Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФОГ"-"ФРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФОГ"-"ФРА")

Фоглер Г. Й.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фогль И. М.

Фогль И. М. (Vogl) Иоганн Михаэль (10 VIII 1768, Энсдорф, близ г. Штейр, Верхняя Австрия - 20 XI 1840, Вена) - австр. певец (баритон). В детстве пел в церк. хоре, где и учился пению. С 1785 жил в Вене, изучал право. В 1794-1822 пел в Венской придв. опере; исполнил более 130 партий, в т. ч. партию Пизарро на премьере 3-й ред. "Фиделио" (1814) и гл. партии в "Братьях-близнецах" Шуберта (1820). В 1817 познакомился с Ф. Шубертом, стал его другом и пропагандистом песен композитора. Шуберт посвятил Ф. 3 песни. Нек-рые изменения авторского текста, к-рые Ф. допускал при исполнении песен Шуберта (иногда - с согласия автора), в ряде случаев вошли в их ранние издания. Автор муз. произв., в т. ч. песен, арий, дуэтов, церк. музыки (3 мессы и др.).

Литература: Weiss A., Der Schubertsдnger Johann Michael Vogl, W., 1915; Zentner W., Schuberts Sдnger, "ZfM", 1940, Jahrg. 101; Liess A., Johann Michael Vogl, Graz-Kцln, 1954; Werbа Е., Historisches und Aktuelles zur Interpretation des Schubert-Liedes, "ЦMz", 1972, Jahrg. 27, H. 4.

Ю. В. Крейнина.

Фодор-Менвьель Ж.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фокин М. М.

Михаил Михайлович (23 IV (5 V) 1880, Петербург - 22 VIII 1942, Нью-Йорк) - рус. артист балета, балетмейстер, педагог. В 1898 окончил Петерб. театр. уч-ще по классу Н. Г. Легата. Был солистом Мариинского т-ра. В 1901-11 преподавал в Петерб. театр. уч-ще (ученики - Е. П. Гердт, Л. В. Лопухов и др.). Как балетмейстер дебютировал в 1905. В 1909-1912 и 1914 участвовал в "Русских сезонах" в Париже и Лондоне. С 1918 жил и работал за границей (с 1921 в США). Ф. стремился осуществить реформу балетного т-ра. Классич. танец сочетался в его балетах с характерным, со свободной пластикой и др. выразит. средствами. Эстетич. программа Ф. включала стилизацию, воспроизведение в танце античной вазовой живописи, старинных гравюр. Однако при этом балетмейстер всегда стремился выразить совр. мироощущение. Каждый спектакль Ф. делал психологически осмысленным, драматически напряжённым, театрально действенным. Обращаясь к симф. музыке, не предназначенной для балета, Ф. продолжил искания в области танц. симфонизма и создал бессюжетный балет, построенный по законам муз.-хореографич. разработки как самостоят. жанр. Действительность в балетах Ф. представала вакхическим праздником, в к-рый диссонансом врывались темы одиночества, крушения надежд, обречённости необузданных страстей. Как танцовщик Ф. обладал грациозной благородной манерой исполнения, лёгким высоким прыжком (исполнял партии классич. репертуара). Среди постановок Ф.: в Мариинском т-ре - "Павильон Армиды" Черепнина, "Египетские ночи" Аренского, "Шопениана" на музыку Шопена, "Исламей" на музыку Балакирева и др.; для "Русских сезонов" - "Половецкие пляски" из оперы "Князь Игорь" Бородина, балеты "Жар-птица", "Петрушка" Стравинского, "Дафнис и Хлоя" Равеля и др. Для А. П. Павловой поставил хореографич. этюд "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса. В 1934-35 работал в т-ре "Гранд-Опера", в 1936-39 - в труппе "Балле рюс де Монте-Карло". В 1923-42 руководил студией в Нью-Йорке. Автор мемуаров и статей о балете.

Сочинения: Умирающий лебедь, вступ. ст. Г. Добровольской, Л., 1961; Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма, (вступ. ст. Ю. И. Слонимского), Л.-М., 1962.

Литература: М. Фокин. Текст И. Иванова, П., 1923; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, Л., 1971; Stravinsky I., Chroniques de ma vie, v. 1-2, P., 1935 (рус. пер.- Стравинский И., Хроника моей жизни, Л., 1963); Beaumont С., Michel Fokine and his ballets, L., 1935.

Фокин М. С.

Михаил Семёнович (13 (25) I 1894, с. Карачарово, ныне в черте Москвы - 17 I 1977, Москва) - сов. контрабасист. Засл. работник культуры РСФСР (1967). В 1921 окончил Моск. консерваторию у А. Е. Мартынова. С 1915 играл в оркестре С. А. Кусевицкого, в 1919-40 - оркестре Большого т-ра (с 1925 концертмейстер группы контрабасов), одноврем. - в Персимфансе (1922-31). С 1941 концертмейстер группы контрабасов Гос. оркестра СССР, с 1947 - оркестра Муз. т-ра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, в 1950-55 - оркестра Радиокомитета. Выступал в концертах с певцами Ф. И. Шаляпиным, Н. А. Обуховой, К. Г. Держинской, пианистом Н. А. Орловым, с квартетами им. Комитаса и им. Бетховена. Преподавал в Муз. техникуме им. А. К. Глазунова (1932-34) и Муз. уч-ще им. M. M. Ипполитова-Иванова (1934-77). Под ред. Ф. вышел рус. перевод "Школы игры на контрабасе" Ф. Симандля (1960).

Литература: Доброхотов Б., Савченко Н., Советские контрабасисты, в кн.: Контрабас. История и методика, М., 1974, с. 98-101.

Фокин Н. С.

