Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "MUS"-"ZVU")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "MUS"-"ZVU")

"Musical times"

"Musical times" ("Мьюзикал таймс") - англ. муз. журнал. Выходит ежемесячно. Осн. в Лондоне в 1844 Дж. А. Новелло. Гл. редактор совр. "М. Т." - С. Сейди. Журнал публикует проблемные статьи, а также рецензии на книги, нотные издания, муз. телепередачи и грамзаписи, обзоры событий муз. жизни (концерты, муз. спектакли и фестивали) Лондона и др. городов Великобритании. Имеет спец. отдел, посв. церк., в т. ч. орг., музыке. Даёт календарь лондонских концертов и муз. спектаклей на следующий месяц.

М. С. Шарова.

"Musik"

"Musik" - "Die Musik" ("Музик", "Ди музик"), - нем. муз. журнал. Выходил в Берлине в 1901-15 и 1922-43. До 1933 был ведущим нем. муз. журналом, публиковал капитальные статьи по важнейшим науч. муз. проблемам. Издавался 2 раза в месяц, затем 1 раз. Основатель и 1-й гл. ред. - Б. Шустер, в 1933-40 гл. ред. Й. Гюнтер, в 1940-41 - X. Геригк. В июне 1943 преобразован в "Musik im Kriege" (1943-45). Журнал был почти полностью посв. музыке Германии, Австрии, Швейцарии (кантоны с нем. яз.). Публиковал исследования, обзорные статьи о муз. жизни, рецензии на ноты, книги, грампластинки, объявления, хронику, информацию о муз.-уч. заведениях. Среди авторов - музыковеды К. Г. Феллерер, В. Хесс, В. Виора и др.

"Musik und gesellschaft"

"Musik und gesellschaft" ("Музик унд гезйльшафт) - нем. муз. журнал (ГДР). Осн. в Берлине в 1951 композитором и музыковедом Э. Г. Мейером. Первый гл. ред. - музыковед К. Лаукс. С 1952 орган Союза композиторов и музыковедов ГДР. Выпускается ежемесячно изд-вом "Хеншель". Гл. редакторами журнала были музыковеды Э. Реблинг, X. Зегер; с 1971 "М. и. G." возглавляет X. Шефер. В журнале публикуются статьи, биографии, анализы произв. и обозрения муз. лит-ры, рецензии на оперные и балетные спектакли, концерты, муз. фильмы, радио- и телепрограммы, книги, пластинки. С позиций марксистско-ленинской эстетики "М. и. G." разрабатывает широкий круг проблем истории, теории и практики муз. творчества и исполнительства, освещает разнообразные аспекты муз. жизни ГДР и др. стран. В журнале регулярно сотрудничают многие муз. деятели ГДР и др. стран (в т.ч. СССР). Среди них: музыковеды X. П. Мюллер, Э. Краузе, X. Бём, Л. Марковски, X. Й. Кинасс, композитор Э. Г. Мейер и др.

"Musikblaetter des anbruch"

"Musikblaetter des anbruch" ("Музикблеттер дес бнбрух") - австр. муз. журнал. Выходил 2 раза в месяц в 1919-28 в Вене. Ред. О. Шнейдер (с основания журнала) и П. Штефан (1923-37). Его продолжение - журн. "Anbruch" (изд. ежемесячно в Вене до 1937). Публиковал статьи, поcв. гл. обр. вопросам совр. музыки, материалы дискуссий, рецензии на новые произв., освещал муз. жизнь, помещал рекламы. В журнале сотрудничали известные композиторы и литературные деятели, в т.ч. А. Берг, Дж. Антейл, Э. Блох, Д. Мийо, Э. Кшенек, К. Вейль, П. Клодель, Ж. Кокто и др.

М. С. Шарова.

"Musikforschung"

"Musikforschung" ("Музикфоршунг") - нем. музыковедческий науч. журнал (ФРГ). Издаётся с 1948 фирмой "Беренрайтер" в Касселе. Выходит ежеквартально. Орган Муз.-исследоват. об-ва. Основатель и гл. ред. X. Альбрехт, с 1961 гл. ред. Л. Финшер. Публикует проблемные статьи, поcв. музыке прошлого и современности, науч. сообщения, доклады, рецензии на диссертации, книги и ноты, а также даёт краткую информацию о деятельности Муз.-исследоват. об-ва и др. муз. организаций. Среди авторов - муз. критики, музыковеды В. Зуппан, К. Дальхауз, Р. Герлах, Э. Каркошка, В. Браун, Р. Зиц, Й. Мюллер-Блаттау и др.

М. С. Шарова.

"Muzica"

"Muzica" ("Музика") - рум. журнал; орган CK CPP и Совета по культуре и социалистич. воспитанию. Издаётся с 1950 ежемесячно. С 1964 гл. ред. В. Томеску. Публикует материалы о рум. муз. иск-ве, гл. обр. современном, разборы сочинений, статьи по истории и теории рум. музыки (в т.ч. по фольклористике), по вопросам муз. исполнительства, творч. портреты композиторов, информацию о новых сочинениях, книгах и нотах, хронику муз. жизни в стране и за рубежом, интервью с крупными заруб. деятелями муз. иск-ва. Печатаются также новые сочинения рум. композиторов - песни, хор. произв.

Р. Э. Лейтес.

"Muzsika"

"Muzsika" ("Мэжика") - венг. муз. журнал. Осн. в 1958 в Будапеште Ш. Асталошем, к-рый был его гл. ред. до конца жизни (1970). С 1970 гл. ред. М. Фойер. Выходит ежемесячно. "М." - научно-популярный журнал, посв. муз. жизни Венг. Нар. Республики, даёт информацию о венг.-советских муз. связях, о важнейших муз. событиях др. социалистич., а также капиталистич. стран, публикует отчёты о работе Союза венг. муз. деятелей, рецензии на концерты, оперные и балетные пост., а также на книги, нотные издания, грампластинки, муз. радио- и телевизионные передачи и др. В спец. разделе анализируются новые соч. венг. композиторов, даются творч. портреты венг. музыкантов. До 1970 имел постоянный раздел для детей под назв. "Музыка кузнечиков".

П. Ф. Вейс.

