Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия "Балет" (1981)
Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛЕВ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Л" (часть 1, "ЛА"-"ЛЕВ")

"Ла Скала"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лабан Р.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лабар Т. Ф.

ЛАБÁР (Labarre) Теодор Франсуа Жозеф [наст. фам. – Берри (Berry)] (24.3.1805, Париж, – 9.3.1870, там же), франц. композитор и арфист, ученик Фетиса и Ф. А. Буальдьё. Автор комич. опер, а также балетов: "Восстание в серале" (1833, балетм. Ф. Тальони), "Жовита, или Охотники на буйволов" (1853), "Фонти" (1855) – оба балетм. Ж. Мазилье; "Грациоза" (1861, балетм. Дерле и Л. Петипа), "Король Ивето" (1865, балетм. Ф. де Масса и Л. Петипа) – все пост. в парижской опере.

В. А. Кулаков.

Лабис А.

ЛАБИ́С (Labisse) Аттилио (р. 5.9.1936, Венсенн), франц. артист и балетмейстер. Учился в школе при парижской Опере; в 1954–70 в труппе этого т-ра (с 1960 этуаль). С 70-х гг. выступает как гастролёр с разными труппами. Среди ролей: Зигфрид, Альберт; Икар ("Икар" на муз. Онеггера и ритмы Сифера, балетм. С. Лифарь). Гл. партии в пост.: М. Бежара – "Байка про лису" Стравинского; М. Декомбе – "Концертная симфония" на муз. Мартена, и др. Пост. балеты: в парижской Опере – "Аркады" на муз. Берлиоза (1964), "Ромео и Джульетта" (1967); в Милане – "Безумие Офелии" на муз. Чайковского (1967). Выступал в СССР самостоятельно и с труппой парижской Оперы (в 1958 и 1969–1970).

Г. М. Шлуглейт.

Лавалье Х.

ЛАВÁЛЬЕ (Lavalle) Хосефина (р. 1926, Мехико), мекс. танцовщица и балетмейстер. Училась в Нац. школе танца в Мехико, затем – у М. Вальдин. В 1949 совм. с Г. Браво основала труппу Нар. балет, работала в труппе Балет изящных иск-в, в 1958 вместе с Г. Арриагой возглавила коллектив Нар. балет, с 1959 директор Академии мекс. танца (преподаёт танец модерн), руководит Нац. фондом развития нар. мекс. танца. Л. – вице-президент Междунар. совета по танцу при ЮНЕСКО. Среди пост.: "Концерт" на муз. Вивальди, "Сельская учительница" Хименеса Мабарака, "Эмма Бовари" на муз. Вивальди – Баха, "Хуан Калавера" Ревуэльтаса, "Раскаяние" Нориеги и Элисондо (совм. с Браво), "Интерлюдия" на муз. Бриттена, "Доклад... одной академии" Берга, "Танец пяти слов" Касмана, а также танцы в оперных спектаклях.

Н. В. Шашкова.

Лавренюк А. А.

ЛАВРЕНЮ́К Александр Александрович (р. 5.6.1939, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1966. В 1959 окончил Моск. хореографич. уч-ще (педагог A. M. Meccepep), в 1971 – балетмейстерское отделение ГИТИСа. С 1959 в Большом т-ре. Танец Л. отличается выразительностью пластики, графич. чёткостью движений, темпераментом. Роли: Баск ("Пламя Парижа"), Эспада ("Дон Кихот"), Синьор Помидор ("Чиполлино" К. Хачатуряна), Визирь ("Легенда о любви"), Дроссельмейер ("Щелкунчик") и др. Первый исполнитель партий: Сбир ("Ванина Ванини" Каретникова, 1962, балетм. Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв), Якут ("Геологи" Каретникова, 1964, балетм. те же), Андалузец ("Испанское каприччио" на муз. Римского-Корсакова, 1963), Новфаль ("Лейли и Меджнун", 1964, балетм. К. Я. Голейзовский), Коррехидор ("Кармен-сюита", 1967, балетм. Альберто Алонсо). Ведёт концертную работу. В 1970–74 преподавал в Моск. хореографич. уч-ще, в 1976–77 – в ГИТИСе. Выступает и как балетный дирижёр (с 1978; Одесский т-р оперы и балета).

Н. М. Садовская.

А. Лавренюк - Эспада

Лавренюк А. А.

А. Лавренюк - Эспада

Лавровский Л. М.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лавровский М. Л.

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Лагерта"

"ЛАГÉРТА" ("Lagertha"), балет-трагедия в 3 актах (с хором) (на сюжет нордической саги). Комп. К. Шалль, сцен. К. Прам. 30.1.1801, Королевский датский балет, Копенгаген, балетм. В. Галеотти, худ. Л. Шипар и Лернёр; Лагерта – Д. Бирусте, Тора – М. Бьёрн, Регнар – Ант. Бурнонвиль. Оставался в репертуаре т-ра до 1821.

В. М. Красовская.

Лагода А. В.

ЛАГÓДА Алла Вячеславовна (р. 6.2.1937, Киев), сов. артистка. Нар. арт. УССР (1974). В 1955 окончила Киевское хореографич. уч-ще (педагоги Г. А. Берёзова, A. B. Ярыгина и другие.). С 1954 в Т-ре им. Шевченко, в 1963–64 в Т-ре им. Палиашвили. Партии: Лауренсия, Китри, Зарема, Хозяйка Медной горы; Цветок магнолии ("Чиполлино"), Эгина, Мехменэ Бану; Килина ("Лесная песня" Скорульского), Золотая дама ("Симфонические танцы" на муз. Рахманинова) и др.

Т. А. Швачко.

Лагунов В. С.

ЛАГУНÓВ Валерий Степанович (р. 2.6.1942, Москва), сов. артист. Засл. арт. РСФСР (1976). Чл. КПСС с 1974. В 1962 окончил Моск. хореографич. уч-ще, в 1978 – балетмейстерское отделение ГИТИСа. С 1962 в Большом т-ре. Партии: Юноша ("Шопениана"), Трубадур ("Ромео и Джульетта"), Учитель танцев ("Золушка"), Дон Хуан ("Любовью за любовь" на муз. Хренникова, балетм. В. Боккадоро), граф Вишенка ("Чиполлино" К. Хачатуряна, балетм. Г. А. Майоров), Чёрный человек ("Моцарт и Сальери" на муз. Моцарта и Сальери, балетм. Боккадоро); принц Фортюне ("Спящая красавица", балетм. Ю. Н. Григорович), Пастушок ("Щелкунчик", балетм. тот же), Архонт ("Икар" Слонимского, балетм. В. В. Васильев), Станционный мужик ("Анна Каренина") и др. Первый исполнитель классич. па-де-дё на муз. Торелли в балете "Эти чарующие звуки" (1978, балетм. В. В. Васильев).

