Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Музыкальная энциклопедия
Статьи на букву "П" (часть 12, "ПРУ"-"ПЯТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 12, "ПРУ"-"ПЯТ")

Пружина

Пружина - деталь смычковых и нек-рых щипковых муз. инструментов, представляющая собой пластинку, сделанную из ели. Применяется для усиления сопротивления деки и равномерного распределения по ней звуковых колебаний. У старинных виол было 2 типа П. - продольная (на внутр. поверхности верхней деки вдоль её длины, под "ножкой" подставки) и неск. поперечных (на внутр. поверхности нижней, плоской деки). У инструментов скр. семейства сохранилась только продольная П. (под верхней декой). В 19 в., в связи с удлинением шеек и подставок смычковых инструментов и повышением их строя, первоначальные короткие и слабые П. были заменены более длинными и сильными. У гитар (при обеих деках) и у лютни (под верхней декой) имеются только поперечные П.

Литература: Витачек E. P., Очерки по истории изготовления сдачковцх инструментов, М.-Л., 1952, М., 1964, с. 68-69.

Пршигода В.

Пршигода В. (Prнhoda) Ваша (22 VIII 1900, Водняни - 26 VII 1960, Вена) - чеш. скрипач. Учился у отца - капельмейстера Алоиза П. В 1910-19 брал уроки игры на скрипке у Я. Маржака в Праге, где дебютировал в 1913. С 1919 жил в Югославии, затем в Италии, играл в оркестре миланского кафе; там его игру услышал А. Тосканини и помог П. организовать концерты, имевшие большой успех в Италии. Гастролировал в странах Европы и в США. С 1939 преподавал на курсах мастерства "Моцартеума" в Зальцбурге, в 1950-60 - в Академии муз. и сценич. иск-в в Вене (с 1951 профессор). Наряду с Я. Кубеликом и Я. Коцианом П. - выдающийся представитель совр. чеш. скрипичной школы. П. - скрипач романтич. стиля; его исп. захватывало слушателей большим чувством, темпераментом; игра отличалась красотой тона, разносторонней виртуозной техникой, артистичностью (даже часто исполняемым произв. скр. репертуара он умел придать свежесть звучания). Кроме сонат и концертов классич. и романтич. репертуара, виртуозных пьес Паганини, исполнял собств. скр. пьесы и обработки.

Литература: Eberhardt G., Erinnerungen an bedeutende Mдnner unserer Epoche, Lubeck, 1926, S. 240-42.

Л. Б. Римский.

Прюньер А.

Прюньер А. (Pruniиres) Анри (24 V 1886, Париж - 11 IV 1942, Нантер) - франц. музыковед, издатель, муз.-обществ. деятель. Изучал историю музыки под рук. Р. Роллана в Сорбонне (1906-07), в 1909-14 доцент Высшей школы социальных наук в Париже. В 1908-11 сотрудничал во франц. и итал. муз. журналах. В 1920-39 гл. ред. возобновлённого им журн. "Revue musicale", в к-ром публиковал статьи о старинной и совр. музыке; под его рук. журнал стал одним из крупнейших органов франц. муз. периодич. печати, завоевав междунар. известность. В 1921 основал концерты при журн. "Revue musicale", в к-рых участвовали выдающиеся артисты, исполнявшие гл. обр. сочинения совр. композиторов. В 1927 по инициативе П. осн. франц. секция Международного общества музыковедения. Одноврем. руководил франц. секцией Международного общества современной музыки. Был постоянным муз. корреспондентом газ. "Нью-Йорк тайме" (1924-34). П. - один из крупнейших франц. музыковедов 20 в., автор трудов гл. обр. по истории франц. и итал. музыки. Широта историч. обобщений и проницательность суждений сочетаются в них с блестящим лит. стилем изложения. П. принадлежат выдающиеся исследования -"Итальянская опера во Франции до Люлли" ("L'opйra italien en France avant Lulli", 1913) и "Балет при французском дворе до Бенсерада и Люлли" ("Le ballet de cour en France avant Benserade et Lulli", 1914). Под ред. П. переиздана "Жизнь Россини" Стендаля ("Vie de Rossini", 1923, в полн. собр. соч. последнего); он был ред. антологии "Мастера песни" ("Maоtre du chant", 1924-27), изд. произв. А. Солера, Л. Росси, Дж. Б. Саммартини и др. Был одним из ред. полн. собр. соч. Ж. Б. Люлли ("Opera omnia", v. 1 - 10, 1930-39).

Сочинения: Lully, P., (1910), 1927; La musique de la chambre et de l'йcurie, P., 1912; Cl. Monteverdi, P., 1924 (перераб. и доп. изд. - La vie et l'oeuvre de Cl. Monteverdi, P. 1926, 1931); La vie illustre et libertine de J. B. Lully, P., 1929; Cavalli et l'opйra vйnitien au XVII siиcle, P., (1931); Nouvelle histoire de la musique, V. 1-2, P., 1934-36 (рус. пер. 1-го т. Прюньер A., Новая история музыки, М., 1937).

Литература: Сasеlla A., Henry Pruniиres, "Rassegna musicale", 1942, v. 15; Воrrеn Сh. van den, Henry Pruniиres, "RBM", 1946/47, v. 1; Hommage а Henry Pruniиres, "RM", 1952/53 (номер, посв. П.).

И. М. Ямпольский.

Прянишников И. П.

Ипполит Петрович (14 (26) VIII 1847, Керчь - 11 XI 1921, Петроград, по уточнённым данным) - рус. певец (баритон), режиссёр, педагог, муз.-обществ. деятель. По окончании морского Кадетского корпуса (1867) служил во флоте, одноврем. брал уроки пения у частных педагогов. В 1873-75 учился в Петерб. консерватории у Д. Кореи, затем совершенствовался в Италии у С. Ронкони. Дебютировал в Милане (1876, в опере "Мария ди Роган" Доницетти), пел в разл. итал. т-рах. В 1878-86 солист Мариинского (дебютировал в партии Демона), в 1886-89 - Тбилисского оперного (был также режиссёром и управляющим) т-ров. Голос мягкого тембра, отличавшийся идеальной ровностью регистров, иск-во фразировки, чистота интонации, а также актёрское мастерство позволяли П. создавать запоминающиеся вок.-сценич. образы, привлекавшие в рус. операх ярким нац. колоритом. Был первым исполнителем партий Лионеля ("Орлеанская дева", 1881), Мизгиря (1882), а также первым исполнителем на Петерб. сцене партий Мазепы и Онегина (1884).

Среди др. партий - Руслан; Пётр ("Вражья сила"), Калашников ("Купец Калашников" Рубинштейна), Риголетто, Тонио; Орсино, Вольфрам, Тельрамунд ("Риенци", "Тангейзер", "Лоэнгрин" Вагнера).

Организовал первое в России оперное т-во (1889-1892, Киев; 1892-1893, Москва), в к-ром был солистом, гл. режиссёром и руководителем коллектива. Постановки т-ва отличались высоким художеств. уровнем, слаженностью ансамбля. П. уделял большое внимание массовым сценам, добивался осмысленности поведения каждого участника спектакля. К лучшим режиссёрским работам относятся: "Пиковая дама" (1890, Киев), "Князь Игорь" и "Майская ночь" (1892, первые пост. в Москве). Н. Д. Кашкин высоко оценивал спектакли т-ва. П. И. Чайковский, придавая большое значение деятельности П., дирижировал в 1892 спектаклями т-ва "Фауст", "Демон", "Евгений Онегин". П. занимался педагогич. деятельностью, среди его учеников - Е. К. Мравина, М. А. Славина, Е. К. Катульская, Г. А. Бакланов, Н. А. Большаков, H. H. Фигнер. П. принадлежит перевод на рус. яз. либр. оперы "Паяцы".

Сочинения: Советы обучающимся пению, СПБ, 1899, 1912, то же, М., 1958.

Литература: Н. Ф., И. П. Прянишников, "РМГ", 1896, No 11, с. 1391-96; Чайковский на Московской сцене, М.-Л., 1940; Гозенпуд A., Русский оперный театр XIX века (1873-1889), Л., 1973; его же, Русский оперный театр на рубеже XIX-XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.

А. П. Григорьева.

Псалмодия

Псалмодия (греч. palmodia - псалмопение) - термин, к-рый в визант. письменности 5-6 вв. обозначал правила пения монахами Псалтири. Ранние муз. записи П. не сохранились. В лит-ре П. как пение сосредоточенное, не допускающее выражения эмоций, противопоставляется пению в "мирских" церквах. Э. Вернер определяет П. как вид монодии, в основе к-рой лежит строгая координация синтаксич. и муз. акцентов. Протяжённость, движение и фразировку силлабич. мелодии, её цезуры и каденции определяет синтаксич. конструкция всего текста, а не отд. слова. Сопоставляя раннехрист. формы богослужения с синагогальными, А. З. Идельсон, а также Э. Вернер пришли к выводу о происхождении визант.п. от еврейской. Муз. записи визант.п. относятся к 13 в. Поступенное движение голоса в этих записях часто сменяется скачками в объёме до октавы включительно; на отд. словах даны краткие мотивы, хотя конструкция напева в целом остаётся подчинённой стихосложению текста. Это - поздняя модификация P.

