Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")

Цабадзе Г. Г.

Георгий Гаврилович (р. 24 VIII 1924, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1973). В 1956 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у И. М. Туския. С 1956 зав. муз. частью эстр. отдела Груз. филармонии. С 1974 гл. консультант и педагог Тбилисского эстрадно-циркового уч-ща. Плодотворно работает в жанре оперетты, эстр. песни и романса. Его "Великолепная тройка" - первая грузинская оперетта, поставленная на сцене Моск. т-ра оперетты. В эстр. песнях претворяет городской фольклор. Пр. Ленинского комсомола Груз. ССР (1971).

Сочинения: оперетты - Песнь о любви (1950, Тбилисский г-р муз. комедии), Наши знакомые (1953, там же), Блестящее будущее (1955, там же), Новая песнь (1956, там же), В сетях любви (1958, там же), Чёрное море и белые ночи (1960, там же), Великолепная тройка (1963, там же), Люблю мою улицу (1966, там же), Свадьба Курки (1969, там же), Мелодии снежных гор (1972. Волгоград), Мирандолина (1975, Тбилисский т-р муз. комедии), Поэт любви (1978, там же); мьюзиклы - Мой безумный брат (1965, Одесский т-р муз. комедии), Сердце моё здесь (1977, там же), Итальянский роман (1977, Волгоград); песни и романсы (ок. 200), в т. ч. Ты стоишь на том берегу (сл. В. Пшавелы, 1950), Баллада о матери солдата (сл. М. Э. Поцхишвили, 1970), Снежные хлопья (сл. Л. К. Чубабрия, 1971), Песня старого фаэтонщика (сл. Поцхишвили, 1972), Гимн любви (сл. П. П. Грузинского, 1976); музыка к спектаклям драм. т-ра, эстр. обозрениям, кинофильмам, в т. ч. "Мелодии Верийского квартала" (1974).

Э. П. Месхишвили.

Цабель А. Г.

Альберт Генрихович (22 II 1834, Берлин - 3 (16) II 1910, Петербург) - рус. арфист, композитор и педагог. По национальности немец. Занимался в Берлинском корол. муз. уч-ще, куда был принят стипендиатом по рекомендации Дж. Мейербера. Ученик К. Л. Гримма (в годы учёбы Ц. играл перед королём и получил от него в подарок арфу). В 1845-48 выступал с оркестром под упр. Й. Гунгля в городах Германии, России, Великобритании и США. В 1848-51 солист оркестра Берлинской оперы. В 1853 с большим успехом гастролировал в Петербурге (исполнял виртуозное произв. Э. Пэриш-Алварса "Танец фей"). С 1855 жил в Петербурге, был солистом оркестра Итал. оперы, затем балета Мариинского т-ра (осуществил редакцию каденций арфы в балетах П. И. Чайковского "Лебединое озеро" и "Щелкунчик"). По просьбе Р. Вагнера (во время его гастролей в России в 1863) Ц. переложил партию арфы в "Валькирии" для 2 арф. Игра Ц. отличалась чистотой звука, блестящей техникой (использовал очень высокое положение первого пальца). В 1862-1904 преподавал игру на арфе в Петерб. консерватории (с 1879 профессор). Среди его учеников: Е. А. Вальтер-Кюне, И. А. Помазанский, Н. И. Амосов, Д. А. Андреев. Из многочисл. соч., написанных Ц. для арфы (концерт для арфы с оркестром, дуэты для 2 арф и др.), сохранили своё значение лишь два: свободная обработка соло арфы из оперы Г. Доницетти "Лючия ди Ламмермур" и виртуозная фантазия "Фауст" на темы одноимённой оперы III. Гуно. Автор школы для арфы ("Grosse Methode fьr Harfe", текст на нем., англ., франц. яз., 1900).

Сочинения: Слово к господам композиторам по поводу практического применения арфы в оркестре, СПБ-М.-Лейпциг-Лондон, 1899.

Литература: Поломаренко Ив., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Эрдели К. A., Арфа в моей жизни, М., 1967; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975.

Б. В. Доброхотов.

Цаккони Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цани де Ферранти М. А.

Цани де Ферранти М. А. (Zani de Ferranti) Марко Аурелио (6 VII 1800 или 1802, Болонья - 28 или 29 XI 1878, Пиза) - итал. гитарист, скрипач и поэт. С детства учился игре на скрипке, с 12-летнего возраста под впечатлением игры Н. Паганини стал стремиться овладеть виртуозной техникой (по совету Паганини занимался у Герли-сына). С 16 лет гастролировал в странах Европы. Вскоре, однако, увлёкся игрой на гитаре и с 1818 успешно выступал как гитарист. Жил в Париже (1820), затем в Петербурге (1820-24), где концертировал, одноврем. служа в качестве библиотекаря у сенатора П. В. Мятлева, затем секретарём у князя С. Нарышкина. В Петербурге сделал стихотворный перевод на итал. яз. "Поэтических раздумий" А. Ламартина, принёсший ему лит. известность. С 1824 Ц. де Ф. гастролировал; дал концерты в Гамбурге (1825), Брюсселе (1825), Париже (1826) и Лондоне (1827). Эти выступления принесли ему славу первого гитариста Европы (известны восторженные отзывы Паганини и Г. Берлиоза, а также А. Дюма-отца). С 1827 жил в Брюсселе, преподавал игру на гитаре и итал. язык в Корол. консерватории (с 1846), служил у бельг. короля Леопольда I (получил титул "гитариста короля Бельгии"). Гастролировал в Нидерландах, Великобритании, Франции, позднее в Сев. Америке (вместе со скрипачом К. Сивори, учеником Паганини). Концертировал в Брюсселе до 1852. Ок. 1855 возвратился в Италию, жил в Пизе, занимался гл. обр. лит. трудом.

Игра Ц. де Ф. на гитаре отличалась исключит. певучестью тона, нежностью, изяществом и выразительностью, блеском виртуозной техники; его мастерства особенно проявлялось в приёмах глиссандо и портаменто; избегал использования открытых струн и применял аппликатуру, близкую к выработанной мастерами испан. гитарной школы. Современники отмечали также изысканность его вкуса. Автор концерта для гитары с оркестром и ряда пьес для гитары соло - фантазий на оперные темы, "Рондо фей" ("Rondo des fйes"), 6 ноктюрнов, каприса, дивертисмента; ему принадлежит также школа игры на гитаре "Mйthode pour la guitare".