Николай Сергеевич (р. 6 (19) XII 1912, Киев) - сов. певец (лирич. тенор). Нар. арт. УССР (1960). Чл. КПСС с 1953. В 1946 окончил Киевскую консерваторию у А. М. Брагина. В 1937 солист Киевского радио, с 1938 - Оперной студии при Киевской консерватории, с 1941 - армейских ансамблей песни и пляски, с 1948 - Львовского, с 1954 - Украинского т-ров оперы и балета. Среди партий - Ленский, Юродивый, Владимир Игоревич, Владимир Дубровский; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Альфред, Герцог; Ромео ("Ромео и Джульетта" Гуно), Петро ("Наталка Полтавка"), Анатоль Курагин ("Война и мир"), Олекса ("Арсенал" Майбороды). Выступает в концертах, известный исполнитель укр. нар. и сов. песен. С 1966 преподаёт в Киевском ин-те театр. иск-ва им. И. К. Карпенко-Карого (с 1976 доцент).

Фокстрот

Фокстрот (англ. foxtrot, от fox - лиса и trot - рысь, быстрый шаг) - салонный танец. Возник из регтайма и уанстепа в США, ок. 1912 утвердился в Европе. Характеризуется умеренно быстрым темпом, размером 4/4, маршеобразной, слегка синкопированной ритмикой. С 1924 Ф. стали танцевать и в быстром темпе; с появлением "быстрого фокстрота" (quick foxtrot - быстрый шаг) или квикстепа (quickstep) обычный Ф. в умеренно быстром движении стали называть медленным Ф.- "слоу-Ф." (от slow - медленный). Термин "Ф." стал также общим обозначением всех двудольных джазовых танцев, исключая танцы иностранного для США происхождения, такие как румба, танго и т. п. Наряду с танц. музыкой Ф. применяется в оперетте. Жанровые черты Ф. претворены в соч. Дж. Пуччини (опера "Джанни Скикки"), Д. Д. Шостаковича (финал 1-го концерта для фп. с оркестром) и др. композиторов.

Фолдеш А.

Pёльдеш (Foldes, Fцldes) Андор (р. 21 XII 1913, Будапешт) - венг. пианист и дирижёр. В детстве обучался игре на фп. под рук. Т. Сатмари. В 1922 дебютировал с фп. концертом B-rlur (K.-V. 450) Моцарта с Будапештским филармонии, оркестром. В 1932 окончил Муз. академию им. Ф. Листа в Будапеште у Э. Дохнаньи, занимался там же у Э. Унгера (дирижирование) и Л. Вейнера (композиция). В 1929-45 встречался с Б. Бартоком, фп. соч. к-рого разучивал под его руководством. В 1933 совершил конц. турне по Европе. В 1940-48 жил в Нью-Йорке (принял амер. подданство). 1-й исполнитель концерта No 2 для фп. с оркестром Бартока (1947). В 1948 возвратился в Европу. С 1954 жил в Бад-Хомбурге, затем в Герлиберге, близ Цюриха. В 1958-65 вёл класс спец. фп. в Высшей муз. школе в Саарбрюккене. Гастролировал за границей. Прославился как интерпретатор произв. Бартока и Л. Бетховена. С 1960 выступает также как дирижёр. Пр. им. Ф. Листа (1933).

Сочинения: Keys to the keyboard, N. Y., 1948; Gibt es einen zeitgenцssischen Beethoven-Stil und andere Aufsдtze, Wiesbaden, 1963, и др.

Литература: Lewinski W.-E. von, Andor Foldes, В., 1970.

Фолеску Д.

Фолеску Д. (Folescu) Джордже (17 IX 1884, Слобозия - 17 XI 1939, Бухарест) - рум. певец (бас). В 1911 окончил Бухарестскую консерваторию у Д. Поповича-Байрёйта. Дебютировал в 1911 сольным концертом в г. Брашов. Был хористом (с 1906), затем солистом хора (1909-39) и председателем (1924-31) хор. об-ва "Кармен" в Бухаресте. С 1921 солист Рум. т-ра оперы и балета. Обладал мягким высоким басом бархатистого тембра, ярким актёрским дарованием; его исполнение отличалось выразительностью декламации. Обширный репертуар Ф. включал также баритоновые партии. Среди партий - Борис Годунов; Фигаро ("Свадьба Фигаро"), Лепорелло; Погнер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Далланд ("Летучий голландец"), Нилаканта; Мефистофель ("Мефистофель" Бойто), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Фальстаф. 1-й исполнитель гл. партий в ряде рум. опер ("Трагическая свадьба" Катарджи, "На большой дороге" Ноттары); лучшая партия - Йон в "Напасти" Драгого. Известен также как исполнитель рум. нар. песен. В 1923-28 и 1930-34 профессор Бухарестской консерватории, в 1928-39 - также Академии духовной музыки.

Литература: Сolfescu A., George Folescu, "Muzica", 1958, No 3; Соsma V., 25 de ani de la moartea lui Gheorghe Folescu, 1964, No 12; Buescu С., Gheorghe Folescu, Buc., 1966.

Фолия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фольклор музыкальный

Фольклор музыкальный - см. Народная музыка.

Фольклористика музыкальная

Фольклористика музыкальная - см. Этнография музыкальная.

Фолькман Ф. Р.

Фолькман Ф. Р. (Volkmann) Фридрих Роберт (6 IV 1815, Ломмацш, Саксония - 29 X 1883, Будапешт) - нем. композитор. Учился игре на фп. и органе у своего отца - кантора; изучал муз.-теоретич. предметы под рук. А. Ф. Анаккера во Фрейбурге и К. Ф. Беккера в Лейпциге. В 1839 преподавал контрапункт и гармонию в Праге, в 1840 - в г. Оемере (под Будапештом), в 1854-1858 в Вене, затем в Нац. муз. академии Будапешта. Как композитор Ф. испытал влияние творчества Ф. Листа, Р. Вагнера, а также Р. Шумана, с к-рым был лично знаком. При жизни Ф. более всего были известны его фп. соч., среди них - цикл "Вышеград" и Вариации на тему Г. Ф. Генделя (их неоднократно включал в программы своих концертов X. Бюлов). В нек-рых соч. использовал отд. интонации венг. нар. музыки (в качестве яркой детали, но не основы муз. языка). Среди произв.: 2 симфонии, 3 серенады для струн. оркестра, увертюра и антракт к "Ричарду III" Шекспира, концертштюк для фп. с оркестром, концерт для виолончели с оркестром, 6 струн. квартетов, 2 фп. трио, фп. соч., песни, мотеты, 2 мессы для муж. голосов.