Н. М. Садовская.

В. Лагунов - Архонт

Лагунов В. С.

В. Лагунов - Архонт

Лазарев Э. Л.

ЛÁЗАРЕВ Эдуард Леонидович (р. 19.12.1935, Свердловск), сов. композитор. Нар. арт. Молд. ССР (1972). В 1958 окончил Моск. консерваторию. Автор балетов: "Утёс" (1959, Куйбышевский т-р, балетм. Н. В. Данилова), "Сломанный меч" (по поэме М. Эминеску, 1960, Кишинёвский т-р, балетм. С. В. Дречин и Н. В. Данилова), "Антоний и Клеопатра" (по У. Шекспиру, 1965, там же, балетм. М. Лазарева), "Арабески" (1970, там же, балетм. та же), "Идол" (1978, не пост.). Гос. пр. Молд. ССР (1966).

Э. А. Королёва.

Лазарева М. Н.

ЛÁЗАРЕВА Мария Николаевна (р. 21.6.1935, Тирасполь), сов. балетмейстер. В 1954 окончила Ленингр. хореографич. уч-ще (педагог H. A. Камкова). В 1961–64, по окончании ГИТИСа, балетмейстер, в 1964–72 (с перерывами) гл. балетмейстер Кишиневского т-ра, в 1973–79 гл. балетмейстер Свердловского т-ра. Среди пост.: "Эсмеральда" (1961), "Лауренсия" (1962); "Антоний и Клеопатра" Лазарева (1965), "Сонеты" на муз. Бриттена (1969), "Арабески" Лазарева (1970), "Золушка" (1971), "Доктор Айболит" (1972) – все в Кишиневском т-ре; "Собор Парижской богоматери" Пуньи, Василенко и Глиэра (1973), "Коппелия" (1974) – оба в Свердловском т-ре.

Э. А. Королёва.

Лазаров И. Н.

ЛÁЗАРОВ Ичко Николов (р. 23.9.1937, София), болг. артист. Засл. арт. НРБ (1967). Чл. БКП с 1961. В 1954 окончил гос. хореографич. уч-ще (София), с 1955 в труппе Софийской нар. оперы. Специализировался (1963, 1966) в Ленингр. т-ре им. Кирова (у А. И. Пушкина). Партии: Альберт, Дезире, Зигфрид, Вацлав; Ромео и Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Принц ("Деревянный принц"), Дафнис; Дон Хозе и Эскамильо ("Кармен-сюита" Бизе – Щедрина), Босилко ("Змей и Яна" Хр. и З. Маноловых), Пальвир ("Мадарский всадник" Сагаева), Орфей ("Орфей и Родопа" Цветанова), Влад ("Легенда об озере" Владигерова) и др. Гастролирует за рубежом, с 1968 систематически выступает во Франции в труппе Театр современного балета. Лауреат Междунар. балетного конкурса в Варне (1964).

В. М. Консулова

Лаззини Ж.

ЛАЗЗИНИ́ (Lazzini) Жозеф (р. 1927, Mapсель), франц. артист и балетмейстер. Учился у Ф. Мейлах в Ницце, дебютировал там же в оперном т-ре (1945). Работал во мн. франц. труппах. Возглавлял балетные труппы в оперных т-рах Льежа (1955–57), Тулузы (1958), Марселя (1959–68), Страсбура (1971–72), а также собств. труппу – Французский театр танца (1969–71). Ставил балеты в США (1965), Италии, Португалии (1976). Осн. пост.: "В честь Иеронима Босха" на муз. Мейровица (1961), "Ε-MC2" на муз. Мосолова (1964), "Чудесный мандарин" (1965, "Метрополитен-опера"); "Ласко" на муз. Антилла (1965), "И всё-таки она вертится" на муз. Мирольо (1965), "Блудный сын" (1967); "Се Человек" на муз. Бергманса (1967), "Па-де-де" на муз. Цероски (1971, "Опера комик", Париж), "Кантаджио" на муз. Малера (1972, парижская Опера). В постановках Л., отличающихся зрелищностью, большую роль играет оформление (худ. Р. Аллио, Б. Дейде, М. Раффаэлли и другие.).

Лит.: Roussel L., Joseph Lazzini, "Les saisons de la danse", 1969, Avril.

Е. Я. Суриц.

"Лайма"

"ЛÁЙМА", балет в 3 актах 5 картинах. Комп. А. Я. Лепинь, сцен. Лепинь и М. Я. Кемпе. 27.6.1947, Рижский т-р, балетм. Е. А. Тангиева-Бирзниек, худ. А. Я. Лапинь, дирижёр А. К. Янсонс; Лайма – Я. Д. Панкрат, Аустрис – В. А. Озолинь, Никита – А. П. Малышев, Рыцарь – С. И. Лиепинь, Оруженосец – А. К. Озолинь. 1953, там же (2-я ред., сцен. Кемпе и Тангиева-Бирзниек), балетм. и худ. те же, дирижёр Р. П. Глазуп; Лайма – В. Э. Вильцинь, Аустрис – Х. А. Риттенберг, Никита – У. В. Жагата, Оруженосец – А. Ж. Спера. 1955, Т-р им. Лысенко, балетм. И. К. Ковтунов.

В. А. Майниеце

Лайне Д. Л.

ЛÁЙНЕ (Laine) Дорис Линеа (р. 31.10.1931, Хельсинки), финская артистка балетмейстер, педагог. Училась в хореографич. уч-ще при Фин. Нац. опере (педагоги И. Коскинен и А. Сакселин), в 1947–76 в этом т-ре (с 1956 прима-балерина). Совершенствовалась у А. Норткот, Н. Кисс, а также в СССР (Моск. хореографич. уч-ще, ГИТИС, в 1968–69 стажировалась в Большом т-ре). В репертуаре более 40 партий (в т. ч. все классич.). Пост. в Фин. Нац. опере "Похищение Кюллики" по мотивам "Калевалы". Л. – самая известная фин. балерина. В 1973 была чл. жюри Моск. междунар. конкурса артистов балета, 4 раза – чл. жюри конкурса в Варне. Входит в правления мн. фин. театр. организаций.