"Muzyka"

"Muzyka" ("Музыка") - польск. муз. журнал. Под назв. "М." выходили в Варшаве в разное время 3 разл. журнала. В 1924-38 научно-популярный ежемесячник, поcв. муз. культуре Польши и др. стран Европы. Гл. ред. М. Глиньский. В 1950-56 научно-популярный журнал (до 1952 ежемесячник, затем выходил 1 раз в 2 месяца). Гл. ред. В. Рудзиньский. Издавался Гос. ин-том иск-в в Варшаве. С 1956 издаётся 1 раз в квартал тем же ин-том, имеет научно-теоретич. характер; посв. истории польской старинной и классич. музыки, творчеству совр. композиторов ПНР, а также вопросам муз. социологии, психологии, эстетики, проблемам применения марксистского метода в музыкознании. Гл. ред. Ю. Хоминьский, с 1967 Е. Дзембовская.

"Neue Zeitschrift fuer Musik"

"Neue Zeitschrift fuer Musik" ("Нoйе цaйтшрифт фюр музък") - ежемесячный муз. журн., являющийся также органом Об-ва Р. Шумана (Франк-фурт-на-Майне, ФРГ), выходит в Майнце (изд-во Шотт). Старейший из издающихся нем. муз. журналов. Задуман в 1833 Р. Шуманом как орган "Давидсбунда" ("Давидов союз", название, присвоенное Шуманом кругу своих единомышленников по имени полулегендарного царя Давида, ранее придв. музыканта и певца). Начал выходить в 1834 два раза в неделю под назв. "Neue Leipziger Zeitschrift fьr Musik" от имени "Союза художников и любителей искусства". В первый год издания ред., кроме Шумана, числились Ф. Вик, Л. Шунке, Л. Кнорр; в 1834-44 (с перерывом в 1838-39) единоличным ред. был Шуман. Журн. вёл борьбу с академизмом, рутиной, беспринципностью в муз. критике. Наиболее острой была полемика с лейпцигской "Allgemeine musikalische Zeitung", к-рую возглавлял Г. В. Финк. Позиция шумановского журнала существенно расходилась в оценке муз. романтизма и с эстетич. направлением еженедельного журн. "Iris im Gebiete der Tonkunst" Г. Ф. Л. Рельштаба. Шуман и его сотрудники стремились поднять авторитет великих мастеров прошлого, активно выступали в защиту композиторов-романтиков, боролись против модной виртуозности, обывательского вкуса в музыке. При жизни Шумана в журнале печатались мн. его статьи и рецензии (псевдонимы - Флорестан, Эвсебий, Раро). В 1844 ред. "N. Z. f. M." стал муз. критик и историк музыки К. Ф. Брендель (был ред. до конца жизни - 1868). Вначале Брендель руководил журналом как продолжатель Шумана, затем в большой мере представлял листовско-вагнеровское направление (т.н. Новая немецкая школа).

В 1906 "N. Z. f. M." объединился с "Musikalisches Wochenblatt", в 1953 - с "Der Musikstudent", в 1955 - с "Das Musikleben". Журнал давал широкий обзор муз. жизни, затрагивал разнообразную проблематику муз. творчества и муз. науки, выступал по вопросам совр. музыки с более умеренных и объективных позиций, чем, напр., журн. "Melos", выпускавшийся тем же изд-вом Шотт. В 1974 произошло слияние журн. "N. Z. f. M." с журн. "Melos". Журнал выходит под двойным названием.

Литература: Freystдtter W., Die musikalischen Zeitschriften seit ihrer Entstehung bis zur Gegenwart, Mьnch., 1884; то же, Amst., 1963; Воbeth J., Die Zeitschriften der Romantik, Lpz., 1911; Zeitschriftendienst Musik, В., 1961; Stamm W. (Hrsg.), Leitfaden fьr Presse und Werbung 1963, Essen, 1963.

О. Т. Леонтьева.

Obligato

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Oesterreichische musikzeitschrift"

"Oesterreichische musikzeitschrift" ("Oстер-райхише музикцайтшрифт") - австр. муз. журнал. Осн. в Вене (1946) П. Лафитом при участии Э. Лафит, Ф. Затена и Д. Линдлера; после смерти П. Лафита (1951) владельцем, редактором и издателем журн. является Э. Лафит. Наиболее полно в журн. представлены вопросы муз. культуры Австрии, освещаются также все значит. явления муз. жизни др. стран. В журн. печатались статьи К. Блаукопфа, Э. Веллеса, Э. Кшенека и др., помещаются рецензии на концерты и оперные пост., репортажи о фестивалях, конкурсах, конгрессах и др. событиях междунар. муз. жизни, краткие биографич. очерки о музыкальных деятелях, рецензии на новые книги и грампластинки. Периодичность 12 номеров в год. Журнал хорошо иллюстрирован.

Opus

Opus (oпус, лат., букв.- труд, творение, сочинение; сокр.- ор.) - термин, используемый при обозначении порядка создания композитором сочинений. Как правило, применяется при их публикации. В случаях, когда издание произв. данного композитора началось относительно поздно (Ф. Шуберт), последовательность О. не всегда отвечает порядку создания произведений. Нередко, особенно в прошлом, композиторы издавали под одним О. неск. соч. одного жанра; при этом каждое соч. получало дополнительно свой номер "внутри" О. (напр., фп. трио Л. Бетховена ор. 1 No 1, ор. 1 No 2 и ор. 1 No 3 и др.). При издании соч. из наследия композитора применяется обозначение opus posthumum (упус пустумум, лат.- посмертное сочинение, сокр.- op. posth.). В указанном выше значении термин "О." начал применяться в кон. 16 в. В числе самых ранних изданий, снабжённых обозначением "О.",- "Торжественные мотеты" ("Motecta festorum", op. 10) Виаданы (Венеция, 1597), "Венецианская гондола" ("La Barca da Venezia", op. 12) Банкьери (Венеция, 1605). С кон. 17 до кон. 18 вв. с обозначением "О." издавались гл. обр. инстр. сочинения. При этом О. проставлялись издателями, и нередко одно и то же соч. у разных издателей выходило под разл. О. (произв. А. Корелли, А. Вивальди, М. Клементи). Лишь со времени Бетховена композиторы стали сами проставлять номера О. своих сочинений, однако сценич. произв. и мелкие пьесы обычно издавались без обозначения О. В нек-рых странах применяются свои нац. варианты термина "О." - "oeuvre" во Франции, "сочинение" (сокр. "соч.") в СССР.

