Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Поиск по материалам сайта
Cлово "LJUBLJANA"


А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
Поиск  
1. Музыкальная энциклопедия. Словенская музыка
Входимость: 9. Размер: 19кб.
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")
Входимость: 9. Размер: 52кб.
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН")
Входимость: 3. Размер: 56кб.
5. Музыкальная энциклопедия. Любляна
Входимость: 3. Размер: 10кб.
6. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 2. Размер: 47кб.
7. Музыкальная энциклопедия. Народная музыка
Входимость: 2. Размер: 67кб.
8. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДЫ"-"АЛЖ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
9. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 1. Размер: 22кб.
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
11. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Мештрович
Входимость: 1. Размер: 9кб.
12. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АВЕ"-"АДЖ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
13. Музыкальная энциклопедия. Музыковедение
Входимость: 1. Размер: 94кб.
14. Кино: Энциклопедический словарь. ЮГОСЛАВСКАЯ КИНЕМАТОГРАФИЯ
Входимость: 1. Размер: 29кб.
15. Популярная художественная энциклопедия. Словения
Входимость: 1. Размер: 13кб.
16. Музыкальная энциклопедия. Югославская музыка
Входимость: 1. Размер: 18кб.
17. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "Л" (часть 4, "ЛИШ"-"ЛЮС")
Входимость: 1. Размер: 55кб.
18. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Е"
Входимость: 1. Размер: 54кб.
19. Энциклопедия кино (2010). Статьи на букву "Л" (часть 18, "ЛЮБ")
Входимость: 1. Размер: 56кб.
20. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика. Статьи на букву "А" (часть 1, "АБИ"-"АЛЬ")
Входимость: 1. Размер: 33кб.

Примерный текст на первых найденных страницах

1. Музыкальная энциклопедия. Словенская музыка
Входимость: 9. Размер: 19кб.
Часть текста: детские и воен. песни; оригинальны нар. баллады и муж. любовные песни, отличающиеся строгостью лирич. высказывания. Распространено многогол. пение, в т.ч. мужское (3-, 4- и 5-голосие гармонич. склада) и смешанное (до 5 голосов, с элементами имитац. полифонии); часто встречается 2-голосие - в терцию и сексту, а также с бурдонным ниж. голосом. Для б. ч. песен типичны 7-ступенные диатонич. лады, более распространён натуральный мажор, чем минор, в старинных напевах встречается пентатоника; для мелодики характерны скачки на широкие интервалы, в т.ч. на сексту, тритон, септиму, ходы по аккордовым звукам. Ритмич. строение чёткое, типичны мелкие 5-дольные размеры и переменные метры, сочетающие 2-и 3-дольные; преобладает силлабич. принцип. Среди музыкальных инструментов в народной практике распространены различные виды фрулы, рог, губная гармоника; народный оркестр обычно включает скрипку (или гармонику), кларнет и смычковый инструмент типа контрабаса. Проф. С. м. развивалась в русле зап.-европ. культуры (в 8-9 вв. словенцы попали в многовековую зависимость от герм. княжеств, в 13-14 вв. - от династии Габсбургов). В ср.-век. словен. городах и при дворах феодалов было распространено иск-во трубадуров, миннезингеров, вагантов и др. бродячих музыкантов - носителей устной нар. традиции. Очагами развития проф. музыки становятся монастыри (с 12 в.) и гор. певч. школы при церквах (существуют с 13 в. в Мариборе, Горице, Любляне). Центром религ. муз. культуры была церковь св. Николая (Любляна), значение к-рой особенно возросло, когда она стала кафедральным собором (1461) и при нём было создано неск. певч. школ. Многие словен. музыканты 15-16 вв. работали в Вене, Базеле, Праге и др. европ. городах - Ю. Слатконя, Б. Праспергиус, М. Глобокар, М. Воглар, А. Легат, писавшие гл. обр. церк. вок. полифонич. музыку. Крупнейший словен. композитор 16 в., приобретший европ. известность, - Я. Галлус. В...
2. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ")
Входимость: 9. Размер: 52кб.