Важное место П. занимает в григорианском пении; типическим как для византийской, так и для григорианской П. являются мерное и плавное восхождение в начале напева (initium), речитация на одном звуке в середине (tenor), нередко прерываемая своего рода "кульминацией" на ещё более высоких звуках, и плавное же нисхождение в конце (finalis). Существовало три рода П., имевшие давнее происхождение, - респонсориальная П. (при к-рой сольное исполнение стихов псалма чередуется с хор. исполнением, своего рода "рефреном"), антифонная (попеременное пение двух хоров) и исполнение только сольное (в ранние периоды) или только хоровое (позднее).

Моск. церк. уставы характеризуют П. как пение "кротким и тихим гласом, косно (медленно) и во услышание всем", т.е. как спокойное, без особых усилий, пение в медиуме голоса. Такую П. представляют отд. участки Псалтири, распетой в 16 в. новгородским мастером пения Маркелом Безбородым. П. встречается в раннем рус. осмогласии (погласицы, самогласны, подобны). Рус. П. родственна византийской по методу изложения напева, основанному на координации синтаксич. и муз. акцентов и на связи стихосложения с муз. фразировкой.

Литература: Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 1, М.-Л., 1941, с. 386-402; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Wagner Р., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Tl 1-3, Lpz., 1895, 1911-21; Idelsohn A., Jewish music in its historical development, N. Y., 1929, то же, 1944; Wellesz E., A history oi Byzantine music and hymnography, Oxf., 1949, 1961; Werner E., The sacred bridge, L.-N. Y., 1959; Strunk О., The Byzantine office at Hagia Sophia, в кн.: Dumbarton Oaks Papers, numers nine and ten, Camb. (Mass.), 1956.

H. Д. Успенский.

Псалмы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Псалтериум

Псалтериум (греч. paltnrion, от pallo - бряцаю по струнам) - многострунный (10 и более струн) щипковый муз. инструмент с плоским трапециевидным, прямоугольным или треугольным корпусом. Звук извлекался с помощью пальца или плектра. Инструменты типа П. известны с глубокой древности: киннор (еврейский), канун (арабский), сантур (персидский). В Европу П. проник в кон. 11-12 вв. Самое раннее известное изображение П. относится к 1184. Разновидностью П. являются шлемовидные гусли. К 14 в. возникла новая разновидность П. - струнно-ударная (звук извлекался ударами двух деревянных палочек; см. Цимбалы). Постепенно П. вышел из употребления, однако продолжают бытовать родственные ему инструменты: щипковые - канон (арм.), чанги (груз.), ударные - цимбалы.

Литература: Sachs С., Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1966.

H. A. Лисова.

Псалтирь

Псалтирь (от греч. paltnrioy - струнный инструмент; др.-евр. тегилим - хваления) - собрание гимнов евр. религ. поэзии 13-5 вв. до н.э. Состоит из 150 псалмов.

П. широко цитировалась в др.-рус. письменности, её ранее других книг стали украшать иллюстрациями, по П. учили грамоте и пению, по ней гадали (П. гадательная), она была предметом толкований (П. толковая). Известны лит. и муз. переложения всей П. В России - "Псалтырь рифмотворная" Симеона Полоцкого, положенная на музыку В. П. Титовым (после 1682), "П.", "переложенная" лирич. стихами В. К. Тредиаковского (1753).

Литература: Погорелов В., Псалтири, М., 1901; Гудзий Н., История древней русской литературы, М., 1938, 1966; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 4971; Ellis P., The men and the message of the old Testament, N.Y., (1963). См. также лит. при ст. Псалмы.

Н. Д. Успенский.

Псальма

Псальма (польск. psalm, от греч. palmos - псалом) - род бытовой многогол. песни духовного содержания, распространённый в России, на Украине и в Белоруссии в 17-18 вв. В отличие от церк. псалмов, к-рые пелись в храмах, П. предназначались для домашнего пения. Они не выполняли функцию молитв, и порядок их исполнения не был регламентирован. П. сыграли значит. роль в возникновении в России в 17 в. традиции домашнего музицирования. Первоначально слово "П." обозначало только песнопение на текст псалма Давида. В дальнейшем значение этого термина стало более широким, П. назывались бытовые песни религ., а иногда и светского содержания. К жанру П. можно отнести песнопения из сборника "Месяцеслов" Симеона Полоцкого (музыка В. П. Титова), хотя этот сборник продолжает линию др.-рус. Минеи, а не Псалтири. Жанр П. - одна из переходных ступеней от церк. музыки к светской, в частности к жанру лирич. канта. В нек-рых случаях значения слов "П." и "кант" тождественны. Жанр П. тесно связан с традицией рус. силлабич. поэзии. Ок. 1680 Симеон Полоцкий написал "Псалтырь царя и пророка Давида, рифмами переложенную". Музыку к ней после 1682 сочинил В. П. Титов. Мн. песнопения из этой "Псалтыри рифмотворной" пользовались популярностью более 100 лет, стали народными и сильно изменились (сохранилось неск. рукоп. экземпляров "Псалтыри" с разл. вариантами музыки). В 1-й пол. 18 в. они широко бытовали в школьных драмах. Для музыки П. характерны 3-гол. изложение, движение двух верхних голосов параллельными терциями, а баса по опорным гармония, тонам и т.д. Этот склад остался типичным и для канта 18 в. Большинство П. написано в 2-частной форме. Это в известной мере обусловлено смысловой организацией поэтич. текста П. (подразделение на 2 части: мысль и её синонимич. вариация). Характер музыки и поэтич. содержания П. разнообразны: восхваления, мольбы, жалобы, размышления и т.п.

Литература: см. при ст. Кант.

Е. М. Левашёв.

Психология музыкальная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пти Р.

Пети (Petit) Ролан (р. 13 I 1924, Вильмомбль, Париж) - франц. артист балета и балетмейстер. В 1940-44 танцевал в кордебалете т-ра "Гранд-Опера", одноврем. давал конц. представления с Ж. Шарра, в к-рых дебютировал как хореограф (1942). В 1945-47 худ. рук. труппы "Балет Елисейских полей", в 1948-1967 (с перерывами) - "Балле де Пари". В 1965-72 балетмейстер "Гранд-Опера", с 1972 худ. рук. организованного им Марсельского балета (с этой труппой гастролировал в СССР, 1974). Стремление к заострённому гротеску, конфликтной драматургии, углублённой психологизации образов ярко проявилось в балетах "Кармен" на музыку Ж. Бизе (1949) и "Волк" Дютийё (1953). Среди пост. П. - балеты "Собор Парижской богоматери" Жара (1965), "Турангалила" на музыку О. Мессиана (1968), "Зажгите звёзды!" на музыку М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и груз. нар. песен (1972), "Пиковая дама" на музыку П. И. Чайковского (1978).

Литература: Чистякова В., Р. Пети, Л., 1977; Lidova J., R. Petit, P., 1956.

Птица К. Б.

Клавдий Борисович (р. 21 1(3 II) 1911, г. Пронск, ныне Рязанской обл.) - сов. хор. дирижер. Нар. арт. СССР (1966). Кандидат искусствоведения (1940). В 1937 окончил дирижёрско-хор. отделение Моск. консерватории по классу Г. А. Дмитревского. В 1936-1938 гл. хормейстер Оперной студии Моск. консерватории, в 1938-1941 хормейстер Моск. филармонии. В 1943-46 хормейстер Гос. хора рус. песни (затем - Гос. хор СССР). С 1950 худ. рук. Большого академич. хора Гостелерадио, с к-рым участвовал в исполнении мн. опер, ораторий, кантат и хоров классиков и совр. композиторов. В 1938-41 и с 1943 преподаёт в Моск. консерватории (с 1956 профессор, с 1960 зав. кафедрой хор. дирижирования). В 1946-60 декан дирижёрско-хор. ф-та Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных; в 1947-52 зав. отделом хор. дирижирования Муз. уч-ща им. Гнесиных. Пред. Хор. об-ва Москвы (с 1959). Зам. пред. Всероссийского хор. об-ва (с 1958). Автор "Очерков по технике дирижирования хором" (М.-Л., 1948), кн. "Мастера хорового искусства в Московской консерватории" (М., 1970) и др., а также статей.

И. М. Ямпольский.

Птичкин Е. Н.

Евгений Николаевич (р. 1 VI 1930, Москва) - сов. композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1978). Чл. КПСС с 1960. В 1958 окончил Муз.-пед. ин-т им. Гнесиных у Н. И. Пейко (ранее занимался у В. Я. Шебалина). С 1958 звукорежиссёр Всесоюзного радио, в 1961-64 преподаватель Моск. ин-та культуры (муз. драматургия спектакля), в 1969-78 гл. муз. ред. киностудии "Мосфильм". Большое место в творчестве П. занимает песня.