Perpetuum mobile

Perpetuum mobile (перпйтуум мубиле, лат., букв.- вечно движущееся) - вошедшее в обиход в 19 в. обозначение инстр. пьесы виртуозного характера, мелодия к-рой развёртывается в непрерывном быстром движении одинаковыми мелкими длительностями. Широко известны пьесы такого названия, принадлежащие Ф. Мендельсону-Бартольди (для фп., ор. 119) и Н. Паганини (для скрипки с орк., ор. 11). Рондо из сонаты для фп. C-dur Вебера, ор. 24, часто издающееся под этим же названием, первоначально было озаглавлено самим композитором "L'infatigable" ("Неутомимый"). К разряду Р. т. могли бы быть отнесены и мн. др. инстр. пьесы, не носящие этого названия ("Пчёлка" для скрипки и фп. "дрезденского" Ф. Шуберта, "Полёт шмеля" из "Сказки о царе Салтане" Римского-Корсакова и др.).

Pianissimo

Pianissimo (пианиссимо, точнее пьяниссимо, итал., букв. - очень тихо) - см. Piano.

Piano

Piano (пиaно, точнее пьяно, итал., букв. - тихо; сокращённое обозначение р) - одно из важнейших динамич. обозначений (см. Динамика). По смыслу составляет антипод к обозначению forte. Наряду с итал. термином "Р." в странах нем. языка иногда применяется обозначение leise, в странах англ. языка - soft (сокр. so). В России в кон. 17 в. в том же значении использовался термин "тихо" (встречается в рукописях партесного пения). В многохорной музыке и в произведениях "концертирующего стиля" смысл Р. нередко приобретало обозначение echo (см. Эхо). Обозначения piano и forte ранее всего были использованы Дж. Габриели (1597). Производным от Р. является обозначение pianissimo (пианиссимо, точнее пьяниссимо, итал., от piu piano или piano piano, букв. - очень тихо, сокращённое обозначение - рр). Промежуточный между Р. и pianissimo динамич. оттенок - mezzopiano (меццопиано, точнее меццопьяно, итал., букв. - не слишком тихо). В 19 в. пользовалось распространением обозначение fortepiano (фортепиано, точнее фортепьяно, итал., сокращённо - fp), предписывающее исполнение данного звука (аккорда) forte с мгновенным переходом после него к звучанию Р. Позднее для обозначения мгновенного перехода от forte к Р. стали применять термин sforzando. Ещё в 18 в. термин "Р." использовался и с такими уточняющими итал. определениями, как meno (мйно - менее), molto (мульто - очень), росо ( пуко - довольно), quasi (кубзи - почти) и др. В 19 в. композиторы стали прибегать и к обозначениям меньших, чем mezzoforte, степеней громкости - вплоть до рррррр (в пьесе "Осень" из фп. цикла "Времена года" П. И. Чайковского).

Pizzicato

Pizzicato (пиццикaто, итал., от pizzicare - щипать) - приём исполнения на струн. смычковых инструментах. Состоит в том, что звук извлекается ие ведением смычка, а защипыванием струны пальцем правой руки, как на гитаре, арфе и др. струн. щипковых инструментах. Возвращение к прежнему обычному способу исполнения обозначается в нотах термином аrсо (итал., смычок) или col аrсо (итал., смычком). Р. могут исполняться как отдельные звуки, так и двойные ноты. На скрипке и альте звуки, извлекаемые Р., очень сухи и быстро затухают, более полнозвучны и продолжительны они на виолончели и контрабасе. Как правило, Р. используется при извлечении только звуков коротких длительностей. Ранее всего Р. применено, по-видимому, в драм. мадригале "Поединок Танкреда и Клоринды" ("Combattimento di Tancredi e Clorinda") Монтеверди (1624). Скрипачи-виртуозы 19 в. ввели особый тип Р., исполняемого только левой рукой. Это позволяет быстро чередовать звуки Р. и аrсо; такое Р. придаёт звукам несколько шипящий тембр. Н. Паганини применил исполнение Р. левой рукой одновременно с извлечением звуков смычком, что создало эффект "дуэтного" звучания ("Дуэт Паганини для скрипки соло" - "Duo de Paganini pour le violon seul", ок. 1806-08). Этот приём использовался позднее и др. композиторами ("Цыганские напевы" Сарасате). Известен ряд оркестровых пьес, в к-рых партии струн. инструментов исполняются только или в значит. части Р. В их числе - "Полька pizzicato" Йог. Штрауса-сына и Йоз. Штрауса, Р. из балета "Сильвия" Делиба, в рус. музыке - 3-я часть 4-й симфонии Чайковского, Р. из балета "Раймонда" Глазунова.

Литература: Schering A., Die Symbolik des Pizzicatos bis Beethoven, "AfMf", 1937, Jahrg. 2.

Portamento

Portamento (портаменто, итал., от portare la voce - переносить голос; франц. port de voix) - в игре на смычковых инструментах способ исполнения мелодии при помощи замедленного скольжения пальца по струне от одного положения к другому. Близко к глиссандо; однако если указание на глиссандо даётся самим композитором в нотном тексте, то использование Р., как правило, предоставляется на усмотрение исполнителя. Применение Р. определялось в первую очередь развитием на скрипке позиционной игры и обусловленной этим необходимостью достижения при переходе из позиции в позицию плавного соединения звуков в кантилене. Поэтому использование Р. неразрывно связано с аппликатурой, аппликатурным мышлением исполнителя. Во 2-й пол. 19 в., с развитием виртуозной техники игры, возрастающим значением в инстр. музыке тембра, Р. в сочетании с вибрато начинает играть всё более важную роль, давая возможность исполнителю разнообразить и варьировать окраску звуков. Распространённым приёмом выразит. игры Р. становится лишь в 20 в., приобретя новый смысл в исполнит. практике Э. Изаи и особенно Ф. Крейслера. Последний применил в сочетании с интенсивным вибрато, разл. рода акцентами смычка и приёмом portato широкую и разнообразную гамму оттенков Р. В отличие от классич. Р., значение к-рого сводилось лишь к плавному соединению звуков, в современном исполнительстве Р. стало одним из важнейших средств художественной интерпретации.