Литература: Vоgеl В., R. Volkmann..., Lpz., 1875; Riemann H., Geschichte der Musik seit Beethoven, В.-Stuttg., 1901; Vоlkmann H., R. Volkmann, Lpz., 1903, 1922; Rreiss С., R. Volkmann, Graz, 1912; Thematisches Verzeichnis der Werke von R. Volkmann, Dresd., 1937; Puchelt G., Verlorene Klдnge. Studien zur deutschen Klaviermusik 1830-1880, B.- Lichterfelde, 1969.

Ю. В. Крейнина.

Фоменко А. Н.

Александра Николаевна (р. 8 III 1923, Бершадь Винницкой обл.) - сов. камерная певица (сопрано). Нар. арт. УССР (1979). Чл. КПСС с 1961. В 1954 окончила Одесскую консерваторию у Н. А. Урбан. В 1955-80 солистка Одесской филармонии. Репертуар Ф. обширен и разнообразен. Выступает с тематич. концертами - из произв. П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Р. Шумана, Ф. Шуберта и др., сов. укр. авторов, а также из соч., разл. композиторов на cл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. Я. Франко, Т. Г. Шевченко. Участвовала в исполнении реквиемов Моцарта, Верди, 14-й симфонии Шостаковича и др. вок.-симф. произв. Гастролирует за рубежом. С 1970 преподаёт в Одесской консерватории (с 1981 доцент).

Фомин Е. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фомин Н. П.

Николай Петрович (2(14)VIII 1869, Петербург - 19 XI 1943, Ленинград) - сов. композитор, пианист, педагог и дирижёр. Правнук комп. Е. И. Фомина. Окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Н. А. Римского-Корсакова (1891); по фп. занимался у P. P. Штейна, по дирижированию у А. Г. Рубинштейна, по гармонии у А. К. Лядова. С 1896 - в оркестре рус. нар. инструментов, организованном В. В. Андреевым (Великорусский оркестр). В 1929-42 преподавал игру на нар. инструментах и инструментовку для оркестра нар. инструментов в Ленингр. консерватории (с 1939 профессор).

Деятельность Ф. способствовала развитию иск-ва игры на рус. нар. инструментах. Ввёл настройку инструментов оркестра по квартам. Совместно с Андреевым разработал разновидности рус. нар. струн. щипковых инструментов (домры, балалайки), установил состав и общий диапазон оркестра рус. нар. инструментов. В 1914 сконструировал клавишные гусли (расширил диапазон до 5 октав, ввёл хроматич. строй, клавишный механизм, облегчивший исполнение арпеджированных пассажей, увеличил силу звучания). В 1900-х гг. пытался возродить др.-рус. ансамблевую игру на гудках. P. - талантливый инструментатор. С большим вкусом обработал для оркестра рус. нар. инструментов мн. рус. нар. песни, в т. ч. "У ворот, ворот", "Вспомни, вспомни", "Как во городе царевна", "Заиграй, моя волынка", "Я на камушке сижу", переложил для того же состава произв. рус. и зап.-европ. композиторов. Эти обработки и переложения составили основу репертуара Великорусского оркестра. Автор ряда муз. произв. - опер "Пир Валтасара" (1890), "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" (исполнена в домашнем т-ре княгини М. К. Тенишеыой, 1904), 3 балетов, кантаты "Горийская башня" (сл. С. В. Величко, 1891), а также орк. сочинений, струн. квартета, 12 мазурок для фп.

Литература: Соколов Ф. В., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962, с. 61-63, 72, 77, 83; Вертков К. A., Русские народные музыкальные инструменты, Л., 1975, с. 79, 80, 95, 165, 171-172, 175-79, 195- 96.

Л. Б. Римский.

Фонизм

Фонизм (от греч. ponn - звук) - краска (или характер) звучания аккорда самого по себе, независимо от его тонально-функционального значения (коррелятивное к Ф. понятие - функциональность). Напр., аккорд f-as-с в C-dur имеет две стороны - функциональную (это тональный неустой, причём звук пониженной VI ступени лада имеет динамич. значение обострения тонального тяготения) и фоническую (это аккорд минорной окраски, спокойно-консонирующего звучания, причём звук минорной терции фокусирует в себе колористич. свойства сумрачности, затенённости, нек-рой "инертности" созвучия). Ф. может быть свойствен и сочетанию аккордовых звуков с неаккордовыми. Если функциональность определяется ролью данного созвучия по отношению к тональному центру, то Ф. - структурой созвучия, его интерваликой, расположением, звуковым составом, удвоением тонов, регистром, длительностью звучания, порядком последования аккордов, инструментовкой и т. п. факторами. Напр., "смена мажорного трезвучия одноименным минорным... создает яркий фонический контраст" при полном отсутствии контраста функционального (Ю. Н. Тюлин, 1976, 0.10; см. оборот IV-IV > при словах "их сладкий аромат туманит мне сознанье" в романсе С. В. Рахманинова "У моего окна").

