Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "VEDA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 1. Размер: 47кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Оглавление, буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Неедлы З.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 1. Размер: 22кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Прага
Входимость: 1. Размер: 26кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Ферстер Б.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Социология музыки
Входимость: 1. Размер: 26кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Холопова В. Н.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Черногорский Б. М.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 8, "СИМ"-"СКЕ")
Входимость: 1. Размер: 49кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")
Входимость: 1. Размер: 52кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "В" (часть 7, "ВИР"-"ВОЙ")
Входимость: 1. Размер: 51кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Четвертитоновая система
Входимость: 1. Размер: 8кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "К" (часть 1, "КАА"-"КАЗ")
Входимость: 1. Размер: 46кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Рейха А.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Сук Й. ст.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Чехословацкая музыка
Входимость: 1. Размер: 27кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Интонация
Входимость: 1. Размер: 27кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")
Входимость: 2. Размер: 57кб.
Часть текста: в. обозначавший относительно короткую длительность. В совр. нотации обозначает длительность, равную двум целым нотам. Brustwerk Brustwerk (брэстверк, нем.) - группа регистров органа. Трубы Б. расположены в центре и в передней части инструмента. Обычно придаются второму или третьему мануалу. Интонированы слабее, чем регистры Hauptwerk'а. C 1) Третья буква алфавита музыкального; название и буквенное обозначение III ступени распространённого в раннем средневековье муз. звукоряда, осн. тоном к-рого был звук А. Впоследствии место осн. тона диатонич. звукоряда занял звук С, став I ступенью этого звукоряда. Во Франции, Италии, России и нек-рых др. странах наряду с буквенным используется слоговое обозначение звука С - do (до), прежде ut. Прописное С обозначает звук большой октавы, строчное - малой; для звуков более высоких и более низких октав применяют дополнит. цифры или чёрточки, так, С1 или С обозначает звук контроктавы, с3 или - третьей октавы. Для обозначения хроматич. видоизменений данной ступени к букве С присоединяют дополнит. слоги; повышение её на полутон обозначается сis (англ. С sharp; франц. do diese; итал. do diesis; рус. до-диез), повышение на 2 полутона - cisis (англ. С double sharp; франц. do double diиse; итал. do doppio diesis; рус. до-дубль-диез), понижение на полутон - ces (англ. С flat; франц. do bemol; итал. do bemolle; рус. до-бемоль), понижение на 2 полутона - ceses (англ. С double flat; франц. do double bemol; итал. do doppio bemolle; рус. до-дубль-бемоль). При обозначении тональности к названию звука тоники добавляют слова dur или moll, применяя для мажора прописное С, для минора - строчное: C-dur означает до мажор, Ces-dur - до-бемоль мажор, c-moll - до минор, cis-moll - до-диез минор. В теоретич. работах тональность иногда обозначается одной буквой; в этом случае С означает до мажор, с - до минор. Применяется и буквенное обозначение трезвучий; в этом случае С означает до-мажорное трезвучие, с - до-минорное трезвучие. 2)...
2. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 1. Размер: 47кб.