Литература: Русанов В., Гитара и гитаристы. Исторические очерки, "Гитарист", 1905, No 10-11; Агафошин П., Новое о гитаре, М., 1928; Вольман Б., Гитара в России, Л., 1961, с. 62-64; его же, Гитара и гитаристы, Л., 1968, с. 40; Fetis F. J., Zani de Ferranti, "Revue musicale", 1834, v. 8, No 14; Zuth J., Handbuch der Laute und Gitarre, W., 1926; Ferrari R., Zani de Ferranti, "Der Gitarren-Freund", 1931, Jahrg. 32; Rоwrоniak J., Gitara od A do Z, Kr., 1966; его же, Maly leksykon gitary, "Poradnik muzyczny", 1975, No 11; его же, Leksikon gitary, Kr., 1979.

Ю. Римкявичюс.

Цанца

Статья большая, находится на отдельной странице.

Царлино Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цвеич Б.

Цвejuh) Бисерка (р. 5 XI 1923, Есенине, близ Сплита) - серб. певица (меццо-сопрано). Окончила в 1953 Муз. академию в Белграде у Й. Риявеца. Дебютировала в белградском Нац. т-ре. С 1960 солистка Венской гос. оперы, с 1961 постоянно гастролировала в "Метрополитен-опера", пела также в Париже, Байрёйте, Стокгольме, Москве. Среди партий - Кармен; Шарлотта и Дульсинея ("Вертер" и "Дон Кихот" Массне), Дидона ("Дидона и Энеи" Пёрселла), Амнерис; Эболи ("Дон Карлос" Верди), Вера Боронел ("Консул" Менотти). Выступала в концертах во мн. городах стран Европы, участвовала в муз. фестивалях. Исполняла сольные партии в реквиеме Моцарта, кантатах Орфа и др.

Цвеич Н.

Цвеич Н. (Цвejuh) Никола (р. 23 XII 1896, Добановци, Срем) - серб. певец (драм. баритон). Учился в Загребе, Любляне и Милане. Дебютировал в 1921 в Словенском т-ре в Любляне (партия Эскамильо). Солист оперных т-ров в Любляне (до 1925), Загребе (до 1930), Брно (до 1940); одноврем. гастролировал в Белграде, Вене, Варшаве, Стокгольме и др. Солист Нац. т-ра (1945-62) и профессор Муз. академии в Белграде (1946-70). Среди партий - Митка ("Коштана" Конёвича), Борис Годунов, Иван Хованский, Риголетто; Ганс Сакс ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Мефистофель. Выступал в концертах.

Цветанов Ц. Ц.

Цветан Ценков (р. 6 XI 1931, София) - болг. композитор. Окончил в 1956 Болг. консерваторию в Софии, где учился у П. Владигерова и П. Хаджиева, с 1958 преподаёт там же муз.-теоретич. предметы (с

1976 профессор и проректор). Секретарь Союза болг. композиторов (1976-77). В своих соч. претворяет черты, свойственные болг. нар. музыке; для б. ч. произв. характерны мелодичность, стройность формы, романтич. взволнованность. Димитровская пр. (1974).

Сочинения: балет Орфей и Родопа (София, 1960); Баллада о лестнице (Балада за стълбата, для голоса, хора и орк., 1077); для орк. - 3 симфонии (1965-68), увертюра (1968); симф. поэмы Великое начало (Великото начало, 1966) и Возвращение к подвигу (Връщане към подвига, 1973); камерно-инстр. ансамбли; песни.

Цветко Д.

Цветко Д. (Cvetko) Драготин (p. 19 IX 1911, Вуча, Лютомер, Словения) - словен. музыковед (Югославия). Чл. Словен. и Серб. АН. Окончил философский ф-т ун-та (1936) и консерваторию (1937) в Любляне. Совершенствовался в Школе мастерства при Пражской консерватории (1937-38). Преподавал в люблянской Академии музыки (1938-43 и 1945-1962, с 1952 профессор), в 1943-45 участвовал в нар.-освободит. борьбе против фашистских завоевателей. С 1962 профессор, зав. кафедрой истории музыки в Люблянском ун-те. Ц. читает эпизодически курсы лекций на междунар. семинарах и в крупнейших ун-тах стран Европы, в США, Японии и др. Ц. - член мн. междунар. муз. организаций и об-в, в т. ч. Междунар. об-ва музыковедения (Базель; с 1967 вице-президент), Междунар. об-ва б-к, Междунар. ин-та но сравнит. изучению музыки и документации (Берлин). Труды Ц., одного из ведущих представителей муз.-историч. науки в совр. Югославии, посвящены гл. обр. словен. муз. культуре начиная с эпохи Возрождения, творчеству отд. композиторов Югославии и др. стран, в т. ч. П. И. Чайковского и Ф. Шопена, а также вопросам муз. воспитания, изучения муз. фольклора и истории муз. культуры народов Югославии, рус, сов. и совр. чеш. музыке. Автор мн. статей о муз. культуре и композиторах Югославии, опубликованных в югосл. и др. энциклопедич. изданиях (Словенском биографическом словаре, югосл., а также сов., итал., нем. муз. энциклопедиях).

Литературные сочинения: Современная словенская музыка, "СМ", 1946, No 5-6; Problem obcega muzikalnega vzgajanja ter izobrazevanja, Ljubljana, 1938; Sovjetska glasba, Ljubljana, 1948; Risto Savin. Osebnost in delo, Ljubljana, 1949; Davorin Jenko. Doba, zivljenje, delo, Ljubljana, 1955; Odmevi glasbene klasike na Slovenskem, Ljubljana, 1955; The Problem of national style in South Slavonic music, "Slavonic Revue", 1955, v. 34; Живот и рад композитора Риста Савина, Београд, 1958; Zgodovina glasbene umetnosti na Slovenskem, sv. 1-3, Ljubljana, 1958-60; Les formes et les rйsultats des efforts musicologiques yougoslaves, "Acta musicologica", 1959, v. 31; Academia Philharmonicorum Labacensis, Ljubljana, 1962; Razvoj muzicke umjetnosti u Slovenji, в кн.: Andreis J., Cvetko D., Duric-Klajn S., Historijski razvoj muzicke kulture u Jugoslaviji, Zagreb, 1962; Stoletja slovenske glasbe, Ljubljana, 1964; Jacobus Gallus Carniolus, Ljubljana, 1965; The problem of the process of listening to and of making Western and Indian music, в кн.: Music East and West, New Delhi, 1966; Histoire de la musique Slovиne, Maribor, 1967.