Часть текста: "Ц" (часть 1, "ЦАБ"-"ЦИМ") Цабадзе Г. Г. Георгий Гаврилович (р. 24 VIII 1924, Тбилиси) - сов. композитор. Нар. арт. Груз. ССР (1973). В 1956 окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции у И. М. Туския. С 1956 зав. муз. частью эстр. отдела Груз. филармонии. С 1974 гл. консультант и педагог Тбилисского эстрадно-циркового уч-ща. Плодотворно работает в жанре оперетты, эстр. песни и романса. Его "Великолепная тройка" - первая грузинская оперетта, поставленная на сцене Моск. т-ра оперетты. В эстр. песнях претворяет городской фольклор. Пр. Ленинского комсомола Груз. ССР (1971). Сочинения : оперетты - Песнь о любви (1950, Тбилисский г-р муз. комедии), Наши знакомые (1953, там же), Блестящее будущее (1955, там же), Новая песнь (1956, там же), В сетях любви (1958, там же), Чёрное море и белые ночи (1960, там же), Великолепная тройка (1963, там же), Люблю мою улицу (1966, там же), Свадьба Курки (1969, там же), Мелодии снежных гор (1972. Волгоград), Мирандолина (1975, Тбилисский т-р муз. комедии), Поэт любви (1978, там же); мьюзиклы - Мой безумный брат (1965, Одесский т-р муз. комедии), Сердце моё здесь (1977, там же), Итальянский роман (1977, Волгоград); песни и романсы (ок. 200), в т. ч. Ты стоишь на том берегу (сл. В. Пшавелы, 1950), Баллада о матери солдата (сл. М. Э. Поцхишвили, 1970), Снежные хлопья (сл. Л. К. Чубабрия, 1971),...
3. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "М" (часть 5, "МАР"-"МАТ")
Входимость: 3. Размер: 59кб.
Часть текста: Автор трагедий в духе Вольтера. Известность завоевал "Нравоучительными рассказами" ("Contes moraux", v. 1-2, P., 1761), в к-рых чувствительность сюжета сочетается с фривольностью изложения. На основе этих рассказов написал либр. комич. опер "Люсиль" (1769) и "Сильвен" (1770) А. Гретри. Ему принадлежат также либр. мн. опер и балетов Ж. Ф. Рамо, Н. Пиччинни, Ф. А. Филидора, Н. А. Цингарелли. М. внёс значит. изменения в традиц. построение оперного либретто (сократил число актов с 5 до 3, ввёл в текст песенные номера). По его роману "Инки" ("Les incas", 1777) написаны оперы "Кора и Алонсо" И. Г. Наумана (1782) и "Алонсо и Кора" Э. Мегюля (1791). Как муз. критик М. был сторонником итал. музыки, возглавлял во Франции лагерь "пиччиннистов"; в "Очерке о революции в музыке во Франции" выступил с резкими нападками на К. В. Глюка и его оперную реформу. В "Энциклопедии", созданной под рук. Д. Дидро, помещены статьи М. "Критика", "Декламация" и др. Сочинения : OEuvres complиtes, v. 1-17, P., 1787; Essai sur les rйvolutions de la musique en France, P., 1777. Литература : Материалы и документы по истории музыки, т. 2- XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия) (под ред. М. Иванова-Борецкого), М., 1934; Lenel S., Un Homme de lettres au XVIII siиcle. Marmontel. D'aprиs des documents nouveaux et inйdits. P., 1902; Pick E., Marmontels Bьhnenwerke, Weida, 1910 (Diss.); Bauer H., Jean-Franзois Marmontel, als Literaturkritiker, Dresd., 1937 (Diss.). И. M. Ямпольский. Марокканская музыка Статья большая, находится на отдельной странице . Марольт Ф. Марольт Ф. (Marolt) Франц (21 VI 1891, Камник - 7 IV 1951, Любляна) - словен. музыковед-фольклорист и хор. дирижёр (Югославия). Учился в Любляне в муз. школе при муз. об-ве "Глазбена матица" и в Вене у Ф. Меркеля. Работал с хором об-ва "Глазбена матица", в 1927-41 руководил Академич. хором в Любляне. М. положил начало научной словен. муз. фольклористике; руководил созданным им в 1934 Ин-том фольклора (из него выделился как...
4. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН")
Входимость: 3. Размер: 56кб.