Фонич. свойства гармонии автономизировались начиная гл. обр. с эпохи романтизма (напр., применение в разл. значениях звучности малого септаккорда во вступлении к опере "Тристан и Изольда"). В музыке кон. 19 - нач. 20 вв. постепенно высвобождающийся от связи со своим коррелятом Ф. превращается в два типичных для гармонии 20 в. явления: 1) повышение конструктивной значимости определённого созвучия (напр., уже H. A. Римский-Корсаков в последней сцене "Снегурочки" сознательно применил одни только мажорные трезвучия и доминантовые секундаккорды с целью придать хору "Свет и сила бог Ярила" особенно светлый и солнечный колорит) вплоть до построения целого произведения на основе одного аккорда (симф. поэма "Прометей" Скрябина); 2) в сонорный принцип гармонии (тембровую гармонию), напр. No 38 ("Полночь") из балета "Золушка" Прокофьева. Термин "Ф." введён Тюлиным.

Литература: Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, Л., 1937, М., 1966; его же, Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации, (кн. 1), Музыкальная фактура, М., 1976; Mазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Бершадская Т. С., Лекции цо гармонии, Л., 1978.

Ю. Н. Холопов.

Фонограмархив

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фонограф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фонола

Фонола (Phonola, Triphonola) - один из видов механического фортепьяно с вмонтированным или приставным устройством. Имела сложную пневматич. систему управления. Была изобретена в 1860 (патент на применение пневматики получен в США). Вначале для использования Ф. требовался спец. музыкант, менявший во время игры (при помощи рычагов) темп, фразировку и динамику исполнявшегося произв. Подача воздуха регулировалась при помощи поочерёдного нажатия 2 ножных педалей ("подушек"), подобных применяемым в фисгармонии. Позднее все оттенки исполнения стали фиксироваться самим аппаратом. В кон. 19 - нач. 20 вв. электромотор приводил в движение перфоленту Ф. с многочисл. отверстиями, соответствующими нотной записи соч. и той последовательности, в к-рой должны были опускаться клавиши фп. для точного воспроизведения музыки в её реальном звучании. В 1920-х гг. Ф. изготовляла фирма "Л. Хупфельд" ("L. Hupfeld") в Лейпциге; её инструменты допускали возможность раздельного управления динамикой верхней и нижней половин клавиатуры (этой фирмой выпущена также "Фонолист-скрипка" - "Phonoliszt-Violine" - устройство, соединявшее механич. игру на скрипке с фп. сопровождением). См. ст. Вельте-Миньон, Пианола.

Литература: Matetzky J., Ьber die Behandlung und Instandsetzung von pneumatischen Musikwerken, Lpz., 1913; Drake H., The pneumatic player, L., 1921; Lyon R., Les instruments automatiques, P., 1927; Bьchner A., Vom Glockenspiel zum Pianola, Prag, 1959; Zeraschi H., Die Musikinstrumente unserer Zeit, Lpz., 1978.

Л. И. Ройзман.

Фонтана Ю.

Фонтана Ю. (Fontana) Юлиуш (1810, Варшава - 24 XII 1869, Париж) - польск. композитор и пианист. Окончил Ин-т музыки и декламации в Варшаве по классу композиции у Ю. Эльснера (учился вместе с Ф. Шопеном). После подавления восстания 1830-31 (был его участником) выехал в Гамбург. Жил в Париже (1832), Лондоне, Бордо (1833-35), концертировал, читал лекции о фп. иск-ве; выезжал в США и на Кубу (1842), где написал фп. пьесы "Воспоминания о Гаване" ("Reminiscences de la Havane") и "Воспоминание об острове Куба" ("Sovenir de l'оle de Cuba"), осн. на нац. мелодиях. Гастролировал в ансамбле с итал. скрипачом К. Сивори (ученик Н. Паганини) в США (1841-50) и в странах Лат. Америки (1846-48). С 1852 жил близ Парижа. Был дружен с А. Мицкевичем. Прекратил исполнит. деятельность из-за потери слуха, однако продолжал сочинять музыку. Работал в качестве журналиста, литератора; близкий друг Шопена и издатель собраний его не опубликованных при жизни фп. (1855) и вок. (1859) соч. При первом из них ("Oeuvres posthumes pour le piano de Frederic Chopin") опубликовал свои воспоминания о Шопене. Шопен посвятил Ф. 2 полонеза ор. 40, в т. ч. известный полонез A-dur. Эпистолярный архив Ф. (включая сохранившиеся 56 писем к нему Шопена) - один из осн. источников биографич. сведений о Шопене за период 1833-41. В числе соч. Ф. - "Похоронный марш", "Элегия", "Характерные пьесы в форме этюдов" ("Morceaux caractйristiques en forme d'йtudes"), ноктюрн для фп.; ему принадлежат также песни с фп. В фп. произв. ощутимо влияние Шопена, однако б. ч. их носит несколько салонный характер.

Литература: Шопен Ф., Письма, М., 1964, 1976-80 (т. 1-2); Karlowicz M., Niewydane dotychczas pamiatki po Chopinie, Warsz., 1904, s. 369-74; Hoesick F., Chopiniana, Warsz., 1912, s. 3-8; Chopin F., Korespondencja, t. 1-2, Warsz., 1955.

И. Е. Темченко.

Фоp Ж. Б.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форе Г. Ю.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форест Ж. К.

Форест Ж. К. (Forest) Жан Курт (2 IV 1909, Дармштадт - 2 III1975, Берлин) - нем. композитор (ГДР). Учился и начал работать в Висбадене, был руководителем разл. оркестров (до 1939). С 1939 муз. директор Брауншвейгского гос. т-ра. В 1948 муз. консультант, в 1949-51 гл. дирижёр оркестра Берлинского радио, в 1952-55 - оркестра телевидения ГДР. Автор мн. муз.-сценич. произв., в их числе оперы "Приключения Дон Кихота" ("Don Quijotes Abenteuer", 1940), "Бедный Конрад" ("Der arme Konrad", 1957), "Вчера на Одере" ("Gestem an der Oder", 1961) и др., балеты, оперетты и мьюзиклы. Нац. пр. ГДР (1965).

Форкель И. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форкре А.

