Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "CANTU"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Полифония
Входимость: 31. Размер: 63кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Cantus firmus
Входимость: 10. Размер: 6кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Хоральная обработка
Входимость: 8. Размер: 18кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Хорал
Входимость: 7. Размер: 14кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Форма музыкальная
Входимость: 6. Размер: 113кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Церковная музыка
Входимость: 6. Размер: 56кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Уменьшение
Входимость: 6. Размер: 14кб.
8. Музыкальная энциклопедия. Полифонические вариации
Входимость: 5. Размер: 17кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Шансон
Входимость: 5. Размер: 11кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Строгий стиль
Входимость: 4. Размер: 28кб.
11. Музыкальная энциклопедия. Франко К.
Входимость: 4. Размер: 7кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Увеличение
Входимость: 4. Размер: 14кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Месса
Входимость: 4. Размер: 13кб.
14. Музыкальная энциклопедия. Тема
Входимость: 4. Размер: 9кб.
15. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 1, "A"-"BRA")
Входимость: 3. Размер: 40кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "О" (часть 4, "ОРЛ"-"ОЯК")
Входимость: 3. Размер: 51кб.
17. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 4, "САС"-"СЕГ")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Псалмы
Входимость: 3. Размер: 9кб.
19. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 1, "МAP"-"МАЙ")
Входимость: 3. Размер: 54кб.
20. Музыкальная энциклопедия. Французская музыка
Входимость: 3. Размер: 99кб.
21. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 5, "ЛЕН"-"ЛИГ")
Входимость: 2. Размер: 58кб.
22. Музыкальная энциклопедия. Венгерская музыка
Входимость: 2. Размер: 28кб.
23. Музыкальная энциклопедия. Имитация
Входимость: 2. Размер: 9кб.
24. Музыкальная энциклопедия. Циккер Я.
Входимость: 2. Размер: 9кб.
25. Музыкальная энциклопедия. Мурис И.
Входимость: 2. Размер: 5кб.
26. Музыкальная энциклопедия. Фаркаш Ф.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
27. Музыкальная энциклопедия. Органный пункт
Входимость: 2. Размер: 8кб.
28. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 3, "MUS"-"ZVU")
Входимость: 2. Размер: 53кб.
29. Музыкальная энциклопедия. Секвенция
Входимость: 2. Размер: 19кб.
30. Музыкальная энциклопедия. Наклонение
Входимость: 2. Размер: 17кб.
31. Музыкальная энциклопедия. Обрехт Я.
Входимость: 2. Размер: 7кб.
32. Музыкальная энциклопедия. Мотет
Входимость: 2. Размер: 13кб.
33. Музыкальная энциклопедия. Фигура
Входимость: 2. Размер: 13кб.
34. Музыкальная энциклопедия. Словацкая музыка
Входимость: 2. Размер: 14кб.
35. Музыкальная энциклопедия. Тенор
Входимость: 2. Размер: 14кб.
36. Музыкальная энциклопедия. Танцевальная музыка
Входимость: 1. Размер: 24кб.
37. Музыкальная энциклопедия. Шотландская музыка
Входимость: 1. Размер: 14кб.
38. Музыкальная энциклопедия. Нотопечатание
Входимость: 1. Размер: 29кб.
39. Музыкальная энциклопедия. Полиритмия
Входимость: 1. Размер: 6кб.
40. Музыкальная энциклопедия. Basso ostinato
Входимость: 1. Размер: 11кб.
41. Творческие портреты композиторов. Статьи на букву "Д"
Входимость: 1. Размер: 27кб.
42. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "С" (часть 11, "СОВ"-"СОЛ")
Входимость: 1. Размер: 54кб.
43. Музыкальная энциклопедия. Григорианское пение
Входимость: 1. Размер: 13кб.
44. Музыкальная энциклопедия. Статьи на буквы "A-Z" (часть 2, "BRE"-"MUS")
Входимость: 1. Размер: 57кб.