Сочинения: балет Доброе солнце (1958); оперетты - Крупный выигрыш (1973, Иркутск), Месяц на размышление (1976, Владивосток); муз. комедии - Бабий бунт (по "Донским рассказам" Шолохова, 1975, Ростов-на-Дону), Сладка ягода (по рассказам В. М. Шукшина, 1977, там же), Свадьба с генералом (по А. П. Чехову, 1980, Ленинград); сюита-кантата Из искры (слова сов. поэтов, 1969); Самый человечный человек (для хора a cappella, 1961); песни, в т.ч. Ромашки спрятались, Вы хотели мне что-то сказать (обе на сл. И. Д. Шаферана), Я люблю свою землю (сл. В. Г. Харитонова), Даль великая, Сладка ягода, Эхо любви (все на сл. Р. И. Рождественского); музыка к кинофильмам (св. 40), в т.ч. "Служили два товарища", "Любовь земная", "Два капитана" (6 серий), "Я - Шаповалов Т. П.", "Судьба", "Вкус хлеба", "Опасные друзья", "Особо важное задание", "Бешеные деньги".

Птолемей К.

Птолемей К. (Ptolemaios) Клавдий - греч. математик, географ, астроном и муз. теоретик. Жил в Александрии во 2 в. Осн. труд о музыке - трактат "Гармония" ("'Armonika", кн. 1-3), ценнейший источник сведений о теоретич. концепциях пифагорейцев (см. Пифагор С.) Архита, Аристоксена, Дидима и др. В нём говорится о числовых выражениях интервалов ладовых тетрахордных организаций - родов (genon) и специфике их восприятия; в трактате П. сообщает о видах настройки древних струн. инструментов (лиры, кифары), излагает принципы дифференциации звуков на музыкальные и немузыкальные, учение об интервалах, созвучиях, ладах, анализирует структуру "неизменной совершенной системы" (sustnma teleion ametabolon) - звукоряда, отражавшего нек-рые особенности ладового мышления античности (см. Древнегреческие лады). Применённая П. характеристика звуков по "тесису и динамису" (kata tesin kai kata dunamin) - опыт функциональной трактовки ладовых элементов (абсолютная высота звуков определяет их положение во всей системе, а динамис - их разл. ладовый смысл в тетрахордах, входящих в состав противоположных систем, объединённых по "слитному" или "разделённому" способам). Для понимания трактата П. большое значение имеют комментарии Порфирия.

Издания: Glaudii Ptolemaei, Harmonicorum libri, III, ed. by J. Wallis, Oxf., 1682; Die Harmonielehre des Klaudios Ptolemaios, hrsg. von J. Dьring, Gцteborg, 1930; Harmonielehre, в кн.: Ptolemaios und Porhyrios ьber die Musik, hrsg. von J. During, Gцteborg, 1934.

Литература: Гeрцман Е. В., Принципы организации "пикнонных" и "апикнонных" структур, в кн.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973, с. 6-26; Ziegler K., Untersuchungen auf dem Gebiete der Musik der Griechen, Programm des Gymnasiums zu Lissa, Athen, 1886; Westphal R., Theorie der griechischen Harmonik und Melopцie, Lpz., 1886; Reinасh Th., Zu Ptolemдus Harmonie II 10, "Hermes", 1908, Bd 43, M 3, p. 478; Boll F., Studien ьber Cl. Ptolemдus, "Neue Jahrbьcher fьr das klassische Altertum, Geschichte und deutsche Literatur und fьr Pдdagogik", 1894, Suppl. 21, S. 49-244; Monro D. В., The modes of Ancient Greek music, Oxf., 1894; Schцnberger P., Leander О., Studien zum 1. Buch der Harmonik des Cl. Ptolemдus, Augsburg, 1914; Winnington-Ingram R. P., Mode in ancient Greek music, Cambr., 1936.

E. В. Герцман.

Пуантилизм

Пуантилизм (франц. pointillisme, от pointiller - писать точками, point - точка) - письмо "точками", один из совр. методов композиции. Специфика П. состоит в том, что муз. мысль излагается не в виде тем или мотивов (т.е. мелодий) либо сколько-нибудь протяжённых аккордов, а с помощью отрывистых (как бы изолированных) звуков, окружённых паузами, а также коротких, в 2-3, реже 4 звука мотивов (преим. с широкими скачками, обнажающими одиночные точки в разл. регистрах); к ним могут присоединяться сливающиеся с ними разнотембровые звуки-точки ударных (как с определ., так и с неопредел. высотой звука) и др. сонорные и шумовые эффекты. Если для полифонии типично сочетание неск. мелодич. линий, для гомофонии - опора монодии на сменяющиеся аккорды-блоки, то для П. - пёстро-красочная россыпь ярких точек (отсюда назв.):

ПОЛИФОНИЯ        ГАРМОНИЯ        ПУАНТИЛИЗМ

Пуантилизм

Родоначальником П. считается А. Веберн Образец П.:

Пуантилизм

А. Веберн. "Звёзды" ор. 25 No 3.

Здесь типичный для образности композитора комплекс - небо, звёзды, ночь, цветы, любовь - представлен острыми сверкающими блёстками звуков пуантилистич. ткани сопровождения, служащей для мелодии лёгким и утончённым фоном.

Для Веберна П. был индивидуально-стилистич. моментом, одним из средств предельной концентрации мысли ("роман в одном жесте" - писал А. Шёнберг о веберновских "Багателях" ор. 9) в сочетании со стремлением к максимальной прозрачности ткани и чистоте стиля. Авангардисты 1950-60-х гг. сделали П. методом изложения, широко применявшимся в связи с принципами сериализма (К. Штокхаузен, "Контра-Пункты", 1953; П. Булез, "Структуры", 1952-56; Л. Ноно, "Варианты", 1957).

Литература: Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, пер. с чеш.. М., 1976; Schдffer В., Maly Informator muzyki XX wieku, (Kr.), 1967.

Ю. Н. Холопов.

Пугачёва А. Б.

Алла Борисовна (р. 15 IV 1949, Москва) - сов. эстр. певица. Засл. арт. РСФСР (1980). В 1969 окончила дирижёрско-хор. ф-т Муз. уч-ща им. M. M. Ипполитова-Иванова в Москве, в 1981 - режиссёрское отделение ГИТИСа. С 1970 артистка Липецкой филармонии, с 1971 солистка эстр. оркестра под управлением О. Л. Лундстрема, с 1973 - вок.-инстр. ансамбля "Весёлые ребята", с 1978 - Росконцерта. 3-я пр. на 5-м Всес. конкурсе артистов эстрады (1974, Москва), Гран при на Междунар. конкурсе "Золотой Орфей" (1975, Болгария) и на Междунар. фестивале в Сопоте (1978, Польша). П. обладает незаурядным актёрским мастерством, к-рое особенно ярко проявляется в исполнении песен драматич. и эксцентрич. плана; создаёт острохарактерные образы. В её репертуаре - "Посидим, поокаем" А. Муромцева, "Арлекино" Э. Димитрова (рус. текст Б. Баркаса), "Всё могут короли" Б. Рычкова, "Волшебник-недоучка", "До свидания, лето" А. С. Зацепина, "Маэстро", "Песня "на бис"" Р. В. Паулса и др., а также песни собств. сочинения. Исполняет песни в ряде кинофильмов, в т.ч. "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (1976). Снималась в фильме "Женщина, которая поёт" (1979). Творчеству П. посв. телефильмы "Театр Аллы Пугачёвой" (1978), "У Аллы" (1979), "Монологи певицы" (1981).

Пужен А.

Пужен А. (Pougin) Артюр (наст. имя и фам. - Франсуа Огюст Артюр Паруас-Пужен, Paroisse-Pougin) (6 VIII 1834, Шатору, деп. Эндр - 8 VIII 1921, Париж) - франц. муз. писатель и критик. С детских лет учился игре на скрипке. С 1846 нек-рое время занимался в Парижской консерватории у Ж. Д. Алара, позднее изучал гармонию под рук. Н. А. Ребера. С 1847 скрипач, затем капельмейстер в разл. оркестрах, в т.ч. т-ров "Фоли нувель" (1856-59), "Опера комик" (1860-63); писал музыку. С 1859 сотрудничал в журн. "Revue et Gazette musical de Paris", где напечатаны его статьи о музыке и 6 биографич. очерков, посв. забытым или мало известным франц. оперным композиторам 18 в. - А. Кампра, А. Ф. Гренику, А. Дезеду, Ж. П. Э. Мартини, Э. Флоке, Ф. Девьенну; они были переизданы в виде брошюр, затем - отд. книгой под назв. "Французские музыканты 18 века" ("Musiciens franзais du XVIII-e siиcle", P., 1864). Как музыкальный, а также лит. критик выступал во мн. периодич. изданиях. Наиболее крупные из многочисл. музыковедч. работ П. посв. нац. франц. опере и истории франц. скр. иск-ва. Ему принадлежит также одна из первых заруб. работ о рус. музыке. Не отличаясь глубиной, его труды содержат большой фактологический материал, не утративший ценности. В 1876 осн. журн. "Revue de la musique" (просуществовал полгода). В 1885-1914 был ред. журн. "Le Mйnestrel", редактировал осн. музыковедч. труды Ф. Фетиса, в 1878-80 издал 2 дополнит. тома к его 5-томной "Всеобщей биографии музыкантов" ("Biographie universelle des musiciens", v. 1-5, P., 1869-76). Автор музыкальных произв. (гл. обр. для скрипки).