Форкре А. (Forqueray) Антуан (сентябрь 1672, Париж - 28 VI 1745, Мант) - французский гамбист и композитор. Родился в семье музыкантов, где игра на гамбе была традицией для неск. поколений. С 5 лет выступал в дворцовых концертах перед Людовиком XIV, к-рый называл его "моё маленькое чудо", с 1689 (или 1690) музыкант "Камерной музыки короля" и учитель музыки будущих регентов. В возрасте 20 лет Ф. стал известным композитором и солистом-гамбистом. Современников поражали феноменальная виртуозность и полнозвучность игры Ф. ("виола в его руках становилась органом", - отмечалось в некрологе). Особенно прославился блестящими импровизациями. Ф. играл на 7-струнной гамбе; по исполнит. стилю он, несомненно, выделялся из ряда др. представителей Парижской школы гамбистов. Выступал во мн. муз. салонах Парижа; среди учеников Ф. - герцоги Орлеанский и Бургундский. Но лучшим учеником был его сын Жан Батист Антуан (3 IV 1699, Париж - 15 VIII 1782, там же) - музыкант "Камерной музыки короля". По нек-рым свидетельствам, Ф. принадлежит ок. 300 пьес для гамбы; однако ни одна из них не была издана при его жизни. В 1747 его сын Жан Батист издал сборник, в к-рый вошли 29 пьес Ф. (кроме того, 4 пьесы Ф. обнаружены в рукописном сборнике). В музыке Ф. встречаются смелые гармонии, используется широкий диапазон (от до f2, т. е. почти 4 октавы).

Издания сочинений: Piиces de viole avec la Basse continuй, composйes par Mr. Forqueray le Pиre, йd. par J. B. Forqueray, (1747).

Литература: Гинзбург Л. С., История виолончельного искусства, кн. 1, М.-Л., 1950; Струве Б. A., Процесс формирования виол и скрипок, М., 1959; Le Blanc H., Dйfense de la basse de viole contre les entrйprises du violon et les prйtentions du violoncel, Amst., 1740, переизд., "RM", 1927/28, No 1-4, 6; Grillet L., Les ancкtres du violon et du violoncelle, v. 1, P., 1901; Rrоdhоmme J. G., Les Forqueray, "RMI", 1903; LaLaurencieL. de, Deux violistes cйlиbres, L'oeuvre des Forqueray, "Bulletin franзais de la SIM", (Paris) (dйz. 1908 - jan. 1909); Forqueray L., Musiciens d'autrefois: Les Forqueray et leurs descendants, P.,1911;Benoit M. et Dufourcq N., A propos des Forqueray, "Recherches sur la musique franзaise Classique", 1968, No 8.

Б. В. Доброхотов.

Форлана

Статья большая, находится на отдельной странице.

Форма музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Формализм

Формализм - эстетич. концепция, исходящая из признания самодовлеющего значения формы в иск-ве, её независимости от идейно-образного содержания. Ф. отрицает связь иск-ва с действительностью и рассматривает его как особый вид духовной деятельности, сводящийся к созданию автономных художеств. конструкций. Теоретич. изложением формалистич. концепции в музыке явилась направленная против романтич. эстетики книга Э. Ганслика "О музыкально-прекрасном" ("Vom Musikalisch- Schцnen", 1854). Ганслик утверждал, что "музыка состоит из звуковых последований, звуковых форм, не имеющих содержания, отличного от них самих". Он не отрицал, что музыка может вызывать у слушателя те или иные эмоции, образные ассоциации, но рассматривал их как субъективные. Взгляды Ганслика оказали значит. влияние на дальнейшее развитие зап.-европ. муз. науки, что проявилось, в частности, в отграничении объективного науч. анализа от эстетич. оценки. Выявление художественно прекрасного в муз. иск-ве, по словам Г. Адлера, лежит за пределами доступного науч. познанию. В 60-70-е гг. 20 в. на Западе получил распространение т.н. метод структурного анализа, при к-ром муз. форма рассматривается с точки зрения системы числовых отношений и превращается тем самым в абстрактную конструкцию, лишённую выразительно- смыслового значения. Это, однако, не означает, что всякий анализ отдельных элементов или общих структурных закономерностей музыки, присущих определ. историч. этапу её развития, является формалистическим. Он может и не быть самоцелью и служить задачам более широкого эстетич. и культурно-историч. порядка.

Гипертрофия формального начала возникает в художеств. творчестве обычно в периоды его кризиса. Она достигает крайней степени в нек-рых течениях совр. авангардизма, для к-рых главным принципом становится погоня за внешними новациями. Настоящее иск-во не может быть лишено содержания и ограничиваться формальной "игрой звуков".

Понятие P. иногда толковалось слишком расширительно и отождествлялось со сложностью муз. письма, новизной выразит. средств, что приводило к необоснованно негативной оценке ряда крупных совр. композиторов, как зарубежных, так и отечественных, огульно зачислявшихся в лагерь формалистов, и к поощрению упрощенческих тенденций в творчестве. В 60-70-е гг. 20 в. эти ошибки, тормозившие рост сов. муз. творчества и науч. мысли о музыке, подверглись решительной критике.

Ю. В. Келдыш.