Часть текста: журналы, публикующие только муз. произв. Первые Ж. м. появились в 18 в. в западноевроп. странах. Издание их было вызвано развитием нац. художеств. культур, возросшим интересом к музыке, всё более расширяющимся кругом проф. музыкантов. Впервые название "музыкальный журнал" встречается в Германии (издание К. Томазиуса в Галле в 1791). Однако и до этого в Германии выпускались отдельные издания, являвшиеся по характеру своего содержания Ж. м., хотя и не носившие этого названия, напр.: "Музыкальная критика" ("Critica musica"), издававшийся И. Маттезоном в 1722-1723 и 1725, и его же "Музыкальный патриот" ("Der Musikalische Patriot", 1728). За ним аналогичные издания выпускали Л. К. Мицлер, Ф. В. Марпург и др. Издания эти выходили нерегулярно, в виде объёмистых томов, обычно книжного формата. Со 2-й пол. 18 в. подобные издания, типа Ж. м., начинают выходить и в др. западноевроп. странах: во Франции - "Понимание любителем музыки различных музыкальных произведений" ("Sentiment d'un harmoniphile sur diffйrents ouvrages de Musique", 1756), в Англии - "Обозрение новых музыкальных изданий" ("The Review of New Musical Publications", 1784). До этого времени новости муз. жизни, нотные приложения, статьи о музыке публиковались в общих журналах, газетах или печатались в качестве лит. приложений к нотным журналам, периодически выпускавшимся муз. изд-вами: Юберти (Париж) и Бремнер (Лондон). С конца 18 - нач. 19 вв., с развитием обществ.-муз. жизни, значение Ж. м. возрастает. Они начинают оказывать всё большее воздействие на формирование обществ, мнения в области муз. иск-ва, влияют на распространение муз. лит-ры и книг по музыке. Мн. из этих Ж. м., выпускавшихся крупными муз.-издат. фирмами, помещали ...
3. Музыкальная энциклопедия. Оглавление, буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Часть текста: Музыкальная энциклопедия Оглавление, буквы "A-Z" Под редакцией Ю.В. Келдыша, 1973-1982 год. По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я A-Z A B C D F G H K L M N O P R S T V W Z A A ballata A beneplacito A cappella A due corde A livre ouvert A pleno voce A prima vista Abbandonamente Abbassamento di mano Abbassamento di voce Abbassando Acciaccatura "Acta musicologica" Acuta Ad libitum Adagietto Adagio Affettuoso Agnus dei Alla breve Alla polacca Alla tedesca Alla turca Allegretto Allegro "Allgemeine musikalische zeitung" All'ottava All'ottava bassa Alternativo Amoroso Anche Andante Andantino Apiacere Appassionato "Archiv fur musikwissenschaft" Arco Ars antiqua Ars nova Ave Maria B B Badinage Balletto Basso continuo Basso ostinato Battuta "Beitrage zur musikwissenschaft" Benedictus Berceuse Bibelregal Bifara Braccio Brevis Brustwerk C C Cambiata Cantabile Cantus firmus Concerto grosso "Concerts spirituels" Crescendo D D Da capo Dal segno Decrescendo Detachе Dies irae Diminuendo Divisi F F Forte Fortissimo G G "Gaudeamus" Gedackt Gemshorn Gloria Grave H H Hauptwerk Hohlflote "Hudebni rozhledy" "Hudebni veda" K "Kwartalnik muzyczny" Kyrie eleison L Lacrimosa Lamento Larghetto Largo Legato Lento Longa M Maxima "Melos" Messa di voce Mezza voce Miserere Moderato "Music and Letters" "Music and Musicians" "Musica" "Musica d'oggi" "Musical America" "Musical quarterly" "Musical times" "Musik" "Musik und gesellschaft" "Musikblaetter des anbruch" "Musikforschung" "Muzica" "Muzsika" "Muzyka" N "Neue Zeitschrift fuer Musik" O Obligato "Oesterreichische musikzeitschrift" Opus P Perpetuum mobile Pianissimo Piano Pizzicato Portamento Portаto Prestissimo Presto R Rallentando "Rassegna musicale" "Revue de musicologie" "Revue musicale" Ripieno Ritardando Ritenuto "Rivista musicale italiana" Rohrflote "Ruch muzyczny" Rueckpositiv S Sanctus Scharf Sforzando "Slovenskа hudba" Sostenuto Spiccato Spitzflote Stabat mater Staccato Strambotto Subito T Te Deum Tempo rubato Tutti V Vivace Vivo Vox humana W Waldflote Walze Z "Zeitschrift fur musikwissenschaft" "Zvuk"
4. Музыкальная энциклопедия. Неедлы З.
Входимость: 1. Размер: 8кб.
