Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИГ"-"ЛИС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 6, "ЛИГ"-"ЛИС")

Лиго-песни

Лиго-песни - лиготнес, "песни Яниса" - в латыш. фольклоре календарные обрядовые песни летнего солнцестояния с припевом "лиго, лиго!" (в Латгалии также "руто, руто!"). Один из древнейших латышских народных песенных жанров. Связан с аграрной магией и культом солнца. Приурочены к традиционному латыш. нар. празднику Лиго (24 июня - день Яниса), в ночь на к-рый исполнение Л.-п. достигает кульминации. По нар. обычаям, на праздник Лиго дома украшаются ветвями дуба и берёзы, полевыми цветами, девушки вьют венки, в ночь Лиго зажигаются костры, вокруг к-рых пляшут, поют песни и прославляют Яниса. Излюбленные темы Л.-п. - красоты летней природы, воспевание любви, крестьянского труда, а также сатирич. осмеяние нерадивости, лени. Тексты песен обычно хореические, редко дактилические; после каждой строки следует припев. Мелодии Л.-п. отличаются необычайным разнообразием - от простых декламационного характера до распевных, протяжных мелодий лирич. песен. Типичный размер 2/4, к-рый в припевах "лиго!" чаще всего достигает 3/4.

Лиго-песни

Припев - обычно эмоциональная вершина песни. Мелодии Л.-п. широко используются в латыш. проф. музыке - хор. песнях, симф. произв. (симф. поэма "Праздник Лиго" Я. Витола), операх ("Банюта" А. Калниня) и др.

Литература: Витолинь Я., Латышская народная песня, М., 1969; Jurjanu A., Latvju tautas muzikas materiali, Burt. 1, Riga, 1894; Barons Kr., Visendorfs H., Latvju dainas, t. 5, Petrograda, 1915; Sprogis J., Janu dziesmu melodijas, Riga, 1941; Vitolins J., Latviesu tautas muzika, Riga, 1973.

Я. Я. Витолинь.

Лидертафель

Лидертафель (нем. Liedertafel, от Lied - песня и Tafel - стол) - нем. мужские хор. любительские об-ва - братства. Были распространены в 19 и нач. 20 вв. в Германии, а также в Швейцарии, Австрии и др. странах. Первый Л. возник в 1809 в Берлине под рук. композитора К. Цельтера и представлял собой кружок из 24 участников (певцов, поэтов, композиторов); нек-рые из них были связаны с возглавлявшейся Цельтером "Певческой академией". По уставу собрания Л., целью к-рых являлось дружеское общение его участников, объединённых патриотич. идеями, должны были происходить за круглым столом. Написанные Цельтером мн. мужские хор. песни, распевавшиеся участниками этого кружка, послужили толчком для развития нем. мужских хоров. Позднее Л. возникли в Лейпциге (1815), Магдебурге (1818), Гамбурге и др. городах. С 1840 Л. организовывались и в России (Петербург, Москва). Во 2-й пол. 19 в. нем. хор. об-ва были объединены в певч. союзы. В 1925 они насчитывали 900 тыс. участников, входивших в Нем. рабочий хор. союз, Нем. хор. союз и др. Отд. Л. существуют до сих пор. Имеется спец. хор. лит-ра для Л.; основная её тематика - воспевание природы, любви, веселья. Л. упоминает В. И. Ленин в ст. "Развитие рабочих хоров в Германии" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 275-76).

Литература: Kuhlo Н., Geschichte der Zelterchen Liedertafel von 1809 bis 1909, В., 1909.

И. M. Ямпольский.

Лидийская кварта

Лидийская кварта - интервал увеличенной кварты, образующийся между I и IV ступенями ср.-век. лидийского лада (см. Средневековые лады). В муз.-теоретич. лит-ре и педагогич. практике термин "Л. к." употребляется и для обозначения интервала увелич. кварты, возникающего в ладах мажорного наклонения между I и повышенной IV ступенью лада.

В. А. Вахромеев.

Лидийский лад

Лидийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.

Лилеева Э. А.

Лилеева Э. А. (наст. фам. - Шеффердекер) Эмилия Августиновна (1823, Петербург - 4 (16) IX 1893, там же) - рус. певица (сопрано). По национальности немка. В 1843 окончила Петерб. театр. уч-ще. Ученицей дебютировала на оперной сцене в партии Ритты ("Цампа" Герольда, 1841). С 1843 солистка петерб. рус. оперной труппы; выступала также в спектаклях итал. труппы. Обладала небольшим, но приятным, гибким и хорошо поставленным голосом, умением живо и непринуждённо держаться на сцене. Особенно удавались Л. роли грациозно-кокетливых женщин (Церлина - "Фра-Дьяволо"). Среди лучших партий: Адина ("Любовный напиток"), Анхен ("Вольный стрелок"), Генриетта ("Пуритане" Беллини). Была первой исполнительницей партий Гориславы ("Руслан и Людмила", 1842), Одарки ("Запорожец за Дунаем", 1863). Оставила сцену в 1866.

Литература: К. П-в, Лилеева (Шеффердекер) З. A., "ЕИТ", 1895, Сезон 1803-1894. с. 457; Гозенпуд А., Русский оперный театр XIX века (1836-1856), Л., 1969, с. 368-69.

В. И. Зарубин.

Лилл Д. Р.

Лилл Д. Р. (Lill) Джон Ричард (р. 17 III 1944, Лондон) - англ. пианист. Окончил Корол. муз. колледж в Лондоне. Концертирует с 9 лет. Много выступает по радио и телевидению. Гастролирует в странах Сев. Америки и Европы, в т. ч. в СССР (впервые в 1970). Для Л. характерны значительность, интеллектуальность, глубина и объективность интерпретаторских концепций, тяготение к крупным формам (концерты и сонаты композиторов разл. стилей), гибкая, разносторонняя техника. 1-я пр. на 4-м Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1970).

Ю. М. Оленев.

Лилье П. А.

Пеэтер Александрович (р. 13 X 1950, г. Валга) - сов. дирижёр. Засл. арт. Эст. ССР (1981). В 1974 окончил Таллинскую консерваторию у А. И. Ратассеппа и Р. В. Матсова, в 1980 - Ленингр. консерваторию у А. К. и М. А. Янсонсов. С 1972 хормейстер и ассистент дирижёра в т-ре "Эстония", с 1975 дирижёр там же. С 1979 дирижёр, с 1980 гл. дирижёр Гос. оркестра Эст. ССР.

Лимба

Лимба - духовой муз. инструмент: род поперечной флейты. Распространена в Бурят. АССР (гл. обр. вост. р-нах), а также в Монголии. Изготовляется обычно из бамбука. Длина ок. 60 см. Ствол обвязан нитками (в виде большого числа чёрных колец). Отверстие для вдувания расположено приблизительно на 1/3 длины инструмента. Имеются также 6 игровых (тесно расположенных), одно тембровое (заклеенное бумагой или перепонкой) и 2 подстроечных отверстия. Звукоряд - мажорная гамма в пределах ок. 2 октав. На Л. можно исполнять виртуозные мелодии, извлекать хроматически изменённые звуки. Л. родственны тувин. лемби, узб.-тадж. най, кит. ди.