Практически возможны след. виды Р.:

Portamento

В первом случае скольжение производится пальцем, берущим начальный звук, а последующий, более высокий, берётся другим пальцем; во втором - скольжение производится в основном пальцем, берущим высокий звук; в третьем - скольжение и извлечение начального и последующего звуков осуществляется одним и тем же пальцем. В художеств. отношении возможность применения разл. способов исполнения Р. целиком определяется интерпретацией данного муз. отрывка, муз. фразы и индивидуальным вкусом исполнителя, т.к. каждый из приведённых способов исполнения Р. сообщает звучанию особую окраску. Поэтому, используя тот или иной способ, исполнитель может придать разл. оттенок звучания одной и той же муз. фразе. Неоправданное употребление вок. и инстр. Р. приводит к манерности исполнения.

Литература: Ямпольский И., Основы скрипичной аппликатуры, М., 1955, с. 172-78.

И. М. Ямпольский.

Portаto

Portаto (портaто, итал., от portare - нести, выражать, утверждать; франц. loure) - способ исполнения, средний между legato и staccato: все звуки исполняются подчёркнуто, в то же время отделены друг от друга небольшими паузами "дыхания". Р. обозначается сочетанием точек staccato или (реже) чёрточек с лигой.

На струн. смычковых инструментах Р. обычно исполняются на одном движении смычка. Придаёт музыке черты декламационности, особой приподнятости. Один из ярких примеров применения Р. - медленная часть струн. квартета Бетховена ор. 131 (Р. у всех 4 инструментов). Р. было известно ещё в 18 в. (описано в трудах И. И. Кванца, Л. Моцарта, К. Ф. Э. Баха и др.), в то же время термин "Р." вошёл в обиход лишь в нач. 19 в. Изредка вместо Р. применяется обозначение ondeggiando; зачастую Р. ошибочно смешивают с portamento.

Prestissimo

Prestissimo (престиссимо, итал., превосходная степень от presto - быстро) - обозначение очень быстрого темпа. Применяется в этом значении наряду с "составными" терминами presto assai, presto molto примерно с 30-х гг. 17 в. Обычно используется в заключит. разделах финальных частей сонатно-симф. циклов, реже - в качестве обозначения темпа целой части.

Presto

Presto (прeсто, итал. - быстро) - обозначение быстрого темпа. Применяется с нач. 17 в. Первоначально различие между Р. и allegro было незначительным или не проводилось вообще; лишь в 18 в. Р. стало обозначением более быстрого сравнительно с allegro темпа. В 18 в. указание Р. обычно сочеталось с обозначением размера alia breve (

Presto

); всё же

Presto

в темпе Р. оставалась более продолжительной, чем

Presto

в темпе allegro. Различие между Р. и allegro связано также с тем, что allegro, в отличие от Р., первоначально служило указанием и на живой, весёлый характер музыки. Обозначение "Р." часто применялось в финалах классич. сонатно-симф. циклов, а также в оперных увертюрах (напр., увертюра к "Руслану и Людмиле" Глинки). Термин "Р." иногда используется в сочетании с дополнительными уточняющими терминами - P. assai, P. molto (очень быстро), P. ma non tanto и P. ma non troppo (не очень быстро). См. также Prestissimo.

Rallentando

Rallentando (раллентaндо, итал., букв. - замедляя; сокращения - rallent., ral.) - применяемое в нотном письме обозначение плавного, постепенного замедления темпа. По смыслу совпадает с обозначением ritardando и сближается с обозначением ritenuto; противостоит обозначениям ускорения темпа - accelerando и stringendo.

"Rassegna musicale"

"Rassegna musicale" ("Рассйнья музикбле") - итал. муз. журнал. Выходил ежемесячно в 1928-43 и 1947-62. Основан Г. М. Гатти, был продолжением издававшегося им же в 1920-27 журн. "Il Pianoforte". До 1941 "R. m." издавался в Турине, затем в Риме (1941-43) и Милане (1947-62). В 1963-68 выходил 1 раз в 3 месяца под назв. "Quaderni della Rassegna musicale". В журнале печатались статьи о старинной и совр. музыке, рецензии на концерты и оперные спектакли, на книги и ноты, велась хроника муз. жизни в стране и за рубежом.

М. С. Шарова.

"Revue de musicologie"

"Revue de musicologie" ("Ревю де мюзиколожи") - франц. муз. журнал. Выходил в 1922-41 дважды в год в Париже, возобновлён в 1945. Орган Франц. музыковедч. об-ва; был продолжением бюллетеня этого об-ва ("Bulletin de la Sociйtй franзaise de musicologie"; издавался в 1917-21, гл. ред. Ф. Алькан). Гл. ред. - Ж. Грибенский; чл. редколлегии - Н. Бридгман, М. Югло, Д. Коллинз, Ж. Руже, И. Жерар, Ж. М. Ваккаро, М. Онеггер. "R. d. m." публикует проблемные статьи, рецензии на книги о музыке и муз. соч., библиографию, отчёты о заседаниях Франц. музыковедч. об-ва (с кратким изложением содержания докладов), сведения об авторах опубликованных статей и др. материалов, рекламу. В журнале публиковались работы Ж. Шайе, Ф. Лесюра, А. Эйнштейна, М. Пеншерля, Н. Дюфурка, Ж. Тьерсо И др.

М. С. Шарова.

"Revue musicale"

"Revue musicale" ("Ревю мюзикбль") - франц. муз. журнал. Выходил (20 номеров в год) в Париже в 1827-35 (ред. Ф. Ж. и Э. Фетисы), в 1901 - кон. 1911 (ред. Ж. Комбарьё, П. Обри, М. Эмманюэль и Р. Роллан), после нек-рого перерыва - в 1912-14. В 1920 новый "R. m." основан А. Прюньером, выходил до 1940 в изд-ве Ришар - Мас, затем - в 1946-49. С 1952 издаётся сб-ками по неск. номеров, выпускается нерегулярно (номера распределяются не по месяцам), в 2 сериях - сначала А, затем В, по 10 номеров в каждой (по содержанию эти серии не отличаются друг от друга). В обеих преобладают спец. номера, посв. отд. композиторам, музыке одной страны, одному жанру или теме. Спец. номера сопровождаются т.н. "Критическими тетрадями" ("Carnets critiques"), содержащими критич. статьи и рецензии. Чл. редколлегии - А. Ришар и Ж. Ж. Дюпарк (до сер. 70-х гг.). В 1912 "R. m." слился с журн. "Sociйtй internationale de musique. Revue musicale" и стал называться "La Revue musicale S. I. M.".

