Приглашаем посетить сайт

Пушкин (pushkin-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "ORATORIO"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Оратория
Входимость: 12. Размер: 21кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Гендель Г. Ф.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 2. Размер: 63кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Сен-Санс Ш.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Хоральная обработка
Входимость: 1. Размер: 18кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Й"
Входимость: 1. Размер: 19кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯНК")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДЖУ"-"ДИМ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 5, "ДЕФ"-"ДЖУ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Скарлатти А.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Русская музыка
Входимость: 1. Размер: 110кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Бах И. С.
Входимость: 1. Размер: 47кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 12, "МОЗ"-"МОН")
Входимость: 1. Размер: 64кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Оратория
Входимость: 12. Размер: 21кб.
Часть текста: намеченным сюжетом. Для О. характерны также драматизм и раскрытие темы в героико-эпич. плане. Первоначально О. писались гл. обр. на библейские и евангельские тексты и нередко предназначались для исполнения непосредственно в храме в дни соответств. церк. праздников. Создавались спец. "рождественские", "пасхальные" и "страстные" О., т. н. "страсти" (Passionen). В процессе историч. развития О. приобретала всё более светский характер и полностью перешла на конц. эстраду. Непосредств. предшественниками О. считаются ср.-век. литургич. представления, целью к-рых было разъяснять прихожанам малопонятный для них лат. текст богослужений. Литургич. представления сопровождались пением и всецело подчинялись церк. ритуалу. К кон. 15 в. в связи с общим упадком католич. церкви литургич. драмы начинают вырождаться. Новый подъём в духовной музыке связан с эпохой Реформации; католич. духовенство было вынуждено искать др. средства для утверждения своего пошатнувшегося влияния. Ок. 1551 церк. деятель Ф. Нери основал при рим. монастыре Сан-Джироламо "молитвенные собрания" (Соngregazione dell'Oratorio) с целью пропаганды католич. вероучения вне храма. Посетители...
2. Музыкальная энциклопедия. Гендель Г. Ф.
Входимость: 3. Размер: 31кб.
Часть текста: В начало энциклопедии По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Гендель Г. Ф. Гендель Г. Ф. (Hдndel) Георг Фридрих (23 II 1685, Галле - 14 IV 1759, Лондон) - нем. композитор. Большую часть своей жизни (почти 50 лет) прожил в Англии. Родился в семье цирюльника-хирурга. Его учителем был композитор и органист Ф.В. Цахау. В 17 лет Г. занял место органиста и муз. руководителя собора в Галле. С этого времени определилось неизменное тяготение Г. к серьёзному иск-ву и синтезу хора и инстр. музыки, к-рый являлся традицией нем. музыки. Однако композитору были чужды религиозные интересы. Тяготение к светской, особенно театр., музыке заставило его в 1703 переехать из Галле в Гамбург - единственный в то время город, где существовал нем. оперный т-р. В Гамбурге Г. создал оперы "Альмира" и "Нерон" (пост. 1705). Однако Гамбургская опера распалась (для экономически отсталой, феодальной Германии время нац. оперной школы ещё не наступило), и в 1706 Г. уехал в Италию, жил во Флоренции, Риме, Неаполе, Венеции и завоевал славу первоклассного композитора. Он написал оперы "Родриго" (1707), "Агриппина" (1709), оратории, пасторальную серенаду "Ацис, Галатея и Полифем" (1708), камерные кантаты, дуэты, терцеты, псалмы. В Италии Г. стал известен как выдающийся исполнитель на клавире и органе (состязался с Д. Скарлатти). С 1710 Г. придв. капельмейстер в Ганновере (Германия). В том же году...
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 5, "КАР")
Входимость: 3. Размер: 58кб.