Лимба

Г. И. Благодатов.

Лимонджян А.

Амбарцум (известен также под именем Бабб Амбарцум) (1768-1839, Константинополь) - арм. композитор и музыковед. Ученик Зэннэ Погоса. Автор крупных вок.-монодич. произв., тагов, мегедий, песен. Был знатоком различных вост. и зап. муз.-теоретич. систем, занимался муз.-просветительской деятельностью, преподаванием. В 1813 изобрёл армянскую нотопись. Среди учеников Л. - Ованисян Аристакес и др. композиторы, инструменталисты, музыковеды и муз.-общественные деятели.

Литература: Исарлян A., История арм. нотописи и биографии арм. музыкантов, Константинополь, 1914 (на арм. яз.); Атаян Р., Пособие по армянской нотации, Ер., 1950 (на арм. яз.); Кушнарёв X. С., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958, с. 351-56.

Р. А. Атаян.

Лимпани M.

Лимпани M. (Lympany) Maypa (р. 18 VIII 1916, Солташ, Корнуолл) - англ. пианистка. Чл. Корол. академии музыки (1948). Игре на фп. училась у Ж. Дебефа в Льежской консерватории, затем у А. Ковьелло в Корол. академии музыки в Лондоне. Совершенствовалась у П. Вейнгартнера в Вене, позднее - у М. Верн и Т. Маттея в Лондоне. Концертирует с 12 лет (дебютировала в Лондоне исп. концерта g-moll P. Мендельсона). 2-я пр. на 1-м Междунар. конкурсе пианистов им. Э. Изаи в Брюсселе (1938). Много выступает в Лондоне и др. городах Великобритании, гастролирует в странах Европы, в Сев. и Юж. Америке, в Австралии и Новой Зеландии, Индии. В репертуаре гл. обр. произв. Р. Шумана, Э. Грига, С. В. Рахманинова, а также современных англ. композиторов, в т. ч. Дж. Айрленда.

В. Ю. Дельсон.

Линд Е.

Линд Е. (Lind) Енни (Женни) (6 X 1820, Стокгольм - 2 XI 1887, Уинд-Пойнт, Малверн, Уэльс) - швед. певица (лирико-колоратурное сопрано). С 9-летнего возраста училась пению в школе при Корол. т-ре (Стокгольм), на сцене к-рого выступала в детских ролях. В 1838 после успешного участия в конц. исполнении 4-го акта из оперы "Роберт-Дьявол" (партия Изабеллы) была приглашена в Корол. т-р. В нач. 40-х гг. 19 в. совершенствовала своё искусство в Париже у М. Гарсиа-сына. Широкое признание пришло к Л. после выступлений (с 1844) в придв. оперном т-ре Берлина, в Вене, Дрездене, Ганновере, Франкфурте-на-Майне. В 1847-1849 пела в Лондоне, совершила триумфальную конц. поездку по Ирландии, Шотландии, США (1850-52). С 1856 постоянно жила в Великобритании; вела конц. деятельность (до 1870), в 1883-1886 преподавала пение в Корол. муз. колледже (Лондон). Голос Л. - огромного диапазона (b-g 3) - отличался красивым тембром и кристальной чистотой. Благодаря его исключительно сильному и блестящему верхнему регистру Л. имела возможность петь партии драматич. сопрано - Норма; Джулия ("Весталка" Спонтини) и др. Широта дыхания и виртуозное владение колоратурной техникой позволяли ей с лёгкостью исполнять самые сложные пассажи. Современники называли Л. "швед. соловьём". Она создавала искренние, трогательные образы простых девушек из народа: Алиса ("Роберт-Дьявол"), Амина ("Сомнамбула"), Адина ("Любовный напиток") и др. Одной из лучших партий певицы была Амалия в опере "Разбойники" Верди. Творчество Л. - значит. этап в истории оперного т-ра эпохи романтизма. Её принципы интерпретации партий в операх Дж. Россини, В. Беллини, Г. Доницетти получили развитие в иск-ве А. Патти, М. Зембрих, позднее А. Галли-Курчи, Дж. Сатерленд.

Литература: Dorph S., Jenni Linds triumftеg genom Nya vдrlden och цvriga levnadsoden, Uppsala, 1918; Jenny Lind. 1820-1920. Studier utgivna av Svenska sanfundet fцr musikforskning, Stockh., 1920, s. 139-49; Elmblad S., Jenny Lind..., Uppsala, 1921; Maude R., The life of Jenny Lind, L., 1926, Wagenknecht E. Ch., Jenny Lind, Boston - N. Y.; 1931; Pergament M., Jenny Lind, Stockh., 1945; Rootzen K., Meyer T., Jenny Lind, Stockh., 1945; Cavanah F., Two loves for Jenny Lind, Phil., 1956; Вulman J., Jenny Lind, L., 1956; Shultz G. D., Jenny Lind, Phil. - N. Y., 1962.

В. В. Тимохин.

Линдеман М.

Линнеман (Lindeman) Лудвиг Матиас (28 XI 1812, Тронхейм - 23 V 1887, Осло) - норв. фольклорист, органист и композитор. Происходил из семьи музыкантов, сыгравших важную роль в развитии музыкальной жизни Норвегии. В детстве учился игре на органе у отца - Уле Андреаса Л. (1769-1857), к-рого заменял как органист с 12 лет. В 1834-40 играл на виолончели в оркестре местного т-ра. С 1839 до конца жизни церк. органист (виртуоз) в Осло. С 1849 преподавал церк. пение. В 1883 совм. с сыном - Петером Брюние Л. (1858-1930) открыл муз. школу в Осло (с 1894 - консерватория). Наиболее известен как собиратель норв. муз. фольклора. Был одним из первых авторов обр. нар. песен для фп. и для голоса с фп. В 1840 издал первые записи нар. мелодий ("Norske Nationalmelodier"), в 1841 - сб. 68 мелодий норв. гор в обр. для фп. В 1848 предпринял поездку по Норвегии для записи крестьянских мелодий; опубликовал (ок. 600) в сб. "Старинные и новые горные мелодии в обработке для фортепьяно" ("Aeldre og nyere Norske Fjeldmelodier", 1853-67); издал ряд др. сб-ков, в т. ч. 50 норв. мелодий для мужских голосов (1862), 30 норв. баллад (1863), а также вок. культовые соч., свидетельствующие о попытке ввести в церк. пение элементы нар. норв. музыки (сб-ки месс, 1870 и 1885). В Норвегии популярны его хоралы, основанные на нац. мелодиях (ок. 200 в сб. 1877). К сб-кам Л. как к источнику нац. муз. материала обращались мн. композиторы (в т. ч. Э. Григ и Ю. Свенсен). Л. упоминается в ряде работ о Григе, в т. ч. сов. авторов (Б. В. Асафьева, Ю. А. Кремлёва, О. Е. Левашёвой). Л. - автор прелюдий и фуг для органа, хоровых церк. соч. (в т. ч. норв. духовного гимна).