M. С. Шарова.

Ripieno

Ripieno (рипиeно, итал., букв. - полный; сокр. rip., в 17-18 вв. также R.) - в оркестровой музыке 17-18 вв. термин, равнозначный tutti. Отрывки, обозначенные R., должны были исполняться всем составом оркестра и противостояли сольным отрывкам - концертино. В этом же смысле обозначение R. применяется в 20 в. в англ. музыке для дух. инструментов. R. в прошлом назывались и орк. партии (напр., группа скрипок), а также партии, к-рые звучали только в tutti или вообще служили лишь для заполнения муз. ткани. Basso ripieno - в орк. музыке 17-18 вв. усиленный (представленный всеми басовыми инструментами оркестра) бас разделов, исполняемых tutti; противостоит менее мощному по звучанию басу разделов, в к-рых главенствуют солирующие инструменты. Senza ripieno - обозначение, предписывающее исполнение партий только солистами - музыкантами, сидящими за "первыми пультами".

Ritardando

Ritardando (ритардaндо, итал., букв. - замедляя, задерживая; сокр. rit.) - применяемое в нотном письме обозначение плавного, постепенного замедления темпа. По смыслу совпадает с обозначением rallentando и сближается с обозначением ritenuto; противостоит терминам accelerando и stringendo, предписывающим ускорение темпа. Поскольку сокращенное обозначение R. (rit.) совпадает с сокращенным обозначением ritenuto, исполнителю при его расшифровке приходится сообразовываться со своим муз. вкусом.

Ritenuto

Ritenuto (ритенуто, итал., букв. - задержанный; сокр. rit.) - применяемое в нотном письме обозначение замедления темпа, в отличие от rallentando и ritardando, не плавного, постепенного, но быстрого, почти мгновенного. Применяется и в сочетании со словом росо (немного). Новый, более медленный темп без изменений выдерживается до предписывающего возвращение к прежнему темпу обозначения a tempo. Поскольку сокращённое обозначение R. (rit.) совпадает с сокращённым обозначением ritardando, при его расшифровке исполнитель должен сообразовываться со своим муз. вкусом.

"Rivista musicale italiana"

"Rivista musicale italiana" ("Ривиста музикбле итальяна") - итал. муз. журнал. В 1894-1932 выходил в Турине, в 1932-67 - в Милане (до 1932 1 раз в квартал; в 1936-43 1 раз в 2 месяца; в 1946-55 1 раз в квартал). Основатель и первый гл. ред. Л. Торки, с 1936 гл. ред. Ф. Торрефранка. "R. m. i." включал статьи, хронику муз. жизни, рецензии, рекламу (преобладала итал. тематика). С 1967 журнал стал издаваться в Риме под назв. "Nuova rivista musicale italiana" (до 1971 выходил 1 раз в 2 месяца, с 1972 1 раз в квартал). Гл. ред. Л. Пинцаути, редколлегия - Ф. Д'Амико, Р. Джацотто, К. Лупо, А. Мантелли, М. Мила, Р. Влад. Публикует проблемные статьи, рецензии, обзоры заруб. музыковедч. журналов и др. В журнале сотрудничали известные композиторы, музыковеды, критики и исполнители Италии и др. стран, в т. ч. Л. Даллапиккола, Л. Верно, Л. Ноно, С. Буссотти, Ф. Донатони, Дж. Гаваццени, Р. Лейбовиц, А. Пуссер, Д. Шнебель, Я. Мейеровиц, Ф. Блуме, Дж. Ланца Томази, Д. Фишер-Дискау, К. Г. Феллерер, Ф. Лесюр, Й. Руфер, Д. де Паоли, Г. Пьямонте, Дж. Стефани и др.

М. С. Шарова.

Rohrflote

Rohrflote (рурфлёте, нем.; франц. Flute а cheminee, англ. Reedflute) - "полузакрытый" лабиальный регистр органа. Относится к семейству флейтовых. Состоит из металлич. цилиндрич. труб с небольшим отверстием в колпачке. На мануалах встречаются преим. широкомензурные 16', 8' и 4' R. В педали важную роль играет 2' R., иногда и 1' R.; в сочетании с к.-н. легко звучащим язычковым регистром (цинк 4', шалмей 8') R. придаёт исполняемому на педальной клавиатуре cantus firmus своеобразную светлую окраску. При исп. полифонич. музыки на мануалах включение R. способствует ясному и рельефному звучанию каждого голоса.

Литература: Mahrenholz Ch., Die Orgelregister, ihre Geschichte und ihr Bau, Kassel, 1930, 1944; Smets P., Die Orgelregister, ihr Klang und Gebrauch, Mainz, 1934, 1957.

Л. И. Ройзман.

"Ruch muzyczny"

"Ruch muzyczny" ("Pyx музычны") - польский муз. журнал. В 1857-62 выходил в Варшаве 1 раз в неделю под ред. Ю. Сикорского, основателя и автора б. ч. статей. В "R. m." публиковались статьи по истории польск. музыки, рецензии на текущие концерты и спектакли, гл. обр. на пост. опер С. Монюшко.

Издание "R. m." было возобновлено после 2-й мировой войны 1939-45; выходил в 1945-49 и 1957-59 в Кракове 1 раз в месяц, затем 2 раза в месяц как популярный журнал под ред. З. Мыцельского (до 1949 совм. с С. Киселевским). С 1959 издаётся в Варшаве. Выходил сначала 1 раз, с кон. 1960-х гг. - 2 раза в месяц. С 1968 "R. m." руководит редколлегия во главе с Л. Эрхардтом.

Журнал публикует рецензии на новые произв. совр. композиторов, отчёты о муз. фестивалях, статьи о проф. муз. образовании и воспитании, о муз. самодеятельности; даёт обзоры муз. жизни разных городов ПНР. Важное место занимает в нём иностр. отдел, в к-ром публикуются статьи об исполнении произв. польск. композиторов за рубежом.

Rueckpositiv

Rueckpositiv (рюкпозитив, от нем. Rucken - спина) - часть труб в больших старинных (эпохи барокко) церк. органах, размещенная за спиной органиста (отсюда назв.), ближайшая к слушателям и звучащая обычно при игре на нижнем мануале. Регистры Р. обладают характерным высоким резковатым тембром. Противопоставление звучности осн. массы органных регистров, расположенных в глубине церк. хоров, ансамблю регистров Р. создает эффект контраста.