E. И. Гордина.

Цветкова Е. Я.

Цветкова Е. Я. (урожд. - Барсова) Елена Яковлевна (1872, Уфа - июль 1929, Москва) - рус. певица (лирико-драм. сопрано). В 1892 окончила Моск. консерваторию по классу пения у Е. А. Лавровской. На оперной сцене дебютировала ещё будучи студенткой в 1891 (исполнила в консерваторском спектакле на сцене Большого т-ра партию Марселины в опере "Фиделио"). В 1892-93 пела в труппе Оперного т-ва И. П. Прянишникова в Москве. В 1893 с успехом дебютировала в партии Маргариты в Большом т-ре, однако не была принята на имп. сцену. С 1896 солистка Моск. частной рус. оперы, с 1899 - Т-ва частной оперы, в 1904-11 - Оперного т-ра С. И. Зимина. Затем неск. сезонов пела в Киеве. Голос Ц. привлекал чистотой, свежестью, светлым, звонким и вместе с тем мягким тембром. Певица обладала тонкой музыкальностью, большим художеств. вкусом. Она добивалась органичного единства вок. и сценич. образа. Одной из отличит. черт её таланта была удивительная искренность исполнения. Обширный репертуар артистки включал более 60 партий. Ц. - одна из лучших (первая на моск. сцене) исполнительниц партии Иоанны. Была также первой исполнительницей партий Аси ("Ася" Ипполитова-Иванова), Рахили ("Мадемуазель Фифи" Кюи). Среди др. партий - Татьяна, Лиза, Кума Настасья, Ярославна, Снегурочка; Вера Шелога, Милитриса ("Вера Шелога", "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Мими. H. A. Римский-Корсаков и Ф. И. Шаляпин высоко ценили талант певицы. В 1917 из-за болезни горла Ц. оставила сцену. Преподавала в Киевской консерватории и в Москве.

Литература: (Некролог), "Жизнь искусства", 1929, No 27; Иппoлитов-Иванов M. M., 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях, М., 1934; Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940; Яголим Б., Жемчужина русской оперной сцены, "СМ", 1951, No 11.

Цветной слух

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цебриков Р. М.

Роман Максимович (1 (12) X 1763, Харьков - 3(15) II 1817, Петербург) - рус. музыковед, пианист, переводчик. Чл. Росс. академии наук (1809). Отец декабриста Н. Р. Цебрикова. Ок. 1778 переехал в Петербург для завершения образования. В 1784-85 жил в Лейпциге и Нюрнберге, где изучал нем, франц. и лат. языки. В 1785 вернулся в Россию, работал переводчиком в Коллегии иностр. дел, в 1788-89 в той же должности - при походной канцелярии кн. Г. L. Потемкина. Очевидец осады Очакова, Ц. вел дневник ("Вокруг Очакова, 1788 год. Дневник очевидца", опубл. А. Ф. Бычковым в журн. "Русская старина", 1895, No 9), к-рый является ценным историч. документом. Впоследствии вернулся в Петербург, занимал ряд гос. должностей (в Мин-ве внутр. дел, в Коллегии иностр. дел).

Ц. - один из просвещенных любителей музыки кон. 18 - нач. 19 вв. Он играл на скрипке, флейте, клавикордах, владел техникой генерал-баса. В 1805-10 создал значительный в рус. музыковедении труд (рукописный), посв. философским и теоретич. проблемам музыки - "Отрывки о музыке, рассуждая о ней в нравственном смысле" (включает главы о предмете музыки, о мелодии, гармонии, церк., воен., театр. музыке, нар. песнях и др.). Проявляя особый интерес к муз. эстетике и теории музыки, перевел на рус. яз. нек-рые из работ иностр. авторов, в т. ч "Рассуждения о влиянии музыки на здоровье человеческое" и "Рассуждение о музыкальном живописании" ("Ьber die musikalische Malerey", 1780) И. Я. Энгеля. Ц. принадлежат также переводы трактата франц. материалиста А. Гудара "Проект всеобщего замирения" (1789), книги И. Канта "Наблюдения об ощущении прекрасного и возвышенного" (1804)

Литература: Натансон В. A., Прошлое русского пианизма, M., 1960; Гордон Л. С., "Проект всеобщего замирения" Анжа Гудара и его русский переводчик, в кн.: Тезисы конференции, посвященной 250-летию со дня рождения Ж. Ж. Руссо. 16-18 июня 1962, Одесса, 1962.

Л. Ю. Малинина.

Цевница

Цевница - см. Кувиклы.

Цегляр Я. С.

Яков Самойлович (р. 29 II (13 III) 1912, Киев) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в УССР (1972). Чл. КПСС с 1942. В 1930-33 работал токарем на заводе "Ленипская кузница", участвовал в художеств. самодеятельности. В 1939 окончил Киевское муз уч-ще по классу композиции у Л. H. Ревуцкого, в 1946 - Тбилисскую консерваторию у A. M. Баланчивадзе. В 1939-41 преподавал муз.-теоретич. предметы в муз.-вок. студии с. Лозоватки (Киевская обл.), там же руководил созданным им нар. хором. Один из популярных укр. композиторов-песенников, среди наиболее известных песен - "Песня о берёзе", "Хмільна" ("Хмйльная"), "Я ще, друзі, молодий" ("Молод я ещё, друзья"). Автор оперетт - "Бажаємо щастя" ("Желаем счастья", 1957, Киевский т-р оперетты), "Гість з Відня" ("Гость из Вены", 1960, там же), "Дівчина і море" ("Девушка и море", 1965, там же), "Весь світ і навіть більше" ("Весь мир и даже больше", 1967, г. Хмельницкий), "Судьбы счастливый поворот" (1980), кантаты "Безсмертному Кобзареві" (1963, 2-я ред. 1972), вок.-симф. поэмы "Любовь поэта" (1962), сюиты для струн. квартета (1944), ноктюрна "Зори над Днепром" для арфы и струн. группы оркестра (1969), хор. произведений, романсов (в т. ч. на слова англ. поэтов в переводе С. Я. Маршака, 1945, на сл. Ш. Потёфи в переводе Б. Пастернака, 1972), циклов песен, посв. В. И. Ленину и др., музыки к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Н. Н. Сидоренко.

