Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОР"-"ХЭ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 5, "ХОР"-"ХЭ")

Хоровод

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хоруми

Хоруми - груз. нар. хороводный воен. танец. X. известен с давних времён; близок к древнекритскому пиррихию, описанному ещё Платоном. Распространён в Гурии и Аджарии.

Хоруми

Старинный хоруми. Запись А. Парцхаладзе.

Темп, как правило, умеренный, но так же, как и муз. сопровождение, находится в полной зависимости от развития сюжета танца, в к-ром эпизоды воен. событий (разведка, наступление, победа и т. д.) перемежаются возвращающимся эпизодом "отдыха", что обусловливает рондообразную форму (abcbdb). Отличит. черты X. - сложная метроритмика, пятипольный такт с группировкой 3 + 2 или 2 + 3 (возможны исследования тактов с разл. группировкой: 2 + 3 и 3 + 2). Мелодич. линия состоит из коротких наигрышей, обычно в пределах одного-двух тактов, к-рые, периодически повторяясь, слегка варьируются. X. танцуют в сопровождении чибони (род двухголосного духового инструмента с мехом) или чонгури, иногда вместе с ударным инструментом доли (давли в Аджарии), иногда только в сопровождении последнего.

Хоруми

Аджарский хоруми. Запись А. Парцхаладзе.

Количество танцующих не ограничивается (от 3 и более). Мелодии X. использованы в произв. А. Баланчивадзе, Г. Киладзе, А. Мачавариани, С. Цинцадзе и др. композиторов Грузии.

Литература: Асланишвили Ш., Народная танцевальная музыка, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957.

Хота

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хофмайстер Ф. А.

Хофмайстер Ф. А. (Hoffmeister) Франц Антон (12 V 1754, Роттенбург, Баден-Вюртемберг - 9 II 1812, Вена) - нем. композитор и муз. издатель. С 1768 жил в Вене, где получил муз. образование, а также изучал юридич. науки. В 1784 основал муз. изд-во (одно из первых крупных муз. изд-в в Вене), позднее открыл собств. нотный магазин. В эти годы X. сблизился с В. А. Моцартом и стал при жизни композитора осн. издателем его произведений, служил капельмейстером в одной из венских церквей, много сочинял. В 1798 X. с флейтистом Ф. Турнером совершил конц. поездку по Германии, затем поселился в Лейпциге. Здесь в 1800 совм. с органистом А. Кюнелем основал муз. изд-во "Bureau de musique" (в 1814 оно перешло к К. Ф. Петерсу). В Лейпциге издат. деятельность X. приобрела наибольший размах; были выпущены произв. крупнейших композиторов - полн. собр. клавирных и органных соч. И. С. Баха, собр. квартетов Й. Гайдна, квартетов и квинтетов В. А. Моцарта, а также отдельные клавирные и камерные произв. Моцарта, отдельные соч. Л. Бетховена. Однако издательское дело постоянно мешало осуществлению многообразных творч. планов X., поэтому в 1805 он вышел из руководства лейпцигской фирмой и вернулся в Вену. В 1807 полностью отстранился от коммерции, посвятив последние годы жизни муз. творчеству. X. был очень плодовитым и в своё время популярным композитором, хотя ныне известны лишь немногие из его песен.

Сочинения: 9 опер - Алхимик (Der Alchimist), Заколдованная охота (Die bezauberte Jagd), Домашний петух (Der Haushahn), Кораблекрушение (Der Schiffbruch), Осада Цитеры (Die Belagerung von Cythere), Элизиум (Elysium), Первый поцелуй (Der erste KuЯ), Королевич из Итаки (Der Kцnigssohn von Ithaka, Вена, 1795), Розалинда (Вена, 1796); для орк. - ок. 70 симфоний, более 10 серенад, увертюры, ок. 50 концертов, в т. ч. 25 для флейты и скр. с орк.; камерно-инстр. ансамбли - 7 сонат для фп. и флейты (или скрипки), дуэты, трио, квартеты, квинтеты с участием флейты; св. 100 струн. трио, квартетов, квинтетов; ок. 70 соч. для флейты соло; разл. фп. произв.; многочисл. арии и песни.

Литература: Catalogue thйmatique de tous les oeuvres pour la flute traversiиre composйs par Mr. F. A. Hoffmeister, maоtre de chapelle а Vienne, W., 1800; Riehl W. H., Musikalische Charakterkцpfe, Bd 1, Stuttg., 1853, 1899; Deutsch O. E., Oldman С. В., Mozart-Drucke, eine bibliographische Ergдnzung zu Kцcheis Werkverzeichnis, "ZfMw", 1931/32, Jahrg. 14, No 3, 7; Sohmid E. F., F. A. Hoffmeister und die "Gцtt-weiger Sonaten", "ZfM", 1937, Jahrg. 104; Weinmann A., Die Wiener Verlagswerke von Fr. A. Hoffmeister, (W., 1964) ("Beitrдge zur Geschichte des Alt-Wiener Musikverlages", Reihe 2, Folge 8); Plesske H.-M., Beethoven und seine Leipziger Verleger, "Sдchsische Heimatblдtter", 1971, Jahrg. 17, No 1.

В. П. Павлинова.

Хохлов П. А.

Павел Акинфиевич (21 VII (2 VIII) 1854, с. Устье, ныне Беднодемьянский р-н Пензенской обл.- 20 IX 1919, Москва) - рус. певец (баритон). В детстве учился игре на фп., позже - на скрипке (у К. А. Кламрота). Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та (1878). Увлекаясь пением, в 1873-75 брал уроки у Ю. К. Арнольда, к-рый считал, что у X. бас (в 1875 в студенч. концерте исполнил басовую партию - арию Зарастро из "Волшебной флейты"). Почувствовав неполадки с голосом, начал заниматься у А. Д. Александровой-Кочетовой (1875-78), к-рая верно определила голос X. как баритон. Совершенствовался в Милане у Ф. Ронкони, Ф. Варези, Гамбоджи. В 1879 с успехом дебютировал на сцене Большого т-ра (первоначально во 2-м акте оперы "Фауст", исполнив партию Валентина, затем - в партии Графа ди Луна в опере "Трубадур"). В 1879-1900 был солистом этого театра (в 1881 и сезон 1887-88 пел в Мариинском т-ре). Много концертировал в Москве, Петербурге и др. городах России, зачастую пел в благотворит. концертах, особенно в пользу учащейся молодёжи. Последнее выступление X. состоялось в 1902 на сцене Большого т-ра (в опере "Евгений Онегин"). Оставив сцену, занялся общественной деятельностью (работал в земстве).