Часть текста: букве A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Предыдущая страница   Следующая страница Статьи на букву "Г" (часть 2, "ГАЛ"-"ГАН") Галачян Г. А. Гоар Амбарцумовна (р. 21 XI 1924, Ереван) - сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. Арм. ССР (1967). В 1952 окончила Ереванскую консерваторию у Т. К. Шахназарян. В 1952-56 и с 1960 солистка Арм. т-ра оперы и балета, в 1956-59 - Большого т-ра СССР. Среди партий - Любаша ("Царская невеста"), Кончаковна, Амнерис; Эболи ("Дон Карлос"); Адальжиза ("Норма"), Кармен; Иокаста ("Царь Эдип" Стравинского), Гертруда ("Банк бан" Эркеля), Алмаст; Парандзем ("Аршак II" Чухаджяна). Выступает как конц. певица. С 1979 преподаёт в Ереванской консерватории. Галеви Ж. Ф. Галеви Ж. Ф. - правильнее Алеви (Halйvy), Жак Франсуа Фроманталь Эли (наст. имя и фам. - Элиас Леви, Lйvy) (27 V 1799, Париж - 17 III 1862, Ницца) - франц. композитор. Чл. Института Франции (с 1836), постоянный секретарь Академии изящных иск-в (с 1854). В 1819 окончил Парижскую консерваторию (занимался у А. Бертона и Л. Керубини), получив Рим. пр. (за кантату "Эрминия"). 3 года провёл в Италии. С 1816 преподавал в Парижской консерватории (с 1827 профессор). Среди его учеников - Ж. Бизе, Ш. Гуно, К. Сен-Сане, Ф. Э. М. Базен, Ш. Дювернуа, В. Массе, Э. Готье. Одновременно был аккомпаниатором (с 1827), хормейстером (1830-45) "Театра Итальен" в Париже. Как композитор не сразу завоевал признание. Его ранние оперы - "Цыгане" ("Les Bohйmiens"), "Пигмалион", "Два павильона" ("Les deux pavillons") не были исполнены. Первое произв. Г., поставленное на сцене, - комич. опера "Ремесленник" ("L'artisan", 1827). Успех композитору принесли: опера "Клари" (1829), балет "Манон Леско" (1830). Подлинное признание и мировую известность приобрел Г. оперой "Жидовка" ("Дочь кардинала", "La Juive", либр. Э. Скриба, 1835, т-р "Гранд-Опера"). Г.- один из ярких представителей большой оперы. Для его...
5. Музыкальная энциклопедия. Любляна
Входимость: 3. Размер: 10кб.
Часть текста: Крайнской земли (16 в.), наряду с католич. и протестантскими певч. школами заметное значение в развитии светской музыки приобрели т. н. "городские трубачи" - проф. музыканты, появившиеся в Л. ок. 1537 и на протяжении 200 лет занимавшие важное место в муз. жизни. Развивалось иск-во мейстерзингеров (об этом свидетельствуют документы кон. 16 в.). В связи с началом Контрреформации (кон. 16 в.) вновь возросло значение собора св. Николая как центра церк. музыки благодаря деятельности епископа Т. Хрена, к-рый организовал спец. муз. школу и улучшил состав хора и инстр. группы. На рубеже 16-17 вв. оживление в муз. жизнь Л. вносят иезуиты. Иезуитская гимназия стала своеобразной муз. школой. В соборе св. Николая исполнялись крупные произв. духовной музыки, религ. драмы с муз. номерами, ставились т. н. "школьные драмы" с музыкой местных авторов, а также разл. мистерии; были популярны церк. процессии с участием многочисл. музыкантов. Среди первых проф. музыкантов Л. - учителя пения, канторы, органисты, композиторы, в т.ч. Г. Плавец (Плауц), Я. К. Долар (преподавал музыку в иезуитской гимназии), И. Пош (Похиус) и др....
6. Музыкальная энциклопедия. Журналы музыкальные
Входимость: 2. Размер: 47кб.
Часть текста: О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я Журналы музыкальные Журналы музыкальные (от франц. journal, первоначальное значение - дневник; нем. Zeitschrift; англ. magazine) - периодич. издания, посв. вопросам муз. иск-ва. Выходят еженедельно, ежемесячно, поквартально в виде отдельных книжек, тетрадей, обычно большого формата. Ж. м. публикуют критич. статьи, обзоры, хронику, рецензии на концерты, муз.-историч. и теоретич. исследования, библиографию, нотографию. Существуют также спец. нотные журналы, публикующие только муз. произв. Первые Ж. м. появились в 18 в. в западноевроп. странах. Издание их было вызвано развитием нац. художеств. культур, возросшим интересом к музыке, всё более расширяющимся кругом проф. музыкантов. Впервые название "музыкальный журнал" встречается в Германии (издание К. Томазиуса в Галле в 1791). Однако и до этого в Германии выпускались отдельные издания, являвшиеся по характеру своего содержания Ж. м., хотя и не носившие этого названия, напр.: "Музыкальная критика" ("Critica musica"), издававшийся И. Маттезоном в 1722-1723 и 1725, и его же "Музыкальный патриот" ("Der Musikalische Patriot", 1728). За ним аналогичные издания выпускали Л. К. Мицлер, Ф. В. Марпург и др. Издания эти выходили нерегулярно, в виде объёмистых томов, обычно книжного формата. Со 2-й пол. 18 в. подобные издания, типа Ж....