Цезура

Цезура (от лат. caesura - рубка, рассечение) - термин, заимствованный из теории стиха, где он обозначает определяемое метром постоянное место словораздела, членящее стих на полустишия (синтаксич. пауза при этом не обязательна). В антич. стихе это членение совпадает с членением муз. фразы. В музыке, по связанной со стихом, Ц. но метрическая, а смысловая грань, выявляемая в исполнении переменой дыхания, остановкой и т. п. Подобно синтаксич. знакам препинания, Ц. бывают различными по глубине, наряду с разграничительной могут выполнять соединит. функцию ("паузы напряжения"). Как исполнительское указание (напр., у Г. Малера) слово "Ц." означает люфт-паузу (обычно более заметную сравнительно с не имеющей этого указания). То же значение имеют запятая (применялась уже Ф. Купереном), фермата (на тактовой черте или между нотами), знаки и . Подобные обозначения применяются редко, т. к. в музыке нового времени сквозное развитие, преодолевающее Ц., существеннее, чем фразировочные границы. Последние б. ч. предоставляются композитором на усмотрение исполнителей и нередко относятся к отд. голосам, а не к муз. ткани в целом.

М. Г. Харлап.

Цейтлин Л. М.

Лев Моисеевич (3 (15) III 1881, Тбилиси - 9 I 1952, Москва) - сов. скрипач, педагог и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1927). Доктор искусствоведения (1941). Чл. КПСС с 1941. В 1901 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Л. С. Ауэра. В 1902-05 жил в Париже; занимался но муз.-теоретич. предметам у В. д'Энди, Ш. Борда и В. Врёльса в "Схола канторум"; играл в оркестре Э. Колонна; выступал как солист. В 1905 познакомился с Б. Бартоком, принял участие в исполнении (совм. с автором) его сонаты для скрипки с фп. Гастролировал в Лондоне, Дублине, Манчестере; преподавал в нар. консерватории в Хельсинки. С 1906 - в Москве, до 1908 концертмейстер оркестра Оперного т-ра Зимина. Был солистом при первых исполнениях в России концерта для скрипки с оркестром Сибелиуса и "Поэмы" Шоссона. В 1908-17 концертмейстер в оркестре С. А. Кусевицкого. После Окт. революции 1917 Ц. - активный участник строительства сов. муз. культуры. С 1917 работал в оркестре Большого т-ра, тогда же организовал квартет им. С. А. Кусевицкого (один из первых сов. квартетов) и стал его участником, в 1918-20 участник квартета им. В. И. Ленина, в 1920-22 - квартета Муз. отдела Наркомпроса. В февр. 1922 по инициативе Ц. организован первый симф. ансамбль без дирижёра - Персимфанс (в 1922-28 Ц. - пред. его правления и художеств. совета); вместе с оркестром исполнил концерты для 2 скрипок И. С. Баха (совм. с Д. М. Цыгановым), концерты Л. Бетховена, П. И. Чайковского. Игра Ц. отличалась безупречным чувством стиля, благородной простотой, сочетала блестящую виртуозную технику с мелодич. выразительностью. Ц.- один из основоположников сов. скр. школы. Преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1920-52 профессор Моск. консерватории по классу скрипки, и 1923-25 вёл там же класс квартета. Среди его учеников - Б. В. Беленький, М. С. Блок, Б. И. Вельтман, А. К. Габриэлян, А. Н. Горохов, М. Л. Затуловский, А. Н. Люблинский, Р. Н. Соболевский, Б. С. Фишман, С. И. Фурер. Осуществил редакции ряда скр. соч. А. Вивальди и И. С. Баха.

Литература: Цуккер A., Пять лет Персимфанса, М., 1927, с. 8-15, 27, 68, 82, 238-47; Ямпольский И., К 60-летию Л. М. Цейтлина, "СМ", 1941, No 5; Блок М. С., О Льве Моисеевиче Цейтлине, в кн.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; его же, Принципы реалистического мастерства, "СМ", 1966, No 9; его же, Л. М. Цейтлин, в сб.: Труды Гос. музыкально-педагогического ин-та им. Гнесиных, вып. 16, М., 1974; Раабен Л. Н., История русского и советского скрипичного искусства, Л., 1978, с. 141-42.

Л. Б. Римский.

Цекки К.

Цекки К. (Zecchi) Карло (р. 8 VII 1903, Рим) - итал. пианист и дирижёр. Учился в Римской консерватории у Ф. Баярди (фп.), Л. Рефиче, Дж. Сетаччоли и А. Бустини (композиция), совершенствовался в Берлине у Ф. Бузони и А. Шнабеля (1923). В 1920 дебютировал как пианист. Уже к кон. 20-х гг. завоевал славу выдающегося пианиста. Его исполнит. искусство отмечено артистич. обаянием, органичным сочетанием эмоциональной непосредственности с блестящей виртуозностью; всеобщее признание заслужило, в частности, исполнение им сонат Д. Скарлатти, этюдов Н. Паганини - Ф. Листа, произв. В. А. Моцарта. В 1938 Ц. прекратил активную конц. деятельность, поселился в Швейцарии, занимался изучением дирижёрского иск-ва под рук. X. Мюнша и А. Гуарньери. С 1941 выступает как дирижёр-гастролёр с крупнейшими оркестрами Европы, а также США, стран Юж. Америки, Японии. Неоднократно концертировал в СССР (впервые как пианист в 1928, как дирижёр - в 1949). Руководил летними дирижёрскими курсами Моцартеума (Зальцбург), в течение мн. лет ведёт класс высшего фп. мастерства в Нац. академии "Санта-Чечилия" (Рим). Известен также как первоклассный пианист-ансамблист (выступал с виолончелистами Э. Майнарди, А. Янигро; с сов. виолончелистом Д. Б. Шафраном - в 1961). Дирижёрское иск-во Ц. во многом родственно его пианизму, исполнение дирижёра отличается блеском, ясностью мысли, изяществом фразировки.

Литература: Леонидов M., Концерт К. Цекки, "СМ", 1949, No 11; Рабинович Д., Дирижер К. Цекки, там же, 1959, No 7; Коган Г., Вопросы пианизма. Избранные статьи, M., 1968, с 339-41, 385-89

E. Я. Рацер.

Целиковский В. В.