Часть текста: 1907). Основатель и первый (пожизненный) президент (1952) Чехосл. АН. Сын композитора и педагога Романа Н. (1844-1920). В 1899 окончил философский ф-т Карлова ун-та в Праге, где учился у О. Гостинского (эстетика), у Я. Голла (история); муз. теорию изучал под рук. 3. Фибиха. В 1899-1909 служил в архиве Нац. музея в Праге, опубликовал в эти годы науч. статьи по чеш. истории. В 1905-08 доцент, в 1909-39 профессор философского ф-та Карлова ун-та, где основал кафедру музыкознания; одноврем. сотрудничал в качестве муз. критика в чеш. муз. журналах, организовал собирание материалов о жизни и творчестве Б. Сметаны. С 1947 проф. педагогич. ф-та Карлова ун-та. В период Чехосл. бурж. республики (1918-39) принимал активное участие в политич. и обществ. жизни страны, был деятельным сторонником сближения с Сов. Союзом (Н. - один из первых заруб. учёных, принявших Okт. революцию 1917). Издавал двухнедельный культурно-поли-тич. журн. "Var" ("Кипение", 1921-30), знакомивший с достижениями СССР (возобновлён в 1948-53); основал "Об-во культурного и экономич. сближения с Новой Россией", затем "Об-во экономич. и культурных связей с СССР" ("Spolecnost pro hospodбrskй a kulturnн sblнzenн s SSSR", 1925), был его бессменным председателем. Один из рук. "Союза друзей СССР" ("Svazu prбtel SSSR", с 1930). Неоднократно приезжал в СССР (1925, 1927, 1935, 1937). В 1939-45 жил в Москве, был профессором историч. ф-та Моск. ун-та и старшим науч. сотрудником Ин-та истории АН СССР (1939-45). Деятельность и науч. труды Н. получили признание в СССР. Н. - почётный чл. АН СССР (с 1947), а также Венгрии, Болгарии и почётный гражданин ок. 100 чеш. городов. Мн. труды Н. переведены на рус. яз. (в т. ч. "История чешского народа", с пред. Б. Д. Грекова, М., 1952). Н. был одним из инициаторов создания Ин-та славяноведения АН СССР в Москве. По возвращении на родину занимал ряд руководящих должностей, среди них важнейшие - министр школ, наук и иск-в (1948-53), зам....
5. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: энциклопедия Этнография музыкальная В начало энциклопедии По первой букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Этнография музыкальная Этнография музыкальная (от греч. etnos - народ и grapo - пишу) - науч. дисциплина, посв. изучению нар. музыки. Известна в разных странах и в разл. историч. периоды под названиями: музыкальная фольклористика, муз. этнология (в странах нем. и слав. яз.), сравнит. музыкознание (в ряде стран Зап. Европы), этномузыкология (в англоязычной, ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. м. была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. материал музыки устной традиции для теоретич. и историч. исследований. В заруб. европ. науке 20 в., преим. до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. - Volkskunde; франц.- tradition populaire; англ. - folklore), возникшее на почве подъёма нац.-освободит. движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнит. изучение чужих, обычно внеевроп., народов (нем. - Vцlkerkunde; франц. - ethnologie; англ....
6. Музыкальная энциклопедия. Прага
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: муз. памятников - запись григорианского хорала; григорианское пение проникло в Чехию вместе с христианством в 9 в. В монастырях и при епископате П. (с 973) переписывались с зап.-европ. первоисточников сб-ки литургич. песнопений, создавались новые песни, посв. чеш. святым. В 11 в. возникла церк. песня на чеш. яз. "Господи, помилуй нас", исполнявшаяся на торжеств. праздниках. Одним из наиболее значит. центров церк. муз. жизни был женский монастырь св. Йиржи в Пражском Граде (заложен в 967), в к-ром с 12 в. ставились лат. пасхальные литургич. драмы и др. действа; с 14 в. в нек-рые из них включались интермедии (постепенно всё чаще) на чеш. яз. О существовании в то время светской музыки в П. свидетельствуют содержащиеся в хрониках и записях проповедей запреты языческих ("дьявольских") плясовых и застольных песен. С 12 в. упоминаются служившие при дворах феодалов чеш. йокуляторы (жонглёры) - Добржета, Койята и др. При дворе последних Пржемысловичей (13 в.) выступали и нем. миннезингеры Рейнмар фон Цветер, Генрих фон Мейсен, по прозвищу Фрауенлоб, Вольфрам фон Эшенбах и...