Один из выдающихся певцов, X. - яркий представитель рус. вок. школы. Он принёс на оперную сцену новый стиль исполнения (полный отказ от внешне эффектного пения, стремление бережно донести до слушателя замысел композитора). Певец обладал мягким, бархатистого тембра голосом широкого дыхания и большого диапазона (ему были одинаково доступны басовые и теноровые звуки), превосходными сценич. данными. Тонкий музыкант и талантливый актёр, он всегда стремился к созданию полноценного правдивого художеств. образа. В обширном репертуаре X. преобладали партии из опер рус. композиторов. Лирич. образы были артисту ближе героических. Совершенством, глубиной и законченностью трактовки выделялись партии Онегина и Демона. Его интерпретация этих образов стала традицией на оперной сцене. П. И. Чайковский писал, что "не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова".

Среди др. партий - Светлейший ("Черевички" Чайковского), Елецкий, Князь Игорь, Руслан, Мизгирь; Троекуров ("Дубровский"), Борис Годунов; Вольфрам ("Тангейзер"), Дон Жуан, Жермон; Ренато ("Бал-маскарад"). Талантливого певца и актёра высоко ценили Чайковский, А. Г. Рубинштейн, мн. рус. муз. критики. X. не был педагогом, он не создал своей школы, но у него учились иск-ву работы над образом, вок. мастерству мн. артисты. Ф. И. Шаляпин неслучайно назвал X. своим учителем.

Литература: П. А. Хохлов, "РМГ", 1900, No5; Ремезов И., Образы Чайковского на оперной сцене, "СМ", 1940, No 5-6; Чайковский на московской сцене, М.-Л., 1940, Дурылин С., П. А. Хохлов, М.-Л., 1947; Яковлев Вас., П. А. Хохлов, М.-Л., 1950; (Памятные даты), "МЖ", 1959, No 12.

Хохлов Ю. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хохловкина А. А.

Хохловкина А. А. (Хохловкина- Золотаревская) Анна Абрамовна (по уточнённым данным, 29 Х(10 XI) 1896, Каховка - 26 XI 1971, Москва) - сов. музыковед, педагог. Кандидат искусствоведения (1939). Училась на фп. отделении Петрогр. консерватории (1915-17), затем в Моск. консерватории (в 1928 окончила пед. ф-т по 2 отделениям - спец. фп. у М. С. Неменовой-Лунц и общего муз. образования - ООМ), позднее прошла спец. курс научно-исследоват. отделения научно-композиторского ф-та (1929-30). Преподавала игру на фп. и муз.-теоретич. предметы в муз. уч-ще в Запорожье (1917-19), была науч. сотрудником ГИМНа в Москве (1922-30). В 1932-41 преподавала историю музыки в Моск. консерватории (с 1935 доцент), где состояла и научным сотрудником науч.-исследоват. кабинета (1943-50). В сер. 30-х гг. работала на Радио (ред., зав. репертуарной частью, муз. консультант).

X. - автор трудов по истории муз. культуры Франции, Италии, Германии, Австрии, а также по истории и эстетике сов. музыки. Ей принадлежат капитальные исследования, научно-популярные работы, многочисл. статьи, рецензии и переводы на рус. яз. работ заруб. музыковедов по истории зап.-европ. музыки.

Сочинения: Музыкальная жизнь Москвы и Бетховен. 20-е и 30-е гг. (XIX в.), в сб.: Русская книга о Бетховене, М., 1927; Музыка эпохи революции 48-го г. в Австрии, "Музыкальное образование", 1929, No 2; "Севильский цирюльник" Дж. Россини, М., 1935, 1979; Пушкинские романсы С. Фейнберга, "СМ", 1937, No 3; Гектор Берлиоз, (М., 1938); "Бэла" - опера Ан. Александрова, "СМ", 1946, No 11; "Реквием" Берлиоза в Москве, там же, 1947, No 4; О программности в музыке, там же, 1948, No 7; Пути развития советской оратории и кантаты, там же, 1949, No 3; Бетховен и русская музыкальная культура, там же, 1952, No 3; Гектор Берлиоз. "Фантастическая симфония", (М., 1954); Бизе, М., 1954; Вопросы специфики оперного образа, в сб.: Советская музыка, М., 1954; Советская оратория и кантата, М., 1955; Бетховен, М., 1955; Вокальная лирика Бетховена, в сб.: Вопросы музыкознания. Ежегодник, т. 2, М., 1956; Критические статьи Р. Шумана, "СМ", 1958, No 5; Берлиоз, М., 1960; Из истории песен Французской революции, "СМ", 1961, No 12; Западноевропейская опера. Конец XVIII - первая половина XIX в. Очерки, М., 1962; Музыка Французской революции XVIII в., в кн.: История зарубежной музыки, М., 1967.

Л. С. Мухаринская.

Хоэнэмзер Р. Г.

Хоэнэмзер Р. Г. (Hohenemser) Рихард Генрих (10 VIII 1870, Франкфурт-на-Майне - 8 IV 1942, Берлин) - нем. музыковед. В 1892-96 учился в Берлине у Ф. Шпитты, X. Беллермана и О. Флейшера (история музыки), в 1896-99 - в Мюнхене у Т. Липса (психология и эстетика) и у А. Зандбергера (музыковедение). Изучал также философию. С 1905 жил в Берлине, в 1919-31 - во Франкфурте-на-Майне, затем снова в Берлине. Покончил с собой из-за политич. преследований. Важнейший труд X. посвящён Л. Керубини: "Luigi Cherubini, sein Leben und seine Werke" (1913; 2-е изд. 1969). Опубликовал ряд статей в "SIMG", в т. ч. "Ьber die Programmusik" (Jahrg. 1, 1899/1900), "Ьber die Volksmusik in den deutschen Alpenlдndern" (Jahrg. 11, 1909/10); в журн. "Die Musik": "J. Brahms und die Volksmusik" (1903); "Die Kompositionen von Clara Wieck-Schumann" (1905); "Robert Schumann unter dem EinfluЯ der Alten" (1909); "Beethoven als Bearbeiter schottischer und anderer Volksweisen" (1910). Среди прочих работ X. - "Ьber Komik und Humor in der Musik" ("JbP", Jahrg. 24, 1917), "Formale Eigentьmlichkeiten in Robert Schumanns Klaviermusik" (в сб.: Sandberger Festschrift, Mьnch., 1918); "A. Schopenhauer als Psychologe" (Lpz., 1924); "Cherubiniana" ("ZfMw", Jahrg. 9, H. 8, 1927). Оставил труд о философии P. Ницше.