Часть текста: "Эвридика", 1975), одноактные балеты - "Тени Кобыстана" (1969, Баку), "Калейдоскоп" (1971, там же), орк. произв., в т.ч. программная симфония "La Quinta del Sordo" ("Вилла Глухого", др. назв. - "Гойя", совм. с К. Караевым, 1979), "Орфей-симфония" (театр.-симф. ретроспекция, 1980), "Tristessa II" ("Печаль II", для симф. и камерного оркестров, 1980); Concerto grosso памяти А. Веберна (для камерного оркестра, 1967), "Tristessa I" (для камерного оркестра, 1982), концерт для фп. и камерного оркестра (1973), "Journey to love" ("Путешествие к любви"; монодрама для сопрано и камерного оркестра на стихи поэтов 20 в., 1978); 2 сонаты для фп. (1965, 1967), Соната для 2 исполнителей (1976). С 1966 преподаёт в Азерб. консерватории (с 1982 доцент). Каражигитов Н. Н. Нариман Нурмухамедович (р. 20 V 1934, с. Самара Зап.-Казахстанской обл. Казах. ССР) - сов. певец (лирико-драм. тенор). Нар. арт. Казах. ССР (1976). Чл. КПСС с 1976. В 1963 окончил Алма-Атинскую консерваторию, с того же года солист Казах. т-ра оперы и балета. Один из ведущих исполнителей лирико-драм. партий в казах. оперных спектаклях, в их числе - Тулеген, Балпан, Елемес ("Кыз-Жибек", "Ёр-Таргын", "Жалбыр" Брусиловского), Ай-дар ("Абай" Жубанова и Хамиди), Кебек ("Енлик-Кебек" Жубановой), Аубакир, Адак ("Айсулу", "Жум-бак-кыз" Мухамеджанова), Ахмет, Караман ("Камар-Сулу", "Алпамыс" Рахмадиева), Биржан ("Биржан и Сара" Тулебаева), Джик ("Алтын-Чач" Жиганова). Исполняет также партии в классич. операх. Выступает как камерный певец. С 1979 доцент Алма-Атинской консерватории. Гастролирует за рубежом. Каракалпакская музыка Каракалпакская муз. культура до Великой Окт. социалистич. революции была представлена устным нар. творчеством. Носители и хранители муз. культуры - нар. певцы - бахсы, исполнявшие лирич. песни и эпос в сопровождении дутара, сказители -...
4. Музыкальная энциклопедия. Итальянская музыка
Входимость: 2. Размер: 63кб.
Часть текста: пения гимнов (см. Антифон ), приблизив их мелодику к нар. истокам. С его именем связана особая традиция зап.-христ. церк. пения, получившая название амвросианской (см. Амвросианское пение ). В кон. 6 в., при папе Григории I, были выработаны твёрдые формы христ. литургии и упорядочена её муз. сторона. Созданная тогда же в Риме певч. школа ("схола канторум") стала своего рода академией церк.-певч. иск-ва и высшим законодат. органом в этой области. Григорию I приписывались объединение и фиксация осн. богослужебных песнопений. Однако позднейшими исследованиями установлено, что мелодич. стиль и формы т.н. григорианского пения окончательно сложились только в 8-9 вв. Римская католич. церковь, стремясь к единообразию богослужения, насаждала этот стиль одногол. хор. пения у всех народов, обращаемых в христ. веру. Этот процесс завершился к кон. 11 в., когда григорианская литургия с соответствовавшим ей певч. регламентом утвердилась в странах Средней, Зап. и Юж. Европы. Вместе с тем приостановилось и дальнейшее развитие григорианского пения, застывшего в неизм. формах. С кон. 1-го тыс. н.э. в результате частых вражеских вторжений на территорию Италии, а также усилившегося гнёта папства, мешавшего свободному проявлению творч. инициативы, в И. м. наступает длит. застой, она перестаёт играть заметную роль в общем муз....
5. Музыкальная энциклопедия. Сен-Санс Ш.
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: Дельсарта (муз.-теоретич. предметы). С 1846 выступал как пианист. В 1848 поступил в Парижскую консерваторию, занимался у Ф. Бенуа (класс органа), с 1851 - также у Ф. Галеви (класс композиции). Первое публично исполненное произв. С.-С. - "Ода св. Цецилии" (1852, 1-я пр. на конкурсе Об-ва св. Цецилии; партитура не сохранилась). Положит. оценку дали его 1-й симфонии (исп. 1853) Г. Берлиоз и Ш. Гуно. В 1853-1877 С.-С. работал органистом в соборах Парижа (Сен-Северен, Сен-Мерри, Ла-Мадлен), прославился совершенством импровизаций. Одноврем. в 1861-65 преподавал в школе Л. Нидермейера (класс фп.); среди его учеников - Г. Форе, А. Мессаже. Прекратив работу в соборах, С.-С. целиком отдался композиторской и исполнит. деятельности. Как пианист и дирижёр выступал (преим. со своими соч.) во мн. странах Европы, в т. ч. в России (1875 и 1887, Петербург и Москва), Юж. Америки, Сев. Африки, а также в США. Творч. принципы С.-С. складывались под воздействием нац. традиций (клавесинисты, Берлиоз, большая опера, лирическая опера), а также иск-ва И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, венских классиков, программного симфонизма Ф. Листа. Многое дали ему творч. и дружеские контакты с Листом и А. Г. Рубинштейном. Композиторская деятельность С.-С. отличалась исключит. интенсивностью: создал многочисл....
