Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "В" (часть 8, "ВОЙ"-"ВОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 8, "ВОЙ"-"ВОР")

Войтес М. А.

Маргарита Артуровна (р. 30 X 1936, Москва) - сов. певица (колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1979). Чл. КПСС с 1966. В 1964 окончила Таллинскую консерваторию и дебютировала на сцене муз. т-ра "Ванемуйне" (Тарту). С 1969 солистка Эст. т-ра оперы и балета. Партии: в операх - Констанца ("Похищение из сераля" Моцарта), Виолетта, Джильда; Норина ("Дон Паскуале" Доницетти), Лючия; Фиорилла ("Турок в Италии" Россини), Мюзетта, Лауретта ("Богема", "Джанни Скикки" Пуччини), Люси ("Телефон" Менотти) и др.; в опереттах - Виолетта ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Адель ("Летучая мышь" Штрауса) и др. Ведёт конц. деятельность. Гастролирует за рубежом.

Войтович Б.

Войтович Б. (Woytowicz) Болеслав (р. 5 XII 1899, Дунаевцы, ныне Хмельницкой обл.) - польский композитор, пианист и педагог. В 1913-17 жил в Каменец-Подольске. Учился музыке частным образом, общее образование получил в Киевском и Варшавском ун-тах (математика, право, рус. языкознание). В 1921-24 учился в Высшей школе музыки им. Ф. Шопена в Варшаве у А. Михаловского (фп.), В. Малишевского и Ф. Шопского (композиция). В 1929-32 совершенствовался по композиции у Н. Буланже в Париже. Концертировал в Польше и др. странах Зап. Европы и в США (с 1924). Профессор Высшей школы музыки им. Ф. Шопена, Катовицкой (с 1945) и Краковской (с 1963) консерваторий. Для творчества В. характерны полифонические приёмы письма, близость к неоклассицизму. Гос. пр. ПНР (1948, 1950).

Сочинения: балет Возвращение (Powrуt, 1937); кантаты (4), в т.ч. Во славу труда (Na pochwale pracy, 1948), Пророк (Prorok, на cл. Пушкина, 1949); для оpк. - 3 симфонии, (1938, 1945 - Варшавская, Warszawska, Гос. пр. ПНР, 1948, 3-я - 1964); концерты для фп. с орк. (1932); 2 струн. квартета; для фп. - вариации, мазурки, этюды и др.; массовые песни и др.

Литература: Рудзинский В., Кантата "Пророк" Болеслава Войтовича, в сб.: Избранные статьи польских музыковедов, Сб. 2, М., 1959.

З. Лисса.

Вокализ

Вокализ (франц. vocalise, от лат. vocalis - гласный звук; звучащий, поющий) - произведение для пения без слов, на гласный звук (см. Вокализация). В большинстве случаев В. является этюдом или упражнением для развития вок. техники, напр. приёмов исполнения legato, staccato, non legato, выработки кантилены (певучести) и подвижности голоса, выравнивания регистров и т.п. Обычно В. издаются сборниками для разл. голосов. В. писали многие композиторы и вок. педагоги - Дж. Конконе, Дж. Агриле, Дж. M. Бордоньи, Г. Панофка, Ф. Дуранте, Дж. Россини, Л. Лео, Н. А. Цингарелли, Дж. Перголези, А. Скарлатти, М. И. Глинка, А. Е. Варламов. Особой популярностью в вок.-педагогич. практике пользуются В., созданные Конконе и Панофкой. В виде В. пишутся и пьесы для конц. исполнения ("Вокализ" Рахманинова, "Вокализ в форме хабанеры" Равеля, "Соната-вокализ" и "Сюита-вокализ" Метнера, концерт для голоса с оркестром Глиэра, 5 мелодий без слов для голоса и фп. Прокофьева и др.).

Литература: Dauge M., Essai sur la vocalise, "RM", 1935, No 153, p. 99 - 109.

И. Г. Лицвенко.

Вокализация

Вокализация (франц. vocalisation, итал. vocalizzazione) - пение на гласных звуках. Простейшим видом В. является распевание к.-л. гласной или слога поэтич. текста двумя и более звуками, вплоть до колоратурных пассажей. Такая В. очень распространена в вок. музыке. Встречаются также целые произведения или их части, где от начала до конца распеваются слоги к.-л. одного слова, напр. "alleluia" ("Alleluia" Моцарта), "amen" (заключит. хор из оратории "Мессия" Генделя), "слава" (партии корифеев из финального хора "Славься" в опере "Иван Сусанин" Глинки) и др. Прообразом таких сочинений являются ср.-век. юбиляции. К В. относится и пение без слов, на один гласный звук (см. Вокализ). По-видимому, оно применялось в вок. полифонич. музыке 13-15 вв. В 16 в. появились сочинения, партии к-рых могли по желанию исполняться на инструментах или вокализироваться.

И. Г. Лицвенко.

Вокалист

Вокалист - певец, владеющий вокальной (певческой) техникой.

Вокальная музыка

Вокальная музыка - музыка, предназначенная для пения. К В. м. относятся как произведения для одного, нескольких или мн. голосов без сопровождения (сольные песни, ансамбли, хоры a cappella), так и любые муз. сочинения для пения с инстр. сопровождением - разл. жанры камерной вок. музыки (романс, песня, вок. ансамбли с сопровождением фп. или неск. инструментов), а также хоры с инстр. сопровождением (фп., орган, оркестр и др.) и, наконец, опера. Во всех произв. В. м. голосу принадлежит главенствующая роль; исключая немногие разновидности В. м., напр. вокализ, они тесно связаны со словом, поэтич. текстом и должны рассматриваться как синтетические, муз.-поэтические произведения.

Вокальное искусство

Вокальное искусство - вид музыкального исполнения, осн. на мастерстве владения певческим голосом. Вокальное исполнение бывает сольным (одиночным), ансамблевым (групповым), хоровым (массовым). В. и. широко используется в концертно-эстрадной практике и в театре (опере, оперетте, муз. драме, муз. комедии и пр.). В характере В. и. разл. народов получают отражение интонационные, ладовые и ритмич. особенности нар. музыки. На формирование специфич. черт нац.-певч. иск-ва оказывает влияние фонетич. состав языка, непосредственно воздействующий на певч. звукообразование. См. Пение.

Волков В. И.

Вячеслав Иванович (р. 28 IX (11 X) 1904, Вольск, ныне Саратовской обл.) - сов. композитор. В 1921-23 учился в Саратовской консерватории, в 1924-28 - в Моск. муз. техникуме им. Гнесиных (класс композиции M. P. Гнесина). Брал уроки композиции у Н. С. Жиляева. Работает преим. в области камерной музыки и миниатюры.