Ю. В. Крейнина.

Хренников Т. Н.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хриистов Д. Й.

Димитр Йорданов (р. 2 X 1933, София) - болг. композитор и музыковед. Окончил в 1956 Болг. консерваторию по классу композиции у М. Големинова. С 1960 преподаёт там же муз.-теоретич. предметы (с 1976 профессор). Науч. сотрудник Ин-та музыковедения Болг. АН. С 1972 зам. пред. Союза болг. композиторов. В 1975-79 генеральный секретарь Всемирного муз. совета при ЮНЕСКО. Муз. соч. X. отражают особенности нац. муз. фольклора, в т.ч. шопского (Зап. Болгария).

Сочинения: опера Игра (1978); для орк. - 3 симфонии (1958-69), увертюра с фанфарами (1974), конц. миниатюры (1970); концерты с орк. - для фп. (1956), скр. (1966), влч. (1970), пьесы для фп., в т.ч. сонаты; песни.

Литературные сочинения: Западни хоризонти, С., 1966; Композиционни проблеми във фугите на "Добре темперирано пиано" на Й. С. Бах, С., 1968, 1975; Хипотеза за полифоничния строеж, С., 1970; Към теорстичнитс основи на мелодиката, т. 1, С., 1973 (рус. пер.: Теоретические основы мелодии, т. 1, М., 1980).

Христианин Ф.

Фёдор - см. Крестьянин Ф.

Христианович Н. Ф.

Николай Филиппович (22 VII (3 VIII) 1828, с. Кислино Тарусского у. Калужской губ. - 29 III (10 IV) 1890, Полтава) - рус. композитор, муз.-обществ. деятель и муз. писатель. В 1848 окончил Уч-ще правоведения в Петербурге, где брал уроки игры на фп. у А. Л. Гензельта. В 1856 учился в Лейпцигской консерватории. В 1852-59 чиновник Моск. палаты гражданского суда. В 1859-66 товарищ пред. губернской гражданской палаты в Ярославле (организовал здесь бесплатные муз. курсы, устраивал концерты, выступал как пианист, дирижёр; преподавал), в 1866-76 - Орловского окружного суда (по уголовным делам). В 1876-90 пред. Полтавского окружного суда. В этот период руководил в Полтаве гимназич. концертами, дирижировал хором, организовал бесплатные классы теории музыки; в 1883 читал лекции по истории музыки в Муз. уч-ще Харьковского отд. РМО. В том же году избран действит. чл. РМО. Статьи X. о Р. Шумане, Ф. Шопене, Ф. Шуберте принадлежат к числу первых рус. работ об этих композиторах. Автор произв. для хора и оркестра - 7 картин к "Демону" Лермонтова (исп. в Ярославле) и кантаты "Лес" (исп. в концертах РМО в Петербурге и Харькове), фп. пьес, романсов (изд. 33), песен. Мн. муз. произв. X. остались в рукописи, также как его курс элементарной теории музыки, автобиографич. записки и воспоминания. Написал повесть "Митнев" ("Русское слово", 1860, No 8-9).

Сочинения: Несколько слов о пении И. И. Пильсудской (Оноре), "Московские ведомости", 1856, No 11; Шопен. Письма из провинции, "Русский вестник", 1857, No 9, 11, 12; Роберт Шуман. Письма из провинции, там же, 1861, No 1, 2; Франц Шуберт, там же, 1863, No 12; последние 3 работы переиздал в виде кн.: Письма о Шопене, Шуберте и Шумане, М., 1875, 1876.

Его брат Александр Филиппович X. (1835, Калуга - 1874) - рус. пианист и композитор. Офицер Моск. полка. В 1861 собирал в Алжире нар. мелодии, к-рые опубликовал в собств. гармонизации в своём историч. очерке, посв. древней араб. музыке. Нек-рые из этих мелодий использовали А. П. Бородин (романс "Арабская мелодия") и Н. А. Римский-Корсаков ("Антар"). Автор романсов. Выступал как муз. и театр. критик.

Сочинения: Esquisse historique de la musique arabe aux temps anciens avec dessins d'instruments et quarante mйlodies notйes et harmonisйes par Alexandre Christianowitsch, Cologne, 1863.

Литература: Голицын Юрий, Музыкальная деятельность в провинции. (Из памятной книги), "Русская сцена", 1865, No 4-5; Финдейзен Ник., Николай Филиппович Хри-стианович. Биографический очерк, "РМГ", 1899, No 19-20; Ямпольский И., Исследователь алжирской народной музыки Александр Христианович, в сб.: Музыка народов Азии и Африки, вып. 3, 1980.

Христиансен Л. Л.

Лев Львович (р. 28 II (13 III) 1910, Псков) - сов. музыковед, фольклорист и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Кандидат искусствоведения (1958). Чл. КПСС с 1939. В 1938 окончил историко-теоретич. ф-т Моск. консерватории по специальности история музыки у М. С. Пекелиса. В 1938-41 работал в Управлении по делам иск-в при Совете нар. комиссаров РСФСР, в 1941-47 худ. рук. разл. конц. организаций. В 1943 организовал Уральский нар. хор (худ рук. до 1959). В 1943-44 и в 1949-58 преподаватель истории музыки и нар. творчества Уральской консерватории, с 1959 - Саратовской консерватории (в 1959-64 ректор, с 1960 доцент кафедры истории музыки, с 1977 профессор кафедры хор. дирижирования). С 1967 возглавляет отделение руководителей нар. хора. С 1978 зам. пред. худ.-методич. совета по проф. нац. коллективам Мин-ва культуры РСФСР. X. собирает и пропагандирует песенный фольклор.

Сочинения: Народные песни Свердловской области, М.-Л., 1950; Современное народное песенное творчество Свердловской области, М., 1954; Русские песни из репертуара Уральского народного хора, М., 1960; Уральские народные песни, М., 1961; Ладовая интонационность русской народной песни. М., 1976; Das KlassenmдЯige, Volksverbundene und Allgemeinmenschliche in der russischen Arbeiter-Folklore, в сб.: Arbeitshefte Akademie der Kьnste der Deutschen Demokratischen Republik, В., 1977 (доп. изд. на рус. яз. - Общенародное и общечеловеческое как классовая сущность рабочего фольклора, в сб.: Социологические аспекты изучения музыкального фольклора, A.-A., 1978).