6. Музыкальная энциклопедия. Хоральная обработка
Входимость: 1. Размер: 18кб.
Часть текста: широкий смысл. В нем. музыковедении назв. "X. о." чаще применяется в более тесном смысле для обозначения разных форм обработки протестантского хорала. Область применения X. о. весьма широка. На хорале базируются ведущие жанры проф. музыки средневековья и Возрождения. В раннеполифонич. формах (параллельный органум, фобурдон) хорал проводится полностью. Будучи нижним голосом, к-рый дублируется остальными голосами, он составляет основу композиции в буквальном смысле. С усилением полифонич. самостоятельности голосов хорал деформируется: составляющие его звуки удлиняются и выравниваются (в мелизматич. органуме они выдерживаются, пока не отзвучит обильная орнаментика контрапунктирующих голосов), хорал утрачивает цельность (замедленность изложения из-за ритмич. увеличения вынуждает ограничиваться частичным проведением - в ряде случаев не более 4-5 начальных звуков). Эта практика получила развитие в ранних образцах мотета (13 в.), где cantus firmus нередко также представлял собой фрагмент григорианского напева (см. пример ниже). К тому же времени относится широкое использование хорала как...
7. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Й"
Входимость: 1. Размер: 19кб.
Часть текста: "Й" Йёде Ф. Йёде Ф. (Jцde) Фриц (р. 2 VIII 1887, Гамбург) - нем. музыковед и педагог (ФРГ). В 1902-08 занимался в Педагогич. семинаре в Гамбурге, затем был школьным учителем. Перед 1-й мировой войной 1914-18 принимал активное участие в т. н. "Молодёжном движении", входил в "Гамбургский Вендекрайз". Музыку изучал в 1920-21 в Лейпцигском ун-те под рук. Г. Аберта (музыковедение). В 1923 основал в Берлине первую гос. муз. школу для молодёжи. С 1923 профессор класса хор. дирижирования в Берлинской гос. академии. В 1939-43 преподавал в зальцбургском Моцартеуме, в 1947-1952 руководитель секции музыки для молодёжи при Гамбургской высшей школе. С 1953 возглавляет Междунар. ин-т молодёжной и нар. музыки в Троссингене. Руководил журналом "Лютня" ("Die Laute", Вольфенбюттель, 1919-23) и др. изданиями для молодёжи. Автор антологии школьных песен и песен для молодёжи. Сочинения : Jugendbewegung oder Jugendpflege?, Hamb., 1917; Musik. Ein pдdagogischer Versuch, Wolfenbьttel, 1919; Musik und Erziehung, Wolfenbьttel, 1919; Unser Musikleben, Wolfenbьttel, 1924; Musikschulen fьr Jugend und Volk, Wolfenbьttel, 1924. Литература : Kraus E., Fritz Jцde zum 70. Geburtstag, "Musik und Unterricht", XLVIII, 1957; Fritz Jцde. Leben und Werk, hrsg. von R. Stappelberg, Trossingen - Wolfenbьttel, (1957). С. М. Грищенко. Йенсен Л. П. И. Йенсен Л. П. И. (Jensen) Лудвиг Пауль Иргенс (13 IV 1894, Осло - 11 IV 1969, Знна, Сицилия) - норв. композитор. Изучал философию и филологию. Брал уроки фп. у К. Ниссена и Д. Валле-Хансена. Теорию музыки изучал самостоятельно. Сочинять начал в 1918, первый авторский концерт дал в 1920. Придерживался традиций позднего романтизма. Для И. характерно внимание к нац. элементам, склонность к мелодич. ясности, композиц. чёткости при полифонич. обр. материала. Сочинения : опера - Возвращение на родину (Heimferd, 1947, ...
8. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 9, "ВОР"-"ВЯЛ")
Входимость: 1. Размер: 64кб.