Форманта

Форманта (от лат. formans, род. падеж formantis - образующий) - область усиленных частичных тонов в спектре муз. звуков, звуков речи, а также сами эти призвуки, определяющие своеобразие тембра звуков; один из важных факторов темброобразования. Ф. возникают гл. обр. под влиянием резонаторов (в речи, пении - полость рта и др., у муз. инструментов - корпус, объём воздуха, дека и др.), поэтому их высотное положение мало зависит от высоты осн. тона звука. Термин "Ф." введён исследователем речи, физиологом Л. Германом для характеристики отличия одних гласных от других. Г. Гельмгольц провёл серию опытов по синтезу гласных речи с помощью органных труб формантным способом. Установлено, что для гласной "у" характерно усиление частичных тонов от 200 до 400 герц, для "о" - 400-600 герц, "а" - 800-1200, "э" - 400-600 и 2200-2600, "и" - 200-400 и 3000- 3500 герц. В пении, кроме обычных речевых Ф., возникают характерные певч. Ф.; одна из них - высокая певч. Ф. (ок. 3000 герц) придаёт голосу "блеск", "серебристость", способствует "полётности" звуков, хорошей разборчивости гласных и согласных; другая - низкая (ок. 500 герц) придаёт звучанию мягкость, округлость. Ф. имеются почти у всех муз. инструментов. Напр., для флейты характерны Ф. от 1400 до 1700 герц, для гобоя - 1600-2000, для фагота - 450-500 герц; в спектре хороших скрипок - 240-270, 500-550 и 3200-4200 герц (вторая и третья Ф. близки Ф. певч. голоса). Формантный способ темброобразования и управления тембром широко используется в синтезе речи, в электромуз. инструментах, в звукорежиссуре (магнитной и грамзаписи, радио, телевидения, кино).

Литература: Rжевкин С. Н., Слух и речь в свете современных физических исследований, М. - Л., 1928, 1936; Рабинович А. В., Краткий курс музыкальной акустики, М., 1930; Соловьева А. И., Основы психологии слуха, Л., 1972; Helmholtz H., Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlage fьr die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968 (рус. пер. - Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях, как физиологическая основа для теории музыки, СПБ, 1875); Hermann L., Phonophotographische Untersuchungen, "Pflьger's Archiv", Bd 45, 1889, Bd 47, 1890, Bd 53, 1893, Bd 58, 1894, Bd 59, 1895; Stumpf C., Die Sprachlaute, В., 1926; Trendelenburg F., Einfьhrung in die Akustik, В., 1939, В.-Gцtt.-Hdlb., 1961.

Ю. H. Рагс.

Форминкс

Форминкс - формингс, форминга (греч. pormigx), - др.-греч. струн. инструмент. Судя по сохранившимся изображениям (т.н. вазовая живопись), Ф. имел корпус полукруглой формы (возможно, поэтому Аристотель сравнивал Ф. с луком) с боковыми планками, соединёнными вверху поперечным бруском; струны крепились одним концом к бруску, другим - к корпусу (инструмент такого типа известен также по арамейским, хеттским и финикийским рельефам). Ф. изготовлялся из дерева, слоновой кости или бронзы, что подтвердили археологич. находки в Микенах и др. У Гомера Ф. связывается с культом Аполлона ("Илиада", песнь I, стих 603, IX, 186; "Одиссея", XVII. 270), упоминается также Пиндаром ("1-я Пифийская ода") и др. В лит. источниках указывается, что на Ф. аккомпанировали певцу. Вероятно, инструментом, известным под назв. "лира Гермеса" (настройка струн: е-а-h-е1), и был 4-струнный Ф. Такое предположение основывается на том, что уже в 5-4 вв. до н. э. назв. "Ф." вышло из употребления и было заменено назв. лира и кифара. С тех пор термин "Ф." употреблялся лишь изредка в лит-ре.

Боэций (480-524 или 525) в трактате "Об устройстве музыки" ("De institutione musica", кн. 1, §20) подробно описывает эволюцию струн. инструмента, называемого им лирой (от 4 до 12 струн). Есть основания считать, что на древнейших этапах этот инструмент именовался Ф. Муз. теоретик Клеонид (3 в.) в трактате "Гармоническое введение" упоминает 2 исполнителей на "семизвучном" (т. е. 7-струнном) Ф. - знаменитого Терпандра (1-я пол. 7 в. до н. э.) и Иона (о нём сведения не сохранились). Вероятно, при муз. оформлении священных обрядов Ф. иногда звучал в дуэте с авлосом.

Литература: Esmann F., De organis Graecorum musicis, p. 1 - Veterum testamonia per literas tradita continens, Wismar, 1880; Jan K., Die griechischen Saiteninstrumente, Lpz., 1882 (Programm des Gymnasiums Saargemund); Riemann H., Katechismus der Musikgeschichte, Tl 1- Geschichte der Musikinstrumente und Geschichte der Tonsysteme und der Notenschrift, Lpz., 1888, 1914 (рус. пер. - Катехизис истории музыки, ч. 1, М., 1921); Sachs С., The history of musical instruments, N. Y., 1940; Wegner M., Die Musikinstrumente des alten Orients, Mьnster, 1950; Вehn F., Musikleben im Altertum und frьher Mittelalter, Stuttg., 1954.

E. В. Герцман.

Форрестер М.

Форрестер М. (Forrester) Морин (Кэтрин Стюарт) (р. 25 VII 1930, Монреаль) - канад. певица (контральто). Училась у С. Мартина, Ф. Роу и у Б. Дайаманта в Торонто (1952-53). В 1953 дебютировала как камерная певица в Монреале. Позднее выступала в Испании, Франции, ФРГ. Участвовала в исполнении 2-й симфонии Г. Малера в Нью-Йорке под упр. Б. Вальтера (1956). В репертуаре Ф. в основном партии в ораториях Г. Ф. Генделя, симфониях Г. Малера. С 1966 возглавляет муз. отдел Академии музыки в Филадельфии. Комп. X. Соммерс, М. Д. Леви и др. написали ряд соч. специально для Ф. Гастролировала за рубежом (в СССР в 1973).

Форселль К. Ю.

