Приглашаем посетить сайт
Поиск по материалам сайта
Cлово "CANTU"
Входимость: 31. Размер: 63кб.
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Входимость: 8. Размер: 18кб.
Входимость: 7. Размер: 14кб.
Входимость: 6. Размер: 113кб.
Входимость: 6. Размер: 56кб.
Входимость: 6. Размер: 14кб.
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Входимость: 5. Размер: 11кб.
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Входимость: 4. Размер: 7кб.
Входимость: 4. Размер: 14кб.
Входимость: 4. Размер: 13кб.
Входимость: 4. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 40кб.
Входимость: 3. Размер: 51кб.
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Входимость: 3. Размер: 9кб.
Входимость: 3. Размер: 54кб.
Входимость: 3. Размер: 99кб.
Входимость: 2. Размер: 58кб.
Входимость: 2. Размер: 28кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 8кб.
Входимость: 2. Размер: 53кб.
Входимость: 2. Размер: 19кб.
Входимость: 2. Размер: 17кб.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 13кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 2. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 24кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 29кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 11кб.
Входимость: 1. Размер: 27кб.
Входимость: 1. Размер: 54кб.
Входимость: 1. Размер: 13кб.
Входимость: 1. Размер: 57кб.
Входимость: 1. Размер: 14кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 12кб.
Входимость: 1. Размер: 7кб.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
Входимость: 1. Размер: 30кб.
Примерный текст на первых найденных страницах
Входимость: 31. Размер: 63кб.
Часть текста: Н. Я. Мясковский относил к области контрапунктич. мастерства сочетание мелодически самостоятельных голосов и соединение в одновременности неск. тематич. элементов. П. - одно из важнейших средств муз. композиции и художеств. выразительности. Многочисл. приёмы П. служат разностороннему раскрытию содержания муз. произв., воплощению и развитию художеств. образов; средствами П. можно видоизменять, сопоставлять и объединять муз. темы. П. опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии. На выразительность приёмов П. влияют также инструментовка, динамика и прочие компоненты музыки. В зависимости от определ. муз. контекста может изменяться художеств. смысл тех или иных средств полифонич. изложения. Существуют разл. муз. формы и жанры, применяемые для создания произв. полифонич. склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в 14-16 вв. - мотет, мадригал и др. Полифонич. эпизоды (напр., фугато) встречаются и в рамках иных форм. Полифонич. (контрапунктич.) склад муз. произв. противостоит гомофонно- гармоническому (см. Гармония , Гомофония ), где голоса образуют аккорды и выделяется гл. мелодич. линия, чаще всего в верхнем голосе. Коренная особенность полифонич. фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, к-рая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонич. построения редко кадансируют одновременно, обычно их...
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Часть текста: для григорианского хорала (см. Григорианское пение ). С. f., как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere - держу, тяну). С. f. определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах С. f. в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от С. f. и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с С. f. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях С. f. использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре - месса "Вооружённый человек", части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. С. f. постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку С. f. получает в нем. "теноровой песне" (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17-18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) - мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса ("Немецкие народные песни", 1858). Как трансформация старого принципа использования С. f. могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое...
Входимость: 8. Размер: 18кб.
Часть текста: оформление. Термин "X. о." обычно применяется к разл. многогол. композициям на хоральный cantus firmus (напр., антифон, гимн, респонсорий). Иногда под X. о. подразумеваются все муз. соч., так или иначе связанные с хоралом, в т. ч. те, где он используется лишь как исходный материал. В этом случае обработка по существу становится переработкой, и термин приобретает неопределённо широкий смысл. В нем. музыковедении назв. "X. о." чаще применяется в более тесном смысле для обозначения разных форм обработки протестантского хорала. Область применения X. о. весьма широка. На хорале базируются ведущие жанры проф. музыки средневековья и Возрождения. В раннеполифонич. формах (параллельный органум, фобурдон) хорал проводится полностью. Будучи нижним голосом, к-рый дублируется остальными голосами, он составляет основу композиции в буквальном смысле. С усилением полифонич. самостоятельности голосов хорал деформируется: составляющие его звуки удлиняются и выравниваются (в мелизматич. органуме они выдерживаются, пока не...
Входимость: 7. Размер: 14кб.