И. Виенола-Линдфорс.

Лакатош Г.

ЛÁКАТОШ (Lakatos) Габриелла (р. 18.10.1927, Будапешт), венг. артистка. Нар. арт. ВНР (1971). Училась в школе при Венг. оперном т-ре. С 1943 в труппе т-ра, с 1950 солистка. Первая значит. роль – Жена мельника ("Треуголка", балетм. Д. Харангозо). В 1940–60-х гг. танцевала почти все гл. партии в балетах Харангозо, поставленных часто специально для Л.: Солистка ("Концерт на площади" на муз. И. Штрауса, 1948), Рожика ("Хитрые студенты" Фаркаша, 1949), Шари ("Платочек", 1951), Сванильда (1953), Девушка ("Чудесный мандарин", 1956), Женщина ("Половецкие пляски", 1961). Среди др. партий: Жанна ("Пламя Парижа"), Зарема ("Бахчисарайский фонтан"), Айша ("Гаянэ", балетм. H. A. Анисимова), Балерина ("Петрушка"). Выступала за рубежом. Пр. им. Кошута (1957).

А. Геленчер.

Ланда А.

ЛÁНДА (Landa) Антонин (р. 6.5.1916, Кладно), чехосл. артист и балетмейстер. Засл. арт. ЧССР (1968). В 1931–42 работал в т-рах Кладно и Брно, с 1942 – в Нац. т-ре (Прага). В 1953–57 рук. балетной труппы, затем балетмейстер этого т-ра. Партии: Дезире, Меркуцио; Шут ("Золушка"), Шпина ("Философская история" Востршака), Яношик ("Яношик" Кашлика) и др. Среди пост.: "Крысолов" Боржковеца, "Соль дороже золота" Гануша, "Славянские танцы" на муз. Дворжака, "Лудаш Матьи" Сабо, "Сказка о Гонзе" Недбала, "Шпаличек" Мартину.

В. Вашут.

Ланде Ж. Б.

ЛАНДÉ (Landé) Жан Батист [г. рожд. неизв. – ум. 26.2 (9.3). 1748, Петербург], франц. артист, педагог и балетмейстер. Работал в Париже, Дрездене и Стокгольме, приехал в Россию в нач. 1730-х гг. Обучал "частным порядком" придворных имп. Анны Иоанновны, с 1734 работал учителем танцев в Шляхетном кадетском корпусе. Одновременно имел частный танцкласс. В 1736 ученики Л. с успехом исполнили при дворе балетный дивертисмент в опере "Сила любви и ненависти" Арайи [балетм. Фузано (А. Ринальди)]. В 1738 был принят на службу ко двору "для обучения танцеванию театральному" рус. учеников. С этого времени начинается история первой рус. балетной школы, впоследствии ставшей Петерб. театральным уч-щем (первоначально она имела трёхлетний курс обучения и находилась в Старом Зимнем дворце). Среди его учеников: Н. Чоглоков, Т. Бубликов, А. Топорков, И. Шатилов, Н. Тулубеев, С. Челышкин, А. Самарин, А. Сергеева, А. Тимофеева, Е. Зорина, а также А. Нестеров и француз Т. Лебрен (Фома Лебрун), к-рые стали помощниками Л. в преподавании. Ученики школы участвовали в 1742 в придворных торжествах по случаю коронации Елизаветы Петровны, включавших балеты "Золотое яблоко на пиру у богов и суд Париса" и "Радость народов по поводу появления Астреи на русском горизонте и восстановления золотого времени", пост. балетм. Фузано.

Лит.: Штелин Я., Музыка и балет в России XVIII века, пер. с нем., Л., 1935; Борисоглебский М. В. (сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1, Л., 1938.

В. А. Кулаков.

Ландер Т.

ЛÁНДЕР, Ланнер (Lander) Тони [урожд. – Пихль-Петерсен (Pihl-Petersen)] (p. 19.6.1931), дат. артистка. Училась в школе Королевского датского балета у Л. Нель, с 1948 в труппе, с 1950 солистка. Исполняла гл. партии в пост. Б. Бартолина – "Классическая симфония" на муз. Прокофьева и "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского. В 1951 переехала в Париж. Совершенствовалась у О. И. Преображенской и Л. Н. Егоровой, выступала в труппах "Орижиналь балле рюс" (1951–52), "Лондон фестивал балле" (1954–59), "Американ балле тиэтр" (1960–71), одновременно танцевала и в спектаклях Королевского датского балета; в 1971 вернулась в эту труппу в качестве солистки и педагога. Партии: Сильфида, Одетта – Одиллия; Терезина ("Неаполь, или Рыбак и его невеста"), Булотта ("Синяя борода", балетм. М. М. Фокин), фрекен Юлия ("Фрекен Юлия", балетм. Б. Кульберг); гл. партии в балетах –"Этюды" (балетм. Харальд Л.), "Тема с вариациями" на муз. Чайковского (балетм. Дж. Баланчин) и др. Классич. танцовщица, Л. в нач. 70-х гг. обратилась также к танцу модерн. Л. – одна из лучших исполнительниц партий Дездемоны ("Павана мавра", балетм. X. Лимон). Гастролировала в СССравни в 1960 – с труппой "Американ балле тиэтр" и в 1973 – с Королевским датским балетом.

Е. Я. Суриц.

Т. Ландер - Жена мавра ("Павана мавра")

Ландер Т.

Т. Ландер - Жена мавра ("Павана мавра")

Ландер Х.