7. Музыкальная энциклопедия. Ферстер Б.
Входимость: 1. Размер: 9кб.
Часть текста: в средней школе, дирижировал хором в храме Марии Снежной (1889-94), публиковал статьи в муз. журналах - об Э. Григе, Р. Шумане, Ф. Листе, П. И. Чайковском, И. Брамсе, А. Дворжаке, Г. Малере и гл. обр. о Б. Сметане. Вместе с Я. Нерудой и др. передовыми деятелями чеш. культуры Ф. активно поддерживал прогрессивные реформаторские начинания Сметаны, направленные на создание и развитие нац. традиций в чеш. музыке. В 1893-1903 работал в Гамбурге (переехал туда вместе с женой, солисткой пражского Нац. т-ра Б. Фёрстровой-Лаутереровой, к-рую Г. Малер пригласил петь в Гамбургском гос. оперном т-ре). В 1903-18 профессор композиции в Новой консерватории в Вене. Живя за границей, Ф. не порывал связей с Чехией. Вернувшись в 1918 в Прагу, стал одним из ведущих деятелей чеш. муз. культуры. (В 1919 в Праге создано Муз. об-во имени Ф.; возобновило свою деятельность, в т. ч. издательскую, после 2-й мировой войны 1939-45; с 1955 его пред. - Й. Плавец.) Профессор по классу композиции (1918-31) Пражской консерватории (в 1922-31 с небольшим перерывом ректор), читал лекции о музыке на философском ф-те Карлова ун-та (в 1919 избран его почётным доктором), возглавлял чеш. Академию изящных иск-в (1931-39). Имя Ф. присвоено брненскому дух. квинтету и пражскому фп. трио. Творчество Ф., продолжавшее демократич. традиции основоположников чеш. муз. классики Б. Сметаны и А. Дворжака, при всей его противоречивости, в целом способствовало утверждению и развитию реалистич. направления в чеш. музыке. Нек-рое влияние на него оказал также Г. Малер; более значительным было воздействие его любимого комп. П. И. Чайковского (встречался с ним в Праге и...
8. Музыкальная энциклопедия. Социология музыки
Входимость: 1. Размер: 26кб.
Часть текста: общества, разл. виды муз. деятельности (проф. и самодеятельные, фольклор), особенности муз. коммуникации в разных социальных условиях, формирование муз. потребностей и интересов разл. социальных групп общества, закономерности исполнит. трактовок муз. произв., проблемы доступности и популярности муз. произв. Марксистская социология, наука об иск-ве, в т.ч. С. м., занимается исследованием механизмов формирования художеств. вкусов для решения прежде всего практич. задач по эстетич. воспитанию в социалистич. обществе. С. м. сформировалась на стыке музыковедения, социологии, психологии и эстетики. В качестве одного из разделов она входит в социологию иск-ва. Теоретико-методологич. основой марксистской С. м. служит историч. и диалектич. материализм. С. м. требует рассмотрения музыки как социально обусловленного явления, включая исследование того, каким образом отражаются в её содержании и форме жизнь общества, мировоззрение композитора. Методологич. и методич. принципы подобного рассмотрения (т. н. социология, метод) в музыковедении начали формироваться ещё в домарксистский период, но именно марксизм явился подлинно науч. основой С. м. В С. м. можно выделить три направления. Теоретич. С. м. занимается изучением общих закономерностей взаимодействия музыки и общества, типологии муз. культур. Историч. С. м. изучает и обобщает факты истории муз. жизни общества. В сферу эмпирич. (конкретной, практической или прикладной) С. м. входит исследование и обобщение фактов, относящихся к роли музыки в совр. обществе (изучение статистич. отчётов о посещаемости концертов, о продаже грампластинок, о работе самодеятельности, непосредств. наблюдение над муз. жизнью, всякого рода опросы, анкеты, интервью и др.). Т.о., С. м. создаёт науч. основу для организации муз. жизни, управления ею. Отдельные мысли о взаимосвязях музыки и обществ. жизни содержались уже в трудах антич....