Часть текста: обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X. исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетич. качества X. Различают 2 осн. типа X. - григорианский (см. Григорианское пение ), оформившийся в первые века существования католич. церкви (нем. Gregorianischer Choral, англ. chant gregorian, plain song, plain chant, франц. chant grйgorien, plain-chant, итал. canto gregoriano, испан. canto piano), и протестантский хорал, разработанный в эпоху Реформации (нем. Choral, англ. chorale, hymn, франц. choral, итал. corale, испан. coral protestante). Термин "X." получил распространение значительно позже возникновения определяемых им явлений. Первоначально (приблизительно с 14 в.) это только прилагательное, указывающее на исполнит. состав (choral - хоровой). Постепенно термин становится более универсальным, и с 15 в. в Италии и Германии встречается выражение cantus choralis, к-рое подразумевает одногол. неметризованную музыку в противоположность многогол. мензуральной (musica mensurabilis, cantus mensurabilis), называемой также фигуральной (cantus figuratus). Наряду с ним, однако, сохраняются и ранние определения: musica plana, cantus planus, cantus gregorianus, cantus firmus. Применительно к многогол. обработкам григорианского...
Входимость: 6. Размер: 113кб.
Часть текста: сочинения", по П. И. Чайковскому; напр., рундо, фуга, мотет, баллата; отчасти сближается с понятием жанра, т. е. рода музыки); 2) муз. воплощение содержания (целостная организация мелодич. мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и др. элементов музыки). Помимо этих двух осн. значений термина "Ф. м." (музыкального и эстетико-философского) встречаются и др.; 3) индивидуально-неповторимый звуковой облик муз. пьесы (присущая только данному соч. конкретная звуковая реализация его замысла; то, что отличает, напр., одну сонатную форму от всех других; в противоположность форме-типу достигается неповторяющейся в др. соч. тематич. основой и индивидуальной её разработкой; вне научных абстракций, в живой музыке существует лишь индивидуальная Ф. м.); 4) эстетич. порядок в муз. композиции ("гармония" её частей и компонентов), обеспечивающий эстетич. достоинство муз. композиции (ценностный аспект её целостной структуры; "forme - значит красота...", по словам М. И. Глинки); положительно-ценностное качество понятия Ф. м. обнаруживается в противопоставлении: "форма" -"бесформенность" ("деформация" - искажение формы; то, что не имеет формы, эстетически ущербно, безобразно); 5) один из трёх осн. разделов прикладной муз.-теоретич. науки (наряду с гармонией и контрапунктом), предметом к-рого является изучение Ф. м. Иногда муз. формой называют также: строение муз. произв. (его структуру), меньшие,...
Входимость: 6. Размер: 56кб.
Часть текста: франц. musique d'eglise, musique sacrйe, англ. church music) - музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка, в отличие от Ц. м., имеют более широкое значение: первая охватывает, помимо христианской, музыку др. религ. культов, вторая включает произв. на религ. темы, рассчитанные на исполнение в домашней обстановке или конц. зале. Ц. м. принадлежит важная роль в истории европ. муз. иск-ва: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром муз. профессионализма. В рамках церк. культуры были созданы величайшие художеств. ценности, формировались важнейшие муз. жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи, педагогики. Для истории европ. культуры очень важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церк. и светских жанров (напр., секвенции и эстампиды, мотета и мадригала, духовной кантаты и оперы). I. Музыка раннехристианской церкви....
Входимость: 6. Размер: 14кб.
Часть текста: путём их воспроизведения звуками (паузами) меньшей длительности. Различают У. точное, без изменений воспроизводящее осн. ритм в соответствующей пропорции (напр., интродукция из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, цифра 28), неточное, воспроизводящее осн. ритм (тему) с различными ритмич. или мелодич. изменениями (напр., ария Лебедь-птицы, No 11 из 2-го д. оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, цифра 117), и ритмическое, или нетематическое, при к-ром мелодич. рисунок сохраняется либо приблизительно (начало вступления к опере "Садко" Римского-Корсакова), либо не сохраняется совсем (ритм побочной партии в У. в разработке 1-й части 5-й симфонии Шостаковича). Дж. Данстейбл. Cantus firmus из мотета Christe sanctorum decus (контрапунктирующие голоса опущены). Дж. Спатаро. Мотет. Возникновение У. (и увеличения) как музыкально-выразительного и технически организующего средства относится ко времени использования мензуральной нотации и связано с развитием полифонич. многоголосия. X. Риман указывает, что первым У. использовал в теноре мотета И. де Мурис. Изоритмич. мотет - осн. область применения У. в 14 в.: многократные, похожие на ostinato проведения ритмич. фигуры служат основой муз. формы, причём У. является собственно муз. закономерностью её организации (в отличие от большинства др. форм, определяемых гл. обр. текстом). В мотетах Г. де Машо (Amaro valde, Speravi, Fiat voluntas tua, Ad te suspiramus) ритмич. фигура повторяется в У. каждый раз с новым мелодич. наполнением; в изоритмич. мотетах Дж. Данстейбла ритмич. фигура...