Сочинения: Meyerbeer, Р., 1864; F. Halйvy, йcrivain, P., 1865; Bellini, sa vie ses oeuvres, P., 1868; Rossini, P., 1871; Notice sur Rode, violoniste franзais, P., 1874; Boieldieu; sa vie, ses oeuvres, son caractиre, sa correspondance, P., 1875; Boieldieu, P., 1875; Rameau, P., 1876; A. Adam, P., 1877; Les vrais crйateurs de l'opйra franзais: Perrin et Cambert, P., 1881; Verdi, P., 1881, 1887; Moliиre et l'opйra-comique, P., 1882; Viotti et l'йcole moderne de violon, P., 1888; Mйhul, sa vie, son gйnie, son caractиre, P.. 1889, 1893; L'opйra-comique pendant la Rйvolution de 1788 а 1801, P., 1891; J.-J. Rousseau musicien, P., 1901; La comйdie-franзaise et la rйvolution, P., (1902); Essai historique sur la musique en Russie, P., 1904; Hйrold, P., (1908); Le violon, les violonistes et la musique de violon du XVII-e au XVIII-e siиcle, P., 1920, 1924, и др.

Литература: Eckardt-Bдcker U., Frankreichs Musik zwischen Romantik und Moderne, Regensburg, 1965.

И. М. Ямпольский.

Пузей Н. М.

Николай Михайлович (р. 14(27) X 1915, Верхняя Салда, ныне Свердловская обл.) - сов. композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). Чл. КПСС с 1943. В 1948 окончил Уральскую консерваторию (Свердловск) у О. К. Эйгеса, в 1951 - аспирантуру при ней у В. Н. Трамбицкого. В 1948-50 преподаватель муз. школы-десятилетки, с 1950 - консерватории (с 1970 доцент, с 1972 зав. кафедрой композиции) в Свердловске. С 1977 пред. правления Уральской организации CK РСФСР.

Сочинения: вок.-симф. поэма Мемориал (1970); для орк. - 4 симфонии (1956-81), симф. поэмы Данко (по М. Горькому, 1940), Уралмаш (1950), Легенда-быль (1963), Героика (1974); 2 концерта для фп. с орк. (1948, 2-я ред. 1957; 1962); камерно-инстр. ансамбли; произв. для фп.; вок. циклы, в т.ч. Родина, Дорога в бессмертие (оба - на слова сов. поэтов, 1960, 1979); обр. уральских песен.

Пузыревский А. И.

Алексей Ильич (17(29) VII (по др. данным, VI) 1855, Петербург - май 1917, вероятно, Петроград) - рус. теоретик и историк музыки. В 1887 окончил Петерб. консерваторию по классу теории композиции у Ю. И. Иогансена (в 1884-87 занимался у Н. А. Римского-Корсакова в классах практич. сочинения и инструментовки). В 1893-1917 преподавал в Петерб. консерватории муз.-теоретич. предметы (с 1907 профессор), одноврем. - хор. пение в Учительском ин-те, Петерб. придв. певч. капелле и в др. уч. заведениях. Автор книг по теории музыки, хор. пению, др.-рус. церк.-певческому иск-ву, истории РМО, Петерб. консерватории и др. Ценны его уч. пособия по элементарной теории музыки.

Сочинения: Методические заметки по преподаванию пения в народных школах, К., 1891, М., 1892; Значение и практический способ изучения главнейших отделов элементарной теории музыки. Методические дополнения ко всякому учебнику теории, М., 1896, М.-Лейпциг, 1905; Изучение аккордов по слуху и голосом, М., 1898; Пение в семейном воспитании (с нотами), СПБ, 1901; Очерк исторического развития церковно-богослужебного пения на западе и на востоке до IX века и в России до половины XIX века, Хар., 1902; Музыкальное образование. Основы музыкально-теоретических знаний, СПБ, 1903; Учебник элементарной теории музыки в объёме курса консерватории, с приложением вопросов и более важных практических упражнений по всем отделам, СПБ, 1904, 1914; Краткое руководство по инструментовке и сведения о сольных голосах и хоре. Пособие для чтения партитур, М., 1908; Императорское Русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности (1859-1909), СПБ, 1909; Очерк пятидесятилетней деятельности С.-Петербургской консерватории, СПБ, 1912 (совм. с Л. А. Саккетти), 1914, и др.

И. М. Ямпольский.

Пукст Г. К.

Григорий Константинович (14(27) XI 1900, Гомель - 11 XI 1960, Минск) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1955). Чл. КПСС с 1941. В 1928 окончил Моск. консерваторию по классу композиции у Г. Э. Конюса. Преподавал муз.-теоретич. дисциплины в Омском (1929-32) и Гомельском (1932-41) муз. техникумах, Белорус. консерватории (1944-49 и 1959-1960). В 1949-52 хормейстер Белорус. радио, в 1953-1957 худ. рук. муз. передач Гл. управления радиоинформации Мин-ва культуры БССР, в 1958-59 худ. рук. муз. вещания Белорус, комитета по радиовещанию и телевидению. Творч. деятельность начал в 20-е гг. (песни, романсы, обр. белорус. нар. песен). Автор первой белорус. оперы для детей "Маринка" (1954).

Сочинения: оперы - Машэка (1947, по поэме "Maгiлa льва" Я. Купалы и пьесе "Машэка" Е. А. Мировича), Марынка (для детей, по поэме "Песня пра пiянерскi сцяг" Э. Огнецвет, 1955, Белорус. т-р оперы и балета), Свитезянка (1960); для солистов, хора и орк. - кантата А хто там iдзе? (А кто там идет? сл. Я. Купалы, М. Климковича, П. Труса и К. Киреен-ки, 1958) и др.; для орк. - 6 симфоний (1934; 1941, 2-я ред. 1944; 1950; 1955; 1957; 1959), 2 сюиты на темы белорус. нар. песен (1930, 1937), фантазия Перепелочка (1947) и др.; вок. дуэты; хоры (в т.ч. на сл. Я. Купалы, М. Танка, П. Бровки); романсы (в т.ч. 6 сонетов на сл. А. Звонака); песни; обр. белорус. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам (в т.ч. "Поют жаворонки", 1953).

Литература: Журавлев Д. Н., Г. К. Пукст, Минск, 1963.

Е. А. Соломаха.

Пуленк Ф.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пульвер Л. М.

Лев Михайлович (6(18) ХII 1883, Верхнеднепровск, ныне Днепропетровской обл. - 18 III 1970, Москва) - сов. композитор, дирижёр и скрипач. Нар. арт. РСФСР (1939). Игре на скрипке обучался с детских лет. В 1892 дал первый концерт. В 1898-1902 работал скрипачом в оркестрах укр. трупп. В 1908 окончил Петерб. консерваторию по классам скрипки (у Н. В. Галкина) и композиции (учился у А. К. Лядова и Н. А. Соколова). В 1909-23 скрипач, затем солист-альтист оркестра Большого т-ра. Ряд лет преподавал игру на скрипке, альте, а также вёл класс квартета в Муз.-драм, уч-ще Моск. филармонич. об-ва. Один из основателей и участник (альтист) квартета им. Страдивари (1919-20) и квартета Наркомпроса (1920-22). Работал дирижёром симф. оркестров в Сестрорецке, Киеве, Харькове, Минске и др. В 1922-49 композитор, дирижёр и зав. муз. частью Моск. еврейского т-ра. Написал музыку более чем к 40 спектаклям т-ра, среди к-рых выделяются: "200 000" Шолом-Алейхема (1923), "Путешествие Вениамина III" по Менделе-Мойхер-Сфориму (1927), "Человек воздуха" по Шолом-Алейхему (1928), "Король Лир" У. Шекспира (1935), "Восстание в гетто" П. Маркиша (1947). В своём творчестве опирался на евр. бытовой фольклор. Автор музыки к спектаклям др. т-ров: "Уриель Акоста" К. Гуцкова (1940, Малый т-р, Москва), "Тевье-молочник" по Шолом-Алейхему (1940, Укр. драм. т-р им. Т. Г. Шевченко, Харьков) и др. Ему принадлежат также оперетты: "Гулливер" (1907, Екатерининский т-р, Петербург), "Как её зовут" (1938, Моск. т-р оперетты), "Моряки" (1940, Моск. т-р оперетты); музыка к кинофильмам, песни, обр. евр. и др. нар. песен.

Пуни Ц.

Пуни Ц. (Pugni) Цезарь - см. Пуньи Ч.

Пунктирный ритм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пуньи Ч.

Пуни (Pugni) Чезаре (Цезарь) (31 V 1802, Генуя - 14(26) I 1870, Петербург) - итал. композитор. Учился у А. Ролла и др. в Миланской консерватории. В ранний период творчества писал церк. музыку, затем оперы, к-рые ставились в разл. городах Италии, а также в Лондоне, Вене, Берлине.

Пуньи Ч.