Форселль К. Ю. (Forseil) Карл Юхан (Юн) (6 XI 1868, Стокгольм - 30 V 1941, там же) - швед. певец (баритон). Будучи кадровым военным (вышел в отставку только в 1901), занимался в Стокгольмской корол. академии у Ю. Гюнтера, затем в Парижской консерватории. В 1896-1909 (с перерывами) пел на оперной сцене в Стокгольме, в 1903-06 выступал также в Копенгагене. С неизменным успехом гастролировал в Лондоне ("Ковент-Гарден"), Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Берлине, Вене, Амстердаме, Хельсинки и др. Среди лучших партий - Дон Жуан; Голландец ("Летучий голландец"), Яго, Евгений Онегин. Ф. был тонким интерпретатором камерной вок. лирики нем. и сканд. композиторов. В 1924 - 39 директор Стокгольмской корол. онеры, в 1924-31 профессор Стокгольмской консерватории. Среди его учеников - Ю. Бьёрлинг, С. Сванхольм, Ю. Берглунд.

Фортепьяно

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фортнер В.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фортунатов К. А.

Константин Александрович (р. 7(20) X 1915, Москва) - сов. скрипач, педагог-методист, муз.-обществ. деятель. Чл. КПСС с 1943. Засл. работник культуры Даг. АССР (1974). В 1935 окончил Муз. техникум им. Oкт. революции по классу скрипки у А. И. Яньшинова, затем Моск. консерваторию - в 1940 по классу скрипки у Б. О. Сибора (ранее занимался у Л. М. Цейтлина и М. Г. Эрденко), в 1942 военно-дирижёрский ф-т. В 1946-55 преподавал игру на скрипке в муз. школах Москвы. С 1959 консультант сектора педагогич. практики Моск. консерватории. В 1949-53 редактор, в 1953-57 зав. педагогич. редакцией, в 1957-67 зам. гл. редактора изд-ва "Музгиз" (в 1964-1967 объединённого с изд-вом "Советский композитор" под назв. "Музыка"), с 1967 директор изд-ва "Музыка". Автор-составитель уч. пособий для начального обучения скрипачей - "Юный скрипач" (вып. 1-3), "Хрестоматия педагогического репертуара", "Избранные этюды" (изд. в СССР и нек-рых заруб. странах). Ему принадлежат обработки и переложения ряда скринич. произв.; редактор рус. перевода кн. К. Флеша "Искусство скрипичной игры" ("Die Kunst des Violinspiels", т. 1, M., 1964), a также автор вступит. статьи и комментариев к ней.

И. М. Ямпольский.

Фортунатов Ю. А.

Юрий Александрович (р. 14(27) V 1911, Москва) - сов. педагог, музыковед и композитор. Брат К. А. Фортунатова. В 1937 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г. И. Литинского (ранее занимался по классу фп. у К. Н. Игумнова, по композиции у А. Н. Александрова), в 1939 - аспирантуру по теории музыки там же (рук. В. А. Цуккерман). В 1936-39 преподавал инструментовку в Туркм. муз. студии при Моск. консерватории, в 1939-44 - композицию и муз. анализ в Ташкентской консерватории, в 1944-48 - инструментовку в Высшем уч-ще воен. дирижёров в Москве, с 1945 - в Моск. консерватории (с 1973 доцент).

Осн. направление работ Ф. - история и теория оркестровки. Автор "Хрестоматии по технике оркестровки" (в 4 частях), исследований "Об истории оркестровки в России до Глинки", "Пособия по технике оркестровки" и работ "О синтаксических особенностях узбекских народных песен", "Материалы курса истории оркестровки" (не изданы). Осуществил редакцию учебного пособия "Инструментовка для симфонического оркестра" С. Н. Василенко (т. 2, М., 1959). Ф. принадлежат концерт для фп. с оркестром, произв. для фп., камерно-инстр. соч., а также многочисл. обработки для дух. оркестра, оркестровка симф. поэмы "Стенька Разин" Глазунова для дух. оркестра, отрывков из оперы "Улугбек" Козловского, маршей и песен сов. композиторов, восстановление по авторскому тексту и оркестровка 4 номеров оперы "Князь Игорь" Бородина (совм. с E. M. Левашёвым), ред. и переоркестровка кантаты "Девушка и Смерть" Галынина.

Сочинения: Сергей Никифорович Василенко, в кн.: Выдающиеся деятели теоретико-композиторского факультета Московской консерватории, М., 1966; Практическое руководство по чтению симфонических партитур, вып. 1, М., 1966 (совм. с И. Барсовой).

Форцано Д.

Форцано Д. (Forzano) Джоваккино (19 XI 1884, Борго-Сан-Лоренцо, Флоренция - 18 X 1970, Рим) - итал. певец, журналист, оперный режиссёр, либреттист и театр. деятель. Автор либр. опер "Жаворонок" Масканьи (1917) и "Хитрец" Вольфа-Феррари (1927). Сотрудничал с Дж. Пуччини, написал для него либр. опор "Сестра Анджелика" (по наброску собств. драмы, 1917) и "Джанни Скикки" (1918).

Форшлаг

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фосс Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фостер C.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фострём А.

Фустрём (Fohstrem), Pострём-Pодe Алма (Эвелина или Альма Августовна) (2 I 1856, Хельсинки - 20 II 1936, там же) - фин. певица (колоратурное сопрано). Пению училась в Хельсинки, затем в Петербурге - у E. P. Цванцигер в консерватории (1873-74) и у Г. Ниссен-Саломан (брала уроки в 1874-77); совершенствовалась в Милане у Ф. Ламперти, Д. Aртo и Ф. Варезе. Дебютировала в 1878 в Хельсинки (партия Маргариты). С этого времени гастролировала как оперная и конц. певица в странах Европы, Лат. Америки (1883) и Сев. Америки (1885; 1888, "Метрополитен-опера", США). Прославилась исполнением партии Амины ("Сомнамбула" в "Королевских зрелищах" в Берлине). С 1890 жила в России. В 1890-99 солистка Большого т-ра в Москве (дебютировала в партии Виолетты). В 1902-03 совершила большое конц. турне по городам России (до Порт-Артура). В 1909-18 (или до 1919) преподавала в Петерб. консерватории (аккомпаниатором в её классе был Б. В. Асафьев). Одноврем. продолжала гастролировать по России, Польше. В 1918-20 преподавала в Хельсинки, с 1920 - в консерватории Штерна в Берлине. Обладала чистым, звучным голосом с очень высоким верхним регистром (Ф. называли "финским соловьём"), блестящей техникой, сочетавшейся с непринуждённостью и простотой исполнения, тонким муз. вкусом, изяществом, сценич. дарованием. Особенно выделялись созданные ею лирич. образы. Партии: Виолетта, Дездемона, Джильда; Оскар ("Бал-маскарад"), Розина; Церлина ("Дон Жуан"), Лючия; Недда ("Паяцы"), Маргарита Валуа и Динора ("Гугеноты", "Динора" Мейербера), Филина ("Миньон" Тома), Людмила, Антонида.