Литература: Aeldre og nyere Norske Fjeldmelodier, t. 1-3, Oslo, 1853-67, 1874 (доп. том, Oslo, 1907); Sandvik O. M., Ludwig M. Lindeman og folkemelodien. En Kildestudie, Oslo, 1950.

В. В. Ошис.

Линдли Р.

Линдли Р. (Lindley) Роберт (4 III 1776, Ротерем - 13 VI 1855, Лондон) - англ. виолончелист и композитор. Учился у отца, любителя-скрипача и виолончелиста, с 5 лет игре на скрипке, затем - на виолончели. Совершенствовался как виолончелист у Дж. Черветто. С 9 лет играл в театр. оркестре в Брайтоне. В 1794-1851 1-й виолончелист оркестра Корол. оперы в Лондоне. Выступал в ансамбле с контрабасистом Д. Драгонетти (исполнял, в частности, на виолончели скрипич. партии сонат для скрипки с басом А. Корелли в сопровождении контрабаса). Сольную конц. деятельность начал в 16 лет, прославился виртуозной техникой и сильным, ярким звуком. Современники отмечали его иск-во сопровождения вок. речитативов и сольных (облигатных) партий в оркестре. Преподавал игру на виолончели в Корол. академии музыки в Лондоне со дня её основания (1822). Среди учеников Л. - его сын Уильям Л. и Ч. Лукас. Л. - автор произв. для виолончели: 4 концертов, 6 сонат, 3 дуэтов для 2 виолончелей, дуэтов для скрипки и виолончели, струн. трио и др. Написал школу для виолончели ("Mйthode de violoncelle", op. 4).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства, кн. 1, М. - Л., 1950, с. 340-42; Strаеten E. S. J. van der, History of the violoncello, v. 1-2, L., 1915, p. 324-25.

Л. С. Гинзбург.

Линдпайнтнер П. Й.

Линдпайнтнер П. Й. (Lindpaintner) Петер Йозеф фон (9 XII 1791, Кобленц - 21 VIII 1856, Нонненхорн, Боденское озеро) - нем. дирижёр и композитор. Занимался у Г. А. Плёдтерля в Аугсбурге и П. Винтера в Мюнхене. В 1812-19 дирижёр т-ра "Изартор" (Мюнхен). С 1819 придв. капельмейстер в Штутгарте. Под его руководством штутгартский оркестр выдвинулся в число ведущих симф. коллективов Германии. Л. руководил также Нижнерейнскими муз. празднествами (1851), дирижировал концертами Лондонского филармонич. об-ва (1852). Многочисл. муз. сочинения Л. носят преим. подражат. характер. Художеств. ценность представляют его песни.

Сочинения: оперы, в т. ч. Горный король (Der Bergkцnig, 1825, Штутгарт), Вампир (1828, там же), Сила песни (Die Macht des Liedes, 1836, там же), Лихтенштейн (1846, там же); балеты; оратории и кантаты; для орк. - симфонии, увертюры; концерты с орк. - для фп., для кларнета; камерные ансамбли; ок. 50 песен; церк. музыка; музыка к спектаклям драм. т-ра, в т. ч. "Фауст" Гёте.

Литература: Hдnsler R., Peter Lindpaintner als Opernkomponist, Mьnch., 1928 (Diss.).

M. M. Яковлев.

Линдхольм Б. М.

Линдхольм Б. М. (Lindholm) Берит Мария (р. 18 X 1934, Стокгольм) - швед. певица (драм. сопрано). В 1963 окончила Оперно-драм. школу в Стокгольме и дебютировала в Стокгольмской корол. опере в партии Графини ("Свадьба Фигаро"). С 1966 поёт также в Лондоне ("Ковент-Гарден"), Гамбурге, Берлине, Нью-Йорке ("Метрополитен-опера"), Вене, Париже и др. городах. Гастролировала в СССР в составе трупп Венской гос. оперы (Москва, 1971) и Швед. корол. оперы (Москва, 1975), в 1976 приняла участие в концерте, посв. 200-летию Большого т-ра (Москва). Крупнейшая швед. певица, Л. известна как одна из лучших совр. исполнительниц сопрановых партий в операх Р. Вагнера. Выделяется в её репертуаре партия Брунгильды ("Валькирия"; впервые выступила в ней в Мюнхене в 1967, в следующем году - на Байрёйтском фестивале). Среди др. партий - Изольда ("Тристан и Изольда"), Эльза ("Лоэнгрин"), Елизавета и Венера ("Тангей-зер"), Аида; Амелия ("Бал-маскарад"), Тоска; Турандот ("Турандот" Пуччини), Леонора ("Фиделио"), Хризотемида ("Электра" Р. Штрауса), Кассандра ("Троянцы" Берлиоза).

Линеарность

Линеарность - последование звуков разл. высоты, образующее мелодич. линию. Понятие Л., подобно понятию интонации (см. Интонация, 1, значение 1), акцентирует звуковысотную сторону мелодии, проявляющуюся в определённой ритмич. организации; в отличие от интонации оно относится только к одноголосию или к каждому голосу многогол. сочинения в отдельности. Близким к мелодич. линии является понятие мелодич. рисунка, к-рый представляет неотъемлемую часть мелодии, во многом определяющую её выразительность. Отвлечённое, абстрактное понимание композитором мелодич. линии обозначается термином линеаризм.

Линёва Е. Э.

Евгения Эдуардовна (28 XII 1853 (9 I 1854), Брест-Литовск, ныне Брест - 24 I 1919, Москва) - рус. собирательница нар. песен, певица (контральто), хор. дирижёр. Первоначальное муз. образование получила под рук. матери - А. К. Паприц (ученицы М. И. Глинки). Занималась в Петерб. консерватории (класс пения Дж. Росси) и у М. Маркези в Вене. Выступала как певица на оперных сценах Вены, Будапешта, Парижа и Лондона, затем в опере и концертах в Москве (в 1882-1883 пела в Большом т-ре). В юности сблизилась с деятелями рус. революц. движения. Переводила на рус. яз. произв. К. Маркса и Ф. Энгельса, в связи с чем переписывалась с Энгельсом. Вместе с мужем, инженером-изобретателем А. Л. Линёвым, подвергавшимся репрессиям со стороны царского правительства, вынуждена была эмигрировать из России (1890-96). Ещё в 80-х гг. начала записывать песни рус. и укр. крестьян и широко пропагандировать рус. музыку силами созданного ею хора. За границей (Великобритания, США) организовывала рус. хоры, исполняла нар. и классич. музыку. По возвращении приступила к собиранию нар. песен в Поволжье и районах Центр. России (в т. ч. в Новгородской губ.), на Украине, Кавказе, в ряде слав. стран. Записывая песни с голосов крестьян, Л. уже с 1897 пользовалась фонографом (впервые широко ввела его в практику работы муз. энтографа). Особое внимание она уделяла нар. многоголосию, тщательно изучала принципы исполнения песен, многие их варианты, сопоставляла певч. многоголосие с ансамблем владимирских рожечников, искала песни крестьянских восстаний. Работы Л. горячо поддержал В. В. Стасов, они привлекли внимание рус. науч. общественности. В них проявилась широта взглядов Л. на муз. фольклор и его влияние на композиторское творчество. Л. принимала активное участие в деятельности Муз.-этнографич. комиссии в Москве (с момента её основания, 1902). С 1906 преподавала в нар. консерватории в Москве.