Литература: Smets R., Die Orgelregister, ihr Klang und Gebrauch, Mainz, 1958.

Л. И. Ройзман.

Sanctus

Sanctus (санктус, лат. - святой) - католич. песнопение, раздел мессы. Начинается со слов "Sanctus Dominus Deus Sabaoth" (они заимствованы из кн. Исайи, 6, 3). Структура S. соответствует членению словесного текста: Sanctus - Pleni - Osanna - Benedictus - Osanna. В муз. форме мессы S. располагается между Credo и Agnus Dei и, как правило, отличается просветлённо-торжественным, ликующим характером. Как и остальные части мессы, S. пишется для хора a cappella (мессы Й. Окегема, Я. Обрехта, Жоскена Депре, Палестрины), для хора (иногда с солистами) в сопровождении оркестра (месса h-moll Баха, мессы Моцарта, Бетховена) или отд. инструментов (в Реквиеме Листа - две трубы, два тромбона, литавры, орган).

Литература: см. при ст. Месса.

Scharf

Scharf (шарф, нем., букв. - резкий, острый; лат. acuta) - органный регистр семейства микстур. Состоит из труб узкой мензуры размером от 1'. При нажатии клавиш обычно звучат 4 трубы, дающие обертоны к осн. звуку, в нек-рых конструкциях органов - до 8 труб.

Sforzando

sforzato, forzato (сфорцбндо, сфорцбто, форцбто, итал., от sforzare, forzare - напрягать силы; сокр. sf, sfz, fz) - обозначение, предписывающее более громкое исполнение звука или аккорда, при к-ром оно стоит. С 19 в. вместе с rinforzando (rin-forzato) часто рассматривается как равнозначное sforzato piano (sfp), т. е. sf с последующим piano. Особенно сильное выделение звука или аккорда обозначается превосходной степенью от S. - sforzatissimo (сокр. ffz, sffz).

"Slovenskа hudba"

"Slovenskа hudba" ("Словйнска гэдба") - словацкий муз. журнал. Орган Союза слов. композиторов. Первое в Словакии муз.-периодич. издание. Журнал рассчитан гл. обр. на музыкантов-профессионалов. Выходил в Братиславе в 1957-72, до 1961 - ежемесячно, затем по 10 номеров в год. Гл. редакторы - Й. Шамко (1957-58), Э. Шимунек (1958-64) и О. Эльшек (1964-72). Чл. ред. коллегии нач. 70-х гг. - Р. Бергер, Л. Бурлас, О. Ференци, Ю. Гатрик, И. Грушовский, М. Юрик, Й. Кресанек, Л. Ленг, М. Потемрова, Я. Сивачек, Р. Венек и П. Зеленаи. Центр. место в "S. H." занимали статьи, посвящённые муз. теории и эстетике, разл. вопросам слов. муз. культуры (анализ новых произв., в т.ч. лёгких жанров, проблемы исполнительства, муз. воспитания и образования, самодеятельности, нар. иск-ва). В журнале были и др. постоянные разделы - "Музыкальная жизнь", "Рецензии", "Дискография", "Информация"; в первом из них (одном из важнейших в "S. H.") сообщалось о событиях конц. и муз.-театр. жизни Словакии, а также Чехии и Моравии, о заруб. фестивалях, симпозиумах и др.; в след. разделах печатались разл. рецензии, давались сведения о новых грамзаписях и др. информация. Много внимания уделялось и заруб. муз. иск-ву, в т.ч. сов. музыке. Регулярно сообщалось о деятельности Союза слов. композиторов, связанной со съездами, конференциями, смотрами, на к-рых исполнялись новые произв. Помещались статьи об отд. композиторах и произв., т.н. редакционные беседы и пр. Нек-рые статьи (гл. обр. о совр. слов. музыке) публиковались также на нем. и англ. языках. В кон. 60 - нач. 70-х гг. журнал выходил с нотным приложением, содержавшим произв. и отд. части сочинений совр. слов. композиторов, а иногда произв. слов. композиторов предшествующих эпох.

В. Н. Егорова.

Sostenuto

Sostenuto (состенэто, итал., букв. - выдержанный, а также сдержанный, сосредоточенный; сокр. - sost.) - исполнит. обозначение. Указывает на выдерживание каждого звука на одном уровне громкости (без затухания) до самого его окончания. S. препятствует торопливости и поэтому обычно подразумевает умеренный темп (Росо sostenuto в начале 7-й симфонии Бетховена и 1-й симфонии Брамса). Однако а начале 4-й симфонии П. И. Чайковского обозначение sostenuto указывает прежде всего на протянутость звуков, не "фанфарный" характер исполнения. В случаях, когда термин "S." сочетается с обозначением темпа, гл. обр. умеренного, напр. andante sostenuto, как правило, подразумевается нек-рое дополнит. замедление. Термин "S." (без дополнительных обозначений) применяется и при разделах муз. произв., где темп в большинстве случаев не только не замедляется, но даже несколько ускоряется (симфония С. Франка, ч. 1, такты 129 и 419 в партии скрипок, 317-18 в партии тромбонов).

М. Г. Харлап.

Spiccato

Spiccato (спиккaто, итал., от spiccare - отрывать, отделять, сокр. - spicс.) - штрих, применяющийся при игре на струнных смычковых инструментах. Относится к группе "прыгающих" штрихов. При S. звук извлекается броском смычка на струну с небольшого расстояния; т.к. смычок сразу отскакивает от струны, звук получается коротким, отрывистым. От S. следует отличать смычковый штрих sautillй (сотийй, франц., от sautiller - припрыгивать, подпрыгивать), также относящийся к группе "прыгающих" штрихов. Этот штрих выполняется быстрыми и мелкими движениями смычка, лежащего на струне и лишь слегка отскакивающего вследствие эластичности и пружинящих свойств трости смычка. В отличие от S., применяемого в любом темпе и при любой силе звучания, sautillй возможно только в быстром темпе и при небольшой силе звучания (рр - mf); кроме того, если S. может выполняться любой частью смычка (средней, нижней, а также у колодки), то sautillй получается только в одной точке смычка, вблизи его середины. Штрих sautillй возникает из штриха dйtachй при игре piano, в быстром темпе и небольшим отрезком смычка; при crescendo и замедлении темпа (при этом используемый отрезок смычка расширяется) штрих sautillй естественно переходит в dйtachй.