Василий Васильевич (30 I (11 II) 1900, Астрахань - 5 II 1958, Москва) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1955) и Кирг. ССР (1944). Чл. КПСС с 1941. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу дирижирования у К. С. Сараджева; муз.-теретич. предметы изучал у Г. Э. Конюса. С 1919 руководитель клубных хор. и симф. коллективов. С 1934 зав. муз. частью Большого т-ра, в 1936 худ. рук. Калининской филармонии. С 1937 гл. дирижёр, с 1939 худ. рук. Кирг. муз.-драм. т-ра. Один из создателей кирг. проф. муз. т-ра. В 1939 муз. рук. постановки первой кирг. оперы "Айчурек" Власова, Малдыбаева и Фере. Дирижировал операми "Евгений Онегин" (1942), "Чио-Чио-сан" (1943); "Патриоты" Власова, Малдыбаева и Фере (1941), "Кокуль" Раухвергера (1942), муз. драмами "Алтын кыз" Власова и Фере (1937), "Аджал ордуна" Власова, Малдыбаева и Фере (1938). В 1949-56 дирижёр Большого симф. оркестра Всесоюзного радио. Вёл педагогич. работу, в 1948-49 преподавал дирижирование в Моск. консерватории. Соавтор ст. "Киргизский государственный музыкально-драматический театр" (в сб.: Искусство Советской Киргизии, М.-Л., 1939, совм. с А. Куттубаевым).

Целлер К. И. А.

Целлер К. И. А. (Zeller) Карл Иоганн Адам (19 VI (по др. сведениям, 19 VII) 1842, Санкт-Петер-ин-дер-Ау, Ниж. Австрия - 17 VIII 1898, Баден, близ Вены) - австр. композитор и пианист. В детстве обладал красивым голосом (сопрано), играл на разл. инструментах, учился игре на органе у И. Брандштеттера.

Целлер К. И. А.

С 1853 пел в Венской придв. капелле. Позже изучал право в Венском ун-те. По композиции занимался у З. Зехтера. С 1873 референт по вопросам иск-ва в Мин-ве просвещения Австрии. В 90-е гг. жил в Америке и Юж. Африке. Осн. область творчества Ц. - произв. для муз. т-ра. Представитель венской классич. оперетты, Ц. продолжил традиции Ф. Зуппе, И. Штрауса, К. Миллекера. Опереттам Ц. присущи мелодич. ясность, стройность муз. драматургии, мастерское построение финальных сцен. В музыке Ц., опирающейся на австр. фольклор, ощущается влияние нац. зингшпиля. Особую известность завоевали оперетты "Продавец птиц" и "Старший штейгер" (на рус. сцене - под назв. "Мартин-рудокоп").

Сочинения: комич. оперы - Джоконда (1876, "Т-р ан дер Вин", Вена), Форнарина (1878, Мюнхен); оперетты - Капитан Николь, или Карбонарии (Capitan Nicol, oder Die Carbonari, 1880, "Карлстеатр", Вена), Бродяга (Der Vagabund, 1886, там же), Продавец птиц (Der Vogelhдndler, 1891, "Т-р ан дер Вин", Вена), Старший штейгер (Obersteiger, 1894, там же), Хозяин погребка (Der Kellermeister, 1901, "Раймунд-театр", Вена); лидершпили - Кёльнское празднество дураков (Das kцlnische Narrenfest, 1868, Вена), Ночь св. Фомы (Thomasnacht, 1868, там же); песни на сл. R. Бернса, хоры и др.

Литература: Янковский M. С., Оперетта, Л.-М., 1937; Михеева Л. В., Орелович А. A., В мире оперетты, Л.-M., 1977; Schneider A. M., Der Tondichter C. Zeller, "Unsere Heimat", 1939, H. 11; Zeller К. W., Mein Vater Carl Zeller, St. Pцlten, 1942; Nick E., Vom Wiener Walzer zur Wiener Operette, Hamb., 1954; Grьn B., Kulturgeschichte der Operette, Mьnch.,1961, B., 1967.

Л. Б. Римский.

Целотонная гамма

Целотонная гамма - целотоновый лад, целотонный лад, - звукоряд, ступени к-рого образуют последовательность целых тонов. Объединяет звуки системы, называемой целотоновым (или целотонным) ладом. Применяется также при фигурации ув. трезвучия, альтерированного D7. Часто имеет причудливый, застылый, лишенный теплоты характер.

Целотонная гамма

К. Дебюсси. Прелюдии для фортепиано, No 2, "Паруса", такты 9-14.

Ранний пример Ц. г. - в 3-й части "Музыкальной шутки" Моцарта (K.-V. 522); впоследствии находит применение в музыке М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, К. Дебюсси, В. И. Ребикова и др. См. "Гамма Черномора", Симметричные лады, Ладовый ритм.

Литература: см. при ст. Симметричные лады.

Ю. Н. Холопов.

Целотоновый лад

Целотоновый лад - целотонный лад, - симметрич. лад, в основе к-рого лежит целотоновое шестизвучие (гамма или аккорд). Применяется гл. обр. в виде целотонной гаммы, хотя возможен и в виде системы осн. тонов, расположенных по целым тонам (ср. увеличенный лад, уменьшенный лад). Образец Ц. л. (почти вся пьеса выдержапа в гамме b-c-d-e-fis-gis) см в колонке 113.

Функцию устоя выполняет здесь центр. тон b. Благодаря структурному родству целотонового ряда и ув. трезвучия Ц. л. часто очень сходен с ув. ладом и может объединяться с его устоями (М. И. Глинка, "Руслан и Людмила", Сцена похищения Людмилы). Ц. л. ограничен в своих художеств. возможностях. См. Симметричные лады, Ладовый ритм.

Ю. H. Холопов.

Целый тон

Целый тон - расстояние между двумя звуками, равное 1/6 октавы. В состав Ц. т. входят два полутона; как и полутон, Ц. т. служит мерой для определения величины интервалов и является структурной единицей диатонич. звукоряда. Диатопич. Ц. т. образуют две соседние ступени, интервал между к-рыми равен большой секунде. Хроматич. Ц. т. возникает вследствие альтерации, т. е. повышения или понижения на Ц. т. данной ступени (напр., с - cisis, т. е. дважды ув. прима), также от повышения на полутон диатопич. ступени, расположенной выше соседней на 1/2 тона (напр., е - fis в C-dur), или от понижения на полутон диатонич. ступени, расположенной ниже соседней на 1/2 тона (напр., b - c в C-dur). Ц. т. содержится в ум. терции. Последовательность шести Ц. т. составляет ув. лад, или целотонную гамму. См. "Гамма Черномора".

В. А. Вахромеев.

Цёльнер К. Ф.