Сочинения: Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Евгенией Линёвой, вып. 1-2, СПБ, 1904-09.

Литература: Канн-Новикова Е., Собирательница русских народных песен Евгения Линева. Ред. и предисл. Е. В. Гиппиуса, М., 1952.

Т. Н. Ливанова.

Линке Й.

Линке Й. (Lincke) Йозеф (8 VI 1783, Трахенберг, Силезия - 26 III 1837, Вена) - австр. виолончелист. В 1808-16 участник струн. квартета, возглавлявшегося И. Шуппанцигом (т. н. квартет А. К. Разумовского), а также публичных квартетных собраний, дававшихся Шуппанцигом в Вене; позднее первый виолончелист "Театра ан дер Вин", Венской придв. оперы. Был выдающимся виртуозом. Автор виолончельных пьес. Бетховен написал для Л. одну из сонат для виолончели и фп. (ор. 102).

Литература: Frimmel Th., Beethoven-Handbuch, Bd 1, Lpz., 1926.

И. M. Ямпольский.

Линкольн-сентр

Линкольн-сентр (Lincoln Center) - комплекс учреждений искусств в Нью-Йорке. Расположен на острове Манхаттан. Решение о создании такого культурного центра и присвоении ему имени А. Линкольна принято в 1956. Построен в осн. на средства частных лиц (Дж. Рокфеллера, А. Гарримана и др.). Строительство, возглавлявшееся арх. У. К. Харрисоном, осуществлялось на протяжении 1960-х гг. На терр. Л.-с. расположены зал Нью-Йоркской филармонии (1962), Т-р штата Нью-Йорк (1964; здесь выступают "Нью-Йорк сити балле" и "Нью-Йорк сити опера"), Драматический т-р "Вивиан Бомонт" (1965), Библиотека-музей исполнит. иск-в (1965), "Метрополитен-опера" (1966), Джульярдская муз. школа (1970). В парке, расположенном близ Л.-с, имеется открытая эстрада для выступлений симф. оркестров и др. муз. коллективов.

Линнеман Л.

Лудвиг - см. Линдеман Л.

Линховоин Л. Л.

Лхасаран Лодонович (р. 1 I 1924, с. Ага-Хангил, Агинский Бурят. нац. округ) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР (1959). В 1942-49 артист Бурят. муз.-драматич. т-ра (Улан-Удэ). В 1954 окончил Ленингр. консерваторию по классу пения у И. И. Плешакова. С 1954 солист Бурят. т-ра оперы и балета (в 1962-66 худ. рук. т-ра). Л. обладает голосом красивого тембра, исп. партий отличается драматизмом, острой характерностью. Партии: Сусанин, Мельник, Гремин, Борис Годунов, Олоферн, Кочубей, Кончак, Мефистофель; Собакин ("Царская невеста"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Спарафучиле ("Риголетто"), Монтанелли ("Овод" Спадавеккиа), Соколов ("Судьба человека" Дзержинского), Бумал-хан ("Энхе - Булат-Батор" Фролова), Булган Табит ("Побратимы" Аюшеева), Лама ("Будамшу" Ямпилова), Хан ("Баир" Берлинского) и др. С 1955 преподаёт в муз. уч-ще Улан-Удэ (с 1966 и. о. профессора).

Сочинения: С песней по странам мира, Улан-Удэ, 1970.

Литература: Искусство Бурятской АССР. (Сб. ст.), Улан-Удэ. 1959.

Липаев И. В.

Иван Васильевич (17 (29) V 1865, с. Спиридоновка Саратовской губ. - 25 IX 1942, Ташкент) - сов. тромбонист, педагог, муз. критик и общественный деятель. Засл. арт. Республики (1925). В 1887 окончил муз.-драм. уч-ще Моск. филармонич. об-ва. В 1903-12 и в 1924-31 артист оркестра Большого т-ра СССР. В 1912-21 работал в Саратове, преподавал в консерватории (с 1917 профессор). В 1903 один из организаторов и пред. Об-ва взаимопомощи орк. музыкантов, вёл большую работу по организации их труда. С 1885 сотрудничал во мн. органах периодич. печати, в 1896-1917 постоянный корреспондент и сотрудник "РМГ". Автор кн. "Оркестровые музыканты" (1904), популярных брошюр о А. Н. Скрябине и С. В. Рахманинове (1913), С. И. Танееве (1915), воспоминаний о П. И. Чайковском и др. Редактор-издатель журн. "Музыкальный труженик" (1906-10) и "Оркестр" (1910-12).

И. М. Ямпольский.

Липатти Д.

Липатти Д. (Lipatti) Дину (19 III 1917, Бухарест - 2 XII 1950, Женева) - рум. пианист, композитор, педагог. Учился в 1928-32 у Ф. Музическу (фп.), М. Жоры (композиция, гармония, полифония) в Бухарестской консерватории. Совершенствовался у А. Корто (фп.), П. Дюка, Н. Буланже, И. Ф. Стравинского (композиция), Ш. Мюнша (дирижирование) в Париже (1934-36). В 1944-49 профессор Женевской консерватории по классу фп. Как пианист дебютировал в 1932 в Бухаресте, где неоднократно выступал и впоследствии. Гастролировал как солист в странах Европы с оркестрами под упр. крупнейших дирижёров, выступал в камерных вечерах. Расцвет исполнит. деятельности относится к 1930-40-м гг. Игра Л. отличалась благородной артистичностью, глубиной и продуманностью концепций, романтич. одухотворённостью, свежестью и полнотой чувств, технич. отточенностью. Л. - пианист, сочетавший классич. и романтич. традиции исполнительства; в репертуаре гл. обр. соч. Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Листа, Э. Грига, особенно Ф. Шопена, в музыке к-ррго Л. подчёркивал возвышенный лиризм, сдержанность эмоций при огромном внутреннем накале, выделяя национальное начало. С большим вдохновением исполнял музыку И. С. Баха; часто включал в программы произв. рум. композиторов - Дж. Энеску, М. Негри, П. Константинеску и др. Л. - автор ок. 20 соч., в т. ч. симф. сюиты "Цыганы" (1934) и др., 2 рум. танцев для 2 фп. (1939), 3 рум. танцев для 2 фп. с оркестром (1943-45) и др. национально окрашенных соч. романтич. характера (в б. ч. произв. Л. отражены особенности рум. фольклора), а также произв., отражающих влияние неоклассицизма - "Концертино в классическом стиле" для фп. и камерного оркестра (1936). Среди др. соч. - фп. пьесы, камерно-инстр. ансамбли, романсы. Пр. им. Дж. Энеску (1933, 1934).