Христич З. П.

Зоя Петровна (р. 1 XI 1932, Тирасполь) - сов. певица (сопрано). Нар. арт. УССР (1965). Чл. КПСС с 1954. В 1956 окончила Одесскую консерваторию по классу пения у О. Н. Благовидовой. С 1956 солистка Укр. т-ра оперы и балета. Обладает голосом мягкого, красивого тембра и большого диапазона, ровным во всех регистрах. Среди партий - Наталка; Оксана ("Запорожец за Дунаем"), Елена ("Богдан Хмельницкий" Данькевича), Иоланта, Маргарита, Микаэла; Леонора ("Трубадур"), Эльза ("Лоэнгрин"). В конц. репертуаре певицы нар. песни, романсы и песни композиторов-классиков и сов. авторов. С 1965 преподаёт в Киевской консерватории (с 1972 доцент). Успешно выступала на междунар. конкурсах вокалистов в Женеве (1958) и Тулузе (1962), лауреат конкурса 7-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Вене (1959; 1-я пр.).

Литература: Яворський Е. Н., Зоя Христич, KИпB, 1975.

И. М. Лысенко.

Христич С.

Христич С. (Христиh) Стеван (19 VI 1885, Белград - 21 VIII 1958, там же) - серб. композитор и дирижёр (Югославия). Чл. Серб. АН (с 1950). Учился в детстве у П. Стояновича (скрипка) в Вене, у Ц. Манойловича (фп.), С. Мокраняца (муз.-теоретич. предметы) в Сербской муз. школе в Белграде, в к-рой позднее преподавал (1908-09). Занимался у С. Креля, Р. Гофмана (муз.-теоретич. предметы) и А. Никита (дирижирование) в Лейпцигской консерватории (1904-08). Изучал церк. музыку под рук. А. Д. Кастальского в Москве (1910) и под рук. Л. Перози в Риме. Дебютировал как дирижёр в 1913 в Белграде (Нац. т-р). X. - один из организаторов столичной муз. жизни; был рук. и дирижёром оркестра Белградского филармонич. об-ва (1923-34), рук. оперного т-ра (1924-34), участвовал в создании открытой в 1937 Муз. академии, где со времени её основания до 1950 был профессором по классам композиции и инструментовки (ректор в 1943-44). Пред. CK Сербии (1952-54) и первый пред. CK Югославии (1950-53).

Один из основоположников совр. серб. композиторской школы, X. - автор гл. обр. хор. соч. ("Осень", "Звезда", "Дубровницкий реквием" и др.). Популярен его балет "Охридская легенда" (в 1958 пост. в Моск. муз. т-ре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; в том же году в связи с пост. X. посетил СССР). Для стиля X. характерно сочетание фольклорной основы с импрессионистич. приёмами письма.

Сочинения: опера Сумерки (Сутон; 1925, Белград, 2-я ред. 1954); балет Охридская легенда (Охридска легенда, 1947, Белград, 2-я ред. подготовлена специально для пост. в Москве, 1958), оратория Воскресение (Васкрсеoeе, вступление к ней - Поэма утренней зари - Поема зоре для орк., 1912); Песня свободы (Песма слободе) для хора и орк.; пьесы для орк., в т. ч. В деревне (На селу, 1935); Враневская сюита (Враoeска свита) для камерного орк. (1948); для инструмента с орк. - рапсодия для фп. (1944), симф. фантазия для скр. (1908); хоры a cappella, в т. ч. церковные и детские; романсы на стихи нац. поэтов; музыка к спектаклям драм. т-ра и кинофильмам.

Литература: Stevanu Hristicu in memoriam, "Zvuk", 1958, No 21-23; Dypuћ-Kлajн С., Историjски развоj музичке културе у Cpбиjи, Београд, 1971, с. 120-26.

Е. И. Гордина.

Христов Б. К.

Борис Кирилов (р. 18 V 1914, Пловдив) - болг. певец (бас). Нар. арт. НРБ (1975). Окончил юридич. ф-т Софийского ун-та. Участвовал в студенч. академич. хоре и самодеят. нар. хоре "Гусла". Решил стать проф. певцом, побывав на концерте Ф. И. Шаляпина в Софии в 1934. В 1942 учился у Р. Страччари в Италии, где дебютировал как оперный певец в 1945 (в г. Реджо-ди-Калабрия; партия Коллена, "Богема"). С 1946 солист оперных т-ров в Риме, Триесте, Милане ("Ла Скала") и др. городах. Один из известнейших певцов мира, X. выступает в крупнейших оперных т-рах разных стран (с 1952), участвует в муз. фестивалях. Огромную популярность X. Принесли грамзаписи его исп. (в серии "Знаменитые певцы", с маркой "Хиз мастерс войс"). Обладает голосом красивого тембра. Особенно близок ему рус. репертуар; традиции исполнит. иск-ва Шаляпина он сочетает с приёмами итал. стиля бельканто. За исп. партий Бориса Годунова, Пимена, Варлаама ("Борис Годунов") X. получил 1-ю пр. Франц. академии. Среди др. партий - Кончак и Галицкий, Филипп II; Гомец да Сильва ("Эрнани"), Черевик ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Собакин ("Царская невеста"), Досифей, Сусанин; Банко ("Макбет" Верди), Мефистофель ("Мефистофель" Бойто), Дон Кихот ("Дон Кихот" Ж. Массне), Моисей ("Моисей" Россини). В свои конц. программы включает много рус. нар. песен и романсов рус. композиторов (имеются грамзаписи его исп. рус. нар. песен и песен М. П. Мусоргского).

Литература: Дейкова О., Б. Христов, София, 1965.

А. Абаджиев.