Цёльнер К. Ф. (Zoцllner) Карл Фридрих (17 V 1800, Миттельхаузен, Тюрингия - 25 IX 1860, Лейпциг) - нем. хор. дирижёр и композитор. В 1814-19 обучался игре на органе в школе св. Фомы у И. Г. Шихта, в 1819-22 - богословию в Лейпцигском ун-те. С 820 преподавал пение в гор. школе. Организовал частный муз. ин-т (1822), где осн. внимание уделялось хор. пению. В 1833 создал первое муж. хор. об-во "Zцllner-Verein", по примеру к-рого был образован ряд хор. об-в. В 1859 на муз. празднестве в Лейпциге в честь 100-летия со дня рождения Ф. Шиллера Ц. дирижировал объединенным хором двадцати об-в. После смерти Ц. эти об-ва образовали "Союз Ц." ("Zцllner-Bund"), к-рый существовал до 1945. Композиторская деятельность Ц. ограничивалась в основном соч. для 4-гол. муж. хора. Среди др. соч. песни для голоса с фп., в т. ч. 6 песен на тексты из "Прекрасной мельничихи" В. Мюллера, ранее положенной на музыку Ф. Шубертом (песня "Das Wandern ist des Mьllers Lust" - "В движенье мельник век ведет" стала народной); произв. для смешанного хора, в т. ч. мотеты.

Литература: Hдnsсh R., Der Liedermeister Carl Friedrich Zцllner, Dresd., (1927) (с указателем соч.); Kцtzschke R., Carl Zцllner, в кн.: Sдchsische Lebensbilder, Bd 2, Dresd., 1928.

Ю. В. Крейнина.

Цельтер К. Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цемлинский А.

Цемлинский А. (Zemlнnsky) Александер фон (14 X 1871, Вена - 15 III 1942, Ларчмонт, штат Нью-Йорк) - австр. дирижёр и композитор. По национальности поляк. В 1884-89 учился в Венской консерватории у А. Доора (фп.), Ф. Кренна (гармония и контрапункт), Р. и Й. Н. Фуксов (композиция). С 1900-03 дирижёр "Карлстеатра" в Вене. Дружеские отношения связывали Ц. с А. Шёнбергом, к-рый, как и Э. В. Корнгольд, был его учеником. В 1904 Ц. и Шёнберг организовали в Вене "Объединение композиторов" для пропаганды музыки современных им композиторов. В 1904-07 первый дирижёр Нар. оперы в Вене. В 1907-08 дирижёр Венской придв. оперы. В 1911-27 возглавлял Новый нем. т-р в Праге. С 1920 преподавал композицию в Нем. муз. академии там же (в 1920 и 1926 ректор) В 1927-33 дирижёр "Кролль-оперы" в Берлине, в 1930-33 - Гос. оперы и педагог Высшей муз. школы там же. В 1928 и в 30-х гг. гастролировал в СССР. В 1933 вернулся в Вену. С 1938 жил в США.

Как композитор наиболее ярко проявил себя в оперном жанре. На творчество Ц. оказали влияние Р. Штраус, Ф. Шрекер, Г. Малер Для муз. стиля композитора характерны напряженность эмоционального тонуса, гармонич. изысканность.

Сочинения: оперы - Зарема (по пьесе R. Готшалля "Роза Кавказа", 1897, Мюнхен), Это было однажды (Es war einmal, 1900, Вена), Волшебное ущелье (Der Traumgцrge, 1906), По одёжке встречают (Kleider machen Leute, по новелле Г. Келлера, 1910, Вена; 2-я ред. 1922, Прага), Флорентийская трагедия (Eine florentinische Tragцdie, по одноим. пьесе О. Уайльда, 1917, Штутгарт), трагич. сказка Карлик (Der Zwerg, по сказке "День рождения инфанты" Уайльда, 1922, Кёльн), Меловой круг (Der Kreidekreis, 1933, Цюрих), Король Кандоль (Kцnig Kandaules, по А. Жиду, ок. 1934, не оконч.); балет Стеклянное сердце (Das glдserne Herz, по "Триумфу времени" X. Гофмансталя, 1904); для орк. - 2 симфонии (1891, 1896?), симфониетта (1934), комич. увертюра к "Кольцу Офтердингена" (1895), сюита (1895), фантазия Русалочка (Die Seejungfrau, по X. К. Андерсену, 1905); произв. для солистов, хора и орк.; камерно-инстр. ансамбли; фп. музыка; песни.

Литература: М.-Г.-М., А. Цемлинский. Концерты, "ЖИ", 1928, 28 февр.; Наш календарь (100 лет со дня рождения), "МЖ", 1972, No 1 (17); Lindlar H., Der Komponist Alexander von Zemlinsky, "NZfM", 1962, Jahrg. 123, H. 10; Mahler A., Alexander Zemlinsky zum 100. Geburtstag, "ЦMz", 1971, Jahrg. 26, H. 10; его же, Alexander Zemlinskys Prager Jahre, "Hudebni veda", 1972, rok vyd. 9, sesit 3; Weber H., Zemlinsky in Wien 1871-1911, "AfMw", 1971, Jahrg. 28, H. 2; его же, Zemlinskys Maeterlinck-Gesдnge, "AfMw", 1972, Jahrg. 29, H. 3; Stephan R., Alexander Zemlinsky: ein unbekannter Meister der Wiener Schule, Kiel und W., 1978.

Ю. В. Крейнина.

Ценин С. А.

Сергей Александрович (21 I (3 II) 1903, дер. Б. Поляны, ныне Рязанской обл. - 22 II 1978, Москва) - сов. певец (тенор) и либреттист. Засл. арт. РСФСР (1947). В 1929 окончил Моск. муз. техникум им. Гнесиных по классу пения у Г. П. Гандольфи. В 1929-1961 солист Муз. т-ра им. Вл. И. Немировича-Данченко (с 1941 - Муз. т-р им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко); в 1961-75 зав. лит. частью т-ра; продолжал выступать в спектаклях. Исполнял разнохарактерные партии, среди них - Кащей бессмертный ("Кащей бессмертный" Римского-Корсакова), Зиновий Борисович ("Катерина Измайлова"), Назар ("Семья Тараса"; Гос. пр. СССР, 1952), Олендорф ("Нищий студент" Миллёкера), Менелай, Спаланцани, Панательяс ("Прекрасная Елена", "Сказки Гофмана", "Перикола" Оффенбаха), Пикалов ("Любовь Яровая" Энке). Автор 26 либретто опер и балетов, в т. ч. "Франческа да Римини" Асафьева, "Лейли и Меджнун" Баласаняна, "Безродный зять" ("Фрол Скобеев") Хренникова, "Семья Тараса" и "Никита Вершинин" Кабалевского, "Улица дель Корно" Молчанова, "Ценою жизни" Николаева, "Виринея" Слонимского, "Пиквикский клуб" и "Два капитана" Шантыря, "Три жизни" Тактакишвили и др. Ему принадлежит ряд статей в периодич. печати.