Сочинения: для фп. - 7 пьес (1958), Пьесы для детей (46 пьес, изд. 1964), 30 пьес средней трудности (1971); для голоса с фп. - циклы на cл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского (все 1932-33), сатирич. цикл - Желаю быть испанцем (cл. Козьмы Пруткова, 1933), циклы на cл. Р. Бёрнса (пер. С. Я. Маршака, 1955), Родины сыны (cл. сов. поэтов, 1965), лирич. и шуточные песни (изд. в сб.: 1956, 1958, 1967); для жен. вок. квартета - цикл Заречье (cл. А. А. Прокофьева, изд. 1949); песни для детей (для хора или солиста с фп., свыше 50), в т.ч. Образцовый мальчик (cл. С. М. Богомазова и В. И. Волкова, 1957), Если очень постараться (cл. С. А. Баруздина, 1963), цикл - Гори, гори ясно (cл. народные, изд. 1970), эстрадные оркестровые и инстр. произв., обр. нар. песен, музыка для радио и кино.

Волков К. Е.

Кирилл Евгеньевич (р. 3 XII 1943, Москва) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1975.

Волков К. Е.

В 1967 окончил Моск. консерваторию у А. И. Хачатуряна, в 1969 - под его рук. аспирантуру. С 1967 ред. изд-ва "Сов. композитор" (редакция симф. музыки), в 1969-75 преподаватель инструментовки Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1970 - Моск. консерватории (в 1970-78 вёл также класс композиции). С 1979 секретарь правления CK РСФСР.

Сочинения: оперы - Мужицкий сказ (1972, Моск. телевидение; 2-я ред. 1975, Берлин), Наш Гайдар (1978, Москва), Живи и помни (1980): для орк. - 2 симфонии (с меццо-сопрано, 1969; памяти Н. Я. Мясковского, 1971), концерт (1975) и др.; концерты с орк., в т. ч. концерт-картина Андрей Рублёв для квинтета духовых (1970); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. сюита для квартета арф Русские города (1975); сонаты для фп., для скр. и фп., для влч. и фп., произв. для органа, для баяна; вок. циклы; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Униженные и оскорблённые" по P. M. Достоевскому (1976, Москва), к телеспектаклям, к кинофильмам; обр. рус. нар. песен.

Литература: К. Волков, в сб.: Творчество молодых, М., 1977.

Волков Н. Д.

Николай Дмитриевич (10(22) XII 1894, Пенза - 3 IV 1965, Москва) - сов. театр. критик, искусствовед, драматург. В 1917 окончил юридический ф-т Моск. ун-та. Автор либретто балетов, созданных в содружестве с сов. композиторами, в т.ч. с С. С. Прокофьевым ("Золушка", 1945), Б. В. Асафьевым ("Пламя Парижа", 1932; "Бахчисарайский фонтан", 1934; "Кавказский пленник", 1938; "Барышня-крестьянка", 1946), А. М. Баланчивадзе ("Сердце гор", совм. с Г. Леонидзе, 1938), А. И. Хачатуряном ("Спартак", 1956) и др. В его кн.: "Театральные вечера" (М., 1966) содержатся воспоминания о музыкантах.

Волкович Ю. К.

Юрий Константинович (26 III 1927, Москва - 21 III 1981, там же) - сов. конструктор баянов. Чл. КПСС с 1953. С 1948 мастер Моск. баянной ф-ки им. Рабоче-Крест. Красной Армии (ныне Моск. эксперим. ф-ка муз. инструментов), с 1963 нач. опытно-акспериментального участка там же. Автор конструкций ряда моделей баянов, получивших распространение, - "Солист", "Концерт", "Москва-2", "Искра-2", "Юпитер" 3-голосный, "Юпитер" 4-голосный, "Юпитер" 5-голосный (с квинтовым регистром). В 1980 сконструировал наиболее совершенную модель "Юпитера" - готово-выборный многотембровый баян с регистрами (переключателями в правой и левой клавиатурах). Модель баяна "Юпитер" удостоена Большой золотой медали на Лейпцигской весенней ярмарке (1974).

Волконская З. А.

Зинаида Александровна (14 XII 1792, Турин - 5 II 1862, Рим) - рус. писательница, певица (контральто) и композитор. Дочь дипломата и писателя князя А. М. Белосельского-Белозерского. С юных лет писала стихи, участвовала как певица в любительских концертах. Выйдя замуж за князя Н. Г. Волконского (1810), жила сначала в Петербурге, затем за границей (находясь в свите Александра I, посетила Германию, Австрию, Англию). Мн. годы провела в Париже, общаясь с деятелями франц. т-ра. В 1817 возвратилась в Россию, занималась лит. деятельностью. Ей принадлежат: 4 новеллы, "Картина из жизни славян V века", историч. поэма в прозе "Ольга" (не оконч.) и др. В 1824 поселилась в Москве, где её дом стал крупным центром художеств. жизни. У В. устраивались концерты, любительские спектакли, лит. чтения. Её вечера посещали А. С. Пушкин, А. Мицкевич, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов, А. А. Дельвиг, И. И. Козлов; близки к этому кружку были представители философского "Общества любомудрия" В. Ф. Одоевский, И. В. и П. В. Киреевские, С. П. Шевырёв, Н. А. Мельгунов. В салоне В. выступали многие музыканты, в т.ч. И. И. Геништа, написавший для неё романс на cл. Пушкина "Погасло дневное светило". Пушкин, посвятив ей стихотворение "Среди рассеянной Москвы", прославил В. как "царицу муз. и красоты". В 1829 В. уехала в Рим, где её дом по-прежнему привлекал деятелей иск-в.

Разносторонняя одарённость В. проявлялась в области композиции, литературы, сценич. иск-ва. Среди её муз. сочинений - романс "Дубрава шумит" (cл. В. А. Жуковского), романсы и кантаты на собств. стихи. Сохранилось написанное В. либретто оперы "Жанна д'Арк" (1821). Лит. сочинения В. изданы её сыном А. Н. Волконским на рус. и франц. языках.

Сочинения: Сочинения, Париж - Карлсруэ, 1865.

Литература: Вяземский П. A., Мицкевич о Пушкине, в его кн.: Полн. собр. соч., т. 7, СПБ., 1882, с. 328; Белозерская H. A., Княгиня Зинаида Александровна Волконская, "Исторический вестник", 1897, No 3-4; Дурылин С. Н., Русские писатели у Гёте в Веймаре, в кн.: Литературное наследство, т. 4-6, М., 1932, с. 477-86; (Зильберштейн И.), Новонайденное письмо М. И. Глинки к З. А. Волконской, в сб.: Памяти Глинки. Исследования и материалы, М., 1958, с. 451- 456.