Л. С. Гинзбург.

Spitzflote

Spitzflote (шпицфлёте, нем., от spitz - острый, остроконечный и Flцte - флейта; также Spindelflцte, Spillflцte) - открытый лабиальный регистр органа семейства флейтовых, состоящий из металлич. труб конич. формы. Чаще строят S. 8', 4', 2' и 1' (иногда встречаются и 16'). Звучание регистра более мягкое, чем у близкого по конструкции труб Gemshorn.

Л. И. Ройзман. .

Stabat mater

Stabat mater dolorosa (стaбат мaтер долоруза, лат. - стояла мать скорбящая), - одна из ср.-век. секвенций, сохранившихся в католич. церк. обиходе. Полный текст насчитывает 20 трёхстрочных строф; автор его неизвестен. S. m. предназначалась к празднику "Семи скорбей богородицы" (15 сентября); с 1727 по 1960 служила также для одноимённого праздника, отмечавшегося в пятницу страстной недели. Отд. отрывки применялись и для др. праздников. Вошла в литургич. книги, где за ней закреплялись определённые мелодии. С 15 в. создавались многогол. полифонич. муз. воплощения текста S. m. Выдающиеся образцы S. т. строгого стиля - у Жоскена Депре и Палестрины. Жоскен Депре в основу S. m. положил cantus firmus, к-рый проводится в среднем голосе хор. пятиголосия, являясь действенным фактором объединения голосов. У Палестрины S. m. для двух 4-гол. хоров отличается большей ролью аккордовых вертикалей и элементов функциональной гармонии. Среди композиторов 18 в., создававших S. m., - Дж. Б. Перголези и Й. Гайдн. У Перголези S. m. для сопрано, альта, струн. оркестра и органа состоит из 13 частей, чередующихся по принципу медленно - быстро. В 19 в. S. m. в числе прочих писали Ф. Шуберт, Ф. Лист, Дж. Россини, Дж. Верди, А. Дворжак. Популярна S. m. Россини, приближающаяся по форме к оратории. Из рус. композиторов к S. m. обратился А. Н. Серов. Немногочисленные S. m. были созданы и в 20 в. ЭТО сочинения К. Шимановского и К. Пендерецкого, у к-рого S. m. предназначена для 3 хоров a cappella, может исполняться как самостоят. произв. и вместе с тем входит в качестве эпизода в его "Страсти по Луке".

Литература: Вittеr К. Н., Eine Studie zum Stabat Mater, Lpz., 1883; Mies P., Stabat Mater dolorosa, "Kirchenmusikalisches Jahrbuch", Jahrg. XXVII, 1932; Haberl F., Stabat Mater, "Musica Sacra", 1956, Jahrg. 76.

И. Э. Манукян.

Staccato

Staccato (стаккaто, итал. - отрывисто, от staccarе - отрывать, отделять) - короткое, отрывистое исполнение звуков, чётко отделяющее их друг от друга. Принадлежит к числу осн. приёмов звукоизвлечения, составляет противоположность legato - связному исполнению звуков с возможно более плавными, незаметными переходами от одного к другому. Обозначается словом "staccato" (сокр. - stacc, общее указание для относительно протяжённого отрывка) или точкой при ноте (обычно ставится при головке, сверху или снизу в зависимости от расположения штиля). В прошлом знаками S. служили также клинья при нотах; с течением времени они стали обозначать особо острое S., или staccatissimo. При игре на фп. S. достигается очень быстрым подъемом пальца от клавиши после удара На струнных смычковых инструментах звуки S. извлекают с помощью отрывистых, толчкообразных движений смычка; обычно звук S. исполняется на один смычок вверх или вниз. При пении S. достигается смыканием голосовой щели после каждого из них.

Литература: Кreutz А., Die Staccatozeichen in der Klaviermusik, "Deutsche Tonkьnstlerzeitung", 1937/38, Jahrg. 34, Dannemann U., Beobachtungen zum Studium der Staccato auf Streichinstrumente, "Das Orchester", 1963, Jahrg. 11.

Strambotto

Strambotto (страмбoтто, итал.; старофранц. estrabot; испан. esrambote) - стихотворная форма, пользовавшаяся распространением в Италии в 14-15 вв. S. - однострофное стихотворение из 8 строк. Рифмовка может быть различной. Осн. разновидность S. - т. н. римская октава, или просто октава (abab abcc), встречалась и т. н. сицилийская октава, или сицилиана (abababab), и др. Форма широко использовалась в стихотворениях, представлявших подражания народной поэзии. Самым известным автором был Серафино даль 'Акуила из Рима. С самого зарождения S. было тесно связано с музыкой - поэты часто создавали S. как вок. импровизации в сопровождении лютни. Сохранившиеся рукописные сборники и издания S. показывают, что их муз. воплощение могло быть различным: в ранних образцах охватывающая две строки мелодия повторялась на следующих, в более поздних она обнимает 4, порой и все 8 строк. Стихотворения в форме S. порой использовались и в качестве поэтич. основы мадригалов.

Литература: Ghisi F., Strambotti e laude nel travestimento spirituale della poesia musicale del Quattrocento, "Collectanea Historiae Musicae", vol. 1, 1953, p. 45-78; Bauer В., Die Strambotti des Serafino dell'Aquila. Studien und Texte zur italienischen Spiel- und Scherzdichtung des ausgehenden 15. Jahrhunderts, Mьnch., 1966.

Subito

Subito (сэбито, итал.) - внезапно, без плавного перехода; forte S. - внезапно громко; piano S. - внезапно тихо; volti S. (от volti - повелительное наклонение от voltare - поворачивать и subito, сокр. V. S.) - быстро перевернуть (нотную страницу).

Te Deum

Статья большая, находится на отдельной странице.