Литературные сочинения: С. А. Самосуд, "МЖ", 1964, No 10 (совм. с Н. Кемарской, Т. Янко); Маэстро Этторе Гандольфи, в сб.: Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Т. Н. Хренников в работе над оперой, в сб.: Тихон Хренников, М., 1974; Балет Музыкального театра, в кн.: Балет Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, М., 1975; Мария Гольдина, "МЖ", 1976, No 16.

Литература: Грошева Е., Сергей Ценин, "СМ", 1968, No 11; Кабалевский Д., Рыцарь советской оперы, "СМ", 1973, No 2; Завадская Н., Тамара Янко, Сергей Ценин, "МЖ", 1973, No 13; Николаев A., Три жизни С. А. Ценина, "МЖ", 1978, No 4; Шантырь Г., Многогранность творческого облика, "СМ", 1978, No 4.

В. И. Зарубин.

Центральноафриканской Республики музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цепной лад

Цепной лад (лат. catenarius (modus), сокр. сaten - катен; понятие и все термины из теории Б. Л. Яворского, см. Ладовый ритм) - лад на основе сцепления 2 устойчивых больших терции на расстоянии малой (отсюда назв. - "Ц. л."). Напр., в C-caten (до цепном) - 4-звучная тоника с1 -е 1 - es1 - g1; 4 др. звука Ц. л. С составляют доминанту: h - f1 - d1 - as1; 4 звука отсутствуют (тритон к тонике, звуки fis1 - ais1 - а1 - сis2). Первоначально (1908) Яворский называл Ц. л. мажорно-минорным; отказ от этого наименования в пользу Ц. л. мотивируется отсутствием в ладу двойной симметрич. системы. В качестве одного из образцов цепного лада С. В. Протопопов в кн. "Элементы строения музыкальной речи" (ч. 2, 1931, с. 114) приводит отрывок из "Симфонии к "Божественной комедии" Данте" Листа. Как и нек-рые др. "лады Яворского", Ц. л. в чистом виде встречается очень редко. Элементы Ц. л. можно усмотреть в общей тональной структуре 5-й фи. сонаты Скрябина (взаимопроникновение мажорных тоник Fis и Dis).

Литература: Яворский Б., Строение музыкальной речи. Материалы и заметки, ч. 1-3, М., 1908; Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, M., 1930-31; см. также лит. при ст. Ладовый ритм.

Ю. H. Холопов.

Церетели Т. С.

Тамара Семёновна (1 (14) VIII 1900, Чиатури, Груз. ССР - 5 IV 1968, Москва) - сов. эстр. певица (контральто). Засл. арт. Груз. ССР (1958). Училась к Тбилисской консерватории. С 1920 выступала на эстраде с исполнением цыганских романсов. Голос мягкого грудного тембра, большая музыкальность, проникновение в стилевые особенности цыганской песни, сдержанность, благородство исполнения определили успех Ц., ставшей одной из популярных певиц этого жанра. Значит. влияние на творч. развитие Ц. оказали её постоянные аккомпаниаторы Б. А. Прозоровский (композитор, автор мн. романсов; нек-рые из них входили в репертуар Ц. - "Караван", "Вернись" и др.) и З. Н. Китаев. Исполняла также груз. нар. песни ("Сулико", "Светлячок" и др.) и лирич. песни сов. композиторов (М. Г. Фрадкина, К. Я. Листова и др.).

Церковная музыка

Статья большая, находится на отдельной странице.

Церковная соната

Церковная соната (итал. sonata da chiesa) - сложившаяся к сер. 17 в. разновидность старинного инстр. ансамбля - трио-сонаты. В отличие от др. её разновидности - камерной сонаты (итал. sonata da camera), включала части, основанные на полифонич. принципах изложения (имитация); в ней были представлены также части гомофонного склада, выдержанные в танц. характере. Оба этих типа трио-сонаты не были резко разграничены; возникали и разнообразные промежуточные, смешанные формы. В числе виднейших авторов Ц. с. - А. Корелли (2 сб-ка по 12 сонат, 1681 и 1689), Дж. Торелли (1686), Д. Букстехуде (2 сб-ка по 7 сонат, 1696).

Церковные лады

Церковные лады - см. Средневековые лады.

Церковный звукоряд

Церковный звукоряд - диатонич. звукоряд, каждое звено-"согласие" к-рого представляет собой восходящее исследование 3 звуков с расстоянием между ними в один тсн. Согласия Ц. з. подчиняются "раздельному" принципу объединения, причём между верхним тоном одного согласия и нижним тоном следующего образуется полутон (см. Обиходный звукоряд). Формировался на основе терцово-квартовых интонаций рус. нар. песни. Первоначально сложились 2 согласия - "мрачное" и "светлое", различающиеся колоритом звучания. В результате развития Ц. з. появились другие согласия: "простое", примыкающее к "мрачному" снизу, и "тресветлое" в объёме большой терции (си-бемоль - до - ре), примыкающее к "светлому" сверху. Знамёна "простого" согласия употреблялись без точек, "мрачного" - с одной, "светлого" - с двумя, "тресветлого" - с тремя точками.

Ц. з. включает 12 ступеней; нижние звуки каждого согласия отстоят на чистую кварту друг от друга. Терции, образующиеся от каждой из ступеней согласия, расположены в строгом порядке: ионийская, дорийская, фригийская.

Церковный звукоряд

Особенностью Ц. з. является уменьшенная октава между III и X ступенями.

В 1-й пол. 17 в. была разработана система киноварных помет, уточнявших высотное положение знамен. В рус. азбуках Ц. з. получил графич. выражение в виде "горовосходною холма", или "лествицы".