О. Е. Левашёва.

Волконский С. М.

Сергей Михайлович (4(16) V 1860, имение Фалль, близ Таллина - 25 X 1937, Хот-Спрингс, США) - рус. театр. деятель. Окончил филологич. ф-т Петерб. ун-та. В 1899-1901 директор имп. театров. Оставил службу из-за конфликта с балериной M. P. Кшесинской, пользовавшейся поддержкой придв. кругов. Был сторонником "новых исканий" в балетном и оперном иск-ве; пропагандировал ритмич. гимнастику по системе Э. Жак-Далькроза. Основал в Петербурге Курсы ритмич. гимнастики. Один из учредителей т-ра "Музыкальная драма" (1912). В 1917 уехал за границу. Автор статей по вопросам балетного и оперного иск-ва.

Волны Мартено

Волны Мартено (франц. ondes Martenot) - электрич. муз. инструмент, сконструированный в 1928 франц. муз. педагогом и изобретателем М. Мартено (M. Martenot; p. 1898). Имеет клавиатуру фп. типа объёмом 7 октав (с - h6). Одновременно может извлекаться только один звук; т. о. для исполнения много го л. муз. произведений приходится использовать неск. В. М. или же сочетание В. М. с инструментами др. типа. Тембр звука В. М. может варьироваться в широких пределах.

В 30-х гг. Мартено вместе со своими сестрами дал неск. сот концертов на В. М. В 1937 на Междунар. художеств.-технич. выставке организовал серию концертов на 10 инструментах В. М. и как исполнитель принял участие в "Празднике света", на к-ром прозвучали произв. Ф. Шмита, Д. Мийо, А. Жоливе, A. Oнеггepa и др. композиторов.

Воловник И. А.

Иосиф Абрамович (р. 25 I (7 II) 1915, Бахмут, ныне Артёмовск) - сов. трубач и педагог. Обучался у М. И. Табакова в Московской (1929-34) и у Ю. А. Большиянова в Ленинградской (1963-65) консерваториях. С 1931 артист оркестра Моск. художеств. балета, с 1933 - Моск. филармонии, в 1935-37 и 1949-59 - Большого т-ра, солист Ленингр. филармонии (1937-49), Всероссийского гастрольно-конц. объединения в Москве (1949-59). В 1945-49 преподаватель Ленингр. муз. уч-ща им. Н. А. Римского-Корсакова, с 1959 - детской муз. школы.

Литература: Болотин С., Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л., 1969; Левитин Ю. A., И. А. Воловник, там же.

Воловов П. В.

Павел Васильевич (р. 15 (28) XII 1905, с. Середа, ныне Ивановской обл.) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1944). В 1927-30 учился в Ивановском муз. техникуме. В 1932 дебютировал в Ивановской обл. опере. С 1934 солист Оперного т-ра Баку, с 1937 - Ташкента, в 1944-60 - Большого т-ра. Партии: Евгений Онегин, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Мизгирь; Пётр ("Вражья сила"), Демон, Фигаро; Милорд ("Фра-Дьяволо"), Листницкий ("Тихий Дон"); Казбич ("Бэла" Александрова), Якубович ("Декабристы") и др.

Володин А. В.

Александр Владимирович (2(14) VIII 1897, Симбирск - 8 I 1966, Москва) - сов. кларнетист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу кларнета С. В. Розанова. В 1924-25 артист Персимфанса. В 1926-59 солист оркестра Большого т-ра. 1-я пр. на 2-м Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). С 1937 преподавал в Моск. консерватории (с 1940 профессор). В.- один из видных сов. кларнетистов, его игра отличалась выразительностью и большим технич. мастерством. Автор мн. переложений для кларнета.

Володин В. С.

Володин В. С. (наст. фам. - Иванов) Владимир Сергеевич (8(20) VII 1891, Москва - 27 III 1958, там же) - сов. артист оперетты. Нар. арт. РСФСР (1947). Учился в Москве (театр. школа И. Р. Пельтцера). С 1906 был бутафором, затем статистом в т-ре Корша (Москва), с 1909 драматич. актером в Витебске. С 1917 работал в разл. т-рах оперетты, с 1929 артист Моск. т-ра оперетты.

Актёр яркого комедийного дарования, В. создал сценич. образы, отмеченные сочностью красок, обаянием, искренностью. Творчество В. содействовало утверждению жанра советской оперетты. Среди лучших ролей: Яшка-артиллерист ("Свадьба в Малиновке" Александрова), Чашкин ("11 неизвестных" Богословского), Бобриков ("Золотая долина" Дунаевского), Данила Трофимович ("Сын клоуна" Дунаевского), Тютюкин ("Самое заветное" Соловьёва-Седого) и др. Снимался в кино ("Цирк", 1936, "Волга-Волга", 1938, "Первая перчатка", 1947; Гос. пр. СССР, 1951, за участие в фильме "Кубанские казаки").

Сочинения: Полвека на сцене, "Театр", 1957, No 8.

В. И. Зарубин.

Володин Л. В.

Лев Васильевич (р. 25 VIII 1930, Ардатов, Морд. АССР) - сов. трубач и педагог. Засл. арт. Удм. АССР (1980). В 1965 окончил Моск. консерваторию у С. Н. Ерёмина. В 1957-71 и с 1976 солист Гос. симф. оркестра СССР, в 1971-76 - оркестра Большого т-ра. С 1978 участник Моск. квартета трубачей, в репертуаре к-рого произв. в переложении для трубы заруб., рус. и сов. композиторов. 1-е пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей на дух. инструментах и на конкурсе Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (оба - 1957, Москва). С 1979 преподаёт в Моск. консерватории.

Литература: Болотин С., Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах, Л., 1969.

Волошинов В. В.

Виктор Владимирович (4(17) X 1905, Киев - 21 X 1960, Ленинград) - сов. композитор и педагог. Кандидат искусствоведения (1947). В 1929 окончил Ленингр. консерваторию по классу композиции В. В. Щербачёва, в 1932 под его рук. - аспирантуру. С 1932 преподавал в Ленингр. консерватории (с 1953 профессор). Его ученики: Ю. А. Юзелюнас, А. А. Чернов, Э. К. Бальсис, И. И. Акбаров, В. П. Чистяков и др.

Сочинения: оперы - Слава (по пьесе В. Гусева, 1939), Сильнее смерти (1942); концерт для скр. и органа (1933, 2-я ред. 1954); во к. циклы - на cл. М. Ю. Лермонтова (1940), Русский человек (на cл. С. А. Васильева и H. M. Грибачёва, 1950), Слова любви (на cл. Н. М. Грибачёва, 1955); музыка к драм. спектаклям (ок. 20), романсы, песни и др.