ЛÁНДЕР, Ланнер (Lander), Харальд [наст. имя и фам. – Альфред Бернхардт Стевнсборг (Stevnsborg)] (25.2.1905, Копенгапен, – 14.9.1971, там же), дат. артист, балетмейстер, педагог. С 1913 учился в школе Королевского датского балета у К. Кристиансена, X. Бека и Г. Улендорфа. В труппе – с 1923, выступал как характерный танцовщик. В 1926–27 изучал в СССР рус. танцы, в 1927–29 учился в США у Фокина, был в Мексике, где знакомился с нар. танцами. С 1929 солист Королевского датского балета; с 1931 возглавил этот коллектив. Привлекал к работе известных композиторов (К. Рисагера и другие.) и писателей, а также балетмейстеров и педагогов из др. стран, что способствовало знакомству артистов с др. танц. школами. В 1938 выезжал с труппой на гастроли в Париж. Л. Пост. свыше 30 балетов: "Гаучо" и "Запорожцы" Ресена (1931, 1934), "Диана" и "Футбол" на муз. Пуленка (оба – 1932), "Торвальдсен" Хай-Кнудсена (1938), "Ученик чародея" на муз. Дюка (1940), "Весна" на муз. Грига (1942); "Земля обетованная" и "Картсилуни" Рисагера (оба – 1942), "Этюды" (1948), "В честь Августа Бурнонвиля" (1949) и др. В 1932–51 руководил также школой Королевского датского балета. В 1951 ушёл из труппы. В 1952 пост. в парижской Опере: "Причуды Купидона и балетмейстера" Лолле, акт цветов из балета "Галантная Индия" Рамо, "Этюды". С 1953 преподавал в школе парижской Оперы, в 1956–57 и 1959–63 её руководитель. Одновременно работал в ФРГ, Вене, Хельсинки, Лондоне, Милане, Рио-де-Жанейро, ставил балеты Бурнонвиля и собственные: "Весна в Вене" на муз. Шуберта (1954), "Vita Eterna" на муз. Дворжака (1958), "Яра" на муз. Вила Лобоса (1960). В 1962 пост. в Королевском датском балете "Триумф любви" на муз. Люлли. В 1964 создал студию в Париже. Деятельность Л. помогла дат. балету выйти из состояния изоляции, в к-рой он пребывал десятилетиями. Ставя спектакли на нац. сюжеты с нар. танцами, Л. развивал и обновлял эту традицию дат. балетного т-ра. В то же время глубокое знание классич. танца помогло балетмейстеру по-новому использовать его в лучшем из своих балетов – "Этюдах". В 1958 с труппой парижской Оперы был в СССР.

Лит.: Иофьев М., Балет "Гранд-Опера" в Москве, в его кн.: Профили искусства, М., 1965; Fridericia Α., Harald Lander og hans balletter, Kbh., 1951; Aschen green Ε., Etudes, Kbh., 1970.

Ε. Я. Суриц.

"Этюды". Балетм. Х. Ландер

Ландер Х.

"Этюды". Балетм. Х. Ландер

"Лани"

"ЛÁНИ", "Милочки", "Лоретки" ("Les Biches"), одноактный балет. Комп. Ф. Пуленк. 6.1.1924, Русский балет Дягилева, Монге-Карло, балетм. Б. Ф. Нижинская, худ. М. Лорансен; в гл. партиях: В. Немчинова, А. Данилова, Н. де Валуа, Ф. Л. Дубровская, А. Никитина, А. И. Вильтзак, Л. Вуйциковский, Н. Зверев. 1937, "Маркова – Долин компани" (под назв. "Приём"), балетм. тот же; в гл. партиях – А. Маркова, А. Долин и другие. 1947, "Гран балле дю марки де Куэвас", балетм. тот же; в гл. партиях – Марджори Толчиф, Ж. Скибин и другие. 1955, Ганновер, балетм. И. Георги. 1964, Королевский балет, Лондон, балетм. тот же. 1972, Дюссельдорф, балетм. тот же.

Е. Я. Суриц.

Лани Ж. Б.

ЛАНИ́ (Lany) Жан Бартелеми (24.3.1718, Париж, – 29.3.1786, там же), франц. артист, балетмейстер, педагог. В 1741–76 в Королевской академии музыки (с 1748 гл. балетмейстер). Работал также в Берлине (1743– 1747), Турине и Лондоне. Ставил танцы и выступал в операх-балетах и лирич. трагедиях: "Ипполит и Арисия" (1742), "Пигмалион" (1748), "Зороастр" (1749), "Неожиданности любви" (1757) – все Рамо; "Исмена" Ребеля и Франкёра (1747), "Омфала" Кардонна (1769). Создал новый, пастушеский, или "пейзанский", стиль исполнения. Среди его учеников – М. Гардель и Ж. Доберваль.

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 2, П., 1914.

В. А. Майниеце.

Лани Л. М.

ЛАНИ́ (Lany) Луиз Мадлен (1733, Париж, – 1777, там же), франц. артистка. Ученица своего брата Ж. Б. Лани. Выступала в парижской Опере, в операх-балетах и лирич. трагедиях Рамо, Кампра, Ребеля, Франкёра и другие. (1744–67). Обладала виртуозной техникой, элегантностью, красивой внешностью.

В. А. Майниеце.

Ланнер К.

ЛÁННЕР (Lanner) Катти (Катарина) (14.9.1829, Вена, – 15.11.1908, Лондон), австр. артистка, балетмейстер, педагог. Дочь композитора И. Ланнера. Училась в школе при Венской придворной опере у П. Кампилли. Дебютировала в 1845 в "Кернтнертортеатр" в балете "Ангелика" (балетм. А. Гуэрра), исполняла роли Фенеллы ("Немая из Портачи" Обера), Мирты ("Жизель") и др. Гастролировала в Берлине (где в 1856 исполняла роль Жизели), Дрездене, Мюнхене. В 1862–64 солистка и балетмейстер в Гамбурге (пост. "Уриель, демон ночи", "Роза Севильи, или Вечер у Дона Бартоло" и другие.). В 1860–70-х гг. выступала во Франции, скандинавских странах, России, США. С 1875 работала в Лондоне. Открыла там одну из первых балетных школ ("Национальная балетная школа"). Ставила балеты в театре "Хэр маджестис" (1877–81) и "Друри-Лейн". В 1887–97 балетмейстер "Эмпайр тиэтр", где пост. мн. балетов, в т. ч. "Английский спорт" (1887), "Клеопатра" (1889), "Парижская выставка" (1889) – все Эрве; "Орфей" (1891), "Версаль" (1892), "По городу" (1893), "Монте Кристо" (1896), "Аляска" (1898), "Ещё раз по городу" (1899) – все Венцеля; "Фауст" Майера, Люца и Форда (1896), "Сэр Роджер де Коверли" Kappa (1907).