Христов Д. И.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Христофор

Христофор (г. рожд. неизв., Москва - ок. 1628) - рус. муз. теоретик кон. 16 - 1-й четв. 17 вв., монах Кирилло-Белозерского монастыря. Составитель "Ключа знаменного" (1604) - одного из самых полных ранних муз.-теоретич. руководств по знаменному пению. "Ключ знаменный" находится в рукописном сборнике, включающем неск. богослужебных книг: Стихирарь, Октоих, Ирмологий, Триодь, Обиход (сб. хранится в Гос. публичной б-ке им. M. E. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде, фонд 351, No 665/922). "Ключ знаменный" содержит обширный учебно-певч. материал: перечень названий знамён и ряда фит, назв. попевок и примеры их употребления, сопоставление путевой (см. Путевой распев) и столповой знаменной записи на примерах из текстов песнопений и в таблицах, перечень путевых знамён, примеры нек-рых фитных и лицевых розводов. X. известен также как писец мн. ненотированных книг и Стихираря путевого распева (1602).

Литература: Костюхина Л. М., Заметки по палеографии русских полууставных рукописей XVII в. Кирилло-Белозерского собрания, в сб.: Археографический ежегодник за 1962 год, М., 1963; её же, Книжное письмо в России XVII в., (М., 1974), с. 51-64; Бражников М., Древнерусская теория музыки, (Л.), 1972.

Г. А. Никишов.

Хроматизм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в к-рой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов натурального мажора или натурального минора при заполнении больших секунд хроматич. полутонами. В восходящей X. г. хроматич. полутона записываются как повышения диатонич. ступеней, в нисходящей - как их понижения, за нек-рыми исключениями, учитывающими родство тональностей. Так, в мажоре вместо повышения VI ступени понижается VII ступень, вместо понижения V ступени повышается IV. В миноре написание восходящей X. г. то же, что в параллельном мажоре (I ступень минора приравнивается к VI ступени мажора); нисходящая X. г. в миноре пишется с сохранением правописания восходящей или как одноимённая мажорная X. г.

Хроматическая гамма

В муз. произв. иногда встречаются отступления от подобного написания X. г. В большинстве случаев они логически обоснованы. Напр., повышение VI ступени при восходящем направлении движения в мажоре может быть связано с желанием придать звуку вводнотоновый характер по отношению к VII ступени лада. Оно встречается и при использовании X. г. в виде пассажа на фоне выдержанной гармонии и т. п.

В. А. Вахромеев.

Хроматическая система

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хромка

Хромка - один из видов рус. гармони. Двухрядный диатонич. инструмент, к-рый (в отличие от т. н. венской гармони) при сжатии и разжиме мехов издаёт звуки одной и той же высоты, как хроматич. гармоника (отсюда её назв.). X. возникла в 1890-х гг. в Вологодской губ. До 1900-х гг. называлась "северянкой". Имела 21 клавишу для правой руки и 12 для левой, позднее в клавиатуре для каждой руки стало по 25 клавишей.

Каждый бас звучит одноврем. в неск. октавах.

Хромка

        X. была популярна до 1930-х гг., однако из-за ограниченных муз.-технич. возможностей (3 тональности - C-dur, G-дur, a-moll; отсутствие полной хроматич. гаммы) постепенно выходит из обихода. Попытки усовершенствования X., в т. ч. предложение мастера А. А. Глаголева ввести в массовое производство инструмент с трёхрядной правой клавиатурой и с расширенным басо-аккордовым аккомпанементом на левой клавиатуре во всех тональностях, не получили реализации. Фабрики продолжают выпускать X., для них издаются нотные сб-ки (небольшими тиражами).

А. М. Мирек.

Хромченко С. М.

Соломон Маркович (р. 21 XI (4 XII) 1907, Златополь Киевской губ.) - сов. певец (лирич. тенор) и педагог. Засл. арт. РСФСР (1947). Чл. КПСС с 1939. В 1932 окончил Киевский высший муз.-драматич. ин-т им. Н. В. Лысенко по классу пения у M. M. Энгель-Крона. 3-я пр. на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей (1933, Москва). В 1935 окончил аспирантуру Моск. консерватории (рук. К. Н. Дорлиак). В 1934-57 солист Большого т-ра. С 1961 преподаватель Моск. муз.-педагогич. ин-та им. Гнесиных (с 1974 доцент). X. обладает мягким и гибким голосом, хорошей дикцией, его исполнение отличается выразительной муз. фразировкой. Создал более 20 вок.-сценич. образов, в т. ч. Ленский, Берендей, Бонн, Юродивый, Владимир Игоревич, Альфред, Герцог; Альмавива ("Севильский цирюльник"), Джеральд ("Лакме"). Вёл большую концертно-исполнит. деятельность. В его репертуаре романсы М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, а также песни западноевроп. композиторов (Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, И. Брамса) и сов. авторов. Гастролировал за рубежом. Автор методич. работ.

Литература: Весенин Е., Соломон Хромченко, в кн.: Молодые мастера искусства, М.-Л., 1938; Соломон Маркович Хромченко, в альбоме: Большой театр СССР, М., 1958.

В. И. Зарубин.

Хубад С.

Хубад С. (Hubad) Само (р. 17 VII 1917, Любляна) - словенский дирижёр (Югославия). С 1941 учился дирижированию в Академии музыки в Любляне. В 1942-51 дирижёр, в 1947-51 также директор Оперного т-ра. Дирижёр оркестров Словенской филармонии (1951-66), Радио и телевидения в Любляне (с 1966), оперной группы Хорватского нац. т-ра и филармонии в Загребе (1959-64). Гастролировал как симф. и оперный дирижёр во мн. странах, в т. ч. в Японии, в СССР (1971). X. обладает превосходной дирижёрской техникой. Гл. место в репертуаре X. занимают произв. композиторов Югославии и др. слав. стран. X. - автор трио и квартета для дух. инструментов, пьесы "Видения" ("Vizija") для скрипки с фп., пассакальи для 2 фп., музыки к спектаклю "Гамлет" Шекспира, псалма для смешанного хора, песен и др.

Г. Я. Юдин.

Хубаи Ё.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хубов Г. Н.

