des Violinspiels, В., 1923, p. 179; Newman W. S., The sonata in the baroque era, Chapel Hill, 1963; Кish A. L., The life and works of J.-B. Senaille, v. 1-2, (Pennsylvania), 1964 (Diss.).

A. T. Тевосян.

Сенди А.

Сенди А. (Szendy) Арпад (11 VIII 1863, Сарваш - 10 IX 1922, Будапешт) - венг. пианист, композитор и педагог. Учился в Будапеште в Нац. муз. уч-ще у А. Цапфа (фп.), с 1879 - в Академии музыки им. Ф. Листа у X. Гобби (фп.), X. Кёслера (композиция), в 1881 брал уроки у Ф. Листа. С 1890 профессор по классу фп. Академии музыки в Будапеште, с 1911 рук. класса высшего мастерства пианистов там же. В своей исполнит. и педагогич. деятельности и отчасти в композиторском творчестве был продолжателем традиций Листа. Игру С. отличала высокая исполнит. культура, блестящая техника, пианистич. размах. Автор муз. сочинений в нац. венг. стиле. Под ред. С. опубликованы мн. произв. классич. фп. лит-ры; эти издания широко использовались в педагогич. практике Академии музыки.

Сочинения: опера Мария (совм. с Б. Сабадошем, 1905, Будапешт); 2 пьесы для орк.; для фп. с орк. - концерт (1888), конц. фантазия (1907); камерно-инстр. ансамбли - 2 мелодии для скр. и фп., 2 струн. квартета; для фп. - 2 сонаты, 2 Венгерские рапсодии, Афоризмы на темы венг. нар. песен (3 тетради) и др. пьесы; песни.

Литература: Podor G., Szendy Бrpбd, "Zenei Szemle", 1917, v. 1, No 3; Mо1nбr I., Бrpбd Szendi iskola, там же, 1925, v. 9, No 8-9; Kбlmбn G., Szendy Бrpбd tanitуi mьkцdйse, там же,1928, v. 12, No 1-2.

П. P. Вейс.

Сенезино Ф.

Сенезино Ф. (Senesino; наст. имя и фам. - Франческо Бернарди, Bernardi) (1685 (по др. сведениям, 1680), Сиена - ок. 1750, Флоренция) - итал. оперный певец-кастрат. Пению обучался в Болонье у А. М. Бернакки. Один из крупнейших оперных певцов 18 в., С. выступал в Венеции (1707-15) и Неаполе (1715-16), где участвовал в первом исполнении опер А. Скарлатти "Тигран" и "Карл, король Германский". В 1717-19 гастролировал в Дрездене, пел в операх А. Лотти "Асканио", "Феофан". С 1720 по приглашению Г. Ф. Генделя выступал в "Кингс-тиэтр" в Лондоне. Был первым исполнителем написанных для контральто гл. мужских партий в операх Генделя "Флоридант" (1721), "Оттон, король Германский" и "Флавий" (1723), "Юлий Цезарь в Египте" и "Тамерлан" (1724), "Розелинда" (1725), "Сципион", "Александр" (1726), "Ричард I, король Английский" (1727), "Кир, царь Персидский" (1728), "Пор, царь Индийский" (1731), "Аэций" (1732), "Роланд" (1733) и др. Пел также в операх Дж. Бонончини, О. Арности, Н. Порпоры. Вернувшись в Италию в кон. 30-х гг., выступал в Неаполе и Флоренции.

Литература: Материалы и документы по истории музыки, под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2-XVIII век, М., 1934, с. 525, 565-66, 574; Fassini S., Il melodramma italiano a Londra, Mil., 1914; Kretzschmar H., Geschichte der Oper, Lpz., 1919 (рус. пер. - Кречмар Г., История оперы, Л., 1925, с. 226, 230); Habцck F., Die Kastraten und ihre Gesangkunst, Stuttg., 1927; Heriоt A., The castrati in Opera, L., 1956.

Л. Б. Римский.

Сени Э.

Сени Э. (Szцnyi) Эржебет (р. 24 IV 1924, Будапешт) - венг. композитор и педагог. По композиции занималась у Я. Вишки в Высшей муз. школе им. Ф. Листа в Будапеште (окончила в 1947), в к-рой с 1948 преподаёт сольфеджио. Совершенствовалась по композиции у Н. Буланже и О. Мессиана в Парижской консерватории. С 1960 профессор Высшей муз. школы им. Ф. Листа (рук. педагогич. ф-та). Ближайший сотрудник З. Кодая, С. развивает его идеи, пропагандируя систему муз. воспитания (работа С. о применении в практике муз. воспитания принципов Кодая переведена на япон. яз.; изд. в Токио в 1974), разрабатывает методику преподавания сольфеджио и муз. диктанта (автор 3-томного методич. пособия), руководит Венг. нац. конференциями по муз. воспитанию (1968, 1971, 1974, 1977), читает лекции и ведёт семинары в разных странах, в т. ч. в СССР (1963, 1967). В 1970-76 вице-президент Междунар. об-ва по муз. воспитанию (ISME). Автор муз. соч., гл. обр. для детей и юношества.