Лансье

ЛАНСЬÉ, кадриль-лансье (франц. lancier, букв. – улан), англ. бальный танец. Распространился в сер. 19 в. в Европе. Исполняется 4 парами, расположенными в каре. Первая и вторая пары – визави, третья и четвёртая пары – контрвизави. Состоит из 5 фигур: 1-я – la Dorset, муз. размер 6/8; 2-я – la Victoria, муз. размер 2/4; 3-я – les Moulinets, муз. размер 6/8; 4-я – les Visites, муз. размер 6/8; 5-я – les Lanciers, муз. размер 2/4. Построен на движениях pas chassé, pas élevé, pas balancé, реверансах и поклонах. Перед каждой фигурой исполнялась интродукция (8 тактов), только последняя начинается прямо с танца.

И. С. Ивлева.

Лаосский классический танец

Статья большая, находится на отдельной странице.

Лапаури А. А.

ЛАПАУ́РИ Александр Александрович (15.6.1926, Москва, – 6.8.1975, там же), сов. артист, балетмейстер и педагог. Засл. арт. РСФСР (1955). Окончил Моск. хореографич. уч-ще (1944, педагог Н. И. Тарасов) и балетмейстерское отделение ГИТИСа (1958). В 1944–67 в Большом т-ре. Танцевал в пост. балетмейстеров: Р. В. Захарова – Гирей; Алексей ("Барышня-крестьянка"); В. И. Вайнонена – Актёр ("Пламя Парижа"); Л. М. Лавровского – Андре ("Фадетта"); В. М. Чабукиани – Командор ("Лауренсия"). Среди партий: Жан де Бриен и Абдерахман ("Раймонда"), Ганс ("Жизель"). Иск-во Л. отличалось строгим благородством стиля, скульптурной отточенностью и выразительностью пластики, психологич. углублённым раскрытием образов. Мастер дуэтно-классич. танца, Л. был многолетним партнёром Г. С. Улановой, М. Т. Семёновой, М. М. Плисецкой, P. C. Стручковой. Пост. балеты: "Лесная песня" Жуковского и "Подпоручик Киже" на муз. Прокофьева (1961 и 1963, Большой т-р, оба – совм. с О. Г. Тарасовой), "Утёс" на муз. Хачатуряна (1964, Казанский т-р), "Ожившая легенда" на муз. Метнера (1964, там же), "Зов отчизны" на муз. Хачатуряна (1965, Киевский т-р), "Имя твоё" Пуленка (1968, Одесский т-р; 1970, Т-р им. Станиславского и Немировича-Данченко); концертные номера: "Вальс" Дунаевского, "Этюд" Глиэра, "Лунный свет" Дебюсси и другие. Режиссёр-постановщик и балетмейстер фильмов-балетов "Подпоручик Киже" (1969) и "Имя твоё" (1970). В 1945–61 преподавал в Моск. хореографич. уч-ще. С 1952 педагог балетмейстерского отделения ГИТИСа (с 1972 проф.). Автор статей по балету. Участвовал в гастролях за рубежом.

Э. В. Бочарникова.

А. Лапаури - Командор

Лапаури А. А.

А. Лапаури - Командор

Лапиашвили П. Г.

ЛАПИАШВИ́ЛИ Парнаоз Георгиевич [р. 26.4(9.5).1917, Мирзаани Цителцкаройского р-на Груз. ССР], сов. художник, педагог. Нар. художник Груз. ССР (1967). В 1941 окончил тбилисскую АХ. С 1940 художник-декоратор разл. т-ров Грузии. Оформил в Т-ре им. Палиашвили балеты "Горда" (1949; Гос. пр. СССравни 1951) и "За мир" (1953) Торадзе, "Рассвет" Глонти (1967). С 1960 педагог (с 1965 проф.) тбилисской АХ.

A. C. Чхеидзе.

Ларионов М. Ф.

ЛАРИÓНОВ Михаил Фёдорович (22.5.1881, близ Тирасполя, – 10.5.1964, Фонтене-о-Роз, близ Парижа), рус. художник, график, театр. декоратор. Образование получил в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1898–1910). Находясь во время 1-й мировой войны в Швейцарии, вместе с художницей Н. С. Гончаровой (жена Л.) присоединился к труппе С. П. Дягилева; оформил балеты "Ночное солнце" на муз. H. A. Римского-Корсакова (1915, Женева, балетм. Л. Ф. Мясин), "Кикимора" (1916, Сан-Себастьян, балетм. тот же). В Париже продолжал театр. деятельность как художник, сценарист, иногда и сопостановщик-хореограф, худ. консультант. Среди его работ для Русского балета Дягилева выделяются спектакли, связанные с рус. фольклором и сказочными образами: "Русские сказки" (1917, т-р "Шатле", Париж, балетм. Мясин), "Шут" на муз. балета Прокофьева "Сказка про шута, семерых шутов перешутившего" (1921, Париж, т-р "Гете лирик", балетм. М. Ф. Ларионов и Т. Славинский), "Байка про лису" Стравинского (1922, парижская Опера, балетм. Б. Ф. Нижинская). Оформил балет "На Днепре" Прокофьева (1932, парижская Опера, балетм. С. Лифарь).

В. М. Паппе.

Эскиз декорации к балету "Ночное солнце". Худ. М. Ларионов

Ларионов М. Ф.

Эскиз декорации к балету "Ночное солнце". Худ. М. Ларионов

Ларош Г. А.

ЛАРÓШ Герман Августович [13 (25).5.1845, Петербург, – 5 (18). 1904, там же], рус. музыкальный критик, педагог (проф.). В 1866 окончил Петерб. консерваторию (ученик Н. И. Зарембы и А. Г. Рубинштейна). Первая крупная статья Л. – "Глинка и его значение в истории музыки" (1867) – явилась значительным вкладом в изучение творчества композитора. Один из ведущих муз. критиков последней трети 19 в., Л. последовательно пропагандировал творчество П. И. Чайковского, дал глубокую оценку его произв., в т. ч. балетов "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик". Л. писал о роли Чайковского в развитии балетного жанра от развлекательности к поэтичности, серьёзности, облагораживанию муз. вкуса, утверждал муз. драматургию как необходимую основу балетного спектакля.