Георгий Никитич (26 IV (9 V) 1902, Карс, ныне Турция - 5 XI 1981, Москва) - сов. музыковед и муз.-обществ. деятель. Засл. деят. иск-в РСФСР (1969). Чл. КПСС с 1943. В 1920 занимался в Одесской консерватории по классу фп., в 1921-22 - в Тбилисской консерватории у З. П. Палиашвили (теория музыки) и Л. Л. Трусковского (фп.). С 1922 в Москве. В 1930 окончил Моск. консерваторию по классу фп. у В. Н. Аргамакова и инструкторско-пед. ф-т. В 1930-1932 руководил муз. работой в Центр. парке культуры и отдыха им. М. Горького, где организовал первую массовую муз. школу. С 1930 начал науч. и публицистич. деятельность. Был сотрудником Гос. академии искусствознания (ГАИС). В 1932-35 науч. ред. в изд-ве "Советская энциклопедия". В 1932-39 зам. гл. редактора, в 1952-57 гл. редактор журн. "Советская музыка". В 1941-45 гл. редактор муз. вещания Всесоюзного? радио; в 1946-52 консультант по вопросам художеств. вещания в аппарате ЦК КПСС. Секретарь правления CK СССР (1952-57). В 1934-39 преподавал историю музыки в Московской консерватории, где впервые начал вести курс истории сов. музыки (с 1935 доцент).

X. - автор книг по вопросам рус, сов. и зарубежной музыки. Ему принадлежат статьи в газ., а также в журн. "Советская музыка", "Театр" и др. Редактор кн.: Серов А. Н., Избранные статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57 (автор предисловия и комментариев к ней). Выступал с докладами на съездах и пленумах CK, на конгрессах в СССР и за рубежом.

Сочинения: Массовая музыкальная работа в ЦПКиО имени Горького и проблема синтетических форм массового искусства, М., 1932; А. П. Бородин, М., 1933; Себастьян Бах, М., 1936, 1963; Жизнь А. Серова, М.-Л., 1950; О музыке и музыкантах. Сб. статей, М., 1959; Арам Хачатурян, М., 1962, 1967 (арм. Пер. - Ер., 1977); Мусоргский, М., 1969; Музыкальная публицистика разных лет, М., 1976, и др.

Литература: Нестьев И. В., Публицистика Георгия Хубова,. "МЖ", 1977, No 19.

Л. Б. Римский.

Худ М.

Худ М. (Hood) Мантл (р. 24 VI 1918, Спрингфилд, шт. Иллинойс) - амер. этномузыколог и композитор. Обучался композиции у Э. Тоха в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (1945-48), этномузыкологии - у Я. Кунста в Амстердамском ун-те (1952-54). В 1954-1974 вёл н.-и. деятельность и преподавал в Калифорнийском ун-те в Лос-Анджелесе (с 1962 профессор). В 1956-58 жил в Индонезии, изучал яванскую музыку. С 1961 директор организованного им Ин-та этномузыкологии. В 1965-67 президент Об-ва этномузыкологии. В 1975 посетил Индию. Профессор ун-та в Мэриленде (с 1976), читает лекции в Йельском и Уэслианском ун-тах (с 1977). Среди основных музыковедч. работ - "The nuclear theme as a determinant of patet in javanese music", (1954, диссертация); "The ethnomusicologist" (1971), "The evolution of Javanese gamelan", book 1, Musik of the Roaring see, Wilhelmshaven, 1980). Автор муз. произв., в т.ч. симф. поэмы "Весеннее равноденствие" ("Vernal Equinox", 1955), песни.

Худолей Л. Ф.

Леонид Фёдорович (12 (25) VI 1907, Тбилиси - 3 IV 1981, Рига) - сов. дирижёр. Нар. арт. Молд. ССР (1967). Засл. деят. иск-в Латв. ССР (1954). Чл. КПСС с 1944. В 1935 окончил Моск. консерваторию, 1934-36 ассистент Н. С. Голованова в Большом т-ре, в 1935-40 дирижёр Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. Директор и худ. рук. Студии грамзаписи в Москве (1945-46), гл. дирижёр симф. оркестра Моск. обл. филармонии (1947-48). В 1950-63 худ. рук. и гл. дирижёр Белорусского, Латвийского, Харьковского, Горьковского т-ров оперы и балета, в 1963-74 - Молд. т-ра оперы и балета. Осуществил более 100 постановок, в т.ч. впервые пост. оперы "Маскарад" Артамонова, "Буковинцы" Карминского (Харьков), "Аурелия" Гершфельда, балет "Антоний и Клеопатра" Лазарева (Кишинёв). Дирижировал также симф. концертами. В 1941-43 преподаватель (с 1942 доцент) и директор Ташкентской консерватории. Преподавал также в Минской, Рижской, Харьковской, Кишинёвской и Горьковской консерваториях.

Худоян А. Г.

Адам Гегамович (р. 21 II 1921, Ереван) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1965). Чл. КПСС с 1953. В 1945 окончил Ереванскую консерваторию у В. Г. Тальяна, совершенствовался у Г. И. Литинского (студия при Доме культуры Армении, Москва). Произв. X. свойственны лирико-драм. пафос, связь с традициями арм. муз. классики. Среди его соч. известностью пользуются 2-й концерт для виолончели с оркестром (1973), струн. квартет (1976), сонаты для скрипки соло (1980), для виолончели соло (1961), для 2 виолончелей (1977), цикл романсов на стихи Е. А. Чаренца (1964).

Худяков Н. С.

Николай Сергеевич (р. 7 XII 1934, с. Светлый Дол Белозерского р-на Курганской обл.) - сов. баянист и композитор. Засл. арт. РСФСР (1978). В 1960 окончил Киевскую консерваторию у М. М. Гелиса, с этого же года артист Хабаровской краевой, с 1966 - Свердловской филармоний. Участник трио баянистов (с 1966 - "Уральское трио баянистов"; Худяков, И. Т. Шепельский, А. А. Хижняк). Гастролировал за рубежом. X. принадлежат оригинальные произв., обработки и фантазии для трио баянистов.

Хукбальд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хуммаев Ё.

Ёламан (10 XI 1921, пос. Чарлак-Яб, ныне Марийского р-на Туркм. ССР - 7 X 1952, Москва, похоронен в Ашхабаде) - сов. певец (тенор). Нар. арт. Туркм. ССР (1952). Чл. КПСС с 1946. В 1941 окончил оперную студию при Туркм. т-ре оперы и балета у А. В. Березина. В 1942-52 солист Туркм. т-ра оперы и балета. Партии: Канио, Пинкертон; Тахир ("Зохре и Тахир" Мухатова и Шапошникова), Бильбиль ("Гюль и Бильбиль" Шапошникова), Гариб ("Шасенем и Гариб" Овезова), Меджнун ("Лейли и Меджнун" Овезова и Мейтуса), Ахмет ("Юсуп и Ахмет" Шехтера и Кулиева), Аман ("Счастливая молодость" Корчмарёва) и др.