Сочинения: оперы - Флорентийская трагедия (Firenzei tragйdie, по О. Уайлду, 1960, Копенгаген), Строптивая принцесса (Makrancos kirбlylбny, детская опера, соч. 1955); для солистов, хора и орк. - детская оратория История Эгерской крепости (Egervбr histуriбja, 1964) и др. оратории; для орк. - сюита Праздничная музыка (Musica festiva, 1965), 2 дивертисмента, пьесы; камерно-инстр. ансамбли - конц. трио для детей, фп. трио (1975) и др.; хоры асарреlla на слова венг., антич. поэтов и Ф. Петрарки; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. к "Мнимому больному" Мольера (1961).

Литературные сочинения: A zenei нrбs-olvasбs modszertana, kцt. 1-3, Bdpst, 1954; La formation musicale par l'йducation de l'oreille, Montrйal, 1966; Kodбly's principles in practice, L., 1973, Bdpst, 1974.

П. Ф. Вейс.

Сенилов В. А.

Владимир Алексеевич (9 (21) VII 1875, Вятка -18 IX 1918, Петроград) - рус. композитор. В детстве обучался игре на фп. и флейте. В 1899 окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та. В 1899-1901 слушал лекции по муз.-теоретич. предметам у X. Римана в Лейпциге. С 1902 занимался в классе практич. соч. Н. А. Римского-Корсакова в Петерб. консерватории, к-рую окончил в 1906. На творчество С. оказали влияние слышанные им в детстве старинные рус. песни, а также обрядовые крестьянские "игры" (с их отголосками языческих верований и древнего северного нар.-бытового уклада). Значит. место в творчестве С. занимает программная симф. музыка. Произв. С. в большинстве своём остались в рукописи, за исключением неск. романсов, изданных П. Юргенсоном. С. - автор ряда статей о музыке.

Сочинения: оперы - Георгий Храбрый (Муз. действо о Георгии Храбром; текст А. М. Ремизова), Василий Буслаев (муз. драма; текст С.), Ипполит (по трагедии Эврипида); для орк. - симфония, увертюра Осенью, симф. поэмы Дикие утки (по Мопассану), Мцыри (по одноим. поэме М. Ю. Лермонтова), Пан, Скифы; многочисл. песни в сопровождении орк.; камерно-инстр. ансамбли - поэма для влч. и фп., 3 струн. квартета; ок. 90 романсов (на сл. К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, B. Я. Брюсова, Ф. К. Соллогуба, Ф. Ницше, Ж. Ришпена и др.); вок. ансамбли.

Литература: Каратыгин В., Молодые русские композиторы, "Аполлон", 1910, No 12, с. 37-48; Tюнеев Б., В. А. Сенилов. (Материалы), "РМГ", 1916, No 8-9.

И. М. Ямпольский.

Сеница П. И.

Павел Иванович (11 (23) IX 1879, с. Максимовка, на Полтавщине - 3 VII I960, Москва) - сов. композитор, фольклорист, педагог. В 1900-01 учился пению у У. Мазетти. В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу контрабаса, в 1909 - по классу композиции (ученик А. А. Ильинского и С. Н. Василенко); по композиции занимался также под рук. Б. Л. Яворского, по теоретич. дисциплинам - у P. P. Кенемана. Впервые выступил как композитор в 1903 (1-й струн. квартет). В 1921-31 науч. сотрудник этнографич. подотдела муз. отдела Наркомпроса; записывал, изучал и обрабатывал укр. нар. песни. В 1923-29 секретарь этнографич. секции ГИМНа, в 1924-28 - Президиума этнографич. курсов при ГИМНе. В своём творчестве C. широко использовал укр. нар. песенный фольклор. С 1908 преподавал элементарную теорию музыки в средних муз. уч. заведениях.