7. Музыкальная энциклопедия. Народная музыка
Входимость: 2. Размер: 67кб.
Часть текста: с жизнью народа. Она - неотъемлемая часть нар. художеств. творчества (фольклора), существующего, как правило, в устной (бесписьменной) форме и передаваемого лишь исполнит. традициями. Бесписьменная (по истокам - дописьменная) традиционность - определяющий признак Н. м. и фольклора в целом. Фольклор - иск-во памяти поколений. Муз. фольклор известен всем обществ.-историч. формациям начиная с доклассовых обществ (т. н. первобытное иск-во) и включая совр. мир. В этом плане термин "Н. м." - очень широкий и обобщённый, толкующий Н. м. не как один из компонентов нар. творчества, а как ветвь (или корень) единой муз. культуры. На конференции Междунар. совета нар. музыки (нач. 1950-х гг.) Н. м. была определена как продукт муз. традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Однако это определение не касается проблемы фольклорного творчества и страдает социальной абстрактностью. H. м. следует рассматривать как в рамках всеобщей муз. культуры (это способствует выявлению общих черт музыки устных и письм. традиций, но оставляет в тени своеобразие каждой из них), так и, прежде всего, в составе нар. культуры - фольклора. Н. м. - органич. часть фольклора (поэтому известная идентификация терминов "Н. м." и "муз. фольклор" исторически и методологически оправдана). Вместе с тем она включается в историч. процесс формирования и развития муз. культуры (культовой и светской, проф. и массовой). Истоки Н. м. уходят в доисторич. прошлое. Художеств. традиции ранних обществ. формаций...
8. Популярная художественная энциклопедия. Статьи на букву "А" (часть 2, "АДЫ"-"АЛЖ")
Входимость: 1. Размер: 59кб.
Часть текста: имени В. И. Ленина (1977) и Верховного Совета Узбекской ССР (1979), архитектурной части памятника В. И. Ленину (1974), Ю. А. Гагарину (1979) и др. в Ташкенте. Государственная премия СССР (1975). Ажбе Антон Ажбе Антон - Ашбе (Azbe) (1862-1905), словенский живописец и педагог. Учился в Любляне в мастерской Я. Вольфа, в венской (1883) и мюнхенской Академиях художеств. В 1891 основал в Мюнхене частную художественную школу. В своём творчестве, отмеченном поисками цветовой выразительности, эволюционировал от академизма к принципам пленэрной живописи ("Голова крестьянина", около 1890, "В гареме", около 1895, - оба произведения в Национальной галерее, Любляна). У Ажбе учились И. Э. Грабарь, В. В. Кандинский и др. Литература: Н. М. Молева, Школа А. Ашбе. К вопросу о путях развития художественной педагогики на рубеже XIX-XX вв., М., 1958; A. Azbй in njegova sola, Ljubljana, 1962. Азам Азам (Asam), братья Космас Дамиан (1686-1739) и Эгид Квирин (1692-1750), немецкие живописцы, скульпторы и архитекторы. Представители барокко. Учились в Риме (1712-14). Работали главным образом в Баварии (отделка церковных интерьеров в Pope, 1717-23, и Фрайзинге, 1723; строительство церкви монахов бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-21). Творчество Азам, отмеченное религиозной экзальтацией и театральной патетикой, - одно из крайних проявлений драматической динамики барокко. Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1716 - 1721. Азгур Заир Исаакович Азгур Заир Исаакович (р. 1908), советский скульптор. Народный художник СССР (1973), действительный член Академии художеств СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1978). Учился в ленинградской Академии художеств (1925-28) у Р. Р. Баха, В. В. Лишева, М. Г. Манизера и в Киевском художественном институте (1928-1929). Внёс значительный вклад...
9. Музыкальная энциклопедия. Этнография музыкальная
Входимость: 1. Размер: 22кб.