Литература: Гусин И., Виктор Владимирович Волошинов, Л., 1962 (библ.).

Ш. Г. Бялик.

Волчанецкая В. Ф.

Валентина Фёдоровна (р. 27 XI (9 XII) 1898, Нижний Новгород, ныне Горький) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Белорус. ССР (1955). Чл. КПСС с 1947. В 1917-20 училась в Моск. консерватории у В. М. Зарудной, брала уроки пения у В. Н. Петровой-Званцевой. В 1920-40 солистка оперных т-ров Смоленска, Тбилиси, Саратова. Баку, Свердловска, Ташкента, Куйбышева, Алма-Аты. С 1940 солистка Белорус. т-ра оперы и балета. Исполнила впервые ряд партий в операх белорус. композиторов: Мать Марыси, Агата ("Михась Подгорный", 1939; "Девушка из Полесья", 1952, Тикоцкого), Степанида ("Надежда Дурова" Богатырёва, 1956). Др. партии: Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского), Мария Грегатович ("Кастусь Калиновский" Лукаса) и др.

В 1957 оставила сцену, продолжив творческую деятельность в качестве режиссёра-педагога художественной само- деятельности.

Литература: Мастера белорусской сцены. (Сб. ст.), Минск, 1960.

И. Г. Нисневич.

Волынка

Волынка - нар. духовой язычковый инструмент. Представляет собой мех (воздушный резервуар) из кожи или пузыря животного, в к-рый вделаны маленькая трубочка для нагнетания воздуха и несколько игровых трубок: одинарная (иногда парная и как редкое исключение тройная) трубка с игровыми отверстиями, на к-рой исполняют мелодию, и одна, две и более басовые трубки, сопровождающие игру непрерывным и не изменяющимся по высоте бурдоном. Встречаются В. и без бурдонных трубок, например груз. ствири. Все игровые трубки имеют пищики из камыша с одинарным или (реже) двойным язычком. Исполнитель держит В. под мышкой или перед собой. Мех наполняется воздухом, который приводит язычки в состояние вибрации, и трубки начинают звучать. Когда исполнитель набирает воздух в лёгкие, он прижимает мех к корпусу, благодаря чему звучание не прекращается и сила его остаётся неизменной. Некоторые В. снабжены маленькими мехами (типа кузнечных) для накачивания воздуха в резервуар. Мелодическая трубка имеет диатонический звукоряд, объём к-рого зависит от количества игровых отверстий. Бурдонные трубки настраиваются по отношению к мелодич. трубке и друг к другу в кварту, квинту, октаву. Звучит В. сильно и резко.

Применяется гл. обр. для сопровождения массовых нар. танцев на открытом воздухе. Иногда волынщик поет на фоне звучания бурдонных трубок, а в перерывах между пением исполняет инстр. отыгрыши. Для исполняемой на В. музыки характерно обилие мелизматики - фиоритур, коротких трелей и т.п. В.- преим. сольный инструмент, но нередко используется и в разл. инстр. ансамблях.

В. распространена во многих странах мира. В СССР встречается в Молдавии, на Украине, в республиках Прибалтики, Закавказья и Поволжья, в прошлом пользовалась популярностью также в Великороссии и Белоруссии. Местные разновидности В. часто носят др. названия: дуда (рус., укр., белорус.), чимпой (молд.), паркапзук или тик (арм.), ствири или гудаствири (груз.), чибони (аджар.), тулум (азерб.), шувыр (марийск.), быз (удмурт.), шапар и сарнай (чуваш.). Названия В. в зарубежных странах: дуды (чеш.), коза (польск.), гайда (болг.), закпфайфе или дудельзак (нем.), бэгпайп (англ.), дуделзак (голл.), корнемюз (франц.) и др.

В. применяются в шотл. воен. оркестрах волынщиков. Разновидностью В. является франц. мюзет.

Литература: Flood W. H. G., The story of the bagpipe, L., 1911, Sirоla B., Sviraljke s udarnim jezickom, Zagreb, 1937

К. А. Вертков.

Вольгемут Г.

Вольгемут Г. (Wohlgemuth) Герхард (р. 16 III 1920, Франкфурт-на-Майне) - нем. композитор (ГДР). В 1940-48 изучал медицину; музыкой занимался гл. обр. самостоятельно. В 1949-56 муз. редактор изд-в в Галле и Лейпциге. Как композитор гл. внимание уделяет массовой песне, музыке для т-ра, кино и муз. самодеятельности.

Сочинения: опеpа - Тиль (1956, Галле), балет - Провансальская песнь любви (Provensalisches Liebeslied, 1956, Галле), оратория Годы перемен (Jahre der Wandlung, 1960), 2 симфонии (1955, 1958), концерт для скр. (1963), 2 концертино с орк. - для фп. (1948) и гобоя (1957), камерн. ансамбли, хоры, песни, романсы, музыка к спектаклям Плавт (1958) и Народная книга герцога Эрнста (Das Volksbuch vom Herzog Ernst, 1960) и др.

О. Т. Леонтьева.

Волькенштейн О.

Волькенштейн О. (Wolkenstein) Освальд фон (ок. 1377, замок Шёнек, Тироль - между 18 VI и 2 VIII 1445, Хауэнштейн) - австр. поэт и певец, миннезингер. С юных лет вел жизнь, полную рыцарских приключений, много путешествовал (посетил страны Зап. и Вост. Европы, Византию, Персию, Иерусалим). Служил в свите императора "Священной Римской империи" Сигизмунда I. Первые лирич. стихи и мелодии В. относятся к 1406-07. В. принадлежит св. 120 вок.-поэтич. произв. (преим. монодий): светские, любовные и сатирич. песни, а также духовные песнопения (36 из них - двух- и трехголосные полифонич. соч.). В песнях В. соединяются черты зап. вок. искусства (гл. обр. французских шансон) и музицирования, характерного для стран Ср. Европы того времени.

Сочинения: Lieder hrsg. von В. Weber, Innsbruck, 1847, Geistliche und weltliche Lieder, hrsg. von J. Schatz und О. Koller, в кн.: DTЦ, IX, 1, W., 1902.

Литература: Грубер Р., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M., 1941, с. 206-08, Villаri L., О von Wolkenstein, L., 1901, Wolkenstein-Rodenegg A. von, O. von Wolkenstein, Innsbruck, 1930, Engelmann O., О. von Wolkenstein, Mьnch., 1951 (Diss.)

С. M. Грищенко.

Вольман Б. Ф.

Борис Львович (3(15) IХ 1895, Петербург - 8 V 1971, Ленинград) - сов. пианист, музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения (1947). В 1924 окончил Ленингр. консерваторию по классу фп. M. H. Бариновой В 1938-45 преподаватель спец. фп. Ташкентской консерватории. В 1945-56 преподаватель Ленинградской консерватории (общий курс фп.), с 1947 доцент.