Литература: Лейтес Р., Жизнь, подобная комете, "СМ", 1969, No 8; Hommage а Dinu Lipatti, Gen., (1952); Tanasesсu D., D. Lipatti, Buc., 1965; Lipatti A., Dinu Lipatti. La doleur de ma vie, (Gen., 1967); Tanasescu D., Bargauanu G., Dinu Lipatti, Buc., 1971.

P. Э. Лейтес.

Липиньский К. Ю.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Липковская Л. Я.

Липковская Л. Я. (Maршнер) Лидия Яковлевна (25 V (6 VI) 1882, Бабино, близ Хотина, Бессарабия - 22 III 1958, Бейрут) - рус. певица (колоратурное сопрано). В 1901-05 училась в Петерб. консерватории (класс Н. А. Ирецкой). В 1906-08 и 1911-13 солистка Мариинского т-ра (Петербург). В 1909 пела на сцене Нар. дома в Петербурге. В 1909-11 выступала в Париже, Милане, Лондоне, Нью-Йорке и др. городах. В 1914-15 солистка Т-ра муз. драмы в Петрограде. Одноврем. выступала на опереточной сцене, а также в драм. т-ре. С 1919 жила за границей, преим. во Франции. В 20-30-х гг. гастролировала в странах Европы и Америки. В 1927-29 выступала в СССР с концертами и в оперных спектаклях ("Севильский цирюльник"). Оставила сцену в 1941. В 50-х гг. преподавала пение в Бейруте. Лучшие партии: Татьяна, Виолетта; Манон Леско ("Манон" Массне), Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно), Розина, Лючия. Серебристый по тембру голос Л. отличался теплотой звучания, лиричностью, обаянием. С лёгкостью, виртуозным блеском исполняла сложнейшие колоратурные партии, как правило, на языке оригинала. На оперной сцене Л. проявляла тонкое понимание муз. драматургич. стиля и сценич. рисунка. В конц. программах, помимо оперных арий, с особым эффектом исполняла франц. и испан. песни.

Литература: А. К., Наши артисты, вып. 1, Л. Я. Липковская, СПБ, 1909; Станиславский К. С., Материалы, письма, исследования, М., 1955; Ленинградская консерватория в воспоминаниях. 1862-1962, Л., 1962.

M. M. Яковлев.

Липс Ф. Р.

Фридрих Робертович (р. 18 XI 1948, г. Еманжелинск Челябинской обл.) - сов. баянист и педагог. Засл. арт. РСФСР (1982). Чл. КПСС с 1978. В 1972 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у С. М. Колобкова, с 1971 преподаёт там же. Среди учеников - В. А. Мунтян, В. Н. Долгополов. С 1970 солист Москонцерта. Репертуар Л. включает в переложении для баяна произв. разл. эпох и стилей. 1-й исполнитель и активный пропагандист мн. произв. для баяна сов. композиторов: В. А. Золотарёва, А. Л. Репникова, К. Е. Волкова, А. Б. Журбина, С. А. Губайдулиной и В. Я. Подгорного. Гастролирует за рубежом. 1-я пр. на Междунар. конкурсе исполнителей (1969, ГДР).

Литература: Вайдман П., Имханицкий М., Баянист-художник, "СМ", 1979, No 3.

Липсиус М.

Липсиус М. (Lipsius) Мария (псевд. - Ла Мара, La Mara) (30 XII 1837, Лейпциг - 2 III 1927, Шмёлен, близ г. Вурцен) - нем. муз. писательница. Род. в семье известных педагогов (отец - Карл Генрих Л. был директором лейпцигской школы Томасшуле). Автор монографий о композиторах. Вела большую работу по изданию и редактированию эпистолярного наследия великих музыкантов. Под её ред. вышли письма Ф. Листа, Г. Берлиоза и др. Перевела на нем. яз. книгу Ф. Листа "Шопен". На рус. яз. были изданы "Музыкально-характеристические этюды" Л. (т. 1-2, пер. Желябужской, 1886-89).

Сочинения (все изд. в Лейпциге): Musikalische Studienkцpfe, 1868; L. van Beethoven, 1870; Musikalische Gedanken-Polyphonie, 1873, 1877; Das Bьhnenfestspiel in Bayreuth, 1877; Classisches und Romantisches aus der Tonwelt, 1892; Beethovens unsterbliche Geliebte. Das Geheimnis der Grдfin Brunnsvik und ihre Memorien, 1909; Liszt und die Frauen, 1911; Durch Musik und Leben im Dienste des Ideals, Bd 1-2, 1917, 1926; Beethoven und die Brunsviks, 1920; Briefe Liszts, Bd 1-8, 1893-1905; Briefe von Hector Berlioz an die Fьrstin Carolyne Sayn-Wittgenstein, 1903.

M. А. Зильберквит.

Лира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лирица

Лирица (серб.-хорв., уменьшит. от лира) - югослав. струнный смычковый муз. инструмент. Родствен болг. гадулке и рус. гудку. Имеет грушевидный долблёный корпус, короткую шейку без ладов, плоскую головку треугольной формы, часто украшенную резьбой, 3 жильные струны. Настройка квартово-квинтовая. Играют на Л. сидя, инструмент держат вертикально, опирая корпус о колено правой ноги, смычком водят, вывернув вверх ладонь (как при игре на кеманче или гиджаке). Осн. назначение Л. - сопровождение нар. танцев. Л. распространены преим. на островах Хвар, Корчула, Млет и в р-не Дубровника.

К. А. Вертков.

Лирическая опера

Лирическая опера - жанровая разновидность франц. оперы, сложившаяся во 2-й пол. 19 в. (opera lyrique). Генетически связана преим. с наследием комич. оперы. Во франц. музыке 2-й пол. 19 в. лиризация была типичной для большой и комич. оперы, оперетты. Эта характерная тенденция времени означала в оперном иск-ве тягу к углублению психологич. начала, интерес к личности человека и его интимному миру, в противовес историко-героич. и легендарным сюжетам, приподнято-романтич. образам большой оперы. Внутри большой оперы она сказалась (ещё не разрушая граней жанра) в поздних операх Дж. Мейербера, в оперетте проявилась сентиментальной струёй в нек-рых произв. крупнейших её представителей, в т. ч. Ж. Оффенбаха. Отчётливый переход к новому жанру, наметившийся в творчестве Ш. Гуно и А. Тома, завершился у Ж. Бизе, Л. Делиба, Ж. Массне. Лирич. тенденции характерны также для итал. и рус. оперного иск-ва ("Евгений Онегин" - "лирич. сцены"). Процесс лиризации оперы был связан со стремлением художников раскрыть душевный мир человека. Каковы бы ни были сюжеты Л. о., трактовка образов приближала их к современности. Избирая для своих опер произв. классич. лит-ры ("Фауст", "Гамлет", "Миньон", "Вертер", "Манон"), авторы Л. о. выделяли в них преим. лирич. драму. В сравнении с лит. первоисточниками оперы суживали идейную проблематику, переводя образы из философского, обобщённого плана в бытовой. "Фауст" Гуно и "Гамлет" Тома были в общем далеки от произв. И. Гёте и У. Шекспира ("Вертер" и "Манон" Массне претерпели относительно меньшие изменения). Тем не менее Л. о. на сюжеты из классич. лит-ры открыли новые возможности для оперного иск-ва и завоевали широкий успех. Начало было положено оперой "Фауст", тонкость психологич. раскрытия сюжета была достигнута также в опере "Вертер". Ряд Л. о. на экзотич., "восточные" сюжеты ("Джамиле" Бизе, "Лакме" Делиба) обнаружили новое, поэтич. ощущение оперного "ориентализма". Муз. язык Л. о. приобрёл более демократич. характер, приблизился к бытовой лирике, в композицию шире вошла танц. музыка и др. бытовые жанры. Муз. драматургия более гибко следовала за развитием действия, детализировались выразит. свойства речитатива. Авторы Л. о. приблизили её к слушателю, любовные драмы (нередкоЗс социальным оттенком, как драмы неравенства) развёртываются на совр. бытовом фоне. Как самостоят. жанр франц. Л. о. важна для последней трети 19 в., позжеЗнек-рые её черты в преобразованном виде становятся характерными для франц. оперного натурализма и символизма (А. Брюно, Г. Шарпантье, К. Дебюсси). Известное родство с Л. о. обнаруживают произв. итал. веристов, особенно Дж. Пуччини.