Часть текста: ныне также во франкоязычной традиции), этномузыкознание (в СССР). Первоначально Э. м. была чисто описательной наукой, фиксирующей специфич. материал музыки устной традиции для теоретич. и историч. исследований. В заруб. европ. науке 20 в., преим. до 2-й мировой войны, общая этнография подразделялась на родиноведческое изучение своего народа (нем. - Volkskunde; франц.- tradition populaire; англ. - folklore), возникшее на почве подъёма нац.-освободит. движения в Европе в нач. 19 в.; на сравнит. изучение чужих, обычно внеевроп., народов (нем. - Vцlkerkunde; франц. - ethnologie; англ. - social anthropology), развившееся в сер. 19 в. в связи с колониальной экспансией европ. гос-в. Этому разделению следовала и Э. м. Во франкоязычной традиции Э. м. называлась последовательно: musicologie comparйe, ethnologie musicale, с 1950-х гг. - ethnomusicologie. В ФРГ появилось направление Э. м., изучающее т. н. доисторич. музыку,- Frьhgeschichte der Musik (В. Виора). В прошлом многие бурж. учёные рассматривали этномузыкологию как науку лишь о внеевроп. муз. культурах, ныне наблюдается тенденция к этнически более широкому её пониманию. Мн. специалисты, и прежде всего в СССР, применяют термины "Э. м.", "муз. фольклористика", "этномузыкознание" как равнозначные, основываясь на том, что Э. м. как всякая наука, проходит в своём развитии разл. этапы, пользуется разл. методикой и имеет разл. отраслевую специализацию. В СССР отдаётся предпочтение термину "муз. фольклористика", вместе с тем постепенно входит в обиход и термин "этномузыкознание", образованный от термина "этномузыкология", введённого в 1950 Я. Кюнстом (Нидерланды) и ставшего общераспространённым благодаря амер. практике. Э. м. - часть общего музыковедения, однако она одноврем. связана с общей этнографией,...
10. Музыкальная энциклопедия. Статьи на букву "Ш" (часть 7, "ШТР"-"ШЮЦ")
Входимость: 1. Размер: 60кб.
Часть текста: странице . Штраус И. Штраус И. (Straub) Иоганн (16 II 1866, Вена - 9 I 1939, Берлин) - австр. дирижёр. Сын Эдуарда Ш., внук Иоганна Ш. (отца). Учился в Венском ун-те, работал ревизором в Мин-ве культуры и просвещения. Начал дирижёрскую деятельность в Будапеште. Со своим оркестром выступал зимой в Вене, летом - в городах Германии. С 1902 гастролировал с оркестром в Румынии, Болгарии, Турции, в 1934 и 1937 - в США. С 1907 жил в Германии (Берлин). Ш. - последний представитель династии Штраусов, много сделавший для популяризации их соч., а также сохранения традиций школы Штраусов в 20 в. Автор муз. произв., в т. ч. оперетты "Кошка и мышь" ("Katze und Maus", "T-p ан дер Вин", Вена). Литература : см. при статье Штраус И. сын . И. А. Немировская. Штраус И. отец Штраус И. отец (Straub) Иоганн (отец) (14 III 1804, Вена - 25 IX 1849, там же) - австр. скрипач, дирижёр и композитор. Родоначальник известной семьи музыкантов. Систематического муз. образования не получил, брал уроки игры на скрипке у А. Полищанского и композиции у И. Зейфрида. С 1817 альтист танц. оркестра И. Памера в Вене. С 1819 альтист струн. квартета, с 1824 помощник дирижёра оркестра Й. Ланнера. В 1825 организовал собств. танц. оркестр, с к-рым в 1833 совершил первую гастрольную поездку по Австро-Венгрии; в 1837-38 гастролировал в Париже и Лондоне, где пользовался большим успехом (о нём восторженно отозвался Г. Берлиоз). С 1835 дирижёр придв. бального оркестра в Вене. Совм. с Ланнером Ш. явился создателем нового типа вальса, т. н. венского вальса, получившего широкое распространение и большую популярность благодаря ритмич. гибкости, мелодич. выразительности. Ш. был прозван "отцом вальса". Как и Ланнер, он перестал рассматривать вальс как отдельную короткую танц. пьесу и писал циклы, состоящие из интродукции, 5 вальсов и коды. В музыке вальсов Ш. заметна связь с австр. гор. фольклором, традициями бытового музицирования, скр. импровизациями...