Сочинения: И. Хандошкин и русская песня, "CM", 1954, No 3; Русские печатные ноты ХVIII века, Л., 1957, Наследие Гайдна в России, "СМ", 1959, No 6; Гитара в России. Очерк истории гитарного искусства, Л., 1961; С. М. Майкапар. Очерк жизни и творчества, Л., 1963; Гитара и гитаристы. Очерк истории шестиструнной гитары. Л., 1968; Русские нотные издания XIX - начала XX века, Л., 1970; Музыкальное издательство "Тритон", в сб.: Музыка и жизнь. Музыка и музыканты Ленинграда, Л., 1972.

Вольта

1) (итал. volta - раз; prima volta - первый раз, seconda volta - второй раз) - в нотном письме обозначение над заключительными тактами к.-л. части музыкального произведения. Применяется в случаях повторения этой части с другим окончанием, нередко служащим переходом к следующему разделу:

1-я В. обозначает заключение для первого исполнения, 2-я - для повторения. В куплетной форме 1-я В. обычно исполняется во всех куплетах, кроме последнего, для которого заключением или переходом к коде (финалу) служит 2-я В.

Вольта

        2) (итал. volta, от voltare - поворачивать; франц. volte) - старинный парный танец. Возник, по-видимому, в Италии. Темп быстрый, размер трёхдольный. Во 2-й пол. 16 - нач. 17 вв. приобрёл большую популярность в европ. странах, особенно при франц. дворе и в Англии, позднее вышел из употребления. Немногочисленные сохранившиеся муз. образцы В. принадлежат А. Ле Руа, М. Преториусу ("Терпсихора", 1612), Д. Готье, Т. Морли и У. Бёрду.

Вольта

У. Бёpд. Вольта. Из рукописного собрания "The Fitzwilliam Virginal Book".

Вольф Й.

Вольф Й. (Wolf) Йоханнес (17 IV 1869, Берлин - 25 V 1947, Мюнхен) - нем. музыковед, педагог, исследователь ср.-вековой муз. культуры, специалист в области муз. палеографии. Изучал германистику и музыковедение у Ф. Шпитты и Г. Беллермана в ун-те (1888- 1892) и одновременно у В. Баргиля - в Высшей школе музыки в Берлине (с 1889). С 1902 преподавал историю музыки в Берлинском ун-те (с 1908 профессор), в 1907-1927 - в Академии церковной и школьной музыки. В 1928-34 директор музыкального отдела Прусской гос. библиотеки, один из основателей (с 1917) и пред. (1927-33) Нем. муз. об-ва. Опубликовал мн. труды ср.-век. муз. теоретиков.

Сочинения: Handbuch der Notationskunde, Tl 1-2, Lpz., 1913-19; Die Tonschriften, Breslau, 1924; Geschichte der Musik in allgemeinverstдndlicher Form, Tl 1-3, Lpz., 1925, 1957; Zur Geschichte der Musikabteilung der Staatsbibliothek, В., 1930.

Литература: Kinkeldeу С., J. Wolf, "JAMS", 1948, No l; Gombosi О., J. Wolf (1869-1947), "MQ", XXXIV, 1948, II.; Osthoff H., J. Wоlf zum Gedдchtnis, "Die Musiktorschung", 1948, Jg. 1, H. 1.

О. Т. Леонтьева.

Вольф Х.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вольф-Израэль Е. В.

Евгений Владимирович (26 VII (7 VIII) 1872, Петербург - 26 IX 1956, Ленинград) - советский виолончелист и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1939). Ученик П. П. Федорова, К. К. Маркса-Маркуса, затем А. В. Всржбиловича, по классу к-рого В.-И. в 1892 окончил Петерб. консерваторию. Будучи студентом, работал в оркестре Итал. оперы в Петербурге, в 1894-1951 в оркестре Мариинского т-ра (с 1920 - Ленинградский т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). В 1921-50 преподавал в Ленингр. консерватории по классу виолончели (с 1926 профессор), с 1950 по классу квартета. Среди учеников В.-И.: Б. А. Струве, Г. И. Пеккер и др.

Выступал в качестве солиста. Игра В.-И. отличалась красивым тоном, выразительной фразировкой. Участник мн. камерных ансамблей (в т.ч. с А. К. Глазуновым, А. И. Зилоти и др.), в частности квартета "Музыкальный современник".

Литература: Дранишников В. A., Заслуженный артист Е. В. Вольф-Израэль, (Л.), 1934; Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 3-Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 450-56.

Л. С. Гинзбург.

Вольф-Израэль М. А.

Михаил Александрович (10(22) V1 1870, Петербург - 24 XII 1934, Киев) - сов. скрипач, дирижёр и педагог. В 1890 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки Л. С. Ауэра (ранее учился в классе П. А. Краснокутского). В 1892-1912 концертмейстер оркестра Мариинского т-ра (Петербург). С 1913 выступал как скрипач-солист и дирижёр в Рыбинске, Воронеже. С сер. 1920-х гг. жил в Киеве, где работал концертмейстером и дирижёром Т-ра оперы и балета. В 1926-32 возглавлял струн. квартет при Всеукраинском об-ве революц. музыкантов. Преподавал в консерватории.

Вольфинг Э. К.

Вольфинг Э. К. - см. Метнер Э. К.

Вольфрум Ф.

Вольфрум Ф. (Wolfram) Филипп (17 XII 1854, Шварценбах-ам-Вальд, Бавария - 8 V 1919, Замедан, кантон Граубюнден, Швейцария) - нем. музыковед, педагог, композитор и дирижёр. Учился у Й. Г. Рейнбергера, Ф. Вюльнера и К. Бермана в Академии музыки в Мюнхене (1876-78). С 1884 преподавал пение на богословском ф-те ун-та в Гейдельберге, где в 1885 организовал Баховское об-во и Академия, певческое об-во, был рук. хора ун-та и гор. муз. коллективов (до 1919), дирижировал на Гейдельбергских муз. фестивалях (1909, 1911 и 1913). Автор известной монографии о И. С. Бахе ("J. S. Bach", 1910; рус. пер. - 1912) и исследования о церк. музыке ("Die evangelische Kirchenmusik", Bremen, 1914), написал ряд муз.-критич. статей, участвовал в издании собр. сочинений Ф. Листа. Автор муз. произв., среди к-рых наиболее значительны хор. сочинения - "Рождественская мистерия" ("Weihnacht- smysterium", op. 31, 1899) и др.