Часть текста: Литература : Яунзем И., Влюбленная в песню, "Советская эстрада и цирк", 1966, No 10; Эпштейн Е., Щедрый талант, "МЖ", 1971, No 5; Палей Л., Ольга Воронец, "Советская женщина", 1973, No 4. Воротников П. М. Павел Максимович (1804, Ревель, ныне Таллин - 23 IV (5 V) 1876, Москва) - рус. композитор, хор. дирижёр, педагог. Музыке учился самостоятельно. После окончания кадетского корпуса служил в армии в Елизаветграде, где руководил воен. хорами и любительскими оркестрами. Выйдя в отставку, преподавал пение в Придв. певч. капелле (1843-48), а также в Екатерининском ин-те (Петербург). В 50-х гг. 19 в. вернулся в Елизаветград, где организовывал концерты и спектакли-. С 1863 жил в Москве, преподавал во 2-й воен. гимназии. Среди сочинений В. значит. место занимает церк. музыка. Широкой известностью пользовались его песнопения: "На реках Вавилонских", "Свете тихий", "Благообразный Иосиф". В. писал также романсы и пьесы для дух. орк. Занимался собиранием нар. песен и переложением их для хора (в 1870-71, 1894 изданы 2 сборника). Автор статей по духовной музыке и муз. педагогике. Литература : Разумовский Д. В., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Металлов В., Очерк истории церковного православного пения в России, М., 1900; Преображенский Ант., П. М. Воротников и его статьи по церковному пению, "РМГ", 1902, No 41, No 44. М. М. Яковлев. Ворошило А. С. Александр Степанович (р. 15 XII 1944, пос. Кирово Днепропетровской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. РСФСР...
9. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЛ"-"ЯНК")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
Часть текста: Чл. КПСС с 1940. В 1912 окончил Киевское муз. уч-ще по классу трубы у А. Н. Подгорбунского. Исполнит. деятельность начал в 1906, в 1913-18 артист симф. оркестра С. А. Кусевицкого (Москва), в 1919-26 - разл. симф. и оперных оркестров, в 1927- 1932 солист оркестра Укр. радио (Киев), в 1933-54 - Укр. т-ра оперы и балета. С первых лет Сов. власти принимал активное участие в развитии художеств. самодеятельности (в 1920 организовал самодеят. дух. оркестр Новобыковского сахарного завода и до 1925 был его худ. рук.). Я. - видный представитель сов. исполнит. школы игры на трубе. Его иск-во отличали свобода в применении всех видов штриховой техники, богатство тембров, законченность фразировки, точное ощущение формы и стиля исполняемых произв., прирождённое чувство ансамбля. С 1927 преподавал в Муз.-драм. ин-те им. Н. В. Лысенко, в 1933-75 - в Киевской консерватории (с 1935 профессор), в 1944-70 возглавлял в ней кафедру дух. инструментов; одноврем. преподавал в ряде муз. школ. Я. обучал не только игре на трубе, но также на валторне, тромбоне, гобое. Мн. его...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Д" (часть 6, "ДЖУ"-"ДИМ")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
Часть текста: труду" (сл. С. Жиенбаева, 1974), "Торжество Родины" (сл. Ж. Абдрашева, 1975), "Праздничная" (сл. К. Мырзалиева, 1980), вок.-симф. поэма "Песня о моём народе" (сл. К. Идрисова, 1969), симф. картина "Степь", хор. поэма "Песня гнева" (сл. Махамбета, 1978), романсы, песни, музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам. Пр. Ленинского комсомола Казах. ССР (1970). Джумахматов А. Д. Асанхан Джумахматович (р. 16 VII 1923, Арашан, Кирг. ССР) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1944. В 1958 окончил Моск. консерваторию. С 1948 дирижёр, в 1958-66 и с 1973 гл. дирижёр Кирг. т-ра оперы и балета. В 1962-1972 также гл. дирижёр оркестра нар. инструментов Кирг. ССР, с 1969 - симф. оркестра Кирг. радио и телевидения. В репертуаре Д. произв. композиторов-классиков, соч. кирг. сов. композиторов. Гос. пр. Кирг. ССР им. Токтогула (1972). Джурич-Клайн С. Джурич-Клайн С. (Duric-Klajn) Стана (р. 5 V 1908, Белград) - серб. музыковед (Югославия). Муз. образование получила в Белграде и Париже, где занималась у Л. Леви (фп.), слушала лекции в...