Соч.: Музыкально-критические статьи, СПБ, 1894; Собрание музыкально-критических статей, т. 1, М., 1913, т. 2, ч. 1–2, М.–П., 1922–24; Избр. статьи, вып. 1–5, Л., 1974–78.

Лит.: Кремлев Ю. А., Русская мысль о музыке. Очерк истории русской музыкальной критики и эстетики в XIX веке, т. 3, Л., 1960, гл. 3, с. 129–88.

E. H. Дюкина.

Ларсен Н. Б.

ЛÁРСЕН (Larsen) Нильс Бьёрн (р.5.10.1913, Копенгаген), дат. артист, балетмейстер, педагог. С 1920 учился в школе Королевского датского балета, с 1933 в труппе, с 1942 солист. В 1951–56 и 1960–66 руководитель

Королевского датского балета. В 1935–37 работал в труппе Комич. балет Труди Шоп, а в 1946 создал собственную труппу, гастролировавшую по Скандинавии. Л. – лучший совр. характерный и мимич. актёр Дании, продолжатель традиций балетной пантомимы, к-рая была обязательным компонентом спектаклей Бурнонвиля и своеобразно трансформировалась в совр. нац. дат. балетах. Лучшие партии: Продавец лимонада ("Неаполь", балетм. А. Бурнонвиль), Коппелиус ("Коппелия"), вдова Симон ("Тщетная предосторожность"), Тибальд; Фокусник ("Петрушка", балетм. М. М. Фокин), Дедушка ("Юноша должен жениться" Нёргора, балетм. Ф. Флиндт). Пост.: "Свергнутый укротитель львов" Тарпа (1943), "Сильвия" (1947); "Желание" на муз. Гершвина (1950), "Капризная Люсинда" Ерсилля (1954), "Видение" на муз. Бриттена (1957), "Жизель" (совм. с Э. Бруном, 1959); "Петя и волк" на муз. Прокофьева (1960); для Т-ра пантомимы – "Тиль Уленшпигель" (1953), "Коломбина и игрушечный Мишка" (1959), "Мозаика воспоминаний Тиволи" (1961) и др. В 1973 был на гастролях в СССР вместе с труппой Королевского датского балета.

Е. Я. Суриц.

Н. Б. Ларсен - Коппелиус

Ларсен Н. Б.

Н. Б. Ларсен - Коппелиус

Лассь Ю. В.

ЛАССЬ Юрий Вамболович (р. 25.12.1942, Таллин), сов. артист. Засл. арт. Эст. ССР (1970). В 1962 окончил Таллинское хореографич. уч-ще (педагог К. Саареке). В 1968–69 совершенствовался в Моск. хореографич. уч-ще (педагог А. Пестов). С 1962 ведущий солист т-ра "Эстония". Партии: Дезире, Альберт, Зигфрид, Ромео, Франц, Дафнис; Иванушка ("Конёк-Горбунок" Щедрина), Мальчик, Юноша ("Мальчик и бабочка", "Балет-симфония" Тамберга), Принц ("Золушка") и др.

Ю. А. Жигурс.

Латвийский балет

Статья большая, находится на отдельной странице.

Латвийский театр оперы и балета

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Лауренсия"

"ЛАУРÉНСИЯ", балет в 3 актах 5 картинах (по драме Лопе де Вега "Овечий источник" – "Фуэнте Овехуна"), Комп. A. A. Крейн, сцен. Е. М. Мандельберг, 22.3.1939, Т-р им. Кирова, балетм. В. М. Чабукиани, худ. С. Б. Вирсаладзе, дирижёр И. Э. Шерман; Лауренсия – Н. М. Дудинская, Фрондосо – В. М. Чабукиани, Хасинта – Е. Г. Чикваидзе, Паскуала – Т. М. Вечеслова. 1972, возобн., там же; Лауренсия – Н. Д. Большакова, Фрондосо – Н. И. Ковмир. 11.8.1940, Москва, т-р "Остров танца", Центр. парк культуры и отдыха, балетм. A. B. Шатин, худ. А. Власов, А. Брайт, Н. Бессарабова; Лауренсия – К. Рыхлова, Фрондосо – Суворов. 19.2.1956, Большой т-р, балетм. Чабукиани, худ. В. Ф. Рындин, дирижёр Ю. Ф. Файер; Лауренсия – М. М. Плисецкая, Фрондосо – Чабукиани. 1963, возобн. на сцене Кремлёвского Дворца съездов; Лауренсия – Н. В. Тимофеева, Фрондосо – Чабукиани. В др. городах СССР (в скобках фамилии балетмейстеров): Киев (1939, Чабукиани). Ашхабад (1948, И. В. Ковтунов). Тбилиси (1948, Чабукиани). Пермь (1950, Ю. П. Ковалёв). Саратов (1950, Т. Е. Рамонова). Вильнюс (1950, М. Л. Сатуновский). Душанбе (1952, Г. Р. Валамат-заде). Казань (1953, К. Ф. Боярский). Одесса (1952, Н. И. Трегубов). Улан-Удэ (1953, И. М. Хабаева). Харьков (1952, Н. В. Данилова). Горький (1954, Г. И. Язвинский). Минск (1955, С. В. Дречин). Уфа (1951, В. Х. Пяри). Баку (1956, Г. Г. Алмасзаде). Свердловск (1957, Язвинский). Якутск (1959, В. В. Козлов). Кишинёв (1962, М. Н. Лазарева). Фрунзе (1962, Э. Мадемилова). Челябинск (1963, О. М. Дадишкилиани). За рубежом: 1952, София (Н. Кираджиева). 1956, Кошице (В. Ремар). 1959, Братислава (И. Зайко). 1970, Будапешт (В. М. Чабукиани).

Крестьянка из испанской деревушки Фуэнте Овехуна (Овечий источник) Лауренсия отвергает домогательства владетельного Командора: она любит молодого Фрондосо. Мстительный Командор появляется на их свадьбе: по его приказу Фрондосо бросают в тюрьму, а Лауренсию отводят в замок. Выбравшись оттуда, Лауренсия призывает жителей своей деревни к восстанию. Народ штурмует замок, Командор погибает в поединке с Фрондосо.

Лаури Г.