Литература: см. при ст. Опера.

Лирическая трагедия

Лирическая трагедия - первоначальное жанровое обозначение франц. героико-трагич. оперы (tragйdie lyrique, также tragйdie en musique - трагедия, положенная на музыку, муз. трагедия). Термин "Л. т." относится преим. к произв. Ж. Б. Люлли (создателя Л. т. в 17 в.), Ж. Ф. Рамо и современных им авторов (слово "трагедия" - по аналогии с классицистской драматургией П. Корнеля и Ж. Расина; "лирическая" - т. е. в антич. смысле "музыкально-поэтическая"). Сюжеты, фабулы, коллизии и ситуации Л. т. близки франц. трагедии (но с более ярко выраженными элементами фантастики, эффектного, репрезентативного спектакля). От трагич. декламации Л. т. восприняла нек-рые закономерности патетически выразительного речитатива, надолго остававшегося характерным именно для франц. оперного иск-ва. Со временем обозначение "Л. т." перестало соответствовать существу жанра и было заменено термином большая опера, применявшимся с 19 в.

Лирник

Лирник - нар. музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. областях Великороссии. В кон. 17 в. на Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами - "благочинными" или "королями старцев", к-рых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. цеха-школы, по к-рому полагалось в школе учиться шесть лет, осваивая репертуар. На Зап. Украине эти школы получили широкое распространение. Репертуар Л. совпадал с репертуаром бандуристов, спутниками к-рых они всегда были. Иногда включались псалмы и канты, отличавшиеся морально-назидательным содержанием. Нек-рые песни носили юмористич. или сатирич. характер. Исполнение дум и историч. песен было упрощённым. Характер мелодии песен Л. разнообразен: гибкий речитатив с частыми мелодич. украшениями, церк. напевы (аккомпанемент лиры повторял эти напевы), "отыгрыш" и пение сопровождались непрерывными выдержанными звуками (органный пункт). Л. исполняли и танц. музыку - гопаки, казачки и др. Трудно воспроизводимые на лире муз. штрихи они успешно выполняли, приводя в движение правой рукой деревянное колесо ("смычок"), левой - нажимали соответствующие клавиши. Среди известных Л. - И. Скубия, А. Скоба, Ю. Зозуля, О. Додатко, А. Сковорода, А. Гребень и др. Выступления Л. иногда сопровождались небольшим вок. ансамблем (3-7 чел.). В нач. 70-х гг. 20 в. появляются Л.-профессионалы (певцы и инструменталисты), к-рые выступают в ансамблях и оркестрах укр. нар. инструментов.

Литература: Маслов А. Л., Лира - народный музыкальный инструмент, "РМГ", 1902, No 12; Демуцький П., Лiра i iї мотиви, Кїив, 1903; Колесса Ф., Мелодiї українськiх народнiх дум. Матерiали до української етнологiї, т. 13-14, Львiв, 1910-13; Гуменюк A., Українськi народнi музичнi iнструменти, Київ, 1967.

А. И. Гуменюк.

Лиру

Лиру - карсл. духовой язычковый муз. инструмент. Имеет деревянный конич. ствол, обвитый снаружи берёстой. К устью ствола привязан одинарный язычок в виде тонкой деревянной пластинки, в нижней части ствола просверлено 4-5 игровых отверстий. Дл. 400 мм. Звук сильный, резкий, подобен звуку кларнета в верхнем регистре. Исполняют на Л. инстр. наигрыши, аккомпанируют пению.

Лис А. К. Ф.

Лис А. К. Ф. (Liess) Андреас Карл Фридрих (р. 16 VI 1903, Клейн-Книгниц, Нижняя Силезия) - австр. историк музыки. Учился во Вроцлаве у М. Шнайдера, в Вене у Г. Адлера и др. С 1952 преподавал историю музыки в Венской академии музыки и сценич. иск-ва (ныне Высшая муз. школа); с 1972 профессор. Автор ряда книг, в т.ч. первой монографии о К. Орфе, а также статей о совр. музыке.

Литературные сочинения: Cl. Debussy, Bd 1-2, StraЯburg, 1936, 1977; Cl. Debussy und das deutsche Musikschaffen, Wьrzburg-Aumьhle, (1939); Wiener Barockmusik, W., 1946; J. J. Fux, W., (1948); Die Musik im Weltbild der Gegenwart, W., (1949); Deutsche und franzцsische Musik in der Geistesgeschichte des 19. Jahrhunderts, W., (1950); Carl Orff, Idee und Werk, (Z., 1955), 1975; Fuxiana, W., (1958); Der Junge Debussy und die russische Musik, в изд.: Bericht ьber den Internationalen musikwissenschaftlichen Kongress Kassel, 1962, Kassel, 1963; Carl Orff und das Dдmonische, (Viernheim), 1965; Die Musik des Abendlandes im geistigen Gefдlle der Epochen, W., 1970; Der Weg nach innen: Ortung дsthetischen Denkens heute, Z. - Unterengstringen, 1973; и др.

Лисабон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лисинский В.