Нек-рое время служил пианистом в т-ре "Ла Скала" в Милане. С кон. 1820-х гг. писал балеты, к-рые гл. обр. принесли П. известность; выделялись "Эсмеральда", "Катарина, дочь разбойника", "Наяда и рыбак". П. работал с хореографами П. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леоном, более 20 лет сотрудничал с М. Петипа. В его балетах танцевали самые знаменитые в то время балерины - Л. Гран, К. Гризи, М. Тальони, Ф. Эльслер и др. В 1851-70 работал в Петербурге, занимал должность сочинителя балетной музыки при петерб. имп. т-рах. Написал для Мариинского т-ра 35 балетов, в т.ч. "Конёк-Горбунок" (или "Царь-девица", по сказке П. П. Ершова, пост. 3(15) XII 1864, в бенефис танцовщицы M. H. Муравьёвой). "Конёк-Горбунок" долго оставался единств. балетом на рус. сюжет; П. ввёл в его музыку популярные рус. мелодии ("Соловья" А. Алябьева, нар. песни и пляски - "По улице мостовой", трепак и др.). Балеты П. обнаруживают знание композитором специфики танца; хотя музыка не представляет высокой художеств. ценности, она отличается мелодичностью, ясностью формы, чёткостью и многообразием ритма.

Сочинения: оперы (10) - Вендетта (1832, Милан), Ричард Эдинбургский (1832, Триест), Контрабандист (Il contrabbandiere, 1833 Милан) и др.; 312 балетов, в т.ч. Элерц и Дзульмида (1826, Милан), Ундина (1843, Париж; 2-я ред. Наяда и рыбак, 1851, Петербург), Эсмеральда (по В. Гюго, 1844, Лондон), Скрипка дьявола (Le violon du diable, 1849, Париж), Дочь фараона (1862, Петербург), Царь Кандавл (1868, Петербург); вставные номера к балету Корсар А. Адана (1868); симфонии; ок. 40 месс; камерно-инстр. произв.

Литература: (Ивинг A.), Конёк-Горбунок, Балет в 5 действиях, (М.), 1929; Эсмеральда, музыка Ц. Пуни, Л., 1935 Ленинградский Гос. академич. театр оперы и балета); Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.-М., 1958, с. 235-36 и др.; её же, Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.-М., 1963, с. 13-17; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954, p. 90, 101, 107.

А. Я. Ортенберг.

Пуньяни Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пурандарадаса З.

Зинaппа или Шриниваса (ок. 1480, вероятно, Пурандагарха - 1564) - инд. поэт, музыкант, муз. теоретик,. Как гласит предание, в молодости был богат, вёл праздную жизнь, затем роздал всё имущество бедным, стал странствующим аскетом-харидасом (букв. "рабом Хари", т.е. бога Вишну). Он наиболее полно выразил идеи религ.-реформаторского движения харидасов. П. - основоположник классич. музыки Юж. Индии (карнатской музыки). В 15-16 вв. произошло разделение инд. музыки на две осн. традиции: северную (хиндустани) и южную (карнатика). Для каждой из них характерны свои стиль, муз. формы, жанры, манера исполнения и др. Имя П. овеяно легендами. Предания приписывают ему огромное количество сочинений (500 тыс. песен) в форме деваранама (песнопения в честь бога), сулади (развёрнутые многочастные песни, где каждый раздел построен на иной мётроритмич. основе - тала), югабхога (небольшие поэмы речитативного склада), пада (лирич. песни аллегорич. характера). Сохранились лишь поэтич. тексты его произв. (на языке каннада), они исполняются на музыку композиторов более позднего времени, прежде всего т.н. Троицы карнатской музыки - Муттусуоми Дикшитара, Тьягараджи, Шияма Шастри. П. классифицира-вал множество юж.-инд. раг в единую систему, основой к-рой служит мелакарта (т.е. главный звукоряд, от к-рого производятся другие). П. изобрёл "теоретич. звукоряд", т.н. майямалавагаула, объясняющий все внутр. сопряжения тонов (в отличие от сев.-инд. традиции, в карнатской музыке существует возможность ладовой модуляции в процессе развёртывания муз. материала). Будучи выдающимся педагогом, П. разработал систему упражнений для исполнителей: пиларигита (простые небольшие песни для начинающих), сарали варисаи (начальные упражнения по овладению техникой внутри определённого звукоряда), джанта варисаи (упражнения по обыгрыванию парных последовательностей тонов).

Литература: Sitaramiah V., Purandaradasa, New Delhi, 1971; Deva Chaltanya В., Indian music, New Delhi, 1974.

Б. Ю. Тихомиров.

Пургольд

Пургольд - сестры - см. Молас А. Н., Римская-Корсакова H. H.

Пурталес Г.

Пурталес Г. (Pourtalиs) Ги де (4 VIII 1881, Берлин - 12 VI 1940, Лозанна) - франц. муз. писатель и критик. Его работы посв. ряду крупнейших композиторов 19 в. Беллетризованные, эти книги увлекательны, не лишены метких, психологически тонких наблюдений, удачных характеристик и эффектных зарисовок, но поверхностны в муз.-аналитическом и историческом отношении.

Сочинения: La vie de Fr. Liszt, P., 1925; Chopin, ou le poиte, P., 1927, 1947 (рус. пер. - Шопен, M.-Л., 1928); Wagner, histoire dun artiste, P., 1932, 1942; Berlioz et lEurope romantique, 1939.

Пуссёр А.

Пуссёр А. (Pousseur) Анри (p. 23 VI 1929, Мальмеди) - бельг. композитор и муз. писатель. Учился в консерваториях Льежа (1947-52) и Брюсселя (1952-1953). Брал частные уроки композиции у А. Сури и П. Булеза. Входил в льежскую группу композиторов-авангардистов "Вариации" ("Variations"). Основал Студию электронной музыки в Брюсселе (1958) и руководил ею. В 1960-70-е гг. преподавал в Дармштадте, Кёльне, Базеле, Бостоне, а также в Буффало (США). С 1971 профессор Льежской консерватории. В 1940 - нач. 50-х гг. испытал влияние А. Веберна, с 1950-х гг. сочинял электронную музыку, в 1970-е экспериментировал, используя в своих соч. импровизац. эпизоды. Среди осн. соч. - "Ваш Фауст" ("Votre Faust") - свободная фантазия оперного характера для 5 драм. актёров, вок. квартета, 12 музыкантов и магнитофонных записей (1967; пост. в конц. исполнении в Милане, 1969), симфония для 15 солирующих инструментов (1955), квинтет памяти А. Веберна для кларнета, бас-кларнета, скрипки, виолончели и фп. (1955), "Эфемериды Икара II" ("Les йphйmerides dIcare II" для фп. и 2 групп музыкантов, 1970), "Движение" ("Mobile" для 2 фп., 1958), "Сейсмограммы" ("Seismogrammes I-II") для магнитофонной ленты (1953). Из многочисл. статей и эссе П. большинство опубликовано в издании "Теоретические фрагменты" ("Fragments thйoriques...", 1970).

Путевой распев

Путевой распев - разновидность знаменного распева. Встречается в певч. рукописях с 16 в. До сер. 17 в. считался вершиной иск-ва церк. пения. В основе П. р. лежали видоизменённые попевки знаменного распева. Широкое применение своего рода "синкоп", а также длительностей, равных целой ноте и больших, придавало музыке характер торжественной медлительности. П. р. во время пасхального крестного хода пели стихиру "Воскресение твоё Христе спасе", а в праздник богоявления при "шествии на источники" - "водные" стихиры. В храме им пели "славники", во время к-рых совершался торжеств. вход духовенства в алтарь, и величания. Возможно, что связь этих песнопений с движением определила и само название распева. Иногда П. р. чередовался со знаменным и демественным. Первоначально П. р. записывали обычной знаменной нотацией, по мере же усложнения мелодики сложилась особая путевая нотация. П. р. не следует смешивать с ведущим голосом троестрочия, к-рый обозначался словом путь. Мелодия пути могла не принадлежать к П. р.

Литература: Разумовский Д., Церковное пение в России, вып. 1, М., 1867; Смоленский С. В., О древнерусских певческих нотациях, (СПБ), 1901; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; его же, Образцы древнерусского певческого искусства, Л., 1968, 1971; Gardner J., Das Problem des altrussischen Demestischen Kirchengesanges und seiner Linienlosen Notation, Mьnch., 1967.

H. Д. Успенский.

Пухальский В. В.