Литература: Воспоминания о Б. В. Асафьеве, Л., 1974, с. 452, 460, 467; Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX-XX вв. И Ф. И. Шаляпин. 1890-1904, Л., 1974; Ervй P., Alma Fohstrцm, Hels., 1920.

А. П. Григорьева.

Фрагер Ф. М.

Фрейджер (Frager) Малколм (р. 15 I 1935, Сент-Луис, шт. Миссури) - амер. пианист. После занятий с К. Фридбергом (ученик К. Шуман) в Нью-Йорке (1949 - 55) совершенствовался в Амер. консерватории в Фонтенбло близ Парижа (1952). Окончил Колумбийский ун-т в Нью-Йорке (1957). Участвовал в неск. амер., а также междунар. конкурсах - музыкантов-исполнителей в Женеве (2-я пр., 1955), им. Э. М. Левентритта в Нью-Йорке (1-я пр., 1959). им. бельг. королевы Елизаветы в Брюсселе (1-я пр., 1960). Постоянно концертирует с 1941; гастролировал в странах Европы (с 1959), Лат. Америки (1963-76), Австралии (1969-72) и др. Выступал в СССР (1963). Как исполнитель Ф. отличается точным воспроизведением авторского замысла, тонким чувством стиля, сочетанием интеллектуального и эмоционального начал, артистизмом; для его игры характерна отточенность фразировки.

Фрадкин М. Г.

Марк Григорьевич (р. 21 IV (4 V) 1914, Витебск) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1974). Муз.-теоретич. предметы изучал в Ленинграде под рук. A. П. Гладковского и Л. А. Энтелиса. В 1938 окончил Ленингр. театр. ин-т. В 1938-39 работал в Минском т-ре юного зрителя (актёр, режиссёр и зав. муз. частью). Одноврем. учился в Белорусской консерватории по классу композиции у Н. И. Аладова. В 1941-43 дирижёр фронтового ансамбля. С 1944 живёт в Москве.

Первые песни Ф. - "Песня о Днепре" (1941), "Случайный вальс" (1942), "Брянская улица" (1944, все на сл. Е. А. Долматовского), "Песня о волжском богатыре" (на собств. слова, 1943), "Кружится, кружится вьюга над нами" (сл. Л. И. Ошанина, 1945) зазвучали на дорогах войны и завоевали широкую известность. Фронтовая тематика воплощена также в песнях "Эскадрилья "Нормандия"" (сл. Долматовского, 1957), "Берёзы" (сл. B. Я. Лазарева, 1958), "За того парня" (сл. Р. И. Рождественского, 1972, 1-я пр. на Междунар. фестивале в Сопоте). Песням Ф. свойственны высокая гражданственность, многогранность тематики, проникновенный лиризм. Музыка отличается непринуждённостью развёртывания мелоса, богатством ритмики, сочетанием лирич. распева и декламационности. В песне "Течёт Волга" (сл. Ошанина, 1960) композитор опирается на нар. истоки, воссоздаёт дух рус. песенности. Значит. часть песен написана Ф. для кинофильмов (автор музыки более чем к 30 фильмам) - "Мы жили по соседству" (1956), "За фабричной заставой" (1958), "Комсомольцы-добровольцы" (1958), "А годы летят!" (все на сл. Долматовского, 1958), "Прощайте, голуби!" (сл. Матусовского, 1960), Ф. принадлежит музыка к спектаклям драм. т-ра. Написал автобиографию - "Моя биография" (М., 1974), Гос. пр. СССР (1979).

Литература: Пожидаев Г., Марк Фрадкин, "МЖ", 1974, No 10; Григорьев Л., Pлатек Я., Марк Фрадкин, там же, 1977, No 6; Зарудко В., "Мелодия нашего сердца вдруг обретает голос...", "СМ", 1978, No 7.

И. В. Лихачёва.

Фраза

Статья большая, находится на отдельной странице.

Фразировка

Фразировка (нем. Phrasierung) - членение муз. ткани на фразы. Термин "Ф.", как и термин артикуляция, заимствован из языкознания. P. относится к области муз. формы, поэтому, в отличие от артикуляции, она, как правило, в каждом случае единична, определяясь логикой развития муз мысли. Реализация Ф. осуществляется в процессе живого исполнения. Одно из важнейших ее средств - артикуляция. Граница между двумя фразами наз. цезурой. Разделенные цезурой интервалы не воспринимаются как выразит. элементы, поэтому их называют мертвыми интервалами. Нередко фразы разделяются и паузой, совпадающей с цезурой и углубляющей её. Поскольку ямбич. метры в музыке столь же распространены, как и хореические, начало фраз часто не совпадает с тактовой чертой. В нотной записи P. обозначается с помощью фразировочных лиг, к-рые следует строго отличать от лиг артикуляционных. См. также Фраза.

Литература: Keller H., Phrasierung und Artikulation, Kassel - Basel, 1955.

Франк С. О.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франко К.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Франко-Фламандская школа

Франко-Фламандская школа - см. Нидерландская школа.

Предыдущая страница Следующая страница