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 2, M., 1868; Смоленский Ст., Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца, Казань, 1888; Металлов В., Азбука крюкового пения, M., 1899, его же, Осмогласие знаменного распева, M., 1899; Покровский A., Азбука крюкового пения, M., 1901, Калашников П., Азбука церковного знаменною пения, К., 1908, 1910, Pиндейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 1, M.-Л., 1928; Успенский H. Д., Древнерусское певческое искусство, M., 1965, 1971; Бражников M., Древнерусская теория музыки, Л., 1972; Гарднер И., Проблема построения так называемого "церковного звукоряда" (гаммы) знаменного распева, Iordanville, N. Y., 1969.

Н. Д. Успенский.

Цесевич П. И.

Платон Иванович (25 XI (7 XII) 1879, дер. Негнедичи, ныне Минской обл. - 30 XI 1958, Москва) - сов. певец (бас). Нар. арт. РСФСР (1947). Начал выступать с 17 лет в укр. труппах. Брал уроки пения у Я. Любина (Харьков). С 1904 солист Харьковской оперной труппы под рук. М. О. Штейнберга, в 1906-07 - оперы петерб. Нар. дома, позднее - оперных т-ров Одессы, Харькова, Киева. С 1915 - в Москве; как гастролер пел в Большом т-ре, затем стал солистом Оперного т-ра Зимина. В 1918-23 гастролировал в городах Украины и Кавказа. В 1925-26 и 1932 пел в оперных т-рах Франции и Италии. В 1933-48 выступал гл. обр. в концертах. Обладал голосом широкого диапазона, большой мощи и красоты звучания. Среди лучших партии - Борис Годунов, Кочубей. Др. партии: Мельник, Сусанин, Салтан, Гремин; Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Филипп II.

Литература: Левик С. Ю., Записки оперного певца, M., 1955, с. 56-57, 1962, с 75-70.

Цехлин Р.

Цехлин Р. (Zechlin) Рут (p. 22 VI 1926, Гросхартмансдорф, близ г. Фрейберг) - нем. композитор и клавесинистка (ГДР). Училась в лейпцигской Высшей муз. школе у И. Н. Давида, В. Вейсмана (композиция), Г. Рамина (орган), П. Шенка (композиция и теория музыки). С 1950 преподаёт композицию в берлинской Высшей муз. школе (с 1969 профессор). Автор зингшпиля "Рейнеке-лис" ("Reineke Fux", по И. В. Гёте, Берлин, 1968), кантат (в т.ч. "Лидице", 1958) и оратории, 3 симфоний (1965-72), соч. для камерного оркестра, концерта для скрипки с оркестром (1963), разл. камерных ансамблей (в т.ч. 5 струн. квартетов, 1959-74).

Циккер Я.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Циклические формы

Циклические формы - см. Соната, Сонатно-циклическая форма, Симфония, Сюита.

Цимбалист Е. А.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Цимбалы

Цимбалы (польск. cymbaly, от лат. cymbalum, греч. kumbalon - кимвал) - струн. ударный и щипковый муз. инструмент. Имеет плоский деревянный резонансовый корпус трапециевидной формы, 2-5-хорные металлич. (ныне стальные) струны, часть к-рых делится передвижной подставкой на 2 неравных отрезка (в пропорции 2:3, часто в соотношении квинты). Строй нар. Ц. - диатонический, усовершенствованных - хроматический. Диапазон Е - е3. Для игры Ц. устанавливаются на столе, на коленях либо подвешиваются на ремне через плечо. Играют на Ц., ударяя 2 деревянными палочками, крючками (изготовляются кустарным способом) или молотками, а также при помощи щипка, приглушают струны предплечьем. Ц. обладают ярким, долго не затухающим звуком.

Ц. - древнейший муз. инструмент вост. происхождения; использовались в играх, обрядах. Упоминание о Ц. встречается в документе 16 в. Распространены на Украине, в Белоруссии (один из осн. традиц. нар. инструментов; называются цымбалы, цымбалки, цынбалы, самбалошки), а также (аналогичной конструкции) в Молдавии (цамбал), Армении (сантур), Грузии (сантури, цинцила), Узбекистане (чанг) и др. В Зап. Европе были известны под назв. хакбретт (от нем. Hackbrett) и получили наибольшую популярность в 18 в. Разновидности Ц. распространены в Польше, Венгрии, Словакии. В кон. 19 в. Ц. реконструированы будапештским мастером В. Шундой; усовершенствованные Ц. имеют 35 хоров четверных, тройных и двойных струн. демпферный механизм; устанавливаются на 4 ножках. Венг. Ц. И. Ф. Стравинский ввёл в партитуры "Байки про Лису, Петуха, Кота да Барана" и Регтайма для 11 инструментов. Применяются в ансамблях и для сольного исполнения. В совр. оркестры нар. инструментов входит семейство хроматич. Ц. (прима, альт, бас, контрабас). В конц. Ц. диапазон расширен до 3Ѕ октав. Семейство таких Ц. - основа Гос. нар. оркестра БССР им. И. И. Жиновича. В числе старых белорус. мастеров, изготовлявших Ц., - И. Новик, В. Рогач, П. Гребеньков. Среди совр. исполнителей - И. И. Жинович, А. Остромецкий, В. Буркович, Я. Гладкова, Т. Ченцова, Т. Ткачёва, Г. Климович и др.

Литература: Вертков К., Благодатов Г., Язовицкая Э., Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1975, с. 47, 59, 64, 122, 131, 162; Mоdr А., Hudebni nбstroje, Praha, 1938, 1961 (рус. пер. - Модр А., Музыкальные инструменты, М., 1959, с. 80-82).

Н. А. Лисова.

Цимерман К.

Цимерман К. (Zimerman) Крыстиан (р. 5 XII 1956, Забже) - польск. пианист. С 1963 брал уроки игры на фп. у А. Ясиньского, у него же окончил Муз. лицей (1974), окончил Высшую муз. школу (1977) в Катовице. Гастролирует в странах Европы, выступал также в Японии. В СССР концертировал в 1979 (на открытии Дней польской культуры, посв. 35-летию основания ПНР) и в 1981. Ц. - тонкий интерпретатор соч. Ф. Шопена. В репертуаре также произв. В. А. Моцарта, Ф. Листа, И. Брамса, С. В. Рахманинова. 1-е пр. на Междунар. конкурсе им. Л. Бетховена в Градец-Кралове (ЧССР, 1973) и 9-м Междунар. конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве (1975).

Литература: Darkiewicz W., Profesor Andrezej Jasinski, Krystian Zimerman, "Za i przeciw", 1978, No 8; Сhloреcki A., Krystian Zimerman, "RMz", 1978, rok 22, No 11.

Предыдущая страница Следующая страница