Сочинения: оперы - Наймичка (1916, по Т. Г. Шевченко), Андрей, Марта (1926, не окончены, исполнялись отрывки); для хора и орк. - Свято Жовтня (Праздник Октября, 1932), Музыкальная картина (1932); для орк. - 2 симфонии (1905, 1912), симф. поэма (1952), симф. увертюра (1908), симф. танец (1945); камерно-инстр. ансамбли - фп. трио (1951), 7 струн. квартетов (1903, 1929, 1931, 1932, 1933, 1946, 1950), квартет для деревянных духовых (1950); для фп. - скерцо (1903), Песенка пастушек (1916) и др.; для скр. и фп. - Легенда (1908), 3 таджикские мелодии (1932) и др.; хоры, в т. ч. Большевистская весна (1942, сл. Г. В. Кривченко), Клятва (1945, сл. М. П. Бажана), Живи, Украина (1945, сл. П. Г. Тычины); вок. дуэты, трио, квартеты; обр. и записи укр. нар. песен.

Литература: Михайлов М. М., Композитор П. I. Сениця, Кипв, 1965.

Н. Н. Сидоренко.

Сенкар Е.

Сенкар Е. (Szenkar) Енё (Эйген) (9 IV 1891, Будапешт - 25 III 1977, Дюссельдорф) - венг. дирижёр и композитор. Учился у своего отца - Нандора С., композитора и органиста. В 1911 окончил Академию музыки в Будапеште. В 1912-13 хормейстер Нем. т-ра в Праге, в 1913-15 дирижёр Нар. оперы в Будапеште, затем - Гор. т-ра и "Моцартеума" в Зальцбурге. Был дирижёром и директором оперного т-ра в Альтенбурге (1916-20), дирижёром оперных т-ров во Франкфурте-на-Майне (1920-23), Берлине (1923-24), Кёльне (1924-33). С. сыграл важную роль в развитии муз. жизни Германии 20 - нач. 30-х гг., пропагандировал совр. произв. (первым поставил балет "Чудесный мандарин" Бартока). С приходом к власти фашистов покинул страну (в 1933). Руководил симф. оркестром Моск. гос. филармонии (1934-37), затем созданным им Бразильским симф. оркестром в Рио-де-Жанейро (1939-49). В последующее время был оперным и симф. дирижёром в Мангейме (в Нац. т-ре) и Кёльне (1950-52), руководил оперным т-ром в Дюссельдорфе и Дуйсбурге (с 1959). Гастролировал в городах Европы, Лат. Америки, а также в Каире и Тель-Авиве. В репертуаре гл. обр. оперы В. А. Моцарта, симфонии Г. Малера, соч. Л. Бетховена, Р. Вагнера, Р. Штрауса; им поставлены "Борис Годунов"; "Черевички" Чайковского, "Любовь к трём апельсинам" Прокофьева. В Москве под упр. С. впервые был исполнен ряд симф. соч. сов. композиторов. Исполнит. стиль С., тонкого интерпретатора классич. и совр. музыки, отличался экспрессией, эмоциональной наполненностью, богатством красок. Автор орк. сюиты, симф. увертюры, струн. квартета, фп. сонаты и др. пьес для фп., песен.

П. Ф. Вейс.

Сенковский О. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сен-Санс Ш.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сентиментализм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сент-Эвремон Ш.

Сент-Эвремон Ш. (Saint-Evremond) Шарль де (5 I 1614, Сен-Дени-ле-Га, Манш - 20 IX 1703, Лондон) - франц. писатель и театр. критик. Принадлежал к аристократич. семье. Был близок ко двору. По профессии военный (с 1652 генерал). Автор сатирич. комедий, лит., критич. и историч. эссе, афоризмов. Из-за оппозиции к существующему режиму и памфлета против министра Дж. Мазарини был вынужден в 1661 уехать из Франции, вначале в Голландию, затем в Великобританию. В Лондоне С.-Э. пользовался покровительством Карла II, возглавлял художеств. кружок герцогини Мазарини (О. Манчини), на концертах к-рого исполнялись камерно-инстр. произв. (С.-Э. был большим любителем музыки). Мысли С.-Э. о совр. музыке, преим. об опере, излагались в форме критич. размышлений, воспоминаний, очерков, а также комедий. Иронич. отношением к итал. опере 17 в. и её оценкам современниками проникнуты работы "Рассуждение об опере" ("Dissertation sur l'opйra", 1678), "Опера" ("Les operas", 1677), "Разъяснение относительно музыки итальянцев" ("Eclaircissement sur ce qu'on dit de la musique des italiens"). Ему принадлежат также сообщения о Ж. Б. Люлли, Р. Камбере (по личным впечатлениям). Высказывания С.-Э. имеют как критико-эстетич., так и источниковедческий интерес.

Сочинения: OEuvres mкslйes, v. 1-5, Amst., 1706.

Литература: Daniels W. M., Saint-Evremond en Angleterre, Versailles, 1907.

T. H. Соловьёва.

Предыдущая страница Следующая страница