9. Музыкальная энциклопедия. Холопова В. Н.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Часть текста: Ю. Н. Холопова. В 1959 окончила теоретико-композиторский ф-т Моск. консерватории, в 1962 - аспирантуру там же (рук. Л. А. Ма-зель); по классу анализа муз. произв. занималась у В. А. Цуккермана. С 1959 преподаватель Уч-ща им. Гнесиных (сольфеджио, анализ муз. произв.), с 1960 - Моск. консерватории (с 1974 доцент). В 1962-63 преподавала в Горьковской консерватории им. Глинки. Среди учеников - И. Стоянова (Крыстева), О. И. Захарова, И. Е. Лозовая, M. H. Лобанова. X. разрабатывает теорию муз. ритма, теоретич. основы музыки 20 в., курс анализа муз. произв. Выступала с лекциями по проблемам теории музыки во мн. городах СССР (Ленинград, Киев, Рига, Вильнюс, Тбилиси, Баку, Ташкент, Минск, Свердловск и др.). Автор статей в науч. сб-ках и журналах (в т. ч. зарубежных), статей о ряде сов. композиторов в "Grove's dictionary of music and musicians" (6-е изд.) и муз. энциклопедии "Die Musik in Geschichte und Gegenwart" (т. 16). Чл. редколлегии сб-ков "Музыка и современность" (вып. 8-10) и "Проблемы музыкальной науки". Сочинения : Фортепьянные сонаты С. С. Прокофьева, М., 1961 (совм. с Ю. Н. Холоповым); Несколько наблюдений над ритмикой Шостаковича, в сб.: Черты стиля Д. Шостаковича, М., 1962; Внимание ритму!, "СМ", 1964, No 7; Ритм и форма, там же, 1966, No 3; О ритмической технике и динамических свойствах ритма Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966; О ритмике Прокофьева, в сб.: От Люлли до наших дней, М., 1967; Обновление палитры, "СМ", 1968, No 7; О композиционных принципах скрипичного ...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Я" (часть 2, "ЯНК"-"ЯШУ")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Часть текста: Бурж, департамент Шер) - франц. философ и муз. писатель. В 1925 окончил Школу вост. языков в Париже (отделение рус. языка). В 1927-33 преподавал философию во Франц. ин-те в Праге, в 1933-39 и 1945-52 - в ун-те Лилля (с 1939 профессор). В 1939-1945 профессор ун-та в Тулузе, с 1952 - Парижского ун-та (курсы морали и философии). В годы 2-й мировой войны 1939-45 был участником Движения Сопротивления. Специалист в области философии, истории, знаток лит-ры, классич. и совр. музыки, Я. в монографич. работах рисует яркие портреты музыкантов и в то же время полно воссоздаёт эпоху, в к-рую они творили, глубоко анализирует муз. произв. Его работы содержат интересные наблюдения над развитием направлений, стилей, жанров. Труды Я. - значит. вклад в историю музыки 20 в. Сочинения : G. Faurй, ses mйlodies, son esthйtique, P., 1938, 1951; Ravel, P., 1939, 1965; Debussy et le mystиre, Neuchвtel, 1949; La rhapsodie, verve et improvisation musicale, P., 1955; Le nocturne. Faurй. Chopin et la nuit. Satie et le matin, P., 1957; La musique et l'ineffable, P., 1961. Литература : Vax L., L'esthйtique nйgative de V. Jankйlйwitch, "Revue philosophique", 1964, No 3. Янкелевич Ю. И. Юрий Исаевич (22 II (7 III) 1909, Базель, Швейцария - 12 IX 1973, Москва) - сов. скрипач и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1966). Кандидат искусствоведения (1956). Обучался...