Литература: Hasse К., Ph. Wolfrum - Generalmusikdirektor, "ZiMw", Jg. 2, 1919; Poppen H., Ph. Wolfrum zum 100. Geburtstag, "Ruperto Carola", Jg. 6, No 15/16, 1954.

О. Т. Леонтьева.

Вольф-Феррари Э.

Вольф-Феррари Э. (Wolf-Ferrari) Эрманно (12 I 1876, Венеция - 21 I 1948, там же) - итал. композитор. Сын известного нем. художника А. Вольфа. Учился живописи у отца, затем под воздействием оперных спектаклей Байрёйтского т-ра начал изучать музыку у Й. Г. Рейнбергера в Академии музыки в Мюнхене (1890-95). В 1897-1900 руководил нем. хоровым об-вом в Милане. В 1903-09 директор Муз. лицея им. Б. Марчелло в Венеции. В дальнейшем жил в Германии (под Мюнхеном) и в Монако. Первые оперы В.-Ф. (ставились гл. обр. в Германии) не имели большого успеха. Лишь с конца 10-х гг. 20 в. его творчество завоёвывает популярность сначала в Италии, затем и в др. странах. В.-Ф. принадлежат мн. комич. оперы, написанные в традициях итал. оперы-буффа; они отличаются яркими, запоминающимися мелодиями, лёгкостью и занимательностью сюжетов, остроумием и изяществом. Среди них "Ожерелье мадонны" ("I giojelli della madonna", 1911, Берлин), "Хитрец" ("Sly", 1927, Милан), "Небесное платье" ("Himmelskleid", 1927, по Ш. Перро, Мюнхен) отмечены реализмом в построении: сюжета, что сближает его творчество с веризмом.

Сочинения: оперы - Золушка (Cenerentola, 1900), Любопытные женщины (Le donne curiose, 1903, Мюнхен), Четыре самодура (I quatro rusteghi, 1906, там же), Секрет Сусанны (Il segreto di Susanna, 1909, там же), Любовь-целительница (L'amore medico, 1913, Дрезден, на сюжет пьесы Мольера), Обрученные любовники (Gli amanti sposi, 1925, Венеция), Хитрая вдова (La vedova scaltra, 1931, Рим), новая ред. оперы Идоменей Моцарта (1931), Перекресток (Il campiello, 1936, Милан), Фиванская кукушка (Der Kuckuck in Theben, 1943, Ганновер), оратории (в т.ч. Новая жизнь, La nuova vita, по Данте, 1902), концерты с орк. - для скрипки, влч., камерные сочинения - Идиллическое концертино для гобоя, струн. орк. и 2 валторн, фп. пьесы, хоры, песни.

Литература: Stahl E. L., Ermanno Wolf-Ferrari, Salzburg, 1936, Grisson A. C., Ermanno Wolf-Ferrari, Regensburg, 1941, 2 Aufl., 1958, Pfannkuch W., Das Opernschaffen Ermanno Wolf-Ferrari, Kiel, 1952 (Diss.).

В. В. Тимохин.

Вомачка Б.

Вомачка Б. (Vomбcka) Болеслав (28 VI 1887, Млада-Болеслав - l III 1965, Прага) - чехосл. композитор, критик, обществ. деятель. Засл. арт. ЧССР (1955). Чл. Чешской академии наук и иск-в (1924). Учился музыке на орг. отделении Пражской консерватории (1906-09), где прошел курс композиции у В. Новака (1909-10), учился пению у Й. Круммера. В 1903 начал заниматься композицией, в 1911 муз.-критич. деятельностью. В 1923-35 ред. муз. журнала "Tempo" (с 1927 - совм. с С. Ганушем). Сотрудничал в периодич. изданиях, в т.ч. зарубежных. В 1948-51 читал лекции по теории музыки на философском ф-те Карлова ун-та. Заведовал музыкальным отделом Министерства просвещения, наук и иск-в (1951), возглавлял муз. отдел Гос. комитета иск-в (1952). Один из основателей Об-ва совр. музыки и Союза охраны авторских прав.

Ранние сочинения В. отмечены свежестью выразит. средств, использованием фольклорных мотивов (вок. цикл "Занесенная дорога", "Zavбtб cesta", 1914), более поздние - масштабностью замыслов. В них усиливается элемент чеш. нац. песенности (кантаты "Живые мертвым", "Zivi mrtvym", 1927-28, "Знамя мира над Дуклой", "Prapor miru nad Dukloь", 1951). В критич. работах утверждал нац. традиции, пропагандировал творчество передовых композиторов нового времени - Л. Яначека, В. Новака, О. Еремиаша, В. Талиха и других.

Сочинения: оперы - Водяной (Vodnнk, пост. 1937), Болеслав I (пост 1957) и др.; кантаты - Сторож маяка (Strбzce majбku, 1931, исп. 1933), Боевая партизанка (Bojka partyzanka, 1952, исп. 1954), симф. поэма с хором Юность (Mlбdi, 1930, исп. 1932), для орк. - чакона (1910), симфония Чешская героическая (Ceskб eroica, 1943-45, исп. 1948), увертюра Дукла (Duklа, 1948, исп. 1950), Фанфары мира (Fanfбry miru, 1960), камерно-инстр. произв., в т.ч. струн. квартет (1959), сонаты для фп. (1917 и 1942), хоры, песни, музыка к драм. спектаклям

Литература: Do lezil H., Boleslav Vomбcka, Praha, 1441, Добиаш В., Мы в Советском Союзе, "СМ", 1953, No 6.

M. M. Яковлев.

Вонсовская Е. Н.

Вонсовская Е. Н. (по мужу Буцкая) Елена Николаевна (1858, Вильно - 14 I 1942, Ташкент) - советская скрипачка и педагог. Род. в семье музыканта - композитора и пианиста Николая Ивановича В., ученика А. Л. Гензельта. С детства обучалась игре на скрипке. С 9-летнего возраста с успехом выступала в концертах. В 1874-77 училась в Моск. консерватории у Ф. Лауба, окончила по классу скрипки И. В. Гржимали (гармонию проходила у П. И. Чайковского). Гастролировала во мн. городах России, выступала с М. Зембрих, Ю. Венявским, И. Гофманом и др. С 1880-х гг. преподавала в Пензе, Воронеже, Курске; была солисткой-концертмейстером симф. оркестра Воронежского отд. РМО. С 1904 преподавала в Муз.-драматич. школе Н. В. Лысенко в Киеве (среди учеников - И. А. Лукашевский и М. Б. Полякин), в 1918-28 профессор киевского Музыкально-драматического ин-та им. Н. В. Лысенко. Позднее работала в Ленинграде. Была видным преподавателем скрипичной игры.

И. M. Ямпольский.

Ворвулёв Н. Д.