Хумпердинк Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хур

Хур - моринхур (от морин - лошадь, хуур - струна, голос), - 2-струн. смычковый монгольский и бурятский нар. муз. инструмент. Корпус деревянный, трапециевидный, дека (иногда и дно) из кожи. Общая длина ок. 1230 мм. Длинная шейка без ладов заканчивается головкой в форме лошадиной или верблюжьей головы (распространён среди тюрко-монг. кочевников-скотоводов; у тувинцев аналогичный инструмент - тошпулур), деки часто расписаны нац. орнаментом. Струны из конского волоса, опираются на плоскую подставку и при игре не касаются шейки. Строй квартовый. Звукоизвлечение флажолетное (см. Флажолет), тембр мягкий. На X. воспроизводится лошадиное ржание, издаётся сигнальный мелодич. посвист, на нём исполняется мелодия т. н. возгласных распевов в честь коня, а также нац. героич. эпос. X. служит и для сопровождения протяжных песен. В совр. бурят. и монг. нац. оркестрах применяются усовершенствованные X.

Литература: Берлинский П., Монгольский певец и музыкант Ульдзуй-Лубсан-Хурчи, М., 1933, с. 41; Смирнов Б., Монгольская народная музыка, М., 1971, с. 70; его же, Музыка народной Монголии, М., 1975, с. 51.

Хуродзе З. З.

Захарий Захарьевич (р. 26 IV 1925, Кутаиси) - сов. дирижёр. Нар. арт. Груз. ССР (1981). Чл. КПСС с 1965. В 1948 окончил Тбилисскую консерваторию по классам кларнета и теории музыки, в 1952 - аспирантуру при Моск. консерватории по классу дирижировния у Н. П. Аносова. В 1946-48 кларнетист, в 1952-54 дирижёр-ассистент, в 1959-73 гл. дирижёр Гос. симф. оркестра Грузии. В 1952-58 и с 1978 дирижёр Груз. т-ра оперы и балета, одноврем. в 1954-59 гл. дирижёр Симф. оркестра радио и телевидения Грузии. Под упр. X. впервые исполнены мн. сочинения сов. груз. композиторов (в т.ч. 4-й концерт для фп. с оркестром Баланчивадзе, оратории "По следам Руставели" Тактакишвили и "День моей Родины" Мачавариани, 3-я симфония Цинцадзе, 2-я симфония Насидзе), впервые в Тбилиси прозвучали многие произведения рус. и зарубежных композиторов. Гастролирует за рубежом. Преподаёт в Тбилисской консерватории (в 1964-71 зав. кафедрой оперной подготовки, в 1973-1975 - орк. ансамблей; с 1976 профессор). Автор кн. "Исполнительская экспозиция "Звиадаури" Ш. Мшвелидзе" (1978).

Хуцинь

Хуцинь - кит. струн. смычковый инструмент, род скрипки; был заимствован в древности у сев. кочевых народов.

Хучир

4-струн. смычковый монгольский и бурятский нар. муз. инструмент. Корпус цилиндрический, а также 6- или 8-гранный, деревянный или металлический. Общая длина ок. 870 мм. Дека из кожи, снизу X. открыт. Шейка длинная, круглая, без ладов, нижний её конец проходит через корпус, верхний заканчивается слегка отогнутой головкой с колками. Струны шёлковые или металлические, 1-я и 3-я настраиваются в унисон, 2-я и 4-я - тоже в унисон, но квинтой выше. Струны пропущены через подвижное металлич. кольцо, передвижение которого изменяет строй X. Волосы лукообразного смычка разделены на 2 части: 1-я продета между 1-й и 2-й струнами, 2-я - между 3-й и 4-й. Звукоизвлечение флажолетное (см. Флажолет). При игре пальцы левой руки лишь прикасаются к струнам сверху и снизу, не прижимая их к шейке. Используется для сольной игры и сопровождения нар. песен или былин (улигер).

Литература: см. при ст. Хур.

Хучуа П. В.

Павел Васильевич (р. 16 (29) VII 1905, Баку) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1959). Кандидат искусствоведения (1949). В 1930 окончил экономич. ф-т Тбилисского ун-та, в 1937 - историко-теоретич. ф-т Ленингр. консерватории. С 1937 преподаёт в Тбилисской консерватории историю музыки (одноврем. в 1939-50 и в Груз. театральном ин-те), с 1980 профессор. В 1941-45 директор Гос. симф. оркестра Грузии. В 1937-76 лектор Груз. филармонии. С 1937 выступает как муз. критик. Редактор мн. сб-ков по вопросам муз. культуры и нотных сб-ков, в т. ч. "Классики грузинской музыки" (1961), "Иа Каргаратели. Романсы" (1960), "Грузия в народных песнях" (1970), "З. Палиашвили" (1971).

Сочинения: Тбилисский театр оперы и балета им. З. Палиашвили, Тб., 1949, 1962; Скрипичный концерт А. Мачавариани, М.-Л., 1951; Мелитон Валанчивадзе, Тб., 1952, 1964; Советская опера и балет, в сб.: Грузинская музыкальная культура, М., 1957; Балет "Отелло" (А. Мачавариани), Тб., 1958; Государственный квартет Грузии, Тб., 1958; Государственный... ансамбль народного танца Грузии, Тб., 1958; Народные основы современной грузинской музыки, М., 1960; (В. А. Галаев), "Известия Юго-Осетинского НИИ АН Грузинской ССР", вып. 14, Цхинвали, 1965; Виден грузински музикален деятел, "Българска музика", 1966, No 6; Д. Аракишвили, "МШ", 1973, No 10; на груз, яз.: П. Чайковский, Тб., 1940; Андрей Карашвили, Тб., 1946; Мелитон Валанчивадзе, Тб., 1950, 1961; Дудэ Дзнеладзе, Тб., 1960; З. Палиашвили, Тб., 1961, 1974; Грузинская музыкальная культура, Тб., 1961; Шалва Тактакишвили, Тб., 1962; Маро Тархнишвили, Тб., 1962; Как слушать и воспринимать музыку, Тб., 1964; Грузинская советская музыка, Тб., 1976, и др.

Э. П. Месхишвили.

Хыбиньский А. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Хьерульф Х.