ЛÁУРИ (Lauri) Гуидо (р. 23.11.1922, Рим), итал. артист и балетмейстер. Учился в школе римской Оперы у Ростова, Леонидовой, Н. Гуэрры, Э. Каорси, Т. Баттаджи (1929–39), с 1943 солист "Ла Скала". Выступал в балетах: А. Миллоша – "Кувшин" Казеллы, "Венские безумцы" на муз. И. Штрауса, "Романтическая Венгрия" на муз. Листа, "Мирандолина" Букки, "Петрушка"; Л. Ф. Мясина – "Дриады" на муз. Шопена, "Фантастическая симфония" на муз. Берлиоза и другие. Исполнял классич. репертуар. Гастролировал в разл. т-рах Италии и другие. зап.-европ. стран, на муз. фестивалях в Венеции и Флоренции. Пост.: "Гамлет" на муз. Тома (1948, т-р "Сан-Карлуш", Лисабон), "Битва Танкреда и Клоринды" на муз. Монтеверди (1954, т-р "Квирино", Рим), "Романтическое видение" на муз. Франка (1958, Рим) и др.

В. М. Паппе.

Лафон М.

ЛАФÓН (Lafon) Мадлен (1923, по др. данным, 1924, Париж, – 6.4.1967, там же), франц. артистка. Училась в школе парижской Оперы и у А. Е. Волинина. С 1942 в труппе этого т-ра (с 1952 этуаль). Обладательница виртуозной техники, Л. участвовала в пост. балетм.: Дж. Баланчина – "Сюита в белом" на муз. Лало и "Хрустальный дворец" на муз. Бизе; С. Лифаря – "Видения" Coгe (Химера, 1947), "Наутеос" Леле (Невеста, 1954); Т. Гзовской – "Дама с камелиями" Coгe (роль Прюданс, 1960); М. Декомбе –"Для пикколо и мандолины" на муз. А. Вивальди ("Опера комик", 1963). Преподавала в школе парижской Оперы (с 1963). Гастролировала в СССР с труппой этого т-ра в 1958.

Е. Я. Суриц.

Лафонтен

ЛАФОНТÉН (Lafontaine, La Fontaine) (1655–1738), франц. артистка. Первая проф. танцовщица в Королевской академии музыки (в 1681 выступила в опере-балете Ж. Б. Люлли "Триумф любви"). Выступала в лирич. трагедиях и операх-балетах Люлли: "Прозерпина" (1681), "Персей" (1682), "Фаэтон" (1683), "Армида" (1686), "Ацис и Галатея" (1696) и др. Часто сама сочиняла свои партии. Оставила сцену в 1693. Современники называли её "королевой танца".

Лит.: Худеков С., История танцев, ч. 2, П., 1914; Guest 1., Le ballet de l'opéra de Paris, P., 1976.

B. A. Майниеце.

Лащилин Л. А.

ЛАЩИ́ЛИН Лев Александрович [17(29). 11.1888, Москва, – 10.11.1955, там же], сов. артист и балетмейстер. Засл. арт. Республики (1933). По окончании Моск. театр. уч-ща (педагог В. Д. Тихомиров), в 1906–49 в Большом т-ре. Ведущий характерный танцовщик и яркий пантомимный артист. Роли: Абдерахман ("Раймонда"), Эспада ("Дон Кихот"), Бирбанто ("Корсар"), Клод Фролло; Повар ("Три толстяка" Оранского), Тарас Бульба ("Тарас Бульба" Соловьёва-Седого), Капулетти ("Ромео и Джульетта"). Пост. 1-й и 3-й акты первого сов. балета "Красный мак" (1927), сыгравшего важную роль в развитии реалистич. направления в сов. балете. Ставил танцы в операх ("Пиковая дама", "Снегурочка", "Хованщина", "Золотой петушок", "Гугеноты", "Лакме", "Саломея" и другие.>.). В 1909–1911 в составе трупп С. П. Дягилева и А. П. Павловой гастролировал в Париже, Лондоне, Берлине, Риме и Брюсселе.

В. И. Зарубин.

Л. Лащилин - Капулетти

Л. Лащилин и Л. Банк - танец из оперы "Кармен"

Лащилин Л. А.

Л. Лащилин - Капулетти

Лащилин Л. А.

Л. Лащилин и Л. Банк - танец из оперы "Кармен"

Ле Пик Ш.

ЛЕ ПИК (Le Picq) Шарль (1749, Страсбург, – 1806, Петербург), франц. артист балета и балетмейстер. Ученик и последователь Ж. Ж. Новера, с к-рым работал в Штутгарте (1761–64). В 1764–75 танцовщик и балетм. в т-рах Венеции, Милана, Неаполя. Выступал в Королевской академии музыки в балетах Новера "Капризы Галатеи" (1776) и "Апеллес и Кампаспа" (1778). В 1782–85 работал в лондонском "Кинге тиэтр" в качестве первого танцовщика и балетм. Пост. там балеты: "Похищение сабинянок" Вичентио (1782), "Обманутый учитель" Мартини (1783), "Охота Генриха IV" (1784); "Суд Париса" Бартелемона (1785) и др. Выдающийся танцовщик, владевший высокой техникой, Л. П., по свидетельству Новера, "довёл своё искусство до совершенства". С особенным успехом выступал в партии Алексиса в балете "Дезертир" (1784, балетм. Ж. Доберваль). Как балетмейстер пропагандировал постановки известных хореографов своего времени (Гарделя, Доберваля) и прежде всего – Новера. В 1786–98 работал в Петербурге, где пост. балеты Новера: "Смерть Геркулеса", "Психея и Амур", "Медея и Язон", "Адель де Понтье", "Анета и Любен", а также ряд собственных балетов: "Пастушка", "Покинутая Дидона", "Прекрасная Арсена", "Два савояра", "Любовь Байяра", "Танкред", танцы в спектакле "Начальное управление Олега" с музыкой Каноббио, Сарти и В. А. Пашкевича, в опере "Февей" Пашкевича и другие. Способствовал изданию "Писем о танце" Новера в России и Италии.

Лит.: Новерр Ж.-Ж., Письма о танце, пер. с франц.. Л., 1927; Худеков С., История танцев, ч. 3, П., 1915; Красовская В. М., Русский балетный театр от возникновения до середины XIX века, Л.–M., 1958; Гозенпуд Α., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959.

В. А. Майниеце.

Лебедева П. П.