Николай Дмитриевич (9 (22) I 1917, Павловск, ныне Воронежской обл. - 29 VIII 1967, Киев) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1956). Деп. Верх. Совета БССР 4-го созыва и Верх. Совета Укр. ССР 5-го созыва. Брал уроки пения в Минске у В. Ф. Карина. Был участником красноармейской художеств. самодеятельности, с 1939 солист Ансамбля песни и пляски Белорус. военного округа. В 1946 дебютировал в партии Эскамильо на сцене Белорус. т-ра оперы и балета, с того же года солист т-ра. Одноврем. занимался в Минской консерватории по классу пения Е. Э. Витинга (окончил в 1954). В 1957 - 1967 солист Укр. т-ра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко (Киев). Партии: Демон, Князь Игорь, Евгений Онегин; Грязной ("Царская невеста"), Апанас ("Девушка из Полесья" Тикоцкого), Максим ("Арсенал" Майбороды), Петруччио ("Укрощение строптивой"), Риголетто; Амонасро, Жермон ("Аида", "Травиата"), Валентин ("Фауст"), Тельрамунд ("Лоэнгрин"). Выступал как конц. певец. С 1955 гастролировал за рубежом (Польша, Югославия, ГДР, Англия).

Литература: Молостова И., Николай Дмитриевич Ворвулев - народный артист СССР, К., 1960.

В. И. Зарубин.

Воржишек Я. В.

Воржишек Я. В. (Vorнsek, Worzischek) Ян Вацлав (Хуго) (11 V 1791, Вамберк, Богемия - 19 XI 1825, Вена) - чешский композитор, органист, пианист и дирижёр. Сын кантора Вацлава В. (1749, Тиниште - 30 I 1815, Вамберк). С 3 лет обучался игре на фп. и органе у отца, в 7-летнем возрасте замещал церк. органиста, в 9 лет концертировал как пианист во мн. городах Чехии. С 1811 жил в Праге, где учился в университете, брал уроки игры на фп. и композиции у В. Я. Томашека. По рекомендации последнего в 1812 получил место учителя музыки в семье князя Лобковица. В 1813 переехал в Вену, где брал уроки у И. Н. Гуммеля (с 1816). Вскоре приобрёл известность как пианист и фп. педагог. Был близко знаком с Л. Бетховеном, высоко оценившим его сочинения, а также с И. Мошелесом. С 1818 член венского Общества друзей музыки, в концертах к-рого выступал как пианист и дирижёр. С 1823 придв. органист. В. писал симфонич. музыку, камерно-инстр. ансамбли, фп. произв., песни, культовые сочинения. Творчество В. представляет как бы переходную ступень от венской классики к муз. романтизму. Наибольшее значение имеют его сочинения для фп. В. тяготел к жанру характерной фп. пьесы, отмеченной импровизационностью изложения и сочетающей "бриллиантность" фактуры с лиричностью содержания, богатством гармонич. красок. Фп. сочинения В. оказали влияние на Ф. Шуберта - экспромты чеш. композитора послужили для него прообразом собственных экспромтов и музыкальных моментов. Позднее это влияние восприняли в своих фп. сочинениях Ф. Шопен и Ф. Лист. Нек-рые сочинения В. переизданы в собраниях памятников старинной чешской музыки - "Musica Antiqua Bohemica" (1, 1934, экспромты op. 7) и "Ancient Czech Masters", а также в отдельных изданиях.

Литература: Kahl W., Das lyrische Klavierstьck Schuberts und seiner Vorgдnger seit 1810, "AfMf", Jahrg. III, H. 2, 1921; Stedron В., J. V. Vorнsek, "Bertramka", III, 1951 (с полным списком соч.); Klimа S. V., J. V. Vorнsek a L. van Beethoven, в сб.: Ceske Beethoveniana, I, 27, (Praha), 1963.

И. M. Ямпольский.

Вормстер А.

Вормстер А. (Wormser) Андре (1 XI 1851, Париж - 4 XI 1926, там же) - франц. композитор и пианист. Учился в Парижской консерватории у А. Ф. Мармонтеля (фп.) и Ф. Базена (теория). В 1875 получил Большую Римскую пр. за кантату "Клитемнестра". Наибольшую известность принесла В. пантомима "Блудный сын" ("L'enfant prodigue", 1890), ставившаяся во мн. т-рах Зап. Европы. Написал также оперу "Адель из Понтье" ("Adel de Ponthieu", 1887), оперетту "Риволи" ("Rivoli", 1896), пантомиму "Идеал", балет "Звезда" ("L'Йtoile", Парижская опера, 1897), для орк. - симф. поэмы "Люперкаль" ("Les Lupercales"), "Диана и Эндимион", Жигу, Цыганскую сюиту; фп. пьесы и др.

Воробкевич И. И.

Исидор Иванович (псевд. Данило Mлака) (5 V 1836, Черновицы - 19 IX 1903, там же) - укр. композитор, поэт, дирижер, муз.-обществ. деятель. Муз. образование получил в духовной семинарии в Черновицах (окончил в 1861) и в Венской консерватории у Ф. Кренна (1868). Преподавал хор. пение в духовной семинарии и гимназиях в Черновицах. Занимался просветит. деятельностью в Зап. Украине.

В.- автор муз. комедий "Золотой мопс", "Янош Иштенгази" и др., мелодрам. в т.ч. "Гнат Приблуда", "Убога Марта" (на собств. либр.) и др., музыки к спектаклям. Ввел в театр. оркестр нар. инструменты, а в муз. оформление - мелодии и ритмы укр. коломыек. Большой популярностью пользуются мн. хоры и песни В.: "Задзвенiмо разом, браття" ("Споем вместе, братья"), "Над Прутом, у лузi, "Там де Татран круто в'еться" (на собств. тексты); "Думи", "Минають днi", "Oгнi горять" и др. на cл. Т. Г. Шевченко. Очерк В. "Наши композиторы" впервые познакомил зап.-укр. общественность с творчеством М. И. Глинки.

Литература: Бiлинська М. Л., I. I. Воробкевич, Киiв, 1958, Загайкевич M., (I. I. Воробкевич), в кн. Музичие життя Захiдноп Украпни другоп половини XIX ст., Кипв, 1960, с. 181-83.

В. Л. Гошовский.

Воробьёв В. П.