Лисинский В. (Lisinski; наст. имя и фам. - Игнац Фукс, Fuchs) Ватрослав (8 VII 1819, Загреб - 31 V 1854, там же) - хорватский композитор. Музыке обучался в Загребе, где на его творч. развитие оказал влияние А. Штрига (основатель местного певч. об-ва, впоследствии известный оперный певец). В 1847 предпринял вместе с ним и др. хорватскими музыкантами конц. поездку по Сербии. В 1847-50 совершенствовался по композиции в Праге у К. Ф. Пича и Я. Б. Китля. По возвращении в Загреб работал в школе. Крупнейший музыкант эпохи "иллиризма" (см. Хорватская музыка), Л. в своём творчестве опирался на нар.-песенную основу. Его произв., отмеченные ярким нац. колоритом, проф. мастерством, отличаются высоким романтич. пафосом освободит. идей. Творч. путь начал с создания патриотич. песен. Важное значение для нац. муз. культуры имела романтич. опера Л. "Любовь и злоба" на сюжет из хорватской истории (16 в.). Однако дальнейшая творч. деятельность Л., протекавшая в условиях реакции после подавления Революции 1848, не смогла получить широкого развития. 2-я его историч. опера "Порин", посв. освободит. борьбе хорватов против франков (9 в.), утверждала нац. направление в хорватском муз. иск-ве.

Сочинения: оперы - Любовь и злоба (Ljubav i zloba, 1846, Загреб), Порин (Porin, соч. 1851, пост. 1897, Загреб); для орк. - 7 увертюр (в т. ч. Югославия, 1848, и Беллона, 1849), идиллия Вечер (Vecer, для малого орк., 1850), Славонское коло (Slavonsko kolo, 1850), соч. для фп.; вок. произв., в т. ч. хоры a cappella, песни (ок. 100), обр. нар. мелодий.

Литература: Марковац П., Ватрослав Лисинский, в сб.: Из прошлого югославской музыки, М., 1970; Kuhac Fr., V. Lisinski i njegovo doba, Zagreb, 1887, 1904; Kassowitz-Cvijic A., V. Lisinski u kolu Ilira, Zagreb, 1919; Zupanovic L., V. Lisinski (1819-1854), zivot-djelo, znacenje, Zagreb, 1969; "Zvuk", 1969, No 96-97 (спец. No посв. Л.).

И. M. Ямпольский.

Лисициан П. Г.

Павел Герасимович (р. 24 X (6 XI) 1911, Владикавказ, ныне Орджоникидзе) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1956). Чл. КПСС с 1949. В 1930-32 учился в Ленингр. консерватории, в 1960 окончил экстерном Ереванскую консерваторию. В 1935-37 солист Ленингр. Малого оперного т-ра, в 1937-40 - Арм. т-ра оперы и балета, в 1940-66 - Большого т-ра. Л. - один из ведущих сов. оперных певцов. Свободно владеет обширным по диапазону, свежим и ярким по тембру голосом. Обладает безупречной интонацией, совершенной дикцией, благодарной сценич. внешностью. Партии: Елецкий, Онегин, Мазепа; Роберт ("Иоланта"), Жермон, Амонасро; Форд ("Фальстаф"), Эскамильо; Татул ("Алмаст"), Аршак II ("Аршак II" Чухаджяна), Рылеев ("Декабристы"), Первый исполнитель на сцене Большого т-ра партий Казбича ("Бэла" Александрова, 1946), Наполеона ("Война и мир", 1959), Андрэ ("Джалиль" Жиганова, 1959). Выступает как конц. певец, с особым успехом исполняет романсы П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова, песни сов. композиторов. В 1967-73 преподавал в Ереванской консерватории (с 1969 зав. кафедрой, с 1970 профессор). Гастролировал за рубежом (Иран, Финляндия, Австрия, Венгрия, Румыния, Болгария, ГДР, Чехословакия, Дания, Польша, Югославия, Нидерланды, Индия, Япония, США, Канада, Греция, Бельгия, Индонезия, Италия, Исландия). Дети Л. - певцы, солисты Моск. филармонии: Карина (р. 1938; меццо-сопрано), Рузанна (р. 1945; сопрано; 2-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов в Нидерландах, 1974), Рубен (р. 1945; драм. тенор; 1-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Шумана, ГДР, 1969).

Литература: Павел Герасимович Лисициан. (Буклет), М., 1953.

В. И. Зарубин.

Лисовский Л. Л.

Леонид Леонидович (11 (23) X 1866, Петербург - 23 XII 1934, Харьков) - сов. композитор и педагог. Окончил Харьковский ун-т (историко-филологич. ф-т). Занимался у И. И. Слатина (фп.). В 1897 окончил Петерб. консерваторию у H. P. Соловьёва (композиция). С 1898 преподаватель игры на фп. и муз.-теоретич. дисциплин (одноврем. директор) муз. школы Ф. И. Базилевич в Полтаве, с 1909 - частных муз. школ и затем Нар. консерватории в Петербурге, с 1913 - муз. школы Л. В. Пышнова и А. Я. Швейгера в Тбилиси, с 1914 - муз. школ Харькова. После Окт. революции 1917 продолжал работать в Харькове: с 1918 - в Нар. консерватории, Муз. техникуме, в 1921-30 чл. Высшего муз. комитета Наркомпроса Украины, а также композиторской мастерской Всеукр. т-ва революц. музыкантов (ВУТОРМа). Печатался во мн. периодич. изданиях, в т.ч. в газ. "Полтавские губернские ведомости", "Кавказ", "Музика", "Музика масам". Ему принадлежит ряд статей о П. П. Сокальском ("Музика", 1927, No 3; впервые приведён полный список его соч.), "Нотна грамота для самонавчання" ("Музика масам", 1929, No 2, 5, 6, 9, 12) и др.

Сочинения: опера Сон старого сада (первонач. назв.- Именины розы, 1901, Харьков); кантаты; для орк. - 3 увертюры (1896-1916), Лирическая прелюдия (1896) и др.; струн. квартет; пьесы для фп., для скр. и для флейты с фп.; хоры, романсы, мелодекламации; ред. и обр. произв. П. П. Сокальского и др.

Литература: (Некролог), "Харьковский рабочий", 1934, 27 дек.

Лисовский Н. М.

Николай Михайлович (1(13) I 1854, Москва - 19 IX 1920, Петроград) - рус. библиограф. Учился в Лесном ин-те, а также в Петерб. консерватории (класс пения). В 1881-82 ред. журн. "Русская библиография", в 1884-94 ред. и издатель журн. "Библиограф". С 1913 читал курс книговедения в Петерб. (Петрогр.) ун-те. Л. уделял большое внимание муз. библиографии. Его труд "Русская периодическая печать 1703-1900 гг." (П., 1915) - ценный вклад в рус. библиографию. В 80-90-х гг. работал над составлением "Краткого словаря русских музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в России" (картотека хранится в Ин-те рус. лит-ры АН СССР - Пушкинский дом).

Сочинения: Музыкальные альманахи XVIII столетия, СПБ, 1882; А. Г. Рубинштейн. Биографический очерк, (б. м., 1889); А. Г. Рубинштейн. Пятьдесят лет его музыкальной деятельности. 1839-1889, СПБ, 1889; Летопись событий в жизни и деятельности А. Г. Рубинштейна с указанием на отзывы и статьи о нём и его произведениях в русской печати. 1829-1889, СПБ, 1889; Музыкальный календарь и справочная книжка на 1890 (со словарём композиторов и муз. деятелей в России), СПБ, 1889; Обозрение литературы по театру и музыке за 1889-1891 гг. Библиографический очерк, СПБ, 1893.