ЛÉБЕДЕВА Прасковья Прохоровна (1838–1917), рус. артистка. В 1857 окончила Моск. театр. уч-ще (педагоги Г. Воронина и Ф. Монтассю). Воспитанницей уч-ща с 1854 исполняла на сцене Большого т-ра ведущие партии: Гитана ("Гитана, или Испанская цыганка" Шмидта и Обера, дебют Л.), Жизель; Катарина ("Катарина, дочь разбойника" Пуньи), Пахита и другие. Среди её лучших партий также Эсмеральда; Маргарита ("Фауст"). Выступала также и в петерб. т-ре. В иск-ве Л. сочетались проф. мастерство, темперамент, драматич. выразительность. Оставила сцену в 1867.

Лит.: Блазис К., Танцы вообще, балетные знаменитости н национальные танцы, М., 1864; Красовская В., Русский балетный театр второй половины XIX века, Л.–М., 1963.

О. М. Мартынова.

"Лебединое озеро"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Левассёр А.

ЛЕВАССЁР (Levasseur) Андре (р. 18.8.1927, Париж), франц. театр. художник и модельер. Создал эскизы костюмов к пост. балетм.: С. Лифаря – "Фантастическая свадьба" Делануа (1955, парижская Опера); Дж. Тараса – "Световая западня" Дамаза (1952, "Гран балле дю марки де Куэвас"); Дж. Баланчина – "Сомнамбула" Риети на темы Беллини (1961, "Нью-Йорк сити балле"). Оформил пост.: Дж. Тараса – "Между правой и левой кулисой" Бларо (1956, "Лондон фестивал балле"), "Фанфары в честь принца" на муз. композиторов 17 в. (1956, Монте-Карло), "Комедианты" Дамаза (1957, "Балле де Пак"), "Музыкальный вечер" на муз. Россини в аранжировке Бриттена (1957, там же), "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1958, "Американ балле тиэтр"); Ф. Аштона – "Пери" Дюка (1956, Королевский балет Великобритании), "Подарок ко дню рождения" на муз. Глазунова (1956, там же), "Вальс" на муз. Равеля (1958, "Ла Скала"), "Ундина" Хенце (1959, Монте-Карло); С. Лифаря – "Вечная любовь" на муз. Р. Штрауса (1957, Монте-Карло), "Бонапарт в Ницце" Тирье (1960, Ницца); О. Брианского – "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1958, "Лондон фестивал балле"); Дж. Картера – "Вечерний гость" на муз. Чайковского (1963, "Балле Жанин Шарра"); Ж. Лаззини – "Коппелия" (1965, Марсельская опера) и др.

В. М. Паппе.

Левашёв В. А.

ЛЕВАШЁВ Владимир Александрович (р. 16.1.1923, Москва), сов. артист. Нар. арт. РСФСР (1965). С 1941, по окончании Моск. хореографич. уч-ща (педагог П. А. Гусев), в Большом т-ре. Исполнительская манера Л., ведущего характерного танцовщика, отмечена лёгкостью, пластичностью, музыкальностью, большим мимич. дарованием. Среди партий: Шурале, Ли Шанфу; Северьян ("Каменный цветок"), Ротбарт и Наставник ("Лебединое озеро"), Тибальд, Меркуцио и Лоренцо ("Ромео и Джульетта"), Дон Кихот; Командор ("Лауренсия"), Кащей ("Жар-птица"), Царь ("Конёк-Горбунок"), Дроссельмейер; Визирь ("Легенда о любви"), Кот в сапогах, фея Карабос ("Спящая красавица"); Умирающий гладиатор ("Спартак", балетм. И. А. Моисеев). Снимался в телевизионном фильме-балете "Федра". Участвовал в гастролях за рубежом. С 1978 – педагог по работе с солистами Большого т-ра.

Лит.: Лавровский Л., Молодежь балета, "Т", 1946, №. 1–2, с. 89–90.

E. H. Дюкина.

В. Левашёв - Дроссельмейер

В. Левашёв - фея Карабос

Левашёв В. А.

В. Левашёв - Дроссельмейер

Левашёв В. А.

В. Левашёв - фея Карабос

Левенталь В. Я.

ЛЕВЕНТÁЛЬ Валерий Яковлевич (р. 17.8.1938, Москва), сов. театр. художник. Засл. художник РСФСР (1976). В 1962 окончил ВГИК (ученик Ю. И. Пименова и М. И. Курилко). В т-ре с 1963. Оформлял оперные и другие.матич. спектакли в Москве, Ленинграде и другие. городах СССР и за рубежом, работал в кино. С 1965 в Большом т-ре СССравни Работам Л. свойственны богатство фантазии, поиски новых выразительных средств, острое чувство современности, яркая образность. Оформил балеты (в скобках фамилии балетмейстеров): в Новосибирском т-ре – "Золушка" (1964, О. М. Виноградов), "Ромео и Джульетта" (1965, он же), "Ледяная дева" (1964, П. А. Гусев); в Минском т-ре – "Тиль Уленшпигель" Глебова (1974, О. М. Дадишкилиани); в Большом т-ре – "Цветик-семицветик" Крылатова (совм. с М. Соколовой; 1965, О. Г. Тарасова), "Асель" Власова (1967, Виноградов), оперу-балет "Снежная королева" Раух-вергера (1969, A. M. Meccepep), "Анна Каренина" (1972, М. М. Плисецкая, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов), "Озарённость" Пахмутовой (1974, Рыженко и Смирнов-Голованов), "Икар" С. Слонимского (1976, В. В. Васильев), "Чиполлино" К. Хачатуряна (1977, Г. А. Майоров), "Чайка" Щедрина (Плисецкая), "Макбет" Молчанова (Васильев), оба – 1980. Создал (совм. с. Л. Статландом) декорации и костюмы к фильму-балету "Анна Каренина" (1975, Плисецкая, Рыженко, Смирнов-Голованов) и телефильмам-балетам "Ромео и Джульетта" на муз. Чайковского (1968, Рыженко и Смирнов-Голованов), "Фед-ра" Локшина (1972, те же), "Трапеция" на муз. Прокофьева (1970, те же), "Белые ночи" на муз. Шёнберга (1972, те же).

В. В. Ванслов.

Эскиз декорации к балету "Асель". Худ. В. Левенталь

Левенталь В. Я.

Эскиз декорации к балету "Асель". Худ. В. Левенталь

Предыдущая страница Следующая страница