Василий Петрович (7 (19) III 1887, дер. Алдиарово, ныне Янтиковского р-на Чуваш. АССР - 10 XII 1954, Чебоксары) - сов. композитор, хор. дирижер, фольклорист и педагог. Засл. деят. иск-в Чуваш. АССР (1940). Один из основоположников проф. муз. культуры Чувашии. В 1938-40 учился на заочных курсах ленингр. филиала Центр. муз.-педагогич. ин-та. С 1912 был регентом и преподавал хор. пение в муз. школах Чебоксар; руководил самодеят. хорами. В 1917 организовал рабочий хор, в 1924 - Чуваш. гос. хор, руководителем и дирижером к-рого был до 1940. Творчество В. связано с совр. нар. чуваш. песней. Им написаны песня-кантата "Путь Октября" (1926, оркестровка С. И. Габера), хоры, песни (ок. 200), в т.ч. "Выйди, выйди за Ивана", "Мы в Чебоксарах побывали" и др. Записал ок. 800 нар. мелодий, обработал нек-рые из них для хор. и сольного исполнения.

Литература: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (M.), 1957, с. 319-20.

Ю. А. Илюхин.

Воробьёв Г. В.

Геннадий Васильевич (13 VIII 1918, Чебоксары - 28 VIII 1939, там же) - сов. композитор. Сын В. П. Воробьёва. В 1935 окончил Муз. техникум в Чебоксарах по классам В. М. Кривоносова (композиция) и И. В. Люблина (фп.). В 1935-39 учился в Моск. консерватории у Г. И. Литинского, с 1937 у Н. Я. Мясковского. Им написаны: первое крупное произв. чуваш. симф. музыки - симфония (1939, завершена Н. И. Пейко), прелюдии, фуги, 2 сюиты для фп., соната для скр. и фп.; произв. для струн. и дух. оркестра, для оркестра нар. инструментов и др.; хоры, песни.

Литература: Кривоносов В., Памяти Геннадия Воробьева, "СМ", 1939, No 12, Лунин P., G. В. Воробьев, там же, 1949, No 10, Литинский Г., Симфония Геннадия Воробьева, "МЖ", 1958, No l, Ходяшев В., Геннадий Воробьев, Краткий очерк жизни и творчества, Чебоксары, 1968 (имеется библ.).

Ю. А. Илюхин.

Воробьёв И. И.

Иван Иванович (26 VII (6 VIII) 1776(?) - 8 (20) II 1830, с. Синцово, ныне Калининского р-на Калининской обл.) - рус. композитор. Крепостной смоленского помещика И. А. Заборовского, капельмейстер его оркестра. Автор жанрово-бытовой орк. и камерно-инстр. музыки. Творчество В. связано с рус. нар. песней. Ему принадлежит одна из ранних инстр. обр. "Камаринской" ("Русский квартет No 2. Из песен пажордачки и камарецкого"; сохранилась рукописная партия 1-й скрипки).

Сочинения: (даты изд.) Изображение рассвета, утра, обеда и общее веселье (для орк., также перелож. для фп., 1808), Шесть русских песен с вариациями (для 2 скрипок, 2 флейт, 2 валторн и баса, 1800), Шесть новых русских песен (для 2 кларнетов, 2 флейт-траверсов, 2 валторн, 2 фаготов, 1800), Сибирская песня (для 2 скрипок, альта и баса, 1814) и др.

Литература: Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, вып. 4, М.-Л., 1928 (прим. No 91, с. XIX); Ямпольский И., Русское скрипичное искусство. Очерки и материалы, ч. 1, М.-Л., 1951, с. 300-02; Rаабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961, с. 24, 76-80, 85.

Воробьёв Я. С.

Яков Степанович (1766 - 7(19) VI 1809, Петербург) - рус. певец (бас). Деятельность начал как драматич. актёр в провинц. т-рах. Учился в Петерб. театр. уч-ще у Марокетти (пение) и И. А. Дмитревского (сценич. подготовка). С 1787 выступал в оперных спектаклях придв. труппы в Петербурге. Вок. мастерство В. и его яркое комедийное дарование проявились в партиях Бартоло ("Севильский цирюльник" Паизиелло), Папагено ("Волшебная флейта" Моцарта), а также в рус. оперном репертуаре - Личард и Тороп ("Князь-невидимка" и "Илья-богатырь" Кавоса), Тарабар ("Леста, днепровская русалка" Кауэра и Давыдова) и др. В. успешно концертировал в Петербурге и Москве. С 1803 инспектор оперной труппы в Петербурге. Его жена А. И. Воробьёва (урождённая Сосницкая, ум. 1836) - певица и комедийная актриса.

Литература: Гозенпуд A., Музыкальный театр в России, Л., 1959, с. 324-27.

Воробьёва-Петрова А. Я.

Анна Яковлевна - см. Петрова-Воробьёва А. Я.

Воронежский театр оперы и балета

Основан в Воронеже в 1961 как Музыкальный т-р на базе созданного в 1931 Т-ра муз. комедии. Открыт оперой "Евгений Онегин". В 1968 переименован в Т-р оперы и балета. В составе труппы были артисты Т. В. Смирнова, З. И. Привалова, Л. Л. Фёдорова, Г. Р. Дарский, К. Л. Олышев, В. Н. Валентинов и др. Коллектив т-ра пополнился выпускниками Тбилисской, Одесской, Киевской консерваторий, солистами из т-ров др. городов. В репертуаре т-ра мировая классика и произв. сов. композиторов. Среди лучших пост.: оперы - "Паяцы" (1961), "Аида" (1962); "Дочь Кубы" Листова (1962), "Кармен" (1963), "Чио-Чио-сан" (1963); "Луд Гидия" Хаджиева (1963), "Дороги дальние" Флярковского (1964), "Князь Игорь" (1964), "Огненные годы" Спадавеккиа (1966); "Брестская крепость" (1967) и "Русская женщина" (1969) Молчанова, "Тихий Дон" (1967), "Мазепа" (1968), "Пиковая дама" (1970); "Олеко Дундич" Ставонина (1972), "Бал-маскарад" (1972); балеты - "Дон Кихот" (1963), "Тропою грома" (1963); "Барышня и хулиган" Шостаковича (1965), "Лебединое озеро" (1968); "Корсар" Адана (1969), "Гаянэ" (1971); "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1972). Становлению молодого коллектива способствовали дирижер А. А. Людмилин, балетмейстер К. А. Муллер, художник Р. В. Налбандян и др.

В труппе т-ра (1972): певцы - засл. арт. РСФСР А. П. Матвеева, Ф. А. Себар, В. Г. Егоров, Г. Д. Колмаков, Е. И. Пойманов и др.; солисты балета - нар. арт. РСФСР Н. Г. Валитова и др.; гл. дирижёр - засл. арт. Казах. ССР И. З. Островский, гл. балетмейстер - Г. Г. Малхасянц, гл. хормейстер - Л. Л. Дитко, гл. художник - засл. деят, иск-в РСФСР В. Л. Цибин. Здание т-ра построено в 1961, зрит. зал на 1100 мест.

Предыдущая страница Следующая страница