45. Музыкальная энциклопедия. Оглавление, буквы "A-Z"
Входимость: 1. Размер: 14кб.
46. Музыкальная энциклопедия. Хамерик
Входимость: 1. Размер: 7кб.
47. Музыкальная энциклопедия. Партитура
Входимость: 1. Размер: 12кб.
48. Музыкальная энциклопедия. Фобурдон
Входимость: 1. Размер: 7кб.
49. Музыкальная энциклопедия. Дюфаи Г.
Входимость: 1. Размер: 6кб.
50. Музыкальная энциклопедия. Музыкальное воспитание
Входимость: 1. Размер: 30кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Полифония
Входимость: 31. Размер: 63кб.
Часть текста: Н. Я. Мясковский относил к области контрапунктич. мастерства сочетание мелодически самостоятельных голосов и соединение в одновременности неск. тематич. элементов. П. - одно из важнейших средств муз. композиции и художеств. выразительности. Многочисл. приёмы П. служат разностороннему раскрытию содержания муз. произв., воплощению и развитию художеств. образов; средствами П. можно видоизменять, сопоставлять и объединять муз. темы. П. опирается на закономерности мелодики, ритма, лада, гармонии. На выразительность приёмов П. влияют также инструментовка, динамика и прочие компоненты музыки. В зависимости от определ. муз. контекста может изменяться художеств. смысл тех или иных средств полифонич. изложения. Существуют разл. муз. формы и жанры, применяемые для создания произв. полифонич. склада: фуга, фугетта, инвенция, канон, полифонические вариации, в 14-16 вв. - мотет, мадригал и др. Полифонич. эпизоды (напр., фугато) встречаются и в рамках иных форм. Полифонич. (контрапунктич.) склад муз. произв. противостоит гомофонно- гармоническому (см. Гармония , Гомофония ), где голоса образуют аккорды и выделяется гл. мелодич. линия, чаще всего в верхнем голосе. Коренная особенность полифонич. фактуры, отличающая её от гомофонно-гармонической, - текучесть, к-рая достигается стиранием цезур, разделяющих построения, незаметностью переходов от одного к другому. Голоса полифонич. построения редко кадансируют одновременно, обычно их...
2. Музыкальная энциклопедия. Cantus firmus
Входимость: 10. Размер: 6кб.
Часть текста: для григорианского хорала (см. Григорианское пение ). С. f., как и cantus planus, излагался нотами большой длительности и обычно помещался в теноре (отсюда название этого голоса: от лат. tenere - держу, тяну). С. f. определял интонационное содержание произв., т. к. остальные голоса его обычно строились на мелодич. оборотах С. f. в свободном ритмич. видоизменении. Эти производные от С. f. и его частей субтемы имитационно проводились в прочих голосах, обусловливая единство сочинения при известном контрастном ритмическом соотношении с С. f. В крупных циклич. произв., напр. в мессах, при повторных проведениях С. f. использовались иногда его варианты в обращении и ракоходном движении (Ж. Депре - месса "Вооружённый человек", части Gloria и Credo). С появлением ричеркара в сер. 16 в. С. f. постепенно переходит в эту форму в виде проведений темы в двойном, четверном увеличении (А. Габриели и др.) и, т. о., становится одним из элементов, подготовивших фугу. Иную трактовку С. f. получает в нем. "теноровой песне" (Tenorlied) 16 в., в хоральных обработках 17-18 вв. (С. Шейдт, Д. Букстехуде, И. Пахельбель, И. С. Бах) - мелодия его в ровных длительностях соединяется с контрапунктирующими голосами, ритмически и интонационно более развитыми. Продолжением этой традиции в 19 в. были обработки нар. песен И. Брамса ("Немецкие народные песни", 1858). Как трансформация старого принципа использования С. f. могут рассматриваться вариации на basso ostinato, получившие широкое...
3. Музыкальная энциклопедия. Хоральная обработка
Входимость: 8. Размер: 18кб.