И. М. Ямпольский.

Лисса З.

Лисса З. (Lissa) Зофья (р. 19 X 1908, Львов) - польск. музыковед и педагог. Доктор философии (1930) и историч. наук (1954). В 1925 окончила Львовскую консерваторию (класс фп.), в 1925-30 изучала музыковедение, философию и искусствоведение в ун-те во Львове, в 1930-39 преподавала теорию в Львовской консерватории. В 1941-47 работала в СССР (в 1944-47 атташе по культуре Польск. посольства в Москве). С 1948 читает лекции и руководит кафедрой в Ин-те истории и теории музыки при Варшавском ун-те (в 1957-75 директор и профессор). Занимала ряд ответственных должностей в польск. муз. учреждениях; чл. польск. заруб. и междунар. комиссий и об-в по изучению теории и истории иск-в (пред. 1-го Междунар. шопеновского конгресса в Варшаве, 1960). Осн. труды (всего ок. 450 науч. работ; 18 книг; мн. науч. исследования переведены на др. яз.) в области муз. теории, эстетики, истории польск. музыки (в частности, исследования о Ф. Шопене), музыки кино. Л. известна как пропагандист рус. и сов. музыки в Польше. Сотрудничает в 9 муз. энциклопедиях разных стран. Участвует в организации постоянных конгрессов, посв. старинной музыке стран Вост. Европы.

Сочинения: О harmonice А. N. Skriabina, "Kwartalnik Muzyczny", 1930, t. 8; Zarys nauki о muzyce, Lwуw, 1934, Kr., 1966; Aspekt socjologiczny w polskiej muzyce wspуlczesnej, "Kwartalnik Muzyczny", 1948, No 21-22; Uwagi о metodzie marksistowskiej w muzykologii, в кн.: Ksiega Pamiatka Ku czei prof. A. Chybinskiego, Kr., 1950; Leninowska teoria odbicia a estetyka muzyczna, Warsz., 1950; Niektуre zagadnienia estetyki muzycznej..., Kr., 1952; О specyfice muzyki, Kr., 1954; О obiektywnosci praw w historii i teorii muzyki, "Studia Musikologiczne", 1954, t. 3; Integracja rytmiczna w Suicie scytyjskiej S. Prokofiewa, в сб.: О twуrczosci S. Prokofiewa, (Kr.), 1962; Do genezy "akordu prometejskiego A. N. Skriabina", "Muzyka", 1959, No 2; Rozwazania о stylu narodowym w muzyce na materiale twуrczosci K. Szymanowskiego, в сб.: Z zycia i twуrczosci K. Szymanowskнego, Kr., 1960; Estetyczne funkcje ciszy i pauzy w muzyce, в кн.: Estetyka, t. 2, Warsz., 1961; Estetyka muzyki filmowej, Kr., 1964 (рус. пер. - Эстетика киномузыки, M., 1970); Kazimierz Kelles-Krauz-poczatki marksistowskijj mysli muzycznej w Polsce, "Muzyka", 1966, No 2; Poglady A. Lunaczarskiego na muzyke, в сб.: Polsko-rosyjskie miscellanea muzyczne, Kr., 1967; Studia nad twуrczoscia F. Chopina, Kr., 1970; Wstep do muzykologii, Warsz., 1970, 1973; в рус. пер. - Шопен и Скрябин, в сб.: Русско-польские музыкальные связи, М., 1963.

Лист Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лист Ю.

Лист Ю. (List) Юджин (р. 6 VII 1918, Филадельфия) - амер. пианист. Учился в Лос-Анджелесе в студии Ю. В. Сатро-Сейлера. Дебютировал в 12 лет как пианист с филармонич. оркестром Лос-Анджелеса. С 1931 совершенствовался у О. Самаровой в Филадельфии (выступал с Филадельфийским симф. оркестром, 1934), затем - в Джульярдской муз. школе в Нью-Йорке. Исполнил с Нью-Йоркским филармонич. оркестром 1-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича (1935). Будучи в армии (1942-46), продолжал концертировать; принимал участие в торжеств. концерте на Потсдамской конференции 1945 (наряду с В. В. Софроницким, Д. Ф. Ойстрахом и др.). В 1946-47 концертировал в городах Зап. Европы. Выступал также со своей женой - скрипачкой К. Гленн в "Пирах Эзопа" М. Розенталя в Париже (1952). Неоднократно гастролировал в СССР, был также чл. жюри на 3-м и 4-м Междунар. конкурсах им. П. И. Чайковского в Москве (1966 и 1970).

В. Ю. Дельсон.

Листов К. Я.

Константин Яковлевич (р. 6(19) IX 1900, Одесса) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР (1973). В 1917 окончил в Царицыно муз. уч-ще по классу фп. у А. Н. Раниец, в 1922 - Саратовскую консерваторию по классам композиции у Л. М. Рудольфа и фп. у И. А. Розенберга.

Листов К. Я.

В 1919-23 пианист, позже дирижёр Саратовского т-ра миниатюр. С 1923 работает в Москве, в 1934-38 дирижёр Т-ра обозрений, в 1938-1940 - Т-ра классич. буффонады (под рук. В. М. Бебутова). В 1941-45 муз. консультант Политуправления Военно-морского флота. Автор опер, муз. комедий, орк. произв., песен (ок. 800). Осн. сфера творчества Л. - песня, преим. на военную тематику. Мн. его песни стали популярными ("Песня о тачанке", "В землянке", "Махорочка", "Ходили мы походами", "Севастопольский вальс"). Наряду с песней значит. место в творчестве Л. занимает муз. комедия (наиболее известна "Севастопольский вальс"). Лирич. напевность, идущая от народно-песенной традиции, органично сочетается в музыке Л. с маршевостью, элементами танцевальности.

Сочинения:оперы - Олеся (по А. И. Куприну, 1959, Саратов), Дочь Кубы (1962, там же); муз. комедии - Королева ошиблась (1928, моск. т-р "Синяя блуза"), Ледяной дом (по И. И. Лажечникову, 1938, Моск. т-р оперетты), Копилка (по Э. Лабишу, 1939, Саратовский т-р музкомедии), Мечтатели (1949, Моск. т-р оперетты), Кораллина (по К. Гольдони, 1948, Свердл. т-р музкомедии), Айра (1951, Моск. т-р оперетты), Поют сталинградцы (1955, Волгоградский т-р музкомедии), Севастопольский вальс (1961, там же), Сердце балтийца (1964, Моск. т-р оперетты); оратория - Октябрь (1921); для орк. - симфония (посв. 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, 1969), фантазия Карнавал Революции (1922); концерт для скр. с орк. (1970) и др.; для голоса и орк. - вок.-симф. поэма Гренада (сл. М. А. Светлова, 1968, 2-я ред. 1972); для голоса и фп. - песни; музыка к физкультурному параду (1953), к спектаклям драм. т-ра, радио и др.

Литература: Tищенко A., Константин Листов, М., 1962.

И. М. Ямпольский.

Предыдущая страница Следующая страница