Владимир Вячеславович (21 III (2 IV) 1848, Минск - 23 II 1933, Киев) - сов. пианист, педагог, композитор и муз. деятель. Засл. профессор УССР (1928). В 1874 окончил Петерб. консерваторию по классу фп. у Т. Лешетицкого, по классам теории музыки и композиции у Ю. И. Иогансена и Н. И. Зарембы. В 1874-76 преподавал фп. в той же консерватории, в 1876-1913 - в Киевском муз. уч-ще (с 1877 также директор). В 1913-33 профессор Киевской консерватории (в 1913-14 её первый директор). Выступал с концертами в Петербурге, Киеве, Одессе. Способствовал активизации муз. жизни Киева, сыграл большую роль в развитии муз. культуры и муз. образования на Украине. В 1877-88 входил в состав дирекции Киевского отделения РМО (зав. муз. частью). Благодаря его энергии Киевское муз. уч-ще превратилось в одно из лучших муз. уч. заведений дореволюц. России и в 1913 было преобразовано в консерваторию. Выдающийся педагог, П. продолжал развивать принципы фп. игры Лешетицкого, внося в них немало нового, отчасти сближавшего его методы с учением Л. Деппе. П. создал пианистич. школу, значение к-рой вышло далеко за пределы Украины. Среди его учеников - А. Браиловский, В. С. Горовиц, Ю. Д. Иссерлис, Г. М. Коган, К. Н. Михайлов, Л. В. Николаев. П. - автор оперы "Валерия" (по повести И. С. Тургенева "Песнь торжествующей любви", пост, в 1923, Киев), "Малороссийской (Украинской) фантазии" для оркестра, концерта для фп. с оркестром, "Этюдов в арпеджиях", а также пьес для фп. (преим. салонного характера), романсов и др. В инструктивной редакции П. вышли фп. пьесы Э. Грига, Ж. Массне, К. Сен-Санса, Б. Годара, Э. Гиро, Й. Раффа, М. Мошковского, И. Падеревского, К. Шарвенки и др. композиторов.

Литература: Миклашевский И. (сост.), Очерк деятельности киевского отделения Имп. русского музыкального общества (1863-1913), К., 1913; Коган Г., В. В. Пухальский, "Музыкальное образование", 1928, No 2; его же, В. В. Пухальский, "Музыка и революция", 1928, No 3; его же, В. В. Пухальский. (Некролог), "СМ", 1933, No 2; его же, Мой учитель В. В. Пухальский, там же, 1970, No 10, то же в его кн.: Избр. статьи, в. 2, М., 1972; Альшванг A., Памяти В. В. Пухальского, "СМ", 1948, No 4; Курковский Г., В. В. Пухальский и Г. Н. Беклемишев, в кн.: Научно-методические записки Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 1956 года, К., 1957.

Г. М. Коган.

Пухоль Вилларуби Э.

Пухоль Вилларуби Э. (Pujol Villarubi) Эмилио (р. 7 IV 1886, Гранаделья, Лерида) - испан. гитарист. С 1902 учился игре на гитаре у Ф. Тарреги и композиции у К. Дель Кампо. Гастролировал в странах Европы, Юж. Америки и в Австралии как гитарист, с 1936 - и как исполнитель на виуэле. П. В. принадлежат расшифровка и публикации произв. для виуэлы, а также статьи, посв. истории этого инструмента. Преподавал игру на гитаре в консерваториях в Барселоне (с 1945) и Лисабоне, в "Эколь нормаль" в Париже. Его школа игры на гитаре ("Escuela razonada de la guitarra, y. 1-5) и произв. для гитары ("Памяти Тарреги", "Испанское танго", "Валенсийская рапсодия", тонадилья, ричеркар, этюды, танцы и др. пьесы) внесли большой вклад в педагогич. практику, а также в репертуар гитаристов. П. издал антологии старинных и совр. произв. для гитары - "Bibliothиque de musique ancienne et moderne pour guitare" (1926), "Hispanae citharae ars viva" (1955).

Литературные сочинения: Homenaje a Tбrrega, Mainz (s. a.); La guitare, в кн.: Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, pt 2, v. 3, P., 1927; Вступит. ст. и расшифровка в изд.: Narvбez Luis de, Los seys libros del Delphin de musica de eifra para tarier vihuela, Barcelona, 1945; Trиs libros de musica en cifra para vihuela de A. Mudarra, Sevilla, 1949; Les ressources instrumentales et leur rфle dans la musique pour vihuela et pour guitare au XVIe et XVIIe siиcles, в кн.: La musique instrumentale de la Renassance, P., 1955; Tбrrega, (Lisboa, 1960).

A. M. Вайсборд.

Пуччини Д.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пушечников И. Ф.

Иван Фёдорович (р. 20 II 1918, Харьков) - сов. гобоист, композитор и педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1978). В 1942 окончил военно-дирижёрский ф-т при Моск. консерватории, в 1944 - Моск. консерваторию по классу гобоя у H. H. Солодуева. В 1939-59 солист оркестра Большого т-ра. Педагогич. деятельность ведёт с 1939, с 1944 преподаватель Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных (с 1963 зав. кафедрой дух. инструментов; с 1970 профессор). Среди учеников - Е. М. Непало, В. А. Эльстон, Е. А. Ляховецкий, А. С. Любимов. Участвовал в разработке сов. модели блокфлёте; впервые в СССР П. была организована экспериментальная группа в моск. средней спец. муз. школе им. Гнесиных (1972), где обучали игре на этом инструменте, впоследствии внедрённом в уч. практику. С 1970 пред. секции дух. инструментов при Управлении уч. заведениями Мин-ва культуры РСФСР. Чл. жюри мн. всесоюзных и междунар. конкурсов. П. принадлежат многочисл. этюды и упражнения для гобоя, переложения, обработки и аранжировки для гобоя с фп., а также оригинальные соч. для гобоя, камерные ансамбли. Автор пособия "Начальная школа игры на гобое" (ч. 1, 1952), а также ряда статей.

Пушилов К. Н.

Константин Николаевич (11(23) XI 1840, Петербург - 18(30) XII 1897, Саратов) - рус. скрипач. Впервые выступил публично в 12-летнем возрасте. В 1866 окончил Петерб. консерваторию по классу скрипки у Г. Венявского. В 1864-90 концертировал в Петербурге и провинциальных городах России.

С нач. 90-х гг. солист оркестра оперного т-ра в Вильнюсе, преподаватель местной муз. школы М. И. Грескина, с 1895 - Муз. уч-ща РМО в Саратове. Давал сольные вечера с пианистом CK. Экснером. П. - один из популярных рус. скрипачей 2-й пол. 19 в.

Его игра, во многом напоминавшая игру Венявского, отличалась широтой и певучестью тона, эмоциональным размахом, исключит. технич. мастерством. Особенно удавались П. виртуозные скр. произв., напр. такие пьесы, как этюд соло без сопровождения "Последняя роза" Г. Эрнста и в его же транскрипции баллада "Лесной царь" Шуберта. П. был также замечат. исполнителем на виоль д'амур. Ему посв. сюита для виоль д'амур Н. Я. Афанасьева.

Я. М. Ямпольский.

Пушков В. В.

Венедикт Венедиктович (19(31) X 1896, Саратов - 25 I 1971, Ленинград) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1922-25 занимался в Саратовской консерватории по классу композиции у Л. М. Рудольфа, в 1929 окончил Ленингр. консерваторию у В. В. Щербачёва. В 1932-38 и 1946-54 преподавал композицию в Ленингр. консерватории. Среди крупных соч. П. - опера "Гроза" по А. Н. Островскому, концерт для скрипки с оркестром. Значителен вклад П. в области киномузыки. Им написана музыка более чем к 40 фильмам, в т.ч.: "Семеро смелых" (1936), "Тайга золотая" (1937), "Учитель" (1939), "Большая семья" (1954), "Дорогой мой человек" (1958). Песни "Лейся, песня, на просторе" и "Тайга золотая" получили широкую известность. Творчество П. связано с традициями рус. классики. Его музыке присущи искренность, простота и естественность выражения, напевность.

Сочинения: опера - Гроза (1942, пост. 1972, Латв. т-р оперы и балета); для орк. - сюиты Лермонтов (1946), Маскарад (1950, из музыки к фильму, 1941); концерт для скр. с орк. (1965); струн. трио (1927); для голоса с орк. - цикл На Западе (1933); массовые песни; музыка к драм. спектаклям и кинофильмам.

М. Г. Бялик.

Пфицнер Х. Э.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пхачич

Пхачич - адыгейский, кабардино-балкарский ударный (самозвучащий) муз. инструмент. Род трещотки. Состоит из 3, 5 или 7 высушенных пластинок твёрдой древесины (самшита, ясеня, каштана, чинары, граба), свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукояткой. При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук. Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении песенных или танц. мелодий в ансамбле с камылем, шичепшине или пшине-гармоникой (в последнем случае чаще используются два П.). Обычные размеры инструмента: длина 150-165 мм, ширина 45-50 мм.

Литература: Гребнев А. Ф. (сост.), Адыгейские (черкесские) народные песни и мелодии, М.-Л., 1941, с. 210; Атлас музыкальных инструментов народов СССР, М., 1975, с. 142, 144.

С. Я. Левин.

Пыльдмяэ А. Р.

Ало Рудольфович (р. 22 V 1945, Тарту) - сов. композитор. В 1970 окончил Таллинскую консерваторию у X. Я. Эллера.

Сочинения: балеты, среди них - Морская дева (Marineitsi, 1972); симф. поэма Атмосферы (Atmosfддrid, 1970); для инструмента с орк. - Два орнамента для гобоя (1969), концерты для гобоя (1974), для ударных (1981); камерно-инстр. ансамбли - 2 цикла Камерная музыка для разл. составов (1973, 1978), квинтет для дух. инструментов (1978); 2 сонаты для фп. (1970, 1977); соната для скр. с фп.; песни и вок. циклы, в т.ч. Земная нежность (Maine hellus, 1976).