Часть текста: оформление. Термин "X. о." обычно применяется к разл. многогол. композициям на хоральный cantus firmus (напр., антифон, гимн, респонсорий). Иногда под X. о. подразумеваются все муз. соч., так или иначе связанные с хоралом, в т. ч. те, где он используется лишь как исходный материал. В этом случае обработка по существу становится переработкой, и термин приобретает неопределённо широкий смысл. В нем. музыковедении назв. "X. о." чаще применяется в более тесном смысле для обозначения разных форм обработки протестантского хорала. Область применения X. о. весьма широка. На хорале базируются ведущие жанры проф. музыки средневековья и Возрождения. В раннеполифонич. формах (параллельный органум, фобурдон) хорал проводится полностью. Будучи нижним голосом, к-рый дублируется остальными голосами, он составляет основу композиции в буквальном смысле. С усилением полифонич. самостоятельности голосов хорал деформируется: составляющие его звуки удлиняются и выравниваются (в мелизматич. органуме они выдерживаются, пока не...
4. Музыкальная энциклопедия. Хорал
Входимость: 7. Размер: 14кб.
Часть текста: обработок). В отличие от разного рода духовных песен, X. исполняется в церкви и является важной составной частью богослужения, что определяет эстетич. качества X. Различают 2 осн. типа X. - григорианский (см. Григорианское пение ), оформившийся в первые века существования католич. церкви (нем. Gregorianischer Choral, англ. chant gregorian, plain song, plain chant, франц. chant grйgorien, plain-chant, итал. canto gregoriano, испан. canto piano), и протестантский хорал, разработанный в эпоху Реформации (нем. Choral, англ. chorale, hymn, франц. choral, итал. corale, испан. coral protestante). Термин "X." получил распространение значительно позже возникновения определяемых им явлений. Первоначально (приблизительно с 14 в.) это только прилагательное, указывающее на исполнит. состав (choral - хоровой). Постепенно термин становится более универсальным, и с 15 в. в Италии и Германии встречается выражение cantus choralis, к-рое подразумевает одногол. неметризованную музыку в противоположность многогол. мензуральной (musica mensurabilis, cantus mensurabilis), называемой также фигуральной (cantus figuratus). Наряду с ним, однако, сохраняются и ранние определения: musica plana, cantus planus, cantus gregorianus, cantus firmus. Применительно к многогол. обработкам григорианского...
5. Музыкальная энциклопедия. Форма музыкальная
Входимость: 6. Размер: 113кб.
Часть текста: сочинения", по П. И. Чайковскому; напр., рундо, фуга, мотет, баллата; отчасти сближается с понятием жанра, т. е. рода музыки); 2) муз. воплощение содержания (целостная организация мелодич. мотивов, гармонии, метра, многоголосной ткани, тембров и др. элементов музыки). Помимо этих двух осн. значений термина "Ф. м." (музыкального и эстетико-философского) встречаются и др.; 3) индивидуально-неповторимый звуковой облик муз. пьесы (присущая только данному соч. конкретная звуковая реализация его замысла; то, что отличает, напр., одну сонатную форму от всех других; в противоположность форме-типу достигается неповторяющейся в др. соч. тематич. основой и индивидуальной её разработкой; вне научных абстракций, в живой музыке существует лишь индивидуальная Ф. м.); 4) эстетич. порядок в муз. композиции ("гармония" её частей и компонентов), обеспечивающий эстетич. достоинство муз. композиции (ценностный аспект её целостной структуры; "forme - значит красота...", по словам М. И. Глинки); положительно-ценностное качество понятия Ф. м. обнаруживается в противопоставлении: "форма" -"бесформенность" ("деформация" - искажение формы; то, что не имеет формы, эстетически ущербно, безобразно); 5) один из трёх осн. разделов прикладной муз.-теоретич. науки (наряду с гармонией и контрапунктом), предметом к-рого является изучение Ф. м. Иногда муз. формой называют также: строение муз. произв. (его структуру), меньшие,...