Кьерульф (Kjerulf) Хальфдан (17 IX 1815, Осло - 11 VIII 1868, Грефсен, близ Осло) - норв. композитор, пианист, дирижёр и педагог. Брал уроки игры на фп. у К. Арнольда (1847), одноврем. руководил муж. хором Студенч. об-ва (1845-49) в Осло. Учился композиции у Н. Гаде в Копенгагене (1849-50) и у X. Рихтера в Лейпцигской консерватории (1850-51). В 1857-59 руководил симф. абонементными концертами (совм. с И. Г. Конради) в Осло, где завоевал известность и как фп. педагог. Среди его учеников - пианисты А. Баккер-Грёндаль и Э. Ли Ниссен. Первое изданное соч. X. - 6 песен с фп. (1841). X. был среди зачинателей (наряду с Л. Линдеманом и У. Буллем) изучения и освоения нар. норв. музыки; он способствовал становлению проф. муз. культуры, в Норвегии. Один из создателей нац. муз. стиля, X. - наиболее выдающийся предшественник Э. Грига, испытавшего его влияние. Опираясь на традиции нем. романтизма, гл. обр. творчества Ф. Мендельсона и Р. Шумана, X. претворял мелодико-гармонич. и ритмич. богатства норв. нар. музыки. Его соч. отличают романтич. приподнятость, проникновенный лиризм, красота мелодий. X. работал гл. обр. в области камерной вок. и хор. музыки. Автор 200 романсов и хоров. Его романсы исполняли Е. Линд, К. Нильсон, Г. Зонтаг и др. крупнейшие певицы. X. первым положил на музыку стихи ряда нац. поэтов - А. Мунка, Б. Бьёрнсона, X. Вергеланна. В наследии X. - 45 фп. произв., 75 обработок нар. мелодий для фп. (из собрания Л. Линдемана). Автор муз.-критич. статей.

Литература: Финдейзен Н., Музыка в Норвегии, "РМГ", 1909, No 9, с. 225-29; Григ Э., Хальфдан Хьерульф, в кн.: Э. Григ, Избранные статьи и письма, сост., коммент., вступ. ст. О. Е. Левашевой, М., 1966; Лейтес Р., Хальфдан Хьерульф и его песни, "СМ", 1966, No 4; Grцnvоld A., Norske musikker, bd 1, Oslo, 1883; Nyblom K., Halfdan Kjerulf, Stockh., 1926; Grinde N., En H. Kjerulf-bibliografi, в кн.: Norsk musikkgranskning, Еrbok, 1954-55; его же, H. Kjerulfs klavermusikk, там же, Еrbok, 1959-61; Sсhjelderup-Ebbe D., Modality in Halfdan Kjerulf`'s music, "ML", 1957, v. 38, No 3; его же, Kjerulfs fem sanger fra "Spanisches Liederbuch", в сб.: Festskrift til О. Gurvin, Oslo, 1968; Lange К., Шstvedt A., Norwegian music, L., 1958, 1971 (рус. пер.- Ланге К., Эствед A., Норвежская музыка, М., 1967); Gaukstad Ш., H. Kjerulfs dagbok for 1868, "Norskmusikktidsskrift", 1968, bd 5.

P. Э. Лейтес.

Хьерульф Ш.

Кeрульф (Kjerulf) Шарль (22 III 1858, Копенгаген - 22 VIII 1919, Хельсингёр) - дат. муз. критик и муз. писатель, муз.-обществ. деятель. Учился у А. Майера и Л. Розенфельда (пение), Ф. И. Виль-Ланге и Г. Больмана (муз.-теоретич. предметы) в Копенгагене. С 1886 до конца жизни сотрудничал в качестве муз. критика в копенгагенской газ. "Политикен". Выступления X. в периодич. печати оказали заметное влияние на развитие муз. жизни Копенгагена и способствовали формированию проф. муз.-обществ. мысли Дании. Одноврем. работал хор. дирижёром, давал уроки музыки. Участвовал в деятельности крупных дат. муз.-обществ. организаций - Объединения дат. музыкантов и Дат. союза солистов. Автор ряда муз.-сценич. произв., в т. ч. оперетт (не пост.) "Новое платье короля" ("Kejserens nye Klaeder"), "Эликсир жизни" ("Livs elixiren"). Известна музыка X. к пьесе X. Драхмана "Танец в Коллингхусе" ("Dansen paa Koldingshus", 1896); ему принадлежат также песни и романсы. Написал автобиографич. романы "Зелёная молодость" ("Grшn ungdom", 1915) и "Женатый и обзаведшийся хозяйством" ("Gift og hjemfaren", 1917), а также биографию комп. Н. В. Гаде (1917).

К. Н. Мохов.

Хэ Лутин

Хэ Лутин (р. 20 VII 1903, уезд Шаодун, пров. Хунань) - кит. композитор. В детстве самостоятельно научился играть на разл. нац. муз. инструментах. Учился в художеств. уч-ще Юэюнь в г. Чанша (1922), где познакомился с европ. музыкой; обучался игре на фп., скрипке, изучал гармонию, контрапункт и композицию под рук. комп. Хуан Цзы в Шанхае (1931-34). В 1934 публично исполнил свои первые соч. для фп. -"Колыбельную" и "Песню пастуха". В творчестве X. Л. осн. место занимают массовые песни, гл. обр. на патриотич. темы, ставшие популярными в период войны с Японией, и музыка к кинофильмам (к 18 фильмам за период 1934-55). Написал неск. небольших опер агитац. содержания, пользовавшихся популярностью в армии, инстр. соч., отличающиеся нац. колоритом. Мн. его произв. для симф. и камерного оркестров (гл. обр. миниатюры), а также для инстр. ансамблей основаны на кит. нар. песенных и танц. мелодиях. Его произв. для фп. исполнялись в Москве во время выступлений артистов КНР в сезоне 1951/52. После образования КНР X. Л. стал зам. пред. Союза кит. муз. деятелей. С нач. 50-х гг. (с перерывом) директор Шанхайской консерватории. В 1966 во время "культурной революции" подвергся репрессиям ("трудовому перевоспитанию"). В 1979 X. Л. реабилитирован и на 4-м съезде Всекит. ассоциаций деятелей лит-ры и иск-ва в ноябре этого года вновь избран зам. пред. Союза кит. муз. деятелей.

Литература: Шнеерсон Г. М., Музыкальная культура Китая, М., 1952, с. 220-22; Виноградов В., Композиторы нового Китая, "СМ", 1958, No 5; Маркова С. Д., Маоизм и интеллигенция, М., 1975.

А. Н. Желоховцев.

Предыдущая страница Следующая страница