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Часть текста: на неоднократном проведении темы с изменениями контрапунктич. характера. П. в. могут быть самостоятельным муз. произв. (назв. к-рого иногда определяет форму, напр. "Канонические вариации на рождественскую песню" И. С. Баха) или частью крупного циклич. произв. (Largo из фп. квинтета g-moll op. 30 Танеева), эпизодом в кантате, опере (хор "Чудная небесная царица" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова); нередко П. в. - раздел более крупной, в т.ч. неполифонич., формы (начало центрального раздела 2-й части 5-й симфонии Мясковского); порой они включаются в неполифонич. вариационный цикл ("Симфонические этюды" Шумана). К П. в. применимы все общие Характеристики формы вариаций (формообразование, деление на строгие и свободные и др.); термин распространён гл. обр. в сов. музыковедении. П. в. связаны с понятием полифонич. варьирования, к-рое подразумевает контрапунктич. обновление темы, раздела формы, части цикла (напр., начало экспозиции, такты 1-26, и реприза, такты 101-126, во 2-й части 1-й симфонии Бетховена; куранта II с дублями в Английской сюите No 1 Баха; "Хроматическая инвенция" No 145 из "Микрокосмоса" Бартока); полифонич. варьирование - основа смешанных форм (напр., П. в., фуга и трёхчастная форма в арии No 3 из кантаты No 170 Баха). Осн. средства полифонич. варьирования: введение контрапунктирующих голосов (разной степени самостоятельности), в т.ч. представляющих мелодико-ритмич. варианты осн. темы; применение увеличения, обращения темы и др.; полифонизация аккордового изложения и мелодизация сопровождающих фигур, придание им характера остинато, использование имитаций, канонов, фуг и их...
Входимость: 5. Размер: 11кб.
Часть текста: отличающимся от других... Число же стихов в этих песнях неопределенное и увеличивается сообразно количеству материала и желанию сочинителя. Одна и та же мелодия повторяется во всех стихах". Наиболее известная Ш. de geste - "Песнь о Роланде" (4000 строк), складывающаяся из различных по величине разделов, называемых лессами (laisses). Мелодии Ш. de geste не сохранились. Единственный дошедший до нас напев (в "Игре о Робене и Марион" Адама де ла Аль) имеет, по мнению Ж. Тьерсо, значительно более позднее происхождение, чем "Песнь о Роланде". В творчестве трубадуров и труверов появились новые поэтич. формы, предназначенные для пения, - лирич. баллады, ронду, виреле, принадлежащие к группе рефренных форм. Они имеют строфич. организацию с определ. системой рифм и рефреном (т. н. твёрдые формы). Муз. схема ронду - АВаАаbАВ, строфы виреле - AbbaA (прописные буквы обозначают рефрены, строчные - повторение музыки с новым поэтич. текстом, но при сохранении структуры рифм). В 16 в. лирич. стихи, специально предназначенные для музыки, сочиняли крупнейшие поэты франц. Возрождения П. Ронсар и К. Маро. 1-е изд. "Любовных стихов" ("Les Amours", 1552) Ронсара вышло с музыкой К. Жанекена, П. Сертона и М. А. Мюре (в виде 4-гол. пьес на тексты 10 сонетов с указанием способа пения на ту же музыку 168 др. стихотворений). Большое внимание связи лирич. поэзии с музыкой Ронсар уделил в своём теоретич. трактате о франц. поэтич. иск-ве ("Abrйgй de lart poйtique franзais", 1565). В историко-музыковедч. лит-ре назв. "Ш." применяется и в узком смысле - по...
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Часть текста: к хор. полифонич. музыке эпохи Ренессанса (15-16 вв.). В этом смысле термин используется гл. обр. в рус. классич. и сов. музыковедении. Понятие С. с. охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ: оно относится к творчеству композиторов разных европ. школ, прежде всего - к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской; в область С. с. входит музыка франц., нем., англ., чеш., польских композиторов. С. с. наз. стиль полифонич. произв. для хора a cappella, развивавшийся в проф. жанрах церковной (гл. обр. католической) и в значительно меньшей мере светской музыки. Важнейшими и наиболее крупными среди жанров С. с. были месса (первая в европ. музыке значит. циклическая форма) и мотет (на духовные и светские тексты); во множестве сочинялись духовные и светские полифонич. песни, мадригалы (часто на лирич. тексты). Эпоха С. с. выдвинула многих выдающихся мастеров, среди к-рых особое положение занимают Жоскен Депре, О. Лассо и Палестрина. Творчество этих композиторов обобщает эстетич. и историко-стилистич. тенденции муз. иск-ва своего...