6. Музыкальная энциклопедия. Церковная музыка
Входимость: 6. Размер: 56кб.
Часть текста: франц. musique d'eglise, musique sacrйe, англ. church music) - музыка христианской церкви, предназначенная для сопровождения службы или исполнения в т. н. внеслужебные часы. Понятия "культовая" и "духовная" музыка, в отличие от Ц. м., имеют более широкое значение: первая охватывает, помимо христианской, музыку др. религ. культов, вторая включает произв. на религ. темы, рассчитанные на исполнение в домашней обстановке или конц. зале. Ц. м. принадлежит важная роль в истории европ. муз. иск-ва: вплоть до 17 в. церковь оставалась главным центром муз. профессионализма. В рамках церк. культуры были созданы величайшие художеств. ценности, формировались важнейшие муз. жанры, с церковью связано развитие теории музыки, нотописи, педагогики. Для истории европ. культуры очень важен процесс взаимодействия церк. и светского иск-ва, взаимовлияние и взаимообогащение параллельно развивающихся церк. и светских жанров (напр., секвенции и эстампиды, мотета и мадригала, духовной кантаты и оперы). I. Музыка раннехристианской церкви....
7. Музыкальная энциклопедия. Уменьшение
Входимость: 6. Размер: 14кб.
Часть текста: путём их воспроизведения звуками (паузами) меньшей длительности. Различают У. точное, без изменений воспроизводящее осн. ритм в соответствующей пропорции (напр., интродукция из оперы "Руслан и Людмила" Глинки, цифра 28), неточное, воспроизводящее осн. ритм (тему) с различными ритмич. или мелодич. изменениями (напр., ария Лебедь-птицы, No 11 из 2-го д. оперы "Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова, цифра 117), и ритмическое, или нетематическое, при к-ром мелодич. рисунок сохраняется либо приблизительно (начало вступления к опере "Садко" Римского-Корсакова), либо не сохраняется совсем (ритм побочной партии в У. в разработке 1-й части 5-й симфонии Шостаковича). Дж. Данстейбл. Cantus firmus из мотета Christe sanctorum decus (контрапунктирующие голоса опущены). Дж. Спатаро. Мотет. Возникновение У. (и увеличения) как музыкально-выразительного и технически организующего средства относится ко времени использования мензуральной нотации и связано с развитием полифонич. многоголосия. X. Риман указывает, что первым У. использовал в теноре мотета И. де Мурис. Изоритмич. мотет - осн. область применения У. в 14 в.: многократные, похожие на ostinato проведения ритмич. фигуры служат основой муз. формы, причём У. является собственно муз. закономерностью её организации (в отличие от большинства др. форм, определяемых гл. обр. текстом). В мотетах Г. де Машо (Amaro valde, Speravi, Fiat voluntas tua, Ad te suspiramus) ритмич. фигура повторяется в У. каждый раз с новым мелодич. наполнением; в изоритмич. мотетах Дж. Данстейбла ритмич. фигура...
8. Музыкальная энциклопедия. Полифонические вариации
Входимость: 5. Размер: 17кб.
Часть текста: на неоднократном проведении темы с изменениями контрапунктич. характера. П. в. могут быть самостоятельным муз. произв. (назв. к-рого иногда определяет форму, напр. "Канонические вариации на рождественскую песню" И. С. Баха) или частью крупного циклич. произв. (Largo из фп. квинтета g-moll op. 30 Танеева), эпизодом в кантате, опере (хор "Чудная небесная царица" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова); нередко П. в. - раздел более крупной, в т.ч. неполифонич., формы (начало центрального раздела 2-й части 5-й симфонии Мясковского); порой они включаются в неполифонич. вариационный цикл ("Симфонические этюды" Шумана). К П. в. применимы все общие Характеристики формы вариаций (формообразование, деление на строгие и свободные и др.); термин распространён гл. обр. в сов. музыковедении. П. в. связаны с понятием полифонич. варьирования, к-рое подразумевает контрапунктич. обновление темы, раздела формы, части цикла (напр., начало экспозиции, такты 1-26, и реприза, такты 101-126, во 2-й части 1-й симфонии Бетховена; куранта II с дублями в Английской сюите No 1 Баха; "Хроматическая инвенция" No 145 из "Микрокосмоса" Бартока); полифонич. варьирование - основа смешанных форм (напр., П. в., фуга и трёхчастная форма в арии No 3 из кантаты No 170 Баха). Осн. средства полифонич. варьирования: введение контрапунктирующих голосов (разной степени самостоятельности), в т.ч. представляющих мелодико-ритмич. варианты осн. темы; применение увеличения, обращения темы и др.; полифонизация аккордового изложения и мелодизация сопровождающих фигур, придание им характера остинато, использование имитаций, канонов, фуг и их...