Пьерне А. К. Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пьеха Э. С.

Эдита Станиславовна (р. 31 VII 1937, Ноай, Суланс, Франция) - сов. эстр. певица. Нар. арт. РСФСР (1976). По национальности полька. В 1964 окончила философский ф-т Ленингр. ун-та. Брала уроки пения у Л. М. Соломяка, в дальнейшем совершенствовалась у В. Д. Акульшина. С 1955 солистка Ленконцерта. Исполнение П. отличается драм. выразительностью. Активно пропагандирует песенное творчество сов. композиторов, 1-я исполнительница многих их произв. Исполняет также нар. песни - польские, франц., русские. Снималась в кино. 1-я пр. и золотая медаль на конкурсе 9-го Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968). Гастролирует за рубежом.

Литература: Завадская H., Поёт Эдита Пьеха, "Культура и жизнь", 1969, No 1; Мищевская Г., Ермишев П., Эдита Пьеха, в кн.: Певцы советской эстрады, М., 1977.

Пьяве Ф. М.

Пьяве Ф. М. (Piave) Франческо Мария (18 V 1810, Myрано - 5 III 1876, Милан) - итал. либреттист. С 1848 директор спектаклей и "поэт" (автор либр.) т-ра "Фениче" (Венеция), в 1859-67 "поэт" т-ра "Ла Скала" (Милан). П. - один из лучших итал. либреттистов 19 в. Яркий представитель романтич. направления, он отразил в своём творчестве патриотич. настроения в Италии периода Рисорджименто (нац.-освободит. антифеод. движение против австр. гнёта, кон. 18 в.). Особенную известность получил как автор либр. опер Дж. Верди - "Риголетто", "Травиата", "Эрнани", "Двое Фоскари", "Симон Бокканегра", "Сила судьбы", "Макбет" (совм. с А. Маффеи) и др. На либр. П. написаны также оперы С. Меркаданте, Дж. Пачини, Ф. Риччи и др. итал. композиторов.

Литература: Верди Дж., Избранные письма. Сост., пер., вступ. ст. и примеч. А. Д. Бушен, М., 1959, с. 49-52, 66-67, 142, 147-48, 151-52, 171-72, 174, 201-203, 207; Quarti G. A., F. M. Piave melodrammatico, в кн.: Rivista italiana del dramma, Roma, 1939.

Пьявко В. И.

Владислав Иванович (р. 4 II 1941, Красноярск) - сов. певец (тенор). Засл. арт. РСФСР (1975). Чл. КПСС с 1978. В 1965 окончил ГИТИС им. Луначарского по классу пения у С. Я. Ребрикова. С 1965 солист Большого т-ра. В 1968-69 стажировался в миланском т-ре "Ла Скала". 2-я пр. на 4-м Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве (1970). Партии: Андрей Хованский ("Хованщина"), Самозванец; Михайло Туча ("Псковитянка"), Князь ("Русалка"), Герман, Водемон, Пинкертон, Каварадосси, Манрико, Радамес; Алексей ("Оптимистическая трагедия" Холминова), Ноздрёв ("Мёртвые души" Щедрина). Гастролирует за рубежом: Чехословакия, Италия, Югославия, Бельгия, ФРГ, Болгария, Испания и др.

Литература: Орфёнов A., Юность, надежды, свершения, М., 1973; Гусев A., На пороге зрелости, "СМ", 1976, No 6.

Пэан

Пэан - см. Пеан.

Пэриш-Альварс Э.

Пэриш-Альварс Э. (Parish-Alvars) Элиас (28 II 1808 или 1816, Уэст-Тинмут - 25 I 1849, Вена) - англ. арфист и композитор. Игре на арфе учился у Ф. Ж. Дизи в Лондоне, у Р. Н. Ш. Боксы и Т. Лабара в Париже. С 1831 гастролировал в городах Германии, в 1834 - в Милане, в 1836-38 - в Вене. Прославился как выдающийся арфист-солист. До 1842 путешествовал по странам юго-вост. Европы, был в Турции, Греции; записал много нар. мелодий, издал сб. "Путешествие арфиста по Востоку" ("Voyage dun harpiste en Orient"), включающий обр. болг., турецких, греч. и др. нар. песен. В 1842-44 выступал в городах Германии, Праге и Неаполе. В 1846 жил в Лейпциге, где встречался с Ф. Мендельсоном, к-рый оказал влияние на композиторский стиль П.-А. С 1847 придв. арфист в Вене. Игра П.-A., блестящего виртуоза с исключит. природными данными (широчайшая растяжка пальцев и пр.), отличалась певучим звуком; его исполнит. манера была близка итал. бельканто. П.-А. играл на арфе С. Эрара (с педалями двойного действия), широко используя её возможности; был первым арфистом, применявшим глиссандо с помощью педалей, пользовался и др. видами глиссандо, эффектами энгармонич. замены звуков, хроматич. изменением высоты звука с помощью быстрого нажатия педали и др. Исполнял на арфе главным образом собственные соч., а также свои переложения этюдов Ф. Шопена и фп. концертов Л. Бетховена и И. Н. Гуммеля. П.-A. - автор более 100 произв. для арфы; среди них концерты с оркестром, концертино для 2 арф, фантазии на темы из опер и вариации для арфы соло, пьесы в жанре т.н. воспоминаний и др. Большинство произв. П.-А. из-за технич. трудностей доступно лишь виртуозам. Жена П.-A. - Mелани П.-А. (дочь Ш. Гуно) - арфистка, выступала во мн. городах Европы, в т.ч. в Петербурге.

Литература: Поломаренко И., Арфа в прошлом и настоящем, М.-Л., 1939; Доброхотова В. Б., Добрoхотов Б. В., (Вступ. ст.) в нотном сб.: Сонаты, вариации и фантазии для арфы, Арфовая классика, вып. 1, М., 1964; Язвинская Е., Арфа, М., 1968; Дулова В., Искусство игры на арфе, М., 1975; Mйmoires de Hector Berlioz comprenant ses voyages..., v. 1-2, P., 1870 (в рус. пер.: Берлиоз Г., Мемуары, М., 1962); Sсimесa M. G., LArpa nella storia, Bari, 1938.

Б. В. Доброхотов.

Пэрри Ч. Х.

Пэрри Ч. Х. (Раrrу) Чарлз Хьюберт Хейстингс (27 II 1848, Борнмут - 7 X 1918, Найтс-Крофт, Растингтон) - англ. композитор, музыковед и муз.-обществ. деятель. Учился у С. Беннетта и Г. А Макфаррена в Оксфорде, Г. X. Пирсона в Штутгарте, Э. Данрёйтера в Лондоне. Как композитор дебютировал в 1880. В 1883-1908 преподавал в Корол. муз. колледже в Лондоне (с 1891 профессор, с 1894 директор), одноврем. (1900-08) был профессором Оксфордского ун-та. Наиболее значительны хор. произв. П., в к-рых он стремился возродить традиции хор. музыки Г. Ф. Генделя. В своём композиторском творчестве, муз.-обществ. деятельности в качестве председателя и члена ряда муз. об-в, а также в трудах по истории музыки выступал как зачинатель обществ. движения за возрождение англ. нац. муз. культуры.

Сочинения: для солистов, хора и орк. - оратории Юдифь (1888), Иов (1892), Царь Саул (King Saul, 1894), Сцены из Освобождённого Прометея (Scenes from Prometheus unbound, по П. Б. Шелли, 1880), оды для хора с орк. (ок. 1885, 1887) и для солистов, хора и орк. (ок. 1889, 1891); 2 sinfonia sacra для хора с орк. (ок. 1904, 1906); для орк. - 5 симфоний (1882; 2-я, Кембриджская, 1883, 3-я, Английская, 1889, 4-я, 1889, 2-я ред. 1910; 1912), симф. вариации (ок. 1897), симф. ода Война и Мир (War and peace, 1903), 3 увертюры, симф. поэма От смерти к жизни (From death to life, ок. 1914), сюиты для струн. орк.; концерт для фп. с орк. (ок. 1879); инстр. ансамбли; для фп. - 2 сонаты, сюиты, пьесы; церк. хор. соч. - энсземы, гимны, 2 Те Deum, мотеты, псалмы; циклы песен; музыка к спектаклям драм. т-ра (в т.ч. к комедиям Аристофана).

Литературные сочинения: Studies of great composers, L., 1886; L.-N. Y., 1934; The evolution of the art of music, L., 1896, нов. изд. - N. Y., 1930; Summery of the history and development of mediaeval and modern European music, L.-N. Y., 1893, 1905; Style in musical art, Oxf., 1900, L., 1911; The music of the 17th century, в кн.: Oxford history of music, v. 3, Oxf., 1902, 1938; J. S. Bach, N. Y. - L., 1909, 1948.

Литература: Graves Ch. L., Hubert Parry, v. 1-2, L., 1926; Brent Smith A. E., Charles Hubert Hastings Parry, "ML", 1926; Fuller Maitland J. A., The music of Parry and Stanford, Camb., 1934.