Tempo rubato

Tempo rubato (тeмпо рубaто, итал., букв. - украденный темп) - свободное в ритмич. отношении муз. исполнение, ради эмоциональной выразительности отклоняющееся от равномерного темпа. Термин возник в вок. музыке эпохи барокко (Тоsi Р. F., Opinioni de cantori antichi e moderni о siene osservazioni sopra il canto figurato, Bologna, 1723, рус. пер. в кн.: Мазурин К., "Методология пения", ч. 1, М., 1902) и первоначально означал свободу отклонении главного мелодич. голоса от исполняющегося в неизменном темпе аккомпанемента. О применении такого Т. r. в инстр. музыке писал в своей скр. школе Л. Моцарт. В клавирной музыке 18 в. - у К. Ф. Э. Баха ("Опыт правильного способа игры на клавире", ч. 1, гл. 3), В. А. Моцарта и др. Т. r. выражалось в нарушениях синхронности игры обеих рук. В 19 в. такое понимание Т. r. сохраняется у Ф. Шопена, называвшего левую руку капельмейстером, соблюдающим ровный темп, от к-рого правая рука свободно отступает (в этом отличие Т. r. от обычных accelerando, rallentando н т. п.). Представление об этой манере исполнения могут дать нек-рые примеры "выписанного" rubato, где мелодия сдвинута по отношению к сопровождению, напр. в Фантазии f-moll Шопена (см. Синкопа). Ф. Лист сравнивал Т. r. Шопена с ветром, к-рый колышет листья и ветви, оставляя неподвижным ствол дерева. Однако в эту эпоху такое Т. r. выходит из употребления; rubato становится обозначением отклонений от строгого темпа, охватывающих всю муз. ткань.

Литература: Мильштейн Я., Советы Шопена пианистам, М., 1967; Вadura-Skоda E. und Р., Mozart-Interpretation..., Lpz., 1957 (рус. пер. - Бадура-Скода Е. и П., Интерпретация Моцарта, М., 1972, с. 52-56).

М. Г. Харлап.

Tutti

Tutti (тэтти, итал.- все).

1) Совместная игра всех инструментов оркестра. В 17 в. слово "Т." применялось как синоним терминов ripieno, omnes, plenus chorus и др., обозначавших совместное звучание всех хоров, групп инструментов и органов в многохорных вок.-инстр. произв. В 18 в. в concerto grosso и др. жанрах, использующих принцип сопоставления звуковых масс, слово tutti в партитуре указывало на вступление всех инструментов в разделах ripieno после обозначения solo в concertino. В совр. оркестре различают большое и малое Т.; второе предполагает участие неполной медной, иногда и неполной деревянной духовой группы. Т. чаще применяется при игре forte, fortissimo, хотя возможно и в pianissimo.

2) Совместное пение всех групп хора.

3) Звучание всех регистров органа; кнопка или педаль, включающая их.

Литература: Римский-Корсаков H. A., Основы оркестровки..., под ред. М. О. Штейнберга, т. 1, Берлин-М.-СПБ, 1913, гл. 4, в его кн.: Полн. собр. соч., т. III, М., 1959; Rrаеtorius M., Syntagma musicum, t. 3, Wolfenbьttel, 1619, S. HS, Faks.-Nachdruck, hrsg. von W. Gurlitt, Kassel-Basel-L.-N.Y., 1958.

И. А. Барсова.

Vivace

vivo (вивбче, виво, итал., букв. - живой, оживлённый), - термин, предписывающий оживлённый характер исполнения музыки. Как и др. подобные обозначения, ставился в начале произведения для указания господств. в нём аффекта (см. Аффектов теория). Первоначально не связывался с представлением о темпе и использовался гл. обр. в качестве дополнения к др. терминам (allegro v., allegretto v., andante v. и т. п.), а как самостоятельное обозначение - только в пьесах, темп к-рых определялся их жанром (марш, полонез и т. п.). Начиная со 2-й пол. 19 в. частично теряет своё первоначальное значение и становится в первую очередь обозначением темпа, более медленного, чем presto, и более быстрого, чем allegro.

Л. М. Гинзбург.

Vivo

Vivo (виво) - см. Vivace.

Vox humana

Vox humana (вокс хумбна, лат., букв.- человеческий голос) - регистр (гл. обр. 8') в старинных и совр. органах. Благодаря спец. устройству звук V. h. тремолирует, приближаясь по теплоте и выразительности к человеч. голосу.

Waldflote

Waldflote (вальдфлёте, нем., букв. - лесная флейта; лат. tibia silvestris или silvestrio) - орг. регистр лабиальной группы семейства флейтовых. Трубы металлические, открытые, слегка конич. формы. Звучание полное, мягкое (4', 2', 1').

Walze

Walze (вальце, нем., букв. - валик, цилиндр), Rollschweller, Registerschweller (рульшвеллер, регистершвеллер, нем.) - технич. устройство в органах с электропневматической и электрической трактурами. С помощью W. органист, вращая ногой особый вал или нажимая спец. рычаг, может постепенно включать в установленном конструкторами порядке все регистры, усиливая звучание от ррр до fff. Движение ноги исполнителя в обратном направлении позволяет выключать регистры, ослабляя звучание от fff до ррр. W. впервые применила в органе фирма "Валькер" в 1852. Используется при исполнении романтич. и совр. музыки. Crescendo и diminuendo, достигаемые при помощи W., недопустимы при интерпретации старинных произв. эпохи полифонич. письма.

Л. И. Ройзман.

"Zeitschrift fur musikwissenschaft"

"Zeitschrift fur musikwissenschaft" ("Цaйтшрифт фюр музиквиссеншафт") - нем. музыковедческий журнал. Издавался в Лейпциге в 1918-35 как журнал Нем. об-ва музыки (Deutsche Musikgesellschaft), осн. в 1917. В ред. коллегию входили Г. Кречмар, Г. Аберт, К. Штумпф, Г. Адлер и др. Выходил 1 раз в месяц. В 1936 преобразован в "Archiv fьr Musikforschung" (изд. до 1943 ежеквартально). Редакторами журнала в разное время были А. Эйнштейн (до 1933), М. Шнайдер (1934-35), Р. Штеглих (1936-40), X. И. Терштаппен (1941-43). Материалы журнала в осн. были посвящены нем. муз. культуре, профиль - историко-теоретический. Среди авторов статей - нем. музыковеды А. Эйнштейн, К. Закс, А. Шеринг, Г. Аберт и др.

Литература: Kirchner J., Das deutsche Zeitschriftenwesen, Bd 1-2, Wiesbaden, 1928-31, 1958-62.

Ю. В. Крейнина.

"Zvuk"

"Zvuk" ("Звук"). 1) Югосл. муз. журнал. Выходил в 1932-36. 2) С 1955 орган CK Югославии. Изд. в Белграде (гл. редактор С. Джурич-Клайн), с 1966 - в Сараево (гл. редактор З. Кучукалич). Выходит 10 номеров в год.

Предыдущая страница Следующая страница