9. Музыкальная энциклопедия. Шансон
Входимость: 5. Размер: 11кб.
Часть текста: отличающимся от других... Число же стихов в этих песнях неопределенное и увеличивается сообразно количеству материала и желанию сочинителя. Одна и та же мелодия повторяется во всех стихах". Наиболее известная Ш. de geste - "Песнь о Роланде" (4000 строк), складывающаяся из различных по величине разделов, называемых лессами (laisses). Мелодии Ш. de geste не сохранились. Единственный дошедший до нас напев (в "Игре о Робене и Марион" Адама де ла Аль) имеет, по мнению Ж. Тьерсо, значительно более позднее происхождение, чем "Песнь о Роланде". В творчестве трубадуров и труверов появились новые поэтич. формы, предназначенные для пения, - лирич. баллады, ронду, виреле, принадлежащие к группе рефренных форм. Они имеют строфич. организацию с определ. системой рифм и рефреном (т. н. твёрдые формы). Муз. схема ронду - АВаАаbАВ, строфы виреле - AbbaA (прописные буквы обозначают рефрены, строчные - повторение музыки с новым поэтич. текстом, но при сохранении структуры рифм). В 16 в. лирич. стихи, специально предназначенные для музыки, сочиняли крупнейшие поэты франц. Возрождения П. Ронсар и К. Маро. 1-е изд. "Любовных стихов" ("Les Amours", 1552) Ронсара вышло с музыкой К. Жанекена, П. Сертона и М. А. Мюре (в виде 4-гол. пьес на тексты 10 сонетов с указанием способа пения на ту же музыку 168 др. стихотворений). Большое внимание связи лирич. поэзии с музыкой Ронсар уделил в своём теоретич. трактате о франц. поэтич. иск-ве ("Abrйgй de lart poйtique franзais", 1565). В историко-музыковедч. лит-ре назв. "Ш." применяется и в узком смысле - по...
10. Музыкальная энциклопедия. Строгий стиль
Входимость: 4. Размер: 28кб.
Часть текста: к хор. полифонич. музыке эпохи Ренессанса (15-16 вв.). В этом смысле термин используется гл. обр. в рус. классич. и сов. музыковедении. Понятие С. с. охватывает широкий круг явлений и не имеет ясно очерченных границ: оно относится к творчеству композиторов разных европ. школ, прежде всего - к нидерландской, римской, а также венецианской, испанской; в область С. с. входит музыка франц., нем., англ., чеш., польских композиторов. С. с. наз. стиль полифонич. произв. для хора a cappella, развивавшийся в проф. жанрах церковной (гл. обр. католической) и в значительно меньшей мере светской музыки. Важнейшими и наиболее крупными среди жанров С. с. были месса (первая в европ. музыке значит. циклическая форма) и мотет (на духовные и светские тексты); во множестве сочинялись духовные и светские полифонич. песни, мадригалы (часто на лирич. тексты). Эпоха С. с. выдвинула многих выдающихся мастеров, среди к-рых особое положение занимают Жоскен Депре, О. Лассо и Палестрина. Творчество этих композиторов обобщает эстетич. и историко-стилистич. тенденции муз. иск-ва своего...