M. А. Зильберквит.

Пюньо Р.

Пюньо Р. (Pugno) Рауль (23 VI 1852, Монруж, близ Парижа - 3 I 1914, Москва) - франц. пианист, органист и композитор. По национальности итальянец. Учился в Парижской консерватории (1866-69) у Ж. Матиаса (фп.) и А. Тома (композиция). Участник Парижской Коммуны 1871. Церк. органист (1871-92) и капельмейстер (с 1878) в Париже. С 1892 преподавал в Парижской консерватории (до 1896 профессор по классу гармонии, в 1896-1901 - по классу фп.). Дебютировал как пианист в возрасте 41 года в концерте Парижской консерватории, быстро завоевав мировую известность (в концертах играл только по нотам). С 1896 выступал также в ансамбле со скрипачом Э. Изаи. Гастролировал в странах Европы, в США, в России (умер во время конц. поездки). Игра П. отличалась технич. блеском, мягкостью туше, элегантностью, большой ритмич. свободой (частое применение tempo rubato); особенности его интерпретаций отразились в его редакциях произв. Ф. Шопена и Ж. Массне. Большое место в репертуаре П. занимали соч. С. Франка, Шопена. Имеются многочисл. грамзаписи исп. им соч. К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Ф. Шопена, Ф. Листа и др. Автор муз. произв. традиционного характера, инструктивных пособий "Искусство работать за фортепиано" ("Lart de travailler le piano. Etude des gammes", 1908) и "Уроки, записанные Раулем Пюньо. Шопен" ("Les leзons йcrites de Raul Pugno. Chopin", 1910).

Сочинения: оперы (комич.) - Нинетта (1882, Париж), Двойник (Le Sosie, 1887), Червонный валет (Le Valet de coeur, 1888), Возвращение Улисса (Le Retour dUlysse, 1889, Париж); оперетты - Призвание Мариуса (La Vocation de Marius, 1890, Париж); балеты - Мальчик-с-пальчик (Le petit poucet, 1891, Париж), Бабочки (Les Papillons, 1884, Лондон), пантомима Канатная плясунья (La Danseuse de corde, 1892 Париж); оратория Воскрешение Лазаря (La Rйsurrection de Lazare, 1879); сюита для орк.; концертштюк для фп. с орк. (1900); соната и др. пьесы для фп.; романсы и песни; музыка к драм. спектаклю "Мёртвый город" ("La Ville morte" Г. дАннунцио; закончена Н. Буланже).

Литература: Schonberg H. С., The great pianists, N. Y., 1963, с. 13, 267, 269, 270-72, 381.

Г. М. Коган.

Пярт А. А.

Арво Аугустович (р. 11 IX 1935, г. Пайде) - сов. композитор. Окончил в 1963 Таллинскую консерваторию по классу композиции у X. Эллера. В творчестве преобладают симф. жанры.

Пярт А. А.

Сочинения: для солистов хора и орк. - кантата Наш сад (Meie aed, сл. Э. Рауда, для детского хора и орк., 1959), Поступь мира (Maailma samm, сл. Э. Ветемаа, для чтеца, солиста, смешанного хора и симф. орк., 1961), Кредо (для фп., смеш. хора и симф. орк., 1968), симфония-кантата Песнь к Возлюбленной (сл. Ш. Руставели, 1973); для орк. - 3 симфонии (Полифоническая, 1964; 1966; 1971), Некролог (1960), Perpetuum mobile (1963) Коллаж на тему BACH (1964), Cantus (памяти Б. Бриттена, 1977); Pro et contra (для влч. и симф. орк., 1966), Tabula rasa (для 2 скр. и струн. орк., 1977); камерно-инстр. ансамбли - струн. квартет (1959), Квинтетино для духовых (1964), Musica syllabica для 12 инструментов (1964); для голосов соло, хора и ансамбля инструментов - цикл Tintinnabuli (1976), Missa sillabica (1977), Страсти по Иоанну (1977); для фп. - 2 сонатины (1958, 1959), Партита (1959), Диаграммы (1964); Сольфеджио для смеш. хора; музыка к кинофильмам.

А. В. Хирвесоо.

Пятигорский Г. П.

Григорий Павлович (17 IV 1903, Екатеринослав, ныне Днепропетровск - 6 VIII 1976, Лос-Анджелес) - амер. виолончелист. Сын музыканта. Учился игре на виолончели с 7 лет. С 1914 занимался у А. Э. Глена в Моск. консерватории. С 16 лет солист оркестра балета Большого т-ра в Москве. В 1919 с успехом дебютировал в симф. концерте с оркестром этого т-ра (соло в "Дон Кихоте" Р. Штрауса, дир. Г. Фительберг). Одноврем. играл в первом сов. струн. квартете им. Ленина. С 1921 жил за границей. В 1923 пользовался в Лейпциге консультациями Ю. Кленгеля. С 1924 1-й виолончелист оркестра Берлинской филармонии (рук. В. Фуртвенглер). Со 2-й пол. 1920-х гг. выступал с крупнейшими дирижёрами (А. Тосканини, Б. Вальтером, О. Клемперером, Ф. Фуртвенглером, Р. Штраусом, С. А. Кусевицким, Ш. Мюншем, Ю. Орманди, Л. Бернстайном и др.) и как ансамблист (с пианистами - С. В. Рахманиновым, Арт. Рубинштейном, А. Шнабелем, В. Горовицем и др.; со скрипачами - Б. Губерманом, Дж. Сигети, К. Pлешем, Н. Мильштейном, Я. Хейфецем и др.). С 1929 жил в США. В 1941-49 преподавал в Муз. ин-те Кёртис (Филадельфия), в 1957 - в Бостонском ун-те, с 1958 - в ун-те Юж. Калифорнии (Лос-Анджелес). Среди учеников - Л. Парнас, Д. Дейвис, Л. Лессер, С. Кейтс, Н. Розен и др. виолончелисты, ставшие лауреатами разл. конкурсов, в т.ч. им. П. И. Чайковского в Москве. Возглавлял отдел камерной музыки на фестивалях в Беркшире (США). В 1962 и 1966 чл. жюри 2-го и 3-го Международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве.

Один из крупнейших виолончелистов мира, П. обладал редким по красоте звуком и совершенной техникой. С его именем связано новое исполнит. направление в совр. виолончельном иск-ве, объединяющее романтич. приподнятость с классич. строгостью интерпретации и философской углубленностью. Для П. написаны концерты и др. произв. И. Ф. Стравинским, С. С. Прокофьевым, П. Хиндемитом, У. Уолтоном, Д. Мийо, Э. Блохом, М. Кастельнуово-Тедеско, А. Коплендом, С. Барбером, А. Н. Черепниным, посвятившими ему свои соч. П. принадлежат виолончельные транскрипции, вошедшие в конц. репертуар совр. музыкантов. Написал воспоминания "Виолончелист" ("Cellist", N. Y., 1965; фрагменты в рус. пер. в сб.: "Исполнительное иск-во зарубежных стран", вып. 5, М., 1970, с. 121-215).

Литература: Гинзбург Л., История виолончельного искусства (кн. 3). Русская классическая виолончельная школа (1860-1917), М., 1965, с. 341-44.

А. П. Стогорский.

Пятницкий М. Е.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Пятс Р. Э.

Рихо Эдуардович (14(26) VI 1899, Тарту - 15 I 1977, Таллин) - сов. композитор, пианист, хор. дирижёр, музыковед. Засл. деят. иск-в Эст. ССР (1947). В 1927 окончил Таллинскую консерваторию по классу композиции у А. Каппа. Занимался также по классу фп. у А. Лембы. В 1915-40 работал как пианист и муз. критик; был хор. дирижёром, преподавателем муз.-теоретич. предметов в уч. заведениях Эстонии. В 1937-44 преподавал в Таллинской учительской семинарии, в 1940-50 - в Таллинской консерватории, в 1956-71 - в Таллинском пед. ин-те (с 1962 профессор). Осн. место в творчестве П. занимали хор. произв., к-рые входят в репертуар респ. хор. коллективов, а также музыка для детей. П. был видным специалистом в области детского муз. воспитания. Автор методич. пособий. Гос. пр. Эст. ССР (1948).

Сочинения: муз. сказка Подземные (Maaalused, 1935), дет. опера Хитрый Антс и Ванапаган (Kaval Ants ja Vanapagan, 1962); муз. комедия Парни нашего села (Meie kьla poisld, 1966); для солистов, хора и орк. - кантаты, в т.ч. Пой, народ свободный (Laula vaba rahvas, сл. Д. Вааранди, 1949); для орк. - сюиты-сказки (1971, 1973); для фп. - сонатина (1956) и др. пьесы; св. 250 песен для хора; музыка к драм. спектаклям; музыка для детей, в т.ч. О чём повествуют инструменты труда (Mlllest rддgivad tццristad, сл. Г. Юрмина, 1965), Детская музыка (1974) и др.

Литературные сочинения: Muusikaline kasvatus ьldhariduslikus koolis. (Metoodiline kдsiraamat), Tallinn, 1962; R. Tobias, Tallinn, 1968.

Предыдущая страница Следующая страница